Наши партнеры

Квартиры на продажу в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 378)


САККЙНИ (Sacchini), Антонио (14.VI. 1730 - 7. X. 1786) - итал. композитор. Учился у Ф. Д у ранте в Неаполе, где в 1756 дебютировал интермедией "Фра Донато". ' Оперы С. ставились в т-рах Неаполя (с 1758), Венеции ("Александр в Индии", 1763, т-р "Сан-Сальваторе"), Падуи ("Олимпиада", 1763), Рима ("Узнанная Семирамида", 1764, т-р "Арджентина";

"Сид", 1769, т-р "Арджентина", франц. ред. - "Хи-мена, или Сид", 1783, Фонтенбло, и др.), Милана ("Ар-мида", 1772, т-р "Дукале", франц. ред.- "Ринальдо", 1783, Парижская опера). С 1768 С. был хормейстером и вок. педагогом в Венеции. В 1772-81 работал в Лондоне (оперы: "Тамерлан", 1773, "Монтесума", 1775, "Солдатская любовь", 1778), затем в Париже (оперы:

"Дардан", 1784, Версаль, "Эдип в Колоне", 1786, Парижская опера, "Арвир и Эвелина", поем. 1788, там же). Видный представитель неаполитанской оперной школы, С. использовал также опыт реформаторских муз. трагедий X. Глюка. Лучшее произв. С.- "Эдип в Колоне". Писал также оратории, мессы, инструмент, музыку.

Лит.: Seni itzer F., Antonio Sacchini, Siena, 1955. Б. Ш.

CAEKO A.-см. Сакки.

САКС (Sachs), Ганс (5.XI.1494-19.1.1576) - нем. поэт-мейстерзингер и драматург. В 1509 начал изучать основы цехового нар. иск-ва. Как странствующий подмастерье неск. лет путешествовал по Германии. В 1515 возглавил движение Нюрнбергских мейстерзингеров. В молодости С. был комич. актером, в 50-е гг. руководил любительской труппой. С. - яркий выразитель реали-стич. тенденций нем. бюргерского т-ра 16 в. В своих трагедиях и комедиях он ещ„ следует традициям ср.-век. моралите, принципам гуманистич. драмы. Но в фарсах (фастнахтшпили - масленичные игры) С. близок к нар. т-ру. С. преобразовал примитивный, грубый нем. фарс 15 в. В его фастнахтщпилях действуют живые люди - бюргеры и крестьяне. Многие фарсы С. направлены против католич. церкви, против дворян и правителей, обманывающих народ. К лучшим фарсам С. принадлежат: "Школяр в раю", "Корзина разносчика", "Фюзингенский конокрад". Исполненные юмора, жизнеутверждающие фарсы С. пользовались большим успехом среди де-мократич. кругов его времени. Р. Вагнер вывел С. в муз. драме "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1862).

Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1-2, Lpz., 1961; в рус. пер.- Пастернак Б., Избранные переводы, М., 1940;

Хрестоматия по истории западноевропейского театра (сост. и ред.) С. Мокульского, т. 1, 2 изд., М., 1953, отд. V.

Лит.: Веселовский А., Старинный театр в Европе, М 1870- H о f f m a n n J. L., Hans Sachs, Nurnberg, 1847. Г. Гур.

САКСАГАНСКИЙ (наст. фам.- Тобилевич), Панас (Афанасий) Карпович (15.V.1859, с. Каменно-Костоватое,-17.IX.1940, Киев) - укр. актер, режиссер, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1936). Брат И. К. Карпенко-Карого и Н. К. Садовского.

В 1875 играл в любительском кружке под рук. М. Л. Кропивницкого (Елисавет-град, ныне Кировоград). Окончил Одесскую юнкерскую школу (1880). Находясь на воен. службе (1880-83), увлекался театр. иск-вом, выступал в труппе Чернышева. В 1883 вступил в укр. проф. труппу М. Старицкого, затем - в труппу Кропивницкого (1885-88) и Н. Садовского (1888-90). Участвовал в первой гастрольной поездке укр. т-ра в Петербург и Москву (1886, 1887). В 1890 организовал и возглавил "Товарищество русско-малороссийских артистов". В 1898 в товарищество вош„л Садовский и оно получило наименование "Объедин„нное товарищество П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского". В 1900 в товарищество вошли М. Л. Кропивницкий и М. К. Зань-ковецкая и оно стало наз. "Малороссийская труппа М. Л. Кропивницкого под руководством П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского с участием М. К. Зань-ковецкой". После выхода из труппы Заньковедкой и Кропивницкого наз. "Малороссийская труппа под рук. П. К. Саксаганского и Н. К. Садовского" (1903-05), после ухода Садовского - "Товарищество малороссийских артистов во главе с П. К. Саксаган-ским при участии И. К. Карпенко-Карого". В 1909 С. отказывается от руководства и покидает "Товарищество". В 1910-15 гастролирует в разл. укр. труппах по городам Украины и России. В 1915 принимает участие в создании "Товарищества укр. артистов с участием М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского под рук. И. А. Марьяненко". В 1918 создал в Киеве Нар. т-р, на базе к-рого в 1922 был организован Укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой (ныне - во Львове).

После Окт. революции С. стал активным деятелем сов. укр. т-ра. Он работал в т-рах им. М. Заньковецкой, им. И. Франко, Харьковском нар. т-ре (1927-31).

актерское и режиссерское творчество С. представляет в истории укр. т-ра 2-й пол. 19 в. высшую ступень критич. реализма. Глубоко нац. художник, творчество к-рого развивалось на драматургии Карпенко-Карого, С. в то Же время по своим художеств. принципам и творч. практике близок театр. эстетике выдающихся мастеров рус. т-ра. Как актер С. стремился к раскрытию внутр. содержания образа, к воссозданию человеч. характеров во вс„м их разнообразии. Реалистич. манера игры приобретала у С. особую яркость и глубину. Тонкий внешний рисунок роли, филигранная обработка деталей, острая характерность грима, жеста, разнообразная мимика, богатейшая гамма интонац. нюансов, искром„тный нар. юмор - таковы характерные черты исполнительской манеры С.

Среди лучших ролей С.: Пеньонжка, Бонавентура, Гнат Голый, Тарабанов, Харько, Бондарь, Опанас, Цокуль ("Мартын Боруля", "Сто тысяч", "Савва Чалый", "Суета", "Поливода XVIII столетия", "Бондаривна", "Бурлак", "Наймичка" Карпенко-Карого), Печерица, Герасим, Иван Непокрытый ("Крути", да не перекручивай", "На ревизию", "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого), Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Голохвостый, Шпонька, Солопий Черевик ("За двумя зайцами", "Где колбаса и чара, там кончается свара", "Сорочинская ярмарка" Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Франц Моор ("Разбойники").

режиссерскую деятельность начал в 1889, пост. совм. с Н. Садовским "Наталку-Полтавку". С. пост. более 260 спектаклей. Среди них: "Суета" (1904), "Хозяин" (1901), "Мартын Боруля" (1891), "Бесталанная" (1890), "Сто тысяч" (1890), "Наймичка" (1890), "Разумный и дурень" (1891), "Поливода XVIII столетия" (1894) Карпенко-Карого, "Назар Стодоля" Шевченко (1890), "Лимеривна" П. Мирного (1894), "Невольник" (1891), "Две семьи" (1894), "На ревизию" (1891) Кропивницкого, "Сорочинская ярмарка" (1892), "Черноморцы" (1891) Старицкого и др. Значит, событием в истории укр. т-ра были осуществл„нные С. впервые на укр. яз. пост.: "Уриэль Акоста" (1918, Киевский нар. т-р), "Разбойники" (1920, там же), "Отелло" (1926, Т-р им. Заньковецкой).

С.- автор комедий "Лицемеры" (1908, запрещ. цензурой) и "Шантрапа" (соч. 1913), поев. высокому назначению иск-ва сцены. Был также выдающимся педагогом, воспитал видных укр. актеров и режиссеров - Б. Романицкого, В. Любарта и др.

Богатый сценич. опыт С. зафиксирован в его книгах:

"Из прошлого украинского театра" (1938), "Моя работа над ролью" (1937) и др. Выступал со статьями и лекциями перед рабочей аудиторией, страстно утверждал народность, передовую идейность, реалистич. направленность теа'ф. иск-ва.

Соч.: Театр ? життя, Харк?в, 1932; Думки про театр. Кив, 1955; По шляху життя, Кив, 1935; До молодих режисер?в, Кив, 1940.

Лит.: Рильский M., Панас Саксаганський, "Науков? записки ?нституту мистецтвознавства, фольклору та етнограф? АН У PCP", Кив, 1947; Ч а г о в е ц ь В., П. К. Саксаганський, Кив, 1951; Т о б ? л е в и ч Б., П. К. Саксаганський, Кив, 1957; Панас Карпович Саксаганський. Зб?рник, Кив, 1948. M. Йос.

"CAKTA СВОБОДЫ" (латыш. Sakta - нагрудное украшение женщин Латвии) - балет А. П. Скултэ, либретто П. Ф. Аболимова (по Я. Райнису). Пост. 9 мая 1950, Латв. т-р оперы и балета, Рига (Лелде - Панкрат, Приеде;

Земгус - Граудас, Озолинь; Тот - Лемберг, Озолинь; балетм. - Чанга, дириж„р Янсон, худ. Лапиньш). Нов. ред. 1955, там же (Лелде - Приеде, Земгус - Кошкин, Тот - Озолинь, балетм. Чанга, дириж„р Тоне, худ. Вардаунис).

САКУЛИН, Павел Никитич [1(13).XI.1868- 7. IX. 1930] - рус. сов. уч„ный, литературовед. Академик (с 1929). В 1891 окончил Моск. ун-т (историко-филологич. ф-т), с 1902 - приват-доцент Моск. ун-та. Действит. чл. Об-ва любителей российской словесности (с 1903), с 1921 - председатель об-ва. Ряд трудов С. поев. рус. т-ру.

Соч.: Малый театр в последнюю четверть XIX в., в кн.:

Моск. Малый т-р, 1824-1924, M., [1924 J; В лучах светлого романтизма, в кн.: М. Н. Ермолова, [Л.], 1925; Театр А. И. Сумбатова, Берлин, 1927. С. Г.

САЛАВАТОВ, Алим-Паша (псевд. - Алим С а-л а в а т; 1901-1942) - кумык, сов. поэт, драматург. Засл. деят. иск-в Даг. АССР. Лит. деятельность начал в 1927. В 1932 вышла его пьеса "Красные партизаны", в 1939 - "Карачас" ("Чернокосая"), в 1940-"Айга-зи". Пьесы С. входят в репертуар Кумыкского т-ра, к-рый носит его имя.

САЛАКРУ (Salacrou), Арман (р. 9. VIII. 1899) - франц. драматург. Первые пьесы - "Поездка на землю" (1925, т-р "Эвр"), "Европейский мост" (1927, т-р "Одеон") написаны в сюрреалистском духе. В более поздних пьесах С. стремится ставить общественно-значит., прогрессивные проблемы времени, разрабатывает сложные психологич. коллизии. Он сатирически изображает аферистов, тайные и явные скандалы в кругах мелкой и крупной буржуазии. В историч. пьесе "Земля кругла" (1939, т-р "Ателье"), поев. закату флорентийского Возрождения, С. выступает в защиту свободной мысли, против обскурантизма, фанатизма, насилия. Автор романтич. драмы "Ночи гнева" (1946, труппа М. Рено - Ж. Л. Барро) - первой во Франции пьесы о Движении Сопротивления.

С. пишет и л„гкие комедии - "Жизнь в розовом свете" (1931, т-р "Вь„ коломбье"), "Пуф" (1950, "Т-р Эдуарда VII"), комедии-памфлеты "Отель Атлас" (1931, т-р "Ателье"), "Архипелаг Ленуар" (1947, т-р "Монпарнас") и др.

Обладает острым чувством театральности, достигает мастерства в построении интриги.

С о ч.: Theatre, t. 1-7, Р., 1943-57; Preface a "Nouvelles reflexions sur le theatre" de Jean-Louis Barrault, P., 1У59; в рус. пер.- Ночи гнева, в альманахе: Современная драматургия, кн. 11, М., 1959; Архипелаг Ленуар..., в кн.:

Пьесы современной Франции, М., 1960.

Лит.: BeigbederM., Le theatre en France depuis la liberation. P., 1959; Simon P.-H., Theatre et destin, P., [1959], p. 119-41; Mignon P.-L., Salacrou, [P., I960]. В. Г.

САЛАМОНСКИЙ, Альберт (1839-1913) - цирковой предприниматель и артист. Дебютировал в берлинском цирке Ренца как наездник и дрессировщик лошадей (1863). В 1873 открыл в Берлине собственный цирк, просуществовавший 6 лет. В 1880 открыл цирк в Москве на Цветном бульваре (ныне Моск. госцирк), в специально отстроенном каменном здании. Ядро труппы С. составляла его семья. Сам С. выступал как дрессировщик, наездник, исполнитель ведущих ролей в пантомимах, его жена Лина С.-Шварц сочетала амплуа наездницы с функциями директора предприятия, сыновья Фредди и Евгений Мардер-С. демонстрировали высшую школу верховой езды. Близость программ С. к демократии, зрителю помогла его цирку одержать победу над конкурирующим с ним цирком Чинизелли. Однако опасным конкурентом оказался для С. цирк бр. Никитиных. В середине 90-х гг. С. отош„л от управления предприятием и прекратил артистич. деятельность, но цирк продолжал наз. его именем, сдавался разл. предпринимателям.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.--Л., 1931. M. 3. САЛБОРН (Saalborn), Луис (13.VI.1891- 18.VL 1957) - голл. актер, режиссер и театр. деятель. Учился в Академии изобразит, иск-в в Амстердаме. В возрасте 16 лет дебютировал на сцене эпизодич. ролью в оперетте "Вес„лая вдова" Легара. В 1911-24 работал в труппе В. Ройярдса ("Сцена"),под рук. к-рого окончательно сформировался как актер и начал реж. деятельность. Впоследствии был актером, режиссером и руководителем разл. трупп: "Новая Нидерландская сцена" (1924-30), "Амстердамское сценич. об-во" (с 1947) и др. Один из видных деятелей совр. голл. т-ра, С. особенно известен как трагич. актер.

Роли: Велиал, Петр ("Адам в изгнании", "Петр и Павел" Вондела), Эгмонт (о. п. Г„те), Робеспьер ("Смерть Дантона" Бюхнера), Вилли Ломэн ("Смерть коммивояж„ра" Миллера). Успешно выступает и в комедиях: Дон Кихот ("Дон Кихот на свадьбе у Камачо" Лангендейка), Петруччо ("Укрощение строптивой"), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др. Ц О

САЛИГАСЕАРОВА, Магафура Галиулловна (р. 5.1.' 1922) - башк. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Башк. АССР (1953), нар. арт. РСФСР (1957). Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го созыва. Чл. Коммуни-стич. партии с 1953. На проф. сцену пришла из самодеятельности. С 1938 - артистка хора, с 1942 - солистка Башк. т-ра оперы и балета. С. обладает сильным, звучным голосом свежего и яркого тембра.

Партии: Наркэс ("Акбузат" Заимова и Спадавеккиа), Тугзак ("Алтынчеч" Жиганова), Кодаса, Кюнбике ("Шам-сия", "Салават Юлаев" Исмагилова), Айхылу (о. п. Пей-ко), Фатима, Элифа ("Мэргэн", "Ашказар" Эйхенвальда), Ольга ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Полина ("Пиковая дама"), Княгиня ("Чародейка"), Любаша; Кончаковна ("Князь Игорь"), Аксинья ("Тихий Дон"), Уля Громова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Азучена ("Трубадур"), Кармен, Амнерис и др.

Лит.: Хайруллин Р., Мастера оперного искусства Башкирии, Уфа, 1963, с. 25-34; его же, Любимица Башкирии, "Театр. жизнь", 1962, ј 1. А. Ив.

САЛИМЖАНОВ, Хаким Юсупович [р. 25.II'(1(L III). 1903]-тат. сов. актер. Нар. арт. Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1923-26 учился в Тат. театр. техникуме. В 1926-59 -актер Т-ра им. Г. Камала.

Роли: Габбас Галин (о. п. Ш. Камала, 1934), Пеклеванов (Б"ронепоезд 14-69", 1936), Лавка Корчагин ("Как закалялась сталь", 1938). Остротой рисунка, яркой характерностью отличалось исполнение ролей Исмагиля ("Галиябану" Файзи), Мирзахана ("Потоки" Гиззата, 1937), Хлестакова (1932).

Выступал как режиссер. Один из первых тат. мастеров художеств. слова. С. принадлежат инсценировки, переводы. X. К.

САЛИН (Salin), Клаус (р. 9.VI.1919) - фин.артист балета. В 1928-35 учился в балетной школе в Хельсинки. В 1935-40 - артист балета Нар. т-ра в Хельсинки, в 1945-46 и с 1949 - солист балетной труппы Фин. нац. оперы. С 1953 руководит балетной школой, созданной С. совм. с женой И. Э. Коскинен.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт("Жизель"), Принц ("Спящая красавица"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Принц ("Золушка"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан") и др.

Выступал в Швеции (1943, 1945), Дании (1947), Франции (1963). С. Л. САЛИНА, Надежда Васильевна [30.VIII (И.1Х). 1864-4.IV.1956]-рус. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Дочь скрипача В. 3. Салина и актрисы М. И. Самариной. В 1884 окончила Петерб. консерваторию по классу К. Эверарди; совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа и во Флоренции у Ванучини. В 1885-87 пела в Моск. частной рус. опере. В 1888 дебютировала в партии Маргариты ("Фауст") в Большом т-ре, где работала до 1908. С. обладала мягким, т„плым по тембру голосом, тонкой музыкальностью, высоким технич. мастерством. Больше всего удавались ей лирич. партии, поэтичные, женственные образы. С.- одна из лучших на рус. сцене исполнительниц партии Лизы. Об иск-ве артистки с большой похвалой отзывались Чайковский, Рим-ский-Корсаков, Рахманинов. После ухода со сцены С. вела педагогич. работу как профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва.

Партии: Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова, 1906) - первая исполнительница; Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, 1908) - первая исполнительница в Москве;

Наташа ("Русалка"), Ярославна, Татьяна, Тамара, Снегурочка; Земфира ("Алеко" Рахманинова), Микаэла; Эльза, Зиглинда ("Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера) и др. Соч.: Жизнь и сцена, Л.-М., 1941. Лит.: "ЕИТ". Сезон 1907-1908, СПБ, с. 279-80; Юбилей Н. В. Салиной,"Рус. муз. газ.", 1908, ј 8-9, с. 217-18;

Римский-КорсаковН. А., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955. Б.Яг.

САЛИНЬЯК (Salignac), Эстас (р. 29.III.1867) - франц. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Муз. образование получил в консерваториях Марселя и Парижа. В 1893-95, 1903-13 и с 1923 выступал в т-ре "Опера комик", в 1896-1903 -в т-ре "Метрополитен-опера". Гастролировал в т-рах "Ковент-Гарден" (Лондон), "Де ла Монне" (Брюссель). Пел в операх франц. композиторов, был мастером классич. бель канто, тонким истолкователем музыки Моцарта, темпераментным исполнителем произв. веристов.

Лучшие партии: Вертер; де Грие ("Манон" Масснс), Хозе; Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Ромео, Фауст ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Тонио ("Дочь полка" Доницетти), Канио;

Туридду ("Сельская честь" Масканьи).

С 1923 занимался педагогич. деятельностью в Фонтенбло. Вс. Т.

САЛЛЕ (Salle), Мари (1707-27.VII.1756) - франц. артистка балета. Ученица Ф. Прево. В 1718 выступала в ярмарочных т-рах Парижа. В 1721 дебютировала в "Парижской опере". Не найдя признания на родине, с 1725 работала в Лондоне в антрепризе Дж. Рича. В 1727, после успеха в Лондоне, вступила в труппу "Парижской оперы". В 1739 покинула сцену. С. стремилась средствами танца выразить чувства своих героинь, боролась против рутины, царившей в "Парижской опере", вносила изменения в тяж„лый тра-диц. балетный костюм, стеснявший движения; в пантомиме "Пигмалион" (1734, Лондон) С., нарушая традиции, выступала с распущенными волосами, в л„гком кисейном платье, сходном с греческой туникой. Иск-во С. способствовало развитию действенного драматич. танца, она продолжила начинания Прево. Была в большой дружбе с Вольтером, Ж.-Ж. Новером и Д. Гарриком. Новер писал о С., как о танцовщице, заменившей виртуозную технику правдивостью, изяществом, гармонич. простотой танца.

Выступала в балетах "Чувства" Муре, "Иеффай" Монте-клера, "Галантная Индия" Рамо, где сама сочинила часть своей партии, "Скандербсрг" Ребеля, "Путешествия Амура" Буамортье, "Триумф Гармонии" Грене, "Кастор и Поллукс" Рамо, и др.

Лит.: Худеков С., История танца, ч. 1, СПБ, 1914, с. 317-323; H о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., 1927, с.200; N о v e r г e J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St.-Petersbourg, 1803-04; D a c i e r E., Une danseuse de l'opera sous Louis XV.M-lle Salle (1707-1756), P., 1909; Lawson J., Marie Salle, в кн: A history of ballet and its makers, L., 1964, p. 31-33. Ham. P.

САЛЛИВЕН (Sullivan), Артур (13.V.1842-22.XL 1900) - английский композитор. Учился в Королевской академии музыки в Лондоне и Лейпцигской консерватории. Работал в Лондоне органистом и дириж„ром, с 1866 преподавал в Королевской академии музыки. Автор св. 20 оперетт, б. ч. на тексты англ. писателя-юмориста У. Ш. Джилберта. Наиболее популярны оперетты "Пипафор" (1878, "Опера комик", Лондон), "Пираты из Пензанса" (1879, т-р "Бижу", Пейнгтон), "Микадо" (1885, т-р "Савой", Лондон). Они ставились в России, Германии, США и др. странах.

Среди др. оперетт С.- "Терпение" (1881, т-р "Опера комик"), "Иоланта" (1882), "Принцесса Ида" (1884), "Руддигора" (1887), "Гондольеры" (1889) (все в т-ре "Савой").

С. принадлежит опера "Айвенго" (1891, Лондон), музыка к пьесам Шекспира, мн. хоровые и симф. соч. Лит.: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937;

D u n h i l l Th., Sullivan's Comic Operas: a critical appreciation, L., 1928; Darlington W. A., The world of Gilbert and Sullivan, N. Y., 1950; В a i 1 у L., The Gilbert and Sullivan book, L., 1952, 4 ed., 1956; Moore F r a n k L. (ed.), The handbook of Gilbert and Sullivan..., L., 1962.

САЛМЕЛАЙНЕН (Salmelainen), Эйно Йоханнес (р. 30.III.1893) - фин. режиссер и театр. деятель. В 1912-16 учился в ун-те в Хельсинки. В 1920-25- театр. критик "Утренней газеты" в Тампере. В 1925- 1934 - директор Таммерфорсского т-ра, в 1934-40- Нар. т-ра в Хельсинки, в 1943 -64 - Таммерфорсского рабочего т-ра. В своей режиссерской практике утверждает принципы Станиславского.

Пост.: "Женщины Нискавуори" ("Каменное гнездо") Вуо-лийоки, "Жена рабочего" и "Сюльви" Кант, "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Мария Стюарт", "Дон Карлос"; "Пер Гюнт" Ибсена, "Гроза"; "Опера нищих" Брехта, "Табачная дорога" Колдуэлла и др.

В 1940-43, 1946-48 и 1950 в„л педагогич. деятельность. В 1950 посетил СССР.

Соч.: Aioin papiksi-jouduin teatteriin, Hels., 1955;

Oppirahat en maksettava, Hels., 1955; Hurma ja surma, Hels., 1957; Tarinaa teatterista, Hels., 1960; Parivaljakko, Hels., 1963. С. Л,

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков), Михаил Евграфович [псевд. - Н. Щедрин; 15(27).1.1826, с. Спас-Угол Тверской губ.,-28.IV (10.V). 1889, Петербург] - рус. писатель-сатирик, один из крупнейших представителей критич. реализма в рус. лит-ре. Вместе с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым принадлежал к революц. демократам. Сотрудничал в журн. "Современник", "Отечественные записки". Мировоззрение С.-Щ. формировалось под влиянием В. Г. Белинского, идей франц. утопич. социалистов, кружка М, В. Петрашев-ского (к-рый он посещал в 1845-47). Наследник и продолжатель традиций Гоголя в лит-ре, С.-Щ. развил и углубил его сатирич. метод. Суровый, беспощадный реализм, глубокое знание жизни и обществ. отношений, публици-стич. острота, гротесковость образов, сатирич. обобщения отличают творчество писателя, в т. ч. и его драм.произв. В 1856 вышла книга С.-Щ. "Губернские очерки" с разделом: "Драматические сцены и монологи" ("Просители", "Выгодная женитьба", "Что такое коммерция?"), в к-рых

С.-Щ. рисует картину нравов провинц. чиновничества, показывает их произвол. "Драм. сцены" были запрещены цензурой. Первым произв. С.-Щ., пост. на сцене, был инсценированный режиссером Александрийского т-ра Н. И. Куликовым "Рассказ г-жи Музовкиной" (из "Губернских очерков", 1857, Александрийский т-р, бенефис Ю. Н. Линской; 1857, Малый т-р, бенефис В. И. Живокини). В 1857 пост. "Провинциальные оригиналы" (также по "Губернским очеркам"; инсценированные очерки "Неприятное посещение" и "Обманутый подпоручик", Александрийский т-р; 1857, Малый т-р). В этом же году Щепкин начал читать "Губернские очерки" с эстрады. "Драматические сцены", несмотря на запрет цензуры, ставились любителями. "Просители" пост. студентами Новороссийского ун-та, в 90-х гг.- политич. ссыльными Средне-Колымска. После снятия запрета цензуры "Просители" были пост. в Александрийском т-ре (1903; кн. Чебылкин - Далматов; Шумилова -Чижев-ская) и Малом т-ре (1908, Чебылкин - Ленский, Шумилова - Массалитинова). В 1857 С.-Щ. опубликовал комедию "Смерть Пазухина" с самостоятельным драматическим очерком "Утро у Хрептюгина" (1868, Малый т-р), в которой с сатирической остротой показал быт дореформенного купечества. Тема комедии - обличение капиталистич. хищничества, стяжательства. Пьеса сразу же была запрещена цензурой. Впервые "Смерть Пазухина" пост. в 1889 в Харькове, затем ставилась в Орле, Самаре, Одессе и др. городах, в 1893 - в моск. Т-ре Корша, в Александрийском т-ре (бенефис К. А. Варламова, исп. роль Фурнач„ва;

Прокофий - Давыдов, Лобастов - П. М. Медведев, Живновский - Сазонов и др.). Крупнейшим событием в сценич. жизни пьесы явилась пост. МХТом в 1914 (реж. Немирович-Данченко, Лужский и Москвин; Иван Пазухин - Леонидов, Прокофий - Москвин, Фурнач„в - Грибунин, Настасья Ивановна - Шевченко, Живоедова - Бутова, Лобастов - Лужский, Живновский - Массалитинов, Леночка -Бирман; возобн. 1924 и 1939; Фурнач„в - Тарханов). В 1924 "Смерть Пазухина" пост. Ленингр. академич. т-р драмы (реж. Вивьен; Иван Пазухин - К. Яковлев, Прокофий - П. В. Самойлов, Фурнач„в - Я. О. Малютин, Живоедова - Корчагина-Александровская и др.), в 1954 - Моск. т-р-студия киноактера (реж. А. Л. Грипич; Живновский - Мартинсон), в 1955 - ленингр. Большой драматич. т-р (Прокофий - Полицеймако) и мн. др. В 1863 в книге С.-Щ. "Сатиры в прозе" были напечатаны 3 одноактные пьесы: "Соглашение", "Погоня за счастьем" и "Недовольные" (первонач. назв. - "Погреб„нные заживо"). В этих пьесах С.-Щ. с позиций революц. демократов резко критиковал "освободит, реформу" 1861 (пьесы были запрещены цензурой; в 1905 "Недовольные" пост. в Александрийском т-ре). Остротой политич. замысла, страстной, негодующей направленностью отличается пьеса "Тени" (1862--65), не оконченная писателем и впервые изд. в 1914. С.-Щ. рисует здесь мир бю-рократич. чиновничества, представителей новых "либеральных" веяний, пытающихся бороться со старыми традициями, обличает "благонамеренные дерзновения" либералов. Впервые "Тени" были пост. в 1914 (Александрийский т-р, реж. Загаров; Клаверов - Б. А. Горин-Горяинов, Бобырев - Ходотов, Софья Александровна - Тиме, Свистиков - Давыдов). Пьеса и спектакль вызвали злобные нападки реакц. печати и сценич. история этого произв. надолго оборвалась. В сов. время пьеса была поставлена в 1953 ленингр. Новым т-ром (ныне Т-р им. Ленсовета, реж. Н.П.Акимов) и в Моск. т-ре им. Пушкина (реж. Дикий; Клаверов - Бабочкин, Бобырев - Б. А. Смирнов) и др.

По прозаич. произв. С.-Щ. было создано много инсценировок. Так, режиссер Александрийского т-ра Н. И. Куликов написал пьесу "Иудушка" (по "Господам Головл„вым"), к-рая широко ставилась в провинции (для пост. в Александрийском т-ре была запрещена), в 1880 пост. в моск. Т-ре Бренко (в гл. роли Порфирия -Андреев-Бурлак, Аннинька - Глама-Мещерская). В 1910 "Господа Головл„вы" инсценировал актер Чаргонин (А. Александрович); инсценировка шла в Москве и провинции.В 1931 на сцене МХАТа 2-го была пост. пьеса П. С. Сухотина "Тень освободителя" (по произв. С.-Щ. "Господа Головл„вы", "Губернские очерки", "Сказки", "Помпадуры и помпадурши", реж. Б. М. Сушкевич; Иудушка - Берсенев, КозелковГотовцев, Кукишев - Чебан, Улита - Бирман). В 1932 Моск. т-р сатиры пост. пьесу А. Глобы "Город Глупов" (по "Истории одного города", реж. Терешке-вич; Бородавкин - Кара-Дмитриев, Угрюм-Бурчеев- Корф).

С.-Щ. известен как театр. критик; опубликовал статьи и рецензии, поев. совр. театр. иск-ву. Его взгляды на т-р сложились под влиянием реформаторской деятельности Щепкина, под воздействием статей В. Г. Белинского. Сторонник демократич. реалистич. иск-ва, С.-Щ. высоко оценивал обществ, значение т-ра, требовал от художника ясности мировоззрения, наличия обществ, идеалов. Резко критиковал С.-Щ. бессодержательные пьесы, водевили, оперетты, заполнявшие репертуар т-ров, выступал против драм. произв., разрешающих вопросы современности в либерально-охранительном духе.

Соч.: Собр. соч., т. 1-12, М., 1951.

Лит.: Юрьев М., Щедрин-драматург. "Тени", "Рампа и жизнь", П., 1914, .ј 17, 18; Л у н а ч а р с к и и А. В., К возвращению "старшего" Художественного т-ра, "Красная нива", М., 1924, ј 39; Немирович-Данченко В. И., Щедрин в Художественном театре, "Театр и драматургия", М., 1933, ј9; Соболев Ю., Щедрин на сцене, в кн.: "Литературное наследство", М., 1934, ј 13-14;

Д у р ы Л и н С., Театр Салтыкова-Щедрина, "Искусство и жизнь", 1939, ј 6; Е ф и м о в М., Эстетические взгляды Щедрина, "Театр", М., 1939, ј 6; Ю з о в с к и и Ю., Смерть Пазухина, "Литературный критик", М., 1939, ј 5-6;

Брянский А. М.,М. Е. Салтыков-Щедрин, в кн.: Классики русской драмы, Л.-М., 1940; ЗенкевичЕ. П., М. Е. Салтыков-Щедрин-театральный критик, М., 1953 (автореферат диссертации); Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Золотницкий Д., Щедрин-драматург, Л.-М., 1961 (есть библиографич. указатель). С. Г.

САЛЫНСКИЙ, Афанасий Дмитриевич (р. 9. IX. 1920) - рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Начал выступать как журналист с 1939. В 1947 написал пьесу "Братья", к-рая была пост. под назв. "Дорога первых" в Свердловском т-ре (1949). В дальнейшем С. написал пьесы: "Опасный спутник" (1953, Свердловский т-р, 1954, Малый т-р), "Забытый друг" (1955, Горьковский т-р, 1956, МХАТ), "Хлеб и розы" (1957, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Ложь для узкого круга" (1963, Моск. т-р сатиры). Широкое распространение получила пьеса "Барабанщица" (1958, Центр, т-р Сов. Армии; Нила Снижко - Фетисова), поев. сов. разведчице. С. вернулся к этой теме, написав пьесу "Камешки на ладони" (1965, Центр. т-р Сов. Армии), также рассказывающую о сов. разведчиках, действующих в тяж„лых условиях фашистского плена в дни Великой Отечеств, войны. В своих пьесах - гл. обр. драмах, С. стремится разрабатывать совр. морально-этич. проблемы; созда„т психо-логич. портреты, пьесы его сценичны и широко ставятся в сов. т-рах. С. выступает и как сценарист.

С о ч.: Забытый друг. Сборник пьес, М., 1960; Ложь для узкого круга, "Театр", 1963, ј 12; Камешки на ладони, там же, 1965, ј 4.

Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск, 1957; КарагановА., Правда характера, "Вопросы литературы", 1960, ј 8; 3 а л е с с к и и В., Героя я ищу..., М., 1963. E. X.

САЛЬВИНИ (Salvini), Томмазо (1.1.1829, Милан,- 31.XII.1915, Флоренция) - итал. актер. Род. в актерской семье с В 1842 выступил впервые на сцене в Фор-ли, сыграв роль Пасквино ("Любопытные женщины" Гольдони). В 1843 вместе с отцом - Джузеппе Сальвини был приглаш„н в труппу Г. Модены, под непосредств. руководством к-рого сформировался талант С., созрело его политич. и художеств. мировоззрение. Позднее С. работал в труппах, возглавляемых др. актерами, руководил собств. труппами. В юные годы играл роли "любовников" в комедии и драме: Мешем ("Стакан воды" Скриба), Макс Пикколомини("Валленштейн" Шиллера), Паоло ("Франческа да Римини" Пеллико) и др., затем стал выступать в трагедиях В. Альфьери - Давид ("Саул"), Орест (о. п.).

В 1848 С. принял активное участие в национально-освободит. борьбе итал. народа. Во время революции служил в нац. гвардии, сражаясь против франц. интервентов. После победы французов покинул Рим вместе с др. политич. эмигрантами, был дважды арестован в пути. В первые годы после революции С. привлекали пьесы с сильными характерами, выражающие глубокие мысли и чувства. Он сыграл загл. роль в "Сауле" Альфьери, роль Оросмана ("Заира" Вольтера). В 1856 создал образ Отелло; с этого времени началась работа С. над сценич. воплощением героев шекспировской драматургии. В последующие годы в его репертуар вошли роли Гамлета; Яго ("Отелло"), короля Лира, Макбета, Кориолана (о. п.). К числу лучших сценич. созданий С. принадлежали также образы Коррадо и Самсона в пьесах "Гражданская смерть" Джакометти и "Самсон" дАсте, написанных специально для него. В 1857 С. впервые выступала Париже, с 1869 начались его постоянные гастроли во мн. странах Европы, Юж. и Сев. Америки. В 1880, 1882, 1885, 1900-01 С. приезжал в Россию. В 1903 оставил сцену.

Иск-во С. выросло и сформировалось на почве итал. национально-освободит. движения (Рисорджименто), было пронизано его прогрессивными идеями. Герои С. увлекали зрителей своей духовной силой, страстностью, способностью к самопожертвованию и геро-ич. подвигу. Осн. темой творчества С. была борьба человека, обладающего большими и цельными чувствами, со своекорыстным и лицемерным обществом; своей игрой он показывал враждебность бурж. строя простым и благородным людям. Однако С. стремился романтизировать выдающуюся личность, создать вокруг не„ ореол исключительности. Творчество С. явилось вершиной в развитии итал. и всего зап.-европ. сценич. иск-ва 19 в. Романтич. приподнятость, политич. страстность и героич. пафос, свойственные школе Г. Модены, обогатились у С. глубоким проникновением в психологию героев, раскрытием диалектики развития человеч. характера. В своих мемуарах и тео-ретич. статьях он утверждал необходимость глубокого переживания актером чувств изображаемого лица и оспаривал принципы школы представления, выдвигавшиеся франц. актером Б. К. Кокленом. Иск-во С. высоко ценил К. С. Станиславский, уделивший много внимания изучению его творчества.

Видным актером-трагиком был сын С. - Густаво С. (1859-1930).

Соч.: Ricordi, aneddoti ed impressioni [dell'artista]. Mil., 1895; в рус. пер.- Листки из автобиографии Сальвини, "Артист", 1894, кн. 34, 35; Несколько мыслей о сценическом искусстве, там же, 1891, кн. 14; Из мемуаров Томмазо Сальвини (отрывки из мемуаров...), "Театр", 1955, ј 9 и 10. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; К у гель А., Театральные портреты. П., 1923;

Григорьев А. П., Великий трагик, в его кн.: Воспоминания, М.-Л., 1930; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Швыров А., Знаменитые актеры и актрисы, СПБ, 1902; Rossi E., Qua-rant'anni di vita artistica, v. 1-2, Firenze, 1887; Manca S., Tommaso Salvini, Palermo, 1904; Gelso S., Tommaso Salvini nella storia del teatro italiano e nella vita del suo tempo, Bologna, 1955; Appollonio M., Storia del teatro italiano, v. 4, Firenze, 1950; Piccini G. (Jarro), Vita aneddotica di Torn. Salvini, Firenze, 1908.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница