Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
магазин женской одежды в Вологде

Театральная энциклопедия
(страница 336)


ПЕТРОВ, Алексей Митрофанович [2(14). II. 1888- 30.III.1936] - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1908-10 учился в студии МХТ, участвовал в спектаклях т-ра. С 1910 играл в провинции (антрепризы Дуван-Торпова, Н. Н. Соловцова, Н. Н. Синельникова). В 1914-16 был на фронте. В 1916 возвращается к актерской деятельности. Играл в Астрахани, Саратове, Черкассах, Краснодаре, Ташкенте, Куйбышеве, Баку и др. Роли: Кудряш, Петр, Елеся, Андрей Бе-лугин ("Гроза", "Лес", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Женитьба Белугина" Островского), Сем„н ("Плоды просвещения"), Скапен ("Проделки Скапена"), Тру-фальдино ("Слуга двух господ"), Кондратьев ("Савва" Л. Андреева), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Бородин ("Страх" Афиногенова), Швандя ("Любовь Яровая") и др. С 1932 П.- актер Центр, т-ра Красной Армии, где сыграл роли: Суслова ("Мстислав Удалой" Прута), Крюкова ("Шутники" Островского), Гулина ("Бойцы" Ромашова) и др. Творчество П. отличалось народностью, бытовой достоверностью, жизненной правдивостью, жизнерадостностью, оптимизмом. С 1934 он руководил театр. техникумом при Центр, т-ре Красной Армии.

Снимался в кино ("Крестьяне" и др.). С. Г.

ПЕТРбВ, Анастас Данчев (р.14.VII.1899) - болг. артист балета, балетмейстер и педагог. Засл. артист Нар. Республики Болгарии (с 1951). Основоположник проф. школы болг. нац. балета. В 1922-27 (с перерывами) изучал хореографич. иск-во в Берлине. С 1927-гл. балетмейстер Софийской нар. оперы. Организовал частную балетную школу, в к-рой воспитал первых выдающихся болг. танцовщиков- Л. Берон, Н. Кираджиеву и др. В 1928 пост. "Коппелию"- первый балетный спектакль на болг. сцене, в 1937 - "Змей и Яна" Манолова - первый нац. балет. Среди др. пост.: "Раймонда" (1939), "Жизель" (1947), "Лебединое озеро" (1958) и др. П. ставил также балетные дивертисменты в оперных спектаклях Софийской нар. оперы и в провинц. т-рах. За долголетнюю педагогич. деятельность и становление нац. балетного т-ра в 1951 ему присуждена Димитр. пр. П. - поч„тный гражданин г. Софии.

ПЕТРОВ, Андрей Алексеевич (р. 19.XII.1919)- рус. сов. актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1954). Сын Петрова А. М. В 1939 после окончания театр. техникума при Центр, т-ре Красной Армии (ныне Центр. т-р Советской Армии) был зачислен в труппу этого т-ра. Первая роль П.Зорька ("Большой день" Киршона). Затем он сыграл роли: Костенко ("Падь Серебряная" Погодина), Василий Воробь„в ("Бессмертный" Арбузова и Гладкова), Алексей ("Москва. Кремль" Афиногенова), Федя ("Фабричная девчонка" Володина), Кабачков ("Добряки" Л. Зорина), Ломов ("Жив„т на свете женщина" Аграненко), Артем ("Увидеть во-время" .Л. Зорина) и др. Сценич. образы П. исполнены обаяния, т„плого юмора. П. выступает и как режиссер. Пост. спектакли: в Центр, т-ре Советской Армии - "Чужое место" Ставинского (1960), "Изюминка на солнце" Хансберри (1961), "Приглашение к подвигу" Зака и Кузнецова (1964); "Каса маре" И. Друце (1961) в Ленингр.т-ре им. Ленсовета, "Друзья и годы" Л. Зорина (1963) в МХАТе, и др. С 1944 снимается в кино.

Лит.: Кульганек Э., О творческой инициативе актера, "Искусство кино", М., 1953, .ј 12; О сипов а Т., О двух из ста, "Театр. жизнь", 1961, .ј 3. С. Г.

ПЕТРОВ, Афанасий Прокопьевич [ р.18(31).ХП. 1915]- якутский сов. актер. Нар. арт. ЯАССР (1957), засл. арт. РСФСР (1962). По окончании ГИТИСа

(1936) - актер Якутского т-ра. Сценич. образы П. отличаются яркой характерностью, острым внешним рисунком.

Роли в нац. репертуаре: Сивцев ("Братья" Ефремова), Моргуев ("Молод„жь Марыкчана" Золотар„ва), Най ("Кузнец Кюкюр" Сивцева), Оруос-бай ("Красный шаман" Ойун-ского); в переводных пьесах: Кудряш ("Гроза"), Земляника ("Ревизор"), Кнуров ("Бесприданница"), Николай Чибисов ("Человек с ружь„м"), Жухрай ("Как закалялась сталь" по Островскому), Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова), Кондрат Тополь ("Макар Дубрава" Корнейчука) и др.

В 1940-41 П. был организатором, худ. рук. колх. т-ра в Нюребе, в 1953-55 работал ассистентом реж. якутской труппы в театр. уч-ще им. Щепкина (Москва). Пост. в Якутском т-ре спектакли: "Ш„лковое сюзане" Каххара (1953), "Молодой человек" Мдивани и Кирова (1956), "Хитрый Будамшу" Шагжина (1958) и др.

Лит.: Якутский гос. муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957. М. Лифш.

ПЕТРбВ, Василий Родионович [ 28.11(12.III).1875- 4. V.I 937] - рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1933). В 1902 окончил Моск. консерваторию по классу проф. А. И. Барцала. В том же году дебютировал в партии Мельника в Большом т-ре, где работал до 1936. В исполнении П. сочетались строгий художеств. вкус, трогательная душевная теплота. Сценич. образы П. отличались пластичностью и благородством. Выступал на сцене, несмотря на многолетнюю тяж„лую болезнь ног, заставившую П. пользоваться протезами.

Партии: Сусанин, Руслан; Кончак ("Князь Игорь"), Пимен ("Борис Годунов"), Досифей ("Хованщина"), князь Юрий, Додон, Собакин, Варяжский гость ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок", "Царская невеста", "Садко" Римского-Корсакова), король Рене, Гремин ("Иоланта", "Евгений Онегин"), За-растро ("Волшебная флейта"). Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Нилаканта ("Лакме"), Дон Базилио и др.

Гастролировал в Берлине (1909), Лондоне (1914). В последние годы жизни в„л педагогич. работу в Муз. техникуме им. Глазунова (Москва).

Лит.: Василий Родионович Петров. Сб. статей и материалов, под ред. И. Бэлза, М., 1953. Б.Яг.

ПЕТРбВ, Георгий Николаевич [ 15(27) .V 111.1888-17.VII.1960] - белорус. сов. дириж„р и хормейстер. Засл. арт. Казах. ССР (1942), засл. деят. иск-в БССР (1949). В 1910 окончил Моск. консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова. В 1930-33 - дириж„р и гл. хормейстер Гос. студии оперы и балета (Минск), в 1933-37 и в 1945-60 - дириж„р и гл. хормейстер Белорус. т-ра оперы и балета. Руководил пост. балетов: "Красный мак" (1933), "Коппелия" (1935), "Дон Кихот" (1946). В 1937-45 - дириж„р, в 1939-45- гл. хормейстер Т-ра оперы и балета им. Абая. С 1910 в„л педагогич. работу (с 1932 - в Белорус. консерватории). С. и И. Hue" ПЕТРОВ, Евгений Петрович (наст. фам.- Катаев) [ 17(30).XI.1903-2.VII.1942] -рус. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Начал печататься в 1924. В 1925-37 писал в сотрудничестве с И.А. Ильфом. Романы П. и Ильфа "Двенадцать стульев" и "Золотой тел„нок" были пост. Моск. т-ром Сатиры ("Золотой тел„нок", 1958, "Двенадцать стульев", 1960, инсц. Е. Я. Весника), Ленингр. кукольным т-ром ("Двенадцать стульев", 1957, "Золотой тел„нок", 1961, инсц. М. М. Корол„ва) и др. т-рами.

П. и Ильф написали: либретто обозрения "Путешествие в неведомую страну" (1930, совм. с М. Вольпиным, Ленингр. мюзик-холл, 1930); обозрение "Под куполом цирка" (1933, совм. с В. П. Катаевым, Моск. мюзик-холл), по к-рому создан сценарий фильма "Цирк" (1936); сатирич. комедию "Богатая невеста" (1936, Якутский т-р); пьесу "Нервные люди" (1937). В 1939 П. написал остро сатирич. комедию "Остров мира" (1947, Ленингр. т-р Комедии). Писал также киносценарии ("Музыкальная история", "Антон Иванович сердится").

Лит.: Эльсберг Я., Наследие Гоголя и Щедрина и советская драматургия, "Театр", 1953, JSfi 2. Е. X.

ПЕТРбВ, Егор Осипович (Иосифович) (наст. фам.- Д е б у а р; 1817-91)-рус. актер. По национальности- француз. Был офицером, затем переш„л на работу в т-р. Начав в провинции с должности суфл„ра, выдвинулся вскоре как исполнитель характерных ролей (играл первоначально под своей фам.). П. М. Медведева у к-рого П. служил в Воронеже в 1861, писал о н„м, что "по тонкости и деталям его можно сравнить с С. В. Шум-ским" ("Воспоминания", 1929, с. 279). В конце 1861 П. дебютировал на сцене Александрийского т-ра в роли Болыпова ("Свои люди-сочт„мся"). В 18в3-83 - в труппе Малого т-ра.

Роли: Жорж Дорси ("Гуверн„р" Дьяченко), генерал Тюльпанов ("Его превосходительство", водевиль Коровкина), Опольев ("Старый барин" Пальма) и др.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1890-1891, СПБ. 1892, с. 294;

Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, М., 1935;

Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929. А. Кл.

ПЕТРбВ, Иван Александрович [ р. 12(25). XI. 1906] - рус. сов. артист оперы (лирич. баритон) и оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1931 окончил вок. отделение Центр, техникума театр. иск-ва (ныне ГИТИС). С 1933-артист Моск. муз. т-ра им. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Партии: Жермон ("Травиата"), Швандя ("Любовь Яровая" Энке), Баринкай ("Цыганский барон" Штрауса), Виль-ер ("Корневильские колокола" Планкета). Первый исполнитель роли В. И. Ленина в спектакле "В бурю" Хренникова (1939) и в спектакле Большого т-ра "Октябрь" Мурадели (1964). А. Ив.

ПЕТРОВ, Иван Иванович (наст. фам.-К р а у з е; р. 29.II.1920) - русский сов. артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1959). В 1938-41 учился в Московском музыкальном уч-ще им. Глазунова. Одновременно выступал в концертах Моск. филармонии и в спектаклях Ансамбля оперы под руководством И. С. Козловского. С 1943 -солист Большого т-ра. П. обладает мощным голосом красивого тембра, выразительным и в муз. декламации, и в широком распевном звучании.

Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"; Гос. пр. СССР, 1950), Досифей ("Хованщина";

Гос. пр. СССР, 1951), Руслан;

Ер„мка ("Вражья сила" Серова), Мефистофель ("Фауст"), Дон Ба-зилио.

П.-поч„тный член парижской "Гранд-Опера". Неоднократно выступал за рубежом

(Франция, Италия, Швеция, Финляндия, Югославия, Румыния, Польша, Англия, Япония и др.). Лауреат вок. конкурсов в Праге (1947) и Будапеште (1949).

Лит.: Назаренко И., Иван Петров.Краткий очерк, М., 1957; Курбатова Е., Иван Петров, "Театр. жизнь", 196 2, ј 19; ПетровИ., Мои зарубежные гастроли, "Муз. жизнь", 1964, ј 13; его же. Миланский дневник, там же, 1965, Жј 2-3. А. Ив.

ПЕТРОВ, Михаил Петрович [ 8(21). XI. 1905- 29. XL 19551-удм. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1926. Лит. деятельность начал в 1928. В 1929 написал пьесу "Батрак"- о коллективизации. В том же году Удм. т-р пост. пьесу П. "Сквозь огонь", в 1936 - "Иго содрогается". Перев„л на удм. яз. пьесы Горького, Л. Толстого, Островского.

Соч.: Батрак, Ижевск, 1931; Вуж Мултан, "Молот", 1940, .ј6, с. 14-44; Пьесаос, Ижевск, 1937; Люкам сочиненное, т. 2- Пьесаос, Ижевск, 1959.

Лит.: Ермаков Ф.. Поэзия и проза М. П. Петрова,. Ижевск, 1960; Писатели Удмуртии, Ижевск, 1963, с. 102- 107. Д. Ив.

ПЕТРбВ, Николай Васильевич [ 22. VI (4. VII). 1890- 29.IX.1964] - рус. сов. режиссер. Нар. арт. РСФСР (1945). В 1908-10 учился в режиссерском классе МХТ, руководимом В. И. Немировичем-Данченко. С 1910 - режиссер Александрийского т-ра, к-рый в 1920 был переименован в Петроградский академический т-р драмы; работал здесь до 1933, первоначально пом. режиссера, затем режиссером. С 1928 - директор и худ. рук. этого т-ра. П. принадлежит заслуга активного внедрения сов. драматургии в репертуар т-ра. Значит. событием в жизни т-ра явились пост. П.: "Штиль" Билль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" (оба в 1927), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931). П. пост. здесь также спектакли: "Ночь" Мартине (1922), "Как важно быть серьёзным" и "Идеальный муж" Уайльда (оба в 1923), "Сарданапал" Байрона (1924), "Яд" Луначарского (1925, совм. с Хохловым), "Пугач„вщина" Трен„ва (1926, совм. с Вивьеном и Хохловым), "Конец Криворыльска" Ромашова (1926), "Ревизор" (1927); "Рельсы гудят" Киршона, "Мятеж" (оба в 1928); "Огненный мост" Ромашова (1929), "Чудак" Афиногенова (1930) и др. В 1933 П. переходит в Харько:-ский рус..т-р. Спектакли: "Чужой реб„нок" Шкваркш а (1933), "Чудесный сплав" Киршона, "Вишн„вый сад" (оба в 1934); "Дал„кое" Афиногенова (1935) и др. В 1937 П. пост. в Моск. т-ре Революции спектакль "Правда" Корнейчука. В 1938-48 П. был гл. режиссером Моск. т-ра Транспорта; спектакли: "Со всяким может случиться" Ромашова (1940), "Накануне" и "Машенька" Афиногенова (оба в 1841), "Молодой человек" Мдивани и Кирова (1946), "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (1948) и др. В последующие годы П. пост. в Моск. т-ре Сатиры спектакли: "Баня" (1953, совм. сВ.Н. Плучеком и С. И. Юткевичем); "Пролитая чаша" Ван Ши-фу, "Потерянное письмо" Ка-раджале (оба в 1951, совм. с Плучеком). В 1956 П. пост. "Игрока" по Достоевскому в Моск. т-ре им. Пушкина, в 1958 -"Баню" в т-ре "Фольксбюне"

(Берлин), "Машеньку" и др. в Нар. т-ре (София). Лучшие спектакли П. отличались жизненной правдой, стремлением к совр. звучанию пьесы, к раскрытию внутр. мира человека. Острая сценич. форма сочеталась у П. с глубоким выявлением социального содержания пьесы.

П. руководил реж. и актерским ф-тами ГИТИСа (профессор). Доктор искусствоведения. Автор статей по режиссуре. Гос. пр. СССР (1948) за пост. спектакля "Великая сила" Ромашова в Малом т-ре (1947, совм. с К. А. Зубовым).

Соч.: Азбука театра, Л., 1927;

13 уроков драмы, Л.-М., 1929; Режиссер читает пьесу. Л., 1934;

Встречи с драматургами, М., 1957;

50 и 500, М., 1960; Режиссер в театре, М., 1961; Пути к творчеству, М., 1963. Н. Вел.

ПЕТРбВ, Осип Афанасьевич [3(15).XI.1806, Елизаветград (ныне Кировоград),-28.11(12.111). 1878, Петербург] - рус. певец (бас). Создатель рус. вок. школы. Пел в церковном хоре. В 20-х гг.

19 в. поступил в Елизаветгра-де в театр. труппу Журахов-ского, затем переш„л в труппу известного провинц. антрепрен„ра И. Ф. Штейна. В Полтаве играл совм. с М. С. Щепкиным, творч. общение с к-рым оказало на П. большое влияние. Уже в ранний период артистич. деятельности П. проявилась широта его сценич. дарования; он выступал в разнообр. репертуаре (опера-водевиль, драма, трагедия). В 1830, во время гастролей П. в Курске, его услышал петерб. режиссер М. С. Лебедев и пригласил молодого артиста в Петербург. 10 окт. 1830 состоялся дебют П. в партии Зарастро в опере "Волшебная флейта" в Петерб. оперном т-ре (с 1860- Мариинский т-р), где он проработал до 1878. В первые же годы пребывания на петерб. сцене П. завоевал всеобщее признание. Его задушевный, богатый красками голос отличался необычайной мощью звучания и широтой диапазона (от густого баса до подвижного, л„гкого баритона). П. был замечат. истолкователем оперной музыки западноевроп. композиторов. Редкая разносторонность вок.-сценич. данных позволяла П. исполнять столь разные партии, как Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейер-бера), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера) и мн. др.

Переломным этапом в артистич. деятельности П. явилось исполнение им гл. партий в первых пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В созданных им образах Сусанина и Руслана, а затем Фарлафа ярко раскрылись нац. черты таланта П. Совм. работа с Глинкой расширила артистич. кругозор П. и дала ему возможность углубить вок. мастерство (сохранились вок. упражнения, написанные Глинкой для П.). П. в совершенстве владел при„мами нар. певч. стиля, выразительностью рус. сценич. речи, раскрыл новые качества вок.-сценич. иск-ва, к-рые утверждали рус. композиторы-классики. В. В. Стасов отмечал драматизм, глубокое, искреннее чувство, простоту и правдивость его исполнения. П. был первым исполнителем партии Мельника в "Русалке" (1856) и Лепорелло в "Каменном госте" (1872) Даргомыжского, Ивана Грозного в "Псковитянке" (1873), Варлаама в "Борисе Годунове" (1874). Сближение с М. П. Мусоргским имело большое значение для П., оно способствовало ещ„ большему углублению и развитию реалистич. тенденций его иск-ва. Исполнит, деятельность П. явилась значит, этапом в истории рус. оперы и заложила основы нац. вок.-сценич. иск-ва.

Лит.: Глинка М., Записки, Л., 1953; С т а-с о в В. В., Осип Афанасьевич Петров. М., 1952; Л ь в о в М., Осип Афанасьевич Петров (1805?-1878), М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950.

ПЕТРбВ, Сергей Сергеевич [p.9(21).IX.1895] - рус. сов. актер. Нар. арт. УССР (1948). В 1914 работал в труппе под рук. Е. А. Мосоловой в Томске, затем в Петрограде. Играл в т-рах Омска, Владивостока, Читы (до 1927), Одессы (1927-41), Саратова (1941-44). В 1944-60 работал в Киевском рус. т-ре им. Леси Украинки. Для творчества П. характерны сдержанность, глубина психологич. анализа, тщательная отделка ролей.

Роли: Шмага, Счастливцев, Хлестаков; Голохвостый ("За двумя зайцами" Старицкого), Швейк ("Бравый солдат Швейк" по Гашеку), Полежаев ("Беспокойная старость"), Костя-Капитан ("Аристократы" Погод ина),Плюхов ("Воздушный пирог" Ромашова), Мотыльков ("Слава" Гусева), Панин ("Русские люди"). Синь Бин-у ("Бронепоезд 14-69"), Чижик ("Новые времена" Мдивани), Протасов ("Дети солнца") и др.

ПЕТРОВА, Анна Яковлевна (урожд. Воробь„ва) [2(14).II.1816, Петербург,-13(26).IV.1901, там же] - рус. певица (контральто). Муз. образование получила в Петерб. театр. уч-ще, где первоначально обучалась в балетном классе Ш. Дидло, а затем в классе пения у А. Сапиенца. Позднее брала уроки пения у М. И. Глинки. С 1832 - хористка, в 1835-47-солистка Петерб. оперного т-ра. С успехом исполняла партии в итал. операх: Пеппо, Артак ("Сорокаворовка", "Семирамида" Россини), Ромео ("Капулетти и Монтекки" Беллини). Современники сравнивали е„ пение с пением М. Алъбани и П. Виардо-Гарсиа. Большое влияние на развитие исполнительского дарования П. оказал Глинка, высоко ценивший е„ замочат, голос и музыкальность. Глинка написал для не„ в опере "Иван Сусанин" партию Вани; позднее П. создала сценич. образ Ратмира в опере "Руслан и Людмила". П., так же как и е„ муж О. А. Петров, сыграла видную роль в утверждении реали-стич. иск-ва на рус. оперной сцене. В. В. Стасов, отмечая исключит. выразительность пения П., писал: "Голос Воробь„вой был один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе: объем, красота, сила, мягкость,-все в нем поражало слушателя и действовало на него с неотразимым обаянием" (Избр. соч., т. 1,1952, с. 285). П. оставила интересные воспоминания о Глинке ("Рус. старина", 1880, т. XXVII).

Лит.: Серов А. Н., Воспоминания о М. И.Глинке, вего кн.: Критические статьи, т. 3. СПБ, 1895;

"Рус. муз. газ"., 1901, ј 16, [Некролог], Глинка М., Записки, Л., 1953.

ПЕТРЙВА, Евгения Алексеевна [р. 24.XII.1902 (6.1.1903)]-укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1947). Окончила Студию т-ра "Березшь" (ныне Т-р им. Шевченко). В 1919 участвовала в спектаклях любит. коллектива киевского клуба транспортников. В 1922 поступила в проф. укр. т-р "Каменяры" под рук. В. С. Васильке, в 1923- в т-р "Березшь" (с 1934Харьковский т-р им. Шевченко). В 1952-59- актриса Т-ра им. Франко.

Роли: Маруся ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кро-пивницкого), Варвара ("Гроза"), Шура, Глафира ("Егор Булычев и другие"), Евгения ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Луиза ("Коварство и любовь"). Чайка ("Банкир" Корнейчука), Люба Шевцова ("Молодая гвардия"). Валя ("Русские люди"), Бейлка ("Тевье-молочник" по Шолом-Алей-хему)идр. р

ПЕТРЙВА, Надежда Казаковна (р. 1919) - бурят. сов. артистка оперы (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1940 окончила муз.-драм. уч-ще в Улан-Удэ, в 1954 - Ленингр. консерваторию. В 1939-48 и с 1954 - солистка Бурят. т-ра оперы и балета (Улан-Удэ). Одна из первых исполнительниц партий в первых нац. муз.-сценич. произв.: Арюн-Гохон (опера "Энхе-Булат батор" Фролова, 1940), Булган (муз. драма "Баир" Берлинского и Ямпилова, 1940).

Др. партии: Ная ("На Байкале" Книппера), Номин ("Побратимы" Аюшеева), Таня (о. п. Крейтнера), Антонида ("Иван Сусанин"), Татьяна, Иоланта, Снегурочка, Марфа;

Маргарита ("Фауст") и др.

Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.), 1957, с. 142-43, 145-46. М. Лифш.

ПЕТРОВА (Petrova), Стефания (наст. имя - Ште-панка; р.19.XII.1909) -чехословацкая артистка оперы (лирик о-драматич. сопрано) и оперетты. Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. Коммунистич. партии Чехословакии с 1948. Сценич. деятельность начала в возрасте Илет в Оломоуцком т-ре, где училась также балетному иск-ву. В 1923-31 - балерина этого т-ра, а с 1931 - солистка оперы. Партии: Теринка ("Якобинец" Дворжака), Недда ("Паяцы"), Антония ("Сказки Гофмана" Оффен-баха), Керубино ("Свадьба Фигаро") и др.

Во время гитлеровской оккупации Чехословакии П. эмигрировала в СССР, где в 1941-44 работала в Моск. т-ре Оперетты. Роли: Сильва, Марица, Баядера- в о. п. Кальмана, маркиза де Курси ("Табачный капитан" Щербач„ва), Марианна ("Девушка из Барселоны" Б. Александрова) и др. После освобождения Чехословакии П. была солисткой Театра оперы имени 5-го мая (1946-49) и Нац. т-ра (1949-56) в Праге.

Партии: Итка ("Далибор" Сметаны; Гос. пр., 1949), Леонора ("Трубадур"), Микаэла, Мими. В 1945, 1950 и 1955 П. гастролировала в Москве. В 1958 оставила сцену.

Лит.: Ярон Г., О любимом жанре, М., 1961. М.Лифш.

ПЕТРОВА, Фаина Сергеевна [ р.1(13).1.1896] - рус. сов. артистка оперы (контральто), педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1915 окончила Моск. консерваторию по классу фп. А. Б. Гольденвейзера, в 1917- по классу пения В. М. Зарудной. В 1919-22 занималась в Оперной студии Большого т-ра. В 1918-27 и в 1933-51-солистка Большого т-ра. В нач. сценич. деятельности исполняла преим. партии юношей: Лель ("Снегурочка"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Ф„дор ("Борис Годунов"). Широкий диапазон голоса и прекрасная вок. школа позволили П. перейти к партиям меццо-сопрано: Кончаковна ("Князь Игорь"), Азуче-на ("Трубадур"), Вальтраута ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Кармен; исполняя партию Клитемнестры ("Электра" Р. Штрауса), П. поднималась до высокого трагич. пафоса. В последние годы перешла к характерным партиям: Графиня ("Пиковая дама"), Няня ("Евгений Онегин"), Бабариха ("Сказка о царе Салта-не"). В 1927-33 концертировала во Франции, в Сев. и Юж. Америке, была солисткой т-ра "Метрополитенопера", пропагандировала произв. сов. композиторов. Вед„т педагогич. работу (с 1945 - проф. Моск. консерватории).

Лит.: Житомирский Д., Фаина Петрова, "Сов. иск-во", 1938, 14 апр., .ј 48.

ПЕТРОВА - ЗВАНЦЕВА, Вера Николаевна [31.VIII(12. IХ).187611.II.1944]-рус. сов. артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). В 1897 окончила Моск. консерваторию по классу проф. В. М. Зарудной. Как концертная певица впервые выступила в 1891, в опере - с 1897. В 1898-1900 работала в оперном т-ре в Тифлисе, в 1900-04-в Моск. частной рус. опере, в 1905-18 (с перерывами в сезонах 1908-09,1911-12) - в (Оперном т-ре Зимина. П.-3. обладала голосом широкого диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), большой силы и необычайной л„гкости; е„ драматически выразительная игра порой приобретала черты экзальтации. Одна из лучших исполнительниц женских партий в операх Римского- Корсакова.

Партии: Кащеевна, Морена, Любава ("Ка-щей бессмертный", первая исполнительница, 1902, "Млада", "Садко" Римского - Корсакова),

Ганна, Лель, Марфа, Любаша; Ваня ("Иван Сусанин"), Рогнеда (о. п. Серова), Любовь, Иоанна ("Мазепа", "Орлеанская дева" Чайковского), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Шарлотта ("Вертер"), Амнерис и др.

В сезонах 1908-09 и 1911-12 успешно концертировала в Берлине, исполняла произв. рус. композиторов. Оставила оперную сцену в 1922. В 1916-32 - проф. Моск. консерватории.

Лит.: "Русский артист", 1908, .ј 3, с. 36-38; Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 144- 147; Римский-К-дрсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1-2. М., 1953-54. М. Р.

ПЕТРОВ-ВбДКИН, Кузьма Сергеевич [25.Х(6. XI).1878-15.II.1939] - рус. сов. живописец и театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1930). Учился в художественно-промышленном у ч-ще Штиглица, в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (у В. А. Серова;

1397-1904). В 1901 занимался в мастерской Ашбе в Мюнхене. Деятельность в т-ре начал в 1913 (Т-р Не-злобина). Оформил спектакли: "Орлеанская дева" Шиллера (1913, Т-р Незлобина), "Дневник Сатаны" по Андрееву (1923) и "Женитьба Фигаро" (1935) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина и др. С 1910 в„л педагогич. работу. Преподавал в Ленингр. Акаде' мии художеств. Профессор. Среди его учеников - художники В. В. Дмитриев, Б. М. Эрбштейн, Л. Т. Чупятов.

Лит.: Гинзбург И. В., Живописец и декоратор (о театральных работах Петрова-Водкина), "Искусство и жизнь", 1939, ј 4, с. 36-37. Ан. Ш.

ПЕТРОВСКИЙ, Андрей Павлович (1869- 25. I.I 933)- рус. сов. актер, педагог, режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР. актерскую деятельность начал в провинции в 90-х гг. 19 в., затем работал в Москве и Петербурге - Т-ре Корша (1894-97, 1900-04, 1917-26), Александрийском (1904-15), в Замоскворецком т-ре (1926-29); был режиссером Большого т-ра, а также т-ров Харькова, Киева, Одессы, Тбилиси, Ростова-на-Дону.

П. - выдающийся мастер эпизодич. ролей: Буфетчик ("Плоды просвещения"), Телегин, Епиходов ("Дядя Ваня", "Вишн„вый сад"), Живновский ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), Щ„ткин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Автоном ("Холопы" Гнедича), Следователь ("Живой труп") и др.

Игра П. отличалась точным отбором характерных деталей иихтщательной разработкой,неистощимой выдумкой, яркой интонационной и пластич. выразительностью. Играл Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева), Крутицкого ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского). П. был известным театр. педагогом, в„л педагогич. деятельность с 1896 в провинции; на курсах Рапгофа и в школе Петровского в Петербурге, в ЦЕТЕТИСе (позднее - ГИТИСе) в Москве.

Среди режиссерских работ П.: "На всякого мудреца довольно простоты" (1909); "Уриэль Акоста" Гуцкова (1910), "Слесарь и канцлер" Луначарского (1921, совм. с А. А. Саниным), "Тартюф" (1922, в Т-ре б. Корш и Студии Малого т-ра) и др.

П. работал и в муз. т-рах; в Большом т-ре ставил оперы сов. композиторов - "Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929); пост. оперы "Евгений Онегин", "Тоска", "Сорочинская ярмарка" и др. В 1927 пост. "Любовь Яровую" на арене Моск. цирка.

Лит.: Театральный альманах, кн. 3(5), М., 1946, с. 202 и кн. 7, М., 1948, с. 114-40. Д. Щц.

ПЕТРбВСКИЙ, Сем„н Андреевич (р. 1884) - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. С.-О. АССР (1946). Дебютировал на сцене в 1912 в Новочеркасске, Затем работал в Ростове-на-Дону, в Надеждинском т-ре Свердловской обл. (1937) и др. В 1937 -48- актер рус. драм. т-ра С.-О. АССР (г. Орджоникидзе). С 1920 выступает и как режиссер. В 30-40-е гг. пост.:

"Горе от ума", "Власть тьмы", "Разбойники"; "Темп", "Мой друг" Погодина, "Враги", "Двенадцатая ночь";

"Поднятая целина" по Шолохову, "Иванов" Чехова, "Гибель эскадры" Корнейчука, "Как закалялась сталь"; "Дуня" Хетагурова и др. Жизни и деятельности К. Хетагурова поев. поставленный П. спектакль "Певец народа" Кусова (1939).

Роли: Шмага ("Без вины виноватые"), Лука ("На дне"), Шут ("Король Лир"), Тристан ("Собака на сене" Лопе де Вега), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Нароков ("Таланты и поклонники") и др. Е. X.

ПЕТРбВСКИЙ ТЕАТР в М оскве - см. Ме-докса театр.

ПЕТРОСЯН, Авак Гегамович [ р.16(29). III. 1912] - арм. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1956) и Азерб. ССР (1962). Учился в консерваториях в Москве (у К. Н. Дорлиак, 1940-41) и Ереване (у Н. Г. Кардян, окончил в 1942). С 1941- солист Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Выступает в концертах.

Партии: Саро, Сантур ("Ануш", "Давид-бек" Тиграняна), Ашуг и Шейх ("Алмаст" Спендиарова), Тирит ("Аршак II" Чухаджяна), Сейран ("Намус" Ходжа-Эйнатова), К„р-оглы (о. п. Гаджибекова), Ваган ("Героиня" Степаняна; Гос. пр. СССР, 1951), Каро ("Арцваберд" Бабаева), Радамес и др. Кн. Г. ПЕТРОСЯН, Геворк (наст. фам.- Тер-Петросян) [11(23).II.1859-28.Х(10.XI).1906] - арм. актер. С 1878 участвовал в спектаклях тифлисского т-ра как любитель. Проф. деятельность начал в 1881 (под псевд. Ордубатян). В 1883 учился в Петербурге в Техно-логич. ин-те, одновременно участвовал в драм. спектаклях. До 1890 работал в т-рах Петербурга и Москвы. В нач. 90-х гг. переехал в Закавказье, где вступил в труппу арм. т-ра. Гастролировал в составе разл. арм. трупп. П. выступал также как режиссер, театральный организатор. Будучи высоко образованным человеком, П. поднял уровень арм. т-ра, нац. театр. культуру. Был поборником реалистич. иск-ва, опирался на лучшие реалистич. традиции рус. т-ра, воспитал мн. арм. актеров.

П. играл роли амплуа резон„ра и характерные, а также трагедийные. Лучшие роли: Городничий;

Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Демурин ("Цена жизни" Немировича-Данченко), Ананий Глаха ("Измена" Сумбатова-Южина), Миллер ("Коварство и любовь"), Дон Карлос ("Эрнани" Гюго), Петруччо ("Укрощение строптивой"), Арбенин ("Маскарад"), Вышневский ("Доходное место"), Шейлок. С. Мел.

ПЕТРУС‚НКО, Оксана Андреевна [ 5(17). 11.1900- 15.VII.1940] - У к р. сов. артистка оперы (лирико-дрматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1939). С 1916 работала в укр. муз.-драм. труппах, с 1927 -в оперных т-рах Казани, Самары, Свердловска. С 1934 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Обладала голосом серебристого тембра и широкого диапазона, драматич. талантом. Была превосходной исполнительницей укр. нар. песен.

Партии: Наталка ("Наталка - Полтавка"), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наташа ("Русалка"), Купава, Ярославна, Татьяна, Лиза;

Земфира ("Алеко" Рахманинова), Джильда, Виолетта; Лушка ("Поднятая целина") и др.

Лит.: Чаговець Б., Оксана Петрусенко, Кив, 1949; М а р т и ч Ю., Повесть о песне, "Сов. Украина", Киев, 1961, февр. и март; его ж е, Друз? завжди з тобою, Кив, 1962, с. 215-324. Р. Б.

ПЕТРУШКА-гл. персонаж рус. нар. кукольных представлений. По технич. устройству вид верховой куклы. Пьесы с участием П. входили в репертуар скоморохов. Изображение и описание представления П. впервые встречается у А. Олеария (1636). П. нередко фигурирует и в лубках 18 в. Для внешнего вида П. характерны: большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда его состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой или шутовского наряда. Представления П. давались обычно на ярмарках, на базарах, во дворах. В них принимали участие два человека: один играл на шарманке (ранее - на гуслях, дудке) и участвовал в диалоге, другой из-за ширмы показывал кукол, держа на правой руке П., а на левой поочер„дно его партн„ров. Кукольник говорил за П., применяя т. н. пищик, благодаря чему голос П. становился металлически резким и слышным на дал„кое расстояние. Содержание представления при разнообразии вариантов (записаны в 19-20 вв.) оставалось устойчивым. Пьеса состояла из юмористич. бытовых сценок и диалогов сатирич. характера, изображавших, как П. торговал у цыгана-барышника беззубую клячу и расплачивался с ним дубинкой, как побоями расправлялся с капралом, к-рый вербовал его в рекруты, с квартальным и др. В заключение ч„рт (или собака) утаскивал П. за нос. Об идейно-политич. значении представлений П. говорит Н. А. Некрасов в поэме "Комуна Руси жить хорошо":

"Комедия не мудрая, однако и не глупая, хожалому, квартальному не в бровь, а прямо в глаз!". П.- явление глубоко народное, о ч„м свидетельствуют и тематика этих представлений, и их форма (двустишия с прибаутками и каламбурами). М. Горький, характеризуя образ П., писал: "...была создана фигура, тоже известная всем народам: в Италии - это Пульчинелле, в Англии - Понч, в Турции - Карапет, у нас-Петрушка. Это-непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и все: полицию, попов, даже черта и смерть, сам же остается бессмертен. В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 494).

В первые годы существования сов. т-ра кукол П., оставаясь гл .персонажем ряда новых пьес, претерпевал значит, изменения в характере и внешнем облике. В наст. время спектакли с участием П. крайне редки, но система кукол, носящих общее название "петрушек" или ручных (верховых) кукол, широко применяется в сов. т-ре кукол.

Лит.: П е р е т ц В., Кукольный театр на Руси (Исторический очерк), "ЕИТ".Сезон 1894-1895 гг.,СПБ, 1895. Приложения, кн. 1;Алферов А., Петрушка и его предки, в сб.:

Алферов А.-[и др.]. Десять чтений по литературе, М., 1895; Петрушка. Уличный театр. [М.], изд. Сытина, [1918]; Ровинский Д. А., Русские народные картинки, [т.] 1-2, СПБ, 1900; Щеглов И., Народ и театр. СПБ, [б. г. ]; С и м о н о в и ч-Е ф и м о в а Н. Я., Записки петрушечника, М.-Л., 1925; Смирнова Н. И., Советский театр кукол 1918 - 1932, М., 1963.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница