Наши партнеры

Выгодно сервис аренды автомобилей в москве в компании РексРент.
Купить одежду Вологда.
в москве

Театральная энциклопедия
(страница 382)


САРИОТТИ (наст. фам.- С и р о т к и н), Михаил Иванович [1839-30.1(11.11). 1878] -рус. артист оперы (высокий бас). Род. в Петербурге. Пению обучался у артиста петерб. имп. оперы П. И. Гумбина, в дальнейшем совершенствовался в Милане у проф. П. Репетто. В 1862 с успехом выступал в Кремоне и Милане. В 1863 дебютировал на сцене Мариинского т-ра в партии Бертрама ("Роберт-Дьявол" Мейербера). Обладал могучим голосом бархатного тембра, большим сценич. темпераментом. Ц. А. Кюи называл его "диким, неукротимым, бешеным и чрезвычайно эффектным" в партии Олоферна ("Юдифь" Серова). С. был также первым исполнителем басовых партий:

Верховный жрец, Ер„мка ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Робин ("Вильям Ратклиф" Кюи). Др. партии:

Алказим ("Наида" Флотова), Кудряш ("Гроза" Каш-перова).

Лит.: Кюи Ц., Из моих оперных воспоминаний, "ЕИТ". Сезон 1899-1900 гг., СПБ, 1900, прил. 2, с. 11. Л. Ив.

САРКСЯН, Ара Мигранович (p.7.IV.1902) - арм. сов. скульптор, живописец и театральный художник. Нар. художник СССР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Окончил Венскую школу мастеров, с 1927 работает как театр. художник. Оформлял спектакли "Высокочтимые попрошайки" Пароняна (совм. с М. Арутчяном, 1934) - Ленинаканский т-р, "Геворк Марзпетуни" по Мурацану (1941), "Гамлет" (1942), "Дядя Багдасар" Пароняна (1954) - Т-р им. Г. Сун-дукяна. Работы С. отличаются лаконизмом выразительных средств, цельностью композиции, яркой театральностью. С. принадлежит также серия скульптурных портретов деятелей т-ра и драматургии (А. Пароняна, В. Вагаршяна, В. Аджемяна, Ширванзаде, Жасмен).

Лит.: Тиханова В., Ара Сарксян, М., 1962. Л. Х ал.

САРОЯН (Saroyan), Уильям (р. 31.VIII.1908) - амер. писатель и драматург. По происхождению армянин. Начал писать пьесы в 1939, будучи уже известным писателем. Среди наиболее популярных пьес:

"В горах мое сердце" (1939, т-р "Груп", Нью-Йорк), "Дни нашей жизни" (1939, т-р "Гилд", Нью-Йорк; пр. Пулицера, 1940). В спектакле "Дни нашей жизни" С. впервые выступил как режиссер, позднее сам ставил свои пьесы: "Старая песня любви" (1940, т-р "Гилд"), "Прекрасные люди" (1941, т-р "Лицеум", Нью-Йорк), "Говорю вам" и "Эй, кто-нибудь!" (1942, т-р "Беласко", Нью-Йорк), "Проходи, старик!" (1943, т-р "Корт", Нью-Йорк). Большинство пьес С. успеха не имели, они не ставились в т-рах Бродвея, но С. продолжал писать пьесы, к-рые предназначал для любительских спектаклей (напр., "Джим Дэнди, толстяк из голодной страны", 1942). Драматич. произведения успешно ставились в "малых" и ун-тских т-рах:

"Скромное рождение, счастливые похороны" (1943, "Пасадена плейхаус"), "Дом Сэма Эго" (1949, "С„ркл плейере", Лос-Анжелос). В 1957 после долгого перерыва на Бродвее была пост. пьеса "Пещерные жители" (т-р "Бижу"), в 1960 - "Сэм, лучший прыгун из них всех" (т-р "Ройял", Лондон). Драматургия С. необычна как по форме, так и по содержанию. В ней нет привычных коллизий, героев. Как писал сам С., он старается в своих пьесах "раскрыть великую и бесконечную драму в самых обыденных событиях, людях, обстановке". Герои С.- бедные, отверженные люди, но даже на дне жизни они остаются прекрасными, добрыми. С. прославляет простого человека, показывает несправедливость жизни, но не пытается вскрыть корни этой несправедливости. Глубокая вера в людей, лиризм и поэзия, теплота характерны для его творчества.

В СССР была пост. пьеса "В горах мое сердцем (1961, Т-р им. Сундукяна, Ереван; 1962, Т-р им. Маяковского, Москва).

Соч.: "В горах мое сердце", "Эй, кто-нибудь!", в кн.: Американские театральные миниатюры, Л.-М., 1961.

Лит.: Cassner J., The theatre in our times, N. Y.. 1957. /f. Г.

САРРАЗАНИ (Sarrasani), Ганс (р. 1871) - нем. цир-' ковой предприниматель и артист. Был конюхом, униформистом, клоуном-дрессировщиком, приобр„л известность как директор крупнейшего нем. разъездного цирка. В своих цирках шапито С. противопоставил амер. трехманежной системе Барнум-Бейли-Ринглинг т. н. "гигантское кольцо"-укрупн„нный, семнадцатиметровый в диаметре манеж. С. заменил индивидуальные цирковые номера с 2-3 участниками групповыми, объединяющими 15-20 чел. и больше, придав им пышное этнографич. оформление. Сам С. выступал с группой животных (18 гигантских слонов, львы, тигры и т. д.).

Лит.: Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931. M. 3.

CAPCE (Sarcey), Франсиск (наст. имя и фам.- Франсуа Саре еде Сутьер) (1827-16.V.1899)- франц. писатель, театр. критик. Лит. деятельность начал в 1858. С 1867 до конца жизни С. печатал еженедельные обзоры театр. жизни Парижа в газете "Тан" ("Время"). Апологет франц. бурж. драматургии и т-ра эпохи Второй империи и Третьей Республики, С. пропагандировал пьесы Э. Скриба, В.Сарду, А. Дюма-сына и др. драматургов, идеализированно изображавших "великосветскую" и бурж. среду, показывавших лишь "безоблачные" стороны бурж. действительности. Крайне враждебно выступал он против передовых франц. писателей и драматургов - Э. Золя, Г. Мопассана, А. Бека, против пост. пьес Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Л. Толстого. С. требовал следования определ„нным правилам и при„мам (обязат. наказание порока, введение традиц. драм. и комич. эффектных положений и др.), отвечавшим мировоззрению и вкусам буржуазно-обывательской части зрителей.

Соч.: Quarante ans de theatre, v. 1-8, P., 1901-1902;

Le siege de Paris, P.- Brux., 1871; Comediens et comediennes, P., 1883; Souvenirs de jeunesse. 1839-1857, P., 1884;

Souvenirs d'age mur. P., 1892.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст., Л.-М., 1939; S t raus -HorkheimerL., Francisque Sarcey als Theaterkritiker, Frankf./M., 1937. А. Мое.

САРСУЭЛА (исп. zarzuela) - жанр йен. музыкаль-но-драм. т-ра. Возник в 17 в. Назв. произошло от наименования королевского охотничьего загородного дворца в Прадо (близ Мадрида), где устраивались придворные театр. представления, т. н. праздники С. По своему характеру близок франц. комической опере и нем. зингшпилю. С. представляла собой лирич. пьесу (вначале 2-актную), в к-рой разговорный диалог чередовался пением и танцами. Одним из первых авторов С. был П. Кальдерон ("Лавры Аполлона", 1657, и др.), музыку на его тексты писал комп. X. Идальго. Во 2-й пол. 18 в. большой вклад в развитие С. вн„с драматург Р. Ф. де ла К рус ("Жница из Вальекас", 1768, "Лиценциат Фарфулья", 1768, и др.), демократизировавший этот жанр, сблизивший его с нар. т-ром. Но к концу 18 в. С. перестала пользоваться популярностью и возродилась вновь лишь в сер. 19 в. в творчестве комп. Ф. Асенхо Барбьери - т. н. "большая С." ("Бриллианты короны", 1854; "Хлеб и быки", 1864, и др.). В 19 - нач. 20 вв. в жанре С. работали мн. видные исп. композиторы: Э. Барбьери, X. Гастамбиде, Э. Арриета, М. Фернандес Кавальеро, Р. Чапи, Т. Бре-тон, Ф. Чуэка, X. Хименес, X. М. Усандисага, X. Гу-рнди и др.

Пост. С. "Большая дорога" Чуэки (1887) положила начало утверждению этого жанра в репертуаре ар-гент. т-ров. Ставились С. "Вечеринка у Па ломы" Бретона (в гл. ролях - Л. Мильянес и Э. Хиль), "Кокетка" Чапи, "Железное кольцо" Маркеса, "Вода, сахар и водка" Чуэки, "Дуэт африканки" и "Племянники капитана Гранта" Фернандеса Кабальеро. С. этих композиторов, а также А. Вивеса и М. Торробы широко ставится в т-рах Аргентины.

Лит.: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М., 1940, с. 281-84; Chase G., The music of Spain, N. Y., [1941 ]. M. Лиц., Ал. Р.

САРТИ (Sarti), Джузеппе (крещ„н 1.XII.1729, Фаэнца,- 28.VII.1802, Берлин) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился у Дж. Б. Мартини в Болонье. Успешно дебютировал оперой "Помпеи в Армении" (1752, Фаэнца). В 1753-65 и 1768-75 был придворным капельмейстером в Копенгагене, где написал 20 итал. и 4 дат. оперы (в т. ч. "Девкалион и Пирра", 1772). С 1775 - директор женской консерватории в Венеции, с 1779 - капельмейстер собора в Милане. Среди опер этого времени: "Деревенские сцены ревности" на либр. К. Гольдони (1776, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), "Медонт, царь Эпира" (1777, т-р "Пергола", Флоренция), "Неожиданные помехи" (1778, т-р "Сан-Самуэле"), "Утешенные любовники" (1779, т-р "Реджо", Турин; позднее переработ. в России), "Юлий Сабин" (1781, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция; лучшая его опера-сериа) и "Двое ссорятся - третий радуется" (на либр. Гольдони, 1782, т-р "Ла Скала", наиболее популярная опера-буффа С.), позднее назв. "Свадьба Дорины" (мотив из не„ цитирует Моцарт в застольной музыке "Дон Жуана"). В 1784 С. был приглаш„н в Россию на должность придворного капельмейстера. В Петербурге он пост. свои новые итал. оперы: "Мнимые наследники" (1785, Каменный т-р), "Армида и Ринальдо" (1786, на открытии Эрмитажного т-ра), "Кастор и Поллукс" (1786, там же), "Андромеда" (1798, там же); в Гатчине - "Эней в Ла-циуме" (1799). Для пьесы Екатерины II "Начальное управление Олега" (1790) С. написал хоры к 5-му акту и стилизованную в антич. духе музыку к вставным сценам из "Алкесты" Еврипида. В позднем творчестве С. ярко выразились черты велгтчавой монументальности и патетич. динамики, характерные для пышного стиля екатерининского классицизма. С. был избран поч„тным членом Петерб. АН. У С. учились в Италии- Л. Керубини, в России - Д. Н. Кашин, С. И. Давыдов, С .А. Дегтяр„в и др.

Лит.: Финдейзен Н., Дж. Сарти, в кн.: Муз. старина. Сб. статей, вып. 1, СПБ, 1903; Иванов-Борец-к и и М. В., Д. Сарти в России, в кн.: Муз. наследство. Сб. мат-лов, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, вып. 1, М., 1935;

Pasolini-Zenelli G., G. Sarti, Faenza, 1883; R 1-v o I t a C., G. Sarti, musicista faentino del secolo XVIII, Faenza, 1928; M o ose г R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 2-3, Geneve, 1951. Б. Ш.

САРТР (Sartre), Жан Поль (р. 21.VI.1905) -франц. философ, писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1936-37. В годы 2-й мировой войны примыкал к Движению Сопротивления. В драматургии С. находят выражение принципы идеалистич. философии экзистенциализма, одним из наиболее видных теоретиков к-ройон является. В совр. политич. борьбе С. занимает прогрессивные позиции, выступает против колониализма, расизма, участвует в движении сторонников мира (С.- член бюро Всемирного Совета Мира).

Первая пьеса С. "Мухи" (1943, парижский Городской т-р, реж. Ш. Дюллен) представляет собой совр. вариант "Орестеи" Эсхила. С. использовал античный миф, чтобы языком иносказаний призвать соотечественников к активной борьбе против гитлеровской оккупации, но надежды автора возлагаются не на народ, показанный покорной и беспомощной толпой, а на подвиг одинокого героя. В этой пьесе выражена центр. для драматургии С. "проблема выбора", в к-рой сконцентрированы идеи С. о необходимости создания новой атеистич. морали, включающей в себя как один из осн. принципов - право на сопротивление злу насилием (даже в форме ' индивидуального террора). В трагич. фарсе "При закрытых дверях" (1944, т-р "Вь„ коломбье") проявилось глубокое разочарование С. в людях; пьеса проникнута отчаянием, она утверждает, что все люди от рождения несут в себе "бациллу" зла, прич„м каждый человек - палач другого. Однако объективный смысл этой пьесы-в изображении людей, морально изуродованных бурж. обществом. В трагедии "М„ртвые без погребения" ("Победители", Т-р Антуана, 1946) С. обратился к теме Сопротивления, правдиво и вдохновенно показал подвиг французов-патриотов, воодушевляемых антифашистскими идеями. Пьеса вызвала протест бурж. критиков. Ещ„ более резкое осуждение вызвала пьеса "Добродетельная шлюха" (Т-р Антуана, 1946), где сатирически осмеян т. н. "американский образ жизни", дана гневная оценка идеологии расизма. В послевоенные годы С. пережил идейный кризис, стремясь найти некий "третий" путь "между" социализмом и капитализмом. Этот кризис отразился в пьесе "Грязные руки" (1948, Т-р Антуана), в к-рой анализ проблемы допустимости, границ и необходимости политич. компромисса направлен против любой партийной "кастовости", что дало повод антикоммунистич. пропаганде демагогически использовать эту пьесу для пост. клеветнич. антисоветского фильма. С. сам выступил против антисов. пропаганды и зло высмеял е„ клеветнич. усердие в пьесе "Некрасов" (1952). В драме "Дьявол и бог" (1951, Т-р Антуана) на материале историч. сюжета С. подверг критике реакционность совр. католицизма, рассмотрел проблемы религии и свободы, добра и зла, противопоставил вождю, пренебрегающему страданиями народа, принцип народовластия. В пьесе "Узники Альтоны" (1959, т-р "Ренессанс") С. показал, что фашизм является неизбежным следствием капиталистич. экономики. Но и в этой пьесе С. оста„тся верен философии экзистенциализма, утверждая мысль об одиночестве человека, особенно трагическом потому, что человек не может уклониться от проблемы историч. ответственности. Художественная форма драматургии С. определяется е„ идейной направленностью. С. стремится превращать свои пьесы в некий философский диспут, резко отграниченный и подчас искусственно отдал„нный от действительности рамками заранее заданной, сконструированной драматургом условной ситуации.

В Сов. Союзе были пост. "Добродетельная шлюха" (под назв. "Лиззи Мак-Кей", 1955, Т-р им. Моссовета) и "Некрасов" (под назв. "Только правда", 1956, Моск. т-р Сатиры). С. неоднократно приезжал в Сов. Союз. Соч.: Theatre, Р., 1947; Le Diable et le Bon Dieu, P., 1951; Nekrassov, P., 1956; Les Sequestres d'Altona, P., 1959; в рус. пер.- "Лиззи Мак-Кей", "Иностранная литература", 1955, ј 1; "Только правда", М., 1956.

Лит.: J e a n s о n F., J. P. Sartre par lui - meme, P., 1958; Бачелис Т., Интеллектуальные драмы Сартра, в сб.: Современная зарубежная драма, М., 1962; e e ж с, Жан-Поль Сартр и его драматургия, в сб.: Современная литература за рубежом, М., 1962; Гаевский В., Сартр и развитие современной французской драмы, "Театр", 1959, .Ns 9;

История французской литературы, т. 4, М., 1963; Ш к у-н a e в а И., Современная французская литература, М , 1961. Г. Бач.

САРУ ГАКУ - япон. нар. представления. Возникли в 10-11 вв. из представлений сангаку. К кон. 12 в, появились проф. группы С., к-рые выступали на территории храмов во время буддийских и синтоистских праздников. Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные труппы С., именовавшиеся так же, как все ремесленные цехи, -- "дза". Специализация актеров в этих труппах способствовала развитию отдельных видов япон. традиционного театр. иск-ва; из комич. сценок постепенно сформировался к„гэн, а из исполнения муз. танц. номеров к середине 13 в. сложился особый вид муз. представления, из к-рого в дальнейшем развился т-р Но. Л. Г.

САРЫМСАКОВ, Ширьяздан Мухамеджанович [р. 29.IV(12.V).1911 ] - тат. сов. режиссер. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). В 1936 окончил ГИТИС по классу И. Я. Судакова и А. П. Грипича и стал реж. Т-ра им. Камала (в 1942-43 и 1952-58- гл. реж.).

Пост. спектакли: "Доходное место" (1936); "Шам-сикамар" Аблиева (1938), "Хозяйка гостиницы" (1939);

"Тукай" Файзи (1939, 1942), "Тревожные дни" (1940), "Пламя" (1943) Гиззата, "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала (1944), "Человек с ружь„м" (1947); "Жизнь начинается снова" Собко (1951), "Райхан" Исанбета (1952). Пост. значит, спектакли по нац. классике - "Несчастный юноша" Г. Камала (1954), "Без ветрил" К. Тинчурина (1958; пр. им. Тукая). Глубокое знание истории татарского народа придало ярким и эмоциональным спектаклям С. глубокую достоверность.

С. пост. ряд опер в Т-ре им. Мусы Джалиля: "Ирек" Жиганова (1939), "Галиябану" Музафарова- (1940), "Неотосланные письма" Файзи (1960). Как актер сыграл ряд характерных ролей. Вед„т педагогич. работу в Татар, театр. уч-ще и Казанской консерватории. X. К.

САРЫМСАКОВА, Л ю т ф и (р. 26.IV. 1896)- узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Чл. Ком-мунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Сов. Узб. ССР (1959). Род. в бедной крестьянской семье. В первые послереволюц. годы- участница театр. самодеятельности. В 1926 поступила в Ко-кандский т-р, затем работала в Андижане, Фергане. В 1934 вступила в состав узбекского музыкального т-ра в Ташкенте. С 1940 - актриса Т-ра им. Мукими.

Творчество С. глубоко связано с нар. жизнью; она создала галерею образов узб. женщин-матерей, борющихся за счастье детей. Таковы Ку-мыш-холя, Айсара, Ки-мье ("Два коммуниста", 1928, "Гульсара", 1935, "Нурхон", 1942, 1952, Яшена), Рисо-лат ("Мукими" Абдул-лы, 1953). Яркостью красок отмечено исполнение характерных ролей-колдунья Ясуман ("Фархад и Ширин", 1937), Май-сара ("Проделки Маиса ры" Хамзы, 1940), Джихан-холя ("Аршин мал алан", 1938). Лучшие из этих работ обретали трагедийное звучание. С. снималась во многих кинокартинах "Узбекфильма" ("Клятва", "Крушение эмирата", "Сыновья идут дальше") и др.

Лит.: Байтерякова Д., Тема Лютфиханум Са-рымсаковой, "Театр", 1959, ј 9; Михайловская Н., Театр музыкальной драмы, "Сов. музыка", 1959, ј 6; Узб. гос. театр муз. драмы и комедии им. Мукими, Ташкент, 1959:

Алиев М., Л. Сарымсакова, Ташкент, 1963 (на узб. яз.). Я. Ф.

САРЬЯН, Гегам Багдасарович [р. 12 (25). XI I.I 902]- арм. сов. поэт и драматург. Автор пьес "Три песни" (1935), "Клевета" (1940), "В гуще леса" (1941), пост. в Т-ре им. Сундукяна, "Глаз" (совм. с М. Джананом. 1931, Ленипаканский т-р), "Колокол мира" (1950). Пьесы С. поев. борьбе арм. народа за Сов. власть и против нем .-фашистских захватчиков в годы Отечественной войны, мирному созидательному труду в послевоенное время. Б. А

САРЬЯН, Мартирос Сергеевич [р. 16(28). II. 1880]-* арм. живописец, график и театр. художник. Нар. художник СССР (1960), лауреат Ленинской пр. (1961). Герой Соцйалистич. Труда (1965). В 1904 окончил Моск. училище живописи, ваяния и зодчества (учился у В. А. Серова и К. А. Коровина). Оформил спектакли: "Алмаст" Спендиарова (1930, Одесский т-р оперы и балета; 1933-Т-р им. Спендиарова; Гос. пр. СССР, 1941), "Храбрый Назар" А. Степапяпа (1935, Т-р им. Спендиарова), "Давид бек" Тиграняна (1956, совм. с X. Есаяном и А. Мирзояном, Т-р им. Спендиарова), "Фи-лумена Мартурано" Э. Де Фи-липпо (1956, Т-р им. Вахтангова), "Золотой петушок" (1932, Оперный т-р им. Станиславского, 2-й акт). С. придал пространственное звучание цвету, вн„с в театр. оформление элементы арм. архитектуры. Написал портреты деятелен т-ра:

М. Манвеляна, А. Восканян, В. Напазяна, Р. Симонова, А. Даниелян, Г. Улановой и др.

Лит.: Михайлов А., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Х а л а т я н Л., Сарьян и театр. Ереван, 1960 (на арм. языке); Дрампян Р. Г., Мартирос Сарьян, Ереван, 1960 (на арм. языке). Д. Хал.

САРЬЯН (наст. фам.- Тер-Григорян), Тате-вое Хачатурович [р. 28.IV(11.V).1903] - арм. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Арм. ССР (1954). Учился в Моск. арм. студиях (1923-25 и 1926-28), в Гос. экспериментальной театр. мастерской В. Э. Мейерхольда (1923-28). С. был одним из организаторов ихуд.рук.Ленинаканскогот-ра (1928-30), в 1932-37гл. реж. Бакинского арм. т-ра. Один из основателей Арм. т-ра муз. комедии (1942, Ереван), где был гл. режиссером (1942-54). С 1955 - актер Т-ра им. Сун-дукяна.

Пост. - "Человек с портфелем" Файко (1928, Ле-нинакан), "Поэма о топоре" Погодина (1931), "Страх" (1932), "Без вины виноватые" (1939)-в Т-ре им. Сун-дукяна, "Леблебиджи..." Чухаджяна (1942), "Кум Моргана" Ширванзаде (1948) - в Арм. т-ре музыкальной комедии. С.- один из крупнейших актеров Армении. Игра его исполнена ярким юмором, острой характерностью.

Роли: Багдасар, Тапарникос ("Дядя Багдасар", "Восточный дантист" Па роняна), Назар ("Храбрый Назар" Демир-чяна), Балабек ("У родника" и "Опытное поле" Зарьяна), Порсухян ("Порок сердца" Арутюняна) и др.

Лит.: А в а к я н X., Тадевос Сарян, Ереван, 1964 (на арм. языке). Б. А.

САТЕРЛЕНД, Сазерленд (Sutherland), Джоап (р. 7. XI. 1926, Сидней),-англ. артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Училась в консерватории в г. Сиднее, где и дебютировала как оперная певица в опере "Юдифь" Гуссенса (1950). Вскоре переехала в Лондон и в 1952 стала солисткой т-ра "Ковент-Гарден", исполняя гл. обр. партии лирич. сопрано. Мировая известность пришла к С. после исполнения ею роли Лючии ди Ламмермур (о. п. Доницетти) в 1959. С этого времени она гастролирует в крупнейших оперных т-рах мира (Венская гос. опера, "Гранд-Опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", Чикагская опера), выступая в осн. в операх Беллини, Доницетти, Моцарта. С.- одна из выдающихся певиц современности. Блестящий виртуоз, знаток стиля классич. бель канто, обладает голосом широкого диапазона, ровным по звуку, гибким и пластичным.

Лучшие партии: Лючия; Амина, Эльвира ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Виолетта; Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта).

Лит.: Тимохин В., Джоан Сазерленд, "Муз. жизнь", 1962, ј 18. Вс. 7'.

САТЙ (Satie), Эрик (17.V. 1866- l.VII. 1925) - франц. композитор. Чл. Коммунистич. партии Франции с е„ основания (1920). В 1878-87 учился в парижской Консерватории, в 1905-08 - в парижской "Схола канторум" (у В. д'Энди и А. Русселя). Был другом К. Дебюсси. В сво„м творчестве стремился противопоставить изысканности импрессионизма музыку более простую, экономную и грубую. С.- автор музыки балета "Парад" (1917,"Рус. балет С. Дягилева", Париж), выражающего творч. принципы С.; балетов "Эксцентрическая красавица" (1920), "Меркурий" (1924), "Перерыв" (1924, Шведский балет, Париж) и др. Наиболее значит, произв. С.- симф. драма с пением "Сократ" на текст диалогов Платона (1918). В творчестве С., наряду со здоровым протестом против созерцательного эстетизма и туманной символики бурж. декадентского иск-ва, проявились черты нарочитой экстравагантности и скепсиса. В 20-е гг. вокруг пего объединились молодые музыканты Шест„рки", к-рые считали С. своим учителем.

Лит.: Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", перевод с франц., Л., 1У64; Шнеерсон Г. М., Французская музыка 20 века, М., 1964; Templier P.-D., E. Satie, P., 1932;

Erik Satie, son temps et ses amis, "Revue musicale". P., 1952, u 214. Ал. М.

САТИНА, Екатерина Александровна [р. 2(14). I. 1892] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1943). Сценич. деят. начала в Киеве, участвуя в любит, спектаклях. В 1910 училась в петерб. Школе сценич. иск-ва. После окончания школы играла в Н. Новгороде, Вильно и др. С 1915 работала в труппе ТАРТО в Тбилиси (Товарищество артистов Российского театр. об-ва) и др., в 1932-63- актриса Т-ра им. Грибоедова (Тбилиси). Вдумчиво раскрывая психологию сценпч. персонажей, С. находила для них особые характерные черты, придавала своим сценич. образам яркую индивидуальность , выразительность.

Лучшие роли: Евгения ("На бойком месте"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Анна Каренина, Гурмыжская, Кручинина; Мурза-вецкая ("Волки и овцы"), Звездинцева ("Плоды просвещения"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Васса Же-лезнова; дама Нюрка ("Аристократы" Погодина), мадам Ксгт-диас ("Интервенция" Славина), Забелина ("Кремл„вские куранты"), Балла ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Аркадина ("Чайка"), Старая хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийокп). С 1918 занимается педагогической деятельностью. В 1934-41 преподавала в уч-ще при Т-ре им. Грибоедова, в 1934-48 - в киношколе в Тбилиси, с 1962 вед„т класс сценич. речи в рус. секторе в Театр. ин-те им. Руставели.

С. Г. САТИРОВСКАЯ ДРАМА - жанр др.-греч. драматургии. Возник из обрядовых сел. празднеств в честь бога Диониса. С установлением в Афинах (ок. 500 до н. э.) тв„рдого порядка в организации театр. состязаний на Великих Дионисиях С. д. стала обязат. частью этих состязаний и исполнялась в качестве 4-й, заключит. пьесы тетралогии, Первым драматургом, придавшим С. д. сценич. форму, в античности считался П ратин из Флиунта (5 в. до н. э.). Жанр С. д. известен по одному сохранившемуся произв.- "Киклоп" Еврипи-да - и по немногочисл. фрагментам: из "Следопытов" Софокла, из двух С. д. Эсхила и из С. д. др.-аттич. трагиков. Непременный участник С. д.- хор сагиров - озорных и хвастливых лесных демонов. Часто изображалось их нападение на нимфу или богиню ; иногда сатиры сами попадали впленкразл. чудовищам (напр., к Киклопу), откуда их освобождал могучий или хитроумный герой (Геракл, Тесей, Одиссеи). В обрисовке богов и героев С. д. охотно использовала бытовые элементы, сближавшие е„ с сицилийской п средней аттической комедией. Юмористич. колорит С. д. помогал разрядить напряжение, возникавшее после показа трагедий, и возвращал зрителя в атмосферу весеннего празднества Диониса. С сер. 4 в. С. д. уже не являлась обязательным завершением тетралогии. Сохранились отрывки из С. д. 4 и 3 вв. до н. э. и сведения об эпизодич. пост. С. д. в антич. т-рах вплоть до 2 в. н. э.

Тексты.- Mette H. J., Der verlorene Aischylos В., 1963: в рус. пер.Софокл, Драмы, т. III, М., 1914;

E в p и п и д. Пьесы, М., 1960.

Лит.: А I у W., Satyrspiel, в кн.: Paulys-Wisso-w a, Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft, zweite Reihe, Hlbbd 3, Stuttg., 1921; Guggisberg; P., Das Satyrspiel, Z., 1947; Brommer F., Satyrspiele, 2. Aufl., B.,19 59; Ярхо В. Н., О папирусных фрагментах сатировских драм Эсхила, "ВДИ", 1959, ј 4; е г о же, Лексика сатировских драм Эсхила. (К вопросу о стилистической характеристике жанра), "Известия АН СССР", серия лит-ры и языка, 1963, т. 22, вып. 6, с. 499-511. В. Я.

САТС, Алекс (р. 21.VIII.1914) - эст. сов. режиссер и актер. Нар. арт. Эст. ССР (1964). Учился в Тартуской театр. студии (1934-37), работал в Таллинском эст. драм. т-ре (1937-41), в т-ре "Ванемуйне" (Тарту, 1942-44). С 1944 - режиссер и актер т-ра "Угала (Вильянди). режиссерское и актерское иск-во С. отличается ясностью, точностью изобразит, средств, детальным анализом психологии героев. Большой вклад вн„с С. в воспитание молодых актеров.

Лучшие роли: доктор Мийлас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1947), Мэрфи ("Русский вопрос" Симонова, 1947), Воробь„в ("Беспокойная старость" Рахманова, 1948), Топаз (о. п. Паньоля, 1955), Уксенстьерн ("Женитьба Мюнхгаузена" Зиверта) и др.

Пост.: "Просветитель" Сяргава (1951), "Украденное счастье" Франко (1952), "Легенда о любви" Хикмета (1954), "Хотя и осень" (1957), "Девушка Нормунда" (1959), "Первый бал Вики" (1960) Приеде, "Домик у моря" С. Цвейга (1958), "Гибель "Надежды"" Хейерманса (1959), "Женитьба Мюнхгаузена" Зиверта (1962), "Укрощение строптивой" (1964).

К. Каск.

САТТАРОВ,Фаузи Миннимуллович (р.5.XII.1923)- башк. сов. артист балета. Засл. арт. Башк. АССР (1953). Засл. арт. РСФСР (1955). В 1934-41 учился в Ле-нингр. хореографии, уч-ще. С 1941 - солист Башк. т-ра оперы и балета (Уфа).

Партии: Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Юмагул и Арсланбай ("Журавлиная песня" Степанова), Тиморгал ("Горная быль" Ключар„ва), Бахтияр ("Гульназира" Сабитова), Базиль ("Дон Кихот"), Фрондосо ("Лауренсия") и др.

Исполнительское иск-во С. характеризуется лирико-романтич. направленностью, ему близки также ге-роич. партии. Выступал и как балетмейстер ("Зюгра" Жиганова, 1947, и др.). В 1946-61 (с перерывами) преподавал в хореографич. студии при Башк. т-ре оперы и балета. Гастролировал в КНДР (1955), Финляндии (1956), Шотландии (1958), Франции (1959), на Кубе (1964) и др. Cm. M.

САУЛЕВИЧЮТЕ, Элена (р. 27.IV.1927)-литов. сов. артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Лит. ССР(1964). В 1955 окончила Вильнюсскую консерваторию. С 1953-солистка Литов. т-ра оперы и балета. Основная исполнительница в литов. сов. операх: Марите, Тояна ("Марите", "Город солнца" Рачюнаса), Даля (о. п. Два-рионаса), Эгле, Раса, Элена ("Пиленая", "Вайва", "Дочь" Кловы).

Др. партии: Ярославна, Татьяна, Лиза, Иоланта; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Аида; Дездемона, Елена "0телло", "Сицилийская вечерня" Верди), Недда ("Паяцы"). А. Руз.

САУЛЭСКАЛН, Волдемар Эрнестович (р. 12. XI. 1905) - латыш, драматург, театр. деятель. Окончил юридич. ф-т Латв. ун-та (1938), Лит. ин-т им. Горького (1955). В 1933-37 руководил лит. отделом Нац. т-ра (Рига), в 1939-40-директор оперного и драм. т-ра г. Лиепая, в 1947-50 - зав. лит. частью Лиепай-ского т-ра. Первая пьеса С.- "На солнцеп„ке" (1926, Кулдигский т-р). С. принадлежит св. 40 пьес и инсценировок, поставленных в т-рах Латвии. Автор драмы "На нашей улице фронт" (Лиепайский т-р, 1955), комедии "Бабье лето" (1964) и др. Инсценировал "Сын рыбака" Лациса (Латвийский т-р драмы, 1949), "Цеп-лис" Розита (там же, 1953), "Семья Зитаров" Лациса (1953). А. В.

САУТИ (Southey), Роберт (12.VIII.1774-21.UI. 1843) - англ. поэт-романтик, драматург. Учился на богословском ф-те Оксфордского ун-та; был вынужден уйти из-за сочувствия франц. революции. В дальнейшем переш„л на позиции реакц. романтизма. В 1813 получил звание поэта-лауреата. Драм. произведения С. написаны в период политич. радикализма. Навеянная идеями франц. революции стихотворная драма "Уот Тайлер" (1793), поев. восстанию англ. крестьян 1381, была опубликована в 1817 без ведома автора, перешедшего к тому времени на охранительно-торий-ские позиции. С. сам осудил свою пьесу. В 1794 С. совм. с Колриджем написал тр„хактную трагедию в стихах "Падение Робеспьера" (С. принадлежат последние два акта). В этой пьесе авторы утверждали, что термидорианский переворот не был концом революции, а означал лишь уничтожение единоличной диктатуры Робеспьера, возвращение к принципам Даптона и жирондистов. Ю. К.

"САФА" ("Ч и с т о т а") - азерб. культурно-просветительное общество. Учреждено в Баку прогрес. деятелями в 1910 для развития нац. жультуры. При об-ве была создана театр. секция, к-рую в 1914 возглавлял выдающийся актер Д. Зейналов. В труппу "С." входили лучшие азерб. актеры: Г. Араблинский, Сид-ги Рухулла и др., работавшие прежде в секции об-ва "Ниджат". Труппа ставила пьесы азерб. драматургов А. Ахвердова и Н. Нариманова и переводную драматургию. Существовало ок. 10 лет. К. Кае.

САФАРАЛЙЕВА, Ушкият Сурхаевна [25.Х(7.Х1). 1912] -кумык, сов. актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1960). Чл. Коммуннстич. партии с 1946. В 1930 окончила театр. техникум в Махачкале и поступила в Кумыкский муз.-драм. т-р. Характерная актриса, играет остро комедийные роли: Сваха ("Женитьба"), Знахарка ("Иырчи казак" Яхьева). В числе лучших ролей С.- Галчиха ("Без вины виноватые"), жена Шамиля Патимат ("Шамиль" Хуршилова). Е. Ж.

САФАРЛЙ, Ислам Ахмед оглы (р. 12.II.1923)-азерб. сов. поэт и драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил в 1951 отд. журналистики филологич. ф-та Азерб. гос. ун-та. Первая пьеса "Добро и зло" (1948, Нахичеванский и Кировабадский т-ры) написана по мотивам поэмы Низами. Актуальным вопросам современности поев. пьеса "Глазной врач" (1955, Т-р им. M. Азизбекова) - о женщине-враче. Лженаучность, карьеризм, подхалимство обличает пьеса "Яди-гар" (1956, там же); вопросы морали ставит пьеса "Сердце матери" (1960. там же); герои пьесы "Легенда о Дадагюнаше" - работники обсерватории (1964, там же). Жизнь сов. людей показывают пьесы, написанные С. для нар. т-ров республики: "Наш маяк". (1961), "Что мне делать" (1962) и др. К. Кае.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница