Наши партнеры

Женская одежда Вологда.
машин

Театральная энциклопедия
(страница 379)


САЛЬВИОНИ (Salvioni), Гульельмина (р. ок. 1840 -дата смерти неизв.) - итал. артистка балета. Училась в школе т-ра "Ла Скала". В 1864-67 была ведущей солисткой "Парижской оперы". В 1866 первая исполнила партию Наилы в балете "Ручей" Делиба. С. была представительницей виртуозной итал. школы. В 1867 выступала в Петербурге в балете "Золотая рыбка" Минкуса, в партии Гали. Второе выступление С. в балете "Фауст" Панисы и Пуни не принесло ей успеха. Она была вынуждена покинуть Петербург.

Лит.: Скальковский К. (Балетоман), Балет, его история и место в ряду изящных иск-в, СПБ, 1882, с. 247- 248; Guest I., The ballet of the Second Empire, L., [1953], P. 96-97. Ham. P.

САЛЬЕРИ (Salieri), Анто-нио (18.VIII.1750, Леньяно, близ Вероны, - 7. V. 1825, Вена) - итал. композитор, дириж„р и педагог. Учился композиции уф. Гас-мана. В возрасте 20 лет дебютировал оперой "Образованные женщины" (1770, "Бургтеатр", Вена). С 1774 С.-придворный композитор, с 1788 - придворный капельмейстер в Вене; до 1790 руководил итал. оперной труппой, затем до 1824 - придворной певч. капеллой.

Оперы С. шли на мн. европ. сценах, в т. ч. в "Бург-театре" -"Армида" (1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Пещера Трофония" (1785). Оперой С. "Признанная Европа" в 1778 был открыт т-р "Ла Скала". Уже завоевав европ. славу, С. примкнул к оперной школе X. В. Глюка. На переданное ему Глюком либретто Р. Кальцабиджи он написал оперу "Данаиды", к-рая была пост. в 1784 на сцене парижской Академии музыки как соч. Глюка и С.; после 12 спектаклей, когда определился успех оперы, Глюк объявил, что она написана одним С. Для того же т-ра С. создал оперы:

"Горации" (1786, успеха не имела) и "Тарар" на либр. П. Бомарше, предложенное ему самим драматургом. Проникнутая революц. тираноборч. идеей и пост. за 2 года до штурма Бастилии (1787), опера "Тарар" была воспринята как большое обществ, событие. В 1789 она пост. в Петербурге; в новой ред. на итал. либр. Л. да Понте, под назв. "Ассур, царь Ормуза", пост. в 1788, Вена, затем на мн. др. сценах мира. С. написал 39 опер, в т. ч. "Школа ревности" (1778, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), "Вначале музыка, потом слова" (1786, "Кернтнертортеатр", Вена), "Фальстаф, или Три шутки" по Шекспиру (1799, там же), а также инструмент, произв., оратории и др. соч.

С. пользовался большим авторитетом как педагог по композиции и вок. иск-ву. Среди его учеников- композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Зюсмайр, И. Вейглъ, И. Н. Гуммелъ, Ф. Лист, И. Мошелес, певицы К. Кавальери, Ф. Франкетти и др. Еще при жизни С. распространился ложный слух, будто он отравил Моцарта. Легенда нашла отражение в трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноим. опере Н. А. Римского-Корсакова на текст этой трагедии.

Лит.: Delia Corte A., Un italiano alFestero. A. Salieri, Torino, 1936; В r a g a A., A. Salieri tra mito e storia. Bologna, 1963; Штейнпресс Б., Миф об "исповеди" Сальери, "Сов. музыка", 1963, ј 7; е г о ж e, 13 легенд об Антонио Сальери, "Муз. жизнь", 1963, ј 23. Б.Ш.

САЛЬНИКОВ, Георгий Иванович (р. 13.II.1909) - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1927 окончил Саратовский театр. техникум. На проф. сцену поступил в 1927. Работал в т-рах Воронежа, Ашхабада, Волгограда, Новосибирска, Тбилиси, Ташкента, Одессы. С 1945-актер Саратовского т-ра им. К. Маркса.

С. создал героико-романтич. образы: Арбенин ("Маскарад"), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Чацкий; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Фердинанд. Среди лучших ролей в сов. драматургии: Луконин ("Парень из нашего города"), Мотыльков ("Слава" Гусева), Хлебников ("Персональное дело" А. Штейна), Хижняков ("Дали неоглядные" Вирты).

Лит.: Явчуновский Я., Пути и перепутья, "Новая Волга", Саратов, 1958, ј 28; К а р а г а н о в А., Сценический образ и актерская мысль, "Театр", 1950, ј 9;

"Театральная жизнь", 1958, ј 8. М. Т.

САЛЬНИКОВА-МОИС‚ЕВА, Клавдия Ивановна [р. 12(24).XI 1.1897] - рус. сов. артистка балета, педагог. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Училась в Балетной студии М. М. Мордкина (Москва). Дебютировала в 1919 на сцене Воронежского оперного т-ра. Выступала как солистка балета в т-рах оперы и балета Воронежа, Тбилиси, Баку, Ташкента, Свердловска, Еревана и др.

Партии: Жизель; Царь-Девица ("Кон„к Горбунок" Пуни), Китри ("Дон Кихот"), Тао Хоа, Раймонда, Аврора; Жанна ("Карманьола" Фемилиди), Зоська ("Соловей" Крошне-ра), Анаит (о. п. Тер-Гевондяна) и др.

В 1944-49 работала как балетмейстер, совм. с М. Ф. Моисеевым пост. балеты "Доктор Айболит" Морозова и "Аленький цветочек" Корчмар„ва. С 1941

(с перерывами) вела педагогич. деятельность. В 1959 ушла на пенсию. Ст.М.

САЛЬТО (итал. salto - прыжок) - элемент цирк. иск-ва; полный оборот тела артиста в воздухе. Существует переднее, заднее, боковое С. Исполняется на земле, в партерных прыжках, на гимнастич. аппаратах (турниках, "рамках"), в воздушных и партерных пол„тах. Партерные прыгуны исполняют С., отталкиваясь ногами (или одной ногой), делают полный оборот в воздухе и приходят на ноги. Делая С. на гимнастич. аппаратах, исполнитель, держась руками за аппарат (или руки партн„ра), делает такой же полный оборот в воздухе и опять хватается за аппарат или за руки партн„ра. В старом цирке существовал термин сальто-мортале (смертельный прыжок), применявшийся в тех случаях, когда С. делалось на значит. высоте. Имеются разновидности С.: одинарные, двойные и тройные, пируэт-сальто (С., в к-ром исполнитель поворачивается вокруг своей оси на 180 градусов). Прыгуны из Египта привезли в Европу арабское С. (боковое) и бедуинское С. (прыгун делает полный оборот в воздухе, поворачиваясь лицом к земле). Первое двойное С. в партере сделал рус. прыгун И. E. Сосин в 1886 в Париже, в 1914 этот трюк повторил его сын А. Сосин во Владивостоке. Первое тройное С. в воздушном пол„те сделали мекс. гимнасты Кадона. Первое тройное С. в СССР сделал E. Морус в 1936. Ал. Ш.

САМАРАС (27рос), Спиридон (22.XI.1863-7.IV. 1917) - греч. композитор. Учился в Афинской консерватории у С. Меркаданте и в Парижской консерватории у Л. Делиба (с 1882). Стал известен как автор оперы "Flora mirabilis" (1886, т-р "Каркано", Милан). Последующие оперы С.: "Лионелла" (1891, т-р "Ла Скала"), "Мученица" (1894, т-р "Меркаданте", Неаполь), "Укрощ„нная фурия" по комедии Шекспира (1895, т-р "Лирико", Милан), "Мадемуазель де Бель-Иль" на сюжет А. Дюма (1905, Генуя), "Дочь Крита" (1916, т-р "Димотикон", Афины). Лучшей оперой С. считается "Рея" (1908, т-р "Верди", Флоренция), к-рая была пост. в Риме, Милане, Каире, Афинах. Оперы С. близки веризму, в них используются также элементы визант. и новогреч. нар. музыки.

САМАРИН, Иван Васильевич [7(19).1.1817, Петербург,-13(25) .VI 11.1885, Москва]- рус. актер и педагог. Ученик и последователь М. С. Щепкина. Род. в семье крепостного. В нач. 30-х гг. поступил в Моск. театр. уч-ще на балетное отделение, оттуда Щепкин перев„л его в свой драм. класс. Дебютировал на сцене Малого т-ра ещ„ будучи воспитанником уч-ща (1833, Феликс - мелодрама "16 лет, или Зажигатели" Дюканжа). В 1837, по окончании уч-ща, С. был зачислен в труппу Малого т-ра на амплуа "первого любовника". В 30-40-е гг. 19 в. С. выступал преимущественно в классическом репертуаре, а также в мелодрамах.

Роли: Мортимер и Фердинанд ("Мария Стюарт" и "Коварство и любовь"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Чацкий; князь Михаиле Васильевич Скопин-Шуйский (о. п. Кукольника).

Наиболее значит, ролью молодого С., ставшей образцом для последующих поколений актеров, был Чацкий. В исполнении С. впервые личная драма и драма социальная оказывались неразрывно сплет„нными, составляли сущность внутр. жизни Чацкого, определяли ритм и характер сценич. поведения актера. "Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание пробудить е„ - вс„ это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к Софье" (П. М. Медведев). Сыграв роль Чацкого впервые в 1839, актер углублял и совершенствовал е„ в течение мн. лет.

В 40-50-е гг. С. исполнил много ролей в мелодрамах и водевилях: Симон-Сиротинка (о. п. С. Соловь„ва), Робен ("Записки демона" Араго и Вермона), Дон Цезарь де Базан ("Испанский дворянин" Дюма-нуара и Деннери), доктор Лемонье ("Детский доктор" Буржуа и Деннери) и др. Иск-во С., отмеченное высоким мастерством, отличалось теплотой, задушевностью .

В 1857 С. сыграл Гамлета. Выступив в этом спектакле одновременно как режиссер, С. предпринял одну из первых в рус. т-ре попыток добиться историч. правды в пост. шекспировской трагедии. Однако трактовка С. образа Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека вызвала резкое осуждение со стороны прогрессивной критики. С конца 50-х гг. С. постепенно отходит от героико-романтич. ролей и начинает исполнять в осн. характерные роли пожилых людей: помещик Окалов ("Однодворец" Боборы-кина), капитан Возницын ("Чужая вина" Устряло-ва), Курчаев ("Испорченная жизнь" Черныш„ва), Болотов ("История" Ладыженского) и др. Выдающееся создание С.- роль Фамусова (1864). Не изменяя трактовки Щепкина, актер вн„с в образ Фамусова много дополнительных черт. В исполнении С. Фамусов был недал„ким, но ловким дельцом, выражающим практич. "мудрость" своей среды. Величавый, исполненный внешнего достоинства Фамусов-С. был настоящим московским барином. В "грнбоедовских" ролях наиболее полно выявилась сущность иск-ва С. Он играл "...просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с какою-то округленностью поз, жестов и благородством в дикции... Грибоедов был его излюбленным писателем, и Чацкий, и Фамусов были его коренными ролями..." (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49).

По инициативе и под рук. С. в Малом т-ре в 1865-66 были пост. комедии Шекспира "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего", "Вс„ хорошо, что хорошо кончается" ("Конец-делу венец"), "Виндзорские проказницы". В первых двух спектаклях С. с огромным обаянием исполнял роли Петруччио и Бенедикта.

Среди лучших ролей С. 70-80-х гг. также: Телятев, Милонов, Берендей, Кнуров ("Бешеные деньги", "Лес", "Снегурочка", "Бесприданница" Островского), Имшин

("Самоуправцы" Писемского), Ашметьев ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Мошкин ("Холостяк" Тургенева), Му-ромский ("Свадьба Кречинско-го"), Сладнев ("Майорша" Шпа-жинского), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Тартюф и ДР.

С 1862 С. преподавал в Моск. театр. уч-ще; с 1874 (до конца жизни) руководил драм. классом Моск. консерватории. Среди его учеников: Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина и др. Со студентами оперного класса консерватории С. осуществил на сцене Малого т-ра первую постановку оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин" (17 марта 1879). Написал пьесы "Перемелется - мука будет", "Самозванец Луба" и др., широко ставившиеся в провинции.

.Лит.: Карнеев М. В., Пятьдесят лет из жизни артиста. И. В. Самарин и критики его сценической деятельности, М., 1882; Эфрос Н. Е., И. В. Самарин, "Рампа и жизнь", 1917, ј 3; РогачевскийМ., Иван Васильевич Самарин, М.--Л., 1948. А. Ил.

САМАРИНА (наст. фам. - С о б о л ыц и к о в а -Самарина), Антонина Николаевна [р. 10(22). IV. 1896]- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1958). Дочь Н. И. Соболъщикова-Самарина. Творч. деятельность начала в 1917 в Одессе - т-р "Улыбки". Затем работала в Орле, Архангельске, Ялте, Казани, Саратове, Симферополе. С 1932 - актриса Горьковского т-ра драмы.

Роли: Софья ("Горе от ума"), Диана ("Собака на сене" Лоне де Вега), Мария ("Двенадцатая ночь"), Анна Каренина;

Аркадина ("Чайка"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Глафира ("Волки и овцы"), Юлия ("Дачники"), Бережкова ("Обрыв" по Гончарову), Раневская ("Вишн„вый сад") и др. В 1950 сыграла роль Марии Александровны Ульяновой ("Семья" Попова). С. Г.

САМАРИН-ВОЛЖСКИЙ, Арнольд Маркович (1878-7.XI 1.1949) - рус. сов. актер, педагог, режиссер. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Член Коммунистич. партии. Творч. путь начал в Вильно в 1898 как актер на роли молодых любовников и простаков. В 1904, после окончания драматич. школы в Киеве, начал режиссерскую деятельность, держал антрепризу в Керчи, Таганроге, Харбине, в 1917-19 руководил т-ром Миниатюр, в 1919 был организатором фронтовых т-ров. В дореволюц. годы С.-В. активно боролся'за права актера, за улучшение их быта. В годы гражд. войны участвовал в создании фронтовых художеств. коллективов. Работал в т-рах Москвы, Киева, Ростова, Омска, Одессы, Воронежа, Казани, Киргизии. Создал ряд значит, образов в рус. классич. драматургии. Играл все мужские роли в "Горе от ума" (кроме Фамусова), в "Ревизоре" (кроме Городничего). Ставил пьесы Островского, Гоголя, Чехова, из сов. драматургии пост.: "Бронепоезд 14-69" (1933, Воронежский т-р), "Платон Кречет" (1934, Казанский рус. т-р) и др. С 1923 начал педагогич. деятельность. А. Кл.

САМАРИН-ЭЛЬСКИЙ, Иосиф Константинович [1(13). XII. 1877- 12.III.1942] - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1925). В 1904 окончил технологич. ин-т в Петербурге. Играл в любит, спектаклях, с 1905-на проф. сцене в Петербурге и в провинции - Самара, Симбирск, Ярославль, Нижний-Новгород, Одесса и др. В 1916-17 работал в Москве, в 1918 - в Самаре, в 1919-20 - в Иркутске. Был одним из организаторов профсоюза Рабис. В 1920-25 играл в драм. т-ре Нар. дома Ленинграда. Роли: Павел I (о. п. Мережковского), Трубецкий ("Вечный муж" по Достоевскому), князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому); С 1925 С.-Э.-худ. рук. и актер Ленингр. т-ра драмы и комедии. В годы Отечеств, войны работал в Гор. т-ре (позже Драматич. т-р) Ленинграда. Игра его отличалась острым психологич. рисунком, живым юмором и нервным темпераментом.

Роли: Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука; Протасов ("Дети солнца"), Протасов ("Живой труп"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Тихон ("Гроза"), Карандышев, Хлестаков, Незнамов, Жадов, Фигаро; Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Алексей ("Дети Ванюшина"), Белугия ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Епиходов ("Вишн„вый сад"). С. Др.

САМАРКАНДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ X. АЛИМДЖАНА.

Организован в 1929 на базе самодеятельного кружка "Синяя блуза". В состав т-ра вошли: Х . Нарзикулов, С. Джурабаев, Али Ардобус (Ибрагимов), А. Джураев, Б. Таджиев, Т. Садыков, Д. Закиров, Н. Хасанов, П. Рахимов и др. Позднее пришли 3. Садыкова, К. Муслимова, Р. Мансуров. Т-р открылся пост. пьесы С. Абдуллы "Садовница".

В 30-е гг. пост.: "Вредители хлопка", "Рустам" Исмаилова, "Товарищи", "Сожж„м", "Ичкарида", "Два коммуниста", "Честь и любовь" Яшена, "Мятеж" Фурманова, "Платон Кречет". В 50-60-е гг.-"Бай и батрак" Хамзы, "Новбахор" Уй-гуна, "Молодая гвардия", "Русский вопрос", "Бесприданница", "Ревизор", "Егор Булычев и другие"; "Семья" Попова, "Отелло".

В труппе т-ра (1965): нар.арт. Узб. ССРА. Джураев, 3. Садыкова, К. Муслимова, Р. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР Б. Таджиев, Д. Зубайдуллаев и др. Гл. режиссер т-ра Р. Арифджанов, художник А. Т. По-трашкин. Т. Т.

САМАРКАНДСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. т-р. Организован в 1932. Здесь ставились произв. сов. драматургии: "Мой друг" Погодина (1934), "Платон Кречет"; "Чудесный сплав" Киршона (оба в 1935), "Слара" Гусева, "Далекое" Афиногенова (оба в 1936), "Разлом" (1938); "Русские люди" (1942), "Нашествие" (1944), "Русский вопрос" (1944); "Голос Америки" Лаврен„ва (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952), "Новбахор" Уйгуна (1950), "Калиновая роща" (1951), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Персональное дело" Штейна (1955), "Иркутская история" Арбузова (1961), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и др.

Т-р ставит рус. и зарубежную классич. драматургию "Горе от ума" (1934); "Волки и овцы" (1935), "Бесприданница"; "Ревизор", "Вишн„вый сад"; "Тартюф" (все в 1936);

"Отелло" (1937); "Гроза" (1940); "Лес" (1941); "Маскарад" (1945); "Испанцы" Лермонтова (1947), "Анна Каренина" (1948); "Три сестры" (1953); "Сирано де Бержерак" Ростана (1954), "Привидения" Ибсена (1960); пьесы Горького - "Последние" (1936), "Егор Булычев и другие" (1940), "Васса Железнова" (1946), "Зыковы" (1954); узб. драматургию "Хо-лисхон" Хамзы; "Сердечные тайны" Рахманова (1954) и др. Т-р гастролирует в др. городах Узбекистана, в Таджикистане, Казахстане, Киргизии. При т-ре открыта студия.

В труппе т-ра (1965) - нар. арт. Узб. ССР Н. Д. Бадаев, засл. арт. Узб. ССР Е. И. Соколова. Гл. режиссер т-ра (с 1964) -засл. арт. Узб. ССР А. М. Гринберг, гл* худ.- А. А. Ларин. В зрит. зале т-ра - 320 мест. В. Д.

САМАРСКИЙ ТЕАТР-см. Куйбышевский драм ати-ческий театр имени А. М. Горького.

САМБбРСКАЯ, Лина Сем„новна [30. VIII (11. IX). 1890-20.II.1955) - рус. сов. актриса и режиссер. Член Коммунистич. партии с 1944. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Работала в крупных провинциальных антрепризах под рук. Н. И. Соболыцикова-Самарина, Н. Н. Синельникова и др. В 1917-22 работала в Одессе, в 1922-25 - в Киеве. В этот период стала заниматься режиссурой. Была художеств. рук. Днепропетровского (1926), Харьковского (1927-29), Кировского (1937-39), Омского (1941-50), Красноярского (19531954) и др. т-ров. С. обладала большими педагогич. и организаторскими способностями, была одним из ведущих деятелей сов. т-ра на периферии.

Лучшие роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Нора;

Варн ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Мирандолина, леди Макбет, Кручинина; Герцогиня ("Стакан воды" Скри-ба), Клара ("Страх"), Греч ("Так и будет" Симонова), Мария Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского), чтение от автора (инсц. романа "Хождение по мукам" А. Н. Толстого), Ниловна ("Мать" по Горькому).

В молодости С. больше всего удавались ярко комедийные роли и образы женщин, надел„нных большим духовным богатством и силой. В последующие годы она создала ряд психологич. глубоких, насыщенных драматизмом образов. Игра е„ отличалась эмоциональной выразительностью. В своей режиссерской деятельности С. основное внимание уделяла работе с акте ром у добивалась ансамбля в спектакле. В числе лучших пост. С.: "Парень из нашего города"; "Слава" Гусева (оба в 1941), "Давным-давно" А. Гладкова (1942),, "Обыкновенный человек" Леонова (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1947). Дм. Д.

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ в СССР - один из наиболее распростран„нных видов художеств. самодеятельности. В отличие от любит, т-ра дорево-люц. России, С. т. в СССР свойственны стабильность работы коллективов, повсеместность распространения и массовость; участники С. т. овладевают основами: проф. иск-ва. В 1965 в стране 115 тыс. самодеят. коллективов, объединяющих 1500 тыс. чел.

Самодеятельные коллективы организуются при заводах, клубах, дворцах культуры, воинских частях, учебных заведениях, колхозах, совхозах и т. д. Они состоят из любителей, совмещающих занятия в кружках со своей осн. профессией. Во мн. коллективах С. т. проводится систематич. учебно-воспитат. работа, изучается система Станиславского (см. Станиславского система).

Самодеятельные театр. коллективы возникли в СССР сразу же после Октябрьской революции. Ок. тысячи драм. кружков выступало только на фронтах гражд. войны. В нач. 1919 при Театр. отделе (ТЕО) Нарком-проса был создан подотдел рабоче-крестьянского т-ра, занимавшийся развитием театр. самодеятельности. В нач. 20-х гг. С. т. испытывала значит, трудности - не было полноценного совр. репертуара; неподготовленным любителям приходилось играть или в трудных для них произв. классич. драматургии, или в примитивных пьесах, написанных для любительского т-ра ещ„ в дореволюц. годы. Отрицательное влияние на новое движение оказали ошибочные идейные и методич. воззрения нек-рых руководителей С. т. Так, руководители массовой культурно-просветит. организации Пролеткульт отрицали необходимость овладения культурным наследием, отвергали при-емственность культур.

Преодолеть ошибочные тенденции в становлении С. т. помогли выступления В. И. Ленина, его высказывания о пролетарской культуре, письмо ЦК РКП(б) "О пролеткультах" (1920) и др.

В сер. 20-х гг. выступления большинства самодеятельных коллективов носили преим. агитационный характер, пост. чаще всего отличались схематичностью, поверхностностью. Большое распространение получили такие формы, как "Живая газета", "Синяя блуза" (в городе) и "Красная рубаха" (в деревне). Репертуар самодеятельных коллективов состоял из обозрений, отдельных концертных номеров, лит. монтажей, сатирич. частушек, поев. острозлободневным темам. В их программах освещались междунар., производственные и бытовые вопросы, часто связанные с жизнью данного предприятия, учреждения и т. п. Авторами этих обозрений и сцен нередко были сами участники кружков.

В конце 20-х - нач. 30-х гг. зародилось трамовское движение (см. ТРАМ). Самодеятельные ТРАМы повторяли репертуар и принципы профессиональных ТРАМов. Так же как и пролетку льтовцы, ТРАМы претендовали на "особое" место в иск-ве, на положение подлинно пролетарского т-ра.

В 1930 было опубликовано постановление СНК РСФСР "Об улучшении театрального дела", в к-ром предлагалось усилить художественное взаимодействие проф. и самодеятельного т-ра; в связи с этим постановлением Наркомпросу РСФСР, совм. с ВЦСПС и Союзом советов с.-х. кооперации, поручалось наметить конкретные меры для обеспечения постоянной помощи профессиональных т-ров самодеятельным театр. коллективам.

Ощутимый перелом наметился в сер. 30-х гг. Общий рост культуры народа вызвал тягу к знаниям, к овладению опытом проф. творчества в самодеятельных коллективах. Идя навстречу пожеланиям участников С. т., журнал "Колхозный театр" стал печатать материалы о работе режиссера, актера, о технике грима, о системе Станиславского. В 1932 для руководства и помощи самодеятельности на базе Дома им. Поленова в Москве был создан Центр, дом самодеятельного иск-ва (ЦЕДИСК), при к-ром в 1934 организованы курсы заочного обучения для руководителей и участников художеств. самодеятельности с контингентом 1 тыс. чел. В 1936 ЦЕДИСК был реорганизован в Дом народного творчества им. Крупской, а с 40-х гг. дома нар. творчества были созданы во всех республиках и областях.

В 1938 нар. артисты СССР И.М. Москвин и В. В. Барсова обратились через "Правду" к работникам иск-в с призывом взять шефство над самодеятельностью, оказать ей необходимую творч. помощь. В результате в С. т. пришли мастера т-ра, к-рые стремились передать свой опыт начинающим артистам (И. М. Москвин взял шефство над Домом культуры ЗИЛ, Москва, М. М. Тарханов -над Домом культуры им. Горбунова, Москва, и т. д.).

С конца 30-х гг. в репертуар С. т. начинают входить лучшие пьесы сов. драматургии, классич. репертуар. В 1937 на моск. смотре С. т. были показаны спектакли "Укрощение строптивой" (клуб "Каучук"), "Ромео и Джульетта" (клуб "Авиахим"), "Васса Железнова" (клуб им. Кухмистерова); "Очная ставка" бр. Тур (клуб "Красный деревообделочник").

В период Отечеств, войны коллективы С. т. выступали на фронте, на оборонных предприятиях, в военных госпиталях. На Всесоюзных смотрах художеств. самодеятельности профсоюзов в 1948, 1951 и 1954 был показан ряд значит, работ: "Ревизор" (Ленингр. ун-т), "Калиновая роща" Корнейчука и "Шторм" Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), "Егор Булычев и другие" (Выборгский дом культуры, Ленинград); "Аттестат зрелости" Гераскиной (Дом культуры ЗИЛ, Москва), "Вей, ветерок!" Райниса (Латвия). В 1962 и 1964 прошли смотры сельской С. т.

В самодеятельных коллективах началась творч. деятельность крупнейших сов. артистов И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, А. П. Огнивцева, И. И. Петрова. На проф. сцену из самодеятельности пришли И. О. Горбач„в (Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина), В. С. Лановой (Т-р им. Вахтангова), И. С. Саввина (моск. Т-р им. Моссовета) и др. В результате вдумчивой, серьёзной работы с самодеятельными артистами над пьесой и ролью, умело и всесторонне поставленной учебно-воспитательной подготовки лучшие коллективы стали приближаться по своему уровню к профессиональному т-ру, имеющему сложившуюся труппу, систематически выступающую перед зрителями, и репертуар. В 1959 мн. из таких коллективов были преобразованы в Народные театры.

Лит.: Филиппов В. А., Пути самодеятельного театра, М.,1927;Берлянт М. Л., Самодеятельный театр. 1938; 3 о г р а ф Н. Г., Театральная самодеятельность, главы в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60; Кукаретин В. И., Самодеятельный театр. там.же, т. 3, М., 1961; Художественная самодеятельность Ленинграда, Л.-М., 1957;

Народные таланты. Художественная самодеятельность профсоюзов, М., 1958; Щеглов Д., в сб.: У истоков, М., 1960;

Горький на сцене самодеятельного театра, М., 1960; Д в о-рин С., Оленин А., Художественная жизнь Московского университета, М., 1958. Вик М

САМОДУР, Сем„н Соломонович [р. 4(17).1.1911) - сов. актер и режиссер кукольного т-ра. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1930 поступил в студию П. Я. Пав-линова, затем в Изотехникум. В 1932 работал художником-оформителем в Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1933 - актер Центр, т-ра кукол. актерское иск-во С. отличается острой и яркой коме-дийностью, пластич. выразительностью, точностью характеристик. С. глубоко чувствует разнообразие рит-мич. возможностей куклы, иск-вом вождения к-рой он владеет в совершенстве. С. выступает и как режиссер.

Совм. с С. В. Образцовым пост. спектакли: "Кошкин дом" Маршака (1947), "Ч„ртова мельница" Штока по Я. Дрде (1953), "Кон„к-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову (1955), "Дочь-невеста" Барто (1956), "Мой, только мой!" Тузлукова (1958), "Гус„нок" Гернет и Гуревич (1959), "Божественная комедия" (1961), "В гостях у Чуковского" (1961), самост. пост.- "Волшебная калоша" Матвеева (1964).

Среди ролей: Голова ("Ночь перед Рождеством" Сперан" ского по Гоголю), Старый бес ("Сказка о попе и его работнике Балде" по Пушкину), тигр Шерхан и питон Каа ("Маугли" Гернет по Киплингу), Конферансье ("Необыкновенный концерт" Сперанского), Создатель ("Божественная комедия" Штока) и др.

'Лит.: "Театр", 1961, ј 7, с. 124; "Театральная жизнь". 1961, .ј 16, с. 30; 1962, ј 8, с. 29. В. Дис.

САМОЙЛОВ, Евгений Валерьянович (р. 16.IV. 1912) - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1930 окончил Ленингр. Художеств. политехникум и поступил в Ленингр. "Т-р актерского мастерства" под рук. Л. С. Ви-вьена. В 1934-38 работал в Т-ре им. Мейерхольда (Москва). В 1940 вступил в труппу Т-ра Революции (ныне Т-р им. Маяковского). актер темпераментный и пластичный, с ярко выраженной склонностью к ге-роич. монументальному жанру, С. интересно проявил себя и как создатель галереи современников в сов. драме.

С. играл в пьесах Н. Ф. Погодина, А. П. Штейна,. Л. М. Леонова. В спектакле "Гамлет" в пост. Охлопкова (1954) С. дал своеобразную и современную трактовку гл. героя, в то же время развивая традиции исполнения рус. мятежных Гамлетов" искателей справедливости. Образ Гамлета был как бы итогом внутр. поисков актером своей темы, его-стремления к высокой трагедии.

С 1934 снимается в кино ("Щорс", "Светлый путь",, "Герои Шипки","Зачарованная Десна", "В шесть часов вечера после войны" и др.). Лучшие роли: Васька Пепел ("На дне", 1932), Председатель Укома ("Шторм", 1934), Петр ("Лес", 1934), Чацкий (1937), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь", 1938), Мортимер ("Мария Стюарт", 1940), Олег Кошевой ("Молодая гвардия", 1947), Ясон ("Медея" Еврипида, 1961), Платонов ("Океан" Штейна, 1961). Н. Вел.

САМОЙЛОВЫ - семья русских актеров. 1) В а-силийМихайлович [6(17).IV.1782, Москва,- 11 (23) .VI 1.1839, Петербург] - артист оперы, родоначальник актерской семьи. Род. в купеческой семье. Учился пению у А. М. Крутицкого. Дебютировал на петерб. сцене в 1803 в роли Инфанта ("Редкая вещь" Ма-ртин-и-Солера) и был принят в труппу петерб. Большого т-ра; работал здесь до 1839. Исполнял партии тенора; выступал в баритоновых партиях, играл драм. роли. Успехом пользовался в комич. опере (Жоконд - о. п. Изуа-ра). Владея иск-вом трансформации, С. нередко исполнял несколько ролей в одном спектакле (напр., три партии в опере "Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся" Париса, 1808). С наибольшей силой талант С.раскрылся в лирико-драм. и ге-роич. партиях: Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Мо-рены" Френцля, 1820), Матвей ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Уберто ("Отец и дочь" Паэра, 1822).

2)Софья Васильевна [урожд. Черникова, 1787 - 19.11 (3.III).1854]драм. и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Дебютировала в 1804 в роли Лизы ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина). Затем выступала преимущественно в оперном репертуаре: Маша ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Зю-лема (опера-водевиль "Забавы калифа" Писарева,музыка Алябьева, Верстовского и. Шольца, 1825). Исполняла рус. нар. песни. Оставила сцену в 1843.

3) Василий Васильевич [13(25).1.1813, Петербург,-27.111(8.IV).1887, там же] - драм. актер. Сын В. М. и С. В. Самойловых. Окончил Горный корпус (1829) и Лесной ин-т (1832). В 1834 дебютировал на петерб. сцене в партии Иосифа Прекрасного (опера "Иосиф" Мегюля). Однако, не имея достаточных вокальных данных, был зачислен в драм. труппу; работал в Александрийском т-ре в 1835-75. Большое место в репертуаре артиста заняли т.н. "водевили с переодеванием" (Макар Губкин - "Студент артист, хорист и аферист" Кони, 1839, Стружкин - "актер), Некрасова и др.). Отличит, свойства иск-ва С., всю жизнь работавшего над совершенствованием своей актерской техники,- острота сценич. рисунка, блестящее мастерство внешнего перевоплощения. Уделяя особое внимание характерным внешним деталям, С. делал многочисл. зарисовки облика и грима своих будущих персонажей. В 1840-е гг., в период утверждения "натуральной школы" в рус. иск-ве, С. выступал в ролях "маленьких людей", представителей низших слоев общества. Однако и в этих ролях С. уделял гл. внимание передаче внешних черт героя: Пузыр„чкин ("Отставной театральный музыкант и княгиня" Ефимовича, 1846), Крупа ("Машенька" по поэме А.Майкова, 1850). Од на из лучших ролей этого цикла- Комин ("Дипломат и наборщик" Фурмана, 1846). "Самойлов в роли наборщика,писал Ф. А. Кони,- показал, что он может исполнять характеры, которые основаны не на одном переодевании. Вес„лость чувств, простодушие сменяются в его игре такой истинной и не натянутой простотой, что невольно возбуждает участие в зрителе" ("Репертуар и Пантеон", 1846, янв., с. 28). Высшее выражение это качество иск-ва С. получило в роли Вырина ("Станционный смотритель" по Пушкину, 1854). Большое место в репертуаре С. занимали роли в историч. пьесах. Исполняя роли Петра I ("Денщик Петра Великого" Кукольника, 1851), Кром-веля (о. п. Райпаха, 1861), Ришель„ (о. п. Булвер-Лит-тона, 1866), С. достигал особого внешнего сходства с этими историч. персонажами. Среди лучших его ролей - Кречинский ("Свадьба Кре-чинского" Сухово-Кобылина, 1856), Ноздр„в ("М„ртвые души" по Гоголю), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного", 1867). Играл также Шейло-ка (1860), Гамлета (1863). В роли короля Лира (1858), полемизируя с трактовкой В. А. Каратыгина, придававшего этому образу величественность, С. старался показать истинно человеческие черты Лира. В то же время и в исполнении этой роли появилось стремление С. к внешним эффектам; особое внимание он уделял сцене безумия Лира. В 1850- 1860-е гг. С. часто выступал в пьесах из крестьянской жизни, мастерски передавая специфич. характер речи и поведения крестьян. Играя роли в пьесах Островского-Любим Торцов (1854), Оброшенов ("Шутники", 1864), Бессудный ("На бойком месте", 1865) и др., С. прежде всего стремился к бытовой верности деталей.

Блестящий мастер трансформации, С. был основоположником т. н. "самойловской традиции" в рус. сценич. иск-ве, его игра отличалась остротой внеш. рисунка, виртуозностью, театр. выразительностью. После ухода из Александрипского т-ра играл в клубных спектаклях, гастролировал в провинции. В 1884 последний раз выступил на сцене Александрийского т-ра.

Др. роли: Эдуард ("Артист" Скриба, 1839), Борзиков ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1840), Чичиков ("М„ртвые души", 1842), Трише ("Модная лавка" И. Крылова, 1844), Митя ("Юрий Милославский" по Загоскину, 1846), Быстров ("Мертвец-шалун" Квитки-Основьянснко, 1847), граф Любин ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Перегоренский ("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину, 1857), Кур-чаев ("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1861), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Раста-ковский ("Ревизор", 1870), Опольев ("Старый барин" Пальма, 1872).

4) Вера Васильевна (Самойлова 2-я) [1824, Петербург,-8(20).XI.1880, там же] -драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых.актерскому иск-ву училась у своей сестры - театр. педагога Любови Васильевны С. Дебютировала в Александрийском т-ре в 1841; в 1842 была зачислена в труппу; работала здесь до 1853. Занимала амплуа молодых любовниц: Марианна ("Скупой", 1843), Эльми-ра ("Тартюф"), Ольга ("Владимир Заревский" Ефимовича, 1846). Наибольшим успехом пользовалась в ролях светских женщин в салонных комедиях. Иск-во С. отличалось л„гкостью, грациозностью, отточенным мастерством. Творчество С. высоко ценил И. С. Тургенев, написавший для не„ комедии "Где тонко, там и рв„тся" (1847) и "Провинциалка" (1851). В роли Дарьи Ивановны ("Провинциалка") С. тонко передала особенности тургеневского стиля, достигла "кружевного" мастерства ведения диалога. В 1853 С. вышла замуж за офицера А. М. Мичурина и оставила сцену. В 1861-63 преподавала в Петерб. театр. уч-ще. Дочь Веры Васильевны С. и Мичурина - Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова сын - Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов.

5) Map и я Васильевна (1807-1880-е гг.)- оперная и драм. артистка. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1828 на сцене петерб. Камен-ноостровского т-ра в роли Лизы ("Десять дней женитьбы", опера Буальдь„). Не обладая достаточно сильным голосом, перешла в драм. труппу. Служила в Александрийском т-ре в 1833-37; занимала амплуа молодых героинь.

Роли: Мирандолина ("Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", переделка Каратыгина пьесы Блума, сделанной по "Трактирщице" Гольдони, 1833), Внучка ("Бабушка и внучка" Куликова, 1837), Нанета ("Сорока-воровка", опера Россини) и др.

6) Надежда Васильевна (Самойлова 1-я) [6(18). I. 1818-18(30). II 1.1899]-драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1838 на сцене Александрийского т-ра в роли Веры ("Матушкина дочка", водевиль П. И. Григорьева). Обладая выразительной мимикой, хорошим голосом, С. занимала амплуа инженю в водевилях. После смерти В. Н. Асенковой (1841) заменила е„ во мн. ролях. Блестящая водевильная актриса, С. обладала исключит. даром имитации. В написанных для не„ пьесках она копировала тогдашних театр. знаменитостей ("Мнимая Фанни Эльслер" П. И. Григорьева, 1848, и др.); в водевиле "Бедовая девушка" Куликова (1850) С. воспроизводила манеру пения итальянской гастрол„рши Дж. Гризи, танцы Эльслер, пародировала игру актрис французской труппы - Вольнис и Арну-Плесси. Оставила сцену в 1859.

Др. роли: Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1840), Анета ("Комедия с дядюшкой" П. И. Григорьева, 1841), Лелев ("Гусарская стоянка" Орлова, 1844), Лизанька ("Жених, чемодан и невеста" П.И.Григорьева, 1845), Олинька ("Цыганка" Куликова, 1850), Капитанша ("Бойкая барыня" Турбина, 1857), Вольская ("Средство исправлять женщин" Куликова, 1859).

7) Николай Васильевич [Самойлов 2-й; 5(17).IX.1838 - 16(28).XII.1897] - драм. актер. Сын Василия Васильевича С. (от брака с С. И. Дранше). В 1869 (после отставки с военной службы) дебютировал в Александрийском т-ре в роли Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"). Играл характерные бытовые роли: Кисельников ("Пучина" Островского), Пенкин ("Мещанская семья" Авдеева, 1869), Палкин ("Виноватая" А. Потехина, 1876) и др. Покинул сцену в 1883.

8) Павел Васильевич [29.VI(11.VII). 1866-16.IV.1931] - драм. актер. Засл. арт. Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. (от брака с М. А. Бибиковой, по сцене Споровой). Сценич. деятельность начал в 1888 в Петербурге под фам. Споров. Служил в антрепризах М. М. Бородая, А. Н. Дю-ковой. "Играл в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве (1891-93, Т-р Корша). В 1904-05 был актером Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). В 1900-04 и 1920-24 - в труппе Александрийского т-ра (в сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Игра его была отмечена порывистым темпераментом, интеллектуальностью, высокой актерской техникой. Творчество С. вобрало в себя черты актерского иск-ва конца 19 - нач. 20 вв. Герои С.- безвольные мечтатели, неспособные к реальным действиям. Нервозность и пассивность отличали его Фердинанда, Незнамова, Чацкого. Лучшие роли: Гамлет, Хлестаков, Карандышев, Жадов и др. Стремление С. к философскому осмыслению характера проявилось и в исполнении ролей: профессор Сторицин и Тот (о. п. и "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Арбенин, Уриэль Акоста. Играл также роли Освальда ("Привидения" Ибсена), Незнамова, Астрова. В 1923 С. выступил в роли рабочего-коммуниста Штарка в пьесе "Канцлер и слесарь" Луначарского .

С о ч.: В. В. Самойлов в рассказе о начале своей артисти' ческой деятельности, "Русская старина", 1884, т. 44. Лит.: Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров, ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С в о б о д и н П., В. В. Самойлов (Очерк жизни и воспоминаний о нем), "Русская старина", 1887, т. 54; К р ы л о в В. А., Сестры Самойловы (из театральных воспоминаний), "Исторический вестник", 1898, т. 71, [кн.] 1-2; "Театр и искусство", 1899, ј 13 [некролог];

[Кугель А.Р.], Театральные заметки (о Павле Самойлове), там же, 1898, ј 29; Д е р ж а в и н К., Род Самойловых, в кн.: M и ч у р и н а-С амойловаВ.А., Полвека на сцене Александрийского т-ра, [Л.], 1935; Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.), "Искусство и жизнь", 1941, ј 4; Б е р е з а р к И. Б., В. В. Самойлов, Л., 1948; Розен таль Н., П. В. Самойлов, "Еженедельник петроградских гос. академич. театров", 1923, .ј 28; Корчагина-Александровская Е., Страницы жизни. Сб., М., 1955, с. 39-45, 59-66; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. АН. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница