Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/kazan/ в компании РексРент.
https://vk.com/electrastyle35
Автоподбор с гарантиейи автоподбор

Театральная энциклопедия
(страница 329)


ПАЛЛЕРЙНИ (Pallerini), Антония (25.VI.1790- 11.1.1870) - итал. артистка балета. Род. в семье итал. танцовщиков. Ученица Г. Джои, совершенствовалась у С. Вигано, с к-рым работала в 1813-21, выступая в его пост. (балетах и хореодрамах): "Творения Прометея" Бетховена, "Жанна д*Арк", "Дидона" и "Весталка" (все на сборную музыку, аранжированную Вигано). Исполнила партии Габриеллы ди Верги и Инее ди Кастро в одноим. балетах Джои и Кор-тези. В 1833 выступала в Лондоне. В 1840 окончила сценич. деятельность. П. была танцовщицей романтич. школы, обладала выдающимся мимич. дарованием.

Лит.: Monaldi G., Le regine della danza, nel secolo XIX, Torino, 1910; Guest J., The Romantic ballet in England, L., 1954. Г.Ш.

ПАЛЛИ (Palli), Зенаида (р.10.VI.1919)-румынская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РНР (1962). В 1945 окончила Бухарестскую консерваторию и была принята солисткой в Т-р оперы и балета. Обладает сильным голосом красивого бархатного тембра, ярким сценич. темпераментом. Большое внимание уделяет точной фразировке, выразит. костюмам (автором которых часто является сама П.). Выступает в камерных концертах. Гастролировала в СССР (неоднократно с 1952) и странах нар. демократии, а также во Франции и др. странах. Гос. пр. (1953, 1960).

Партии: Иокаста ("Эдип" Энеску), Смаранда ("Восстание" Думитрес-к у). Княгиня ("Русалка"), Ваня ("Иван Сусанин"), Кончаковна ("Князь

Игорь"), Полина ("Пиковая дама"), Азучена ("Трубадур"), Кармен, Норма, Амнерис и др.

Лит.: Грошева Е., Румынские певцы, "Сов. музыка", 1956, .Ne 12; Призвание, "Народная Румыния", 1961, ј 4. А.Ив.

ПАЛЛИАТА [лат. palliata, от palliatus - одетый в плащ (pallium)], "комедия плащ а",-др.-рим.драм. жанр, распростран„нный в 3-2 вв. до н. э. Возникнув на основе новой аттической комедии, П. изображала частную жизнь ср. кругов греч. населения: ремесленников, купцов, мореплавателей, мелких рабовладельцев. Действующими лицами П. обычно были вероломный или скупой сводник, развратная гетера, хвастливый воин, раб на побегушках, прожорливый и бессовестный парасит. Первая П. написана Ливнем Андроником (известна лишь по свидетельствам др. авторов), пост. в 240 до н. э. на "Римских играх". Древний канон авторов П. (конец 2 в. до н. э.) называет поэтов: Атилия, Лициния, Лусция Лапу вина, Невия, Плавта, Теренция, Трабея, Турпилия, Цецилия, Энния. Сохранилось значит, число комедий Плав-та и Теренция, от произв. др. драматургов - только заглавия и небольшие отрывки. Авторы П. обычно переделывали греч. пьесы, иногда используя при„м контаминации для изменения сюжета греч. оригинала и характеров персонажей. Диалоги в П. чередовались с кантиками. П. ставилась на низкой, характерной для др.-рим. т-ра, сцене. Сплошная деревянная стена, на фоне к-рой разыгрывались первые драм. представления в Италии - мимы и флиаки, в П. была заменена более сложной декорацией.

Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, M., 1959; В а р н e к e Б. В., История античного театра, М., 1940, с. 163-64, 195, и др. См. также ст. Древнегреческий театр и лит. к ней. Лид Ф

ПАЛОУШ (Palous), Карел (р.11.VII.1913) - чехо'-словацкий режиссер. Ученик и последователь Я. Шкоды. В 1936 начал работать статистом Гор. т-ра в Морав-ска-Остраве. В 1938-43 - режиссер и актер этого т-ра. Лучшая роль этих лет - Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому). В 1943 переехал в Прагу, работал режиссером в Независимом т-ре. С 1945 - режиссер, с 1950 - руководитель Реалистич. т-ра им. 3. Неедлы. Для режиссерского иск-ва П. характерны детальная разработка сценич. образа, борьба за ансамбль, стремление к созданию атмосферы спектакля. П.- один из первых чехословацких режиссеров, начавших работать с актерами по системе Станиславского.

Ставит произв. отечеств, и зарубежных драматургов: "Дух-цовский виадук" Цаха (1951; Гос. пр.), "Ревизор" (1952); "Болеслав I" Яриша (1952), "Платон Кречет" (1953); "Я хотел бы вернуться" Павличека (1956), "Овраг" Стеглика (1956), "Вишн„вый сад" (1960); "Жизнь Галилея" Брехта (1961) и др.

Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 54-65. Д. Сол.

ПАЛЬМ, Сергей Александрович [20.V(1.VI).1850- 6(19).IX.1915] - рус. артист оперетты, антрепрен„р, режиссер. Сын драматурга А. И. Пальма и актрисы К. Г. Пальм. Сценич. деятельность начал в Харькове как водевильный актер (1868). Вскоре переш„л в опереточную труппу Г. С. Вальяно. С 1877 в„л антрепрен„рскую деятельность, организовал драм., оперные и опереточные труппы, выступавшие в Тифлисе, Одессе, Николаеве. С 1886 - антрепрен„р, актер, режиссер петерб. Малого т-ра. Организовал гастроли в России Т. Сальвини, Э. Росси, Э. Дузе, Ж. Муне-Сюл-ли, Сары Берна р, Жюдик. В последние годы жизни был актером в петерб. т-рах "Летучая мышь", "Палас" и др. Талантливый комик-буфф, родоначальник этого амплуа в рус. оперетте, П. выступал как отличный импровизатор, вводя в текст своих ролей злободневные реплики.

Роли: Парис (дебют в оперетте), Калхас.Губернатор ("Прекрасная Елена", "Перикола" Оффенбаха), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса), Шенгал ("Десять невест и ни одного жениха" Зуппе), Цвак ("Мартин-рудокоп" Целлера), Лоран ("Маскотта" Одрана) и др.

Лит.: Янковский М., Оперетта, Л,-М-, 1937;

Монахрв Н. Ф,, Повесть о жизни, Л.-М., 1961;

Пальмский Л., Старый барин (Памяти С. А. Пальма), "Театр и искусство", 1915, .ј 37; К о ш e в с к и и А., Памяти С. А. Пальма, "Рампа и жизнь", 1915, ј 37. А, Из.

"ПАН ВОЕВОДА"- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. И. Ф. Тюменева. Пост. 3 окт. 1904 в Петербурге в Большом зале консерватории силами артистов Новой оперы (дириж„р Сук; Пан воевода - АНТОНОВСКИЙ, Ядвига Заполь-ская - Асланова, Дзюба - Варягин, Олеснипкий - Добр-жанская. Чаплинский - Большаков, Пославский - Романов, Мария Оскольская - Инсарова); 27 сент. 1905 в Большом т-ре (дириж„р Рахманинов, реж. Василевский, балетм. Горский; Пан воевода - В. Петров, Дзюба - Тютюнник, Ядвига Запольская - Южина, Олеснипкий - Синицына, Мария Оскольская - Полозова, Чаплинский - Барсуков. Пославский - Борисоглебский). 12 мая 1905 пост. в Варшаве в "Большом т-ре".

На сов. сцене пост. 23 апр. 1935 в Оперной студии Ленингр, консерватории (дириж„р Ельцин, пост. Максимова, реж. Таврог, хормейстеры Казаченко и Петров, балетм. Шпалю-тин, худ.Якунина), а также в Горьком и Новосибирске (1954).

Издания: "П. в.", партитура и клавир, СПБ, Бессель, [1904]; акад изд. - Полное собр. соч., партитура, т. 13(А), и клавир, т. 41, под ред. Д. Д. Шостаковича, М., Музгиз, 1955. Я. Гр.

ПАНАЕВ, Иван Иванович [15(27). II 1.1812-19.11 (3.III).1862 ]-рус. писатель и журналист. Автор повестей, очерков и фельетонов, печатавшихся гл. обр. в "Современнике" и "Отечественных записках". С 1847 П. вместе с Н. А. Некрасовым редактировал и издавал журн. "Современник". С 1843 сначала в "Отечественных записках", а затем в "Современнике" П. регулярно печатал очерки, фельетоны под псевд. "Новый поэт", в к-рых много места уделял описанию и анализу театр. жизни Петербурга.

Соч.: Первое полное собрание сочинений, т. 1-6, СПБ, 1888-89; Очерки из петербургской жизни Нового поэта, ч. 1-2, СПБ, 1860; Литературные воспоминания. М., 1950.

С. Г. ПАНАЕВА-ГОЛОВАЧ‚ВА, Авдотья Яковлевна [1820- 30.111(11. IV).1893]- рус. писательница. Род. в семье актеров Брянских. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Была женой И. И. Панаева. С 1846 [ок. 15 лет]гражданская жена Н. А. Некрасова. Лит. деятельность начала в 1848 (псевд. Н. Станицкий). Писала повести и романы (нек-рые совм. с Некрасовым). Автор "Воспоминаний" (опубл. в 1889 в "Историческом вестнике", отд. изд.- 1890, наз. "Русские писатели и артисты. 1824-1870"), содержащих сведения о совр. театр. быте, актерах (E.C. Сем„новой, В. А. Каратыгине, А. И. Истоминой, Ш. Дидло, А. М. Максимове, Самойловых, А. Е. Мартынове, Н. В. Репиной, М. С. Щепкине и др.), о первых пост. спектаклей ("Свои люди - сочт„мся"; "Завтрак у предводителя" Тургенева и др.).

Лит.: Чуковский К., Панаева и ее воспоминания, в кн.: Панаева А. Я., Воспоминания, М., 1956. С. Г.

ПАНДОЛЬФИ (Pandolfi), Вито (p.24.XII.1917) - итал. критик и историк т-ра, режиссер. В 1943, по окончании режиссерского отделения Академии драм. иск-ва (Рим), начал работать как театр. критик в пе-риодич. печати ("Унита", "Паэзе сера", "Драмма", "Театро ди оджи" и др.). П.автор мн. работ, поев. истории итал. т-ра (преим. комедии дель арте). В труде "Комедия дель арте" (6 тт., 1957-61) собраны редкие тексты и документы, сгруппированные в спец. разделы, каждому из к-рых предпослана статья П. Среди др. работ выделяется исследование "Драматический театр от истоков до наших дней" ("il teatro drammatico dalle origini ai nostri giorni". Roma, 1959). C 1944 П. вед„т режиссерскую деятельность. Пост. в разл. т-рах Рима: "Егор Булычев и другие" (1944); "Луна зашла" Стейнбека (1946), "Дом Бернарды Альба" Гарсяа Лорки (1947), "Аминта" Tacco (1954), "Беатриче Ченчи" Моравиа (1957), "Изабелла, комедиантка из труппы Джелози" (1959, текст для спектакля написан Дж. Десси и А. Фрассинети по сценарию П.) и др.

Соч.: Antologia del grande attore. Bari, 1955; II teatro del dopoguerra italiano, Parma, 1956; Teatro italiano contemporaneo. Mil., 1959; Commedia del arte, v. 1-6, Firenze, 1957-61. P.Kp.

ПАНДОПУЛОС (IIavronouAos), Евангелос [25.111 (6.IV).1860-14(27).X.1913] - греч. актер. Творч. деятельность начал в 1877 в провинции, с 1880 выступал на сценах афинских т-ров, затем организовал собств. труппу. П. выступал в классич. репертуаре (Гарпагон, Тартюф; Йандерс - "Привидения" и др.), в греч. водевилях. Лучшие роли П. в греческих "комидил-лионах" (дядя Линардос - "Счастье Марульи" Коро-миласа и др.), в комедиях И. Капетанакиса, X. Ан-ниноса и др. П.-автор комедии "Невеста из Кулу-ри", в которой играл гл. рольМихоса Зулахмакиса. Современники наз. его "корол„м смеха". Реалистич. актер, П. избегал преувеличений и натурализма.

Лит.:Ро8а М., Морре; той еа-срои, *АОт]Ув, 1944. Д. С.

ПАНЕВЕЖСКИЙ ТЕАТР-литовский драм. театр. Основан в 1940 на базе Каунасской театральной студии (1938-40), к-рой рук. Ю. Мильтинис. При т-ре существует студия, готовящая актеров т-ра. С 1940 школой и т-ром рук. Ю. Мильтинис (с перерывом 1954- 59: в 1954-57 худ. рук.-засл. арт. Лит. ССР

И. Алекна, в 1957-59 - В. Бледис). В т-ре были пост. спектакли: "Поросль" Бинкиса (1941), "Воскресение" Вайчунаса (1942), "Денежки" Чюрлионене-Киман-тайте (1943), "Новая борозда" Даугуветиса (1945), "В сумерках" Венуолиса (1945), "Ревизор" (1946), "Чайка" (1954), "Последние" (1955); "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1958), "Макбет" (1961) и др. В труппе т-ра (1965): засл. арт. Лит. ССР Б. Баб-каускас, С. Костаускас, Е. Шулгайте, арт. Д. Банионис, Г. Гокушайте, Р. Зданавичуте, А. Масюлису С. Петронайтис, К. Виткус и др. Гл. реж.-засл. арт. Лит. ССР Ю. Мильтинис, режиссеры: В. Бледис, Г. Карка. В.М.

ПАНИНА (наст. фам.- Васильева), Варвара Васильевна [187228.V(10.VI). 1911] - рус. эстрадная певица (контральто). В 1886 в Москве вступила в цыганский хор под упр. Ф. И. Соколова, затем пела в др. хорах в Петербурге, Киеве, Харькове и др. В 1892-1902 возглавляла моск. хор. цыган. С 1902 вела концертную деятельность. Обладала мягким низким контральто ("ч„рный бархат", по определению современников). Исполнительская манера П. отличалась глубоким драматизмом, эмоциональной заразительностью при внешней сдержанности поведения. В пении П. декламационность сочеталась с широкой кантиленой. В репертуаре певицы были цыганские романсы, рус. песни и романсы, при исполнении к-рых П. давала индивидуальную мелодич. импровизацию напева. \

Лит.: К у г e л ь А., Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 133-34; Варя Панина. "Рампа и жизнь", 1911, ј 23, с. 10-11. А. Ив.

ПАНЙСА, П а н и ц ц а (Panizza), Эктор(р.12.У1П. 1875) - аргент. оперный дириж„р и композитор. По национальности итальянец. Учился в Миланской консерватории им. Дж. Верди. Впервые выступил как дириж„р в 1897 в Риме. Гастролировал в разл. т-рах Италии, а также в т-рах "Реаль" (Мадрид), "Лисео" (Барселона), "Опера комик" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др. В 1921-31 совм. с А. Тосканини возглавлял т-р "Ла Скала" (Милан). Периодически выступал в Аргентине (т-р "Колон", Буэнос-Айрес). Дирижировал первыми пост. опер "Франческа да Римини" Дзандо-наи (1914), "Венецианский конвент" Казеллы (1925), "Хитрец" Вольф-Феррари (1927) и др.; итал. и аргент. премьерами "Хованщины" (1926,1929) и "Сказки о царе Салтане" (1927, 1929) и др., операми-Дж. Верди, Дж. Россини, Дж. Пуччини, В. А. Моцарта, X. В. Глюка, Р. Вагнера, Р. Штрауса и др.

Как композитор дебютировал в 1897 оперой "Обруч„нный с морем" (1907, т-р "Колон", под упр. Э. Маске-рони).* Важную роль в развитии аргент. муз. т-ра сыграли оперы П. "Аврора" (1909, 2-я ред. 1945) на сюжет из истории нац.-освободит, борьбы аргент. народа, написанная в традициях веризма, и "Византия" (1939) - опера в классич. итал. стиле на сюжет из истории Византии (обе пост. в т-ре "Колон" под упр. автора). П.- автор оперы "Средневековая латынь" (1910, т-р "Политеама", Генуя), симф., камерно-инструмент. и вок. соч.

С о ч.: Medio siglo de vida musical, В. Aires, 1952. A. Гр. ПАННО (в цирке) (франц. panneau) - седло в виде кожаной подушки, появилось впервые в 1845 (изобретено амер. наездником Мортоном). П. крепится к спине лошади и помогает наездникам стоять на лошади и исполнять разл. трюки (прыжки, танцы, жонглирование). П. применяется для конных номеров, исполняемых наездницами ("гротеск" и "парфорс"). На П. сделано впервые сальто на лошади. Ал. Ш, ПАНО, Антон (р.10.IV.1921) - алб. актер и режиссер. Творч. деятельность начал в 1944. С 1945 - актер Нар. т-ра в Тиране, с 1957 - директор этого т-ра. Роли: Георгий Димитров ("Лейпцигский процесс" Ком-панейца и Фельда), Берест ("Платон Кречет"), Берсенев ("Разлом"); Брэт ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), Паша ("Ха-лили и Хайрия" Яковы), Тартюф; Брабанцио ("Отелло") и др.

Пост.: "Мещане", "Разлом"; "Префект" Левони и др.

Д.Аг.

ПАНОВА, Вера Ф„доровна [р.7(20). III. 1905] - рус. сов. писательница, драматург. С 1922 выступает как журналистка. Первые прозаич. произв. П. изд. в 1945. Драматургии, деятельность начала в 1933 (пьеса "Весна", пост. в молод„жном т-ре, Ростов-на-Дону, поев. подавлению кулацкого бунта на Дону). В следующих пьесах П.- "Илья Косогор" (1939), "В старой Москве" (1940, пост. 1956, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) на бытовом фоне, воспроизводящем доре-волюц. уклад жизни рус. мещан и мелкой буржуазии, показано назревание революц. кризиса. Пьеса "Девочки" (1945), широко ставившаяся в ТЮЗах, рассказывала о трудных и героич. буднях эвакуированных во время Отечеств, войны ленинградцев. В пьесе "Метелица" (1-я ред.- "Пленные", 1942; 2-я ред. 1956, пост. 1956 - ЦТСА; 1957 - Ленингр. Большой драм. т-р) показаны героич. сопротивление, стойкость сов. людей в условиях плена и оккупации. В пьесе создана галерея характеров людей разных профессий, разных судеб, утверждается мысль о непобедимости сов. народа.

Пьесы П. 60-х гг. поев. совр. молод„жи, гл. обр. нравственным проблемам. В пьесе "Проводы белых ночей" (1961, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) подняты вопросы любви, семьи, моральной ответственности за судьбу людей. О бескорыстном, благородном и добром юноше, ищущем свой путь в жизни, рассказывает пьеса "Как поживаешь, парень?" (1962, моск. Т-р им. Маяковского, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола). Драматургич. произв. П. отличаются актуальностью тематики, тщательным воспроизведением быта, среды, точностью характеристик. Почти все пьесы П. пронизаны лирико-поэтич. интонацией, драматург владеет мастерством психологич. анализа, умением отбирать выразительные детали. В 1947 в Т-ре им. Ермоловой и в Новом т-ре (Ленинград) пост. авторская инсц. повести П. "Спутники" (совм. с Д. Я. Даром). Ряд произв. П. экранизирован. Гос. пр. СССР (1947, 1948, 1950).

Соч.: Метелица, Л.-M., 1957; Илья Косогор. В старой Москве. Метелица. Девочки, Л., 1958; Проводы белых ночей, Л.-М., 1961; Как поживаешь, парень?, "Театр", 1962, .ј 7.

Лит.: Богуславская 3., Вера Панова, М., 1963;

Н и н о в А., Драматургия Веры Пановой, "Сибирские огни", 1963, .ј9. М. Люб.

ПАНОЯН,Вруйр Мартиросович[р.З(16).1Х.1907] - арм. сов. актер. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Комму нистич. партии с 1946. Сценич. деятельность начал в 1929 в Караклисе (ныне - Кировакан), затем работал в передвижном т-ре А. Харазяна (1930-49), Эчмиадзинском т-ре (1949-51). С 1951 - актер Арта-шатского т-ра им. А. Харазяна.

Играл характерные и комедийные роли: Гико ("Пэпо" Сундукяна), Воскан ("Злой дух" Ширванзаде), Чугунов ("Волки и овцы"), Маркиз ("Трактирщица") - в передвижном т-ре; Счастливцев; Балабек ("У родника" и "Опытное поле" Заряна), Шмага - в Эчмиадзинском т-ре; Исаи ("Ха-табала" Сундукяна), Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко) - в Арташатском т-ре. J5. А.

ПАНСО, Вольдемар Хансович (р.30.XI.1920) - эст. сов. актер и режиссер. В 1941 окончил Таллинское уч-ще сценич. иск-ва. В 1941-50 - актер Таллинского драм- т-ра (ныне - Т-р им. Кингисеппа), в 1950-55 учился в ГИТИСе на режиссерском ф-те (курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель). В 1955-58 и с 1964 снова работает в Т-ре им. Кингисеппа. Спектакли, пост. П., отличаются пытливой новаторской мыслью, яркой фантазией, изобретательностью. Ясность, острота сценич. формы сочетаются в них с тонким пониманием стиля и жанра сценич. произведения, мастерством сценич. детали, остротой обобщения. актерские работы П. характеризуются интеллектуальностью, лаконичностью и яркостью сценической формы.

Спектакли: "Королю холодно" Таммсааре (1955), "Атлантический океан" Смуула (1956), "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (1957), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), "Человек и бог" А. X. Таммсааре (1962) - в Т-ре им. Кингисеппа; "Тень" Шварца (1959), "Леа" Смуула (1960), "Царь Эдип" Софокла (1963) - в театре "Ванемуйне";

"Моя прекрасная леди" Лоу (1963) - в оперном театре "Эстония".

Роли: Алобранд ("Лембиту" Сютисте, 1945), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1957), Победоносиков ("Баня", 1958) и др.

С 1958 вед„т педагогич. работу в Таллинской консерватории. Снимается в кино. Выступает как мастер художеств. чтения. Инсценировал романы Таммсааре "Правда и право", "Новый сатана Пыргупыхья". Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1964). К. Каск.

ПАНТАЛОНЕ (итал. Pantalone, от Pantaleone - старинного нарицат. назв. венецианцев) - персонаж итал. нар. комедии делъ арте. Маска П. выражала дух нар. сатиры, особенно злой и меткой в 16 в., когда итал. буржуазия, лиш„нная источников обогащения, оказалась в состоянии упадка. В ранний период развития комедии масок часто именовался Маньи-фико ("Великолепный"). П*. - богатый купец-венецианец, глупый, хворый и почти всегда скупой старик. Самоуверенный, считающий себя умнее всех, П. постоянно становится жертвой проделок Дзанни и Серветты. Костюм: красная куртка, красные в обтяжку панталоны, ж„лтые туфли с пряжками, красная шапочка, ч„рный плащ, за поясом - кошель с деньгами. Маска землистого цвета, длинный горбатый нос, седые усы и борода. Разговаривал на мягком венецианском диалекте. Образ П. был создан актером труппы "Джелози" - падуанцем Дж. Паскуа-ти. В 18 в. в этой роли прославились Ч. Д'Арбес и А. К. Коллалъто-Маттиуцци.

Лит.: Sand M., Masques et bouffons, v. 1, Р., 1860;

Дживелегов А.К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962.

"ПАНТЕОН"- рус. ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1852-56. Редактор-издатель Ф. А. Кони. Сменил журнал "Пантеон и репертуар русской сцены". В журнале печатались, наряду с материалами по т-ру и др. иск-вам, статьи по экономике, истории, естествознанию, юриспруденции и др. "П." имел приложение-"Репертуар русской сцены" (1852-56). А. Шн. "ПАНТЕОН И РЕПЕРТУАР РУССКОЙ СЦЕНЫ"рус. ежемесячный журнал. Издавался в Петербурге в 1848, 1850-51. Сменил выходивший в 1847 журнал "Репертуар и Пантеон театров". Редактор-издатель Ф. А. Кони. Имел приложение - "Репертуар русской сцены" (1850-51). В журнале печатались материалы по драматургии и театру, а также произв. др. жанров художеств. лит-ры. В 1852 был реорганизован в журнал "Пантеон". А Шн.

"ПАНТЕОН РУССКОГО И ВСЕХ ЕВРОПЕЙСКИХ ТЕАТРОВ"-ежемесячный театр., муз. и художеств. журнал. Издавался в Петербурге в 1840-41; вышло 24 номера. Редактор Ф.А. Кони, издатель В. П. Поляков. В 1842 журнал слился с "Репертуаром русского театра" под назв. "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров". Имел приложение - "Текущий репертуар русской сцены", куда входили ставившиеся в России комедии и водевили, летопись рус. т-ра (перечень и краткий критич. разбор спектаклей, преим. столичных). С. Г ал.

ПАНТИК (Pantik), Юлиус (р.15.1.1922) - чехословацкий актер, режиссер. В 1941 окончил драм. отд. консерватории и вступил в труппу Словацкого нац. т-ра в Братиславе. П.- один из ведущих актеров этого т-ра. Обладает богатыми интонациями, выразительным голосом, к-рый прида„т его игре своеобразную проникновенность, глубокую человечность. С 1945 препода„т в Высшей театр. школе (Братислава). Снимается в кино.

Роли: Сафонов ("Русские люди"), Нил ("Мещане"), Шван-дя; Володя Ульянов ("Семья" Попова; Гос. пр., 1951), Берест ("Платон. Кречет"), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Опат ("Кутногорские рудокопы" Тыла), Сергей ("Иркутская история" Арбузова), Ереккер и Зариш ("Полуночная месса" и "Антигона и другие" Карваша), Суслов ("Дачники") и др.

Пост.: "Лисички, спокойной ночи!" Русняка (1963), "Трамвай, именуемый ,,Желание'*" Теннесси Уильямса (1964) и др. - все в Словацком нац. т-ре.

Лит.: Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 113-16; e „ ж e, Чехословацкий театр сегодня, M., 1962, с. 25-36. Л. Сол.

ПАНТОМИМ (греч. тсатоьо-вс„ воспроизводящий подражанием, от-тсамтд- вс„ и ;хТр.о;- подражание)- 1) Танц. представление в Др. Риме, передающее содержание и эмоции жестами и пластикой, без слов. Панто-мимич. иск-во развилось из древних синкретич. танцев, когда танцоры были одновременно музыкантами и певцами; в процессе отделения музыки от танца выразительность и значение жеста возрастали. Наряду с ритуальным и практич. назначением танцы, к-рые в Др. Греции сопутствовали культовым праздникам и гимнастич. упражнениям в палестре, постепенно приобретали чисто развлекат. характер. Первое описание мимич. танца, изображавшего бракосочетание Диониса и Ариадны и исполнявшегося во время пира, принадлежит Ксенофонту и относится приблизительно к 420 до н. э. ("Пир", 9,2). В 1 в. н. э. слово "П." стало обозначать балет, где актеры играли в масках. П. исполнялись одним актером, менявшим маску по ходу действия, в сопровождении хора, к-рый излагал (на греч. яз.) содержание пьесы под аккомпанемент духовых и ударных инструментов. Источником сюжетов для П. служила преим. трагедия и отчасти эпос, о ч„м свидетельствуют сохранившиеся заглавия: "Леда", "Даная", "Адонис", "Марс", "Венера", "Геркулес", "Эдип", "Вакханки" и др. Исполнителями П. вначале были только мужчины: женщины допущены на сцену в 3-4 вв. н. э. Достигнув наибольшей популярности в эпоху империи, П. оставался вплоть до 5 в. преобладающим театр. жанром. История П. отражена в трактате Лукиана "О пляске" (2 в.) и в "Речи о плясунах" Либания (4 в.).

2) актер-исполнитель П. В 1в. до н.э.-1 в. н.э. наибольшей известностью пользовались Бафиллпз Александрии и Пилад из Киликии, в позднюю эпоху-Кама-ралл и Фабатон. П. были в большом поч„те, в их честь устраивались триумфальные шествия, возводились статуи, им покровительствовали императоры. Ученики Пилада-Гилас и M нестер-были любимцами имп. Калигулы, П. Парис - одним из приближ„нных Нерона.

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Фридлендер Д., Картины из бытовой истории Рима в эпоху Августа до конца династии Антонинов, ч. 1, СПБ, 1914, с. 594-606; Благовещенский Н.М., Римские пантомимы, в кн.: Пропилеи. Сб. статей по классической древности, кн. IV, М., 1854. Лид. Ф.

ПАНТОМИМА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средством создания художеств. образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластич. выразительность человеч. тела, жест, мимика.

История иск-ва П. в Европе бер„т сво„ начало в Др. Греции и Риме (см. Пантомим). В ср. века традиции П. сохранялись странствующими гистрионами, жонгл„рами, мимами, скоморохами и др., затем она возродилась в итал. комедии дель арте как необходимый элемент представления (сер. 16 - сер. 18 вв.). Иск-во П. оказывало значит, влияние на развитие нац. т-ра всех стран, где она существовала как самостоятельная театр. форма. Среди крупнейших актеров П.: Дж. Гримальди, Ж. Б. Г. Дебюро, к-рый создал, знаменитую маску Пьеро. Эта маска получила дальнейшее развитие в театр. иск-ве (в наст. время в творчестве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Л. Фиалки и др.).

В последней трети 19 в. европ. П. развивалась преим. на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа во главе с Л. Руф-фом. В Англии в эти же годы выступали Д. Лейно и Л. Тич. В труппе Ф. Карно начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В Германии в нач. 20 в. в творчестве мн. режиссеров и балетмейстеров П. отводилось значит, место (Г. Фукс, М. Рейнхардт, Э. Жак-Далькроз, М. Вигман и др.).

В России П. входила в состав мн. нар. игр (святочных, масленичных и др.) и обрядов (сватовство, свадьба и др-). В 19 в. П. занимала видное место в балаганных театрах и цирках. В 10-х гг. 20 в. возникает форма драматич. П., е„ разрабатывали режиссеры К. А Марджанишвили (Марджанов) ("Слезы"), Н- Н. Евреинов ("Суму рун", "4 мертвеца Фиаметты" и др., т-р "Кривое зеркало"), В. Э. Мейерхольд ("Шарф Коломбины" по А. Шницлеру, 1910), А. Я. Таиров ("Покрывало Пьеретты" Шницлера на муз. Донаньи, 1913; "Духов день в Толедо" Кузмина" 1915; "Ящик с игрушками" на муз. Дебюсси, 1917). В нек-рых спектаклях (напр., спектакли Камерного т-ра с участием А. Г. Коонен, H. M. Церетели и др.) наметились осн. особенности рус., позднее сов. школ П., стилизация и условность, характерная для зап. школы, уступили в них место стремлению выразить человеч. чувства, показать разл. психологич. детали через точную пластич. характеристику образа.

П., так же как лит-ра и т-р, имеет разл. жанры и виды: трагедия, драма, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка, миф, поэма, лирич. стихотворение и др. П. может иметь форму эстрадной миниатюры, исполняемой одним актером, и многоактного спектакля с развитым законченным драматургич. сюжетом, бо.лыпим числом участников и др. Как законченный эпизод П. встречается в драме, опере,особенно часто в балете и цирке. В П. актер, возбуждая фантазию зрителей и вызывая соответствующие ассоциации, может не только передать определ„нную сценич. ситуацию, но и достичь философских обобщений ("Лошадь" Барро, "В мастерской масок" Марсо, "Жизнь человека" Фиалки, "Идея" Р. Лигера, "Олени и охотник" и "Жемчужина" в пост. А. А. Румнева и др.). В П. актер может исполнять неск. ролей, разыгрывать целую пьесу (напр., "Давид и Голиаф" Марсо, "Слон и удав" инд. танцовщика Кунджу Курупа и др.). Пользуясь средствами пластич. выразительности, актер в П. может изображать растение (инд. танцовщик Гопи-натх), дерево ("Жизнь дерева", чеш. актер Фиалка), птицу, животное ("Лошадь", франц. актер Барро;

"Хирургия" по Чехову, пост. Румнева др.), создать иллюзию ветра, дождя, бури и др. ("Против ветра" Марсо) и др.

Иногда П. сопровождается музыкой, ритмич. аккомпанементом, пением и даже декламацией. Такой вид П. получил распространение в странах Азии -

Индии, Индонезии, Китае, Японии и др. С древнейших врем„н в этих странах П. является осн. видом театр. представлений. Исполнители обычно подчинялись строго регламентированной системе жестов и телодвижений (мудра и др.). Традиции древних П. сохранились в странах Азии до наст. времени. Однако с 50-х гг. в нек-рых странах Азии наблюдается тенденция отражения в П. современности ("Триумф мира"- Цейлон, "Ритм Жизни", "Люди и машины" - Индия).

Совр. иск-во П. различает два вида П.: иск-во т. н. "мима" (теоретически и практически разработан во Франции Э. Декру совм. с Барро и Марсо), в к-ром действует только один актер, и второй вид П. - представление со всеми аксессуарами театр. спектакля (много участников, музыка, декорации и др.). актеры Л. Фиалка и Г. Томашевский (Польша) в своих т-рах используют оба вида П. В Сов. Союзе наибольшее развитие получила П.-спектакль с развитой драматургией. Это роднит П. с реалистич. традициями рус. т-ра.

Лит.: Мейерхольд В., О театре, СПБ, 1912; Т а и-р о в А., Записки режиссера, [M.], 1921; Н о в е p p Ж. Ж. Письма о танце, пер. с франц.. Л., 1927; Саду л ь Ж. Жизнь Чарли, Гпер. с франц.], M., 1955; БояджиевГ. Театральный Париж сегодня, M., 1960; Славский Р., Искусство пантомимы, M., 1962; Б а рроЖ. Л., Размышления о театре, пер. с франц., M., 1963; Балвант Гарги, Театр и танец Индии, пер. с инд., M., 1963; P у м н е в А., О пантомиме, М., 1964; Kalvadova-Sis VaniS., Schuler des Birngartens, Praha, 1956; D о г с у I., A la rencontre de la mime.... P., 1958; Barranet J.-L., De l'art du geste, [P.], 1962; Н а х С h.. Le geste, [P.], [1961]; D е с-rou E., Paroles sur la mime. P., 1964. А. Рим.

ПАНТОМИМА цирковая - назв. тематич. сюжетного представления. В цирковых П., наряду с мимич. сценами, используется текст (диалоги, монологи), представление насыщается цирковыми трюками, феерич. эффектами. На арене лондонского цирка Аст-лея в конце 18 в. и особенно парижского цирка Фран-кони в нач. 19 в. развитие получает постановочная, батальная, романтич. П., в к-рой гл. внимание уделяется конным сценам и феерич. эффектам. В период утверждения диктатуры Наполеона I в цирке Фран-кони ставятся романтич. П., возвеличивающие сильную личность ("Смерть капитана Кука", "Фра-Дья-воло", "Мазепа" и др.). Особенный успех имели П., прославляющие Францию и ведущиеся ею войны ("Победа Виллара", "Конде, или Победа при Рокруа" и др.). Йостепенно в П. включались и разговорные сцены. В 30-е гг. 19 в. прославление Франции и гл. обр. Наполеона в цирковой П. усиливается, в то же время П. приобретает мелодраматич. направленность ("Аустерлиц", "Республика,империя и сто дней", "Египетские пирамиды" и др.). Наличие в представлениях большого количества разговорных сцен привело к тому, что действие часто переносилось с арены на сцену (на арене шли только батальные конные эпизоды).

С'конца 19 в. ставились детские П. В 1873 в цирке Э. Ренца в Берлине, в 1875 в цирке Г. Чинизелли в Петербурге шла П.-балет "Золушка", все роли в к-рой исполняли дети, в 1882 у Чинизелли - "Тысяча и одна ночь". Ставились также П.-дивертисменты, включающие танцы: "Русская свадьба" (1884), "Парижская жизнь" (1897) - в Петерб. цирке Чинизелли и др. При пост. цирковой П. арена заполнялась водой (в 1886 в Париже был открыт цирк со спец. устройством для пост. представлений на воде). В нач. 19 в. "обстановочные" П. шли в берлинском цирке П. Буша. Мн. из них пропагандировали колониальные империалистич. устремления крупной нем. буржуазии ("В Юго-Восточной Африке", "Сибирь" и др.). В конце 19 в. в США в цирках Буффало Билла ставились П. из жизни пионеров освоения амер. материка, при этом индейцы изображались жестокими и вероломными, а белые завоеватели смелыми и благородными. П., пропагандировавшие империалистич. устремления рус. буржуазии, шли в 1914-17 в моск. цирке Никитиных: "Русские герои на Карпатах..." и др.

Иную направленность и широкое развитие получила П. в сов. цирке.Уже в 20-е гг. на аренах моск., петрогр. и др. цирков шли агитационные П. В Москве была пост. П. "Ч„рный пират" (1929, реж. Э. М. и В.Ж.Тру-цци) о борьбе франц.крестьян с угнетателями-феодалами, затем "Махновщина" (1929, сценарий В. 3. Масс, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б. Краснянский) о борьбе Красной Армии с контрреволюц. бандитами. В 1930 пост. П.-феерия "Москва горит" Маяковского, рисующая эпизоды революции 1905. Среди П. 30-х гг.- "В огне восстаний" Г. С. Венецианова и А. А. Жарова (1931, Москва, реж. Н. М. Горчаков) о борьбе инд. народа против колонизаторов, "Бунтарь Кармелюк" (1931, Киев, пост. Г. П. Юры) о герое укр. народа. В 1936 ленингр. цирк пост. "Шамиль" Кузнецова (реж. В. В. Максимов).

Во время Великой Отечеств, войны пост. П.: "Трое наших" (1942, Москва, сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, пост. Н. М. Горчакова и А. Н. Ши-рая), "На подступах Москвы" (1943, Ташкент), "Народ-вые мстители" (1943, Иванове и др.). В 50-х гг. пост. "Песня докеров" (1950, Казань, сценарий и пост. М. С. Местечкина), "Маленький Пьер" (1951, Москва, сценарий В. А. Никулина,пост. М. С. Местечкина), "Приключение поводыря с медведем" (1953, Ленинград, сценарий Н. Р. Эрдмана, пост. Н. Н. Зиновьева), "Карнавал на Кубе" (1962, Москва, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Местечкина, Ю. В. Никулина, пост. М. С. Местечкина), "Бахчисарайская легенда" (1963, пост. Н. Н. Зиновьева, Минск).

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же. Советский цирк, М., 1963. Я). Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница