Наши партнеры

Выгодно прокат авто на несколько дней в компании РексРент.
Продажа Квартиры и апартаменты в Испании alexhomeinvest.com.

Театральная энциклопедия
(страница 310)


НАМДАГ, Намдак, Донровын (р. 1911)-монгольский драматург и режиссер. В 1929 работал в Муз.-драм. т-ре. В 1938 начал драматургич. деятельность. Автор пьес: "Борьба", "Новый путь", "Цена жизни", "Волчья стая", "Будэ", "Три шарайгольских хана" (инсц. эпоса "Гэсэриада"), "Молодое поколение" (совм. с Нацагдоржем), "Одноклассники" (совм. с Лодойдам-ба), "Свадьба" и др., пост. им самим в Монг. т-ре. Большинство пьес Н. посв. совр. проблемам. Г. У.

НАМИКЙ, Гохэй (1747-1808) - японский драматург. Писал пьесы для т-ра Кабуки. Творч. деятельность начал в 1768. В 1796 в т-ре Миякодза (г. Эдо) была пост. пьеса Н. "Умэ-но ‚сибэ", представление к-рой было впервые разделено условно на 2 части, получившие название: первая -итибаммэ, вторая - нибаммэ. Это деление в дальнейшем стало традиционным для спектаклей т-ра Кабуки. В последующие годы стал одним из ведущих япон. драматургов. Автор историч. трагедий - дзидаймоно и бытовых драм-сэвамоноГ, отличавшихся реалистич. направленностью. Верные жизненной правде, пьесы Н. способствовали развитию бытовой япон. драмы. Среди лучших пьес Н.: "Годайрики" (1795), "Киммон госан-но кири" (1778) и др. Творчество Н. оказало значит. влияние на театр. жизнь г. Эдо (Токио).

Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на япон. яз.). Д /\

НАМИКЙ, С„дзо (1730 -73) - японский дра матург и деятель театра Кабуки. Ученик драматурга Намики Соскэ, писавшего в жанре дз„рури. В 1852 дебютировал как драматург. В последующие) лет создал ок. 90 пьес, среди к-рых пьесы исторические- дзидаймоно и бытовые -сэвамоно. В сво„м творчестве Н. следовал традициям жанра дз„рури. Наиболее известные пьесы Н.: "Киритаро Тэнгу-но сакамори" (1761), "Ядонаси дансити сигурэ-но Каракаса" (1768), "Кува-ная Токудзо ирифунэ моногатари" (1770) и др. Получил известность и как изобретатель разл. сценич. приспособлений, театр. механизмов для т-ра Кабуки (в 1753 впервые применил большую механическую подъ„мную площадку, в 1758 - вращающуюся сцену).

Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Кабуки сакуся-но кэнкю, Токио, 1940 (на япон. яз.). Д /\

НАМИбТ, Арон Захарович [р. 15 (28). II. 1903]- советский художник-осветитель. В 1920 окончил Виленский электромеханич. техникум. В 1921-49 работал зав. осветительным цехом Моск. евр. т-ра. С 1950 - художник-осветитель Моск. т-ра сатиры. В 1935 под рук. Н. был разработан и пущен в производство первый отечеств, образец регулирующей аппаратуры. Ему принадлежат конструкции мн. световых эффектов (в т. ч. оригинальных проекц. приставок "вода", "движущаяся панорама"), а также разработка портативной аппаратуры для выездных спектаклей (1960).

Среди работ Н. - световое оформление спектаклей в М о с к. евр. т-р е: "Уриэль Акоста" Гуцкова (1922, худ. Альтман), "Ночь на старом рынке" Переца (1925, худ. Фальк), "Король Лир" (1935, худ. Тышлер); в М о с к. т-р Сатиры: "Господин Дюруа" по Мопассану (1951, худ. Рындин), "Пролитая чаша" Ван Ши Фу (1952, худ. Юткевич), "Баня" (1953, худ. Юткевич), "Клоп" (1955, худ. Плучек и Юткевич), "Яблоко раздора" Бирюкова( 1961, худ. Кашинц ев).

Соч.: О театральном освещении, "Театр" 1955, .ј 2.

В. Бер.

НАМХАЙЦЭРЭН, Лувсаншарын (р. 1913) - монгольский театральный художник. Засл. деят. иск-в МНР. Чл. МНРП. С 1938 работает в Гос. муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Оформил спектакли:

"Искатель счастья Мунхэ" Ойдува, "Кремл„вские куранты"; "Курманбек" Джантошева, балет "Шурале", оперу "Унен Гончиксумла" и др. Э. О.

НАМ.ЫК КЕМАЛЬ (Nam?k Kemal, лит. прозвище; наст. имя - Мехмет К е м а л ь, Mehmet Kemal) (21. XII. 1840, г. Текирдаг,-2. XI. 1888, г. Хиос) - турецкий писатель, драматург, публицист, общественный деятель. Драматургия Н. К. способствовала становлению и развитию тур. т-ра. Сотрудничал в прогрессивных газетах, выступал за просвещение, обновление тур. языка и лит-ры. Первая пьеса Н. К.- "Отечество, или Силистрия", посв. событиям, явившимся преддверием Крымской войны (1853-56), была пост. в 1873 в стамбульском т-ре "Гедик-паша" режиссером-антрепрен„ром Гюллю Агон-Эфенди (все последующие пьесы ставились в этом же т-ре). Успеху пьесы способствовала е„ антиправительственная направленность. На третьем представлении автор был арестован и заточ„н в Магозскую крепость на о. Кипр, где пров„л 38 месяцев. В заточении написал пьесу "Акиф бей", драму "Гюльнихаль" ("Бедное дитя"), в к-рой рисует мрачную картину тур. жизни, переживания молодой девушки, судьбой к-рой распоряжаются родители. Историч. прошлому, борьбе с монг. нашествием посв. драма "Джилял Эд-дин, шах Хорезмский" (1885).

Лит.: Гордлевский В., Очерки по новой истории османской литературы, М., 1912; Al? E k г e m, Nam?k -Kemal, 1st., 1930; Kaplan Mehmet, Namik Kemal, 1st., 1948; Nam?k Kemal, Hayati, sanati, eserleri. Hikmet Dizdaroglu, 1st., 1954. X. K.-o.

НАНДВЙНЗА (бирм. - "дворцовая драма")- вид бирманской драмы. Возник при императорском дворе в 18 в. и просуществовал до нач. 19 в. Н. испытывала сильное влияние сиамской классич. драмы, многие е„ сюжеты заимствованы из инд. эпоса "Рамаяна". Первые Н. исполнялись пленными сиамскими актерами. Текст их был стихотворный, в представлениях использовались пение, музыка, танцы и пантомима. Герои Н. -сказочные принцы и принцессы, волшебники, злые духи, оборотни, мудрые отшельники. Батальные сцены в Н. чередуются с любовными, дидактич. монологи-с фантастич. эпизодами, волшебными превращениями и др. Представление Н. длилось неск. вечеров, отличалось пышностью декораций, богатством костюмов и реквизита. Местом представления обычно служили внутр. дворцовые покои, сады и парки. Среди наиболее популярных Н.:

"История Инаунга" Мьявади (1799), "Маника" Падейтаязы, пьесы Кхин Соунг и др. Элементы Н. легли в основу мн. бирманских драматич. жанров: пьяза, запве и др.

Лит.: MaungHtin Aung, Burmese drama, L., 1956, Oxf., 1937, 1947, переизд.. L., 1956. Ю. О.

НАНСЕН (Nansen), Бетти (19. III. 1873 -'15.' III. 1943) -датская актриса, режиссер. В 1893 дебютировала на сцене т-ра "Казино" (Копенгаген). Долгое время играла в разл. т-pax столицы и в провинции. С 1917 до конца жизни была художеств. руководителем и ведущей актрисой "Театра Бетти Нансен" (Копенгаген). Обладала общей культурой, хорошими внешними данными, глубоким и нервным темпераментом. Создала образы гордых, волевых женщин, отстаивающих сво„ достоинство в борьбе с мещанским окружением: Бедвильд ("Кузнец Волунд" Драхмана), Марна, Тура ("Когда цвет„т молодое вино", "Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рн-сона), Агнета (о. п. Скрам), Эллид а ("Женщина с моря" Ибсена). В 30-40-х гг. Н. воплотила образы королевы Маргареты (о. п. Элен-шлегера), фру Альвинг; Матери (о. п. Чапека), исполненные глубокой нравств. силы и духовной красоты. Репертуар руководимого Н. т-ра определялся просветит, устремлениями и е„ активным отрицанием коммерч. отношения к театр. иск-ву. Здесь ставились лучшие произв. классиков, совр. дат. и зарубежных драматургов. Как режиссер Н. стремилась создать актерский ансамбль, найти точный выразит, рисунок спектакля. Пост. спектакли: "Королева Маргарета" (1941), "Аксель и Вальборг" Эленшлегера (1942), "География и любовь" Бь„рнсона (1942), "Слово" (1932), "В огне" (1937) Мунка, "Траур к лицу Электре" О'Нила (1933) и др. Крупным событием в политич. и культурной жизни страны стала пост. Н. "Матери Чапека за неск. дней до фашистской оккупации Да нии (1940).

Лит.: N e i i e n d a m .R., Forlystelsernes Alle. De Fre deriksbergske teatres historie, Kbh., 1958. Вл.М

НАПЕРСНИК, наперсница, иначе к о н-фидант, конфидантка (франц. confident, от лат. confido - полагаюсь, верю),- сценическое амплуа; традиционный персонаж в классицистской трагедии 17-18 вв. (французской и русской). Приближ„нное лицо к герою или героине (кормилица, гуверн„р, секретарь, компаньонка и пр.). Роль Н. имеет подсобный характер: отвечая на вопросы Н., герой рассказывает о своих мыслях, чувствах, поступках.

НАПРАВНИК, Эдуард Францевич [12Г24). VIII. 1839, Бейшт, Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор и дириж„р. По национальности чех. Муз. образование получил в Праге. С 1861 жил в России; в 1861-63 работал капельмейстером оркестра Н. Б. Юсупова; с 1863-пом. капельмейстера и органист, с 1867 - второй, с 1869-первый капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию молодым музыкантом, Н. глубоко воспринял рус. муз. культуру, усвоил е„ исполнительские традиции. Н. вскоре стал выдающимся дириж„ром. Возглавляя в течение полувека крупнейший оперный т-р России (Мариин-ский), Н. добился организованности, дисциплины, художественной стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн. опер рус. композиторов: "Вражья сила" Серова (1871), "Каменный гость" Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880). "Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874);

"Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под руководством Н. была возобновлена в 1871 опера "Руслан и Людмила". Большое художественное значение имели и др. пост. Н. - тетралогия "Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена (1905), "Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился к предельно точному и полному раскрытию авторского замысла. Его исполнение отличалось тщательным воспроизведением текста партитуры, строгостью стиля. Творческая деятельность Н.-дириж„ра оставила глубокий след в истории рус. муз. культуры. Н. написал оперы (пост. в Мариинском т-ре): "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895), "Франческа да Римини" (1902), музыку к драматической поэме "Дон Жуан" А. К. Толстого и др. соч. В композиторском творчестве Н. сказалось влияние Глинки и Чайковского. Произв. Н. отличаются мелодичностью, законченностью формы, мастерской оркестровкой, хотя и лишены ярко выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский", сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров.

Соч.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, Л., 1959.

Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ, 1914; Бернандт Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская музыка", 1939, ј 8.

НАРДОВ (наст. фам.-К н и п п е р), Владимир Леонардович [10 (22). VI. 1876 - 12. XI. 1942] -русский советский режиссер оперы, певец (тенор), педагог. Брат О. Л. Книппер-Чеховой. Засл. арт. РСФСР (1933). Чл.Коммунистич. партии с 1941. В 1902 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та; одновременно учился пению у своей матери - проф. Моск. филармонич. уч-ща. Совершенствовался как певец в Берлине и Дрездене; выступал на сценах разл. городов, Германии. В 1914 дебютировал в Оперном т-ре Зимина. Партии: Альмавива, Хозе; Оттавио ("Дон Жуан"), Вальтер ("Тангейзер"), Певец ("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др. С 1918 занимался оперной режиссурой. В 1920-36 работал в Большом т-ре. Пост.:

"Фра-Дьяволо" Обера (1923, Новый т-р, Москва), "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (1926, Экспериментальный т-р, Москва), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1935, Большой т-р) и др. С 1936 занимался педагогич. деятельностью (с 1940-профессор Моск. консерватории).

НАР-ДОС (наст. имя ифам.-Микаэл Ованисян;

1867-1933) - армянский советский писатель, драматург. Нар. писатель Армении и Грузии (1927). Автор мн. романов, повестей и рассказов. В 1886 написал комедию "М„д и мухи". В 1906 переработал свою повесть "Убитый голубь" (1898) в драму, разоблачающую развращ„нность бурж. интеллигенции. Пьеса сохраняется в репертуаре арм. сов. т-ров. Н.-Д. написал также одноактную пьесу "Человек с костылями" (1921). В произв. Н.-Д. отражены противоречия капиталистич. общества, жизнь и быт простого народа. В. Т.

НАРИМАНОВ, Нариман Наджаф оглы [2 (14). IV. 1871, Тифлис,-19. III. 1925, Москва] - азербайджанский революционер, писатель, драматург, публицист. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Был председателем СНК Азербайджана и ЦИК СССР. Первое дра-матич. произв. Н. -пьеса "Невежество" (изд. 1894) - показывает жизнь дореволюц. патриархального Азербайджана, исполнена сурового, обличит, пафоса, в ней созданы живые, сильные характеры. Противоречия бурж. общества, власть денег, грубый деспотизм азерб. купцов-самодуров высмеиваются в комедии "Шамдан бек, или Горе от языка" (изд. 1895). Большое значение для развития азерб. театр. иск-ва имела историч. драма "Надир-Шах" (изд. 1899). В пьесе дана яркая картина дворцовых интриг и кровавых заговоров в Иране, показаны продажность и пороки феодалов, гн„т нар. масс, разор„нных феодальными смутами. Н. был первым переводчиком (1897) на азерб. яз. комедии "Ревизор", показанной (в том же году) в Баку.

НАРОДНАЯ ДРАМА русская- народные сценические представления, создававшиеся на основе народно-поэтического творчества. Истоки Н. д. восходят к обрядовым игрищам (масленичным, святочным, свадебным). В развитии Н. д. большую роль играли нар. бродячие актеры - скоморохи. Переходя из поколения в поколение, Н. д. подвергалась воздействию разл. видов нар. творчества и письменной лит-ры. С фольклорным творчеством казацко-крестьянских масс в 16-17 вв. связана Н. д. "Лодка" (в ряде вариантов известна как "Шлюпка", "Лодка разбойников" и др.), проникнутая мотивами нар. "вольницы", ненавистью к воеводам и помещикам. В образах персонажей "Лодки" отразились черты нар. героев- Ермака Тимофеевича, Степана Разина. Мн. Н. д. содержали яркую антикрепостнич. сатиру на бояр и помещиков ("Мнимый барин", "Афонька новый и барин голый" и др.). Огромной популярностью пользовалась Н. д. о Петрушке, проникнутая яркими бунтарскими мотивами (разыгрывалась в бродячих кукольных т-pax). Старейшая Н. д. "О царе Ироде" (впервые упоминается в 16 в.), входившая в репертуар кукольного т-ра - вертепа, была направлена против жестокости и несправедливости царской власти. Драма "О царе Ироде" близка по своей теме к Н. д. "О царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" (18 в.), сюжет к-рой основан на столкновении царя-тирана и вероотступника с его сыном, не желающим поклоняться "кумирическим богам". Исследователи находят в "Царе Максимилиане" отражение историч. столкновения Петра I с его сыном Алексеем. Идейное толкование этого конфликта осложнено входящими в драму разнородными наслоениями (традиция фольклорной трактовки образа царя сочетается со старообрядческими влияниями, с одной стороны, и патрио-тич., часто антимонархич. тенденциями - с другой). В период Отечеств, войны 1812 создана патриотич. Н. д. "Как француз Москву брал". Н. д. бытовали в Петербурге и его округе, в центральных губерниях России, откуда они проникли на Урал, Дон, в Сибирь, а также на Украину и в Белоруссию. В представлениях Н. д. сцена, кулисы, декорации отсутствовали.

Для Н. д. характерно сочетание элементов трагедии и фарса. Комизм диалога строится на игре слов, подч„ркивающей сатирич. направленность действия. Н. д. оказала влияние на развитие проф. драматургии. В 17-18 вв. нар. интермедии входили в спектакли школьной драмы. Значит, влияние традиции нар. комедий и фарсов оказали на сатирич. драматургию 2-й пол. 18 в. (комедии А. П. Сумарокова и др.). С развитием профессионального т-ра Н. д. постепенно исчезает.

Лит.: Ончуков Н. Е., Северные народные драмы. Сборник, СПБ, 1911; Народная драма "Царь Максимильян". Тексты, собр. Н.Н. Виноградовым, с предисл. А.И. Соболевского, СПБ, 1914 (Сборник отделения русского языка и словесности Акад. наук, т.90,.ј7);АкимоваТ.М., Народная драма в новых записях, "Уч„ные записки Саратовского ун-та", 1948, т. 20, вып. филологический. В. В.-Г.

"НАРОДНАЯ ОПЕРА" (Вена) - см. Фольксопер. "НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО" -русский советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Ранее назывался "Колхозный т-р". Под назв. "Н. т." выходил в Москве с янв. 1937 по апр. 1939 включительно; орган Всесоюзного комитета по делам иск-в и ВЦСПС. Вышло 28 номеров. Журнал был рассчитан на участников художеств. самодеятельности. Здесь печатались образцы нар. творчества, статьи по истории, теории и методике отдельных жанров нар. творчества, материалы в помощь художеств. самодеятельности, обзорные статьи о состоянии и перспективах отд. отраслей нар. творчества и художеств. самодеятельности, хроника, критика, библиография. В качестве приложений к журналу печатались (отдельными выпусками) пьесы сов. авторов и классич. драматургия, сб. по репертуару малых форм, по музыке и хореографии,учебно-методич. пособия и т. п. А. Шн.

НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (ТАНЦА АНСАМБЛИ (в СССР)- вид конце ртно-эстрадных художеств. коллективов (см. Ансамбли песни и пляски). Отличительной особенностью этих ансамблей является стремление сохранить нар. манеру исполнения. В репертуар ансамблей, помимо нар. песен и плясок, входят произв. сов. и прогрессивных зарубежных композиторов и поэтов. Этот вид эстрадного иск-ва имеет в СССР широкое распространение. Художеств. форма Н. п. и п. (т.) а. используется многими муз.-хор. коллективами - Гос. рус. нар. хором им. Пятницкого, Сибирским нар. хором, Воронежским рус. нар. хором, Тадж. ансамблем рубобисток и др. муз. ансамблями, нар. оркестрами и хорами. В СССР существуют подобные ансамбли в каждой республике, области, крае. Крупнейшие из них: в РСФСР-Гос. ансамбль песни и пляски Тат. АССР, г. Казань (организован в 1937, худ. рук. Ж. К. Айдаров); Мар. гос. ансамбль песни и танца, г. Йошкар-Ола (организован в 1939, худ. рук. засл. арт. ЯАССР Г. Ф. Таныгин); Ч у в. гос. ансамбль песни и танца, г. Чебоксары (организован в 1924, худ. рук. засл. деятель иск-в Чув. АССР Г. С. Лебедев); Морд. гос. ансамбль песни и танца, г. Саранск (организован в 1939, худ. рук. Т. И. Одинокова); Удм. гос. ансамбль песни и танца, г. Ижевск (организован в 1936, худ. рук. А. В. Мамонтов); Даг. ансамбль песни и танца, г. Махач-Кала (организован в 1935, худ. рук. А. Г. Джарджуманов); Сев.-Осет. ансамбль песни и танца, г. Орджоникидзе (организован в 1938, худ. рук. засл. деят. иск-в РСФСР и Сев.-Осет. ССР З.Гур-жибеков); Чечено-Ингуш. ансамбль песни и танца, г. Грозный (организован в 1939, худ. рук. засл. арт. Чечено-Ингуш. АССР А. М. Халебский); Кабард.-Балк. ансамбль песни и танца, г. Нальчик (организован в 1934, худ. рук. засл. арт. РСФСР В. П. Попов); Карел, гос. ансамбль "Кантеле", г. Петрозаводск (организован в 1936, худ. рук. засл. деят. иск-в Карел. АССР С. М. Карп); Ансамбль песни и танца Коми АССР, г. Сыктывкар (организован в 1944, худ. рук. засл. арт. Коми АССР Б. А. Молдавский); Гос. калмыкский ансамбль песни и танца, г. Элиста (организован в 1957, худ. рук. засл. арт. РСФСР В. Н. Буримо в); Бурят, ансамбль песни и танца, г. Улан-Удэ (организован в 1932, рук. Е.Е. Павлов); в Арм. ССР- Гос. засл. ансамбль нар. песни и танца Арм. ССР, г. Ереван (организован в 1938, худ. рук. нар. арт. Арм. ССР Т. Т. Алтунян; в Груз. ССР - Гос. засл. ансамбль нар. песни и танца Грузии, г. Тбилиси (организован в 1885, худ. рук. засл. деят. иск-в Груз. ССР А. Г. Кавсадзе); в Азерб. ССР - Засл. коллектив Азерб. ССР гос. ансамбль песни и танца, г. Баку (организован в 1938, худ. рук. засл. деят. иск-в Азерб. ССР Д. Ш. оглы Джангиров); в Лит. ССР --Гос. засл. ансамбль песни и танца Лит. ССР, г. Вильнюс (организован в 1940, худ. рук. засл. арт. Лит. ССР В. И. Бартусевичус); в Каз. ССР - Гос. ансамбль песни и танца Каз. ССР, г. Алма-Ата (организован в 1955, худ. рук. нар. арт. Каз. ССР и засл. арт. УССР Л. Д. Чернышева); в Узб. ССР-Гос. узб. ансамбль песни и танца, г. Ташкент (организован в 1939, худ. рук. нар. певец К. Атабаев).

Плодотворно и разнообразно развивается этот эстрадный жанр и в ряде зарубежных стран ("Мазовше" и "Шленск"- Польша, "Слую - Чехословакия, "Коло"- Югославия и др.). И. Ж.

НАРОДНЫЕ ДОМА - просветительные учреждения клубного типа в дореволюционной России. Н. д. обычно объединяли библиотеку-читальню, чайную и зал для спектаклей, лекций и т. п. При крупных Н. д. работали драм. и оперные коллективы. В этих коллективах играли профессиональные актеры, привлекались любители. Первые Н. д. появились во 2-й пол. 80-х гг. 19 в.; они создавались владельцами крупных предприятий при поддержке царского пр-ва с целью отвлечения рабочих от политич. борьбы (Н. д. при фабриках Морозовых в Твери и др.). С конца 90-х гг. в ряде городов и крупных с„л стали возникать Н. д., открывавшиеся т. н. Об-вом попечительства о нар. трезвости. Среди наиболее значит. Н. д. в Москве - Введенский, Грузинский, Сергиевский; в Петербурге - Выборгский. Культурно-просветит, деятельность Н. д. всячески ограничивалась самодержавием. Выбор пьес для т-ров и книг для библиотек был подчинен тройной цензуре. В библиотеки не допускались сочинения Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского и мн. др.

В противовес политике пр-ва демократич. круги пытались создавать Н. д. прогрессивного направления. Таков был Н. д., открытый в Н. Новгороде по инициативе А. М. Горького (1903-04). Передовые театр. деятели стремились пропагандировать в Н. д. классич. репертуар, привлекать к участию в спектаклях первоклассных актеров. В период революции 1905-07 большое значение имела деятельность Алексеевского Н. д. в Москве, Н. д. Зубалова в Тифлисе и др. Большевистская "Правда" положительно писала о работе Петербургского т-ра Лиговско-го Н. д. В 1905-07 партия большевиков широко использовала Н. д. для митингов, а позднее - для создания подпольных кружков. После Октябрьской революции вместо Н. д. возникли Дома и дворцы культуры, рабочие и сельские клубы.

НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ Болгарии- государственные, драматические, музыкальные и кукольные театры столицы и периферии. После установления нар.-демократич. строя назв. Н. т. получили все т-ры, принятые на гос. бюджет. В 1963 Н. т. имелись в Софии (11 т-ров), окружных центрах и отд. городах. Среди крупнейших драм. Н. т. - Болгарский народный театр имени Ивана Вазова в Софии, Пловдивский нар. театр (осн. 1903), Русеиский нар. театр им. Савы Огнянова (осн. 1907), Варненский нар. театр им. Стояна Бычварова (осн. 1921), Софийский нар. театр молод„жи (осн. 1946), Толбухинский нар. театр (осн. 1928) и др.; музыкальных - "Варненска народна опера", Софийская народная опера, Пловдив-ская народная опера (осн. 1953) и др.

НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР - см. Поч„тные звания.

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ - см. Танец.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) Театр, созданный непосредственно самим народом, бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр. иск-ва, является нар. театр. творчество. Элементы драм. действия, содержащегося в трудовых песнях (ранний фольклорный жанр), в древнейших играх и обрядах, постепенно обосабливались, развивались и послужили основой разл. видов Н. т. Из обрядовых земледельч. празднеств, широко распространенных в Др. Греции (сел. празднества в честь бога Диониса), возникли антич. трагедия и комедия. Создателями многообразных форм Н. т. были сами нар. массы, из к-рых со временем выдвинулись особые специалисты театр. дела: в Др. Греции - мимы, в России - скоморохи, в Зап. Европе - жонгл„ры, шпильманы и др. Выступления актеров чаще всего носили передвижной ("бродячий") характер; в одиночку или небольшими группами они переходили от селения к селению, каждый из исполнителей обычно выступал в нескольких ролях, изменяя свой облик при помощи масок или прибегая к простейшему гриму. Представления разыгрывались на открытом воздухе (в редких случаях использовалось закрытое помещение - сарай, харчевня, рига и др.). Выступления на открытой сценич. площадке, среди шумной толпы, обусловили стилевые особенности Техники актерского исполнения: преувеличенные жесты, особая манера голосоведения и др. Во время действия исполнители устанавливали непосредственный контакт со зрителем, реплики часто адресовались прямо к зрителям, к-рые отвечали острой шуткой. актеры Н. т. в большинстве сво„м были неграмотны и заучивали роли "с голоса", ют более опытных исполнителей (лит. запись отсутствовала). Выступления строились на основе сценариев, к-рые давали широкие возможности для импровизации. актеры Н. т. часто прибегали к пантомиме, к-рая иногда комментировалась чтецом. Мастерство актеров сочетало гимнастику, пение, танец, музыку, цирк. искусство (фокусы, дрессировка), искусство кукольного т-ра.

С течением времени их иск-во все более и более специализировалось: вначале отделились цирковые артисты, затем кукольники и др.

Традиционность исполнения определила впоследствии возникновение особого вида театр. представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во многих странах носят назв. "традиционного т-ра". В странах народов Азии с древнейших врем„н существовали и были широко распространены нар. танце вально-пантомимич. муз. представления. На их основе сформировался традиц. т-р народов Азии (индонез.-топенг и ваянг, цейлонский-колам, инд.- катакхали и др.).

Творчество нар. актеров было тесно связано с интересами трудовых эксплуатируемых масс. Оно выражало протест народа против власти феодалов и церкви, носило жизнеутверждающий антиаскетич. характер, за что актеры подвергались преследованиям со стороны властей. В то же время Н. т. испытывал воздействие господствующей идеологии.. Феодалы привлекали нар. актеров к своим дворам, использовали их представления для утверждения своей политики. Значительное влияние оказывала на Н. т. религия: ханты-мансийские нар. представления "медвежьего праздника", развившиеся из обрядов почитания животного, индонез.- топенг баронган, инд.-джатра и др. Но нар. актеры часто вносили светские реалистич. элементы в представления религ. драм - ср.-век. мистерия. Критич. отношение народа к представителям феод. знати и гор. буржуазии отч„тливо проявилось в фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии делъ арте (16 в.).

Социальные идеи, критич. мотивы проникали и в представления Н. т. кукол, называвшегося по имени героя представления (Петрушка - в России, Панч-в Англии, Пучинелла - в Италии, Каш-перек - в Чехословакии и др.).

Традиции Н. т. получили дальнейшую разработку в творчестве крупнейших драматургов, в иск-ве выдающихся актеров - выразителей демократич. тенденций в т-ре.

2) Н. т.-т-р, деятельность к-рого адресована широкому зрителю. Проблеме развития такого т-ра большое внимание уделяли мн. передовые деятели рус. т-ра - М. Горький и др., на зап.- Р. Роллан, Ф. Жемье Ж. Вилар и др. (см. Театр).

Лит.: ФаминцынА. С., Скоморохи на Руси. Исследование...,СПБ, 1889; К истории народного театра, "Этнографическое обозрение", М., 1897-98, кн. 35-38; Ц e х н о-в и ц e p О. В., E p „ м и н И., Театр Петрушки, М.-Л., 1927; Герод, Мимиамбы, пер. с древнегреч., М., [1938];

История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мо-кульского, т. 1,М.,1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959; Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Русский театр от истоков до середины 18 в., М., 1957; его же. Русская устная народная драма, М., 1959;

Janin J., Debureau. histoire du theatre a quatre sous,P.,1832.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР в С С С P - высшая форма развития театральной самодеятельности (см. Самодеятельность театральная). Звание "Н.т." присваивается лучшим, постоянно действующим драм. коллективам художеств. самодеятельности, имеющим сложившуюся труппу, полноценный в идейном и художеств. отношении репертуар, обладающим необходимыми условиями для подготовки спектаклей и выступлений (наличие помещения и др.). Возникнув на обществ. началах как проявление творч. инициативы трудящихся, Н. т. призваны сыграть большую роль в деле коммунистич. воспитания народа. Программа КПСС, принятая XXII съездом партии, определила место и значение самодеят. т-ра: "Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства" (1961, с. 130).

Преобразование театр. коллективов, сельских и районных домов и дворцов культуры в Н.т. происходит на основании приказа министра культуры республики (порядок работы Н. т. в РСФСР регламентирован "Положением о любительском драматическом театре", утвержд„нным Министерством культуры РСФСР от 19 мая 1959), преобразование коллективов профсоюзных клубов - постановлениями республиканских (краевых, областных) Советов профсоюзов ("Положение о народных самодеятельных театрах профсоюзов", утверждено Секретариатом ВЦСПС от 9 янв. 1961), т-ров Армии и Флота - приказами Политуправления.

Первые Н. т. возникли в 1959 в с„лах Бутурли-новка и Никольском (Воронежская обл.), Нариманове и Красном Яре (Астраханская обл.), Бессонове (Пензенская обл.). В Москве в 1960 звание Н. т. получили г-ры завода им. Лихач„ва (ЗИЛ), Метростроя, милиции; в Ленинграде - т-р Выборгской стороны. К 1964 в Сов. Союзе насчитывалось 760 Н. т.

Н. т. ставят лучшие произв. сов. и классич. драматургии. Особое значение имеет деятельность Н. т. в небольших городах, не имеющих проф. т-ра. Помимо драм. т-ров, значит, распространение получили также Н. т. др. жанров: оперные (Н. т. Новочеркасского политехнич. ин-та. Ростовская обл.; Химич. комбината в г. Грозном, Верхисетского з-да, Свердловская обл.), балетные (Н. т. Новокузнецкого металлургич. комбината, з-да "Серп и молот" в Москве), оперно-балетные (Н. т. Дома культуры им. Кирова в Ленинграде, Рыбокомбината в Астрахани), муз.-драматические (Н. т. Дома культуры им. Кирова в Мурманске, пос„лка Цимлянского Ростовской обл., Клайпед-ский Н. т. Литов. ССР), муз. комедии (Н. т. Дома культуры им. 10-го года Татарии в Казани, Дома культуры строителей в Рязани), Юного зрителя (Н. т. Дома культуры металлургов в Свердловске, Дома культуры в Перми, Дома работников просвещения в Ростове-на-Дону). Работают национальные Н. т. (башкирский - в селе Янауль, дагестанский - в селе Хив, бурятский-в г. Усть-Ордынске и др.). Нек-рые Н. т. имеют 2 труппы-русскую и национальную. Н. т. возглавляют гл. режиссер, художник; в оперных Н. т.-также и дириж„р, хормейстер, концертмейстер, в балетных - балетмейстер, к-рые являются штатными работниками. актеры и др. участники спектаклей выполняют свои обязанности в обществ, порядке.

В большинстве Н. т. систематически вед„тся учебная работа по мастерству актера, сценич. речи, гриму, сценич. движению и др. При нек-рых Н. т. (напр.. при Н. т. ЗИЛ) созданы спец. студии. Мн. режиссеры- руководители Н. т.- удостоены звания засл. деят. иск-в: И. В. Стрепихеев (Н. т. г. Ступино, Моск. обл.), Б. Аглинцев (Н. т. Краснооктябрьского Дома культуры в г. Волгограде), Н. Никольский (Н. т. Дома культуры автозавода в г. Горьком). Постоянную помощь Н. т. оказывают проф. т-ры, Всероссийское театр. об-во. Периодически проводятся смотры Н. т. В первом смотре сельских Н. т. (1961-62) приняло участие 119 т-ров.

Лит.: Народные театры. Сб. статей, М., 1962; О народных театрах. Сб. статей, Л.-М.,1960; Народные театры на Львов-щине. Сб. статей, Львов, 1960; Рожденные жизнью. Народные театры, [Воронежской, Пензенской, Астраханской и Ивановской обл.]. М., 1959; Я щ и нин Б. М., Колхозный театр. М., 1960. BUK. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница