Наши партнеры

Выгодно аренда авто ростов на дону цены в компании РексРент.
Купить женскую одежду в Вологде.
видеоконференция оборудование

Театральная энциклопедия
(страница 348)


ПРАГА (Praha) - столица Чехословацкой Социалистической Республики (1014 тыс. жит. в 1963). В 18 в. П. была одним из крупнейших муз.-театр. центров австрийской монархии. В 1737 в П. было построено первое постоянное театр. здание для публичных оперных представлений - "Т-р у Котцу" (наз. также "Оперный дом", спектакли давались на нем., франц. и итал. яз.). В 1760 открылся т-р в т. н. Туновском доме (доме графа Туна), где впервые был показан спектакль на чеш. яз. В 1783 открылся Ностицкий нац. т-р, предназначавшийся для спектаклей на нем. яз. (с 1785 - на чеш. яз.). В 1786-89 представления на чеш. яз. устраивались во вновь отстроенном здании т-ра "Боуда". Эти спектакли положили основу чеш. нац. сценич. иск-ва. После закрытия этого т-ра его труппа перешла в новое помещение в б. монастыре гибернских францисканцев. "Т-р у Гиберну" (1789-1802) пользовался большой популярностью у чеш. зрителя. В 1789 чеш. сейм приобр„л Ностицкий т-р, к-рый получил назв. Сословного т-ра. В 1824 в Сословном т-ре регулярно устраивались представления на чеш. яз. (в 1846-51 драматург И. К. Тыл принимал участие в творч. жизни т-ра). В 1835-37 существовал т-р, организованный любителями-энтузиастами во главе с Тылом, получивший назв. "У Каэ-тана". В 1858-62 чеш. труппа Сословного т-ра образовала самостоятельный Временный т-р (существовал до 1881), репертуар его составляли нац. драматургия, пьесы Шекспира, оперные спектакли (первые оперы Сметаны, "Иван Сусанин" и др.). В 1881 открыт Нац. т-р (Чехословацкий Национальный театр), вскоре т-р сгорел и в 1883 вновь был отстроен. На его сцене выступали выдающиеся чеш. актеры: И.Мошна, Г. Ква-пилова, Э. Воян, М. Гюбнерова и др. В 1907 выстроен Гор. т-р на Виноградах (рук. Я. Квапил). В 1925 был создан "Освобожд„нный т-р" (рук. И. Фрейка и И. Гонзлъ), к-рый стал выразителем настроений прогрессивной интеллигенции. В 1933 реж. Э. Ф. Буриан создал т-р "Д-34".

С нач. 2-й мировой войны мн. т-ры были закрыты, а к 1944 все т-ры П. прекратили деятельность. На 1964 в П. 22 т-ра. Ведущий - Нац. т-р, состоит из оперной, балетной и драм. трупп, работающих на тр„х сценич. площадках:

Нац. т-р, Т-р им. И. К. Тыла и Т-р им. Б. Сметаны. Кроме того, в П. работают: Т-р Чехословацкой Армии, Камерный т-р, Т-р Комедии, Т-р им. С. К. Неймана, Т-р им. Э. Ф. Бу-риана (б. "Д-34"), Т-р им. И. Волькера (молод„жный) на Кар-лине, кукольный "Т-р Спейбла и Гурвинека", т-р "На Заб-радли", состоящий из двух трупп (пантомима, драм. труппа), "Ч„рный т-р" и др. Значит, место в театр. жизни П. занимают т. н. т-ры "малые сцены" (т-ры "Семафор", "Рококо". "Параван"), в них ставятся спектакли, близкие по жанру к муз.-сатирич. обозрениям. В 1965 создан экспериментальный театр-студия при Драматич. т-ре.

Лит.: Фучик Ю., Избранное. Национальный театр. М., 1955; Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962; Т i 1 1 е V а с 1 а v, Ginohra Narodniho divadlaod roku 1900doprovratu, Praha, 1935; Ctvrstoleti Mestskeho diva-dla na Kral. Vinohradech 1907-1932, Praha, 1932; 0 b s t М., S с h e r 1 Ad., К dejinam ceske divadelni avantgardy, Praha, 162. Д. Сол.

ПРАГА (Praga), Марко (6.XI.1862-31.1.1929)- итал. драматург, театр. критик. В 1883 начал лит. деятельность пьесой "Встреча". Один из видных представителей веристского направления. Написал ок. 20 пьес, поев. гл. обр. проблеме супружеской неверности. Беспощадный анализ психологии героев, резкий, нервный диалог, драматургич. мастерство определили популярность его пьес. Особенным успехом пользовалась драма "Девственницы" (1889, труппа Марини, Милан) на сюжет из жизни "полусвета". В пьесах "Закрытая дверь" (1913, т-р "Мандзони", Милан), "Кризис" (1914, труппа В. Рейтер, Турин), "Развод" (1915, т-р "Мандзони") заметен отход от веризма к психологии, драме. П. в„л театрально-кри-тич. работу, возглавлял Общество итал. драматургов и издателей, в течение 3 лет (с 1912 ) был директором т-ра "Мандзони".

На рус. сцене ставились: "Балерина" (1905, Т-р Корша, Москва, 1914, Малый т-р, Петербург), "Кризис" (1909, Т-р Корша), "Идеальная жена" (1898, Новый т-р) и др.

Соч.: Cronache teatrali, [v. 1-IO], Mil., [1920-1929]; в рус. пер. - Идеальная жена, М., 1897; Кризис, М., 1905;

Балерина ("Ундина"), СПБ. 1905. Г. Р.

ПРАЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - см.

Чехословацкий Национальный театр им. Б. Сметаны.

ПРАЙС, П p и с (Price),- семья дат. артистов цирка и балета. По национальности англичане. Джеймс П. (1761-1805) - родоначальник артистической семьи. Был известным цирковым актером. Среди его детей и др. членов семьи были выдающиеся танцовщики. В 1795 переехал в Данию, где вместе с женой Ханной П. выступал как наездник. С 1805 вместе с Касорти насаждал в Дании иск-во пантомимы вначале в придворном т-ре Кристианбор-га, затем открыл свой датский Нац. летний т-р, существовавший более 30 лет в пригороде Копенгагена Вестербро. В 1817 семья П. построила новый "Т-р развлечений" (Морскабтеатр). Дочери Джеймса и Ханны П. выступали на проволоке, участвовали в пантомимах. После смерти Джеймса дело продолжали его сыновья: Джеймс П. младший (1801-65), ставший известным Арлекином, и Адольф П. (1805- 1890), считавшийся одним из лучших Пьеро в Европе.

Семья П. выступала в Голландии, Германии и в России (в 1831-36 - Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань). С 1836 П. обосновались в Копенгагене. Дети братьев П. обучались танцу у А. Бурнонвиля и в дальнейшем были артистами балета.

Вальдемар П. (1836-1908) - сын Джеймса П. младшего. Сценич. деятельность начал в 1842. В 1849-1901 - танцовщик датского Королевского балета (с 1866 - солист труппы). Его танец отличался артистизмом, романтич. приподнятостью. Исполнял ведущие партии в балетах Бурнонвиля: Вальдемар (о. п. Френиха), Ове ("Народное предание" Гаде и Хартмана), Дженнаро ("Неаполь" Паулли, Хельстеда, Гаде), Смирнов ("Из Сибири в Москву" Моллера) и др. В 1901 оставил сцену.

Джульетта П. (1831-1906) - сестра Валь-демара П. В 1849-65 - ведущая танцовщица датского Королевского балета. Искусство Джульетты П. характеризовалось поэтичностью, безупречной техникой. Бурнонвиль специально для не„ ставил балеты, в к-рых она исполнила гл. партии:

Элиза ("Школа танцев" Паулли), Дочь алхимика ("Ярмарка в Брюгге" Паулли), Рангильда ("Свадьба в Хардангере" Паулли), Розита ("Далеко от Дании" Глезеро, Готтшалька, Линке), Валькирия (о. п. Хартмана) и др. В 1866 оставила сцену.

Э л л e н П. (р. 1878) - племянница Вальдемара и Джульетты П. В 1889 поступила в школу датского Королевского балета (ученица Г. Бека и В. Прайса). В 1895 дебютировала в па-де-труа в балете "Окно" Люмбе. Была лирич. танцовщицей, обладала большим мимич. дарованием. В 1902 успешно выступила в партии Сильфиды (о. п. Левенскьольда).

Лучшие партии: Русалочка (о. п. Энрикеса), Пастушка ("Пастушка и свинопас" Энни) и др. Скульптор Э. Эриксен изваял бронзовую скульптуру Эллен П. в партии Русалочки, к-рая в 1913 была установлена в гавани Копенгагена. В 1913 окончила деятельность танцовщицы, выступала в дра-матич. т-ре Архус. Играла роль Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.

Лит.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 214;

Kragh-JacobsonS.ogKroghT. (ed.),Den Kongelige Danske ballet, Kbh., 1953; V e a l e T. G., The dancing prices of Denmark,"Danceperspectives", N.-Y., 1961,.ј 11. Ham. P.

ПРАЙС, П p и c (Price), Джон (Ион) (р. 15.IX.1913)-дат. актер, режиссер. В 1931 окончил школу при Королевском т-ре (Копенгаген) и был принят в труппу этого т-ра. Многогранное характерное-дарование П., актера большого интеллекта, виртуозно владеющего жестом, мимикой, пластич. выразительностью, раскрылось в ролях: Ричард III; Жан де Франс (о. п. Хольберга), Нонпарель, Мефистофель ("Рецензент и животное", "Душа после смерти" Хейберга), Ранк ("Кукольный дом"), Сирано де Бержерак (о. п. Роста-на), Баххаусен ("Конторский раб" Клаусена). В своей режиссуре П. сочетает верность реалистич. традициям нац. т-ра с новаторскими поисками совр. форм сценич. образности.

В числе лучших пост.: "Суетливый" (1944), "Маскарад" (1954), "Комната роженицы" (1960) Хольберга, "Тартюф" (1948); "Ричард III" (1951), "Гамлет" (1953) и "Как вам это понравится" (1960) Шекспира,"Алладин" Эленшлегера (1959), "Пигмалион" Шоу (1953); "Мухи" Сартра (1946), "Голубая пекинка" (1954) и "Андерсен, или Сказка его жизни" (1 955) Абелля.

П. препода„т в театр. школе, снимается в кино. Лит.: Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.

ПРАКРИТСКАЯ ДРАМА - драматургия в Индии, развивавшаяся на среднеиндийских яз. (пракри-тах) с нач. 1-го тысячелетия н. э. до 18 в. Проникновение пракритов в лит-ру в 5 в. до н. э. было связано с возникновением оппозиционного брахманизму религиозно-этич. учения джайнизма, привл„кшего симпатии социальных низов учением о духовном равенстве людей независимо от сословно-кастовой принадлежности. В противовес санскриту (яз. ортодоксальной уч„ности и придворного иск-ва), джайнские проповедники обратились к нар.-разговорным языкам (магадхи, шаурасени, махараштри и др.) - пракри-там. Др.-инд. руководства по драматургии ["Натья-шастра Бхараты, 2-4 (?) в. н. э.] предписывали употреблять пракриты вместо санскрита для воспроизведения речи персонажей из низших сословий и каст, а также женщин и детей. Мн. П. д. выражали гума-нистич. идеи их авторов, преодолевали придворно-аристократич. ограниченность классич. т-ра. Для образов героев П. д. характерны героич. пафос, несовместимый с религиозной покорностью, высокая идея государственности, осуждение брахманства. Эпизодич. фигуры ремесленников, торговцев, представителей низших каст обрисованы в ряде пьес с большой любовью.

Начиная с 9 в. значение пракритов в драматургии возрастает, появляются пьесы, целиком написанные на пракр*ите ("Карпура-Манджари" Раджашекхары, 9 в.), созда„тся новый жанр саттака (танц. пьеса). С 14 в. П. д., не понятная по языку широким массам, отрывается от народа и теряет свою идейно-художеств. ценность.

Лит.: Э p м а н В. Г., Теория драмы в древнеиндийской классической литературе, в кн.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Серебряков И. Д., Древнеиндийская литература. Краткий очерк, М., 1963; на яз. хинди - Д ж а г-дишчандра Джайн,. Пракрит сахитья ка итихас, Варанаси, [Бенарас], 1961. fi. P.

ПРАНГИШВЙЛИ (наст. фам. - Кандина-ш в и л и), Павел Яковлевич [р. 5(17).X.1897] - груз. сов. режиссер и актер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). В 1911 поступил в Тифлисский народный т-р. В 1913 был принят в Тифлисскую драм. труппу. В дальнейшем работал в Кутаиси, Гори. После установления Сов. власти в Грузии (1921) - актер и режиссер т-ров в Кутаиси, Поти и др. В 1929-39 и 1949- 1958 - худ. рук. Чиатурского т-ра. В 1939-49 - Горийского т-ра. П. играл героико-драматич. роли. Его сценич. образы отличались романтич. приподнятостью. Роли: Химшиашвили ("Родина" Эристави), Отелло, Карл Моор. режиссер реалистич. школы, П. пост. спектакли: "Кваркваре Тутабери" и "Свадьба колхозника" Какабадзе, "Ханума" Цагарели, "Потопленные камни" Мосашвили, "Bacca Железнова", "Страх", "Разлом", "Платон Кречет"; "Царь Эдип" Софокла, "Укрощение строптивой" и др. Опубликовал ряд статей о сов. театре.

Соч.: Как овладеть сценич. искусством. В помощь театр. коллективам, Тбилиси, 1955 (на груз. яз.); "Виденное и пережитое" (Воспоминания), Тбилиси, 1963 (на груз. яз.).

Лит.: Кевлишвили Н., Павел Прангишвили, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.). Г. Б.

ПРАСАД, Джайшанкар (1889-1937) - инд. писатель, драматург. Писал на хинди. Один из основоположников инд. историч. драмы. Вначале писал пьесы на условно-мифологич. сюжеты, в дальнейшем - историч. пьесы, в к-рых рассказывал о тяжких временах в жизни страны ("Скандагупта", 1928, "Чандрагупта", 1929-30). Находясь под влиянием гандистских воззрений, П. в то же время призывал к справедливому насилию. Первые пьесы П. "Благородный человек" ("Садджан", 1910-11) и др. отмечены схематизмом. П. придерживался канонич. норм санскритской драмы, от к-рых в дальнейшем отош„л. В пьесах "Камна" (1923-24) и "Один глоток" (1929) П. обратился к символизму. Драмы П. предназначались для чтения, т. к. профессионального т-ра в Индии в то время не было. Драматургия П. призывала к единению народа в борьбе с колониальным и социальным гн„том.

Лит.: Потабенко С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; его же, Джайшанкар Прасад (1889-1937), в кн.: Литературы Индии. М., 1958; Вишневская Н. А., Индийская одноактная драма, М., 1964; на яз. хинди - Рамратан Бхат-н а г а р, Прасад-сахитья аур самикша, Дели, 1958. ff. р

ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная часть декорации, состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых обычно от глаз зрителей живописными элементами декораций. 2) Тр„хмерная объ„мная часть декорац. установки, на к-рой актеры могут сидеть, стоять, ходить. Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены (напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.). ПРЕВЙЛЬ (Preville) (имя и наст. фам.- Пьер Луи Д ю б ю с; Dubus) (19.IX.1721- 18.XII.1799) - франц. актер. Сценич. деятельность начал в 1738 в бродячей труппе. Руководил театр. труппами в Руане, Лионе. В 1753 был приглаш„н на амплуа первого комика в т-р "Комеди Франсез" (Париж). Играл роли слуг в пьесах Мольера (Маскариль - "Любовная досада", "Шалый", "Смешные жеманницы", Сганарель - "Дон Жуан", Скапен - "Лекарь поневоле"), А. Р. Лесажа (Криспен - "Криспен, соперник своего господина"), Ж. Ф. Реньяра (Криспен- "Любовные безумства", "Единственны и наследник"), Ф. Данкура (Криспен - "Модный кавалер", Фронтен - "Модные горожанки"), Ф. Детуша (Криспен- "Дерзкий любопытный"), П. Мариво (Лю-бен - "Сюрприз любви") и др. Исполняя эти роли, П. показывал ясный ум, энергию, жизненную хватку своих героев. Среди лучших ролей также Пурсоньяк ("Господин де Пурсоньяк" Мольера), Жур-ден; Тюркаре (о. п. Лесажа), Бридуазон ("Женитьба Фигаро"). Вершиной творчества П. был образ Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше, 1775). П. трактовал Фигаро как человека блистательного интеллекта, стремительной энергии, уверенного в сво„м праве на счастье. Однако в созданном им образе не было сатирич. задора, демократич. гнева. актер мольеровской традиции, мастер острой, броской характеристики, П. обладал блестящей выдумкой, отточенным мастерством. Сохраняя осн. принципы ра- ционалистич. метода игры, он расширял жизненное содержание иск-ва, боролся за естественность против напевной декламации. Современник Дидро, П. стремился уточнить "общественное положение" персонажа, преодолеть абстрактность традиционных амплуа. Близость к этич. учению просветителей проявилась в исполнении П. ролей в мещанской драме (Антуан - "Философ, сам того не зная" Седена, Артлей - "Евгения" Бомарше, Стоклей - "Беверлей" Сорена, и др.). В 1774 П. возглавил вновь созданную королевскую школу декламации. В 1786 оставил сцену.

Соч.: Memoires, [Р.], 1812; Memoires de Preville et de Dazincourt..., P., 1822.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Ф и н к e л ь-штейн Е. Л., Превиль, сб.: Записки о театре, Л.-М., 1958; Olivier . J. J, P. L. Dubus-Preville, Р., 1913. E. Ф.

ПРЕВО (Prevost), Франсуаз (1680-1741) - франц. артистка балета. В 1704 дебютировала в Парижской Опере (балет "Атис") и стала одной из первых танцовщиц Парижской Оперы. П. называли "величайшей танцовщицей Франции". Танец П. был исполнен изящества и грации, она была одар„нной актрисой (первая выступала в пантомимич. балете на сюжет "Горациев" Корнеля на муз. Муре, 1708). Творчество П. способствовало развитию действенного драматич. танца. Начинания П. продолжили е„ ученицы М. Салле и М. Ка-марго. В 1730 оставила сцену.

Лит : Н о в e p p Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 200, 305; N о verre J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts. St.-Petersburg, 1803-1804 (v. Il, lettre Vili); M i с h a u t P., Histoire du ballet, Р., 1945, p. 27-28. Harn. P.

ПРЕГАУЗЕР, Прехаузер (Prehauser), Готфрид (1699-28. 1.1769) - австр. актер и драматург. С 1716 выступал в представлениях странствующей нем. труппы, в 1720 начал играть роль Гансвурста. В 1725 И. Страницкий пригласил П. в Вену в "Кернтнертор-театр". После смерти Страницкого (1726) П. стал любимым актером Вены. Он обладал ярким комич. дарованием, талантом импровизатора. В иск-ве П. выразились нац. особенности австр. нар. т-ра, Гансвурст в исполнении П. стал живым реальным простым человеком. П.- автор многочисл. комедий: "Печальный повар„нок Гансвурст и его друг в беде" (1729) и др. П. реформировал жанр "главных и государственных действ", отделив комедию от трагедии.

Лит.: Muller I., Theatererinnerungen eines alten Burgschauspielers, В., 1958. Л. Лоб.

"ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" - специальное выражение, введ„нное K.C. Станиславским в театр. педагогику, режиссуру и работу актера. См. Станиславского система.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, искусство представления (в актерском творчестве),способность актера демонстрировать на каждом спектакле готовый результат творчества. См. ст. -Искусство актера Станиславского система.

"ПРЕКРАСНАЯ ЕЛЕНА" ("La Belle Helene") - оперетта Ж. Оффенбаха, либр. А. Мельяка и Л. Галеви. Пост. 17 дек. 1864, т-р "Варьете", Париж (Елена - Шнейдер, Парис - Дюпюи, Менелай - Копп, Агамемнон - Кудер, Калхас - Гренье, Ахилл - Гюйон, Аякс 1-й - Гамбург гер, Аякс 2-й - Андоф, Орест - Силли, Бахиза - Рено, Леона - Габриель, Парфенис - Алис, Филоком - Видекс. Эвтиклит -Руайе). Ставилась на оперных сценах мн. т-ров мира.

В России впервые шла на франц. яз. 9 апр. 1866, Михайловский т-р, Петербург. На рус. яз. пост. 18 окт. 1868, Александрийский т-р, Петербург (Елена - Лядова, Парис - Сазонов, Менелай - Марковецкий, Калхас - Озеров, Агамемнон - Васильев 1-й , Ахилл - Монахов, Аякс 1-й - Алексеев, Аякс 2-й - Стрекалов, Орест - Лелева). В 1913 пост. К. Марджановым в Свободном т-ре, Москва (оркестрована и дополнена Ю. Сахновским). В 1916 - в т-ре "Буфф", Петроград.

На сов. сцене пост. 29 февр. 1924, Первый общедоступный т-р оперетты (дириж„р Березовский, пост. Радова, реж. Викторов, худ. Ковал„в). 1924, Новый т-р (филиал Большого т-ра) (текст Арго и Н. Адуева; реж. Сушкевич, дириж„р Голованов). 1927, Московский т-р оперетты (переработка текста В. Шершеневича, дириж„ры Эккерт и Энгель, пост. Бебутова и Ярона, режиссеры Греков и Ярон, худ. Бебу-това; Менелай - Ярон, Елена - Светланова, Парис - Днепров, Калхас - Володин, Агамемнон - Елисаветский, Ахилл - Даминский, Аякс 1-й - Никитин, Аякс 2-й - Каминский, Орест - Новикова). 1931, Ленингр. Малый оперный т-р (текст Н. Эрдмана и В. Масс, дириж„р Самосуд, пост. Петрова, худ. Акимов; Парис - Райков, Сальварсан - Балашов, Ахилл - Кисел„в, Министр... ландии - Клочков-ский. Министр ...ании - Чесноков, Кардинал - Ростовцев, Фугас - Воронов, Арбалет - Хаханов, Елена - Корякина, Орест - Михайлов). 1937, Моск. муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко (текст В. Зака, стихи М. Улиц-кого, пост. Немировича-Данченко, режиссеры Камерниц-кий, Белякова, Петкер, худ. Вильяме, дириж„ры Гитгарц, Байн, Эдельман, танцы пост. Бурмейстером и Лопуховым;

Елена - Кемарская, Парис - Поляков, Менелай - Це-нин, Калхас - Канделаки, Агамемнон - Федосов, Орест - Големба). ,р

И з д а н и я.-"П. Е. " - клавир. Р., Е. Gerard et С , [s. d.]; рус. перевод В. А. Крылова, СПБ, Бессель, [б. г.]. Н.Гр.

ПРЕМЧАНД (псевдоним; наст. имя - Д х а н-патрай Шривастав; 31.VII.1880-8.IX. 1936) - инд. писатель. Писал на яз. хинди и урду. П.один из родоначальников критич. реализма в лит-ре хинди и урду. Пьеса П. "Карбала" (1924) рассказывает о прошлом ислама. "Борьба" (ок. 1922) - первое на хинди и в лит-ре всей Индии драматич. произведение о жизни деревни. П. реалистически показывает социальный конфликт между помещиком и крестьянами. Однако в драме сказалось влияние ган-дистских воззрений. Рост нац.-освободит, и революц. движения определил обращение П. к новой тематике. Пьеса "Алтарь любви" (1933) направлена против феод. пережитков, сковывавших духовную жизнь людей, против запрещения браков между людьми, исповедующими разл. религии. Драмы П. несценичны, они не предназначались для пост. на сцене. П. принадлежат также переводы пьес Б. Шоу и Дж. Голсуорси.

Лит.: Бескровный В. М-, "Борьба" - социальная драма Прем Чанда, "Известия АН СССР", Отделение лит-ры и языка, 1947, т. VI, вып. 3; Потабенко С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Премчанд. Биобиблиографич. указатель, М., 1962. И. Р.

ПРЕМЬЕР, премьерша (от франц. premier - первый),- актер (актриса), занимающий первое или одно из первых мест в труппе по положению и характеру исполняемых ролей. Т. н. "премьерство" было частым явлением в бурж. т-ре 19 - нач. 20 вв. и во мн. случаях мешало выдвижению молодых талантливых актеров, принижало значение актеров, игравших прочие (не главные) роли в спектаклях. За рубежом и теперь актерские коллективы обычно группируются вокруг П.

ПРЕМЬЕРА (франц. premiere - первая) - первое публичное платное представление нового или возобновл„нного спектакля, эстрадной, цирковой программы. В наст. время под словом П. часто подразумевается репертуарная новинка т-ра.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Мария Николаевна (1878- 12.III.1953) - рус. сов. актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1939), засл. арт. РСФСР (1942). Окончила драматич. студию в Петербурге и с 1903 работала в т-рах Тулы, Иванова, Вятки, Рязани, Баку, Саратова, Воронежа. В 1936-53-актриса Казанского рус. т-ра.

Роли: Гурмыжская; Глафира Фирсовна ("Последняя жертва ");княгиня Гладкая ("Анна Ка ренина "),Пестова ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Волохова ("Царь Федор Иоан-нович" А. К. Толстого), Васса Железнова; Мария Львовна ("Профессор Полежаев" Рахманова), Старицкая ("Иван Грозный" А. Н. Толстого), Марфа Петровна ("Русские люди"); мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина); Макарова ("Простая девушка" Шкваркина), Марья ("Любовь Яровая"), Евдокия Степановна ("Кост„р" Маляревского), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше").

Лит.: Ларионов А., Народная артистка, "Красная Татария", 1942, 1 мая, ј 103 (Казань). А. Ив,

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, Ольга Иосифовна [9(21).L 1870-27.XII.1962] - рус. сов. артистка балета, педагог. В 1889 окончила Петерб. балетное уч-ще и в том же году была принята в кордебалет Петерб. балетной труппы. В 1896 успешно дебютировала в партии Гименея ("Апис и Галатея" Кадлеца). Исполнение партии Изоры ("Синяя борода" Шенка) утвердило е„ как первую танцовщицу труппы. Танец П. отличался л„гкостью и одухотвор„нностью, она свободно преодолевала технич. трудности. Выступая в традиционном классич. репертуаре, П. находила для каждой партии новое толкование.

Лучшие партии: Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Аврора; Пахита (о. п. Дельдевеза), Раймонда.

В 1902 успешно выступала в т-ре "Ла Скала". П. была одной из первых рус. танцовщиц, организовывавших групповые гастроли рус. балерин за границей (Италия, Франция, Англия). В 1917-21 вела педаго-гич. деятельность, была крупным педагогом. В 1921 эмигрировала за границу.

Лит ..-Светлов В., О. Преображенская, СПБ, 1902; Плещеев А., Наш балет (1673- 1896), 2 изд., СПБ, 1899. Юр.Б.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ,

Софья Петровна [р.14(7). IX. 1904]-русская сов. певица (драматич. меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1955). В 1928 окончила Ленингр. консерваторию, где занималась у Н. Н. Зайцевой и у И. В. Ершова. С 1928 - солистка ГА-ТОБ (с 1935-Т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). Обладает голосом большого диапазона, замечательным по красоте тембра, силе, разнообразию красок, одинаково ровно звучащим во всех регистрах. Исполнению П. присущи одухотвор„нность, глубокая эмоциональность, героич. характер звучания, выразительность дикции. Гл. партии: Марфа ("Хованщина"), .Марина Мнишек, Шинкарка ("Борис Годунов"), Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Азучена ("Трубадур"), Амне-рис; Фрикка ("Золото Рейна" Вагнера) и др. За исполнение партий Иоанны Д'Арк ("Орлеанская дева" Чай-KOBtKoro) и Ефросиньи ("Семья Тараса" Кабалевского) удостоена в 1946 и 1951 Гос. пр. СССР. П. выступает также как концертная певица. Во время блокады Ленинграда (1941-44) П.вела большую шефскую работу в частях Сов. Армии и Флота. В 1949-53-профессор Ленингр. консерватории.

Лит.: Ольховский Е.Г.,С.П. Преображенская, Л., 1950; "Сов. музыка", 1965, ј 4, с. 63-67.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Александр Васильевич [23.VIII(4.IX).1890-4.VIII.1963] -рус. сов. хоровой дириж„р. Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1910 окончил Моск. синодальное уч-ще, в 1914 - Моск. консерваторию (по классу проф. У. Мазетти). Пел в опере. С 1919 стал хоровым дириж„ром. В 1932-36хормейстер Большого т-ра. В 1936-39 - хормейстер Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), с 1939 - Свердловского т-ра оперы и балета. Здесь участвовал в пост.: "Иван Сусанин" (1939); "Опричник" Чайковского (1940), "Гроза" Трамбицкого (1943), "Емельян Пугач„в" Коваля (1943), "Отелло" Верди (1945; Гос. пр. СССР, 1946) и др. В„л педагогич. работу, был проф. Свердловской (с 1942) и Моск. консерваторий.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, Николай Алексеевич [25.Х (6.XI).1854-31.V(13.VI).1910]-pyc. артист оперы (тенор). Учился в Петерб. консерватории у Дж. Кор-си, закончил вок. образование в Болонье у А. Бузи. Одновременно с занятиями в консерватории пел в хоре Мариинского т-ра. В 1886- 88 выступал в оперных т-рах Болоньи, Милана, Флоренции, Триеста, Мадрида под фам. Карбони. Весной 1888 был приглаш„н в Большой т-р и после успешных дебютов - в партиях Фауста (о. п. Гуно) и Собинина ("Иван Сусанин")- зачислен в труппу. П. был любимцем учащейся молод„жи Москвы. Обладал красивым голосом прозрачного металлич. тембра, был выдающимся мастером бель канто. В 1893 покинул Большой т-р, пел в Киеве, Казани и др. городах. Последние годы жил в Риге, давал уроки пения.

Партии: Манрико, Ричард, Отелло ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Отелло" Верди), Васко да Гама, Рауль, Роберт ("Африканка", "Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера), Лоэнгрин и др.

Лит.: Ш к а ф е р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936; С а лин а Н. В., Жизнь и сцена, Л.-М., 1941.

ПРЕСТОН (Preston), Томас (1539-89) - англ. драматург. В 1557 окончил Кембриджский ун-т, был преподавателем, позднее вице-канцлером ун-та. В 1564 выступил перед королевой в любит, спектакле "Дидона". П. приписывается авторство популярной драмы "Камбиз" (1569), одной из ранних англ. трагедий, рассказывающей о злодеяниях персидского царя Камбиза и комич. похождениях шута Амбидекстера. Пьеса примитивна по форме и написана напыщенным слогом. Сочетание кровавых ужасов и яркой буффонады принесли "Камбизу" успех у широкого зрителя. Трагедия П. ставилась и в шекспировское время, хотя считалась в среде драматургов образцом нелепости. Строки из "Камбиза" пародийно цитирует Фальстаф в "Генрихе IV" Шекспира.

Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. 2, Cambr., 1923. Л. Б.

ПРЕТЕКСТА, претекстата (praetexta, praetextata, от praetexo - окаймляю),-др.-рим. лит. жанр, трагедия на сюжет из др.-рим. истории с применением при„мов др.-греч. драматургии. Термин "П." происходит от назв. одежды римских магистратов - тоги с пурпурной каймой, к-рую носили п гл. действующие лица П. Создатель жанра П.- поэт и драматург 3 в. до н. э. Невий. Сохранились отрывки его П. "Ромул" (об основателе Рима) и "Кластидий" (о победе римлян над галлами в 3 в. до н. э.); фрагменты и заглавия П. поэтов: Акция - "Деций" (о самнитских войнах) и "Брут" (об изгнании из Рима последнего царя Тарквиния Гордого), Пакувия-"Павел" (о разгроме римлянами македонских войск при г. Пидне), Энная - "Амбракия" (о завоевании Греции). Единственная сохранившаяся П. "Октавия" (о тирании Нерона) приписывается Сенеке. Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1-2, M., 1959-62. Лид. Ф.

ПРЕЦИбЗНЫЙ СТИЛЬ (от франц. precieux - драгоценный, изысканный)стиль лит. произв., получивший широкое распространение во Франции в 1-й пол. 17 в. Возник в кругах франц. феодальной знати,. группировавшейся вокруг аристократия, салонов (отель Рамбуйе и др.). П. с. проявился в условности тематики, в стремлении к галантно-авантюрным сюжетам, изысканности языка, утонч„нности поэтич. образа и т. д. Повлияв гл. обр. на поэзию, П. с. проник также и в драматургию (А. Арди, Ф. Буаробер,. Ж. де Скюдери и др.). Передовые писатели, драматурги 17 в. высмеивали П. с. в своих произв. ("Смешные жеманницы" Мольера и др.). A. M их.

ПРЙБИК, Иосиф (Иозеф) Вячеславович (Вацлаво-вич) (11.III.1855-19.X.1937) - сов. дириж„р, композитор, педагог. Нар. арт. УССР (1931). По нац. чех. В 1872 окончил органную школу в Праге. С 1879 жил в России, был дириж„ром в Смоленске, Харькове, Киеве, Тифлисе. В 1889-93 - капельмейстер Рус. оперного товарищества под упр. И. П. Прянишникова (Киев, Москва). С 1894 в течение 40 лет был дириж„ром (1920-26 - гл. дириж„р, с 1926 - поч„тный дириж„р) Одесского т-ра оперы и балета, высоко поднял муз. культуру спектаклей, неустанно пропагандировал рус. классику. С именем П. связаны первые (после Мариинского т-ра) пост. "Пиковой дамы" (1890) и "Князя Игоря" (1891). Дирижировал первой пост. оперы "Руфь" Ипполитова-Иванова (1887, Тифлис).

Пост.: "Евгений Онегин" (1884, Киев); "Вражья сила" Серова, "Руслан и Людмила" (обе 1889); "Каменный гость" Даргомыжского, "Джоконда" Понкьелли, "Миньон" Тома (все 1890), "Майская ночь" (1892, Шелапутинский т-р, 1-я пост. в Москве), "Паяцы" (1893, там же, впервые на рус. яз.) и др.

П.- автор одноактных опер по рассказам А. П. Чехова: "Забыл!" (1921, Одесса), "Радость" (1922, там же) и др. Написал неск. муз.-теоретич. работ, мемуары. В„л педагогич. работу в Одесской консерватории (с 1919 - профессор).

Лит.: Воспоминания о Чайковском, М., 1962, с. 117, 183; Римски й-К орсаков Н., Летопись моей музыкальной жизни, М., 1955, с. 186; Михаиле в-С т о я н К., Исповедь тенора, т. 2, М., 1896, с. 59; Полферов Я., И. В. Прибик, "Сов. музыка", 1935, [ј} 2. А. Ив.

"ПРИВАЛ КОМЕДИАНТОВ" ("Звездоч„т")- литературно-артистич. кабаре в Петрограде (1915-1918), осн. Б. К. Прониным. Руководители-В. Э. Мейерхольд ("Доктор Дапертутто") и Н. В. Петров (он же конферансье - "Коля Петер"), позднее Петров и И. Н. Евреинов. Помимо пародийных номеров, в "П. к." ставились представления, близкие нар. балаганным зрелищам, спектаклям парижских уличных т-ров, и др.

Пост.: арабская сказка "Зеркало див" Кузмина, пантомима "Шарф Коломбины" Шницлера, пародия на спектакль Александрийского т-ра "Невеста" Чулкова, "Вес„лая смерть" Евреинова и др.

Лит.: А л п е р с Б., Театр социальной маски, М., 1931, с. 129; "Аполлон", 1916, ј 8, с. 58; В о л к о в Н. Д., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница