Наши партнеры

Elctra Style магазин женской одежды.
Москвы

Театральная энциклопедия
(страница 309)


НАВМАХЙЯ (греч. ???????? - морское сражение) -зрелище в Др. Риме, воспроизводящее морской бой. Н. устраивалась на озере, на выкопанном для этой цели пруду или на арене амфитеатра, а также т-ра, затопленного водой. Первая известная нам Н. была устроена Цезарем в 46 до н. э. Бойцы, принимавшие участие в Н., назывались навмахариями и набирались из числа гладиаторов, военнопленных и осужд„нных на смерть преступников. Изредка это были добровольцы. Н. представляла собой один из видов кровавых зрелищ, характерных для эпохи Рим. империи. Обычно носила театрализованную форму. Нередко воссоздавала к.-н. общеизвестное морское сражение прошлого (морские эпизоды Пелопоннес-ской, греко-персидских войн и др.).

Лит.: Фридл ендер Л., Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов, ч. 1, в кн.: Общая история европейской культуры, под ред. И. М. Гревса [и др.], т. 4, СПБ, 1914. С. А.

НАГАЕВ, Энвер Хасанович (р. 28. I. 1922) - татарский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1950 окончил Казанское художеств. уч-ще. В 1946-54-художник-исполнитель. С 1954- художник Тат. т-ра оперы и балета им. Мусы Джалиля (Казань).

Спектакли: "Иоланта" Чайковского (1952), "Ильдар" Жиганова (1954), "Чио-Чио-сан" (1955), "Севильский цирюльник" (1956); "Джалиль" Жиганова (1957), "Чародейка" Чайковского (1958), "Паяцы" (1958); "Русалка" Даргомыжского (1959), "Горная быль" Ключар„ва (1959), "Тропою грома" Караева (1959), "Раушан" Хабибуллина (1960) и др. Написал эскизы декораций к ряду спектаклей Т-ра им. Камала (Казань). X. К.

НДГАУТА - одна из песенных форм в японской музыке. Сложилась в 17 в. в Эдо (Токио) как муз.-песенное сопровождение танца в т-ре Кабуки.

Лит. (на япон. яз.): Яманэ Гиндзи, Онгаку-но рэкиси, Токио, 1957. Л.Г.

НАДАЙ - звание, присуждаемое высококвалифицированным актерам в японском театре Кабуки. Первоначально термин "Н." в т-ре Кабуки означал афиши, к-рые вешали на фасаде театр. здания. На них помещали портреты ведущих исполнителей. Затем так стали называть актеров, к-рые могли быть изображены на такой афише. Дети и ученики крупных актеров с начала сценич. деятельности носят это наименование. Др. актеры получают его лишь после достижения определ„нного уровня исполнительского мастерства с разрешения учителя и руководителя труппы. В 17-19 вв. актеры этой категории получали более высокое вознаграждение, лучшие роли и др. привилегии. Со временем требования, предъявляемые для перевода в категорию Н., стали менее ж„сткими, число актеров этой категории возросло и значение этого звания было утеряно. Л. Г.

НАДАШДИ (Nadasdy), Кальман (р.25.Х1.1904) - венгерский режиссер оперы и драмы, педагог. Нар. арт. ВНР (1952). Начал свою деятельность как режиссер в 1934. С 1959 - директор и гл. реж. Т-ра оперы и балета в Будапеште. Спектакли: "Секейская прядильня" Кодая (1952), "Молодая гвардия" Мейтуса (1953), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1957), "Галька" Монюшко (1958) и др. Пост. драматич. спектакли в Нац. т-ре: "Отелло" (1954), "Ричард III" (1955) и др. Занимается педагогич. деятельностью (профессор Театр, ин-та в Будапеште). Пр. им. Ко-шута (1950, 1954).

Лит.: Г е р ш к о в и ч А. А., Совр. венгерский театр. М., 1963. А. Гер.

НАДАШИ (Nadasi), Ференц (р. 16. X. 1893) - венгерский артист балета, балетмейстер и педагог. В 1910-11 учился в Петербурге у Э. Чеккетти, в 1913-15 у Гуэрры в Будапеште. В 1913-21 - солист балетной труппы Оперного т-ра. В 1937-62- балетмейстер Т-ра оперы и балета в Будапеште. Пост. балеты: "Сильвия" Делиба (1943), "День рождения инфанты" (1948) и др. На основе системы К. Блазиса и Чеккетти разработал свой метод обучения классич. танцу. За 25 лет педагогич. деятельности воспитал (совм. с женой М. Вюте-Бауш) неск. поколений венг. танцовщиков и танцовщиц. В 30-40-е гг. гастролировал за рубежом как танцовщик (посетил 22 страны). Г. Кор., Гед. Д.

НАДЕЖДИН (псевд.- Никодим Н а д о у м к о), Николай Иванович [5 (17).X. 1804-11 (23). I. 1856]- русский литературный и театральный критик, уч„ный (филолог, историк, географ, археолог). В конце 20-х гг. сотрудничал в журн. "Вестник Европы". В 1831-35 - проф. Моск. ун-та по кафедрам теории изящных иск-в и археологии. Одновременно - издатель, редактор передового в 30-х гг. журн. "Телескоп" (1831-36), выходившего с постоянным приложением "Молва" (газета), на страницах к-рых печатали свои лит. работы В. Г. Белинский, Н. П. Огар„в, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич и др. За опубликование в журнале "Философических писем" П. Я. Чаадаева издание было закрыто, а Н. сослан в Усть-Сысольск (1836-38). Н. принадлежит цикл статей о моек. гастролях В. А. Каратыгина - "Письма в Петербург" ["Молва", 1833, јј 44- 48, 50, 56; 1835, јј 16, 17, 19; написаны под псевд. П. Щ. (псевдоним этот долго оставался неизвестным; приписывался одно время С. Т. Аксакову)]. Анализируя в этих статьях вопросе двух направлениях в рус. актерском иск-ве - каратыгинском и мочаловском (см. ст. Каратыгин, Мочалов, Искусство актера), Н. отвергал каратыгинское направление как чуждое принципам верности жизни, естественности, простоты, одним из первых попытался дать философско-эстетич. обоснование реализма как гл. пути развития рус. т-ра. Вокруг статей Н. завязался ожесточ„нный спор, поднятый приверженцами петербургского артиста во главе с известным в ту пору реакционным критиком и поэтом С. П. Шевыр„вым ("Молва", 1833. јј 52-58, 60.61). С новой силой спор разгорелся во время моек. гастролей Каратыгина в 1835, когда к мнению Н. присоединился молодой Белинский со своей театрально-критич. стать„й "И мо„ мнение об игре г. Каратыгина" ("Молва", 1835, јј 17 и 18).

Лит.: Ч ернышевскийН.Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, ст. 4, Полное собр. соч. т. 3, М., 1947; О с о в ц о в С., Разгадка-П. Щ., "Театр" 1953,ј 9,с. 149-59; его же, К спорам о псевдониме "П.Щ." "Русская литература", 1959, ј 4, с, 174-85; Нечаева В. С., В. Г. Белинский. Учение в университете и работа в "Телескопе" и "Молве". 1829-1836, М., 1954, с. 195-204, 273-319, 345-405; е„ же, Кому принадлежат статьи, подписанные П. Щ.?, "Известия АН СССР, отделение литературы и языка", 1956, т. XV, вып. 1, с. 38-51. А. 111н.

НАДЕЖДИН, Степан Николаевич (1878-1934)-' русский советский актер и режиссер. Учился в Киевской муз.-драматич. школе Блюменфельда. На сцене с 1896. В 1901-02 работал в Т-ре Корша. В дальнейшем до 1908 играл в т-рах Петербурга, Одессы, Киева, Харькова. С 1908 - актер Т-ра Сабурова (в 1925 этот т-р переименован в т-р "Комедиям). В этом т-ре Н. исполнял преимущественно роли простаков и светских фатов в шедших там л„гких, гл. обр. франц., комедиях и фарсах. Здесь Н. становится постоянным партн„ром Е. М. Грановской. актер владел мастерством диалога, обладал изяществом манер, увлекал зрителя блестящим комедийным темпераментом. После реорганизации т-ра Н. был актером и гл. режиссером т-ра "Комедия" (в 1931 переименован в Ленингр. т-р Сатиры и комедии). В последний период творчество актера приобрело психологич. глубину, он играл роли Фирса ("Вишн„вый сад"), Губкина ("Метелица" Папариголупо), Пастора ("Сэди" Моэма) и др.

Лит.: М а з и н г Б., Степан Надеждин, М.-Л., 1928.

Л. Шп.

НАДЕЖДИНА, Надежда Сергеевна [р. 21. V (3. VI). 1908] - русская советская артистка балета и балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1959). В 1918-24 училась в Петрограде во 2-й Гос. балетной школе. Ученица Н. Г. Легата, А. Я. Вагановой, А. М. Монахова. В 1925-34 - артистка балета Большого т-ра. В 1941 впервые выступила как балетмейстер, пост. концертные номера в Ансамбле сибирского военного округа (лучший из них - хореографич. плакат "Фрицы"). В 1943-48- балетмейстер Моск. эстрады, ставила танцы в Рус. нар. хоре (г. Калинин). В 1948 Н. организовала хореографич. ансамбль "Бер„зка", став худ. рук. и балетмейстером. Н. создала поэтичные, жизнерадостные, сочные по колориту, выразительные по движениям и композициям танцы:

"Леб„душка", "Северный старинный хоровод", "Бер„зка", "Карусель", "Прялица", "Воротца", "Топотуха","На осенней ярмарке" и др. Н.-крупный знаток и собиратель рус. нар. танца. Ансамбль, руководимый Н., широко известен в Сов. Союзе и за рубежом. Танцевальный коллектив и его руководитель награждены Всемирным Советом Мира Золотой медалью "За мир" (1959).

Н. воспитала большую группу танцовщиков, среди них солисты ансамбля: Д. С. Агафонова, Т. Д. Лукьянова, А. Г. Рябова, Л. Ф. Трынова, М. М. Кольцова, К. П. Романова, В. В. Суворова и др. Н. - лауреат Гос. пр. СССР (1950). Cm. M.

НАДЬ (Nagy), Эндре (5. II. 1877-1938) - венгерский артист эстрады, драматург, театральный деятель. Окончил гимназию в Араде и Будапештский ун-т. Сценич. деятельность начал как артист кабаре. В 1907 - художеств. руководитель кабаре "Бон-бонье" в Будапеште, в 1908-кабаре "Модерн", в 1918- 1929-директор и актер-конферансье различных будапештских кабаре. Остроумные, смелые конферансы Н. отличались злободневностью, в них сочетались острый гротеск и тонкий нар. юмор. В своих выступлениях Н. подвергал осмеянию политику реакц. хортистской Венгрии, пороки общественной и художеств. жизни. Написал политич. сатиру "Премьер-министр", комедию "Гений" (пост. в 20-х гг., т-р "Мадьяр", Будапешт), книгу "Роман о кабаре" (1935), где показано развитие кабаре в Венгрии.

Соч.: Varad-Pest-Parizs, [Bdp. ], 1958. 4, Гер. НАЕЗДНИК в цирке - цирковой артист, показывающий мастерство управления лошадью или исполняющий на спине лошади акробатич. и танцевальные упражнения. Н. делятся на: Н. высшей школы, к-рые при помощи поводьев и шпор заставляют лошадь производить разл. движения в такт музыки;; джигитов, жокеев, гротеск и парфорс - Н., демонстрирующих на спине лошади акробатич. и танцевальные движения, преодолевающих во время хода лошади разл. препятствия; вольтиж„ров, жонгл„ров на лошади; акробатов, на лошадях и др.

Лит.: Музей цирка и эстрады. Выставка "Конный цирк",. Л., 1930 (имеется библиогр.). Ю. Д.

НАЗАРОВА, Маргарита Петровна (р. 26. XI. 1926) - советская цирковая артистка; дрессировщица тигров. Засл. арт. РСФСР (1958). С 1946 работала в эстрадном балетно-акробатич. ансамбле, позже - в передвижном Московском ансамбле оперетты. В 1954 начала работать как помощница дрессировщиков.

Б. А. Эдера, К. А. Константиповского. Дублировала роли героинь в фильмах "Опасные тропы", "Укротительница тигров". Позже сыграла роль буфетчицы Марианны в фильме "Полосатый рейс". Под рук. Эдера подготовила (1955) номер с четырьмя тиграми. Выступает как укротитель с группой хищников. В номере Н. тигры прыгают через огненный туннель из тр„х колец. В дни VI Всемирного фестиваля молод„жи в Москве Н. впервые в истории мирового цирка выступила с тигром в воде без клетки. Выступления Н. своеобразны, она играет с хищниками, ласково и дружески разговаривает с ними. Н. применяет гуманный метод дрессировки. Гастролировала во Франции, ГДР (1958), Иране (1961).

Лит.: Лободин М., Маргарита Назарова, Л.-М., 1962. М. Зон.

НАЗИМОВА, Алла Александровна (4. VI. 1879- 13. VII. 1945) - русская и американская актриса. Окончив Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1898), поступила в MX Т на эпизодич. роли. В 1900 уехала в провинцию. Постоянная партн„рша П. Н. Ор-ленева, Н. играла с ним в России и за границей (Берлин, Лондон, Нью-Йорк). Роли: Ирина ("Царь Ф„дор Иоаннович"), Грушенька и Дуня ("Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание" по Достоевскому), Регина ("Привидения" Ибсена), Лия ("Евреи" Чирикова). С 1906 работала в т-рах Америки (играла на англ. яз.).

Роли: Гедда Габлер, Нора, Гильда, Рита, фру Альвинг (в пьесах Ибсена - "Гедда Габлер", 1906. "Нора", 1907, "Строитель Сольнес", 1907, "Маленький Эйольф", 1910, "Привидения", 1935), Раневская, ("Вишн„вый сад", 1928), Наталья Петровна ("Месяц в деревне" Тургенева, 1930), Мать (о. п. Чапека, 1939) и др. Была известна как киноактриса (снималась в 1916-45). Ел. С.

НАЗРУЛЛАЕВ, Лутфулла (15. VII. 1903-27. XII.' 1962) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1945). Участник самодеятельности первых пос-лереволюц. лет, Н. в 1922 был принят в проф. Бухарский т-р. Учился в Казанском театр. техникуме, в 1924-27-в Моск. узб. студии, по окончании к-рой вступил в Т-р им. Хамзы.

Яркий характерный актер, исполнитель ролей "стариков". Н. создал образы людей противоречивого характера, драматич. судьбы, переживающих сложные борения: Холмат ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), Дадабай ("Новбахор" Уйгуна, 1949), Джура ("Пол„т орла" Султанова, 1942), Егор Булычев (1939), Горностаев ("Любовь Яровая", 1957),Касым-ака ("Хуррият" Уйгуна, 1958). Во мн. ролях Н. выступает беспощадным сатириком, разоблачителем социальных пороков в прошлом и их пережитков в настоящем: Мадазим ("Два коммуниста", "Разгром"

Яшена, 1929 и 1934), Хусейн Байкара ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова; Гос. пр. СССР, 1949). Полоний ("Гамлет", 1935), Настоятель монастыря ("Пролитая чаша" Ван Ши фу, 1954).

Лит.: Уварова Г., Узбекский драматический театр. Ташкент, 1959; Творческий путь. XXV лет ордена Ленина театра им. Хамзы, Ташкент, 1945; Фельдман Я. С.. Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962. Я.Ф.

НАЗЫМ ХИКМ‚Т (Naz?m Hikmet; наст. фам. - Назым Хикмет Ран) (20. I. 1902, Салоники, - 3. VI. 1963, Москва) - турецкий писатель, поэт, драматург, публицист, общественный деятель. Родился в аристократич. семье (отец был дипломатом), учился в Стамбуле в воен.-мор. уч-ще. С 1917 начал печатать стихи в тур. газетах и журналах. Принимал участие в нац.-освободит. борьбе тур. народа против англо-амер. империалистов. В 1921-24 учился в Москве в коммунистич. ун-те трудящихся Востока. В 1922 вступил в РКП (б). Творчество Маяковского и Мейерхольда оказало большое влияние на развитие драматургии Н.Х. и в значит, мере определило формы его поэтич., философской и политич. драматургии. Вернувшись в 1924 на родину, Н. X. вступил в компартию Турции. В 1927 вновь приехал в СССР. Совм. с реж. Н. В. Экк создал сатирич. т-р "Метла", для к-рого писал небольшие "эстрадные комплексы" в духе нар. тур. т-ра Караг„з. В 1928 вернулся в Турцию. В 1932 опубликовал комедию "Дом покойника" и драму "Череп", пост. (в том же году) в Стамбульском гор. т-ре. Там же была пост. пьеса "Всеми забытый" (1935). В этих первых пьесах отч„тливо обозначились характерные черты зрелого творчества Н. X.: мастерство раскрытия философских и социальных проблем, проникновенная поэтичность образов, обладающих жизненной „мкостью. конкретная, индивидуальная характеристика, эмоциональность, сочетающиеся с интеллектуальной насыщенностью и острым драматизмом действия. В 1938 Н. X. был незаконно осужд„н тур. властями к многолетнему тюремному заключению. В тюрьме написал драмы "Легенда о любви" (вариант древней легенды о Фархаде и Ширин), "Первый день праздника" и "Иосиф Прекрасный" (на библейский сюжет). В 1950 был освобожд„н из тюремного заключения, в 1951 приехал в Сов. Союз. Пьеса "Легенда о любви" ставилась во мн. сов. т-рах (Т-р им. Хамзы. 1953; Т-р драмы им. Маяковского, 1953,и др.), а также в т-рах Польши, Чехословакии, Венгрии, ГДР. В СССР Н. X. написал драмы "Рассказ о Турции" (1953, Т-р им. Моссовета), "Чудак" (1956, Т-р им. Ермоловой), "А был ли Иван Иванович?" (1957, Моск. т-р Сатиры), "Дамоклов меч" (1959, т-р Сатиры), "Два упрямца" (совм. с В. В. Туляковой, 1959, Т-р им. Ермоловой). "Бунт женщин" (по К. Сандербю, совм. с В. Г. Комисса ржевским, 1962, Т-р им. Моссовета). В драматургии Н. X. последнего периода отч„тливо звучит тема страстной борьбы за мир и демократию. против угрозы новой войны ("Дамоклов меч", "Бунт женщин"), а также тема борьбы против ханжеспза, лицемерия, бюрократизма ("А был ли Иван Иванович?", "Два упрямца"). Н. X.-автор ряда статей о совр. сценич. иск-ве. Один из активных борцов за мир во вс„м мире, Н. X. в 1950 был удостоен Международной пр. Мира; был чл. Всемирного Совета Мира (с 1951).

Соч.: Bir olu evi yahut Merhumun hanesi, 1st., 1932;

Kafa tasi, 1st., 1932; Unutulan adam, 1st., 1935; Bir ask masali"

Sofya, 1954; Piyesler (Sohret veya Unutulan adam - Enayiistasyon-inek), Sofya, 1958; в рус. пер.-Пьесы, М., 1954 (см. ст. А. Февральского); Избр. соч., т. 1-2, [M., 1957] (см. примечания); Пьесы, М., 1962 (см. ст. В. Плучека);

"Тартюф-59", "Молодая гвардия", 1960, .ј 2.

Лит.: Бабаев А., Назым Хикмет, М., 1957; Владимирова 3., Театр Назыма Хикмета, "Театр", 1957, ј 1, с. 97-102; Фиш Р., Назым Хикмет. Очерк жизни и творчества, М., 1960; Сверчевская А. К., Назым Хикмет. Библиография. указатель, М., 1962.

Ак. ., К. Р.

НАЙД‚НОВ, Асен (р. 12(24).IX.1899)-болгарский дириж„р оперы. Нар. арт. НРБ (1952). Учился в Венской муз. академии и Лейпцигской консерватории. С 1931-дириж„р, с 1946-гл. дириж„р Софийской нар. оперы. Руководил пост. опер "Станционный смотритель" Крюкова (1947), "Момчил" Пипкова (1948), "Иван Сусанин" (1949), "Борис Годунов" (1950); "Семья Тараса" Кабалевского (1951), "Война и мир" Прокофьева (1957), "Отелло" Верди (1958), "Ивайло" Големи-нова (1959), "Луд-Гидия" Хаджиева (1960) и др. Димитр. пр. (1950, 1952, 1959). В 1963-64 выступал в Ленинграде и Москве.

Лит.: Козловский И., Разговор с друзьями, "Театр", 1954, ј 3, с. 103-17; 50 години Народна опера (Юбилеен сборник), С., 1959. А. Ив.

НАЙД‚НОВ, Сергей Александрович [наст. фам. - Алексеев; 14 (26). IX. 1868, Москва, -5. XII. 1922, Ялта] - русский драматург. Род. в богатой купеч. семье. В 1889 окончил моек. Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Неск. лет играл на провинциальной сцене. В 1901 написал свою первую и лучшую пьесу "Дети Ванюшина" (петерб. Т-р лит.-художеств. об-ва, моек. Т-р Корша). Продолжая традиции А. Н. Островского, Н. показал в этой пьесе хищническую, жестокую и невежественную среду купечества, раскол в "т„мном царстве", обусловленный новым этапом развития капитализма. На типичность образов, созданных Н., указывал В. В. Боровский. В "Детях Ванюшина" отч„тливо проявилась присущая Н. тенденция воплощать социальные проблемы в форме интимной психологич. драмы. Постановка "Детей Ванюшина" в Т-ре Корша явилась значит, событием в истории дореволюц. т-ра (реж. Синельников; Ванюшин - Светлов, Константин - Леонидов, Алексей - Остужев). Пьеса ставилась почти во всех городах страны и удержалась в репертуаре до наст. времени.

В 1902 Н. примкнул к группе "Знание", возглавляемой М. Горьким, сблизился с А. П. Чеховым, И. А. Буниным. В пьесах "Номер тринадцатый", "Богатый человек" (обе в 1903 - Т-р Корша, 1904- Т-р В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге), "Блудный сын" (1903; 1905, МХТ, с участием Качалова и Лилиной) изображается разобщ„нность людей в капиталистич. обществе, страдания и беды "маленького человека". Бунт против мещанства - тема пьесы "Авдотьина жизнь", высоко оцен„нной Горьким (1904, Т-р В. Ф. Комиссаржевской, Авдотья - Комисса ржевская; 1905 - моек. Малый т-р). Рядом с гл. героиней, "купчишкиной дочерью" Авдотьей, в пьесе выведен положит. образ революционера. В центре романтич. драмы "Стеньг-образ юной революционерки (1907, Александрийский т-р, МХТ). В годы реакции Н. отош„л от обществ, проблематики, написал мещанскую комедию "Хорошенькая" (1907, Александрийский т-р), камерную психологич. драму "Роман т„ти Ани" (1912, Александрийский т-р, т„тя Аня - Савина; моек. Малый т-р). В период 1-й империалистич. войны Н. вновь пишет пьесы, обличающие бурж. действительность: "Работница" (1915, петерб. Т-р лит.-художеств. об-ва, 1916, моек. Малый т-р), "Жертвы нашего времени (Безбытники)" (1917, в нов. ред. - "Полотняное небо", 1919). Восторженно приветствовавший Октябрьскую революцию, Н. написал в 1921 хронику ""Москва". Сцены из московской жизни 1905 г.", в к-рой изобразил революц. собрания на улицах Москвы, предпринял попытку создать образ большевика. Последняя пьеса Н."Неугасимый свет" (1922). Драматургии Н. присущи динамичность в развитии конфликта, тонкость психологич. характеристики, живость диалога.

С о ч.: Пьесы, т. 1-2, СПБ, 1904-1911; Дети Ванюшина М., 1955; Роман т„ти Ани, СПБ, [1912]; Работница, Пг., 1915; "Москва". Сцены из московской жизни 1905 г. (Сцена первая), "Красная нива", 1923, ј 49.

Лит.: ВоровскийВ.В., Раскол в "т„мном царстве", в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; "Дети Ванюшина" на сцене. Статьи о драме С. А. Найд„нова и е„ сценической истории, М., 1940; Майский Ф., О ч„м рассказали архивы, в альм. "Крым", т. 18, Симферополь, 1958;

"Вопросы литературы", 1963, .ј 12, с. 243-45. А. Ч.

НАЙД‚НОВА, Елизавета Ивановна (1876-1951)- русская сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1937). С 1896 участвовала в любительских спектаклях. В 1902 играла на сцене Охотничьего клуба (Феня- "Майорша" Шпажинского). Выступала в этот период под псевд. - Томская. В 1904 поступила на драм. курсы при Малом т-ре, к-рые окончила в 1907. В том же году дебютировала в Малом т-ре. Исполняла роли героинь в пьесах Островского: Лариса, Кручинина;

Негина ("Таланты и поклонники"), Катерина ("Гроза"), Аннушка ("На бойком месте"), Поликсена ("Правда хорошо, а счастье лучше"), Марья Андреевна ("Бедная невеста") и др. К лучшим ролям Н. относятся 'также: Марья Антоновна ("Ревизор"), Дуня, потом Лиза ("Холопы" Ф. Гнедича), Наталья Дмитриевна ("Горе от ума"). Игра Н. отличалась поэтичностью, лиризмом, мягкостью красок. В 1934- 1936 Н. работала в Земетчинском филиале Малого т-ра. К этому времени она перешла на роли пожилых женщин: Ксения Булычева ("Егор Булычев и другие"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок" Островского) и др. В 1942 Н. играла во фронтовом драм. т-ре Воен.-мор. флота и ВТО. С. К.

НАЙРАНГБОЗ - актер узбекского народного цирка. Обычно Н. называли иллюзионистов, фокусников (игра с шариками, глотание огня, приготовление плова из горсти пыли). Иск-во Н. включало мн. жанры нар. цирка, мимич. иск-во (таклидчи), клоунаду (масхарабозы). акробатику (муаллакчи) и др. Крупными Н. кон. 19 - нач. 20 вв. были Тилляхон и его сын Мармахон. М. Над.

НАКАМУРА - одна из ведущих актерских династий в японском театре Кабуки. Наиболее выдающиеся представители:

Н. Китиэмон! (24. III. 1886-5. IX. 1954) -сын актера Н. Кароку III, впервые- выступил на сцене в 1900, тогда же получил имя Китиэ-мона I. В 1905 стал ведущим актером (на-дай). Выступал гл. обр. в историч. пьесах - дзидаймоно, в героич. ролях (Мо-рицуна - "Морицуна Дзинъя" Тика мацу Хандзи). Обладал блестящей сценич. техникой. С 1945 - старейшина актеров театра Кабуки. Руководитель одной из четыр„х крупнейших трупп Кабуки, чл. Японской академии иск-в.

Н. Токидзо III (6. VI. 1895-12. VII. 1959)-брат Н. Китиэмона I. Впервые выступил на сцене в 1901. Имя Токидзо III получил в 1916. Известен как исполнитель женских ролей (он-нагата) в историч. пьесах - дзидаймо-но. Старейший актер этого амплуа на токийской сцене. Много лет был партн„ром Н. Китиэмона I. Лучшие роли:

Оваса ("Гос„дзаку-ра хорикава „ути" Фуми Кодо и др.), Осан ("Сакура Сого-ро" Сэгава Дз„ко).

Н. К а н д з а-б у р о XVII (р. 25. VII. 1909)-брат

Н. Китиэмона I и Н. Токидзо III. Впервые выступил на сцене в 1917. В 1929 стал ведущим актером (надай). Имя Н. Кандзабуро XVII получил в 1950. Известен как исполнитель мужских и женских ролей в классич. репертуаре. На нек-рое время уходил из т-ра Кабуки, выступал в совр. драме (сингэки). После 2-й мировой войны достиг особой популярности. В т-ре Кабуки выступал в характерных ролях и как танцовщик. Н. Кандзабуро XVII присущ своеобразный эксцентрич. юмор.

Роли: Камиюи Синдэа (о. п. Каватакэ Мокуами), Таро ("Такацуки" Хисамацу Иссэй), Ямакагэ Ук„ ("Мигавари дза-дзэн" Ока-мура Си ко).

Н. У т а э м о н VI (р. 20. I. 1917) - сын актера Н. Утаэмона V. Впервые выступил на сцене в 1922. В 1951 получил имя Н. Утаэмона VI. Выступает в женских ролях (оннагата), исполнение к-рых отличается мастерством перевоплощения. Часто играет в историч. пьесах - дзидаймоно и танцевальных пьесах - с„сагото. Лучшие роли: Ханако ("Мусмэ Додз„дзи"), Окару ("Тюсингура" Такэда Идзумо). С 1963 - чл. япон. Академии иск-в. Принимал участие в гастролях т-ра Кабуки в СССР (1961). Л. Г. НАКАТНЫЕ ПЛОЩАДКИ - см. Фурки.

НАКАШЙДЗЕ, Мери Назарьевна [р. 1 (14). IV. 1914] - грузинская советская артистка оперы (лири-ко-колоратурное сопрано). Народная артистка Грузинской ССР (1955). В 1936 окончила Тбилисскую консерваторию по классу проф. О. А. Шульги-ной. С 1935 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). Н. обладает мягким, красивым по тембру голосом. Созда„т муз.-сценич. образы, проникнутые лиризмом и сердечностью, живым поэтич. чувством. Вед„т концертную деятельность.

Партии: Маро ("Даиси" З*. Палиашвили), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Марфа, Виолетта, Розина и др.

Лит.: Артисты театров Грузии, Тб., 1958, [Буклет].

Э. М.

НАККАШ, ан-Наккаш, Марун (1814-55)-ливанский театральный деятель. Основоположник арабского т-ра. В 1846 предпринял поездку в Италию, где изучал театр. иск-во. По возвращении в Бейрут совм. с актерами-любителями осуществил пост. "Скупого" (1848, по Мольеру, место действия перенесено в Ливан). В этом спектакле Н. был одноврем. режиссером, художником и исполнителем. Затем Н. построил в Бейруте т-р, где осуществил ряд пост., в т. ч. пьес собств. сочинения "Харун ар-Рашид" (1850), фарс

Остроумный завистник" и др. После смерти Н. т-р возглавил его брат Селим Н., к-рый в 1876 вместе с т-ром переехал в Египет. Деятельность этого т-ра способствовала становлению и развитию араб. театр. иск-ва. ' Дж. Б.

НАЛБАНДЯН, Ваган [10(22).XI. 1876 -16(29). XII. 1902] -армянский литературовед, театральный критик. В 1900 окончил Лейпцигский ун-т со степенью доктора философии. В 1901 вернулся в Тифлис. Опубликовал исследование о драматургии Ибсена. Автор цикла статей о П. Дуряне. Написал ряд рецензий на спектакли тифлисского армянского т-ра. Р. 3.

НАЛБАНДЯН, Микаэл Лазаревич [2 (14). XI. 1829-21.111(2.IV). 1866] -армянский революционный демократ, писатель, философ, литературовед. В 1853 экстерном закончил вост. ф-т Петерб. ун-та. Будучи преподавателем арм. яз. в Лазаревском ин-те, прослушал курс на медицинском ф-те Моск. ун-та. В 1856 опубликовал свои первые стихотворения - блестящие образцы гражд. лирики. 06-щественно-политич. и философские взгляды Н. сложились под воздействием рус. революц. движения 60-х гг., работ Герцена, Огар„ва. За нелегальную работу был арестован и пров„л в заключении (в Петропавловской крепости) три года. В 1865 за революц. деятельность был сослан в Камышин, где умер от туберкул„за.

Н. заложил основы арм. материалистич. эстетики, развивая в своих статьях о лит-ре и театре принципы Белинского и Чернышевского. Эстетика Н. содействовала созданию в арм. лит-ре и т-ре общественно-обличительного, "гоголевского" направления. Выступления Н. по вопросам т-ра носили программный характер. Для арм. прогрессивной интеллигенции т-р в 60-е годы был одним из центров идейной жизни, поэтому и Н. проявлял живой интерес к театр. иск-ву. В 1859 в журн. "Юсисапайл" опубликовал рецензию на спектакль студентов-армян Моск. ун-та. Взяв под защиту водевиль на совр. тему "Пропали мои пятьдесят червонцев" Аладатяна, он резко выступал против историч. трагедии "Аристакес" Ванандеци. Статья Н. вызвала тревогу в арм. консервативных кругах. В 1861 Н., будучи в Константинополе, произн„с речь на открытии арм. т-ра, опубликованную газетой "Мегу" ("Пчела ")в виде статьи под назв. "Национальный театр в Константинополе". Поддерживая зарождающееся арм. проф. театр. иск-во, Н. утверждал, что сцена-это трибуна и т-р должен не только отражать жизнь, но и выносить приговор над е„ явлениями. Н. требовал тщательного и продуманного выбора репертуара, в частности отказа от франц. мелодрам. Он выступал в защиту актеров и актрис, смело преодолевавших косные предрассудки, подч„ркивал высокое обществ. значение деятельности актера.

С о ч.: Избр. соч., Ереван, 1941. Р. 3. НАЛБАНДЯН, Роберт Гегамович (р. 9. VI. 1912)- армянский советский театральный художник. Засл. деятель иск-в Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Учился на архитектурном ф-те Ереванского политехнич. ин-та. С 1939 - художник Тбилисского арм. т-ра им. С. Шаумяна.

Спектакли: "Уриэль Акоста" (1940); "Георг Марзпе-туни" по Мурацану (1942), "Хатабала" Сундукяна (1958), "Вернулся человек" Абшилава (1960). Оформлял также спектакли в Тбилисском рус. т-ре им.А. Грибоедова, в Киро-ваканском арм. т-ре. .//. Хал.

НАЛБУРОВ, Басил Костов (дек. 1863-22.V. 1893) - болгарский актер и режиссер. Будучи учителем, участвовал в любительских спектаклях. С 1890 - актер Столичной драм.-оперной труппы, преобразованной в 1892 в труппу "Слеза и смех" (с 1892-директор этой труппы). Роли: Подколесин ("Женитьба", 1890), Исак ("Иванко" Друмева, 1891), Вурм ("Коварство и любовь", 1892). Пост. спектакли: "Ревизор", "Женитьба", собств. комедию "Недоразумение" и др. Н. первый прин„с на болг. сцену реалистич. традиции рус. т-ра. Вас. М.

НАМАНГАНСКИЙ ТЕАТР (Наманганский театр музыкальной драмы и комедии им. А. Н а во и)-узбекский театр. Создан в 1931. В организации т-ра участвовали группа учителей-Р. Хамраев, Н. Розики, А. Рахимов, режиссер В. Азимов. Открылся 15 июня спектаклем "Два коммуниста" Яшена. За первое десятилетие т-p осуществил пост. пьес узб. авторов: "Бай и батрак", "Проделки Маиса ры", "Холисхон" Хамзы, "Сожж„м", "Разгром", "Честь и любовь" Яшена, "История заговорила" Саиди и Сафарова, "Предатели" Фатхуллина, а также "Пограничники" Билль-Белоцерковского, "Слуга двух господ", "Коварство и любовь". С первых лет своего создания коллектив обращался к жанру муз. драм: "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун" Хур-шида, "Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и Мухамедова, "Тахир и Зухра" Абдуллы.

В годы Вел. Отечеств, войны пост. ряд патриотич. спектаклей: "Курбан Умаров" Абдуллы, "Даврон-ата" Яшена и Абдуллы, "Смерть оккупантам" Яшена, "Месть" Туйгуна и Умари.

В 40-50-х гг" значит, место в репертуаре заняли спектакли, посв. совр. жизни Узбекистана: "Ш„лковое сюзанэ" (1953) и "Больные зубы" (1955) Ках-хара, "Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Пятна" Кариева (1957), "Хуррият" (1958), "Сомнение" (1962) Уйгуна, "Дядя и племянник" Бабаджанова (1960). Популярностью пользуются пост. легендарных и исто-рич. пьес - "Азиз и Санам" (1955) и "Ашик Гариб" (1958) Бабаджанова, "Равшан и Зулхумор" (1957), "Разгром" (1951) Яшена, "Хамза" Яшена и Умари (1950), "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1951), а также "Пламя в горах" Хайруллаева (1962), "Влюбл„нный Ташболта" Гуляма. На сцене т-ра ставились "Ревизор" (1952), "Отелло" (1954), "Король Лир" (1958); "Испанцы" Лермонтова (1957). В т-ре работают (1963) нар. арт. Узб. ССР М. Азизова, С. Рахманов, М. Мансуров, засл. арт. Узб. ССР М. Дада-баев, А. Рахимов, М. Убайдуллав, О. Таджабаев, Г. Нишанов, К. Мансуров, группа молод„жи - воспитанники Ташкентского театрально-художеств. ин-та. Гл. реж. т-ра Г. Ким, реж. Р. Джалилов, худ. М. Аббасрв. В. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница