Наши партнеры

Выгодно прокат авто в красноярске без водителя недорого в компании РексРент.
Женское Пальто Вологда.
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 377)


САДОВСКИЙ, Иван Иванович (10.VII.1876-1.IV. 1948) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1947). В 1896 начал выступать как хорист в Итал. опере в Одессе. Сценич- деятельность как драматич. актер начал в "Товариществе русско-малорусских артистов" под руководством П. К. Саксага некого (1897-1900). Играл в труппах: О. Суслова (1900-Э1), М. Яро-шенко (1901-02), Ф. Костенко (1903-1Э), В. Яворского (1910-18). После Октябрьской революции работал в т-рах Киева - Первом гос. драматическом театре УССР им. Т. Шевченко (1918-21), ТЮЗе (1935-1941), в Одесском т-ре им. Октябрьской революции (1929-31), Харьковском т-ре Революции (1931-35), Винницком т-ре (1945-48).

Играл характерно-комедийные роли: Солопий Черевик ("Сорочинская ярмарка" Старицкого), Писарь, Иван (Бурлак", "Бесталанная" Карпенко-Карого), Возный ("Наталка-Полтавка"), Опанас ("Цыганка Аза" Старицкого), Лука ("На дне"), маркиз Форлипополи ["Мирандолина" ("Трактирщица")], Бублик ("Платон Кречет") и др. р.

САДОВСКИЙ (наст. фам.- Тобилевич), Николай Карпович (6. II 1.1856, с. Кустоватое на Херсон-щине, - 7.II.1933, Киев)-укр. актер и режиссер. Род. в семье управляющего помещичьими усадьбами. Брат И. Карпенко-Карого, М. Садов-ской и П.Саксаганского. Участвовал в любит, драм. кружках. Работу в проф. т-ре начал в труппе Г. Ашкаренко в 1881 (роль Миколы в "Наталке-Полтавке" Котлярев-ского). Работал в труппе М. Кропивницкого, в составе к-рой гастролировал в Петербурге и Москве (1886, 1887). Играл также в труппе М. Ста-рицкого, а в 1888 вместе с М. Заньковецкой основал собственную труппу. Годы 1888-98 были периодом становления и роста С. как актера, режиссера и театр. организатора. Уже в эти годы выявилось стремление художника расширить репертуар укр. т-ра введением рус. и зап.-европ. классики. Обходя запрещение ставить на укр. сцене пьесы, перевед„нные с др. языков, он переработал драму А. Писемского "Горькая судьбина" и ставил е„ в укр. переводе под назв."Никандр Несчастный". В 1898 труппа С. слилась с "Товариществом русско-малороссийских артистов под руководством П. К. Саксаганского". В 1900 к ним присоединилась труппа М. Кропивницкого. В 1905 С. получил приглашение возглавить труппу общества "Руська бес?да" во Львове. За год работы в Галиции он вместе с М. Заньковецкой поднял на высокий художеств. уровень западноукр. т-р. Пользуясь нек-рым ослаблением ограничений в отношении укр. культуры, к-рые принесла революция 1905-07, С. организовал в Полтаве в 1906 стационарный укр. т-р. Ставил преим. укр. классику, но широко вводил также в репертуар произв. совр. ему укр. (Леся Украинка, Яновская, Гринченко, Олесь, Черкасенко, Васильченко и др.) и рус. (Андреев, Чириков) драматургов, рус. классику (Гоголь, Островский, Чехов, Л. Толстой), переводы с др. языков (польский, немецкий, еврейский и др.). Впервые на укр. сцене здесь были показаны пьесы о жизни рабочих ("Старая шахта" де Грацие, "Гибель ,, Надежды4'" Хейерманса и др.). Большой вклад вн„с С. в развитие укр. проф. оперного т-ра. Наряду с драм. спектаклями, руководимый С. т-р ставил оперы Лысенко, Сичинского, Козаченко, Монюшко, Сметаны, Масканьи. В работе с актерами С. добивался ансамбля, в к-ром выявлялась индивидуальная творч. одар„нность каждого из исполнителей. Опираясь на крупных мастеров, С. большое внимание уделял театр. молод„жи, прививая ей основы спенич. реализма, смело поручал молодым актерам ведущие роли. За годы работы в т-ре С. воспитал мн. мастеров укр. сцены (Е. Петляш, М. Литви-ненко-Вольгемут, Е. Хуторная, М. Малиш-Федорец, В. Василько, О. Корольчук, И. Ковалевский, М. Пет-лишенко и др.). На высокий уровень С. поднял художеств. оформление спектаклей; он впервые на Украине стал привлекать видных мастеров изобразит. иск-ва (В. Кричевский и др.).

Как актер С. был талантливым представителем реалистич. школы М. Кропивницкого. На его творчество оказала влияние эстетика Гоголя, Щепкина, Шевченко. Исключительные внутренние и внешние актерские данные С., искренность, простота, глубина чувств, задушевный голос, музыкальность и пластичность в соединении с глубоким знанием жизни и чувством правды способствовали его быстрому росту как художника. Характерной чертой С. была выразительная нац. самобытность. С. дополнял и углублял лит. образ, он в совершенстве владел мастерством художеств. слова; был прекрасным исполнителем укр. песен, нар. танцев. Играя преим. героич. роли, С. одновременно был и ярким характерным актером; блестяще владел мастерством перевоплощения. За 50 лет работы на сцене С. создал галерею сценических образов - драматических: Гнат, Тарас, Панас ("Бесталанная", "Бондаривина", Бурлак" Карпенко-Карого), Дмитро, Подорожный ("Не суждено!", "Зимний вечер" Старицкого); комедийных и характерных: Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского)" Пузырь ("Хозяин" Карпенко-Карого), Городничий;

Смирнов ("Медведь" Чехова), Вышневский ("Доходное место"). Вершиной его актерского мастерства были трагедийные образы Саввы Чалого (о. п. Карпенко-Карого), Богдана Хмельницкого (о. п. Старицкого), Тараса Бульбы (по о. п. Гоголя), Командора ("Каменный властелин" Леси Украинки), атамана Сирко ("О ч„м шептал ковыль" Черкасенко). С.- автор переводов Гоголя ("Ревизор" и др.), театр. мемуаров "Мои театральные воспоминания" и др. Написал либретто к опере "Энеида" Лысенко (по Котля-ревскому). В 1920-26 жил за границей (Ужгород, позднее Прага). Вернувшись на Украину, играл свои прежние роли в разл. т-рах.

С о ч.: Мо театральн? згадки, Харк?в - Кив, 1956. Лит.: Мар*яненко J. О., Минуле укранського театру, Кив, 1953; Тоб?левич С., Мо стежки ? зустр?ч?, Кив, 1957; Василько В., Микола Садовський та його театр. Кив, 1962.

САДРЙЕВА, Зайнаб (p. 25.XI.1914)-узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1952). Занимаясь в пед. техникуме, выступала в самодеятельных спектаклях. В 1929 поступила в Рабочий передвижной т-р. С 1932- актриса Т-ра им. Хамзы. Роли:

Пошшо-аим ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), Мать (о. п. Уйгуна" 1943), Харитонова ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва, 1947).

С. создала яркие, крупные, остро драматич. характеры; играла волевых женщин трудной судьбы:

Кручинина (1949), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова, 1952), Любовь Яровая (1952), Лээна Туйск ("Блудный сын" Ран-нета, 1959). Глубокий темперамент, сила чувств придают образам С. романтико-трагедийное звучание. Важное значение в формировании мастерства актрисы имела драматургия Горького. Она сыграла роли Ксении ("Егор Булычов и другие", 1939), Татьяны ("Мещане", 1951), Вассы Железновой (1952). В образе Вассы Железно-вой энергия, хватка "хозяйки дела" сочетались с внутренним беспокойством талантливого человека, ощущающего, что в жизни есть силы, стоящие выше е„ богатства и власти. С. с успехом играет и комедийные роли: Феклуша ("Гроза", 1938), Холнисо, Фа-тима ("Ш„лковое сюзане", 1952, "Больные зубы", 1954, А. Каххара).

Лит.: Театр им. Хамзы, Ташкент, 1957; Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962.

Я. Ф. САДРИЖИГАНОВ, Джалял Гаязович [р. 21.1 (3.11). 1909] - тат. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Учился в Моск. консерватории в 1937-41. С 1941 - дириж„р тат. Т-ра оперы и балета (Казань). С. вн„с значит, вклад в развитие тат. муз.-театр. иск-ва. Руководил первыми пост. опер: "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1-я ред., 1941; 2-я ред., 1956), "Ильдар" (1942), "Тюляк" (1945), "Намус" ("Честь", 1950) Жиганова, "На„мщик" Сайдашева и Ключар„ва (1962); балетов - "Зюгра" Жиганова (1946), "Горная быль" Ключар„ва (1951), "Золотой гребень" Бакирова (1957), "Кисек-баш" Губайдуллина (1959) и др. Выступал с симф. концертами. С 1945 вед„т педагогич. работу в Казанской консерватории. Ир. Г.

САДЫКОВ, Захид (1909-60) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). С 1934 -актер Самаркандского узб. муз.-драм. т-ра. Выступал в драматич. и в муз. спектаклях.

Роли: Палван, Арслан ("Сожж„м", "Разгром" Яшена), Гафур ("Бай и батрак" Хамзы), Смит ("Русский вопрос"), Бабахай ("Тахир и Зухра" Абдуллы) и др. Т J\

САДЫКОВ, Талиб (1907-57) - узб. сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Муз.образование получил в Самаркандском ин-те музыки и хореографии (1928-30) и нац. студии при Моск. консерватории (1939-41). В 1928- 1930-зав. муз. частью Самаркандского т-ра, в 1930- 1932 - муз. рук. Т-ра им. Хамзы; в 1933-39 - дириж„р Ташкентского муз. т-ра, в 1941-51- Т-ра оперы и балета им. Навои. Автор опер (пост. в Т-ре оперы и балета им. Навои) "Лейли и Меджнун" (1940), "Гюльсара" (1949; Гос. пр. СССР, 1951) (обе совм. с Р. М. Глиэром), "Зайнаб и Аман" (1958, совм. с Б. И. Зейдманом, Ю. Раджаби и Д. Закировым); муз. драм: "Богбон киз" ("Дочь садовника", 1930, Самаркандский т-р), "Даврон ата" (совм. с А. Ф. Козловским, 1941, Т-р оперы и балета им. Навои), "Арму-гон" ("Подарок", совместно с В. А. Мейеном, 1946, Театр им. Мукимп) и др. С 1955 С. в„л педагогическую работу в Ташкентской консерватории (класс нар. инструмента). Г. В.

САДЫКОВА, Аклима Га-рифовна (р. 7. XI. 1903) - башк. сов. актриса. Нар.арт. Башк. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1931 окончила театр. отделение Уфимского техникума иск-в (педагоги - Г. Саттаров, М. Магадеев). Затем два года училась в ГИТИСе. С 1927 - актриса Башк. т-ра драмы (Уфа). Играет преим. характерные роли. Выступала в муз. спектаклях.

Роли: Биби ("Ч„рная роза" Ямала), Конбика ("Салават Юлаев" Бикбая), Жиган ("Башмачки" Ибрагимова), Гюль-бика ("Тансулпан" Даяна), Галия Бану (о. п. Файзи), Гюль-ниса ("Раиса" Асанбаева), Хабрауша ("Ж„нушка" Мубаря-кова), Глафира Фирсовна, Кукушкина ("Последняя жертва", "Доходное место"), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Анна, Акулина Ивановна ("На дне", "Мещане"), Диана ("Не называя фамилий" Минко), Клавдия ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Розалия ("Филумена Мартурано" Де Филиппе) и ДР. Л. Ив.

САДЫКОВА, Зайнаб Ганиевна (р. 9.11.1917) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Училась в муз. техникуме. Театр. деятельность начала в 1933 в узб. ТРАМе (Ташкент). С 1934 работает в Самаркандском т-ре.

Роли: Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Любовь Яровая (1938). Луиза ("Коварство и любовь", 1939), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы, 1940), Зухра ("Тахир и Зухра" Абдуллы, 1940), Нурхон (о. п. Яшена, 1943). Мария Антоновна ("Ревизор", 1944, 1952), Бахор ("Новбахор" Уйгуна, 1948), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова, 1952), Лариса (1953), Дездемона (1956), Лээна Туйск ("Блудный сын" Раннета, 1960).

С. обладает лирическим дарованием, но в большинстве е„" сценич. образов слышатся и мужеств. интонации. Актриса создала образы волевых, решительных и в то же время нежных, глубоко чувствующих женщин. Играет и характерные роли. Выступает как режиссер. Я. Ф.

САДЫХОВ, Алиовсад Ширали оглы [р. 9 (22). XII. 1906] - азерб. сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Азерб. ССР (1956). В 1928 был принят в Бакинскую консерваторию и одновременно - в хор Т-ра оперы и балета в Баку. В 1930-63 - солист этого т-ра. Выступает в концертах. Гастролировал во мн. городах Сов. Союза, а также в Иране (1942, 1944).

Партии: Меджнун, Керем ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем" У. Гаджибекова), Шах Исмаил, Ашар ("Нергиз" Магомаева), Ашуг Гариб (о. п. 3. Гаджибекова), Ашуг ("Шахсенем" Глиэра). Н. X.

СА‚КУГЭКИДЗ‚, са„ку гэкидз„ (япон.- "Левый театр") - япон. театр. труппа жанра сингэки. Одна из трупп, возглавлявших движение за пролетарский т-р - пурорэтариа днгэки". Осн. в 1928 в Токио в результате слияния двух прогрессивных трупп "Дзэнъэй гэкидз„" и "Пурорэтариа гэкидз„". Среди деятелей т-ра "С. г.": Сано Сэки, Хисаита Эйдзиро, Курахара Корэхито, Мураяма Томо„си, Сасаки Та-камару, Оно Миякити и др. В февр. 1929 было создано Всеяпон. объединение пролетарских т-ров - "Нихон пурорэтариа гэкидз„ домэй", центром к-рого стал т-р "С. г.". Труппа осуществила пост. острых политич. япон. пьес: "Записки о шайке разбойников" Мураяма Томо„си, "Улица без солнца" Токунага Сунао и др. и переводных пьес: "На ааяадном фронте без перемен" по Ремарку, "Город ветров" Киршона, "Страх" Афиногенова и др. С 1931 в связи с началом япон. агрессии в Маньчжурии репрессии властей против участников движения за пролетарский т-р усилились (запрещены пьесы, арестованы руководящие деятели движения и др.), деятельность труппы "С. г." была затруднена, п в 1934 т-р закрылся.

Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960. Л. Г.

САЖИН, Зиновий Абрамович [p.29.V(ll.VI). 1903] - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1921 окончил Киевскую драм. студию. Сценич. деятельность начал в 1922 в Опытно-героич. т-ре под рук. Б. А. Фердинан-дова (Москва). В 1924-30 работала Педагогич. мастерской Г.Л.Рошаля (с 1925-Педагогич. т-р). Роли: беспризорник Рязань ("Винтовка ј492116" Крона), Подкол„син ("Женитьба" Гоголя), Старик ("Ч„рный яр" Афиногенова). В 1930-36 - актер и зав. лит. частью Бауманского т-ра рабочих ребят, с 1936 - 3-го Моск. т-ра для детей, в 1938-41 - Моск. т-ра для детей. С 1941 работает в Центр, детском т-ре.

Лучшие роли: Голкер ("Улица радости" Зархи), Юлька ("Токмаков переулок" Смирновой), Моисей, Направо ("Сказка", "Двадцать лет спустя" Светлова), Сильвестр ("Проделки Скапена" Мольера), Клик Кляк ("Город мастеров" Габбе), Ромашов ("Два капитана" по Каверину), Кук ("Я хочу домой" Михалкова, Гос. пр. СССР 1950), Варлаам ("Борис Годунов" Пушкина), Манилов ("М„ртвые души"), Сугрива ("Рамаяна" по инд. эпосу) и др. Игра С. отличается простотой и выразительностью, мягким, т„плым юмором. С 1928 С. вед„т педагогич. работу в студиях детской театр. самодеятельности. В 1953-59 преподавал во ВГИКе, с 1960 работает в Уч-ще им. Гнесиных (курс муз. комедии), в студии при Центр, детском т-ре. Автор пьес для самодеят. детского т-ра, статей по вопросам детского т-ра.

С о ч.: Вояки, М., 1928 (совм. с С. Гушанским); Куриная бригада, М., 1931 (совм. с С. Гушанским); Красный бакен, в кн.: Твой школьный театр. М., 1964. С. Г.

САЗАНДАРЯН, Татевик Тиграновна [р. 20 .VIII (2. IX). 1916] - арм. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Деп. Верх. Совета СССР 5-го созыва. В 1937 окончила вок.-драм. студию при Доме культуры Армении в Москве, в 1960 - Ереванскую консерваторию. Концертную деятельность начала

В 1933, выступала В Иране, Ливане, Сирии (1956), Бельгии (1958, 1962), Греции (1959), Чехословакии (1960), Франции (1963). С 1937солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. С. органически сочетает опытсовр. иек-ва пения с характерными элементами нар. арм. песни, созда„т выпуклые муз.-сценич. образы. С 1Й61 вед„т педагогич. работу в Ереванской консерватории.

Партии: Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна), Тамар ("Давид-бек" Тиграняна), Назели ("Героиня" Степаняна, Гос. пр. СССР, 1951) - первая исполнительница; Алмаст (о. п. Спендиарова), Кончаковна ("Князь Игорь"), Любаша ("Царская невеста"), Уля Громова ("Молодая гвардия" Мейтуса), Иокаста ("Царь Эдип" Стравинского), Кармен; Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Амнерис и др.

Лит.: Арутюнян В., Татевик Сазандарян, "Сов. музыка", 1956, ј 6; Симонян К. и Арутюнян В., Татевик Сазандарян, Ереван, 1959 (на арм. яз.). Юн, Г.

САЗГРЛЕНД, Джоан - см. Сатерленд. САЗОНОВ, Николай Ф„дорович [20.IV(2.V). 1843, Петербург,- 22.XII.1902 (4.1.1903), там же] - рус. актер. Сценич. деятельность начал в провинции (Владимир, Н. Новгород) под фам. Шувалов. Затем поступил в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого (1863) был принят в Александрийский т-р; играл здесь до конца жизни. Обладая хорошими внешними данными, красивым голосом, пластичностью, музыкальностью, С. в первый период своей деятельности с успехом выступал в водевилях и особенно в опереттах, получивших широкое распространение в Александрийском т-ре в 60-е гг. Роли: Парис, Пикилло ("Прекрасная Елена", 1868, и "Птички певчие", 1869, Оффенбаха), Фауст ("Фауст наизнанку" Эрве, 1869). Перейдя на характерные и бытовые роли в драме, С. сыграл 25 ролей в пьесах Островского, высоко ценившего исполнение актера. Роли: Мурза-вецкий ("Волки и овцы", 1875), Платон ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876), Дергач„в ("Последняя жертва", 1877), Андрей Белугин ("Женитьба Бе-лугина" Островского и Соловь„ва, 1878) и др. Однако, стремясь к "выигрышным" ролям, С. предпочитал выступать во внешне эффектных пьесах В. А. Крылова. Иск-во С. отличалось виртуозной техникой, тщательной разработкой деталей,

Роли последнего периода творчества: Тарелкин ("Дело" Сухово-Кобылина, 1882), Манилов ("М„ртвые души", 1889), Тригорин ("Чайка", 1896). В 1888-91 С. преподавал на драм. курсах Петерб. театр. уч-ща.

Лит.: Сазонов Н. Ф. Некролог, "ЕИТ". Сезон 1902- 1903 гг.. Приложение 3, с. 41-44; Л и н с к и и Вл., Н. Ф. Сазонов, "Театр и искусство", 1903, ј 1, с. 5-6. АН. А.

САИДАЗЙМОВА, Турсуной (1911-1928) - узб. сов. актриса. Одна из первых актрис узб. т-ра. Вместе с группой узб. актеров поступила в нац. студию при узб. Доме просвещения в Москве. В 1927, окончив студию, стала актрисой Центр, образцовой узб. труппы (ныне Т-р им. Хамзы). Роли: Ширин ("Фархад и Ширин" Хуршида), Клариче ("Слуга двух господ"). Выдающаяся работа С. - образ Халимы (о. п. Зафа-ри). Была убита во время гастролей т-ра в Бухаре.

Лит.: Хамза Хаки м-з аде Ниязи, Избранное, Ташкент, 1959, с. 87.

САИДМУРАДОВ, Султан Саидович (р. 5. V.I 905) - тадж. сов. актер, режиссер, драматург. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1957). Один из старейших деятелей тадж. проф. т-ра. С 1929 - в труппе Т-ра им. Лахути. С этого же времени выступает как драматург. Написал одноактную пьесу "Санавбар" (1929), пьесу "Раано" (1937) - об участии детей в гражданской войне, "Клевета" (1938, совм. с Исмаиловым); "Саодат" (1948, совм. с Рабиевым) - о новых взаимоотношениях тадж. колхозников, инсц. по произв. Айни "Смерть ростовщика" (совм. с М. Касымовым), либретто тадж. комич. оперы "Знатный жених", пьесу "Поэма о Би-бизайнаб" (1965) - о борьбе с контрреволюционерами в нач. 30-х гг. В 1938-63 был режиссером Тадж. т-ра оперы и балета им. Айни. Автор и пост. первого тадж. муз. представления "Лола" (1938), спектаклей "Пулат и Гульру", "Знатный жених" (совм. с Валамат-заде). Возглавлял Тадж. филармонию, где пост. театрализованную программу "Сайл"идр. Я. Я. САИДНУРОВ, Дадам Османович (р. 1914) - кумык. сов. актер. Нар. арт. Даг. АССР (1957). С 1932 - актер Кумык, т-ра им. А. Салаватова (Махачкала). Роли: Платон Кречет; Сильвио ("Слуга двух господ"), Темир ("Красные партизаны" Салаватова). В 50 - 60-е гг. играл комедийные роли, окрашенные мягким юмором:

Аскер ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Анучкин ("Женитьба"), Исякай ("Под деревом" Рустамова). Е.Ж.

САЙДОВ, Абдурахман (1910-23.IX.1945) - тадж. сов. актер. Засл. арт. Тадж. ССР (1939). Участвовал в самодеятельных спектаклях. С 1930 - актер Т-ра им. Лахути.

Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь", 1937), Шодмон (о. п. Улугзаде, 1939), Сухроб ("Рустам и Сухроб" Пирму-хаммедзаде и Волькенштейна, 1941) и др.

С. обладал ярким, сильным сценич. темпераментом. Его иск-во было романтичным, возвышенным, строгая ч„ткость сочеталась в н„м со страстной эмоциональностью. С 1939 выступал как режиссер. Пост. "Мятеж" по Фурманову (1939), "Проделки Майсары" Хамзы (1942). В комедийных спектаклях использовал традиции нар. тадж. т-ра. Н. Н.

САЙДОВ, Гарун (1891-1919) - лакский сов. драматург. Автор первой социальной лакской драмы "Лудильщики". Расстрелян в 1919 карательным отрядом белых. М. Я.

САЙДОВ, Миркарим (1910-2.IX.1940) -тадж. сов. актер. Засл. арт. Тадж. ССР (1939). В 1927-30 учился в Узб. театр. студии в Москве, затем работал в т-ре г. Бухары. С 1931 - актер и режиссер Т-ра им. Лахути. С. был мыслящим актером, его сценич. образы отличались глубиной психологич. раскрытия, технич. мастерством. Играл драматические и остро характерные роли: Арслан, Саримсак ("Два коммуниста", 1931, "Сожж„м", 1934, Яшена), Платон Кречет (1936), Восе (о. п. Абдулло, 1937), Отелло (1939) и др. В„л педагогич. работу (на театр. ф-те худож. комбината в Душанбе, 1936-39). Выступал как режиссер. Я. Я.

САЙДАШЕВ, Салих Замалетдинович [20.XI (3.XII).1900-16.XII.1954] - тат. сов. композитор. Нар. арт. Тат. АССР (1956). Муз. образование получил в Казанском муз. уч-ще (1916-19) и в тат. оперной студии при Моск. консерватории в классе композиции Г. И. Литинского (1934-38). В 1922-48 - муз. рук. и дириж„р Тат. т-ра им. Красного Октября (с 1939 - Т-р им. Камала).

С.- автор музыки первых тат. муз. драм: "Голубая шаль" (1925), "Родина" (1931), "На Кандре" (1933) Тинчури-на, "На„мщик" Т. Гиззата (1928) и др. С. принадлежат также инструмент, произв., песни.

Лит.: Гиршман Я. М., Салих Сайдашев, Казань, 1956; С а ф и н а Г. Б., Основоположник татарской советской музыки... С. Сайдашев. Указатель лит-ры, Казань, 1958 (на тат. и рус. яз.). Ир. Г.

САЙКОВ, Иван Павлович (р. 1911) - белорус. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт. БССР (1955). Приш„л в т-р из худож. самодеятельности. В 19381949 - артист Т-ра муз. комедии БССР. В 1949-56- солист Белорус. т-ра оперы и балета, с 1956 - Саратовского т-ра оперы и балета.

Партии: Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"), Водемон ("Иоланта"), Григорий ("Тихий Дон"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Сергей ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Стефан ("Страшный двор" Мо-нюшко), Отелло, Ричард ("Отелло", "Бал-маскарад" Верди), Радамес, Хозе, Канио, Каварадосси и др. С. и И. Hue.

САЙМОНСОН (Simonson), Ли (р. 26.VI.1888) - амер. театр. художник. С 1912 работал в т-ре "Вашингтон сквер плейере", в 1919-40 - гл. художник и директор т-ра "Гилд" (Нью-Йорк). Ранние работы С. характеризуются поисками, приводящими порой к фор-малистич. оформлению спектакля. Позднее в творчестве С. утверждаются реалистич. тенденции.

Среди работ С.: "Чайка" (1916), "Власть тьмы" (1920);

"Лилиом" Мольнара (1921), "Назад к Мафусаилу" Шоу 1922), "Сч„тная машина" Раиса (1923), "Человек-масса" Толлера, "Марко-миллионщик" 0'Нила (1928), "Рычи, Китай!" Третьякова (1930), "Дни без завершения" О'Нила (1934) и др.- все в т-ре "Гилд". Оформил балеты "Лебединое озеро" (1938, "Балетный т-р Мордкина") и др., оперы -"Кольцо Нибелунга" Вагнера (1949, "Метрополитен-опера") и др.

С. препода„т в крупнейших амер. ун-тах, автор ряда теоретич. работ.

Соч.: The stage is set, N. Y., 1932; Settings and costumes of the modern stage, N. Y., 1933 (совм. с F. F. Kommissar-zhevskii); Part of a lifetime. Drawings and designs, N. Y., 1943; The art of scenic design, N. Y., 1950. Я. Г о

САЙН‚ТЕ Сисп. sainete, осн. знач. - соус, приправа) - жанр исп., позднее также латиноамер. т-ра; вес„лое муз. представление. Истоки С. - в пасос и фарсах Л. де Руэды. В 1-й пол. 17 в. С.- шутливая сценка, к-рой оканчивалось Тс?атр. празднество. Во 2-й пол. 17 B.C. называли любой финал (напр., песня, танец) театр. представления. Становление С., как самостоят. жанра, происходит в 18 в. и связано с творчеством исп. драматурга Р. Ф. де ла К руса. Реалистич. сайнете Круса, написанные разговорным яз. в размере нар. романса, сочувственно изображали городские низы и получили большую популярность. Среди последователей Круса - Г. Савала, В. Р. де Арелья-но, X. И. Гонсалес дель Кастильо. Неотъемлемая часть С.- музыка и пение. В числе композиторов, писавших музыку для С.,- П. Эстеве, Л. Мисон, А. Росалес, Б. Ласерна. В 1-й пол. 19 в. появились С. для детей, получившие широкое распространение, а в нач. 20 в.- т. н. андалусские С., использующие музыку и стихотворный фольклор Андалусии. В 20 в. этот вид С. разрабатывали бр. С. и X. Альварес Кин-теро и К. Арничес-и-Баррера. А. Гр.

С конца 19 в. С. получило большое распространение в Аргентине, где основоположником этого жанра стал Н. Трехо-автор св. 50 сайнете. Среди драматургов, писавших С. в конце 19- 1-й четв. 20 вв.: Э. Сория, К. Маурисио Пачеко, А. Вакареса, А. Диссеполо, Р. Пайро, X. Гонсалес Кастилъо, А. Фонтанелья. В развитие жанра С. вн„с вклад Ф. Санчес. Музыку для С. писали композиторы А. Рейносо, Ф. Пая, Э. Гарсиа Лалане, А. А. Подеста и др. К сер. 20-х гг. популярный среди народа жанр С. приходит в упадок в связи с активизацией деятельности коммерч. т-ров, к-рые превращают С. в пошлую комедию. Ал. Р.

САЙФЙ-КАЗАНЛЫ, Фатих (р. 12.III.1888-1938)- тат. драматург, писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Герои первой пьесы С.-К. "Священный труд" (изд. 1907) - революционеры, подпольщики. В комедиях "Наши времена" (1909) и "Общественный деятель" (1916) С.-К. высмеял оторванную от своего народа интеллигенцию. Общественно значит, вопросы ставит пьеса "Скучная жизнь" (1914-15, труппа "Сайяр"). С первых дней Сов. власти С.-К. активно выступал за создание пролетарской культуры, за новый т-р. В 1920 написал драму "Враги", в к-рой создал героич. образы большевиков и рабочих-красногвардейцев, участников революционного восстания в Казани. Пьеса была пост. во мн. тат. т-рах. Пьесы "Родословная муллы Закцана" (1929, Тат. акад. т-р) и "Зел„ная поляна" (1933, там же) проникнуты пафосом борьбы за новую жизнь. Последняя драма С.-К. "Зубаржат" показывает новые взаимоотношения между людьми со-циалистич. общества, трудовой героизм. Был незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1960 (см. предисл. X. Хисмэтуллина).

Лит.: Татар совет эдэбияты тарихы, Казан,,1960. ф р

"САЙЯР" ("Странствующая") - первая тат. профессиональная труппа. Организована И. Кудашевым-Ашказарским в нач. 1907 в Оренбурге. В 1907 в труппу пришел А. Карцев, и с 1908 она получила наименование "С.", т. к. вела разъездную деятельность.

В первый период работы "С." (1907-12) в репертуаре гл. место занимали пьесы Г. Камала: "Первое представление", "Ради подарка", "Распутство", "Банкрот", "Тайны нашего города". Затем репертуар труппы расширяется: ставятся произв. рус., зап.-европ. классики, азерб. драматургии: "Коварство и любовь" (1913), "Гроза" (1914), "Без вины виноватые" (1915), "Ревизор" (1916), "Доходное место" (1916), "Скупой" (1915), "Лекарь поневоле" Мольера (1916), "Горе Фах-ретдина" Везирова, "Надиршах" Нариманова.

Труппа, возглавляемая А. Карцевым, вела большую работу по созданию нац. репертуара. Были пост. пьесы Амирхана "Молод„жь", "Неравные" и произв. молодых писателей: "Первые цветы" Тинчурина, "Молодые не обманываются" Файзи и др. "С." в 1917 впервые пост. драму Г. Кулахметова "Молодая жизнь", написанную под влиянием Горького и запрещ„нную цензурой.

После Окт. революции "С." пост.: "Мещане", "Вишн„вый сад" (повторение спектаклей МХТа), "Свадьба Кречинского", "Хаджи Эфенди женится" Ш. Кама-ла, "Галиябану" Файэи, "Последний привет" Тинчурина, "Обезумевшая девушка" Бурнаша и др. Кариев привл„к в труппу рус. режиссеров Загорского, Михаленко, художника Бенькова.

Труппа "С." гастролировала в городах Поволжья, Урала, Кавказа, Сибири, Ср. Азии и способствовала возникновению узб., тадж. и башк. т-ров, сближению культуры тат. народа с культурой др. народов и, в первую очередь, с рус. передовой культурой.

В труппу "С." входили актеры: А. Кариев, С. Гиз-затуллина-Волжская, И. Кудашев-Ашказарский, Г. Болгарская, А. Кулалаев, В. Муртазин-Именский, 3. Баязитский, Ахундов, Н. Сакаев, Ф. Самитова, 3. Богданова, С. Байкина, Дж. Байкин, К. Шамиль, 3. Султанов, А. Синяева, К. Тинчурин, Камал 1-й, Камал 2-й, С. Айдаров, Ф. Ильская, М. Иманская, Ф. Бакиров, 3. Ахмерова, Н. Арапова, Г. Мангу-шев, Идель (Парсин) и др. Участники труппы "С." явились основоположниками тат. нац. т-ра.

В 1918-19 труппа работала при губернском отделе нар. образования. В день провозглашения Тат. АССР (25 июня 1920) на основе "С." был создан тат. гос. т-р (ныне Т-р им. Камала).

Лит.: Сагди Г., МутинМ., Парсин М., Татарский театр. Казань, 1926; Муртазин В., Чнэкэй, Из истории татарского театра, Москва, 1926; Кулиев И., Кариев [Альбом], Казань, 1924; ГубайдуллинХ.Х., Первое десятилетие татарского профессионального театра. Доклад, Казань, 1957 [Гос. музей TACCPJ, на рус. яз.; его же, Азербайджанская классическая драматургия на татарской сцене, "Изв. Азерб. АН". Серия обществ, наук, 1963, ј 1 (на рус. и азерб. яз.); его же, Памяти выдающегося артиста, "Театр", 1961, .ј 9; также см. Журналы: "Ан-га", за 1914 и 1918; газеты: "Йолдыв" ("Звезда"), "Кояш" ("Солнце"), "Тормыш" ("Жизнь"), "Вакыт" ("Время") 1906- 1918 и др. X. Г.

CAKATA, Тодзюро (1647-1.XI.1709) - япон. актер. Один из лучших исполнителей ролей "молодых влюбл„нных" (вагото) в т-ре Кабуки, работающем в районе Киото-Осака. Приобр„л известность после исполнения роли Фудзия Исаэмона в пьесе "Югири нагори-но с„гацу" (1678). Выступал преим. в пьесах ведущего япон. драматурга М. Тикамацу\ лучшая роль - Умэнага Бундзо ("Кэйсэй Хотокэ-но хара" Тикамацу). Исполнительское иск-во С. отличалось мастерством, он обладал выразит, внешностью, пластичностью. С. были близки комич. роли, а также роли, исполненные лирич. грусти.

Лит.: Ихара Тосиро, Нихон энгэкиси, Токио, 1904 (на япон. яз.). Д. Г.

САКЙЕВА, Куляш Срымбетовна (р. 1920) - казах. сов. актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Депутат Верх. Совета Казах. ССР 4-го созыва. В 1941 окончила Алма-Атинское театр. уч-ще и поступила в Джам-бульский казах, т-р драмы. Создала поэтич. и колоритные образы в нац. драматургии; Баян, Актокты, Жибек ("Козы-Корпеш и Баян-Слу", "Ахан-сереи

Актокты", "Кыз-Жибек" Мусрепова), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова) и др. В 1952 перешла в Семипалатинский т-р. .

Играла здесь роли: Мехмэне Бану ("Легенда о любви" Хикмета), Анар ("Одно дерево не лес" Тажибаева), Майра (о. п. Тажибаева). Выступает в муз. драмах. Б. Я.

САККИ, С а к к о (Sacchi, Sacco),- семья итал. актеров комедии делъ арте.

Старший представитель этой семьи - Д ж e н-наро С. (ум. ок. 1715)-прославился исполнением ролей Дзаннщ его жена - Маддалена С.выступала под именем Армеллины и играла роли субреток; брат -Гаэтано С. (ум. 1735) был популярен в ролях второго Дзанни; одна из дочерей - Адриана (1715-76) вначале играла роли "второй любовницы" Беатриче, затем перешла на амплуа субреток, с большим успехом выступала под именем Смеральдины. Самым известным в этой семье был Антонио Джованни С. (3.VII.1708- 19.XI.1788), сын Гаэтано С. Сценич. деятельность начал как танцовщик в оперном т-ре "Пергола" (Флоренция), затем переш„л в т-р "Кокомеро", где стал выступать в ролях второго Дзанни под именем Труффаль-дино. В 1738 С. работал в Венеции в труппе Дж. Име-ра, где познакомился с К. Гольдони, написавшим для него три сценария (в т. ч. сценарий "Слуга двух господ", впоследствии переработанный Гольдони в комедию, включавшую импровизации и остроты С.). В 1742 С. гастролировал в Петербурге, выступал при дворе Елизаветы Петровны, в 1753-55 - в Лисабоне. В Венеции С. продолжал играть комедии дель арте, но с меньшим успехом, т. к. этот вид т-ра приш„л в упадок, зрители охотнее смотрели пьесы Гольдони (в т-ре "Сан-Лука") и П. Кьяри (т-р "Сант-Анджело"). Пост. фьяб К. Гоцци выдвинула на короткое время (1761- 1765) труппу С. на первое место в Венеции. После многолетней работы в труппе С. начались раздоры, в 1782 она распалась.

А. Дж. С. был последним выдающимся итал. актером-импровизатором, акробатом и эквилибристом. По словам К. Гольдони, он "обладал живым и блестящим воображением..., всегда углублялся в существо исполняемой сцены и придавал свежесть пьесе посредством совершенно новых шуток и неожиданных реплик" (Мемуары К. Гольдони, т. 1, с. 379-380).

Лит.: Memoires de Goldoni, t. 1-3, Р., 1787 (в рус. пер.- Мемуары Карло Гольдони, т. 1-2, ГЛ.], 1933); Rasi L., I comici italiani, v. 1-3, Firenze, 1897-1905; G o z z i C., Memorie inutili, v. 1-2, Bari, 1910. Д, Мок.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница