Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 345)


ПОНСЕЛЬ (Ponselle), Роза (р. 22. I. 1897) - амер. артистка оперы (драматич. сопрано). По национальности итальянка. С 14 лет пела в водевилях и муз. ревю. р. Понсель в роли Брала уроки у У. Торнера в Джулии. Нью-Йорке. По рекомендации Э. Карузо П. была принята в т-р "Метрополитен-опера", где с успехом дебютировала в 1918. Здесь исполнила партии, выдвинувшие е„ в ряды лучших вокалистов 20 в.: Джулия ("Весталка" Спонтини), Норма (о. п. Беллини), Леонора ("Сила судьбы" Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Рашель ("Дочь кардинала" Галеви). Последняя работа П. - партия Кармен. После 1937 выступала эпизодически в концертах. Иск-во П. сформировалось под влиянием итал. вок. школы. Прославилась как замочат, исполнительница опер Верди. Выдающийся мастер "классич. бель канто П. тонко воплощала авторский замысел, ее мощная вокализация была насыщена экспрессией и страстной патетикой. П. - прямая предшественница М. Каллас.

Др. партии: Аида, Виолетта;

Елизавета ("Дон Карлос" Верди), Реция ("Оберон" Вебера), Матильда ("Вильгельм Телль" Россини), Селика ("Африканка" Мейер-бера). Вс.Т.

ПОНСОВА, Елена Дмитриевна [р. 14 (27). V. 1907] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1925 поступила в 3-ю Студию МХАТа, на основе к-рой был создан Т-р им. Вахтангова. Первой ролью П. была Мокеиха ("Виринея" Сейфуллиной и Правдухина), к-рую она сыграла, будучи студенткой. В дальнейшем- актриса Т-ра им. Вахтангова. Дарование П. особенно полно раскрылось в остро характерных ролях. Актриса владеет мастерством перевоплощения, создала ряд ярких, гл. обр. комедийных, образов, использует при„м гротеска, комич. бытовые подробности, большое внимание уделяет гриму, костюму. Вед„т педа-гогич. работу в ГИТИСе, в Театральном уч-ще им. Щукина.

Роли: Зобунова ("Егор Булычев и другие"; Гос. пр. СССР, 1952), Начальница пансиона ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Масевна ("На золотом дне" Мамина-Сибиряка). Капка ("Ч„рные птицы" Погодина) и др. B.'M.-M.

ПОНТАЛЕ, П о н т - А л e [Pontal-Alais; наст. имя и фам.-Жан д е л'Э спин (Jean de FEspine)] (конец 15 в. - ок. 1540), - франц. актер. Один из первых и наиболее прославленных актеров периода профессионализации ср.-век. т-ра, исполнитель фарсов и моралите (прозвище П. происходит, по-видимому, от назв. парижского моста Але, близ к-рого он устраивал свои представления). Был также драматургом и сочинял "игры", мистерии, сотй, фарсы. Выступал в Париже, где в 1512 участвовал в сотй Гренгора "Игра о принце дураков...", и в провинциальных франц. городах (Нанси, Бар). Ф. Рабле считал П. самым большим мастером смеха ("Гар-гантюа и Пантагрюэль", гл. 20).

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Petit de Julie-ville L., Les comediens en France au Moyen age, P., 1885; его же. Repertoire du theatre comique en France au Moyen age, P., 1886. A. Мое.

ПОНТАН (Pontan) (наст. фам. - Ш п а н м ю л-л е р), Якоб (1542-1626) - нем. теоретик и деятель школьного т-ра иезуитов. Был преподавателем древних яз. и риторики в иезуитских коллегиях в Инголь-штадте и Аугсбурге. Руководил школьными спектаклями. В 1594 П. выпустил "Поэтику"-учебник по теории иск-ва, в к-ром ярко выражены реакц. тенденции иезуитского т-ра. В разделе драматич. жанров П. утверждает превосходство жанра высокой трагедии над жанром нар. комедии. П. решительно выступал против пьес, изображающих "бедствия и несчастия ничтожных людей низкого состояния".

Лит.: Резанов В. И., К истории рус. драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910. Г. Г у р.

ПОПА (Рора), Виктор Ион (11. VIII. 1895-30. III. 1946) - рум. драматург, театр. деятель. Окончил Консерваторию драм. иск-ва и курсы поэта М. Код-ряну в Яссах. В 1913 дебютировал пьесой "Водоворот". Успехом пользовалась комедия для детей "Цветы и бабочки" (1919), сочетавшая романтику нар. сказки и тонкий юмор. Позднее П. работал в Бухаресте как режиссер Нац. т-ра, Нар. т-ра и директор труппы М. Вентуры. Организовывал театр. труппы, дававшие спектакли на фабриках и в с„лах. Автор пьес: "Лань" (1921, Нац. т-р), "Великое распутье" (1922), "Герань на окне" (1928, Нац. т-р), "Таке, Янке и Кадр" (1946, Нар. т-р) и др. П. выступал с критикой бурж. морали, лицемерия и ханжества, нац. нетерпимости. Пост. спектакли: "На дне";

"Сильные души" Петреску, "Ученик дьявола" Шоу, "Топаз" Панъоля и др. В своих режиссерских работах стремился к точности сценич. деталей и боролся за совр. реалистич. т-р. Считал, что иск-во должно быть доступно народу, утверждал воспитательное значение т-ра.

ПОПОВ, Алексей Дмитриевич [12 (24). III. 1892- 18. VIII. 1961] - рус. сов. режиссер, теоретик т-ра, педагог. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммушстич. партии с 1954. Начал творч. путь сотрудником МХТ в 1912. Играл в МХТ и 1-й Студии МХТ (1912-18) роли:

Василий ("Мысль" Андреева), Аполлон ("Провинциалка" Тургенева), Дантье ("Гибель ,, Надежды"" Хейерманса) и др. Первая режиссерская работа П. "Незнакомка" Блока в Мансуровской студии (1916) осталась незаверш„нной. В 1918-23 - актер, режиссер и руководитель Т-ра студийных постановок (Кострома); пост. здесь "Потоп" Бергера и "Сверчок на печи" по Диккенсу (по режиссерским экспликациям 1-й Студии МХТ), "Ученик дьявола" Шоу, "Вечер чеховских миниатюр", "Вечер, посвящ„нный Парижской Коммуне", "Женитьба Фигаро";

"Волки" Роллана, "Невероятно, но возможно" Плетн„ва. В 1923 П. возвратился в Москву и стал режиссером 3-й Студии МХАТа (с 1926 - Т-р им. Вахтангова). Первая пост.-"Комедии Мериме" (1924). П.-организатор и воспитатель ряда творч. коллективов, убежд„нный реалист. Он оказал большое воздействие на формирование идейно-художеств. позиций Т-ра им. Вахтангова (где работал до 1930) и на творч. судьбу Т-ра Революции (в к-ром он был художеств. рук. в 1930-35). Пост. своих лучших совр. спектаклей П. осуществлял в тесном контакте с сов. драматургами, отражая совр. проблемы, добиваясь их философско-идейного решения. В спектаклях 20-х гг. - "Виринея" Сейфуллиной и Прав-духина (1925), "Разлом" (1927) в Т-ре им. Вахтангова был создан образ народа, творящего революцию, перед зрителями предстали большие социальные полотна. Поэзию и героич. пафос труда раскрывали спектакли "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932) и "После бала" (1934) Погодина (пост. в Т-ре Революции), ставшие важным этапом в истории сов. т-ра. Эти спектакли передавали одухотвор„нность повседневной жизни. режиссер требовал от актеров "волнения от мысли", внимания к интеллектуальной природе сов. человека. В 1935-60 П. возглавлял Центр, т-р Красной (ныне Советской) Армии.

Лучшие совр., историч. и историко-революц. спектакли П., поставленные в ЦТСА, - "Год 19-й" Прута (1936) "Падь Серебряная" Погодина (1939), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1939), "Степь широкая" Винникова (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Флаг адмирала" Штейна (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Поднятая целина" по Шолохову (1957) и др. - отличаются идейной и художеств. значительностью. В жанре героич. комедии была пост. пьеса "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942; Гос. пр. СССР, 1943). Великая победа над фашизмом запечатлена в эпич., народ но-героич. спектакле "Сталинградцы" Чепурина (1944). Проникновенное понимание ярких индивидуальностей сов. людей, их богатого духовного мира отличало все спектакли П. о современности.

Значителен вклад П. в интерпретацию классики на сов. сцене. Он глубоко раскрыл гуманизм мировоззрения Шекспира, показав оптимизм, страстность, непреклонную волю его героев - "Ромео и Джульетта" (Т-р Революции, 1935, 2-я сценич. ред.-1948), "Укрощение строптивой" (Центр, т-р Красной Армии, 1937). Неистребимой силе любви посвящ„н спектакль "Ромео и Джульетта". Идея борьбы за человеческое достоинство лежала в основе спектакля "Укрощение строптивой". Осуществляя пост. "Ревизора" (1951), П. передавал огромный темперамент мысли, силу воображения Гоголя, его желание пробудить в человеке сознательное отношение к жизни.

В своей режиссерской практике и теории П. развивал лучшие традиции рус. режиссуры, добивался синтеза творческих принципов К.С.Станиславского, В. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова. Черты его режиссерского метода - идейная активность, острое ощущение времени, жизненного материала, стиля автора, своеобразия актерских дарований. В своих спектаклях П. изображал народ как истинного творца истории. Особое внимание уделял разработке принципов построения нар. сцен. Утверждая принципы школы переживания в актерском иск-ве, П. стремился к созданию полнокровных человеческих характеров, к эмоциональности, образности театр. представления (П. выдвинул тезис о "замысле, одухотвор„нном большой идеей, выраженном в эмоционально-образной форме"). Большое значение для развития сов. театр. иск-ва имеют тео-ретич. работы П., в к-рых он утверждает решающую роль прогрессивного мировоззрения в творчестве, требует идейного и этич. единства театр. коллектива. П. теоретически обосновал и осуществил в своих лучших спектаклях требование идейной и художеств. целостности спектакля, гармонии всех его частей, единства формы и содержания, строгого соответствия сценич. и жизненной правды.

Много внимания уделял П. развитию мастерства актеров. Участие в его пост. сыграло большую роль в формировании иск-ва актеров разных поколений - Б. В. Щукина, М. Ф. Астангова, М. И. Бабановой, Д. Н. Орлова, Л. И. Добржанской, Л. М. Фетисовой, А. А. Попова и др. П. добивался от актера перевоплощения на основе подлинного человеческого переживания, идейной страстности, неотделимой от мастерства, эмоциональности, проникнутой волей, мужеством. П. был воспитателем мн. актеров и режиссеров. С 1919-на педагогич. работе. Преподавал в уч-ще при ЦТКА и в ГИТИСе (с 1940- профессор, в 1961 - худ. рук. ГИТИСа). режиссеры, ученики П., работают во мн. т-рах Сов. Союза и за рубежом (Б. А. Львов-Анохин, А. Б. Шатрин - Москва, В. Адамек, Ч. Коварж, Е. Шмералова - Прага, В. Понсо - Таллин, и др.).

Соч.: Художественная целостность спектакля, М., 1959; Спектакль и режиссер, М., 1961; Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Искусство великой эпохи (Советский актер и его герои), в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Опыт режиссерского построения народных сцен, в сб.: Вопросы режиссуры, М., 1954, Вахтангов-надежда Станиславского, в сб : Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959; Об искусстве перевоплощения актера, в сб.: Режиссерское искусство сегодня, М., 1962.

Лит.: Зоркая Н., Творческий путь А. Д. Попова, М., 1954; Проблемы образа в сценическом творчестве (Материалы занятий), вып. 1, М., 1959 (Творческ. лабор. нар. артиста СССР А. Д. Попова). А, О.

ПОПОВ, Алексей Ф„дорович [16(27). 111.1733- 25. IV (6. V). 1799]рус. актер и педагог. Сподвижник Ф. Г. Волкова. В конце 40-х гг. 18 в. вместе с др. представителями молод„жи из разночинцев участвовал в создании т-ра в Ярославле (1750). В 1752 после показа спектаклей ярославцев в Петербурге (первый спектакль - "Хорев" Сумарокова, в гл. роли - П.) был оставлен в столице и определ„н для получения образования в Шляхетный корпус. В 1756 вош„л в труппу 1-го постоянного гос. публичного рус. т-ра. Играл роли первых любовников в комедии. Лучшая роль - Злорадов ("Мот, любовью исправленный" Лукина).

Др. роли: Европеец ("Прибежище добродетели" Сумарокова, 1759), кавалер МенехМ ("Менехмы, или Близнецы" Реньяра, 1763), Добронравов ("Пустомеля" - обработка Лукиным пьесы Буасси, 1765) и др.

В 1783 оставил сцену. С 1782 преподавал в Театр. уч-ще.

Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., Ф. Г. Волков и русский театр его времени, в сб.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 1953, с. 30, 31, 33, 95. Ю. Гл.

ПОПОВ, Андрей Алексеевич (р. 12. IV. 1918) - рус. сов. актер, режиссер. Нар. арт. СССР (1965). Сын А. Д. Попова. В 1936 поступил в Студию при Центр, т-ре Красной Армии. С 1940 - актер, с 1963- гл. реж. этого т-ра. В первых же эпизодич. ролях- Начальник всеобуча ("Пархоменко" Иванова, 1941), Писарь наградного отдела ("Сталинградцы" Чепу-рина, 1944), выявилась яркая одар„нность П., его склонность к острой характерности. Л„гкость, стремительность эмоций в сочетании с гротеском, буффонадой отличали исполнение роли мальчика-недоросля Сильвена в комедии Лабиша "Копилка" (1945). Дальнейшее творчество П. раскрыло широту диапазона его дарования, склонность актера к психологически сложным ролям, стремление вдумчиво разобраться в духовной жизни человека. Игра П. в этих ролях мягка, внутр. смятенность героев элегична, они мечтательны, честны, чисты. В манере, близкой драматургии А. П. Чехова, играет П. одну из своих лучших ролей - Якова Богомолова (о. п. Горького, 1962), создавая обаятельный образ человека-труженика, мечтателя, творца. Сдержанно и тонко переданы актером трудные раздумья антифашиста Росса в спектакле "Последняя остановка" Ремарка (1957).

В актерском искусстве П. получили развитие традиции рус. актерской школы, е„ душевность, сдержанность, умная эмоциональность. Ученик своего отца, П.- убежд„нный сторонник иск-ва перевоплощения на основе подлинного человеческого переживания. Среди комедийных ролей П.Хлестаков (1951). Истоки яркого комизма П., неистовая одержимость его комедийных героев одной страстью и внутр. неожиданный драматизм восходят к традициям рус. комедии. П. равно близок добрый и грустный юмор Чехова и беспощадная, тяготеющая к гротеску сатира Гоголя. Ярким жизнеутверждением пронизан солнечный образ Петруччо ("Укрощение строптивой", 1956).

П. создал галерею характеров сов. людей: энтузиаст нар. строек 30-х гг. журналист Сл„зкин ("Степь широкая" Н. Винникова, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), Гай ("Мой друг" Погодина, 1957), командир Платонов ("Океан" Штейна, 1961), л„тчик Завьялов ("Свет дал„кой звезды" Чаковского, 1964) и др. П. переда„т лучшие черты характера современника, метко и зло обличает отрицательные явления. С 1947 снимается в кино: Яго ("Отелло"), Ростовщик ("Кроткая"), Низванский ("Поединок"), Гадвик ("Память сердца") и др.

Лит.: Велехова Н., Попов, "Театр", 1961, .ј 5. А. О.

ПОПОВ, Антон Петков (1853-6.1.1927) - болгарский актер, режиссер, театральный деятель. В 1872-75 работал в Стамбуле и одновременно был статистом в труппе Балависта. Затем переехал в Грецию, где работал в драм. т-ре Петридиса в Пирее и в мимико-драм. т-ре Анастиса в Лав-рионе. В 1879 вернулся в Болгарию и в течение тр„х лет ставил в Хаскове спектакли силами учителей и учащихся ("Стоян-воевода" Д. П., "Невенка и Светослав" Величкова, "Ложно понятая цивилизация" Войникова и др.). В 1882 стал актером "Румелийской театр. труппы" (Пловдив). В 1888 с этой труппой участвовал в первом театр. представлении в Софии. Был одним из основателей и первым директором т-ра "Основа" (1888), затем актером "Столичной оперно-драм. труппы" и т-ра "Слеза и смех".

Лит.: "Театър", С., 1956, [,ј] 5. с. 43-44. А. Ив. ПОПОВ, Асен (р. 24.1.1896)- болг. театр. художник. Засл. художник НРБ (1951). В 1921-23 учился в Художеств. академии в Софии. Начав с оформления спектаклей в провинц. т-рах, П. в 30-е гг. стал одним из ведущих художников драм. и оперных т-ров Софии.

Оформил спектакли: в софийском Нар. т-ре: "Оленье царство" Райчева (1934), "Хан Татар" Икономова (1940), "Гамлет", "Бронепоезд 14-69" (1950), "Егор Булычев и другие" (1949), "Машенька" (1947); в Софийской нар. опере:

"Доктор Айболит" Морозова (1950; Димитр. пр., 1951), "Хованщина" (1954); "Момчил" Пипкова (1948), "Трубадур" (1952), "Князь Игорь" (1950); "Ивайло" Големанова (1958), "Война и мир" (1958); в Муз. т-ре им. С. Македонского:

"Летучая мышь" Штрауса (1954), "Мятежная песня" Зла-тева-Черкина (1955) и др.; спектакли в муз. и драм. т-рах городов Русе, Варны, Плевена и др., а также за рубежом.

Соч.: Александър Миленков, С., 1955.

Лит.: М и т е в А., Заслужилият художник Асен Попов на 60 години, "Театър", С., 1956, .ј 2, с. 40-42. Л. Ив.

ПОПИВ, Валентин Николаевич [р. 21.1У(4.У). 1907] - рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1959). В 1939 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) и дебютировал на сцене Пермского т-ра оперы и балета. Затем работал в Свердловском, Башк. и Горьковском т-рах оперы и балета. С 1948- солист Пермского т-ра оперы и балета. Обладает сильным и выразит, голосом, большим сценич. темпераментом. Гос. пр. СССР (1951).

Партии: Мельник, Борис Годунов; Гудал ("Демон"), Кочубей ("Мазепа"), Владимир Галицкий; Мороз ("Снегурочка"), Ременюк ("Сем„н Котко" Прокофьева), Берсенев ("Заря" Молчанова), Монтанелли ("Овод" Спадавеккиа), Стольник ("Галька" Монюшко), Мефистофель ("Фауст"), Филипп ("Дон Карлос" Верни) и др.

Лит.: Громыко Г., Путь большой и славный, "Кировская правда", 1961, 30 авг., ј 205. А. Ив.

ПОПОВ, Владимир Александрович [р. 8 (20). VII. 1889] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1948). С 1908 - сотрудник МХТ, с 1916 участвовал в спектаклях 1-й Студии МХТ, затем МХАТа 2-го.

Роли: Решето ("Любовь-книга золотая" А. Н. Толстого), Мякишев, Царь ("Расточитель", "Блоха" Лескова), Лопес ("Испанский священник" Флетчера). С 1936- актер МХАТа; роли: Фирс ("Вишн„вый сад", 1938), актер ("На дне", 1938), Старый повар ("Плоды просвещения", 1951), Трубач ("Егор Булычев и другие", 1963).

Любимая тема П.- судьба маленького человека. С яркой характерностью он переда„т ум, сердечность, юмор простого человека, задавленного режимом царской России, но полного энергии и жизнелюбия. Одновременно с актерской деятельностью П. в„л большую работу в области шумового оформления спектакля (первые поиски П. начал в спектакле "Гибель ,,Надежды*'" Хейерман-са, 1913). За высокие достижения в этой области П. удостоен в 1951 Гос. пр. СССР. П.- автор книги "Звуковое оформление" (1953, 2 изд., 1961). П. препода„т звуковое оформление спектакля на постановочном ф-те Школы-студии им. Немиро-вича-Данченко. Хиж.

ПОПИВ, Дмитрий Ф„дорович (р. 1911) - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1938 окончил Ленингр. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. В том же году начал работать в т-ре.

Оформил спектакли: "Дядя Ваня" (1946); "Жизнь в цвету" Довженко (1947), "Ревизор" (1952); "Второе дыхание" Крона (1956), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1957), "Перед заходом солнца" Гауптмана (1963) - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина; "Гроза" (1954) - в ЛенТЮЗе;

"Угрюм-река" Френкеля (1953) - в Ленинградском Малом оперном т-ре, и др. АН. Ш.

ПОПбВ, Иван [р. 10(22).IX.1865] -болг. актер, режиссер, историк т-ра. Нар. арт. НРБ (1947). Сценич. деятельность начал в 1881 в "Болг. драм. труппе" (Пловдив). Один из организаторов первых театр. коллективов "Основа", "Слеза и смех" и др. В 1901-02 совершенствовался в России, где знакомился с иск-вом МХТ, Малого и Александрийского т-ров. В 1904-23 выступал в Нар. т-ре (София). С творчеством П. связано утверждение на болг. сцене рус. классич. репертуара.

Роли: Городничий; Серебряков ("Дядя Ваня"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Бессеменов ("Мещане"), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты") и др. Глубоким реализмом отмечено исполнение П. ролей нац. и переводного классич. репертуара: Чорбаджи Петко ("Первые" Тодорова), Велчо Свилена ("Свекровь" Страшимирова), Шейлок ("Венецианский купец"), Тартюф; Гарпагон ("Скупой") и др.

В 1925-31-актер периферийных т-ров. В 1939 выпустил 1-й том пятитомного труда: "Прошлое болгарского т-ра. Воспоминания и документы".

С о ч.": Миналото на българския театър. Спомени и доку-менти, т. 1-У, С., 1939-1960.

Лит.: "Театър", С., 1955, .ј 9, с. 13-17; там же, 1960, .ј 9, с. 65-70, 71-79. Сп. С.

ПОПОВ, Иван Ф„дорович (4.IX.1886-12.XII. 1957)-рус. сов. писатель, драматург. Принимал активное участие в революц. борьбе. Лит. деятельность начал в 1918 как журналист. П. принадлежит пьеса "Семья" (1949, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), рассказывающая о семье Владимира Ильича Ленина, о формировании характера будущего вождя революции. Пьеса с успехом ставилась во мн. т-рах Сов. Союза.

Соч.: Семья, М., 1953. Вл. П.

ПОПОВ, Михаил (р. 21.IX.1899)-болг. артист оперы (бас). Нар. арт. НРБ (1952). В 1923 окончил юридич. ф-т Софийского ун-та. Пению обучался у своего отца X. Попова, затем у И. Вульпе в Софии; совершенствовался в Неаполе у Ф. Де Лючия. В 1920-23 - хорист, с 1927 - солист Софийской нар. оперы. Обладает голосом густого красивого тембра, одинаково ровным во всех регистрах. Исполнение П. характеризуется высокой муз. культурой, точной фразировкой, естественностью сценич. поведения, своеобразием трактовок. Комич. дарование П. ярко проявилось в ролях Осмина ("Похищение из сераля" Моцарта), Кецала ("Проданная невеста"), Фальстафа ("Виндзорские проказницы" Николаи), Дон Базилио; Лепо-релло ("Дон Жуан"), Дон Паскуале (о. п. Доницетти) и др. С успехом исполняет и драматич. партии:

Алцек (о. п. Атанасова), Борис Годунов; Филипп ("Дон Карлос" Верди) и др. Среди лучших партий:

Кончак и Галицкий ("Князь Игорь", Димитр. пр., 1949), Гремин ("Евгений Онегин")", Сусанин (Димитр. пр., 1950), Кутузов ("Война и мир"), Зарастро ("Волшебная флейта"). Гастролировал в СССР (1948, 1952, 1953, 1958) и странах нар. демократии, а также в Финляндии, Италии, Франции.

Лит.: Б и к с-Д якова Р., Михаил Попов. Народен артист, София, 1959. А. Ив.

ПОПОВ, Михаил Иванович (1742 - ок. 1790) - рус. драматург, поэт, переводчик. Учился в Моск. ун-те. Лит. деятельность начал в сер. 60-х гг. 18 в. как переводчик, позднее печатался в сатирич. журналах Н. И. Новикова. Изучал нар. творчество. П.- автор первой рус. комич. оперы из нар. жизни "Анюта" (музыка написана или составлена неизв. композитором, по нек-рым сведениям - В. А. Пашкевичем, пост. 1772). В опере проявляется протест против крепостного права, но в то же время в ней утверждается разумность сословного неравенства. П. принадлежит также опера "Любовник-колдун" (музыка подобрана неизв. композитором). Перев„л франц. комедии "Немой" Брюэя и Паланарта (1763, Петербург), "Притворный комедиант" Пиассона (1766, там же) и др.

С о ч Досуги или собрание сочинений и переводов, ч. 1-2, СПБ, 1772.

Лит.: Ливанов а-Т. Н., Русская комическая опера, в сб Русские драматурги XVIII-XIX вв., т. 1, Л.-М., 1959.' Ю. Д.

ПОПОВ,Никола Антонов (23. VIII.1896-Ю.У. 1959)- болг. актер. В 1918 выступал в Варне некой опереточно-драм. труппе, служил в Хасковском, Родопском, Плевенском, Русенском, Бургасском т-рах, в Художеств. и Кооперативном т-рах в Софии. В 1938 - рук. Шуменского гор. т-ра. В 1940-42 - актер, в 1944 - директор Южно-болг. нар. т-ра. В 1945-46 - директор и режиссер вновь созданного Сливенского общинного т-ра. В 1946-47 - режиссер Врачанского т-ра, в 1947-54 - артист и режиссер Толбухинского нар. т-ра. С 1955-вновь актер Сливенского общинного т-ра.

Роли: Куцар ("Альбена" Йовкова), Големанов (о. п. Кос-това), Несчастливцев; Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Филипп ("Дон Карлос"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука) и др. За исполнение роли Романюка в пьесе "Калиновая роща" Корнейчука удостоен Димитр. пр. (1953).

Лит.: "Театър", С., 1955, [ј] 12, с. 67-68. А. Ив.

ПОПОВ, Николай Александрович [ 19(31).Х. 1871- 8.1.1949] - рус. сов. режиссер, драматург, театр. деятель. Засл. режиссер (1927). Сценич. деятельность начал в 1894 в Об-ве иск-ва и лит-ры. В 1902-07 (с перерывом) руководил Нар. т-ром Василеостров-ского об-ва нар. развлечений в Петербурге. В 1904-06 - режиссер Т-ра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге; пост. спектакли: "Эльга" Гауптмана, "Чайка", "Дядя Ваня"; "Уриэль Акпста" Гуцкова. В 1907-10 и 1929-34 - режиссер моск. Малого т-ра; пост.: "Доходное место", "Много шума из ничего". В 1901-10 был гл. реж. киевского Т-ра Солов-цова. В 1919-20 и 1926-27 - режиссер моск. Большого т-ра. П. обладал большой культурой, разносторонними знаниями, издавал в Петербурге книги по вопросам нар. т-ра, написал для нар. т-ра сатирич. пьесу "Шемякин суд". Ему принадлежат также пьесы:

"Оле-Лук-Ойе" по Андерсену (1910, Т-р Незлобина), "Мальчик-с-пальчик" (1924, ТЮЗ, Краснодар), "Всем сестрам по серьгам" (1939, Саратовский т-р) и др. В 1919-20 был зав. секциями педагогич. и театр. образования при ТЕО Наркомпроса. П.- автор первой монографии о К. С. Станиславском ["Станиславский и его значение для современного театра (Опыт характеристики)", "ЕИТ", П., 1909, вып. 2].

Соч.: Народный театр и Островский, "Рампа и жизнь", 1911, ј 23; К. С. Станиславский в Обществе иск-ва и лит-ры в сб." О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863- 1938, М., 1948,с.185-222.

Лит.- Заскальный С. Д., Ник. Попов, М., 1927. С. Г.

ПОПОВ, Олег Константинович (р. 31. VII.1930)- рус. сов. артист цирка, клоун. Нар. арт. РСФСР (1958). В цирке выступает с 1950. После окончания Уч-ща цирк. иск-ва, начал выступать как эквилибрист на слабо натянутой проволоке в Молод„жном цирковом коллективе. Уже тогда проявилось его незаурядное комедийное дарование. Тон номеров П. мажорен и оптимистичен. Его называют "солнечным" клоуном. П. играет жизнерадостного паренька, к-рый охотно принимает участие в цирковом представлении, сам увлеч„н игрой. Владея иск-вом акробатики, жонглирования, эквилибристики, П. часто пародирует номера. Но гл. место в его выступлениях занимают антре, реш„нные средствами буффонады. В то же время П. не чужд лирики и даже драматизма, благодаря чему созданный им персонаж становится особенно разнообразным и значительным. Способность артиста жить в образе, его полная вера в правду даже самых невероятных событий, умение действовать убедительно и правдиво отличают иск-во П. Один и вместе со своими партн„рами П. часто разыгрывает сатирич. сценки на внутр. и между нар. темы. Он стремится создать единое обозрение, охватывающее цирковое представление в целом. Гастролировал за рубежом: Бельгия, Франция, Англия, Италия, США, Канада, ФРГ, Венгрия, Польша.

Лит.: Ангарский В. М., Викторов А. В., Олег Попов, [М., 1964 ]. 70. Д.

ПОПОВА, Вера Николаевна [р. 31. ?11(12. VIII). 1889] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1948). Училась на "Курсах драмы Адашева" (1908-09), в театр. школе И. Р. Пельтцера (1909-10). В 1910 стала актрисой труппы П. М. Медведева; до 1920 играла в т-рах Двинска, Витебска, Киева, Краснодара, Ростова-на-Дону; в 1920-21 работала в т-ре Передвижной драмы, в т-ре "Аквариум" (Москва). В 1923-33-актриса Т-ра б. Корш, с 1933- МХАТа. В провинции играла роли Лизы ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Веры ("Обрыв" по Гончарову), Норы. В Моск. драм. т-ре под рук. В. Г. Сах-новского (в к-ром П. выступала в 1922) она с большим успехом сыграла роль Катерины ("Гроза").

Первоначально П. проявила себя гл. обр. как актриса лирико-драматич. плана, но успешно выступала и в комедийных ролях. Героинь П. отличала мягкая, обаятельная женственность, богатство душевного мира. Е„ творчеству близок глубокий драматизм и юмор, точность и разнообразие психологич. оттенков, острота формы, смелая характерность. Из ролей, сыгранных П. в Т-ре б. Корш: Римма Граева ("Яд" Луначарского), Глафира ("Волки и овцы"), Лариса; Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Анна Кристи (о. п. 0'Нила), Анна Пиглер ("Пламя" Г. Кайзера). П. особенно хорошо играла роли женщин и девушек из народа. В последующие годы П. играет характерные, гл. обр. драматич., роли, подч„ркивая в них остроту переживаний сценич. героинь.

Среди ролей П. в МХАТе: Настя ("На дне", 1934), Глафира ("Егор Булычев и другие", 1934; "Достигаев и другие", 1938), Любовь Яровая (1937); Мария Александровна ("Дядюшкин сон" Достоевского), Марго ("Глубокая разведка" Крона, 1943; Гос. пр. СССР, 1946), Раневская ("Вишн„вый сад", 1945), графиня Лидия Ивановна ("Анна Каренина", 1953); Мери Эллис ("Осенний сад" Хелман, 1956), Миссис Даджем ("Ученик дьявола" Шоу, 1958), Мария Тарасовна ("Платон Кречет", 1964).

Соч.: Мое призвание, в сб.: Герои современности на сцене, М., 1953.

Лит.: Оленин А., В. Н. Попова, М., 1929. 3. Вл.

ПОПОВА, Илка (г. рожд. неизв.) - болг. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. НРБ (1953). Училась в Софийской консерватории у И. Вульпе, брала уроки у Ф. Литвин в Париже. 17 лет дебютировала в Софийской нар. опере в партии Амнерис. С 1929 в течение 6 сезонов пела в Париже ("Гранд-Опера"), затем в Бордо и др. городах Франции, а также в Мадриде, Барселоне, Женеве, Люксембурге, Касабланке, Милане ("Ла Скала") и др. С 1945 - солистка Софийской нар. оперы. Димитр. пр.

Партии: Кера ("Хитрый Петр" Стоянова), Графиня, Кармен; Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Лаура ("Джоконда" Понкьелли) и др. А. Ие,

Выступала в оперетте.

ПОПбВА, Катя (р.21.1. 1924)-болг. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. НРБ (1965). В 1951 окончила Софийскую консерваторию по классам пения и фортепьяно. С 1947 - солистка Софийской нар. оперы. В 1955-56 стажировалась в Большом т-ре. В сезон 1957-58 выступала в т-ре "Гранд-Опера". Обладает небольшим гибким голосом, особенно выразительным в пиано. Отличит, черты иск-ва П.- тонкость и лирич. мягкость в пении и сценич. игре. Гастролировала во мн. европ. странах; в 1961 и 1963 - в Сов. Союзе. Димитр. пр. (1959) и пр. на между нар. конкурсах.

Партии: Кремена ("Ивайло" Големинова), Памина ("Волшебная флейта"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Маргарита ("Фауст"), Манон (о. п. Массне), Виолетта, Микаэла, Мими;

Лиу ("Турандот" Пуччини), Иоланта (о. п. Чайковского), Волхова ("Садко"), Йаташа ("Война и мир"), Настя ("Семья Тараса" Кабалевского) и др. А. Ив.

ПОПбВА, Любовь Сергеевна (1889-25.V.1924)- рус. сов. живописец и театр. художник. Занималась живописью в школе К. Ф. Юона, в 1912-13 - в Париже (у Лефоконье и Ж. Метпенже). Примыкала к "левым" течениям в живописи, пройдя через увлечение "сезаннизмом", кубизмом, футуризмом, супрематизмом. После Октябрьской революции стремление П. активно включиться в строительство новой жизни направило е„ на путь поисков выхода из тупика самоцельного "формотворчества". Вместе с художниками А. А. Весниным, А. Родченко, В. Степановой и др. П. принадлежала к группе т. н. "конструктивистов-производственников". В историю сов. т-ра П. вошла как художник двух спектаклей Т-ра им. Мейерхольда-"Великодушный рогоносец" Кром-мелинка (1922) и "Земля дыбом" (переделка пьесы "Ночь" Мартине, 1923). Оформление первого спектакля явилось программным утверждением принципов сценич. конструктивизма, отрицавшего образные функции сценич. декораций. Огол„нная деревянная конструкция "Великодушного рогоносца" (соединение площадок, скатов, лестниц, вращающихся кол„с), не связанная с подвесной системой колосников, опиралась на планшет, являясь "станком" для игры актера. Строенная конструкция "Земли дыбом" не обыгрывалась актерами; подвешенная к колосникам на заднем плане сцены, она имела лишь декоративное значение (что было коренным отступлением от гл. деклараций теоретиков сценич. конструктивизма, обнаруживало их внутр. противоречивость).

Лит.: Каталог посмертной выставки художника-конструктора Л. С. Поповой, М., 1924; Аксенов И., Пространственный конструктивизм на сцене, в кн.: Театральный Октябрь, сб. I, Л.-М., 1926, с. 31-37; Г воздев А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927. М. Я.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница