Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 328)


ПАДАРИН, Николай Михайлович [28.IV(10.V). 1867 - 25.III.1918]- рус. актер. По окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (1892, кл. А.П. Ленского) был принят в Малый т-р; служил здесь до конца жизни (в сезоне 1893-94 - в Александрийском т-ре). Первые крупные роли: Осип ("Ревизор", 1892), Подкол„син ("Женитьба", 1895). Тонкостью разработки отличалось исполнение П. роли Демурина ("Цена жизни" Немировича-Данченко, 1896). Одновременно с работой в Малом т-ре П. играл также в Новом т-ре (филиал Малого т-ра). Один из лучших исполнителей характерных и бытовых ролей, П. обладал большим драм. темпераментом. Выступал также как режиссер. Преподавал сценич. иск-во в Моск. консерватории.

Лучшие роли: Любим Торцов ("Бедность не порок", 1897), Несчастливцев (1898); Рогожин ("Идиот" по Достоевскому, 1899), Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского, 1910), Веточкин ("Холопы" Гнедича, 1908) и др.

Лит.: Эфрос Н., Н. М. Падарин, "Рампа и жизнь", 1918. ј13. с. 5-6. Я. Лев.

ПА-ДЕ-Д‚ (франц. pas de deux - танец вдво„м; от pas - шаг, танец и deux - два)-одна из осн. муз.-танц. форм, принятых в балете. Структура балетного П.-де-д.: общий выход, адажио (парная лирич. часть), аллегро - две вариации (соло танцовщицы, соло танцовщика), кода (совместное заключение). П.-де-д. имеет своим прообразом сценич. интерпретацию рус. лирич. парной пляски в сочетании с переплясом (импровизационно-вариационного характера), исполнявшейся в спектаклях рус. комич. оперы в 1779-83 Е. Ф. Барановой и В. М. Балашовым. В 1785 эта пляска была пост. в Париже; е„ построение легло в основу композиции т. н. гавота О. Вестриса (1795), оказавшего воздействие на развитие дуэтных танцев в зап.-европ. балете 19 в. В рус. балете развитие П.-де-д. сопровождалось углублением содержания и психологич. характеристики образов. Лучшие образцы П.-де-д. - в балетах Чайковского ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица"). В сов. балете П.-де-д. созданы С. С. Прокофьевым ("Ромео и Джульетта", "Золушка"), Р. М. Глиэром ("Медный всадник") и др. А. И.

ПА-ДЕ-КАТР (франц. pas de quatre; от pas - шаг, танец и quatre - четыре) - в балете танец четыр„х исполнителей. П.-де-к. по своей муз.-танц. форме может иметь различную структуру. Наиболее распространена танц. композиция, представляющая собой объединение двух па-де-де (напр., в партитуре "Спящей красавицы", П.-де-к. Золушки, принца Фор-тюне. Синей птицы и Флорины), или танц. композиция для 4 танцовщиков (напр., танец 4 кавалеров в "Раймонде", балетм. М. И. Петипа), а также 4 танцовщиц (напр., балет "Па-де-катр" Пуни, балетм. Ж. Пер-ро, пост. для М. Тальони, К. Гризи, Ф. Черрито и Л. Гран). Л. Я. ПА-ДЕ-ТРУА (франц. pas de trois - танец втро„м; от pas - шаг, танец и trois - три) - муз.-танц. форма в балете. П.-де-т. повторяет собой построение па-де-д„, но, в отличие от него, в П.-де-т. вводится ещ„ одна исполнительница, что обусловило появление третьей (женской) вариации между адажио и вариацией танцовщика (напр., П.-де-т. в балете "Лебединое озеро"). Л. И.

ПАДУГА - часть сценич. декорации. Состоит из полосы холста или др. ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних прол„тов над декорациями, колосников, висящих декораций и т. п. Первую П., являющуюся частью портала сцены и постоянных кулис, иногда иаз. "арлекином" или "подзором".

ПАЖИТНОВ, Николай Викторович (р.ЗО.УШ. 1907) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В 1924-27 учился в Гос. театр. техникуме им. А. В. Луначарского. В 1927-37 работал в Театре-студии под рук. Р. Н. Симонова. Играл роли князя Дулебова ("Таланты и поклонники"), Робинзона ("Бесприданница") и др. С 1937 работает в Т-ре им. Вахтангова и препода„т в ГИТИСе (с 1965 - профессор).

Роли: Клюква ("Много шума из ничего"), Бопертюи ("Соломенная шляпка" Лабиша), Шприх ("Маскарад"), доктор Штайниц ("Перед заходом солнца" Гауптмана), капитан Кардон ("Сирано де Бержерак" Ростана), Достигаев ("Егор Булычев и другие"). Усатый ("Олеко Дундич" Капа и Рже-шевского), пан Ю.зеф ("Дамы и гусары" Фредро), Гоппе ("История одной семьи" Кручковского) и др. С. Г.

ПАЗОВСКИЙ, Арий Моисеевич [21.1(2.II).1887- 6.1.1953]- рус. сов. дириж„р. Нар. арт. СССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1904 окончил Пе-терб. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в провинц. оперных т-рах (Пермь, Екатеринбург, Казань, Саратов и др.). В 1908-10 выступал в Оперном т-ре Зимина (Москва); в 1910-16 - в Харькове, Одессе, Киеве; в 1916-18 - в оперной труппе Петрогр. нар. дома. В 1929-36 П. возглавлял онерные т-ры в Баку, Свердловске, Харькове, Киеве. В 1918 - дириж„р, в 1936-43 - худ. рук. Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Здесь руководил пост. опер: "Иван Сусанин" (1939, Гос. пр. СССР, 1942), "Чародейка" Чайковского (1941, Гос. пр. СССР, 1941), "Емельян Пугач„в" Коваля (1942, Гос. пр. СССР, 1943), "Сказка о царе Салтане" (1937); "Броненосец ,,Потемкин*'" Чишко (1937), "Кармен" (1938), "Ночь перед рождеством" (1943).

В 1923-24 и 1925-28-дириж„р, в 1943-48- худ. рук. Большого т-ра. Руководил пост. опер: "Фауст" (1924); "Валькирия" Вагнера (1925), "Борис Годунов" (1927), "Иван Сусанин" (1945).

Исполнительское иск-во П. отличалось художеств. строгостью, высокой культурой и тонким мастерством. Глубокое и проникновенное раскрытие содержания произв., точное следование авторскому тексту характерны для лучших пост. П. Дириж„рская деятельность П. имела большое педагогич. значение, он воспитал целое поколение оперных певцов. П.- автор книги "Записки дириж„ра" (в печати).

Лит.: [Памяти А. М. Пазовского], "Сов. музыка", 1953, ј 3, "Ns 11; Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. акад. ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л.-М., 1959, с. 163-67 и др.;

Гозенпуд А., Русский советский оперный театр, М., 1963, с. 262-63, 268-70, 327-29 и др. Ю. Быч.

ПАИЗИЕЛЛО, Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) (9.V.1740, TapaHTO,-5.VL1816, Неаполь) - итал. композитор. Один из крупнейших представителей неаполитанской оперной школы. Музыке учился в Неаполе у Ф. Дуранте и др. Дебютировал в 1764 опе-рой-буффа "Болтун" (Болонья). В 1776-83 жил в России, где работал придворным капельмейстером, инспектором Итал. оперы в Петербурге. Здесь написал и пост. ряд опер, в т. ч. "Служанка-госпожа" (1781, Царское Село) и "Севильский цирюльник" (1782, Петербург). В 1784-1802 и 1803-15 П. был придворным капельмейстером в Неаполе, в 1802-03 - в Париже. Написал св. 100 опер (гл. обр. буффа), а также симф., камерно-инструмент. и др. соч. Комич. оперы П. отличаются стремит, развитием действия, содержат живые ансамбли. П. мастерски владел разнообр. при„мами муз. комедийного письма (скороговорка, перекличка голосов, пародия). Ему присущ спокойный, светлый лиризм. В музыке П. выражены типич. черты раннего классич. стиля: пластичность и ясность мелодики, простота гармонич. склада, изящество и пропорциональность формы.

Среди лучших опер-буффа П.: "Вдова доброго духа" (1766, т-р "Нуово", Неаполь), "Китайский идол" (1767, там же), "Мнимый Сократ" (1775, там же), "Дон Кихот" (1769, т-р "Фьорентини", Неаполь), "Пещера Трофония" (1785, там же), "Прекрасная мельничиха" (1788, там же), "Нина, или Безумная от любви" (1789, Казерта), "Цыгане на ярмарке" (1789, т-р "Дель фонде", Неаполь) и др.

Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1-2, вып. 1-7, M.-Л., 1928-29; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940;

Della Corte A., Paisiello, Torino, 1922; M o o s e г R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, t. 1-3, Geneve, 1948-51; F a u s t i n i-F a s i n i E., Opere teatrali, oratori e cantate di G. Paisiello (1764-1808), Bari, 1940.

ПАЙРО (Рауго), Роберто (19.IV.1867-5.IV.1928)- аргент. драматург. Лит. деятельность начал в 1888. Написал драмы "Трагическая песнь" (1900, т-р "Апо-ло", Буэнос-Айрес) о тяж„лых годах тирании Росаса, "Марко Севери" (1905, т-р "Ривадавия"), проникнутую протестом против дискриминации, комедии "Жить хочу одиноким" (1923, т-р "Лисео"), обличающую тунеядцев, "Радость" (1928), сатирически показывающую завоевателей чужих земель. Автор сайнете"Мьен-трайго" (1937, т-р "Архентино"), где обличается власть денег. В своих пьесах П. ставил общественно-значит. социальные проблемы, призывал к протесту против несправедливости капиталистич. общества.

Лит.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata, В. Aires, 1957. Ал. Р.

ПАКАЛЬНИС, Юозас Юргио [4(17).VIII.1912- 28.1.1948] - литов. сов. композитор и дириж„р. В 1930 окончил Клайпедское муз. уч-ще по классу флейты, в 1938-40 учился в Лейпцигской консерватории по классу композиции и дирижирования. В 1930-38 - музыкант оркестра, в 1940-48 - дириж„р Каунасского т-ра оперы и балета. Одновременно дирижировал в Т-ре муз. комедии. Пост. совм. с ба-летм. Б. Келбаускасом балет "Красный мак" (1940). П.- автор оперы "Невеста" ("Зоренька", 1943, Каунасский т-р оперы и балета; 1953, Литовский т-р оперы и балета). А. И в.

ПАК ‚Н БО (р.25.X.1916) - кор. драматург. Автор пьес "Чанбэкский хребет" и "Ч„рная тень". Пишет пьесы о борьбе кор. патриотов с японскими захватчиками. Ему принадлежат широко известные в Корее пьесы "Подсолнечник" (1960, Хамхынский драм. т-р; Нар. пр., 1962) и "Дочь солнца" (1961, там же; Нар. пр., 1962). В пьесах "Люди, ожидающие солнца" (1948, Хамхынский провинц. худ. т-р), "Незримая граница" (1957), "Утренняя заря" (1963) показано становление характера нового человека свободной Кореи.

Соч. (на кор. яз.): Подсолнечник. Сб. пьес, Пхеньян, 1961.

Лит. (на корейском яз.): "Чосон есуль", 1962, ј 1, с. 15- 19; Творческие записки участников создания произведений об антияпонской борьбе, Пхеньян, 1962, с. 21-52. Г. Ли. ПАК EH СИН (р. 1914) - кор. актриса. Нар. арт. КНДР (с 1962). Дебютировала в 1932 в роли Чо Ран ("Сказание о Хон Гиль Доне") в труппе драматич. т-ра "Чосон „нгыкса". П. ‚. С. близки героич. образы, преисполненные высокого гражданского пафоса. Выступая ещ„ до освобождения Кореи в пьесах:

"Водоплавающая птица", "Когда дует ветер", "Сказание о Чхун Хян", "Ким Ок Кюн" и др., актриса создала образы женщин, протестующих против социальных и семейных оков, выразила в этих образах пробуждающееся нац. самосознание и патриотизм народа. После освобождения Кореи (1945) была одним из инициаторов создания Гос. драматич. т-ра в Пхеньяне (1947).

Роли: Старушка ("Пэктусан" инсц. Хан Тхэ Чхона по Чо Ги Чхону). Шахт„рка ("Шахт„ры" Хан Бон Сика), мать Ким Дек Хи ("На берегу Чхончхонгана" Ом Мука), госпожа Пен ("Флотоводец Ли Сун Син" Чо ‚н Чхуля), матушка Ран ("Подсолнечник" Пак ‚н Бо), Любовь Яровая. С 1961директор Гос. драм. т-ра. Снимается в кино.

Лит. (на кор. яз.): "Чосон", 1962, .N" 9, с. 26-27;

"Чосон есуль", 1963, N 8, с. 29-31. Г. Ли.

ПАККАЛА (Pakkala), Теуво (наст. имя и фам.- Теодор Оскар Фростерус, Frosterus) (19.IV.1862- 7.V.1925) - фин. писатель, драматург. В 1882-90 учился (с перерывами) в Хельсинкском ун-те. Один из виднейших представителей критич. реализма в лит-ре конца 19 - нач. 20 вв. В 1899 в Фин. т-ре (ныне Фин. Нац. т-р, Хельсинки) была пост. самая популярная из его пьес - комедия "На сплавной реке", рассказывающая о жизни сплавщиков леса и крестьян (ставится в фин. т-рах до наст. вр.; в СССР - 1946, фин. драм. т-р, Петрозаводск; 1956, т-р " В а нему йне, Тарту и др.). Комедия "Бык советника коммерции" (1902, Фив. т-р) - едкая сатира на алчность и продажность правящей верхушки провинциального города. П. написал также пьесу "Моряки" (1915, Фин. Нац. т-р, Хельсинки) о жизни прошлого столетия в период расцвета парусного флота, комедию "Семейный праздник" (соч. 1913, пост. и опубл. не была из-за социальной заостр„нности). Драматургия П. отличается острыми комедийными положениями, мастерством диалога, юнким психологич. рисунком образов, яркой речевой характеристикой героев.

Соч.: Kootut teokset, IV nide, Hels., 1922. Лит.: Virtanen N.P., Teuvo Pakkala, Hels., 1933;

Tarkiainen V., Kauppinen E., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., [1961 L Ир. M.

ПАКСИНУ (HaStvou), Катина (p. 1900) - греч. актриса. Училась в Женевской консерватории и в театр. школах в Берлине и Вене. С 1914 выступала на любит, сцене. В 1920 исполнила гл. роль в муз. драме "Беатриса" Митропулоса (по Метерлинку). Как драматич. актриса дебютировала в 1928 в Т-ре M. Ко-топули. В 1932 - 40 и с 1955 - актриса афинского Нац. театра.

Выступала в ролях классич. репертуара: Кли-темнестра ("Агамемнон" Эсхила), Электра (о. п. Софокла), Федра, Медея и Гекуба (о. п. Еврипида), Иокаста ("Эдип-царь" Софокла и "Финикиянки" Еврипида), в пьесах Ибсена, 0'Нила, совр. греч. драматургов (Стелла Вио-ланди - о. п. Ксенопу-лоса; Ева- "Подросток" Хорна и др.), в пьесах Ф. Тарсиа Лорки (Бернарда - "Дом Бернарды Альбы"; Мать - "Кровавая свадьба") и др.

П.- актриса большого темперамента, ей близка эмоционально насыщенная, экспрессивная манера игры. П. созда„т образы сильных женщин, обуреваемых страстью. С 1944 снималась в кино. Д. С.

ПАКУВИЙ (Pacuvius) (ок. 220-ок. 130 до н. э.)- др.-рим. драматург и живописец. Племянник и ученик Энния. Написал 12 трагедий на греч. сюжеты (в к-рых, по-видимому, подражал Софоклу и Еврипиду) и одну трагедию на рим. сюжет (претекстату) "Павел". Цицерон ценил П. как лучшего совр. ему трагич. поэта (Цицерон, "О лучшем роде ораторов", 1,2). Произв. П. известны только по фрагментам.

Соч.: Reliquiae, в кн.: Scaenicae romanorum poesis fragmenta..., v. I, Lipsiae, 1871.

Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, M., 1962. Над. M.

ПАКУЛЬ, Эльфрида Яновна (p.2.VI.1912) - латышская сов. артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Латв. CGP (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Пению обучалась в Риге у проф. П. Сакса (1931-40) и в Москве у проф. Н. Г. Райского (1942-46). В 1940 дебютировала в партии Царицы Ночи ("Волшебная флейта") на сцене Латв. т-ра оперы и балета (Рига). В 1940-41 и 1944-56 - солистка этого т-ра, с 1956- Гос. филармонии Латв. ССР. В исполнении П. сочетаются виртуозность, тонкая музыкальность и артистичность. Гос. пр. СССР (1946).

Партии: Розина, Джильда, Виолетта, Маргарита, Лакме;

Антонида ("Иван Сусанин"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Марфа и др. Я. В.

ПАКЬЯРОТТИ, Пакьеротти (Pacchiarotti, Pacchierotti), Гаспаре (крещ„н 21.V. 1740-28.X.1821)- итал. артист оперы (сопрано). Один из крупнейших кастратов-певцов 18 в., предшественник романтизма в итал. вок. иск-ве. Дебютировал в 1766 на сцене венецианского т-ра "Сан-Джованни Гризостомо" в партии Улисса ("Ахилл на Скиросе" Гасмана, 1-я пост.). Затем был приглаш„н Б. Галуппи участвовать в представлении его оперы "Покинутая Дидона" в Петербурге (1768). Возвратившись в том же году в Италию, с большим успехом выступал в Палермо, Неаполе, Болонье, Милане, Турине и др. городах. Пел на открытии т-ров "Ла Скала" (1778) и "Фениче" (Венеция, 1792). В 1778-84 и 1790-91 гастролировал в Лондоне. В 1796 оставил сцену.

Был первым исполнителем партий: Александр ("Александр в Индии" Пиччини, 1774), Артаксеркс (о. п. Бертони, 1776), Юлий Сабин (о. п. Сарти, 1780), Цезарь ("Смерть Цезаря" Бьянки, 1789) и др.

Лит.: Cecchini G., Cenni biografici intorno a G. Pacchierotti, Padova, 1844; Monaldi G., Cantanti evirati celebri nel teatro italiano, Roma, 1920. Св. Г.

ПАЛАЙМА, Витаутас Казио [p.8(21).VIII.19li 1- литов. сов. художник, педагог. Нар. художник Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1926- 1931 учился в художеств. школе в Каунасе у педагогов П. Калпокаса, В. Диджиокаса, М. Добужинского. С 1931 работал художником в т-рах Шяуляйя, Клайпеды, Каунаса. С 1944 - гл. художник Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс). Следуя реалистич. традициям, П. тонко переда„т историч. и нац. колорит, стиль драма-тургич. произв.

Оформил спектакли: "Усадьба Жалдокаса" Даугуветиса (1948), "Поют петухи" Балтушиса (1948), "Земля-кормилица" по Цвмрке (1952), "Таня" Арбузова (1940), "Бронепоезд 14-69" (1941), "Русские люди" (1945), "Враги" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947), "Лес" (1948); в Т-ре оперы и балета:

"Лебединое озеро" (1948), "Красный мак" (1949); "Даля" Дварионаса (1959), "Цыганский барон" Штрауса (1962) и др.

С 1944 препода„т в Художественном институте (Вильнюс). А.Руз.

ПАЛВАН КАЧАЛЬ - главный персонаж представлений узб. нар. т-ра кукол Кугирчик-уюн. Особую популярность эти представления приобрели в конце 19 - нач. 20 вв. У куклы П. К. смуглое вес„лое лицо с резко выступающим горбатым носом, лихо закрученными усами; одет П. К. в яркую малиновую или ж„лтую рубашку; П. К. - выходец из народа, всегда жизнерадостен, защитник правды и справедливости, он весело поддразнивал и высмеивал чиновников и духовенство. Остался популярным героем и в совр. узб. т-ре кукол.

Лит.: Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928; Перепелицына Л. А., Узбекский народный кукольный театр, Ташкент, 1959.

M. Кад. ПАЛЕВИЧ, Юкум Петрович (18.V.1873-23.VI. 1900)-латышский драматург. Учился в Тартуском и Моск. ун-тах, сначала на историко-филологич., затем на юридич. ф-тах (окончил в 1900). Участвовал в революц. движении студентов. В 1893 написал сати-рич. комедию "Мамзель", в к-рой разоблачал мещанство и бурж. литераторов (1903, Новый латыш, т-р в Риге). В 1896 написал социальную драму "Болотные огни" (или "В болоте", 1905, там же), в к-рой критикует бурж. общество.

Соч.: Мамзель, пер. с лат, М., 1946 (стеклогр. изд.). Лит.: Latviesu literaturas vesture, sej. 3, Riga, 1956. А.В.

"ПАЛЕ-РОЯЛЬ" ("Palais-Royal") - франц. т-ры. 1) Основан в 1641 в Париже во дворце кардинала Рише-ль„, поэтому вначале именовался "Пале кардиналь". Назв. "П.-Р." т-р получил после смерти Ришель„ (1642), завещавшего дворец Людовику XIII. Здание т-ра создано арх. Мерсье под нек-рым влиянием архитектуры т-ра Юлимпико. "П.-Р." открылся 14 янв. 1641 трагедией "Мирам", сочин„нной Ришель„, но подписанной драматургом Демаре. В этом спектакле впервые на франц. сцене осуществл„н принцип тр„х единств. После смерти Ришель„ "П.-Р." мало использовался. В 1660 т-р был отдан Мольеру, к-рый приспо-соойл его для публичных спектаклей. После смерти Мольера (1673) в помещении "П.-Р." ставились спектакли "Королевской академии музыки", возглавлявшейся Ж. Б. Люлли. В 1763 здание "П.-Р." было уничтожено пожаром.

Лит. : М а н ц и у с К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени, пер. с франц.,М., 1922; История западноевропейского театра, т. 1, под общ. ред. С. С. Мокульского, М., 1956, с. 587-89; Bapst G., Essai sur l'histoire du theatre. P., 1893.

2) Небольшой т-р, пристроенный арх. В. Луи к галерее Божоле в 1784 на территории дворца. Вначале наз. т-р "Божоле"; служил местом выступлений т-ра марионеток, детской балетно-пантомимич. труппы и др. В 1790-1807 здесь находился т-р "Варьете", в к-ром шли пьесы разл. жанров. Позднее в помещении т-ра проходили выступления разных трупп (в т. ч. цирковых). В 1818-30 здание не использовалось для театр. представлений. Перестроенное арх. Л. Р. Ге-рши, оно открылось вновь в 1831 под назв. "П.-Р.". Здесь ставились водевили и комедии. Работали актеры П. Левасс„р, В.Дежазеидр. В наст. время "П.-Р."- один из популярных комедийных т-ров Парижа. Е. Ф.

ПАЛЕЧЕК (Palecek), Йосеф (Осип Осипович) [6(18).IX.1842-11(24).II.1915] - рус. режиссер и артист оперы (бас-кантанте). По национальности чех. Вок. образование получил в Праге у проф. Ф. Пибода. В 1864 дебютировал на сцене Пражской чеш. оперы, солистом к-рой был до 1869. Партии: Сват ("Проданная невеста"), Сусанин, Фарлаф; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи) и др. В 1869 в составе итал. труппы выступал в Москве. По совету М. А. Балакирева дебютировал в 1870 в Мариинском т-ре в партии Мефистофеля ("Фауст"), был принят в труппу и поселился в Петербурге. Партии: Гудал, купец Калашников ("Демон", о. п. Рубинштейна), Каспар ("Вольный стрелок"), Беппо ("Фра-Дьяволо" Обера), Марсель, Бертрам ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" Мейербера), Лепорелло ("Дон Жуан" Моцарта), Генрих, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тан-гейзер"), Амонасро ("Аида") и др. Имел звание засл. арт. имп. т-ров. До 1882 был солистом, затем стал режиссером Мариинского т-ра. Впервые в России пост. оперы: "Иоланта" (1892); "Млада" (1892) и "Сер-вилия" (1902) Римского-Корсакова, "Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911) и др. Ставил оперы в Большом зале Петерб. консерватории. Эрмитажном зале, в муз.-драм. кружке (всего ок. 100). Деятельность П. подняла значение оперной режиссуры, он первый стал детально разрабатывать постановочные планы и мизансцены, придавая большое значение массовым сценам. В„л педагогич. работу (с 1888 - профессор оперного класса Петербургской консерватории).

Лит.: М. И., Иосиф Иосифович Палечек, "ЕИТ". Сезон 1894-1895, СПБ, 1896; Ник Ф., 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "Рус. муз. газ.", 1905, ј 18; Тимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13 февр., ј 42. , . v t ,

ПАЛИАШВИЛИ, Вахтанг Леванович (р. 2.VII. 1919) - груз. сов. дириж„р. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Сын Л. П. Палиашвили и племянник 3. П. Палиашвили. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. А. В. Гаука. С 1944-дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Один из ведущих груз. дириж„ров, П. обладает высоким технич. мастерством, умением подчинять звучание оркестра задаче сценич. выразительности, созданию общего муз. образа спектакля в соответствии с авторским замыслом.

Дирижировал премьерами опер: "Лашкара" Андриа-швили (1948), "Сказание о Шота Руставели" Араки-швили (новая ред.; 1949), "Латавра" 3. Палиашвили (новая ред. П.; 1950), "Свадьба соек" (1954), "Красная шапочка" Гокиели (1958), "Нана" Габичвадзе (1960), "Иавнана" Л. Палиашвили (1963); балетов -- "За мир" Торадзе (1953), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956). В репертуаре П.- рус. и зап. клас-сяка, произв. сов. композиторов. С 1944 преподает в Тбилисской консерватории (с 1964 - профессор).

Лит.: Гиоргобиани В., У пульта Вахтанг Палиашвили, газ. "Тбилиси", 1961, 22 марта, JSTs 69 (на груз. яз.).

ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X. 1933, Тбилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников и крупнейший представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род. в семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его старший брат И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом в церковном хоре. В 1895-99 занимался в Тифлисском муз. уч-ще по классу валторны. Теории йузыки обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского. В 1900-03 занимался в Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук. С. И. Танеева. Занятия у Танеева ещ„ более сблизили П. с рус. музыкой, способствовали развитию его композиторского мастерства. С 1903 П. развернул широкую творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дириж„ра) и муз.-обществ, деятельность в Тифлисе.

Молодые годы П. совпали с периодом широкого развития нац. лит-ры, поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой рус. культурой. Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили и др. музыкантами П. активно участвовал в создании новой груз. муз. школы, во всестороннем развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис, под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси" ("Сумерки", 1923, Тифлис), оперу "Латавра" на героико-патриотич. сюжет (1928, Тифлис), мн. симф. и вок. сочинений. П. в„л педагогич. работу; был профессором (с 1919) и директором Тбилисской консерватории (1919, 1923, 1929-32).

Творчество П., глубоко национальное по своей природе, органически сочетает нар. традиции груз.музыки, обладающей богато развитой мелодикой и самобытным хоровым многоголосием, с традициями рус. муз. школы (в особенности М. И. Глинки и А. П. Бородина), с достижениями мирового муз. иск-ва. Борясь против нац. замкнутости, П. преодолел разобщ„нность многочисл. диалектов груз. песенного творчества, обобщил характерные стилистич. особенности разл. этнографич. ветвей нар. музыки и создал единый об-щенац. муз. язык, л„гший в основу груз. муз. классики.

Опера П. "Абесалом и Этери" является одним из высших достижений груз. нац. культуры. Глубокая социально-этич. идея (сила любви преодолевает сословные предрассудки и побеждает смерть) определила возвышенность и монументальность муз.-сценич. воплощения, эпич. характер образов и драматургии этой муз. трагедии. Значит, место уделено в опере показу народа. Композитор исходил в своей музыке гл. обр. из величаво-протяжных хоровых песен Грузии. Народность муз. образов, выразительность пси-хологич. характеристик, строгое единство стиля, классич. простота и ясность форм при глубине содержания определили большое художеств. и историч. значение "Абесалома и Этери".

В опере "Даиси" преобладают романтич. лирика и жанрово-бытовые элементы, но наряду с этим ярко воплощены и героико-патриотич. идеи. Музыка оперы проникнута духом груз. песни (крестьянской и городской) и отражает многообразие е„ жанров, типов и выразит, средств. Это произв. углубляет демократич. и реалистич. черты творчества П.

Прогрессивные творч. принципы П. обогащают совр. муз. иск-во Сов. Грузии. Имя П. присвоено тбилисскому Т-ру оперы и балета.

Лит.: Донадзе Л.,.3. Палиашвили, "Мнатоби", То., 1943, ј 11-12 (на груз. яз.); его же, 3. Палиашвили, М., 1958. В. Дон.

ПАЛИАШВИЛИ (по рус. сцене - П а л и e в), Иван Петрович [1(13).X. 1868-7.III. 1934]-груз. сов. дириж„р и педагог. Нар. арт. Груз. ССР. Брат 3. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался у Н. А. Римского-Корсакова по композиции и у В. И. Сука по дирижированию. Начал муз. деятельность в 1887 в качестве хормейстера и концертмейстера. С 1889 работал дириж„ром в оперных труппах Перми, Риги, Киева, Харькова, Тифлиса, Петербурга, Одессы и др. С 1922 - гл. дириж„р оперного т-ра в Тифлисе. Выступал также как симфонический дириж„р. Исполнение П. отличалось волевым напряжением, эмоциональностью; он добивался высокой слаженности оперно-симф. ансамбля. П. был лучшим истолкователем творчества груз. композиторов.

Пост.: "Даиси" (1923), "Абесалом и Этери" (1924, 1930), "Латавра" (1928) 3. Палиашвили, "Золотой петушок", "Руслан и Людмила" (обе в 1924); "Жизнь - радость" ("Динара") Аракишвили, "Цисана" В. Долидзе (1924) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, и др.

ПАЛИАШВИЛИ, Леван Петрович [р. 25.1(6.11). 1895]- груз. сов. композитор, педагог. БратЗ.П.Яд-лиашвили. В 1922 окончил Тифлисскую консерваторию. В 1924-53 преподавал в муз. уч-щах Кутаиси и Тбилиси, одновременно с 1933-в Тбилисской консерватории (с 1941 - доцент). Написал оперы: "Мать и сын" по И. Чавчавадзе (1922), "Витязь в тигровой шкуре" по о. п. Ш. Руставели (1925, обе - концертное исполнение, Тифлис), "Иавнана" ("Колыбельная") по повести

И. Гогебашвили (1963, Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Автор науч. трудов: "Гармонический язык ,,Абесалома и Этери4'" (Тб., 1938), "Гармонический язык оперы ,, Даиси"" (Тб., 1947).

Лит.: Семья музыкантов, газ. "Советская культура", М., 1963, 8 июня, ј 69, с. 4.

ПАЛИАШВИЛИ, Поликарп Петрович[20.УП(1.УШ). 1875-12.V.1941]-груз. сов. хоровой дириж„р. Засл. деят, иск-в Груз. ССР (1941). Брат 3. П. Палиашвили.В 1903 окончил Моск. консерваторию по классу М. М. Ип-политова-Иванова. В том же году начал работу в т-рах Тифлиса. В 1908 основал Рабочий т-р при Нар. доме; пост. здесь оперы: "Фауст", "Кармен", "Демон" и др. С установлением в Грузии Сов. власти продолжал работать дириж„ром и хормейстером в т-рах Тбилиси, с 1933 - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (пост.: "Даиси" 3. Палиашвили, "Демон", "Русалка" и др.) ив оперной студии при Тбилисской консерватории. П.- автор неск. опер для детей и др. соч. В„л педагогич. деятельность.

Лит.: П. П. Палиашвили, "Заря Востока", 1941, 15 мая, ј 112.

ПАЛИЦЫН (наст. фам.- Палице), Иван Осипович (17.XI.1865-3.VI.1931) - рус. сов. дириж„р. Засл. арт. Республики (1925). По нац. чех. В 1872 принял рус. подданство. Муз. образование получил в Киевском муз. уч-ще. П.-один из основателей Саратовского оперного т-ра и его первый дириж„р (1890-94, 1895-96). В 1897-1901 - дириж„р Казанско-Саратовского оперного товарищества, в 1901-06 - дириж„р Киевского т-ра, в 1906-13-Оперного т-ра Зимина в Москве, с 1924 - Свердловского т-ра оперы и балета. Работал также в оперных т-рах Одессы, Харькова, Баку и др. городов.

Первым на рус. и сов. сцене пост. оперы: "Сестра Беатриса" Гречанинова (1912, Оперный т-р Зимина), "Флорентийская трагедия" Яновского (1914, Одесский гор. т-р), "Овод" Трамбипкого (1929, Свердловский т-р оперы и балета), "Прорыв" Потоцкого (1929, там же), дирижировал первым исполнением "Дон Карлоса" Верди и "Наваррьянки" Массне на рус. яз. (обе 1895, Казанский т-р).

Выступал с симф. концертами. Преподавал в Киевской консерватории.

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М-, 1957; Бенефис И. О. Палицына, "Саратовский дневник", 1901, 2февр., ј 27; Евдокимов Я, К., Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 г.), в кн.: Из музыкального прошлого. Сборник очерков, [т.] 1, [М. ], 1960; Т а у б e Н. Ф., Четверть века Казанской оперы (1874-1901), там же.

ПАЛЛАДИО (Palladio), Андреа ди Пьетро (30.XI. 1508-19.VIII.1580) - итал. архитектор, теоретик. Крупнейший представитель архитектуры Возрождения. Сын падуанского каменщика. Жил гл. обр. в Виченце. Был членом "Академии олимпийцев" - местного кружка гуманистов, по инициативе к-рого строился* т-р Олимпико (начат в 1580 по проекту П.). Глубоко изучив античное наследие, П. творчески его использовал в архитектурном решении здания т-ра. Планировка т-ра выполнена П. в традициях архитектуры театр. сооружений античного Рима.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Pane R., Andrea Palladio, [2 ed.], Torino, 1961.

ПАЛЛЕНБЕРГ (PalIenberg), Макс (18.ХП.1877- 26.VI.1934) - нем. актер. Творч. путь начал в 1895 в провинц. т-рах Австро-Венгрии, в 1909-11 работал в "Т-ре ан дер Вин", в 1911-14-в "Фолькстеатре" (Вена). В 1914 был приглаш„н М. Рейнхардтом в Нем. т-р (Берлин), одновременно выступал в др. берлинских т-рах, много гастролировал. После захвата гитлеровцами власти покинул Германию. В 1933 играл в Вене, в "Д„йчес фолькстеатр". П.- актер яркого комедийного дарования, неистощимой фантазии, блестящий импровизатор, владел иск-вом пантомимы. Героями П., наиболее близкими его творчеству, были маленькие, незаметные люди, стремящиеся отстоять сво„ место в жизни; это были трагикомич. персонажи, бессильные бунтари. П. называли "тоскующим Кашперлем", юмор его героев был саркастическим и скорбным, образы острыми, гротесковыми.

Роли: Кассир ("С утра до полуночи" Г. Кайзера), Галли Гай, Пичем ("Что тот, что этот", "Тр„хгрошовая опера" Брехта), Швейк ("Бравый солдат Швейк"), Шлюк ("Шлюк и Яу" Гауптмана), Аким ("Власть тьмы"), Мефистофель ("Фауст" Г„те).

Лит.: 3 h e г i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 2, 3, В., 1962; Bab J., Kranze dem Mimen, Emsdetten, 1953. Л. Лоб., И. H.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница