Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 347)


ПОСРЕДРАБИС - посреднические бюро по найму и распределению (трудоустройству) актеров и других театральных работников, существовавшие в СССР в 1920-30-х гг. В дореволюц. время трудоустройством занималось Рус. театр. об-во (РТО), а также частная контора - Театр. агентство Е. Н. Рассохиной. После революции (с нач. 20-х гг.) эти работы проводились в Наркомтруде через Центропосредрабис (Центр. посреднич. бюро по найму и распределению работников иск-в) и отделения на местах (Моск. П., Ленингр. П. и др.). П. действовали в контакте с профсоюзом работников искусств. По мере того, как росла и крепла система гос. зрелищных предприятий, П. теряли сво„ значение; в 30-х гг. П. перестали существовать.

Лит.: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963, с. 173-99. Л. Шн.

ПОССАРТ (Possart), Эрнст (11.V.1841-8.IV. 1921)- нем. актер, режиссер, театр. деятель. Ученик актера В. Кайзера. Вначале П. выступал в любит, т-ре. В 1861 был приглаш„н в труппу Гор. т-ра в Бреславле, затем играл в Берне и Гамбурге. Дальнейшая творч. деятельность П. связана гл. обр. с Мюнхеном. С 1864 он - ведущий актер, а затем режиссер и директор Мюнхенского придворного т-ра. В 1883 П. принял участие в организации Нем. т-ра в Берлине, в 1901- Т-ра принца-регента в Мюнхене. Известность П. росла благодаря его постоянным гастролям по Европе и Америке (выступал в России с 1891 по 1900). В 1905 П. покинул сцену и в течение последних 15 лет успешно выступал на концертной эстраде.

Лучшими ролями П. были: Натан Мудрый (о. п. Лессинга), Мефистофель ("Фауст" Г„те), Франц Моор, Яго, Шейлок; Креспо ("Саламейский алькальд" Кальдерона), Зихель ("Друг Фриц" Эркмана-Шатри-ана). В др. драмах Г„те и Шиллера П. играл Карлоса

("Клавиго"), Антонио ("Тассо"), Октавио Пикколоми-ни ("Валленштейн"), Вурма ("Коварство и любовь"). Одной из любимых его ролей был Ричард III. Большой успех имел П. в ролях консула Берника ("Столпы общества" Ибсена) и адвоката Берендта ("Банкротство" Бь„рнсона).

П.- актер рационалистич. склада. Он тщательно разрабатывал рисунок каждой роли, добивался остро отточенной внешней характерности, обладал виртуозной сценич. техникой. Сценич. речь П. была безупречна и стала образцом для актеров Германии. П. выступал в концертах с мелодекламацией: "Манфред" Байрона, "Эгмонт" Г„те. П. был также режиссером и крупным театр. деятелем. В 1880 он устроил в Мюнхене "показательные гастроли", для к-рых привл„к лучших актеров и драматургов Берлина, Вены, Гамбурга, Дрездена и др. Следуя режиссерским принципам Ф. Дингелъштедта, FL уделял особое внимание живописной выразительности массовых сцен и единому ритму спектакля.

Соч.: Erstrebtes und Erlebtes. Erinnerungen aus meiner Buhnentatigkeit, B., 1916.

Лит.: Веселовский А., Поссарт в Москве, в кн.:

Хрестоматия по истории западного т-ра А. Гвоздева, М.-Л., 1939; Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947;

Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948. Г. Гур.

ПОСТАНОВКА - 1) Творческий процесс создания спектакля (драматического, оперного, балетного), циркового представления, эстрадного обозрения, а также кинофильма. См. режиссерское искусство. 2) То же, что спектакль.

ПОСТАНОВКА ГОЛОСА - в методике преподавания пения одна из сторон подготовки певца к проф. деятельности; совокупность при„мов, при помощи к-рых достигается максимальная эффективность действия органов, участвующих в певч. голосообразовании, правильность функционирования этих органов с точки зрения научно-объективных данных анатомии, физиологии, акустики и т. п. П. г. является исходным моментом в обучении проф. иск-ву пения. Цель П. г.- достижение предельной естественности и свободы звукообразования, максимальное расширение диапазона голоса, а также увеличение его силы, яркости и красочности тембра. На характер П. г. влияют особенности нац. манеры пения, а также эстетич. взгляды, господствующие в данную эпоху, степень развития муз. культуры, цели и задачи обучения певца и т. п.

Лит.: Работнов Л.Д., Основы физиологии и патологии голоса певцов, М., 1932; Заседателев Ф. Ф., Научные основы постановки голоса, 4 изд., М., 1937; К о f-1 er L., Die Kunst des Atmens, 19. Aufl., Lpz., [1929]; M a r-t i e n s s e n-L o h m a n n F., Ausbildung der Gesangsstimme, Potsdam, [s. a.J.

ПОСТАНОВЩИК СПЕКТАКЛЯ - см. режиссер. ПОТАПЕНКО, Игнатий Николаевич (ок. 1856-17. V. 1929)-рус. писатель-беллетрист и драматург. Окончил Одесскую духовную семинарию и Петерб. консерваторию (по кл. пения). Лит. деятельность начал в 1881. Писал стихи, романы, очерки. Автор пьес: "Жизнь" (1893, Малый т-р), "Волшебная сказка" (1898, там же), "Высшая школа" (1903, там же), "Крылья связаны" (1904, Александрийский т-р), "Жулик" (1910, Малый т-р). П. считал, что обязанность образованных людей- служить народу. Герои его пьес много говорят о нравственном долге, но идеи их расплывчаты. Одновременно П. показывал и бессовестных дельцов ("Волшебная сказка", "Чужие"), идущих на авантюры ради обогащения. Драматургия П. отличается нарочитостью, искусственностью; в его пьесах нет ярких характеров, хотя и встречаются интересные бытовые зарисовки. В 1922 П. опубликовал пьесу "Ряса", обличавшую корыстолюбие, грубость и ограниченность православного духовенства.

Соч.: Сочинения в 12 тт., т. 6. Пьесы, СПБ, 1904; Пьесы, СПБ, 1902; Ряса, Вологда, 1922. Лит.: Батюшков Ф.Д., Герой на час, в его кн.:

Критические очерки и заметки, СПБ, 1900, с. 115-44; M и-хайловский H. К., Полн. собр. соч., т. 6, СПБ, 1909, с. 877-88; История рус. литературы, т. 9, M.-Л., 1956, с. 140-41. Ю. Д.

ПОТАПОВА, Елена Михайловна (р. 16.II.1930)- укр. сов. артистка балета. Нар. арт. УССР (1959). Чл. Комму нистич. партии с 1954. В 1946-48 училась в Хореографич. студии при Т-ре оперы и балета им. Шевченко в Киеве. С 1948 - артистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Танец П. динамичен (широкие стремительные пол„ты и вращения).

Партии: Даша ("Юность" Чулаки), Леся ("Маруся Богу-славка" Свечникова), Аврора; Лилея (о. п. Данькевича), Мавка ("Лесная песня" Скорульского), Одетта-Одиллия, Эсмеральда и др.

Гастролировала в ГДР, Исландии, Дании, Чехословакии, США, Канаде и др. Ст. М.

ПОТЕХИН, Алексей Антипович (1.VII.1829-16.X. 1908)-рус. драматург, писатель-беллетрист. Окончил Демидовский лицей в Ярославле (1849). Как драматург дебютировал драмой "Суд людской-не божий" (1854). П.-автор пьес из крестьянской жизни-"Шуба овечья, душа человечья" (1854, первонач. назв. "Брат и сестра"), "Чужое добро впрок не ид„т" (1855); комедий из быта чиновников, помещиков, "высшего" губернского об-ва-"Мишура" и "Новейший оракул" (1858), "Вакантное место" (1859), "Отрезанный ломоть" (1865У, "Виноватая" (1867), "В мутной воде" (1871), "Выгодное предприятие" (1877) и др. Значит, распространение получила также пьеса "Около денег", написанная В. А. Крыловым по одноим. роману П. Видный представитель бурж.-либеральной обличит, лит-ры 50-60-х гг. 19 в., П. в своих произв. никогда не поднимался до подлинно реалистич. обобщений, был драматургом-бытописателем. Однако на фоне пошлой драматургии, заполнявшей в те годы репертуар т-ров, произв. П. выделялись как своими обществ, устремлениями, так и художеств. достоинствами.Мн. из лучших обличит, пьес П. долго находились под цензурным запретом ("Отрезанный ломоть", "Вакантное место" и др.). Поставленные пьесы П. пользовались большим успехом у публики (ставились в Малом и Александрийском т-рах, в провинции). В них участвовали крупнейшие актеры-П. А. Стрепетова (Сте-панида-"Около денег"), Л. П. Никулина-Косицкая, П. М. Садовский (Матр„на и Николай Спиридонович- "Суд людской-не божий"), А. Е. Мартынов, С. В. и П. В. Васильевы (Михаиле - "Чужое добро впрок не ид„т"), С. В. Шумский (Пустоз„ров, Ковырнев - "Мишура", "Выгодное предприятие"), Г. Н. Федотова (Дашенька - "Мишура"), М. Г. Савина (Катенька - "Виноватая"), И. В. Самарин, В. В. Самойлов (Старик - "Отрезанный ломоть") и др.

В нач. 80-х гг. П. был зав. репертуарной частью Александрийского т-ра, позднее - управляющим драм. труппами имп. т-ров, состоял членом Театрально-лит. комитета, с 1900 - поч„тный член Академии наук по разряду изящной словесности.

Соч.: Сочинения Алексея Потехина, т. 6-7, СПБ, 1873-74; Сочинения А. А. Потехина в 12 тт., тт. 9, 10, 11, СПБ, [б. г.].

Дит.: "ЕИТ". Сезон 1901-1902 гг., СПБ, 1902, с. 40-52;

Боборыкин П.Д., Алексей Потехин, "Известия отделения русского языка и словесности Имп. Академии Наук", СПБ 1902, т. VII, кн. 1; М о р о з о в П. О-, А. А. Потехин. в кн.: Минувший век, СПБ,1902, с. 392-415; Д о б р о-л ю б о в Н. А., Мишура, Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1950;

3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960; Л о т м а н Л., А. Н. Островский и русская драматургия его времени, М.-Л., 1961. А. Шн.

ПОТЕХИН, Николай Антипович (дек. 1834- 7. VI 1.1896) - рус. драматург, театр. критик, режиссер, актер. Брат А. А. Потехина. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В молодости примыкал к народникам. Работал как режиссер и актер в Харькове (Т-р Н. Н. Дюкова) и Вильне. Печатал рассказы и очерки в "Русском слове", "Северной пчеле", в сатирич. журнале В. С. Курочкина "Искра". Первые пьесы П.- "Быль молодцу не в укор" (1861), "Врач-специалист" (1862). Затем писал гл. обр. бытовые мелодрамы, сюжетами для к-рых служили газетные фельетоны, судебная хроника. Наиболее известны: "Злоба дня" (1874), "Мертвая петля" (1875), "Богатырь века" (1876), "Нищие духом" (1879) и др. Пьесы П. ставились в Малом, Александрийском т-рах, в провинции. Насыщенные внешними эффектами, содержащие злободневные нам„ки, они пользовались успехом у зрителя. П. выступал с театральными рецензиями в "Санктпетербургских ведомостях" (псевд. "Рцы - Слово Твердо").

Соч.: "Нищие духом", СПБ, 1879; "Злоба дня", "Дело",. 1875, ј 1; "Мертвая петля", СПБ, 1876. Ю Д

ПОТЕШЕР (Pottecher), Морис (1867-15.IV 1960) - франц. театр. деятель, драматург. В 1891 выступил как поэт. В 1895 П. основал (на средства мецената) в селе Бюссан (Вогезы), где он родился первый во Франции Нар. т-р. Представления устраивались (3-4 раза в течение августа, из них 1 раз-бесплатно) в специально построенном помещении (задняя стена сцены могла раздвигаться по ходу действия, за ней был виден естеств. склон холма, заменявший или дополнявший рисованные декорации). В спектаклях участвовали любители. В репертуар т-ра входили трагедии, драмы и комедии П., написанные на историч. сюжеты и на основе фантастич. легенд: "Дьявол-виноторговец", "Страсти Жанны д'Арк", "Серебряная монета", "Жестокая королева", "Свобода", "Наследство", "Мистерия об Иуде Искариоте" и др., а также "Макбет" и "Венецианский купец", "Лекарь поневоле";

"Рыжик" Ренара, "Рождественская ночь" Морана и Пьерне. Т-ру оказывало финансовую помощь Министерство изящных иск-в. Мировоззрение и художеств. взгляды П. сформировались под влиянием Ж. Ж. Руссо и Л: Н. Толстого. П. был убежд„нным противником городской культуры, считал, что создание подлинно нар. т-ра возможно только в деревне. Народнич., абстрактно-гуманистич. позиции П., ориентация исключительно на крестьянскую аудиторию в значительной степени ограничивали его просветит, деятельность.

Р. Роллан поев. П. свою книгу "Народный театр". Соч.: Le theatre du peuple, P., 1899; в рус. пер.- Народный театр в Бюссанге (Франция), "ЕИТ", 1913, вып. 3

Лит.: Роллан Р., Собр. соч., т. XII. Народный театр. Л., [1932]; Гвоздев А. А., Западно-европейский театр... Л.-М., 1939. в. Г\

ПОТЕШНАЯ ПАЛАТА - первое театр. помещение в России; построено в 1613 при царе Михаиле Ф„доровиче. При П. п. содержался штат "шутов" из числа рус. скоморохов. Здесь же давались представления ' иноземных (польских и нем.) артистов, также входивших в штат П. п. После издания в 1648 царской грамоты, направленной против скоморохов, деятельность П. п. замерла. П. п. подготовила появление рус. придворного т-ра, созданного в конце 17 в.

Лит.: Забелин И.Е., Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст., т. 1, ч. 1, М., 1862, с. 297; его же, Домашний быт русских цариц в XVI-XVII ст., М., 1869 с. 432-39. р

ПОТОПЧИНА, Евгения Владимировна (р. 1882)- рус. артистка оперетты. Сценич. деятельность начала в 1908 в труппе С. Н. Новикова (петерб. т-р "Пассаж"). В 1913-20 играла со своей труппой в Никитском т-р(" в Москве, называвшемся Т-р Потопчиной. Природная музыкальность, сильно развитое чувство ритма, темперамент, хореографич. одар„нность определили успех П. в оперетте. В 1920 эмигрировала, держала т-р в Берлине, затем переехала в США.

Роли: Стасси, Биби ("Сильва", "Матео" Кальмана), Бесси ("Ярмарка невест" Якоби), Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Дэзи ("Принцесса долларов" Фалля), Валентина, Илона ("Вес„лая вдова", "Цыганская любовь" Легара), Розетта ("Шалунья" Цирера) и др. Лит.: Янковский M., Советский театр оперетты, ] Л.-М., 1962; Я p о н Г., О любимом жанре, М., 1963; P а-дошанский Н., Записки актера оперетты, Л.-М.,1964.

ПОТОЦКАЯ, Мария Александровна (1861-1940)- рус. сов. актриса. Засл. арт. Республики (1929). Училась в Муз.-драм. уч-щс Моск. филармонич. об-ва. Играла в Т-ре Корша в Москве (1889-92). В 1892 дебютировала в Александрийском т-ре (Параша - "Горячее сердце"), где работала до 1929. Занимала здесь видное положение, выступая в том же амплуа, что и М. Г. Савина, дублируя е„ во мн. ролях. П. одна из первых в рус. т-ре сыграла роль Норы (1899). Однако роли классич. репертуара мало ей удавались. Значит, работой П. была лишь роль Купавы ("Снегурочка", 1900). Благодаря присущим ей женскому обаянию, изяществу П. с большим успехом выступала в пьесах совр. салонной развлекательной драматургии: Люба ("Общество поощрения скуки" В. Крылова), Нина (о. п. Мансфельда) и др. Среди ролей П. в сов. время - Ксения Михайловна ("Огненный мост" Ромашова).

Лит.: [Карачунский Л. М.], Наши петербургские артисты, СП Б, 1896; "Рабочий и театр", 1929, ј 19, с.9; Ю p ь e в Ю. М., Записки, т. 1-2, Л.-М., 1963. А. Кл.

ПОТОЦКИЙ, Сергей Иванович [7(19).VIII.1883- 29.1.1958] - рус. сов. композитор. В 1914 окончил Моск. консерваторию по кл. фп. К. Н. Игумнова, в 1916 - покл. композиции С. Н. Василенко. В 19171920-дириж„р Оперного нар. дома им. И. Каляева, одновременно с 1918 - зав. муз. частью 2-й Студии МХТ. П.- автор опер: "Прорыв" (1929, Свердловский т-р оперы и балета), явившейся одной из первых попыток отразить в оперном жанре революционную современность, "Монна Ванна" (соч. 1926), "Степан Разин" (соч. 1950), "Меч освободителя" (1959, Москва, Ансамбль сов. оперы ВТО), симф. и вок. произв., музыки к спектаклям и фильмам.

Лит.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956 (имен. указ.); Гозенпуд А. А., Русский советский оперный театр. Л., 1963, с. 156-58, 373, 389; Иорданский М., Козлов П., ТаранущенкоВ.,К проблеме советской оперы, "Сов. музыка", 1933, ј 1. Ю.Быч.

ПОТСХВЕРАШВЙЛИ, Константин Георгиевич [31.VIII (12.IX).188022.Ш.1959]- груз. сов. композитор, дириж„р, музыковед. Нар. арт. Груз. ССР (1933). Учился в Петерб. консерватории по классам свободного соч. и теоретич. дисциплин (у Л. А. Саккетти, Н. С. Кленовского и др.) и по классу дирижирования (у Э. Ф. Направника и др.). В 1918-25 - зам. директора Тифлисского т-ра оперы и балета. В 1921- 1935 - организатор и рук. Гос. акад. хора Грузии. Написал оперу "Гибель идолов" (соч. 1910), муз. комедию "Манана" (шли в концертном исполнении), участвовал в создании окончательной ред. либретто оперы "Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе, перев„л на груз. яз. либр. оперы "Измена" Ипполитова-Иванова, писал музыку к драм. спектаклям, соч. др. жанров.

ПОТЬЕ (Potier), Шарль Габриель (наст. фам.- Потье де Кайетьер; 23.X.1775-19.V. 1838) - франц. актер. Сценич. деятельность начал во 2-й nwr. 90-х гг. 18 в. в любит, кружках. В 1798 переш„л на проф. сцену, сначала в Париже, затем в провинции. В 1809 вернулся в Париж, став вскоре любимейшим водевильным актером столицы. Играл в т-рах "Варьете", "Порт-Сен-Мартен", "Нувоте", "Гете" и др. Очень худой и высокий, со слабым хрипловатым голосом, он поражал зрителей разнообразием создаваемых характеров, сочетанием наивной естественности поведения с гротескно-эксцентрич. выразительностью речи, щедростью комедийной фантазии, использованием средств пантомимы, танца. Среди многочисл. ролей - принц Мирлифлор ("Маленькая Золушка, или Чудесная кошечка" Дезожье и Жантиля, 1810), Буасек ("Бывший молодой человек"

Мерля и Бразье, 1812), Дезаккор ("Брачная мания" Дезожье, Жантиля и Ружмона, 1814), отец Сурнуа ("Маленькие Данаиды" Жантиля, 1823).

Лит.: De Manne E. D., Menetrier G., Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet..., Lyon, 1869; L y o n n e t H., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-13. E. Ф.

ПОУЛЬСЕН (Poulsen) - семья дат. актеров. Эмиль (9.VII.1842-8.VI.1911) - учился в Копенгагенском ун-те, одновременно участвовал в спектаклях Студенч. об-ва. В 1867 дебютировал в Королевском т-ре (Копенгаген). В числе значит, творч. достижений П.: Гамлет; Альцест ("Мизантроп" Мольера), Леандр ("Маскарад" Хольберга), Попо и Георгий ("Пальнатоке", "Варяги в Царьграде" Эленшлегера), Петер ("Капричиоса" Оверскоу). Наиболее последовательно новаторство П., основоположника школы психологич. реализма в дат. т-ре, выразителя дум и настроений прогрессивной интеллигенции, раскрылось на материале драматургии Ибсена и Бь„рнсона, к-рую он пропагандировал.

Роли: епископ Николае, Люннестад, Берник, Хельмер, Яльмар Экдаль, доктор Штокман, Сольнес, Боркман ("Борьба за престол", "Союз молод„жи", "Столпы общества", "Кукольный дом", "Дикая утка", "Враг народа", "Строитель Сольнес", "Йун Габриель Боркман" Ибсена), Сверре, Саннес, Рийс ("Король Сверре", "Банкротство", "Новая система" Бь„рнсона).

П. был актером высокой культуры, требовательно относился к себе и партн„рам, боролся с мелодекламацией, внешними эффектами, во многом способствовал обновлению и очищению от рутины актерского иск-ва. В 1900 оставил из-за болезни Королевский т-р. В 1903-04 работал в Копенгагене режиссером Нар. т-ра, в 1906-09 - консультантом "Дагмар-театра".

Олаф (26.IV.1849-26.III.1923). Брат Эмиля П. В 1867 дебютировал в Королевском т-ре. С творчеством П. связан один из наиболее значит, этапов развития комедийной традиции - ведущей в исполнительском иск-ве мастеров Королевского т-ра. Эта традиция развивалась гл.обр. на основе комедий Хольберга. П. сыграл ок. 35 ролей в его произв., в т. ч. Хенрик ("Маскарад", "Хенрик и Пернилла", "Счастливое кораблекрушение", "Краткое девичество Пер-ниллы", "Абракадабра"), Ольдфукс ("Якоб фон Тибое"), Арлекин ("Невидимка"), Чилиан ("Улисс из Итаки"), Пер Пономарь ("Эразмус Монтанус"), Йеппе ("Йеппе с горы"), Корфиц ("Комната роженицы"). Унаследовав вс„ ценное из творч. практики предшественников, П. отказался от консервативной тенденции скрупулезно восстанавливать общий рисунок роли, интонации, отдельные находки предыдущих исполнителей этих ролей. Э. Брандес отмечал, что О. "совершенно отбросил маску и приобщает нас к тому, что жив„т в его душе, что познано им; лицо становится зеркалом его внутреннего мира" (Brandes E., Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880, s. 332). Он дал новое истолкование образа забитого, нищего крестьянина Йеппе, подчеркнув его нравств. превосходство над бароном, вызывая в зрительном зале не только смех, но и боль за поруганное человеч. достоинство. П. создал также сатирич. образы копенгагенских филистеров в комедиях и водевилях 19 в.: Фальсмол ("Кубышка" 'Олуфсена), Цирлих ("Первоапрельские дурачки" Хей-берга), Скоруп ("Сберегательная касса" Херца), лейтенант фон Бюддинг и Кране ("Соседи", "Приключение в пути" Хострупа). П. был одар„н музыкальностью, имел голос, богатый интонациями. Он кропотливо работал над ролью, искал точные и выразит. жесты, интонации, новые психологич. мотивировки. В 1917 оставил сцену. Преподавал в школе при Королевском т-ре.

Адам (р. 19.XI.1879). Сын Эмиля П. Дебютировал в 1901 на сцене "Дагмартеатра" (Копенгаген). В 1903-05 работал в Нар. т-ре (Копенгаген), где играл роли героев-любовников, затем в течение года учился в школе при т-ре М. Рейнхардта (Берлин). В 1906-09 - актер, в 1911-14 - директор "Даг-мартеатра", в 1909-10, 1915-16, 1930-31 выступал в Королевском т-ре. В 1910, 1922-23 возглавлял "Т-р на открытом воздухе" (Копенгаген), в 1916-19- Шведский т-р (Хельсинки). В 20-е гг. гастролировал в разл. городах Дании, а также в Швеции, США. Был одним из крупнейших дат. трагедийных актеров, обладал голосом редкой красоты и интонационного многообразия, могучим темпераментом. Среди ролей: Гамлет, Ромео, Карл Моор; Скуле ("Борьба за престол" Ибсена), Сигурд Крестоносец (о. п. Бь„рн-сона), Эйвинн ("Горный Эйвинн и его жена" Сигур-йоунсона). К числу его лучших сценич. работ относятся роли в трагедиях Эленшлегера: Ярл Хокон, Аксель, Джулио Романо, Хагбарт, Харальд (о. п., "Аксель и Вальборг", "Корреджо", "Хагбарт и Сигне", "Варяги в Царьграде"). П. покорял неистощимой фантазией в роли Принца ("Однажды" Драхмана), тонким психологизмом и бытовой достоверностью в роли Хельмера ("Кукольный дом"). В 1931 оставил сцену и выступал как чтец. Автор книги "Искусство актера" (1919).

Йоханнес (17.II.1881-14.X.1938). Сын Эмиля П. С 1901 работал в "Дагмартеатре", с 1909 до конца жизни - в Королевском т-ре. Аналитич. направленность творчества П., его умение раскрывать обществ, и психологич. мотивы поведения героев, тяготение к сложным противоречивым характерам сочетались с острой, лаконичной выразительностью внешнего рисунка роли.

Роли: Юлий Цезарь (о. п. Шекспира), Жан де Франс, Эразмус Монтанус (о. п. Хольберга), Герман ("Оловянщик-политикан" Хольберга), Алладин, Вильхельм (о. п. и "Аксель и Вальборг" Эленшлегера), Нонпарель ("Рецензент и животное" Хейберга), Мортенсгор ("Союз молод„жи" Ибсена), Левин ("За стенами" Натансена), Эрик XIV (о. п. Стриндберга), Ф„дор Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Генрих VIII ("Кант" Мунка), Судья ("Ева отбывает свою детскую повинность" Абелля) и др. С 1917 одновременно работал режиссером. Лучшие пост. И. отличались эпич. масштабностью, тщательной разработкой массовых сцен, ритмич. экспрессией:

"Алладин" Эленшлегера (1919), "Буря" (1922) и "Двенадцатая ночь" (1933) Шекспира, "Торденскьольд" Эленшлегера (1935), "Избранные" Мунка (1934).

Лит.: Hansen Р., Den danske skueplads, Bd 3, Kbh [s d ]; В г a n d e s E., Emil Poulsen, Olaf Poulsen, в кн.: Dansk skuespilkunst, Kbh., 1880; Kirkeby A., Olaf Poulsen, Kbh., 1926; Nathansen H., Johannes, Poulsen og Poul Reumert, Kbh., 1918; его же, Johannes Poulsen, Kbh., 1946. Вл. М.

ПОХИТОНОВ, Даниил Ильич [ 27.111(8.IV).1878- 1957] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1905 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. С. Ф. Цурмюлен, теории композиции и инструментовки А. К. Лядова, А. К. Глазунова и Н. А. Рим-ского-Корсакова. С 1905 - пианист-концертмейстер, хормейстер, в 1909-56 - дириж„р (дебютировал оперой "Снегурочка") Мариинского т-ра (впоследствии Т-ра оперы и балета им. Кирова), а в 1918-32 также Малого оперного т-ра. П. обладал прекрасной техникой, безупречно точно воспроизводил партитуры. Выступал преимущественно в классическом репертуаре, бережно сохранял традиции исполнения. Как аккомпаниатор П. обладал тонким чувством ансамбля. Много работал с Шаляпиным, к-рый высоко ценил его.

Пост.: "Хованщина" (1912, 1926, 1944), "Севильский цирюльник" (1916, 1924), "Евгений Онегин"; "Фенелла" Обе-ра, "Мефистофель" Бойто (1918). "Вражья сила" (1920) и "Юдифь" (1925) Серова, "Лоэнгрин" (1923); "В борьбе за ком-муну"(на муз. оперы Пуччини "Тоска ",1924), "Паяцы" (1929), "Сказка о царе Салтане" (1930), "Лакме" (1931), "Псковитянка" (1933);"Дубровский" Направника (1947), "Кармен" (1948).

П. выступал также как симф. дириж„р. В 1919 и 1938-41 преподавал в Ленингр. консерватории (классы оперного ансамбля и дирижирования). Соч.: Из прошлого русской оперы. Л., 1949.

Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., Ленингр. гос. акад. ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л.-М., 1959, с. 71-73. 70. Быч

"ПОХИЩЕНИЕ ИЗ СЕРАЛЯ", "Б e л ь м о н т и Констанца, или Похищение из сераля" ("Belmontund Constanze, oder Die Entfuhrung aus dem Serail") - опера (зингшпиль) в. А. Моцарта, либр. X. Ф. Брецнера в обработке Г. Стефани. Пост. 16 июля 1782, "Бургтеатр", Вена (Констанца - Кавальери, Бельмонт - Адамбергер, Педрилло - Дауэр, Блондхен - Тайбер, Осмин-Фишер). О пера обошла сцены мн. т-ров мира.

В России пост. в Москве в 1810 (пер. С. Кувичинского) В 1817 пост. в Петербурге под назв. "Бельмонт и Констанца" в пер. А. Шеллера (Бельмонт - Капиловский, Констанца Сем„нова, Селим - Самойлов, Блондина - Самойлова Осмин - Злов, Педрилло - Лебедев). В 1902 пост. учащимися Моск. консерватории (Констанца - Нежданова).

На сов. сцене впервые пост. в 1918 Театр. студией ХПСРО, Москва, под назв. "Похищение из гарема" (режиссеры Ко-миссаржевский и Бебутов, худ. Федотов; Констанца - Барсова, Селим-Ильинский); в 1920 в Петрограде т-ром Комич. оперы под рук. К. Марджанова (худ. Радаков; Констанца - Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема - Ростовцев). В 1925 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром (композиция спектакля Евреинова, дириж„р Самосуд, худ. Бобышев, балетм. Чекрыгин;,Констанца-Степанова, Селим-паша-Ки сел„в, Блонда-Стратанович, Бельмонт-Балашов, Педрилло - Засецкий, Осмин - Журавленке). Опера неоднократно давалась в концертном исполнении: 1936, Москва, силами артистов Радиокомитета (дириж„р и пост. Себастьян; Осмин - Абрамов, Констанца - Казанцева); 1956, там же (дириж„р Самосуд). Пост. также в Саратове (1956) и Вильнюсе (1957).

Издания: "П. из с."-партитура, Wolfgang Ama-deus Mozart's Werke. Serie 5., Lpz., Breitkopf und Hartel [1882]. Я. Гр\

ПОЧ‚ТНЫЕ ЗВАНИЯ для деятелей искусства-в СССР одна из высших форм награждения и поощрения выдающихся деятелей иск-ва:

1) Народный артист. В 1920 было введено звание "Нар. арт. Республики"; в том же году этого звания была удостоена М. Н. Ермолова. 6 сент. 1936 указом ЦИК СССР установлено звание "Нар. арт. СССР" для "наиболее выдающихся деятелей иск-ва народов Союза ССР, особо отличившихся в деле развития советского театра, музыки и кино". Первыми это звание получили: К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Е. П. Корчагина-Александровская, М. М. Блюменталь-Тама-рина, А. В. Нежданова, Б. В. Щукин, М. И. Литвп-ненко-Вольгемут, П. К. Саксаганский, А. А. Васадзе, А. А. Хорава,К. Байсеитова. Присвоение звания "Нар. арт. СССР" производится Верх. Советом (ранее ЦИКом Союза ССР) по представлению Министерства культуры (ранее Всесоюзного комитета по делам иск-в) СССР. Существуют также звания народных артистов отдельных союзных и автономных республик (Нар. арт. РСФСР, Нар. арт. Грузинской ССР, Нар. арт. Татарской АССР и т. д.). 2) Заслуженный артист. С 1919 существовали звания засл. арт. академич. т-ров, засл. арт. гос. т-ров, засл. арт. сов. т-ров, засл. арт. Республики. Звания присваивались коллегиями Наркомпросов отдельных республик, исполкомами областных и краевых Советов рабоче-крестьянских депутатов, наркомами просвещения. После разъяснения Президиума ВЦИК от 10 февр. 1932 звание "Засл. арт. РСФСР" присуждалось специальными постановлениями коллегии Наркомпроса РСФСР по ходатайствам отдела иск-в Наркомпроса, ЦК Рабис, местных секторов иск-ва, отдельных художеств. предприятий. Аналогичный порядок утвердился и в др. союзных и автономных республиках страны. С 1940 П. з. "Заслуженный артист" присваивается Президиумами Верх. Советов республик. 3) Заслуженный деятель искусств. Звание "Засл. деятель иск-в" присваивается Президиумами Верх. Советов республик. В РСФСР это П. з. установлено ВЦИКом и СНК республики указом от 10 авг. 1931. Среди первых засл. деят. иск-в - И. Н. Берсенев, А. Л. Вишневский, М. С. Нароков, П. С. Платон, Б. М. Сушкевич, М. М. Тарханов. А. Шн. "ПРАВДА-ХОРОШО, А СЧАСТЬЕ ЛУЧШЕ" - комедия в 4 д. А. Н. Островского.Пост. 18 нояб. 1876 в Малом т-ре, бенефис Н. И. Музиля (Барабошев - Берг, Барабоше-ва - Рыкалова, Поликсена - Никулина, Филицата - Акимова, Мухояров - М. Садовский, Глеб Меркулыч -Д. Жи-вокини, Зыбкина - Е. Васильева, Платон - Музиль, Грознов - Шумский):22 нояб. 1876 в Александрийском т-ре, бенефис Ф. А. Бурдина (Барабошев - Бурдин, Барабоше-ва - А. Читау, Поликсена - Савина, Филицата -.Громова, Зыбкина-В. Стрельская, Платой-Сазонов, Грознов - Варламов). Пьеса возобновлялась: в 1897 в Малом т-ре (Барабошев - М. Садовский, Барабошева - О. Садов-екая, Платон - Н. Яковлев, Грознов - Степанов), 1902 на сцене филиала -Новый т-р, Москва; 1913 (Филицата - Массалитинова, Зыбкина - Турчанинова, Рыжова, Грознов - Правдин), в 1901 в Александрийском т-ре (Барабошев - Давыдов, Барабошева - Жулева).

На сов. сцене пьеса шла в Малом т-ре - сезон 1918-19; в 1922; в 1941 (реж. Никольский; Барабошев - Н. Рыжов, Барабошева - Турчанинова, Филицата - Рыжова, Грознов - Яковлев); в 1965 (реж. Бабочкин). Др. т-ры:

3-я Студия МХАТ (1922), Ленингр. т-р под рук. Вивьена (1926), Т-р ЛОСПС (1937), Моск. драм. и Куйбышевский т-ры (оба в 1938), ЛенТЮЗ (1939), Горьковский т-р (1948, 1958), Ивановский т-р (1949), МТЮЗ (1951), Т-р им. Янки Купалы (1956), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1958, реж. Меркурьев и И. Мейерхольд) имн.др. т-ры.

Издания.- Первая публикация пьесы - "Отечественные записки", 1877, ј 1; Островский А. П., Собр. соч., т. 7, М., 1960.

Лит.: "Правда - хорошо, а счастье лучше". Материалы и исследования, М., 1947; "Правда - хорошо, а счастье лучше", [Сб. статей], М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра). А.Шн.

ПРАВДИН, Осип Андреевич (наст. имя и фам.- Оскар Августович Трейлебен; 16.VI.1849, Петербург,-17.Х.1921, Москва) - рус. актер и педагог. Отец П.- обрусевший немец. В 1869 П. начал выступать на сцене. Играл в полупрофессиональной труппе, возглавляемой М.Е. Рапопортом, Н. Е. Вильде, затем в проф. театре в Гельсингфор-се. Работал в Новочеркасс-ке, Тифлисе. В 1875 дебютировал в Александрийском т-ре, но вернулся в провинцию. С 1878 - в труппе Малого т-ра. Игра П. отличалась большой жизненной достоверностью. Характерный актер, П. продумывал каждый жест, интонацию, детали костюма. Он умел ярко передать социальное, бытовое и нац. своеобразие персонажа. Прославился исполнением ролей т. н. рус. немцев, находя особую мелодику речи, своеобразие поведения: Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева), Остергау-зен ("Джентльмен" Сумбатова-Южина). С успехом выступал в пьесах Мольера: Гарпагон; Сганарель ("Лекарь поневоле") и др. Выступал как чтец.

Среди ролей: Недыхляев ("Кручина" Шпажинского), Тарелкин ("Дело" Сухово-Кобылина), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Репетилов ("Горе от ума"), Раста-ковский и Городничий ("Ревизор"), Кучумов ("Бешеные деньги"), Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского).

С начала 1880-х гг. П. в„л преподавательскую работу. С 1889 заведовал драм. классами Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва. Преподавал на драматических курсах Моск. театр. уч-ща (1888-93).

П. организовывал (с 1883) поездки групп артистов Малого т-ра по провинции, способствуя подъ„му провинц. т-ра. В 1917 был управляющим Малым т-ром. С 1918 входил в состав дирекции Малого театра.

Лит.: О. А. Правдин. [Биография] "ЕИТ". Сезон 1909, вып. 6-7; Филиппов Вл., Памяти О. А. Правдина, "Культура театра", 1921, ј 7-8; О. А. Правдин, в кн.:

Галерея мастеров Малого театра, М., 1935; Кара-Мур-за С. Г., Малый театр. М., 1924. Ю. 77.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница