Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 353)


"РАБИС" - сов. иллюстрированный журнал. Орган ЦК Всерабис (Центр, комитета Всесоюзного проф. союза работников иск-в). Выходил в Москве в 1927 -34; до 1930 (до 37-го номера) - еженедельно, после, до 1933,ежедекадно; с 1933-ежемесячно; всего - 302 номера. Наряду с вопросами художеств. творчества (театр. кино, музыка, эстрада, цирк, изобразит, иск-во, фото) "Р." широко освещал деятельность ЦК Рабис и его организаций на местах. А. Шн.

РАБб (Rabaud), Анри (10.Х.1873-11.XI.1949) -франц. композитор. Учился в парижской Консерватории у А. Жедальжа и Ж. Массне. В 1908-18 был дириж„ром т-ра "Гранд-Опера", в 1920-40- директором парижской Консерватории. Музыка Р. продолжает традиции франц. классицизма с его стремлением к ясности, законченности и уравновешенности, вместе с тем в ней сказалось влияние Вагнера. Автор опер: "Дочь Роланда" (1904), "Маруф, спаситель Каира" на сюжет из "Сказок 1001 ночи" (1914), "Зов моря" по пьесе Д. Синга "Всадники моря" (1924),- все пост. в театре "Опера комик" (Париж), "Роланда" (1934, т-р "Гранд-Опера"), "Мартина" (1947, Страсбург), "Игра любви и случая" по Мариво (1954, Монте-Карло), музыки к пьесам Шекспира и др. Опера "Маруф" пост. в театрах различных стран мира. Р. обработал оперу Мегюля "Иосиф" (1946, театр "Гранд-Опера"). Один из первых композиторов кино.

Лит.: d'Ollone M., H. Rabaud, sa vie et son oeuvre, P., 1958. Ал. М.

"РАБОЧИЙ ЗРИТЕЛЬ" - иллюстрированный театр.-художеств. журнал культотдела МГСПС. Выходил еженедельно с дек. 1923 по май 1925; всего - 51 номер. Журнал освещал гл. обр. моск. театр. жизнь (рецензии на спектакли, концерты, кинофильмы, программы и либретто моск. зрелищных предприятий, хроника). Выражал позиции Пролеткульта. . 4. ifi

"РАБОЧИЙ И ТЕАТР" - сов. иллюстрированный театр.-худож. журнал. Выходил в Ленинграде с сент. 1924 по дек. 1937 (до 1935 - еженедельно, до 1937 - раз в две недели, в 1937- ежемесячно). В "Р. и т." освещалась театр.-худож. жиз-нь Ленинграда, Москвы (рецензии на спектакли, концерты, кинофильмы, выставки и пр. информация, хроника), печатались статьи по разным творч. и организац.-худож. вопросам. До 1930, в виде приложений, в "Р. и т." давались программы ленингр. т-ров. Большое участие в работе журнала принимал А. В. Луначарский. А. Шн.

РАБОЧИЙ СЦЕНЫ - технич. работник машинно-декорационного цеха т-ра, в обязанности к-рого входит установка декораций к спектаклю, подготов-ка и ремонт декораций, разработка и перемена их по ходу спектакля. Бригада рабочих сцены работает Д руководством машиниста сцены и его помощников.

РАБОЧИЙ ТЕАТР СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ- латыш, драматич. т-р. Основан в Риге в 1919 правительством Сов. Латвии. Организатором и идейным руководителем т-ра был писатель А. Упит. Открылся 23 февр. спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит). Затем были пост. трилогия А. У пита ("Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла"), "Враги" Горького, "Свыше наших сил" Бьернсона (все в 1919). В труппе т-ра были режиссеры А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Э. Лауберт, А. Кокалис, актеры П. Балтабола, Т. Банга, Р. Вейц, Я. Осис, Т. Подниек, Б. Румниеце, М. Шмитхене и др. Т-р стремился создавать спектакли, созвучные революц. эпохе. Работа т-ра прекратилась в мае 1919 после захвата Риги контрреволюционерами. Бурж. пр-во, переформировав т-р, открыло в конце 1919 Нац. т-р (с 1940 - Т-р драмы Латв. ССР). К. К.

РАБОЧИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ - см. Политический театр.

РАВЕЛЬ (Ravel), Морис (7.III.1875, Сибур,- 28.XII.1937, Париж) - франц. композитор. Учился в парижской Консерватории (по классу композиции у Г. Форе). Наряду с К. Дебюсси Р.- крупнейший франц. композитор конца 19 - нач. 20 вв. В творчестве Р. получили развитие нац. муз. традиции; оно тесно связано с франц. и исп. муз. фольклором. В раннем периоде Р. был близок к импрессионизму, позднее в его творчестве выступают черты неоклассицизма. Музыка Р. отличается ясностью и изяществом, гармоничностью формы, изысканностью мелодий, графич. ч„ткостью линий. Композитор в совершенстве владел оркестровыми тембрами, достигая единства и многообразия выразит, средств. Наряду со мн. симф." камерными, фп. произв., Р. принадлежат две одноактные оперы - "Испанский час" (1911, т-р "Опера комик", Париж) и "Дитя и чары" (1925, Монте-Карло); балеты-"Сон Флорины" на музыку оркестрованной сюиты для фп. "Моя матушка гусыня" (1912, "Т-р дез Ар", Париж), "Аделаида, пли Язык цветов" (на музыку "Благородных и сентиментальных вальсов", 1912, т-р "Шатле", Париж), "Дафнис и Хлоя" (1912, "Рус. балет С. Дягилева", Париж), "Болеро" (соч. для И. Рубинштейн, 1928, театр "Гранд-Опера"), хореографич. поэма

"Вальс" (1929, там же) и др. "Камерные" оперы Р. отмечены стилизацией, иронией. Они отличаются выразительностью вок. партий, гибко передающих речевые интонации, графической ясностью конструкций, ансамблевой оркестровкой, выделяющей функции каждого инструмента. Балет "Дафнис и Хлоя" (пост. по сценарию М. М. Фокина) - вершина сценич. опытов Р. и лучшее его симф. произв. (музыка была задумана как "хореографич. симфония" со строгим тональным планом и системой лейтмотивов). Творчество Р. повлияло на мн. композиторов Франции и др. стран, в т. ч. на Б. Бартока, М. де Фалья, Э. Вила Лобоса, А. Казеллу. Воздействие Р. заметно в балетных партитурах С. С. Прокофьева и А. И. Хачатуряна. В 1922 Р. оркестровал "Картинки с выставки" Мусоргского. В его ред. это произведение ставилось как балет, в т. ч. в 1963 Московским музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Лит.: Равель в зеркале своих писем. Сост. М. Жерар и Р. Шалю, пер. с франц., Л., 1962; К р е и н Ю., Морис Равель, "Сов. музыка", 1957, М 12; Цыпин Г., Морис Равель, М., 1959; К р е и н Ю., Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; Альшванг А., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; М а с h a-bey A., M. Ravel, Р., 1947; Bruyr J., M. Ravel, ou le lyrisme et les sortileges, P., 1950; J a n k e 1 e-v i t с h V., Ravel, P., 1956; Ackere J. van. Maurice Rave], P., Brux., 1957. Ал. М.

РАВЕНСКИХ, Борис Иванович [р. 14(27). VI. 1914]- рус. сов. режиссер. Нар. арт. РСФСР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. В 1935 окончил режиссерский ф-т Ленингр. ин-та сценич. иск-в и в этом же году поступил в Т-р им. Мейерхольда, где до 1938 работал ассистентом режиссера. Пребывание в этом т-ре оказало влияние на дальнейшее творчество режиссера. Он воспринял у Мейерхольда публицистичность, тяготение к яркой, выразит, форме. В 1940-41 Р. проходил практику во МХАТе, в 1941-50 был режиссером Драм. студии им. К. С. Станиславского (позже Моск. драм. т-р им. К. С. Станиславского). Пост. здесь "В тиши лесов" Нилина (1948), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949) и др. В 50-х гг. Р. пост. спектакль "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950, Моск. т-р Сатиры), отличавшийся яркими красками, оптимистич. видением жизни.

В 1951-60 Р.-режиссер Малого т-ра. Наиб. значит. работа в этом т-ре-спектакль "Власть тьмы" (1956). Отказавшись от традиционного бытового толкования этой драмы, Р. трактовал "Власть тьмы" как высокую трагедию, стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека. Р. обострял характеры, вносил в действие напряж„нный динамизм, широко использовал музыку, свет. В Малом т-ре Р. пост. также спектакли: "Шакалы" Якобсона (1953), "Иван Рыбаков" Гусева (1954), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Осенние зори" Блинова (1960).

С 1960 Р. возглавляет Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина; режиссер стремится к созданию совр. публицистич. спектакля - "Романьола" Скуарцины (1963), "День рождения Терезы" Мдивани (1961), тяготеет к яркой, темпераментной нар. комедии - "Свиные хвостики" Дитла (1961). В 1964 Р. пост. героич. монументальный спектакль "Поднятая целина" по Шолохову. Спектакли Р. эмоциональны, насыщены движением, красками, музыкой. Н. Вел.

РАДАКОВ, Алексей Александрович (26.III.1879- 1942) - рус. художник-карикатурист, плакатист, живописец, иллюстратор, театр. художник. Окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1900). Занимался в художеств. уч-ще Штиглица и мастерской П. Лорана (Париж). В т-ре начал работать в 1912 ("Царь Фалалей", Литейный т-р, Петербург). Оформлял спектакли в т-рах "Летучая мышь" (Москва), "Бродячая собака" (Петербург) и др.; ряд спектаклей подготовил с реж. К. А. Марджановым.

Осн. работы: "Много шума из ничего" (1919), "Разбойники" (1919) в Ленингр. Большом драм. т-ре; "Дон Паскуа-ле" Доницетти (1922, Троицкий т-р, Петроград), "Лебединое озеро" (Одесский т-р оперы и балета) и др. АН. Ш.

РАДЖАБИ (Р а д ж а б о в), Юнус [р. 5(17).1896]- узб. сов. композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР (1953). В 1923 окончил Нар. консерваторию (Ташкент) как певец и исполнитель на нар. инструментах. В 1925-27 - муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра. В 1927-53 - худ. рук. оркестра нар. инструментов радио Ташкента. Р. принял участие в создании муз. драм: "Месть" (1941, Т-р им. Мукими, Ташкент), "Фархад и Ширин" (1947, Т-р им. Таш-совета, Ташкент) (обе совм. с Б. Б. Надеждипым), "Кучкар Турдыев" (совм. с Н. Н. Мироновым, 1942, Янги-Юль), "Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же). Р. принадлежат произв. для оркестра узб. нар. инструментов, записи узб. нар. музыки (5 тт.), многочисл. песни, романсы, инструментальные произв. М. Ахм. РАДЗЯВИЧУС, Альфонас Андряус (р. 19.111. 1905) - литов. сов. актер, режиссер. Засл. арт. Лит. ССР (1947). В 1929 окончил драм. студию. В том же году был принят в Каунасский гос. т-р. В 1931-35 и в 1939-43 работал в Шяуляйском т-ре, в 1935-39 - в Клайпедском т-ре. С 1943 - актер Т-ра драмы Лит. ССР. В 1947-50 - худ. рук. Каунасского т-ра.

Роли: Николай Скроботов ("Враги", Гос. пр. СССР, 1947), Ока„мов ("Машенька"), Гуща ("Доля предрассветная" Сруоги), Сметона ("Незримое оружие" Гудайтиса-Гузявичу-са), Вилли Ломен ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Яки-мов ("Совесть" по Павловой).

Пост. спектакли: "Беспокойная старость" Рахманова (1940, Шяуляйский т-р), "Молодая гвардия" (1947); "Жизнь в цитадели" Якобсона (1948) - Каунасский т-р; "Блудный сын" Раннета (1958, Т-р драмы Лит. ССР) и др. В„л педагогич. работу в драм. студии (Каунас) и в Культурно-просветительном техникуме (Вильнюс). Ал- Д-РАДЗЯЛОВСКАЯ, Е. П.- см. Родзяловская Е. П. РАДИН, Николай Мариусович [наст. фам.- К а-з а н к о в; 3(15) XII. 1872- 24.УП1.1935 ] - русский сов. актер и режиссер, Засл. арт. Республики (1925). Сын актера М. М. Петипа, внук балетмейстера М. И. Петипа. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1900). Выступал в любительских спектаклях. Как актер-профессионал участвовал в гастрольной поездке В. Ф. Комиссаржевской (1902-03; роли: Келлер и Кесслер - "Родина" и "Бой бабочек" Зудермана, Паратов и др.). В 1903-08 Р.- в труппе Т-ра Корша в Москве. Блестящие внешние данные, элегантные манеры, умение носить костюм обеспечили Р. успех в т. н. салонных комедиях. Созданные им образы были отмечены жизнерадостностью, обаянием, юмором. "...Естественность и непринужденность тона, пленительную манеру вести разговор, лукавую усмешку, стремительную смену выражений лица - все то что ему было дано природой, он сумел перенести на сцену "е утратив ни доли жизненности и правдивости" (Н и к у л и н Л., Люди русского искусства, 1947, с. 211). Работа в Т-ре Корша под рук. Н. Н. Синельникова заменила Р. театр. школу: Р. приобр„л здесь опыт, технику, чувство ансамбля, выработал особую изящную простоту исполнения. Среди его крупных работ - Дульчин ("Последняя жертва", 1904), На-блоцкий ("Карьера Наблоцкого" Барятинского, 1904), Анатоль (о. п. Шницлера, 1904), Музон ("Красная мантия" Бри„, 1905). В 1908-11 Р. играл в Одессе (у М. Ф. Багрова); роли:

Астров ("Дядя Ваня", 1908), Глумов (1908) и Крутицкий (1910) - "На всякого мудреца довольно простоты", Петруччио (1909); Бенедикт ("Много шума из ничего", 1910) и др. В 1911-14 Р.- актер киевского Театра Со-ловцова; роли: Каренин ("Живой труп", 1911), Тар-тюф (1911), Дон Жуан (о. п. Мольера, 1912) и др. Создавая разнохарактерные образы, Р. добился творческой самобытности и искусства перевоплощения, умения точно передавать стиль автора, достиг виртуозности в ведении диалога и отделке деталей. В 1914-18 Радин играл в труппе Московского драматического т-ра Е. М. Суходоль-ской; роли: Джон Уортинг ("Легкомысленная комедия для серьёзных людей" Уайльда, 1914), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1914), кн. Вольский (1916) и Дра-гоменецкий (1917) - "Касатка" и "Горький цвет" А. Н. Толстого.

В 1918-32 (с небольшими перерывами: сезон 1924/25-Т-р им. МГСПС, 1927-28 - Краснодарский т-р) Р. работал в Т-ре б. Корш; был здесь актером, режиссером, нек-рое время и художеств. руководителем. Роли: Альцест ("Мизантроп" Мольера, 1918), Дон Се-зар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго, 1918), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1920), Шпекин ("Ревизор", 1924, впервые-в 1905), Микаэль ("Праздник Иоргена" Прокофьева по Бергстедту, 1924), Берлюро ("Торговцы славой" Паньоля и Нивуа, пост. Р., 1926), Кюре ("Ремесло г-на кюре" Вотейля, пост. Р., 1927), Мерц ("Инженер Мерц" Никулина, пост. Р., 1928), Берсенев ("Разлом" Лаврен„ва, 1927), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко, 1928), Топаз ("Болото" Паньоля, пост. Р., 1929). Наиболее значит, пост. Р.- "Цианистый калий" Вольфа (1930). В 1932-35 Р.-в труппе Малого театра; роли: Звездинцев ("Плоды просвещения", 1932, впервые -в 1928), Болингброк ("Стакан воды" Скриба, 1932, впервые-в 1912), Захар Бардин ("Враги" Горького, 1933), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В сов. время блестящее, л„гкое, изящное дарование артиста углубилось, приобрело социальную остроту, сатирич. ч„ткость; в его же образах Мерца и Ленчицкого-сына звучала радость утверждения новой жизни.

Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Д у р ы л и н С. Н., Н. М. Радин, М.- Л., 1941; Никулин Л., Люди русского искусства, М., 1947. Е фил.

РАДИОПОСТАНОВКА - одна из форм художе ственного радиовещания: передача по радио записанной на пленку пьесы или инсценировки лит. произв. В Р. широко применяются повествовательные и описательные элементы; важное место занимает ведущий (чтец, выступающий от лица автора или героя произв.). Являясь "незримым спектаклем", Р*. да„т неограниченный простор слушателю для работы воображения; каждый "видит" происходящее по-своему и т. о. слышимое становится "зримым". Осн. выразительные средства Р.- звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому большое значение прида„тся в Р. звуко-голосовой характеристике образа, созданию звуко-шумовой атмосферы действия (ветер, орудийные залпы, шум мотора, шаги и т. п.), нахождения акустич. среды (запись со щитами, стереофония звука, запись с ревербератором). При сов1э. технике записи режиссеры вс„ чаще начидают использовать магнитофонные аппараты, записывая отдельно на них текст, музыку, шумы и достигая затем путем многократных "наложений" интересных результатов. Среди Р.: "Буратино" (1951), "Маленький принц" по Сент-Экзюпери (1961), "Первый учитель" по Айтматову (1962), "Золотой кошель" (1963, по нарт-скому эпосу), "Десять дней, которые потрясли мир" по Риду (1963), "На этой стороне" Гонсалеса (1964) и др. Лучшие Р. связаны с именами актеров и режиссеров О. Н. Абдулова, М. И. Бабановой, Н. В. Литвинова, Р. Иоффе, Р. Я. Плятта, А. А. Консовского, В. А. Сперантовой и др.

Лит.: Микрюков М., Радиотеатр - искусство, "Театр", 1964, .ј 12. Мар. Т.

РАДИЩЕВ, Александр Николаевич [ 20(31).VIII. 1749, Москва,12(24)ЛХ.1802, Петербург] - рус. писатель, революц. просветитель, философ-материалист. Автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву", за опубликование к-рой был приговор„н к смертной казни, замен„нной ссылкой в Сибирь (книга была сожжена). Учился в Петерб. пажеском корпусе, в Лейпцигском ун-те. На формирование мировоззрения Р. большое влияние оказали деятели франц. Просвещения (Вольтер, К. Гельвеций, Д.Дидро, Ж. Ж. Руссо), рус. просветители (Я. П. Козель-ский, Н. И. Новиков). Цель иск-ва Р. видел в воспитании "истинного сына отечества", считал, что т-р должен быть учителем и организатором народа. Отстаивая иск-во действенное и правдивое, т-р глубоких страстей и высокого пафоса, Р. высоко оценивал творчество Шекспира. Высказывания Р. о т-ре вошли в его философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792, изд. 1809).

Лит.: Пиксанов Н. К., Радищев и Грибоедов, в кн.: Радищев. Статьи и материалы, Л., 1950; Рыбник А. М., Русская театральная критика XVIII и первой четверти XIX" вв., М., 1954 (Дисс.); Старенков М. П., Эстетические взгляды А. Н. Радищева, М., 1958;

Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. С. Г.

РАДЛОВ, Сергей Эрнестович (18.VII.1892-27.X. 1958) - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Окончил историко-фнлологич. ф-т Петерб. ун-та (1916).

В 1913-17 посещал занятия петерб. Студии В. Э. Мейерхольда на Бородинской ул. и сотрудничал в журнале "Любовь к тр„м апельсинам". В 1918-19 входил в состав репертуарной секции Петроградского отд. ТЕ О Наркомпроса, организовал передвижную Первую коммунальную труппу при ТЕ О для обслуживания фронтов гражданской войны (1918), работал в Драм. т-ре Госнардома (1919). Р. участвовал в организации массовых революц. празднеств, руководил пост. массовых зрелищ в Петрограде. В 1920-22 возглавлял организованный им "Т-р народной комедии", где продолжал студийные эксперименты В. Э. Мейерхольда. В 1923-27 осуществил ряд экспрессионистских пост. в Ленингр. гос. академич. т-ре драмы и в студии при н„м: "Эуген Несчастный" Толлера (1923), "Лизистрата" Аристофана (1924), "Отелло" Шекспира (1927) и др. Одновременно работал в Ленингр. гос. академич. т-ре оперы и балета: "Дальний звон" Шрекера (1925), "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1926), "Воццек" Берга (1927), "Борис Годунов" (1928). В 1931-34 Р.- худ. рук. Ленингр. т-ра оперы и балета, принимал участие в создании таких значит, спектаклей, как опера "Вильгельм Телль" Россини (1932) и балеты Асафьева "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934). В 1936-38 - худ. рук. Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина, где пост. "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, совм. с Н. В. Петровым), "На берегу Невы" Трен„ва (1937) и др.

В 1929-42 Р. возглавлял "Молодой т-р" (с 1935- Т-р-студия под рук. Радлова, с 1939 - Т-р им. Ленсовета), организованный им из своих учеников и выпускников мастерской В. Н. Соловь„ва. Здесь он пост. "Отелло" (1932, 1935 - две ред.), "Ромео и Джульетта" (1934, 1939), "Гамлет" (1938). В этих спектаклях Р. стремился ставить Шекспира, отказываясь от обветшалых традиций и штампов. Философскую глубину драматургии Шекспира Р. раскрывал в спектаклях "Отелло" в Малом т-ре (1935) и "Король Лир" в ГОСЕТе (1935).

В 1953-58 Р. работал в Рус. драм. т-ре в Даугав-пилсе (Латв. ССР) и в Рижском т-ре рус. драмы. В 1922-35 Р. в„л большую педагогич. работу в Ленингр. ин-те сценич. иск-в.

Соч.: Десять лет в театре, Л., 1929; Наша работа над Шекспиром, в сб.: Отелло. Ромео и Джульетта. Гамлет, Л.- М., 1939; Шекспир и проблемы режиссуры, "Театр и драматургия", 1936, ј 2; Как я ставлю Шекспира, в сб.:

Наша работа над классиками, Л., 1936.

Лит.: Пиотровский Адр., Театральное учение Радлова, "Жизнь иск-ва", 1922, ј 27; Левин М., У каждого "свой" Шекспир, "Театр", 1957, ј 8. Эд. К.

РАДОК (Radok), Альфред (р. 7.XII.1914) -чехословацкий режиссер. Засл. арт. ЧССР (1964). В 1934 поступил в Карлов ун-т, одновременно участвовал в студенч. театр. коллективах. В 1938 работал в т-ре "Д-34", затем в гор. т-ре в Пльзе-ни режиссером. В 1943 был арестован и отправлен в концлагерь. После освобождения страны от фашистской оккупации в 1945 - режиссер Т-ра им. 5 мая, в 1954-58 - режиссер Нац. т-ра в Праге, в 1958 был одним из создателей т-ра "Латерна магика", затем стал его руководителем. В 1962 - режиссер Гор. т-ров в Праге. Используя синтетич. природу театр. иск-ва, Р. обращает особое внимание на изобразит. и муз. стороны спектакля, тщательно работает с актерами.

Пост.: в Т-ре им. 5 мая-"Сказки Гофмана" Оффенбаха; в Нац. т-ре в Праге-"Лисички", "Осенний сад" Хелман, "Разбойник" Чапека, "Золотая карета" Леонова, "Ч„ртов круг" Циннер, "Комедиант" Осборна и др. Р.-автор пьесы "Необыкновенные приключения пана Пимпипана". Л. Сол.

РАДОНЕЖСКИЙ, Платон Анемподистович [ 1829- 19.IX (l.X).1879j -рус. артист оперы (бас). Брал уроки пения у Ф. Риччи в Петербурге. Совершенствовался в Италии. В 1860 дебютировал в т-ре "Пер-гола" (Флоренция). Концертировал в разл. городах Италии, Франции, Швейцарии, Германии. По возвращении в Россию дебютировал в янв. 1863 в Мари-инском т-ре. С 1864 - солист Большого т-ра. Обладал сочным, красивым и мягким голосом.

Партии: Влас, Князь Вязьминский ("Воевода", 1869, "Опричник", 1875, Чайковского)-первый исполнитель в Москве; Неизвестный ("Аскольдова могила" Верстовского), Сусанин,. Руслан, Фарлаф, Мельник; Владимир Красное Солнышко и Старик-странник ("Рогнеда" Серова), Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви) и др.

Лит.: Грановский Б., Платон Радонежский, "Сов. музыка", М., 1953, ј 10, с. 64-65; Ч е ш и х и н В., История русской оперы, т. 1, 2 изд., СПБ, 1905. Лил. П.

РАДОШАНСКИЙ, Николай Николаевич [1(13).III. 1887-10.VI.1963]-рус. сов. артист оперетты. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1910). Брал уроки пения у И. В. Тартакова, актерского иск-ва - у К. А. Мард-жанова. Впервые выступил на сцене в 1908 (Петербург, т-р "Зимний Буфф"). В 1912-36 работал в петерб. (ленингр.) и моск. т-рах оперетты. В 1936-48 - худ. рук. и режиссер т-ров оперетты в Омске, Томске, Куйбышеве и др. Обладал приятным голосом (баритон), выигрышной сценич. внешностью, играл роли героев, простаков, комиков, характерные.

Роли: Эдвин и Ферри, Раджами, Тассило, Мистер Икс ("Сильва", "Баядера", "Марица", "Принцесса цирка" Кальмана), Данило ("Вес„лая вдова" Легара), Амонай ("Цыганский барон" И. Штрауса), Джим ("Роз-Мари" Фримля и Стотхарта), Гаспарон (о. п. Милл„кера), Боккаччо (о. п. Зуппе), Беранже ("Сердце поэта" Стрельникова) и др.

Соч.: Записки актера оперетты, Л.-М., 1964. М. Лифш.

РАДУНСКИЙ, Александр Иванович [р. 21. VII (3.VIII).1912 - рус. сов. артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Отец Р. - популярный артист цирка И. С. Радунский. В 1930 окончил Моск. хореография, уч-ще (класс М. М. Габови-ча) и был принят в труппу Большого т-ра. Яркая мимич. выразительность, музыкальность, пластичность движений, мягкий заразительный юмор характеризуют исполнительское иск-во Р.

Партии: факир Магдавая ("Баядерка" Минкуса), Дон Кихот (о. п.), доктор Гаспар ("Три толстяка" Оранского), Капитан ("Красный мак"). Мишо ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Капулетти ("Ромео и Джульетта"), граф Альбафьорита ("Мирандолина" Василенко), Царь ("Кон„к-Горбунок" Щедрина) и др.

С 1937 выступает как режиссер-балетмейстер, стремится выражать в балетном иск-ве совр. темы. Пост. (совм. с Н. М. Попко и Л. А. Поспехиным):

"Аист„нок" и "Светлана" Клебанова (1937, 1939), "Алые паруса" Юровского (1942), "Кон„к-Горбунок" Щедрина (1959) - все в Большом т-ре; концертные программы и др. С 1962 - гл. балетмейстер Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова.

Лит.: Александр Иванович Радунский, М., 1953 [Буклет], с. 5; "Искусство кино", 1955, ј 7, с. 44-51; "Театр", 1951, ј 5, с. 76-78; "Музыкальная жизнь", 1960, ј 10, с. 5. М. Кл.

РАДУНСКИЙ, Иван Сем„нович (1872-1955)- сов. цирковой артист, муз. клоун-эксцентрик и сатирик. Засл. арт. РСФСР (1939). Дебютировал в Одессе в 1888. Совм. с Ф. Кортези создал дуэт "Бим-Бом" (позднее выступал с М. Станевским и Н. Вильтзаком). Артисты играли на необычных инструментах (метла-виолончель) или предметах бытового назначения (набор горшков, бутылок и т. п.). Музыка сопровождала текст (куплеты или диалоги). В годы обществ, подъ„ма (1905) выступления "Бим-Бом" приобретали поли-тич. и сатирич. направленность. В 1914-19 Р. был арендатором и директором цирка б. Саламонского (ныне - Моск. госцирк). В 1920-25 жил в Польше. В 1946-48 Р. выступал один. Написал книгу воспоминаний о цирке-"Записки старого клоуна" (1954). М. 3.

РАДЦИГ, Сергей Иванович [р. 5(17).V.1882] - рус. сов. уч„ный, литературовед. Доктор филологич. наук (1936). В 1904 окончил Моск. ун-т (ист.-филологич. ф-т). С 1906 преподавал на моск. Высших женских курсах, в 1919-21 и в 1942-49 - в МГУ, в 1942-48 - в ГИТИСе и др. С 1942 - профессор. Работы Р. поев. истории античной культуры, лит-ры, т-ра.

Соч.: Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.:

Сборник Ярославского гос. ун-та, вып. 1, Я росл., 1920;

Античная мифология, М.-Л., 1939; Прометей Эсхила и его значение, в кн.: Эсхил, Прикованный Прометей, М., 1948;

Вступ, ст. и примеч. Р. в его кн.: История древнегреческой литературы, М.-Л., 1940, 2 изд., М., 1959; Аристофан и его время, в кн.: Аристофан. Сб. статей МГУ..., [М.], 1956; К вопросу о мировоззрении Софокла, "Вестник древней истории", 1957, "Ns 4; Миф и действительность в греческой трагедии, "Научные доклады высшей школы. Филологич. науки". 1962, .ј 2; Античная лит-ра и ее художеств. и историч. значение в связи с общей культурой древних греков и римлян, [М.], 1962. С. Г.

РАДЧУК, Ф„дор Иванович (р. 2.1.1899) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1947). В 1921 окончил драм. школу в Киеве. В 1920 поступил в 1-й Гос. укр. драм. т-р им. Т. Шевченко, в 1923 в т-р "Берез?ль" (ныне харьковский Т-р им. Т. Шевченко). Р.- актер острой выразительности. Его творч. индивидуальность наиболее полно раскрывается в характерных ролях. Он созда„т образы ч„ткие и законченные по рисунку, с остро подч„ркнутой внешней характери остью с

Роли: Прокоп ("Генерал Ватутин" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1948), Яго; Могильщик ("Гамлет"), Баев ("Земля" Вирты), Бублик, Лизогуб ("Платон Кречет", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Тевье ("Тевье-мол очник" Шолом-Алейхема), Осип ("Ревизор"), Чугунов ("Волки и овцы") и др. Снимался в кино. С. 3. РАЕВСКИЙ, Иосиф Моисеевич [р. 25.ХИЛ 900(7.1. 1901)]-рус, сов. актер и режисе„р. Нар. арт. БССР (1955), засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1946), засл. деят. иск-в РСФСР (1954). В годы гражданской войны работал в т-ре Политотдела 1-й армии Восточного фронта. Занимался во 2-й Студии МХТ, с 1922- актер МХАТа. Играл гл. обр. комедийные, остро характерные роли:

Мистер Крогс ("Битва жизни" по Диккенсу), Костыл„в ("На дне"), Абрам ("Квадратура круга" Катаева), Японец ("Бронепоезд 14-69"), Мистер Перкер ("Пик-квикский клуб" по Диккенсу) и др. Впоследствии Р. выступает гл. обр. как режиссер. Первая режиссерская работа - "Достигаев и другие" (совм. с Л. М. Леонидовым, 1938). В МХАТе Р. поставил также спектакли "Фронт" (1942, совм. с Н. П. Хмел„вым, Б. Н. Ливановым, М. М. Яншиным), "Офицер флота" Крона (1945, совм. с Н. М. Горчаковым), "Мещане" (1949, рук. пост. М. Н. Кедров, режиссер Р. и С. К. Блинников), "Разлом" (1950, совм. с В. Я. Станицыным), "Кремл„вские куранты" (2-я ред. 1956, совм. с М. О. Кнебель, В. П. Марковым), "Чайка" (1960, совм. со Станицыным), "Над Днепром" Корнейчука (1961, совм. с М. Н. Кедровым и С. К. Блинниковым), "Бронепоезд 14-69" (1963, совм. с Ковшовым). В 1962 пост. тонкий, изящный, эмоциональный спектакль "Милый лжец" Килти. Р. пост. ряд спектаклей в белорус. т-рах им. Янки Купалы, им. Якуба Коласа: "Кто сме„тся последним" Крапивы (1939), "Враги" (1952).

Большое значение в творч. деятельности Р. имеет его педагогич. работа. С 1932 он препода„т в ГИТИСе (с 1939 - профессор, с 1946 - зав. кафедрой актерского мастерства); подготовил здесь ряд нац. коллективов (осетинский, кабардинский и др.).

Соч.: Статья в сб.: Горький А. М., Достигаев и другие..., М., 1938 (совм. с Л. Леонидовым).

Лит./ Григорьев М., Горький и советский театр. в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946. О P

РА‚К - 1) Вид представления на ярмарках, распростран„нный в ряде европ. стран, гл. обр. в 18-19 вв. Р. наз. ящик с двумя круглыми отверстиями, снабж„нными увеличительными ст„клами. Через эти отверстия зрители рассматривают картинки, прикрепл„нные к деревянной оси, вращающейся внутри ящика- В рус. Р. чаще всего демонстрировались лубочные картинки религиозного содержания, позже - фотографии с видами разл, городов. Стихотворные пояснения ра„шника, сопровождающие показ картинок, близки монологам балаганных дедов-ра„шников и преемственно связаны с традициями скоморошьей сатиры. 2) Устарелое назв. верхнего яруса зрительного зала т-ра, то же, что гал„рка.

"РАЗБОЙНИКИ" ("Die Rauber") - драма в 5 д. Ф. Шиллера. Соч. 1781 Пост. 13 янв. 1782 в Нац. т-ре в Ман-гейме (Карл - Бек, Франц - Иффланд, Амалия - Тоскани). Пьеса неоднократно подвергалась цензурным запретам. Среди выдающихся исполнителей гл. ролей в "Р.": Карл - Флекк, Ф. Крастель, Л. Барнай, А. Матков-ский, В. Кирков; Франц - Л. Девриент, Б. Дависон, И. Левинский, Э. Поссарт, Ф. Миттервурцер, И. Кайнц, П. Вегенер.

В России "Р." были пост. впервые в 1793 в моск. Университетском т-ре (пер. Н. Н. Сандунова; Карл -Плавильщиков, Франц - Прусаков, Амалия - Сандунова). Из позднейших пост.: Александрийский т-р - 1814 (Карл - Яковлев, Амалия - Е. Сем„нова), 1846 (Карл - В. Каратыгин, Франц - Брянский, Амалия - Самойлова 2-я), 1863 (Карл- Нильский, Франц- В. Самойлов); Малый т-р- 1828; 1833 (Карл - П. Мочалов, Франц - Усач„в, Амалия- Львова-Синецкая), 1844 (Франц - Мочалов), 1868 (Карл-Вильде, Франц - Шумский, Амалия - Федотова), 1880 (Карл - К. Рыбаков, Франц - А. Ленский, Амалия - Ермолова); Общедоступный т-р, Москва (1874, Карл - Полтавцев, Франц - Чарский); Пушкинский т-р, Москва (1880, Карл - Писарев); Т-рКорша - 1882 (Карл - Далматов, Франц-Иванов-Козельский), 1888; 1890 (Карл-Солонин, Франц - Аграмов), 1897; 1909 (Франц - Борисов, Амалия - Жихарева), т-р "Ванемуйне", Тарту (1899, реж. Вийра), т-р "Эстония", Таллин (1907, Франц - П. Пкнна), Азерб. труппа, Баку (1907, Карл - Гаджинский, Франц - Араблинский) и мн. др. Среди известных рус. исполнителей "Р.": Карл - Роб. Адельгейм, М. Дальский, Я. Т. Орлов-Чужбинин, П. В. Самойлов; Франц - Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский, А. К. Любский.

"Р." на сов. сцене ставили: Большой Драматич. т-р, Петроград (1919, реж. Сушкевич, худ. Добужинский; Карл - В. Максимов, Франц - Монахов), Т-р им. Сундукяна (1922, реж. Калантар), 2-я Студия МХТ (1923, Карл - Пруд-кин, Франц - Баталов), Драматич. т-р Нар. дома, Ленинград (1925), харьковский Краснозаводский т-р (1926), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Саратовский т-р им. К. Маркса (1930), Т-р им. Руставели (1933, под назв. "Ин Тиранос", реж. Ахметели, худ. Гамре-кели; Карл - Хорава, Франц - Васадзе), "Молодой театр", Воронеж, Ростовский-на-Дону т-р (реж. Завадский, Карл- Мордвинов, Франц - Фивейский) (оба в 1937), Краснодарский т-р (1940, Карл - А. Никитин), Т-р им. Месхиш-вили, Кутаиси (1948), Тбилисский т-р арм. драмы (1950);

Т-р им. Окт. революции, Одесса (1954), Т-р им. Хамзы (1955), Ворошиловоградский укр. муз.-Драматич. т-р (1956), Волгоградский т-р (1958) и мн. др. "Р." часто ставились на сцене ТЮЗов, в т. ч.: Лентюз (1927, реж. Гаккель; Франц - Ма-карьев; 1933); Горь*ковский и Казанский ТЮЗы (оба в 1935), Тбилисский рус. ТЮЗ (1938, реж. Н Маршак), Омский (1940), Волгоградский (1941) и др.

Издания: Первые нем. публикации, 1781 (без указания автора, с неправильным указанием места издания- "Франкфурт и Лейпциг") и 1782, Мангейм (с указанием автора); первая рус. публикация - М., 1793, пер. Н. Н. Сандунова; из последующих изд.: пер. Н. X. Кетчера, М., 1828;

Из сов. изд.:пер. Е. Ратьковой, П., 1919, 1922; Шиллер Ф., Собр. соч.. пер. с нем., т. 1, М., 1955. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница