Наши партнеры

Выгодно прокат авто санкт петербург московский вокзал в компании РексРент.
Магазин одежды в Вологде Electra Style!
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 335)


ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо) - действующее лицо пьесы, романа, сценария и др. художеств. произведений.

ПЕРСОННЕ (Personne), Нильс (15.1. 1850-16.VL 1928)-швед. актер, театровед, педагог. В 1876 окончил Упсальский ун-т. В том же году дебютировал в Драм. т-ре (Стокгольм), где был актером до 1921, а в 18851892-одновременно режиссером, в 1890-98-руково-дителем школы при т-ре, в 1898-1904 - директором т-ра. П.-один из лучших характерных швед. актеров реалистич. направления. Играя комедийные и сатирич. роли, он раскрывал обществ, природу комического в характерах своих персонажей, социальную и нравств. противоестественность их поступков. Таковы его Полоний ("Гамлет"), Городничий; Стенсгор ("Союз молод„жи" Ибсена), Мальволио ("Двенадцатая ночь"). Среди значит, ролей П. также - Скапен; Оргон ("Тартюф"), Фигаро; Энгстранд ("Привидения"), Эрих Лейонхувид ("Последний рыцарь" Стринд-берга), Альфред Дулитл ("Пигмалион" Шоу). Лучшая работа П.- образ Сирано де Бержерака (о. п. Рост а-на), исполненный страстного гуманизма и жизнелюбия. Плодом многолетней театроведч. деятельности П. явился труд "Шведский театр" ("Svenska teatern",

bd l-8, Stockh., 1913-27), содержащий большой фактич. материал.

Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och svenska skadespelare..., deel 2, Stockholm, 1918; L a u r i n C. G., Ros och ris. Fran Stockholms teatrar. 1903-1913, Stockholm, 1913. Вл. M.

ПЕРТИЛЕ (Pertile), Аурелиано (9. X 1.1885-l 1.1. 1952) - итал. артист оперы (тенор). Пению обучался в Падуе и Милане. В 1911 дебютировал на оперной сцене в Виченце в партии Лионеля ("Марта" Флото-ва). С успехом выступал в т-рах Турина, Неаполя,Венеции, Милана (с 1916 -в "Ла Скала", преим. под рук. А. Тосканини) и др. городов Италии. Гастролировал в Буэнос-Айресе, Нью-Йорке. В 1946 оставил сцену, посвятив себя педагогич. деятельности.

Один из лучших оперных певцов 20 в., П. выработал высокую вок. технику, богатство тембровых красок. Наиболее близки П. были драматич. партии: Манрико ("Трубадур"), Отелло (о. п. Верди), Радамес. Среди лирич. партий: Фауст ("Мефистофель" Бойто), Ло-энгрин.

Партии: Поллион ("Норма"), Ричард, Альваро ("Бал-маскарад", "Сила судьбы" Верди), Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Альфред, Хозе. Герцог, Кава рад осей, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Осака. Турриду ("Ирис", "Сельская честь" Масканьи), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Вертер; Де Грие ("Манон" Массне), Андре Шенье (о. п. Джордано), Самозванец ("Борис Годунов").

Лит.: Silvestrini D., I tenori celebri-A. Pertile e il suo metodo di canto, Bologna, 1932. Св. Г.

ПЕРУЦЦИ (Peruzzi), Бальдассарре (7.III.1481-6.1. 1536) - итал. архитектор, живописец, театр. художник. С 1503 учился в Риме, участвовал в археологич. раскопках древнего города, изучал устройство античных т-ров. Оформил спектакли: "Каландрия" Биббиены (1514, Ватикан, двор папы Льва X), "Кубышка" (1513) и "Вакхиды" (1531, Рим) Плавта, "Подмен„нные" Ариосто (1519, двор Льва X) и др. П. впервые осуществил принцип линейной перспективы в построении декораций, изобретение к-рого приписывается его учителю Браманте. Этот принцип разрабатывал также ученик П.- С. Серлио.

Лит.: Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории западноевропейского театра, ч. 1,М., 1937, с. 225. В. Мюл. ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА - см. Верховая кукла. ПЕРШ (франц. perche-шест) - цирковой аппарат; шест, используемый в номерах эквилибристов. Делается из труб (крепких и л„гких сплавов). Длина от 3 до 12 м. На верхнем конце П. монтируются приспособления для исполнения разл. трюков (петли, рамки и т. д.). На П. исполняются акробатич. гимнастич. трюки, жонгли{ювание. П. балансирует один из исполнителей ("нижний"-"унтерман"). На П. работает один или неск. артистов ("верхние" - "оберманы"). "Нижний" балансирует П. на поясе, на плече, на лбу или в зубах (в "зубнике"). Номера с П. исполняются в партере (на манеже), на канате, на велосипеде, на ходулях и т. п.

Жанр эквилибр с П. приш„л в европ. цирк с Востока (в Китае, Японии употреблялись бамбуковые П.), где он появился еще в древности. Европ. эквилибристы усложнили этот жанр, соединив П. с укрепл„нной на манеже лестницей. Балансируя П. на лбу, они переходят по этой лестнице с одной стороны на другую ("переходная лестница"). Широкое признание получили сов. исполнители: Маяцкий, Манукян, Вой-ницкие, Петлицкие, Ивановы, Симадо, Бахман, Половн„вы, Золоторубовы, Шидловские и др. Нар. арт. Даг. АССР М. Иванов впервые выступает с П. на наклонном канате, Французов балансирует одновременно двумя П.- на лбу и в "зубиике", а также балансируя П. на лбу, висит на кольцах под куполом цирка. Первая сов. женщин а-" унтерман" с П.- М. Ширай, Ал. Ш. ПЕРШИН, Николай Ф„дорович [ 14(27). X II. 1902-9. V 11.1962] - рус. сов. артист эстрады. Мастер художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1922-24 учился в Моск. ин-те декламации (у В. К. Сер„жникова). Занимался с А. Я. Закушняком. Пропагандист сов. поэзии, П. начал выступать на эстраде (1924) с чтением произв. В. В. Маяковского, H. H. Асеева, В. В. Каменского, В. А. Луговского, А. И. Безыменского, А. А. Жарова, И. П. Уткина и др. Затем в его репертуар вошли также прозаич. произв. рус. классиков и сов. писателей, стихи С. А. Есенина. Среди работ П.- лит. композиции: "Молодая гвардия" Фадеева (1946), "Счастье" Павленко (1947), "Далеко от Москвы" Ажае-ва (1950), "Белые ночи" Достоевского (1957), "Русский лес" Леонова (1959), "Живые и м„ртвые" Симонова (1962) и др. Исполнению П. были свойственны лиризм, задушевность.

Соч.: Звучащее слово, [М.], 1961. С. Г.

ПЕСНЯ - наиболее распростран„нный вок. жанр. Сложился в муз. нар. творчестве, широко разрабатывается в проф. музыке. В муз. театре встречаются следующие разновидности П.: 1) колыбельная (колыбельная Волховы в "Садко", Антонины в "Семье Тараса" Кабалевского); 2) героические П. (П. Клер-хен в муз. Бетховена к трагедии Г„те "Эгмонт", хоровые П. в операх Верди "Ломбардцы", "Макбет"), в рус. музыке - богатырские, молодецкие П. (П. Тучи в "Псковитянке", хоровые П. в сцене под Кромами в "Борисе Годунове", П. в "Войне и мире" Прокофьева);

3) бриндизи (застольная П.); 4) серенада', 5) плач, отпевание (П. Ксении в "Борисе Годунове", Ярославны в "Цнязе Игоре"; П. "Памяти павших" в "Судьбе человека" Дзержинского); 6) шуточные П. (3-я П. Леля в "Снегурочке"; П. Ильиничны в муз. Глинки к трагедии Кукольника "Князь Холмский"); 7) величальные П.- рус. нац. жанр ("Слава" в "Князе Игоре" и "Борисе Годунове", величание новобрачных в "Русалке"); 8) П.-пляска (три П.-пляски Кармен, хороводная П. Садко); 9) П.-рассказ (П. заморских гостей в "Садко"); 10) баркарола', 11) эпиталама', 12) обрядовые П. (в операх "Майская ночь", "Снегурочка");

13) в сов. муз. т-ре-массовая П. (П. молодогвардейцев в "Молодой гвардии" Мейтуса, П. "От края и до края" в "Тихом Доне") и др. Драматургически П. используется как средство характеристики персонажа (песенка Герцога), быта, окружающей обстановки (хор "Девицы-красавицы" в "Евгении Онегине", обрядовые П.), для передачи эмоционального состояния героя ("Исходила млад„щенька" в "Хованщине"; колыбельная Светланы из муз. Хренникова к пьесе "Давным-давно" А. Гладкова). При этом П. часто вносит острый контраст в эмоциональную атмосферу сцены (скорбная П. Наташи на свадебном пиру в "Русалке"). П. может быть муз. основой большой сцены ("П. об иве" и застольная П. Яго в "Отелло" Верди), выступать как лейтмотив (П. школьниц в "Семье Тараса" Кабалевского, колыбельная Сольвейг в муз. Грига к драме Ибсена "Пер Гюнт"). Иногда П. исполняется без оркестрового сопровождения (П. Хозе во 2-м акте оперы "Кармен", П. Любаши в "Царской невесте").

Очень часто, особенно в рус. музыке, используются нар. П. целиком, т.е. музыка и текст ("Купался боб„р" и др. в "Снегурочке", "Высота" в "Садко"); иногда только мелодия ("Слава" в "Борисе Годунове", величание Хованского в "Хованщине") или нар. текст ("Сватушка" в "Русалке"). Изредка П. заимствуется (цитируется) из произв. др. композиторов (напр., песенка Графини в "Пиковой даме" - из оперы Гретри "Ричард Львиное Сердце").

Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1962, с. 155-57; Ярустовский В., Драматургия русской оперной классики, М., 1953, с. 296301; С о x o p А., Песня в опере, в. сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3, М.-Л., 1964. р д

ПЕСОЦКИЙ, Николай Саввич[1842-5(18).П.1905]- рус. актер и антрепрен„р. По окончании Харьковского ун-та (1868) поступил на сцену. Играл в Ставрополе, Одессе, Казани, Киеве и др. городах. Держал антрепризы (Ставрополь, 1878-79, Тифлис, 1883). С 1894 до конца жизни служил в Харькове в труппе А. H. Дюковой (несколько лет был также режиссером и администратором этого т-ра). П. детально разрабатывал свои роли; ему было свойственно высокое чувство меры. Один из инициаторов организации в Киеве Т-ва драм. артистов (1891), к-рое положило начало киевскому Т-ру H. H. Соловцова.

Роли: Глумов ("На всякого мудреца..."). Скалозуб ("Горе от ума"), Кречинский; Президент ("Коварство и любовь") и др.

Лит.: Синельников H. H., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938; "Театр и искусство", 1905 ј7 ,. Л. Кл.

"ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК ТЕАТРАЛА"-еженедельная театр.-лит. иллюстрированная газета. Изд. в СПБ в 1903-05. Всего вышло 73 номера. Ред.-изд. А. А. Плещеев, ,ј;ј30-35-К.П. Медведский. В ј 52 за 1904 дан указатель напечатанных в газете статей и заметок. Шн

ПЕТЕРБУРГСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР - см.* Литературно-художественного общества театр. ПЕТЕРБУРГСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕстарейшее в России театр. учебное заведение, готовившее актеров балета, драмы и оперы. Было создано в 1779 как Театр. школа (на основе существовавшей с 1738 Танц. школы); стало именоваться П. т. у. в 20-х гг. 19 в. Гл. внимание в уч-ще уделялось подготовке артистов балета. Многие деятели т-ра (В. П. Петров в 1863, E. И. Воронов в 1867, А. H. Островский в 1881-82 и др.) неоднократно выступали с требованиями самостоятельности драм. классов и обновления системы преподавания. После 1862 подготовка оперных актеров постепенно переходит в ведение Консерватории. В 1888 на основе драм. классов при П. т. у. созданы Драм. курсы, входившие в состав П. т. у. как драм. отделение. В 1918 курсы были реорганизованы в Школу актерского мастерства (см. Ленинградский театральный институт имени А. H. Островского), а балетное отделение П. т. у.-в балетную школу (см. Ленинградское хореографическое училище).

Лит.: Всеволодский В. (Гернгросс), История театрального образования в России, т. 1, СПБ, 1913; Б о p и-соглебскийМ.В. сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39 (200 лет Ленинградского гос. хореографического училища. 1738-1938).

ПЕТЕРСОН-ВЕРГЕР (Peterson-Berger), Вильгельм (27.II.1867- 3. XII. 1942) - швед. композитор. Учился в Стокгольмской консерватории и в Дрездене. В 1896-1930 работал муз. критиком стокгольмской газ. "Дагенс нюхетер". В 1908-10 был режиссером Королевской оперы в Стокгольме. П.-Б.- автор опер (на собств. либр.) "Ран" (1903, Королевская опера), "Арнльот" (1910, там же), "Пророки страшного суда" (1919, там же), "Адильс и Эмунь"(1927, там же). П.-Б.- выдающийся представитель муз. романтизма в Швеции. П.-Б. находился под воздействием музыки и художеств. идей Э. Грига и Р. Вагнера (система лейтмотивов и др.). Вместе с тем в творчестве П.-Б. нашли отражение своеобразные черты нац. муз. фольклора. В 1950 в Стокгольме осн. "Об-во П.-Б.".

Лит. соч.: Svensk musik kultur, Stockh., 1911; Om musik, Stockh., f942; Minnen, Uppsala, 1943 (посмертно).

Лит.: W. Peterson-Berger Festskrift, Stochk., 1937" Carlberg B., Peterson-Berger, Stockh., [1950].

ПЕТ‚ФИ (Petofi), Шандор (1.1.1823, Кишк„р„ш, - 31.VII.1849, около Шегешвара) - венг. поэт-революционер, драматург. Основоположник совр. лит. яз. и революционно-демократич. эстетики. Деятельность П. оказала большое влияние на развитие венг. театр. иск-ва. В 1839-40 выступал в бродячей труппе (лучшая роль - Шут в "Короле Лире"). Оставив сцену, с 1844 начал лит. деятельность. Первая драма П. "Мар-ци-З„льд" (1845) о благородном разбойнике, защитнике обиженных и угнет„нных была запрещега цензурой. В знак протеста П. сж„г рукопись. В конце 1845 П. написал история, драму "Тигр и гиена", в основу конфликта к-рой положена борьба за престол властолюбивого князя Борича и короля-"голубя" слепого Белы II. П. пытается разрешить проблему роли личности и народа в историч. развитии. Драма написана в крайне романтич. манере, автор нарушает все правила и каноны класси-пистских условностей и утверждает т-р романтич. субъективизма. Это проявляется в построении конфликта, в характеристике осн. образов. П. принадлежат несколько рецензий на спектакли Нац. т-ра (Пешт), высказывания о театр. эстетике и актерском иск-ве, свидетельствующие о его глубоком демократизме и революц. гражданственности. П. выступал против распростран„нного в Венгрии жанра "народной пьесы", искаж„нно изображавшего жизнь народа, против условностей, характерных для драматургии его времени. Он был близок романтикам как в построении конфликта, так и в характеристике образов, строящихся по принципу антитез и контрастов. В нач. 1848 выступил инициатором перевода и изд. на венг. яз. собр. соч. Шекспира с подлинника (перев„л" "Кориолана" и начал работу над "Ромео и Джульеттой").П. погиб в одном из последних сражений во время венг. революции 1848.

Соч.: osszes muvei. kot. 1-3, Bdp., 1955 (kot. 3 - Dra-mai); в рус. пер.-Собр. соч., т. 1-4, M., 1952-53 (драм. произв. не вошли); Тигр и гиена, предисл. А. Гершковича, М., 1957.

Лит.: Г и д а ш А., Шандор Петефи, М., 1960; Г е р ш-кович А., Шандор Пет„фи, М., 1961; Illyes G., Petofi Sandor, Bdp., 1963. А.'. Гер.

ПЕТИМЕТР (франц. petit maitre - щеголь) - актерское амплуа, существовавшее в 18 в. в рус. т-ре: тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному, в первую очередь всему французскому. ПЕТИПА - одна из старейших рус. артистич. семей. 1)Мариус Иванович [27.11(11.111). 1819- 1(14). VII. 1910] - рус. балетмейстер. По происхождению француз. В 1838-46 работал как танцовщик и балетмейстер в т-рах Бордо, Нанта и Мадрида. В 1847 переехал в Россию. Первая крупная самостоятельная пост. в России - "Брак во времена Регентства" (1858). Творчество П. опиралось на традиции рус. балета и мастерство рус. актеров-исполнителей. Балеты "Дочь фараона" Пуни (1862), "Дон Кихот" (1869) и "Баядерка" (1877) Минкуса и др., пост. П., отличались мастерством построения, стройностью хо-реографич. ансамбля, ч„ткой разработкой сольных партий. В них на музыку, дал„кую от симфонической, П. создавал подчас образцы танцевального симфонизма (ансамбль танца в "Баядерке"). В 90-е гг. деятельность П. протекала в тесном сотрудничестве с П. И. Чайковским и А. К. Глазуновым, с именами к-рых связан расцвет его творчества. Пост. балетов "Спящая красавица" (1890), "Раймонда" (1898), клас-сич. дуэта Одиллии и принца в .балете "Лебединое озеро" (1895) являются непревзойд„нными шедеврами рус. хореографии. В 1855-87 П. преподавал в Петерб. театр. уч-ще.

Соч.: Мемуары Мариуса Петипа..., СПБ, 1906. Лит.: Л е ш к о в Д. И." Мариус Петипа (1822-1910). К столетию его рождения. П., 1922; Плещеев А."

М. И. Петипа (1847-1907). К шестидесятилетию его службы на сцене имп. театров, СПБ, 1907; Красовская В., Русский балетный театр второй пол. XIX века, Л.-М., 1963.

2) Мария Сергеевна [ урожд. С у р о в-щ и ков а; 15(27).II.1836-24.111(5.IV). 1882] -рус. артистка балета. Жена Мариуса Ивановича П. В 1854 окончила Петерб. театр. уч-ще и была принята в Петерб. балетную труппу, где стала партн„ршей Петипа. П.-полухарактерная танцовщица, е„ иск-во отличалось капризным изяществом пластики, выразительностью мимики. С эффектной л„гкостью исполняла стилизованные исп. танцы, а также псевдорусскую пляску "Мужичок" (1865), осужд„нную Некрасовым в стихотворении "Балет". В 1861-62 гастролировала в Париже, в 1863-в Берлине. Оставила сцену в 1869. Неудачно дебютировала как драматич. актриса в 1881.

Партии: в балетах Пуни-графиня Матильда ("Брак во времена Регентства"), Голубая георгина (о. п.), Аспиччия ("Дочь фараона"), Флорида (о. п.). Марта и Маргарита ("Фауст"), Катарина (о. п.) и др.

Лит. см. при ст. Петипа М. И.

3) Мария Мариусовна [ 17(29).X.1857- 1930] - рус. артистка балета. Дочь Мариуса Ивановича и Марии Сергеевны П. Училась у отца. В 1875 дебютировала в гл. партии в балете "Голубая георгина" Пуни. П.- первая исполнительница партии феи Сирени в "Спящей красавице" (1890). В 1896 M. И. Петипа пост. для не„ характерный балет "Привал кавалерии" Армсгеймера, где П. исполняла партию Марии. Яркий темперамент, выразительная пластика сделали П. ведущей характерной танцовщицей петерб. сцены. Исполняла партии в балетах Пуни: Катти ("Маркитантка"), рыбак Дженариелло ("Грациелла"), Низия ("Царь Кандавл") и др. В 1907, окончив сценич. деятельность, до 1912 эпизодически выступала в Мариинском и частных т-рах. В 1897, 1903, 1904 гастролировала в Париже, в 1899, 1901- в Будапеште.

Лит.: Светлов В., Терпсихора, СПБ, 1906; Борисоглебский М.В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М., 1963. В. К р.

4)Мариус Мариусович (1850-6.XI. 1919)-драм. актер. Сын танцовщика и балетмейстера Мариуса Ивановича П. Сценич. деятельность начал в 1870 в провинции. В 1875-88 работал в Александрин-ском т-ре. Затем снова в провинции (с перерывами:

1890-91-Т-р Горевой в Москве, 1915-17-Камерный т-р). актер пленительной внешности, П. играл преим. роли героев-любовников и фатов. В совершенстве владел иск-вом жеста, движения, блистательно в„л диалог, умел красиво носить костюм. Изящество, л„гкость, эффектность внешнего рисунка роли сочетались у П. с продуманностью, верностью общего замысла образа, тонким чувством стиля, филигранной отделкой деталей. Был замочат, исполнителем ролей в комедиях. Особенно удавались П. роли в пьесах франц. драматургов- Дон Жуан, Тартюф (о. п. Мольера), Фигаро ("Женитьба Фигаро"), Сирано де Бержерак (о. ц. Ростана) и др. Обладая мастерством перевоплощения (современники отмечали "неузнаваемость" П. в разных ролях), П. играл также характерные роли (полковник Шварце - "-Родина" Зудермана, фон Кальб - "Коварство и любовь"). С успехом выступал в опереттах (Парис - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, Анж Питу - "Дочь рынка" Лекока и др.). Среди лучших ролей П. также: маркиз де Тремуйль ("Граф де Ри-зоор" Сарду), Дульчин ("Последняя жертва"), Жорж Дорси ("Гуверн„р" Дьяченко) и др.

5) Виктор Мариусович (1879-1939)- драм. актер. Сын Мариуса Ивановича П. На сцене с конца 90-х гг. 19 в. Работал в Тифлисе, Киеве, Харькове, Одессе и др. городах юга России. Был блестящим исполнителем ролей героев-любовников. Игра

П. была отмечена искренностью, свежестью, молодым задором, жизнерадостностью, мастерством внешней отделки образа.

Роли: Фердинанд: герцог Рейхштадский ("Орл„нок" Ростана), Хлестаков; князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Жорж Градищев ("Злоба дня" Н. Потехина), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко) и др.

6) Марий Мариусович (1884-1922) - драм. актер. Сын М. И. Петипа. Дебютировал в сезоне 1908-09 -в Одессе (под фамилией Леонидов). Играл в провинции (под фамилией П.).

7) Лидия Петровна (урожд. E в с т а-ф ь e в а, г. рожд. неизв. - ум. 1914, или 1915) - драм. актриса. Жена Мариуса МариусовичаП. 27 лет работала в крупнейших провинп. т-рах.

8) Николай Мариусович Радин - драм. актер. Сын Мариуса Мариусовича П.

9) Надежда Константиновна Пети-па-Чижова [р.2(14). II.1896)]-драм. актриса. Племянница Виктора Мариусовича П. Нар. арт. РСФСР (1955). На сцене с 1915. Играла преим. в провинции. С 1939-актриса Свердловского т-ра. Замочат, исполнительница характерных рол ей в произв. рус. классич. драматургии: Улита ("Лес"), Шаблова ("Поздняя любовь" Островского), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"). Bacca Железнова; Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Лидия Ивановна ("Анна Каренина" по о. п. Толстого) и др.

Лит.: Д у р ы л и н С., Н. М. Радин, М.-Л., 1941, с. 3-21; Никулин Л., Люди русского искусства, М., 1947. Д. Шн.

ПЕТЙТО (Petito), Антонио (22.VI.1822-24. III. 1876) - итал. актер, драматург. Сын неаполитанского актера Сальваторе Петито, получившего известность как исполнитель роли Пульчинеллы, к-рой начал (в 1841) сценич. деятельность и Антонио. Выступая на сцене т-ра "Сан-Карлино" (кроме 1860-69), П. вскоре добился признания зрителей и стал лучшим Пульчинеллой Неаполя. Вначале играл в комедиях и фарсах неаполитанских диалектальных драматургов (Ф. Чер-лоне,С. Каммарано, П. Альтавилла). В 1851 П. сам написал фарс, за ним последовали комедии и пародии, роли в к-рых составили в дальнейшем его репертуар. П. обладал бурным темпераментом, непосредственностью, он был подлинно синтетич. актером - пел, танцевал, блестяще исполнял лацци. П. осуществил попытку реформировать диалектальный т-р, приблизить традиционную маску комедии дель арте к совр. жизни, показать характеры своих современников-неаполитанцев. Он вв„л новые детали в костюм Пульчинеллы, дополнит, аксессуары, но не решился отказаться от использования маски.

Лучшую комедию П. "Палумелла" пост. Э.Де Филиппе в 1954 в т-ре "Сан-Фердинанде" (Неаполь).

Лит.: Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра, "Театр", 1958, ј 7; S с а г р e t-t a E., Cinquant' anni di palcoscenico. Napoli, 1922; D i Giacomo S., Storia del teatro San Carlino, Palermo, 1924; Bragaglia A. G., Pulcinella, Roma, 1953; P a n-d o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954. р. К р.

ПЕТКЕР, Борис Яковлевич [р. 15(28).X.1902]-рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1963). В 1918-19 учился в харьковской Драм. школе лит.-художеств. кружка (педагог М. М. Тарханов). В 1919-20 работал в харьковском Т-ре Н. Н. Синельникова. В 1922 окончил драм. студию в Москве при Театре б. Корш, работал в этом т-ре. Роли: Тамиз ("Болото" Паньоля), Бровик ("Строитель Сольнес" Ибсена), Робинзон ("Бесприданница") и др. С 1933-актер МХАТа.

П. - характерный актер, обладает ярким темпераментом, блестящей выдумкой, иск-вом перевоплощения, большое внимание уделяет гриму, сце-нич. деталям. Мастер эпи-зодич. ролей, П. создал на сцене МХАТа яркие, точные образы.

Среди лучших ролей- Плюшкин ("М„ртвые души"), Малинин ("Любовь Яровая"), Салай Салтаныч ("Последняя жертва"), Гроссман ("Плоды просвещения"), Василий Шуйский ("Царь Ф„дор Иоан-нович" А, К. Толстого), Адвокат ("Анна Каренина" по о. п. Толстого), Бри-дуазон ("Женитьба Фигаро"); лирич. мягкостью, обаянием отмечено исполнение ролей Рахумы ("Золотая карета" Леонова), Часовщика ("Кремл„вские куранты") и др. 3. В л.

ПЕТЛЯШ (Б а р и -лотти - Петля ш), Елена Денисовна (р. 11. VII.1890)-укр. сов. певица (драматич. сопрано). Дочь М. К. Садовской, Муз. образование получила в школе Н. В. Лысенко в Киеве (класс профессора Е. А.Муравь„вой), В 1906- 13 работала в труппе Н. К. Садовского как драм., затем оперная артистка, с 1916 - в оперных т-рах Петербурга, Киева, Одессы. В 1926- 1940 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко (дебютировала в партии Аиды).

Партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Купава ("Снегурочка"), Мария ("Мазепа"), Лиза; Валентина ("Гугеноты"), Маргарита ("Фауст"), Кармен; Галька (о. п. Монюшко), Маженка ("Проданная невеста"), Сантуцпа ("Сельская честь" Маска-ньи), Тоска и др.

Лит.: Григоренко О., На початку оперового сезону, "Театр -музика-к?но", 1926, .Ne 45, с. 6-7; Т о б ?-л е в и ч С., Мо стежки ? зустр?ч?, Кив, 1957. Ц, Бор.

ПЕТРАУСКАС, Кипрас Ионович[р.10(22).Х1.1885]-литов. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор), педагог. Нар. арт. СССР (1950). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Брат М. И. Петрау спаса, под рук. к-рого получил начальное муз. образование. В 1906 в Вильнюсе выступил на премьере мелодрамы "Бируте" М. Петраускаса в партии брата Бируте. В 1911 окончил Петерб. консерваторию по классу пения профессора С. И. Габеля. В том же году дебютировал в Большом т-ре в партии Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно). В 1912- 1920 работал в Мариинском т-ре (под фамилией Пиотровский). П.- один из создателей первого литов. нац. оперного т-ра (Каунас). На официальном открытии т-ра (1920) пел партию Альфреда. П. стремился утвердить в т-ре реалистич. традиции рус. вок. школы, добивался пост. классич. и лучших нац. опер. Обладал подвижным, л„гким голосом красивого тембра. Мягкая, задушевная манера пения, чувство стиля, мастерство грима, мимики, жеста определили его значение как выдающегося представителя литов. нац. вок. иск-ва. П. был первым исполнителем партий Лютаураса ("Гражина" Карнавичюса), Жиль-винаса ("Эгле-королева ужей" М. Петраускаса и Дамбраускаса). В 1940 впервые на литов. сцене создал образ Григория ("Тихий Дон"). Одна из лучших партий - Самозванец ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1951). Оставил сцену в 1958.

Другие партии: Янушас ("Радвила Перкунас" Карнавичюса), Ленский, Герман, Берендей; Педро ("Долина" д'Аль-бера), Лоэнгрин, Радамес; Отелло (о. п. Верди), Каварадос-си, Рудольф.

Выступал в Германии, Испании, Франции, Швеции, Италии, странах Латинской Америки. С 1949 вед„т педагогич. работу в Вильнюсской консерватории (с 195?-профессор).

Лит.: S г и о g а В., Z a d е ? k а V., Kipras Petrauskas, Kaunas, 1929. А. Риз.

ПЕТРАУСКАС, Микас Ионович [7(19). X. 1873- 23.III.1937] - литов. композитор, дириж„р и муз. деятель. Родился в семье органиста. В 1906 окончил Петерб.. консерваторию. В Петербурге в 1903 пост. свои оперетты "Трубочист и мельник" и "Адам и Ева". В 1906 П. написал и пост. в Вильно мелодраму "Бируте" на историч. сюжет (первый литов. муз .-драм. спектакль; позднее переработана в оперу). В 1905 сблизился с участниками революц. движения в Вильно, в 1906 был вынужден уехать за границу. Находясь в эмиграции в Швейцарии, П. писал революц. песни. Некоторое время жил в США, где были пост. его оперы "Эгле -королева ужей" на сюжет литов. нар. сказки (1918; 1939, Каунас) и "Литовская свадьба" на бытовой сюжет, а также ряд оперетт на совр. темы, нередко сатирич. характера ("Первое мая", 1920, "Дочь нищего-королева", 1922, и др.). В 1920 П. вернулся на родину, пытался развернуть муз. работу, однако в условиях бурж. Литвы не наш„л поддержки.

Деятельность П., зачинателя литов. оперы и оперетты, его творч. связи с рус. музыкой имели большое значение для развития литов. муз. культуры.

Лит.: Гаудримас Ю. К., Из истории литовской музыки, М., 1964, с. 160-72.

ПЕТРАУСКАС, Юргис(р.6.?У.1886) - литов. сов. актер. Засл. арт. Лит. ССР1956). В 1905 поступил в укр. муз. труппу под рук. С. А. Глазуненко. Затем играл в Ташкенте, Баку, Ростове-на-Дону и др. городах. В 1921 поступил в Каунасский драм. театр Лит. об-ва творцов искусства. Яркий комедийный актер, П. играл драматич. и характерные роли: Кирмис ("Сын государя" Миколайтиса-Путинаса, 1921), Миллер ("Коварство и любовь", 1922), Счастливцев (1925), Фигаро (1924), Фирс ("Вишн„вый сад"), Тартюф (1926);

Гарпагон ("Скупой" Мольера, 1938), Боцман ("Разлом", 1940) и др. Выступал в опереттах: Яшка и Ничипор ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, 1941), Зета ("Вес„лая вдова" Легара, 1944). Снимался в кино.

Лит.: Jurgio Petrausko. 70 metu gimimo ir 50 metu sceninio darbo jubiliejus, Kaunas, 1956. В .М.

ПЕТРЕНКО, Елизавета Ф„доровна [ 23.XI (5.XII). 1880 - 26. X.I 951] - рус. сов. певица (меццо-сопрано) и вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Окончила в 1905 Петерб. консерваторию по классу Н. А. Ирецкой, позже брала уроки пения у К. Ферни-Джиральдони, ритмики и танца - у М. М. Фокина. В 1905-15 пела на сцене Мариинско-го т-ра, затем - в труппе А. Р. Аксарина (на сцене Нар. дома), в 1917-19 -на сцене т-ра Муз. драмы (Петроград), в 1921-22-т-ра Муз. драмы (Москва). С исключит. успехом выступала в 1908-14 (совм. с Ф. И. Шаляпиным) в "Русских сезонах за границей" (Лондон, Париж, Рим).

П. была выдающейся оперной певицей, обладавшей высокой муз. культурой, большим вок. мастерством, ярким сценич. дарованием. Лучшие партии П.: Марфа, Марина ("Хованщина", "Борис Годунов"), Весна, Лю-баша ("Снегурочка", "Царская невеста"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Амнерис, Кармен и дрС 1919 вела педагогич. работу. С 1935 - профессор Моск. консерватории.

Лит.: Б л ю м а н Р., 60-летие Е. Ф. Петренко, "Сов. иск-во", 1940, 8 дек., .ј 62 (732).

ПЕТРЕСКУ (Petrescu), Ион (Янку) (1857-1932) - рум. актер. В 1877 учился в т-ре Драматич. об-ва (Бухарест), затем актер Нац. т-ра в Бухаресте. П. играл в пьесах рум. драматургов. Роли: Томши ("Воевода-деспот" Александри), Грозь ("Люцифер" Делавранчи), Драгомир ("Влайку Воде" Давилы) и др. Лучшая роль - Траханаке ("Потерянное письмо" Караджа-ле). В его репертуаре были роли классич. драматургии:

Оргон ("Тартюф"), Яго ("Отелло"), Макдуф ("Макбет") и др.

ПЕТРЕСКУ (Petrescu), Камил (21.IV. 1894-14.V. 1957) - рум. писатель, драматург, театр. критик. Учился на ф-те лит-ры и философии, где получил степень доктора философии. Как драматург дебютировал пьесой "Игра ведьм" (1916), затем написал историч. пьесу "Венецианский акт" (1919). Др. пьесы П.- "Сильные души" (1922), "Миоара" (1923), "Дантон" (1925), "Митикэ Попеску" (1925-26); комедии-"Профессор доктор Ому-исцелитель от любви", "Вот женщина, которую я люблю", "Донна Диана". После освобождения Румынии от оккупации (1944) написал драму "Бэлческу" (1948; Гос. пр., 1950) о буржуазно-демократич. революции 1848, герое-революционере, и "Караджале и его время" (1957). П.-один из первых рум. драматургов, показавших трагедию интеллигенции в бурж. обществе. Т-р П.-это т-р острых конфликтов, вызванных социальными сдвигами. В своих кри-тич. статьях П. боролся за реалистич. т-р, противостоящий натуралистич. и модернистским течениям. Наиболее значит, статьи П. опубликованы в книге "Тезисы и антитезисы". П. был действит. членом Академии РНР.

Лит.: Solomon D., Problema intelectualului in opera lui Camil Petrescu. Buc., 1958; Crohmalniceanu Ov. S., Camil Petrescu si demonul polemicii, "Viata Romi-nesca", Buc., 1958, .ј 5.

ПЕТРЙЦКИИ, Анатолий Галактион ович (31.1. 1895-6.III.1964) - укр. сов. театр. художник, живописец. Нар. художник СССР (1949). Действительный чл. Академии художеств. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Учился в Киевском художеств. уч-ще (1912-17), во ВХУТЕМАСе. В 1917-20 - гл. художник киевских т-ров. С 1924 работал в крупнейших т-рах Украины, в моск. Большом и Малом т-рах. Лучшие декорации П. отличаются образным раскрытием идеи спектакля, яркостью и богатством цветового решения. Превосходное знание истории, материальной культуры, нар. иск-ва Украины, поэтич. ощущение природы характерны для декорац. оформления спектаклей: "Черевички" Чайковского (1941, Большой театр), "Назар Стодоля" Шевченко (Т-р им. Франко, 1942 и 1951) и др. Героич. патетика, широта и яркость историч. фона характеризуют декорации П. к драме "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939, Малый т-р и Т-р им. Франко), к операм - "Тарас Бульба" Лысенко, "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Война и мир" Прокофьева (1937, 1953, 1956, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Декабристы" Шапорина (1953, Большой т-р). Новая жизнь Укр. республики поэтично отражена в декорациях П. к спектаклям "Макар Дубрава" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) и "Калиновая роща" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) - в Т-ре им. Франко.

Лит.: Ц и б е н к о П., А. Г. Петрицький. Нар?с про театр.-декорац?йну творчисть, Кив, 1951.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница