Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 364)


РОЗЕН-САНИН, Михаил Николаевич [7(19). III. 1877-27.XII.1956]-рус. сов. актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Начал сценич. деят. в 1893. Работал в Петербурге (Т-р Нар. дома, 1898-1914), в Ярославском т-ре им. Волкова (1917-18), в Краснодарском т-ре (1920-21), в моск. Т-ре им. МГСПС (позже -Т-р им. Моссовета, 1924-56).

Лучшие роли: Франц Моор; Шейлок; Лир; Паганель ("Дети капитана Гранта" по о. п. Ж. Верна), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Плюшкин ("М„ртвые души"), Борис Годунов ("Смерть Ивана Грозного" А. К. Толстого), Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Чадов ("Жизнь зовет" Билль-Белоцерковского), Тамерланов ("Апшеронская ночь-) Никитина), Гневышев ("Богатые невесты" Островского), Кесслер ("Русский вопрос"), ростовщик Бек ("Свадьба Кре-чинского"), Старкуэтер ("Кража" Дж. Лондона).

Лит: "Театр". 1955, ј 9, с. 163. Е. X.

РОЗИМОН (Rosimond) (имя и наст. фам.- Клод Л а Р о з; La Rose; 1640-31.X.1686)-франц. актер. С 1660 выступал со странствующей труппой в Руане, в 1668 принят на амплуа первого комика в парижский т-р "Маре", затем в т-р "Генего". В 1673, после смерти Мольера, был приглаш„н в его труппу; к Р. перешли роли Мольера - Арган ("Мнимый больной") и др. В 1680 вош„л в труппу вновь созданного т-ра "Комеди Франсез". Р. - автор комедий "Чудной поединок, или Слуги-соперники", "Обманутые обманщики, или Влюбл„нные простаки" и др. Собрал коллекцию пьес, к-рая считалась самой обширной в Париже.

Лит.: F о u r n е 1 V., Les contemporains de Moliere, t. 3, P., 1875; Lancaster H. С., A history of French dramatic literature in the seventeenth century, v. 1-5, Bait.-P., 1942 (v. 3, pp. 645-47, 780-89, v. 4, 450-52). А. Мое.

"РОЗМАИТОСТИ" - см. Польский "Театр Народов ы". "РОЗ-МАРЙ" (Rose Marie) - оперетта ("муз. драма") Р. Фримля и Г. Стотхарта, либр. О. Харбаха и О. Хам-мерштейна. Пост. в 1926, Нью-Йорк.

В апр. 1926 пост. в Ленингр. т-ре муз. комедии (пост. Феона, дириж„ры Залевский и Логинов, худ. Федотов; Роз-Мари - Щ„голева, Жанна - Орлова, Джим - Легков). 21 июня 1926, Моск. т-р оперетты (дириж„р Орланский, пост. Феона, худ. Федотов, балетмейстеры Глан, Мей и Шаховская; Роз-Мари - Сокольская, Ванда - Бах, Жанна - Новикова, Этель-Руджиери, Герман - Ярон, Джим- Радошанский, Ч„рный ор„л - Стравинский, Авлей - Феона, Эмиль - Катун, Малон - Володин). В 30-е годы оперетта постоянно была в репертуаре Моск. т-ра оперетты. В спектаклях участвовали: Власова, Лебедева (Роз-Мари), Лазарева, Юдина, Дубинская (Ванда, Жанна), Бравин, Дави-дайтис, Качалов (Джим), Гедройц, Ленский (Герман), Дамин-ский. Кротов (Авлей) и др. В 1939 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии (текст Феона и Тимофеева, пост. Янета, дириж„р Корнблит, худ. Коломойцев, балетм. Чабукиани). 1954, там же (пост. Ермакова, дириж„р Я. Пазовский, худ. Ананьян, балетм. Боярский). Н. Г р.

PO3HEP, Эдди (Адольф Эдуард) Игнатьевич [р. 13 (26).V.1910] - сов. дириж„р. Засл. арт. БССР (1944). По происхождению поляк. Окончил Берлинскую консерваторию по классу скрипки проф. К. Флеша; в 1928 - Высш. муз. школу в Берлине по классу композиции и дирижирования проф. Ф. Шрекера. В 1929-39 выступал с эстрадными оркестрами в Германии, Польше и др. европ. странах. В 1939 переехал в СССР. В 1939-46 - худ. рук. и дириж„р Белорус. гос. джаз-оркестра, с 1954 - эстрадного оркестра РСФСР. Выступал также как исполнитель (трубач) . В эстрадных программах оркестров, руководимых Р., имеются элементы театральности.

Лит.: 3 а к В., Эстрадный оркестр Эдди Рознера, "Сов. музыка", 1960, Л 2; Дмитриев Ю., Немного о джазе. "Культура и жизнь", 1961, ј 3. А. Ив.

РОЗОВ, Виктор Сергеевич (р.21.VIII.1913) -рус. сов. драматург. В 1938 окончил театр. уч-ще при моск. Т-ре Революции, работал актером, режиссером сначала в Т-ре Революции, затем во фронтовых т-рах. По выходе из госпиталя (где лечился после ранения) поступил в Лит. ин-т им. Горького. Первая пьеса Р. "Е„ друзья" (1949, Центр. детский т-р) вошла в репертуар многих т-ров страны. Пост. этой пьесы положила начало длительному и плодотворному содружеству драматурга и Центр, детского т-ра (пост. реж. А. Эфрос). Следующая пьеса Р. "Страница жизни" (др. назв.- "Твой путь", Центр, детский т-р, 1953), поев. судьбам молодых сов. рабочих, показала, что Р. близки не только остро драматич., но и комедийные ситуации, что он обладает даром бытописательства. Уже в этих пьесах проявились особенности драматургич. манеры Р.: интерес к молодому герою, к проблемам формирования характера, склонность драматурга к камерной форме пьесы. В пьесе "В добрый час" (1954, Центр. детский т-р ) Р., сохраняя верность жанру камерной психологич. драматургии, насыщает его новым содержанием. Р. прида„т традиционным формам драмы свежесть и естественность развития. Драматич. противоречия раскрываются им чаще всего на примере одной семьи. В своих последующих пьесах - "В поисках радости" (1957, Центр, детский т-р), "Неравный бой" (1960, там же) Р. показывает характеры в движении, в острой, хотя и не выраженной в крупных событиях, драматич. борьбе. За перипетиями духовной жизни юношей и девушек переходного возраста Р. открывает значительные, актуальные конфликты. Их разрешение связано в драматургии Р. с утверждением высоких нравственных идеалов сов. молод„жи, веры в человека, в человечность. Пьесы Р. направлены против ханжества, лицемерия, мещанства. Испытывая воздействие драматургии Горького и Чехова, Р. воссозда„т современность в тонкой психологич. и остро публици-стич. манере. В пьесах Р. "Перед ужином" (Центр. детский т-р, 1962) и "В день свадьбы" (1964, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) внимание драматурга обращено к людям, внутренне уже сформировавшимся, зрелым. Симпатии автора отданы тем, чья жизнь нес„т с собой импульс творчества, служит обществу, людям, к-рые не приемлют компромиссов, приспособленчества; он обличает карьеристов, догматиков. Пьесы Р. определяли новаторское реалистич. воплощение современности на сцене Центр, детского т-ра, Моск. т-ра им. Ленинского комсомола, "Современника" и др. В пьесе "Вечно живые" (1956, Т-р им. Ермоловой) драматург обратился к дням Отечественной войны (на основе пьесы Р. написал сценарий "Летят журавли", пост. реж. М. К. Калатозовым). В 1957 пьесой "Вечно живые" открылся моск. т-р "Современник", в 1964 здесь же была пост. "В день свадьбы".

В 1962 Р. на основе своего сценария "А, Б, В, Г. Д" написал пьесу под назв. "В дороге". Пьеса была пост. в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола, Т-ре нм. Моссовета (1962) и др.

Пьесы Р. ставятся во мн. сов. т-рах, а также в Болгарии, Венгрии, ГДР, Корее, Китае, Польше, Румынии, Чехословакии, Японии, Англии, Италии, ФРГ и др. Р. написал ряд статей о т-ре и драматургии.

Соч.: В поисках радости,- Страница жизни.-В добрый час. - Вечно живые. Пьесы, М., 1959; Ее друзья. М.. 1951; Неравный бой, М.. 1960; Перед ужином, "Театр", 1963, ј 1; В день свадьбы, "Новый мир", 1964, X. 3: Из опыта работы, в сб.: О труде драматурга, М., 1957, с. 81-95.

Лит.: Вишневская И., Виктор Розов и его герои, "Театр", 1963, ј 6; Крон А., Рождение драматурга, "Театр", 1955, ј 5: Т у p о в с к а я М., О пьесах В. Розова, в сб.: Москва театральная, М., 1960; Соловь„ва И., Герои и темы Виктора Розова, "Новый мир", 1960, Ко 8. К .Р.

РОЙ (Rooy), Антон ван (1.1.1870-28.XI.1932) -голл. артист оперы (баритон). Пению учился у Ю. Штокхаузена в Берлине. Дебютировал на сцене "Бай-р„йтского т-ра" в 1897. В 1898-1908 - солист т-ра "Метрополитен-опера", затем оперного т-ра во Франкфурте-на-Майне. Гастролировал в Лондоне, Берлине, Мюнхене и др. городах, принимал участие в Бай-р„йтских фестивалях. Завоевал известность исполнением партий в операх Вагнера: Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Курвеналь ("Тристан и Изоль-да"), Вотан ("Кольцо Нибелунга"), Амфортас ("Пар-сифаль"). Одна из лучших работ Р.- партия царя Соломона ("Царица Савская" Гольдмарка). Выступал также как концертный певец.

Лит.: Steinitzer M., Meister des Gesangs, В., 1920.

РОЙЯРДС (Royaards), Биллем (21.1.1867-24.1. 1929) -голл. актер, режиссер, театр. деятель. В юно1-сти служил во флоте. В 1886 учился в Амстердамской театр. школе. Дебютировал как актер в 1887 в Амстердаме, после чего выступал в т-ре "Нидерл. сцена" и др. труппах. В конце 1890-х гг. гастролировал в Берлине, Дрездене, Петербурге, Лондоне. В 1889 сыграл свою первую значит, роль - доктор Ранк ("Нора"). Среди лучших ролей: Меркаде (о. п. Деннери по Бальзаку), Свенгали ("Трильби" Дю Морье), Гамлет. Р. придавал большое значение слову, декламации, выступал как чтец. В 1905-07 работал в Нем. т-ре (Берлин) у М.Рейнхардта,под влиянием к-рого занялся режиссурой. В 1907, вернувшись в Амстердам, совм. с Э. Феркаде организовал т. н. "Летние спектакли" (на открытом воздухе), поставил моралите "Каждый человек" и ср.-век. "абеле" (рыцарская драма) "Ланселот Датский". В 1908 там же создал собств. труппу "Сцена", где поставил трагедии Й.Вондела: "Люцифер", "Гейсбрехт ван Амстел", "Адам в изгнании" и др., не шедшие с 17 в., а также произв. Софокла, Шекспира, Г„те, совр. драматургов - А. Стриндберга, П. Клоде-ля, Ж. Жироду и др.

Р.- крупнейший голл. режиссер 20 в. Стремясь к возрождению голл. т-ра, Р. обновил его репертуар, обогатил постановочную культуру. Он воспитал лучших мастеров совр. голл. сцены: Я. Мюс, Ж. Ройярдс-Сандберг (жена Р.), Л. Салборн, Л. ван Гастерен и др.

Труппа Р. выступала на сцене "Амстердамского гор. т-ра", "Голл. т-ра" и др. Конфликт с амстердамскими гор. властями вынудил Р. в 1925 распустить труппу и оставить сценич. деятельность.

Сын Р.- Б e н (Бенжамен Люсьен) (р.28.IX.1904)- актер и режиссер. Работал гл. обр. в т-рах Амстердама и Антверпена. С 1948- в "Королевском нидерл. гор. т-ре" (Антверпен). Роли: Аякс (о. п. Софокла), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Пост.: "Торговец" Хофта (1947), "Иркутская история" Арбузова (1963) и др.

Лит.: N a e f f Т., W. Royaards, s'Gravenhage, 1947.

В л. о.

РОЙЯРДС-САНДБЕРГ (Royaards-Sandberg), Жаклин (р.27.X.1876) - голл. актриса. Училась в Школе вок.-драм. иск-ва в Амстердаме, совершенствовалась в парижской Консерватории. В 1908-25 выступала совм. со своим мужем В. Ройярдсом в его труппе "Сцена", затем в т-ре "Столичная сцена", в "Нидерл. театр. труппе", "Нидерл. комедии" и др. Под рук. Ройярдса подготовила и сыграла свои лучшие роли:

Баделох, Рафаил ("Гейсбрехт ван Амстел", "Люцифер" Вондела), Титания ("Сон в летнюю ночь"), дочь Индры (о. п. Стриндберга), Гретхен ("Фауст" Г„те), Констанс ("Безумная из Шайо" Жироду), Виолена ("Благовещение" Клоделя). Вл. О.

РОКПЕЛНИС, Фрицис Янович (р. 6. X. 1909) - латыш, сов. поэт и драматург. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Лит. деятельность начал в 1930. В 1941 написал (совм. с Ю. Ванагом) пьесу о революц. борьбе в Латвии - "Они проложили путь" (1945, Художественный т-р Латв. ССР). Во время Великой Отечеств, войны написал (совм. с Ю. Ванагом) либретто первой латыш. сов. оперы "Рута" (муз. Н. Грюнфельда) и муз. пьесу "Провожая на войну" (обе пост. художеств. ансамблем Латв. ССР в 1943). Автор пьесы для детей "Свет" (1945), драм "Юность Райниса" (1948) и "Лучший город мира" (1965), сказочной пьесы "Зел„ный луч" (1962), либретто опер "К новому берегу" (1955), "Зел„ная мельница" (1958), "Аудрини" (1964), сценария фильма "Райнис" (Гос. пр. СССР, 1950).

Лит.: Latviesu literaturas vesture, 6 sej., Riga, 1962. A.B.

POKCAHOBA, Мария Людомировна [наст. фам.- Петровская; 4(16).V.1874-11.1.1958] - рус. актриса. В 1897 окончила Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва (класс В. И. Немировича-Данченко). Сезон 1897-98 играла в Вильно (антреприза К. Н. Незлобина), затем в Одессе (антреприза H.H. Солов-цова). В 1898-1902 - в труппе МХТ; первая исполнительница роли Нины Заречной ("Чайка", 1898). Затем работала в Товариществе новой драмы, Новом т-ре в Петербурге, в т-рах Пензы, Риги и др. Наиболее удавались Р. роли пассивных, страдающих женщин.

Роли: княжна Мстиславская ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Грета ("Счастье Греты" Мариот), Йемена ("Антигона" Софокла), Ганна, Раутенделейн ("Геншель", "Потонувший колокол" Гауптмана),Петра ("Доктор Шток-ман" Ибсена), Юлия Сергеевна ("В мечтах" Немировича-Данченко), Электра (о. п. Гофмансталя), Татьяна ("Мещане"), Маша ("Три сестры"), Анфиса (о. п. Андреева).

В 1923-27 Р. работала в 4-й Студии МХАТ, затем в Камерном т-ре.

Роли: Бабушка ("Своя семья" Шаховского, Грибоедова, Хмельницкого), Ручь„ва ("Очная ставка" бр. Тур и Шейнина) и др. С. Г. РОКР (Raucourt) (наст. фам. и имя-Франсуаз Мари Антуанет С о с e p о т; Saucerotte) (3.III.1756-15.1.

1815)- франц. актриса. Выступала с труппой бродячих актеров в провинции. В Париже брала уроки у актера Ж. Б. Бриза-ра. В 1772 с огромным успехом дебютировала в т-ре "Ко-меди Франсез" (Дидо-на в о. п. Ле Франк де Помпиньяна). Несмотря на молодость, Р. вскоре стала осн. исполнительницей ролей "цариц" и "матерей". Обладая красивой, величественной внешностью, играла роли героинь в классич. репертуаре:

Медея, Гофолия (о. п. Расина), Иокаста, Семирамида (о. п. Вольтера) и др.; она наделяла их своеволием, самовластием. Р. была партн„ршей актеров-новаторов Ф. Ж. Тальма и Ж. Л ар ива, но придерживалась традиционных при„мов игры (декламационная напевная сценич. речь, условная пластика). В 1777-78 гастролировала в России. Обучала сценич. иск-ву актрису Жорж. В 1793, во время франц. бурж. революции, вместе с контрреволюц. частью труппы "Комеди Франсез" была заключена якобинским правительством в тюрьму, откуда вышла только после 9 термидора (1794). В 1807 по поручению Наполеона возглавила передвижную труппу франц. актеров для пропаганды франц. яз. и культуры в оккупированной Италии.

Лит.: Geoffroy G., Cours de litterature dramatique, v. 6, 2 ed.. P., 1825, p. 200-208; [Arnault A. V.], Les souvenirs et les regrets d'un vieil amateur dramatique. P., 1881, p. 143- 152; D e R e u i I l у J., La Raucour et ses amies. P., 1909.

А. Мое.

РОЛАНД-ХОЛСТ (Roland Holst van der Schalk), Хенриетта (24.XII.1869-28.XI.1952) - голл. писательница и публицист. С 1897 состояла в рядах Социал-демократич. рабочей партии, в 1918-27 -чл. Коммунистич. партии Нидерландов. Писала книги, статьи на лит.-критич. и обществ.-политич. темы. Пытаясь осмыслить проблемы современности, написала "лирич. драмы" в стихах: "Повстанцы" (1910) о революции 1905 в России, "Томас Мор" (1912) об авторе знаменитой "Утопии", "Жертва" (1921), "Дети" (1922), "Труд" (1923), поев. героизму рус. революц. пролетариата. Идея всесильной любви, стремление противопоставить е„ обществ, борьбе, осуждение всякого насилия и т. д. предвосхищают последующий переход Р.-Х. на путь "христианского социализма", обусловившего религиозно-этич. окраску е„ творчества 30-40-х гг. Р.-Х. принадлежат также пьесы: "Дети нашего времени" (1931), "Мать" (1932), "Зов города" (1933), "Женская доля" (1933) и др. Поч„тный доктор лит-ры и философии Амстердамского ун-та.

Соч.: Het vuur brandde voort, Amst.-Antw., 1950 (ав-тобиогр.); Лирические драмы, пер. В. Рейтца, П., 1922.

Лит.: Praag J. P. van, H. Roland Holst. Wezen en werk, Amst., [1946]; Antonissen R., H. Gorter en Hen' riette Roland-Holst, Amst., 1946; Stuiveling G., H. Roland Holst van der Schalk, в сб.: Mens en burger, s'Gravenhage, 1951. Вл. О.

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ (Roland-Manuel; наст. имя и фам. - Ролан Алексис Манюэль Л e в и; Levy) (р.22. III. 1891) - франц. композитор и музыковед. Учился в парижской "Схола канторум" А. Русселя. В юности находился под большим влиянием музыки К. Дебюсси, затем М. Равеля. После 1-й мировой войны был близок Э. Сати и композиторам т. н. Шест„рки". Среди произв. Р.-М. для т-ра: оперы "Изабелла и Панталон" (1922, т-р "Трианон-лирик", Париж), "Влюбленный дьявол" (1947, Радио, Париж), балеты "Странный турнир" (1924, "Швед. балет", Париж), "Экран молодых девушек" (1929, т-р "Гранд-Опера"), "Эльвира" на муз. темы Д. Скарлатти (1937, там же). Р.-М. следует нац. традициям, стремится к ясности муз. выражения, избегает модернистских при„мов. Как музыковед Р.-М. известен своими соч. о Равеле. С 1947 - проф. парижской Консерватории, с 1949 - президент Междунар. муз. совета при ЮНЕСКО. Соч.: Maurice Ravel et son oeuvre dramatique. P., 1928;

Maurice Ravel et son oeuvre. P., 1914; Maurice Ravel, 10 ed., P., 1948; Manuel de Falla. P.. 1930.

Лит.: ШнеерсонГ., Французская музыка XX века, М.. 1964. Ал. М.

РОЛЛАН (Rolland), Ромен (29.1.1866, Кламси,- 30.XII.1944, Возле) - франц. писатель, драматург, музыковед, обществ, деятель. Получил высшее исто-рич. образование в Нормальной школе (Париж). С нач. 90-х гг. 19 в. занимался лит. деятельностью. Ещ„ в студенч. годы испытал влияние Л. Н. Толстого, с к-рым (с 1887) находился в переписке. Р. воспринял у Толстого страстное стремление к истине, понимание нар. истоков иск-ва, критич. отношение к бурж. миру и его культуре. Любовь Р. к творчеству Шекспира определила его обращение к драматургии.

Герой первой пьесы Р. "Ор-сино (соч. 1890) - сильная, властная личность, подавляющая несокрушимой волей свои чувства и страсти. В пьесах "Эмпедокл" (соч. 1890), "Бальони" (соч. 1891), "Нио-бея" (соч. 1892) и др., написанных на сюжеты из эпохи Римской империи врем„н упадка и итал. Возрождения, абстрактная схема господствует над психологически разработанными образами. В драмах "Калигула" (соч. 1893), "Осада Мантуи" (соч. 1894) выражено тра-гич. ощущение бесперспективности индивид у алистич. протеста, В 1897 Р. написал трагедию "Святой Людовик" - первую пьесу из цикла "Трагедий веры". В ней Р. сталкивает два этич. принципа: эгоистический - жить для себя, и гуманистический-жить для других, однако этот конфликт получает религиозно-аскетич. трактовку. "Едва я закончил мою католич. драму,-писал Р.,-как обнаружил в себе душу вольнодумца и протестанта". В др. пьесе этого цикла "Аэрт" (1898, т-р "Эвр") герой не в силах возглавить нар. восстание против иноземцев и узурпаторов, но предпочитает рабству смерть. По идейной направленности к "Трагедиям веры" примыкает и драма "Савонарола" (соч. 1896), герой к-рой восста„г против тирании Ватикана. "Трагедии веры" объединяют стремление Р. раскрыть духовную красоту героич., целеустремл„нного человека, готового пожертвовать жизнью для выполнения своего нравств. долга. Мировоззрение Р. в это время не свободно от противоречий. В "Предисловии к моему театру" (1892) он протестует против формализма "парнасцев", но заимствует у них лозунг "искусство для искусства" для утверждения независимости драматургии от общественно значимых проблем. В то время Р. было ещ„ чуждо понимание обществ, содержания иск-ва, его классовой природы.

Подъ„м революц. рабочего движения во Франции в конце 19 в., обществ, борьба вокруг т. н. дела Дрейфуса оказали влияние на Р. Он с возрастающим интересом следил за успехами социалистич. движения, хотя его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым.

К концу 90-х гг. 19 в. Р. обращается в своей драматургии к историко-революц. темам, он стремится утверждать новый идеал человека, преобразователя жизни, у к-рого разум, мечта и действие слиты воедино. В драме "Побежд„нные" (соч. 1897), рассказывающей о рабочем движении в одном из пром. центров Франции, Р. впервые создал образ героя эпич. масштаба. Побежд„нным оказывается интеллигент-гуманист, неспособный ч„тко определить свои позиции в социальной борьбе, а не рабочие, хотя они обречены на смерть. В 1898 Р. начал работу над циклом "Театр революции", поев. франц. революции конца 18 в. В драме "Волки" (1898) Р. показывал, как рушится под натиском эгоистич. страстей и честолюбивых стремлений единство республиканцев. Пьесы "Триумф Разума" (1899, т-р "Буфф") о борьбе жирондистов с якобинцами и "Дантон" (1900, "Нуво-театр") утверждают историч. закономерность революции, неизбежность политич. и морального поражения сил, к-рые пытаются противостоять ей. Самая значит. из ранних пьес цикла "Театра революции" - "Четырнадцатое июля" (1902, т-р "Ренессанс") о взятии Бастилии. Р. посвятил е„ "народу Парижа". Эта драма, развивающая традиции прогрессивного романтизма, проникнута жизнеутверждением, революц. пафосом, героич. оптимизмом, она показывает героизм и силу восставшего народа. Но в пьесах "Театр революции" проявилась и идейная ограниченность взглядов Р. В ряде случаев он отступает от историч. правды, иногда изображает народ хаотичной, стихийной силой, в духе абстрактного гуманизма трактует образы врагов революции.

Свою драматургич. практику Р. обосновал в книге "Народный театр" (1903). Эта работа написана под влиянием Толстого, критически относившегося к оторванному от народа бурж. иск-ву. Р. опирается также на труды просветителей 18 в., на театр. реформы, проводившиеся во время Конвента (массовые празднества, нар. зрелища). Отвергая эстетский уход от действительности, Р. выступил за создание нар. драмы, за театр. иск-во, призванное выражать идеи нового общества, бороться против обветшавшего и одряхлевшего строя. Этой задаче должно быть подчинено, по мнению Р., содержание, поэтика драматургии, игра актеров, режиссура. Р. сформулировал осн. черты подлинно нар. театр. иск-ва: оно должно вызывать радость, служить источником энергии, душевной бодрости, быть могучим стимулом деятельности, средством просвещения, побуждать людей мыслить. Р. считал, что народу необходимо яркое, приподнятое зрелище, сопровождающееся мощной, жизнеутверждающей музыкой.

В 1919 Р. вновь обратился к драматургии, написав сатирич. фарс "Люлюли", направленный против войны, разоблачающий лицемерие, демагогию бурж. псевдодемократии. К 20-м гг. относятся историч. драмы:

"Игра любви и смерти" (1925, т-р "Одеон"), "Вербное воскресенье" (соч. 1926), "Леониды" (соч. 1928), продолжающие цикл "Театра революции". Эти пьесы, в отличие от революц. драм Р., поев. моральным проблемам - гл. обр. соотношению индивидуальной совести и обществ, долга. Последняя пьеса Р. "Робеспьер" (1939), завершающая цикл "Театр революции", отразила новое понимание драматургом процесса историч. развития, он утверждает, что гл. движущей силой является народ. Эта патетич., исполненная оптимизма пьеса была высоко оценена прогрессивной франц. критикой.

Попытки ставить пьесы Р. на сценах франц. т-ров встречали сопротивление со стороны официальных кругов. Бурж. т-ры отказывались от включения их в репертуар. Пьесы Р. ставили любительские нар. т-ры, гл. обр. в рабочих предместьях Парижа. В период борьбы Нар. фронта во Франции были пост. "Волки" (1936, т-р "Комеди Франсез"). К 150-летию франц. революции 1789 пост. "Игра любви и смерти" (1939).

В сов. т-ре ставились: "Четырнадцатое июля" (под назв. "Взятие Бастилии", 1920, Самара; 1927, МХАТ 2-й), "Дантон" (1921, Витебск), "Люлюли" (1922, Харьков), "Волки" (1923, "Массодрам", Одесса), "Настанет время" (1925, Студия Малого т-ра, Москва; 1926, Большой драм. т-р, Ленинград), инсценировка романа "Кола Брюньон" (1937, Реали-стич. т-р, Москва). На сюжет этого романа Д. Б. Кабалевский написал оперу "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси"; 1938, Ленингр. Малый оперный т-р).

Р. был выдающимся музыковедом, автором научных исследований, отличающихся глубиной, конкретностью характеристик, образностью и блеском языка. Среди наиболее значит, трудов Р.: докторская диссертация "Происхождение современного музыкального театра. История оперы в Европе до Люлли и Скар-латти" (1895), исследования об опере 17 в. в Италии, Германии и Англии, о творчестве Бетховена, композиторов 19-20 вв. и др.

В 1935 Р. посетил Сов. Союз. В годы 2-й мировой войны и немецко-фашистской оккупации Р. горячо сочувствовал Движению Сопротивления во Франции.

Соч.: Les origines du theatre lyrique moderne. Histoire de l'opera en Europe avant Luily et Scarlatti, P., 1895; в рус. пер. - Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Народный театр. СПБ, 1910; Драмы революции, Трагедии веры, т. XIII, Л., 1932; Драмы революции, Собр. соч., т. 1, M., 1954; Театр. там же, т. 14, M., 1958.

Лит.: История французской литературы, т. 3, M., 1959, т. 4, M., 1963; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр..., Л.-М., 1939; Л.уначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1-2, M., 1958; Bonnerot J., R. Rolland..., P., 1921; Descotes M., Romain Rolland, P., 1948.

РОЛЛЕР, Андрей Адамович [ наст. имя - Андреас Леонгард; 1805-8(20).V.1891] - рус. театр. художник. Действит. чл. (1839) и профессор перспективной живописи (1856) Академии художеств. Род. в семье театр. машиниста А. Роллера. Окончил Академию художеств в Вене. С 1821 работал машинистом сцены и декоратором в т-рах Австрии, Франции, Англии. В 1834-79-гл. машинист-механик и декоратор петерб. имп. т-ров. Художник романтич. направления, Р. создавал пышные, эффектные декорации, к-рые служили нарядным фоном для спектаклей. Блестяще зная сценич. технику, Р. широко применял разл. сценич. эффекты - превращения, пол„ты, трюки и т. п. Принимал активное участие в переделках машин ерии т-ра царскосельского Эрмитажа, Большого и Эрмитажного т-ров в Петербурге, в реставрации Зимнего дворца.

Наиболее значит, работы.: "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Жизнь за царя" Глинки (1836), "Бронзовый конь" Обера (1837), "Озеро волшебниц" (1840), "Руслан и Людмила" (1842); "Аскольдова могила" Верстовского (1841), "Сильфида" Шнейцгофера, "Жизель" Адана (1843), "Золотая рыбка" Мин-куса (1866) и др.

Лит.: Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М. 1956- АН. Ш.

РОЛЬ (франц. role) - 1) Литературный образ, созданный драматургом или сценаристом в пьесе (киносценарии) и соответственный сценич. (или кинемато-графич.) образ, воплощ„нный актером в спектакле (фильме). Р. бывают - комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т. п. Различают также - первые (главные, центральные, основные) и вторые (второстепенные) Р., в ы х о д н ы е Р. - Р. без слов или с минимальным (2-3 фразы) количеством текста, э п и-зодические Р. - Р. в одном из эпизодов спектакля (напр., князь Тугоух овский в "Горе от ума", Трубач в "Егоре Булычеве и других" и др.). В муз. т-ре Р.- то же, что партия. 2) Совокупность текста одного действ, лица в пьесе.

РОМАНАУСКАС, Ионас (р. 19. IV. 1912) - сов. артист цирка; атлет и клоун. Нар. арт. Лит. ССР (1963). С 1928 - рабочий сцены. Занимался спортом. В 1933 - чемпион и рекордсмен Литвы по поднятию тяжестей. С 1934 работал в литов. цирках: силовой жонгл„р, гимнаст, клоун (псевд.-Барнабас). В 1944 возглавил вновь созданный литов. цирковой коллектив. Исполняет номера с тяжестями изящно, с артистизмом.

"РОМАНЕСК" - рус. сов. театр. Существовал в Москве в 1922-23. Т-р возглавляли режиссер В. М. Бебутов и актер К. В. Эггерт. Гл. направлением творчества т-ра были пост. романтич. мелодрам:

"Нельская башня", "Граф Монте-Кристо" Дюма-отца. В т-ре работали художники Е. М. Бебутова и Б. И. Волков, актеры А. П. Грузинский, О. Н. Демидова, П. А. Князятов, 3. Г. Лемм, В. А. Синицин, Д. Я. Ро-говский, Н. А. Розенель и др.

Лит.: Бебутов В.М., Театр Романеск, "Театральная Москва", 1922, ј 46, 47; Театр "Романеск", "Зрелища", 1923. .ј40. М.Люб.

РОМАНЕСКУ (Romanescu), Аристицца (24. XII. 1854 - 5. VI. 1918) - рум. актриса. Дебютировала в 1872 на сцене Нац. т-ра в Крайове. С 1877 выступала в "Об-ве драматич. актеров", где исполняла роли: Весталка ("Побежд„нный Рим" Пароди), Елена ("Бояре и Чокон" Александри), Спиридон ("Бурная ночь" И. Л. Караджале). Всеобщее признание получило исполнение роли Джеты ("Источник Бланду-зии" Александри). В 1891 выступала в Вене, где с успехом исполнила роли Офелии, Джульетты; леди Мильфорд ("Коварство и любовь"). Р. обладала бурным сценич. темпераментом, совершенной пластикой, выразительной мимикой, красивым голосом.

Среди др. ролей: Юлия ("Овидий" Александри), Видра ("Рэзван и Видра" Хашдеу), Зое ( "Потерянное письмо" И. Л. Караджале), Донья Соль. Марион Делорм ("Эрнани", о. п. Гюго), Луиза Миллер; Амалия ("Разбойники"), Мария Стюарт и др.

В 1903 оставила сцену. В 1893-1914 преподавала в Бухарестской консерватории. Среди е„ учениц:

Л. Стурдза-Буландра, М. Филотти, С. Клучеру и др.

РОМАНИ (Romani), Феличе (31. I. 1788-23. I. 1865) - итал. либреттист. Получил филологич. образование. Первое оперное либр. "Белая и алая роза" написал в 1813 для композитора И. С. Майра. Вощ„л в историю итал. муз. т-ра как первый либреттист-романтик. В. то же время придерживался классич. формы либретто. Писал либр. (на сюжеты Дж. Байрона, В. Гюго, У. Шекспира, В. Скотта, Р. Шато-бриана и др.) для композиторов Г. Доницетти ("Анна Болейн", "Лукреция Борджиа", "Любовный напиток" и др.), В. Беллини ("Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула", "Норма" и др.), Дж. Россини ("Турок в Италии", "Бьянка и Фальеро" и др.), Дж. Верди ("Король на час"), Дж. Мейербера, С. Меркаданте, И. С. Май-ра, П. Дженерали, Дж. Пачини, Л. Росси и мн. др.

Лит.: В г а п с a E., F. Romani ed i del suo tempo reputati maestri di musica, Torino, 1882. Св. Г.

РОМАНЙЦКИЙ, Борис Васильевич (р. 31. III. 1891) - укр. сов. актер, режиссер, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1944). Член Коммунистич. партии с 1940. С 1913, будучи студентом Киевской муз.-драм. школы им. Лысенко (окончил в 1915), начал выступать в труппе П. К. Саксаган-ского. С 1915 - в Товариществе укр. актеров под рук. И. А. Марьяненко, при участии М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского.В 1918- 1922-актер и реж. гос. Нар. т-ра под рук. Саксаганского. В 1922 стал одним из основателей Т-ра им. Заньковецкой, его актером и худ. руководителем (1922-48). С 1948 -актер и реж. этого т-ра (ныне во Львове; см. Занъко-вецкой имени театр).

Р., ученик Заньковецкой и Саксаганского, работал с выдающимися укр. актерами- Марьяненко, Линецкой, Левицким, Борисоглебской. Был партн„ром Заньковецкой, к-рая так же, как и Саксаганский, влияла на формирование актерской индивидуальности Р., его идейно-эстетич. принципов. Р. - блестящий интерпретатор ролей укр. классич. репертуара, в к-рых сохраняет и творчески развивает реалистич. традиции своих учителей. Создал сценич. образы, отличающиеся остротой характеристики, разнообразием красок: Панас, Гнат, Чалый и Потоцкий ("Наймичка", "Бесталанная", "Савва Чалый" Карпенко-Карого), Цвиркун, Подорожный ("Черноморцы", "Зимний вечер" Старицкого), Самрось ("Две семьи" Кро-пивницкого), Микола Задорожный, Святослав ("Украденное счастье", "Сон князя Святослава" Франко) и др. В рус. и зарубежной классике: Тетерев и Храпов ("Мещане", "Bacca Железнова"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Карл Моор, Уриэль Акоста. Впервые на укр. сцене сыграл Отелло (1926). Лучшие качества сов. человека раскрыты актером в сценич. образах современников, отмеченных романтич. приподнятостью, яркой эмоциональностью: Гайдай, Кречет ("Гибель эскадры", "Платон Кречет" Корнейчука), Кошкин и Швандя ("Любовь Яровая"), Сафонов ("Русские люди"), Воропаев ("Счастье" Павленко и Радзинского) и др. Среди характерных комедийных ролей: Чеснок, Ро-манюк ("В степях Украины", "Калиновая роща" Корнейчука).

режиссерскому иск-ву Р. присущи глубина и ч„ткость идейного замысла, подлинная народность, живое чувство современности. Среди лучших его пост.:

"97" Кулиша (1925), "Любовь Яровая" (1927), "Диктатура" Микитенко (1929), "Гибель эскадры" (1933) и "Правда" (1937) Корнейчука, "Последние" (1938), "В степях Украины" (1940); "Камо" Левады (1954), "Три сестры" (1946); "На большую землю" Хиж-няка (Гос. пр. СССР, 1950).

Р. - воспитатель талантливого актерского коллектива Т-ра им. Заньковецкой, активный обществ. деятель, один из основателей Укр. театр. об-ва. Р. принадлежит ряд работ по истории театра, в том числе книга "Украинский театр в прошлом и настоящем" (1950).

Лит.: КордианиБ., Б.В. Романицкий - народный артист СССР, Киев, 1960. Б. Кор.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница