Наши партнеры

Выгодно прокат авто пермь без водителя недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 313)


НЕДЕЛИН (наст. фам.-- Недзельский), Евгений Яковлевич [1850-22.Х(4.XI).1913] - русский актер. Выступал в любительских спектаклях. С

1873-на проф. сцене. Играл в Новочер-касске, Иркутске, Одессе, Киеве. Исполнял роли "любовников", "фатов", "простаков" в опереттах: Пикилло ("Птички певчие" Оф-фенбаха), Гренише ("Корневильские колокола" План-кетта) и др. В 1882 переш„л на драм. сцену. Работал в Таганроге, Саратове, Ростове. В 1887 вступил в Харьковское Т-во актеров, возглавляемое антрепрен„ром М. М. Бородаем. Прослужив здесь 4 года, Н. вместе с Н. Н. Соловцовым и Т. А. Чуж-биновым организовал и возглавил в Киеве Т-во драм. актеров (труппа играла в помещении т-ра Бергонье), просуществовавшее 5 лет. В 1899-1913 работал в т-рах Киева и Одессы (в антрепризах Соловцова, М. Ф. Багрова и др.).

Игра Н., обладавшего блестящей сценич. техникой, отличалась л„гкостью, непринужд„нностью, изяществом. В„л педагогич. работу.

Роли: Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Юлий Цезарь и Бенедикт (о. п. и "Много шума из ничего" Шекспира), король Филипп ("Дон Карл ос"), Меттерних ("Орл„нок" Ростана), Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Кулыгин ("Три сестры"), Чепурной ("Дети солнца") и др.

Лит.: Дорошевич В. М., Избранные рассказы и очерки, [М.], 1962; 35-летний юбилей артистической деятельности Е. Я. Неделина, Киев, 1908. g pc

"НЕДОРОСЛЬ" - комедия в 5 д. Д. И. Фонвизина. Соч., окончат, вариант, последняя редакция "Н." в 1781. Поставлена 24 сентября 1782 в Вольном российском театре на Царицыном лугу (Петербург) в бенефис И. А. Дмитревского, с участием актеров Вольного и Придворного каз„нного российских .т-ров (пост. на сцене Придворного т-ра была запрещена). В подготовке спектакля деятельное участие принимал сам автор (исполнители: Простаков - Золин, Простакова - Михайлова, Митрофан - Черников, Еремеевна -Шумский, Правдин - Плавильщиков, Старо-' дум-Дмитревский, Софья-Зорина, Милон-Марков, Скоти-нин-Соколов, Кутейкин - Петров, Цыфиркин - Суслов, Вральман - Заводин). В Москве "Н." был показан впервые 14 мая 1783 в Петровском т-ре (Еремеевна - Ожогин).

Впоследствии "Н." ставили в Москве: Малый т-р, 1824 (Митрофан - В. Живокини, позднее играл Скотинина), 1852 (Митрофан - С. Васильев, Скотинин - П. Садовский), 1866 (Простаков - Степанов, Простакова - Акимова Митрофан - Музиль, Кутейкин - Никифоров, Цыфиркин - Живокини 2-й), 1882 (Простаков - Макшеев, Ми-трсфан - Правдин, Простакова - Медведева, Правдин- К. Рыбаков, Стародум - Самарин, Софья - Ермолова), 1896 (Простакова - Грибунина, Митрофан - Парамонов);

Нар. т-р на Политехнич. выставке (1872, Простаков - Н. Рыбаков, Простакова - Стрелкова, Митрофан - Макшеев, Скотинин - К. Яковлев), т-р "Скоморох" (1893) и др. В Петербурге: Эрмитажный т-р (1787, 1795), Александрийский т-р - 1841 ("Молодая труппа") в помещении театра-цирка); Александрийский т-р -1857 (Простакова-Линс-кая, Митрофан-Бурдин), 1869 (Митрофан-Монахов), 1882 (к столетию первой пост., шла на сцене Большого т-ра;

Митрофан - Давыдов, Софья-Савина, Скотинин - Варламов), 1892 (Скотинин-Варламов), 1902 (Простаков- К. Яковлев) и др. "Н." ставили также в Харькове (1792). Гатчине (1795); в 19 и нач. 20 вв.-в т-рах Варшавы, Екатеринбурга, Елизаветграда, Казани, Калуги, Одессы, Орла, Оренбурга, Пензы, Рязани, Рыбинска, Саратова, Симферополя и др. Пьеса широко ставилась любителями: Тамбов (1786; во время губернаторства Г. Р. Державина), Петербург (1789, в доме Апраксина с Фонвизиным в роли Скотинина), Нежин (Гимназия высших наук, где учился Гоголь; Простакова - Гоголь, Митрофан -Кукольник) и др.

На сов. сцене "Н." ставили т-ры: Замоскворецкий т-р (Москва, 1919), Петрогр. академич. т-р драмы (б. Александрийский) (1921, реж. Карпов, Простаков - Яковлев, Митрофан - Горин-Горяинов, Правдин - Светлов, Юрьев, Скотинин - Малютин), Малый т-р (1923, Простакова- Массалитинова), "Игровой театр" (Ленинград, 1932, реж. Гайдебуров), Ленингр. ТРАМ (1933, реж. Соколовский), Моск. т-р Революции (1933), Т-р им. Я. Купалы (1934), 4-й Горьковский колхозный т-р (1934), Алма-Атинский рус. т-р (1938), Краснодарский т-р (1939), Коми нац. т-р, Сыктывкар (1940), Рыбинский т-р (1945), Т-р им. Моссовета (1946), Якутский т-р (1947), Костромской т-р (1949), Пензенский т-р (1950), ленингр. Новый т-р (1953), Кутаисский т-р им. Месхишвили (1954; впервые на груз. сцене, реж. Ку-шиташвили). Ростовский т-р комедии (1957), Черемховский т-р (1961) и мн. др.

"Н." пост. т-ры для детей: Горьковский ТЮЗ (1928), Киевский т-р для детей (1935), Ленингр. обл. ТЮЗ (1936), Центр, детский т-р (Москва, 1939), ЛенТЮЗ (1943; реж. Брян-цев, худ. Бейер), Саратовский ТЮЗ (1945), Львовский ТЮЗ (1948) и др.

Издания: первое - анонимное, напечатанное в Вольной типографии Шнора "иждивением автора", СПБ, 1783; второе изд.-1788, перепечатано в "Российском Феатре", т. XXXI-1789. Из позднейших: Сочинения, письма и избранные переводы Д. И. Фонвизина, ред. П. А. Ефремова, СПБ 1866; сов. изд.: Фонвизин Д. И., Собр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1959.

"Н." на нем. яз. (пер. сделан еще при жизни автора) - Лейпциг, 1783; на франц. яз.-в кн.: Chef d'oeuvre des theatres etrangers, P., 1823, p. 175.

Лит.: Б а р а г Л. Г., Судьба комедии "Н.", в кн.: Уч„ные записки кафедры литературы Минского гос. педагогич. ин-та, 1940, вып. 2, с. 109-125; Троянский М. П., К сценической истории комедий Д. И. Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль" в XVIII в., в кн.: Театральное наследство". Сообщения. Публикации, М., 1956, с. 10-23; М а к о г о-я е н к о Г. П., Денис Фонвизин. Творческий путь, М.-Л., 1961. А. Шн.

НЕЕДЛЫ (Nejedly), Вит (22.VI.1912-1.1.1945)- чешский композитор и дириж„р. Сын 3. Неедлы. Ученик О. Йеремиаша (композиция). В 1937 окончил философский ф-т Карлова ун-та в Праге. Защитил докторскую диссертацию. Работал дириж„ром в Оло-моуцком т-ре (до 1938). На формирование муз. стиля Н. оказали влияние традиции чеш. нар. музыки, чеш. революц. песни и сов. музыка. Н.-автор симфоний, кантат, концертной мелодрамы "Умирающий" (1933). В 1938 Н. написал оперу "Ткачи" (по о. п. Гауптмана) - одну из лучших совр. чешских опер. В 1939 Н. вместе с отцом эмигрировал в СССР, где продолжал творческую и исполнительскую деятельность. С 1944 был офицером одной из чехословацких воинских частей, участвовал в боях с гитлеровцами.

Н.- основатель и дириж„р Художеств, ансамбля Чехословацкой Армии, к-рый ныне носит его имя. Автор многих теоретич. статей по музыке.

Лит.: JiranekJ., Vit Nejedly, Z historie boju o novou, socialistickou kulturu, Praha, 1959; Vspominky na Vita Nejedleho, Praha, 1948. Л. Ф. Л.

НЕЕДЛЫ (Nejedly), Зденек (10.11.1878, Лито-мишль,-9.III.1962, Прага) - чехословацкий историк и музыковед, театральный деятель и критик. Чл. Коммунистич. партии Чехословакии с 1929. Сын чеш. композитора и педагога Р. Неедлы. В 1899 закончил философский факультет Карлова ун-та в Праге. В 1909-39 - проф. этого ун-та. В 1939 после оккупации Чехословакии фаш. Германией Н. эмигрировал в СССР. В 1939-1945 - проф. Моск. ун-та. В 1945 вернулся в Чехословакию, был депутатом Нац. собрания, министром, президентом Чехословацкой АН, чл. Президиума ЦК Коммунистич. партии Чехословакии.

Н. был крупнейшим чехословацким музыковедом. В своей деятельности отстаивал реалистическое и народное муз. иск-во. Автор "Истории чешской музыки" (1903), "Всеобщей истории музыки" (1916) и др. трудов; в 1936 написал книгу "Советская музыкальная культура". Н. много занимался проблемами оперы, особенно творчеством Сметаны (в 1910 основал журнал "Сметана", редактировал его соч.), к-рому посв. книги: "Оперы Сметаны" (1908), "Чешская современная опера Сметаны" (1911), "Бедржих Сметана"; в течение всей жизни работал над многотомной биографией Сметаны (вышло 7 тт.). Н. принадлежат исследования творчества др. композиторов:

"Зденек Фибих - создатель сценической мелодрамы" (1901), "Рихард Вагнер" (1916), "Витезлав Новак" (1921), "Антонин Дворжак" (1954) и др.

Н. был связан с деятельностью Нац. т-ра в Праге; в 1935-36 вышла его двухтомная "История оперы Национального т-ра" (период 1900-20).

Деятельность Н. как театр. критика способствовала утверждению в репертуаре чеш. т-ров прогрессивной нац. и классич. драматургии. В 1920 Н. принимал участие в создании самодеят. театр. коллективов, в т. ч. "Дедрасбора". После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации был одним из основных организаторов театр. дела в стране, революц. преобразований в чехословацком т-ре. Именем Н. назван один из ведущих т-ров ЧССР - пражский Реалистич. т-р.

Соч.: S'ebrane spisy, Praha, 1950-56; в pvc. пер. -Изо i" труды. M., I960.

Лит.: Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; Савицкий В., Неутомимый борец за реализм, в сб.: Н еедлы 3., Статьи об искусстве Л.-М., 1960; Matousek M., Zdenek Nejedly, Praha 1938; Pekarek V., Zdenek Nejedly, Praha, 1948; J i r a n ek J., Zdenek Nejedly, Praha, 1952; Zdenku Nejedlemu.. Sbornik praci. K sedmdesatym patym narozeninam, Praha 1953: Л.Ф. Л., Л. Сол

HEEP (Neber), Каспар (11.IV.1897--3.VIL 1962)- немецкий театральный художник и либреттист. В 1922 окончил мюнхенскую Академию художеств. Работал в Берлине - в Нем. т-ре (1924-28, 1934-44), Гос. т-ре (1926-28). Нар. т-ре, Кролль-опере (1928-31), в Гамбургском оперном т-ре (1944-45). Был автором либретто опер Р. Вагнера-Регени "Граждане Кале" (1939, Берлин), "Иоганна Бальк" (1941, Вена) и др. Писал декорации для оперных т-ров Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Милана и т. д. С 1947 оформляет спектакли Зальцбургских фестивалей. Декорации Н.- то аскетически строгие, то барочно изобильные - всегда выполняют драматургич. функцию, акцентируют стиль и атмосферу спектакля.

Наиболее значительные работы Н.: пост. пьес Брехта "Господин Пунтилла и его слуга Матти" (1950, "Берлине? ансамбль"), "Мать" (1951 ,по Горькому, "Берлине? ансамбль"), "Добрый человек из Сезуана" (1955, "Каммершпиле", Мюнхен); "Юлий Цезарь" Шекспира (1955, Баварская гос. драма, Мюнхен); оперы "Дон Карлос" (1936, Франкфурт-на-Майне) и "Макбет" Верди (1942, Гамбургская гос. опера), "Воццек" Берга (1950, "Ковент-Гарден", Лондон), "Ирландская легенда" Эгка (1955, Зальцбургский фестиваль).

Лит.: Buhnenbilder aus den Jahren 1945-1958. Ausstellung, В., 1959 (Альбом выставки). Зин. П.

НЕЖДАНОВА, Антонина Васильевна [17(29). VII. 1873, дер. Кривая Балка, близ Одессы,- 26.VI.1950, Москва] - русская советская артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведч. наук (1944). Род. в семье нар. учителя, любителя музыки, игравшего на скрипке и руководившего деревенскими хорами. Богатая музыкальная одар„нность Н. проявилась в раннем возрасте. С 7 лет она выступала солисткой в деревенском, затем гимназическом и любительском хорах.

Русские и укр. нар. песни, слышанные Н. в детстве, оказали громадное воздействие на формирование е„ вок. дарования. После окончания гимназии Н. работала учительницей в Одесском городском женском уч-ще. Решающее влияние на избрание Н. артистич. деятельности оказало иск-во гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (Н. Н. и М. И. Фигнер, Л. Г. Яковлев, Л. Тетраццини, Дж. Гальвани). В 1899 Н. поступила в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти. В 1902 Н. блестяще окончила консерваторию и в том же году, после успешного дебюта в партии Антониды ("Иван Сусанин"), была принята в труппу Большого т-ра, где выступала св. 30 лет. Вместе с Л. В. Собиновым, ставшим е„ постоянным партн„ром, Ф. И. Шаляпиным, С. В. Рахманиновым, В. И. Суком и др. выдающимися рус. певцами и дириж„рами Н. боролась за развитие и утверждение демократич. традиций рус. реалистич. оперного иск-ва. Большое значение в творч. биографии Н. имело общение с великой рус. актрисой М. Н. Ермоловой, помогавшей Н. в работе над сценич. образами Виолетты, Мими. В исполнении Н. глубокое чувство художественной правды, простота, естественность, задушевный лиризм гармонично сочетались с выдающимся вок. дарованием, виртуозным мастерством. Голос Н.- редкой красоты тембра, звучный и ровный во всех регистрах (вверху достигал фа, соль третьей октавы). Кристальная чистота интонации и ясность дикции, законченность и выразительность вокальной декламации и фразировки составляли отличительные черты реалистич. мастерства выдающейся рус. певицы. Н. утвердила нац. традиции исполнения многих колоратурных и лирич. партий в рус. и запад-ноевроп. классич. операх, создала трогательные, правдивые образы Людмилы, Татьяны, Джильды;

Джульетты и Маргариты ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Лакме, сказочные образы Снегурочки; Волховы, Шемаханской царицы ("Садко", "Золотой петушок"), романтич. образ Эльзы ("Лоэн-грин"), комедийный - Розины и др.

Исключительного муз.-вок. и драматич. мастерства. достигала Н. в исполнении партий Антониды и Марфы. С огромным успехом выступила Н. в 1912 на сцен парижского т-ра "Гранд-Опера" в партии Джильды.

Большое значение имело творчество Н. для развития вок. концертного исполнительства в России. Она была одной из первых и постоянных участниц т. н. исторических концертов, организованных в Москве С. Н. Василенко, выступала с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя рус. и западноевроп. камерную вок. музыку (среди произведений, посвящ„нных Н.,- "Вокализ" Рахманинова). В обширном концертном репертуаре Н. значительное место занимали также рус., укр. и белорус. нар. песни.

Муз.-обществ, деятельность Н. особенно широко развернулась после Октябрьской революции. Н. одна из первых начала выступать в концертах-митингах, в. шефских концертах для рабочих, крестьян и воинов. Красной Армии. С 1924 систематически принимала участие в концертах сов. муз. радиовещания.

С 1936 Н. веда педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии им. К. С. Станиславского. С 1943-проф. Моск. консерватории. Гос. пр. СССР (1943).

Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; П о-д о л ь с к а я В., А. В. Нежданова и е„ ученики. (Заметки концертмейстера), М., 1960; Г р о ш е в а Е., Великая русская артистка-патриотка, "Сов. музыка", 1950, ј П.. Ник. Г. НЕЖИН - бывший уездный город б. Черниговской губ., ныне - центр Нежинского района Черниговской обл. УССР. С 1820 в Н. существовало учебное заведение под назв. "Гимназия высших наук", где в 1821-28 учился Н. В. Гоголь. По его инициативе в 1827 здесь был создан ученический т-р, дававший открытые спектакли. В числе др. участников этого т-ра были драматург и поэт Н. В. Кукольник, поэт, переводчик и издатель Н. В. Гербель, укр. писатель Е. П. Гребенко. Сам Гоголь с успехом выступал в женских ролях (нянька Василиса - "Урок дочкам" II. А. Крылова, Простакова - "Недоросль" Фонвизина). В Н. воздвигнут памятник Н. В. Гоголю (1881). В 1965 в Н. работает передвижной дра-матич. театр. А. Шн.

НЕЖНЫЙ, Игорь Владимирович [p.24.IV(6.V). 1892] - советский театральный деятель. Окончил театр. школу в Одессе. В 1910-19 был актером в т-рах Одессы, Каменец-Подольска и др. В годы гражданской войны - организатор, руководитель и актер первых фронтовых агитпоездов, обслуживавших Красную Армию. Затем переш„л на административную работу в т-ре. Участвовал в работе "Мастерской коммунистич. драматургии" (Масткомдрама). Был директором передвижного т-ра "Красный факел", моск. т-ров: Революции, Сатиры, Оперетты, Мюзик-холла, Реалистического и Камерного. В 1940-52 - зам. директора МХАТа. В послевоенный период - директор-распорядитель Т-ра-студии киноактера и Центрального т-ра кукол.

Соч.: Былое перед глазами, М., 1963 (лит. запись Н. Лей к и на).

НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ (Los teatros independien tos) - драматические коллективы в Аргентине, создаваемые с 30-х гг. 20 в. в противовес коммерч. труппам. Задача Н. т.- развитие национального театрального иск-ва.

Первый Н. т.-т-р "Эль Пуэбло" (Народный т-р) был осн. в 1930 драматургом и режиссером Л. Барлет-той. Затем были открыты: "Театро пролетарио" (1932), "Хуан Б. Хусто" (1935), "Ла Маскара" (1939), "И. Ф. Т." (1940), Новый т-р (1950), "Фрай Мочо" (1951), "Независимые" (1952) и др. В этих труппах сформировалось творчество актеров П. Наккарати, У. Д'Эвьери, X. Переса Фернандеса, Н. Росен.А. Борео, Д. Вельес, К. Монтальбана, П. Грете и др. Н. т. уделяют особое внимание нац. драматургии, обращаются к пьесам драматургов, разрабатывающих совр. проблемы обществ. жизни Аргентины: "Землевладельцы" Алоиса-и-Гонсалеса Арриля, "Собраны в полночь" Гонсалеса Туньона,

"Мост" Горостисы, "Обезземеленные" Кастро, "Сверчок" Гонсалеса Пачеко, "фунт мяса" Кусани и мн. др. Н. т. знакомят зрителей с лучшими произв. мировой, в т. ч. рус., классики, с пьесами сов. драматургов ("Патетическая соната") Кулиша, "Дальняя дорога" Арбузова, "День отдыха" Катаева) и др. зарубежных прогрессивных авторов ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта, "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, "Все мои сыновья" Миллера) и др.

Н. т. с самого начала своей деятельности отказались от системы "зв„зд", они стремятся к созданию актерского ансамбля, к стабильности трупп. В 50-е гг. эти т-ры активно занялись подготовкой актерских кадров. Н. т. организуют лекции, дискуссии по вопросам театр. иск-ва. Гастролируя по стране, они устраивают спектакли (иногда бесплатно) на ярмарках, площадях, в клубах, библиотеках. Мн. Н. т. работают в трудных условиях, не имеют собств. помещений, вынуждены выступать в случайных, часто не приспособленных для спектаклей зданиях.

Лит.: Магiаl J., El teatro independiente, B. Aires, [1955]; Ordaz L., El teatro en el Rio de la Plata, 2 ed., B. Aires, 1957. И. С.

"НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТР" (Independent Theatre) - английский театр. Осн. в Лондоне в 1891 театр. критиком и антрепрен„ром Дж. Т. Грейном по примеру "Свободного театра" А. Антуана с целью постановки пьес, "имеющих скорее литературную и художественную, нежели коммерческую ценность". Первая же пост. "Н. т."-"Привидения" Ибсена - была встречена яростной критикой в печати. В 1892 "Н. т." пост. "Дома вдовца" - первую пьесу Б. Шоу, к-рую увидели лондонские зрители. На сцене "Н. т." ставились также пьесы Золя, Дж. Мура и др. драматургов. Т-р закрылся в 1897. Деятельность "Н. т." способствовала утверждению совр. передовой драматургии, реализма.

Лит.: Grein A. A., J. Т. Grein: the story of a pioneer. 1862-1935, L., 1936; Бернард Шоу о драме и театре, пер. с англ., М., 1963.

НЕЗВАЛ (Nezval), Витезслав (26.V.1900-6.IV.1958)-чешский писатель и драматург. Нар. писатель ЧССР (1953). Чл. компартии ЧССР с 1923. Был членом "Де-ветсила", объединявшего передовые круги интеллигенции, принимал участие в 1925 в создании "Освобожд„нного т-ра". Вместе с Волькером и В. Ванчурой писал для этого т-ра либретто, пьесы и пантомимы:

"Депеша на колесиках" (1926), "Страх" (1930), "Влюбл„нные из киоска" (1932), "Дельфийский оракул" (1935), "Лоретка" (1941). Лучшее драматургич. произв. Н.- философская драма "Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой" (1956, Т-р им. И. К. Тыла, Прага), в к-рой широко используются аллегории, символика, поэтич. метафоры. Н. переделал пьесу "Женитьба Фигаро" ("Новый Фигаро") и др., написал радиопьесы, либр. опер - "Бубу с Монпарнаса" Бу-риана (1929), "Голос леса" Мартину (1936). Гос. пр. (1951 и 1952) и Междунар. пр. Мира (1953).

Соч.: Z meho zivota, Praha, 1957-58; Dnes jeste zapada slunce nad Atlantidou, Praha, 1958; Novy Figaro, Praha, 1961.

Лит.: Taufer J., Narodni umelec V. Nezval, Praha, 1957. Л.Сол. НЕЗЛОБИН, Константин Николаевич (1857 - 1930) - русский антрепрен„р, режиссер, актер. Выступал в любительских спектаклях (с 1883). В 18901892 играл в различных провинциальных т-рах. В 1893 начал антрепрен„рскую деятельность (Харьков). Держал антрепризы в Риге, Вильно, Новочеркасске, в 1909-17 - в Москве (см. Незлобина театр). В труппах Незлобина в разное время работали режиссеры - К. А. Марджанов, Г. В. Гловацкий, Ф. Ф. Комиссаржевский, актеры - Н. П. Асланов, В. Л. Юренева, Е. Т. Жихарева, Е. Н. Рощина-Инсарова, С. Л. Кузнецов, Е. Н. Линина, В. В.

Максимов, А. П. Нелидов, Д. Я. Грузинский, П. Л. Вульф, О. И. Преображенская, К. В. Кручинина, А. В. Рудницкий, В. И. Неронов, В. И. Лихачев. После Октябрьской революции Н. работал как режиссер в рус. т-рах Прибалтики. Ю. Д.

НЕЗЛОБИНА ТЕАТР - русский театр, созданный в 1909 в Москве антрепрен„ром, режиссером и актером К. Н. Незлобиным. Увлеч„нный иск-вом МХТ, располагая хорошим составом труппы, Незлобин пытался ставить в сво„м т-ре серьёзный репертуар, уделял большое внимание режиссуре, актерскому ансамблю, оформлению спектаклей. На сцене т-ра был впервые в России пост. "Фауст" Г„те (1-я часть), шли "Мещанин во дворянстве", "Васса Железнова", "Варвары", "Горячее сердце" и др. Однако Н. т. не имел единого художеств. направления. В т-ре ставились в основном пьесы, рассчитанные на обывательские вкусы ("Ню" Дымова, "Ревность" Арцыбашева и др.). Значит. место в репертуаре т-ра занимали пьесы Л. Н. Андреева ("Анфиса", "Не убий", "Милые призраки").

В 1917 Н. т. был преобразован в т-во актеров, просуществовавшее до нач. 1920-х гг., в 1922 слился с т-ром РСФСР 1-м и стал наз. "Т-р актера".

Лит.: Юренева В., Записки актрисы, M.- Л., 1946; Вульф П., В старом и новом театре, М., 1962.

Ю.Д.

НЕЙБЕР (Neuber), Фридерика Каролина (9. III. 1697-30.XI.1760) - немецкая актриса, театральный деятель. Получила гуманитарное образование. В 1717 вместе со своим мужем М.Нейбером вступила в странствующую труппу Шпигельберга. В течение 10 лет Н. объездила всю Германию. Она выступала в придворных т-рах Дрездена,Ганновера, Гамбурга и др. Н. была талантливой разносторонней актрисой, она с успехом исполняла роли в трагедиях Корнеля и Расина (в переработках), пленяла также зрителей в импровизированных комедиях, для к-рых часто сама сочиняла сценарии, была первой нем. актрисой, выступавшей в амплуа травести.

В 1727 возглавила в Лейпциге собств. труппу и руководила ею около 15 лет. В 1743 вследствие репертуарного кризиса и материальных трудностей была вынуждена распустить труппу. В 1744 вновь основала в Лейпциге свой т-р, к-рый существовал до 1750. В 1750-55 гастролировала в др. немецких труппах, в 1755 ещ„ раз сделала попытку создать свой т-р, к-рый распался в 1756 из-за Семилетней войны. Умерла в нищете.

Н. стремилась реформировать нем. т-р, подчинить хаотич. стиль барокко, господствующий на нем. сцене, строгим канонам франц. классицизма. Грубые шутки, натурализм, неистовство страстей, свойственные игре нем. актеров 1-й пол. 18 в., были заменены в т-ре Н. манерностью, условностью иск-ва классицизма. Н. стремилась преобразовать репертуар нем. т-ра. В содружестве с искусствоведом И. Готшедом она боролась против господствующих в репертуаре того времени "главных и государственных действ", импрови-зованной комедии и арлекинады, насаждала на сцене франц. классицистскую трагедию (Корнель, Расин), просветительскую драму (Вольтер) и франц. лит. комедию (Мольер, Реньяр, Детуш), а также нем. классицистскую драму. В 1747-48 Н. пост. юношеские комедии Лессинга: "Молодой уч„ный", "Старая дева", "Женоненавистник". Н. была превосходным режиссером, упорно работала с актерами, она добивалась творч. дисциплины на репетициях и художественной цельности спектаклей, боролась за чистоту нравов в актерской среде. Из т-ра Н. вышло мн. крупных сценич. деятелей - Кольгарт, Г. Г. Кох, И. Ф. Ш„неман, К. Аккерман и др. Современники высоко оценили режиссерский и актерский талант Н. На е„ могильном памятнике написано: "Поборница хорошего вкуса на немецкой сцене". Молодой Г„те посвятил Н. главу в 3-й части "Театрального призвания Вильгельма Мейстера" (1777). Н. вывела нем. т-р из состояния застоя, привила актерам и публике вкус к лит. драме, ввела новые нормы сценич. выразительности. Ошибкой Н. было то, что она пыталась преобразовать нем. т-р пут„м насаждения стиля франц. классицизма, чуждого нац. творчеству, игнорировала опыт нем. нар. т-ра (изгоняла из репертуара фарс, нар. комедии с участием Гансвурста и т. п.), отрицала необходимость естественности и бытовой конкретности в актерской игре.

Лит.: Goethe J. W., Werke, Bd 51-52, Weimar. 1911; Г„те И. В., Годы учения Вильгельма Мейстера, Собр. соч., юбилейное изд., под общей ред. A.B. Луначарского и М. Н. Розанова, т. 7, М., 1935; Drews W., Die Grossen des deutschen Schauspiels. Bildnisse aus zwei Jahrhunderten, В., [1941]. Г. Гур.

НЕЙЕНДАМ (Neiiendam) - семья дат. актеров и театр. деятелей.

Николай (21.III.1865-15.III.1945). По окончании школы при Королевском т-ре (Копенгаген) вступил в 1893 в труппу этого т-ра, затем работал в "Дагмартеатре", а с 1899 и до конца жизни вновь в Королевском т-ре. Ученик и преемник по репертуару Э. Поульсена. Роли: Гамлет, Макбет, Ричард III;

Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира), Тартюф;

Мортимер, Дон Карлос ("Мария Стюарт" и о. п. Шиллера), Эразмус Монтанус (о. п. Хольберга), Скуле, Нильс Люкке, Освальд, Яльмар Экдаль ("Борьба за престол", "Фру Ингер из Эстрота", "Привидения", "Дикая утка" Ибсена), Йоран Перссон ("Эрик XIV" Стриндберга). Недостаток природного темперамента Н. восполнял отточенной выразительностью игры

Йоннa (6.VI.1872-7.XII.1938) - жена Николая Н. актерскую деятельность начала в 1892 в "Дагмартеатре". С 1902 до конца жизни была в труппе Королевского т-ра. Выступала преим. в нац. классич. репертуаре: Гедске, Магделона ("Оловянщик-политикан", "Хенрик и Пернилла" Хольберга), йомфру Эбель-тофт ("Кубышка" Олуфсена), мадам Вольтисубито ("Рецензент и животное" Хейберга), мадам Шмидт ("Соседи" Хострупа), фру Гульдборг ("Дом Свена Дюринга" Херца), Бабушка ("Оле Лукойе" Андерсена). Н. вносила в свою игру щедрое, искреннее веселье, грубоватую, подчас резкую изд„вку над мелкобурж. средой. Роберт (р. 24.III.1880) - брат Николая II. В 1899-1919 работал в разл. т-рах Копенгагена. В 1930-50 возглавлял школу при Королевском т-ре. Основатель (в 1922) и бессменный руководитель Копенгагенского театр. музея. Крупнейший дат.. театровед.

С о ч.: Johanne Luise Heiberg, Kbh., 1917, 2 udg., 1937;

Det kongelige teaters historie. 1874-1922, bd I-V, Kbh., 4921-30; Casino. Oprindelse og historie i omrids, Kbh., 1923, 2 udg., Kbh., 1948; Skuespiller og patriot, Kbh., 1925;

Komediehuset pa Kongens Nytorw, Kbh., 1935; Folketeatrets historie 1845-1945, Kbh., 1946; Skuespillerforeningen af 1879, Kbh., 1949; Forlystelsernes Alle Frederiksbergske... teatres historie, [Kbh.], 1958.

С и г p и д (31.V.1868-25.1.1955) - жена Роберта H. B 1891-96 работала в "Дагмартеатре", в 1900-11- в Нар. т-ре, затем Королевском т-ре. Роли: Нилле, Магделона, Гедске и Эльсе ("Эразмус Монтанус", "Суетливый", "Комната роженицы" Хольберга), Моргиа-на ("Аладдин" Эленшлегера) и др. Выдающийся мастер сценпч. речи, С. в совершенстве владела областными диалектами, жаргонами разл. обществ, слоев. В л. М.

НЕЙМАН, Матвей Сем„нович [р. 12(25).1.1900] - сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1958). Окончил муз.-драматич. пн-т им. Лысенко в Киеве. В 1923-32 работал в киевских т-рах. В 1932-34 - актер Театра-студии под рук. Ю. А. Завадского, в 1935-39 - обл. Т-ра драмы и комедии, с 1939 - Центр, детского т-ра (Москва).

Роли: Король ("Золотой гусь" по Андерсену), Мальво-лио ("Двенадцатая ночь"), Щ„ткин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Плюшкин ("М„ртвые души"), Шуйский ("Борис Годунов" Пушкина), Медников ("Грач - птица весенняя" по Мстиславскому), Коммерции советник ("Снежная королева" Шварца), герцог де Маликорн ("Город мастеров" Габбе; Гос. пр. СССР, 1945), Злой дед ("Сказки" Маршака), Доктор ("Я тебя найду" Успенской и Ошанина), Министр справедливости ("Король Матиуш Первый" по Я. Корчаку).

НЕЙМАТОВ, Зафар Паша оглы (р.12.VII.1915) - азербайджанский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Сценич. деятельность начал в 1930 в Азерб. ТЮЗе (Баку). В 1935 окончил Азерб. театр. техникум, в 1950 - курсы режиссеров в Ленинграде. С 1943- реж. Азерб. ТЮЗа, с 1954 -гл. реж.

Пост.: "Мелик Мамед" Аббасова (1943), "Ревизор" (1945), "Особое задание" Михалкова (1949), "У лесного озера" Солодаря (1951), "Гастелло" Штока (1952), "Репка" Малярев-ского (1953), "Гикор" по Туманяну (1956), "Анаджан" Азимзаде (1957), "Халиф на час" Шаика (1958), "Две жизни" Исмаилова (1960), "Забота" Агаева (1961), "Вс„ это не так просто" Шмел„ва (1962), "Комсомольская поэма" Вур-гуна (1962), "Прощай, Индия" Расулова (1963). К.Кас.

НЕКРАСОВ, Николай Алексеевич [28.Х1(10.ХП). 1821, Немирово Подольской губ.,-27.XII.1877 (8. 1.1878), Петербург] - русский поэт, революционный демократ. С юношеских лет увлекался т-ром (первые драматургич. опытыдрам. фантазия "Юность Ломоносова", водевили-"Великодушный поступок" и "Федя и Володя", 1840; изд. 1902). Как профессиональный драматург выступил в 1841 (водевильные сцены "Утро в редакции", на сцене не шли). Писал под псевд. Пepeпольский. Автор 20 пьес (гл. обр. водевилей). Наибольшим успехом пользовались: водевили "Шила в мешке не утаишь" (по повести "Невеста под замком" Нарежного, 1841, Александрийский т-р, в ролях - П. Каратыгин, П. Григорьев и др., первая пьеса Н., пост. на сцене), "актер" (первонач."Петербургский актер", 1841, пост. там же; написан для В. Самойлова, исполнявшего роль Стружкина), "Петербургский ростовщик" (1845, там же, в ролях - Лпнская, В. Самойлов, П. Григорьев и др.), мелодрама "Материнское благословение, или Бедность и честь" (перевод-переделка франц. мелодрамы "Божья милость, или Новая Фаншон" Деннери и Лемуана, куплеты Н.; 1842, там же). Антикрепостнической направленностью проникнуто лучшее драматическое произведение Н.- сцена "Осенняя скука" (по отрывку из романа Н. и Панаевой "Три страны света", 1848, пост. 1902, Александрийский т-р, бенефис М. Г. Савиной). Драм. эскиз Н. "За стеной" (1855) включ„н автором в роман "Тонкий человек". Драматургия Н. насыщена социально-демократич. мотивами; его водевили отличались остротой, сатирнчностью, реалистич. изображением среды и характеров.

Значит, место в творч. жизни Н. занимала его театрально-критич. деятельность. Через редактора журнала "Пантеон русского и всех европейских театров" Ф. А. Кони Н. сблизился с мн. виднейшими деятелями Александринского т-ра. В 1841 он начал выступать в этом журнале как театр. обозреватель (серия обзорно-критич. статей "Летопись русского театра"). Публиковал свои работы на страницах журналов "Современник" ("Современные заметки", 1847), "Литературная газета" ("Обозрения новых пиес, представленных на Александрийском театре", 1841, "Петербургские театры", 1842-43, "Театры и публика", "Петербургские увеселения", 1845). Непримиримый враг реакционно-охранительного направления в т-ре, Н. резко выступал против Ф. В. Булгарина, Н. В. Кукольника, В. С. Межевича и др., ратовал за прогрессивную идейность театр. иск-ва, утверждал его общественно-воспитательную роль. Высоко оценивал драматургию Шекспира, Шиллера, Островского, творчество актеров-реалистов- М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова и др.

Н. и в поэзии часто пользовался диалогич. и куплетной формами, рефренами ("Поэт и гражданин", "Крестьянские дети", "Княгиня Трубецкая", "Песня убогого странника", "Нравственный человек"). Некоторые произведения Н. написаны на театральные темы ("Памяти Асенковой", "Балет", "На обеде", "О. А. Петрову").

Соч.: Драматические произведения. Предисл. Н. А. Пыпина, Л.- М., 1937; Драматические произведения, М.- Л., 1947 (Вступ. ст. К. Чуковского); Полное собр. соч. и писем, т. 4, М., 1950; Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1930; "Тонкий человек" и другие неизданные произведения, М., 1928 (Собрал и пояснил Корней Чуковский).

Лит.: Некрасов-как водевильный куплетист, "БИТ". Сезон 1905-1906, вып. 16, Приложение; Н. А. Некрасов и театральная критика, там же. Сезон 1910, вып. 3; Марков П., Некрасов и театр, "Культура театра", 1922, ј 1-2; А б p а м к и н В., Д ы м ш и ц А., Н. А. Некрасов-драматург, в кн.: Некрасов Н. А., Собр. соч., т. 3, М.- Л., 1930; Белкина М., Водевили Некрасова, в сб.: Творчество Некрасова, М., 1939; П о л як о в Н., Н. А. Некрасов - театральный критик, "Театр", 1946, ј11-12; Евгеньсв-Максимов В. Е. [и др.], Некрасов и театр, Л.-М., 1948; Д у б и нс к а я А., Н. А. Некрасов, М., 1954, гл. III; Г и н М. М., Успенский В. В., Некрасов - драматург и театральный критик. Сб., Л.- М., 1958.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница