Наши партнеры

Выгодно аренда авто краснодар от 21 года в компании РексРент.
Застройщики в Бенидорме. Купить квартиры и апартаменты в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 376)


САГАРАДЗЕ, Георгий Илларионович [род. 24. IX (7. X). 1906 ]- груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1925 поступил в Театр. ин-т в Тбилиси и сотрудником в

Т-р им. Руставели. По окончании ин-та был принят в труппу этого т-ра. С.- актер реалистич. школы. Игра его отличается яркой внешней выразительностью, колоритностью.

Роли: Ларби, Арсен ("Анзор", "Арсен" Шаншиашвили), Амиран ("Салте" Самсонидзе), Килордава ("Вчерашние" Да-диани), Герцинский ("Дурачок" Шиукашвили), Кахиани ("Поколение героев" Клдиашвили), Химшиашвили ("Родина" Эристави), Кузьма ("Начальник станции" Мосашвили), Шукри ("Потопленные камни" Мосашвили; Гос. пр. СССР, 1951), Берсенев ("Разлом" Лаврен„ва), Дато ("Измена" Сум-батова), Креонт ("Царь Эдип" Софокла), Клавдий, Эдмунд ("Гамлет", "Король Лир").

С 1928 выступает на эстраде. Снимается в кино. 7"'. Б.

САГАТЕЛЯН, Левой Мкртичевич [р. 11(23).V. 1884]- арм. сов. драматург. Автор пьес "Из-за клочка земли" (1923, Арм. т-р драмы, Тбилиси), "Две жизни" (1930, Т-р под рук. Харазяна, Ереван), "Красное ожерелье" (1945, Т-р им. Сундукяна), поев. социальным преобразованиям в арм. деревне; либретто оперы "Берберо".

Соч.: Драматические произведения, Ереван, 1961 (на арм. яз.). Б. Л.

САГЙТОВ, Абдулла (1909-43) - тат. сов. актер. Играл в любительских труппах. В 1925-28 учился в тат. театр. техникуме. С 1928 работал в Татарском т-ре в Москве, в 1932-42 - в Т-ре им. Г. Камала. С.- яркий, самобытный актер, обладал большим темпераментом, обаянием.

Роли: Курбан ("Бишбуляк" Гиззата), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Фигаро ("Женитьба Фигаро"). J\ K

САЙГОН, Мушег Михайлович [21.V (3.VI).1900] - арм. сов. режиссер и театр. художник. Засл. деятель искусств Азерб. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Высшую художеств. школу в Баку (1923). В 1926-32 и в 1937-38 был гл. режиссером Бакинского арм. т-ра. Работал также режиссером и театр. художником в Самарканде, Грозном и др. С 1941 - художник Бакинского рус. т-ра. Пост. в Арм. т-ре: "Шторм" (1927); "Кум Моргана" Шир-ванзаде (1929), "Темп" Погодина (1931), "В кольце" Вагаршяна (1931), "Утро Востока" Мамедханлы (1947); в азерб. Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Нергиз" Магомаева (1935), "Шахсенем" Глиэра (1937). Б. А.

САДА, Якко (1872-7.П.1946)-япон. актриса. Одна из первых драматич. актрис япон. т-ра. Выступала в труппе своего мужа Каваками Отодзиро в европейском репертуаре. Лучшая роль - Дездемона. В 1902 с труппой мужа выезжала на гастроли в Европу, США; выступала в России, где е„ иск-во пользовалось успехом. Л, Г.

СА7Щ МАХСУМ (2-я пол. 19 в.) - актер узбекского народного театра кызыкчи Ферганской долины. Один из ближайших соратников знаменитого коканд-ского кызыка Закирджана. Позднее С. М. имел свою труппу, был первым учителем нар. арт. Узб. ССР Юсупджана Шакарджанова. Своих учеников С. М. учил наблюдать и воспроизводить наиболее характерные черты социальных типов, учил при„мам острословия, жестикуляции, мимики. Иск-во С. М. отличалось острой соц. направленностью, он осмеивал ишанов, мулл, ростовщиков. А. Р,

"САДКО" - опера-былина Н. А. Римского-Корсакова либр. композитора при участии В. В. Стасова, В. В. Ястреб-цева, Н. М. Штруппа, Н. Ф. Финдейзена и В. И. Вольского по мотивам былины "Садко, богатый гость" и др.-рус. былин и сказок. "Пост. 26 дек. 1897, Моск. рус. частная опера, Т-р Солодовникова (дириж„р Эспозито, художники Коровин и Малютин; Садко - Секар-Рожанский, Любава - Ростовцева, Нежата - Страхова, Варяжский гость - Алексанов, Индийский гость - Карклин, Веденецкий гость - И. Петров, Волхова - Негрин-Шмидт, Царь Морской - Бедле-вич). 1901, Мариинский т-р (дириж„р Направник, худ. Васнецов; Садко - Давыдов, Любава - Фриде, Нежата - Долина, Варяжский гость - Антоновский, Индийский гость - Чупрынников, Веденецкий гость - Смирнов, Волхова - Больска, Царь Морской - Серебряков, Старчище - Шаронов). 1906, Большой т-р (дириж„р Сук, худ. Коровин, ба-летм. Горский; Садко - Боначич, Любава - Азерская, Нежата - Синицына, Варяжский гость - Порубиновский, Индийский гость - Д. Смирнов, Веденецкий гость - Грызунов, Волхова - Нежданова).

На сов. сцене пост. 18 сент. 1920, ГАТОБ (дириж„р Купер, реж. Циммерман, худ. Коровин, балетм. Ширяев). 1934, там же (дириж„р Жуков, реж. Винер, худ. Дмитриев, балетм. Шпалютин). 1935, Большой т-р (дириж„о Мелик-Па-шаев, пост. Лосского, худ. Федоровский, хормейстеры Ав-ранек и В. Степанов, балетм. Тихомиров; Садко -Ханаев, Любава - Баклина, Нежата - Златогорова, Волхова - Баратова, Варяжский гость - Михайлов, Индийский гость-Лемешев, Веденецкий гость - Любченко). 1949, там же (дириж„р Голованов, пост. Покровского, худ. Федоровский, хорм. Шорин, балетм. Лавровский). В 1953 пост. Т-ром оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, пост. Соковнина, худ. Юнович, хорм. Михайлов, балетм. Григорович). 1963 спектакль Большого т-ра на сцене Кремл„вского Дворца съездов (дириж„р Светланов, реж. Покровский, худ. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Хазанов). Среди исполнителей на сов. сцене: Озеров, Нэлепп (Садко),Обухова, Давыдова, Авдеева (Любава), Жуковская, Шумская, Фирсова (Волхова), Петрова, Левко (Нежата), Лубенцов, Рейзен, Яшугин, И. Петров (Варяжский гость), А. Алексеев, Козловский, Бугаев (Индийский гость). Мигай, Лаптев. И. Алексеев, Лисициан, Большаков (Веденецкий гость).

Пост. в др. городах Сов. Союза; Харьков (1925), Баку (1926), Самара (1931), Горький (1948), Пермь (1952), Новосибирск (1954), Одесса (1955), Минск (1957).

Пост. за рубежом: Монте-Карло (1921, на рус. яз.), Антверпен (1925), Рига (1927), Прага (1928), Барселона (1928, на рус. яз.), Нью-Йорк (1930, на франц. яз., т-р "Метрополитен-опера"), Париж (1930, на рус. яз.), Загреб (1930), Буэнос-Айрес (1930, на итал. яз.), Рим, Лондон (1931), Стокгольм (1934), София (1935), Милан (1938, т-р"Ла Скала"; 1964, там же, спектакль Большого т-ра).

Издания: "С." - партитура и клавир, М. П. Беляев, Лейпциг, 1897; сов. изд. клавира, М., Музсектор, 1929; поел. изд. - М., Музгиз, 1962;

Акад. изд. - Полное собрание сочинений. Партитура, т. 6 (А, Б, В) и клавир, т. 34 (тома подготовлены А. Л. Локши-ным), М.-Л., Музгиз, 1962. Я. Гр.

САДОВНИКОВ, Василий Евдокимович (р. 13.1. 1915)-у дм. сов. драматург, актер. Засл. арт. У дм. АССР (1952). Работал учителем. В 1934 начал творч. деятельность как актер Алнашско-го колх.-совх. т-ра. С 1936 до 1952 выступал в У дм. т-ре (Ижевск). Работал там же зав. лит. частью.

Роли: Подкол„син ("Женитьба"), Скроботов ("Враги"), актер ("На дне"), Гайдар, Герман ("Шестеро любимых", "Таня" Арбузова), Ал„ша ("Батрак" Петрова), Писарь ("Холодный ключ" Гаврилова) и др.

К драматургич. деятельности обратился в 1938, написав муз. драму "Огненное моление" (1940), поев. борьбе за освобождение удм. народа от влияния религии. С.-автор первой удм. муз. комедии "Свадьба" (муз. Н. М. Грех оводова, 1946), воспевающей нар. мудрость, осмеивающей тупость и жадность богатых бездельников; муз. сказки "Волшебная борода" (1948) на сюжет удм. фольклора, водевиля "На крутом берегу" (1951), направленного против собственнич. пережитков у отдельных колхозников. Колх. жизни поев. пьесы "Волнуется синее море" (совм. с М. С. Трониным, 1952) и "Утренние росы" (совм. с Т. А. Архиповым, 1957). По мотивам нар. сказаний С. написал либретто первой удм. оперы-балета "Свирель" (муз. Г. Корепанова-Камского, 1964). Все эти пьесы пост. Удм. т-р. Др. пьесы: "Счастливая встреча" (1947), "Студенты" (1954).

Соч.: Тыло вось, Ижевск, 1940; Пьесы, Ижевск, 1959. Лит.: Очерки истории удмуртской советской литературы, Ижевск, 1957, с. 117-18, 172-76. М. Лифш.

САДбВСКАЯ-БАРИЛОТТИ, Мария Карповна (наст. фам. - Т о б и л е в и ч, по мужу - С а-довская-Барилотти; 17.IV.1855 - 27.III. 1891) - укр. драматическая актриса и певица. Родилась в семье Тобилевичей (сестра И. К. Кар-пенко-Карого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаган-ского). Сценическую деятельность начала в Елиса-ветградском любительском кружке. В 1876-83 - актриса опереточной русско-укр. труппы М. Л. Кро-пивницкого и ряда рус. опереточных трупп. С 1883 играла в Харькове в первой'укр. проф. труппе Кро-пивницкого, в 1885-в труппе Кропивницкого и М. П. Старицкого, в 1886-в труппе Старицкого. С 1890- ведущая драматическая актриса труппы Саксаган-ского. Работа с крупнейшими мастерами украинской сцены оказала решающее воздействие на творчество актрисы, е„ эстетич. взгляды формировались под непосредственным влиянием Кропивницкого, Занько-вецкой, Саксаганского.

С.-Б. обладала сочным, красивого тембра голосом (сопрано) и начала свой сценич. путь с исполнения вокальных партий в укр. репертуаре. Тепло и задушевно передавала она звучание нар. песен, исполняя роли укр. девушек и женщин: Кулина ("Черноморцы" Старицкого), Панночка ("Утопленница" Лысенко), Одарка ("Запорожец за Дунаем"). Особого мастерства достигала в исполнении роли Наталки Полтавки. Естественность, жизненная правдивость игры, чуждой искусственности, шаржа,отличительные черты исполнения С.-Б. комедийных ролей: Проня ("За двумя зайцами" Старицкого), Текля ("Пока солнце взойдет-роса очи выест"), Оришка ("Пошились в дурни" Кропивницкого), Ульяна ("Сватанье на Гончаровке" Квитки-0 с-новьяненко).

Глубоко и вдумчиво играла С.-Б. драматич. и трагедийные роли.С глубоким сочувствием и художественной простотой раскрывала С.-Б. радости и горести укр. девушек и женщин: Маруся, Ярина ("Дай сердцу волю...", "Невольник" Кропивницкого), КатряДзвонаривна ("Не суждено!" Старицкого), Харитына ("Наймичка" Карпенко-Карого), Олена ("Мироед, или Паук" Кропивницкого).

Лит.: Тоб?левич С., "Корифе укранського театру, Кив, 1947, с. 73-75; Д у з ь ?., Мар?я Садовська, Кив, 1957; М. Кропивницкий. Автобиография, "Вестник Европы", март, 1916, с. 152; Д у р ? л и н С., Мар?я Заньковецька, Кив, 1955, с. 142-145; Барилотти в роли Наталки, "Воронежский телеграф", 1884, ј 83.

С. Б.

САДОВСКИЕ - семья рус. актеров. 1) П р о в Михайлович [наст. фам. - Е р м и л о в;

11(23).X.1818, Ливны,-16(28). VII. 1872, Москва]. Родоначальник театральной семьи. После смерти отца с 9 лет воспитывался братьями матери, видными провинциальными актерами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним С.). В 1832 поступил в Тульскую труппу (для к-рой ранее переписывал роли). Играл в т-рах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и др. городов.

В 1839, благодаря поддержке М. С. Щепкина (к-рый в 1838 видел С. на сцене Казанского т-ра и отметил его игру), дебютировал в Малом т-ре в водевильных ролях (Жанно Вижу, Нац, Емельян - "Лю-бовное зелье", "Дезертир", "Хороша и дурна, и глупа, и умна" - переделки Д. Т. Ленского с франц.). Играл в Малом т-ре до конца жизни. Первые роли - в переводных водевилях, комедиях, драмах и мелодрамах. Критика отмечала С. как отличного комика, "простака" и характерного актера; у него находили "бездну натуры", наивность, непосредственность, живость, непринужд„нную вес„лость и необыкновенный юмор. Не стремясь смешить, не прибегая к шаржу, С. держался серьёзно, достигая этим необычайного комизма. Большой успех С. принесли водевильные характерно-бытовые роли: Филатка ("Фи-латка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го,

1839), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1841), Петухов ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловь„ва, 1843). В произв. переводной клас-сич. драматургии С. играл роль Шута ("Король Лир", 1843), Журдена, Щедушкина (Аргана), Скапена ("Мещанин во дворянстве", 1844, "Мнимый больной", 1846, и "Скапеновы обманы", 1849, Мольера). Расцвет сатирич. таланта С. связан с его выступлениями в новом рус. реалис-тич.репертуаре. Образы С. заняли видное место в сценич. истории пьес Гоголя. Первые роли-Хо-дилкин (Анучкин) и Под-кол„син ("Женитьба", обе в 1843), Замухрыш-кин ("Игроки" Гоголя, 1843). М. С. Щепкин считал, что С. был единственным актером, к-рый сразу "постиг тайну гоголевского языка". Его философствующий Под-кол„син, крайне нерешительный и по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей С. - Осип ("Ревизор", 1845). В 1850-е гг. играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Су-хово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Дарование С., основанное на простоте и правде, глубоком знании рус. жизни, раскрылось в пьесах А. Н. Островского, занявших центр, место в творчестве С. В Островском актер наш„л своего драматурга, а тот в н„м - сподвижника и великолепного исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной и выразительной игры. С конца 1840-х гг. С. сблизился с кружком моск. литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Активный пропагандист творчества великого драматурга, С. познакомил разл. обществ, круги Москвы с комедией "Банкрот" ("Свои люди - сочт„мся"), вызвал интерес к писателю-новатору у передовой молодой части труппы Малого т-ра, содействовал своей игрой успеху и утверждению его пьес в т-ре. В первых пост. 28 пьес Островского на сцене Малого т-ра С. исполнил 29 ролей. В первой же роли Русакова ("Не в свои сани не садись", 1853) С. поразил жизненностью поведения. Типич. образы создал С., играя роли взяточников-чиновников - Беневоленского ("Бедная невеста", 1853), Юсова ("Доходное место", 1863). Исполняя роль Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854, поев. автором С.), к-рая была шедевром артиста, С. создал драматич. образ человека, страдающего от своего падения, но непримиримого к насилию и хищничеству. С. мастерски играл роли купцов-самодуров, создавая сатирич. характеры: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856, и "Тяж„лые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др. В образе Подхалюзина ("Свои люди - сочт„мся", 1861) С. убедительно показал превращение своего героя из угодливого приказчика в купца-накопителя. Позднее (1869) в этой пьесе С. сыграл роль Болыпова. Драм. сторона дарования С. раскрылась в роли Краснова ("Грех да беда на кого не жив„т", 1863 и 1867). В творчестве С. глубина и тонкость социальной и психологич. характеристик сочетались с выразительностью внешнего бытового рисунка роли. Крупнейший представитель иск-ва Малого т-ра, С. был мастером рус. речи, юн раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно разрабатывал текст роли. Ч„ткая дикция, гибкий голос помогали актеру находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. С. славился также мимич. мастерством, выразительностью пауз, полным слиянием с образом.

С. был первым исполнителем на сцене Малого т-ра след. ролей: Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1855), Дурнопечин, Ананий и Митрич ("Ипохондрик", 1857, "Горькая судьбина", 1863, и "Самоуправцы", 1866, Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера Расплюева, С. в то же время показывал и его человеческие черты, создав традицию исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова ("Провинциалка", 1856, и "Нахлебник", 1862, Тургенева). С большим юмором С. исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт - "Проделки Скапена", 1866, Сганарель - "Лекарь поневоле", 1866, Жорж Данден - о. п., 1866, Пур-соньяк - о. п., 1867, Сганарель - о. п., 1869), Шекспира (Баптиста - "Укрощение строптивой", 1865), Кальдерона (Бенито-"Сам у себя под стражей", 1866). Выступал также в операх. С. принимал деятельное участие в организации моск. "Артистич. кружка" (1865) и его спектаклей; играл в них. В творчестве С., продолжившего и развившего щеп-кинские традиции в сценич. иск-ве, проявились нац. особенности рус. сценич. реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его нац. специфики, внимание к внутр. миру человека, отношение к слову как к осн. средству характеристики образа. Иск-во С. оказало воздействие на целую плеяду рус. актеров. С. был автором юмористич. рассказов и превосходным рассказчиком.

Др. роли: Хватайко ("Ябеда" Капниста, 1845), Пролетов и Бурдюков ("Тяжба" Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин ("Недоросль", 1859), Горич ("Горе от ума", 1862), Барсуков ("Утро делового человека" Гоголя, 1863), Мякишев ("Расточитель" Лескова, 1868), Болыыинцов ("Месяц в деревне" Тургенева, 1872); в пьесах Островского:

Смуров ("Утро молодого человека", 1853), Агафон ("Не так живи, как хочется", 1854), Пузатов ("Картина семейного счастья", 1857), Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), 1-й кучер ("Не сошлись характерами", 1858), Густомесов ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Потапыч ("Воспитанница", 1863), Хрюков ("Шутники", 1864), Шалыгин ("Воевода", 1865), Бессудный ("На бойком месте", 1865), Боровцов ("Пучина", 1866), Минин ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук". 1867), Осипов и Щелкалов ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867), Сеитов ("Тушино", 1867), кн. Воротынский ("Василиса Мелентьева" Островского и С. А. Гедеонова, 1868), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Ахов ("Не все коту масленица", 1871), Восмибратов ("Лес", 1871); роли в зап. классике:

Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия ошибок", 1852, "Виндзорские проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Др. роли в водевилях и комедиях рус. авторов: Ушица ("Дочь русского актера" Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П. Каратыгина, 1846), Безмерин ("Хорош Петербург, да друзья одолели" Григорьева 2-го, 1848), Мордоплюев ("Жених из ножевой линии" Красовского, 1853), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения" Черныш„ва, 1859), Билкин ("Омут" Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1862), Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862).

Партии: Фрелаф("Аскольдова могила" опера Верстовского, 1846), Фаддей ("Мельник - колдун, обманщик и сват" комич. опера Аблесимова, муз. Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс Оффенбаха, 1865) и др. Е. Фил.

2) Михаил Провович (12(24).XI.1847, Москва,-26.?11(8.VIII). 1910, там же]. Сын Прова Михайловича С. Подготовленный к сцене отцом и А. Н. Островским, С. в 1867-69 участвовал в спектаклях "Артистич. кружка" (1-я роль: Андрей Титыч - "В чужом пиру похмелье" Островского, 1867). В 1869 дебютировал в Малом т-ре в ролях Подхалюзипа, Андрея Брускова, Васи Шустрого, Бородкина ("Свои люди - сочт„мся", "Тяж„лые дни", "Горячее сердце", "Не в свои сани не садись" Островского). В 1870 был принят в труппу т-ра на амплуа "бытового простака" и "характерного комика". Замечательный сценич. интерпретатор и страстный пропагандист драматургии Островского, С. сыграл в его пьесах св. 60 ролей. Первый исполнитель ролей: Буланов ("Лес", 1871), Грун-цов ("Трудовой хлеб", 1874), Мурзавецкий ("Волки и овцы", 1875), Мухояров ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876), Андрей Белугин ("Женитьба Белу-гина" Островского и Соловь„ва, 1877),Карандышев ("Бесприданница", 1878), Константин Каркуяов ("Сердце не камень", 1879), Мулин ("Невольницы", 1880), Мелузов ("Таланты и поклонники", 1881), Ока„мов ("Красавец-мужчина", 1882), Миловзоров ("Без вины виноватые", 1884) и др. По желанию драматурга С. передавались также роли в возобновл„нных спектаклях: Тихон ("Гроза"), Голутвин ("На всякого мудреца..."), Хорьков ("Бедная невеста"), Счастливцев ("Лес"), Афоня и Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т"), Ипполит ("Не вс„ коту масленица"), Хлынов ("Горячее сердце") и др. Ученик, творческий последователь своего отца, актер-демократ, великолепный знаток быта старой Москвы, С. в совершенстве владел сценич. речью. Его самобытное, национальное, подлинно нар. иск-во отличалось предельной жизненной правдивостью, благородной простотой, светлым юмором, задушевностью и в то же время драматизмом, сатирич. остротой. Вслед за отцом С. возглавил обличительно-критич. направление в нац.-бытовом репертуаре Малого т-ра. Ведущая тема творчества С.- судьба его современника, незаметного, простого, обездоленного человека. Играя Счастливцева, С. создал исполненный оптимизма, юмора образ актера, страстно любящего т-р. Тема защиты "маленького" человека, протест против его унижения с большой силой прозвучали у С. в роли Каран-дышева. Тонкой, умной иронией был проникнут образ Мурзавецкого. Сатирически обрисован Хлынов. Признание передового зрителя получил образ демократа-просветителя Мелузова, пронизанный страстной ненавистью к старой жизни. К числу значительных ролей С. принадлежали: Хлестаков; Петр, 1-й мужик ("Власть тьмы", "Плоды просвещения"), Ми-саил и Лепорелло ("Борис Годунов" и "Каменный гость" Пушкина), Беспандин ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Калгуев ("Новое дело" Немирови-ча-Данченко), Стремглов ("Закат" Сумбатова) и др.

С.- автор очерков и рассказов из жизни моск. мещанского и купеческого захолустья (изд. 1899, 2 тт.). Его переводы пьес ставились в Малом и др. т-рах:

"Корсиканка" Гуальтьери (1881), "Федра" Расина (1890, обе пьесы переведены для бенефисов М. Н. Ермоловой), "Севильский цирюльник" Бомарше (1883, Малый т-р, в роли Фигаро - автор перевода), пьесы Гольдони, Гоцци, Лабиша и др. Написал пьесу "Душа-пот„мки" (1885, Малый т-р, бенефис О. О. Садовской, в роли Вари - Ермолова). За свои лит. труды С. был избран в члены Об-ва любителей российской словесности. Известен и как сочинитель острых эпиграмм, направленных против каз„нщины, бюрократич. засилья и чиновничьего произвола в т-ре. Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва и на драм. курсах Моск. театр. уч-ща. И. 3. 3) Ольга Осиповна [урожд. Лазарева;

13(25).VI.1849, Москва,-8.XII.1919, там же] - русская актриса. Жена Михаила Прововича С. От отца- певца оперной труппы моск. имп. т-ров И. Л. Лазарева, любителя рус. нар. песни, гитариста, автора популярных песен, С. унаследовала музыкально-вокальные данные и увлечение нар. песней; от няни - крепостной Евп-раксии усвоила нар. речь, е„ чистоту и богатство, узнала нар. поэзию, старинный уклад жизни. На этой основе сложились чисто рус. характер дарования актрисы, народность, демократизм е„ творчества. В юности С. готовилась стать пианисткой, обучалась пению. Случайно выступив в спектакле "Артистич. кружка" в роли Настасьи Панкратьевны ("В чужом пиру похмелье" Островского, 1867), С. осознала сво„ призвание к сцене. В

1870, в бенефис П. М. Садовского, С. по его приглашению исполнила в Малом т-ре роль Арины Федотов ны ("Не в свои сани не садись" Островского). Продолжая работать в "Артистич. кружке", сыграла ряд разнообразных ролей в пьесах Островского: Дуня ("Не в своп сани не садись", 1868), Анна Павловна ("Шутники", 1868), Настасья Панкратьевна ("Тяж„лые дни", 1869), Марья Андреевна ("Бедная невеста", 1872), Улита ("Лес", 1873) и др.; выступала также в опереточной труппе кружка (сезон 1876/77). Работа в "Артистич. кружке", где наряду с любителями выступали видные актеры (П. М. Садовский, Е. Н. Васильева, М. И. Писарев, П. А. Стрепетова и др.), была для С. хорошей сценич. школой. Большое влияние на формирование таланта С. оказал А. Н. Островский, читавший артистам кружка свои пьесы и принимавший участие в их постановках. В 1879 С. дебютировала в Малом т-ре (Евгения - "На бойком месте", Варвара - "Гроза", Гущина - "Старый друг лучше новых двух" Островского). Выступая с большим успехом в ответственных ролях, С., однако, была зачислена в труппу лишь в 1881. Работала в Малом т-ре до конца жизни. Ещ„ в молодые годы начала играть роли старух. Первые роли на имп. сцене: Матр„на Саввишна ("Картина семейного счастья" Островского, 1879), Зал„шина ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва, 1880, первая исполнительница), Пошл„пкина ("Ревизор", 1880), Лизавета Богдановна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1881), Сваха ("Женитьба", 1882) и др. С. всегда создавала живые образы купчих, мещанок, крестьянок и т. п. Наивысшие достижения С. связаны с рус. классикой и в первую очередь с произв. Островского. В первых пост. своих пьес на сцене Малого т-ра Островский поручил ей роли: Домны Пантелевны("Та-ланты и поклонники", 1881), Аполлинарии Антоновны ("Красавец-мужчина", 1882), Галчихи ("Без вины виноватые", 1884), Хионии Прокофьевны ("Не от мира сего", 1885), Недвиги и Старухи-крестьянки ("Воевода", 1886, 2-я ред.). Крупнейшая актриса т-ра Островского, С. гл. внимание уделяла слову. Она обладала безупречной дикцией, звучным, прекрасно обработанным голосом. Знаток родного языка во всех его тонкостях, С. в совершенстве владела рус. речью, е„ мелодикой, говором, акцентами. Улавливая в тексте роли своеобразие речевой характеристики персонажа, С., пользуясь этой характеристикой, мастерски обрисовывала характер и социальное положение своих героинь. Музыкальность, неисчерпаемое богатство интонаций, рождаемое тонкими психологич. нюансами, виртуозность в ведении диалога, смена темпов и разнообразие ритмов сообщали сценич. речи С. исключительную выразительность. С. были свойственны полнейшая безыскусственность исполнения; предельная естественность тона и сценич. поведения и одновременно сочность, яркость игры. Актриса никогда не стремилась к внешней трансформации; е„ грим всегда был предельно прост. Она достигала перевоплощения внутренним преображением, изменявшим и внешний облик. В совершенстве владела С. мимич. мастерством; е„ жесты всегда соответствовали характеру действующего лица, эпохе, жизненному укладу. С. покоряла зрителей жизнерадостностью своей игры, тонким юмором. В ролях Галчихи ("Без вины виноватые") и Матр„ны ("Власть тьмы", 1895), Старухи-крестьянки ("Воевода") раскрылась драматическая сторона дарования актрисы. В этих ролях она поднималась до подлинного трагизма. Колыбельная Старухи-крестьянки над люлькой внука выражала скорбь народа о своей тяжкой доле и его растущее возмущение. С особой сердечностью С. играла роли простых рус. женщин. В образе Домны Пантелевны С., наряду с ограниченностью, мещанством, расч„тливостью, показывала любовь к дочери, восхищение е„ талантом. Островский находил, что С. все роли в его пьесах играет превосходно, а Домну Пантелевну идеально. За скудным текстом роли Анфусы Тихоновны ("Волки и овцы", 1893), произносимым С. с неистощимым разнообразием и серьёзным комизмом, возникал образ обезличенного, зависимого человека, вызывавшего к себе сочувствие. Среди шедевров С.Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1895), Мавра Тарасовна ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1897), Кукушкина ("Доходное место", 1907), графиня Хрюмина (1899). Мизансцены С. были крайне просты: она чаще всего сидела на авансцене, вс„ время поддерживая общение со зрительным залом.

В 1911 С. было присвоено звание засл. арт. императорских т-ров. Иск-во С. высоко ценили крупнейшие деятели т-ра. Так, Станиславский называл С. драгоценным алмазом рус. т-ра; В. И. Немирович-Данчен-ко, ценя самостоятельность дарования С., считал, что для "не„ не нужно было режиссера: она сама себе режиссер"; А. П. Ленский видел в С. такую же великую музу комедии, как в Ермоловой - музу трагедии. После Октябрьской революции С. систематически участвовала в выездных спектаклях Малого т-ра на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах. Среди е„ последних ролей- Захаровна ("Старик" Горького, 1919).

Др. роли: в пьесах Островского-Спиридоновна ("Не так живи, как хочется". 1882), Мигач„ва ("Не было ни гроша, да вдруг алтын", 1882), Феклуша,Кабаниха ("Гроза", 1882,1911),

Настасья Петровна ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1882), Матр„на и Красавина ["За чем пойд„шь, то и найд„шь" ("Женитьба Бальзаминова"), 1883 и 1886], Феона ("Не вс„ коту масленица", 1885), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты", 1885), Аграфена Платоновна("В чужом пиру похмелье", 1888), Сваха ("Свои люди - сочт„мся", 1892), Улита ("Лес", 1895), Марфа Севастьяновна ("Невольницы", 1895), Шаблова ("Поздняя любовь", 1896), Степанида ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва, 1901), Аполлинария Панфиловна ("Сердце не камень", 1902), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок", 1908), Незабудкина ("Бедная невеста", 1909), Красавина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914). В пьесах др. авторов: княгиня Тугоуховская ("Горе от ума", 1882), Каурова ("Завтрак у предводителя", 1885, бенефис С.), Кухарка ("Плоды просвещения", 1891), Пестова ("Дворянское гнездо" по Тургеневу, 1895), Матр„на ("Горькая судьбина" Писемского, 1895), Авдотья Ивановна ("Майорша" Шпажинского, 1880). Бояркина ("Беда от нежного сердца" Соллогуба, 1881), Анфиса ("Около денег" по А. Потехину, 1883), Ненила ("Чародейка" Шпажинского, 1884), Арина Пантелеймоновна ("Муж знаменитости" Сумбатова, 1884), Дарья Кировна ("Старый закал" Сумбатова, 1895), Авдотья Степановна ("Цена жизни" Вл. Немировича-Данченко, 1896), Ольга Спиридоновна, Настасья Павловна ("Джентльмен", 1897, "Ночной туман", 1916, Сумбатова), г-жа Сикарт ("Ядро" Нор-дау, 1898), мать Этшепара ("Красная мантия" Брие, 1904), Арина ("Неприятель" Мамонтова, 1914) и др. Е. Фил.

4) Елизавета Михайловна [по уточн. данным: 23.1У (5.У). 1872, Москва,- 4.VI.1934, там же] - засл. арт. гос. акад. т-ров (1927). Дочь Ольги Осиповны и Михаила Прововича С. По сцене (при жизни О. О. Садовской)- Садовская 2-я. В 1894, по окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (классы О. А. Правдина и М. П. Садовского), была принята в Малый т-р, где работала до конца жизни. С. обладала привлекательной внешностью, женственностью, обаянием, приятным голосом, ч„ткой дикцией. Е„ игра была отмечена искренностью, непосредственностью, теплотой, вес„лостью. Вначале С. наряду с комедийными ролями играла и драматические: царица Анна ("Василиса Мелентьева" Островского и С. Гедеонова,1894), Аксюша ("Лес", 1895), Нюта ("Цепи" Сумбатова, 1897) и др. В работе над ролью Снегурочки (1900, Новый т-р, реж. А. П. Ленский) раскрылась лирич. сторона дарования С. Крупным достижением С. была роль Глафиры ("Волки и овцы", 1904), в к-рой проявились сценич. обаяние, тонкая комедий-ность игры актрисы. Изяществом, пластичностью отличалось исполнение С. роли Ариэля ("Буря" Шекспира, 1905). Среди значит, ролей С.- Верочка ("Шутники" Островского, 1901), Марья Антоновна ("Ревизор", 1903), Поликсена ("Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского, 1906), Таня ("Плоды просвещения", 1907), Юлинька ("Доходное место", 1907), Варвара ("Гроза", 1911), Негина и Смельская ("Таланты и поклонники", 1912), Лиза, Наталья Дмитриевна и Графиня-внучка ("Горе от ума", 1911, 1917 и 1921) и др. В зап. классике С. играла Регину ("Привидения", 1909), Сюзанну ("Женитьба Фигаро", 1910) и др. Перейдя на характерные роли, С. создала образы, отмеченные чувством юмора, наблюдательностью. В пьесах сов. авторов С. сыграла роли: Франсуаза Артикль ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина, 1925), Баронесса ("Любовь Яровая", 1926), Ленчицкая ("Бойцы" Ромашова, 1934) и др. Е. Фил. 5)Пров Михайлович [9(21). VIII. 1874, Москва,-4. V. 1947, там же]- актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1937). Сын Михаила Прововича и Ольги Осиповны С. По окончании реального уч-ща поступил на драм. курсы Моск. театр. уч-ща, где его учителями были А. П. Ленский и М. П. Садовский. С 1895 (до конца жизни) - актер, а в 1944-47 и худ. рук. Малого т-ра.

Обладая эффектной внешностью, мастерством сценич. речи, С. уже в первые годы пребывания на сцене с успехом сыграл роли Глумова ("На всякого мудреца...", 1896), Чацкого (1902) и др. Сочностью красок, жизнерадостностью отличалось исполнение ролей: Мизгиря ("Снегурочка", 1900), Меркуцио ("Ромео и Юлия" Шекспира, 1900) и др. В 1903-07 С. играл роли амплуа героя-любовника (Дато - "Измена" Сумбатова, Лыков - "Девичий переполох" В. Крылова и др.). Особенно удавались актеру образы волевых, целеустремл„нных людей, обладающих сильным характером. Среди лучших ролей С.: король Гокон ("Борьба за престол" Ибсена), Самозванец ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Миловидов ("На бойком месте"), Роман Дубровин ("Воевода" Островского), Колычев ("Василиса Ме-лентьева" Островского и С. Гедеонова), Мулин ("Невольницы" Островского), Беркутов ("Волки и овцы") и др. Наивысшей зрелости талант С. достиг после Октябрьской революции. Заверш„нность, точность и остроту социальной характеристики приобрели у С. образы Чацкого, Глумова и др. В этот период он играет новые роли: Мастаков ("Старик" Горького), Карл I ("Оливеп Кромвель" Луначарского), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира), Александр I ("Арак-чеевщина" Платона), Филипп II ("Дон Карлос") и др. Исполнение С. роли комиссара Кошкина ("Любовь Яровая", 1926) вошло в историю сов. т-ра как замечат. сценич. воплощение героич. образа рус. коммуниста. В сов. репертуаре крупными творч. достижениями С. были также роли Расст„гина ("На берегу Невы" Трен„ва) и Таланова ("Нашествие"), в классич. драматургии - роли Несчастливцева и Фамусова. В 20-е гг. С. начал выступать и как режиссер. Пост.: "Снегурочка" (1922), "На бойком месте" (1933), "На всякого мудреца довольно простоты" (1935), "Горе от ума" (1938), "Волки и овцы" (1944) и др. Гос. пр. СССР, 1943.

Др. роли: Григорий ("Плоды просвещения"), Флоризель ("Зимняя сказка" Шекспира), Лейстер ("Мария Стюарг"), Гвидо Ферранти ("Герцогиня Падуанская" Уалльда), Черем-ной ("Посадник" А. К. Толстого), ц

6) Михаил Михайлович (1878-1962) -* сын Михаила Прововича и Ольги Осиповны С. Иг? ал в Ростове-на-Дону, в т-ре Лит.-художеств. ou-i a в Петербурге. С 1911-в труппе моск. Малого т-ра. Исполнял комедийные роли. В 1918 из-за тяж„лой болезни оставил сцену.

7) Ольга Михайловна (р. 1875). Дочь Михаила Прововича и Ольги Осиповны С. Комедийная актриса. Играла в провинции.

8) Михаил Михайлович (р. 1909). Сын Михаила Михайловича С. Засл. арт. РСФСР (1949). Профессиональную сценич. деятельность начал в 1928. Работал в Центр, т-ре Красной Армии, мск. Т-ре им. Ермоловой, Т-ре им. Мейерхольда. С 1937- в труппе Малого т-ра.

Роли: Молчалин; Фредди и Пикеринг ("Пигмалион" Шоу), Мешем ("Стакан воды" Скриба), Курчаев ("На всякого мудреца довольно простоты"), Шарль Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку), лорд Дарлингтон ("Веер леди Ундермьер" Уайльда), Капелькин ("Коллеги" по Акс„нову), Юлий Константинович ("Нас где-то ждут" Арбузова), Дукельский ("Порт-Артур" Степанова и Попова) и др.

9)Пров Провович (р. 1926). Сын Прова Михайловича (младшего). По окончании Театр. уч-ща им. Щепкина (1947) был принят в труппу Малого т-ра.

Роли: Демби ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда), Сесиль ("Человек из Стратфорла" Ал„шина), Евгений Бондарь ("Коллеги" по Акс„нову), Господин Д. ("Горе от ума"), Фредди ("Пигмалион" ILoy), Лоренс ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею), Борис ("Гроза") и др. В. Мае. Лит.: Шаповалов Н., Пров Михайлович Садовский, в сб.: Драматический альбом..., М., 1850, с. 122-25;

[Панаев И. И.], Заметки Нового поэт?. Садовский в Петербурге, "Современник", СПБ, 1857, т. 63, ј 6, с. 285-92;

Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. 1, М., 1869, с. 58, 80-81, 154-55, 323, 521. 675. 699, 777-78; Р о д и с л а в-с к и и В., Пров Мих. Садовский (Материалы для биографии), "Русский вестник", 1872, т. 100. ј 7, с. 427-64;

Коропчевский Д., Пров Мих. Садовский. .Из воспоминаний о Московском т-ре, "ЕИТ". Сезон 1894-1895гг. СПБ, приложения, кн. 2, с. 13-59; Стахович А. А., Клочки воспоминаний, М., 1904, с. 85-99, 291, 311, 319326; БоборыкинП.Д., За полвека (Мои воспоминания), М.-Л., 1929; Эфрос Н. Е., Пров Садовский (Опыт характеристики). П., 1920; Семья Садовзких. Сборник, под ред. Вл. Филиппова, М.-Л., 1939; К а р а - М у р-з а С., Малый т-р. М., 1924, с. 51-64. 168-81; Островский А. Н., Дневники и письма, М.-Л., 1937, с. 116-96;

[В. Б. (В. Блюм)], О. О. Садовская, "Вестник т-ра", 1919, ј 46, с. 7-9; Юрьев Ю. М.. Записки, т. 1. 1872-1893, Л.-М., 1939; Тирас польская Н., Из прошлого русской сцены, М., 1950, с. 76-85; Старик [Эфрос Н. Е.], Из Москвы, "Театр и искусство", 1900, .ј 38, с. 670-71;

Дурылин С. Н., П. М. Садовский, М.. 1950.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница