Наши партнеры

Выгодно аренда авто в аэропорту сочи без водителя в компании РексРент.
Купить одежду Вологда.
авто

Театральная энциклопедия
(страница 312)


НАФ (Naeff), Ton (наст. имя - Антуанетта) (24. III. 1878-21. IV. 1953) - голландская писательница. Творч. деятельность начала в конце 1890-х гг. В 1914-30 работала театр. рецензентом газеты "De Groene Anisterdammer" (Амстердам). Автор романов, сти-хотв. и др. соч., а также пьес: "Последний удар" (1899), "В клочки" (1901), "Свидание" (1905), "Гляди, луна сияет...", монографий об актерах (Сара Бернар" Э. Дузе, В. Ройярдс), театрально-критич. статей. Популярность произв. Н. объясняется их публицис-тич. остротой, яркостью психологич. характеристик" конкретным изображением среды.

Соч.: Dramatische kroniek, dl 1-4, Amst, 1919-23;

Sarah Bernhard en Eleonore Duse, [Amst], 1935; Willem Royaards, [Amst.], 1947.

Лит.: N i j h o f f M., Aagje Ammers en Top Deken, Gedachten op Dinsdag, Brux., 1931, c. 139-62. Вл. О.

НАХАБИН, Владимир Николаевич (р.8(21). IV. 1910]- украинский советский композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). В 1932 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу С. С. Богатыр„ва" В 1943-44 H.художественный руководитель и гл. дириж„р Харьковского т-ра муз. комедии. Автор балетов "Мещанин из Тосканы" по Боккаччо (1936, Днепропетровский т-р оперы и балета), "Марийка" (1939), "Данко" по мотивам о. п. Горького (1948, Харьковский т-р оперы и балета). "Весенняя сказка" по мотивам "Снегурочки" Островского (1954, там же), "Таврия" на сюжет о. п. Гончара (1960, там же), муз. комедий (совм. с Д. Л. Клебановым) "Амурский гость" (1938, Харьковский т-р муз. комедии), "За ваше здоровье" (1951, там же) и др. соч.

Лит.: Карминский М., Украинский композитор В. Нахабин, в сб.: Украинская сов. музыка, Киев, 1960. А. Ив.

НАХУЦРИШВЙЛИ, Георгий Давидович [р.7(20). V.1902]-грузинский советский драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1955). В 1928 окончил эконо-мич. ф-т Тбилисского гос. ун-та. Н.- один из основоположников груз. детской драматургии. Его первая пьеса "Нацаркекия" (совм. с Б. Гамрекели) была пост. в Тбилисском т-ре юного зрителя в 1935. Под назв. "Сказка о храбром Кикиле" эта пьеса шла в Москве (1937, МТЮЗ). Переведена на арм., азерб., узб., казах. и др. яз. Ставилась в Ереване, Баку, Ташкенте, Грозном, Саратове и др. городах. Н. написал пьесы:

"Ладо Кецховели" (1938, совм. с Б. Гамрекели), "На линии огня" (1938), сказку "Комблэ" (1940), комедию "Ачакуне" ("Маленькие вояки", 1941) о сов. ребятах, "Перелом" (1952) об обороне Кавказа, "Цицамури" (1957, Т-р им. Марджанишвили), "Пиросмани" (1961, Т-р им. Руставели).

С о ч.: Ладо Кецховели, М.-Л., 1940 (совм. с Б. Гамрекели). н. э.

НАЦАГДбРЖ, Дашдоржийн (1906-37) - монгольский поэт и драматург. Один из основоположников совр. монг. прозы, поэзии и драматургии. Автор либретто оперы "Три печальных ;холма" (1929), сохраняющейся в репертуаре оперных и аймачных т-ров Монголии. Э. О,

"НАЦИИ ТЕАТР" ("Театр наци и"-Theatre de Nation)-наименование т-ра "Комеди Франсез" в 1789- 1793, во время франц. бурж. революции, конца 18 в. В результате политич. раскола труппы определились 2 враждебных лагеря: с одной стороны - революц. группа, называемая "красной эскадрой" (Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ж. Б. Ж. Граммон, М. Р. Вест-рис и др.); с другой -"ч„рные", руководящее ядро труппы (Ф. Р. Моле, А. Ж. Флери, Ж. А. Сен-При, Л. Конта, Ф. М. А. Рокур, M. E. Жоли и др.), продолжавшие борьбу, к-рая привела к окончат, расколу труппы. "Красные" во главе с Тальма в 1791 покинули т-р, составив основу труппы т-ра (на ул. Ришель„), впоследствии переименованного в "Т-р свободы и равенства" (1792), а затем - в "Т-р Республики" (1792-98). "Н. т." осуществлял пост. легковесных комедий, пьес с контрреволюц. тенденцией. Спектакль "Друг законов" Лейя (1793), направленный против якобинцев, против Робеспьера и Марата, осмеянных под вымышленными именами, вызвал возмущение у радикально настроенной части публики. В 1793, когда к власти пришли якобинцы, решением Конвента 3 сент. "Н. т." был закрыт, а актеры арестованы. В помещении "Т-ра нации" стал выступать "Т-р равенства", затем т-р "Опера комик". После падения якобинской диктатуры (27 июля 1794) актеры "Т-ра нации", освобожд„нные из тюрьмы, вошли в труппу "Опера комик", а в окт. 1799- в состав вновь объедин„нного т-ра "Комеди Франсез".

Лит.: Державин К., Театр французской революции. 1789-1799, Л.-М., 1937; Дейч А., Красные и черные. Актеры в эпоху французской революции, М.-Л., 1939;

P о u g i n A., La Comedie-Francaise et la Revolution, P., [1902]; Houssaye A., La Comedie-Francaise. 1680- 1880, P., [1880]; Memoires de Fleury de la Comedie-Francaise, ser. 1-2, P., 1903. Д. Гит.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРОВ - передача в собственность государства театров, ранее принадлежавших частным лицам или отдельным организациям. В СССР Н. т. была подготовлена рядом мероприятий Сов. власти. 9 (22) ноября 1917 был издан декрет СНК, по к-рому контроль над деятельностью т-ров был возложен на отдел иск-в Гос. комиссии по просвещению (впоследствии - Нар. комиссариата по просвещению) .

С янв. 1918, по распоряжению Нар. комиссариата, моек. т-ры были переданы в ведение Художеств, отдела Моск. совета, а на периферии - в ведение местных Советов. С авг. 1918 в Наркомпросе был организован спец. Театр, отдел (ТЕО), в задачи к-рого входило: "а) общее руководство театр. делом в стране в широком гос. масштабе, б) создание новых т-ров в связи с перестройкой государственности и общественности на началах социализма, в) упорядочение художественно-проф. жизни в сфере театра" (из Положения о Театр, отделе Нар. комиссариата по просвещению, см. Сб. декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию, вып. l, M., 1919, с. 141). Завершающим актом этих законодат. и организац. мероприятий по Н. т. явился декрет СНК от 26 авг. 1919 за подписью В. И. Ленина "Об объединении театрального дела" (ж. "Вестник т-ра", М., 1919, ј 33, газ. "Известия", 19 сент. 1919). Согласно этому документу, был учрежд„н Центральный театральный комитет (Центротеатр) при Нар. комиссариате по просвещению. Центро-театру было поручено осуществлять руководство всеми т-рами (ТЕО стал "исполнительным аппаратом Центротеатра"), а т-р стал отныне нац. достоянием, обеспечивался гос. субсидией.

После 2-й мировой войны Н. т. проведена в странах социалистич. лагеря. В Польше в авг. 1946 были определены новые принципы организации театр. дела, согласно к-рым т-ры должны были субсидироваться гос-вом. В Болгарии т-ры перешли в ведение гос-ва. В Чехословакии Нац. собрание приняло "Закон о театре", в силу к-рого т-ры были переданы органам нар. управления. Сходные по характеру мероприятия были предприняты и в др. социалистич. странах.

Лит.: О с н о с Ю., Исторический декрет, "Театр", 1947, .ј 7; Ростоцкий Б. И., К истории борьбы за идейность и реализм советского театра, М., 1950, с. 11-14;

Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с. 25-27. А. Шн.

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ТАНЦА - см. "Гранд-Опера)}.

"НАЦИОНАЛЬНАЯ СЦЕНА" (Den Nationale Scene)- старейший норвежский театр. Осн. в Бергене в 1850 У. Буллем под назв. "Норвежский театр" в Бергене. Был первым подлинно нац. т-ром, труппа состояла из актеров-норвежцев, спектакли шли на норв. яз. (бергенский диалект). Идейно-художеств. программа т-ра сформировалась в борьбе за нац. независимость, отечеств, культуру, за воспитание зрителей в духе патриотизма. Особенно плодотворным было первое десятилетие деятельности т-ра, когда здесь работали как художественные руководители режиссеры и драматурги Г. Ибсен (в 1852-56), Б. Бь„рнсон (в 1857-58). Они заложили основы норв. режиссуры, воспитали ряд актеров-реалистов. Уход из труппы мн. ведущих исполнителей, материальные затруднения привели к закрытию т-ра в 1863. Т-р возобновил работу в 1876 под назв. "Н. с.". Значит, вклад в нац. сценич. реалистич. иск-во внесли актеры Ю. Дюбвад, А. Мувинкель, И. Шанхе, Г. Томассен, В. Расмус-сен, Д. Йоханнесен, В. Иварсон, X. Стармоэн и др. (конец 19- нач. 20 вв.). В 20-40-е гг. т-р пропагандировал прогрессивную норв. драматургию, ставил пьесы О. Бротена, Ю. Боргена, Н. Грига, X. Крога. С нач. 50-х гг. т-р из-за фин. трудностей ставит коммерч. развлекат. спектакли.

Лит.: Blanc T., Norges forste nationale scene, Christiania, 1884, Lorentzen В., Det forste norske teater, Bergen, 1949. Вл. М.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР, ТНП (Theatre National Populaire, TNP),французский театр. Один из крупнейших и наиболее прогрессивных совр. т-ров Франции. Является государственным наряду с "Коадеди Франсез", "Гранд-Опера" и "Опера комик". Осн. в 1920 в Париже. Первым директором, режиссером и вдохновителем ТНП был Ф. Жемъе. После его смерти (1933) ТНП приш„л в упадок. Новый этап в истории т-ра начался в 1951, когда директором ТНП был назначен Ж. В ил ар, заново сформировавший труппу, определивший репертуар, эстетич. принципы т-ра. Вилар поставил перед собой задачу придать театр. иск-ву общенац. значение, приблизить т-р к массовому зрителю, к народу. Стремясь сделать т-'р общедоступным, Вилар осуществил ряд органи-зац. мероприятий: были удешевлены цены на билеты, устраивались выездные спектакли в рабочие предместья Парижа, гастрольные поездки по провинции. В своей художеств. практике ТНП противостоит и изощр„нному иск-ву эксперимент, модернистских т-ров, и псевдодемократич. иск-ву совр. т-ров бульваров. Репертуар ТНП состоит гл. обр. из классич. произв. мировой драматургии. Спектакли идут почти без декораций и реквизита, из элементов оформления активную роль играют театр. костюм, освещение. Гл. внимание постановщика сосредоточено на актере, от к-рого требуется высокое мастерство сценич. слова, прозрачная ясность мысли. Спектакли ТНП восстанавливают в сценич. иск-ве монументальный стиль, но, в отличие от мн. спектаклей конца 19 в., пост. ТНП насыщены большим внутр. драматизмом. В т-ре работали такие актеры, как Ж. Филип, Д. Сорано, М. Ка-зарес.

В 50-х гг. т-р избегал прямых связей с злободневными политич. проблемами времени, стремился прежде всего пропагандировать отвлеч„нные художеств. и гражд. идеалы. С нач. 60-х гг. под влиянием продолжающегося обострения междунар. и вну-триполитич. обстановки в ТНП возникло стремление к открытой гражд. тенденциозности, гуманистич. и демократич. активности. Для первого периода наиболее характерны спектакли: "Сид" Корнеля (1951), "Принц Гомбургский" Клейста (1952), "Дон Жуан" Мольера (1953), для последних лет -"Карьера Артуро Уи" Брехта (1960), "Мир" по Аристофану (1961). Первые спектакли Вилара в ТНП следовали франц. театр. традициям, в последних ощущается воздействие т-ра Брехта. Новые тенденции ТНП вызвали недовольство со стороны гос. властей. В 1963 Ж. Вилар оставил пост директора т-ра. Директором ТНП был назначен актер и режиссер Ж. Вильсон.

Т-р работает в здании дворца Шайо; зрительный зал рассчитан на 2800 мест. В 1956 и 1961 ТНП гастролировал в Сов. Союзе (Москва, Ленинград).

Лит.: Beig'beder M., Le theatre en France depuis la liberation, [P.], 1959; V i 1 a r J., De la tradition theatrale, P., 1955; в рус. пер.Вилар Ж., О театральной традиции, М., 1956; Триоле Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, ј 9; Б о я д ж и е в Г., Московские гастроли ТНП, там же, ј 12; е г о же, Театральный Париж сегодня, М., 1960; БачелисТ. И., Театр за рубежом, М., 1961. В. Г

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Рейкьявике- см. Исландский театр и драматургия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Будапеште- см. Венгерский национальный театр.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в О с л о - см. Нор-еежский национальный театр.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Братиславе - см. Словацкий национальный театр.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР в Б р н о - см. Чехословацкий театр.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ в Праге - см. Чехословацкий национальный театр имени Б. Сметаны.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. Л. КАРАД-ЖАЛЕ - см. Румынский национальный театр имени И. Л. К ар ад жале,

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. ТЫЛА-ем.

Чехословацкий национальный театр имени И. Тыла.

"НАШЕСТВИЕ"-пьеса в 4 д. Л. М. Леонова. Соч. 1942, Гос. пр. СССР, 1943. "Н." пост.: 7 нояб. 1942 Ленингр. обл. драм. т-р (премьера в Чистополе), 15 дек. 1942 - Омский т-р (реж. Захава, Таланов - Колесников, Ф„дор- Козловский, Фаюнин - Колобов), Ленингр. гор драм т-р

(1943), Ногинский т-р (1943), Малый т-р (1943, реж. Судаков, худ. Штоффер; Таланов - П. Садовский, Нароков, Анна Николаевна - Пашенная, Ф„дор - Н. Соловь„в, Ольга - Фадеева, Демидьевна - Массалитинова, Рыжова, Аниска - Хорькова, Колесников - Павлов, Фаюнин - Межинский, Кокорышкин - В. Лебедев, Шпурре - Леонть-ев; нов. пост.- 1947, Ольга - Гоголева, Фаюнин - Каюков, Кокорышкин - Светловидов).

Пьесу пост. почти все т-ры страны: Т-р им. Моссовета (в Алма-Ате - 1943, в Москве - 1944, реж. Завадский, Пыжова, Бибиков; Ф„дор - Астангов, Фаюнин - Ванин, Таланов - Герага), Горьковский, Иркутский, Казанский (все в 1943) т-ры, Киевский т-р им. Леси Украинки (премьера в Караганде в 1943, возобн. в Киеве в 1944, реж. К. Хохлов;

Ф„дор - Лавров, Колесников - Романов), Куйбышевский т-р (1943, Ф„дор - Бурэ, Фаюнин - Шебуев), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (премьера в Новосибирске, 1943, реж. Вивьен и Петровых; Таланов - Скоробогатов, Анна Николаевна - Рашевская, Ф„дор - Янцат, Колесников - Толу-беев, Фаюнин - Кисел„в, Кокорышкин - Воронов, Демидьевна - Корчагина - Александровская, возобн. в 1944 в Ленинграде), Центр, т-р Красной Армии (премьера в Свердловске, руководитель пост. А. Попов, реж. Д. Тункель;

Ф„дор - Хованский, Фаюнин - Константинов, Кокорышкин - Коновалов), Душанбинский рус. т-р, Тамбовский, Тульский, Челябинский, Ярославский (реж. Гайдебуров, Ф„дор - Ромоданов, Фаюнин - Лимонов) и мн. др. т-ры. Из пост. последующих лет - Т-р им. Кингисеппа (1945, реж. Пыльдрос; Таланов - Кальела, Колесников- Ребане, Фаюнин - Суурорг) и др.

Пост. за рубежом: "Паласио де бельяс артес", Мехико

(1944), т-р Народного освобождения, Белград (1944), т-р "Студио", Осло (1945), т-р "О Карефур", Париж (1945),т-ры в Свиленграде и Варне, Болгария (1949), Нац. т-р, Будапешт (1956), т-р "Хайюдза", Токио (1957) и др.

Издания: Первая публикация "Н." - "Новый мир", 1942, ј 8. Из др. изд.: Советская драматургия, т. 6, М.-Л., 1948; Леонов Л., Собр. соч., т. 5, М., 1954; Пьесы советских писателей, т. 7, М., 1955.

Лит.: Театр. Сб. статей, М., 1944, с. 118-20; то же, М., 1945, с. 53-57; Д у р ы л и н С., Пров Михайлович Садовский, М., 1950, с. 301-07; Е. П. Корчагина-Александровская, М., 1955, с. 255-59; Ежегодник Ин-та истории искусств, М.,1955, с. 141-52; Стронская Е., Н. Рашевская, [М., 1961 J, с. 71-78. А.Шн.

"НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН"комедия в 5 д. А. Н. Островского (первонач. назв.-"Утро вечера мудренее"). Соч. 1871. Пост. 20 сент. 1872, Александрийский т-р (бенефис П. Малышева; Баклушин - Малышев, Крутицкий - П. Васильев, Анна Тихоновна - Читау, Настя - Хлебникова, Мигач„ва - Стрельская, Елеся - Сазонов, Епишкин - Виноградов, Фетинья Мироновна-Громова, Лариса-Левкеева, Петрович-Бур-дин, Лютов - В. Васильев), 10 дек. 1872- Малый т-р (бенефис Музиля; Елеея - Музиль, Крутицкий -С. Шум-ский, Настя - Никулина, Епишкин - Д. Живокини, Фетинья Мироновна - Акимова, Баклушин-Вильде, 1903, Крутицкий - Правдин, Анна Тихоновна - Федотова, Мигач„ва - О. Садовская). Пьесу ставили также Т-р Корша (1896), .Моск. т-р Незлобина (1910), "Рус. т-р", Петербург (зал Кононова, 1882), Т-р Лит.-художеств. об-ва в Петербурге (1900) и мн. провинц. т-ры.

На сов. сцене комедию ставил Ленингр. акад. театр драмы (1921, реж. Карпов; Крутицкий - Горин-Горяинов, Анна Тихоновна - Корчагина-Александровская, Елеся-Воронов, Фетинья Мироновна - Чижевская; 1926, Крутицкий - Певцов), Петрогр. передвижной т-р, Студия им. Шаляпина в Москве (1923), Свердловский пролетарский т-р (1925, Крутицкий - Певцов), Лентюз (1925, 1948, реж. Брянцев, Меер-сон; Крутицкий - Макарьев), 4-я Студия МХАТ (1926, реж. Тарханов), Кирг. драм. т-р (1930), Малый т-р (1931, Крутицкий-Н. Яковлев, Мигач„ва - Рыжова; 1936), Моск. рабочий художеств. т-р (1931), Т-р-студия им. М. Н. Ермоловой, Москва (1934, реж. Хмел„в), Моск. т-р драмы (1945, реж. Ф„доров, худ. Рындин), Т-р им. Октябрьской революции, Одесса (1946), Центр, детский т-р (1948), Ленингр. драм. т-р (1950), Костромской т-р (1952), Одесский т-р Сов. Армии (1953), т-р "Угала", Вильянди, Эстония (1953), ЦТСА, Москва (1954), Великолукский (1955), Калининский (1956) т-ры. Фрунзенский рус. т-р (1959), Рижский рус. т-р (1959) и мн. др.

Издания: Первая публикация - ж. "Отечественные записки", СПБ, 1872, ј 1; последующие дореволюц. изд.:

Островский А. Н., Полн. собр. соч., т. 8, СПБ. 1885; сов. изд.: Островский А. Н., Собр. соч., т. 6, М., 1960.

Лит.: "Театр", 1946, ј 5-6, с. 52-54; К о-миссаржевский В., Хмел„в за режиссерским столом, М., 1956, с. 54-76. ." ,А. Шн.

НЕАПОЛИТАНСКАЯ ОПЕРНАЯ ШКОЛА - наиболее значительная композиторская и вокально-исполнительская школа итальянского оперного искусства. Возникла в конце 17 в. В Н. о. ш. сложился тип оперы-сериа (серьёзной оперы на героико-мпфологич. или условно-историч. сюжет с преобладанием сольных номеров, без хора и балета), определились устойчивые формы арии (типична тр„хчастная ария да капо), увертюры (т. н. итальянской), типы речитативов (ак-компанированного - с сопровождением оркестра, "сухого"-под аккомпанемент клавесина), достигло высокого развития искусство сольного пения (бель кан-то), мелодического (кантилена) и виртуозно-колоратурного. В 18 в. в Неаполе (и почти одновременно в Венеции) сформировалась также опера-буффа (ко-мич. опера на бытовой сюжет), выросшая на основе реалистич. комедии и народно-бытового песенного творчества. Она обогатила оперно-вокальные формы (разл. типы арий, ансамбли и финалы). Первым видным представителем Н. о. ш. был Ф. Провенцале (г. рожд. не-изв.-ум. 1704). Классич. образцы оперы-сериа создал А. Скарлатти, оперы-буффа - Дж. Перголези. Крупнейшими либреттистами оперы-сериа были А. Дзено и особенно П. Метастазио, К Н. о. ш. принадлежали композиторы Л. Винчи, Ф. Дуранте (1684-1755), Л. Лео, Н. Логрошино (1698-1767), Н. Порпора и др.

В жанре неаполитанской оперы-сериа прославились мн. итал. вокалисты-виртуозы: певицы Ф. Куццонщ Ф. Бордони, певцы-кастраты Сенезино Фаринелли и др.

В 18 в. Н. о. ш. приобрела мирбвую славу. Е„ мастера работали во многих европ. странах (в т. ч. в России). Эстетич. канонам Н. о. ш. следовали нем. композиторы И. А. Гассе, Г. К. Граун, исп.- Д. Терра-дельяс (1713-51) и др. Общие принципы оперы-сериа использовал и самостоятельно развил в. сво„м оперном творчестве Г. Ф. Гендель.

Развиваясь в условиях придворного т-ра Италии и других европ. стран, неаполитанская опера-сериа испытывала разлагающее воздействие гедонистич. вкусов аристократич. публики. Блестящее виртуозное иск-во певцов вс„ более заслоняло в опере драма-тич. и муз. содержание спектакля. Нек-рые композиторы 2-й пол. 18 в. (Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др.) стремились усилить муз.-драматич. выразительность оперы-сериа, но не смогли преодолеть кризиса этого жанра. В противовес вырождавшейся опере-сериа вс„ большую популярность приобретала демократич. опера-буффа, достигшая расцвета во 2-й пол. 18 в. В 1760-х гг. в оперу-буффа проникли тенденции сентиментализма, наряду с комедийными и сатирич. элементами ярко выступили черты лиризма. С оперой-буффа связаны лучшие достижения видных мастеров Н. о. ш.- композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза и др.

Лит.: Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Г р у б е р Р., Гендель, Л., 1935; Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931; его же. Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собрание соч., т. 17,Л.,1935; Иване в-Б о-р е ц к и и М. В. (ред.), Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934;

Гольдони К., Мемуары, содержащие историю его жизни и его театра, пер. [с итал.], т. 1-2, [Л.], 1933; Стендаль, Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Abort Н., W. A. Mozart, [7. Aufl.], Bd 1, Lpz., 1955.

НЕБОЛЬСИН, Василий Васильевич [30.V(11.VI). 1898- 29.X.1958]-русский советский дириж„р, педагог. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил по классам скрипки и композиции Моск. филармонич. уч-ще. Как дириж„р начал выступать в 1918. С 1922 Н.-дириж„р Большого т-ра. Дирижировал операми: "Русалка" (1937), "Хованщина" (1941), "Майская ночь" (1947), "Мазепа" (1949; Гос. пр. СССР, 1950); "Валькирия" Вагнера (1940), "Кармен" (1953) и др. В„л педагогич. работу (в 1940-45- проф. Моск. консерватории). Выступал также как симф. дириж„р. Ю. Быч.

НЕВ‚ЖИН, Петр Михайлович [27.VI.1841-25.V. 1919]- русский писатель. Первые опубликованные и пост. пьесы Н. были написаны с помощью А. Н. Островского: "Блажь" (1880, Малый т-р; 1881, Александрийский т-р), "Старое по-новому" (1882, Малый т-р;

1883, Александрийский т-р). В дальнейшем Н. работал самостоятельно. Автор ок. 30 драм и комедий, значит, часть к-рых ставилась в Малом, Александрийском и мн. провинц. т-рах. Особенно большое распространение получили одна из ранних пьес Н.- драма "Вторая молодость" (1887) и его последняя пьеса "Поруганный" (1916).

Н.-типичный представитель "ремесленной" драматургии, успех к-рой определялся использованием актуальных обществ, мотивов, неким жизненным правдоподобием, мнимо-либеральной направленностью. В пьесах "Вторая молодость", "В красивой оправе" (1907) затрагивалась проблема брака; в комедии "Компаньоны" (1891)- проблема "отцов и детей", в комедии "В родном углу" (1892)- тема "хождения в народ". Драматург не стремился создать психологически убедительные характеры. Он создавал "выигрышные", т. н. "бенефисные", роли с расч„том на определ„нных талантливых актеров, насыщал свои драмы и комедии испытанными мелодраматич. эффектами или безотказно вызывающими смех комич. положениями. Вс„ это определяло успех пьес Н. в 80-90-х гг.

Н.- автор воспоминаний об А. Н. Островском ("ЕИТ", 1909, вып. 4, 1910, вып. 6, 1911, вып. 4).

Соч.: Собр. соч., т. 1-12, Пб., 1909-1911; Драматические сочинения, т. 1-2, М., 1898-1901; Блажь.-Старое по-новому (в соавторстве с А. Н.Островским), в кн.: О с т р о в-с к и и А. Н., Собр. соч., т. 9, М., 1960.

Лит.: "Артист", 1889, кн. 4, с. 130-31, 1894, .ј 34, с. 211-15; "ЕИТ". Сезон, 1892-1893, СПБ. 1894, с. 126; Сезон. 1896-1897,СПБ, 1898, с. 301-305; "Театрал", 1896, .ј 92, с. 98-107; Н о с к о в Н., Памяти П. М. Невежина, "Бирюч Петроградских госуд. театров", 1919, июнь-август, с. 185;

3 о г р а ф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960, с. 437-39. Л. Шн.

НЕВЕРОВ (наст. фам.- Скобелев), Александр Сергеевич (20.XII.1886--24.XII.1923)- русский советский писатель, драматург. Был сельским учителем. Систематически печатается с 1906. С 1919 выступает и как драматург. Автор 15 пьес различ. жанров. В их числе: написанные в нач. 20-х гг., характерные для эпохи гражданской войны "агитки"-"Корона", "Контрреволюция" (2-й вариант "Последние дни"- о борьбе с Колчаком), широко шедшие в агитбригадах Восточного и др. фронтов; пьеса "Гражданская война" (1920), написанная для "массового т-ра" и рассчитанная на представление под открытым небом; символико-алле-горич. пьеса "Стена" (первонач. название - "Песнь песней", 1921) и др. Пьесы эти отличались актуальностью, политич. устремл„нностью, приподнятая патетика сочеталась в них с элементами сатирич. обличения врагов революции.

Наиболее значительными были пьесы Н. "Бабы" и "Захарова смерть" (1920), в к-рых показывалось столкновение домостроевского уклада старой деревни с новыми веяниями, рост бунтарских сил в крестьянской среде. Обе пьесы в 1921-26 ставились т-рами и самодеят. коллективами Баку, Воронежа, Вятки, Гомеля, Москвы и Петрограда, Пугач„ва, Самары, Саратова и др. "Захарова смерть" была пост. в 1960 Сызранским т-ром.

Др. пьесы: комедия "Смех и горе", одноактные пьесы- "Голод", "Богомолье", "Добровольцы", "Женское засилье", "Молодые побеги" и др.

Соч.: Собр. соч., т. 2, Куйбышев, 1958.

Лит.: фа т о в Н. Н., А. С. Неверов, Л., 1926; Г о л о-вашенко Ю., Героика гражданской войны в советской драматургии, Л., 1957, с. 23-26 и 33-35; Т а м а-ш и н Л., А. Неверов-драматург, "Русская литература", 1960, ј 3. А. Шн.

НЕВИЙ, Гней (Gnaeus Naevius) (ок. 280-201 до н. э.) - римский поэт. Создал новый жанр в области драм. поэзии - т. н. претексту (fabula praetexta - трагедия на др.-рим. нац. сюжет). Известны два назв. иретекст Н.: "Ромул" - на сюжет легенды об основании Рима, и "Кластидий" - о событиях войны с галлами в 222 до н. э. Н. писал также комедии; при обработке греч. оригиналов он впервые применил контаминацию. Возможно, Н. является основателем и другого нац. др.-рим. жанра-тогаты (fabula togata- комедия, действие к-рой происходит в Италии). Комедии Н. содержали смелые политич. выпады. Соч. Н. сохранились лишь во фрагментах.

Соч.: M a r m о г а 1 e E. V. (ed.), Naevius poeta, 2 ed., Firenze, 1950.

Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. l. M., 1959. Н. Зем.

НЕВИЛЛ (Neville). Джон (р. 2.V.1925) - английский актер. Окончил Королевскую академию драм. иск-ва в Лондоне. Дебютировал на сцене в 1947 в т-ре "Олд Вию. Играл в провинц. т-pax. В 1953-58 - актер т-pa "Олд Вий", затем работает в разл. т-pax Лондона и провинции, в т. ч. в Чичестер-ском фестивальном т-ре под рук. Л. Оливье (1962). Первый крупный успех Н.-исполнение роли Ричарда II (1955).

Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь"), Орсино ("Двенадцатая ночь"), Орландо ("Как вам это понравится"), Валентин ("Два веронца"), Генрих V; Макдуф ("Макбет"), Яго;

Троил ("Троил и Крессида"); Ромео ("Ромео и Джульетта"), Гамлет - в пьесах Шекспира; Грегерс Верле ("Дикая утка" Ибсена), Гуго, Фредерик ("Приглашение в замок" Ануя).

Н. наделяет своих героев благородством, страстностью и нек-рой долей иронии. Обладает хорошей сценич. внешностью, красивым музыкальным голосом.

В 1958 впервые выступил как режиссер, пост. пьесу "Лето семнадцатой куклы" Лоулера (Королевский т-р, Бристоль). Ф. Я.

"НЕВРАСТЕНИК" - сценическое амплуа; актер, исполняющий роли болезненно-нервных, неуравновешенных, безвольных людей, легко поддающихся различным влияниям и настроениям, находящихся в состоянии острого душевного кризиса. К "Н." относятся, напр., роли: Освальд ("Привидения"), Иоган-нес ("Одинокие" Гауптмана), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Среди наиболее известных исполнителей ролей "Н".- П. Н. Орленев, Н. Н. Ходотов, М. А. Чехов, Э. Цак-кони и др.

НЕВСКИЙ, Григорий Кириллович (20.XII.1864- 11.VIII.1940) - русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Проф. деятельность начал в 1879. Н. был характерным актером, играл гл. обр. комедийные роли: Бобчинский; Шмага; Рас-плюев ("Свадьба Кречинского"), Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва) и др. В дореволюц. т-ре Н. возглавлял ряд антреприз. С 1899 работал как режиссер в Киеве, Двинске, Таганроге, Оренбурге, Симбирске, Красноярске, Чите, Житомире, Барнауле, Самаре и др.

Лит.: "Театр и искусство", 1904, .ј 47, с. 823, .ј 52, с. 928; газ. "Советское искусство", 1940, 17 авг., JsTe 46, с. 4 [Некролог]. E. X.

НЕВЯРОВСКАЯ, Казимира (1893-1927) - артистка оперетты. По нац. полька. До 1915 играла на сцене Варшавского т-ра оперетты "Новости". После захвата Варшавы нем. войсками переехала с частью польской труппы в Москву, затем в Петроград, где в 1917-18 играла в летнем т-ре "Буфф" (здесь Н. впервые в России исполнила роль Сильвы во. п. Кальмана), в "Палас-театре" и др. В Москве - в т-ре в "Славянском базаре" и в Никитском т-ре (1916, 1918-21). В 1920 была приглашена В. И. Немирови-чем-Данченко в муз. студию МХТ, где исполняла партию Клеретты в оперетте "Дочь мадам Анго" Лекока. В 1922-27 играла в Польше и Литве. Н. обладала красивым голосом, музыкальностью и сценич. обаянием, создавала эффектные сценич. образы.

Партии: Стаей ("Сильва" Кальмана), Джульетта, Ганна ("Граф Люксембург", "Вес„лая вдова" Легара), Мимоза ("Гейша" Джонса), Елена ("Польская кровь" Недбала), Бронислава ("Нищий студент" Милл„кера) и мн. др.

Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М.,1960;Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962.

НЕГРУЦЦИ (Negruzzi), Костаке (1808-25.VIIL 1868) - румынский и молдавский писатель, драматург, публицист, театральный деятель. В 1821-23 семья Н. жила в Кишин„ве, где он познакомился с А. С. Пушкиным, произв. к-рого впоследствии переводил на рум. яз. Начал лит. деятельность в 30-х гг. 19 в. Придавая большое воспитат. значение театр. иск-ву, Н. способствовал развитию рум. т-ра (в 1840-42 вместе с В. Александри и М. Когэлничану был директором Нац. т-ра в Яссах). Почитатель франц. лит-ры, особенно В. Гюго, Н. перев„л для рум. сцены его драмы "Анджело, тиран Падуанский" (1837) и "Мария Тюдор" (1837), а также "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа (1835), "Уч„ные женщины" Мольера (1843) и др. В сатирич. пьесе "Муза из Бурдужени" (по комедии Леклерка) высмеивает дворян - поклонников иностранщины; комедия-водевиль "Ягнята" показывает совр. Н. крестьянскую жизнь.

Борясь за передовое театр. иск-во, Н. написал ряд статей ("Письма"), в к-рых утверждал необходимость развития нац. рум. и молд. т-ров.

Соч.: Pacatele tineretelor si alte scrieri, Bue., 1959;

Pagini alese, [Bue.], 1958. Д. Ш.

НЕДБАЛ (Nedbal). Оскар (26.III.1874, Табор,- 24.XII.1930, Загреб)-чешский композитор и дириж„р. В 1892 окончил Пражскую консерваторию, где учился у А. Дворжака, Г. Вигана и др. В 1892-1905 входил в состав организованного Виганом "Чешского квартета", был прозван "корол„м альтистов". С 1896 выступал как дириж„р: сначала в Чешской" с 1907- в Венской филармониях; в 1908-19 периодически дирижировал в венском т-ре "Фольксопер". В 1923-30- гл. дириж„р Нац. т-ра в Братиславе. Иск-во Н. как дириж„ра содействовало популяризации чеш. музыки за рубежом (выступал с концертами в России, Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Турции и др. странах). Исполнял также произв. Чайковского, Глазунова, Глинки, Римского-Корсакова и др. Композиторское творчество Н. способствовало становлению чеш. муз. т-ра. Он был одним из создателей чеш. балета-пантомимы. Яркой инструментовкой, мелодич. красочностью, тонким использованием танца для развития драм. действия отличается балет-пантомима "Сказка о Гонзе" (1902, пражский Нац. т-р). Среди др. произв. Н.- балеты "От сказки к сказке" (1908), "Принцесса Тацинта" (1911), "Андерсен" (1914) (все пост. в пражском Нац. т-ре) и др.; комич. опера "Крестьянин Якуб" (1922, Нац. т-р, Брно), оперетты "Польская кровь" по мотивам Пушкина (1913, "Карлс-театр". Вена; шла во мн. т-рах, в т. ч. в Моск. т-ре Оперетты), "Прекрасная Барбара" (1910, пражский Нац. т-р), "Сбор винограда" (1916, т-р "АН дер Вин", Вена), "Донна Глория" (1925, "Карлстеатр", Вена) и др.; инструмент, соч. Творчество Н. отмечено ярким нац. своеобразием и реалистич. направленностью.

Лит.: Sulc M., Oskar Nedbal, Praha, 1959; Kvet J.. Oskar Nedbal, Praha, 1947. Л. ф ЛНЕДЕВА, Златина (15.X.1877-21.V.1941) - болгарская актриса, режиссер, педагог. Окончила Школу иск-ва в Загребе у А. Фияна. Дебютировала в т-ре "Славянская беседа" в роли Елизаветы ("Мария Стюарт"). С 1903 - актриса Нар. т-ра в Софии.

Роли: Бистра ("Когда гром грянет" Яворова), Костанда "Свекровь" Страшимирова), Элла ("Ураган"' Войновича), Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Н.Толстому), Акулина ("Власть тьмы"), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Катарина {"Укрощение строптивой"), Гертруда ("Гамлет"), Сафо (о. п. Грильпарцера) и др.

Как режиссер и педагог Н. содействовала развитию болг. провинц. т-ра. Руководила передвижным Камерным т-ром, в 1931-32 возглавляла Плевенский т-р (пост.: "Свекровь" Страшимирова, "Венецианский купец" Шекспира , "Пурга" Щеглова). В 1934-35 руководила Бургасским т-ром (пост. здесь "Ураган" Войновича, "Человек под мостом" Индина).

Лит.: Георгиев Г., Златина Недева, в сб.: Сто лет болгарского театра, М., 1962, с. 188-94. Я. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница