Наши партнеры

Выгодно прокат авто махачкала без водителя на сутки в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 361)


РЕШЕТНИКОВ, Петр Михайлович [11 (24). VI. 1915-8. IX.1960] - якутский сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистической партии с 1957. Вся сценич. деятельность Р. связана с Якутским муз.-драм. т-ром им. Ойунского, в труппу к-рого он вступил в 1934,по окончании Студии при этом т-ре. В 1937- 1938 учился в школе при Моск. т-ре Революции. Р. был актером по преимуществу комедийным. Образы, созданные им, отличались жизнерадостностью, нар. юмором, яркой характерностью, ч„ткостью сценич. рисунка. Р. обладал хорошим голосом, музыкальностью.

Роли: Бобчинский и Хлестаков; Ал„шка и Лука ("На дне"), Фон-Кальб ("Коварство и любовь"). Счастливцев; Робинзон ("Бесприданница"), Скапен, Швандя; Глеба ("Русские люди"), Васька-Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Курочкин ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Сорук-Боллур ("Ньюргун Боо-тур" Сивцева), Василий Манасов ("Молод„жь Марыкчана" Золотар„ва), Молчес ("Лоокут и Ньюргусун" Сметанина).

Особое место в творчестве Р. занимало исполнение ролей Ленина ("Человек с ружь„м" Погодина, "Незабываемый 1919-й" Вишневского) и роли Макара Дубравы (о. п. Корнейчука).

Р. занимался режиссурой.

Пост. спектакли: "Семья Тарабукиных" Никифорова и Заболоцкого (1955), "Проделки Скапена"; "Мать своих детей" Афиногенова, оратория Григоряна "Якутская праздничная" (1957), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1952), "Семья Аллана" Мухтарова (совм. с Местниковым, 1953). Снимался в кино.

Лит.: Кириллова В., Двадцать лет на сцене Якутского театра, "Театр", 1953, ј 11; Якутский Гос. муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М. Лифш.

РЕШЙМОВ, Михаил Аркадьевич (наст. фам. - Горожанский; 1845 - 21.VIII.1887) - рус. актер. Был офицером. Занимался в "Артистическом кружке" в Москве под руководством Н. Е. Виль-де. В 1866 дебютировал в Малом театре, но уехал в провинцию. Выступал в Вильно, Саратове, Казани. В 1869 вторично дебютировал в Малом т-ре (Глумов - "На всякого мудреца довольно простоты"). Играл здесь до конца жизни; роли: Паратов, Чацкий и др. Современники отмечали жеманность, манерность, искусственность игры Р. В 70-х гг. 19 в. Р. сыграл ряд ролей, определивших особенность нового амплуа фатов, имел в этих ролях большой успех. Его сценические герои обладали изяществом манер, самоуверенностью, легкомыслием.

Лучшие роли: Мерич ("Бедная невеста" Островского), Кудреев, Жорж Градищев ("Нищие духом" и "Злоба дня" Н. Потехина), Молчалин ("Горе от ума") и др.

Лит.: "Исторический вестник", 1903, февраль ј 9 с. 847-848. ' JO 7

РЕШКЕ (Reszke), Эдвард (23.ХП.1855-ЗОЛ\ 1917) - польский артист оперы (бас). Пению учился у своего брата Я. Решке, совершенствовался в Милане и Неаполе. Сценич. деятельность начал в 1874 в Варшаве. В 1876-78 пел в Париже, в 1880-84 - в Лондоне, в 1890-91 и 1897-98 - в Петербурге. Выступал на сцене т-ров "Гранд-Опера" (1885-98), "Метрополитен-опера" (1891-92, 1893-97, 1898-1903), "Ла Скала" и др., часто с Я. Решке [ вместе с ним участвовал в первых пост. опер "Иродиада" (1884) и "Сид" (1885) Массне, и др.]. Один из лучших басов 19 в., Р. особенный успех имел в вагнеровском репертуаре.

Партии: Ганс Сакс. Вотан, Хундинг, Хаген, Король Марк, Даланд ("Нюрнбергские мейстерзингеры". "Кольцо Нибелунга". "Тристан и Изольда", "Летучий голландец" Вагнера), Дон Базилио; Вальтер ("Вильгельм Телль" Росси' ни), Рамфис ("Аида"), Марсель, Захария ("Гугеноты", "Пророк" Мейербера), Плумкет ("Марта" Флотова), Гудал ("Демон"), Рокко ("Фиделио" Бетховена), Лепорелло ("Дон Жуан"), Нилаканта ("Лакме"), Клавдий ("Гамлет" Тома), Мефистофель ("Фауст") и др.

Лит.: Metropoliten opera annals. сотр. by W. H. Seltsam, N. Y., [1949]; Скальковский К., В театральном мире, СПБ. 1899, с. 341-53.

РЕШКЕ (Reszke), Ян Мечислав (Жан де) (14.1.1850- 3. IV. 1925) - польск. артист (c)перы (лирико-драматич. тенор). Мальчиком пел в хоре Варшавского собора. Пением занимался у Чаффеи в Варшаве, совершенствовался у А. Котоньи в Милане. В 1874 дебютировал как баритон в т-ре "Фени-че" (Венеция) и на протяжении двух лет пел ведущие баритоновые партии в Л он доне, Дублине и Париже (Фигаро в "Севильском цирюльнике", Валентин в "Фаусте", Невер в "Гугенотах", Граф в "Свадьбе Фигаро"). В 1879 обратился к теноровому репертуару. Широкое признание пришло к нему после участия в парижской премьере "Иродиады" Массне (1884) в театре "Гранд-Опера", на к-рую он был приглаш„н автором. Затем Р. выступил здесь в премьере оперы Массне

"Сид" (1885). Гастролировал в Англии, США; совм. с братом Э. Решке - в России (1890-91, 1897-98, Петербург). Оставил сцену в 1904.

Р. - один из крупнейших теноров 2-й пол. 19 в. Он обладал голосом металлич. тембра, баритональным по окраске, густым и сочным. Его лучшие партии отличались романтич. приподнятостью и полнотой чувств:

Рауль ("Гугеноты"). Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Хозе, Вертер, Лоэнгрин; Тристан, Вальтер ("Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др.

Был выдающимся вок. педагогом, Лит.: L e i s e г C., J. de Reszke and the great days of opera, N. Y., 1933; H u r s t P. G., The age of J. de Reszke, L., 1958. См. также лит. к ст. Э. Решке. [}с Т

РЖ‚ЦКАЯ, Лидия Ивановна [р. 5(17).IV.1899] - белорус. сов. актриса. Нар. арт.'СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Творч. деятельность начала в 1917 в Белорус. товариществе драмы и комедии, где сыграла роли:

Пронька ("Хам" Ожешко), Зоська ("Разор„нное гнездо" Купалы). С 1921-актриса 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы). Воспитанница режиссера Е.А.Мировича. Исполнительница драматич., остро характерных и комедийных ролей, Р. прида„т своим сценич. образам сочную нац. окраску. Е„ лучшие работы отличаются яркостью сценич. рисунка, народностью, простотой, обаянием.

Роли: Заира ("Мятеж", 1927), Елена ("Междубурье" Курдина, 1929), Простакова ("Недоросль", 1934), Лида ("Платон Кречет", 1936), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1936), Соколова ("Последние", 1937), Кручинина ("Без вины виноватые", 1938), т„тя Катя ("Кто сме„тся последним" Крапивы, 1939), Степанида ("Гибель волка" Самуйл„нка, 1939), Шаблова ("Поздняя любовь" Островского, 1944), Альжбета ("Павлинка" Купалы, 1944), Северова ("Московский характер" Софронова, 1948), Авдотья Захаровна ("Поют жаворонки" Крапивы; Гос. пр. СССР, 1952), Кукушкина ("Доходное место", 1953), Анна Чихнюк ("Извините, пожалуйста!" Мака-енка, 1954) и др. Снималась в кино.

Лит.: Мастацтва Совецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 438-444; Няф„д Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959;

Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 204-212.

С. Пет.

P3AEBA, Агигат Кули кызы [ р. 20.V(2.VI).1907] - азерб. сов. артистка оперы (сопрано). Нар. арт. Аз. ССР (1943). Участвовала в художеств. самодеятельности. С 1927 - солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Р. - одна из первых азерб. оперных артисток, по„т партии драматич. сопрано и меццо-сопрано. В е„ исполнении сочетаются задушевность, непосредственность нар. пения с высокой проф. культурой.

Лучшие партии: Асли ("Аслии Керем" У. Гаджибекова), Шах-Сенем ("Ашик Гариб" 3. Гаджибекова). Другие партии: Араб Зенги ("Шах Исмаил" Магомаева), Лейли, Тел-ли ("Лейли и Меджнун", "Аршин мал алан" У. Гаджибекова). С 1952 вед„т концертную деятельность.

Лит.: Агигат Рзаева, Баку, 1959 [буклет]; Ч а ф а-р о в Ч., 'Цэгигэт Рзаева, Бакы, 1957. Н. X.

РЙВАС, Анхель, герцог де - см. Сааведра Ра-мирес де Бакедано.

РИВС (Reeves), Симе (26.IX.1818-25.X.1900) - англ. артист оперы (лирич. тенор). Мальчиком выступал как органист и певец. В 1838 начал артистич. деятельность, пел баритональные партии. В 1841 стал исполнять теноровые партии в т-ре "Друри-Лейн". Совершенствовался в Париже (1843-45) и Милане

(1846). С большим успехом 'гастролировал на сцене т-ра "Ла Скала". С 1847 занял положение ведущего певца Англии. Выступал в лондонских т-рах, на музыкальных фестивалях, посвящ„нных Генделю. Несмотря на популярность окончил жизнь в жестокой нужде.

Р. - один из видных представителей англ. вок. иск-ва. Он исполнял партии лирич., драматич. и комедийно-характерные. Часто выступал с А. Патти, К. Нильсон, Ж. Линд.

Лучшие партии: Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Мэкхит ("Опера нищих" Гея и Пепуша), Фауст (о. п. Гуно и "Осуждение Фауста" Берлиоза), Гюйон ("Оберон" Вебера).

Р. - автор "Автобиографии" (1858) и педагогич. пособия "Об искусстве пения" (1900). Be. Т.

РИГА - столица Латв. ССР (632 тыс. жит. на 1963). С 16 в. в Р. ставились школьные драмы на латинском яз. В 17-18 вв. здесь выступали приезжие труппы нем., англ. комедиантов. В сер. 18 в. в Р. был осн. нем. театр. для к-рого в 1782 выстроено каменное здание; здесь давались драматич., оперные и балетные спектакли, гастролировали зарубежные артисты.

С 1868 организуются латышские любительские спектакли, Р. становится центром нац. сценич. иск-ва. С 1883 в Риге работал рус. театр (в 1902-09 - антреприза К. Н. Незло-бина). На рижской сцене выступали М. Г. Савина, П. А. Стре-петова, Г. Н. Федотова, К. А. Варламов, П. Н. Орленев, В. Ф. Комиссаржевская, И. Н. Певцов и др., в 190406 в Р. работал К. А. Марджанишвили.

При Сов. власти (1919) созданы гос. латышские т-ры:

"Рабочий т-р Сов. Латвии" (ныне- Латв. т-р драмы). "Опера Сов. Латвии" (ныне - Т-р оперы и балета Латв. ССР), в 1920 осн. латышский Художественный т-р (ныне - Художеств т-р Латв. ССР).

В Р. работают (1965): Т-р оперы и балета Латв. ССР, ставящий оперные спектакли на латыш, и рус. языках; Латв. т-р драмы; Художественный т-р Латв. ССР им. Я. Райниса;

Рижский т-р русской драмы; Рижский т-р музкомедии (спектакли на латыш, и рус. языках). Рижский т-р юного зрителя им. Ленинского комсомола (две труппы- латыш, и рус.);

Кукольный т-р Латв. ССР (спектакли на латыш, и рус. язы ках); нар. Т-р Прибалтийского военного округа (рус.); цирк. Кадры театр. работников готовят Латв. гос. консерватория (театр. ф-т) и Рижское хореографич. уч-ще.

Лит.: Театры Сов. Латвии, Рига, 1955; Витолинь Я. и Грюнфельд Н., Латвийская ССР, 2 изд., М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); В а х-р у ш е в а Е. А., Дорога исканий, Рига. 1958; К у н д-з и н ь К., Латышский театр. М., 1963; Rigaer Theater-und Tonkunstler-Lexikon. Geschichte nebst des Rigaer Theaters..., Hrsg. von М. Rudolph, Riga, 1890; Chronologische Uebersicht tiber die Geschichte des Rigaer Theaters, Riga, [1910 ]. К.К.

"РИГОЛЕТТО" ("Rigoletto") - опера Дж. Верди, либр. Ф. М. Пъяве по драме В. Гюго "Король забавляется". Пост. 11 марта 1851, т-р "Фениче", Венеция (Риголетто - Варези, Герцог - Мираче, Джильда - Брамбилла, Спара-фучиле - Понс, Маддалена - Казалони). Опера обошла многие т-ры мира и сохраняется в их репертуаре в 20 в.

В России впервые шла на итал. яз. 12 февр. 1853, Петербург. На рус. яз. 12 июля 1878, Павловский т-р, Петербург (пер. Лишина; Риголетто - Борисов, Джильда - Зыкова. Герцог - Андреев, Магдалена - Батезатул, Спарафучи-ле - Буховецкий); 6 нояб. 1878 пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Направник). Опера постоянно сохранялась в репертуаре Мариинского и Большого т-ров.

На сов. сцене пост. 1 окт. 1919, Михайловский т-р, Петроград (дириж„р Фительберг, реж. Дорожинский, худ. Косяков, балетм. Петров; Герцог - Пиотровский, Риголетто - Селях, Джильда - Горская, Спарафучиле - Боссе, Магдалена - Тарновская. Джиованна - Смолянова, Монтеро-не - Кисел„в, Чепрано - Бочаров); 1925, Большой т-р (под назв. "Король забавляется", дириж„р Штейман, реж. Ла-пицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин; Франциск I - Озеров, Трибуле - Политковский, Бланш - Барсова, Певец - Пумпянский, Де Косее - Чаплыгин, Мадам де Косее - Рудницкая, Сальтобадиль -Толкач„в, Мадлон - Баи-лина, Берар -Шервинская, Де-Сен-Вальер - Арсеньев, Де-ла-Тур - Пашутин, Паж - Дунаева); 1933, там же (дириж„р Погребов, реж. Шарашидзе); 1936, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Каплан), нов. пост. 1954; в 1939 пост. Оперным т-ром им. Станиславского, Москва (дириж„р Алевладов. реж. Румянцев, худ. Бобышев, хорм. А. Степанов); 1945, Большой т-р (дириж„р Кондрашин, реж. Шарашидзе, худ. Волков); 1960, там же (дириж„р Мелик-Па-шаев, реж.-пост. Петров, худ. Мукасеева, хормейстеры Рыб-нов и Савва, балетм. Хомяков); 1963, там же (дириж„р Найд„нов, пост. А. Иванова, реж. Кожевников, худ. Клементьев, хорм. Агафонников, балетм. Чудинов). Среди исполнителей: Смирнов, Собинов. Козловский, Лемешев, Орф„нов, Анджапаридзе (Герцог), Нежданова, Степанова, Катуль-ская. Барсова, И. Масленникова" Фирсова, Олейниченко (Джильда), Тартаков. Политковский, Ал. Иванов, Кисел„в (Риголетто), Шаляпин, Степанов (Спарафучиле).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1934, 1940), Минск, Тбилиси (1935). Свердловск, Алма-Ата (1939), Рига (1940), Баку (1940, 1957), Харьков, Фрунзе (1946), Минск, Ашхабад, Вильнюс (1948), Одесса, Таллин (1953), Кишин„в (1957, 1964), Рига (1959), Душанбе (1961).

Издания: "Р.", партитура. Mil.. G. Ricordi C1(r) 1914, клавир. Mil., Ricordi, [s. а.]; клавир с рус. текстом, пер. П. И. Кирса, М., Юргенсон, [1891]; M., Гут-хейль, [1888]; сов. изд. клавира, М., Музгиз, 1934 и 1955. Н. Гр.

РИГОРИН (наст. фам. - Л и х т м а н), Григорий Давыдович [13(25).VII.1897-28.1.1962] -рус. сов. театральный деятель. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в дра-матич. школе Филармонич. об-ва в Ростове-на-Дону. С 1918-актер (в Мариуполе и др. городах). В 1925 поступил в организовавшийся т-р "Красный факел" и до 1932 был директором этого т-ра. В 1932-34 - директор Саратовского т-ра им. К. Маркса, в 1934- 1962 - директор Казанского рус. т-ра (с 1948 - им. В. И. Качалова).

Лит.: Антонов С., Его имени нет на афише, "Театр", 1962, ј 4. И. Я.

РИДАЛЬ (наст. фам. - P и д а л ь-Л ев и н), Арсений Григорьевич [р. 29.XII.1893 (10.1.1894)] - рус. сов. режиссер, актер, педагог. Засл. деят. иск-в Чечено-Ингушской АССР (4960). В 1913 окончил в Брюсселе консерваторию (класс композиции и дирижирования). В летние месяцы 1910-12 учился режиссуре в "Sommerschule" под рук. М. Рейнхардта в Германии. Творч. деятельность начал в т-ре "Кривое зеркало" (1913). Был художественным руководителем и гл. реж. рус. т-ров в Воронеже, Баку, Куйбышеве, Ереване, Тбилиси, Краснодаре, Ташкенте, работал в Москве (1931-33). В 1952-62 - режиссер Грозненского т-ра.

Пост. спектакли: "Конец Криворыльска" Ромашова (1927), "Оптимистическая трагедия" (1935); "Сирано де Бержерак" Ростана (1936. 1940), "Варвары" (1944), "Враги" (1948). "Русский вопрос" (1947); "Иванов" Чехова (1960); оперы:

"Кармен"; "Сицилийская вечерня" Верди (обе в 1920), "Сказка о царе Салтане"; "Турандот" Пуччини (обе в 1927), "Хованщина" (1928), "Тихий Дон" (1939) и ряд оперетт: "Прекрасная Елена" (1920), "Орфей в аду" (1921) Оффенбаха и др.

Роли: Шабельский ("Иванов"), Тарелкин ("Дело" Сухо-во-Кобылина), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Лука.

Р. - автор комич. оперы "Последнее приключение Дон Жуанам (1923, Воронеж) и ряда муз. сопровождений к спектаклям. В 1919-60 в„л педагогич. работу в театр. уч-щах Воронежа, Баку, в Москве (ЦЕТЕТИС), Ташкенте. М. Лифш.

/РЙДДЕРСАЛЕН" (Riddersalen, букв. - Рыцарский зал) - дат. частный т-р. Возник в 1877 в Копенгагене как кафе-шантан, позднее был преобразован в "литературное варьете". С 1926 в "Р." наряду с опереттами и ревю ставились драм. произв. Расцвет "Р." относится к 30-м гг., когда т-ром руководили реж. П. Кнутсон, X. Рунгваль, С. Бесеков, привлекавшие талантливых авторов, сочетавшие в постановочной практике яркую праздничность ревю, оригинальные эксперименты с глубиной и актуальностью идейного содержания.

Среди пост. т-ра: "Круглоголовые и остроголовые" Брехта (1936, первая в мире пост., в работе принимал участие автор), "Пропавшая мелодия" (1935), "Дюве-ке" (1940) Абелля, отличавшиеся антифашистской и антибурж. направленностью. В 40-е гг. ставились спектакли "Гамлет", "На дне", "Три сестры"; драма о норв. Сопротивлении "Если народ хочет жить..." А. Хьелланна, "Калигула" Камю, "Медея" Ануя, "Йерма" Гарсиа Лорки и др. Со 2-й пол. 50-х гг. "Р." утратил сво„ значение.

Лит.: N e i i e n d a m R., Forlystelsernes Alle. De Fre-deriksbergske teatres historie, Kbh.. 1958; Kragh- Jacobsen S., Teaterarbogen. 1962-1963, Kbh., 1963.

Вл. М.

"РИЕНЦИ", "Кола Риенци, последний из трибунов" ("Cola Rienzi, der Letzte der Tribunen")- опера Р. Вагнера, его же либр по роману Э. Булвер-Литтона "Риенци, или Последний трибун". Пост. 20 окт. 1842, Дрезден (дириж„р Рейзигер.реж. Хейне, хорм. Фишер; Риенци - Тихачек, Ирен - Вюст, Стефано Колонна - Детмер. Адриано - Шр„дер-Девриент, Паоло Орсини - Вехтер). Опера ставилась на мн. оперных сценах мира.

В России пост. 3 нояб. 1879, Мариииский т-р (Риенци - Орлов, Ирена - Рааб, Адриано - Славина, Орсино - Мельников, Паоло Орсини - Стравинский" Раймондо - Корякин). На сов. сцене пост. 3 апр. 1923. "Свободная опера Зимина", Москва (дириж„р Орлов, реж. Просторов, худ. Якулов, балетм. Чернецкая; Риенци - Матвеев. Ирена - Владимирова, Орсини - Головин, Колонна - Пирогов, Адриано - Остроумов, Кардинал - Чаплыгин). 7 нояб. 1923, ГАТОБ (дириж„р Похитонов, реж. Петров, художники Щуко и Бенуа, балетм. Леонтьев; Риенци - Большаков, Орсини - Смирнов, Ирен - Яковлева. Колонна - Шуиь лин, Адриано - Пен), ff Г p

РИЖСКИЙ ЛАТЫШСКИЙ ТЕАТР - старейший латышский театр. Возник в 1870 сначала как любительский, со 2-й половины 80-х гг. стал профессиональным. Первым руководителем т-ра был А. Алунан (1870-85). В 1893-1903 и 1905-13 т-ром руководил П. Озолинь, в 1903- 05- E. Дубур. На сцене Рижского латышского т-ра состоялись премьеры пьес Р. Бла-умана, Аспазии, Е. Зейболта, А. Бригадере и др. латышских авторов. Здесь латышский зритель познакомился с произведениями Шекспира, Шиллера, Лессинга, Гоголя. В труппе выросли видные артисты:

Д. Акментыня, Б. Румниеце, Ю. Скайдрите, Е. Дубур, А. Миерлаук, А. Фрейманис, А. Михельсон, П. Руд-зитис и др. Но зависимость т-ра от реакп. "Рижского латышского общества" стала преградой для его творч. развития. Только изредка, уступая требованиям прогрессивной общественности, т-р ставил передовую драматургию: "Мещане" (1904), "На дне" (1906) и др. В годы реакции т-р отказывается от прогрессивных тенденций и теряет сво„ общественное значение. Закрылся в 1918 во время нем. оккупации.

Лит.: КундзиньК. Э., Латышский театр. М., 1963. К. К.

РИЖСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Государственный театр музыкальной комедии Лат в. С С P) - латыш, муз. театр. Основан в 1945 в Риге. Первый спектакль ("Фиалка Монмартра" Кальмана) пост. в 1946. В т-ре работают латыш, и рус. труппы. В 1954 т-р пост. первую латыш. сов. муз. комедию "В краю голубых оз„р" Жилинского, в 1955 - муз. комедию Полымского "Дочь актера" ("Лев Гурыч Синичкин"), в 1956-"Румму Юри" Арро и Нормета. Вслед за этим были пост.: "Шесть маленьких барабанщиков" Жилинского (по о. п. Алунана.1958), "Когда Адам в отпуске" Золотоноса (1958), "Чайки без моря" Круклиса (1960), "Аннеле" Игенберг (1963). Ставятся муз. комедии рус. сов. композиторов: "Севастопольский вальс" (1962) Листова, "Трембита" (1952). "Поцелуй Чаниты" (1959), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Вольный ветер" (1953), "Белая акация" (1957) Дунаевского; совр. зарубежные оперетты:

"Свадебный тел„нок" Винце (1956), "Баронесса Лили" Хуска (1959), "Моя прекрасная леди" Лоу (1962) и др. Т-р ставит также водевили и балетные миниатюры на музыку латыш, композиторов. В труппе т-ра (1963): засл.арт. РСФСР К. Крахмал„ва, засл. арт. Латв. ССР М. Зирдзинь, арт. Вс. Зирдзинь, Л. Беликова, Ю. Вильгерт, А. Миллер, А. Кисел„ва и др. Гл. реж.- засл. арт. Латв. ССР и Чуваш. АССР Б. Прау-дин, гл. дириж„р - засл. деят. иск-в Латв. ССР Т. Вейш, хорм.- Э. Скудра, балетм.- Э. Друлле, В. Никитин, худ.-засл. деят. иск-в Латв. ССР А. Зир-нис; Л. Меркманис.

Лит.: Вейш Т., Десятилетие театра музыкальной комедии, "Советская Латвия", 1956, 8 янв.

РИЖСКИЙ ТЕАТР РУССКОЙ ДРАМЫ - старейший драматический т-р Латв. ССР. Осн. в Риге в 1883. В репертуар входили:"Горе от ума", "М„ртвые души", "Свадьба Кречинского", пьесы Островского, а также произв. Шекспира, Шиллера и др. Т-р работал в помещении рус. благотворительного об-ва, обладал сильной труппой. С 900-х гг. в разное время здесь работали режиссеры К. Н. Незлобии, К. А. Марджа-нов, H.H. Михайловский и др., актеры М. Ф. Андреева, И. Н. Певцов, П. Н. Орленев, Е. Т. Жихарева, Е. Н. Рощина-Инсарова, Г. М. Терехов, Е. А. Поле-вицкая. На сцене т-ра неоднократно гастролировали М. Т. Иванов-Козельский, В. Ф. Комиссаржев-ская, H.H. Ходотов, М. В. Дальский, В. И. Качалов, М. А. Чехов и др. В 1904-05 в т-ре шли спектакли "Мещане", "На дне". Большим успехом пользовался спектакль "Дачники", к-рый т-р привозил в Москву во время гастролей.

В 1925 актеры образовали театр. предприятие - товарищество "Т-р рус. драмы", к-рое работало на самоокупаемости и на взносы членов товарищества. В период с 1935 до сер. 1940-х (годы после фашистского ульманисовского переворота) т-р переживал трудности. Но несмотря на цензурные препоны, он сохранял в сво„м репертуаре лучшие произв. рус. и зарубежной классики, ставил пьесы сов. драматургов - "Скутаревский" Леонова (1934), "Платон Кречет" (1937); "Таня" Арбузова (1939). В этот период в труппе работали актеры: Л. fi. Мельникова, А. С. Астаров, И. Ф. Булатов, Ю. И. Юровский, Ю. Л. де-Бур, Е. О. Бур-Бунчук, Н. С. Барабанов, А. С. Александрова, В. А. Шаховской, Е. А. Долин и др., входившие впоследствии в труппу Гос. рус. драматич. т-ра Латв. ССР (так назывался в 1940-58).

После вхождения Латвии в Сов. Союз (1940) т-р стал государственным, в его репертуаре утвердились пьесы рус. сов. авторов, латыш, совр. драматургов и произв. совр. зарубежной драматургии. Во время фашистской оккупации Латвии (1941-44) т-р был закрыт. Часть актеров находилась в эвакуации, работала в военных ансамблях. В 1944 т-р был восстановлен (в 1958 переименован в Р. т. р. д.). Среди лучших спектаклей т-ра: "Враги", "Без вины виноватые" (оба в 1946), "Мещане", "Дядя Ваня", "Кремл„вские куранты" (все в 1947), "Лес"; "Свадьба Фигаро" Бомарше (оба в 1948), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1949), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Воскресение", "Ревизор", "Любовь Яровая" (все в 1951), "Дачники"; "Бешеные деньги" Островского (оба в 1952), "Волки и овцы" (1953); "Сомов и другие" Горького, "Король Лир"; "Порт-Артур" Петрова и Степанова (все в 1954), "Привидения" (1956); "Макбет", "Сонет Петрарки" Погодина (оба в 1957), "Тевье-молочник" Шолом-Алей-хема, "Такая любовь" Когоута (оба в 1958), "Щедрый вечер" Блажечка (1961), "Сирано де Бержерак" Ростана, "Ч„рные птицы" Погодина, "Не склонившие головы" Дугласа и Смита (все в 1962), "Совесть" Павловой (1963), "Егор Булычов и другие" (1964).

Т-р ставил пьесы латыш, драматургов: "В огне" Блаумана, "Любовь сильнее смерти" Райниса, "Купальщица Сюзанна" Упита, "Маяк на острове" и "Буря" Лациса, "Слово женщинам" Залите, "В какую гавань?" Григулиса, "Хотя и осень" Приеде и др.

режиссерами т-ра в разные годы работали: А. П. Глеков (1945-48), А. С. Мартынов (1948-51), M. A. Пярн (1940-52), A. A. Ефремов (1948-50), A. И. Лакшин (1952-56), С. Э. Радлов (1954-58), В. М. Ба-люнас (1956-60), О. Э. Лебедев (1960-63) и др. Более 30 лет (1925-59) проработал здесь нар. арт. СССР Ю. И. Юровский, к-рый был главным исполнителем большинства ведущих ролей и режиссером мн. спектаклей.

В труппе т-ра (1965): нар. арт. Латв. ССР - Н. С. Барабанов, Е. О. Бур-Бунчук, В. Я. Глухов; засл. арт. Латв. ССР - А. С. Александрова, А. Р. Аугш-кап, С. П. Васильев, Р. Н. Дамбран, Б. С. Дзерук, Е. Н. Крылова, А. Р. Пельше, М. А. Подгурская, Г. П.Тимофеев, Б. Ц. Тихов, В. А. Шаховской и др.; худ. т-ра засл. деят. иск-в Латв. ССР М. А. Аболинь и Ю. Н. Феоктистов. Гл. реж. т-ра (с 1963) - засл. деят. иск-в УССР А. Ф. Кац.

Лит.: Пятнадцать лет русского театра в Латвии (1921- 1936), "Общества друзей рус. театра в Латвии", Рига. 1936;

ВахрушеваЕ., Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.

РЙККА, Сиркка Андреевна (р. 1912) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). Род. в финской семье, эмигрировавшей в США. Впервые выступила на эстраде рабочего клуба в Детройте. С 1932 жив„т в СССР. В 1948 окончила Ленингр. консерваторию. С 1939-солистка ансамбля песни и пляски "Кантеле", в 1952-филармонии в Петрозаводске. Выступает как концертная певица с песнями разных народов. Обладает чистым и звучным голосом прозрачного тембра. Исполнительская манера отличается задушевностью.

Лит.: Я у н з e м И., Одна из лучших певиц страны, "Сов. культура", 1959, 29 авг., .Ni 106. А. Ив.

РИККОБОНИ (Riccoboni), Луиджи Андреа (1675- 1753) - итал. актер, драматург, театр. деятель. Род. в семье актера Антонио Р. С 14-летнего возраста выступал (под именем Лелио) в бродячих труппах коме"-дии дель арте. В 1698 стал директором (капокомико) собств. труппы. Стремясь к созданию в Италии лит. т-ра, Р. боролся с деградировавшей к нач. 18 в. комедией дель арте, пытался ставить итал. трагедии 16 в., франц. комедии и трагедии 17 в., а также собств. пьесы. Однако эти попытки не имели успеха, т. к. большинство зрителей сохраняло приверженность комедии дель арте. В 1716 Р. по приглашению франц. регента возглавил т-р "Комеди Италъенн" (Париж), с к-рым была связана его дальнейшая работа. В 1731 отош„л от т-ра и занялся лит. деятельностью. Автор нескольких работ о т-ре.

Соч.: Nouveau theatre italien. Р., 1816-31 (пьесы Р.);

L'histoire du theatre italien. v. 1-2, Р., 1728; Pensees sur la declamation. Р., 1738; De la reformation du theatre. Р.. 1743; Observation sur la comedie et sur le genie de Moliere. Р., 1736. Н. Мок.

ГЙЛЛА (Rilla), Пауль (26.XII.1896-5.XI.1954)- нем. театр. критик и историк лит-ры. В период гитлеровской диктатуры участвовал в подпольной антифашистской борьбе в Германии. После окончания войны жил и работал в ГДР, редактировал журн. "Драма-тургише блеттер", был членом Академии иск-в. Опираясь на опыт т-ра "Берлине? ансамбль", Р. утверждал, что основа успеха театр. иск-ва в его тесной связи с передовыми обществ, идеями. Р. уделял большое внимание рус. и сов. драматургии. В 1955 за лит.-критич. деятельность был награжд„н Нац. пр.

Соч.: Goethe in der Literaturgeschichte, В., 1949; Literatur, Kritik und Polemik, B., 1950; Essays, B., 1955; Lcssing und seine Zeitalter, B., 1958.

Лит.: Rudolf J., P. Rilla. Ein aufbauender Kritiker. "Weimarer Beitrage", 1955, ј 3. И. Н.

РИМ . (Roma) - столица Италии (2309 тыс. жит. на 1963). О театр. жизни Древнего Рима см. в ci. Древне-римский театр. После падения Римской империи (476) развитию театр. иск-ва в Р. препятствовало враждебное отношение к т-ру духовенства и феодальной знати. Однако с 7 в. элементы т-ра проникали в религиозные празднества. Представления литургической драмы в церквах были запрещены указом папы римского Иннокентия III и стали разыгрываться на паперти и на площадях. В 1264 в Р. было организовано театр. "братство" Гонфалоне для пост.. мистерий в Колизее. В 15 в. в папском дворце и в домах видных священнослужителей ставились лат. трагедии и комедии. В 1513 представители семьи Медичи выстроили деревянный т-р. В 17 в. были открыты; Т-р Барберини (в 1631), "Гранофи" (в 1667), "Top ди нона" (в 1671; с 1795 -т-р "Аполло"), "Капраника" (в 1679) и др.; во всех этих т-рах ставились преим. оперные спектакли. В 18 в. в Р. начали работать крупные т-ры - "Алиберти", "Балле", "Арджептина", в к-рых шли муз. и драм. спектакли. Под влиянием франц. бурж. революции конца 18 в. т-ры ставили произв. т. н. "якобинского репертуара" - "Вирджиния" Альфьери, "Смерть Юлия Цезаря" Вольтера, "Карл IX" Шенье и др.

В 19 в. театр. жизнь Р., в отличие от городов Сев. Италии, была слабо связана с общественно-политич. событиями страны - революцией 1848, борьбой итал. народа за нац. освобождение и объединение своей родины. 'Крупным явлением театр. иск-ва стала премьера оперы "Севильский цирюльник" Россини (1816. т-р "Арджентина"). Среди первых т-ров, открытых после провозглашения в 1871 Р. столицей объедин„нной Италии, был т-р "Квирино", здание к-рого было построено в том же году; т-р ставил фарсы, фьябы, пантомимы, оперетты. В 1880 оперой "Семирамида" Россини открылся т-р "Костанци" (с 1946 наз. "Римская опера").

В нач. 20 в. осуществлялись попытки создать в Р. постоянный т-р: были организованы "Дом Гольдони" (1900, в помещении т-ра "Балле", под рук. Э. Новелли) и "Римская драм. труппа" (1905, в здании т-ра "Арджентина"). Однако из-за финансовых трудностей эти труппы вскоре прекратили свою деятельность. В 1900 построен для спектаклей под открытым небом т-р "Элизео", где ставятся оперы, оперетты и драм. спектакли.

В годы фашизма (1922-43) в Р. было открыто только 3 новых т-ра - Художеств. т-р под рук. Л. Пиранделло (в 1925), "Т-р независимых" (в 1922) и т-р "Делле арти" (в 1937) под рук. А. Дж. Брагальи.

Ликвидация фашизма, подъ„м демократия, движения определили стремление театр. деятелей Р. к обновлению репертуара, художеств. при„мов; открываются т-р "Пиранделло" (в 1947), "Т-р сатиры" (в Г949), "Городской т-р Рима" (в 1948), "Т-р музы" (в 1954) и др. В нач. 50-х гг. работал "Пикколо театро" под рук. О. Коста. В сезон 1959-60 по инициативе В. Гасмана начал деятельность "Итальянский народный т-р" (открылся спектаклем "Адельгиз" Мандзони).

Постоянных драм. коллективов в Р. не существует. В нач. 60-х гг. 20 в. в Р. было 15 театр. помещений, в к-рых играли труппы, организуемые на 1-2 сезона. Летом устраиваются представления на сценич. площадках: на развалинах др.-рим. терм Каракаллы, в парке Даини, в амфитеатре Остии. С 1935 в Р. работает Нац. академия драм. иск-ва, готовящая актеров. Ал. А.

РИМАЙТЕ, Она (1898-10.УЛ950) - лит. сов. актриса. Засл. арт. Лит. ССР (1945). Сценич. деятельность начала в 1911 в Каунасском об-ве "Дайна" ("Песнь"). С 1913 играла в передвижной труппе А. Виткаускаса. В 1915 поступила в театр. школу С. В. Халютиной в Москве, в 1918 была приглашена в МХТ. С 1921 (кроме 1926-28, когда она возглавляла труппу "Наш театр") играла в Каунасском т-ре. Р. выступала в драм. и комедийных ролях, обладала красивым голосом, игра е„ отличалась проникновенным лиризмом, порой мелодраматизмом.

Роли: Мирандолина; Людите ("Пан и мужик" Фромма-са-Гужутиса), Луиза ("Коварство и любовь"), Дуонуте ("Скиргайла" Креве-Мицкявичюса), Амалия ("Разбойники"), Дангуоле ("Государь" Миколайтиса-Путинаса), Вильте ("Шарунас" Креве-Мицкявичюса), Офелия; Оливия ("Двенадцатая ночь") и др. щ д

РИМКЯВИЧЮС, Витаутас (р. 26. XI 1.1930) - лит. сов. драматург. В 1954 окончил Вильнюсский педа-гогич. ин-т и начал лит. деятельность. В драме Р. "Водяная лилия" (Т-р драмы Лит. ССР, 1958) показан героизм литов. комсомольцев, борющихся с бурж. националистами в послевоенные годы. Пьеса "Круг" (там же, 1963) поев. проблемам совр. морали. Выступал как кинодраматург (сценарий к ф. "Канонада", 1961). , , И.Лан.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница