Наши партнеры

Выгодно сайт аренда автомобилей в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 380)


САМОСУД, Самуил Абрамович [2(14) .V.1884- 6. XI. 1964] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. СССР (1937). Окончил Тифлисскую консерваторию в 1906. В 1917-25 С. был дириж„ром Мариинского т-ра (впоследствии-ГАТОБ), в 1918- 1936 - гл. дириж„р и худ. руководитель Ленингр. Малого оперного, в 1936-43 - Большого т-ров. В 1943- 1950 - гл. дириж„р Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Одновременно С. в„л широкую концертную и муз .-обществ. деятельность. Основал и возглавил симф. оркестр Московской филармонии (1953- 1957) и онерно-симф. оркестр Всесоюзного радио и телевидения (с 1957).

Музыкант огромного таланта и эрудиции, неиссякаемой энергии и темперамента, С. был художником-пропагандистом. С успехом выступал интерпретатором симфоний, опер и оперетт. С. хорошо знал законы оперной драматургии, специфику оперного иск-ва, своеобразие творчества актера-певца. С именем С. неразрывно связано становление сов. оперного т-ра. Но советам С. авторы опер улучшали либретто, инструментовку, тесситуру вок. партий и пр. С. был выдающимся педагогом, работал с оркестром, хором, солистами. Являясь подлинным создателем муз. спектакля, С. придавал большое значение оперной режиссуре, сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом, С. М. Эйзенштейном, Н. Н. Евреиновым.

С. дирижировал операми М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корса-кова, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Э. Кшепека, опереттами И. Штрауса, Ж. Оффенбаха, Ф. Легара, Ф. Зуппе.

Руководил первыми пост. опер: в Ленинградском Малом оперном театре - "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) Шостаковича, "Камаринский мужик" (1933) и "Именины" (1935) Желобинского, "Тихий Дон" (1935), "Война и мир" (1946; Гос. пр. СССР, 1947); в Большом театре - "Поднятая целина" (1937); там же, в новой сценич. ред. "Руслан н Людмила" (1937), "Иван Сусанин" (1939;

Гос. пр. СССР, 1941), "Иоланта" (1940) и др.; в Моск. муз. т-ре им. Станиславского и Немировнча-Данченко - "Семья Тараса" Кабалевского (1-я ред., 1947; 2-я ред., 1951; Гос. пр. СССР, 1952).

Лит.: Двадцать лет Гос. акад. Ленинградского Малого оперного театра, Л., 1939; Богданов-Березовский В., Советская оперная культура, в сб.: Театральный альманах, кн. 2, M., 1946; Борисов Г., С. А. Самосуд, "Музыка", 1937, ј 28; "Сов. музыка", 1937. ј 10-11, с. 95-98; "Муз. жизнь", 1965, ј2, с. 24 [некролог]. В. Ю.

"САМСОН И ДАЛЙЛА" ("Samson et Dalila") - опера К. Сен-Санса, либретто Ф. Лемера по библейской легенде. Соч. 1868. Пост. 2 дек. 1877, Веймар (немецкий перевод Р. Поля). Во Франции целиком впервые пост. в 1890, Руан, "Т-р дез ар". В Париже пост. 23 нояб. 1892, "Гранд-Опера" (дириж„р Колонн; Далила-Дешен-Жехен, Самсон - Берне, Верховный жрец Дагона - Лассаль, Абимелех - Фурне, Старец - Шанбон). Опера ставилась в театрах многих стран.

В России пост. на нтал. яз. 8 янв. 1894, Москва. 18 марта 1894, Петербург, в исполнении, франц. артистов (дириж„р Колонн). Впервые на рус. яз. пост. 19 нояб. 1896, Мариинский т-р (рус. пер. А. Горчаковой, дириж„р Направник, художники Шишков, Перминов, Левот; Далила - Славина, Самсон - Ершов, Верховный жрец Дагона - Яковлев, Абимелех - Фрей, Старец - Серебряков). 12 окт. 1897, Моск. частная рус. опера (дириж„р Рахманинов). В репертуаре Марипн-ского т-ра опера сохранялась до 1907.

На сов. сцене пост. 3 дек. 1917, Большой т-р (дириж„р Купер, реж. Шкафер, художники Коровин, Вальц, Яковлев, балетм. Горский; Далпла - Обухова, Самсон - Дыгас, Верховный жрец Дагона - Павловский, Старец - В. Петров).

Издания: "С. и Д."- клавир. Р., Durand, fs. d.], с рус. текстом, перевод А. Горчаковой, М., Гутхейль. [1893] Я. Г р.

САМСОНОВ, Лев Николаевич [1839-13(25).X. 1882] - рус. актер, писатель, театр. деятель. Учился в петерб. Главном педагогич. ин-те (окончил в 1860) одновременно с Н. А. Добролюбовым, оказавшим на него сильное влияние. Будучи студентом, позднее преподавателем ин-та, играл на любит, сцене. Вскоре оставил службу и посвятил себя т-ру. Выступал в провинции (Киев, Одесса, Николаев, Полтава, Курск и др.). Исполнял комедийные роли: Оргон ("Тартюф"), Репетилов ("Горе от ума"), Деликторскпн ("Испорченная жизнь" Черныш„ва) и др.; выступал в амплуа резон„ров, благородных отцов. Рассматривая сценич. иск-во с позиций революц. демократов, С. писал об общественном призвании рус. актера, считал, что задача т-ра - не развлекать публику, а звать е„ "на горячее дело", показывать образцы "новых людей" (журн. "Русская сцена", 1865, т. III, јј 4-5). В 1875 (брошюра "Театральное дело в провинции") С. критиковал состояние театр. дела в рус. провинции, выступал против системы антрепризы, эксплуатации актеров. В 1876 организовал в Киеве на артельных началах труппу для гастрольных спектаклей. В 1880 участвовал там же в создании одного из первых нар. т-ров; был его режиссером. В труппе этого т-ра играли М. Л. Кропивницкий, Н. X. Рыбаков и др. Вследствие нападок реакц. прессы и из-за финанс. трудностей т-р просуществовал недолго. С.- автор неск. пьес, ставившихся в провинции.

Со ч.: Провинциальный актер, драма, "Русский вестник", СПБ, 1862, кн. 12: Очередная драма, "Русская сцена", СПБ, 1864, ј 10; Последний метафизик, комедия, там же, 1865, кн. 6-7; Пережитое. Мечты и рассказы русского актера, СПБ, 1880.

Лит.: Я р о н С., Воспоминания о театре, Киев, 1898;

Николаев П., Драматич. театр в Киеве, Киев, 1898;

Евсеев Б., Соратник Добролюбова, "Театр", 1963, JVs 6, с. 76-81. С. Г.

САМУЙЛ‚НОК, Эдуард Людвигович [10(23) .VII. 1907-12.II.1939] - белорус. сов. писатель, драматург. В 935 написал пьесу "Сержант Дроб" о подрывных действиях иностр. разведки в Сов. Союзе (3-й Белорус. т-р). Наиболее значительное драматургич. произведение - пьеса "Гибель волка" (1939, Т-р им. Я. Купалы) о людях новой колхозной деревни, защищающих завоевания социализма в борьбе со шпионами и диверсантами.

Соч.: Збор твора 2 тамах, М?нск, 1952; Гибель волка. Пьеса, М.-Л., 1940.

Лит.: Вольск? В., Эдуард Самуйл„нак. Жыцц„ ? твор-часць, М?пск, 1951. Люд.Ш.

САМЫШИНА, Надежда Николаевна [р. 7(20). IX. 1903] - сов. артистка оперы (лирико-колоратур-ное сопрано). Нар. арт. Каз. ССР (1947). В 1930 окончила Бакинскую консерваторию по классу Н. И. Сперанского. В 1932-38 работала в оперных т-рах Куйбышева, Перми, Саратова. В 1938-57 - солистка Т-ра оперы и балета им. Абая. С 1942 вела педагогич. работу, в 1951-65 '- в Алма-Атинской консерватории (ныне ин-т иск-в).

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Татьяна,. Снегурочка, Розина, Джильда, Виолетта; Маргарита ("Гугеноты"), Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан; Антонина ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. Лит.: М е к и ш с в Б., Б и с е н о в а Г., Казахский гос. академический театр оперы и балета им. Абая, Алма-Ата, 1954, с. 79, 89; [Мессман В л.]. Музыкальный театр казахского народа, Алма-Ата, 1961, с. 90. Б. Е.

САНАДЗЕ, Корнелий Барнабович (р. 2.X.1907)- груз. сов. театр. художник. Нар. художник Груз. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1929 окончил Тбилисскую академию художеств (у проф. И. О. Шарлемана и Е. Е. Лансере). В 1924 начал работать в т-ре как художник. Оформил спектакли Т-ра оперы и балета им. 3. Палиашвили - "Мать и сын" Мачавариани (1945), "Даиси" Палиашвили, "Призыв гор" Торадзе (1947), "Кармен"; в Т-ре им. Руставели - "Под ивой" Бердзенишвили (1945); в Т-ре им. Марджанишвили - "Свадьба колхозника" Какабадзе

(1938); в Кутаисском т-ре - "Вчерашние" Дадиани

(1939), "Отелло" (1939) и др. Работал в кино (1936).

С 1932 вед„т педагогич. работу в Тбилисской академии художеств и др. (с 1957 - профессор).

Лит.: Джапаридзе Г., Корнелий Санадзе [монография], Тбилиси, 1958; Амиранашвили Ш., [Корнелий Санадзе], в кн.: Гос. музей искусств Груз. ССР. Живопись, М., 1960, с. XI-XII. Н. Ш.

САНАНИ, Мовсум Садых оглы (р. 1900) - азерб. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1949). Впервые на сцене выступил в 1913 (играл женскую роль). До 1916 работал в составе Тифлисской мусульм. труппы. В 1919 вош„л в труппу об-ва "Сафа", с 1920 - актер бакинского т-ра азерб. драмы (ныне Т-р им. Азизбекова).

Для иск-ва С. характерны простота, искренность, темперамент, жизнерадостность. Играл героич. и комедийные роли, преим. молодых людей в совр. репертуаре.

Роли: Тогрул, Шариф ("Яшар", "Алмас" Джабарлы). Са-дыг ("Счастливцы" Рахмана), Гасан Ага ("Глазной врач" Сафарли), Эйваз ("В 1905 году" Джабарлы), Свердлов ("Грозовой год" Каплера), Степан Шаумян, Эльдар ("Ханлар", "Вагиф" Вургуна), Яго, Эдгар ("Отелло", "Король Лир"), Пепел ("На дне") и др. К, Кае.

САНГАКУ - вид япон. нар. представлений. Получили распространение в 8 в. Состояли из акробатич. и муз. номеров, выступлений кукольников, жонгл„ров, фокусников, исполнения небольших комич. сценок, рассказов, танцев. С. были очень популярны в народе и явились основой для развития театр. иск-ва Японии. Ок. 11 в. эти представления несколько видоизменились и получили назв. саругаку. Л. Г.

САНГАЛЛИ (Sangalli), Рита (1851-1909) - итал. артистка балета. В 1865 окончила школу т-ра "Ла Скала". Ученица А. Хуса и М. Тальони. Дебютировала в балете "Флик и Флок" Гертеля. Гастролировала в Турине, Лондоне, Нью-Йорке. В 1872-83- солистка Парижской Оперы. С. считалась технически сильной танцовщицей (обладала "стальным носком"), но е„ танец был маловыразительным. Для С. были пост. балеты: "Сильвия" Делиба (1876), "Иедда" Метра (1879), "Намуна" Лало (1882) и др., в к-рых она была первой исполнительницей заглавных партий.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1917, с. 314-22; Beaumont C.W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 613, 606. Ham. P.

САНДЕР, Георг Иоханнесович (p. 7.V.1923) - эст. сов. театр. художник. В 1949-55 учился в Гос. художеств. ин-те Эст. ССР (Таллин). С 1945 работает в т-ре "Ванемуйне". Оформил спектакли: "Только мечта" Кырвера (1955), "Дон Паскуале" Доницетти (1957), "Аида" (1961) и др. Наряду с писаными часто использует проекционные декорации: "Тийна" Аустер (1958), "Так поступают все" Моцарта (1959), "Орлеанская дева" Пейко (1962). Э.П.

САНДЕРСОН (Sanderson), Сибил (7. XI 1.1865- 15. V.I 903) - амер. артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано). Училась в парижской Консерватории, брала уроки у М. Маркези и Ж. Б. Сбрилья. Дебютировала на оперной сцене в Гааге в 1888. Ж. Массне специально для не„ написал гл. партии в операх

27*

"Эсклармонда" (1889), "Таис" (1894), "Маг" (1895). Эти партии, так же как и партия Манон (о. п. Массне), принесли С. мировую известность. К. Сен-Санс написал для С. гл. партию в опере "Фрина" (1893). С 1889 С.ведущая солистка т-ра "Гранд-Опера". Гастролировала в Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке, Петербурге (1891).

Выдающаяся представительница франц. вок. школы, С. обладала голосом широкого диапазона (до с о л ь 3-й октавы), высокой техникой. Е„ манера интерпретации, внешне блестящая и эффектная, тщательно отработанная в деталях, отличалась изяществом, тонкостью и благородством. Вс. Т.

САНДЛЕР, Оскар Аронович [р.13(26) .1.1910] - укр. сов. композитор. Засл. арт. Казах. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1937 окончил Киевскую консерваторию по классам дирижирования и композиции. В 1935-40 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко, в 1940-41 - зав. муз. частью Т-ра им. Леси Украинки в Киеве, в 1941-43 - Объедин„нного т-ра казах, и рус. драмы в Алма-Ате.

Автор оперы "Одной жизнью" (совм. с Д. Л. Клебановым. 1947, Т-р оперы и балета им. Лысенко, Харьков), детской оперы "Эльза Штраус" (1939, Оперная студия Киевской консерватории), комедийного балета "Сердце девичье" (1962, Киевский т-р муз. комедии), муз. комедий "Москвичка" (1943, там же), "Фабрика чудес, или Праздник святого Йоргена". "Сердца и доллары" (обе в 1949, там же), "Мой мальчик" (совм. с Клебановым, 1947, Харьковский т-р муз. комедии), "В степях Украины" по о. п. Корнейчука (1954, Т-р оперы и балета, Львов; 2-я ред. 1957, Одесский т-р оперы и балета). "Кубок гетмана Богдана" (1954, Киевский областной т-р), "Дарите любимым тюльпаны" (1957), "Невесты не должны плакать" (1959), "На рассвете" (1965 - все в Одесском т-ре муз. комедии), "Эврика" (1961, Моск. т-р оперетты). Написал музыку к драматич. и эстрадным спектаклям. Р. Б.

САНДУНОВ (Зандукели), Николай Николаевич [13(24). X.1769-7(19).VI. 1832] - рус. юрист, драматург и переводчик. Профессор гражданского и уголовного права в Моск. ун-те. Страстный любитель т-ра, С. выступал как драматург и переводчик. В Моск. университетском пансионе, где С. сначала учился, а потом преподавал, он писал пьесы и ставил * их (вместе со своим братом С. Н. Сандуновым) на любительской сцене. С.- автор сентиментальной драмы "Солдатская школа" (1794), выражавшей антикрепост-нич. тенденции, и мещанской драмы "Отец семейства" (1793, переделка драмы Гемингена, пост. на моск. и петерб. сценах) и др. пьес. Составил сб. одноактных пьес "Детский театр" (1802), куда входили также и его пьесы, и написал к нему предисловие, поев. вопросу о роли т-ра в воспитании молодого поколения. В 1793 перев„л и опубликовал трагедию Шиллера "Разбойники" (1814, Петербург, с участием А. С. Яковлева; 1828, Москва, с участием М. С. Щепкина и П. С. Мочалова). Переводы С. широко ставились на сцене. Мн. его пьесы были запрещены цензурой.

Лит.: Родина Т. М., Сентиментальная драма Н. Н. Сандунова и Н. И. Ильина, в кн.: Ежегодник ин-та истории искусств, М., 1958, с. 194-228. В, Вир.

САНДУНОВ (Зандукели), Сила Николаевич [1756, Москва,- 27.111(8. IV).1820, там же] - рус. актер. Происходил из груз. дворян. Служил чиновником. Сценич. деятельность начал в 1776 в частном Моск. т-ре (с 1780 - Петровский т-р, т-р Медокса). В 1783 был принят на петерб. придворную сцену. В 1791 вернулся в Москву в Петровский т-р. С 1806- в труппе имп. Моск. т-ра (выступал одновременно и в Петербурге) .

Иск-во С., исполнявшего роли слуг и приказных, носило ярко выраженный демократич. характер. Созданный им в ряде ролей тип пройдохи-слуги, оказывающегося умнее своих господ, напоминал образ Фигаро. Продолжая нар. традиции, С. обращался к зрителям, прибегал к злободневной импровизации. Его игра отличалась живостью, подвижностью мимики, тщательностью отделки. Лучшие роли: Скапен ("Скапеновы обманы" Мольера), Полист ("Хвастун" Княжнина), Клим Гаврилыч ("Рекрутский набор"), Сем„н ("Смех и горе" Клу-шина). Блестяще владея мастерством трансформации, С. в спектакле "Алхимист" Клушина исполнял 7 ролей. Оставил сцену в 1810.

Лит.: Асеев Б. -Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Р о д и н а Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. Ю.Д.

САНДУНОВА (У р а н о в а), Елизавета Сем„новна

[1772 (1777?) - 21.XI (3.XII).1826] - рус. оперная и концертная певица (меццо-сопрано). Окончила Петербургское театральное училище (1791); е„ руководителями были И. А. Дмитревский и Мартин-и-Солер. Впервые дебютировала в 1790 в петербургском Эрмитажном т-ре в партии Амура (опера "Дианино дерево"), к-рая в течение долгого времени оставалась е„ лучшей партией. Первонач. выступала под фам. Уранова. В 1794, выйдя замуж за актера С. Н. Сандунова и приняв его фамилию, перешла на моск. сцену. В 1813-23 вновь работала в Петербурге. Выдающаяся актриса, С. обладала огромной популярностью. Е„ голос обширного диапазона отличался мощью и в то же время пленял нежностью, красотой, гибкостью и подвижностью. Наиболее полно е„ талант раскрылся на сцене Моск. т-ра. Здесь она с успехом выступала в только что появившихся первых рус. операх: Прията и Русида ("Князь Невидимка" и "Илья Богатырь" Кавоса), Настасья ("Старинные святки" Малиновского); своим исполнением роли Лесты в "Днепровской русалке" Кавоса С. надолго утвердила популярность этой оперы. В е„ репертуар входили также гл. партии в операх зап.-европ. композиторов ("Волшебная флейта" Моцарта, "Редкая вещь" Мартини и др.). С. играла и в драм. спектаклях; среди лучших ролей - Лиза ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина). Была известна и как концертная певица. Мн. рус. нар. песни (особенно в обработке Д. Н. Кашина) получили широкое распространение благодаря замечат. исполнению С.

Лит.: Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959; Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958.

САНИН, Александр Акимович (наст. фам.- Шенберг; 1869-8.V.1956) - рус. актер и режиссер. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Сце-нич. деятельность начал в любительских кружках. Встреча с К. С. Станиславским (1887) определила характер и направление всей будущей деятельности С. Он участвовал в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры (сначала под псевдонимом Бежин, затем - С.); пост. массовые сцены в спектаклях "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Горькая судьбина" и "Самоуправцы" Писемского. С 1898- в труппе МХТ; роли: Луп-Клеш-нин ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), старик Фоке-рат и Водяной ("Одинокие" и

"Потонувший колокол" Гауптмана) и др. Был сорежиссером Станиславского в спектаклях "Царь Ф„дор Ио-аинович" (1898) и "Смерть Иоанна Грозного" (1899) А. К. Толстого, "Венецианский купец" (1898); "Потонувший колокол" Гауптмана (1898), "Самоуправцы"

Писемского (1898), "Снегурочка" (1900) и др. Пост. "Антигону" Софокла (1899). В 1902-07 С. работал в Александрийском т-ре как режиссер, актер и преподаватель сценич. иск-ва. С. стремился перенести на каз„нную сцену постановочную культуру и творч. принципы МХТ; особенно удавались режиссеру постановки массовых сцен. В Александрийском т-ре он пост.: "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1902), "Не в свои сани не садись" (1903), "Горячее сердце" (1904) Островского и др.

В 1907 С. ставил спектакли в Старинном т-ре ("Три волхва", "Действо о Теофиле"). Затем вступил в зарубежную антрепризу С. П. Дягилева, став с этого времени преим. оперным режиссером, пропагандистом рус. оперной классики. В 1908 пост. на сцене парижской "Гранд-Опера" "Бориса Годунова" с участием Ф. И. Шаляпина (оркестр парижского т-ра, хор моск. Большого т-ра, дириж„р Блюменфельд, хормейстер Авранек, художники А. Я. Головин и А. Н. Бенуа), в 1909 в т-ре "Шатле" (Париж) - "Хованщину" и "Псковитянку". В 1910 пост. в Петерб. нар. доме "Бориса Годунова", "Князя Игоря", "Русалку" и др.; в 1911 в т-ре "Шатле" - "Елену Спартанскую" Верхар-на и "Саломею" Уайльда (худ. Л. С. Бакст), в 19121914-в "Т-ре Елисейских полей" (Париж) и "Друри-Лейн" (Лондон)-"Бориса Годунова", "Псковитянку", "Соловья" Стравинского и др.

В 1913 С. вступил в созданный К. А. Марджановым Свободный т-р, пост. "Сорочинскую ярмарку" Мусоргского. В 1914-15 - режиссер Моск. драм. т-ра.

В первые годы после Окт. революции С. пост. спектакли в Большом т-ре: "Псковитянка" (сцена веча) и "Князь Игорь" (1917), "Кармен" (1922); в Малом т-ре- "Посадник" А. К. Толстого (1918), "Ричард III" (1920), "Лес" и "Горе от ума" (1921). режиссер первых сов. фильмов ("Поликушка" и др.). В конце 1922 уехал за границу.

С 1923 работал в т-рах: "Гранд-Опера" (Париж), "Реаль" (Мадрид), "Лисео" (Барселона), "Колон" (Буэнос-Айрес), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), "Театре Реале" (Рим), "Ла Скала" (Милан) и др. Ставил оперы Мусоргского, Рим-ского-Корсакова, Бородина, Даргомыжского, Глинки, Чайковского, Серова, Рубинштейна. В его постановках участвовали крупнейшие итал. певцы (Т. Даль Монте, А. Морел-ли, Т. Скипа, К. Муцио и др.), дириж„ры (А. Тосканини, Дж. Маринуцци, К. Гуарньери, Т. Серафин и др.).

Лит.: Прокофьев В л., Историко-бытовая линия в Александрийском театре, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948; Ю р ь е в Ю. М., Записки, т. 2, Л., 1963;

Ходотов Н. Н., Близкое, далекое, М.-Л., 1962;

Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955; Каверин Ф. Н., Воспоминания..., М., 1964. Влад. П.

САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕАТРЫ - см.

Театры санитарной культуры.

"САН-КАРЛО" (Teatro di San Carlo) - итал. т-р оперы и балета. Здание построено в Неаполе арх. А. Медрано и А. Карасале. Т-р открылся 4 нояб. 1737 оперой-сериа "Ахилл на Скиросе" Сарро и балетами на античные темы. В 18 в. здесь пост. оперы Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора, И. Гассе, Н. Логрошино, Э. Дуни, Н. Йоммелли, Б. Галуппи, X. В. Глюка, Н. Пиччини, А. Саккини, И. X. Баха, Т. Траэтты, П. Гуль-ельми, И. Мысливечека, Дж. Паизиелло, Н. Цинга-релли, Д. Чимарозы, Ф. Паэра и др. В 18-19 вв. т-р арендовали разл. предприниматели и труппы. Самым видным импресарио был Д. Барбая, руководивший в 1809-40 всеми т-рами Неаполя, в т. ч. и "С.-К.".

На сцене т-ра в 18 в. выступали сопранисты - Дж. Манцуоли, Г. Пакьяротти, Ф. Тендуччи и др.; тенора -Г. Бабби, Д. Момбелли, Джакомо Давид и др.; певицы - К. Габриелли, Л. Агьяри, А. де Ами1 чис, Б. Банти-Джорджи, Дж. Грассини и др.

В 1-й пол. 19 в. в "С.-К." были впервые пост. оперы Дж. Россини: "Елизавета Английская" (1815), "Отелло" (1816), "Армида" (1817), "Моисей" (1818), "Зельмира" (1822) и др.;

Г. Доницетти: "Эльвида" (1826), "Пария" (1829), "Фауста" (1832),"ЛючиядиЛаммермур" (1835), "Полиевкт" (1848) и др.;

Дж. Верди: "Альзира" (1845), "Луиза Миллер" (1849), оперы В. Беллини, С. Меркаданте и др. Во 2-й пол. 19 в. в т-ре шли оперы Р. Вагнера, Ш. Гуно, Дж. Мейербера, Ж. Бизе, А. Тома, Дж. Пуччини.

В 19 в. на сцене "С.-К." выступали певцы И. Коль-бран, А. Ноццари, М. Гарсиа, Д. Донцелли, Дж. Паста, Л. Лаблаш, А. Патти, Р. Станьо, Ф. Таманьо и мн. др.; работали хореографы Г. Джоя и С. Тальони, балерины Ф. Черрито, К. Гризи, Л. де Лоренцо, А. Висконти и др.

В 20 в., наряду с классич. операми (в т. ч. рус.- "Князь Игорь" и др.), т-р ставит и совр. репертуар:

"Турандот" Пуччини, "Юдифь" Онеггера. Среди исполнителей певцы: Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья, Дж. Лаури-Вольпи. М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, И. К. Архипова, балерины Р. Гранди, М. Бардин, Э. Маццуккелли, В. Нарди, В. Сильвестре, Б. Ломбарди, Н. Коломбо. Работают хореографы Р. Грасси и Б. Галлиция, в 1950-57 в "С.-К." гастролировали лучшие зарубежные балетные труппы.

Лит.: Т a d d e i E., Del Real Teatro di S. Carlo, Napoli, 1817; Cento anni di vita del Teatro di S. Carlo. 1848- 1948, Napoli, 1948. Св. Г.

"САН-КАРЛУШ" (Teatro Real de Sao Carlos) - порту г. т-р оперы и балета. Здание построено в 1792- 1793 в Лисабоне арх. Ж. да Коста-и-Силва по образцу т-ра "Сан-Карло" в Неаполе. Т-р открылся 30 июня 1793 пост. оперы "Балерина-любовница" Чимарозы и балетов "Португальское счастье" и "Любовные обиды" Дж. Джои.

Вскоре после открытия т-р "С.-К." стал осн. муз. центром страны. Директором т-ра был композитор А. Л. Морейра, оперы к-рого (на португ. яз.) "Влюбл„нная крестьянка" и "Добровольцы с Тежу" были пост. в первом сезоне. В конце 18 в. при т-ре открылась муз. школа. В 1800-07 дириж„ром т-ра был композитор М. А. Португал к-рый пост. здесь свои оперы "Адраст, царь Египта" (1800), "Триумф Клелии" (1802), "Меропа" (1804), "Артаксеркс" (1806) и др. Во 2-й пол. 19 в. на сцене "С.-К." шли оперы композиторов М. А. Перейры, Ж. ди Арнейру, Ф. ди Фрейташа Газула, зачинателя романтизма в португ. опере А. Кей-ла ("Крестьянка", 1899). В 20 в. ставились произв. португ. композитора Р. Коэлью: балеты "Принцесса туфелек" и "Волшебный танец" (1918), оперы "Крисфал" (1919), "Инеж ди Каштру" (1927), "Инеж Перейра" (1952) и др. На сцене т-ра выступали известные вокалисты: М. Каллас, Р. Тебальди, Дж. Беки, И. Борк и др.; гастролировали и драм. труппы (труппа Т. Саль-вини, 1869, труппы Л. Симоне, Э. Браги и И. Стикини, и др. - после 1918).

В 1930-х гг. т-р был закрыт, возобновил свою работу в 1940 оперой "Дон Жоан IV" Коэлью. В 40-е гг. здесь шли оперы португ. композиторов: "Леонора Теллеш" Аррою (1945) и др., выступала нац. балетная труппа "Верди Гайю": спектакли "Образы земли и моря" (1943), "Назарет" (1948) Фрейташа. В 1946 т-р стал государственным. В 1950-х гг. получил назв. Нац. т-ра. Здесь ставятся оперы и балеты, муз. ревю, проводятся концерты. Среди пост. 1950-60-х гг.- оперы "Электра" Р. Штрауса (1954), "Меропа" Сантоса (1959), "Церковь у моря" Фрейташа (1960). Ал. С,

САНКОВСКАЯ, Екатерина Александровна [1816- 16 (28).VIII. 1878] - рус. артистка балета. Выдающаяся представительница романтич. балета 30-40-х гг. 19 в. В 1825-36 училась в Моск. театральном уч-ще (класс Ф. Гюл-лень-Сор). Драматич. иск-ву обучалась у M.C. Щепкина. С 1829, ещ„ будучи воспитанницей уч-ща, выступала на сцене Большого т-ра. В 1831 дебютировала в гл.партии в балете "Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Ан-тонолини, в 1836 исполнила партию Али-сии ("Оправданная служанка" Персюи) и заняла ведущее положение. В 1836 совм. с Гюллень-Сор выезжала за границу, где знакомилась с иск-вом М. Тальони. По возвращении выступила в одной из своих лучших партий - Сильфида (о. п. Шнейцгоффера), дав самобытное, толкование этого образа, близкое школе русского сценического искусства. В отвлеч„нных романтич. образах С. раскрывала человеч. чувства, е„ исполнение отличалось психологич. глубиной. Современники называли С. "душой московского балета", о ней восторженно писали Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин, Аксаков, Фет и др. Иск-во С. пользовалось широкой популярностью среди передовой рус. молод„жи (студенты Моск. ун-та увенчали е„ золотым венком). В 1846 С. первой из моск. танцовщиц успешно гастролировала за границей.

Партии: Дева Дуная (о. п. Адана, 1838), Жизель (1845), Сатанилла (о.п. Ребера и Бенуа, 1849), Катарина ("Катарина, дочь разбойника" Пуни, 1851), Эсмеральда (1851); Елена Вардек ("Заколдованная скрипка" Пуни, 1851) и др.

С. постоянно выступала в мимич. ролях в драматич. и оперных спектаклях. Вела балетмейстерскую деятельность, пост. балеты "Своенравная жена" ("Сум-бурщица") Адана (1846) и "Мечта художника" Пуни (1849).

В 1854, закончив сценич. деятельность, преподавала бальные танцы и занималась воспитанием молодых танцовщиц. Умерла в нужде.

Лит.: Гринвальд Я., Три века московской сцены, М., 1949; Красовская В., Русский балетный т-р от возникновения до середины XIX в.,Л.-М., 1958. Юр. Б.

САННИКОВ, Константин Николаевич (р. 30.V. 1896) - белорусский советский режиссер, актер и педагог. Народный артист БССР (1950). Член Ком-мунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в 1916. С 1918 - актер 1-го Товарищества белорус. драмы и комедии, с 1920 - 1-го Белорус. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). В 1921-26 учился в Белорус. театр. студии в Москве. С 1926 - актер и реж. 2-го Белорус. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа). Реж. деятельность начал еще в студии как ассистент В. С. Смышляева. В 1929 пост. первый самостоят, спектакль - "Рельсы гудят" В. Киршона. В 1931-37 был рук. 3-го Белорус. т-ра, пост. здесь "Контратака" Курдина (1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Сержант Дроб" Самуйл„нка (1935). С 1937 работал в 1-м Белорус. т-ре (в 1948-52 - -Д- РУ-)" пост. здесь спектакли: "Гибель волка" Самуйл„нка (1939), "Константин Заслонов" Мовзона (Гос. пр. СССР, 1948), "С народом" Крапивы (1948), "Поют жаворонки" Крапивы (Гос. пр. СССР, 1952), "Извините, пожалуйста!" Мака„нка (1954), "Зыковы" (1955); "Вечный источник" Зорина (1957) и др.

Лучшие спектакли С. отличаются ч„ткостью идейно-художественного замысла, ярким национальным колоритом.

Большое внимание С. уделяет воспитанию молодых актеров. С 1947 вед„т педагогич. работу в Белорус. театр. художеств. ин-те.

Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с.213-21;

Мастацтва Савецкай Беларус?. Зборн?к, М?нск, 1955, с. 445-51; "Л?тература ? мастацтва", М?нск, 1956, 9 чэр-веня, ј 24; Няф„д Ул., Беларуск? тэатр ..., М?нск, 1959. Люд. Ш.

САННИКОВ, Олег Константинович (р.14.IX.1928)- белорус. сов. театровед и литературовед. Окончил филологич. ф-т Белорусского гос. ун-та им. Ленина (1952). Исследования С. поев. белорус. драматургии и старинному нар. кукольному т-ру батлейка.

Соч.: Сатырычныя характары беларуск?х камедый, М?нск, 1961; Беларуси! народны тэатр "батлейка", М?нск, 1962 (в соавторстве с Г. I. Барыша); Беларуск? народны тэатр "батлейка" ? яго заемасувяз? з руск?м "вяртэпам" i польская "шопкай", М?нск, 1963 (в соавторстве с Г. I. Ба-рышау); Сатырычныя характары у камедыях Кандрата Кра-п?вы, в сб.: Беларускае мастацтва, вып. 2, М?нск, 1960, с. 48-64; Своеэсабл?васць сатырычных характара у камедыях В. I. Дун?на-Марц?нкев?ча, "Весц? АН БССР, серыя громадск?х навук", 1960, ј 3, с. 101-13. В„н.С.

САНСКРИТСКАЯ ДРАМА - инд. драматургия на санскритском яз. Зародилась в условиях развития рабовладельч. строя. Основы С. д.- в диалогич. гимнах Вед (древнейшего памятника инд. лит-ры сер. 2-го - нач. 1-го тысячелетий до н. э.), в т-ре марионеток, в традиции исполнения сказителями нар. эпоса. Сохранилось незначит. количество произведений и фрагментов ранних пьес - "Пьеса о Шарипут-ре" Ашвагхоши, ок. 1-2 вв., и др. Их художеств. достоинства и сложное построение подтверждают наличие длительной драматургич. традиции; поэтому зарождение С. д. и возникновение классич. т-ра относят к сер. 1-го тысячелетия до н. э. Многие действующие лица С. д. (боги, цари, брахманы и святые) говорили на санскрите - языке, непонятном большинству населения и сохранявшемся только как язык науки и придворного иск-ва. Др. действующие лица говорили на пракритах (различные формы разговорных яз. народов Индии). Но уже в нач. 1-го тысячелетия н.э. эти диалоги также утратили связь с живой речью и приобрели характер лит. языков (использовались проза и стихи). С. д. унаследовала от предшествовавшего ей нар. т-ра сочетание диалога и пения, танца и музыки. Придворный характер С. д. препятствовал проникновению в не„ трагич. сюжетов. В драме мн. эпич. сюжеты получали оптимистич. направленность. С. д. были ограничены строжайшей регламентацией, отличались тесной связью с мифологией, эпосом, слабой разработкой индивидуальных характеров героев. Эстетич. принципы С. д. изложены в трактате "Наука драмы" [2-4 (?) вв.], приписываемом легендарному мудрецу Бхарате. Отражая требования аристо-кратич. иск-ва и придворного т-ра, трактат сковывал творч. индивидуальность (запретом изображать нар. бедствия, мятежи, свержение царской власти, смерть героя, реальные жизненные конфликты и др.). Для С. д. характерен принцип единства чувства (или настроения), позднее сформулированный Дхананджаей (10 в.): ведущему чувству пьесы (любовь, героизм, гнев и др.) должно быть подчинено вс„ действие. В С. д. соблюдалось единство действия. Среди многочисл. теоретиков С. д.Анандавардхана (9 в.) и Абхинава-гупта (10-11 вв.).

Большинство драматургов С. д. использовали тра-диц. сюжеты, почерпнутые из нар. эпоса. Так, основой 13 пьес Бхасы (ок. 2-3 вв.; авторство окончательно не установлено) являются эпич. сказания, заимствованные из "Махабхараты" и "Рамаяны". В пьесах Бхасы герои в значит, мере сохраняют эпич. характер, в них затрагиваются политич. темы.

С. д. достигла значит, успехов в 4-7 вв., в период подъ„ма древнеинд. культуры. Возвышение империи Гуптов (4-6 вв.) оказало положит. влияние на дальнейшее развитие С. д. Вопреки канонич. требованиям, обязывавшим драматурга изображать в качестве героя пьесы бога, полубога, царя или др. лицо, стоящее на верхней ступени общественной иерархии, Шудрака (ок. 5 в.) избирает героями пьесы разорившегося купца и куртизанку, в его драме "Глиняная повозка" осуждается брахманство, порицается сословное неравенство. В пьесе показан политич. переворот, насильственный захват власти у царя-злодея. В творчестве Калидасы (4-5 вв.) С. д. достигает вершин своего развития. Эпич. сюжеты переосмысливаются ("Шакун-тала", "Мужеством добытая Урваши"): они в значит. степени утрачивают религиозную окраску и становятся средством утверждения гуманистич. идей. Эти драмы выражают презрение к покою и косности, утверждают, что борьба является единственно достойной формой жизни. Благополучная концовка пьесы, предписываемая канонами, используется Калидасой для утверждения торжества светлых сил. Политич. идеал Калидасы - человеколюбивый монарх, заботящийся о народе. Пьеса Вишакхадатты "Перстень Ракшасы" (5 или 6 вв.) преисполнена пафосом борьбы за сильную централизованную власть.

Распад крупных рабовладельч. империй (2-я пол. 1-го тысячелетия н. э.), при дворах к-рых развивалась классич. драма, обусловил упадок С. д. и театр. иск-ва Др. Индии. Создаются псевдогероич. пьесы, в к-рых описательный элемент заслоняет действие (драматурги: Харша, Бхавабхути, Бхаттанараяна, Мурари, Раджашекхара). Рабски следуя предписаниям канонов, драматурги разрабатывали жанры придворной комедии, писали религиозно-мифологич. пьесы, но в это же время успешно развивались новые жанры - бхана (монолог) и прахасана (комедия, фарс). Обличительные комедии писал Ишварадатта (6-7 вв.). Шьямилака (конец 1-го тысячелетия) продолжает развивать и ещ„ больше демократизировать эти жанры. Герои сатирич. комедий Шьямилаки - бытовые персонажи (гетеры, моты, прихлебатели). Он издевается над знатью, министрами, над официальной уч„ностью.

С. д. разыгрывались в дворцовых зданиях, имевших форму прямоугольника, квадрата, треугольника. Помещение (включая сцену, кулису и др.) не превышало 450 At2. Помимо дворцовых т-ров, С. д. исполнялись в храмовых зданиях. Участвовать в спектаклях С. д. могли лишь шудры (члены "низших" каст).

С. д. оказала большое влияние на развитие инд. культуры в средние века и в последующие эпохи. Героич. формы классич. С. д. усвоила просветит, драматургия 19 в. В 1789 У. Джонс перев„л на англ. яз. "Шакунталу" Калидасы (эту пьесу высоко оценили Шлегель, Гумбольдт, Карамзин, Г„те). В 19-20 вв. инд. драматурги предприняли попытку возродить С. д. и приблизить е„ к современности.

Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И. Д., Древнеиндийская литература, М., 1963; Н и к и т и н а В. Б., ПаевскаяЕ.В., Позднеева Л. Д., Редер Д. Г., Литература Древнего Востока. Индия, М., 1962, с. 213-301; Indian drama, Delhi, 1956; К е i t h А. В., The Sanskrit drama in its origin, development, theory and practice, Oxf., 1924; К o n o w S., Das indische Drama, В.-Lpz., 1920; Le vi S., Le theatre indien. P., 1890. И. Р.

CAHCOH (Samson), Жозеф Изидор (2.VII.1793- 28.III.1871) - франц. актер. Дебютировал в 1819 в т-ре "Одеон" (Париж). В 1826-63 играл в т-ре "Коме-ди Франсез"; в 1843 стал "старейшиной" этого т-ра. Был убежд„нным приверженцем классицистских традиций. Превосходно исполнял роли слуг в классич. комедии (Фигаро и др.). С нач. 30-х гг. в творчестве С. наметился переход от классицистской комедии к произведениям современных бурж. авторов. В его репертуар вошли характерные роли в буржуазно-салонной драматургии. С. играл роли во всех пьесах Э. Скриба, пост. в "Комеди Франсез", лучшие из к-рых: Бертран фон Ранцау ("Бертран и Ратон"), пэр Франции ("Товарищество, или Лестница славы"). В 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. С. стал одним из ведущих исполнителей ролей и в пьесах Э. Ожье ("Сын Жибуайе" и др.). Выдающийся педагог, С. преподавал в парижской Консерватории, был учителем мн. крупных франц. актеров, в т. ч. Э. Рашель, Ж. С. Арну-Плесси. Большой интерес для изучения истории франц. т-ра представляют опубликованные посмертно "Воспоминания" С. (Memoires, P., 1882).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963; V e Ь e г Р. E., Samson, Р., 1930; Samson-veuve, Ra-chel et Samson, 3 ed., P., 1898.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница