Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
оборудование пункт

Театральная энциклопедия
(страница 323)


ОПЕРНАЯ СТУДИЯ БОЛЬШОГО ТЕАТРА - создана в 1918 по решению Художеств. совета Большого т-ра с целью осуществления реформы муз. т-ра, повышения сценич. мастерства оперных артистов. Организаторами студии были К. С. Станиславский (член Художеств. совета), его сестра и брат - 3. С. Соколова и В. С. Алексеев, концертмейстер и дириж„р М. Н. Жуков. Первоначально занятия проводились с артистами Большого т-ра (Е. А. Степанова, К. Е. Ан-тарова, С. И. Мигай, Ф. В.. Павловский и др.), ас осени 1919 также с вновь набранной молод„жью. Преподавали в студии - Н. С. Голованов (муз. дисциплины), В. Р. Петров, Е. И. Збруева, М. Г. Гукова (пение), Н. М. Сафонов и С. М. Волконский (сценич. речь и вок. произношение), К. С. Станиславский (мастерство актера). В студии велась борьба с оперными штампами, вырабатывались новые при„мы игры;

Станиславский добивался слияния в оперном спектакле музыки, пения, слова, подлинного творч. переживания. Он воспитывал кадры "поющих актеров". При разучивании студийцами оперных отрывков преследовались учебные задачи. В 1921 студийцы пост. оперу "Вертер". Этапная работа студии - "Евгений Онегин" (1922), в ней выражены основные принципы музыкальной режиссуры Станиславского. Последний спектакль студии - опера "Тайный брак" Чимаро-зы (1925, пост. К. С. Станиславского и 3. С. Соколовой).

В 1920 студия была отделена от Большого т-ра, в 1924 ей присвоено имя К. С. Станиславского. В 1926 она преобразована в Оперную студию-театр имени К. С. Станиславского.

Лит.. СтДниславскийК.С., Моя жизнь в искусстве, М., 1962, с. 457-66; Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918-1922гг.. ., 3 изд.,М., 1952;

Гзовская О., Рождение театра, "Искусство и жизнь", 1941, Jsft 3; К p и с т и Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 67-128; Соболев Ю., "Евгений Онегин" Пушкина - Чайковского - Станиславского, в сб.:

Программы моск. государственных и академических театров..., вып. 1 (21-31 дек.), М., 1922. А Ив

ОПЕРНАЯ СТАДИЯ-ТЕАТР и м е н и К. С. С т а ниславского- организована в 1926 в Москве на базе б. Оперной студии Большого театра, Работала в помещении б. Дмитровского т-ра. Студия-театр была важным этапом на пути к осуществлению реформы оперного т-ра. Были пост.: "Царская невеста" (на открытии), "Богема" (1927), "Майская ночь" (1928) (все пост. Станиславским). Пост. "Царской невестьг" была направлена против оперной рутины в трагедийном муз. спектакле. В пост. "Богемы" Станиславский показал героев Пуччини как обыкновенных людей из низших классов. В этом спектакле он проявил сво„ "умение извлекать действие из музыки" (Кристи). Замечат. вок.-сценич. ансамбля, высокой художеств. правды добился Станиславский в "Майское ночи". Эти спектакли, утверждавшие систему Станиславского в муз. т-ре, явились важным вкладом в развитие сов. оперного т-ра. Худ. рук. студии-театра был К. С. Станиславский, входивший в состав правления и Худ. совета. В Худ. совете были: Ф. Д. Остроградский, П. И. Румянцев, Ф. Н. Петров, Л. В. Собинов, М. И. Прудкин и др. Зав. муз. частью и гл. дириж„ром был В. И. Сук, руководители вок. части - Е. И. Збруева, В. Р. Петров, М. Г. Гукова. Дириж„ры-К. Ф. Бауэр, М. Н. Жуков, режиссеры - 3. С. Соколова, В. С. Алексеев, М. Л. Мельтцер, В. В. За-лесская, хорм.-К. П. Виноградов, худ.-В. А. Симов. .В труппу входили: Е. IL Бельская,В. Ф. Виноградов, М. С. Гольдина, К. А. Малькова, А. А. Росницкая, М. И. Степанова, Д. Я. Андгуладзе, П. Н. Белугин, Г. М. Бушуев, В. Ф. Донец, И. И. Маныпавин, Н. Д. Панчехин, А. В. Полянский, Ю. П. Юницкий, В. И. Якушейко и др. В 1928 О. с.-т. преобразована в Оперный театр имени К. С. Станиславского.

Лит.: Беляев В.М., Государственная оперная студия-театр имени народного артиста республики К. С. Станиславского, М., 1928; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 131-51; К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955 (Театральное наследство, т. 1), с. 268-332. А Ив

ОПЕРНО-ДРАМАТЙЧЕСКАЯ СТУДИЯ имени К. С. Станиславского. Создана осенью 1935. Первым директором и худ. рук. студии был К. С. Станиславский. По мысли Станиславского, О.-д. с. должна была явиться подготовит, этапом к созданию театр. академии, воспитывающей актеров-мастеров драмы и оперы. В соответствии с этим студийцы делились на актеров и аспирантов-преподавателей. Первый состав О.-д. с. формировался по конкурсу из участников художеств. самодеятельности, молодых актеров и режиссеров. Помощником Станиславского по руководству группой педагогов и режиссеров была 3. С. Соколова. Зам. директора- В. 3. Радомысленский, муз. рук.- В. П. Ширин-ский, затем Н. С. Голованов (он же - рук. оперного отделения). После смерти Станиславского худ. рук. студии и рук. драм. отделения стал М. Н. Кедров. Муз. и драм. педагогами в студии работали А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Л. Я. Шор-Плотни-кова, С. И. Мигай, М. П. Максакова, В. Э. Мейерхольд, Л. М. Леонидов, М. П. Лилина; дириж„рами были А. М. Ковал„в, Ю. В. Муромцев, И. Б. Байн, Л. В. Ху долей; режиссерами - В. А. Орлов, В. О.Топорков, О. Н. Андровская, Б. Н. Флягин, Г. В. Кристи. В подготовке спектаклей "Чио-Чио-сан" (1938);

"Виндзорские кумушки" Николаи (1939) принимал участие Станиславский. Среди пост. - оперы "Таня" (1943) и "Княжна Мери" (1944) Дехтер„ва, "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1944) и др., оперетты "Клодина" и "Похождения Флористана" Оффен-баха (1944). В 1946 О.-д. с. была преобразована в Оперно-драматический театр имени К. С. Станиславского, а в 1948 оперная часть т-ра влилась в Музыкальный театр именг. К. С. Станиславского и Вл. Я. Немировича-Данченко. См. также Московский драматический театр имени К. С. Станиславского.

Лит.: К. С. Станиславский. Статьи, речи, беседы, письма, М.. 1953, с. 326-31 и др.; К р и с т и Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 213-40; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, "Театр", 1948, .ј 1, с. 49-56; Варшавский Я., Студия Станиславского, "Новости иск-ва", 1937, ј 4, с. 8-9;

Ремезов И., Школа художественной правды, "Сов. иск-во". 1938, 2 февр., ј 13(419). А. Ив.

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА, "Опера Зимина",- рус. частный т-р в Москве. Осн. С. И. Зиминым. Открылся в 1904 оперой "Майская ночь" в помещении т-ра "Аквариум" (затем работал в др. помещениях). С 1908 спектакли шли в помещении Т-ра Солодовнико-ва (ныне Моск. т-р оперетты). В 1917 стал гос. т-ром и получил наименование Т-ра Совета рабочих депутатов, в 1919-20 наз. Малая гос. опера. В 1922-24 работал как товарищество и наз. "Свободная опера Зимина".

Продолжая традиции Московской частной русской оперы, О. т. 3. уделял большое внимание произв. рус. композиторов. В этом т-ре впервые была пост. опера "Золотой петушок" (1909), состоялись моск. премьеры оперы "Хованщина" (1910), оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова (1913). В 1904-17 т-р пост. все оперы Чайковского. Здесь же впервые в России были пост. "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1909) и "Риен-ци" (1923) Вагнера, мн. оперы Пуччини и др. В т-ре работали в разные годы артисты М. В. Бочаров, В. П.

Дамаев, С. И. Друзякина, Н. С. Ермоленко-Южина, О. И. Камионский, Ю. С. Кипоренко-Даманский, Н. П. Кошиц, К. М. Лебедев, В. В. Люце, А. М. Матвеев, В. В. Осипов, В. Н. Петрова-Званцева, В. Р. Пикок, Н. Г. Райский, Н. И. Сперанский, В. Н.Тру-бин, В. Г. Ухов, Е. Я. Цветкова, П. И. Цесевич, Н.А.Шевел„в, С. П. Юдин и др.; дириж„ры М. М. Багриновский, М. М. Ипполитов-Иванов, Э. А. Купер, А. И. Орлов, А. М. Пазовский, И. О. Палицын, ‚. Е. Плотников; режиссеры А. В. Ивановский, Ф. Ф. Ко-миссаржевский (в 1915-19 - гл. реж.), П. С. Оленин (в 1907-15-гл. реж.), П. М. Штробиндер. В оформлении спектаклй принимали участие художники И. Я. Билибин, А. М. Васнецов, П. П. Кончаловский, А. И. Материн, В. Д. Поленов, Ф. Ф. Федоровский, И. С. Федотов, К. Ф. Юон. В качестве певцов-гастрол„ров в О. т. 3. выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Баттистини и др. При т-ре имелась студия молодых певцов (с 1916), где были пост. оперы-миниатюры "Ведьма" Яновского и "Хирургия" Острогла-зова по Чехову, "Флорентийская трагедия" Яновского (все в 1916), дуэт "Ромео и Джульетта" Чайковского.

Т-р впервые пост. оперы сов. композиторов: "Князь Серебряный" Триедина (1923), "Трильби" Юрасов-ского (1923). "Плач Рахили" Дудкевича (1924). В сов. время в т-ре начали артистич. деятельность певцы Г. В. Жуковская, А. С. Пирогов, В.Р.Сливинскийидр.

Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 109-110;

Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 143-47; Зимин С., История оперного т-ра С. И. Зимина (рукопись, Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). А. Ш,

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВ СКОГО (Оперный театр имени народного артиста СССР К. С.Станиславского) - оперный т-р в Москве. Создан в 1928 пут„м преобразования Оперной студии-театра им. Стани' славского в оперный т-р. В основу работы т-ра были положены реалистич. принципы Станиславского в области оперного иск-ва - борьба с оперной рутиной и штампами, органич. слияние в спектакле муз., вок. и сценич. начал. Т-р пост. оперы: "Борис Годунов" (1929), в к-рой с драматич. силой был раскрыт образ народа, "Пиковая дама" (1930), "Л„д и сталь" Дешевова (1931), "Золотой петушок" (1932), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935), "Риголетто" (1939) и др. В лучших из этих спектаклей Станиславский наш„л точное соответствие сценического действия музыкальному содержанию, реализм сценической формы, правдивость и яркость актерской игры и вновь показал неистощимую изобретательность мизансцен. После смерти Станиславского театр завершил начатую работу над оперой "Бал-маскарад" Верди (1941) и произведениями советских композиторов: "Дарвазское ущелье" Степанова

(1939), "Станционный смотритель" В. Крюкова

(1940), "Сем„н Котко" Прокофьева (1940). В реформаторской деятельности Станиславского как оперного режиссера принимали ближайшее участие его сестра и брат - 3. С. Соколова и В. С. Алексеев, артисты Большого т-ра СССР: А. В. Богданович, М. Г. Гукова, Е. И. Збруева, В. Р. Петров, Л. В. Собинов. Муз. часть т-ра возглавляли: Н. С. Голованов, В. И. Сук, позднее - Б. Э. Хайкин, М. Н. Жуков и др. В 1941 т-р был объедин„н с Музыкальным театром имени В. И. Немировича-Данченко. См. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В л. И. Немировича-Данченко.

Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, с. 152-212; О Станиславском, М., 1948;

Бахрушин Ю. [сост.]. Государственный оперный театр им. народного артиста Республики К. С. Станиславского, М.. 1936; Черноморскому флоту Государственный оперный театр им. народного артиста Союза ССР К. С. Станиславского, М., 1937.

ОПИД (Opitz), Мартин (23.XII.1597-20.VIII. 1639) - нем. поэт, драматург. Основоположник нем. придворного классицизма, основатель т. н. первой сплезской поэтич. школы. Учился в ун-тах Франк-фурта-на-Одере (1618) и Гейдельберга (1619). Был на дппломатич. службе (1625-30). В труде "Книга о немецкой поэзии" (1624) О. обосновывает теорию нем. классицизма, выступая последователем Ф. Малерба, Ж. С. Скалигера и П. Ронсара и предшественником Буалонанем. почве. Автор либретто оперы "Дафна" - первой нем. оперы (обработка одноим„нной итал. оперы, музыка Г. Шютца, пост. в 1627 в Торгау), трагедии "Юдифь" (1635- вольный перевод либретто одно-им. итал. оперы, пост. в 1646 в Торне). О. переработал трагедию Сенеки "Троянки" (1625), перев„л трагедию Софокла "Антигона" (1636), внеся в не„ дидактическую тенденцию (наказание вины). Сочинения О. явились новым этапом в развитии немецкой драматургии, они знакомили немецкое общество с неизвестными ещ„ античными образцами. Влияние О. сохранялось в Германии в течение всего 17 в. (до выступления Гот-шеда). Ham. В.

"ОПРИЧНИК" - опера П. И. Чайковского, его же либр. по о. п. И. И. Лажечникова. Соч. 1870-72, пост. 12 апр. 1874, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Жемчужный- Васильев 1-й, Наталья - Рааб, Митьков - Соболев, Морозова - Крутикова, Андрей - Орлов, Басманов - Васильев 2-й, Вязьминский - Мельников, Захарьевна - Шредер). 4 мая 1875, Большой т-р (дириж„р Мертен; Жемчужный - Демидов, Наталья - Смельская, Морозова - Кад-мина, Андрей - Додонов, Вязьминский - Радонежский, Басманов -Аристова). 1897, Т-р Солодовникова, в пост. Моск. частной рус. оперы (Митьков - Шевел„в, Андрей - Секар-Рожанский, Вязьминскпй - Шаметин). 1897, возобн. в Ма-риинском т-ре (дириж„р Направник, реж. Кондратьев, худ. Яковлев, Шишков, балетм. Иванов; Жемчужный - Серебряков, Наталья - Куза, Морозова - Славина, Андрей - Ершов). 1899, Большой т-р (дириж„р Альтани; Наталья - Маркова, Морозова - Крутикова, Андрей - Кошиц и Фигнер). 1904, там же (дириж„р Рахманинов; Жемчужный - Трезвинский, Наталья - Салина). 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Палицын, реж. Оленин, худ. Маторин; Андрей - Дамаев, Наталья - Ми-лова, Морозова - Остроградская, Жемчужный - Трубин). Др пост.: Киев (1874, 1915), Казань (1878), Харьков (1880), Рига (1903), Хельсинки (1908).

На сов. сцене впервые пост. 2 марта 1924, Киев (дириж„р Л. Штейнберг). 1940, Свердловский т-р оперы и балета (дириж„р Маргулян, реж. Колосов, хорм. Преображенский, балетм. Кононович, худ. Н. Коровин; Наташа - Колодуб, Андрей - Аграновский, Морозова- Белоусова, БасмановЛубенцова, Вязьминский - Щадин, Митьков - Столяров, Жемчужный - Юшков, Захарьевна - Летемипа). Пост. в др. городах Советского Союза: Горький, Фрунзе (1957), Харьков (1958).

Издания: "О.", партитура, СПБ, Бессель, 11896]; акад. изд.- Полное собр. соч., т. За и б, М., Музгиз, 1959; клавир СПБ, Бессель, [1874]; акад. изд.-Полное собр. соч., т. 34, М., Музгиз, 1959. Я. Г р.

"ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ" (варианты первонач. названий - "Гимн матросам", "Триумфальная Трагедия" И др.) -пьеса в 3 актах В. В. Вишневского поев. автором 15-й годовщине Октябрьской революции. Соч. 1932 (1-й вариант), 1933 (2-й вар.). Пост. (в 1-й ред.) - в 1933 в Киевском рус. т-ре (реж. Нелли-Влад, худ. Вишне-вецкая и Фрадкина; Комиссар - Добржанская, Сиплый - Светловидов); 18 дек. 1933 (во 2-й ред.)-моск. Камерный т-р (реж. Таиров, худ. Рындин, комп. Книппер; Ведущие - Александров и Чаплыгин, Комиссар - Коонен, Вайнонен - Новлянский, Рябой -Хмельницкий, Алексей - Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский, Сиплый -Кла-ров, Боцман - Аркадии, Главарь группы анархистов - Дорофеев). В 1955 "О-т." была в новом сценич. варианте пост. в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (реж. Товстоногов, худ. Босулаев, комп. К. Караев; Комиссар - Лебзак, Вайнонен- Ян, Алексей - Горбач„в, Вожак - Толубеев, Сиплый - А. Соколов; Товстоногов и Толубеев были удостоены Ленинской пр., 1958).

Всего в СССР "О. т." ставило св. 120 т-ров, среди них:

Бакинский рабочий т-р (1934), Орловский т-р (1934, 1939), симферопольский Крымгостеатр, Т-р им. Грибоедова, Хабаровский (все в 1935), Архангельский (1936, 1941, 1959), Казанский т-р. Куйбышевский ТРАМ (оба в 1936), Омский т-р (1936, 1956), Ростовский-на-Дону т-р (1936. 1958). Свердловский ТРАМ, Уфимский рус. т-р (оба в 1936), Калужский т-р (1937. 1956), Костромской (1938), Рус. т-р, Махач-Кала,

Рус. т-р, Харьков (оба в 1937 и 1957), Ярославский (1937), Майкопский, Пермский т-ры (оба в 1938), т-р Комсомольска-на-Амуре (1939, 1956), Польский т-р БССР, Белосток (1940), Владивостокский (1940, 1953, 1956), Магнитогорский (1940, 1961), Мурманский, Новокузнецкий и Рязанский,(все в 1940, 1956), Краснодарский. Нижне-Тагильский, Томский (все в 1941), Ногинский (1941, 1956), Черновицкий им. Шевченко (1946), Кустанайский т-р (1947), т-р в Улан-Удэ. Сев.-Осет. т-р (оба в 1948), Псковский т-р (1952), Ульяновский т-р (1953), Курский, т-р Туркестанского Военного округа. Тюменский т-р (все в 1954), Иркутский ТЮЗ (1955), Моск. т-р драмы и комедии. Челябинский, Читинский т-ры (все в 1956), Астраханский, Горьковский, Запорожский им. Щорса, Карагандинский т-ры. Минский русский т-р. Николаевский и Одесский ТЮЗы, Новосибирский т-р "Красный факел" Саратовский т-р (все в 1957), Севастопольский т-р, Т-р им. Руставели (оба в 1958), Алма-Атинский рус. театр, Барнаульский, Оренбургский, Тамбовский театры (все в 1959), Ереванский русский театр (1960), Театр им. Франко (1961), Петропавловский-на-Камчатке театр (1962) и мн. др.

За рубежом "О. т." ставили: Оломоуцкий (Чехословакия) (1935), Нац. т-р, Прага (1935, 1957), Т-р "Искусство и Пропаганда" в Мадридском т-ре "Сарсуэла" (1937), берлинский Дом культуры Сов. Союза (1948), "Независимый т-р", Париж (1950), Нар. т-р, София, Белградский т-р (1957), Арадский т-р (Румыния), Венгерский т-р им. Пет„фи, Т-р им. Будевской (Болгария), Галацкий т-р (Румыния), Дрезденский и Клужский т-ры (все в 1958), "Берлине? ансамбль" (1958, 1961), Нац. т-р, Бухарест, т-р Наций, Париж (оба в 1959), Пльзеньский т-р (Чехословакия, 1961) и мн. др.

Издания: Первая публикация - "Новый мир", М., 1933, кн. 2 (первая ред.); Вишневский Вс., Собр. соч., т. 1. Пьесы, М., 1954.

Лит.: Альтман И., Избранные статьи, М., 1957;

Головашенко Ю., Героика гражданской войны в советской драматургии. Л., 1957, с. 190-210; Вишневский Вс., Статьи, дневники, письма о литературе и искусстве, М., 1961. 4 Шн

ОПЫТНО-ГЕРОИЧЕСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. т-р; работал в Москве в 1921-23. Во главе т-ра стояли актер, художник и режиссер Б. А. Фердинандов и поэт и драматург В. Г. Шершеневич. Т-р декларировал необходимость создания "героического иск-ва", созвучного революции. Однако его творч. поиски сводились к надуманным схоластич. теориям, основой творчества актера и режиссера провозглашался "метро-ритм". А. В. Луначарский отрицательно отзывался об опытах т-ра.О.-г. т. ставил спектакли нерегулярно. Наиболее активно т-р работал в сезоне 1921-22, когда были пост. "Эдип-царь" Софокла; "Гроза"; "Женитьба", "Страшная месть" (по Гоголю), "Дама в ч„рной перчатке" Шершеневича и др. В 1922-23 был подготовлен один спектакль - "Одна сплошная нелепость" Шершеневича. В 1922 О.-г. т. входил в состав ГИТИСа на правах вольной мастерской (Мастерская ј 3). В 1923 т-р прекратил спектакли. В О.-г. т. работали: художник Б. Р. Эрдман, драматург Н. Р. Эрдман, режиссер и комп. Е. П. Павлов, комп. Ю. С. Милютин (зав. муз. частью).

Лит.: Фердинандов Б. А., Театр сегодня, в сб.:

"О театре"', Тверь, 1922. М. Люб.

ОРАНСКИЙ (наст. фам.-Г е р ш о в), Виктор Александрович [4(16).V.1899-27.IX.1953] - рус. сов. композитор. В 1915-18 учился в Моск. консерватории. Заведовал муз. частью 2-й студии МХАТа (19231925), Т-ра ВЦСПС (1932-36), Т-ра им. Ермоловой (1947-50) и др. Автор балетов "Футболисты" (1930, Большой т-р), "Три толстяка" по о. п. Ю. Олеши (1935, там же), "Виндзорские проказницы" (1942, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др., оперы "Бронепоезд 14-69" по о. п. Вс. Иванова (не оконч.), детской оперы "Звезда радости" (1919, Моск. детдом), оперетты "Ночные пауки" (1929, Моск. т-р оперетты) и др. соч. О. прекрасно знал сцену и писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч. "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, 2-я студия МХАТа), "12 месяцев" (1947, МТЮЗ), "Старые друзья" Малюгина (1945, Т-р им. Ермоловой), "Пушкин" Глобы (1950, там же), "Кон„к-Горбунок" по П. П. Ершову и "20 лет спустя" Светлова (ЦДТ, 1953, 1956) и др. Музыка О. отличается изобретательностью, красочностью, юмором, меткостью характеристик. С 1918 О. занимался педагогич. деятельностью. M. Лифш.

ОРАТОРИЯ (итал. oratoria, от лат. oro - говорю, молю) - крупное муз. произв. для хора, солистов-певцов и симф. оркестра, написанное обычно на драм. сюжет, но предназначенное не для сценич., а для концертного исполнения. О. появилась на рубеже 16- 17 вв., почти одновременно с кантатой и оперой и по своей структуре близка к ним. От кантаты О. отличается более крупным размером, эпико-драм. характером и разв„рнутой сюжетностью, от оперы - преобладанием повествоват. элемента над непосредств. драм. развитием.

О. развилась из драматизированных лауд, исполнявшихся в ср. века в Риме, в т. н. ораториях - особых помещениях при церкви, где собирались верующие для чтения и толкования библии, "душеспасительных" бесед и т. п. (отсюда и назв. "О."). Первое произв. типа О. - "Представление о душе и теле" Э. дель Кавальери - исполнялось в виде спектакля (пост. 1600, Рим). Но вскоре исполнители О. отказались от сценич. игры. Была введена речитативная партия рассказчика. Выдающимся мастером О. был Дж. Ка-риссими. Его О. "Суд Соломона", "Иевфай" (ок. 1649) и др. написаны на лат. тексты из библии. Параллельно развивалась "простонародная" О. на итал. языке с вольным текстом на духовные темы ("Иоанн Креститель" А. Страделлы, 1676). Классич. тип О. как монументального произв. с преобладанием хора создал в Англии в 30-40-х гг. 18 в. Г. Ф. Гендель. В его ге-роич. О. на легендарные библейские сюжеты ("Израиль вгипте", 1738, "Мессия", 1741, "Самсон", 1741, "Иуда Маккавей", 1746, и др.) гл. действующим лицом является народ. Гендель писал О. также и на античные мифологические сюжеты. Образцами жанрово-описа-тельной О. являются "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801) И. Гайдна. Среди многочисленных О. 19 в. выделяются произведения Ф. Мен-дельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа, А. Дворжака; из светских О. - "Рай и пери" Р. Шумана (1843). В совр. зап. музыке жанр О. часто используется для пропаганды религиозно-клерикальных идей.

В рус. музыке эпич. формы ораториально-хорового творчества были широко использованы и своеобразно разработаны в операх и кантатах: "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" С. А. Дегтяр„ва (1811), "Потерянный рай" А. Г. Рубинштейна (1856, исп. 1876) и др. В сов. музыке О. получила форму монументальной концертной вок.-симф. композиции. В сов. О. находят художественно-образное воплощение значит, события современности и истории. Среди сов. О.: "Емельян Пугач„в" М. В. Коваля (1939), "Сказание о битве за Русскую землю" (1944) и "Доколе коршуну кружить" (1963) Ю. А. Шапорина, "Песнь о лесах" Д. Д. Шостаковича (1949), "На страже мира" С. С. Прокофьева (1950), "Патетическая оратория" Г. В. Свиридова (1958); среди совр. зарубежных - "Жанна д'Арк на костре" А. Опеггера (1938), "Мансфельдская оратория" Э. Г. Мейера (1950, ГДР).

Лит.: Schering A.. Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911; Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910;Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955; Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960.

ОРВИЛЬ(ОгуП), Эрнст (p.l2.IV.1898)-HOpB. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1932. В пьесах "Багровая луна" (1948, Новый т-р, Осло), "Фру Сильвия" (1948, там же), "Невиновный" (1953, там же), "Три женщины" (1956,Нац. т-р) О. выступает идеологом мелкой буржуазии, хотя и пытается скрыть это за псевдокритич. изд„вками над нек-рыми проявлениями мещанского сознания. Уверенно владея дра-матургич. техникой, О. насыщает диалог изящными, но пустыми парадоксами, созда„т эффектные сюжетные ситуации. В "Багровой луне" и "Тр„х женщинах" цинично утверждается право сильного, принцип личного преуспевания как единств, смысл жизни.

Лит.: Наг М., Норвежский театр на распутье, "Театр", 1959. ј 2, с. 173. Вл. М.

ОРДАНСКАЯ, Лариса Романовна [р. 6(19).VIII. 1911] - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Сценич. деятельность начала в Театре-студии им. Ермоловой, преобразованной в 1937 в Моск. т-р им. Ермоловой. С этим т-ром связана вся творч. жизнь актрисы. Работая под рук. режиссеров М. А. Терешковича, М. О. Кнебель, Н. П. Хмел„ва, А. М. Лобанова, О. овладела иск-вом психологич. анализа роли.

Роли: Луиза ("Коварство и любовь"), Галя ("Бойцы" Ромашова), Полина ("Мачеха" Бальзака, позднее играла Гертруду), Натали ("Пушкин" Глобы), Нихаль ("Чудак" Хикмета), Мария ("Европейская хроника" Арбузова). Задушевностью было отмечено е„ исполнение роли Тони ("Старые друзья" Малюгина; Гос. пр. СССР, 1945).

В комедийных спектаклях игра О. отличается изяществом, л„гкостью, тонким юмором, вес„лым лукавством: Розалинда ("Как вам это понравится" Шекспира), Лидия ("Бешеные деньги") и др. С 1933 одновременно с работой в т-ре О. вед„т режиссерскую и педагогич. работу в драмкружках колхозов и совхозов. Препода„т в ГИТИСе. М. Лифш.

ОРДУБАДЫ, Мамед Сайд Гаджи ага оглы (24. III. 1872 - l.V.1950) - азерб. сов. писатель, драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1918. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 1-го и 4-го созывов. Лит. деятельность начал в 1903.'За участие в революп." движении был выслан в 1914 в г. Царицын, откуда вернулся лишь после установления Сов. власти. О. - родоначальник и крупный представитель азерб. историч. романа. Автор драм "Последние дни Андалузии", или "Падение Гренады" (1912) об освободит, борьбе исп. народа, "Тимур и Илдырым Баязет", направленной против деспотизма, угнетения и захватнич. войн. О. активно участвовал в работе Бакинского сатир.-агит. т-ра, написал для этого т-ра одноактные сатирич. пьесы: "Саботажники" (1921), "Лига Наций" (1922), многоактную пьесу "Октябрьская революция" (1921). Пьеса "Верующие" (1922, Азерб. т-р драмы) разоблачала религиозный дурман. Революц. борьба народов Юж. Азербайджана отражена в драме "Тавриз Туманный" (1945, Т-р им. Азизбекова). О.- автор либретто азерб. опер:

"К„р-оглы" У. Гаджибекова (1937), "Нергиз" Магомае-ва (1935), "Низами" Бадалбейли (1948), "Сафа" Маиля-на (1939), муз. комедий: "Пятирубл„вая невеста" Рустамова (1939), "Похитители сердец" Амирова (1944).

Соч.: Избр. произведения, Баку, 1950; Эсэрлэри,1-УШ, Бакы, 1964 (на азерб. яз.). Лит.: Очерк истории азерб. сов. литературы, М., 1963;

Т а г и е в Г., Библиография произведений М. С. Ордубады, Баку, 1951 (на азерб. яз.). ф. В.

ОРДЫНСКИЙ (наст. фам. -Подгорный), Всеволод Георгиевич (1879-1945) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1902 поступил в Харьковский т-р, учился сценич. мастерству у актера Н. М. Шувалова. В 1902-09 служил в антрепризах Дюковой, Дюковой-Соколовского и Синельникова. В 1909 работал в Москве в Т-ре Незлобина. Роли:

Фламбо ("Орл„нок" Ростана), Валентин ("Фауст" Г„те), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому) и др. О. участвовал в создании Нар. худ. т-р а и т-ра оперы в Таганроге. В 1924 работал в моск. т-рах, затем в т-рах Оренбурга, Краснодара, Новосибирска, Тифлиса. Роли: Городничий; Ф„дор Карамазов ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Шуйский ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Предукома ("Шторм"), Кошкин ("Любовь Яровая"). В 1930 О. был приглаш„н в Свердловск во вновь организуемую труппу постоянного драм. театра; принимал активное участие в становлении этого т-ра, формировании его идейных и творч. позиций. Лучшие роли О.: Сатин, Егор Булычев; Губин ("Достигаев и другие"), Хлынов ("Горячее сердце"), Отелло; Редозубов ("Варвары"), Дикой ("Гроза"), Несчастливцев. О. был первым исполнителем роли Ленина ("На берегу Невы") на свердловской сцене. Образы, созданные О., были отмечены жизненной достоверностью, ч„ткостью социальной характеристики, сложностью внутр. мира героев.

Лит.: Ефремов В.Г., Ордынский, Свердловск, 1932;

Панфилов А., Свердловский драм. театр, Свердловск, 1957. Л. Ник.

ОРЕНБУРГСКИЙ ТЕАТР - рус. сов. драм. театр в г. Оренбурге. Начало театр. жизни в городе относится к 1856 (спектакли ставились в каменном манеже, в 1868 здание было реконструировано). 14 янв. 1869 состоялось открытие гор. т-ра, и с этого года в Оренбурге постоянно работают профессиональные труппы. В Оренбурге начинали свою актерскую деятельность М. И. Писарев, П. А. Стрепетова. Выступали актеры: М. И. Велизарий, М. Т. Иванов-Козель-ский, В. Н. Андреев-Бурлак, Е. К. Лешковская, Ф. П. Горев, В. Ф. Комиссаржевская, М. М. Тарханов, Н. Ф. Светловидов. О. т. одним из первых про-винп. т-ров обратился к драматургии Чехова (в 1898 пост. "Чайку") и Горького (инсц. "Фома Гордеев и Маякин" и "Мещане" - оба в 1902; "На дне", 1904, "Дачники" и "Дети солнца" - оба в 1905).

Начиная с конца 20-х гг. т-р систематически ставил пьесы сов. драматургов. Были пост.: "Шторм" (1925);

"Конец Криворыльска" Ромашова, "Любовь Яровая" (1927, 1936, 1940); "Темп", "Поэма о топоре", "Аристократы" Погодина, "Интервенция" Славина, "Оптимистическая трагедия" (все в 1938). Одновременно т-р ставил классич. драматургию: "Гамлет" (1934), "Ромео и Джульетта" (1936, 1940), "Маскарад" (1937), "Борис Годунов" (1937), "Горе от ума" (1937, 1945), "Ревизор" (1935, 1937), "Анна Каренина" (1938), "Живой труп" (1940). Т-р неоднократно обращается к драматургии Горького. За 20 лет пост. 12 пьес: "Егор Булычев и другие" (1933), "Враги" (1935), "Последние" (1936, 1948), "Варвары" (1937), "Мещане" (1939), "На дне" (1941), "Старик" (1945), "Зыковы" (1947), "Дачники" (1954) и др.

В т-ре ставятся пьесы, поев. жизни и деятельности В. И. Ленина,"Человек с ружь„м" (1938), "Кремл„вские куранты" (1940, 1960), "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1939). Во всех тр„х спектаклях роль В . И. Ленина сыграл нар. арт. РСФСР В. И. Агеев.

Среди пост. 40-60-х гг.: "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1943); "Обыкновенный человек" Леонова (1945), "Пигмалион" Шоу (1946), "Русский вопрос" (1947), "Разлом" (1949); "Семья" Попова (1952), "Порт-Артур"

Степанова и Попова (1954), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Гибель эскадры" (1956), "Оптимистическая трагедия" (1960); "Джо Келлер и его сыновья" Миллера (1962), "Жизнь Матвея Кожемякина" по Горькому (1963). В Оренбурге создан ряд пьес местных драматургов, получивших распространение и в др. т-рах: "Дубовы" (1949), "Любовь Ани Бер„зко" (1954), "Емельян Пугач„в" (1953) Пистоленко, "По велению сердца" Анова и Я. Штейна (1955), "Оренбургская старина" Анова (1957), "Родники" Миронова (1961).

В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР-М. И. Бородина, Р. С. Плескачевская, Л. С. Куклин, А. А. Михал„в, засл. арт. Каб.-Балк. АССР А. П. Жигалова; актеры-А. И. Барышева,. П. Бросевич, Ю. Э. Высоцкая, К. Н. Густырь, М. Г. Дахпигель, Е. П. За-боровская, В. М. Нечаев, А. С. Солодилин, С. Н. Юматов. Гл. реж. т-ра с 1953 - засл. деят. иск-в РСФСР Ю.С.Иоффе, гл. худ.-засл. деят. иск-в РСФСР С. Н. Александров. Э. Я.

"ОРЕСТ‚Я" - оперная трилогия ("Агамемнон", "Хоэ-форы", "Эвмениды") С. И. Танеева, либр. А. А. Венкстер-на по одноим. трилогии Эсхила. Пост. 17 окт. 1895, Мари-инский т-р (дириж„р Крушевский, реж. Палечек, художники Андреев, Иванов, Бочаров и Шишков; Агамемнон - Серебряков, Клитемнестра - Славина, Эгист - Чернов, Кассандра - Куза, Электра - Михайлова, Орест - Ершов, Аполлон Локсий - Гончаров, Афина Паллада - Томкевич). 1915, Мариинский т-р (дириж„р Коутс, реж. Боголюбов;

Агамемнон - Боссе, Клитемнестра - Збруева, Орест Ершов, Аполлон Локсий - Каракаш, Афина Паллада - Р. Степанова). 1917, т-р Моск. Совета рабочих депутатов (б. Оперный т-р Зимина; дириж„р Славинский, реж. Комис-са ржевский, худ. Федоровский).

На сов. сцене впервые пост. в ноябре 1963, Белорусский т-р оперы и балета, Минск (нов. ред.; дириж„р Коломий-цева, реж. Смолич, худ. Чемудров, хорм. Когадеева, Клитемнестра - Галушкина, Орест - Бабий, Кассандра Ткаченко, Эгист - Генералов, Агамемнон - Чернобаев, Страж - Дружина, Электра - Шимко, Аполлон - Савченко, Афина Паллада - Волкова).

Издания: "О.", партитура и клавир, Лейпциг, Беляев, 1900.

Лит.: Яковлев Вас., "Орестея" С. И. Танеева в театре, в кн.: С. И. Танеев и русская опера. Сб. статей под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1946. ff fn

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница