Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/dolgosrochnaya-arenda-avto-v-moskve/ в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 305)


МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ ТЕАТР - оперный театр. существовавший в Петрограде в 1912-19. Основатель и художеств. руководитель - реж. И. М.Ла-пицкий, муз. руководители - дириж„ры М. А. Бих-тер, А. Э. Маргулян, А. В. Павлов-Арбенин, Г. Фи-телъберг и др. Т-р боролся против оперной рутины. В спектаклях т-ра было достигнуто гармонич. слияние муз. и драматич. иск-ва, они отличались художественно цельным ансамблем, яркими, реалистич. массовыми сценами. Труппа т-ра (солисты и хор) была сформирована из молодых певцов и студентов консерватории; позднее в т-ре работали также выдающиеся певцы - А. И. Мозжухин, М. И. Бриан, Л. В. Собинов, Л. Я. Липковская и др. Первые постановки - "Евгений Онегин" (1912), "Кармен" (1913); "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (1913) и др.- получили положит. оценку в передовых муз.-обществ. кругах. Значит, интерес представляли пост. опер "Борис Годунов" (1913) и "Сорочинская ярмарка" (1917, в ред. Ц. А. Кюи) Мусоргского, "Мазепа" Чайковского (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1915). Несмотря на ряд недостатков в работе т-ра (субъективное истолкование нек-рых оперных партитур, натурали-стич. трактовка отдельных сцен), деятельность его сыграла положит. роль в развитии рус. оперного иск-ва.

Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК-РУССКИЙ еженедельный журнал. Выходил в Петербурге в 1856-60; с 36-го номера 1857 назывался "Театральным и музыкальным вестником", в 1860 восстановлено пер-вонач. название. Всего вышло 239 номеров, в 1856 -52 номера, в 1857-59 - по 51 номеру в год, в 1860-34 номера. Ред. М. Я. Раппопорт, с 22-го номера 1860 - А. А. Григорьев. "М. и т. в." был передовым изданием, стоявшим на позициях реалистич. иск-ва.

Журнал имел приложения: 1) ежемесячное "Собрание театр. пьес, или Репертуар рус. сцены", Петербург, в 1858 вышло 12 номеров, в 1859 - 4 номера; 2) ежемесячный "Драматический сборник". 1858-62, с 1858 по апрель 1859 выходил самостоятельно, ред. П. А. Фролов; с мая 1859 объедин„н с "Собранием театр. пьес", ред. А. А. Григорьев, с 1860 выходил самостоятельно.

В журнале и его приложениях печатались историко-муз. и историко-театр. статьи, творч. портреты виднейших отечеств, и зарубежных деятелей музыки и т-ра, муз. и театр. рецензии, хроника муз. и театр. жизни в России и за рубежом, тексты пьес, ставившихся в Москве, Петербурге и нек-рых зарубежных т-рах и др. Шн.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Музыкальный те атр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). В 1919 в Москве В. И. Немировичем-Данченко была осн. муз. студия МХТа; с 1926 - муз. т-р. В основу работы т-ра были положены творч. принципы МХАТа. Поставив своей задачей реалистич. раскрытие содержания оперных произв., Немирович-Данченко широко и последовательно применял новые методы режиссуры, уделял большое внимание воспитанию актера, в равной мере владеющего вокальным и сценич. мастерством; т-р занимался переработкой и созданием новых либретто классич. опер, оперетт и сов. опер. Здесь ставились произв. разл. жанров: классич. оперетты, трактованные как комич. оперы ("Дочь мадам Анго" Лекока, 1920;

"Перикола", 1922, и "Прекрасная Елена", 1937, Оф-фенбаха; "Корневильские колокола" Планкета, 1932), комедии на музыке ("Лисистрата" Аристофана, 1923), оперы ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского, 1932;

"Травиата", 1934; "Катерина Измайлова" Шостаковича, 1934). Реалистич. тенденции в работе т-ра отч„тливо проявились в постановках опер сов. композиторов:

"Тихий Дон" (1936); "В бурю" Хренникова (1939, опера создавалась композитором в творч. содружестве с коллективом т-ра под непосредств. руководством Немировича-Данченко). В пост. этих опер предельная правдивость актерской игры и выразительность пения способствовали глубокому раскрытию идейного содержания. В 1939 в коллектив влился балетный т-р под рук. В. В. Кригер, работавший над применением принципов МХАТа в балетном иск-ве. В 1941 т-р был объедин„н с Оперным театром имени К. С. Станиславского. См. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО И Вл. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (Московский музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) - создан в 1941 в результате объединения Оперного театра имени К. С. Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко. Т-р развивает художеств. принципы Станиславского и Немировича-Данченко, 'положенные в основу работы руководимых ими муз. студий (т-ров). Коллектив в своей творч. практике следует принципам МХАТа. В лучших спектаклях достигнут синтез муз., вок. и сценич. иск-ва, реалистически раскрыты партитуры муз. произв. Ряд спектаклей т-ра был пост. под художеств. руководством Немировича-Данченко.

В годы Отечеств, войны т-р, находясь в Москве, пост. оперы рус. и сов. композиторов: "Мадемуазель Фифи" Кюи (1942), "Суворов" Василенко (1942), "Надежда Светлова" Дзержинского (1943). Отечественной войне, революц., историч. темам' посвящены работы т-ра: "Семья Тараса" Кабалевского (1951;

Гос. пр. СССР, 1952), "Заря" Молчанова (1956), "Емельян Пугач„в" Коваля (1959) и др. Особое внимание коллектив уделяет работе над сов. оперой и балетом. Т-ром пост. оперы: "Любовь Яровая" Энке (1947), "Хозяйка гостиницы" Спадавеккиа (1949), "Фрол Скобеев" Хренникова (1950), "Каменный цветок" Молчанова (1950), "Сказка о чудо-птице" Маги-денко (1955), "Обручение в монастыре" Прокофьева (1959), "Улица дель Корно" Молчанова (1960)" "Овод" Спадавеккиа (1960), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963), впервые в Москве - "Война и мир" (1957) и др. В тесном содружестве с коллективом т-ра работают композиторы Хренников, Кабалевский, Молчанов, Спадавеккиа и другие. Т-р вернул на сцену редко исполняемые классич. произведения:

"Кащей бессмертный" (1944), "Моцарт и Сальери" (1944) Римского-Корсакова, "Нищий студент" Милл„-кера (1945), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1946), "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Так поступают все женщины" Моцарта (1962). Коллектив выступает пропагандистом творчества композиторов союзных республик: "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1952), "Запорожец за Дунаем" (1951). Впервые в СССР т-р пост. оперы зарубежных композиторов: "Водоворот жизни" Сухоня (1961), "Хари Янош" Кодая (1963).

В историю сов. хореографии вошли спектакли:

"Лола" Василенко (1943; Гос. пр. СССР, 1946), "Ше-херазада" на муз. Римского-Корсакова (1944; Гос. пр. СССР, 1946), "Карнавал" (1946); "Берег счастья" Спадавеккиа (1948), "Доктор Айболит" Морозова (1948), "Лебединое озеро" (1953). В т-ре пост. балеты:

"Виндзорские проказницы" Оранского (1954), "Дочь Кастилии" Глиэра (1955), "Жанна д'Арк" Пейко (1957). "Охридская легенда" Христича (1958), "Франческа да Римини" (1960), "Снегурочка" (1963) на муз. Чайковского, "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963) и др.

В 1941-43 художественным руководителем т-ра был Немирович -Данченко, в 1943-48 - П. А. Марков. В 1950-59 гл. реж. т-ра был Л. В. Баратов. Поднятию муз. культуры спектаклей способствовала деятельность С. А. Самосуда (в 1943-50 - гл. дириж„р), художеств. оформление постановок осуществлял Б. И. Волков (в 1941-49 -гл. художник т-ра). В качестве режиссеров в т-ре работали: Д. В. Камер-ницкий, В. А. Канделаки, П. И. Румянцев, И. М. Туманов н др. Дириж„рами т-ра были Е. А. Акулов, А. В. Алевладов, И. Б. Байн, П. М. Славинский, А. С. Шавердов. Успехи хореографич. коллектива т-ра связаны с деятельностью В. П. Бурмейстера (гл. балетм. в 1941-60). На сцене т-ра выступали артисты оперы - А. Н. Анпкиенко, Г. М. Бушуев, С. М. Го-лемба, М. С. Гольдина, Н. Ф. Кемарская, А. Е. Кузнецова, М. Л. Мельтцер, Н. Д. Панчехпн, Г. И. Поляков, Ю. А. Прейс, А. А. Росницкая, Н. И. Тимченко, М. С. Федосеева, Ю. П. Юницкий, артисты балета - А. А. Урусова, засл. арт. РСФСР М. С. Сорокина и др. В труппе т-ра (1964): артисты оперы - засл. артисты РСФСР Г. Д. Дударев, Н. С. Исакова, И. А. Петров, С. А. Ценин, М. М. Щавинскнй, Т. Ф. Янко и др.; артисты балета - нар. арт. РСФСР В. Т. Бовт, засл. арт. РСФСР Э. Е. Власова, А. А. Клейн, М. Е. Редина и др. Гл. дириж„р - засл. деят. пск-в Азерб. ССР К. Д. Абдуллаев, дириж„ры - Г. Г. Жемчужин, Г. П. Проваторов, В. А. Эдельман; гл. реж. -Л. Д. Михайлов, режиссер-постановщик - засл. арт. РСФСР и БССР П. С. Златогоров, режиссеры - нар. артистки РСФСР М. С. Гольдина, Н. Ф. Кемарская, М. Л. Мельтцер; художественный руководитель балета-заслуженный деят. иск-в РСФСР и ЭССР В.П.Бур-мейстер, исполняющий обязанности главного балетмейстера- заслуженный артист Узб. ССР А. Р. Томский; главный хормейстер - И. К. Мертенс; худ. -А. Ф. Лушин.

Лит.: Марков П. А., Вл. И. Немирович-Данченко и музыкальный театр его имени, [М.], 1936; его же, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960; Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, [М.], 1941; Фрейдкина Л., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. Летопись жизни и творчества, М., 1962. А Ив

МУК (Muck), Карл (22.X.1859-3.III.1940) - немецкий дириж„р. Изучал классич. филологию в ун-тах Гейдельберга и Лейпцига. Одновременно учился в Лейпцигской консерватории, к-рую окончил как пианист и дириж„р. В 1880-86 M. дирижировал в т-рах Цюриха, Зальцбурга, Брно, Грана, в 1886-92 - Пражском нем. т-ре. С 1892-дириж„р, в 1908-12- гл. дириж„р Королевской оперы в Берлине. М. был одним из выдающихся исполнителей Вагнера. В 1889, гастролируя в Петербурге и Москве, исполнял тетралогию "Кольцо Нибелунга", в 1889 М. дирижировал муз. драмами Вагнера в т-ре "Ковент-Гарден". В оперном репертуаре М. были также произв. Ф. Гуммеля, А.Лортцинга, К. Гольдмарка, Р. Штрауса, Э. д'Альбера, А. Г. Рубинштейна, Э. Мегюля, Р. Леонкавалло и др.

Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt des gro?en Dirigenten..., B., 1953. Ал. М.

МУКАНОВ, Ca6iiT[p.31.III(13.IV). 1900]-казахский сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Деп. Верх. Совета Казах. ССР. Академик АН Казах. ССР. Род. в семье бедного кочевника. В 1922-26 учился на рабфаке в Оренбурге. В 1935 окончил Ин-т красной профессуры в Москве. Как драматург выступил в 1939 с пьесой "В дни борьбы" (Казах, т-р драмы), о классовой борьбе в казах, ауле в первые годы Сов. власти. В 1942 написал пьесу "Песня победы"-о патриотизме сов. детей в дни Отечеств. войны. Создал либретто оперы "Гвардия, вперед" (1942). Крупнейшее драматич. произведение М.- историч. драма "Чокан Валиханов" (1945, 1956, Казах. т-р драмы)-о замечательном казах, мыслителе и уч„ном. Пьесы М. способствовали развитию Казах, ака-демич. т-ра драмы, обл. т-ров Казахстана.

Лит.: Казахстанские советские писатели, Алма-Ата, 1949; Нуртазин Т., Сабит Муканов, Алма-Ата, 1958.

МУКИМЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени Мукими). Открылся в Ташкенте 30 ноября 1939 премьерой комедии Хамзы "Проделки Майсары" (реж. Миракилов; Маиса pa - Кузнецова, Якубова). В труппу вошли крупнейшие мастера узб. муз. и драм. т-ра: В. Азимов, М. Гафуров, Т. Джафарова, М. Миракилов, Ш. Рахимова, Л. Сарымсакова, М. Юну-сов, позднее - Э. Джалилова, Р. Хамраев, С. Ход-жаев; худ. рук.-Т. Джалилов. Была пост. муз. драма "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1941). В годы Великой Отечеств, войны т-р одним из первых в Узбекистане создал спектакль о подвигах бойцов и командиров Сов. Армии "Курбан Ума ров" Абдуллы и Чусти, муз. Джалилова и Шперлинга (Курбан - Юнусов). Были пост. спектакли "Месть" Туйгуна и Умари, муз. Раджаби и Надеждина, "Оф-тобхон" Яшена, муз. Тохтасынова о трагич. судьбе актрисы, убитой религ. фанатиками. В дальнейшем в репертуар т-ра вошли пьесы на темы совр. жизни Узбекистана: "Алтын куль" Уйгуна, муз. Левиева (1949, 1952 и 1959; в последней редакции - реж. Хамраев;

Джамал ana - Сарымсакова, Турсунали - Гафуров), "Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, муз. Левиева (1961, реж. Хамраев; Ташболта - Ходжаев, Ка-ромат - Джафарова), "Дочь Зеравшана" Файзиева, муз. Сааткулова (1961). На сцене т-ра ставятся пьесы драматургов др. союзных республик: "Мухаббат гули" Мухтарова (1948), "Добро пожаловать" Рахманова (1952), "Стрекоза" Бараташвили (1954). Здесь шли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1954); "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Хозяйка гостиницы" (1949); "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Соро-чинская ярмарка" Рябова (1952). Наибольших творческих успехов театр достиг в постановке музыкальных драм: "Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова (1946, 1953), "Алпамыш" тех же авторов (1949), "Мукими", муз. Джалилова, Мушеля (1954; Мукими -

Хамраев), "Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля (1954, Фархад - Гафуров, Ширин - Рах-матова), "Азиз и Санам" Бабаджанова, муз. Ата-ниязова, Степанова (1955), "Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова и Мушеля (1957, Равшан - Гафуров, Зулхумор - Джалилова, Рахматова), "Ценою жизни" Фатхуллина, Сагдуллы, муз. Бабаева (1958) и др. Т-р им. Мукими является творч. лабораторией, в к-рой создаются нац. произв. муз.-драм. жанра. актеры т-ра выступают в драматич. и комедийных ролях, создают спектакли героические и бытовые. В г-ре работали режиссеры: А. М. Арбенин, Я. Бабаджа-нов, В. Я. Головчинер, И. А. Донатов, М. Мухамедов, И. В. Радун; дириж„ры: Н. М. Гинзбург, Г. А. Дониях, И. Шперлинг; худ. П. Коваль; балетмейстеры: Е. Н. Барановский, В. Н. Губская, Р. Каримова, Н. Турсунов.

В труппе т-ра (1964): нар. артисты Узб. ССР - М. Гафуров, Т. Джафарова, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, С. Ходжаев; засл. артисты Узб. ССР - А. Абдурах-манов, Р. Болтаев, Э. Джалилова, Т. Назарова, Ф. Рахматова, С. Талипов, Р. Шакиров; артисты:

М. Арифбаев, М. Исраилов, Б. Ихтияров, М. Каримова, Ш. Пулатов, Р. Тураева, X. Умаров, А. Фаязова, Г. Якубова и др.; гл. реж.-Р. Хамраев, гл. дириж„р-К. Ус-манов, дириж„р - Ю. Ташматов, гл. балетм. - А. Г. Назурлаев, гл. худ.- Г. Визель.

МУЛАНДЕР (Molander), Улов (р. 18.X.1892) - шведский режиссер. Окончив в 1914 школу при Драм. т-ре (Стокгольм), вступил в труппу этого т-ра (в 1934-38 - худ. рук.). В 1919 обратился к режиссерской деятельности.

Пост.: "Венецианский купец" (1917), "Буря" (1919),"Отел-ло" (1924), "Юлий Цезарь" (1938); "Федра" Расина (1927), "Заговор Фиеско" Шиллера (1934), "Антигона" (1936, 1948), "Медея" Еврипида (1934), "Эдип-царь" Софокла (1951) и др.

В этих спектаклях раскрылись осн. черты режиссуры М.- совр. трактовка конфликтов и характеров, высокая гражданственность, суровая монументальность, обобщ„нный лаконизм, яркая эмоциональная выразительность. В пост. поздних драм Стриндберга: "Ад-вент" (1925), "Игра мечты" (1935, 1955 - Драматич. т-р, 1947 - Г„теборгскийт-р), "Путь в Дамаск" (ч. 1 - 1937, ч. 2 - 1944), "Народное предание" (1937), "Королевская невеста" (1938, 1944), "Соната призраков" (1942), "Проезжая дорога" (1950) и драмы Лагеркви-ста "Варавва" (1953) противоречиво сочетались анти-бурж. направленность и мистицизм, настроения одиночества, отчаяния.

Лит.: Hillestrom G., Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953; Ollen G., Strindbergs dramatik, Stockh., 1948. Вл. М.

МУЛЛЕР, Константин Александрович (р. 22. VI. 1905) - русский советский артист балета и балетмейстер. Засл. деят. иск-в БССР (1956). Учился в Ленинграде, сначала в "Школе русского балета" под худ. рук. А. Волынского, затем в 1923-26- на вечерних курсах при Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1926-31 работал в т-рах оперы и балета Харькова, Ташкента, Тбилиси, исполняя ведущие партии: Франц ("Коппе-лия"), Зигфрид ("Лебединое озеро") и др. В 1931-37- артист Большого т-ра, в эти же годы выступил как балетмейстер. В 1937-50 и 1953-60 работал в Белорус. т-ре оперы и балета.

Партии: Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Василь ("Князь-озеро" Золотар„ва) и др.

М. первый осуществил пост. балета "Каменный цветок" Фридлендера (1944, Свердловск). Пост. также "Бахчисарайский фонтан" (1948); "Соловей" Крошне-ра (1950), "Князь-озеро" Золотар„ва (1950, Минск, Гос. пр. СССР); в последующие годы (1953-60) пост. "Доктор Айболит" Морозова, "Спящая красавица", "Щелкунчик". В 1960-63 работал как балетмейстер в Казани, Донецке, Кишин„ве (пост. "Тропою грома" Караева), Воронеже ("Дон Кихот"). Занимается пе-дагогич. деятельностью. Ст. М.

МУЛЛОДЖАНОВА, Шоиста (р. 1925) - таджикская советская певица (лирическое сопрано). Нар.арт. Тадж. ССР (1957). Артистич. деятельность начала в 1941 в ансамбле рубобисток Тадж. филармонии. В 1944 была приглашена в Тадж. т-р оперы и балета им. Айни, где исполнила партии: Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Заррагул ("Восстание Восэ" Ба-ласаняна), Марфа ("Царская невеста") и др. В 1947-53 училась в Моск. консерватории. С 1958 - солистка Тадж. филармонии. Одна из лучших исполнительниц тадж. народных и классических песен, произведений композиторов Таджикистана, Узбекистана и др. республик, песен народов Ближнего Востока. H.H.

МУЛЛОЕАНДОВ, Авнер Коенович (р. 1911) - таджикский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1931 окончил муз. уч-ще (Ленинабад). В 1933- 1934 артист Самаркандского евр. муз. т-ра. В 1935 окончил режиссерские курсы в Ташкенте и в том же году был зачислен в труппу Т-ра им. Лахути. Играл роль Аскера ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и др. С 1939-солист Тадж. т-ра оперы и балета. Вед„т концертную деятельность.

Партии: Ферюз ("Лола" Баласаняна и Урбаха), Назир ("Восстание Восэ" Баласаняна), Кадыр ("Гюльсара" Джали-лова, Садыкова, Глиэра), Фархад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Онегин, Мазепа, Эскамильо и др.

Лит.: Львов Н., Материалы к истории таджикского театра, в кн.: Труды Государственного центрального театрального музея им. А. Бахрушина, М.-Л., 1941. ff, ff,

МУЛЬТАТУЛИ [Multatuli - псевд., от лат. mul-ta tuli - я много перен„с; наст. имя и фам.Эдуард Дауэс Д e к к e p (Dekker)] (2.Ш.1820, Амстердам,-19.11.1887, Нидер-Ингельхейм, Германия)- голландский писатель. Виднейший представитель кри-тич. реализма в голл. лит-ре. Произв. М. разоблачают систему колониализма ("Макс Хавелаар", 1860), бурж. мораль, политику, религию ("Идеи", 1862-77), призывают к бунту против капиталистич. общества. Драма в стихах М. "Школа князей" (1872, впервые пост. в 1875 в Амстердаме любит, труппой под рук. автора и при участии М. Крюсеман) - наиболее значит. явление в голл. драматургии 19 в. В пьесе сказались просветит, иллюзии автора (идея воспитания просвещ„нного монарха). Критич. пафос направлен на реалистич. раскрытие социальных пороков бурж. общества. Остро сатиричным образам короля и его придворных противопоставлены положит. герои - рабочий Герман, его сестра швея Ханна и гуманная королева Луиза. Симпатии М. всегда принадлежали простым людям, хотя он не смог понять революц. роли пролетариата. Драма М. сильна своими гумани-стич. и антибурж. тенденциями, она сразу же привлекла внимание зрителя демократической тональностью, политич. нам„ками, необычными для голл. драматургии того времени живым языком и сценичностью (была переведена на нем. и др. европ. яз.). М. принадлежит также автобиографич. пьеса "Невеста свыше" (первонач. "Небесная невеста, или Безродный", соч., 1864), написанная в традициях "сл„зной комедии" под впечатлением "Минны фон Барнхельм" Лессинга. Творчество М. оказало влияние на мн. совр. ему голл. писателей, в т. ч. драматургов Де Коо, Л. Мюлдера, М. Эмантса.

Соч.: Volledige werken, dl 1-10, Amst., 1950-60. Лит.: Driessen F. W., Multatuli: aanklager, strijder, realist, Amst., 1960; L e e u w e H. H. J. de, Multatuli, het drama en het toneel, [s. l.], 1949. Вл.О.

МУЛЯ (Mula), Авни (р. 1928) - албанский артист оперы (баритон). Засл. арт. НРА (1961). Выступал солистом в хоре Народной армии. В 1957 году М. окончил Моск. консерваторию. С этого же года - солист Т-ра оперы и балета в Тиране. Среди лучших партий:

Ваня ("Весна" Дайи), Альфио ("Сельская честь" Ма-сканьи), Фигаро, Онегин и др. Д. Аг.

МУЛЯРЧИК, Петр Афанасьевич ГР. 15(28). IV. 1908]-русский советский актер. Нар. арт. Тат. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1930 окончил Ленинградский техникум сценических иск-в. В 1931 играл в Ленинградском т-ре драмы имени Пушкина, затем в Сызрани и др. С 1943 -в Казанском ТЮЗе.

Роли: Швандя; Годун ("Разлом"), Кречинский, Карл Моор; Тетерев ("Мещане"), Жан Вальжан ("Отверженные" по Гюго), Рахметов ("Что делать?" по Чернышевскому),Городничий; Роман ("Неравный бой" Розова) и др. И.И.

МУМЙНОВА, Розияхон (p.5.V.1918) - узбекская советская актриса и танцовщица. Нар. арт. Кирг. ССР (1940). Воспитывалась в детском доме, где участвовала в художеств. самодеятельности. С 1932 - актриса Ошского узб. муз.-драматич. т-ра.

Роли: Джамиля, Зеби ("Бай и батрак", "Холисхон" Хам-за), Кумыш-ой ("Буран" Ашрафи и Василенко), Оксана ("Смерть оккупантам" Яшена) и др.

С 40-х гг. исполняет нац. танцы - узб., тадж., уйгурские. Танц. иск-во М. эмоционально, исполнено нац. своеобразия.

Лит.: Литвинская Ф. Л. [сост.], Розияхон Му-минова, Фрунзе, 1958 (Декада кирг. иск-ва). ff. Л.

МУНГАЛОВА, Ольга Петровна (1905-42) - русская советская артистка балета. В 1923 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой) и была принята в балетную труппу Ленингр. т-ра оперы и балета, где вскоре заняла ведущее положение. Для иск-ва М. характерны поиски новых выразительных средств хореографии. М. принимала участие в экспериментальных балетах Ф. В. Лопухова.

Партии: Оживл„нная красавица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Град ("Времена года" Глазунова), Арсиноя ("Египетские ночи" Аренского), Tao Xoa ("Красный мак"), Хасинта ("Лауренсия"), Мария ("Бахчисарайский фонтан") и ДР.

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М. -Л., 1950; А. Я. Ваганова. Статьи, воспоминания, материалы, Л.-М., 1958. Г. Ш.

МУНЕ (Mounet), Поль (5.X.1847-10.11.1922) - французский актер. Брат Ж. Муне-Сюлли. Дебютировал в 1880 в парижском т-ре "Одеон". В 1889 вступил в труппу т-ра "Комеди Франсез", где с 1891 стал "сосъе-тером". В творчеством, сохранились элементы роман-тич. стиля и вместе с тем проявилось сильное воздействие натурализма. Лучшие роли в пьесах совр. авторов Ангус ("Якобинцы" Коппе), Юмбер ("Влюбл„нный лев" Понсара), Конрад ("Мечом" Ришпена). В классич. репертуаре М. стремился к острой характерности и углубл„нному психологизму, особенно прославился глубоким по мысли исполнением роли Яго (1899). После смерти Муне-Сюлли (1916) играл одну из лучших ролей своего брата - Эдипа (в о. п. Софокла). С 1897 преподавал в Парижской консерватории. Снимался в кино. В. Г.

МУНЕ-СЮЛЛИ (Mounet-Sully), Жан (27. II. 1841 - 1.111.1916) - французский актер. По окончании драм. класса при Парижской консерватории (учился у Брес-сана) выступал на сцене т-ра "Одеон". В 1872 дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Ореста - "Андромаха" Расина), в 1874 стал "сосьете-ром". М.-С. играл роли в ро-мантич. драмах Гюго - Дидье ("Марион Делорм", 1873), Эр-нани (о. п., 1878), Рюи-Блаз (о. п., 1879); создал образы Гамлета (1876),0телло (1880). В 1881 М.- С. впервые выступил в роли Эдипа ("Эдип-царь" Софокла) на орхестре древнего т-ра в Оранже. Впоследствии этот спектакль был перенес„н на сцену "Комеди Франсез" и включ„н в гастрольный репертуар М.-С. В числе лучших ролей М.-С.-Нерон, Иодай ("Бри-танник", "Аталия" Расина, 1872), Оросман ("Заира" Вольтера, 1874), Креонт ("Антигона" Софокла, 1893). Играл также в пьесах совр. драматургов (Дюма-сын, Ожье, Барбье). Творчество М.-С. утверждало бурж. идеалы. Гамлет в его исполнении был не гуманистом, вступившим в борьбу с социальным злом, а наследным принцем, стремящимся восстановить попранное право на престол, наказать узурпатора трона. Романтич. роли привлекали М.-С. не пафосом протеста или героикой страстей, актер демонстрировал великолепный голос, изящество манер, умение носить театр. костюм, он неизменно придавал своим героям рыцарственно благородный облик. Исполнение М.-С. трагедийных ролей отличалось совершенством сценич. техники, отточенной пластичностью, продуманностью внешних эффектов.

Творчество М.-С., блестящего представителя т. н. "искусства представления", свидетельствовало о глубоком распаде трагедийного т-ра, терявшего в условиях кризиса буржуазной культуры демократический пафос и гуманизм. Вместе с тем виртуозное мастерство, могучий темперамент, высокий художеств. вкус М.-С. способствовали всемирному признанию актера.

М.-С. много гастролировал за границей, в т. ч. в России (1894 и 1899).

Лит.: Иванов И., Спектакли г-на Мунэ-Сюлли, "Артист", 1894, ј 34; 3 и н г e p м а н Б., Жан Мунэ-Сюлли,

"Театр", 1956, .No 2;

Юрьев Ю., Записки' Л.-М., 1948; [К у-г e л ь А. ], Театральные згмегки, "Театр и искусство", 1899, ј 47, F e-bvreF., Johnson Т., Album de la Comedie-Francaise, P., 1881l;

С 1 a r e t i e J., Profils de theatre, P., 1902; Les contemporains celebres Mounet-Sully, P., 1904;

L a c o u r L., Mounet-S4lly, "Comedie illustree", 1912, ј 19.

Л. Гит.

МУНЕ (Munk), Кай (13.1.1898 - 4.1.1944) - дат. ский драматург. По окончании теологич. ф-та Копенгагенского ун-та (1924) был пастором. Сложное и противоречивое драматургич. наследие М. (37 пьес)-крупнейшее явление духовной и художеств. жизни сканд. стран в 20 в. Уже в нач. лит. деятельности М. утверждал общественно-преобразующую роль иск-ва, его тесную связь с важными проблемами совр. развития. Разочарование в бурж. демократии привело М. в 20-е гг. к реакц. историч. концепции сильной личности, к-рая может использовать любые средства для достижения исторически оправданной цели. Эта концепция - в основе философских драм на сюжеты Библии и древней истории: "Пилат" (1917, пост. в Орхусе на открытом воздухе - 1941), "Самсон" (1917), "Операция" (1919), "Идеалист" (1928, Королевский т-р). Проблеме взаимоотношений личности и общества посв. также пьесы о выдающихся деятелях дат. культуры:

"В огне" (1926, "Т-р Бетти Нансен"-1937), о критике Г. Брандесе, "Счастье" (1939, Королевский т-р-1940), о поэте и епископе Н. Грундтвиге, "Смерть Эвальда" (1943, Королевский т-р), о драматурге И. Эвальде. Эти пьесы показывают враждебность бурж. общества творч. началу. Утверждая потребность людей в вере, М. вместе с тем был в состоянии конфликта с официальной церковью и стремился превратить храм в просветит. центр. Двойственность идейных позиций М. отразилась в пьесах "Слово" (1925, "Т-р Бетти Нансен"- 1932), "Любовь" (1926, Королевский т-р - 1935), "Море и люди" (1929, т-р в Оденсе - 1960), действие к-рых происходит в совр. дат. деревне. Образам идеалистов здесь противостоит сатирически изображ„нное мещанское окружение. Восхваление личной диктатуры, культа "героя" - гл. тема пьесы "Победа" (1936, Норвежский т-р в Осло). После поездки в гитлеровскую Германию М. написал драму "Он сидит на кипящем котле" (1938, там же), в к-рой выступил с резкой, хотя и ограниченной этич. проблемами, критикой фашизма. Оккупация Дании (1940) привела М, в ряды последоват. антифашистов. В 1942 он нелегально издал сво„ лучшее произв.- историч. драму "Нильс Эббесен" (1943, Драм. студия под рук. И. Бергмана, Стокгольм), где, показывая восстание крестьян в 1340 против нем. феодалов, призывал к борьбе с захватчиками.

Лучшим драмам М. присущи строгая монументальность композиции, яркая афористичность, интеллектуальная насыщенность, смелое сочетание историч. материала с совр. трактовкой характеров и конфликтов. М. открыто поддерживал Движение Сопротивления, был убит гитлеровцами.

Соч.: Mindeudgave, bd 1-9, Kbh., 1948-49. Лит.: МатусевичВ., Новое о Кае Мунке, "Иностр. лит-ра", 1959, .No 3; Palsbo O., Kaj Munk. Kbh., 1940;

L arsen'J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941;

H e n r i q u e s A., Kaj Munk, Stockholm, 1944; Mogensen H., Kaj Munk paa teatret, Kbh., 1953; его же, Kaj Munk of folketeatret, Kbh., 1957. Вл. Af.

МУНТ, Екатерина Михайловна (1875-1954) - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1932). В 1898, окончив Моск. филармонич. уч-ще по классу В. И. Немировича-Данченко, была принята в МХТ (играла здесь до 1902). Роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Снегурочка; Майя ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" Ибсена), Наташа ("Три сестры"), Лиза Бенш ("Микаэль Крамер" Гауптмана) и др. С 1902, вступив в "Товарищество рус. драмы", организованное Мейерхольдом, М. играла в Херсоне и Тифлисе. Роли: Нина Заречная; Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"). В 1906-08 - актриса Драм. т-ра В. Ф. Комисса ржевской. Роли: Tea ("Гедда Габлер" Ибсена), жена Человека ("Жизнь Человека" Андреева) и др. С 1908 М. работала гл. обр. на провинциальной сцене (Баку, Пенза, Одесса, Екатеринодар, Полтава, Харьков, Казань, Новороссийск). Роли: Лиза ("Горе от ума"), Луиза Миллер, Офелия; Корделия ("Цороль Лир"), Порция ("Венецианский купец") и др. Дарованию М. были свойственны душевная теплота, лиризм, проникновенная искренность. В 1920-22 М. играла в Петрогр. нар. доме; с блеском исполняла комедийные роли (Дорина, Туанетта - "Тартюф", "Мнимый больной"). Одновременно (в 1920) вступила в труппу только что организованного ТЮЗа. Создала тонкий, проникнутый беспощадной иронией образ Звездин-цевой ("Плоды просвещения"), сыграла Анну ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Анну

Андреевну ("Ревизор"), Хлою ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу) и др. Вела педагогич. работу. С. Г.

МУНХ (Munch), Андреас (1811-84) - норвежский драматург. Лит. деятельность начал в 1835. Один из виднейших представителей направления "национального романтизма". В историч. драме "Юность короля Сверре" (1837) и в трагедиях "Вечер в Гиске" (1855), "Герцог Скуле" (1864) М. патетически изображает прошлое страны, но идейный пафос пьес обращ„н в современность. Трагедия "Лорд Вильям Рассел" (1857) посв. национально-освободит. борьбе. В сказочной драме "Горное озеро" (1875) М. идиллически воссоздал быт и нравы крестьянской среды. Все пьесы М. ставились на сцене Кристианийского т-ра. Влиянием, проявилось в ранних драм. произв. Ибсена и Бь„рнсона.

Лит.: И б с e н Г., "Лорд Вильям Рассел" на сцене Крп-стианийского театра [1857 г.]. Собр. соч., т. 4, М., 1958, Liestol К., Stang E., Norges litteraturhistorie, Oslo, 1938; Blanc Th., Christiania theaters historie, Christiania, 1899. Вл. M.

МУНЬОНЕ (Mugnone), Леопольде (29.IX.1858 - 22.XII.1941) - итальянский дириж„р и композитор. Музыке учился в консерватории в Неаполе. В 12 лет сочинил оперу-буффа "Доктор Бартоло Сальсапари-лья". В 1875 работал в т-ре "Нуово" в Неаполе как хормейстер. Здесь же в 1875 были пост. оперетты М.: "Биззарро и его дочери", "Мадам Анго в Константинопольском серале". Написал оперы: "Уличный мальчишка" (1892, т-р "Малибран", Венеция), "Жалкая жизнь" (1905, т-р "Сан-Карло", Неаполь). В своих операх М. продолжал традиции веристов. Как дириж„р дебютировал в 1877 в Неаполе, в т-ре "Фьорен-тини", затем выступал в Милане, Лондоне, Париже и др. городах. В 1890 дирижировал первой пост. оперы "Сельская честь" Масканьи (Рим, т-р "Костанци"). Один из крупнейших итал. оперных дириж„ров, М. был страстным художником, увлекавшим исполнителей, замечат. истолкователем опер композите ров-веристов. В его репертуар входили также произв. Моцарта, Глинки, Вагнера, Гуно, Визе и др. авторов. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница