Наши партнеры

система звукоусиления
Купить женскую одежду в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 306)


МУР (Moore), Грейс (5.XII.1901-26.1.1947) - американская артистка оперы (сопрано). Не получила систематич. муз. образования. В юности испытывала тяж„лые материальные лишения; пела в одном из нью-йоркских ресторанов, затем выступала на Бродвее в опереттах и муз. ревю. В 1926 выехала в Европу, брала уроки у М. Гарден во Франции и Италии. В 1928 с большим успехом дебютировала в т-ре "Метрополитен-опера" и в т-ре "Опера комик" (Париж). С 1928 (кроме 1932-34) была солисткой "Метрополитен-опера"; одновременно гастролировала в Париже и Лондоне. ВПариже М. подготовила партию Луизы (о. п. Шарпантье) под рук. автора. Гастролировала в странах Лат. Америки и Европы. Прославилась в лирич. партиях итал. и франц. опер. Иск-ву М. были присущи эмоциональность, непосредственность, изящество и простота выражения, разнообразие тембровых красок.

Партии: Манон (о.п. Массне), Мими; Джульетта, Маргарита ("Ромео и Джульетта", "Фауст" Гуно), Тоска; Фьора ("Любовь тр„х королей" Монтемецци). Снималась в кино. Вс.Т.

МУР (Мооге), Уильям (р.И. VI. 1868- 6. XI. 1937)- австралийский театральный критик и писатель. Работал актером в т-pax США и Англии. В нач. 1900-х гг. начал выступать как театр. критик. В 1909 по инициативе М. в Мельбурне была создана лит.-театр. организация "Ежегодные вечера, посвящ„нные австрал. драме" (просуществовала до 1912). Здесь впервые ставились небольшие пьески австрал. авторов. Деятельность М. имела большое значение в формировании драматургии и утверждении народного т-ра Австралии. В 30-е гг. много писал об австрал. театр. иск-ве.

Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney- L., 1953. Л. К.

МУРАВЬ‚ВА, Марфа Николаевна (Никифо ровна) [29.VI (11.VII). 1838-15 (27).IV. 1879] - русская артистка балета. Род. в семье бывш. крепостного крестьянина. В 1844- 1857 училась в Петерб. театр. уч-ще у Фредерика (П. Ф. Мала-вернь), Э. Хюге и М. Петипа. В десятилетнем возрасте дебютировала в партии Амура ("Мечта художника, или Одушевл„нный портрет" Пуни и Орсини). По окончании уч-ща была зачислена солисткой балета петерб. Большого т-ра. В 1860-62 выступала в Москве в Большом т-ре. Вернувшись в петерб. труппу в 1862, выступила в одной из своих лучших партий - "Жизели". М. была первой исполнительницей ведущих партий в балетах А. Сен-Леона ("Метеора" Пинто), "Фиаметта, или Торжество любви" Минкуса, "Кон„к-Горбунок" и др. М. не обладала большой элевацией, мимич. выразительностью, но танец е„ отличался высокой техникой, тонким худож. вкусом, пластич. заверш„нностью, он казался л„гким, воздушным. Иск-во М. высоко ценил К. Блазис. В 1865 М. оставила сцену.

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938. Г. Том.

МУРАДЕЛИ, М у р а д о в, Вано Ильич [р.24.111 (6. IV). 1908] - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию (по классу композиции В. В. Щербач„ва, С. В. Бархударяна, М. М. Багриновского). В 1934-38 совершенствовался в Моск. консерватории под рук. Б. С. Шехтера и Н. Я. Мясковского. Автор опер: "Великая дружба" (1947, Т-р оперы и балета, Донецк), "Октябрь" (1961, Ансамбль сов. оперы Всероссийского театр. об-ва, Москва; 1964, Большой т-р, на сцене Кремл„вского Дворца съездов).

Писал музыку к спектаклям моек. драм. т-ров: "Честь" Мдивани (1938, Камерный т-р), "Приказ по фронту" Мдивани (1941, ТЮЗ), "Гаити" Дюбуа (1953, Т-р драмы и комедии), "Баня" Маяковского (1953, Т-р Сатиры), "Белый лотос" Шудраки (1956, Т-р им. Пушкина), "Одна ночь" Горбатова (1957, Малый т-р), "Дали неоглядные" Вирты (1957, т-р им. Моссовета) и др. Автор симфоний (Гос. пр. СССР, 1946), музыки к кинофильмам; песен (Гос. пр. СССР, 1951). Э. М.

МУРАДОВА, Барият Солтан-Меджидовна [р.3(16). 1.1914] - кумыкская советская актриса. Нар. арт. СССР (1960). Деп. Верх. Совета Даг. АССР (1955), Верх. Совета СССР (1958). Чл. Сов. комитета защиты мира. В 1926-28 была солисткой Дагестанского радиокомитета в Махачкале. В 1930 окончила муз.-драм. техникум и вступила в труппу вновь организованного Кумыкского драм. т-ра (ныне Т-р им. А. П. Салаватова). Первыми учителями М. были музыкант Т. Мурадов и Н. Н. Синельников, возглавлявший рус. т-р в Махачкале. Лирич. дарование М. окрашено светлым жизнелюбием, лучистым обаянием и теплотой. М. обладает красивым голосом, богатыми разнообразными оттенками, выразительной пластикой и мимикой.

Роли: партизанка Кыстаман ("Красные партизаны" Салаватова), Марьям ("Сулейман из Ашага-Стала" Фатуева), Санюк ("Уллубий Буйнакский" Рустамова), Асият ("Любовь Асият" Курбанова), Лариса ("Бесприданница"), Лаура ("Каменный гость" Пушкина), Лауренсия ("Овечий источник"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Сусан ("Намус" Шир-ванзаде), Гюльчохра ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова) и др.

Мастерство перевоплощения, тонкая и острая жизненная наблюдательность позволяют актрисе создавать сочные комедийные характеры: Джумайсат ("Мол-ла Насреддин" Курбанова), Шекерхан ("Под деревом" Рустамова). М. часто выступает с сольными концертами в горных аулах, исполняя нар. шуточные, героич. и бытовые песни (мн. из к-рых обработаны ею). Е. Ж.

МУРАДОВА, Саният Татамовна (13.XII.1924) - кумыкская советская актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1958). С 1935 выступала как исполнительница песен в ансамбле песни и танца народов Дагестана. В 1944 вступила в труппу Кумыкского драм. т-ра. Характерно-комедийная актриса, обладающая сочным юмором, яркой сценич. выразительностью.

Роли: Сувсар ("Если сердце захочет" Рустамова), Феона ("Не вс„ коту масленица"). Сваха ("Женитьба"), Зазау ("Мол-ла Насреддин" Курбанова), Служанка ("Кровавая свадьба" Лорки). Е.Ж.

МУРАДОВА, Сона (р. 31.XII.1914)-туркменская советская актриса. Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье крестьянина-бедняка. В 1931 окончила Ашхабадский педагогич. техникум. В 1934 вступила в труппу Туркм. академического т-ра драмы. В 1955-60 была директором этого т-ра.

Мощный реалистич. талант М. особенно полно проявляется в драматич. и остро характерных ролях. М. глубоко раскрыла духовный мир простой туркменской женщины-матери: Акнабат ("Решающий шаг" Кербабаева),

Бике ("Семья Аллана" Мухтарова; Гос. пр. СССР, 1951) и в то же время да„т беспощадно обличительные характеристики: Бочкар„ва ("Платон Кречет"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Кукушкина ("Доходное место"). Сильный темперамент, высокая эмоциональность сочетаются в игре М. с предельно сдержанной манерой выражения чувств. С высокой реалистич. простотой, монументальной силой играла роли: Оксаны ("Гибель эскадры"), Огыл Бостан ("Кеп-мир-К„р" Бурунова и Аманова), Эмилии ("Отелло"), Вассы Железновой; Дурсуновой ("Кто преступник" Мухтарова). Л. АН.

МУРАДОВА, Сурай (р. 1913) - туркменская советская актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Училась в Ашхабадском педагогическом техникуме. В 1927 - 29 - в туркм. драм. студии. В 1929 поступила в Туркменский т-р драмы. Сценические образы М. отмечены яркой эмоциональностью, острым внешним рисунком.

Роли: Шахухубан ("Зохре и Тахир" Аманова), Джерен, Морал ("Сын пастуха", "Серебряный портсигар" Мухтаро-ва и Сейтлиева), Анна Андреевна ("Ревизор"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Любовь Яровая, Кручинина;

Оразсолтан ("Судьба" Деряева), Мария Александровна ("Семья" Попова). Снималась в кино. Л. АН.

МУРАДЯН, Баграт Георгиевич (3. VII.1887-21. VI. 1959) - армянский советский актер. Засл. арт. Арм. ССР (1931). Сценич. деятельность начал в Тифлисе в 1908 в труппе А. Харазяна. В 1912-17 работал в т-ре Арм. драм. об-ва в Тифлисе, в 1917-20-в труппе Арм. культурного об-ва в Баку. В 1924-32 - актер Т-ра им. Сундукяна. В 1933-39 -в Арм. т-ре в Баку, с 1940 - в Арм. ТЮЗе (Ереван). Один из лучших комиков арм. сов. т-ра, М. особенным успехом пользовался в характерных ролях классич. репертуара.

Роли: Воскан и Айрапет ("Злой дух" и "Намус" Ширван-заде), Зимзимов и Исаи ("Пэпо" и "Хатабала" Сундукяна), Назар ("Храбрый Назар" Демирчяна), Юсов ("Доходное место"), Бобчинский ("Ревизор") и др. Б. Л.

МУРАДЯН, Зарэ Мурадович (р.20.Х1.1913) - армянский советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). В 1930-35 учился в Моск. хореографич. уч-ще. В 1935-38 - артист Большого т-ра: исполнял партии Джигита ("Кавказский пленник" Асафьева), Кавалера ("Три толстяка" Оранского), Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и др. В 1938-57 - солист балетной труппы Ереванского т-ра оперы и балета им. Спендиарова.

Партии: Авет ("Счастье" Хачатуряна), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Гусан ("Хандут" Спендиарова), Карэн ("Гаянэ"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Пастух ("Мармар" Оганесяна) и др.

В 1948 впервые выступил как балетмейстер, с 1957 - балетмейстер Т-ра оперы и балета им. Спендиарова.

Пост.; "Дон Кихот" (1954); "Хандут" Спендиарова (1953, совм. с В. А. Варковицким), "Мармар" Оганесяна (1956, совм. с И. И. Арбатовым). Танцы в операх: "Давид-Бек" Тиграняна, "Армак II" Чухаджана, "К„р-оглы" Гаджибе-кова, "Намус" Ходжа-Эйнатова и др.

С 1925 занимается педагогич. деятельностью (в 1938-42 - худ. рук. хореографич. уч-ща), с 1944 - преподаватель театр. ин-та (Ереван). Ст. М.

МУРАТОВ, Степан Михайлович (1885-1957) - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Принимал участие в спектаклях рабочих любит, кружков. В 1907 стал актером проф. т-ра. Играл в Перми, Одессе, Иркутске и др. городах. Роли: Несчастливцев;

Никита ("Власть тьмы"), Войницкий; Иван Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого).

В 1917-21, работая в Пензенском т-ре, выезжала с„ла, создавал клубы, крестьянские т-ры. В 1928 работал в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) с реж.

Н. И. Соболыпиковым-Самариным, оказавшим большое влияние на творч. рост актера. С 1930 - актер Саратовского т-ра им. К. Маркса. В этом т-ре прошла большая часть его сценич. деятельности. Творч. индивидуальности М. особенно близка сов. драматургия и драматургия Горького. Играя в пьесах Горького, М. глубоко раскрывал социальную природу образов Сатина; Левшина ("Враги"), Павла ("Мать"), Егора Булычева. Одна из самых значит, работ актера-роль Тетерева ("Мещане"). За исполнение этой роли и ролей Сатина; Чугая ("Хождение по мукам"), Грин„ва ("Московский характер") М. присуждена Гос. пр. СССР (1949). М. обладал превосходными внешними данными, ярким, вдохновенным темпераментом. Никогда не прибегая к излишнему пафосу, он раскрывал богатство внутреннего мира своих героев, пользуясь скупыми выразит, средствами. Особенно удавались актеру образы мужественных людей, исполненных властной силы. Он играл роли людей из народа, героев гражданской войны, простых сов. тружеников.

Роли: Кошкин ("Любовь Яровая"), Годун ("Разлом"), Чугай ("Хождение по мукам" по А. Толстому), Хомутов ("Огненный мост" Ромашова), Гайдай ("Гибель эскадры"), Метелица ("Разгром" по Фадееву), Нагульнов ("Поднятая целина" по Шолохову), Харитонов ("За тех, кто в море!"

Лаврен„ва), Мичурин ("Жизнь в цвету" Довженко), Глеба ("Русские люди"), Забелин ("Кремл„вские куранты") и др. М. создал также ряд сатирически заостр„нных образов:

Хлынов ("Горячее сердце"), Скалозуб ("Горе от ума"), Прохор ("Васса Железнова"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты") и др.

Лит.: Тимохин В., Степан Муратов, Саратов, 1955. э. к.

МУРАЦАН (наст. имя и фам. - Григор Т е р-0 в а-н е с я н) (1. XI 1.1854-30.VIII.1908) - армянский писатель. Историч. драма М. "Рузан" (1882) - о девушке-патриотке, принесшей жизнь в жертву за освобождение Родины, сохраняется в репертуаре арм.т-ров. В. Г.

МУРАЯМА, Томо„си (р. 18.1.1901) - японский драматург, режиссер и театральный деятель. Один из руководителей движения пролетарского т-ра са„кугэкидз„. С 1932 - генеральный секретарь Всеяпонской ассоциации пролетарских т-ров. В 1934 создал самую левую театр. труппу направления сингэки - "Синк„гэкидан", к-рая по распоряжению властей в 1940 была распущена. За прогрессивную общественную деятельность М. неоднократно подвергался арестам. Большую роль в развитии япон. т-ра имела пьеса М. "Записки о шайке разбойников" (1929), рассказывающая о мужественной борьбе кит. железнодорожников против тирании военщины. С 1946 руководит вновь созданной труппой "Синк„гэкидан", к-рая стремится утверждать методы соц. реализма в япон. т-ре. В репертуаре труппы: "На дне", "Вишн„вый сад", "Мать" (по Горькому), "Улица без солнца" Токунага Сунао и др. Из послевоенных пьес М. наиболее известна "М„ртвое море"

1952), посвящ„нная борьбе япон. рыбаков против амер. военно-морских баз (пост. в т-ре "Синк„-гэкидан"). В 1959 труппа "Синк„гэкидан" объединилась с "Тюгэй" и получила назв. "Токе гэйдзюцудза" Токийский художеств. т-р). М. является также автором ряда работ по теории драматич. иск-ва: "О японском пролетарском театре" (1930), "О современном режиссерском искусстве" (1950), "Театр в деревне" (1953) и др.

Лит.: О дз а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960. Л. Г.

МУРЕР (Murer), Йодокус (1530-16.X.1580) - швейцарский драматург. Лит. деятельность начал пьесой "Набот", пост. в г. Винте ртуре (1556). Затем написал пьесы "Осада города Вавилона" (1559), "Абсолом" (1565, Цюрих), "Воскресение Христа" (1566, Винте ртур), "Эстер", "Зоробабель" (1567, 1575, Цюрих). М. был сторонником Реформации, в своих пьесах, написанных на библейские сюжеты, он выступал против като-лич. церкви, разоблачал злоупотребления церковных служителей. Пьесы М. ставились на площадях швейцарских городов и пользовались большой популярностью. Г. Е.

МУРНИЕК, Николай Янович (р.14.IX.1904) - латышский советский режиссер и актер. Нар. арт. Латв. ССР (1958). Учился в студиях Б. Скуениеце (1920-22), Ю. Юровского (1922-26). Сценич. деятельность начал в 1922 в "Интимном т-ре". В 1927-34 был актером рижского Рабочего т-ра, где в 1934 дебютировал как режиссер. В 1934-36 - актер латв. Художеств. т-ра. С 1936 - актер и режиссер, с 1953 - гл. режиссер Лиепайского т-ра. актерское творчество М. отличается ч„ткостью, рельефностью характеристик, острой выразительностью внешнего рисунка. В пост. М. красочное, темпераментное сценич. воплощение получила нац. драматургия.

Роли: барон Вольф ("1905" Упита), Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"), Платон Кречет, Егор Булычев.

Пост.: "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1956), "Купальщица Сусанна" Упита (1953), "Сын рыбака" (1949),

-"Старое гнездо моряков" (1957) Лациса, "Солдатская шинель" Григулиса (1956). Ярким нац. колоритом отмечена монументальная пост. пьесы Райниса "Огонь и ночь" (1958), в к-рой М. дал новую трактовку пьесы. М. пост. также: "Бешеные деньги" (1948 и 1955), "Мещане" (1951), "Егор Булычев и другие" (1952), "Много шума из ничего" (1950), "Чайка" 1954); "Господин Пунтилла и его слуга Матти" Брехта 1962) и др.

Лит.: Freimane V., Nikolajs Murnieks, "Teatris un Dzive". Almanahs IV, Riga, 1960, с. 272-80. В. Ф.

МУРТАЗИН (псевд. -Вели-Иманский)

{1886-1938)-татарский актер и режиссер. Принимал

-активное участие в организации первой тат. проф. труппы "Сайяр". В 1907-15 работал в этой труппе. В 1915 вместе с М. Мутиным организовал труппу "Ширкэт" в Оренбурге.

Роли: Галим ("Хозяин и приказчик" Богданова), Газиз, Гумер ("Молод„жь", "Неравные" Амирхана), Борис ("Гроза"), Нил ("Мещане"), Яичница, Хлестаков ("Женитьба", "Ревизор"), Фердинанд и др. М.-один из первых тат. режиссеров. Пост. спектакли: "Неравные" (1915); "Галиябану" Файзи (1917), "Молод„жь" (1915) и др.

В годы гражданской войны М. организовал несколько армейских трупп. В 1920 принимал активное участие в организации башк. т-ра (Стерлитамак). Был актером, режиссером этого т-ра. В 1922-37-актер, режиссер, директор башк. т-ра в Уфе. Автор очерка "Из истории татарского театра" (1926). X. Г.

МУСАЕВ, Иса Гасан оглы (р. 25.XII.1912) - азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1927-29 учился в бакинском театр. техникуме. Затем вступил в труппу Нахичеванского азерб. т-ра.

Роли: Октай, Айдын, Эльхан ("Октай Эльоглы", "Айдын", "Невеста огня" Джабарлы), Вагиф (о. п. Вургуна), Санан ("Шейх-Сенан" Джавида), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова), Яровой ("Любовь Яровая"), Степан Шаумян ("Город ветров" .Кирш она). Плат он Кречет, Франц Моор, Отелло, Гамлет и др.

Выступал как режиссер. К. Кае.

МУСАЕВ, Мели (р. в янв. 1914)-узбекский сов. театральный художник. Нар. художник Узб. ССР (1950). В 1928-30 учился в Самаркандском изотехникуме. С 1931 работает в Узб. муз. т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Навои).

Спектакли; "Наргиз"Магомаева(1939), "ЛейлаиМеджнун" Глиэра и Садыкова (1940), "Акбиляк" Василенко (1943), "Гульсара" Садыкова и Глиэра (Гос. пр. СССР, 1951), "Семь красавиц" Кара-Караева (1955), "Диларам" Ашрафи (1958), "Проделки Майсары" Юдакова (1959). А. У.

"МУСАЙК МАСЯЦ" ("Музы Арарата") - первый армянский театральный журнал. Издавался в 1857- 18 58 в Константинополе, под ред. передового обществ, деятеля А. Айкуни, сначала еженедельно, затем ежемесячно (нерегулярно). На страницах этого журнала печатались пьесы Айкуни ("Ернджак", "Олимпия"), его статьи, посв. т-ру, переводы пьес с франц. яз. Г.Т.-С.

МУСАЛАЕВ, Магомед Шапиевич (р.7.У.1913)-лак-ский советский актер. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Засл. арт. РСФСР (1960). С 1937 - артист Лакско-го драм. т-ра им. Капиева (г. Кумух).

Роли: Аглархан ("Аздар" Алиева), Мтыл ("Женихи" Токаева), Мешеди Ибад (о. п. Гаджибекова), Хас ("В родном ауле" Алиева), Годун ("Разлом"), Рустам ("Намус" Ширванзаде), Яровой; Сардион ("Честь" Мдивани), Раесмик ("Блудный сын" Раннета). В классич. репертуаре - Ахов ("Не вс„ коту масленица"), Болыпов ("Свои люди-сочт„мся"), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера) и др. Е. Ж.

МУСИНА-ПУШКИНА, Аграфена Михайловна [по мужу- Дмитровская; 16(27).VI.1740-20.VII (1.VIII).1782] - русская актриса. Жена И. А. Дмитревского. Выступала на петерб. сцене. Одна из первых рус. актрис, М.-П. играла разнообразные роли: Вдова ("Мот, любовью исправленный" Лукина, 1765), горничная Лукерья ("Наказанная вертопрашка" Ель-чанинова, 1767), Азиатка (драматизированный балет "Прибежище добродетели", 1759). Особенно ей удавались роли в комедиях Мольера: Арсиноя ("Мизантроп"), Клодина ("Жорж Данден"), Жаклина ("Лекарь поневоле"), Дорина ("Тартюф"), Лизетта ("Школа мужей"). Ок. 1769 М.-П. оставила сцену.

Лит.: Варнеке Б. В., История русского театра 2 изд., СПБ, [1914], с. 88, 98-99. В. Вир.

МУСЛЙМОВА, Кифаят (р. 1916) - узбекская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Участвовала в кружках художеств. самодеятельности. В 1933- актриса Ошского узб. т-ра. С 1937 - Самаркандского узб. т-ра. Остро характерная актриса, М. создала ряд сатирич. образов. Играла также роли героинь.

Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Анна Андреевна ("Ревизор"), Кабаниха; Меланья ("Егор Булычев и другие"), Холнисо ("Ш„лковое сюзанэ" Каххара), Сурмахон ("Сердечные тайны" Рахманова), Мастура ("Холис-хон" Хамзы), Эмилия ("Отелло"). В. Д.

МУСОРГСКИЙ, Модест Петрович [9(21).III.1839, с. Карево Торопецкого уезда Псковской губ.,-16(28). II 1.1881, Петербург] - русский композитор. Участник творч. содружества "Могучая кучка", наиболее ярко отразивший в музыке революц.-демократич. идеи 60-х гг. 19 в. Муз. одар„нность М. проявилась в раннем возрасте. В 1856 М. окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге. Занимался музыкой под рук. А. А. Герке. В 1852 было издано первое соч. М.- полька "Подпрапорщик" для фп. В 1856-57 М. познакомился с А. С. Даргомыжским и группой молодых муз. деятелей, составивших впоследствии творч. объединение, известное под названием "Новая русская музыкальная школа", или "Могучая кучка". Под рук. М. А. Балакирева М. изучал муз. литературу и технику композиции. В 1858 он уш„л с военной службы, решив посвятить себя музыке. В конце 50 - нач. 60-х гг. написал ряд романсов.

Под влиянием революц.-демократич. лит-ры и журналистики 60-х гг. формируются материалистич. и антикрепостнич. воззрения М., определившие эсте-тич. принципы и основное содержание его творчества в зрелый период. Народность и реализм творчества

М. ярко проявились в его вок. соч. из крестьянской игизни, созданных в сер. и во 2-й пол. 60-х гг.

Гл. целью творч. исканий М. было создание оперы. В 1863-66 он работал над оперой "Саламбо" ("Ливиец") по о. п. Флобера. М. переосмыслил романтич. сюжет Флобера, выдвинул на первый план гражданские и народно-освободительные мотивы. Эта работа не была закончена композитором. Музыка "Саламбо" частично использована М. в последующих его соч. тонера "Борис Годунов", хор с оркестром "Иисус На-вин"). Незаверш„нной осталась также речитативная опера "Женитьба" по о. п. Гоголя (1-е действие для голосов с фп., 1868; 2 - 4-е действия дописаны в 1931 М. М. Ипполитовым-Ивано-вым, к-рый оркестровал всю оперу). В 1868-69 М. написал оперу "Борис Годунов" (2-я ред. 1871-72) по о. п. Пушкина, явившуюся одной из вершин творчества композитора. Либретто оперы М. составил сам, сохранив большинство стихов Пушкина. Глубоко нар. характер и острая антимонархич. направленность оперы явились причиной враждебного отношения к ней правящих кругов царской России. "Борис Годунов" был отклон„н дирекцией императорских т-ров, м пост. оперы на сцене Мари-инского т-ра в Петербурге состоялась только благодаря энергичным требованиям передовой артистич. общественности [27 янв. (8 февр.) 1874; годом раньше на той же сцене оыли исполнены три картины из "Бориса Годунова"]. Вопреки травле, к-рая была организована реакц. печатью, спектакль (с участием крупнейших оперных артистов: И. А. Мельникова, О. А. Петрова, Ю. ф. Платоновой, Ф. П. К омисса ржевского и др., дириж„ра Э. Ф. Направника) имел огромный успех у демократич. публики.

В 70-х гг. ч„тко определяются эстетич. воззрения М. (письма к В. В. Стасову, А. А. Голенищеву-Кутузову и др.). Он напряж„нно искал решения коренных идейных проблем, выдвинутых ходом общественного развития России, стремился показать решающую роль нар. масс в истории, противопоставить высокую моральную чистоту и благородство духовного облика людей из народа нравственному разложению и упадку совр. ему бурж.-дворянского общества. Крупнейшей работой М. в 70-х гг. была опера "Хованщина" (начата в 1872), написанная на сюжет (подсказанный Стасовым) из врем„н стрелецких восстаний (конец 17 в.). Композитор сам писал либретто этой оперы, опираясь на широкий круг историч. и лит. источников. Определив "Хованщину" как "народную музыкальную драму", он тем самым подчеркнул главенствующую роль народа в е„ действии.

Одновременно с "Хованщиной" создавалась опера "Сорочинская ярмарка" на собств. либретто М. по о. п. Гоголя (начата в 1874). Стремясь к правдивой обрисовке нац. характера, М. внимательно изучал укр. нар. песни, использовав многие из них в музыке оперы.

Если в творч. отношении 70-е гг. представляли для М. пору наивысшего расцвета, то личная судьба его складывается в этот период глубоко трагично. Чрезвычайно болезненно воспринял композитор травлю "Бориса Годунова" господствующими общественными кругами и большей частью критики. Кроме того, он испытывал материальные трудности. В 1881 М. тяжело заболел и умер (в Николаевском солдатском госпитале). Неоконченную оперу М. "Хованщина" после смерти композитора дописал и оркестровал Римский-Корса-ков (1883). Впервые опера была исполнена силами муз.-драм. кружка в Петербурге под упр. Э. Ю. Гольд штейна в 1886. Над завершением "Сорочинской ярмарки" работали А. К. Лядов п В. Г. Каратыгин (их работа использована при пост. муз. спектакля "Сорочинская ярмарка" в "Свободном т-ре" в Москве в 1913). Полная редакция оперы сделана Ц. А. Кюи в 1915-16 [пост. 13(26) окт. 1917 в театре Муз. драмы в Петрограде], а затем В. Я. Шебалиным в 1930.

Один из величайших рус. композиторов-реалистов, М. с огромной силой отразил в музыке образы нар. жизни. В своей творч. деятельности он стремился к сознательному служению передовым демократич., освободительным идеалам, постоянно подч„ркивал, что художник должен быть активным членом общества, бойцом и трибуном. Этим определялось его требование безусловной правдивости художественного изображения, смелого, последовательного раскрытия всех жизненных противоречий в иск-ве. Острая жанровая характеристичность и мастерство обрисовки нар. масс соединялись у М. с исключительной глубиной проникновения в душевный мир человека.

Он необычайно ярко воспроизводил разл. душевные состояния, создавал в музыке законченные реалистич. характеры-трагич. образы Бориса Годунова; Марфы, Досифея ("Хованщина"), В поисках разнообразного по выразительности, ярко характерного реалистич. муз. языка М., наряду с широким использованием разл. видов на р.-песенного творчества, обращался (вслед за А. С. Даргомыжским) к непосредственному претворению интонаций живой человеческой речи. На основе органич. взаимопроникновения этих двух элементов им был создан глубоко своеобразный мелодич. язык, в к-ром широкая эмоциональная напевность сочетается с гибкой, детальной передачей декламационных оттенков текста.

Развивая традицию "Ивана Сусанина", М. создал новый тип народной историч. муз. драмы. Главным драматургич. элементом и основной движущей силой всего действия в историч. операх М. является народ, в обрисовке к-рого яркая жанровая конкретность соединяется с монументальной эпич. мощью и цельностью. Новаторская по своей природе драматургия оперы "Борис Годунов" построена на сопоставлении и взаимодействии социального конфликта (антагонизм народа и царской власти) с национально-государственным (борьба Руси против попыток е„ закабаления иностр. интервентами). Этот двойной конфликт определяет сквозную линию муз.-драматургич. развития оперы, к-рой подчиняется вс„ многообразие индивидуальных характеристик. Применяя разнообразные средства вокальной и инструментальной выразительности, М. достигает в "Борисе Годунове" тонкого соответствия музыки всем деталям драматич. действия, законченности и стройности общей муз. композиции. Действие оперы строится на широко разв„рнутых, полных напряж„нного драматизма массовых хоровых сценах, показывающих постепенный рост нар. гнева. Ещ„ более велика роль народно-массовых сцен в "Хованщине". В этой нар. муз. драме, отличающейся необычайной широтой и монументальностью концепции, М. стремился воссоздать картину эпохи, насыщенной острыми противоречиями, борьбой социально-политич. интересов. Композитор да„т дифференцированную обрисовку народа. С этим связано богатство и разнообразие народно-песенных жанров, использованных в музыке "Хованщины". Столь же многообразны характеристики индивидуальных персонажей, являющихся как бы собирательными образами; в них обобщены характерные черты разл. социально-историч. типов. Вместе с тем замысел "Хованщины" страдает нек-рой идейной неясностью и противоречивостью. Ещ„ в период работы М. над "Хованщиной" В. В. Стасов указывал композитору на отсутствие в ней "элемента политического, активного, предпринимающего что-то, идущего к какой-то цели" (цит. по кн. :

М. П. Мусоргский. Письма и документы, 1932, с. 487). Отсюда недостаточная целеустремл„нность драматургии "Хованщины", пессимистичность финала.

В отличие от монументальных историч. муз. драм М., "Сорочинская ярмарка" написана в небольших, простых и скромных формах, соответствующих жанру комич. оперы. Е„ музыка, проникнутая нар. песенно-стью, отличается сочным жанровым колоритом, непринужд„нной комедийной живостью и остротой, светлым, жизнерадостным лиризмом и поэтич. задушевностью. Хотя пост. опер М. в дореволюц. России наталкивались на всевозможные препятствия, с конца 19 в. "Борис Годунов" утвердился в репертуаре оперных т-ров России (а позднее и др. стран мира) в ред. Н. А. Римского-Корсакова (первая пост. в Петербурге - в Обществе муз. собраний, 1896, в Москве-в Частной русской опере с Ф. И. Шаляпиным в гл. роли, 1898). "Хованщина" была допущена на каз„нную сцену лишь в 1913 (благодаря настояниям Шаляпина). В этот период возник широкий интерес к творчеству М. на Западе.

Подлинное признание произведения М. получили в нашей стране после Октябрьской революции. Его оперы ставятся во всех крупнейших оперных т-рах СССР, на яз. многих народов Сов. Союза, они получили новую, углубл„нную идейно-худ ожеств. трактовку. Имя М. присвоено Уральской гос. консерватории в Свердловске.

Лит.: "Музыкальный современник", 1917, кн. 5-6;

Стасов В., Собрание статей о М. Мусоргском и его произведениях, М.-П., 1922; е г о ж е, Избранные сочинения в тр„х томах, 1-3, M., 1952; Глебов И. (Асафьев Б. В.), Мусоргский. Опыт характеристики, М., 1923; его ж е, К восстановлению "Бориса Годунова" Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Луначарский А. В., "Борис Годунов" Мусоргского, в его сб.: В мире музыки, М.- П., 1923, М., 1958; Мусоргский, ч. 1. Борис Годунов. Статьи

? исследования, М., 1930; Мусоргский и его "Хованщина". Сб. статей и либретто], М., 1928; М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти. 1881-1931. Статьи и материалы под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева, М., 1932 (имеется список произведений и муз. работ М. и библиография о н„м);

"Сов. музыка", 1939, ј 4 (весь посвящ„н М.); Т у м а н и-н а Н., М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Орлов Г., Летопись жизни и творчества М. П. Мусоргского, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947, гл. 6, с. 134-179. Г. Кел.

МУСРЕПОВ, Габит Махмудович [р.9(22).III.1902]- казахский советский писатель, драматург. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Акад. АН Казах. ССР. Род. в семье скотовода. В 1923-26 учился на рабфаке в

Оренбурге и в Омском с.-х. ин-те. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. В 1934 написал первое драматич. произведение - муз. драму "Кыз-Жибек" по мотивам народной поэмы. На е„ основе было создано либретто первой казах, оперы (муз. Е. Г. Бру-силовского). В 1936 написал первый вариант пьесы "Аман-гельды" о герое казах, народа - революционере Аман-гельды Иманове (1937, Казах. т-р драмы). M. - автор пьесы "Козы-Корпеш и Баян-Слу" (1940) по мотивам нар. поэмы о трагич. любви в жестоком феодальном мире (пост. в Моск. драм. т-ре под назв. "Поэма о любви"). Историч. трагедия М. "Ахан-сереи Актокты" (1958, др. название - "Трагедия поэта") о казах, певце и композиторе 19 в. Ахане раскрывает трагедию поэта и мыслителя, выступившего против многовековых предрассудков.

В 1950 М. завершил работу над новым вариантом драмы "Амангельды", в к-рой показал борьбу пробужд„нного народа за победу Октябрьской революции, за установление Сов. власти. Люд. Б.

МУССИНАК (Moussinac), Леон (19.1.1890- 10.IIL 1964) - французский писатель, лит. критик, историк театра и кино, режиссер. Коммунист. В 1918 начал лит. деятельность как журналист. В 1932-один из организаторов "Т-ра интернационального действия" (Париж). В 1934 пост. спектакль "Миллионер, дантист и бедняк" Лабиша ("30 миллионов Гладиатора") в Моск. евр. т-ре. М. написал книгу "Новые тенденции в театре" (Tendences nouvelles du theatre, P., 1930), в к-рой поддерживал передовые художеств. тенденции во франц. т-ре. Автор книги "В турне-вместе с советскими актерами" (Avec les comediens sovietiques en tournee, P., 1935) -о гастролях Моск. евр. т-ра в разл. городах Сов. Союза. М. принадлежит популярный труд по всеобщей истории т-ра "От истоков до наших дней" (Le theatre des origines a nos jours. P., 1957). Написал трагифарс "Папаша Июль" (совм. с П. Вайяном-Кутюрье, 1927) и др. В годы 2-й мировой войны участвовал в Движении Сопротивления, был заключ„н гитлеровцами в концлагерь.

Соч.: La decoration theatrale, P., 1922; Traite de la mise en scene, P., 1948. В. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница