Наши партнеры

Выгодно прокат премиум авто в краснодаре в компании РексРент.
Хаи тек Виллы в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 311)


НАРОДНЫЙ ТЕАТР (Folketeatret) - один из старейших датских частных т-ров. Осн. в 1857 в Копенгагене антрепрен„ром X. В. Ланге. В 60- 70-е гг. репертуар Н. т. состоял из водевилей Хо-струпа, Скриба, мелодрам Сарду, оперетт Оффенбаха, низкопробных фарсов и т. н. "народных" комедий из крестьянского быта, рассчитанных на непритязательные вкусы мелкобурж. публики. К концу 19- нач. 20 вв. творч. программа Н. т. изменилась. В это время руководство т-ра привлекло в качестве режиссера Г. Банга, актрис Б. Ипсен, В. Нансен, С. Нейендам, актеров Ф. Хедта, П. Фьельструпа, П. Р„ймертаидр. В связи с ликвидацией репертуарной монополии Королевского т-ра Н. т. получил возможность ставить комедии Мольера, Хольберга, Овер-скоу и др. классиков мировой и нац. драматургии. Ставились также драмы Ибсена, Бь„рнсона (Н. т. впервые в мире осуществил постановку 2-й ч. "Свыше наших сил"), Г. Хейберга, Я. Бергстр„ма, Г. Вида. В 30-е гг.20 в., с приходом к руководству Т. Лар-сена, сумевшего создать сильную труппу, в репертуар т-ра вошли пьесы К. Мунка, С. Клаусена, Э. К. Соя, Ж. Жироду, затрагивающие важные обществ, проблемы. Н. т. не является репертуарным (один и тот же спектакль ид„т ежевечерне, пока не сменяется другим), наряду со значит, произв. клас-сич. и совр. драматургии ставятся пошлые комедии второстепенных авторов. В труппе т-ра (1962): актрисы X. Виркнер, Б. Федерспиль, У. Локк, М. Йоргенсен, актеры X. Кьерульф-Шмидт, Ф. Хель-мут, О. Спроге, О. Висборг и др.

Лит.: Neiiendam R., Folketeatrets historie, Kbh., 1945; Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh.. П959]. Вл. M.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ИВАНА ВАЗОВАновое название (с 1962) Народного театра им. К. Са-рафова в Софии. См. Болгарский народный театр им. Крыстю Сарафова.

НАРбДНЫИ ТЕАТР НА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВЙСТАВКЕ - русский театр. существовавший в Москве в 1872. Возник по инициативе группы обществ, деятелей, возглавлявших "Комиссию отдела попечения о рабочих" при учредительном комитете Всерос. Политехнич. выставки 1872 на средства, собранные пут„м обществ, пожертвований. В деятельности Н. т. сказалось влияние прогрессивных идей 60-х гг. Значит, воздействие на Н. т. оказали принципы, выдвинутые А. Н. Островским, боровшимся за создание общедоступного т-ра. В труппу были привлечены крупнейшие актеры провинции (Н. X. Рыбаков, К. Ф. Берг и др.), талантливые молодые актеры (В. А. Макшеев, М. И. Писарев и др.). Руководителем т-ра был видный актер и режиссер А. Ф. Федотов. Т-р открылся 4 июня 1872 спектаклем "Ревизор". Основу репертуара составляли произв. рус. классич. драматургии - пьесы Фонвизина ("Недоросль"), Пушкина ("Русалка"), Островского ("Бедность не порок", "Тяж„лые дни" и др.). Гоголя. На сцене Н. т. впервые в Москве ставились в не искаж„нном цензурой виде "Ревизор" и "Свои люди - сочт„мся". В Н. т. были пост. и муз. спектакли - "Жизнь за царя" Глинки (один акт), "Русалка" Даргомыжского, "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова (муз. Соколовского).

Спектакли Н. т. отличались высокой режиссерской культурой, слаженным актерским ансамблем. Т-р быстро завоевал признание демократич. кругов зрителей. С момента возникновения Н. т. вокруг него развернулась ожесточ„нная идейная борьба. Реакц. круги добились снятия лучшего спектакля Н. т.- "Ревизор". Перед закрытием Политехнич. выставки Федотов и поддерживавшие его обществ, деятели воз будили ходатайство о превращении Н. т. в постоянный т-р. Однако пр-во отклонило их просьбу. После закрытия выставки 1872 Н. т. прекратил сво„ существование (здание и имущество т-ра были приобретены вновь организованным частным Общедоступным т-ром, в труппу к-рого вступили и нек-рые из актеров Н. т.). Несмотря на кратковременность существования, Н. т. имел значение в истории рус. сценич. иск-ва как первая попытка создания прогрессивного по своей идейной и художеств. направленности т-ра, рассчитанного на обслуживание широких демократич. кругов зрителей.

Лит.: Клинчин А. П., Народный театр на Политех-нической выставке в Москве, в сб.: Театральное наследство, М., 1956 (Гос. н.-и. ин-т театра и музыки); Федотов А.Ф., Предисловие к "Недорослю" Д. И. Фонвизина, М., 1886 (с. III-VII); Захарьин (Якунин) И. Н., Встречи и воспоминания, СПБ, 1903, с. 305-11; Клинчин А Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-83. А. Кл.

"НАРбДОВЫ ТЕАТР" - см. Польский "Театр Народовы".

НАРОКОВ (наст. фам. - Я к у б о в), Михаил Сем„нович [14(26). II. 1879 -25. VI. 1958] -советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР ( 97). Сценич. деятельность начал в 1896 в труппе П. А. Со-колова-Жамсона в Мелитополе. В 1897-98 работал в Т-ре Дюковой (Харьков), в 1899-1900- в Т-ре Соловцова в Киеве, в 1901-02 - "Новом т-ре" Л. Б. Яворской; в 1906-07 актер т-ва Новой драмы под рук. Мейерхольда. В 1903-04 по приглашению Горького работал в т-ре Нар. дома (Н. Новгород). В 19091910 Н.-актер Т-ра В. Ф. Комиссаржевской. Разделяя судьбу мн. провинц. актеров дореволюц. России, Н. по 1-2 сезона служил в различных городах. В 1916-18 работал в Москве в Т-ре Су-ходольской, в 1918 в б. Т-ре Корша сыграл Дантона ("Смерть Дантона" Бюхнера). В 1920 Н. вступил в труппу Малого т-ра, где работал по 1949. Лучшие роли, сыгранные Н. в этом т-ре: Несчастливцев; Кромвель ("Оливер Кромвель" Луначарского), Паратов; Веррино ("Заговор Фиеско" Шиллера), Петр I ("Смерть Петра U Шаповаленко), Краснов ("Грех да беда на кого не жив„те Островского, пост. Н., 1926), Петрыгин ("Скутаревский" Леонова), Черных ("Слава" Гусева), Де Сильва ("Уриэль Акоста" Гуцкова), доктор Таланов ("Нашествие"). Н. обладал большим темпераментом; у него было выразит, лицо, величавая фигура, низкий бархатный голос. В своих сценич. образах Н. стремился передавать борьбу страстей в душах героев, трагич. потрясения, его исполнительская манера отличалась сдержанностью, внутр. силой. Выступал также как режиссер: пост. в Малом т-ре спектакли "Растеряева улица" (инсц. Н. по Успенскому, 1929) и "Разгром" (инсц. Н. по Фадееву. 1932), "Соло на флейте" Микитенко (1935). Автор театр. мемуаров "Биография моего поколения" (М., 1956).

Лит.: Луначарский А., К юбилею М. С. Нарокова, газ. "Известия", 1927, 25 янв., ј 19; Эрманс Э., Тридцать лет или жизнь актера, "Рабис", 1927, .ј 1.

И.Лев.

НАРЫКОВ, Адгам Фазулжанович (р. 23. IX. 1923) - татарский советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1957) и засл. арт. Тат. АССР (1950). По окончании Ленингр. хореография, уч-ща (1941) работал в Уфе. С 1946 - солист балета Татарского т-ра оперы и балета им. М. Джалиля. Исполнение Н. характеризуется нац. своеобразием, высокой танц. техникой, артистич. обаянием.

Партии: Былтыр ("Шурале"), Hyp ("Зюгра" Жиганова), Тимергол ("Горная быль" Ключарева), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"). Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Ленни ("Тропою грома" Караева) и др. Пост. танцы в оперных спектаклях ("Неотосланные письма" Файзи, "Фауст", "Пиковая дама" и др.). Ир. Г.

HACKOBA (Naskova), Ружена (28. XI. 1884- 21. III. 1961) -чехословацкая актриса. Нар. арт. ЧСС (1947). В 1902 брала частные уроки у выдающейся чеш. трагич. актрисы О. Скленаржовой-Малой. В 1904 дебютировала на сцене т-ра в Люб-ляне (Словения) в роли Магды ("Потонувший колокол" Гауптмана). В 1907, вернувшись на родину, Н. была принята в труппу пражского Нац. т-ра, где оставалась до конца жизни. Н. с одинаковой л„гкостью играла лирические (Маргарита - "Фауст" Г„те; Оберон - "Сон в летнюю ночь") и характерные роли (крестьянка Лизалка-"Мариша" бр. Мрштиков; миссис Хиггинс - "Пигмалион" Шоу). Выступая в пьесах В. Сарду, Э. Скриба и О. Уайльда, создавала тонкие психологич. образы. В то же время она воплощала героич. трагедийные характеры: мать Юго-вичей ("Смерть матери Юговичей" Войновича), Ева ("Трагедия человека" Мадача), Ева ("Магелона" Колара), Мария Стюарт. В 1921 Н. сыграла заглавную роль в комедии "Мадам Сан-Жен" Сарду, в к-рой раскрылись новые черты дарования актрисы-жизненная энергия, нар. здравомыслие. Особая простота, мужеств. человечность, "сердечный комизм" иск-ва Н. противостояли тяготению к эстетизму и внешней выразительности режиссуры К. Гиллара и др. На сцене пражского Национального т-ра Н. утверждала демократические традиции, заложенные И. Мошной и Г. Квапиловой, Э. Вояном и М. Гюбнеровой.

После освобождения Чехословакии (1945) Н. возвратилась ко многим из прежних ролей, заостряя их социальные характеристики.

Роли: Мастилькова ("Фед-ловачка" Тыла), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову), остро комедийные роли - Матр„на Харитоновна ("Горячее сердце"), Арина Пантелеймо-новна ("Женитьба") и др. Снималась в кино.

Соч.: Jak sel zivot, Praha. 1955.

Лит.: Kopecky J., R. Naskova,Praha,1948. Л. Сол.

НАСРЕТДИНОВ, Фахри Хусаинович [р. 10 (23). X. 1911] - тата рский советский артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1934 окончил Моск. муз. техникум им. Рубинштейна, в 1939 - тат. студию при Моск. консерватории. С 1939 - солист Т-ра оперы и балета в Казани. Н. обладает красивым, чистым голосом широкого диапазона, лирич. дарованием.

Партии: Джик, Кирамат, Салиа( ("Золотоволосая", "Беглец", "Свобода" Жиганова), Халил ("Галиябану" Муза-фарова), Галимджан ("Башмачки" Файзи), Ленский; Берен-дей ("Снегурочка"), Фауст, Альфред, Герцог; Назар ("Семья Тараса" Кабалевского). Выступает в концертах. Гастролировал в Китае, Вьетнаме, Бирме.

Лит.: Бахтиярова Ч., Ф. Насретдинов, Казань, 1957. Ир,г.

НАСРЕТДИНОВА, Зайтуна Агзамовна (р. 14.VIII. 1923)- башкирская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1934-41 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. В. Ширяев и др.). С 1941- солистка балета Башкирского т-ра оперы и балета, дебютировала в партии Сванильды ("Коп-пелия").

Др. партии: Мария, Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа; Зайтунгуль ("Журавлиная песня" Степанова), Одетта-Одил-лия; Зафира ("Горная быль" Ключарева), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Лаурен-сия, Эсмеральда, Жизель и др.

Танец Н. отличается мягкостью, чистотой формы, пластич. изяществом, нац. своеобразием, она тонко чувствует природу башкирских танцев. Выезжала на гастроли в ГДР (1951), Польшу, МНР (1953) и др. Ст. М.

КАСЫРЙ, Гамир (3.1.1916-27.XII.1959)-татарский драматург. Окончил Татарский театр. техникум:

(1936). Чл. Коммунистич. партии. Драматургич. деятельность начал в 1932. Н. выступал в комедийном жанре ("Пут„вка", "Директор Тарханов", "Зел„ная шляпа"). Драматургия Н. способствовала утверждению совр. тем в тат. т-ре. Пьеса "Кушнарат" (Т-р им. Камала, 1952), действие к-рой происходит в послевоен. колхозе, посв. вопросам морали (требовательность к себе, сознание своей ответственности перед народом), теме доверия к человеку. В пьесе "Дорогие минуты" (Т-р им. Камала, 1953) показаны формирование новых взаимоотношений в рабочем: коллективе, новый тип партийного руководителя.

Пьеса "Родная деревня" (Башк. академии, т-р, 1956) посв. новым процессам в сов. деревне, борьбе с пережитками прошлого. Творчество Н. способствовало развитию жанра политической драмы в тат. драматургии. Пьесы его отличаются остротой конфликтов, актуальностью, яркостью психологич. и соц. характеристик. актеры татарского т-ра X. Аб-жалилов, Г. Булатова, Камал Третий, Ф. Ильская, Ф. Хабитов создали в пьесах Н. галерею образов современников. По пьесе Н. "На берегу Волги" композитор Дж. Файзи написал муз. комедию (пост. тат. Т-ром оперы и балета).

Соч.: Комедиялэр, Казан, 1950; Пьесалар, Казан, 1953; на рус. яз.: "Кушнарат", в альм.: "Литературный Татарстан", Казань, 1954, кн. 8; Дорогие минуты, М., 1957.

Лит.: Гыйззэт Т., Гамир Насрый ижаты турында, "ж. "Совет эдэбияты", 1951, ј 5; Нигъмэтуллин Э., Комедиялэр жыентыгы, там же, 1951, ј 8; Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960. ф, Г.

НАСЫРОВА, Ашура (р. 20.XII.1924)- таджикская советская танцовщица. Нар. арт. Тадж. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1961. Отец Н.-народный музыкант. В 1939 Н. поступила в Республиканский колхозно-совхозный т-р. В 1940-61 работала в Тадж. гос. филармонии. Иск-ву танца обучалась у педагогов Г. Валамат-заде, А. Проценко, А. Азимова. Н.- замечат. исполнительница тадж. нар. танцев ("чигарпора", "на гора баз м", "тонус" и др.). Иск-во е„ отличается пластичностью, изяществом, большой музыкальностью, своеобразием нац. колорита. Творчество Н. пронизано лиризмом, жизнерадостностью, оптимизмом. В совр. тадж. танцах "Хлопок", "Шелкопряд" и др. она воспевает тадж. сов. женщину, раскрывает величие и красоту е„ души. Исполняет также афганские, индийские, корейские танцы. Гастролировала во мн. странах Европы и Востока. Н. Н.

НАСЫРОВА, Халима (р. 1913)- узбекская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Ден. Верх. Совета СССР 5-го созыва. Училась в театр. техникуме в Баку и в уз б. оперной студии при Моск. консерватории. Сценич. деятельность начала в 1927 в образцовой краевой труппе (ныне Т-р им. Хамзы), где выступала как драм. актриса. Исполняла роли Марии Антоновны ("Ревизор"), Адельмы ("Принцесса Турандот" Гоцци) и др. В 1929- 1939 Н.- актриса Узб. муз.-драм. т-ра; играла в драма-тич. и муз. спектаклях. Роли: Гюльчохра ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Гюль-сара ("Ичкарида" Мухаме-дова и Яшена); в муз. драмах - Ширин ("Фархад и Ширин" Успенского). С 1939 Н. - ведущая артистка Узб. т-ра оперы и балета им. Навои. Обладая сильным и сочным голосом широкого диапазона, музыкальностью и даром сценич. перевоплощения, Н. созда„т разл. по характеру образы - лирические, героические и остро характерные.

Партии: Наргюль ("Буран" Ашрафи и Василенко), Лей-ли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова; Гос. пр. СССР, 1942), Син Дун-фан ("Улугбек" Козловского), Гюльсара (о. п. Глиэра п Садыкова; Гос. пр. СССР, 1951), Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Майсара ("Проделки Майсары" Юдакова), жена Хамзы ("Хамза" Бабаева, 1962), Кармен.

Вед„т концертную деятельность. Гастролировала в ГДР, Китае, Индии, Индонезии, Иране и др. странах.

Соч.: Трудные поиски, "Семья и школа", 1962, ј 4, с. 11; Солнце над Востоком, М., 1962.

Лит.: Ф р а н к [Е. B.J, Халима Насырова, М.-Л., 1950;

Корсакова ГА. Ф-J, Узбекский оперный театр. Очерк истории, [Ташкент, 1961J. Е. Фр.

"НАТАЛКА-ПОЛТАВКА"- ?) "украинская опера" в 2 д., текст И. П. Котляревского (на у к р. яз.). Пьеса Кот-ляревского написана в 1819. Пост. в том же году Полтавским т-ром (выборный Макогон енко-Щепкин. М. С. Щепкин выступал в пост. "Н.-П." в 1838 в Москве и Петербурге).

Со 2-й пол. 19 в. "Н.-П." стала популярнейшей пьесой укр. репертуара. Прославленным исполнителем роли Выборного был К. П. Соленик. В числе лучших проф. коллективов, систематически ставивших "Н.-П.",- труппы Жура-ховского, Л. Ю. Млотковского, М. П. Старицкого, Т-во артистов под рук. П. Садовского-Саксаганского и мн. др. В 1886-87 труппа под рук. Кропивницкого играла "Н.-П." в Петербурге (Наталка - Заньковецкая, Терпилиха- Пере-верзева, Петро-Мова, Микола - Садовский, Возный - Саксаганский, Выборный-Кропивницкий). 31 авг. 1903 в Полтаве, по случаю открытия памятника Котляревскому, состоялся торжеств, спектакль "Н.-П." (Наталка - Липецкая, Терпилиха - Тобилевич, Петро - Жулин. Ми-кола - Садовский, Воэный -Карпенко-Карый, Выборный- Кропивницкий). "Н.-П." обычно ставилась с музыкой (нар. песни). С 1889 спектакли ставятся с муз. Н.В. Лысенко; первая пост. - 12 нояб. 1889, Одесса, Русско-укр. труппа под упр. Н. К. Садовского (Наталка - Маркова, Петро- Мова, Микола - Садовский, Тетервак овский, Возный --Карпенко-Карый, Макогоненко - Саксаганский). Из исполнителей известностью пользовались Е. П. Ратмирова, М. К. Садовская, Янковская (Наталка), Данилова, О. Д. По-лянская-Карпенко, Тарновская (Терпилиха), Ф. В. Левицкий, М. П. Старицкий, Тарновский (Возный) и др.

На сов.сцене "Н.-П." шла во мн. драм. и муз.-драм. т-рах:

Т-р им. Шевченко (1924, Наталка - Литвиненко-Вольгемут Петро - Козловский, Микола - Марьяненко, Возный - Сабинин, Выборный - Саксаганский), Красноградский и Кировоградский т-ры (1926), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1926, 1936), Т-р им. Заньковецкой, Львов (1935), Харьковский ТЮЗ (1936, реж. Марьяненко), Киевский укр. т-р им. Щорса (1937), Т-р им. Франко (1942, Возный -Буч-ма), Т-р им. Мукими (1943, реж. Бучма, худ. Драк), Бий-ский т-р (1944), Бузулукский т-р (1946), Артемовский муз.-драм. т-р (1953), Одесский т-р им. Октябрьской революции; Ферганский рус. т-р (оба в 1954), Полтавский муз.-драматич. т-р (1960) и др.

2) Опера Н.'В. Лысенко на тот же текст. Пост. в 1936 в муз. редакции В. Я. Йориша в Т-ре оперы и балета им. Шевченко, Киев (Наталка - Петрусенко, Терлилиха - Ропская, Микола - Гришко, Выборный - Донец, Скоро-брех - Иващенко), в 1944 и 1954-в редакции В. П. Ры-бальченко и Б. Н. Лятошинского, там же; в 1952-в Ленингр. т-ре муз. комедии (пост. Янета). В 1954 пост. в концертном исполнении в Зале им. Чайковского, Москва (пост. Козловского, худ. Рабинович; Наталка - И. Масленникова, Терпилиха - Макарова-Шевченко, Петро - Козловский, Выборный-Лубенцов).

И з д а н и я: Первая публикация "Н.-П." - Украпнск?й сборник, под ред. И. И. Срезневского, Харьков, 1838; К о т-ляревский И. П., Собр. соч. на малоросс?йском яз., под ред. С. П. Катранова, Киев, 1874 (2 изд.-1875).

Из сов. изд.: Котляревський ?. П., Ене?да.-Наталка Полтавка.-Москаль-Чар?вник, Кив, 1950; Украинская классическая комедия, М., 1954; Лысенко Н. В., Наталка-Полтавка, Киев, 1953 (2 изд. 1955).

Лит.: Про мистецтво режиссера. Сборник, Кив, 148 с. 73-79; Котляревський I. П., Повне з?брання твор?в, т. 2, Кив, 1953, с. V, XXII-XXXVI; Еремин И., Из истории украинской классической драматургии, в сб.:

Украинская классическая комедия, М., 1954; Г о з е н-пуд А., Материалы к сценической истории украинской классической комедии, там же; Марьяненко И., Прошлое укр. т-ра, M., 1954, с. 90-93; Дурил in С., MapiH Заньковецька, Кихв, 1955, с. 95-100. Д. Шн., Я. Гр.

НАТАЛЬЕВСКАЯ, Наталия Ивановна [p.26.VIII (8. IX). 1900]- русская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1921 окончила Драм. студию Полтавского т-ра, работала в том же т-ре (1924), затем в т-рах Перми, Тулы, Томска, Оренбурга, Кирова, Ростова-на-Дону и др. С 1947 - в Ереванском рус. т-ре им. Станиславского. Комедийная и характерная актриса.

Роли: Анастасия Петровна, Улита ("Женитьба Белу-гина", "Лес"), Акулина Ивановна ("Мещане"), Няня ("Последние"), Ерануи ("Из-за чести" Ширванзаде), Нищая ("Кремл„вские куранты") и др. Б. А.

HATAHCEH (Nathansen). Хенри (17.VII. 1868 --16.1 LI 944)- датский драматург, режиссер, театровед. Лит. деятельность начал в 1899. В 1909-11- режиссер Королев, т-ра (Копенгаген). Написал пьесы "Мама права" (1905), "Добропорядочный гражданин" 1907), "Даниэль Херц" (1909), "Мечта" (1911), "Сделка" (1912), "Доктор Валь" (1915, все пост. в Королев. т-ре), в к-рых правдиво, с добродушным юмором и искренним человеколюбием изобразил быт мелко-бурж. среды, стремясь иногда завуалировать социальные противоречия. Особенной популярностью пользуется пьеса Н. "За стенами" (1912, Королев, т-р), где протест против шовинизма и обществ, неравенства сочетается с мягким лиризмом. Автор ряда монографий о дат. актерах (И. Поульсен, К. Манциус и др.).

Соч.: в рус. пер. - За стенами, М., 1912. Лит.: Rimestad C., Digtere i forhor, Kbh., 1906. Вл. М.

НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природный, естественный) - направление в западноевроп. иск-ве и лит-ре, сформировавшееся во 2-й пол. 19 в. Н. возник во Франции в 60-е гг. 19 в. на базе обще-демократич. движения против бурж. строя в период начавшегося упадка капитализма. На раннем этапе развития Н. его приверженцы выдвигали прогрессивные требования демократизации иск-ва, правдивого, достоверного воспроизведения действительности, освещения разнообразных сторон жизни, деятельности людей разл. социальных слоев.

Решающее влияние на теорию Н. оказали позитивистское направление в бурж. философии и социологии, абстрактно-идеалистич. принципы философии И. Тэна, идеи социального дарвинизма. Некритич. восприятие достижений в области естеств. наук сер. 19 в., механич. перенесение законов естествознания на жизнь человеческого общества определили ограниченность Н. Человек рассматривался натуралистами как биологич. индивидуум, подвергающийся фатальному воздействию внешней среды, "природы" (наследственность, болезни, инстинкты и т. п.); социальные закономерности подменялись биологическими, анализ явлений обществ, жизни -объективистским изображением. Стремясь к точности, протокольному показу явлений жизни, натуралисты отказывались от отбора выразительных средств, от художеств. интерпретации действительности, что ограничивало возможности Н. как метода, препятствовало обобщению изображаемого, раскрытию индивидуальности художника.

В зап. т-ре и драматургии Н. получил распространение в 80-90-е гг. 19 в., став, по выражению А. Антуана, "одной из лабораторий современной реалистической школы".

Эстетика театр. Н. получила обоснование в работах Э. Золя ("Экспериментальный роман", 1880, "Натурализм в театре", "Наши драматурги", 1881), А. Стриндберга ("О современной драме и современном театре", 1889), Ж. Жюльена ("Живой театр", 1892). В т-ре и драматургии Н. противостоял развлекательности, ремесленничеству коммерч. т-ра, холодному академизму, рутине бурж. иск-ва, отрицал дурную условность. Теоретики Н. требовали от драматургов изображения "... реального героя, научно исследованного, существующего и действующего", подвергали критике произв., в к-рых "действующие лица не поступают сообразно своему характеру, а сообразуются с данным положением" (Золя Э., Натурализм в театре, см. Полн. собр. соч., т. 45, К., 1903, с. 19, 227).

Деятели театр. Н. выступили с требованием, чтобы актеры "переживали пьесу", стремились к простоте, естественности игры, следовали бытовой, психологич. и историч. правде, стремились найти объективную мотивировку поступков и характера человека, наиболее полно и точно воспроизвести среду, окружающую героев, и т. п.

Во Франции натуралистич. направление наиболее полно проявилось в инсценировках романов Золя и в его пьесе "Тереза Ракен" (1873), в инсценировках романов бр. Гонкур, в пьесах "Конец Люси Пелле-грен" Алексиса (1888), "Неразлучные", "Урок вдовцам" (обе - в 1889) Ансэ, "В семье" (1887), "Кастрюля" (1889) Метенье, "Мясники" Икра (1888), "Подчинившиеся" (1889), "Персик" (1890) Сеара, "Эстер Брандес" (1887), "Смерть герцога Ангиенского" (1888) Энника, "Серенада" (1887), "Срок платежа" (1889), "Хозяин" (1890) Жюльена и др.

В Германии натуралистич. направление представляли драматурги А. Хольц и И. Шлаф ("Семья Зелике", 1890), Г. Гауптман ("Перед восходом солнца", "Праздник примирения", обе - в 1889, "Возчик Ген-шель", 1898, "Роза Бернд", 1903, и др.), в Швеции- А. Стриндберг ("Фрекен Юлия", 1888). В Италии к Н. тесно примыкали веристы (см. Веризм) во главе с Дж. Вергой ("В швейцарской", 1885, "Волчица", 1891, и др.).

Во мн. пьесах натуралистов изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, задавленных нищетой, пьянством, жертв проституции и т. д. Увлечение бытописательством приводило к распаду, аморфности драм. произв.. к подчеркиванию диалек-тальных отклонений, физич. недостатков речи, употреблению вульгаризмов, жаргона, нарушению лит. норм и законов сцены.

Принципы Н. осуществляли Свободный т-р в Париже (1887-95) во главе с А. Антуаном, Свободный т-р (1889-94) и Немецкий т-р (1894-1904) в Берлине, руководимые О. Брамом. Натуралистич. тенденции проявились в ряде спектаклей "Независимого т-ра" Дж. Грейна (Лондон). режиссеры в этих т-рах тщательно воссоздавали подробности быта, добивались слаженного актерского ансамбля. актеры стремились к индивидуализации сценич. образов, особое внимание * обращали на сценич. детали, естественность, "натуральность" поведения.

Однако и в театр. иск-ве отчетливо выявилась ограниченность устремлений натуралистов. Пьесы превращались в "дарвинистические этюды", статичные "вырезы из жизни" (Ж. Жюльен). Социальные конфликты подменялись раскрытием биологич. закономерностей, характеры людей - "темпераментами". В творчестве ряда актеров (Э. Цаккони, Дж. Грассо, А. Антуан и др.) в период их увлечения Н. сказался преувеличенный интерес к анализу болезненных явлений человеческой психики, к-рый приводил исполнителей к воспроизведению клинич. подробностей, натуралистич. эффектам. Натуралисты оказались бессильны воплотить на сцене произв. классич. драматургии, раскрыть содержащиеся в ней мысли и чувства. Снижение идейного содержания отличало трактовку представителями Н. пьес Г. Ибсена, Л. Н. Толстого и др.

С конца 19 в. Н. приходит в упадок, вырождается в т. н. "театр ужасов", вытесняется др. направлении ями, в т. ч. символизмом, импрессионизмом. Однако Н., характерный для бурж. иск-ва эпохи кризиса капитализма, существует в разл. видах и в наст. время. В совр. бурж. драматургии и т-ре биологич. толкование явлений жизни, трансформируясь и усложняясь, получает широкое распространение в виде фрейдизма. Стремление к натуралистич. быто писательству маскирует часто прямую реакционность.

В рус. т-ре, где реализм всегда был ведущим направлением, Н. не занял такого места, как в западноевропейском, проявившись лишь в творчестве отдельных драматургов (С. А. Найд„нов, Е. И. Чириков и др.), в иск-ве актеров П. Н. Орленева, П. В. Самойлова. Элементами Н. отмечены отдельные постановочные при„мы (спектакли "Власть тьмы" Толстого, 1902, "Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, МХТ).

В сов. эстетике натуралистическими называются произв., отмеченные печатью внешнего подражания природе, фотографически воспроизводящие жизнь без е„ активного осмысления, обобщения, выделения главного из множества случайных, несущественных деталей. Н. снижает силу идейного и эстетич. воздействия иск-ва, лишает творчество художника индивидуального своеобразия и потому несовместимо с методом социалистич. реализма.

Лит.: Золя Э., Натурализм в театре. Экспериментальный роман, Наши драматурги, Полн. собр. соч., т. 45-48, Киев, 1903-04; АнтуанА.. Дневники директора театра, пер., М.-Л., 1939; Стриндберг А., О современной драме и современном театре, Предисловие к пьесе "Графиня Юлия", Полн. собр. соч., т. l. M., 1910; Тэ н И., Философия искусства, М-, 1933; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 5, M., 1958; M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Брандес Г., Собр. соч., пер., т. V, VI, IX. XI, Киев, 1902; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр..., Л.-М., 1939;ЛоусонДж. Г., Теории и практика создания пьесы и киносценария, пер. с англ., М., 1960; Гасснер Д ж.. Форма и идея в современном театре, пер. с англ.,М., 1959; С т а н и с л а в с к ий К. С., Собр. соч., т. 1, M., 1954; Данилов С., Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; J u II i e n J., Le theatre vivant, P., 1892; H o l z A., Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, B., 1891; Martine P., Le naturalisme francais, P., 1951; Realisme et poesie au theatre, P., 1960; Litzmann G., Das naturalistische Drama. Von seiner Entstehung und Technik, Bonn, 1907; Wen o J., Der Teaterstil des Naturalismus, B., 1951; Schatzky B. E., Stage setting in naturalist drama, в кн.: German life and letters, v. 8, .N" 3, Oxf., [1955]; Possenti Е., Guida al teatro, Mil.. 1955. Г. JU.-A.

"НАТЬЯШАСТРА" - первый санскритский трактат о театре. Автор "Н."легендарный мудрец Бха-рата. Трактат был создан ок. 2-4(?) вв. н. э. Состоит из 35-36 глав (в зависимости от редакции) и содержит подробные сведения о форме драматич. представлений, эстетич. теории сценич. иск-ва, а также о мастерстве актера, сценич. оформлении и костюмах, стихосложении, танце, музыке, религ. обрядах, предшествующих театр. представлениям, и др. Обширные сведения, к-рые содержат "Н.", позволяют предполагать, что трактат создавался в течение длит. времени мн. авторами. В течение почти двадцати столетий "Н." являлся авторитетным источником для творчества мн. поколений инд. драматургов и актеров. "Н." написан в трудной для чтения архаичной форме (большая часть стихами). В Индии существует обширная лит-ра, комментирующая "Н.",- трактаты "Абхинавабхарати", "Дашарупа" (конец 10- нач.

II вв.) и др.

Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 9-82. Мел. Б.

НАУМАН (Naumann). Иоганн Готлиб (17. IV. 1741- 23. X.I 801)- немецкий композитор. Музыке обучался в "Кр„йцшуле" в Дрездене; совершенствовался в Италии - у Дж. Тартини, Дж. Мартини и И. А. Гассе. С 1776 работал капельмейстером в Дрездене (в сезоне 1785-86 выступал в Копенгагене, в 1788-89- в Берлине). В своих операх на итал. тексты (гл. обр. на либр. П. Метастазио) Н. выступил как продолжател; традиций неаполитанской оперной школы. Написа оперы: "Ахилл на Скиросе" (1767, т-р "Санта-Чечи лия" Палермо), "Милосердие Тита" (1769), "Ревни вый крестьянин" (1770) (обе пост. в Придворном т-р( в Дрездене). В своих последующих произв. Н. приближается к драматургич. принципам Глюка: "Необитаемый остров" (1773, частный т-р, Венеция), "Ар-мида" (1773, т-р "Нуово". Падуя), "Солиман" (1773, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Гиперместра" (1774, там же), "Ипохондрик" (1776. Придворный т-р, Дрезден), "Орфей и Эвридика" (1786, Королев, т-р, Копенгаген), "Протесилай" (1789, Королев, опера, Берлин) и др. Для Стокгольма Н. написал оперы на швед. текст: "Амфион" (1778), "Кора и Алонзо" (1782), "Густав Васа" (1786), к-рая вплоть до 20 в. была популярна как нац. швед. опера.

Лит.: Englander R., J. G. Naumann als Opernkomponist, Lpz., 1922; Schnoor H., 400 Jahre deutsche Musikkultur, Dresden, 1948; Breithoitz L.. Studier i operan Gustaf Wasa, Uppsala, 1954. Ал. М.

НАУ ТАНКИ - индийские комедийные народные музыкально-танцевальные представления. Распространены в сев. р-нах Индии. Происходят от разл. форм ср.-век. инд. нар. т-ра (представления разыгрывались на улице, гор. площадях и др.). Наибольшую популярность Н. приобрели в 19 в. Основой сюжета служат вес„лые приключения, заимствованные из древнеинд. преданий и сказок. Представление состоит из ряда эпизодов, к-рые объединяются в единое целое ведущим актером-рассказчиком. Гл. персонаж- шут, вплетает в действие спектакля остроумные импровизации (часто на злободневные темы). В Н. большое место занимает диалог, а также танец, пение, музыка и пантомима. Исполнители Н. наследуют традиции ср.-век. нар. т-ра Индии. Труппа обычно состоит из ведущего актера (ранга) и его семьи. Женские роли исполняют мальчики. Совр. Н. разыгрываются на сценич. площадках, представление делится на акты, явления и др. Форма нар. представления Н. используется совр. инд. режиссерами в работе над пост. совр. и классич. драматургии. Так, в стиле Н. в 1959 реж. X. Танвир пост. "Глиняную повозоч-ку" Шудра к и.

Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961, с. 114-27; Гарги Балвант, Театр и танец Индии, М., 1963. Мел. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница