Наши партнеры

Elctra Style магазин женской одежды.
https://forum.zaymex.ru/
вкс

Театральная энциклопедия
(страница 352)


ПУШКИНСКИЙ ТЕАТР ("Драматич е-ский театр А.А.Бренко в доме Малкиеля") - рус. т-р. Создан в 1880 актрисой А. А. Бренко в Москве. В период существования монополии имп. т-ров Бренко получила разрешение на организацию "вечеров с пением и чтением", а затем на пост. пьес, назвав их "чтением драматических сцен в гримах и костюмах", "вольными выступлениями артистов" (1879). Театр открылся весной 1880 в помещении Т-ра Солодовникова на Петровке, а с 9 сент. 1880 спектакли давались в доме Малкие-ля на углу Тверской ул., близ памятника Пушкину (отсюда название т-ра). П. т. был одним из первых столичных проф. частных т-ров. Обществ, позиции т-ра в значит, степени определялись воздействием взглядов революц. демократов. Т-р пропагандировал серьёзный репертуар и прежде всего рус. классику. В числе лучших спектаклей: "Лес", "Маскарад", "Гроза", "Бедность не порок"; "Горькая судьбина" Писемского, "Гамлет", "Скупой", "Мария Стюарт", "Уриэль Акоста"; 30 апр. 1881 П. т. пост. "Свои люди- сочт„мся" в первой ач. редакции без цензурных изменений. В труппу т-ра входили выдающиеся актеры:

М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, В. Н. Андреев-Бурлак, В. П. Далматов, А. Я. Глама-Мещерская, А. И- Южин, М. Т. Иванов-Козельский и др. В 1882 т-р был закрыт из-за финансовых затруднений.

Лит.: Глама-Мещерская А. Я., Воспоминания, М.- Л , 1937; Юрьев Ю., Записки, М.- Л., 1939; "Театр", 1940, ј 9, с. 159-60; Вирен В., Подвиг Анны Алексеевны, "Театральная жизнь", 1959, ј 18, с- 26. С. Г.

ПФЙЦНЕР (Pfitzner), Ганс (5. V. 1869-22. V. 1949) - нем. композитор. Сын оркестранта. С 1872 жил во Франкфурте-на-Майне. Музыку изучал у своего отца, затем у И. Кваста, Г. Римана и др. В 1894- 1896 П. - дириж„р т-ра в Майнце, в 1897-1907- преподаватель композиции в Берлине, в 1908-18- директор т-ра и консерватории в Страсбурге, в 1920- 1929 - проф. Берлинской академии иск-в. С 1930 жил в Мюнхене, до 1934 преподавал в Мюнхенской академии музыки. Поч„тный д-р философии Страсбург-ского ун-та (1910). Автор пяти опер, симф. и камер-но-инструмент. произв. Оперы "Бедный Генрих" (1895, Гор. т-р, Майнц), "Роза из сада любви" (1901, Нац. т-р, Эльберфельд) продолжают идейно и художественно линию "Парсифаля" Вагнера. Наиболее значит, произв. П., принесшее ему славу,- муз. легенда "Палестрина" (на собств. текст, 1917, "Т-р принца-регента", Мюнхен), в к-рой изображаются творч. муки великого итал. композитора на фоне враждебных иск-ву историч. событий Тридентского собора (1563). П. принадлежит также опера "Сердце" (1931, Нац. т-р, Мюнхен), музыка к драмам "Кетхен из Хейльбронна" Клейста (1905, Берлин, на открытии Нем. т-ра М. Рейнхардта) и "Пир в Сульхауге" Ибсена (1890, Гор. т-р, Майнц) и др. Последний крупный представитель позднего романтизма, П., кроме Вагнера, многим обязан Веберу и Шуману. Для П. характерен углубл„нный психологич. стиль, драматизм в сочетании с камерной интимностью. П. обработал романтич. оперы "Ундина" Гофмана (изд. 1908), "Храмовник и еврейка" (1912, Страсбург) и "Вампир" (1924, Штутгарт) Маршнера.

Соч.: Reden, Schriften, Briefe, hrsg. von W. Abendroth, B., 1955.

Лит.: Muller K. F., In memoriam Hans Pfitzner, W., 1950; Mann Th., Pfitzners "Palestrina", B., 1919;

R i e z l e r W., Hans Pfitzner und die deutsche Buhne, Munch., 1917; Zorn G., Hans Pfitzner als Opernregisseur, Munch., 1954. Ал. М.

ПХЕНЬЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - ведущий драм. т-р КНДР. Осн. в 1947. Первые спектакли были посвящены теме классовой борьбы в деревне, становлению нар. власти и развитию хозяйства: "Факел" Хан Тхэ Чхона (1947), "Пау" Хан Тхэ Чхона (1947), "Народ защищает Родину" Сон ‚на (1947), "Великая артерия" Хан Чхона (1948), "Два соседних дома" Сон ‚на (1949), "Пламя" Син Го Сона (1950). О героич. борьбе кор. партизан против япон. колонизаторов рассказывает пьеса "Пэктусан" (1948, инсц. Хан Тхэ Чхона по одноим. поэме Чо Ги Чхона). В годы Отечеств, войны (1950-53) в т-ре успешно ставились пьесы о героизме и патриотизме народа: "Шахт„ры" Хан Бон Сика (1951), "Молод„жь нашей страны" Пак Тхэ ‚на (1952), "На берегу Чхончхонгана" Юн Мука (1953) и др. Созидательному труду посвящены пьесы "Наша деревня" Син Го Сона (1956), "Красный агитатор" Чо Пэк ‚на (1961), "Мы счастливы" Хан До Су (1961). Значит, была пост. пьес рус. сов. драматургов: "Любовь Яровая" ("Е„ путь") (1948) и "Платон Кречет" ("Хирург Кречет") (1949), а также "Фронт" (1952), "Кремл„вские куранты" (1957). Из рус. классич. репертуара были пост. "Дядя Ваня" (1959), "Ревизор" (1951).

Среди др. пост.: "Люди в горах" Хам Се Дока (1950),. "Боевой друг" Чо ‚н Чхуля (1951), "Флотоводец Ли Сун Син" Чо ‚н Чхуля (1954), "Семья Чхве Хак Сона" Пэк Ин Чжуна (1955), "Сказание о янбане" Чо ‚н Чхуля (1955), "Правители уезда Кымсан" Сон ‚на (1959), "Феникс" Сон ‚на (1959), "Взорвался вулкан гнева" Сон ‚на (1960). "Высота 1211" Хон Гона (1961), "Подсолнечник" Пак ‚н Бо (1961), "Пак ‚н Ам" Сон ‚на (1962) и др.

Спектакли т-ра характеризуются социальной и политич. направленностью. Изучая и развивая традиции нац. культуры, т-р творчески осваивает луч- \ шие достижения сов. и зарубежного театр. иск-ва.

В труппе т-ра: режиссеры - АН Ен Иль, Хан Пэк Нам, Ли Со Хян, Ли Сок Чжин и др.; нар. арт. КНДР - Пак ‚н Син, Хан Чин Соп, Ли Дан, Ли Чэ Док, Пэ ‚н; засл. арт. КНДР - Ом Ми Хва, Ли Мон, Пак Ч e Хэн, Сим ‚н, Ю К„н Э; актрисы - Хан Чон Сук, Ким Хэ Сун и др.; актеры - Ом До Су, Ин Х„н Соп, Мун Чу Хон, Ким Нам Сун и др.; художники - Ким Иль ‚н, Кан Хо, Чхве Чан Еп, Пак ‚н Даль и др.

Лит.: "Чосон есуль", 1962, .ј 8-12, 1963, ј 1-8;

"Чосон мунхак тхонъ-са", ч. 2, Пхеньян, 1959 (на кор. яз.);

"Театр", 1954, ј 8, с. 140-146. Г. Ли.

ПХЕНЬЯНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Государственный национальный художественный театр) - ведущий муз. т-р КНДР. Открыт в Пхеньяне 14 февр. 1948 оперой "Сказание о девушке Чхун Хян" Ли Мен Сана. Задачей т-ра было создание совр. корейской оперы и балета на основе нац. традиций и опыта рус. и европ. т-ра. В первый период работы в т-р входили оперная и балетная труппы, симф. оркестр, группа нар. музыкантов, певцов и танцоров "Х„пнюльтан". В 1955 секция нац. музыки организовала самостоят. Гос. классич. художеств. т-р, ныне - Гос. т-р нац. иск-ва. В 1956 из т-ра выделился симф. оркестр, положивший начало Гос. филармонии. Среди первых пост. т-ра: "Сказание о девушке Сим Чей" (1949) Ли Мен Сана, "Ондаль" (1948), "Снегопад в горах" (1950) Хван Хак Кына, "Кармен" (1950). Во время войны 1950-53 в подземном зале на горе Моранбон (здание т-ра было разрушено амер. бомбой) была пост. опера "Молодая гвардия" Мейтуса (1952; Гос. пр., 1954).

В послевоенном репертуаре т-ра оперы (в т. ч. в жанре чхангык): "Прекрасная дружба" (1954), "Кхончи и Пхачи" (1954) Ли Мен Сана, "Луна Кым-нана" Хам Хон Гына (1957), "Сказание о Хын Бо" АН Ги Ока (1958), "Расскажи, тайга!" Ли Мен Сана и Син До Сона (1959, Гос. пр.), "Сказание о девушках Тян Хва и Хон Рен" Ким Дин ‚на (1959), "Королевна Сен Хва" Те Сан Сэна, "Песня о Хванхэ" Тен Нам Хи и Те Сан Сэна (1960), "Мать Кореи" Ли Мен Сана, Ли Ден Ока и Ким Гиль Хака (1962), "Русалка" (1954), "Иван Сусанин" (1957), "Евгений Онегин" (1958) и др.

Балетная труппа от хореографич. номеров и групповых танцев ("Розы" и др.) перешла к созданию большого балетного спектакля: "Полевые цветы" Хван Хак Кына (1954), "Сим Чхон" Ким Ен Гю (1955), "Лебединое озеро" (2-е д., 1957). Нек-рые спектакли ставятся на сцене Большого т-ра в Пхеньяне. В т-ре в разные годы работали: нар. арт. КНДР Ким Ван У, засл. арт. КНДР Ю Ын Ген, артисты Ван Сен Хва, Кан Дян Ир, Ким Хен Ок, солисты балета и балетм. Цой Ен Ай, Тен Дек Вон, Ким Дя Хын, дириж„ры Пак Хван У, Пак Сын Ван, Ким Ги Дек, режиссеры Ли Хян Вун, У Голь Сон и др.

Лит.: Л а то в В., Искусство в свободной Корее, М., 1955, с. 52-66; Син Го Сон, Корейский театр в дни войны и в дни мира, "Театр", 1954, ј 8; Бедов E., Вечер в театре Пхеньяна, "Огонек", 1956, ј 3; П а к Нак Хен, 10 лет Государственному художественному театру, "Новая Корея", 1958, .ј 2. А. Ив.

ПШИБЫЛКО-ПОТОЦКАЯ (Przybylko-Potocka; наст. фам.- П ш и б ы л к о), Мария (1880-1944)- польская актриса. В 1895 дебютировала в роли Норы на сцене Радомского т-ра. В 1896-97 служила в лодзинской труппе М. Воловского. В 1897-1900 работала в Краковском т-ре (директор Т. Павликовский). В 1900-12 - актриса т-ра "Розмаитости", с 1913 до конца жизни - "Т-ра Польски" в Варшаве. II.-П. - представительница краковской школы актерского иск-ва. Наибольший успех имела в комедийном репертуаре. Мастер сценич. диалога. В реалистич. драмах захватывала зрителей стихийным темпераментом; в психологич. пьесах - глубиной и непосредственностью чувства. Гастролировала в Москве, Петербурге, Киеве и др. Выступала как режиссер:

"Дом женщин" Налковской (1930, "Т-р Польски"), "Вот женщина!" Моэма (1931, там же). Погибла от взрыва бомбы во время варшавского восстания 1944.

Роли: Алина, Виолетта ("Балладина", "Кордиан" Словацкого), Анеля ("Девичьи обеты" Фредро), Малка Швар-ценкопф. Елка, Елена (о. п., "Агасфер", "Жабуся" Заполь-ской), Елена ("Легкомысленная сестра" Пежиньского), Жорж Занд ("Лето в Ноан" Ивашкевича), Пани ("Лилии" Мор-стина), Беатриче, Порция ("Много шума из ничего", "Венецианский купец"), Елизавета ("Дон Карлос"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Раневская ("Вишневый сад") и др.

Лит.: В. Д. [орошевич], Г-жа Пшибылко-Потоцкая, газ. "Русское слово", 1915, 16 мая, ј 110; G r z y m a l a-Siedlecki A., Swiat aktorski moich czasow, Warsz., 1957, s. 254-64, 327, 454, 491 А. Ив.

ПШИБЫШЕВСКИЙ (Przybyszewski), Станислав [25. IV(7.V). 186823.XI.1927] -польский писатель и драматург. Писал на польском и нем. яз. Род. в семье сельского учителя. В 1892-93-редактор выходившей в Берлине "Газеты работничьей"- польского органа нем. социал-демократич. партии. Вскоре отош„л от революц. движения. В 1898-1900 в Кракове редактировал лит. журнал "Жыце" ("Жизнь"). В этот период П. становится одним из представителей декадентской группы бурж. литераторов "Молодая Польша". Антимещанское бунтарство П., привлекавшее к нему внимание современников, носило буржуазно-анархич. характер. Отражая с большой остротой кризис сознания бурж. интеллигенции, П. искал выхода в ницшеанском культе "сильной личности", в принципе "искусство для искусства", в эротизме, что предопределяло реакционность его позиций. Оценивая его пьесы "Ради счастья" (1899, Краков), "Снег" (1903, Лодзь), В. В. Боровский писал об их идейно-художеств. несостоятельности. Произведения П. отличаются вычурностью и нарочитой аффектацией стиля. Среди пьес:

"Золотое руно" (1901, Львовский т-р), "Гости" (1901, Краковский т-р), "Мать" (1902, там же), "Обеты" (1906, Краковский т-р), "Пучина" (1912, Львовский т.-р), "Город" (1920, Познань), "Мститель" (1925, Варшава, "Т-р Народовы") и др. Драмы П. в 1900-е и 1910-е гг. широко ставились в польских, рус., сербских, хорватских, болг., австр., амер. и др. т-рах. В пьесах П. выступала В. Ф. Комиссаржевская (в пору сближения с символистскими кружками), к-рую привлекали женские образы П. своей надломленностью, обреч„нностью. Она видела в них отражение драматич. коллизий современности. Свои взгляды на сценич. иск-во П. изложил в статье "О драме и сцене" (1905), выдержанной, как и др. его критико-теоретич. работы, в духе воинствующего эстетизма. Долгие годы жил за границей (в последнее время - в Мюнхене).

Соч.: Das grofie Gluck, W., 1904; Miasto, Kijow, 1914;

Msciciel, Warsz., 1927; Полное собр. соч., т. IV. Драмы. Пер В. Тучапской, А. С., В. В. и Н. Эфроса, М., 1905, li V. Критика, М., 1910.

Лит.: Боровский В., Ева и Джиоконда. Литературные параллели, в кн.: Соч.,т. II, Л., 1931, с 396-406, 517-518; Луначарский А., О театре, Л., 1926, с. 127, с. 132-34; Украинка Л., Заметки о новейшей польской литературе, в кн.: Собр. соч., т. 3, М., 1956;

Szczygielska J., PrzybyszewsKi jako dramaturg, Poznan, 1936; Wyka K., Modernizm polski, Krakow, 1959; "Dialog", 1965, ј l, s. 114-34. А. Ив.

ПЫДЕР (Poder), Инге Хансовна (наст. имя и фам.- Ингеборг Л а к с - П о д e р; р. 1.V.1917)- эст. сов. артистка балета. Засл. арт. Эст. ССР (1952). В 1926-34 училась в студии танца у Т. Бек. В 1936-39 - танцовщица и драм. актриса т-ра "Эпдла" (Пярну). С 1945 - солистка балетной труппы Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).

Выступает как балетмейстер, ставит танцы в опереттах, драм. спектаклях и др.

Партии: За рема; Робин ("Виндзорские проказницы" Оранского), Тао Хоа; Даша ("Юность" Чулаки), Эсмеральда;

Мари ("Тийна" Аустер), Локспер ("Золотопряхи" Каппа) и др. Леа Г.

ПЫЖОВА, Ольга Ивановна [р. 17(29). Х.1894] - рус. сов. актриса, педагог, режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947), засл. деят. иск-в Тат. АССР (1949), Тадж. ССР(1964).В 1914-27-актриса МХАТа, затем 1-й Студии МХТ (впоследствии МХАТа 2-го). Начало сценической деятельности П. проходило под рук. крупнейших мастеров рус. и сов. т-ра. Она была ученицей К. С. Станиславского; работала с Вл. И. Немировичем-Данченко, Л. А. Су-лержицким, Е. Б. Вахтанговым. В Моск. Художеств. театре П. играла роли: Гувернантки ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева), феи Берилюны ("Синяя птица" Ме-терлинка), Миранд о-лины; Вари ("Вишн„вый сад"). Во 2-й Студии МХТ играла Колибри ("История лейтенанта Ергунова" по

Тургеневу). Роли в 1-й Студии МХТ и во МХАТе 2-м - Лиззи ("Потоп" Бергера), Виола и Себастиан ("Двенадцатая ночь"), Фея ("Сверчок на печи" по Диккенсу), Гоплана ("Балладина" Словацкого), Дина Краевич ("Евграф, искатель приключений" Файко), Катерина Хель, Люсиль ("Король квадратной республики", "Архангел Михаил" Бромлей). В 1928-34 П. работала в Моск. т-ре Революции. Лучшими ролями актрисы здесь были: Глафира ("Голгофа" Чижевского), Ксения ("Человек с портфелем" Файко), Вероника ("Инга" Глебова), Кикси ("Улица радости" Зархи), Лена ("Личная жизнь" Соловь„ва), Кормилица ("Ромео и Джульетта"). Высокое мастерство, изобретательность, яркие сочные краски, праздничная театральность сочетались в иск-ве актрисы с умным, психологически глубоким раскрытием образов, порой окрашенных тонкой иронией.

В 1920 П. начала режиссерскую деятельность. В конце 30-х гг. была связана с 3-м Моск. т-ром для детей, где пост. (совм. с Б. В. Бибиковым) "Проделки Скапена" Мольера (1937) и поэтичные, тонкие спектакли "Сказка" (1939), "Двадцать лет спустя" (1940) Светлова. В 1938 П. (совместно с Бибиковым) пост. страстный, эмоциональный спектакль "Фуэнтеовехуна" в Моск. т-ре Революции. В годы Отечеств, войны П. работала в Казахстане, ставила спектакли в Казахском т-ре драмы им. Ауэзова. Значит, событием в театр. жизни республики явился спектакль "Укрощение строптивой" (1943), пост. П. и Бибиковым в этом т-ре. Одновременно П. была актрисой и режиссером Т-ра имени Моссовета, находившегося в эти годы в Алма-Ате. Принимала участие в пост. спектакля "Нашествие" (1943, совм. с Ю. А. Завадским и Бибиковым) и играла в н„м роль Талановой. В 1948-50 П.-худ. рук. Центр. детского т-ра (Москва). Пост. совм. с Бибиковым спектакли "Я хочу домой" Михалкова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Е„ друзья" Розова, "Снежная королева" Шварца и др. Большое место в творчестве П. занимает педагогич. работа (с 1939 - профессор). Преподавала в Студии Вахтангова, Театре-студии им. М. Н. Ермоловой, с 1934 - в ГИТИСе, с 1942одновременно и во ВГИКе. Особенно велики заслуги П. в воспитании молодых актеров нац. республик. Руководимые ею нац. студии в ГИТИСе образовали впоследствии новые т-ры в республиках или влились в уже существовавшие коллективы. Она руководила студиями: Каракалпакской, Узбекской, Татарской, Таджикской, Лезгинской, Туркменской, Молдавской и др.

Снималась в кино. И. Рос.

ПЫЛЬДРООС, Прийт (наст. имя-Иоханнес Фридрих) (р. 11.1.1902)-эст. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1942). В 1920-24 учился в Школе драм. иск-ва (под рук. П. Сеппа). Работал в т-ре "Дра-ма-Студио". В 1926-40 - режиссер Рабочего т-ра в Таллине, одновременно в 1933-37-режиссер т-ра "Эстония". В нач. своей деятельности П. использовал принципы политич. т-ра Пискатора, обогащая их нац. театр. традициями. В 30-х гг. стал сторонником театр. воззрений Брехта ("Железный дом" Таммлаа-на, 1938). В спектаклях П. использовалось кино, особое внимание уделялось массовым сценам. В годы наступления фашизма П. стремился создавать спектакли, выражающие идею борьбы за свободу, его творчество приобрело также сатирич. направленность.

Пост. спектакли: "Цианкали" Вольфа (1931), "Торговцы славой" Паньоля (1933), "Мне 26 лет" Михаля (1933). Значит, событием стала пост. пьесы "Егор Булычев и другие" (1933). В 30-х гг. П. пост. яркие нар. спектакли: "Сватовство" Китцберга (1932), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку (1930). Стиль нар. спектакля режиссер перен„с и в пост. классич. драматургии- "Двенадцатая ночь" (1936); пафосом антифашистской борьбы был проникнут спектакль "Вильгельм Телль" Шиллера (1936). В эти же годы пост. "Аристократы" (1937).

Играл роли: Несчастливцева (1938), Раскольнико-ва (1938, "Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Исполнял роль В. И. Ленина (1947, "Кремл„вские куранты").

После образования Эст. ССР (1940) П. был назначен директором и худ. рук. Драматич. и Рабочего т-ров. Пост. "На хуторе Пюве" Китцберга (1941) и др. После освобождения Эстонии от оккупантов (1944) был назначен директором и худ. рук. Драм. т-ра Эст. ССР (Таллин).

Поставил спектакли: "Таня" Арбузова (1945), "Нашествие" (1945); "Дни и ночи" Симонова (1947) и др. С 1946 вед„т педагогич. работу (с 1946 - профессор), в 1946-51- директор театр. ин-та, в 1951-53 - директор музея т-ра и музыки. H. А.

ПЬЕРО(франц.Pierrot, уменьш. от имени Pierre) - персонаж франц. нар. т-ра (слуга). Возник в нач. 17 в. Прототипом П. послужил образ слуги

Педролино из итал. комедии дель арте. Ловкий, решительный П. добивался своей цели, прикрываясь добродушием, но нередко и сам попадал впросак. Исполнитель роли П. выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху, часто сшитую из мешка. Был любимым героем ярмарочного т-ра, участником мн. сатирич. пьес и пантомим А. Р. Лесажа и др. Эта маска подверглась эстетизации на сцене т-ра "Комеди Италь-енн" (Париж): в характере П. стали преобладать черты печального любовника - неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм П. - белая рубашка с жабо, с большими пуговицами и широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка. В 19 в. актер-пантомимист Ж. Б. Т. Дебюро превратил П. в центр, фигуру пантомимы, в его исполнении П. стал нар. комич. героем, преодолевающим жизненные трудности. Гротесковый, экс-центрич., но психологически правдивый образ, созданный Дебюро, получил популярность у де-мократич. зрителя. В дальнейшем, в модернистском т-ре 20 в. образ П. приобр„л черты декадентской изломанности, стал выражать песси-мистич. настроения. В совр. франц. т-ре традиции Дебюро продолжают Ж. Л. Б appo, M. Mapco.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, 2 изд.. M., 1962;

Sand M., Masques et bouffons, v. 1-2, P., 1860. См. также,лит. при ст. Дебюро Г.

ПЬЕСА (от франц. piece) - драм. произв., предназначенное для представления в т-ре. См. Драма, Комедия Трагедия Водевиль.

ПЬЯВЕ (Piave), Франческо (18.V.1810-5.III. 1876) - итал. либреттист. С 1848 был директором спектаклей и поэтом (автор либр.) т-ра "Фениче" в Венеции, в 1859-67 - поэтом т-ра "Ла Скала". П.- один из лучших оперных либреттистов 19 в. Яркий представитель романтич. направления, он отразил в сво„м творчестве патриотич. настроения в Италии периода Рисорджименто. В историю итал. муз. т-ра вошли его либр. к операм Дж. Верди: "Эрнани", "Двое Фоскари", "Макбет", "Корсар", "Риголетто", "Травиата", "Симон Бокканегра", "Сила судьбы" и др. На либр. П. созданы также оперы С. Меркадан-те, Дж. Пачини, Ф. Риччи и др. итал. композиторов.

Лит.: Quarti G. A., F. M. Piave poeta melodrammatico, Roma, 1939. Св. Г.

ПЬЯЗА (бирм., букв.-драматич. повествование)- жанр бирманской классич. пьесы. Сложился и получил развитие в 19 в. Создателем П. считается бирм. драматург-классик У Чин У. В П. используются элементы нар. и дворцовых театр. представлений, оркестровое сопровождение. Исполнители П. были рассказчиками, акробатами, позднее певцами, танцовщиками. Среди авторов лучших П. У Чин У, пьесы к-рого отличались занимательностью и остротой сюжета, и У Поун Нья, который в своих произведениях стремился раскрыть внутренний мир героев. П. создавались по мотивам буддийских джатак. П. делились на акты. В них впервые появляются герои из народа. П. разыгрывались как при дворе феодалов, так и актерами нар. т-ра.

Среди драматургов конца 19 в., писавших в жанре П.: У Ку, Схайя Йо, Схайя Шу Тха и др. Со временем П. приобретает характер муз. драмы (иногда комедии), становится чисто развлекательным зрелищем. Лучшие пьесы в жанре П.: "Парпахейн", "Дейвагоунбан", "Вейтхандайя" У Чин У; "Падума" (1855), "Водонос" (1856), "Визайя", "Кодала" У Поун Нья; "История Тхатона" (1877) Схайя Йо; "Дети обезьяны" (1877), "Бурида" (1880), "Каркавуллья" (1881), "История Оккалаба" (1881), "Миннандар" (1883) У Ку; пьесы Схайя Шу Тха и др. Известностью пользовались актеры: Аунгбала, Сейн Кадон, У По Сейн. Классич. П. разыгрываются и в совр. Бирме.

Лит.: Maung Htin Aung, Burmese drama, Oxf., 1937, 1947, 1956. Ю. О.

ПЭ EH (p. 1914) - кор. актер. Нар. арт. КНДР (1959). Сценич. деятельность начал в 1933 в труппе "Чосон „нгыкса". После основания Гос. драматич. т-ра (1947, Пхеньян) стал одним из его ведущих актеров и руководителей. Иск-во П. ‚. характеризуется ярким темпераментом, романтич. приподнятостью, мастерством сценич. жеста и слова.

Среди ролей: Сим Бон Са ("Сказание о Сим Чхон"), Ли Мон ‚н ("Сказание о Чхун Хян"), Де Бон ("Факел" Хан Тхэ Чхона), Платон Кречет ("Хирург Кречет"), Ким Ин Чхоль ("Шахт„ры" Хан Бон Сика) и др. Одна из лучших работ последних лет - Забелин ("Кремл„вские куранты"). Лит. на кор. яз.: "Чосон есуль", 1962, ј 4, с. 33-39. Г. Ли.

ПЮЙ (франц. puy - возвышенность, эстрада)- франц. литературно-театр. ассоциации, возникавшие в ср. века при церквах. В П. представители духовенства и прихожане читали церковные книги, пели священные гимны, сочиняли духовные стихи и исполняли религиозные пьесы. Первые известные П. организованы в 11 в. во франц. городах Кане, Руане, Бо-ве. Под влиянием роста городов, демократизации культуры деятельность П. принимала мирской характер, религиозный репертуар вытеснялся светским. Так, П. в г. Аррасе пост. одно из ранних произв. светской драматургии - комедию "Игра в беседке" (ок. 1262) Адама де Ла Аля. В аррасском П., называвшемся "братство жонгл„ров", читались не только духовные стихи, но и лирич. шуточные произв. местных поэтов. В связи с развитием цеховых объединений ремесленников П. порывали связь с церковью; существовали при городских ремесленных корпорациях, являясь ячейками, из к-рых развивались самодеят. театр. союзы горожан.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Бояджиев Г.H., У истоков французской реалистической драматургии (XIII век), в кн.: Ежегодник Института истории искусств. 1955. Театр. М., 1955; Petit de Julleville L., Les comediens en France au Moyen age, P., 1885 (Histoire du theatre en France au Moyen age). Гр. Б.

ПЯРИ, Виктор Гансович (р. 31.1.1919) - эст. сов. артист балета, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1956). В 1938-41 учился в Саратовском театр. уч-ще (хореографич. отделение). В 1939-46 - артист балета Саратовского т-ра оперы и балета им. Чернышевского, Узбекского т-ра оперы и балета им. Навои, Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко. В 1946-50 учился на балетмейстерском ф-те

ГИТИСа. В 1951-56 - гл. балетмейстер Башк. т-ра оперы и балета (Уфа); в 1956-65 - гл. балетмейстер Эст. т-ра оперы и балета (Таллин).

Пост.: "Лауренсия", "Раймонда"; "Золотопряхи" Каппа, "Жизель", "Дон Кихот"; "Тропою грома" Караева, "Спящая красавица", танцы в операх и др. Ст. М.

ПЯСЕЦКИЙ, Борис Иванович (г. рожд. неизв. - 19. IX. 1938) - рус. сов. актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в 1903. Работал в киевском Т-ре Соловцова (1918), в Ростовском-на-Дону т-ре политуправления Сев.-Кавказского военного округа (1921), Моск. т-ре комедии и драмы(1925), Моск. т-ре драмы (1927), Т-ре МОСПС (1930-35).

Наиболее значит, роли: Александр ("Павел I" Мережковского), Каренин ("Живой труп"), Шигабуддинов ("Мятеж" Фурманова), Глоба ("Ярость" Яновского), Кряжич ("Гордость" Гладкова), Гельпах ("Профессор Мамлок" Вольфа), Щегловский ("Дело рядового Шибунина" Никулина), Бобоедов ("Враги"), Клоун ("Салют, Испания!" Афиногенова), Лавр Мироныч ("Последняя жертва").

Пост.: "Весенний поток" Косоротова, "Каин" Дымова, "За океаном" Гордина (все в 1921), "Трильби" Ге (1922), "Бойцы" Ромашова (1934), "Враги" (совм. с В. Давыдовским, 1937).

Лит.: Образцова А. Г., Создатель первых революционных спектаклей, "Сообщения Ин-та истории искусств. Театр", 1955, [вып.] 6. EX РААБ (урожд.- Б и л и к), Вильгельмина Ивановна [1848-10(23). XI. 1917] - рус. артистка оперы (сопрано). Училась пению в Венской консерватории у А. Бухгольц-Фалькони (до 1869) и в Петерб. консерватории у Г. Ниссен-Саломан (окончила в 1872). В 1871 дебютировала в партии Матильды ("Вильгельм Телль" Россини) на сцене Мариинского т-ра, где выступала до 1885. Исполняла драматич. и лирико-колоратурные партии [лучшая-Маргарита ("Фауст")].

Партии: Наталья, Оксана ("Опричник", 1874, "Кузнец Вакула", 1876, Чайковского), Тамара ("Демон", 1875)- первая исполнительница; Горислава и Людмила ("Руслан и Людмила"), Купава и Снегурочка ("Снегурочка"), Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Маргарита и Паж ("Гугеноты"), Юдифь (о. п. Серова), Джильда; Аида (о. п. Верди), Эльза ("Лоэнгрин") и др.

С 1884 вела педагогич. работу в Петерб. консерватории.

Лит.: Памяти В. И. Рааб, "Рус. муз. газета", 1918, ј 1- 2, с. 15-19; Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. Лил. П.

РАБИНОВИЧ, Исаак Моисеевич (27.111.1894, Киев, -4-Х. 1961, Москва) - сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1936). Учился в Киевской художеств. школе (1905-12). Работу в т-ре начал в 1911 ("Оле Лукойе" по Андерсену, кружок Форрегера, Осм„ркина и Попова). Участвовал в пост. петерб. т-ра "Би-ба-бо". Первый значит, спектакль -"Фу-энтеовехуна" (1919, Киев); вместе с реж. К. А. Марджа-новым Р. создал спектакль, созвучный революции. С 1920 Р. работал в Москве. Р. принадлежат гротесковые, гиперболически заостр„нные декорации к спектаклям: "Свадьба" Чехова (1920, 3-я Студия МХТ, реж. Вахтангов), "Бог мести" Аша (1921, Евр. Камерный т-р, Москва, реж. Грановский), "Растратчики" Катаева (1928, МХАТ) и др. Радостный, жизнеутверждающий характер носило оформление спектакля "Колдунья" Гольдфадена (1922, Евр. Камерный т-р, Москва), где художник разрабатывал принципы импровизац. декораций. В спектакле "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия МХАТа, реж. Немирович-Данченко) Р. создал ди-намич. образ солнечной Эллады (илл. см. к ст. Декорационное искусство). Выступая против конструктивизма, художник использовал и положит. черты этого направления, утвердил архитектурный тип декорации, превратил сценич. пространство в одно из важных средств театр. выразительности.

Р.- художник контрастов, резких граней. Параллельно с комедийно-сатирич. гротеском (это направление иск-ва Р. проявилось и в оформлении спектаклей муз. т-ра - "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева, 1927, и "Принцесса Турандот" Пуччини, 1931,- в Большом т-ре, и др.) он создал декорации, отмеченные большой трагедийной силой: "Дон Карлос" (1922, б. Т-р Корша), "Карменсита и солдат" по Бизе (1924, Муз. студия МХАТ), "Гроза" (1934, МХАТ). В то же время оформление Р. ряда спектаклей отличалось пышностью, самодовлеющей красивостью. Эта тенденция проявилась и в работах Р. сер. 30-х гг. (балет "Спящая красавица", 1936, Большой т-р, и др.). Творчество Р. отличается масштабностью, монументальностью, его декорации передают эпоху, стиль и характер произведения. Р. создал монументальные обобщ„нные, эмоционально насыщенные реалистич. художеств. декорации, отличающиеся яркой колори-стичностью, цветовой и световой выразительностью. Среди его лучших работ также "Евгений Онегин" (1933); "Гугеноты" Мейербера (1934) в Большом т-ре;

"Уриэль Акоста" (1940, Малый т-р); "Заря над Каспием" Касумова (1951, моск. Т-р им. Ермоловой), "Мечты Кинолы" Бальзака (1954, Центр, т-р Сов. Армии). Р. был также выдающимся мастером сценич. костюма. С 1955 Р. - гл. художник Т-ра им. Вахтангова.

Др. спектакли: "Саломея" Уайльда (1918), "Мнимый больной" Мольера (1919) в б. Т-ре Соловцова в Киеве; "Хозяйка гостиницы" (1914), "Фауст" (1920) в б. Т-ре Синельникова в Харькове; "Идиот" по Достоевскому и "Гамлет" (оба в 1958) в Т-ре им. Вахтангова.

Соч.*: Мой путь на театре, "Театр и драматургия", 1935, ј 1.

Лит.: Эфрос А., Художники театра Грановского, "Искусство", 1928, т. 4, кн. 1-2; М а р г о л и н С., Исаак Рабинович, "Советский театр", 1931, ј 8; Выставка произведений... И. М. Рабиновича. Каталог. [Вступ. ст. Ф. Сыркиной], M., 1962; Березкин В., Художник контрастов, "Театр", 1963, ј2; Луцкая Е., Путь исканий, "Сов. музыка", 1963, .ј 1, с. 154; А й з е н-ш т а т О., Театр большой мысли, "Творчество", 1963, ј 4, с. 8. В. Вер.

РАБИС (Всерабис; Всесоюзный профессиональный союз работников искусств) - массовая профессиональная организация в СССР, объединяющая на добровольных началах всех работников иск-в. Создана в 1919 на 1-м Всероссийском съезде работников иск-в. Съезд объединил многочисл. разрозненные мелкие союзы, строившиеся по узкоцеховому признаку; нек-рые из них вели сво„ начало от разл. об-в взаимопомощи работников иск-в. К моменту созыва съезда существовали: Союз актеров, Союз рабочих сцены, Союз театр. служащих, Союз живописцев, Союз скульпторов, Союз оркестрантов и т. д. Организация Р., работавшая исключительно по производственному принципу, способствовала не только улучшению экономич., бытового и культурного обслуживания работников иск-в, но и развитию орга-низац. и хозяйственных форм руководства и управления художеств. практикой. Р. возглавлялся Центральным комитетом, избираемым на всесоюзных съездах Р., и соответствующими руководящими органами на местах (краевыми, областными, районными). В 1921 Р. был слит с Союзом работников просвещения, получив наименование Всероссийского союза работников искусств и работников просвещения - сокращ„нно - Всеиспрос. С 1923 Р. снова существовал как самостоятельная проф. организация. В 1923 Р. насчитывал 50 тыс. членов, в 1926 - 81 тыс., в 1953 - 150 тыс. С 1924 Р. наз. Всесоюзным профессиональным союзом работников иск-в. На 6-м съезде (1923) было принято решение о культурном шефстве над армией. Особый размах шефская работа приняла в годы Отечественной войны. Среди руководителей Р.- Ю. М. Славинский (первый председатель ЦК Рабис), сменивший его Я. О. Боярский (1929-35), А. В. Покровский (1935-53). В 1953 Р. влился в единый профессиональный союз работников культуры.

Лит.: Вестник театра и искусства, Петроград, 1921, ј 19, с. 3; Пять лет работы Рабиса, М., 1924, Казань, 1924, Хабаровск,! 924 ;Еженедельник академических театров, Л., 1924, .ј 13, с. 5-7; "Рабис", 1929, .ј 19, с. 3-10. М.И.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница