Наши партнеры

проектирование мультимедиа
Выгодно аренда авто в красноярске посуточно недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 341)


ПЛОУРАЙТ (Plowright), Джоан (р. 28.Х.1929)- англ. актриса. Окончила театр. школу при т-ре "Олд Вик" (Лондон). В 1948 дебютировала на сцене крой-донского Репертуарного т-ра. Затем играла в т-рах Бристоля, Ноттингема, Лондона. С 1956 (в течение нескольких лет) выступала в лондонской труппе "Инглиш стейдж компани" ("Ройял Корт тиэтр").

Среди ролей: Мэри Уоррен ("Суровое испытание" Миллера), Маргери Пинчуайф ("Деревенская жена" Уичерли), Старуха, Ученица и Дейзи ("Стулья", "Урок" и "Носороги" Ионеско), Джин ("Комедиант" Осборна), Барбара ("Майор Барбара" Шоу), Битти ("Корни" Уэскера), Джо ("Вкус м„да" Дилэни) и др. В 1962 играла в Фестивальном т-ре в г. Чичестере, где исполнила роли Жанны ("Святая Иоаннам Шоу) и Сони ("Дядя Ваня").

С 1963 - в Нац. т-ре (Лондон). Англ. критика высоко оценивает исполнительское мастерство П. Е„ иск-во характеризуется сочетанием романтической охотвор„нности с жизнеутверждающим оптимизмом. Ф. К.

ПЛОШЕВСКИЙ, Владислав-Казимир (1853-29.1. 1892) - у кр. актер и театр. художник. По национальности поляк. Сценич. деятельность начал в 1873 во Львовском польском т-ре под рук. К. Крулик овского-С 1874 работал во Львовском укр. т-ре общества "Руська бесща". Играл в драме, комедии и оперетте, но в полной мере талант П. раскрылся в трагедии. П. первый создал на укр. сцене образ Франца Моора ("Разбойники")

Другие роли: Хлопов ("Ревизор"), Фуяркевич ("Открытый дом" Балупкого), Гаспар ("Корневильские колокола" Планкета).

Лит.: Пилипчук Р., Владислав-Каз1м1р Плошев-ський, "Наша культура", Варшава, 1962, ј 10, с. 12 (на укр. языке). Р. 77.

ПЛОЩАДНбй ТЕАТР - термин, применяемый к разл. видам нар. театр. представлений, происходивших на площадях и улицах под, открытым небом (напр., ср.-век. мистерия, фарс, итал. комедия дель арте, рус. скоморохи и т. д.). ПЛУЧЕК, Валентин Николаевич (р. 4.IX.1909)- рус. сов. режиссер. Нар. арт. РСФСР (1964). В 1926 поступил на актерский, в 1929 на режиссерский ф-т Гос. театр. экспериментальной мастерской под рук. В. Э. Мейерхольда при т-ре его имени. С 1929 участвовал в качестве актера в спектаклях Т-ра им. Мейерхольда. В 1932 организовал ТРАМ электриков. Одновременно работал в Т-ре им. Мейерхольда как актер, В 1939 совм. с драматургом А. Н. Арбузовым организовал в Москве театр. студию, где пост. в 1940 пьесу "Город на заре", сочин„нную драматургом Арбузовым совм. со студийцами. В этом спектакле проявились особенности режиссерского дарования П.: стремление к ч„ткости, выразительности сценич. формы, л„гкости и динамичности мизансценич. рисунка, к лиризму В 1941 студия стала фронтовым т-ром. В 1942 П. возглавил Т-р Северного флота, где пост. спектакли: "Давным-давно" Гладкова, "Офицер флота" Крона, "Белые нота" Германа и др. В 1945-50 руководил Моск. гастрольным т-ром. С 1950-режиссер (с 1957 - гл. реж.) Моск. т-ра Сатиры; пост. здесь спектакли: "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (1952), "Потерянное письмо" Караджале (1952) (оба совм. с Н. В. Петровым), "Страницы минувшего" (1953, в к-рый вошли "Игроки" Гоголя и "Завтрак у предводителя" Тургенева). Важнейшим этапом в творчестве П. и в истории т-ра Сатиры явился цикл пост с пьес Маяковского: "Баня" (1953, совм. с Петровым и С. И. Юткевичем), "Клоп" (1955, совм. с Юткевичем), "Мистерия-Буфф" (1957). Выступая в этих работах как прямой продолжатель традиций Мейерхольда, П. вн„с в сценич. интерпретацию произв. Маяковского лирич. начало, выразил их публицистич. остроту, мажорность, оптимистич. окраску. Эти спектакли способствовали пост. пьес Маяковского во мн. т-рах страны. В творч. жизни т-ра Сатиры они знаменовали поворот к масштабному, боевому сатирич. иск-ву.

Среди пост. П.: "Жорж де Валера" ("Некрасов") Сартра (1956), "Памятник себе" Михалкова (1959), "Дамоклов меч" Хикмета (1959), "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (1962). Эти и др. режиссерские работы П. отличаются острым публицистич. темпераментом, склонностью к динамичным, мажорным по внутр. структуре решениям. В спектаклях П. используются гипербола, гротеск. Автор книги "На сцене- Маяковский" (1962) и статей по вопросам сценич. иск-ва.

Лит.: Калитин Н., Вместе с Маяковским в сб Спектакли этих лет, М., 1957; Ростоцкий Б. На сцене - Маяковский, в сб.: О творческом соревновании М., 1958, Очерки истории русского советского драматиче ского театра, М., 1961, т. 3, с. 318-323; 366-368. К р

ПЛЯТТ, Ростислав Янович [р. 30.XI(13.XII).1908] - рус. сов. актер. Нар. арт, СССР (1961). Учился на драм. курсах под рук. Ю. А. Завадского. С 1927 - актер Театра-студии под. рук. Завадского: вместе с т-ром переехал в 1936 в Ростов-на-Дону, в 1938 вернулся в Москву и работал в Т-ре им. Ленинского комсомола. В 1941-43 - в Моск. т-ре драмы, с 1943 - в Моск. т-ре им. Моссовета. В первые годы творч. деятельности П. был комедийным эксцентрич. актером, играл роли отри-цат. персонажей, создавал образы, отличающиеся острым внешним рисунком, подч„ркнутой характерностью.Склонность актера к углубл„нному раскрытию психологии героя проявилась в роли фон Ранкена ("Дни нашей жизни" Л. Андреева, 1938). Роль Крогстада ("Нора", 1939) была продолжением этого направления творчества. В 1941 П. впервые создал положит. образ сов. человека - Бурмин ("Парень из нашего города"). Эта роль явилась переломным этапом в творчестве П.: е„ исполнение свидетельствовало о мастерстве внутр. и внешнего перевоплощения, о широте артистич. диапазона, глубине мысли, своеобразии творчества П. В Т-ре им. Моссовета П. сыграл остро комедийные роли - Нинкович ("Госпожа министерша" Нушича), Президент ("Бунт женщин" С„ннербю). Создал дра-матич. чеховские образы - Войницкий ("Леший" Чехова), Дорн ("Чайка"), Тап„р (инсц. о. п. Чехова) и интеллектуальные, тонкие образы сов. людей - Раевич ("Шторм" Билль-Белоперковского), Добротвор-ский ("Закон чести" Штейна), Левин ("Второе дыхание" Крона), роль "От автора". Беркутов ("Летом - небо высокое" и "Дали неоглядные" Вирты) и др. В классич. репертуаре играл роли: Казарин ("Маскарад"), Яропегов ("Сомов и другие" Горького). В 1964 П. сыграл роли Б. Шоу в пьесе "Милый лжец" Килти и Цезаря - "Цезарь и Клеопатра" Шоу. В иск-ве П. глубина психологич. раскрытия образа сочетается с отточенной формой, яркостью внешнего рисунка. С 1931 выступает по радио, с 1938 снимается в кино (Холостяк - "Подкидыш", Янек - "Мечта" и др.).

Лит.: Д у н и н а С., Ростислав Плятт, М., 1963. С, Д.

"ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ" - опера С. С. Прокофьева, либр. композитора и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по о. п. Б. Полевого. Соч. 1948, пост. в концертном исполнении 3 дек. 1948, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Хайкин, режиссеры Морфенкови Халип; Алексей- Соломяк, Ольга - Серваль, дед Михаиле - Тихий, Петровна - Каравашкова, Варя - Преображенская, Андрей - Фрейдков, Василий Васильевич - Ярошенко, мать Алексея - Тихонова, Клавдия - Смирнова, Комиссар - Шаш-ков, Кукушкин - Крутяков, Гвоздев - Бугаев, Анюта - Кашеварова). Первая сценич. пост. 8 окт 1960, Большой т-р (дириж„р Эрмлер, реж. Ансимов, хормейстеры Рыбнов и Ага-фонников, худ. Золотар„в; Алексей - Кибкало, Комиссар- Кривченя, Клавдия - Архипова, Ольга - Деомидова, Василий Васильевич - Решетин, Кукушкин - Масленников, Федя - Кургузов, Зиночка - Звездина, Полковник - Ярославцев, Варя - Миглау, первый хирург - Маслов, Петровна - Иванова, Андрей - Панков, дед Михаиле - Шульпин). Пост. за рубежом: Прага (1961), Берлин (1964).

Издания: "П. о н. ч.", клавир, М., "Советский композитор", [1962]. Я. Г р.

ПОВОРОТНЫЙ КРУГ сцены- вращающаяся часть сценич. площадки. П. к. позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене, создать реальное ощущение непрерывности сценич. действия. Вращение П. к. может непосредственно влиять на смену темпов и общий ритм спектакля. Необходимая при надлежность сцены совр. драм. т-ра, П. к. иногда применяется и в оперно-балетных т-рах в виде сборно-разборной установки.

П. к. изобрет„н в Японии; в 1758 стационарным П. к. был оборудован япон. т-р Кабуки. В Европе П. к. впервые примен„н в 1896 инженером К. Лау-теншлегером и режиссером Э. Поссартом для пост. оперы "Дон Жуан" в "Резиденц-театре" (Мюнхен); это был накладной деревянный 16-метровый круг, собранный из 16 отдельных сегментов, к-рый вращался непосредственно по планшету сцены. Однако сегмен-тарная конструкция П. к,, определяющая и сегмен-тарную установку декораций, совершенно исключала глубокую перспективу. Открытие глубокой перспективы на круге принадлежит К. С. Станиславскому и М. Рейнхардту. Приняв за основу установки декораций не отдельные сегменты, а весь круг в целом, они сочетали декорации, требующие глубокой перспективы с мелкомасштабными декорациями.

П. к. бывают накладными и стационарными. По форме - дисковыми, барабанными и кольцевыми. Накладной круг (складной или сборный) монтируется на планшете сцены непосредственно перед спектаклем. Стационарный круг - неотъемлемая часть сцены (врезан в планшет).

Осн. части совр. П. к.: 1) центральная опорная пята (рассчитана на горизонтальные и радиальные нагрузки), благодаря к-рой происходит свободное вращение П. к. Представляет собой конструкцию карусельного типа. Состоит из неподвижной и вращающейся частей. 2) Собственно круг - металлич. конструкция (цельносварная для стационарного и сварная из отдельных элементов для накладного круга). 3) Дорога-ровная горизонтальная поверхность, по к-рой катятся кол„са круга. Состоит из одного или двух концентрич. колец. В совр. стационарном круге дорога является неотъемлемой частью конструкции самого круга, к-рый катится по кол„сам, установленным не на круге, а на колоннах. 4) Парные отклоняющие блоки. Служат для плавного перехода горизонтального движения тягового стального каната в движение вертикальное. 5) Привод (ручной или машинный). 6) Противовес - устройство, обеспечивающее необходимую силу трения (в системе: тяговый канат - круг - привод, а также устойчивое вращение круга без проскальзывания. П. к. значительно расширяет возможности режиссерско-постановочного решения спектакля. При его помощи можно осуществлять быструю смену декораций, на глазах у зрителей производить непрерывную смену мест действия и мн. др. Рио. см. в ст. Оборудование сцены,

Лит.: Извеков Н. П., Сцена, Л.-М., 1940; его же, Техника сцены, Л.-М., 1940; Правила техники безопасности и производственной санитарии в театрах, М., 1951; Э к с-кузович И., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; Kranich Fr., Buhnentechnik der Gegenwart, Bd 2, Munch.-B., 1933. Ген. Ш.

ПОГОДИН (наст. фам.- Стукало в), Николай Ф„дорович [3(16).XI.1900-19.IX.1962] -рус. сов. драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). С 1920 начал работать журналистом. В 1922-30- постоянный корреспондент и очеркист "Правды".

В 1929 П. написал пьесу "Темп", впервые показавшую на сов. сцене героику и пафос первой пятилетки. Пьеса эта, выдержанная в жанре "сценич. очерка", насыщена точно подмеченными характерными деталями. Но она представляла для т-ра значительные трудности: действие е„ не отличалось кон-центрированностью. продуманной организованностью, многочисл. эпизоды соединялись только тематически. В пьесе "Темп" определились характерные черты драматургии П.: мажорность, оптимизм, непринужд„нная вольность композиции, естественное сочетание юмора и натети-ки. Пост. в 1930 Т-ром им. Вахтангова, пьеса "Темп" ставилась в Ленинграде (1930, Красный т-р), Баку, Ташкенте, Ашхабаде, Тбилиси и др. городах страны. Следующая значит, пьеса П.- "Поэма о топоре" (1931, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Анка - М. И. Бабанова, Степан- Д. Н. Орлов). Эта пьеса П. с полемич. остротой требовала от т-ра резкого поворота от психологизма и камерности, от проблематики этич. и моральной к новым, самой жизнью выдвинутым темам, и прежде всего к теме трудового энтузиазма, к воплощению поэзии созидания. П. увлекала задача построения целостного образа коллектива рабочих. В ряде первых пьес П. - "Темп", "Дерзость" (1930), "Снег" (1932), отсутствовал герой-индивидуум. П. защищал этот принцип, связывая его с пониманием документальности драматургии. В дальнейшем, однако, внимание П. было привлечено к индивидуализации образа передового человека современности, героя эпохи первых пятилеток. Таковы были образы Анки и Степана ("Поэма о топоре") и особенно образ Гая в пьесе "Мой друг" (1932, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Попов; Гай-М. Ф. Астангов). Сохранив непринужд„нность и свободу драматич. композиции, П. выдвинул в этой пьесе на первый план гл. действующее лицо, показал природу энтузиазма Гая, его самозабвенную преданность созидательному труду. Тема труда, преображающего и духовно обогащающего людей, доминировала и в комедии П. "После бала" (1934, Моск. т-р Революции, Маша-Бабанова) и в пьесе "Аристократы" (1934, Реалистический т-р, реж. Н. П. Охлопков).

В 1937 П. написал пьесу "Человек с ружь„м" (Гос. пр. СССР, 1941; 1937, Т-р им. Вахтангова, реж. Р. Н. Симонов; в роли В. И. Ленина- Б. В. Щукин), к-рая явилась началом его драматич. трилогии о В. И. Ленине. В 1941 была закончена вторая часть трилогии- "Кремл„вские куранты" (1942, МХАТ, реж. В. И. Не-мирович-Данченко и М. О. Кнебель; в роли В. И. Ленина - А. Н. Грибов). В 1958 написана "Третья патетическая" (1958, МХАТ, реж. М. Н. Кедров; в роли Ленина - Б. А. Смирнов). Ленинская трилогия П. явилась значит, вкладом в сов. сценич. иск-во. Образ В. И. Ленина в трилогии обладает историч. и психологич. достоверностью, жизненностью, „мкостью и богатством содержания. П. удалось соединить точность в воспроизведении эпохи революции, военного коммунизма, нэпа с подлинной поэтичностью и глубоким лиризмом. Все пьесы, входящие в трилогию, с большим успехом идут во мн. т-рах страны. В 1959 за трилогию о Ленине удостоен Ленинской премии.

П. принадлежит ряд пьес, написанных в разл. жанрах: комедии - "Джиоконда" (1938), "Моль" (1940), "Когда ломаются копья" (1953), "Рыцари мыльных пузырей" (1955), "Маленькая студентка" (1959); историко-революц. пьесы-"Заговор Локкар-та" ("Вихри враждебные", 1953), "Багровые облака" (1955); драмы-"Сотворение мира" (1945), "Минувшие годы" (1948), "Мы втро„м поехали на целину" (1955), "Сонет Петрарки (1957), "Цветы живые" (1960), "Верность" ("Ч„рные птицы", 1961, Т-р им. Вахтангова). В пьесах П. остро чувствуется живое ощущение современности, прекрасное знание т-ра, опти-мистич. восприятие действительности. П.-автор мн. статей, поев. иск-ву т-ра. По его сценариям были сняты фильмы: "Заключ„нные", "Человек с ружь„м", "Кубанские казаки" (Гос. пр. СССР, 1951), "Первый эшелон", "Вихри враждебные".

Соч.: Театр и жизнь, М., 1953; Собр. драматических произведений, т. 1-5, М., 1960-61.

Лит.: Юзовский Ю., Вопросы социалистической драматургии, М., 1934; Г у рви ч А., Три драматурга. Погодин, Олеша, Киршон, М., 1936; его ж е, В поисках героя, Л.-М., 1938; Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л.,

1958; Б ы к о в а Ф. М., Драматургическая трилогия Н. Погодина о Ленине, Л.-М., 1960; Рудницкий К., Портреты драматургов, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Анастасьев А., Трилогия Погодина о Ленине на сцене, М., 1964. К. Р.

ПОГОСЯН, Давид Михайлович (р. 9. IX. 1911) - арм. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. Арм. ССР (1947). Работал артистом мимич. ансамбля Большого т-ра. С 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Создал трагедийный образ старика Симона в опере "Лусабацин" Степаняна (1938). П. обладает высокой пластической выразительностью, мастерством мимики.

Партии: Рубен ("Алмаст" Спендиарова), Моей, Мелик ("Ануш", "Давид-бек" Тиграняна), Аво ("Орлиная крепость" Бабаева), Бархудар ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Измаил ("Великая дружба" Мурадели), Сашка ("Тихий Дон"), Гре-мин ("Евгений Онегин"), Андрей Гаврилович ("Дубровский" Направника), Мефистофель ("Фауст"), Дон Базилио. А. Ив.

ПОДВЫСбЦКИЙ, Кость Осипович (28. VI.1856- 12. VI. 1904) - укр; актер, режиссер. Сценич. деятельность начал в 1875 в украинско-польской труппе Е. Бачинского. В 1885 переш„л на укр. сцену, играл в т-ре об-ва "Руська бес?да" (Львов). В 1888-92 работал в труппах М. Кропивницкого и М. Стариц-кого, в 1893-96, 1901-02 был режиссером т-ра об-ва "Руська бес?да", в 1897-1900 выступал в разл. укр. труппах. П. был учеником и последователем корифеев укр. т-ра М. Кропивницкого, П. Саксаганского, Н. Садовского и др. Его иск-во способствовало укреплению реалистич. направления в западноукр. т-ре. актерское дарование П. проявилось в характерных ролях. Ставя пьесы укр. драматургов, он стремился к реалистическому отражению быта, утверждал на западноукр. сцене принцип ансамблевости спектакля. Написал комедию "Подшиванец" (1888) и др.

Роли: Микола Задорокный ("Украденное счастье" Франко), Бычок, Кукса ("Мироед", "Остались в дураках" Кропив' ницкого), Хома ("Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого), Иван ("Бесталанная" Карпенко-Карого); пост. "Украденное счастье", "Бесталанная"; "Хата за селом" по Ю. Крашев-скому. р. П.

ПОДГОР‚ЦКАЯ, Нина Борисовна [р. 27. XI (10. Х??). 1902]- рус. сов. артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919, окончив Моск. хореографич, уч-ще (педагог В. Д. Тихомиров), была принята соли сткой в труппу Большого т-ра. П. была одной из пер-' вых танцовщиц, утверждавших школу сов. хорео-графич. иск-ва. Усложняя танц. яз. исполняемых ею партий, она стремилась добиться сценич. правды, естественности и простоты, глубоко раскрыть характеры сценич. героев. П. в совершенстве владела иск-вом нар. танЦа (с 1939 совмещала работу в т-ре с сольными выступлениями в ансамбле нар. танца СССР). В 1948 оставила сцену.

Партии: Аврора, Одетта-Одиллия, Раймонда, Жизель;

Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок"), Никия ("Баядерка" Мин' куса), Саламбо (о п Арендса), Тао Хоа; Китри ("Дон Кихот") и др.

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 69; Балет Гос. ордена Ленина акад. Большого театра СССР, М., 1955; "Рабочий и театр", 1927, ј 15, с. 13; "Новая рампа", 1924, .Мв 15, с 8-9; "Современный театр", 1927, ј 11, с. 174. М. К л.

ПОДГОРНЫЙ, Николай Афанасьевич [10 (22). XII. 1879-2. VIII. 1947]-рус. сов. актер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1903 поступил в МХТ (сначала ученик школы МХТ, потом актер этого т-ра). Роли: Федотик, Тузенбах, Ферапонт ("Три сестры"), Медведенко ("Чайка"), Молчалин ("Горе от ума"), Чумаков ("Пугач„вщина" Трен„ва), Аристарх ("Горячее сердце"), Базють ("Женитьба Фигаро"). Роль Пети Трофимова ("Вишн„вый сад") П. играл на протяжении мн. лет. Участвовал в спектаклях Муз. студии МХТ (Люшар - "Дочь Анго" Лекока, Герцог- "Перикола" Оффенбаха). С 1919- зав. труппой и репертуаром МХАТа. П. занимался театр. педагогикой, был одним из основателей Школы драматич. иск-ва (1913), первый выпуск к-рой (1916) заложил основу Второй студии, MX Т.

Лт.: Актеры и режиссеры, "Театральная Россия", М., 1928 (автобиография) О. Р.

ПОДДЕРЖКА - группа технич. при„мов в сце-нпч. танце и балете: термином "П." обозначают разл. при„мы в дуэтном танце (Дуэт, Па-де-д„) посредством к-рых танцовщик помогает танцовщице в выполнении разл. танц. движений и поз на полу (партерная П.) и в воздухе (воздушная П.). Применяется также групповая П. (при участии неск. танцовщиц или одной танцовщицы и неск. танцовщиков, и др.). Большинство при„мов П. заимствовано из народного танца и позднее подвергалось развитию и обогащению. А. И.

ПОДДУБНЫЙ, Иван Максимович (1870 - 8. VIII. 1949) - рус. сов. цирковой артист, борец. Засл. арт. РСФСР (1939). Засл. мастер спорта СССР (1945). Род. в крестьянской семье. Работал в Севастопольском порту грузчиком. В 1897 впервые выступил как спортсмен-любитель в цирке в Феодосии. В 1899 поступил в цирковую труппу Труцци в качестве борца-профессионала. В последующие годы работал в разл. цирках. В 1905 в Петербурге стал чемпионом мира. Выступал в России, гастролировал за рубежом. Годы наибольшей известности П. совпали с ростом популярности соревнований по борьбе в России. Чемпионаты франц. борьбы стали неотъемлемой частью цирковых программ летних театр. и др. зрелищ. После Октябрьской революции П. продолжал выступать в цирках

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Г р и н-в а л ь д Я., Русский богатырь Иван Поддубный, 5 изд., М.. 1957. А. Гох.

ПОДЕСТА (Podesta)- семья аргент. актеров, сыгравших важную роль в становлении нац. театр. иск-ва.

Х о с е П. (1858-1937). Был акробатом и клоуном в цирке. В 1881 создал образ-маску Пепино-88, к-рый стал героем исполняемых им фарсов и сатирич. сценок. В 1884 пост. в цирке пантомиму "Хуан Морейра" (по одноим. роману Э. Гутьерреса), сыграв в ней загл. роль. В 1886 возобновил эту пантомиму, введя в не„ написанные им самим диалоги. Это представление положило начало гаучо-театру. Трактовка актером образа гаучо как невежественного, грубоватого, но благородного и справедливого человека с глубокими чувствами стала традиционной в аргент. т-ре и драматургии. Обладал разносторонней синтетич. актерской техникой. До 1900 работал в трупп-е бр. П., ставившей драмы, гл. героем к-рых был гаучо ("Калан-дрия" Легисамона, 1896, "Правосудия!" Фонтанелья, 1900, и др.). В 1900 организовал и возглавил "Нац. лирико-драматич. труппу", к-рая с 1901 выступала в т-ре "Аполо". П. ставил здесь спектакли "Камень преткновения" Коронадо (1902), "Иисус из Назарета" Гарсиа Вельосо (1902), "Разлад в семье Барранко" Ф. Санчеса (1905) и др.

П а б л о П. (1875-1923). Брат Хосе. С большим успехом играл гл. роли в пьесах Н. Гранады ("В деревню!", 1912), Санчеса Гарделя ("Гора ведьм", 1912). Особенно прославился как исполнитель ролей в пьесах Ф. Санчеса (Зоили - "Разлад в семье Барранко" и др.). актер-трагик, П. глубоко чувствовал стиль, атмосферу пьесы.

Среди представителей семьи П. пользовались известностью также Хоронимо П. (старший брат Хосе и Пабло), его дочь Бланка П. И. С.

ПОДИЙ, подиум (лат. podium, от греч. TtoSiov- нога, основание), - в др.-рим. цирке стена вокруг арены, отделяющая е„ от амфитеатра. Высота П. в Колизее 4 At. П. имел широкую платформу, на к-рую ставились мраморные кресла для наиболее поч„тных зрителей: императора, сенатора, весталок.

Лит.: Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964. Над.М.

ПОДКИДНАЯ ДОСКА - цирковой аппарат (трамплин). Применяется акробатами-прыгунами для исполнения разнообразных прыжков. Делается из реек крепкого дерева, на середине крепится к металлической подставке высотой 45-50 см. С помощью П. д. исполняются разнообразные "сальто", трюки "ручного вольтижа", акробатич. прыжки на "перши", "сальто" на плечи партн„рам, сальто на ходулях и т. п, (исполняются одновременно и на нескольких досках), Номера называются: "Акробаты с подкидными досками". Появился в цирке в 19 в. С П. д. выступали: бр. Винкины, Океанос (Ольховиковы), Бено (Шескин), бр. Манион, Павловы, Россини, Степановы, Беляковы, Абопаловы, Аболонские, Довейко, Кожевниковы, Шаламовы и др. А л. Ш.

ПО ДКИНА, Марианна Борисовна (р. 10. II. 1931)- рус. сов. артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1957). В 1950 окончила Пермское хореографич. уч-ще (класс Е. Н. Гейденрейх) и в том же году была принята солисткой в балетную труппу Пермского т-ра оперы и балета. Первой значит, работой П. была партия Катерины ("Каменный цветок" Фридлендера). Танец П. отличается технич. смелостью, красотой и гармонией линий, тонким изяществом и артистизмом. П. созда„т хореографич. образы волевых, темпераментных героинь: Зарема; Никия ("Баядерка"), Жанна ("Пламя Парижа"), Мирта ("Жизель") и др. В 1950-54 вела педагогич. деятельность в Пермском хореографич. уч-ще.

Лит.: Кокурина А. Н., Балет, Пермь, 1961; Театральная жизнь", 1959, ј 16, с. 21-22. Cm. М.

ПОДКОВЫРОВ, Петр Петрович [р. 6(19). X. 1910] - белорус. сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1937 окончил Минскую консерваторию по кл. композиции В. А. Золотар„ва. Автор оперы "Павел Корчагин" (по о. п. Н. А. Островского, 1960, пост. 1962, Белорус. радио), музыки к спектаклям Т-ра им. Я. Купалы, Минского ТЮЗа, Т-ра кукол БССР, а также симф., вок. и др. соч. С 1949 препода„т в Минской консерватории. С. и Я. Hue.

ПбДНИЕК, Теодор (1. IV. 1879 - 12. XII. 1936) -латыш, актер. Принимал участие в любит, спектаклях. В 1897 вступил в полупроф. труппу под рук. Р. Янсона. В 1902-05 был актером Нового латышского т-ра (Рига), где играл роли Штокмана ("Враг народа" Ибсена, 1903), Андрея ("Полуидеалист" Райниса, 1903). В этом же т-ре начал выступать и как режиссер. После закрытия Нового т-ра работал в т-ре "Аполо" (1906), в 1906-14 - в Лиепайском т-ре. Роли: Митрич ("Власть тьмы", 1908), Бобчин-ский ("Ревизор", 1909), Федя Протасов ("Живой труп", 1911), Шейлок (1913), Каренин ("Анна Каренина", 1914), В 1919 вступил во вновь созданный Рабочий т-р Сов. Латвии (Рига). Роли: революционер Лаукудуре ("Воскресение" Паэгле), Яков Бардин ("Враги"). После закрытия т-ра работал в Нац. т-ре (Рига). Играл характерные роли преим. в пьесах латышских классиков: Сутка, Отец Микуса ("В огне", 1919, "Блудный сын", 1920, Блаумана), Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1920), Кенцис ("Времена землемеров" Каудзитес, 1922), Могильщик ("Гамлет", 1923), Счастливцев ("Лес", 1936) и др. Творчество П. отличалось реалистич. направленностью, ярким юмором. Он создавал образы светлых людей, играл непосредственно, правдиво.

Лит.: Kaupins Н., Т. Podnieks, в кн.: Teatris un dzive. Almanahs IV, Riga, 1960, pusl. 43Q-50. В. Х.

"ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" - опера И. И. Дзержинского, либр. Л. И. Дзержинского но о. п. М. А. Шолохова. Стихи Л. И. Дзержинского и А. Чуркина. Пост. 23 окт. 1937, Большой т-р (дириж„р Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Нагульнов -Головин, Давыдов - Евлахов, Лушка - Кругликова, дед Щукарь - Стрельцов, Тимофей - Коротков, Островнов -Перегудов, Половцев - Бугайский, Банник - Годовкин). 1937, Ле-нингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Зона, худ. Штоффер, балетм. Чеснаков; Давыдов - Черныш„в, Нагульнов - Орлов, Лушка - Софронова, дед Щукарь - Балашов, Лукич - Чесноков, Половцев - Бутягин, Тимофей - Малаховский, Фрол - Аббакумов). Пост. в др. городах Сов. Союза: Киев, Свердловск (1937), Харьков, Днепропетровск (1938), Одесса (1939), Пермь (1964, в нов. редакции) и др.

Издания: "П. ц." - клавир, М., 1939. п. 1 р.

ПОДТЕКСТ (в театральном искусстве)- комплекс мыслей и чувств, содержащихся в тексте, произносимом персонажами пьесы. П. раскрывается актерами не только в словах, но и в паузах, во внутр., не произносимых вслух монологах. К. С. Станиславский называл П. явной, внутренне ощутимой жизнью роли, "... которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их" ("Работа актера над собой", 1951, с. 492). П. является одним из осн. средств овладения образом. Понимание П. основано на глубоком изучении и верном истолковании пьесы. П. помогает актеру достигнуть непрерывного развития внутр. жизни образа, раскрыть, как говорил В.И. Немирович-Данченко, "второй план" роли. Н.Гор.

ПОДЪ‚МНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ сцены - совокупность механизмов, с помощью к-рых осуществляется подъ„м и спуск декораций, т. н. одежды сцены осветительных приборов и т. п.

ПОЖАРОВ, Борис (1864 - 11. VII. 1942) - болг. актер и театр. деятель. Поч„тный артист софийского Нар. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1881 в любит. труппе пловдивского "Рабочего товарищества печатников". В 1883-86- актер "Вост.-Румелийской театр. труппы" (Пловдив). В 1890 основал Т-р им. В. Левского (с 1894- "Заря"). В 1897-98 и 1899-1904 - актер т-ра "Слеза и смех". П. - один из основателей Нар. т-ра в Софии, актером к-рого был с 1904 и до конца сценич. деятельности. Основоположник романтич. направления болг. т-ра. Пользовался большой любовью зрителей, обладал заразит, сценич. темпераментом, красивым голосом. Лучшие роли: Иванко (о. п. Друмева), Цинтио ("Прекрасная Сидония"); Отелло; Готлер ("Нельская башня" Дюма-отца) и др. Занимался педагогич. деятельностью. Среди его воспитанников: Т. Тончева, Н. Штырбанова, В. Николаева, М. Канели и др.

Лит.: "Театьр", 1957, кн. 7, с. 74-75; Д о н е в Г., Строители на българския театър, [кн. I], Плевен, [б.г.], с. 15-28;

Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 94, 207, 209, 210. Д.Ив.

ПОЗА (франц. - pose)-1) положение тела; 2) в классич. танце - остановка, задержка в движении, во время к-рой тяжесть тела танцовщика удерживается в устойчивом равновесии на одной (опорной) ноге, в то время как другая отведена вперед, в сторона или назад. Л, Я.

ПОЗИЦИЯ (франц. position, от лат. positio - положение) - в балете осн. положение рук и ног. Существуют 5 П. ног. Все они основываются на принятом в классич. танце принципе супинации (выворотность). В 1-й, 3-й и-5-й П. ноги сомкнуты; во 2-й - раздвинуты в стороны, в 4-й - назад или вперед. Отвед„нная вперед или назад нога может касаться носком пола или находиться на высоте под углом в 45 или 90. Насчитываются 3,5 и 7 П. рук. Наиболее распространена теория тр„х П.: 1-я - руки округл„нно вытянуты вперед на уровне груди; 2-я - разведены в сторону на уровне плеч; 3-я -.подняты над головой. Остальные положения рук и ног в танце являются сочетанием из этих П. Обучение в балетных школах начинается с изучения П. А. И.

ПОКОТЙЛО, Михаил Ф„дорович (р. 21. VI. 1906) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1953).

В 1930 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Красноармейском т-ре, затем в Харьковском Красно-заводском т-ре. В 1933-61 - актер харьковского Т-ра им. Т. Г. Шевченко, с 1961 - Т-ра им. Франко (Киев). В сво„м творчестве П. развивает лучшие традиции укр. реалистич. комедии. Особым мастер-ством отличается исполнение П. эпизодич. ролей. В сценич. образах П. яркие детали выражают сущность характера героя. Выступает как режиссер. С 1947 вед„т педагогич. работу. Снимался в кино.

Роли: Максим Кукса ("Остались в дураках" Кропивниц-кого), дьяк Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), дед Явтух ("Приезжайте в Звонковое" Корнейчука), Трубач ("Егор Булычев и другие"), Шельменко-денщик(о. п. Квитки-Основьяненко), Исаак Мендоса ("Дуэнья" Шеридана), Абильда ("Третья патетическая" Погодина) - в Т-ре им. Шевченко;

Николай Таран ("Фараоны" Коломийца), аптекарь Карлос ("День рождения Терезы" Мдивани), дед Остап ("В степях Украины" Корнейчука), Роман Вороний ("Ну идети!"3а-рудного)- в Театре им. Франко.

Лит.: Смоляк Я., Майстри радянського мистецтва, XapbKiB, 1947, с. 21-23. Л. Б.

ПОКРОВСКИЙ, Александр Васильевич [9 (21). III. 1886 - 1. VII. 1963] - рус. сов. актер и театр. деятель. Засл. деят. иск. РСФСР (1957). Чл. Комму-нистич. партии с 1919. Учился на драм. отд. Моск. филармонич. уч-ща (1908-11). Творч. деятельность начал как актер в Туле (1911), затем играл в т-рах Оренбурга, Архангельска, Севастополя, Казани, Саратова, Тифлиса. Роли: Несчастливцев, Городничий, Скалозуб. В 1919-21 был нач. клубно-театр. отд. Политотдела 10-й и 11-й армий. В последующие годы П. занимался профсоюзной работой - зам. председателя Грузрабиса (1923-25), член Президиума (1925-28) и председатель (1937-39) Мосгубрабиса, член Президиума (1926-52) и председатель ЦК Рабис (1940-47). П. был также директором моск. т-ров: "Комедия" (Т-р б. Корш, 1930-33), Т-ра оперетты (1933-37), оперного Т-ра им. Станиславского (1939-40), Муз. т-ра им. Станиславского и Немирови-ча-Данченко (1947-48). В 1948-63 П. - зам. председателя Президиума Совета ВТО.

Лит.: Г е р а г а П., Памяти А. В. Покровского, "Театр", 1963, ј 10. М. Лифт.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница