Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-sochi-moskva/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 381)


САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА (урожд.- M e и з e n к а м п ф, по мужу - Горчакова, псевд.- Сантагано), Александра Александровна (1841- 1913) - рус. артистка оперы (сопрано), вок. педагог. Окончила Смольный ин-т в Петербурге. Против воли родителей в 1865 уехала в Италию, где училась пению у проф. П. Репетто. С успехом дебютировала в Милане. По возвращении в Россию в течение четыр„х лет пела на сцене Киевской оперы. Исполнение С.-Г., не обладавшей благоприятными сценич. данными, привлекало необычайной экспрессией и драматич. талантом. Она обладала сильным голосом большого диапазона - пела колоратурные [Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Розина] и драматич. партии [Наташа ("Русалка"), Кармен].

В конце 70 - нач. 80-х гг. с собств. труппой гастролировала в Италии, пропагандируя рус. муз. классику ("Иван Сусанин", 1874, Милан и др.), затем оставила сценич. деятельность, изредка выступала в концертах. Была выдающимся вок. педагогом. Преподавала пение в Одесском муз. об-ве, Моск. филармонич. уч-ще (1892-97), в школе Н. Тутковского. Среди учеников - С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Л. В. Собинов.

С.-Г.- автор ряда драм. произв., стихов; перевела множество оперных либретто и драм.

Лит.: "Исторический вестник", СПБ, 1913, май. т. 132, с. 749-50; А л т а е в А., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с. 115-21; Чайковский П. И., Муз.-критические статьи М , 1953, с. 379, 423, 427; В л а д ы к и н а - Б а-ч и иска я Н., Собинов, М., 1958, с. 61-67. M. P.

САНТРОСЯН, Паруйр Ованесович [р. 10(23) XII.1911 ]-арм. сов. актер. Нар. арт. Арм. ССР (1957). Член Коммунистич. партии с 1940. В 1929- 1930 учился в студии при Ленинаканском т-ре. С 1930-актер Арм. ТЮЗа (Ереван). Многогранный, острый актер, играет характерные, драматич. и комедийные роли.

Роли: Пэпо, Бриллиантов ("Пэпо", "Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна), Франц Моор, фон Вальтер ("Разбойники", "Коварство и любовь"), Городничий; Боровцов ("Пучина" Островского), Жухрай ("Как закалялась сталь"), Амбарцум-ами ("Приключения Сура и Сама" Шагиняна и Хачикяна) и др. д

САНЧЕС (Sanchez), Флоренсио (17.1.1875 - 7. XI. 1910) - аргентино-уругвайский драматург. Был журналистом. Дебютировал одноактной пьесой-шуткой

-"Двери внутрь" (1897). Первое значит, драм. произв."Мой сын доктор" (1903, труппа X. Подесты, Буэнос-Айрес), близко к пьесам т-ра гаучо (см. Гаучо театр}, но глубже отражает противоречия между патриархальным укладом жизни в Аргентине и новыми капи-талистич. отношениями. С. отказывается от идеализации этого патриархального уклада, показывая эгоис-тич. характер новой бурж. морали. Своими лучшими пьесами - "Чужестранка" (1904, труппа Э. Пагапо, Буэнос-Айрес), "Разлад в семье Барранко" (1905, труппа бр. Подеста), С. вош„л в историю аргент. и уругвайского т-ра как основоположник реалистпч. драматургии. Он развивал традиции критич. реализма, выступал против социальной несправедливости, стремился показать своеобразие обществ, и экономич. отношений, быта страны. Поклонник рус. лит-ры, С. пытался следовать Л. Толстому ("Мертвецы". 1905, труппа бр. Подеста), но не всегда поднимался до социальных обобщений. В нек-рых пьесах ("Права здоровья", 1907, труппа X. Талави, Монтевидео) заметно влияние зап.-европ. драматургии конца 19 в. (сочетание элементов натурализма и символики, тяготение к психофизиологич. проблемам).

Среди др. пьес: "Бедные люди" (1904, труппа ;). Пагапо), "В семье" (1905),"Фальшивая монета", "Наши дети" (обе 1907), "Выгодное дело" (1909), ставившиеся в Буэнос-Айресе и Монтевидео. Пьесы С. входили в репертуар итал. актеров - Э. Цаккони, Э. Новелли. Э. Дузе, Т. дн Лоренцо и др. Соч.: Teatro completo, fi. Aires, 1951. Лит.: Мамонтов С., Флоренсио Сапчес, "Культура и жизнь", 1960, ј 8; G i u s t i R., Florencio Sanchez. B. Aires. 1920; I m b e r t J., Florencio Sanchez, vida y creacion, B. Aires, [1955]. ff C

САНЧЕС ДЕ ФУЭНТЕС (Sanchez de Fuentes),* Эдуарде ЛЗ. IV. 1874-7. IX. 1944) - кубинский композитор. Учился в Гаванской консерватории. Приобр„л известность как автор песен в нар. стиле.

Написал оперы: "Юмурп" (1898), "Потерпевший кораблекрушение" (1901) по поэме "Энох Арден" Теннисона, "Скорбящая" (1910), "Дорейя" (1918) по индейским мотивам, "Путник" (1921), "Кабилия" (1942) - все пост. в Гаване, а также балет "Дионе" (1940, Гавана), сарсуэлы, ораторию, спмф. и др. произв.

Автор исследований по кубинскому муз. фольклору. В 1930-42 - президент Нац. академии иск-в и лит-ры. Лит.: Карпентьер А., Музыка Кубы, М., 1902;

Martinez O., E. Sanchez de Fuentes, fLa Habana, 1944];

G u i г а 1 M., E. Sanchez de Fuentes, [La Habana, 1944] M. Лиц.

САПАРОВА-АБАШИДЗЕ, Мария (Мако) Михайловна (1860-1940) - груз. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Сценич. деятельность начала в 1878 в Тифлисском груз. т-ре. Творчество С.-А. отразило протест передовой части груз. общества против социальной несправедливости. Иск-во С.-А. отличалось высоким реализмом, выразительностью. Она с одинаковым .успехом играла как комедийные, так и драматич. роли: Елена ("Кудур-ханум" Церетели), Машо ("Цимбирели" Цагарели), Наталья ("Хатабала" Сундукяна), Лиза ("Горе от ума"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Офелия; Клодина, Туанетт ("Жорж Дан-ден", "Мнимый больной" Мольера). А. Н. Островский дал высокую оценку исполнению С.-А. роли Полины в его пьесе "Доходное место". С.-А. перевела на груз. яз. ряд пьес рус. авторов, в т.ч. комедию А. Н. Островского и Н. Я. Соловь„ва "Счастливый день". С 1900-х гг. на сцене выступала редко.

САПЕГИН, Михаил " Михайлович (1895 - 11.XI.1953) - рус. сов. театр. художник. В 1926 окончил ВХУТЕМАС (учился у Ф. Ф. Федоровского). В том же году начал работать как театральный художник (балет "Шехеразада", Большой т-р). Искусство С. отличалось широтой диапазона. Он создал трагедийные, скупые, геометрически прочерчивающие сценич. пространство декорации к "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (1926, Замоскворецкий т-р). Ироничностью были проникнуты декорации С. к "Свадьбе Фигаро" Моцарта (1926, Экспериментальный т-р). Традиции нар. творчества использовал художник, работая над "Тупейным художником" Шишова (1929, Большой т-р). Трагедийно-балаганный характер носили декорации к спектаклю "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (1932, Мюзик-холл). Театр. работы С. отличались мастерством монтировки оформления.

Среди др. работ: "Валькирия" Вагнера (1925, в Большом т-ре), "Доходное место" (1946, Т-р им. Леси Украинки, Киев), "Без вины виноватые" (1947, Киевский т-р им.

ПУНОВ, Константин (1844 - 15. XII. 1916) - болг. актер. Один из основателей болг. проф. т-ра. В 1866 окончил Бухарестскую консерваторию по классу декламации и пения. С 1883 был пом. управителя Румелийской театр. труппы. В 1889-90 - режиссер и актер т-ра "Основа" (София), в 1890-91 - актер Столичной драм.-оперной труппы, с 1892-актер, режиссер и управляющий труппой "Слеза и смех" (София), в 1904-14 - актер Нар. т-ра (София).

Лучшие роли С.- характерные и комедийные, в т. ч. в пьесах Мольера. Своим иск-вом утверждал нац.-самобытную манеру исполнения, естественность и непринужд„нность сценич. поведения, был мастером сценич. импровизации.

Роли: Странджа, Брычков ("Изгнанники" Вазова), Гавриил, Люцифер ("Поэма зла" Михайловского), Осип ("Ревизор"), Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга), Штейнкопф ("Студенческая фантазия" Лауфса), Флаксман ("Педагоги" Эрнста) и др.

В„л педагогич. деятельность; среди учеников: Р. Попова, В. Кирков, К. Сарафов, С. Бычваров и др.

Лит.: "Театър и изкуство", 1914/1915, кн. 10, с. 5-6; П е-н ев П., Лекции по история на българския драматически театър, част 2, [С., 1954], с. 351-55. А. Ив.

САПУНОВ, Николай Николаевич (17.XII.1880- 14.VI.1912) - рус. театр. художник и живописец. Учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (у И. И. Левитана), затем в петерб. Академии художеств (у А. А. Кисел„ва). Будучи студентом, писал декорации к спектаклям Большого т-ра по эскизам Коровина. Впервые самостоятельно выступил в 1905:

"Три расцвета" Бальмонта (Т-р Трагедии, Петербург), "Евгений Онегин" (Оперная студия, Москва) и "Смерть Тентажиля" Метерлинка (Театр-студия на Поварской, Москва). В последней работе, осуществл„нной под рук. В. Э. Мейерхольда, С. оспаривал художеств. принципы В. А. Симова, противопоставив детально разработанной жизненно-достоверной декорации живописную выразительность декоративного панно. Однако в последующие годы эти художеств. принципы часто приводили С. к неудачам (плоскостное изображение панно вступало в противоречие с реальной фигурой актера). Наиболее интересными работами С. были: САшаолическо-романтич. оформление "Гедды Габлер" Ибсена, "Балаганчика" Блока, где художник удачно использовал принципы гротескного контраста (1906 и 1907, Т-р В. Ф. Комйссаржевской, оба спектакля пост. Мейерхольдом). Декорации, созданные С. в последние годы жизни, отличались живописной пышностью и красочностью: "Мещанин во дворянстве" (1911, Т-р Незлобина, Москва), "Принцесса Турандот" Гоцци (1912, там же).

Лит.: Н. Н. Сапунов, М., 1916; Эфрос А., Профили, М., 1930, с. 137-53; Розенталь Л., Николай Сапунов, "Искусство", 1962,ј10;Березкин В., Николай Сапунов, "Театр", 1963, ј 12. В. Вер.

САРАБСКИЙ (наст. фам.- Р з а е в), Гусейн Кули Мелик оглы (1879-16.II.1945) - азерб. сов. артист драмы и оперы (тенор), режиссер, педагог, театр. деятель. Нар. арт. Азерб. ССР (1932). Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 1-го созыва. Один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1902 как драм. актер в труппе Н. Нариманова (Баку). Среди лучших ролей: Гаджи Салах, Мастали-шах ("Везир Ленкоранского ханства", "Мосье Жордан..." Ахундова), Шпекин и Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Яго и др. С 1908 С. - солист труппы при об-ве "Нид-жат" (Баку), в 1914-19 - муз. труппы. Совм. с У. и 3. Гаджибековыми, М. Магомаевым, Г. Араблинским и др. С. боролся за национально-самобытное, реалис-тич. театр. иск-во. Он был первым исполнителем ведущих партий в первых азерб. операх. Обладая небольшим, но красивым голосом мягкого тембра, С, превосходно владел им, развивал нар. манеру пения. Игра С., проникновенная и эмоциональная, пользовалась признанием демократич. аудитории.

Партии: Гейс-Меджнун, шейх Сенан, Зохраб, шах Аб-бас, Керем, Аскер ("Лейли и Меджнун", 1908, "Шейх Сенан", 1910, "Рустам и Зохраб", 1910, "Шах Аббас и Хуршид Бану", 1912, "Асли и Керем", 1912, "Аршин мал алан", 1913, У. Гаджибекова), ашуг Гариб (о. п. 3. Гаджибекова, 1916), шах Исмаил (о. п. Магомаева, 1919)- первый исполнитель.

Выступал также как режиссер ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж и жена", 1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У. Гаджибекова). После установления в Азербайджане Сов. власти С. активно участвовал в деятельности проф. и самодеят. театр. коллективов. С 1920- артист Т-ра оперы и балета (ныне им. Ахундова). В 30-х гг. возглавлял Дом нар, творчества в Баку. В„л педагогич. деятельность, преподавал в Бакинской консерватории (класс нар. пения). Ученики: М. Багиров, Г. Гаджибабабеков А. Рзаева, А. Садыхов и др. С.- автор пьес, в т. ч. "Ищущий найд„т" (1906, Баку).

Соч.: Воспоминания актера. Баку, 1930 (на азерб. яз.);

Старый Баку, Баку, 1958 (на азерб. яз.).

Лит.: Джангиров И., Г. К. Сарабский, Баку" 1933; Карагичева Л., Мастера азербайджанского муз. театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961. К. Кае"

САРАДЖЕВ (наст. фам.- Сараджян), Константин Соломонович [27.1Х(9.Х).1877-22.VII. 1954] - сов. дириж„р, педагог, обществ, деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). В 1898 окончил Моск. консерваторию по классам скрипки И. В. Гржимали и контрапункта С. И. Танеева. В 1905-06 обучался дирижированию в Лейпциге у А. Никиша. С 1900 работал концертмейстером Моск. частной рус. оперы, в 1908 начал выступать как симф. дириж„р. С. был дириж„ром оперы Сергиевско-Алексеевского нар. дома, в 1913-14 - зав. муз. частью "Свободного театра" К. А. Марджанова; дирижировал здесь первой пост. "Сорочинской ярмарки" Мусоргского (1913). Основал "Вечера современной музыки" (совместно с муз. критиком В. Держановским) и Нар. консерваторию. После Октябрьской революции С. в 1918-19 руководил оперными т-рами Саратова, Ростова-на-Дону (1920), преподавал в Саратовской, а затем в Моск. консерваториях (1922-35, с 1924 - профессор), где в„л организованный им дириж„рский класс" Среди его учеников - Г. Е. Будагян, Л. М. Гинзбург, М. И. Паверман, Б. Э. Хайкин и мн. др. В 1922-24 С.- ректор ГИТИСа. В 1935-40 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова, воспитал известных оперных артистов, среди к-рых А. Б. Даниэлян, П. Г. Лисициан, Т. Т. Сазандарян, Г. М. Гаспарян и др. Участвовал в пост. оперы "Русалка" (1938), балетов: "Бахчисарайский фонтан" (1939), "Гаянэ" (1947) и др. С 1935 - профессор, в 1940 - директор Ереванской консерватории. Деятельность С. способствовала созданию и развитию арм. сов. муз. культуры.

Лит.: Тигранов Г., Константин Сараджев, Ереван, 1961 (на арм. яз.); "Сов. музыка", 1954, Л? 10, с. 146. [Некролог]. Д. Ю.

САРАДЖИШВЙЛИ, Вано (Иван Петрович) [1(13). V.1879-11.XI.1924]-груз. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1923). С 1898 обучался игре на виолончели в муз. уч-ще (Тифлпс); пел в хоре. С 1903 брал уроки пения в Петербурге у И. П. Прянишникова, позднее - у А. В. Панаевой-Карцевой; в 1906-08 совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1906 в партии Альфреда (Петербург, итал. оперная труппа А. А. Церетели). С 1908 выступал в оперных т-рах Тифлиса, Петербурга (совм. с Дж. Ансельми и др.), Саратова, Баку и др. городов. Обладал выдающимся вок. и сценич. дарованием, превосходной артистич. внешностью. Впервые исполнил гл. партии в нац. операх: Шота ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, 1919), Малхаз ("Даиси" Палиашвили, 1923). Среди лучших партий С.Ленский, Герцог, Альфред.

Др. партии: Синодал, Герман; Индийский гость ("Садко");

Альмавива, Радамес, Каварадосси; Пинкертон ("Чпо-Чио-сан"), Хозе и др.

С огромным успехом выступал и как камерный певец, исполнял груз. нар. песни. В 1947 Тбилисской консерватории было присвоено имя С. Л. Ц.

САРАТОВ - город, обл. центр РСФСР. 665 тыс. жит. (1964). Первый т-р С. возник в 1806, в 1814 было построено первое театр. здание (играли крепостные актеры).

В 20-х гг. 19 в. проезжие труппы играли в С. рус. комич. оперы, позднее - оперетты, драмы и комедии. 4 нояб. 1865 в новом четыр„хъярусном театр. здании (в центре города) начались регулярные спектакли драм. труппы под рук. антрепрен„ра и актера П. М. Медведева (в дальнейшем он несколько раз арендовал т-р в С.). В 18 59 в пригороде С., где устраивались гулянья, был выстроен летний т-р Шехтеля, позже "Т-р Сервье", там давались драматич. и опереточные спектакли заезжими труппами, а в 60- 70-х гг. проходили гастроли известных рус. и иностр. артистов (С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой, трагика А. Олд-риджа и др.). С 1897 в бывшем "Т-ре Сервье" начинает регулярные спектакли "Кружок разумных развлечений" - полулюбительская, полу профессиональная труппа при "Обществе трезвой и улучшенной жизни"; в 1902 т-р сгорел. Во вновь отстроенном каменном здании в сезон 1906-07 играла профессиональная драматич. труппа (реж. И. А. Ростовцев);

Н. И. Соболыциков-Самарин был одновременно антрепрен„ром этого т-ра (на окраине) и Городского (в центре). С 1865 в Городском т-ре регулярно играли сильные драматич. труппы; их возглавляли известные актеры и антрепрен„ры. В 70-е гг. в С. выступали (в начале своего творч. пути) А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, К. А. Варламов, М. М. Петипа (в более поздние годы многие из них гастролировали в С.). В 1897-1900 в "Товариществе" (руководитель М. М. Бородай) работали В. И. Качалов и Н. Н. Литовцева. В 1918 Саратовскому драматич. т-ру (на окраине) присвоено имя К. Маркса, в 1919 Гор. т-ру (в центре) - имя Н. Г. Чернышевского. С 1904 в С. функционировал "Очкинский т-р", где заезжие труппы, гастрол„ры и местные любители давали оперные, опереточные, реже драматические спектакли. В 1918 в помещении "Очкинского т-ра" открылся оперный т-р; в 1920 здание сгорело. В 1912 в С. была создана консерватория (ныне - им. Л. В. Собинова)- первое высшее муз. учебное заведение в провинции. До 1928 в обоих гор. т-рах играли драматич. труппы. С 1928 Т-р им. Н.Г. Чернышевского переда„тся опере, а Т-р им.К. Маркса-драме; две драматич. труппы слились в одну. В 1918 в С. открылся детский т-р, существовавший до 1919 (см. Саратовский театр юного зрителя). В 1920-24 спектакли для детей показывали студийцы Высших гос. мастерских театр. иск-ва под рук. А. М. Роома. В 1922 в С. работал Т-р эксцентрич. представлений, реорганизованный позднее в Т-р революц. сатиры. С 1930 в С. работает ТЮЗ (с 1938 т-р носит имя Ленинского комсомола). В 1965 в С. работают: Т-р оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского. Т-р драмы им. К. Маркса, Саратовский т-р юного зрителя им. Ленинского комсомола, Т-р кукол (осн. в 1937 ), цирк (осн. в 1931), хореографич. уч-ще, Консерватория им. Л. В. Собинова, филармония.

Э. К. , САРАТОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. МАРКСА - один из старейших театров в СССР. К. С. Станиславский в 60-летие С. д. т. охарактеризовал его как "рассадник национальной культуры". В 20-х гг. 19 в. проезжие труппы, гастрол„ры и местные любители ставили в Саратове рус. комич. оперы, позднее - оперетты и драм. спектакли. В 1865 во вновь выстроенном четыр„хъярусном т-ре начала регулярные спектакли драм. труппа, возглавляемая антрепрен„ром и актером П. М. Медведевым. В дальнейшем известные антрепрен„ры Г. М. Ковров, А. М. Горин-Горяинов, Н. И. Соболыциков-Самарин, П. М. Медведев и др. собирали для Саратова сильные актерские составы. В 70-е гг. в С. д. т. играли (в начале своего творч. пути) А. П. Ленский, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, П. А. Стрепетова, К. А. Варламов, позднее некоторые из них гастролировали в Саратове. В 1897- 1900 в "Товариществе", возглавляемом М.М. Бородаем, играл В. И. Качалов.

В 1915 антрепрен„р и режиссер Мевес арендовал на два года Городской т-р (с 1906 в Саратове функционировал и другой драматич. т-р - на окраине города) и перев„л в Саратов труппу, работавшую в Киеве (Д. Ф. Смирнов, М. И. Жвирблис, И. А. Слонов и др.). Большое влияние на развитие т-ра оказал И. А. Слонов, проработавший здесь 30 лет. После Октябрьской революции, с переходом т-ров в ведение местных Советов, состав С. д. т. усиливается. Помимо Слонова, здесь работали А. М. Петрова, Д. Ф. Смирнова, Е. Е. Астахова, Е. А. Степная, М. П. Рудина и др.; режиссеры: А. И. Канин и Е.О.Любимов-Ланской (выступал и как актер). Из спектаклей 20-х гг. наиболее значительные: "Любовь Яровая" (1926, реж. Канин), "Разлом" (1927, реж. Синельников), "Бронепоезд 14-69" (1928, реж. Нелли-Влад). В 1928 в Городском т-ре (с 1919-Т-р им. Н. Г. Чернышевского) организуется оперный т-р. Труппа С. д. т. переходит в помещение драматич. т-ра (на окраине), с 1918 ему присваивается имя К. Маркса (см. Саратов)', труппы двух драм. т-ров реорганизуются в одну - С. д. т. им. К. Маркса. Расцвет т-ра падает на 30 - 40-е гг.; в 1930-35 - худ. рук. Л. Ф. Лазарев, в 1935-39 - И. А. Слонов, в 1939-41 - И. Л. Ростовцев. Затем т-р возглавляли режиссеры: К. Г. Андронников, А. А. Ефремов, П. П. Васильев.

Укреплению традиций рус. реалистич. сценич. иск-ва способствовала творч. деятельность актеров:

С. М. Муратова, П. А. Карганова, В. М. Казаринова, А. П. Хованского, Г. М. Терехова, 3. Н. Минаевой, 3. Н. Зорич, Г. Н. Несмелова и др. Наряду с сов. драматургией в С. д. т. широко была представлена рус. классика. Наиболее значит, работы этого периода: пост. Л. Ф. Лазарева- "Первая Конная" В. Вишневского и "Светите, зв„зды" Микитенко (1930), "Тень освободителя" Сухотина (по Салтыкову-Щедрину) (1931), "Мой друг" Погодина, "Егор Булычев и другие" (1933), "Поднятая целина" (1934), а также пост. И. А. Ростовцева: "Варвары", "Три сестры" (1940);

П. П. Васильева - "Мещане" (1944), "Л„нушка", "Обыкновенный человек" Л. Леонова (1947); И. А. Сло-нова -"На дне" (1932), "Волки и овцы" (1934); "Аристократы" Н. Погодина, "Живой труп" (1935), "Лес", "Ревизор" (1936); А. А. Ефремова - "Анна Каренина" (1938), "Бесприданница" (1943).

В 1950-е гг. С. д. т. возглавлял реж. Н. А. Бондарев. В этот период были пост. спектакли: "Кремл„вские куранты" (1956), "Оптимистическая трагедия" 1957); "Соперницы" (1956) и "Чайки над морем" (1959) Бондаревой. Т-р выезжал на гастроли в Москву в 1936, 1937, 1938, 1962. Среди спектаклей т-ра в 1963-64:

"Женитьба Фигаро"; "Мы вместе" Аграненко, "Егор Булычев и другие"; "Палата" Ал„шина, "Рассудите нас, люди" Андреева, "Глубокая разведка" Крона и др.

В труппе т-ра (1965): нар. арт. РСФСР С. И. Бржес-кйй, А. Н. Стрижова, Г. А. Сальников, засл. арт. РСФСР А. Г. Василевский, Н.А.Гурская, В.К.Соболева, Д. Ф. Степурина, Б. Ф. Щукин, Л. В. Шутова, В. А. Ермакова, В. В. Сафонов, Ю. И.Каюров, Г. В. Келлер, засл. арт. Лит. ССРЯ. И. Янин, артисты Ю.М. Сагьянц, Л. С. Муратова, Т. Ф. Градова, Е. Ф. Колоградский и др.

Лит.: "Новая Волга", альманах, Саратов, 1958, ј 28;

Саратовский краевой драматический театр им. Карла Маркса, Саратов -М., 1936; Саратовский рабочий театр им. К. Маркса. Сезон 1928-29г., [Саратов], 1928; Очерки истории русского советского драматического театра, под ред. Н. Г. Зографа [и др.], т. 2, М., 1960. М. Т.

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(Саратовский государственный театр оперы и балета и м.Н. Г. Чернышевского).С 1875 в Саратове выступали оперные труппы. Работали дириж„ры И. О. Палицын (1890-1901), В. И. Сук (1901-03), А. М. Пазовский (1906-07). В 1917 организован профессиональный коллектив "Советская опера" под рук. М. Е. Медведева и Г. Я. Белоцерковского. В 1928 в помещении Саратовского гор. т-ра создан постоянный оперный т-р.

В т-ре впервые пост. оперы сов. композиторов- "Чапаев" Мокроусова (1941); "В огне" Кабалевского (1942), "От всего сердца" Жуковского (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Крылатый холоп" Васильева (1956), "Три толстяка" Рубина (1957), "Неуловимая" Э. Каппа (1961), "Первые радости" Чернова (1965); впервые в СССР балет "Платочек" Кенеши (1956), опера "Святоплук" Сухоня (1962). Среди др. спектаклей: оперы - "Пиковая дама" (1932, 1942, 1951), "Евгений Онегин" (1933, 1944, 1963), "Орлеанская дева" (1942) Чайковского, "Борис Годунов" (1933, 1946, 1950, 1962), "Князь Игорь" (1936, 1948, 1952); "Дубровский" Направника (1942, 1959), "Царская невеста" (1943, 1951), "Снегурочка" (1944, 1952, 1960), "Золотой петушок" (1945;

Гос. пр. СССР, 1946), "Руслан и Людмила" (1944), "Се-вильский цирюльник" (1933, 1952, 1963), "Гугеноты" 1933, 1950); "Бал-маскарад" Верди (1941, 1959), "Манон"

Массне (1960), "Волшебная флейта" (1964); "В бурю" Хренникова (1939), "Даиси" 3. Палиашвили (1937, 1965), "Поднятая целина" (1937), "Тихий Дон" (1936, 1941); балеты - "Спящая красавица" (1940, 1943, 1962), "Лебединое озеро" (1948, 1955, 1962), "Щелкунчик" (1960); "Лау-ренсия" (1950), "Медный всадник" (1952); "Девушка и смерть" Ковал„ва (1961); оперетты- "Акулина" Ковнера (1950), "Беспокойное счастье" Милютина (1952), "Вольный ветер" Дунаевского (1953).

В т-ре в разное время работали: артисты-Г.Ф. Большаков, В. И. Вронский, В. А. Дубровина, А. II. Иванов, О. П. Калинина, В. А. Преображенский, Г. В. Се-ребровский, Р. А. Славянинов, А. К. Турчина, В. А. Урусова, В. В. Фаэрбах, Е. В. Шумская; дириж„ры - А. В. Павлов-Арбенин, В. А. Шефер, А. О. Сатановский, В. Г. Широков, Н. А. Шкаровский, А. М. Гофман; режиссеры - И. А. Варфоломеев, Я. А. Гречнев, Б. А. Мордвинов, М. П. Ожигова; балетмейстеры - С. Н. Кеворков, В. А. Кононович, Ю. Н. Рейнке; художник - И. В. Севастьянов. В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. РСФСР Г. Е. Станиславова, нар. арт. БССР И. П. Сайков, засл. арт. РСФСР Б. Н. Цекиновский, В. М. Дубовик, А. А. Шевел„ва и др.; артисты балета - Л. И. Борель, Ю. П. Горбач„в и др. Гл. дириж„р - засл. арт. Арм. ССР Ю. Г. Давтян, реж.- В. В. Багратуни, гл. ба-летм.-нар. арт. БССР С. В. Дречин, гл. хорм.- засл. арт. РСФСР А. А. Добромирова, гл. худ.- засл. деят. иск-в РСФСР Е. М. Шуйский.

Лит.: Г е и л и г М., Радости и огорчения Саратовского оперного, "Сов. музыка", 1965, ј 5, с. 47. С т М

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ имени Ленинского комсомола.4 окт. 1918 в Саратове открылся "Бесплатный для детей пролетариата и крестьян Советский драматический школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина". Первый спектакль - "Синяя птица" Метерлинка. В репертуаре т-ра в 1918-19 были: "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу, "Рабочая слободка" Карпова, "Скупой", "Ревизор", "Мещане". Гл. реж. т-ра - Н. М. Немиров. С 1919 этот т-р обслуживал Красную Армию и был переименован в Красноармейский театр им. В. И. Ленина.

Саратовский ТЮЗ открылся 4 мая 1930 по инициативе студийцев "Деревенского т-ра". Худ. рук. т-ра - Л. Ф. Браусевич. Весной 1934 ТЮЗ был распущен, но осенью вновь организован; худ. рук. театра в 1936-41 был А. И. Соломарский. Лучшие пост. конца 30-нач. 40-х гг.: "Кон„к-Горбунок" Ершова, "Золотой ключик" по А. Толстому, "Детство маршала" Всеволожского, "Проделки Скапена" Мольера. В 1938 т-ру присвоено имя Ленинского комсомола.

В 1941-42 т-р не работал. В 1943 открывается вновь и в его труппу входят артисты Калининского, Днепропетровского и Саратовского ТЮЗов. Худ. рук. т-ра с 1943 Ю. П. Кисел„в. Большинство спектаклей т-ра поев. современности; утверждается тема активной гражданственности, ответственности человека.

Лучшие спектакли т-ра: "Осада Лейдена" Штока (1944), "Недоросль" (1945); "Сказка о царе Салтане" по Пушкину (1945),"Двенадцать месяцев" Маршака (1946),"Молодая гвардия" (1947, 1963); "Тимур и его команда" по А. Гайдару (1947), "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусевич, "Ревизор" (оба в 1948); "Радищев" Шаповаленко (1949), "Семья" Попова (1950, 1960), "Алеша Пешков" Груздева и О. Форш (1951; Гос. пр. СССР, 1952), "Красный галстук" Михалкова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (оба в 1952), "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (19 53), "Дом ј 5" Штока (1954), "Приключения Чиполлино" Д. Родари (1954, 1962), "Три сестры" (1954, 1959); "В добрый час!" Розова, "Настоящий человек" Т. И. Лондона (оба в 1955), "Юность отцов" Горбатова, "Судьба барабанщика" по А. Гайдару (оба в 1957), "Униженные и оскорбл„нные" по о. п. Достоевского (1959), "Гамлет" (1961); "В дороге" Розова (1962), "Фабричная девчонка" Володина (1963), "Вечно живые" Розова (1964).

В труппе т-ра (1965): засл. арт. РСФСР В. П. Ермолаев, П. Д. Ткач„в; актеры И. А. Афанасьева, И. А. Вязова, Л. К. Колесникова, В. А. Краснов, В. Г. Кульченко, Д. М. Курляндская, С. В. Лаврентьева, А. М. Митясов, В. С. Немцова, В. В. Никитин, Ю.П. Ошеров, Т. Г. Попова, 3. Г. Спирина, В. А. Строганова, Г. М. Хлебникова, А. А. Черняев, М. А. Черняева и др. Гл. реж. т-ра - нар. арт. РСФСР Ю. П. Кисел„в, реж. - засл. деят. иск-в РСФСР В. И. Давыдов, гл. художник-засл. деят. иск-в РСФСР Н. А. Архангельский. В зрит. зале т-ра 645 мест. М. Лифш. САРАФОВ, Крыстю (6.IV.1876-27.VIII.1952) -болг. актер. Нар. арт. НРБ (1946). Член Болг. ком-мунистич. партии с 1944. В 1895-96 учился в Петербурге на частных драм.курсах. В 1899 окончил Петерб. театр. уч-ще (класс П. Д. Ленского). Дебютировал в 1891 в роли Спиро Македонского ("Стефан Караджа" Станчева) в т-ре "Василь Лев-ский" (София), где работал до 1895 (с перерывами). В 1899-1905 - в т-ре "Слеза и смех" (София) (дебютировал в роли Хлестакова). В 1904 совм. с А. Будевской, А. Кир-чевым, X. Ганчевым, П. Стой-чевым и др. основал "Свободный т-р. С 1906 (с нек-ры-ми перерывами) до конца жизни - актер Нар. т-ра в Софии (в 1915-17 - помощник гл. реж., в 1917-18 исполнял обязанности Гл. реж.). В 1919 основал в Софии т-р "Ренессанс") и был его директором-режиссером, в дальнейшем - директор Бургасского общинного т-ра, в 1923-25 - режиссер Русенского и Варненского и актер Пловдивского т-ров. С. гастролировал почти во всех провинциальных болг. т-рах, способствуя их творч. росту.

С. настойчиво утверждал в актерском и режиссерском иск-ве демократич. реалистич. традиции болг. т-ра. В своих сценич. образах и пост. стремился раскрыть идейное содержание пьесы прежде всего через актерский образ. С. был выдающимся мастером сценич. слова, виртуозно владел красивым и гибким голосом. Строгость в отборе средств сценич. выразительности, вдохновенный темперамент, богатство творч. фантазии способствовали созданию цельных и значительных образов. С. были близки роли, требующие тонкой психологич. разработки характера персонажа, он обладал чувством художеств. меры, сценич. интуицией. После установления в Болгарии нар. власти С. создал образы: Леон ("Борьба продолжается" Кюлявкова), Егор Булычев; Печенегов ("Враги"), Ока„мов ("Машенька"). Выезжал на гастроли в Австрию, Югославию, Германию и др. страны. С. в„л педагогич. работу. В 1951 имя С. присвоено Высш. ин-ту театр. иск-ва в Софии. Димитровская пр. (1950).

Роли: Петр ("Иванко" Друмева), Ивайло (о. п. Вазова), Змей Горнянин, Ганчо Куката ("Свадьба Змея", "Первые" Тодорова), Големанов (о. п. Костова), Златин ("Боряна" Йов-кова), Фамусов, Городничий; Андрей Белугин ("Женитьба Белугина"), Никита ("Власть тьмы"), Трофимов, Бойницкий, Тригорин ("Вишн„вый сад", "Дядя Ваня", "Чайка"), Мышкин, Порфирий Петрович ("Идиот", "Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Тартюф; Ромео, Фальстаф ("Ромео и Джульетта", "Генрих IV" Шекспира) и др.

Пост.: "Пленник Трикери" Мутафова (1916), "Далила" Мусакова (1921), "Т„мные души" Немирова (1932), "Бой бабочек" (1914) и "Родина" (1915) Зудермана, "Сказка про волка" ("Волк") Мольнара (1920) - все в Нар. т-ре (София); "Гер-гана" Атанасова (1917, Нар. опера) и др.

Лит.: Тихолов П., Кръстю Сарафов. Живот, сценична дейност, куриози. С., 1946; Пенев П., К а р а к о-с т о в С., Кръстю Сарафов. Живот и творчество. С., 1953;

Кръстю Сарафов. Сборник по случай тридесят годишната му сценична дейност. С., 1921; Гюзелева Д., Страници от живота на един артист. По спомени на Донка Иванова Гюзелева за народния артист Кръстю Сарафов, С., 1961;

Г р у д е в С., Кръстю Сарафов, в кн.: Бележити Българи, С., 1960, с. 73-104; Василев П., Срещи с големия актьор, "Театър", 1961, ј 5, с. 53-55. А. Ив.

САРДУ (Sardou), Викторьен (5.IX.1831-8.XL 1908) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (1878). В 1851 начал драматургич. деятельность. С 60-х гг. 19 в. драм. произв. С. получили большую популярность у бурж. зрителя. С.- автор л„гких, вес„лых комедий, близких водевилю,- "Мушиные лапки" (1860, т-р "Жимназ"), "Друзья-приятели" (1861, т-р "Водевиль"), сентиментально-нравоучит. комедий - "Мосье Гара" (1860, Т-р Дежазе), "Яблоки соседа" (1864, т-р "Пале-Рояль") и др. Среди много-числ. историч. пьес наиболее известна драма "Родина" (1869, т-р "Порт-Сен-Мартен") - мелодраматически разработанная семейная драма на фоне нидерландской революции 16 в. Одно из самых популярных произв. С.-историч. комедия "Мадам Сан-Жен" (1893, т-р "Водевиль")- о бойкой парижской прачке, становящейся герцогиней при дворе Наполеона I (действие пьесы относится ко времени революц. событий 1792 и наполеоновских войн).

Большинство пьес С., основанных на мелких конфликтах, направлено на утверждение бурж. строя. С. ориентировался на успех у мещанского зрителя. Блестящий знаток законов сцены, С. умело строил напряж„нно развивающуюся, увлекательную интригу, создавал эффектные, выигрышные роли для актеров и особенно для актрис. Однако столкновение характеров, человеч. чувств и стремлений С. подменял мело-драматич. ситуациями. В поисках занимательного материала С. обращался к изображению жизни разл. стран -'России ("Федора", 1882, т-р "Водевиль"), Византии ("Теодора", 1884, "Порт-Сен-Мартен"), Испании ("Колдунья", 1903, Т-р Сары Бернар), но образы и темы его пьес были поверхностны, далеки от исторически-конкретного воссоздания изображаемой эпохи. Реакц. политич. позиции С. отразились в антиякобинской пьесе - "Термидор" (1891, "Комеди Франсез") и в клеветнич. пьесе "Робеспьер" (1899, т-р "Лицеум", Лондон). Драматургия С., не обладающая лит. достоинствами и не ставшая значит, явлением лит. жизни Франции,- одно из ярких проявлений идейного кризиса во франц. драматургии и т-ре 2-й пол. 19 в. В России пьесы С. вызвали резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье "Драматурги - паразиты во Франции" (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219).

На основе пьес С. написаны оперы "Родина" Пала-диля (1886), "Федора" (1898) и "Мадам Сан-Жен" (1915) Джордано, "Тоска" Пуччини (1900) и др.

С о ч.: Theatre complet, v. 1-9, Р., 1934-38; в рус. пер."Отечество", М., 1872; Madame Sans-Gene, M., 1894; "Колдунья", СПБ, 1908, "Флория Тоска", СПБ, 1900. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. Под общей ред. С. С. Мокульского [и др.], М., 1963; L а с о u r L., Trois theatres: E. Augier, A. Dumas fils, V. Sardou, P., 188U; R e b e 1 1 H., Victorien Sardou, P., 1903.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница