Наши партнеры

Выгодно аренда машины в барнауле в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 374)


РЫЖОВ, Иван Андреевич (1866-11. I. 1932) - рус. сов. актер. Засл. арт. Республики (1925). Муж В. Н. Рыжовой. В 1892, по окончании драм. курсов Моск. театр. уч-ща, был принят в труппу Малого т-ра.

Роли: Никита ("Власть тьмы"), Беляев ("Месяц в деревне" Тургенева), Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Кречинский ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Зимин ("Светлая личность" Карпова), Бахрушин ("Жулик" Потапенко) и др.

В„л преподават. работу (Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, Театр. уч-ще при Малом т-ре). С. Г.

РЫЖОВ, Николай Иванович [р. 18(31).X.1900]- рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1949). Сын В. Н. Рыжовой. В 1918 поступил на драматические курсы при Малом т-ре, но со 2-го курса переш„л в высшее драматич. уч-ще Моск. филармонии. В 1923 после дебюта в ролях Молчалина и Дорми-донта ("Поздняя любовь" Островского) был принят в труппу Малого театра. Представитель реали-стич. школы актерского мастерства, Р. вносит в сво„ исполнение сочные бытовые детали, характерные краски. Среди ролей: в пьесах Островского -Емеля ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Бело-губов ("Доходное место"), Андрей Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Вожеватов ("Бесприданница"), Ба-рабошев ("Правда-хорошо, а счастье лучше"), Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва); Джозеф Седли ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею), лорд Лортон ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда), Хаппир ("Луна зашла" Стейнбека). Р. играл почти во всех этапных пост. сов. пьес в Малом т-ре - Болухатов ("Огненный мост" Ромашова), Мотыльков ("Слава" Гусева), Колосов ("Любовь Яровая"), Блохин ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Лишев ("За тех, кто в море!") и др. В. Мае,

РЫЖОВА, Варвара Николаевна [15(27).1.1871, Москва,- 18.V.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Гос. пр. СССР (1943). Представительница старой театр. семьи Бороздиных- Музи-лей. Дочь Н. И. Музиля и В. П. Бороздиной-Музиль. В 1893, по окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Ленского), была принята в Малый т-р. Играла здесь до 1956. До 1896 выступала под фам. Музиль1-я, затем, выйдя замуж за актера И. А. Рыжова, - под его фамилией. Начав с ролей "инженю-комик", Р. вскоре перешла на бытовые и характерные роли молодых женщин. Первая крупная работа актрисы - роль Акулины ("Власть тьмы", 1895). Изображая Акулину тупой, жестокосердной деревенской девкой, Р. в то же время оправдывала е„ как жертву тяж„лых социальных условий. Первые роли Р. в пьесах Островского - Евгения Львовна ("Трудовой хлеб", 1895), Мария Власьевна ("Воевода", 1896). Р. выступала также и в Новом т-ре (филиал Малого т-ра); исполнила в спектаклях, пост. А. П. Ленским, роли: Улиты ("Лес", 1900), Бобылихи и Купавы ("Снегурочка", 1900 и 1903). В 1902 сыграла роль Лизы ("Горе от ума"). Отказавшись от сложившейся традиции исполнения этой роли в канонах амплуа субретки, актриса создала образ русской крепо-стной девушки, сметливой и озорной. С конца 1900-х гг. Р. постепенно переходит на роли старух (1-я роль в этом амплуа: Эмилия - "Сестры из Би-шофсберга" Гауптмана, 1908). Самобытное, жизнерадостное дарование Р. с первых е„ сценич. шагов привлекало естественностью, непосредственностью, душевной теплотой, яркостью красок, юмором. Р. была одной из выдающихся исполнительниц комедийных ролей (бытовых и характерных) в рус. классич. драматургии, особенно в пьесах Островского. Роли:

Наталья Степановна ("Предложение", 1905), Шаблова, Жмигулина, Феклуша, Зыбкина ("Поздняя любовь", 1909, "Грех да беда на кого не жив„т", 1910, "Гроза", 1911, "Правда - хорошо, а счастье лучше", 1913, Островского), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1909), Кау-рова ("Завтрак у предводителя" Тургенева, 1917) и др

Наивысшего мастерства, ч„ткой социальной направленности иск-во Р. достигло в сов. эпоху. В этот период она сыграла роли: Анфусы Тихоновны ("Волки и овцы", 1920, 1941, 1944), графини-бабушки ("Горе от ума", 1920, 1930, 1938), Улиты (новая редакция образа, 1921, 1937), Глумовой ("На всякого мудреца довольно простоты", 1923, 1935), Фелицаты ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1925, 1941), Домны Пантелевны ("Таланты и поклонники", 1926), Авдотьи ("Растеряева улица" по Гл. Успенскому, 1929), Мавруша ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936) и др.

Образы Р. отличались цельностью и законченностью, актриса достигла высокого мастерства перевоплощения, образности, меткости и глубины характеристик. Р. уделяла большое внимание внешнему рисунку роли: слова, жесты, движения, мимика, смех, походка служили актрисе средством раскрытия внутр. мира персонажа. Крупнейшая представительница иск-ва Малого т-ра, Р. бережно сохраняла и развивала в сво„м творчестве его лучшие традиции. Гл. внимание Р. уделяла слову. Е„ непринужд„нная, естеств. речь отличалась чисто рус. напевностью, богатством интонаций, разнообразием темпов. Актриса пробуждала у зрителей сочувствие к своим персонажам. Щедевром Р. был образ доброй, сердечной няньки Фелицаты. К лучшим созданиям Р. принадлежат также е„ роли в сов. драматургии: Марья ("Любовь Яровая", 1926), Мотылькова ("Слава" Гусева, 1936), Демидьевна ("Нашествие", 1943) и др.

С о ч.: [Автобиография], в кн.: Малый театр. Москва. Старейшие мастера..., М.. 1949; РыжоваВ. Н., в кн. творческие беседы мастеров театра (IV-V-VI), Л.-М., 1938, с. 31-42.

Лит.: Филиппов В. А., В. Н. Рыжовой - вместо юбилейной биографии, "Искусство трудящимся", 1926, .ј 7, с. 13-14; Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.-Л., 1945.

Е. Фил. РЫКАЛОВЫ - семья рус. актеров. 1) Василий Федотович [1(12).III.1771 - 8(20).I. 1813] - родоначальник семьи. Выдающийся комик конца 18 - нач. 19 вв. Сценич. деятельность начал в Туле как трагедийный актер. С 1793 - в труппе петерб. т-ра. Ученик И. А. Дмитревского и А. А. Шаховского, к-рый открыл в н„м комедийное дарование. Сначала выступал в "сл„зных комедиях" и мелодрамах (столяр Леберехт - "Лейб-кучер императора Петра III" Коцебу, и др.). Прославился исполнением ролей в пьесах Мольера и в рус. бытовом репертуаре. Современники отмечали его живую и увлекательную игру, верное и естеств. изображение характеров. Р. обладал большой наблюдательностью, он придавал своим сценич. героям яркие внешние бытовые черты. Преподавал в Петерб. театр. школе (с 1796). Занимался режиссурой (с 1800).

Роли: в пьесах Мольера - Гарпагон ("Скупой"), Сгана-рель ("Лекарь поневоле" и "Мнимый рогоносец"), Жеронт ("Скапиновы обманы"), Журден ("Мещанин во дворянстве");

Сумбуров ("Модная лавка" И. Крылова), Транжирин и охотник Вспышкин ("Полубарские затеи", "Ссора, или Два соседа" Шаховского), Председатель-взяточник ("Неслыханное диво, или Честный секретарь" Судовщикова), Яков Силин ("Рассудительный дурак" Клушина), Староста ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина) и др.

2) Пелагея Титовна (урожд.- Пожарская; 1.779 - 15.II.1862). Жена В. Ф. Рыкалова. Окончила Петерб. театр. школу. С 1798 - в труппе петерб. т-ра. Занимала амплуа комич. старух.

3) Василий Васильевич (1800-25) - сын В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Занимался в Петерб. театр. школе у А. А. Шаховского. В 1818 дебютировал на сцене петерб. т-ра. Затем работал в Моск. имп. труппе. Играл роли слуг в пьесах Мольера, молодых людей в водевилях.

4) Елизавета Васильевна (по мужу- Марсель; 1806-50). Дочь В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Ученица Шаховского. Окончила Петерб. театр. школу (1823). Впервые выступила на сцене в 1818. Музыкальная, миловидная, грациозная, Р. с простодушной резвостью, увлекательной вес„лостью исполняла роли бойких и наивных молодых девушек в водевилях: Бабета, Жоржета, Ленушка, Роза (в водевилях Н. И. Хмельницкого - "Новая шалость, или Театральное сражение", "Бабушкины попугаи", "Карантин" и "Суженого кон„м не объедешь, или Нет худа без добра"). Затем выступала в операх, заменив Н.С. Сем„нову: Красная шапочка (о. п. Буальдь„), Ане-та ("Волшебный стрелок" Вебера). Играла до 1846.

5) Ольга Васильевна (гг. рожд. и смерти неизв.). Дочь В. Ф. и П. Т. Рыкаловых. Исполняла, также как и е„ сестра, роли молодых девушек в водевилях в 1820-30-е гг.

6)Аграфена Гавриловна (1805-28.V. 1840). Жена В. В. Рыкалова. Сестра актера П. Г. Степанова. В 1821 дебютировала в роли Дездемоны на сцене петерб. т-ра. Обладая строгой классич. красотой, играла роли молодых героинь в трагедиях: Офелия; Луиза ("Коварство и любовь"). Др. роли:

Доримена, Леонора ("Мещанин во дворянстве", "Школа мужей" Мольера), Амалия ("Разбойники") и др.

7) Надежда Васильевна [10(22).VII. 1824, Москва,- 3(16).1.1914, там же]. Дочь В. В. и А. Г. Рыкаловых. Выдержав экзамен при Моск. ун-те (у профессоров Г. Н. Грановского и И. И. Давыдова), получила звание домашней учительницы; работала гувернанткой.В 1845, подготовив под руководством своего дяди - актера П. Г. Степанова роли Елены Глинской (о. п. Полевого), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова" Гедеонова), Каролины ("Отцовское проклятие", пер. с франц.), дебютировала на сцене Кусковского т-ра Шереметевых. С 1846 - актриса Малого т-ра. Большое влияние на формирование таланта Р. оказали П. Г.

Степанов и М. С. Щепкин. Начав свою сценич. деятельность с исполнения ролей молодых героинь, Р. вскоре перешла на характерные роли пожилых женщин. Лучшая роль - Атуева ("Свадьба Кре-чинского", 1855). Р. обладала большой сценич. культурой, вкусом, тонким пониманием особенностей быта, характеров персонажей. Дарование Р. высоко ценил А. Н. Островский, написавший для не„ роль Кабанихи в "Грозе" (исп. эту роль в 1859). После ухода из Малого т-ра (1891) Р. играла на частных сценах (моск. Т-р Корша и др.). Последний раз выступила ок. 1904.

Роли: в пьесах Островского - Анфиса Карповна ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1861, "Зачем пойд„шь, то и найд„шь", 1863), Уланбекова ("Воспитанница", 1863), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1890/91) и др. Наталья Дмитриевна, Хл„стова, Графиня-бабушка ("Горе от ума"), Дарья Ивановна ("Провинциалка" Тургенева), Марфа Собакина и Домна Сабурова ("Царская невеста" Мея), Авдотья ("Татьяна Репина" Суворина), Офелия, Дездемона;

Луиза и Леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1846 и 1848), Эсфирь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Мирандолина (о. п., пер. с нем., 1846) и др.

Лит.: Сиротинин А. Н., Артистическая семья "Русский архив", 1887, ј 7, кн. 2, с. 371-89; Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре, "Репертуар русского театра на 1840 г.", СПБ. 1840, т. 1. ј 4, т. 2, ј 7; А р а п о в П. Летописи русского театра, СПБ, 1861, -отд. 2;Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М. 1958, с. 357, 371-73; Жихарев С.П., Записки современни ка, ч. 2. Дневник чиновника, М.-Л., 1955; Юрьев Ю. М., Записки. 1872-1893, Л.-М., 1939, с. 96-113, 143; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924, с. 22-28. Е. М.

РЫКОВ, Александр Викторович [р. 1(13).VI!. 1892]- рус. сов. театр. художник. Окончил юридич. ф-т Петроградского ун-та (1917), занимался в театр. студии В. Э. Мейерхольда, в мастерской М. В. До-бужинского и Н. Э. Радлова. Творч. общение с А. Я. Головиным окончательно определила приход Р. в т-р (1924). Он оформлял спектакли Передвижного т-ра Ин-та сценич. иск-в, Театра-студии при Ленингр. академич. т-ре драмы ("Ода Набунаго" Окамото Кидо и "Ревизор", 1926), Академич. т-ра драмы ("Ревизор", 1927). В этих декорациях отразились поиски художником заостр„нной сценич. формы, его стремление к использованию вращающейся сцены, игры объ„мов во взаимодействии со светом. В то же время Р. не превращал эти при„мы в самоцель, основывался на содержании произв., эмоционально-психологич. трактовке образов. В своих последующих работах Р. начал широко использовать живопись, связывая е„ воздействие с решением пространственных задач, строго отбирая детали, добиваясь целостности конкретно-жизненной композиции.

В числе лучших работ Р. декорации к спектаклям: "Лед и сталь" Дешевова (1930, Ленингр. академич. т-р оперы и балета им. Кирова), "Отелло" (1932, ленингр. Молодой т-р);

"Начало жизни" Первомайского (1935, Харьковский т-р рус. драмы), "Западня" по Золя (1934) и "Живой труп" (1950) - в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина; "Сердце не камень" (1945) Островского, "Враги" (1948), "Достигаев и другие" (1952) - в ленингр. Большом драм. т-ре. В 1955-58 Р. в„л педагогич. и консультационную работу в Китайской нар. республике. Оформил ряд спектаклей в Экспериментальном т-ре в Пекине ("Ромео и Джульетта" Шекспира, 1956, и др.).

Соч.: Моя работа над пьесами Горького, в альманахе:

Изобразительное искусство Ленинграда, Л., 1948, с. 241-47.

Лит.: Б[артошевич] А., Рыков А. В., в кн.:

Театральные художники Ленинграда в 1946-47 г.. Л., 1947. м. я.

РЫНДИН, Вадим Ф„дорович [р. 2(15).1.1902, Москва ] - рус. сов. театр. художник. Нар. художник СССР (1962). Действит. член Академии художеств СССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос. пр. СССР, 1950. Р. учился во ВХУТЕМАСе (в Воронеже и Москве) у Н. X. Максимова и С. М. Романовича. Уже в первых живописных и графич. произв. определилась роман-тич. направленность иск-ва Р., характерная и для его театр. декораций. В т-ре дебютировал в 1922 ("Разбойники", Воронежский муз.-драм. т-р). С 1925 работал в моск. Камерном т-ре (сначала как художник-исполнитель, с 1927 - самостоятельно). С 1931 - гл. художник этого т-ра. Выступив союзником А. Я. Таирова в поисках сценич. решения совр. сов. трагедии, Р. оформил в Камерном т-ре спектакли: "Патетическая соната" Кулиша (1931), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932); в 1933 создал декорации к спектаклю "Оптимистическая трагедия", вошедшему в историю сов. т-ра. В этот период Р. оформлял и комедийно-игровые спектакли в Моск. т-ре для детей ("Я - мало, мы - сила" Мэя и Сац, 1932, "Сказка о царе Салтане" Пушкина, 1934, "Золотой ключик", 1936), комедию Шекспира "Много шума из ничего" в Т-ре им. Вахтангова (1936), цирковые представления. Героико-романтич. направленность иск-ва Р. ярко проявилась в спектаклях: "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского, "Русские люди", "Фронт" (все три спектакля в 1942 в Т-ре им. Вахтангова), особенно в его выдающейся работе - "Молодая гвардия" по Фадееву (1947, Моск. т-р драмы). Среди крупнейших спектаклей 50-х гг. - "Гамлет" (1954, Моск. т-р им. Маяковского). Осн. место в творчестве Р. занимает совр. героич. тема. Р. стремится создать единый образ спектакля через динамичную метафору (так, напр., красное полотнище в "Молодой гвардии" - образ Родины, кованые ворота в "Гамлете" - образ Дании-тюрьмы, и т. п.). С 1953 Р. - гл., художник Большого т-ра. Создал здесь поэтически-обобщ„нные декорации к спектаклям:

"Травиата" (1953), "Свадьба Фигаро" (1956); "Война и мир" Прокофьева (1959), "Паганини" Рахманинова (1960), "Дон Карлос" Верди (1963); оформил сов. оперные спектакли "Мать" Хренникова (1957), "Судьба человека" Дзержинского (1961), "Октябрь" Мурадели (1964).

Среди др. работ: "Машиналь" Тредуэлл (1933, Камерный т-р), "Аристократы" Погодина (1935, Т-р им. Вахтангова), "Земля" Вирты (1937, МХАТ), "Зимняя сказка" Шекспира (1958, там же), "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, Малый т-р), "Госпожа Бовари" по Флоберу (1963, там же), "Медея" Еврипида (1961, Т-р им. Маяковского) и др.

В своих лучших работах Р. создал романтически-обобщ„нные, героическо-трагедийные образы большой идейно-философской глубины.

Соч.: Как создается художественное оформление спектакля, М., 1962; Музыка для глаз, "Театр", 1956, ј 6;

Оформление оперного спектакля, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.

Лит.: Костина Е. М., В. Ф. Рындин, М., 1955;

Камерный театр и его художники, введение А. Эфроса, М., 1934; Выставка произведений... В. Ф. Рындина. Каталог [выставки], вступ. ст. Е. Костиной, М., 1957; Выставка произведений ... В. Ф. Рындина. Каталог [выставки], вступ. ст. Е. Луцкой, М., 1962. В. Бер,

РЫСКУЛОВ, Муратбек (р. 23.XI.1909) -кирг. сов. актер. Нар. арт. СССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Депутат Верх. Совета Кирг. ССР 5-го и 6-го созывов. Был колхозником.В 1936 окончил студию при Кирг. муз.-драм. т-ре и поступил в этот т-р. С 1941-актер Кирг. драм. т-ра.

Уже в первых ролях (Чойбек - "Несчастная Какей" Токобаева, 1936, Момуш - "Золотая девушка" Дж. Боконбаева, 1937) определилась реа-листич. яркость сценич. дарования Р. Он создал ряд монументальных дра-матич. образов: Отелло (1950), Егор Булычев (1953), король Лир (1963);

Акылбек ("Судьба отца" Джакиева, 1960). Сатирич. тенденции творчества Р. раскрылись при исполнении ролей Городничего (1945); Кнурова ("Бесприданница", 1951). Остротой сценич. рисунка отличались образы врагов, созданные Р. (Хан Тейитбек - "Курманбек" Джантошева, 1944). Комедийные роли Р. играл с обаянием, мягким юмором. Творчество Р. отмечено жизненной правдивостью, гуманистич. направленностью, нац. своеобразием, точностью в передаче характера и быта кирг. народа.

Др. роли: сэр Тоби ("Двенадцатая ночь", 1943),Рысбек ("Мой аил" Шукурбекова, 1948), Романюк ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), Тулькубай ("Узкое ущелье" Абдумомунова, 1953), Бектур ("Расправляют крылья" Бей-шеналиева, 1954).

Снимается в кино.

Лит.: Львов Н., Киргизский театр. Очерк истории, М., 1953; Джумабаев Б., Муратбек Рыскулов- народный артист Киргизской ССР, Фрунзе, 1958;Брудный Д., Путь актера, Фрунзе, 1959; его же, Рыскулов, в кн.:

Труд актера, сб. статей, вып. 6, М., I960. д, Бр,

РЫФТИН, Владимир Александрович (р. 13.1. 1903) - сов. театр. художник. Нар. художник Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Закончил Харьковский художеств. ин-т (1928). В 1926 впервые оформил в Харьковском оперном т-ре оперу "Фауст". До 1941 работал в харьковских т-рах (оперы и балета, им. Ленинского комсомола и др.). С 1942 жив„т и работает в Узб. ССР. С 1945 оформляет спектакли ташкентских т-ров -ТЮЗа, рус. Т-ра им. Горького, Т-ра им. Хамзы, Т-ра им. Мукими, Т-ра оперы и балета им. Навои (в 1946-59-гл. художник этого т-ра). Сдержанность в выборе художеств. средств, эмоциональность, реалистическая выразительность, стилистическая цельность отличают работы Р.

Оформил спектакли: "Двенадцать месяцев" Маршака (ТЮЗ), "Искатели" по роману Гранина (Рус. т-р), "Галька" Монюшко, "Семья Тараса" Кабалевского, "В бурю" Хренникова, "Красный цветок" Глиэра, "Улугбек" Козловского, "Арсенал" Майбороды (Т-р им. Навои).

С 1930-х гг. вед„т педагогич. работу. С 1955 в Ташкентском театр.-художеств. ин-те (зав. кафедрой театр.-декорац. оформления). А. У.

РИХТЕР (Rychter), Юзеф (9.IX.1820-25.VII. 1885) - польский актер, режиссер и театр. деятель. В 1838 после окончания люблинской гимгазии и школы им. Замойского в Щебжешине дебютировал в Люблине в труппе Т. А. Хелховского в роли Разбойника в мелодраме "Роберт-Дьявол" Раупаха. В 1840-44 выступал в Кракове, в 1844-45 - во Львове; с марта 1845- на варшавской сцене; в 1852, 1856-60, 1865-66 руководил Драматич. школой в Варшаве (одновременно занимался и режиссерской деятельностью). В 1874 работал режиссером в Краковском т-ре. В 1874-75 выступал как актер во Львове и в Познани. С 1877- вновь в Кракове. До 1883 был содиректором и помощником С. Козьмяна. Р. - выдающийся представитель польской реалистич. школы актерского иск-ва. В сво„м творчестве он соединял лучшие традиции "варшавской" и "краковской" школ. Вдумчиво и зорко наблюдая современность, он использовал при создании образов богатство жизненных впечатлений, находил выразительную характерность, исходя из внутреннего постижения сущности характера героя. Создавая сценич. образы, Р. прежде всего опирался на "только ему присущие звучания и модуляции голоса, на определенные, не менее своеобразные особенности жестикуляции, идущей как бы изнутри и отражающей, помимо непосредственно заключенного в диалоге, еще и общее душевное состояние" (Богуславский В.). Р. создал выдающиеся роли польского репертуара - драматические (Горштын-ский-о. п., Воевода -"Мазепа", Вольдемар-"Фантазий" Словацкого) и комедийные (Латка-"Пожизненная рента", Иовяльский - "Пан Иовяльский", Рапту-севич - "Месть" Фредро; Дамазий - "Пан Дама-зий", Дзендежинский - "Обломки" Близиньского). Гуманистич. характер реализма Р. отч„тливо проявился и в глубоком истолковании мн. крупнейших ролей иностранного репертуара. Среди них: роли в пьесах Шекспира (Шейлок, Отелло), Шиллера (маркиз Поза - "Дон Карлос"; Валлен-штейн - "Смерть Валленштейна"; Миллер - "Коварство и любовь"), Мольера (Гарпагон; Жорж Дан-ден -о. п.), а также роли - Грозный ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого), Терамен ("Федра" Расина), Барон ("Любовью не шутят" Мюссе).

Лит.: S t r a u s S., Jozef Rychter, Warsz., 1959.

Б. Рос.

РЫШКОВ, Виктор Александрович (1863-1926) - рус. драматург и писатель-беллетрист.

Автор пьес: "Первая ласточка" (1904, Малый т-р, Москва)" "Болотный цветок" (1905, Современный т-р, Петербург), "День денщика Душкина" (1905, Т-р Корша, Москва), "Склеп" (1906, там же), "Желанный и неожиданный" (190, Т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Волна" (1907, Т-р Корша), "Каз„нная квартира" (1908, Т-р Лит.-художеств. об-ва), "Обыватели" (1909, Александрийский т-р), "Мар-тобря 86-го числа" (1912, т-р "Кривое зеркало", Петербург) и др.

Пьесы Р. поев. вопросам совр. драматургу жизни. В них говорится о роли женщины в обществ, жизни, об участии молод„жи в революц. движении, о взяточничестве, наживе и т. п. Однако эти вопросы решаются автором поверхностно, с обывательских позиций. Отмечая нек-рые недостатки совр. бурж. об-ва, Р. считал, что порок заключ„н в самой человеч. сущности. Стремясь к успеху у публики, Р. часто использовал в своих пьесах при„мы грубого фарса и чувствительной мелодрамы. Пьесы Р. вызывали иронич. отношение у прогрессивной критики и зрителя, получили определение "рышковщины".

Соч.: Пьесы, кн. 1, СПБ, 1908; Собр. драматических сочинений, т. 1, П., 1914; Былое. Комедия в 4 д., Вологда, 1922. , Ю.Д.

РЭКИЦЯНУ-ШИРИАНУ (Rachiteanu Sirianu), Ирина (р. 2. IX.1920) - рум. актриса. Засл. арт. РНР (1951). В 1938-42 училась в Бухарестской консерватории. В 1940 дебютировала в т-ре М. Филотти. В 1942-45 выступала в т-ре В. И. Попы, в 1946 была приглашена в Нац. т-р (Бухарест). Сдержанность актерской манеры, глубокое проникновение во внутр. мир своих героинь, драматич. напряж„нность - характерные черты иск-ва Р.-Ш. С 1947 препода„т в Ин-те театр. иск-ва им. И. Л. Караджале в Бухаресте. Лауреат Гос. пр. (1949).

Роли: Гонерилья ("Король Лир"), Мария Стюарт; Наташа "На дне"). Леди ("Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса), Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Анка ("Напасть" И. Л. Караджале), Настасия ("Барышня Настасия" Замфиреску) и др.

РЭЭК, Сальмэ Юхановна (р. 10.XI.1907)- эст. сов. актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1964). Окончила театр. школу об-ва "Драмастуудио" (1930) и хореографич. студию в Таллине. С 1930-актриса Таллинского драм. т-ра (ныне Т-р им. В. Кингисеппа). Р. создала галерею разнообразных образов мальчишек-подростков.

Роли 40-50-х гг.: Тимур ("Тимур и его команда" по Гайдару), Том Сойер (инсц. о. п. М. Твена), Ваня Солнцев, Гаврик ("Сын полка", "Белеет парус одинокий" Катаева); Снежок (о. п. Любимовой), Ропс (о. п. Кабур) и др.

С пластич. выразительностью играла роли животных в сказочных спектаклях. Одна из лучших ролей Р. - Озе ("Пер Гюнт" Ибсена). Работает на радио (радиоспектакли для детей). С. Лев.

РЮГЕ (Ryge), Йохан Кристиан (8.II.1780-29.VI. 1842) - дат. актер. Выходец из аристократич. семьи. Прервал обучение в ун-те, вступив в бродячую актерскую труппу. В 1812 был принят в труппу Королевского т-ра (Копенгаген), ведущим актером к-рого был до конца жизни. Творчество Р. было проникнуто на-пионально-патриотич. идеями, глубоким пониманием общественно-воспитат. роли театр. иск-ва. Р. - один из создателей дат. романтич. школы в актерском иск-ве. Наиболее последовательно идейно-эстетич. принципы Р. раскрылись в исполнении гл. ролей в трагедиях Эленшлегера: Ярл Хокон, Пальнатоке, Стеркоддер, Торденскьольд (все в о. п.), Солиман ("Алладин"). Среди лучших ролей Р.: Лир, Макбет;

Президент, Франц Моор ("Коварство и любовь", "Разбойники"), Мазаниелло (о . п. Ингемана). В последние годы жизни Р. завоевал популярность и как комедийный актер.

Роли: Пер Пономарь, Кристоф, Херман, Корфиц. Улисс ("Эразмус Монтанус", "Якоб фон Тюбо", "Оловянщик-политикан", "Комната роженицы", "Улисс из Итаки" Хольберга), Соломон Гольдкальб ("Царь Соломон и шапочник Йорген" И. Л. Хейберга), Эфраим Гольц ("Эстергаде и Вестергаде" Оверскоу) и др.

Лит.: Hansen Р., Det Danske skueplads, bd II, Kbh., [s. а]. Вл, M.

РЮТБ‚Ф (Rutebeuf, Rustebuef) (OK. 1230-1285) - франц. поэт, драматург. Писал сатирич. стихи, песни о крестовых походах, жития святых, фабльо (стихотворные новеллы), в к-рых едко высмеивал духовенство, папскую власть, монашество и т. д. Р. - автор "Миракля о Теофиле" (ок. 1261), герой к-рого вступает в сделку с дьяволом и да„т обет жить, попирая законы морали и справедливости. Взяв церковную легенду, Р. придал ей яркую реалистич. окраску, сатирически показал облик ненавистного народу духовенства. "Миракль о Теофиле" перевед„н А. А. Блоком под назв. "Действо о Теофиле" (1907). Р. принадлежит также сцена-монолог "Сказ о травах" (ок. 1271) - остроумная пародия на речи ярмарочных врачей-шарлатанов, входившая в репертуар жонгл„ров. Соч.: Oeuvres completes, t. 1-2, Р., 1959-60. Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Бояджиев Г. H., У истоков французской реалистической драматургии (XIII в.), в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств. Театр. 1955, М., 1955. А. Мих.

РЯБОВ, Алексей Пантелеймонович [5(17). III. 1899-18.XII.1955] - укр. сов. композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в УССР (1951). В 1918 окончил Харьковскую консерваторию по классам скрипки и композиции. В 1919-28концертмейстер, хормейстер, дириж„р муз. т-ров разл. городов СССР. С 1929- дириж„р первого укр. сов. т-ра муз. комедии в Харькове, в 1941-55зав. муз. частью, композитор и дириж„р Киевского т-ра муз. комедии.

Автор оперетт: "Коломбина" (1924, Ростовский-на-Дону т-р муз. комедии), "Сухой закон" (1932, Харьковский т-р муз. комедии). "Сорочинская ярмарка" по Гоголю (1936, там же), "Свадьба в Малиновке" (первая сов. героич. оперетта, 1937, там же), "Когда ошибаются двое" (1940), "Голубой камень" (1942), "Остались в дураках" (1943),"Голубая крепость" (1'951), "Хитроумная влюбл„нная" по Лопе де Вега (19 53), "Красная калина" (1954) - все в Киевском т-ре муз. комедии; "Шель-менко-денщик" (1947, Ивановский т-р муз. комедии), "Чудесный край" (1949, Киевский т-р муз. комедии), "Шумит Днепр" (1955, Кировоградский обл. муз.-драм. т-р им. Кро-пивницкого) и др.

Творчество Р. связано с традициями укр. нар. т-ра, его музыка проникнута нар. мотивами, отличается мелодичностью. Р. принадлежит также музыка к драм. спектаклям, симф. и др. соч. Ек. Л.

РЯБОВ, Павел Яковлевич [1.VI.1837-16(29).III. 1906 ] - рус. актер и педагог. По окончании Моск. театр. уч-ща (1857) поступил в имп. балетную труппу, затем (1859) в оркестр музыкантом. В 1862 был определ„н в драм. труппу; работал в Малом т-ре до 1900 (с перерывом: 1892-95). Роли: Молчалин и кн. Ту-гоуховский ("Горе от ума"), Бобчинский ("Ревизор"), Луп-Клешнин ("Царь Борис" А. К. Толстого), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина). В 80-е гг. был преподавателем и режиссером муз.-драм. кружка, затем Об-ва иск-ва илит-ры. Автор инсц. "М„ртвых душ" Гоголя (1877, Малый т-р). Оставил воспоминания - "Записки старого актера" ("Русская старина", 1905, янв., февр.-март). И. 3.

РЯБЦЕВ, Владимир Александрович [16(28). V. 1880-27.XI.1945] - рус. сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Засл. арт. Республики (1923). Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1890-98 учился в Моск. театр. уч-ще (классы И. А. Ермолова и В. Д. Тихомирова), по окончании к-рого был принят в кордебалет Большого т-ра. В 1900 успешно дебютировал в партии Кота ("Спящая красавица"). В дальнейшем выступал в характерных партиях: Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Санчо ("Дон Кихот"), Арап ("Петрушка" Стравинского), Иванушка и Хан ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Квазимодо ("Эсме-ральда") и др. Стремясь преодолеть традиционные штампы в балете, Р. создавал реалистич. хореографич. образы, был одар„нным пантомимистом (выступал в водевилях). В сов. время начал работать как балетмейстер. Пост. спектакли: "Петрушка" (1921, Большой т-р), "Корсар" и "Кон„к-Горбунок" (1926, Харьковский т-р оперы и балета), "Коппелия" (1926, Киевский т-р оперы и балета). В„л педагогия, деятельность (в студии В. И. Мосоловой, класс сценич. движения во МХАТе и др.).

Лит.: Большой театр СССР... Сб. статей, М., 1947.

Юр. Б.

РЯДНОВ (наст. фам. - Ш у л ь ц), Евгений Карлович (1853-19.IX.1925) - рус. артист оперы, педагог. Учился пению у К. Эверарди в Петерб. консерватории, затем у А. Буцци в Милане. В 1875 дебютировал на оперной сцене в Бергамо в партии Фернандо ("Фаворитка" Доницетти). Выступал в оперных т-рах Рима, Марселя, Вены; с 1880 - Петербурга, Киева, Тифлиса. Один из первых рус. исполнителей партий Ленского и Хозе.

Др. партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Князь ("Русалка"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст; Манрико ("Трубадур"), Радамес и др. В„л педагогич. работу в Петерб. и Тбилисской (1917-24) консерваториях. Ученики: А. М. Давыдов, А. И. Инашвили, М. К. Максаков, А. В. Секар-Рожанский, А. Г. Яковлев и др.

Лит.: Ч е м о д а н о в С., Е. К. Ряднов, "Жизнь искусства", 1925, ј 43; Б а х у т а ш в и л и Н., Ряднов... Очерки по истории вокального образования в Грузии, Тб., 1959. Лил. П.

РЯЖЕНОВА, Лидия Михайловна (р. 4.III.1924) - белорус. сов. артистка балета. Нар. арт. БССР (1955). В 1936 занималась в танцевальном кружке при Доме художеств. воспитания (Москва), затем в Экспериментальной театр. студии при Моск. филармонии и группе усовершенствования при Большом т-ре (1942- 1947). С 1947- солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Танцевальное иск-во Р. характеризуется изяществом и благородством, стремлением раскрыть духовный мир сценич. героинь.

Партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1949), Зоська ("Соловей" Крошнера, 1950), Аврора (1954); Марийка ("Пламенные сердца" Золотар„ва, 1955), Китри ("Дон Кихот", 1962), Золушка (1965) и др.

Гастролировала в Венгрии (1949), Польше (1956), Турции (1961), Афганистане (1962), США (1964).

Лит.: "Неман", Минск, 1961, ј 4, с. 130. Cm. M.

РЯЗАНЦЕВ, Василий Иванович [ 13(25). П. 1800- 28.VI(10.VII).1831 ]-рус. актер. Участвовал в любит. спектаклях Вольного т-ра в Москве. С 1821 учился в Моск. театр. школе. В 1823 участвовал в гастрольных спектаклях Е. Н. СанДуновой (исполнил партию Тита в опере "Редкая вещь" Мартини). По окончании школы (1824) был принят на моск. каз„нную сцену. В 1828 переш„л на петерб. имп. сцену (играл здесь до конца жизни). Прославился как выдающийся актер-комик. Выступал в комедиях, водевилях и операх (обладал хорошим голосом, музыкальностью).

Творчество Р. отличалось яркой комедийностью, он играл непринужд„нно, весело, с большой эмоц. заразительностью и вместе с тем всегда "...умно, отчетисто и благородно. К фарсам... почти не прибегал..." ("Пантеон русского и всех европейских театров", СП Б, 1840, ч. 4, ј 10, с. 45).

Среди лучших ролей Р.: Шумский ("актеры между собой, или Первый дебют актрисы Троепольской"), Брант ("Суженого кон„м не объедешь" Хмельницкого), Балабан ("Ошибка, или Утро вечера мудренее" Муравь„ва), Сарказмов ("Знакомые незнакомцы" П. Каратыгина), Богатонов ("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина), Тарабар ("Русалка" Кавоса), Антонио ("Женитьба Фигаро" Бомарше) и др.

Р. был одним из первых исполнителей роли Фамусова в отрывках из комедии "Горе от ума" (1830, петерб. Большой т-р) и первым исполнителем этой же роли в первой пост. пьесы в Петербурге (1831).

Лит.: "Репертуар русского театра". СПБ, 1840, т. 1, кн. 1, с. 1-4; Михайловский В., актер В. И. Рязан-цев, "ЕИТ". Сезон 1899-1900, СПБ, 1900, приложение 2;

Каратыгин П. А., Записки, т. 1, Л., 1929. Д f[f

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница