Наши партнеры

Выгодно прокат авто в аэропорту калининграда в компании РексРент.
смотреть без рекламы индийские фильмы 2023 у нас

Театральная энциклопедия
(страница 318)


НИКУЛЕСКУ (Niculesku), Маргарита (р. 4. I. 1926) - рум. режиссер кукольного т-ра. Засл. арт. РНР (1962). В 1953 окончила Театр. ин-т в Бухаресте. С 1948, со дня основания т-ра "Цэндэрикэ", стала директором и худ. руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Юмор на ниточках" (1953), "Рука с пятью пальцами" Кришана и Анди (1958), "Книга Аполлодора" Наума (1962) и др. режиссерское иск-во Н. характеризуется остротой формы, яркой фантазией. Творчество Н. способствовало развитию совр. рум. т-ра кукол, она воспитала мн. актеров, режиссеров и драматургов. Н. - лауреат междунар. фестивалей т-ров кукол (1958, 1962). Автор монографии В театре кукол" (1957).

Соч.: Vivat Unima!, "Teatrul", Buc., 1958, .No 3; Despre teatrul de papusi, Вис., 1957; Куклы на сцене, "Народная Румыния", 1955, JSTa 3; К нам приехал Образцов, там же, 1957, .N" 6.

Лит.: Театр, 1961, ј 7, с. 176-82. Н. См. и С. Др.

НИКУЛ‚СКУ-БАСУ (Niculescu-Basu), Джордже (8.IV.1882-19.X.1964) -рум. артист оперы (бас). Нар. арт. РНР (1952). В 1903-04 пел в хоре и был солистом в опереточной труппе Н. Поенару. До 1921 работал в провинции. В 1921-55 - солист Бухарестского т-ра оперы и балета. Гастролировал в Палермо, Пар-ме, Милане и др. городах Италии, в Вене, Париже (совм. с Дж. Энеску). В„л педагогическую деятельность.

Партии: Дон Базилпо; Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Кецал ("Проданная невеста"), Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы), Джанни Скикки (о. п. Пуччини), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст"), Погнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Фигаро, Лепорелло ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Плум-кет ("Марта" Флотова), Барон Оке ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Линдорф, Коппелиус, Даппертутто, Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Боярин ("Начинается день" Ноттара), Кончак ("Князь Игорь") и др.

Соч.: Cum am cintat eu..., Buc., 2 ed., 1961. А.Ив.

НИКУЛИН, Вениамин Иванович (1866-1953) - русский актер, театр. деятель. Отец писателя Л. В. Никулина. С 1886 играл в провинции (Минск, т-во актеров; Вильно, труппа Незлобина; Владикавказ). Его игра отличалась тонкостью, проникновенностью. Роли: Хлестаков, Тартюф; Пастор ("Родина" Зудер-мана), Ранцев ("Ольга Ранцева" Марковича) и др. Выступал как антрепрен„р (с 1897). Н. привлекал в свои т-ры видных актеров. В его антрепризах выступали Л. К. Людвигов, В. М. Петипа, А. М. Звездич, М. К. Стрельский, В. И. Неронов и др. Деятельность Н. носила просветительский характер. Он устраивал бесплатные спектакли для учащихся и солдат, спектакли с пониженной оплатой билетов. В т-рах Н. читались лекции и рефераты. В 20-х гг. Н. уехал за границу (США).

Соч.: К десятилетию съезда сценических деятелей, "Театр и искусство", 1907, ј 9; Баку в 1905 году, "Вестник работников искусств", 1925, ј 9.

Ли7п.: "Театр и искусство", 1909, .No 3; 1911. .M' 7; Г а-рянов П. А., Актеры, [Челябинск], 1957. А. Кл.

НИКУЛИН, Лев Вениаминович р. 8 (20). V. 1891]-рус. сов. писатель, драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Учился в Моск. коммерч. пн-те. Лит. деятельность начал в 1910. Автор псторпч. романов, повестей, пародий, мемуаров, лит. и театр. воспоминаний - "Жизнь есть деяние" (1938), "Люди русского искусства" (1947), "Ф„дор Шаляпин" (1954). Первая пьеса Н. - "На Волге" (1919, Кронштадтский т-р Балтфлота). В дальнейшем Н. написал пьесы: "Последний день Парижской Коммуны" (1919, Киев, т-р Агитпросвета), "114 статья", "Склока" (совм. с Ардовым, 1926, Моск. т-р Сатиры), "Инженер Мерц" (1928, Т-р б. Корш), "Дело рядового Шибунина" (1936, Т-р им. МОСПС), "Порт-Артур" (1938, там же) и др. Гос. пр. СССР (1952) за роман "России верные сыны".

Соч.: Последний день Парижской Коммуны, Самара, 1921; Инженер Мерц ("Высшая мера"), Л.- М., 1928; Склока, М., 1928; Сочинения, т. 1-3, М., 1956; Люди и странствия. Воспоминания и встречи, М., 1962. В. Дм.

НИКУЛИНА, Надежда Алексеевна [по мужу - Д м и т р ие в а; 12 (24). VIII. 1845, Москва,- 5. VII. 1923, там же] - рус. актриса. С 1859, будучи воспитанницей Моск. театр. уч-ща (занималась у В. А. Дмитревского и И. В. Самарина), выступала на сцене Малого т-ра гл. обр. в комедийных и водевильных ролях. Пользовалась советами М. С. Щепкина. По окончании уч-ща была принята в труппу Малого т-ра (1863). Наивная непосредственность, живость и естественность игры Н. обратили на не„ внимание А. Н. Островского, к-рый специально для молодой актрисы написал роль Верочки в пьесе "Шутники" (Н. исполнила эту роль в 1864). В последующие годы Островский создал целый ряд ролей для Н. в своих пьесах, проходил с ней эти роли. Он писал:

"... лучшая блестящая ingenue, Никулина, - совсем мое создание" (Полн. собр. соч., т. 12, 1952, с. 246). Пьесы Островского стали основой репертуара Н. Она играла Полину ("Доходное место", 1864), Оленьку ("Старый друг лучше новых двух", 1866), Надю ("Воспитанница", 1866), Татьяну ("Грех да беда на кого не жив„т", 1868), Варвару ("Гроза", 1873). Н. первая в Малом т-ре исполнила роли царицы Анны ("Василиса Мелентьева", 1868), Леб„дкиной ("Поздняя любовь", 1873), Купавы ("Снегурочка", 1873), Глафиры ("Волки и овцы", 1875), Поликсены ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1876), Софьи Сергеевны ("Невольницы", 1880), Смельской ("Таланты и поклонники", 1881), Коринкиной ("Без вины виноватые", 1884) и др. Шедевры Н. - роли Варвары и Глафиры. Сочная комедийная и характерная актриса, в совершенстве владевшая иск-вом сценич. речи, мимики, Н. в драм. ролях достигала искренности переживаний, взволнованности чувств (царица Анна, Купава). В рус. классич. репертуаре Н. играла также Марью Антоновну ("Ревизор", 1867), Лизу ("Горе от ума", 1868). В зап. классике особенно удавались актрисе роли в пьесах Мольера - Марианна (1867) и Дорина (1868) в "Тартюфе", Фрозина в "Скупом" (1873), Зер-бинетта в "Проделках Скапена" (1875). Перейдя от ролей резвушек, плутовок, служанок, кокеток-интриганок к характерным ролям пожилых женщин, Н. продолжала и в этих ролях пленять зрителей жизнерадостностью своего иск-ва, обаянием, простодушной непосредственностью и артистичностью, вес„лостью и светлым юмором, заразительным темпераментом. Среди лучших ролей Н. этого периода - Анна Андреевна ("Ревизор", 1883), Толбухина ("Плоды просвещения", 1891), Мамаева и Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1886, 1905), Гурмыжская ("Лес", 1900). С 1914 Н. по состоянию здоровья не могла участвовать в спектаклях (значилась "на покое по болезни"), но за заслуги числилась в труппе до конца жизни.

Др. роли: Глаша ("Каширская старина" Аверкиева, 1871), Л„лечка ("Блуждающие огни" Антропова, 1873), Глаша ("Хрущ„вские помещики" Федотова, 1888), Анисья ("Власть тьмы", 1895), Куикли ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1890), Марселина ("Женитьба Фигаро", 1910), миссис Пирпойнт ("На полпути" Пинеро, 1912) и др.

Лит.: Н. А. Никулина, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, СПБ, кн. 3, приложение, с. 1-8; Н. А. Никулина, "Студия", 1911, ј 11, 10 дек., с. 10; P о с с и e в П., Обольстительный талант, "ЕИТ". Сезон 1912, СПБ, вып. 1, с. 54; Н. А. Никулина, в кн.:Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 39-50; Н. А. Никулина, в кн.: Ленин М., 50 лет в театре. Театральные мемуары, М., 1957, с. 143-44, 162;

Турчанинова E. Д., Н.А. Никулина, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959, с. 69-72. Е. Фил.

НИЛЬСЕН (Nielsen) - дат. актеры. 1) Николай Петер (28. VI. 1795-13. III. 1860). Играл в любит, спектаклях. В 1820 дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца жизни. Крупнейший трагедийный актер, Н. воплотил в сво„м иск-ве лучшие черты романтич. школы дат. т-ра. Образы, создаваемые Н., особенно герои трагедий Эленшлегера, выражали героико-патриотич. идеалы передовой части общества. У Н. была высокая, стройная фигура, крупные, красивые черты лица, отличный голос (нередко исполнял оперные партии) . Исполнит. манере Н. были чужды выспрен-ная патетика, ходульность, он раскрывал сложность и богатство духовного мира своих героев, противоречивость личных устремлений и обществ, долга.

Лучшие роли: Ярл Хокон и Эйнар Тамбешельвер ("Ярл Хокон" Эленшлегера), Аксель, Торденскьольд ("Ак-сель и Вальборг", "Торденскьольд" Эленшлегера), Палем ("Мулат" Андерсена), Макбет; Эгмонт (о. п. Г„те), Карл Моор.

2) А н н а (4. IX. 1803-20. VII. 1856) - жена и постоянная партн„рша Н. П. Нильсена. С 1821 работала в Королевском т-ре. Играя роли в трагедиях Эленшлегера (мн. из к-рых были предназначены драматургом для не„), актриса наделяла своих героинь нравственной стойкостью, духовной силой, к-рые контрастировали с е„ хрупким, нежным внешним обликом. Осн. черты дарования Н. были близки творч. манере Н. П. Нильсена: глубокое раскрытие обществ. содержания, психологии героинь, гражданств, направленность, активное утверждение идеалов чести и верности, патриотизма.

Лучшие роли: Вальборг, Софья, Хельга, Сигне" Харриет ("Аксель и Вальборг", "Эрик и Абель", "Стеркод-дер", "Хагбард и Сигне", "Торденскьольд" Эленшлегера), фру Хельвиг ("Дом Свена Дюринга" Херца), леди Макбет.

Н. играла также в комедиях и водевилях, но с меньшим успехом.

Лит.: Oversko u Т., Den danske skueplads..., del. 5-6, Kbh., 1875-76; Hansen P., Den danske skueplads, [bd 2], Kbh., [1889-93]. Вл. М.

НИЛЬСЕН (Nielsen), Карл Август (9. VI. 1865- 3-Х. 1931) - дат. композитор, дириж„р. Образование получил в Копенгагенской консерватории у Н. Гаде и др. Творч. деятельность начал скрипачом в придворном оркестре. В 1908-14 Н. - капельмейстер Королевского т-ра, в 1915-27дириж„р Муз. об-ва в Копенгагене. С 1915 в„л педагогич. работу в консерватории там же (с 1931-директор). Написал оперы "Саул и Давид" (1902, Копенгаген), "Маскарад" (1906, там же) на сюжет о. п. Л. Хольберга, музыку к пьесам А. Эленшлегера "Аладдин" (1918), X. Роде "Мать" (1920) и др., соч. в разл. жанрах. Самобытное дарование Н. противостояло влиянию модернистских направлений европ. музыки, композитор опирался в сво„м творчестве на нар. мелос Скандинавии.

С о ч.: My childhood, L., [1953]; Min fynske Barndom [Nyt opl.], Kbh., 1954; Levende music, [Nyt opi.], Kbh., 1957

Лит.: Meyer Т., Schandorf Petersen F. Carl Nielsen. Kunstneren og mennesket, en biografi, bd l-2 Kbh., 1947-48; Nielsen K. J.. Carl Nielsen, [Kbh. 1956].

НИЛЬСЕН (Nielsen), Ханс Якоб (1897-1957) - норв. режиссер и актер. В 1922 дебютировал как актер, с 1925 начал заниматься режиссурой. Работал в т-рах Бергена, Тронхейма, в 1928-33 - в Нац. т-ре (Осло). В 1933-34, 1946-50 возглавлял Норв. т-р (Осло), в 1934-39 - "Национальную сцену" (Берген), в 1950-54 - Hap. т-р (Осло). Н. боролся за сценич. реализм, за демократич. иск-во, исполненное жизнеутверждения и активного гуманизма.

Роли: Гамлет; Пер Гюнт, Нильс Стенсон, Фальк (о.п., "Фру Ингер из Эстрота", "Комедия любви" Ибсена), Дарн-лей, Крейер ("Мария Стюарт в Шотландии", "Свыше наших сил" Бь„рнсона), Кетиль ("Атлантический океан" Грига), Аксель ("Раковина" Крога), Левен ("Сад Герта" Хейберга).

Неоднократно гастролировал в ролях Гамлета и Пер Гюнта в Дании, Швеции, Голландии.

Лучшие пост.: "Гамлет" и "Укрощение строптивой", "Йеппе с горы", "Жан де Франс", "Улисс из Итаки" Хольберга, "Мать", "Из жизни насекомых" Чапека, "Кондитерская Кранес" Сандель.

Важным событием в обществ, и театр. жизни Норвегии 30-х гг. была пост. Н. революц. драмы Н. Грига "Наша честь, наше могущество" (1935). Оживл„нную дискуссию вызвала интерпретация "Пер Гюнта" (1954), осн. идеи к-рой были изложены Н. в брошюре ""Пер Гюнт" - антиромантическое произведение".

Лит.: Dalgard O., Det Norske Teatret. 1913-1953, Oslo, 1953. Вл. М.

НИЛЬСКИЙ, Александр Александрович [наст. фам.-Нплус; 10(22). XII. 1840-31.VII (12.VIII). 1899]-рус. актер. По окончании Петерб. театр. уч-ща был принят в Александринский т-р; служил здесь в 1860-83 и в 1892-97. В 1883-89 гастролировал в провинции, а также на частных сценах Петербурга (т-ры Неметтп, Панаевский) и Москвы (Т-р Корша). В 4889-92 был антрепрен„ром Александровского т-ра в Гельсингфорсе. Роли: Гамлет, Карл Моор, Фердинанд, Жадов, Чацкий, Хлестаков и др. Первым сыграл роль Годунова в пьесе "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого в 1867, позже исполнял роль Грозного. Выступал в пьесах В. А. Крылова, П. П. Гне-дича, И. В. Шпажинского. В 1892 H. переш„л на роли стариков: Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Пехтерьев ("Завтрак у предводителя" Тургенева).

Соч.: Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, 2 изд., СПБ, [1900].

Лит.: Плещеев А. А., За кулисами, "Исторический вестник", 1910, ј 8; "Театр и искусство", 1899, ј 32; О с т -ровский А.Н., Бурдин Ф.А., Неизданные письма..., М-, 1923.

НЙЛЬСОН (Nilsson), Биргит (р. 17.V.1921) - швед. артистка оперы. Род. в крестьянской семье. В детстве пела и играла на органе в церкви. Пению училась в 1941-46 в Королевской муз. академии в Стокгольме. В 1947 дебютировала на сцене Королевской оперы там же в партии Агаты ("Вольный стрелок"). В 1947-51 была солисткой этого т-ра, затем с большим успехом выступала на фестивалях в Глайндборне и Байр„йте. С 1957 регулярно пела на сцене т-ра "Ковент-Гарден". С 1960 - солистка т-ра "Метрополитен-опера". Гастролирует в крупнейших т-рах мира; в 1964 в составе труппы т-ра "Ла Скала" выступала в Москве. Одна из выдающихся певиц 20 в. После К. Флагстад H. - лучшая совр. исполнительница вагнеровского репертуара. Обладает экспрессивным голосом блестящего, насыщенного тембра. Трактовке Н. присущи редкая одухотвор„нность и высокий лиризм. Особой поэтичностью, обаянием женственности и душевной красотой отличается созданный Н. образ Изольды в муз. драме Вагнера "Тристан и Изольда". Н. с успехом исполняет партии в итал. операх, продолжая лучшие традиции бель канто. Выступает и как камерная певица.

Партии: Брунгильда, Эльза, Елизавета ("Кольцо Нибс-лунга", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта), Елена ("Мефистофель" Бойто), Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Турандот, Минни ("Турандот", "Девушка с Запада" Пуччини), Тоска, Аида; Саломея (о. п. Р. Штрауса), Урсула ("Художник Матис" Хиндемита).

Лит.: "Муз. жизнь", 1964, N 20, с. 5-6; "Сов. музыка", 1965, .No 1, с. 67-68. Be. T.

НЙЛЬСОН (Nilsson), Кристина (20. VIII. 1843- 22. XI. 1921) - швед. артистка оперы (сопрано). Пению обучалась у Ф. Бервальда в Стокгольме; совершенствовалась в Париже. В 1864 дебютировала в парижском "Т-ре лирик". Работала в этом т-ре до 1867. Партии: донна Эльвира, Царица ночи ("Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). В 1867 впервые выступила в Лондоне и Бирмингеме в ролях Маргариты ("Фауст") и Виолетты. В 1868 пела в т-рах "Гранд-Опера" (Офелия в "Гамлете" Тома) и "Ковент-Гарден" (Лючия ди Ламмермур в о. п. Доницетти, Керубино в "Свадьбе Фигаро" Моцарта). Пела также в ораториях Генделя и Гайдна. Гастролировала в Америке, странах Скандинавии, в Германии, Австрии и др. В 1888 оставила сцепу.

Партии: Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Дездемона ("Отелло" Россини), Эльза ("Лоэнгрин"), Елена ("Мефистофель" Бойто) и др.

Лит.: Carlsson В., Christine Nilsson, Stockh., 1921; N o r 1 i n d I., Christine Nilsson, Stockh., 1923;

Lofgren M. L., Christine Nilsson, Stockh., 1944.

НЙЛЬСОН (Nilsson), Свен (р. 11. V. 1898) - швед. артист оперы (бас). Значит, часть артистич. деятельности Н. протекала в Германии. В 1930-44 был солистом Дрезденской оперы. Много гастролировал в др. странах, завоевав славу одного из выдающихся певцов своего времени. С 1946 выступал в Королевской опере (Стокгольм), с 1950 - в т-ре "Метрополитен-опера". Н. обладал прекрасно обработанным голосом густого, сочного тембра, замечат. дикцией.

Партии: Роланд, Марк, Гурнеманц, Хундинг, Хаген, Генрих, Ландграф ("Летучий голландец", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Валькирия", "Гибель богов", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера), Агамемнон ("Ифигения в Авлидс" Глюка), Банко ("Макбет" Верди), Кончак ("Князь Игорь"),, Гремин ("Евгений Онегин") и др. Bc . T.

НЙМАН (Niemann), Альберт (15. I. 1831 - 13. I. 1917) - нем. артист оперы (тенор). В 1849 работал хористом в т-ре г. Дессау; с 1852 пел в Галле, с 1853 в Берлине и др. городах Германии. В Инстербурге Н. впервые выступил в партии Тангейзера в о. п. Вагнера. В 1855 выступил в Ганновере в партии Лоэн-грина п это окончательно утвердило Н. как одного из; лучших исполнителей вагнеровского репертуара. В 1863 совершенствовался у П. Виардо-Гарсиа в Баден-Бадене. С 1864 в течение 25 лет Н. пел в Королевской опере в Берлине. У Н. было редкое сочетание вок. и артистич. данных (И. Кайнц назвал Н. "самым великим артистом Германии"). Выступал в ораториях Генделя ("Иуда Маккавей" и др.). Лучшие партии в операх:

Тангейзер, Лоэнгрин, Радамес; Ахилл ("Ифигения Авлиде" Глюка), Иосиф (о. п. Мегюля), Фауст и др,

Лит.: Sternfeld R., Albert Niemann, В., 1904;

Wagner R., Mein Leben, Lpz., 1911; L e h m a n n L., Mein Weg, Lpz., 191У, 2. Aufl., 1920; Briefwechsel von Niemann mit Wagner, hrsg. von W. Altmann, B., 1924. Ал.M.

НЙМАН, Роман Вильгельмович (5. XI. 1881 - 23. IV. 1951) - эст. театр. художник и живописец. Учился в Петербурге в уч-ще Штиглица (1900-06), затем во Франции, Норвегии и Италии. В 1910-13 служил в Петербурге при Дирекции имп. т-ров, работал в мастерской А. Шервашидзе. В 1913 переехал в Таллин и начал работать в т-ре "Эстония". Н. - один из первых эст. театр. художников. Продолжая традиции рус. театр. художников нач. 20 в., он создавал живописные декорации. Оформил спектакли:

"Гамлет" (1913), "Кромдейр старый" Ромена (1919), "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка (1919), "Шут Тант-рис" Харта (1926, Драм. студия в Таллине). Позднее работал в области станковой живописи. В 1920-1940 преподавал в Гос. художеств.-промышленном уч-ще в Таллине.

Лит.: Vaga V., Eesti Kunst, Tartu, 1941, 1k. 296- 302. Э. П.

НИНЙДЗЕ, Виктор Афанасьевич [р. 14 (26). III. 1888] - груз. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). В 1908-21 был актером нар. т-ра в Тбилиси. В 1921-28 работал в самодеят. драм. коллективах, с 1928-худ. рук. и актер тбилисского Т-ра санитарной культуры. С 1962 - персональный пенсионер.

Роли: Дариспан ("Невзгоды Дариспана" Д. Клдиаш-вили), Сутидзе ("Соседи" Рамишвили), Нестор ("Беспочвенные" Шаликашвили), Никифоре ("Гостеприимство" Рамишвили), Вышневский ("Доходное место").

Пост.: "Вчерашние" Дадиани, "Гостеприимство" Рамишвили, "Так и будет" Симонова, "Платон Кречет"; "Слепой музыкант" Кочаряна и др.

Лит. на груз. яз.: Виктор Нинидзе, Тбилиси, 1935;

Нинидзе В., Герсамия С., Швангирад-з e Н., "Тбилисский театр Санкультуры", Тб., 1955. /\ Б.

НЙССЕН-САЛОМАН (Nissen-Saloman), Генриетта (12. III. 1819-27. VIII. 1879) - певица (сопрано) и вокальный педагог.'По национальности шведка. Муз. образование получила в Париже (по пению - у М. Гарсиа-сына, по фп.у Ф. Шопена), где с 1843 пела в т-ре "Итал. опера". Выступала с большим успехом как оперная и концертная певица в Петербурге, Берлине, Лондоне, во мн. городах Италии, а также

-в Швеции и Норвегии.

Партии: Норма, Адальжиза ("Норма" Беллини), Эльвира ("Доя Жуан" Моцарта), Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Розина и др.

С 1860 H.-С. жила в России. С 1862 - проф. Пе-терб. консерватории. Воспитала выдающихся рус. оперных певиц: А. А. Бичурину, А. П. Крутикову, Е. А. Лазовскую и др. Е„ ученицей была H.A. Ирец-кая, ставшая впоследствии видным вок. педагогом. Н.-С. - автор методич. руководства "Школа пения" (изд. посмертно 1880).

"НИЩИЙ СТУДЕНТ" ("Der Bettolstudent") - оперетта К. Милл„кера, либр. Ф. Целля и Р. Жене. Пост. 6 дек. 1882, Вена (графиня Палматика - Шефер, Лаура - Финали, Бронислава - Иона, Олендорф - Швейгофер, Богумил - Фризе, Ян - Йозефи, Симон - Жирарди, .Энтерих - Гутман). В России была впервые пост. на нем.

-яз. в Петербурге в 1883 и в Москве в 1884. На рус. яз. впервые пост. 17 мая 1884 в Москве в т-ре "Эрмитаж" (реж. Лен-товский; графиня Палматика - Бурдина, Лаура - Волынская, Бронислава - Бельская, Олендорф - Родон, Богу-мил - Брянцсв, Ева - Славина, Жан - Тамарин, СимонЛеонов, Энтерих - Леонидов). На сов. сцене впервые пост. 26 мая 1920 в Петрограде в Гос. акад. т-ре комич. оперы впоследствии Ленингр. Малый оперный театр; дириж„р Якобсон, пост. Феона, худ. Бобышев, балетм. Петров; графиня Палматика - Чайковская, Лаура - Горская, Бронислава - Попова-Журавленко, Олендорф - Журав-ленко, Богумил - Арефьев, Ева - Пашутина, Энтерих - Шаронов). В 1934 пост. моск. т-ром Муз. комедии (реж. В. Бебутов), в 1945-Муз. т-ром им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко (новый текст П. Эрдмана и М. Улицкого, яовая оркестровка В.Кнушевицкого, дириж„р Самосуд, режиссеры Марков и Златогоров, худ. Волков; графиня Палматика - Росницкая, Лаура - Кемарская, Бронислава - Гольдина, Владек - Тимченко, Олендорф - Канделаки).

Издания - "Н. с.", рус. перевод М. Г. Ярона, М., Гутхейль, [1884]. Я. Гр.

НИЯЗЙ [наст. фам. и имя - Таги-заде, Ния-зи Зульфугарович; р. 7(20). VIII. 1912] - азерб. сов. композитор и дириж„р. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1925-30 занимался по классу композиции у М. Ф. Гнесина, А. Л. Степа-ляна и Г. Н. Попова. В 1930-32 учился в Бакинской консерватории. В 1937-51 - дириж„р, с 1958 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Ахундова. Автор "опер: "Хосров и Ширин" по одноим. поэме Низами (1942, Т-р оперы и балета им. Ахундова); "20-й год" (1940), музыки к пьесам "Алмас", "В 1905 году" Джа-барлы, "Низами", "Вагиф" С. Вургуна. Н. осуществил новую ред. оперы "Ашик Гариб" З. Гаджибекова. Под управлением Н. впервые были исполнены мн. соч. азерб. композиторов, в т. ч. оперы "Вэтэн" Гад-жиева и Караева (1945), "Севпль" Амирова (3-я ред., 1959), балет "Гюльшен" С. Гаджибекова (1951). Дирижировал также операми "Нергиз" Магомаева, "К„р-оглы" У. Гаджибекова, "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; "Надежда Светлова" и "Судьба человека" Дзержинского; балетами "Семь красавиц", "Тропою грома" Караева и др. В 1961 дирижировал премьерами балетов "Спящая красавица"; "Легенда о любви" Мели-кова в Т-ре оперы и балета им. Кирова. Выступает и как симф. дириж„р. Гос. пр. СССР (1951, 1952). М. Як.

НО (Н о г а к у) - вид япон. т-ра. Сложился в 14- 15 вв. Ранней формой этого вида иск-ва были саруга-ку и дэнгаку (см. Японский театр и Японская драматургия). Т-р Н. первоначально был одним из видов нар. япон. т-ра. Затем постепенно профессионализировался. Первые представления т-ра Н. устраивались 'в буддийских монастырях (в дни массовых праздников), в замках феодалов и военно-феод. правителей - с„гунов (из дома Лсикага), взявших т-р Н. под сво„ покровительство. Потеряв связь с нар. т-ром, Н. стал т-ром для феод. знати, дворянства и занял видное место в классич. нац. театр. иск-ве Японии. Т-р Н. является изысканной театр. формой, доступной в паст. время узкому кругу интеллигенции, хранящей любовь к нац. традиционному иск-ву.

В основе представления Н. -текст, слагающийся из разл. литературно-стилевых частей: ритмич. прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Эта первая драматургич. форма в япон. лит-ре носит назв. „к„ку. Значит, место в пьесах отведено хору, к-рый активно вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и впечатления, да„т оценку происходящему и др. (хор состоит из восьми певцов-мужчин). В пьесе участвуют два актера: ситэ - "действователь" (протагонист), исполняющий гл. роль, и ваки - "подсобник" (девтерагонист). В нек-рых пьесах встречаются и цурэ - "спутники" гл. действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций (часто даже не имеют текста). Все исполнители - мужчины (при исполнении женских ролей не прибегают к фальцету).

Одно из средств сценич. выразительности у актеров т-ра II. -сценнч. речь: разговорно-декламационная (диалоги), драматич. речитатив (монологи), ариозное пение (лирич. отступления); действие включает статичные позы, пластич. движения и танец, выражающий драматич. кульминацию. Во время танца текст исполнителя переда„тся хору, к-рый сидит на сцене. актеры т-ра не прибегают к мимике, лица исполнителей и хористов неподвижны, отсутствует и грим. Только актер, выражающий осн. конфликт, исполняет танц. сцену-кульминацию в маске (резная деревянная или из папье-маше) и парике. Маска является гл. средством выразительности в т-ре Н. Костюм лиш„н бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля. Бутафория в т-ре Н. условтепин), стремясь утвердить на сцене иск-во, отвечающее их свободолюбивым взглядам, обращались к театр. педагогике, занимались с отдельными актерами (Е. С. Сем„нова и др.). Новый этап развития О. т. связан с деятельностью М. С. Щепкина. В соответствии с требованиями, выдвигаемыми развитием критич. реализма, драматургией Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова, Щепкин призывал актеров учиться у жизни, утверждал неразрывное сочетание эсте-тич. и этнч. принципов в творчестве актера, объединение проф. подготовки с общим воспитанием. Щепкин на протяжении многих лет оказывал большое воздействие на творч. развитие актеров моск. труппы. Педагогические принципы Щепкина были усвоены поколением русских актеров; среди его учеников - С. В. Шумский, И. В. Самарин, В. И. Живокини и др.

В 50-60-е гг. прогрессивные деятели т-ра вели активную борьбу за раздельное обучение разл. видам иск-ва, настаивали на серьёзном изучении научно-теоретич. предметов, пересмотре методики преподавания. В 1863 был издан новый устав театр. уч-щ, но он не решил коренных проблем О. т. режиссер Александрийского т-ра и педагог Е. И. Воронов предложил свой "Проэкт драматического класса С.-Петербургского театрального училища" (1867), в котором отстаивал необходимость последоват. развития внутр. и внешних данных актера (на основе учения И. М.Сеченова о взаимодействии психич. и физиологич. процессов в организме человека). Проект Воронова не был принят дирекцией имп. т-ров. В 80-е гг. борьбу за реорганизацию О. т. возглавил А. Н. Островский. В двух записках "О театральных школах"(1882) он высказал свои взгляды на задачи О. т. В 1888 по его проекту были открыты драм. курсы в Москве при Малом т-ре и в Петербурге при театр. уч-ще, выдвинувшие многих видных актеров-педагогов, следовавших лучшим традициям рус. реалистич. школы актерского иск-ва: в Москве - А. П. Ленский, О. А. Правдин; в Петербурге - В. Н. Давыдов, М. И. Писарев, Н. С. Васильева, Н. Ф. Сазонов. Большое значение имела педагогич. работа Ленского, проводимая им в экспериментальном молод„жном филиале Малого театра - Новом театре (1898-1907). После отмены монополии императорских театров (1882) появились также театр. школы, созданные общественными организациями и частными лицами. Среди них выделялось муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1883), где вначале преподавали актеры Малого т-ра А. П. Южин, М. П. Садовский и др. Драматический класс уч-ща в„л В. И. Не-мирович-Данченко, обратившийся к воспитанию артнстич. молод„жи как к средству обновления совр. ему т-ра. С тех же позиций подходил к работе с актерами-любителями К. С. Станиславский в Обществе искусства и литературы (1888-98). Значительное распространение получили частные театральные школы (А. И. Адашева, С. Халютиной - в Москве, М. Г. Савиной- в Петербурге, и др.). Практика новой школы актерского иск-ва, созданной Моск. Художеств. т-ром, помогла Станиславскому разработать первую научную систему образования актера (см. Станиславского система}, к-рая уже на первых этапах е„ создания нашла применение в ряде театр. студий (1-я Студия МХТ, орг. в 1912, открыта в 1913, рук. Л. А. Сулержицкий; Студен ч. студия, 1913, рук. Е. Б. Вахтангов; 2-я Студия МХТ, 1916, рук. В. Л. Мчеделов).

В СССР заложен прочный фундамент театр" педагогики как науки. Гл. задача воспитания артистич. молод„жи в театр. учебных заведениях - подготовка передовых художников, вооруж„нных марксистско-ленинским мировоззрением. Проф. основой преподавания является система Станиславского. Воспитание и обучение составляют органич. единство, преследуют цель всестороннего и гармоничного развития актера-творца.Учащиеся получают разностороннюю специальную и общеобразовательную подготовку, овладевают методикой самостоятельной работы над ролью, развивают свои природные данные. Большое внимание уделяется изучению смежных иск-в (лит-ра, история иск-в, музыки, танца и др.). Выдающимися театр. педагогами были Е. Б. Вахтангов, В. Г. Сахновский, В. В. Лужский, Б. М. Сушкевич, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, Н. М. Горчаков, А. Д. Попов, А. М. Лобанов, В. Н. Пашенная, Н. В. Петров. Театр. педагогикой занимаются крупные мастера сов. т-ра - Л. С. Вивьен, Ю. А. Завадский, Б. Е. За-хава, М. О. Кнебель, М. Н. Кедров, В. А. Орлов, Р. Н. Симонов, В. Я. Станицын, В. О. Топорков, И. М. Раевский, О. И. Пыжова, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Л. Ф. Макарьев, Б. В. Зон, Г. А. Товстоногов и др.

В СССР существуют театр. ин-ты. Гос. ин-т театр. иск-ва - ГИТИС (Москва), Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Киевский ин-т театр. иск-ва (см. Украинский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого) и др. В СССР имеется (1965) 8 театр. ин-тов и 3 театр.-художеств. ин-та. Кроме того, при 5 консерваториях работают актерские ф-ты, готовящие кадры для т-ров. В 1962 в г. Владивостоке открыт Дальневосточный педагогич. ин-т иск-в, в к-ром воспитываются актеры, музыканты, художники. Высшими театр. учебными заведениями являются также Школа-студия имени В. И. Немировича-Данченко приМХАТе и Театральное уч-ще им. Щукина при Т-ре им. Вахтангова (см. Училище театральное имени Б. В. Щукина). Театральные учебные заведения СССР выпускают артистов драмы, муз. комедии, кукольных т-ров, режиссеров драмы и оперы, балетмейстеров, театроведов, театр. художников, работников постановочной части. В ряде театр. ин-тов имеется аспирантура. Кроме театр. ин-тов, существуют также 11 театральных уч-щ. Специализированные средние учебные заведения готовят артистов балета, цирка, художественно-технические кадры. Оперных артистов подготавливают консерватории.

Опыт, накопленный в СССР в области О. т., творчески используется во мн. др. странах, прежде всего в странах нар. демократии. Крупнейшие театр. заведения в ГДР - Веймарский театр. ин-т, ныне Лейп-цигская театр. школа, в Китае - Центр, театр. академия, в Болгарии - Высший ин-т театр. иск-ва им. Крыстю Сарафова, в Венгрии-Ин-т т-ра и кино, в Польше -Ин-т иск-в Польской АН, в Румынии - Ин-т им. Й. Л. Караджале, в Чехословакии - Академия иск-в и др.

Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., История театрального образования в России, т. 1, [СПБ], 1913; Мокульский С., Рогачевский М., Театральное образование, в кн.: Советский театр. К тридцатилетию Сов. государства, М., 1947, с. 587-610; Островский А. Н., "О театральных школах", "Дополнительная записка о театральных школах", в его кн.: Полное собр. соч., т. 12, М., 1952, с.162-74, 175-79; П о г о ж е в В. П., Проект законоположений об императорских театрах, т. 1-3, СПБ, 1900; Записки Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, М.-Л., 1940, с. 163- 212; Записки Ленинградского театрального института, Л., 1941; Записки о театре, Л.-М., 1958 и 1960.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница