Наши партнеры

Выгодно долгосрочная аренда авто красноярск в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 368)


РОСТОВЦЕВ (наст. фам. - Э р ш л е р), Михаил Антонович [10(22).XI.1872 - апр. 1948] - рус. сов. артист оперетты. Засл. арт. Республики (1927), засл. деят. иск-в РСФСР (1936). С 1888 работал арт. в эстрадных ансамблях. В 1890-94 (под псевд. Процен-ко) - в укр. труппах Г. И. Деркача и М. Л. Кропив-ницкого, к-рый стал первым учителем Р. по сценич. мастерству, в дальнейшем гастролировал по России. В 1907 во Владивостоке дебютировал в оперетте под псевд. Ростовцев. В 1910-18 работал в петерб. опереточных т-рах (Летний, "Буфф", Панаевский, "Палас"), с 1919- артист т-ра Комич. оперы в Петрограде. В 1922 работал в Малом оперном т-ре и ГАТОБ. Р.- синтетич. актер, выдающийся мастер муз. буффонады. Стихия Р.- комич. импровизация. Он обогащал роль репризами, интермедиями, трюками, сатирнч. вставками, злободневными куплетами, в совершенстве владел иск-вом комедийной версификации. Творчество Р. способствовало формированию сов. опереточной исполнительской школы. Хороший голос (бас), исключит. пластичность позволяли Р. выступать в характерных партиях в опере и балете.

Роли в опереттах: Пуцкин ("Ч„рный амулет" Стрельникова), Ферри ("Сильва" Кальмана), Барон ("Ярмарка невест" Якоби), Дон Педро, Кардинал ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Зупан ("Цыганский барон" Штрау' са). Бургомистр ("Нищий студент" Милл„кера), Прюнель, Лимбургер ("Ева", "Ж„лтая кофта" Легара), Дон Рамон ("Испанский соловей" Фалля), Ламбертуччо ("Бокаччо" Зуппе).

Партии в операх: Дон Бартоло ("Севильский цирюльник");

Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Цунига ("Кармен"), Пол ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича), Пуляр ("Кола Брюньон" Кабалевского) и др. Выступал в балете [Коппе-лиус ("Коппелия" Делиба), Кассандр ("Арлекинада" Дриго)].

Соч.: Страницы жизни. Л., 1939. Лит.: Янковский М.О., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962, с. 263-66, и др.; Двадцать лет Гос. акад. Малого оперного театра. Л., 1939. д ff

РОСТОЦКИЙ, Болеслав Норберт Иосифович [р. 3(16).VIII.1912] - советский театровед и театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1932 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа, затем аспирантуру Гос. академии искусствознания по разделу истории т-ра (1935, Ленинград). Лит. деятельность начал в 1931. Занимается историей совр. сов. и зарубежного т-ра и драматургии (особое внимание уделяет польскому т-ру и драматургии). Редактор 1-2-го тт. и автор ряда глав "Очерков истории рус. сов. драматического театра" (т. 1-3, М., 1954-61). С 1948 - старший научный сотрудник, с 1962 - зав. сектором иск-ва европейских социалистич. стран Института истории иск-в. С 1944 препода„т в ГИТИСе.

Соч.: Царь Федор Иоаннович на сцене МХАТ, М.-Л., 1940 (совм. с Н, Н. Чушкиным); О. Л. Книппер-Чехова, М.-Л., 1946; Русская классическая драматургия на сцене МХАТ, М., 1948; К истории борьбы за идейность и реализм советского театра, М.-Л., 1950; Маяковский и театр. М., 1952, О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда, М., 1960;

[Статьи в "Ежегодниках МХАТ"]: "Глубокая разведка" А. Крона на сцене МХАТ (за 1943, М., 1945); В. И. Качалов-Юлий Цезарь (за 1945, т. 1, М., 1948); Образы истории "Иван Грозный" А. Н. Толстого на сцене МХАТ (за 1946, М., 1948);

Советская драматургия на сцене МХАТ (за 1947, М., 1949);

Основные этапы развития советского театра, в кн.: Советский театр. М., 1947; Театральная жизнь Польши. Новое в драматургии, "Театр". 1947, ј 3; Театр Адама Мицкевича, "Театр",' 1955. ј1, с. 11; Чехов и театр. в кн.: Чеховские чтения в Ялте, М., 1955; Второе рождение. Заметки о постановках "Бани" В. В. Маяковского, в кн.: Сообщения Ин-та истории искусств. Театр. М., 1955, вып. 6; Новые спектакли о В. И. Ленине "Кремл„вские куранты" в МХАТ им. Горького, "Москва. Кремль" в ЦТСА, там же, 1957, вып. 10-11;

Л. Н. Толстой о драме и театре, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств. 1955. Театр. М., 1955; Мировое признание" "Театр", 1957, ј 10; Раздел - Театр и кино (гл. 28), в кн.:

История Польши, т. 3, М., 1958; На сцене - Маяковский, в кн.: В творческом соревновании, М., 1958, Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, .ј 2; Правда и неправда о советском театре, там же, 1961, ј 11, В спорах о Мейерхольде, там же, 1964, ј 2; В. Н, Билль-Белоцерков-ский (вступ. ст.), в кн.: Билл ь-Б елоцерков-с к и и В., Избранное, М., 1954; Маяковский - драматург театра и кино, в кн.: Маяковский В. В., Театр и кино, т. 1, М., 1954; Драматургия Польши, в кн.: Классическая драматургия стран народной демократии, т. 1, М., 1955;

Драматургия Г. Запольской, в кн.: Запольская Г., Пьесы, пер. с польск., М., 1958; Людвик Сельский и его "Воспоминания", в кн.: Сольский Л., Воспоминания, пер. с польск., М., 1961; Театр Станислава Выспянского,в кн.:

Выспянский С., Драмы, пер. с польск., М., 1963;

"Юлий Цезарь" на сцене Московского Художественного театра (совм. с Н. Чушкиным), в кн.: Немирович-Данченко Вл.И., режиссерский план постановки трагедии Шекспира "Юлий Цезарь", М., 1964.

РОСЦИЙ, Квинт (Quintus Roscius) (ок. 130 до н. э.- ок. 62 до н. э.) - др.-рим. комич. актер. Род. в семье раба. позже стал вольноотпущенником. Имел прозвище "Галл", видимо, в связи с галльским происхождением. Пользовался большой популярностью у рим. публики. Стремясь приблизить рим. т-р к греч., Р. пытался ввести маску (ок. 110 до н. э.), но это не вызвало одобрения зрителей. Гораций наз. Р. "уч„ным" и сообщает, что он был автором трактата, в к-ром сравнивалось ораторское и сценич. иск-во. Р. содержал театральную школу, был признанным педагогом. У него и трагического актера Эзопа учился декламации Цицерон, к-рый был личным другом Р. и высоко ценил его пск-во (Цицерон, Речь за Кв. Росция, актера).

Лит Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940. Над. M.

РОТ (Roth), Вольфганг (р. 25.II.1910) - амер. театр. художник. Окончил Берлинскую академию художеств. В 1921-33 работал художником в берлинских т-рах. После прихода к власти фашистов в 1933 эмигрировал сначала в Австрию, а затем в Швейцарию, где в 1934-38 работал в т-ре "Корсо" (Цюрих). С 1938 жив„т и работает в США. Большую роль в формировании Р. как художника сыграла теория эпич. т-ра, творчество Б. Брехта и Э. Пискатора. Р. преим. работает в репертуарных т-рах, хотя оформлял и спектакли "бродвейских т-ров" ("Первый миллион" Эль-мана, 1942, т-р "Риц", Нью-Йорк). Р. работал с реж. М. Уэбстер в Амер. репертуарном т-ре в Нью-Йорке ("Андрокл и лев" Б. Шоу, 1946; "Ж„лтая лихорадка" С. Хоуарда, 1947) и в передвижной Шекспировской труппе ("Гамлет" и "Макбет", 1948).

Среди работ Р.: "Дом, где разбиваются сердца" Шоу и "Дорога в Рим" Шервуда (оба в 1948, Репертуарный т-р, Бостон), "Медея" Еврипида (1952, Междунар. фестиваль в Берлине), "Добрый человек из Сезуана" Брехта (1956, т-р "Финикс", Нью-Йорк). В муз. т-ре: "Порги и Бесс" Гершвина (для междунар. гастролей "Эвримен опера", 1952, т-р "Зиг-фельд", Нью-Йорк); в "Метрополитен-опера": "Дон Паскуале" Доницетти (1955), "Борис Годунов" (1956); "Тристан и Изоль-да" Вагнера (1960). jy. Г.

РОТА (Rota), Джузеппе (1822-65) - итал. артист балета, мим и балетмейстер. На иск-во Р. большое влияние оказало творчество А. Кортези, балеты к-рого были близки к драматич. пантомиме. В пост. Р. преобладало мимич. действие, использовались историко-романтич. сюжеты, популярные в 40-50-е гг. 19 века.

Пост.: "Сила дружбы, или Два сержанта" Мадальо (1852- 1853, Милан), "Любовь Армиды и Ринальдо" Байетти (1853, Милан), "Граф Монте-Кристо" (1856, Милан), "Клеопатра" (1858-59, Милан), "Вампир" (1860-61, Милан), "Маскарад, или Венецианские ночи" (1865, Милан) Джорца и др.

Лит.: M о п а 1 d i G., Le reg-ine delia danza nel secolo XIX, Torino, 1910. Г.Ш.

POTAC (P?w), Василис (p. 4.V.1889) - греч. поэт,' драматург и режиссер. Учился на филологич. ф-те Афинского ун-та, в 1906-10 посещал драматич. ф-т Афинской консерватории. В 1929 пост. первая одноактная пьеса Р. - историко-патриотич. драма "Да, жив„т Мисолонги!" (Муниципальный т-р, Пирей). В 1930 Р. основал "Нар. т-р Афин" для зрителей рабочих окраин, где пост. "Циклоп" Еврипида, "Жорж Данден" и "Дон Жуан" Мольера, "Женитьба" Гоголя и др. (т-р работал до 1938). Стремление Р. к созданию нар. т-ра осуществилось в годы антифашистской (1936-40) и нац.-освободит, борьбы (1941-44); в 1942 он организовал "Театр. студию", а в 1944 руководил передвижным т-ром, выступавшим в освобожд„нных от нем. оккупантов частях страны. Революц.-демократич. устремл„нность творчества Р. нашла яркое воплощение в его историч. драмах "Ригас Велестинлис" (изд. 1938, пост. 1946) и "Колокотро-нис" (изд. 1956), в стихотворной трагедии "Греческая молод„жь" (изд. 1946), поев. Движению Сопротивления. В комедии "Рояль" (1943) и сатирич. сценах на политич. темы, собранных в сб. "Караг„зика" (1956), Р. использует при„мы нар. т-ра теней "Караг„з" и др. нар. источники. Переводил пьесы Шекспира, Шиллера и др.

Соч.: Караг„зика, в сб.: Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, с. 238-58.

Лит.: Совр. зарубежная драма, М.,1962, с. 273- 313. Д. С.

РОТБАУМ, Сара Давыдовна (р. 10.IX.1899) - евр. актриса. Засл. арт. РСФСР (1935). Училась в польской драм. студии в Варшаве (1916-18), затем в драм. школе при немецком т-ре в Берлине (1919-21, рук. M. Рейнхардт). В 1921-49 - актриса Моск. евр. т-ра (Госет). Героико-трагедийное иск-во Р. было отмечено интеллектуальностью, большой проф. культурой. Лучшие роли: Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова, 1922), Эстер ("Глухой" Бергельсона, 1930), Анна ("Четыре дня" Даниэля, 1931), Хана ("Восстание в гетто" Маркиша, 1947), Годл ("Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему, 1939) и др. Р. с успехом играла также комедийные остро гротесковые роли (Мена "200 тысяч" по Шолом Алейхему и др.). Р. вела педагогич. работу (Моск. евр. театр. уч-ще, 1934-49). С 50-х гг. жив„т в больше. Выступает как чтец. А. Шн.

РОТРУ (Rotrou), Жан де (21.VIII.1609-27.VI. 1650) -франц. драматург. Дебютировал трагикомедией "Ипохондрик", пост. в 1628 в т-ре "Бургундский отель", где в дальнейшем ставилось большинство его пьес. Из обширного наследия Р. сохранилось 35 пьес. Р. продолжал художеств. традиции А. Арди. Вначале его излюбленным жанром были трагикомедии, отличающиеся сложной интригой, насыщенные причудливыми авантюрами, сценич. эффектами:

"Преследуемая Лаура" (1637), "Селия" (1645), "Дон Бернар де Камбрер" (1646). Сюжеты этих пьес Р. заимствовал из итал. и исп. драматургии. Затем Р. начал писать трагедии на античном материале, соблюдая классицистские единства, - "Умирающий Геракл" (1634), "Антигона" (1637), "Ифигения в Авлиде" (1640). Обращаясь к комедии, он перерабатывал исп. сюжеты, а также сюжеты, почерпнутые у Плавта,- "Менехмы" (1631), "Двое Созиев" (1637; эта пьеса оказала влияние на Мольера, когда он писал комедию "Амфитрион"). В 40-х гг. в творчестве Р. усиливаются классицистские тенденции. В эти годы он написал трагедии "Истинный святой Генезий" (1645) о религиозном подвижничестве и "Венцеслав" (1647) о борьбе между личными (отцовскими) чувствами и долгом монарха. Пьесы Р. отличаются резкими сюжетными поворотами, патетич. ситуациями, эмоциональной выразительностью слога, в них изображаются характеры страстные и монолитные.

Соч.: Oeuvres, v. 1-5, P., 1820; Theatre choisi, v.1-2, P., 1882.

Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; J а г г у J., Essai sur les oeuvres dramatiques de J. Rotrou, Lille, 1868; L a n с a s t e r H. С., A history of French dramatic literature in the 17 century, t. 1-2 [Bait.]-L. 1929-32. Ю.В.

РбУ (Rowe), Николае (VI.1674-6.XII.1718) - англ. драматург и писатель. Изучал юридич. науки. После т. н. "славной" революции 1688-89 Р. следовал традициям героич. трагедии, протестовал против безнравственности комедии эпохи реставрации Стюартов (1660-88), против влияния франц. классицизма. Первая пьеса Р. "Честолюбивая мачеха" была пост. в 1700 в т-ре "Линкольне Инн Филдс" (Лондон). Через год в том же т-ре с большим успехом была поставлена трагедия Р. "Тамерлан" (в загл. роли Т. Беттертон). Заимствуя сюжет у К. Марло, Р. придал ему совр. звучание. Среди более поздних пьес: "Кающаяся грешница" (1703, там же), "Трагедия Джейн Шор" (1714, т-р "ДрУри-Лейн")- наиболее зрелое произв. Р. Драматургия Р. предшествовала появлению англ. мещанской драмы, она была дидактична, осуждала аморализм англ. аристократии. Пьесы Р. сценичны, отличаются остротой драматич. коллизий. Трагедии "Тамерлан" и "Трагедия Джейн Шор" широко ставились на сценах англ. т-ров, в них выступали актеры: Э. Кин, Д. Гаррик, Дж. Кембл, У. Макреди, А. Причард, С. Сиддонс, Г. Смитсон.

В 1709 Р. издал полное собрание пьес Шекспира (Shakespeare's plays, edited by N. Rowe, v. l-6, L., 1709),

С о ч.: The works of N. Rowe, v. l-2, L., 1747; The works, L., 1792; Three plays..., with introduction, bibliography and notes, L., 1929.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 36-38; Ташкентский Театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. Ученые записки, вып. 2. История театра, Ташкент, 1957, с. 14-15, 91; N e t t l e t о n G. H., English drama of the Restoration and Eighteenth century (1642-1780), N. Y., 1923;

D о b г e e В., English literature in the Early Eighteenth century, Oxf., 1959. B ?O,

POXAC (Rojas), Фернандо де (ок. 1465-3 или 8.IV. 1541) - исп. писатель, драматург. По мнению большинства исследователей, Р.- автор романа-драмы "Трагикомедия о Калисто и Мелибее" (изд. 1499), известной под назв. "Селестина". Изображая историю трагич. любви двух молодых людей, Р. одновременно да„т широкую сатирич. и реалистич. картину эпохи, особенно колоритно воссозда„т быт городских низов. "Селестина" не предназначалась для пост., "трагикомедией" она названа потому, что написана в диалогич. форме и разделена на акты. Это произв. оказало огромное влияние на формирование и развитие исп. нац. драмы.

В 20 в. неоднократно предпринимались попытки пост. "Селестину". Первая сценич. обработка "Селе-стины" сделана в 1903 Ф. Педрелем. Позднее пьеса ставилась в Мадриде (1909, т-р "Эспаньоль"; 1940, реж. Ф. Льюч; 1957, реж. Л. Эсковар), в Буэнос-Айресе (труппа М. Ксиргу), в Париже (1942, реж. Ф. Даркант), в Стратфорде-он-Эйвон (1958, реж. Дж. Литлвуд) и др.

Соч.: Ed. critica сиг. de M. Criado de Val y G. D. Trotter, Madrid. 1958 ("Clasicos hispanicos", Serie II, v. 3); в рус. пер.- Селестина (предисл. и ред. пер. E. Лысенко), М., 1959.

Лит.: Oilman St., The art of "La Celestinas, Madison 1956. З.П.

POXAC ВИЛЬЯНДРАНДО (Rojas Villandrando), Агустин де (1577 - год смерти неизв.) - исп. писатель, актер. В конце 16 в. вступил в бродячую актерскую труппу, с к-рой выступал в Севилье, Ронде и др. городах Андалусии. В конце 1602 или нач. 1603 выпустил книгу "Занимательное путешествие" - живой и интересный рассказ о приключениях актеров, написанный в форме бесед между автором и его товарищами по труппе. Книга содержит ценные сведения об актерском мастерстве, театр. быте, сценич. технике и положении актеров в Испании конца 16 в. Является одним из важных документов для изучения истории исп. т-ра.

Соч.: El viaje entretenido, t. 2. 4 libro. Madrid, 1901 (Coleccion de libros picarescos).

Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939, с. 72-79. 3. Я.

POXAC СОРРЙЛЬЯ (Rojas Zorrilla), Франсиско де (4.X.1607-23.1.1648) - исп. драматург. Автор 70 светских пьес (нек-рые из них не сохранились) и св. 15 ауто. Один из крупнейших представителей школы Кальдерона. В своих драмах, близких к трагедии, Р. С. утверждает монархич. тенденции, культ чести. Такова направленность его драмы "Никто, кроме короля, или... Гарсия дель Кастаньяр" (дата соч. и пост. неизв.), а также пьесы "Нет места отцовским чувствам у короля" (1635, т-р "Паласио"). Трагич. окраску получили драмы "Враждующие лагери Вероны" (1640, т-р "Буэн Ретиро") - обработка предания о Ромео и Джульетте, "Каталонский Каин."историч. драма о братоубийстве и др. Комедии "Долг и оскорблением (1631), "Тростинки превращаются в копья" (1636) отличаются сложной интригой. Комедия "Все здесь в равной мере хитрецы, или Дон Лукас дель Сигараль" (1638) положила начало бурлескной комедии в Испании (т. н. comedia figuron).

Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1866 (Biblioteca de autores espanoles, v. LI V); Teatro, Madrid. 1917 (Clasicos castellanos, t. 35); в рус. пер. - Никто, кроме короля, или... Гарсия даль Кастаньер, "Отеч. записки", СПБ, 1842 т. XXV отд. 1. с. 137-84.

Лит,: Cotarelo у MoriE., Don Francisco de Rojas Zorrilla. Noticias biograficas y bibliograficas. Madrid. 1911; Barret t J. A.. Some aspects of the dramatic technique of Francisco de Rojas Zorrilla, Roll (North Carolina) 1938; Mac Curdy R. R., Francisco de Rojas Zorrilla and the tragedy, Albuquerque, 1958; Schmidt G. E. Studien zu den Komodien des Don Francisco de Rojas Zorrilla Koln, L1959J. o JJ

РОШАЛЬ, Григорий Львович [p. 8(20).X.1899] - рус. сов. режиссер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1919 занимался вопросами художеств. воспитания детей в Железноводске. с 1920 - в детской студии в Кисловодске. В 1921 переехал в Москву и стал председателем Совета художеств. воспитания Главсоцвоса Наркомпроса, руководителем Мастерской Педагогия. т-ра. Одновременно учился в Гос. высшей режиссерской мастерской, руководимой В. Э. Мейерхольдом. Возглавлял театр. работу в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока и в Центр, доме коммунистич. воспитания рабочей молод„жи. В Мастерской Педагогич. т-ра под рук. Р. начали свою театр. деятельность А.З. Окун-чиков, И. М. Доронин, В. П. Колесаев, В. П. Строева, С. Л. Рошаль. Создатели мастерской ставили своей целью "развивать социальные инстинкты в реб„нке коллективным сотворчеством зрителя и актера". Нек-рые спектакли Р. ("Новоселье") разыгрывались во всех помещениях Дома им. Поленова, где находилась Мастерская, зрители по ходу действия переходили вместе с актерами из зала в зал. Р. пост. спектакли: "Инженер Семптон" Строевой и С. Рошаля, "Лекарь поневоле" (вольная обработка пьесы Мольера Г. и С. Рошаль). В ряде своих пост. Р. вводил кукольные интермедии. В 1925 Мастерская Педагогич. т-ра была слита с 1-м Гос. детским т-ром, к-рым в то время руководил Ю. М. Бонди. Т-р получил назв. "Педагогический т-р", до 1927 Р. был директором и художеств. рук. этого т-ра. С 1925 Р. работает в кино, пост. фильмы "Академик Иван Павлов" (Гос. пр. СССР, 1950), "Мусоргский" (Гос. пр. СССР, 1951) и др. Я. Сац.

РОЩИНА-ИНСАРОВА, Екатерина Николаевна [урожд.- Пашенная; р. 12(24).VI.1883]-рус. актриса. Дочь Н. П. P ощина-Инсарова, сестра В. Н. Пашенной. Впервые выступила на сцене в 1897. В 1899 была приглашена H.H. Синельниковым в его труппу '(Киев). Затем играла в т-рах Астрахани, Пензы, Москвы (Т-р Корша), Ростова-на-Дону, Самары и др. городов. В 1905-09 - в Т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург), в 1909-11- в Т-ре Не-злобина. С 1911 работала в Малом театре, в 1913 перешла в Александрийский т-р. Много гастролировала. Игра Р.-И. отличалась изяществом, изощр„нностью и тонкостью нюансов, глубиной переживаний. Но совр. критика отмечала в иск-ве Р.-И, черты душевной усталости, надрыва. В 1915-16 в творчестве актрисы наступил перелом, е„ образы приобрели большую ясность и заверш„нность.

После революции Р.-И. эмигрировала за границу. В 1924, на основе руководимой ею с 1923 Студии, организовала в Риге рус. Камерный т-р, репертуар к-рого состоял преим. из рус. и зап.-европ. классич. драматургии. С 1925 жила в Париже.

Роли: Нора; Магда ("Родина" Зудермана), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына.), Даша ("Любовь" Потапенко), Елизавета Дроздова ("Бесы" по Достоевскому), Лулу ("Обнаж„нная" Батая), Анфиса (о. п. Андреева), Анна ("Цена жизни" Немировича-Данченко), Катерина ("Гроза"), Беата ("Бесчестные" Филиппи), Элиза ("Пигмалион"), Нина ("Маскарад") и др.

Лит.: Ч у д о в с к и и В., Спектакли Рощиной-Инса-ровой, "Аполлон", 1913, J 6; E. H. Рощина-Инсарова, П., 1916, С. Г.

РОЩИН-ИНСАРОВ, Николай Петрович [ наст. фам.- Пашенный; 1861-8(20). 1.1899] - рус. актер. В молодости был гусарским офицером, принимал участие в любит, спектаклях. Проф. работу в т-ре начал в 1883 в Астрахани, в антрепризе П. М. Медведева. Служил в Театре Корша (1884-89), Т-ре Абрамовой (1889-90) в Москве, в Театре Соловцова в Киеве (1895-99) и др. Был одним из самых популярных актеров своего времени.

Роли: Чацкий, Кречин-ский; Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Никита ("Власть тьмы"), Глумов ("На всякого мудреца..."), Агишин ("Женитьба Белуги-на" Островского и Соловь„ва), Борис ("Царь Борис" А. К. Толстого), Иванов, Тригорин ("Иванов", "Чайка") и др.

Мастер перевоплощения, уделявший большое внимание характерным деталям, Р,-И в то же время был лирич. актером. Его герои отличались благородством, одухотвор„нностью, искренностью. Особенно удавались Р.-И. любовные сцены; он раскрывал глубокие чувства своих героев, преодолевая зачастую несовершенный материал пьесы. Однако в героях Р.-И. проявились черты, свойственные значительной части бурж. интеллигенции конца 19-нач. 20 вв.,- неуравновешенность, нервозность, стремление к самоанализу, пассивность. Типичный представитель актерской богемы, Р.-И. в то же время требовательно относился к своему творчеству, постоянно совершенствовал сценич. образы. Убит из ревности"художввком ;

Маловым в Киеве. Дочери Р.-И.- В. H. Пашенная, E. H. РощинаИнсарова.

Лит.: "Рампа", 1909 , Xs 3, с.34-36, 36-37; Ю р ь-е в Ю. M., Записки. Л.-M., 1948 (указ. имен); Дорошевич В. М., Рощин-Инсаров, в его кн.: Избр. рассказы и очерки, М.. 1962. f0. Д.

РТО (Русс кое театральное общество) - см. Всероссийское театральное общество.

РУБАН, Николай Осипович [ р. 3(16).1.1913] - рус. сов. артист, оперетты. Засл. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1937 окончил Ленингр. политехнич. ин-т. В 1936-38 учился пению в вечерней школе при Т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1936 начал выступать в концертах. С 1939 работал в т-рах оперетты в Ленинграде, Петрозаводске, в 1946-59- артист Моск. т-ра оперетты. С 1959 гастролирует в т-рах периферии, выступает на радио и телевидении как актер и режиссер.?, обладает выразительным голосом (высокий баритон), его игра отличается пластичностью, естественностью.

Роли: Гри'циан и Назар ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Андрей и Никита ("Холопка" Стрельникова), Янко ("Вольный ветер" Дунаевского), Микола и Алексей "Трембита" Мйнютина; Гос. пр., СССР, 1950), Павел ("Самое заветное" Соловь„ва-Седого), Бони и Эдвин, Тассило, Наполеон и Раджами, Рауль ("Сильва", "Марица", "Баядера"), "Фиалка Монмартра" Кальмана), Данило ("Вес„лая вдова" Легара) и др. ' М. Лифш.

РУБЙНИ (Rubini), Джованни Баттиста (7.IV. 1794, Романо-Бергамаско,3,111.1854, там же) - итал. артист оперы (тенор). На оперной сцене дебютировал в 1814 в Павии в опере-буффа "Слезы вдовы" Дженерали. Затем пел в Бре-шии и Венеции. В 1815-29 выступал в Неаполе в т-рах "Сан-Карло" и "Дель Фондо", в 1827 в т-ре "Ла Скала". С триумфом гастролировал в Париже, Лондоне, Мадриде, Берлине, Брюсселе; в 18431845 и 1847 в Петербурге и Москве.

Р.- один из выдающихся оперных певцов 19 в., представитель итал. школы бель канто. Обладал тенором большого диапазона, с исключит. развитым верхним регистром (до ф а - с о л ь 2-й октавы), виртуозной вок. техникой, ярким сценич. талантом. Был одним из лучших исполнителей партий (мн. из к-рых написаны спец. для Р.) в операх Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини. С особым успехом исполнял героич. партии. Получил прозвище "короля теноров".

Партии: Альмавива; Линдор, Рамиро, Отелло ("Итальянка в Алжире", "Золушка", "Отелло" Россини), Эльвино, Фернандо, Артур ("Сомнамбула", "Бьянка и Фернандо", "Пуритане" Беллини). Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Паолино ("Тайный брак" Чимарозы) и др.

Лит.: Locateli! A.. Cenni biogr. sulla.o. G. В. Rubini., МП., 1844; Traini С., G. В. Rubini re dei tenori, [Bergamo, 1954]. (; p

РУБИНШТЕЙН, Антон Григорьевич [ 16(28). XL 1829, дер, Выхватинец Подольской губ.,- 8(20). XI. 1894, Петергоф, близ Петербурга] - рус. пианист, композитор, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Род. в купеч. семье. В 5-летнем возрасте переехал с родителями в Москву, где стал обучаться игре на фп., сначала под рук. матери, затем у известного преподавателя А. И. Виллуана. Впервые выступил публично как пианист в Москве в 1839, в 1841-43 концертировал за границей, В эти же годы были изданы его первые соч. В 1844-46 занимался по теории музыки у 3. Дена в Берлине. В 1848 вернулся на родину и поселился в Петербурге.

Здесь развернулась деятельность Р - пианиста" дириж„ра, композитора. В 1850 написал свою первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской", 1852, Большой т-р, Петербург). В 1854-58 Р. концертировал в странах Зап. Европы, завоевав мировую славу как пианист; тогда же впервые пост. его оперы "Сибирские охотники" (1854, Веймар, под упр. Ф. Листа), "Дети степей" (1861, "Кернт-нертортеатр", Вена) и др. По возвращении из заграничной поездки Р. приступил к осуществлению гл. дела своей жизни - организации Рус. муз. об-ва. Целью об-ва являлось устройство в Петербурге и др. крупных городах регулярных симф. и камерных концертов, а также создание высших и средних муз. уч. заведений. Осенью 1859 Рус. муз. об-во начало свою деятельность (Петербург). Р. вош„л в состав дирекции об-ва, стал его фактич. руководителем. Участвовал в качестве дириж„ра и солиста во всех концертах об-ва, возглавил открытые об-вом Муз. классы (Петербург), к-рые в 1862 были преобразованы в первую рус. консерваторию. Р. стал е„ директором и профессором. Среди первых выпускников консерватории (1865) был П. И. Чайковский - ученик Р. по классу инструментовки. Работая в консерватории и Рус. муз. об-ве, продолжал заниматься исполнительским и композиторским творчеством.

Деятельность Р. проходила в атмосфере непрекращавшейся борьбы; его противниками являлись деятели муз. культуры, более последовательно проводившие в музыке демократич. принципы. Это вынудило Р. в 1867 уйти из консерватории, покинуть пост дириж„ра симф. концертов Рус. муз. об-ва и уехать заграницу. Последующие годы (до 1886) Р. занимался преим. концертной деятельностью; в Гамбурге он дирижировал пост. своей оперы "Нерон" (1879). В 1886 Р. возвращается на родину, а в 1887 вторично становится директором и профессором Петерб. консерватории, где проводит ряд реформ в постановке учебного процесса. В 1891 Р. вновь покинул Петерб. консерваторию и переселился в Дрезден. Здесь он занимался композиторской деятельностью и продолжал изредка выступать как пианист. В 1894 вернулся в Россию.

Муз.-обществ, деятельность Р. способствовала развитию рус. муз. культуры, особенно проф. муз. образования. Его пианизм оказал громадное влияние на развитие мирового фп. иск-ва.

Р. написал 13 опер, 5 духовных опер и ораторий, 6 симфоний и др. соч. Лучшим произв. Р. свойственны "широкое мелодическое дыхание, страстность, полнота звучания..., оптимизм и мужественность лирики" (Асафьев Б. В.). В 1871 Р. создал сво„ лучшее произв.- опору "Демон" по о. Е. Лермонтова (1875, Мариинский т-р), до сих пор занимающую видное место в репертуаре оперных т-ров. Наиболее свежа и самобытна музыка Р. в произв., выдержанных в вост. духе: "Фераморс" по поэме Т. Мура "Лалла Рук" (1863, Дрезден), "Маккавеи" (по о. п. О. Людвига; 1875, Берлин, под упр. автора), оратория "Вавилонское столпотворение" (1870), "Персидские песни" и др. В творчестве Р. в 80-х гг. намечается известная эволюция. Характер и интонац. склад ряда его соч. приобретают более определ„нные нац.-рус. черты: оперы "Купец Калашников" по поэме Лермонтова (1880, Мариинский т-р), "Горюша" по повести Д. В. Аверкиева "Хмелевая ночь" (1889, там же) и др. Композиторская деятельность Р.сыграла большую роль в истории проф. муз. творчества в России.

С о ч.: Автобиографические воспоминания. 1829-1889 г., СПБ. 1889 (отд. оттиск журн. "Русская старина", т. 64, ноябрь); Музыка и ее представители. Разговор о музыке, М., 1891; Мысли и афоризмы, пер. с нем.. СПБ, [1903]; Избр. письма, [под общей ред., со вступ. ст. и коммент. Л. А. Ба-ренбойма], М., 1954.

Лит.: Глебов И., Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (1829- 1929), M., 1929; Асафьев Б.В., Антон Григорьевич Рубинштейн, в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; К е л-д ы ш Ю , История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 3;

Б а р е н б о и м Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62;

В о wen С. D., Free artist, N. Y., 1939. Г.Ког.

РУБИНШТЕЙН, Ида Львовна (1885-20. IX.I960)- рус. артистка балета. Училась у М.М. Фокина. Принимала участие в первых "Русских сезонах за границей" (Париж, 1909), исполняла партии Клеопатры (о. п. на муз. Аренского), Зобеиды ("Шехеразада" Римского-Корсакова) и др. Не владея в достаточной степени профессиональной техникой, Р. в то же время была способной мимисткой, обладала выразит, внешними данными, жест е„ отличался пластичностью. В 1908 с большим успехом исполняла (в Петербурге, Париже, Лондоне) танец Саломеи, пост. для не„ Фокиным (на муз. Глазунова, в костюме и декорациях Л. С. Бакста). В 1928-35 руководила собств. труппой, в к-рой выступала в ведущих партиях. Для Р. были написаны балеты "Болеро" Равеля (1928), "Страсти св. Себастьяна" Дебюсси (1911) и "Персефона" Стравинского (1934). Художник В. А. Серов написал е„ портрет. Р. выступала также в драматич.спектаклях, снималась в кино.

Лит.: Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911, с. 74, 96; Грабарь И., Моя жизнь. М.-Л., 1937;

Фокин М., Против течения. Воспоминания балетмейстера Статьи, письма, Л.-М., 1962; Li fa r S., Histoire du ballet russe. P., 1950. Ham P

РУБИНШТЕЙН, Николай Григорьевич [2(14).VL 1835-12(24).III.1881] - рус. пианист, дириж„р, педагог и муз .-обществ, деятель с Игре на фп. обучался у А. И. Виллуана и Т. Куллака, по теории композиции у 3. Дена. Большую роль в формировании художеств. воззрений Р. сыграло его пребывание в Моск. ун-те, близкое общение с крупнейшими деятелями рус. иск-ва - А. Н. Островским, П. И. Чайковским и др. Передовой музыкант-просветитель, Р., подобно своему брату А. Г. Рубинштейну, был энергичным поборником проф. муз. образования в России. В 1860 по инициативе и под рук. Р. было организовано Моск. отделение Рус. муз. об-ва и Муз. классы, на основе к-рых в 1866 была открыта Моск. консерватория. До конца жизни Р. был директором и профессором консерватории, дириж„ром и солистом симф. и камерных концертов Рус. муз. об-ва. Р. был выдающимся пианистом и педагогом. Среди учеников: С. И.Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр и др. Один из лучших дириж„ров 19 в., Р. был глубоким истолкователем и пропагандистом творчества Чайковского, к-рый поев. Р. фп. трио "Памяти великого артиста". Р. принадлежит ряд муз. пьес, романсов и др. соч.

Лит.: К а ш к и н Н. Д., Н. Г. Рубинштейн, "Моск. ведомости", 1906, .ј 65; Дулов а-3 о г р а ф А. Ю., Мои воспоминания о Н. Г. Рубинштейне, "Музыка", 1912, с. 68-73, 84, 86-89. 96-97, 106; Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898; С о л о в-п о в А., Н. Рубинштейн. М.-Л., 1946.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница