Театральная энциклопедия
(страница 304)


МОШОНЬИ [Mosonyi, собств.- Б p а н д (Brand)], Михай (4.1Х.1815-Г-31.Х.1870) - венгерский композитор. С 1842 преподавал музыку в Будапеште и играл в оркестре. С конца 1850-х гг.- участник нац. движения. В своих статьях и творчестве М. утверждал принципы романтизма; идеи движения за нац. музыку соединял с пропагандой творчества Листа и Вагнера. Нац. и романтич. пафосом отмечены и его оперы: "Король Макс" (соч. 1857), "Прекрасная Илонка" (1861, Будапештский оперный т-р), "Алмош" (1934, там же).

Лит.: Szabolcsi В., А XIX. czazad magyar ro-mantikus zeneje, Bdp" 1951. Д

МОЭМ (Maugham), Уильям Сомерсет (р.25.1.1874, Париж) - английский писатель. Учился в Королевской школе (Кентербери) и Гейдельбергском ун-те. Творч. деятельность начал как автор романов и новелл. Первая пьеса М. "Кораблекрушение" пост. в 1901 в Берлине. Известность М. как драматургу принесли его комедии, пост. с большим успехом на сцене т-ров Лондона: "Леди Фредерик" (1907, т-р "Корт"), "Человек чести" (1904, т-р "Авеню"), "Каролина" (1916, "Нью т-р"), "Страна обещаний" (1914, "Дьюк оф Йорке т-р"), "Домашний очаг и красавица" (1919. т-р "Плейхаус"), "Круг" (1921, т-р "Хеймаркет"), "К востоку от Суэца" (1922, т-р "Хиз маджестис"), "Письмо" (1927, т-р "Плейхаус"), "Кормилец" (1930, т-р "Водевиль") и др. Драматические произв. М., как и вс„ его творчество, отмечены сардонич. юмором, скептицизмом, горькой насмешкой над бурж. моралью. Большое внимание автор уделяет детальной разработке живых сценич. ситуаций, иногда в ущерб психологич. характеристике персонажей.

С о ч.: The collected plays, v. 1-6, L., 1931-32; v. 1-3. L., 1952.

Лит.: D о t t i n P., Le theatre de S. Maugham, P., 1928;

S a v i n i G., Das Weltbild in S. Maugham's Dramen, Erlangen., 1939; B r o p h у J., S. Maugham, L., 1952.

МРАВИНА (наст. фам.- Мравинская), Евгения Константиновна [4(16). I L 1864-12(25). X. 1914]- русская артистка оперы (сопрано). Одна из крупнейших представительниц рус. BOK. школы. Пению училась у И. П. Прянишникова в Петербурге (с 1883), затем у Бакса в Париже и Д. Арто в Берлине. В 1885 дебютировала в Италии. В 1886 после выступления в партии Джильды ("Риголетто") была зачислена в труппу Мариинского т-ра, где пела до 1898. Часто выступала за границей: во Франции, Англии, Италии, Германии, Бельгии. В Париже проходила партии Миньон (о. п. Тома) и Маргариты ("Фауст") с А. Тома и Ш. Гуно.

М. обладала высоким, кристальдо-чистым сопрано серебристого тембра. Исполнение е„ отличалось редкой виртуозностью. Певице с равным успехом удавались колоратурные, лирич. илирико-драматич. партии. Блестящие вок. данные сочетались с большим сценич. обаянием, тонкостью, изяществом игры.

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Тамара, Татьяна, Снегурочка; Оксана ("Ночь перед рождеством"), Агнес Сорель ("Сарацин" Кюи), Форнарина ("Рафаэль" Аренского, первая исполнительница), Розина, Виолетта;

Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера), Маргарита Валуа ("Гугеноты"), Микаэла; Эльза ("Лоэнгрин") и др.

Лит.: С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, 1890-1910, Л.-М., 1940; И в а с к У. Г., Е. К. Мравина. [Некролог], "Рампа и жизнь", 1914, ј 42;

"Новости сезона", 1896, ј 7, с. 3; Словарь сценических деятелей, Издание журн. "Театр и искусство", СПБ, 1903, вып. 10, с. 12; "ЕИТ". 1914, вып. 7, с. 163-64; Алексеева Е., Е. Мравина, "Сов. музыка", 1964, .ј 4. О. В.

МРЕВЛИШВЙЛИ, Михаил Николаевич (р. 19. VIII. 1904)-грузинский драматург, прозаик. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Творч. деятельность начал в 1926. Первая пьеса - "Николоз Бараташвили" о жизни груз. поэта (1949, Т-р им. Руставели). За ней последовала авторская инсценировка повести "Очаг Харатели" (1949, Т-р им. Марджанишвили), "Лавина" (1956, там же). М. написал пьесу "Пламенный мечтатель" (1957, Т-р им. Грибоедова), посв. последним годам жизни А. С. Грибоедова.

Драматургию М. отличают романтич. приподнятость, психологич. раскрытие образов, мастерство диалога, яркость языка. Творчество М. тесно связано с традициями передовой груз. лит-ры. Пьесы М. переведены на русский, армянский и др. яз.

С о ч.: Пьесы, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Пьесы, Тбилиси, 1958. Шал.

МРОЖЕК (Mrozek), Славомир (р.26.VI.1930) - польский драматург. Учился в краковской Академии художеств. Лит. деятельность начал в 1950. Писал фельетоны, театр. рецензии и др. М. создал своеобразный стиль сатирич. рассказа,основанного на гиперболизации и гротескной деформации явлений совр. действительности. М. писал также и драматич. произв., к-рые сделали его одним из популярнейших драматургов Польши.

Пьесы: "Полиция" (1958, т-р "Драматычны", Варшава), "Мученичество Петра 0'Хея" (1959, Т-р Гротеска, Краков), "Индюк" (1961), "Смерть поручика" (1963; обе - т-р

"Стары", Краков), одноактные пьесы - "В открытом море", "Кароль"; "Стриптиз", "Забава", "Кинолог в разладе" и др.

Лит.: W i r p s z a W., Mrozek czyli kon trojanski, "Dialog", Warsz., 1962, .N" 9; K i j o w s k i A., Mrozek u raju bram, "Dialog", Warsz., 1963, No 5, c. 103-105; P o-c т о ц к и и Б , Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, ј 2. Еж. К.

МСТИСЛАВСКИЙ (наст. фам. - М а с л о в с к и и -Мстиславский), Сергей Дмитриевич (23.VIII. 1876-1943)-русский советский писатель, драматург. В 1901 окончил Петерб. ун-т. В 1900 начал лит. деятельность. Принимал активное участие в революц. борьбе и гражданской войне. В 1928 Т-р им. Вахтангова пост. "На крови"-авторскую инсценировку одноим„нного романа М., посв. гражданской войне. М. написал также пьесы: "Буревестники" (1930, Бакинский рабочий т-р) "Судьба гор" (1933). Инсценировка исто-рико-биографич. повести М. "Грач - птица весенняя" о жизни революционера Н. Э. Баумана пост. в 1945 в Центр, детском т-ре и в др. т-рах. Лит.: P у э e p Л., "Красная новь", 1928, ј 7.

Л. Ним.

МТВАРАДЗЕ, Сем„н Васильевич (р.1905) - грузинский советский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1928. С 1930 выступает как драматург. М.-один из основоположников груз. детской драматургии. Первая его пьеса - "И мы, и мы..." была пост. Груз. ТЮЗом. Для этого же т-ра М. написал "В сердце Шираки" (1938), инсценировку повести Д. Чонкадзе "Сурамская крепость" (1934) и др. Пьесы "Одержимый" (1935), "На перевале" (1939) пост. в Т-ре им. Руставели. Шал.

МТЮЗ - см. Московский театр юного зрителя.

МУБАРЯКОВ, Арслан Котлыахметович (р. 15.XII. 1908)-башкирский советский актер и режиссер. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Нар. арт. СССР (1955). Депутат Верх. Сов. Башк. АССР 1-4-го созывов. Окончил театр. отд. Техникума иск-в (Уфа) в 1931 и реж. курсы в Москве (1932, 1939). В 1928 вступил в труппу Башк. т-ра драмы (Уфа). Уже в эпизодич. ролях в "Ревизоре" и "Разбойниках" обнаружилось яркое дарование М. актер большого сценич. обаяния и темперамента, М. играет преим. героич. роли, иск-во его глубоко народно, реалистично.

Роли: Шатмурат ("Карлу гас" Бикбая), Айсывак ("Тансулпан" Даяна), Салават (о. п. Бикбая), Худайбердин ("На берегу Белой" Нигмати), Отелло, Борис

Годунов, Паратов; Войницкий ("Дядя Ваня"); Ф„дор ("Нашествие" Леонова), Олег Кошевой ("Герои" Галимова по "Молодой гвардий" Фадеева), Сатин; Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Протасов ("Живой труп") и др.

М. первым на башк. сцене создал образ В. И. Ленина ("Человек с ружь„м", 1941, и "Третья патетическая", 1959).

С 1939 занимается режиссурой; был директором (1949-51,1954-55) и гл. реж. (1937-39,1951-54)Башк. академич. т-ра драмы. Один из основоположников Баймакского районного т-ра (работал здесь в 1931-33).

Снимался в кино ("Салават Юлаев" и др.). Пост.: "Тальян-гармонь" Ахметшина, "Карлугас" Бикбая, "Голубая шаль" Тинчурина и др. М.- автор пьес "Бисякай" ("Ж„нушка", Башк. т-р), "Неугасимые сердца", об участии трудящихся в Отечественной войне.

Лит.: В а л e e в А., Мастер сцены, "Красная Башкирия", 1947, 15 янв.; Грачеве кий Ю., Со сцены - в жизнь!, "Театр", 1955, ј 3; Лебедева Л., Театральные радости города Уфы, 1959, ј 4; А р а л б а е в а А., В главной роли-Мубаряков, "Театральная жизнь", 1961, ј 3.

МУБЕРГ (Moberg), Вильхельм (p.20.VIII.1898) - шведский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1920. Как драматург дебютировал в 1926 комедией "Дефицит в кассе", высмеивающей мелко-бурж. среду. Большинство пьес М. изображает швед. крестьянство, процесс классового расслоения, неравную борьбу батраков и арендаторов за лучшую долю:

"Базарный день" (1930, "Т-р молодых", Стокгольм), "Жена" (1933, Т-р И. Экмана, Стокгольм), "Вдовец Ярл" (1940, Драматич. т-р, Стокгольм), "Наш неродившийся сын" (1945, там же), "Божья жена" (1946, там же). Показывая тяж„лые условия жизни сельской бедноты, М. утверждает нравств. благородство и значительность духовного мира простого человека. М. инсценировал свой историч. роман "Скачи тотчас!" (1941, Г„теборгский гор. т-р) о восстании крестьян против феодалов. В 1957 написал трагикомедию "Судья" (1957, "Камерный т-р", Стокгольм), в к-рой гневно обличает правовые нормы бурж. общества. Сатирич. отношением к швед. бурж. демократии проникнута комедия "Сказочный принц" (1962, Г„теборгский гор. т-р).

С о ч. в рус. пер.: Судья, М., 1960.

Лит.: Martensson S., Vilhelm Moberg:, Stockh., 1956. Вл. М.

МУВЙНЕЕЛЬ (Mowinckel). Агнес (1875-1962) - норвежская актриса, режиссер. Дебютировала в 1899 в т-ре "Национальная сцена" (Берген). С 1903 играла, а с 1922 одновременно ставила спектакли в Нац., Норвежском и др. т-рах Осло.

Роли: леди Макбет; фру Ингер из Эстрота, Эллида, фру Альвинг (о. п., "Женщина с моря", "Привидения" Ибсена), Алиса ("Пляска смерти" Стриндберга), фру Бон ("Люди с Дангора" Некс„), Бернарда ("Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки) и др.

Прогрессивные взгляды М., е„ ненависть к фашизму и социальной несправедливости проявились в пост. пьес совр. норвеж. и зарубежных драматургов.

Пост.: "Люди с Дангора" (1924), "Эдмунд Яр" Кристиан-сена (1926), "Конторщик Ли" (1936), "Пока мы жд„м" (1938) Боргена, "Белая болезнь" Чапека (1937), "Поражение" Грига (1938), "Анна Софи Хедвиг" (1939), "Дни на облаке" (1948) Абелля, "Диктатура" Мунка (1940), "Несправедливость" Хавревольда (1954) и др.

М. впервые в Норвегии пост. "Власть тьмы" Л. Толстого (1923) и обратилась к творчеству сов. драматургов: "Инга" Глебова (1933), "Егор Булычев и другие" (1935); "Дни Турбиных" Булгакова (1936), "Нашествие" (1946).

Лит.: Elster К., Agnes Mowinckel, в его кн.: Teater. 1929-1939, Oslo, 1941; G j e s d a h l P., Agnes Mowincke], в его кн.: Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. M.

МУДРА (на яз. хинди - поза, жест) - система положений пальцев рук в индийских танцах. М. известна в Индии с древних врем„н; "Натьяшастра" - древний трактат по т-ру и драматургии - содержит детальное описание М. Система эта была детально разработана и строго канонизирована. (Напр., соединяя средний, безымянный и большой пальцы и поднимая при этом вверх указательный и мизинец, танцовщик изображает голову козленка, прижимая полусогнутые ладони друг к другу - бутон лотоса).

М. подразделяется на определ„нное количество фиксированных позиции (в кат-хакали - 24), каждая из к-рых имеет сво„ собственное название. При сочетании тех или иных позиций с различными позами и движениями танцовщик может выразить свыше 500 символов-понятий (с помощью М. выражаются и сложные понятия). При помощи первой позиции-патака (четыре пальца вытянуты параллельно, большой - согнут) в катхакали изображаются слон, лев, бык, крокодил, Луна, Земля, раджа и др.- всего 43 предмета и явления; при помощи второй позиции (мудракхья) -движение, небо, океан и др.-21 понятие. В танце бхарат натьям рука танцовщика в позиции патака, поднес„нная ко лбу, может выражать удар, ранение, угнетение и др. То же самое положение руки, но с разъедин„нными друг от друга пальцами, в быстром движении может означать проливной дождь и падающие лепестки розы.

Т. к. инд. драма с древних врем„н неотделима от иск-ва танца, М. является одним из основных выразительных средств актерского иск-ва инд. т-ра.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; P r e m a k u m a r, The language of Kathakali. A guide to Mudras, Allahabad-Karachi, 1948; Ambrose Ka у. Classical dances and costumes of India, L., [1952J. Мел. В.

МУЗАФАРОВ, Мансур Ахметович (р.6.III.1902) - татарский советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1950). В 1931 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. А. П. Александрова. Автор оперы "Галиябану" по о. п. Файзи (1940, Тат. т-р оперы и балета, Казань) и произв. в др. жанрах. Яркая мелодичность, проникновенный лиризм, связь с нар. творчеством обусловили популярность музыки М. С 1932 вед„т педагогич. работу (с 1945 - в Казанской консерватории).

Лит.: Та у б e H., M. А. Музафаров, в сб.: Композто-ры Советского Татарстана, Казань, 1957, с. 26-35. //n f.

МУЗЕИ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - научные, культурно просветительные учреждения, в к-рых собираются, хранятся подлинные материалы и документы, отображающие развитие театр. культуры (мировой, национальной) или историю развития отдельного театра.

ВСоветском Союзе почти все М. т. созданы после Октябрьской революции. Существуют М. т. тр„х видов: 1) М. т., собирающие подлинные материалы и документы по истории т-ра всех республик, входящих в состав СССР (см. Бахрушина ,музей), или отдельных нац. республик. К последним М. т. относятся:

Ленинградский М. т. (РСФСР), Музей театр. иск-ва Укр. ССР (Киев), М. т. Груз. ССР (Тбилиси), Арм. музей лит-ры и т-ра (Ереван), Азерб. М. т. им. Джабар-лы (Баку), Музей т-ра и музыки Эст. ССР (Таллин), М. т. Литов. ССР (Вильнюс). 2) Музеи (и архивы) при отдельных т-рах. В 1963 во вс„м мире существует ок. 200 М. т. и библиотек, в т. ч. в СССР ок. 150 М. т. и театр. архивов. Крупнейшие М. т. созданы при МХАТе, Малом т-ре, Т-ре им. Вахтангова, Центр, т-ре кукол, Центр, детском т-ре, Т-ре им. Моссовета, Большом т-ре Союза ССР, Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко - в Москве; при Т-ре оперы и балета им. Кирова, Малом т-ре оперы и балета. Большом драм. т-ре им. Горького, Т-ре Комедии-в Ленинграде; единственным музеем в мире, собирающим материалы по истории и технике циркового иск-ва, является музей при Ленингр. цирке (осн. 1928). Имеются также музеи (и архивы) при Т-ре им. Ф. Волкова в Ярославле, Свердловском т-ре оперы и балета, Смоленском, Томском т-рах, Иркутском т-ре музкомедии, Пермском т-ре оперы и балета, Большом драм. т-ре им. В. И. Качалова в Казани, Т-ре оперы и балета им. Шевченко и Укр. драм. т-ре им. Франко в Киеве, Тбилисском т-ре оперы и балета им. Палиашвили, Т-ре им. Руставели в Тбилиси, Рус. т-ре им. Грибоедова в Тбилиси, т-ре "Ванемуйне" в Тарту и мн. др. 3) Мемориальные М. т. Крупнейшими М. т. такого типа являются музеи К. С. Станиславского, В. И. Немиро-вича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, а также музеи-квартиры (и мемориальные комнаты) М. Н. Ермоловой, Б. В. Щукина, Л. В. Собинова, Е. В. Гельцер - в Москве, М. К. Заньковецкой - в Киеве, М. Г. Савиной - в Ленинграде, 3. Палиашвили - в Тбилиси, Дома-музеи И. Гамрекели - в Тбилиси, К. Марджанишвили - в селе Кварели (Грузия), А. Церетели - в селе Схвитори (Грузия) и др.

М. т. в СССР ведут массовую, научно-просветительную работу (экскурсии по экспозициям и выставкам, лекции, беседы, тематич. вечера, посв. творчеству выдающихся деятелей т-ра и т. п.), осуществляют публикацию наиболее ценных архивных и рукописных материалов.

М. т. за рубежом. Первоначально (в 18 в.) театр. коллекции создавались благодаря инициативе частных лиц - богатых меценатов или отдельных артистов, а также старейших театр. коллективов [напр., т-ра "Комеди Франсез" в Париже, Большого т-ра в Бордо (Франция, 1780), япон. т-ра "Но"]. Со 2-й пол. 19 в. мн. частные коллекции переходят в ведение гос-ва (пут„м пожертвований). Возникают музеи при нек-рых старейших т-рах, профсоюзах и др. учреждениях. Значит, роль в этом процессе сыграла организация театр. выставок. Так, в 1892 в Вене была открыта первая Международная муз. и театр. выставка, посв. истории т-ра в Европе (начиная с средних веков). Для участия в ней прислали свои материалы разл. музеи и библиотеки мн. европ. стран. Большой театр. раздел имела также Всемирная выставка 1900 в Париже. Театр, коллекции имеются в Нац. б-ке в Вене, обладающей ценнейшими материалами по истории т-ра в Европе, Нац. б-ке в Турине, б-ке, архиве и музее оперного т-ра "Гранд-Опера" в Париже, театр. отделе Нац. музея в Стокгольме, Музее истории т-ра при драм. т-ре в Кристианборге (Дания), Театр. б-ке и музее в Осло, Музее при финском Нац. т-ре в Хельсинки, театр. секции Нац. театр. ин-та в Варшаве, Историко-театр. музее в Копенгагене, театр. отделе Британского музея, а также в музее Виктории и Альберта в Лондоне, театр. отделе Колумбийского ун-та (США), Гарвардском ун-те (США), музее т-ра "Кабуки" в Токио и др. За рубежом музеи, б-киидр. учреждения, обладающие театр. коллекциями, в осн. ведут лишь работу по собиранию, систематизации и хранению историке-театр. материала. Постоянной экспозиционной, выставочной, научно-популяризаторской и издательской деятельностью они, как правило, не занимаются. Наряду с учреждениями, хранящими документы и материалы по разл. вопросам театр. иск-ва, за рубежом существуют также музеи, архивы и б-ки, посв. отдельным выдающимся деятелям т-ра. Среди них - мемориальный музей Шекспира (в г. Стратфорд-он-Эйвон), библиотека-музей Фолджера (в Вашингтоне), хранящая богатейшие материалы по истории постановок пьес Шекспира в т-рах разл. стран мира. Эти учреждения ведут научно-исследовательскую разработку собранных материалов, а также издательскую деятельность. Н. Мин.

МУЗИЛИ-БОРОЗДИНЫ- русская актерская семья. См. Бороздины-Музили.

МУЗИЛЬ, Александр Александрович [р.7(20).VI. 1908] - русский советский режиссер. Внук Н. И. Му-зиля, сын Н. Н. Музиль-Бороздиной. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил Ленингр. техникум сценич. иск-в (1933). Проф. режиссерскую деятельность начал в 1930 в Академич. т-ре драмы (ныне Т-р драмы им. Пушкина; работает здесь до наст. времени). С 1950 вед„т педагогич. работу в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии.

Пост,: "Женитьба" (1934); "Полководец Суворов" Бахте-рева и Разумовского (1939), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1941), "Петр Крымов" Финна (1942), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Как закалялась сталь" по Островскому (1947, инсц. М.), "Годы странствий" Арбузова (1954), "Одна ночь" Горбатова (1956), "Потерянный сын" Арбузова (1961), "Перед заходов солнца" Гауптмана (1963). АН. А.

МУЗИЛЬ, Николай Игнатьевич [по уточн„нным данным, 14(26). XI.1839, Чесмены под Москвой,- 26.VI(9.VII).1906, Москва] - русский актер. Принадлежал к артистич. семье Бороздиных-Музилей. Играл на любительской сцене. В 1865 дебютировал в Малом т-ре, в 1866 зачислен в труппу; работал здесь до конца жизни (с 1903 - засл. арт. имп. т-ров). Живо, весело, с юмором исполнял роли амплуа "простака"; выступал в водевилях и опереттах. Впоследствии раскрылся талант М. как характерного актера. Замечательный исполнитель ролей в произв. А. Н. Островского, М. впервые на сцене Малого т-ра сыграл 20 ролей в его пьесах, в т. ч.: Гаврила ("Горячее сердце", 1869), Петр ("Лес", 1871), Шмага ("Без вины виноватые", 1884). Островский, высоко ценивший М. за знание рус. жизни, простоту и искренность игры, отдал ему для бенефисов 10 своих новых пьес: "Не было ни гроша да вдруг алтын" (роль Е леей, 1872), "Поздняя любовь" (Дормидонт, 1873), "Правда - хорошо, а счастье лучше" (Платон, 1876), "Последняя жертва" (Салай Салтаныч, 1877), "Бесприданница" (Робинзон, 1878), "Невольницы" (Мирон Ипатыч, 1880) и др. Шедевром М. была роль На'рокова ("Таланты и поклонники", 1881).

М. умел социально верно раскрыть образ. Его игра отличалась ясностью замысла" отделкой деталей, задушевностью. В исполнение ролей Старого повара ("Плоды просвещения", 1891) и Нарокова М. вн„с трагический оттенок. Искусство М. высоко ценил К. С. Станиславский.

Др. роли: Любен ("Жорж Данден" Мольера, 1866), Мит-рофан и Кутейкин ("Недоросль", 1866, 1882), 1-й крестьянин и Дворцовый повар ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1867), Сбригони ("Г-ндеПур-соньяк" Мольера, 1867), Юродивый ("Борис Годунов", 1880), Добчинский (1883), Заго-рецкий и Тугоуховский ("Горе от ума", 1882, 1902), Жева-кин ("Женитьба", 1889), м-р Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1890), Чугунов ("Волки и овцы", 1893), Мит-рич ("Власть тьмы", 1895).

Лит.: Островский А. Н., Полное собр. соч., т. 16, M., 1953, с. 33, 146, 151, 163-65, 185; Николай Игнатьевич Музиль, "ЕИТ". Сезон 1902-1903, приложения, ' кн. 3, СПБ, с. 11-12; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 147-58;

Юрьев Юр., Записки. 1872-1893, Л.-M., 1939, с. 32, 98, 116, 128, 136, 138, 139; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., I960, с. 219-22. E. Фил.

МУЗЫКА В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ - инструментальная и вокальная музыка в драматических спектаклях (в трагедии, драме, комедии, водевиле и т. п.). Если в муз. театре (см. Опера, Музыкальная драма} музыка определяет драматургию сценического представления и является важнейшим средством характеристики образов и положений, то в драматич. театре она служит вспомогательным, хотя нередко и весьма значит, средством художеств. воплощения пьесы.

Возрастание роли музыки в драм. т-ре приближает его к муз. т-ру, способствует появлению смешанных жанров; таковы, напр., прологи как самостоят, пьесы, дивертисменты, оперы-водевили, англ. маски, нек-рые драматич. жанры у народов Востока. История т-ра знает немало типов драматич. спектаклей, насыщенных музыкой (античная трагедия и комедия, китайский т-р, итал. комедия масок и др.).

В нек-рых пьесах музыка обусловлена сюжетом и непосредственно вытекает из сценич. ситуации (нередко драматург указывает конкретные муз. номера); в этих случаях она обязательна для каждой постановки пьесы. Но часто режиссер и композитор, в соответствии с художеств. задачами данной постановки, вводят в спектакль музыку, не предусмотренную драматургом; при этом необходимо соблюдать определ„нную меру, диктуемую жанровыми признаками драматургии, характером постановочных при„мов.

М. в д. т. углубляет эмоциональную насыщенность спектакля, усиливает его художеств. воздействие на зрителя. Вместе с др. компонентами спектакля музыка помогает раскрыть идею пьесы ("Победная симфония" в конце трагедии "Эгмонт" Г„те), выявить и подчеркнуть социальную среду (крестьянская песня в драме "Власть тьмы"), историч., нац. и местный колорит (звуки волынки, жалейки, гуслей в историч. драмах А. К. Толстого, Л. А. Мея, фанданго или сегидилья с гитарой и кастаньетами в комедиях Лопе де Вега и Кальдерона, альпийские рожки, охотничьи песни в "Вильгельме Телле" Шиллера).

М. в д. т. может выполнять, по замыслу автора пьесы, активную функцию в драматургии спектакля, непосредственно включаться в сюжет пьесы и влиять на ход действия. Так, в "Моцарте и Сальери" Пушкина исполнение реквиема производит трагич. поворот в психологии Сальери; песня об обманутой любви в "Бесприданнице" Островского предопределяет дальнейшее развитие сценич. действия. М. в д. т. может служить эмоциональным фоном, подч„ркивать пси-хологич. состояние персонажей, острые переломные ситуации, конфликты, драматич. кульминации, лирич. сцены и т. п. (напр., фрагменты увертюры "Гроза" Чайковского, примен„нные в кульминации драмы Островского "Гроза", пост. в Т-ре им. Маяковского, 1953). М. в д. т. привлекается также для условной характеристики фантастич. образов (в романтич. драме, феерии, сказочн. пост. детского т-ра). Часто М. в д. т. вскрывает эмоциональный и смысловой подтекст по принципу контраста (в нек-рых пост. "Гамлета", в сцене на площадке перед замком, парадная, вес„лая музыка пирующего во дворце короля усугубляет трагич. коллизию осн. действия), помогает т-ру выявить сво„ отношение к изображаемым событиям, углубляет характеристику образов - положительную (революц. песни в "Молодой гвардии" по Фадееву) или сатирико-обличительную (песня "Птичка божия не знает" на мотив церковной панихиды в "Вассе Железновой"). Иногда музыка да„т зрителю представление о действии, значительном для хода спектакля, но протекающем вне сценич. площадки (военный оркестр уходящего полка за оградой сада в пьесе "Три сестры"). М. в д. т., непосредственно обусловленная сюжетом пьесы (сольное, хоровое пение, игра на рояле, гитаре, бальный оркестр и т. п.), по ходу действия исполняется на сцене; при этом часто актер только имитирует игру на инструменте (и даже пение), музыку же исполняют за сценой. Во мн. случаях песни, звучащие на сцене, и танцы сопровождаются оркестром, находящимся вне сценич. действия. Вводные ("вставные") номера могут иметь законченную муз. форму, но могут представлять собой и незаверш„нный эпизод, фрагмент. Помимо номеров, входящих в состав отдельных актов (включая финалы или "концовки", имеющие особое значение в водевилях и комедиях), М. в д. т. иногда включает в себя увертюру (напр., "Кориолан" Бетховена к о. п. Коллина), обычно обобщающую осн. идеи и образы пьесы, и антракты, нередко построенные на развитии муз. тем увертюры в соответствии с развитием действия пьесы. По своему сюжетному характеру инструмент, виды М. в д. т. близки к программной музыке.

Нек-рые образцы М. в д. т. приобретают самостоятельную жизнь как симф. произв. в первоначальном виде или в обработке (обычно в форме сюит). Многие произведения М. в д. т. вошли в сокровищницу музыкальной классики.

М. в д.т. писали почти все крупнейшие композиторы:

Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве"), Г. Перселл ("Король Артур" Драйдена), Л. Бетховен ("Эгмонт" Г„те), Ф. Мендельсон ("Сон в летнюю ночь"), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), Ж. Визе ("Арлезианка" Доде), Э. Григ ("Пер Гюнт" Ибсена), Я. Сибелиус ("Буря" Шекспира), в России - Е. И. Фомин ["Орфей" ("Орфей и Эвридика") Княжнина], О. А. Козловский ("Фингал" Озерова), М. И. Глинка ("Князь Холмский" Кукольника), М. А. Балакирев ("Король Лир"), П. И. Чайковский ("Снегурочка"), А. К. Глазунов ("Маскарад") и др. Видное место музыка для т-ра занимает в творчестве сов. композиторов - Ю. А. Шапорина ("Блоха" по Лескову, "Аристократы"), Д. Д. Шостаковича ("Салют, Испания!" Афиногенова), А. И. Хачатуряна ("Маскарад"), А. А. Крейна ("Учитель танц ев" Лопе де Вега), В. Я. Шебалина ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Д. Б. Кабалевского ("Гибель эскадры"), Т. Н. Хренникова ("Много шума из ничего") и др.

Лит.: Глумов А., Музыка в драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; E v a n s Th., Incidental music, в кн.: G г о v e' s dictionary of music and musicians, ed. by Е. Blom, v. 4, 5 ed., L.- N. Y., 1954. А. Гл.

"МУЗЫКА И ТЕАТР" - русская двухнедельная газета. Выходила в Петербурге в 1867 (15 номеров) - 1868 (2 номера). Ред. А. Н. Серов. В "М. и т." наряду с критич. статьями об оперном и драматич. иск-ве печатались очерки-монографии о крупнейших деятелях рус. муз. театр. культуры, хроникальные заметки о муз.-театр. жизни страны, биб-лиографич. справки и т. п. Большая часть статей о музыке принадлежала Серову, уделявшему особенно много внимания творчеству М. И. Глинки. Осн. автором статей по т-ру в "М. и т." был П. Д. Боборыкин.

Лит.: "Отечественные записки", 1867, т. 173, ј 7, отд. 2, с. 47-56; К ю и Ц. А., Избранные статьи, Л., 1952. А.Шн.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ-1) Вокальное воплощение словесного текста. Включает различные виды пения (речитатив, ариозо и др.). Отсюда - декламационный (речитативный) стиль вок. музыки, пения. 2) Мелодекламация.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА - 1) Одно из ранних названий оперы в Италии (dramma in musica, dramma per la musica). Появившись на рубеже 16-17 вв., при возникновении оперы, термин "М. д." к 19 в. постепенно вышел из употребления. В сер. 19 в. в Германии его вновь вв„л Р. Вагнер, к-рый называл М. д. свои оперы, приближавшиеся по строению к драме (тетралогия "Кольцо Ннбелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль"). Вагнеровские М. д. резко отличались от исторически сложивщихся типов оперы (отсутствие членения актов на отдельные законченные номера, отказ от ансамблей, хора, балета и т. п.). 2)Драма-тич. произведение, в к-ром существенно важное место занимает музыка (вок. и инструмент.), определяющая в значительной мере драматургич. структуру произведения. Этот жанр с давних врем„н широко представлен в муз. т-ре Китая. В годы Сов. власти он получил распространение в республиках Средней Азии и Казахстане, первоначально в виде драматич. обработок популярных сказаний и образцов классич. поэзии ("Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Тахир и Зухра" и др.). Музыка их основывалась на нар. песнях и танцах, на традициях нац. муз. иск-ва; исполнение песен было одноголосным, пение сопровождалось ансамблем нар. инструментов. В 30-х гг. создаются М. д. с номерами, специально сочин„нными композиторами, вводится симф. оркестр, хоровое многоголосие. Таковы: "Кыз-Жибек" Брусиловского (Казах. ССР, 1934), "Фархад и Ширин" Успенского и Му-шеля (Узб. ССР, 1937). Появляются М. д. на совр. тематику ("Алтын кыз" Власова и Фере, Кирг. ССР, 1937). Отдельные М. д. были переработаны в оперы ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узб. ССР, 1949). 3) Термин "М. д." применяют также для жанрового обознач. оперы драм. характера, в отличие от оперы комической (муз. комедии), эпической, сказочной и т. д. В этом смысле, напр., оперу "Царская невеста" Римского-Корсакова иногда называют М. д. Мусоргский назвал свою оперу "Хованщина" народной М., д.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - термин, применяемый к оперетте, иногда к другим видам музыкально-сценических произведений комедийного плана (комическая опера, зингшпиль и т. п.). Нек-рые т-ры оперетты в СССР носят назв. т-ров М. к.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА - цирковой или эстрадный жанр, в котором музыкальные произведения исполняются трюковыми при„мами на обычных или на специальных (эксцентрических) музыкальных инструментах (колокольчиках, бубенцах, пиле, метле с натянутой на не„ струной и бычьим пузыр„м в качестве резонатора и др.). В М. э. используются для извлечения звуков разл. предметы (сковородки, "дрова", камни и т. п.), подобранные в определ„нной тональности. Игра на этих инструментах сочетается с исполнением злободневных куплетов, диалогов, сати-рич. сценок, акробатич. трюков. 3. Г.

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОСКОВСКОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА - музыкальное и театральное учебное заведение в Москве (1883-1917). Организовано на базе муз.-драм. школы П. А. Шостаковского. С 1886 пользовалось правами высшего учебного заведения. Находилось при Моск. филармонич. обществе (муз. об-во, существовавшее в 1883-1917 на средства частных лиц). Училище имело два отделения: музыкальное, выпускавшее исполнителей (певцов и инструменталистов), композиторов, теоретиков музыки, и драматическое, готовившее актеров драм. т-ров. Уч-ще возглавляли видные муз. деятели: П. А. Шостаковский (1883-98), С. Н. Кругликов (1898-1901), А. А. Брандуков (1906-17) и др.; на драм. отделении преподавали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, О. А. Прав-дин и др. Воспитанниками уч-ща были мн. известные музыканты и драм. артисты: Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили, Л. В. Собинов, Е. К. Лешковская, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд и мн. др. В 1898 выпускники драм. отделения уч-ща (вместе с участниками спектаклей Об-ва иск-ва п лит-ры) составили основу труппы только что созданного Моск. Художеств, т-ра. В сов. время (в 1918) уч-ще было преобразовано в Гос. ин-т муз. драмы (см. Г И ТИС).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница