Наши партнеры

Globalcleaning.ru - восстановление имущества после пожара здесь
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/mahachkala/ в компании РексРент.
Женская одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 342)


ПОКРОВСКИЙ, Борис Александрович [р. 10 (23). I. 1912] - рус. сов. режиссер оперы, педагог. Нар. арт. СССР (1961). В 1937 окончил режиссерский ф-т ГИТИСа. В 1937-43 был режиссером, с 1939 - худ. рук. Горьковского т-ра оперы и балета. В 1943-52 и с 1963-режиссер, в 1952-63- гл. режиссер Большого театра. Ставил также спектакли в др. городах СССР и за рубежом'. Пост. впервые на сов. сцене оперы: "Нижего-родцы" Направника (1942, Горьковский т-р оперы и балета), "В огне" ("Под Москвой") Кабалевского (1943, Большой т-р; совм. с М. М. Габовичем), "Алеся" Тикоц-кого (1944, Белорус. т-р оперы и балета), "Война и мир" (1946, Ленингр. Малый оперный т-р; Гос. пр. СССР, 1947);

"Бэла" АН. Александрова (1946, Большой т-р), "Воевода" Чайковского (1949, Ленингр. Малый оперный т-р), "Франческа да Римини" Рахманинова (1951, Большой т-р), "Судьба человека" Дзержинского (1961, там же). Спектакли П. отличаются глубоким проникновением режиссера в идейно-художеств. замысел произв., образным реалистич. решением, высокой муз.-сценич. культурой. Вед„т педагогич. работу (с 1954- профессор кафедры муз. т-ра в ГИТИСе). Ученики:

Г. П. Ансимов, Г. С. Миллер, Ю. Л. Петров и др. Др. пост.: в Горьковском т-ре оперы и балета - "Кармен" (1938), "Иван Сусанин" (1940); "Фауст" Гуно (1940), "Сильва" Кальмана (1941), "Скупой рыцарь" и "Алеко" Рахманинова (1943) и др.; в Татарском т-ре оперы и балета - "Муса Джалиль" Жиганова (1957, сореж. Г. С. Миллер); в софийской Нар. опере - "Война и мир" (1957); в Большом т-ре - "Царская невеста" (1944), "Евгений Онегин" (1944), "Майская ночь" (1947); "Великая дружба" Мурадели (1947), "Вражья сила" Серова (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Садко" (1949; Гос. пр. СССР, 1950); "Галька" Монюшко (1949), "От всего сердца" Жуковского (1951), "Аида" (1951), "Травиата" (1953); "Фиделио" ("Леонора") Бетховена (1954), "Снегурочка" (1954), "Свадьба Фигаро" (1956, совм. с Г. П. Ансимовым); "Банк-бан" Эркеля (1959, сореж. Ю.А. Петров), "Война и мир" (1960) и др. А. Ив.

ПОКРОВСКИЙ, Ипполит Афанасьевич (1866- 1930) - рус. сов. актер. Засл. арт. Республики. С 1884 работал в т-рах Феодосии и Ялты (был суфл„ром и актером на выходные роли). В 1888 гастролировавший в Ялте В. Н. Андреев-Бурлак взял П. с собой в гастрольную поездку по России. П. играл в провинциальных городах - Харькове, Киеве, Новочер-касске, Вологде, Воронеже, Тифлисе и др. Организовывал (преим. на летние сезоны) собств. антрепризы. Успех П. в комедийном репертуаре основывался на умении актера находить тонкие характерные детали. Роли: Бородкин ("Марья Ивановна" Чирикова), Нухим ("Мирра Эфрос" Гордина), садовник Антонио ("Женитьба Фигаро"), Лука ("На дне"), Черпатов ("Жулик" Потапенко), Оп„нкин ("Обрыв" по Гончарову), Бадхан ("Сатана" Гордина) и др. В 1928-30 П.- играл в Рус. т-ре в Днепропетровске.

Лит.: "В естник раб отни-ков искусств", 1924, ј 1-2;

"Театр и искусство", 1910, ј 4; "Рампа и жизнь", 1910, ј 47. д. Кл.

ПОКРОВСКИЙ, Николай Александрович [17 (29). XII. 1896 - 23. II. 1961] - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1959). актерскую деятельность начал на сцене Калужского т-ра в 1919, в 1921-23 работал в Туле, затем в Архангельске, Симферополе, Киеве, Воронеже, Свердловске. Иг- рал роли Чацкого, Хлестакова. Особенно удавались

П. образы совр. положит. героев - Гай ("Мой друг" Погодина), Платон Кречет и др. Умные, социально точные сценич. характеристики П. всегда были остры, закончены, лаконичны. С 1935 П. выступает как режиссер. Спектакли, пост. П., отмечены высокой культурой, строгостью, точностью режиссерских решений. С 1940 - худ. рук. Смоленского т-ра, с 1945 - Горьков-ского т-ра. С 1957 - гл. реж. Волгоградского т-ра. Пост. ряд пьес Горького: "Варвары" (1943), "Дачники" (1946), "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие" (оба в 1951), "Сомов и другие" (1957, играл гл. роль). Среди др. реж. работ - "Воскресение" по о. п. Л. Н. Толстого, "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского, "Кремл„вские куран ты", "Третья патетическая" Погодина, "Бег" Булгакова. Др. роли: Йезнамов, Фердинанд; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Яго, Барон; Андрей Белугин ("Женитьба Бе-лугина" Островского и Соловь„ва), Протасов ("Живой труп"), Иван Грозный (о. п. А. Н. Толстого). Н. Сл.

ПОКРОВСКИЙ, Николай Дмитриевич [р. 15(28). X. 1901]-укр. сов. дириж„р. Нар. арт. УССР (1948). В 1925 окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко. В 1924-26 - зав. муз. частью т-ра "Берез?ль". В 1926-33 - дириж„р Одесского т-ра оперы и балета. В 1934-40 - дириж„р Харьковского, в 1940-41 - гл. дириж„р Львовского т-ров оперы и балета. В 1944-64 -гл. дириж„р Одесского т-ра оперы и балета. С 1947 вед„т педагогич. работу в Одесской консерватории.

Пост.: "Дума черноморская" ("Самойло Кошка") Яновского (1929), "Кармелюк" Костенко (1930), "Иван Сусанин", "Евгений Онегин" (1945); "Великая дружба" Мурадели (1947), "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951, 2-я ред. 1954), "Броненосец ,,Пот„мкин"" Чишко (1956, 2-я ред.) и др.- в Одесском театре оперы и балета; "Кармен" (1934);

"В бурю" Хренникова (1939) - в Харьковском т-ре оперы и балета; "Тихий Дон" (1940)-в Львовском т-ре оперы и балета, и мн. др. Р. Б.

ПОЛЕВЙЦКАЯ, Елена Александровна [р. 4(16). VI. 1881] - рус. актриса. Окончила Александровский ин-т в Петербурге (1900), художеств. уч-ще Штиглица (1905). В 1906-08 училась на Курсах драм. иск-ва Рапгофа (Петербург), по окончании к-рых работала в Псковском т-ре. В 1909-10 играла в Т-ре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге, в 1910-18 (с перерывами)-в труппе Н. Н.Синельникова в Харькове и Киеве. В иск-ве П., пользовавшейся большой популярностью у зрителя, эмоциональность, непосредственность сочетались с одухотвор„нной интеллектуальностью, пси-хологич. тонкостью, отточенностью формы, мастерством перевоплощения (преображалась в каждой роли до неузнаваемости). Лейтмотив образов актрисы- тема чистоты женской души.

Роли: Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Вера ("Обрыв" по Гончарову), Катерина ("Гроза"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Екатерина Ивановна и Консуэлла (о. п. и "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Мари Шар-ден ("Мечта любви" Носорогова), Вера Мирцева (о. п. Урван-цева), Рита ("Ч„рная пантера " Виниченко), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому) и др.

В 1920 П. уехала на гастроли в Болгарию. До 1955 жила за границей. Играла на рус. яз. в рус. труппах (города Германии, Прага, Рига, Ревель). Выступала на концертах с чтением произв. рус. и сов. поэтов. В 1923 и в сезоне 1924-25 гастролировала в СССР. В 1943-55 П. преподавала сценическое искусство в Государственной Академии в Вене, играла на немецком (Каренина - "Живой труп"; Гурмыжская) и русском языках.

С 1961 П.- преподаватель Театр. уч-ща им. Щукина. Снимается в кино (Графиня - фильм-опера "Пиковая дама", и др.).

Лит.: Синельников Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 193 5; Марков П., В театрах Австрии, "Театр", 1955, .ј 12; Б р о н ш т е й н С., Герои одного мгновения, М., 1964, с. 135-58; Городиський М. П., Кивський театр "Соловцов", Кив, 1961. Ел. С.

ПОЛЕВОЙ, Николай Алексеевич [22. VI (3. VII). 1796-22. II (6. III). 1846]-рус. журналист, критик, историк, драматург. Род. в купеч. семье (после разорения отца работал приказчиком). Самостоятельно изучил неск. языков. Чл.-корр. Акад. наук (1832). Автор шеститомной Истории русского народа" (1829-33), впервые раскрывающей деятельную роль народа в истории России. С 1825 издавал журн. "Московский телеграф", лучший журнал того времени,, последовательно утверждавший про-грессивно-бурж. направление в лит-ре. В 1832 за напечата-ние в этом журнале статьи о "Горе от ума" П. получил замечание от шефа жандармов А. Х- Бенкендорфа. В 1834 после опубликования отрицательной рецензии на верноподданнич. пьесу Н. В. Кукольника "Рука всевышнего отечество спасла;) цензура закрыла журнал. Пропагандируя романтизм с его стремлением создать идеального героя, П. считал, что изображение обыденной жизни недостойно поэзии. Сторонник бурж. развития России, конституционной монархии, он отрицательно относился к дворянству, возлагая надежды на союз купечества с самодержавной властью, требовал нек-рой демократизации обществ, жизни. Героями его пьес являются купцы, ремесленники. Однако после репрессии и в связи с усиливавшейся политич. реакцией нападки П. на дворянство заметно ослабевают, но зато в его произведениях ещ„ больше подч„ркивается значение буржуазии как опоры царя и отечества. В этот период появились монархич. пьесы П., построенные на внешних эффектах, риторических монологах: "Дедушка русского флота", "Иголкин - купец новгородский" (1838, Александрийский т-р, в главной роли-В. А. Каратыгин), "Елена Глинская" (1839), "Параша-Сибирячка" (1840, там же, в роли Неизвестного-Каратыгин). П. принадлежит перевод "Гамлета" (1837, Малый т-р, в гл. ролп-Мочалов), получивший высокую'оценку В. Г. Белинского. Перев„л также ряд пьес Мольера, "Виндзорских проказниц" Шекспира и др. Написал романтическую драму "У голино" (1838, Малый т-р, в роли Нино - Мочалов), драму "Смерть или честь" (1839). П. писал также комедии ("Отец и откупщик, дочь и откуп", 1841, и др.)

Герцен, Белинский, Чернышевский высоко ценили П. как человека, смело вступившего в первый период своей жизни в борьбу с реакцией, умевшего в трудных условиях николаевского режима отстаивать свои взгляды, способствовавшего демократизации рус. лит-ры. П. - автор статей по вопросам драматургии ("Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии", 1840, и др.).

Соч.: Драматические сочинения и переводы, ч. 1-4 СПБ, 1842-43.

Лит.: Белинский о драме и театре, М.-Л., 1948; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, статья третья. Полное собр. соч., т. 3, М., 1957; КупреяноваЕ. Н., Н. А. и К. А. Полевые, в кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958, с. 239-58; К о зм и н Н. К., Очерки из истории русского романтизма, СПБ, 1903 (имеется большая библ. о П.). ЮЛ ПОЛЕВОЙ, Петр Николаевич [25. II (9. III), 1839 - 31. XII. 1901 (13. I. 1902)]- рус. писатель, историк лит-ры и иск-ва. Сын Н. А. Полевого. Окончил историко-филологич. ф-т Петербургского ун-та (1861). Печататься начал в 1855. Автор "Истории русской словесности с древнейших времен до наших дней" (3 тт., СП Б, 1900). Писал пьесы на историч. сюжеты: "Правительница Софья" (совм. с В. А. Крыловым, 1888, Александрийский т-р и моск. Малый т-р) и "За право и правду" (1892, Малый т-р).

Соч.: Сочинения, т. 1-3, СПБ, 1910-11; Исторические очерки средневековой драмы, СПБ, 1865; Библиография исследований и сборников по средневековой драматургии, Варшава, 1870. С.Г.

ПОЛЕЖАЕВ, Георгий Николаевич (р. 9. XII. 1900) - рус. сов. актер, режиссер, педагог. Нар. артист УССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1921-25 учился в театр. техникуме и на Высших режиссерских курсах (Москва), после окончания к-рых был приглаш„н в Малый т-р. В 1927-31 работал в т-рах Украины, в 1931-37 - актер и режиссер т-ра "Красный факел" (Новосибирск). В 1937 поступил в Киевский т-р Красной Армии КОВО (в наст. время львовский т-р). С 1944-48-актер и режиссер Центр, т-ра Сов. Армии, в 1950-54-гл. режиссер Грозненского рус. т-ра. Работал также в т-рах Министерства Вооруж. сил СССР (т-р Туркестанского военного округа, 1956-58; т-р Сев. группы войск, 1958-60, и др.).

Роли: Суворов ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского), Пушкин (о. п. Глобы), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Гамлет, Яго, Егор Булычев, Сатин. Наиболее значит, режиссерские работы П.: "Горе от ума" (1927); "Темп" Погодина (1929), "Как закалялась сталь" (1938), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1950) и др.

П. занимается педагогич. деятельностью. В 1937- 1941- руководитель курса актерского мастерства Киевского театр. ин-та, в 1955-58 преподавал в Ташкентском театр. ин-те. С 1962- худ. рук. и педагог кафедры мастерства актера в Свердловском театр. уч-ще. Б. Кор.

ПОЛЕНОВ, Василий Дмитриевич [20. V (I. VI). 1844- 18. VII. 1927] - рус. живописец, театр. художник. Нар. художник РСФСР (1926). Действит. чл. Акад. художеств (1893). Окончил одновременно юридич. ф-т Петерб. ун-та и Академию художеств (1871). Брал уроки, у художников П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. В т-ре начал работать в 1873 (оформление спектаклей в доме С. И. Мамонтова в Абрамцеве и Москве). Руководил художеств.-постановочной частью в Моск. рус. частной опере Мамонтова. Осн. работы: "Алая роза" Кроткова (1884, кружок Мамонтова); "Уриэль Акоста" Серовой (Большой т-р, 1885), "Орфей и Эвридика" Глюка (1897) и "Орлеанская дева Чайковского (1899) - в Моск. рус. частной опере. Вместе с В. М. Васнецовым П. создал новый стиль живописной декорации, основанной на жизненных впечатлениях (этюды с натуры) и служащей действенным средством эмоционально-худ ожеств. истолкования спектакля.

С 1910 П. развернул в Москве широкую просвет. деятельность в области нар. т-ра, выступив как организатор и руководитель Секции содействия фабричным и деревенским т-рам (с 1915-Дом театрального просвещения); создал образцы облегч„нных декораций для любительских т-ров, устраивал спектакли, концерты и т. п. В 1882-95 П. преподавал в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества.

Лит.: Воинов В., Василий Дмитриевич Поленов, М., 1930; Сахарова Е., Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания, 2 изд., М.-Л., 1950;

Народный художник В. Д. Поленов. Предисл. и общая ред. В. М. Лобанова, Тула, 1953. д /Jy.

ПОЛЕТ ВОЗДУШНЫЙ - цирковой жанр; гим настич. номер, демонстрирующий перел„т исполнителя с трапеции на трапецию или в руки к ловитору. Впервые показан Леотаром в парижском Цирке Наполеона в 1859. В 1888 П. в. исполнили рус. артисты П. Никитин и Ф. Егоров, к-рый продемонстрировал двойное сальто-мортале. В 90-х гг. 19 в. в труппе нем. пол„тчиков Гегельманов выступил ловитор, раскачивавшийся вниз головой на трапеции и принимавший в руки вольтиж„ров (пол„тчиков). В это же время появляется предохранительная сетка. В 20-е гг. 20 в. мекс. артисты Кадона исполнили тройное сальто. Создаются перекр„стные пол„ты, в к-рых вольтиж„ры летают в разных плоскостях. В т. н. партерных пол„тах аппаратура устанавливается на арене. Пол„т соединяется с акробатич. прыжками на резиновом амортизаторе (батуде). С 20 в. в пол„тах выступают и артисты, исполняющие комич. трюки.

В дореволюц. рус. цирке были известны исполнители П. в.: Леотарис (рук. Л. Матеус), Руденко, Кав-релис (рук. В. Ковригин) и др. Сов. артист А. М. Вязов исполняет пол„т без сетки с использованием амортизационной резины. Сов. "пол„тчики" труппы Морус (рук. Е. И. Морус) исполняли тройное сальто-мортале и два с половиной сальто с пируэтом. Среди сов. арти-стов-пол„тчиков: Донато (рук. Д. Писсуити), Кремо (рук. М. Эльворти), Джиовани (рук. Ф. Конев), Кольдо (рук. В. Силантьев), Рябинины, Бредо, Альби (рук. В. Галаган), Лозовик и др. Наиболее известные зарубежные труппы пол„тчиков: Амадори, Лос-Амбатос, Ализе, Земгано и др.

Лит.: Конев Ф., Полвека под куполом цирка, М., 196!- Ю. Д.

ПОЛИДЕВК (Полидебх), Поллукс (Pollux), Юлий (конец 2-нач. 3 вв. н. э.)- др.-греч. лексикограф и софист. Преподавал риторику в Афинском ун-те. Автор одного из первых энциклопедич. словарей (т. н. Ономастикой, т. е. перечень названий; изд. Lpz., 1900-37). В словаре П. содержатся сведения об античном т-ре, музыке и балете "подробно описывается театр. архитектура, декорации, механика сцены. Соч.: Pollucis onomasticon, fasc. *1-3, Lpz., 1900-37. Лит.: ВарнекеБ.В., История античного театра, М., 1940, с. 109-111, 256; Архитектура античного мира, сост. В. П. Зубов и Ф. А. Петровский, М., 1940. Лид. Ф.

ПОЛЙТИС (Потт), Фотос (1890-3.XII.1934) - греч. режиссер и театр. критик. Основоположник совр. проф. режиссуры в греч. т-ре. Учился на юридич. ф-те Афинского ун-та, посещал драматич. ф-т Афинской консерватории. С 1913 выступал как театр. критик. режиссерскую деятельность начал в 1919 в труппе "Об-ва греч. т-ра" (пост. "Эдип-царь" Софокла, "Ревизор"). С 1932 был первым режиссером Нац. т-ра (Афины). Одним из первых греч. режиссеров наш„л совр. толкование антич. трагедии, е„ новое сценич. воплощение. Для творч. метода П. характерно: малоподвижность хора, ста-тич. скульптурные мизансцены, ритмич. чтение хоровых партий. В своих эстетич. взглядах выражал разл. тенденции нем. идеалистич. философии, но в творч. практике применял в основном реалистич. принципы, утверждал "поэтическую правду", выступал против натурализма, бережно относился к слову,стремился к созданию актерского ансамбля. Преподавал в Проф. школе театра (Афины).

Пост.: "Базилик" Ма-тесиса (1927, Проф. школа т-ра), "Гекуба" Еврипи-да (Афинский стадион), "Персы" Эсхила (Нац. т-р), "Юлий Цезарь" (там же), "Венецианский купец" (там же), "Дон Карлос" (там же) и др.

СОЧ.: 'ExXo'y'n 'атто Toepfo той. Elxooi vpova xpiTixr-;, т. Л'-В', 'Avat, 1938. , - ' Лит.: Pooai; M., Морсрес той 0'eapou, 'Авта, 1944. 77. С.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - прогрессивное театр. движение в кругах художеств. интеллигенции Германии после 1-й мировой войны; театры, участвующие в борьбе за революц. идеалы рабочего класса. Задачей П. т., по определению Э. Пискатора (в кн. "Политический театр", 1929), является пропаганда художеств. средствами классовой борьбы пролетариата, распространение революц. мировоззрения, а не только борьба против устаревших театр. форм. В конце 20-х гг. 20 в. за П. т. выступали драматурги Б. Брехт и Ф. Вольф. Был создан Германский рабочий театр. союз (ГРТ), объединивший рабочие самодеят. т-ры. Вопросы П. т. освещались на страницах журналов "Красный рупор" (1929-33) и "Рабочая сцена" (в 1930-31 - "Рабочая сцена и фильм"). В ГРТ объединились в 1928 театр. агитпропколлективы, работавшие под рук. Коммунистич. союза молод„жи Германии; в их деятельности принимали участие писатели Ф. Вольф ("Группа Зюд-Вест", Штутгарт), Г. Ванген-хейм ("Красные блузы", Берлин), Б. Ласк ("Рабочая группа Нейкельнам", Берлин), Г. Мархвица ("Ч„рный китель", Эссен), Б. Балаш ("Серые блузы", Берлин), Л. Ренн ("Курве линкс", Берлин). Стихи, скетчи, обозрения и музыку к выступлениям этих коллективов писали К. Грюнберг, Сланг (Ф. Хампель), Г. Лорбер, X. Эйслер. Работой агитпропколлективов руководили мн. проф. режиссеры и актеры: Г. Да-мериус, В. Лаягхофф ("Норд-Вест, приступай", Дюссельдорф), М.-Валлвй-тин ("Красный рупор", Берлин), Г. Отто. П. т. считались и нек-рые проф. театры, осуществлявшие пост. революц. драм (Т-р под рук. Э. Пискатора, т-р Молодых актеров, "Труппа 1931 года" под рук. Г. Вангенхейма).

В своей художеств. практике П. т. опирался на традиции нар. драмы Германии - непосредств. обращение в зрит. зал, дидактич. характер игры, песенки, резюмирующие наиболее значит, моменты спектакля, гротесковые гримы и маски. Использовалась форма театрализации рабочих митингов, собраний, дискуссий, комментирования сценич. действия "оратором", драматизация докладов. Представления П.т. изобиловали сценами политич. бо„в, нар. восстаний. Излюбленным жанром было обозрение, показывавшее события борьбы трудящихся, конкретные историч. факты (использовались статистич. данные, световые таблицы, диаграммы, документальные фильмы). На спектакли П. т. оказали влияние сов. т-ры: "Синяя блуза" (1927, гастроли), Т-р им. Мейерхольда (гастролировал в Германии в 1928). Приход к власти нацистской диктатуры оборвал развитие П. т., но его традиции сохраняются в театр. иск-ве ГДР.

Лит.: PiscatorE., Das Politische Theater, В., 1929 (рус. пер.. M., 1934); Wolf Fr., Kunst ist Waffe, B., 1928;

Kupke Р., Piscator und sein Politisches Theater, "Theater der Zeit", 1957, Studien, ј 5, Beilage zu Heft 11 Nov S; 9-28; Pfutzner K., Das revolutionare Arbeiter theater in Deutschland, в кн.: Schriften zur Theaterwissenschaft, Bd l, B., 1959. ff f/

ПОЛИТКОВСКИЙ, Владимир Михайлович [р.'25.* III (6. IV). 1892] - рус. сов. артист оперы (баритон). Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та (1910-12) и в Моск. консерватории по классу проф. У. Мазетти (окончил в 1918). Дебютировал в 1917 в Н. Новгороде. В 1920-48 - солист Большого т-ра. Исполнял партии баритональные лирич. (Онегин), драматич. (Грязной), а также басовые (Галицкий). Создавал психологически насыщенные вок.-сценич. образы. Гастролировал в Ленинграде, Калинине, Рязани и др. городах.

Партии: Борис Годунов, князь Игорь: Томский ("Пиковая дама"), Эскамильо; Жермон, Яго ("Травчата", "Отелло" Верди), Скарпиа ("Тоска"), Тонио ("Паяцы"), Линдорф ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Пел в ораториях.

ПОЛИЦЕЙМАКО, Виталий Павлович [род. 22. IV (5.V). 1906]- рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1957). В 1927 окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в. С 1927-актер Ленингр.ТЮЗа, с 1930-Большого драм. театра им. Горького. актер яркого темперамента, острой мысли, П. является одним из последовательных выразителей горьковской традиции в творчестве Большого драматического т-ра. Он сыграл неск. ролей в пьесах Горького, проявив себя мастером психологич. портрета, действенного, страстного анализа образа: Егор Булычев (1932, 1949); Нестрашный и Достигаев ("Достигаев и другие", 1933, 1952), Нил ("Мещане", 1937), Лука (1944); Двоеточие ("Дачники", 1949), Редозубов ("Варвары", 1959). Значит, достижение П.-роль Егора Булычева, в к-рой актер с первых сцен спектакля акцентировал духовное прозрение Булычева, вс„ более убеждавшегося в обреч„нности существовавшего в России социального строя. Варварство духовное и физическое гневно заклеймил П. в сатирич., почти гротесковом образе Редозубова.

Важное место в творчестве П. занимают образы сов. людей - коммунистов. В исполнении этих ролей проявились народность таланта актера, глубокая органичность его иск-ва. Прирожд„нным организатором масс, жизнерадостным, сильным человеком актер показал Годуна ("Разлом", 1950; Гос. пр. СССР, 1951). Нар. см„тка, медлительный, но пытливый ум привлекали в Шадрине ("Человек с ружь„м", 1937), поэтичности, романтики были исполнены образы Мотылько-ра ("Слава" Гусева, 1937), Савельева ("Так и будет" Симонова, 1945).

Создавая сатирич. образы, П. пользуется сочными густыми красками, смелыми острыми при„мами, приближаясь к социальному гротеску. Так играл он роли Потапа Урлова ("Царь Потад" Копкова, 1940), Проко-фия Пазухина ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1955), Фамусова (1963) и сатирич, роли в совр. репертуаре-‚лкин и Барашкин ("Мой друг", 1932, и "После бала", 1934, Погодина), Зуб ("Океан" Штейна, 1961). Играя роль Прозорова ("Палата" Ал„шина, 1963), актер разоблачает самодовольство, чванливость, ч„рствость к людям, показную демократию и ханжество. В переводном репертуаре П. создал значительные, крупные образы - Шут ("Король Лир", 1941), свободолюбивый мудрец и поэт Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду, 1956), старый рабочий Туе ("Воспоминание о двух понедельниках" Миллера, 1963).

Лит.: Mинн Е., Засл. арт. РСФСР В. П. Полицеймако, Л., 1950; Клюевская К., Персидская О., Виталий Полицеймако, Л.-М., 1963. . О.

ПОЛИШИНЕЛЬ (франц. polichinelle, от итал. pulcinella) - персонаж франц. нар. т-ра. Появился на сцене ярмарочного т-ра в конце 16 в. (близок к итал. маске Пульчинеллы). В разл. пьесах сохранял традиционный облик горбуна, вес„лого задиры и насмешника. Нередко (особенно в 18 в.) образ П. приобретал политич. сатирич. направленность. В 17 в. П. вош„л в лит. комедию (интермедии в "Мнимом больном" Мольера). Широко популярный в народе, П. стал одним из излюбленных героев т-ра кукол.

ПОЛЛАК Бернгард Вольдемарович (~1845 Прага - 1917 Петроград), жена - б.Эрнестина фон Таубер (~1846 Вена - 1915 Петроград ). Приехали из Австрии и в 1880г. Основали "музыкально-вокально-драмматические курсы ПОЛЛАК". - Невский 46.

Сын Вольдемар Бенгардович ( 1875 Вена - 1933 Ленинград). - окончил СПтб. Консерваторию ( по классу рояля ,- пианист, профессор Консерватории, заведующий "Музыкально-драмматических и оперных курсов - Поллак ". Невский 46.

Жена Поллак Наталия Васильевна (ур.Юркевич) (1876 Черниг.губ. -1959 Ленинград) Окончила СПтб. Консерваторию по классу пения. Певица и преподаватель вокала.

ПОЛЛО, Вера Николаевна [р. 25. XII. 1901 (7.1. 1902)]- белорус. сов. актриса. Нар. арт. БССР(1952). Одна из основоположников белорус. сов. т-ра. С 1922 - актриса Т-ра им. Я. Купалы. Воспитанница режиссера-педагога Е. А. Мировича. Одна из значит. первых ролей - Маланья в спектакле "Карьера товарища Брызгалина" Мировича. Сценич. образы П. отличаются сатирич. заостр„нностью, сочностью, яркостью красок. Снималась в кино -

Среди лучших ролей: Катерина ("Партизаны" Крапивы"

1938), Анна Павловна ("Кто сме„тся последним" Крапивы,

1939), Степанида ("Гибель волка" Самуйл„нка, 1939), Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), Павлина ("Поют жаворонки" Крапивы; Гос. пр. СССР, 1952), Агата ("Павлин-ка" Купалы, 1944), Авдотья ("Твой светлый путь" Мовзона, 1961), Купавина,' Кармина ("Волки и овцы", "Женитьба Бе-лугина"), Панова, Дунька ("Любовь Яровая"), Ксения Михайловна ("Огненный моет" Ромашова), Живка ("Госпожа министерша" Нушича, 1056), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана, 1948), Кормилица ("Ромео и Джульетта", 1946) и др. Снималась в кино.

Лит.: Мастацтва Савецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 429-32; Майстры Беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 193-97; Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959.

ПОЛЛУВС, см. Полидевк.

ПОЛОВИКОВА, Клавдия Михайловна [р. 15 (27). XII.1896] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР

(1954). В 1921 окончила школу Малого т-ра ив этом же году поступила в Театр-студию Малого т-ра (с 1932 - Новый т-р), где работала до 1936. Затем играла в Моск. т-ре Революции, Т-ре им. Леси Украинки (Киев), Ленингр. т-ре им. Пушкина, в 1939-42- в Моск. т-ре Ленсовета. В 1942 - 59 - актриса Моск. т-ра драмы (ныне Т-р им. Маяковского). Первая роль П.- Абигайль ("Стакан воды" Скриба). Лучшие роли П.: Карин Брат ("Кино-роман" Кайзера), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Кручинина, Лариса; Марта ("Благочестивая Марта" Тирсо де Молины), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Мария Стюарт; Реджина ("Лисички" Хелман), С нежинская ("Третья молодость" бр. Тур). П. унаследовала мн. черты сценич. школы Малого т-ра, обладает ярким темпераментом, эмоциональностью, ей особенно близки волевые, цельные, сильные, самоотверженные натуры. Снималась в кино. 3. Вл.

ПОЛОВЙНКИН, Леонид Алексеевич [1(13).VIII. 1894-8. II.1949] - рус. сов. композитор, дириж„р, педагог. В 1924 окончил Моск. консерваторию по кл. композиции С. Н. Василенко и кл. фп. проф. Л. Э. Конюса, в 1926 - аспирантуру. Композиторскую деятельность начал в 1927 в Моск. т-ре для детей.

П.- автор оперетт: "Сирокко" (1928, моск. Камерный т-р), "Даже в трикотаже" (1931, Моск. т-р оперетты); опер: "Герой" (соч. 1933, пр. на конкурсе Большого т-ра), "Сказка о рыбаке и рыбке" (1935, Моск. т-р для детей).

В 1926-38 - зав. муз. частью и дириж„р Моск. т-ра для детей (впоследствии Центр, детский т-р). Писал яркую, выразительную, новаторскую по форме музыку ко мн. спектаклям этого т-ра (балеты-пантомимы "Негрит„нок и обезьяна", 1927, "Я - мало, мы - сила", 1931, пьесы "Сережа Стрельцов", "Золотой ключик" и др.), а также к ряду спектаклей др. т-ров. П.- автор симф., камерных произв., музыки к фильмам. Занимался педагогич. работой в техникуме им. Скрябина и Моск. консерватории (1945-46).

Лит.: Поляновский Г., [Статья], "Сов. музыка", М., 1934, .ј5; Янковский М-, Советский театр оперетты, Л.-М., 1962, с. 124-25, 163-64; С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961, с. 222-28. Ю. Быч.

ПОЛОВНЕВ, Юрий Константинович (р. 1927) - сов. артист цирка, эквилибрист. Начал работать в цирке как униформист. С 1943 - ассистент в номере "Эквилибристы на шестах" под рук. Р. Манукяна. С 1947 - участник этого номера. В 1950 возглавил номер "Эквилибристы с шестами", выступает как "нижний" (держит на лбу или плече высокий шест, на к-ром работают его партн„ры). На вершине шеста артисты с л„гкостью и изяществом демонстрируют акробатич. и гимнастич. упражнения. Номер включает рекордные трюки: перш на лбу и на плече с двумя партн„рами, выпрыжки с перша руки в руки и др. Участники номера - ученики П.: Р. С. Вербицкая, М. А. Акопян, Г. Г. Ульданов, В. А. Соболев. Гастролировал в Польше (1955), ГДР (1956), Греции и Югославии (1957), Бельгии иЛюксембурге (1958), Бразилии и Уругвае (1960). ФРГ, Голландии (1961). М. Зон.

ПОЛОСНИ, Евгений Максимович [р. 24. XII. 1911 (6.1.1912)]-рус. сов. актер. Нар. арт. БССР (1956). Чл. Коммуйистич. партии с 1939. В 1934-39 учился в ГИТИСе (класс Л. М. Леонидова). Творч. деятельность начал в Гомельском драм. т-ре. В годы Отечеств, войны работал в 1-й фронтовой белорус. бригаде по обслуживанию действующей армии. В 1945-48 - актер Могил„вского т-ра. С 1949 - в труппе Рус. гос. т-ра БССР им. Горького.

Роли: Ничипор ("Кто сме„тся последним"Крапивы), Кроп-ля ("Константин Заслонов" Мовзона), Гриша ("Варвары"), Кукушкин ("Брестская крепость" Губаревича), Блохин ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Аким ("Власть тьмы"), Кныш ("Главная ставка" Губаревича), Вафля ("Дядя Ваня"), Стрешнев ("Дали неоглядные" Вирты),0ка„мов ("Машенька"), Щукарь ("Поднятая целина" по Шолохову), Дормидонт ("Поздняя любовь" Островского), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова") и др.

Лит.: Майстры беларускай спэны, М?нск, 1960, с. 179-85.

ПОЛОЦКИЙ, Симеон - см. Симеон Полоцкий, ПОЛТАВСКИЙ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. В. ГбГОЛЯ. Основан в 1936 на базе Харьковского молод„жного т-ра. Первый худ. рук.- В. Скляренко. В состав труппы вошли Е. Хуторная, П. Захаров, М. Янковский, Н. Цуканов, С. Евстигнеев, П. Колесник. Т-р ставил муз. и драм. спектакли: "Соро-чинская ярмарка" (1936), "Наталка-Полтавка" (1936), "Запорожец за Дунаем" (1936); "Банкир", "Правда" Корнейчука (1937), "Таланты и поклонники" Островского, "Двенадцатая ночь" (1939, реж. М. Терещенко). Большое внимание уделяет т-р сов. драматургии - "Бронепоезд 14-69" (реж. М. Мицкевич) и др. В годы Отечеств, войны т-р работал в Казахстане. Пост.: "Нашествие", "Русские люди" и др. В марте 1944 возвратился в Полтаву. Среди значит. спектаклей т-ра: "Олеко Дундич" Каца и Ржешев-ского (1944), "Ревизор" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947); "Закон чести" Штейна (1949), "Дума про Британку" Яновского, "Власть тьмы" (1957), "Вес„лка" Зарудного (1959), "Иркутская история" (1960). Т-р в течение всего года обслуживает также сельского зрителя. Активно работает с авторами; спектакли "Непокор„нная полтавчанка" Лубенского (1949), лирич. комедия "Шуми, Дубрава!" Котляра и Майор-чика, "Выдно шляхи полтавские" Барабаша (1960)- о людях совр. колхозного села. Гл. реж. т-ра (1965)- засл. арт. УССР В. Смоляк, реж. Б. Прокопович, худ. Т.'Шевченко. В труппе т-ра: нар. арт. УССР Г. Лазарев, засл. арт. УССР И. Моровщик, Т. Кислякова, К. Сидорчук и др. С. Б. ПОЛТАВЦЕВ, Корнелий Николаевич [1823- 29.XII.1865(10.1.1866)] - рус. актер. Учился в Моск. театр. уч-ще. В 1842 был принят в Малый т-р и благодаря безукоризненному знанию франц. языка зачислен во франц. труппу. Исполнял выходные роли во франц. и рус. пьесах. В 1845 получил отпуск "для усовершенствования себя в драматических искусствах на провинциальных сценах". Играл в Одессе (1845-46), Таганроге и Ростове-на-Дону (1848- 1849), Воронеже и Туле (1849-50). В роли Фердинанда (Кишин„вский т-р, 1846-47) раскрылся трагедийный талант П. В 1850 после успешного дебюта в роли Ляпунова ("Князь Скопин-Шуйский" Кукольника) был зачислен в труппу Малого т-ра на роли умершего в 1848 П. С. Мочало-ва. Одновременно" много гастролировал в провинции. Роли: Эдгар и Лир ("Король Лир"), Отелло, Гамлет, Кориолан (о. п. Шекспира), Фердинанд; Жорж Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Грозный ("Царская невеста" Мея) и др. Последний раз П. выступил на сцене Малого т-ра в 1865 в роли Романа Дубровина ("Воевода" Островского).

П. обладал прекрасными внешними сценич. данными - стройной фигурой, голосом красивого тембра, способным выражать самые разнообразные оттенки чувств. Однако яркая эмоциональность сочеталась в его исполнении со склонностью к ложной патетике, внешним эффектам. Стремление П. продолжать в сво„м иск-ве сценич. традицию П. С. Мочалова, создавать образы романтич. героев, вступающих в борьбу против рабства и тирании, снижалось абстрактностью и неопредел„нностью положительных идеалов, отсутствием подлинной глубины в раскрытии характеров.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1900 - 1901 г., Приложение [I], с. 105-111; Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929; Зограф Н.Г., Малый театр второй половины XIX века, М., 1960. 7Гг.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница