Наши партнеры

Выгодно машину по подписке в москве недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 303)


МОТЛЬ(МоНТ), Феликс (24.VIII.1856-2.VII.1911)-немецкий дирижёр. Окончил, Венскую консерваторию; занимался у А. Брукнера и др. Вскоре выдвинулся в ряды лучших исполнителей Вагнера, был тесно связан с "Байр„йтским т-ром". В 1886 дирижировал здесь оперой "Тристан и Изольда" (первая пост. т-ра). В 1881-1903 руководил оперным т-ромвКарлс-руэ, к-рый под упр. М. стал одним из лучших муз. коллективов Германии. Пост. здесь впервые все оперы Берлиоза. С 1904 руководил Королевской академией музыки в Мюнхене, с 1907 - Мюнхенской оперой. В сезоне 1903-04 дирижировал операми Вагнера в т-ре "Метрополитен-опера". Издавал и редактировал соч. Вагнера. М. принадлежат оперы "Агнес Бернауэр" (1880, Веймар), "Князь и певец" (1893, Карлсруэ) и др., обработки опер "Багдадский цирюльник" Корне-лиуса (совм. с Г. Леви, 1885, Мюнхен), "Норма" Беллини, "Любовный напиток" Доницетти, "Альцеста" Глюка.

Лит.: Herzfeld F., Magie des Taktstocks. Die Welt der gro?en Dirigenten..., [В., 1953]. Ал. M.

МОУЭТТ (Mowatt; урожд„нная - О г д е н; Off den), Анна Кора (19.IX.1819-21.VII.1870) - американская актриса и драматург. Прославилась пьесой "Мода или Жизнь в Нью-Йорке" (1845, "Парк тиэтр", Нью-Йорк), высмеивающей амер. буржуа, подражающих франц. аристократам. Пьеса призывает к патриархальной сел. жизни. Реалистич. черты этой комедии получили дальнейшее развитие в пьесе М. "Арманд, сын народа" ("Мэр и крестьянин"; 1847, там же), с успехом шедшей в Нью-Йорке.

Как актриса дебютировала в 1845 на сцене "Парк тиэтра". Играла шекспировские роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Розалинда ("Как вам это понравится") и др. В 1848-50 выступала в Лондоне в составе собственной труппы, ведущим актером к-рой был Э. Давенпорт. Играла роль Юлии ("Горбун" Ноулса). В 1854 оставила сцену. Эдгар По отмечал естественность, выразительность, изящество исполнит, манеры М.

М.- автор книг о т-ре: "Автобиография актрисы" (1854) и "Подражательная жизнь, или Перед и за занавесом" (1856).

С о ч.: Autobiographie, [N. Y.], 1854; Mimic life, or before and behind the curtain, [N. Y.], 1856.

Лит.: Wheeler W. 0., The Ogden family in America, Phil., 1907. К. Б.

МОХ, Рудольф (1816-91) - украинский драматург и поэт. Окончил Львовскую духовную семинарию (1841), был священником. Лит. деятельность начал в 1840. Ещ„ в семинарии начал писать драмы, ставившиеся семинаристами. В 1848 написал пьесу "Дело в селе Клекотин"; в 1849 - "Отчаяние арендатора" и "Тер-пень спасень" (пост. на укр. любительских сценах). В 1864 написал комедию в стихах "Опекунство", к-рая, как и др. пьесы М., вошла в репертуар основанного в том же году во Львове т-ра "Руська бесща".

Драматургия М. способствовала становлению нац. т-ра Зап. Украины. Но, обличая пороки угнетателей, выступая против полонизации украинцев, М. не вскрывал в своих пьесах социальные причины этих явлений.

Лит..-О roHOBCKin 0.,Истор1я литературы руской,. ч. 2, Льв1в, 1889, с. 940-42. В. Ник.

МОХИГАНГА (от исп. mojiganga - маскарад, буффонада) - в испанском т-ре короткое театр. представление гротескно-шутовского характера с переодеванием и масками, часто с пением и танцами. Первое упоминание о М. как театр. представлении относится к 1637. Первоначально М. импровизировалась, но уже в 17 в. появились лит. тексты. Сохранились "Мохи-ганга смерти", "Места отдыха короля". "Набитые животы" Кальдерона, а также мохиганги Л. Киньо-неса Бенавенте, А. Морето и др.

Лит.: Coleccion de entremeses, loas, bailes, jacaras y mojigangas..., ordenada por E. Cotarelo y Mori, t.l, v. 1-2, Madrid, 1911. В. С.

МОЦАРТ (Mozart), Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург,-5.XII.1791, Вена) -австрийский композитор. Шести лет начал артистич. жизнь (концертные поездки по Германии, Австрии, Франции, Англии, Голландии, Швейцарии, Италии). Выступал как кла-весинист, скрипач, органист, певец и дириж„р, импровизировал за клавиром, исполнял собств. соч. В качестве театр. композитора дебютировал в 1767, написав музыку 1-й части театр. оратории "Первая заповедь" ("Долг первой и важнейшей заповеди") и лат. муз. комедию "Аполлон и Гиацинт" (обе пьесы исполнены в Зальцбурге). В 1768 написал для Вены итал. опе-ру-буффа "Притворная простушка" по Гольд они и "нем. оперетту" (небольшую оперу) "Бастиен и Бастиенна". Оперетту показали на частной сцене, пост. оперы состоялась в Зальцбурге (1769). В 1770 14-летний музыкант с успехом дирижировал в Милане (т-р "Дукале") исполнением своей оперы-сериа "Митридат, царь Понта", по трагедии Расина. Там же спустя 2 года была пост. его вторая большая опера - "Луций Сулла", а в 1771 -театр. серенада (пастораль) "Асканио в Альбе". Аналогичные пасторальные оперы на тексты Метастазио М. сочинил для Зальцбурга - "Сон Сципиона" (1772), "Король-пастух" (1775). В этот же период появилась его опера-буффа "Мнимая садовница" (1775, Придворная опера, Мюнхен).

Параллельно развертывалось творчество М. в области инструмент, музыки. В венский период (1781 - 1791) - последнее десятилетие недолгой жизни композитора -- М. наряду с И. Гайдном выдвигается как создатель новой оркестровой и камерной классики. В неразрывной связи и взаимодействии с сонатно-симф. творчеством развивалась оперная драматургия М. Оперное творчество М. отличается многожанровостью:

"Идоменей, царь Крита" (1781, Придворная опера, Мюнхен) - опера-сериа, "Так поступают все" (1790, "Бургтеатр", Вена) - опера-буффа, "Похищение из сераля" (1782, "Т-р национального зингшпиля" в здании "Бургтеатра", Вена), "Директор театра" (1786, Ш„нбрунн) - зингшпили. М. написал также музыку для балета-пантомимы "Безделушки" в пост. Ж. Ж. Но-вера (1778, Парижская Опера).

В отличие от оперного реформатора Глюка, резко ломавшего старые каноны, М. в сво„м иск-ве ш„л путем внутр. обновления и синтеза предшествующих муз.-сценич. форм. Из традиц. жанров менее всего близка М. историко-мифологич. опера на антич. сюжет. С наибольшей очевидностью это доказала его опера-сериа

"Милосердие Тита" (1791, Нем. т-р, Прага). Но и эту область он вн„с новое и по-своему развил (ос бенно в "Идоменее") завоевания муз.-драм. иск-] Глюка. Характерные для творчества М. жанр1 опера-комедия - "Свадьба Фигаро" (1786, "Бургтеатр Вена), опера-драма "Дон Жуан" (1787, Нем. т-р, Прс га), опера-сказка "Волшебная флейта" (1791, т-"Ауф дер Виден". Вена).

Две первые (обе на либр. Л. Да Понте), отталкивало от комической оперы, вобрали в себя формы серьёзно] оперы. Опера "Дон Жуан" сочетает комедийные и тра гедийпые элементы, u ел хологич. выразительное!! и занимат. интригу, фан-тастич. условность и реализм. "Волшебная флейта" исходит из зингшпиля, но включает и др. сценич. и муз. жанры - от священного представления до феерии, от оперных форм буффа и серна до хорала и фуги. Выбор жанровых средств определялся характером героев и развитием драматич. действия; в то же время сохраняются муз. заверш„нность и единство стиля. В синтезе музыки и драмы М. оставляет главенство за музыкой, будучи, однако, требовательным к драм. содержанию и лит. качествам оперного текста. Оперный симфонизм М. подчин„н вок. началу. Обогатив гармонию и инструментовку, М. ещ„ больше усилил роль мелодии, превратив арию в муз. портрет героя.В вок. ансамблях М. особенно полно сказались равновесие муз. и драм. сторон, единство композиции и динамики действия, гармония общего звучания при характерности отдельных вок. линий. Используя, как и Глюк, аккомпанированный (сопровождаемый оркестром) речитатив для вок. соло перед арией, М., в отличие от Глюка, не отказался от ре-читатива-секко ("сухого", в сопровождении клавесина), применяемого в живом диалоге.

Оперы М.- вершина реализма в муз. т-ре 18 в" Творч. методу М. присущи полнота, многосторонность и живость изображения характеров, раскрытие образов в их развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного; жизненная убедительность действия, контраст трагического и шутливого, сочетание лирики с иронией, реальности с фантастикой.

Состоя с 13 лет на службе у архиепископа зальцбург-ского в качестве концертмейстера капеллы, М. испытал унизит, зависимость придворного художника. Он имел мужество восстать против деспотии церковного князя. Но независимая жизнь в Вене не принесла ему полной свободы. Гениальный мастер терпел нужду, растрачивал силы в борьбе за существование.

Новаторские устремления М. встречали противодействие. "Свадьба Фигаро", получившая громкий обществ, резонанс, была вскоре вытеснена из репертуара столичного т-ра. "Дон Жуан", встреченный, как и "Свадьба Фигаро", восторженно в более демократич. Праге, потерпел в Вене неудачу. "Волшебная флейта" увидела свет лишь в предместье Вены (труппа Э. Ши-канедера - автора либретто). Т. к. комедия Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро", проникнутая антифеод, тенденцией, была запрещена в Австрии к представлению, при переделке е„ в либретто пришлось исключить ряд сцен, но осн. идея пьесы-превосходство людей из народа над развращ„нной знатью, необходимость борьбы против насилия, за человеческие права - получила выражение в произв. М. В опере "Наказанный распутник, или Дон Жуан" старинная исп. легенда нашла новую трактовку в духе эпохи Просвещения, движения "Бури и натиска". Герой оперы выражает требование свободы чувства, юношеской активности. Однако он нарушает нормы социальной морали, что и приводит его к гибели. Столкновение личного произвола и обществ. порядка прида„т "вес„лой драме" (как назвал оперу автор) трагедийную окраску. Оперы М. полны лирики, воспевают юность, утверждают радость жизни. Драм. сказка "Волшебная флейта" прославляет идеальный мир справедливости и дружбы, победу мудрости и добродетели над силами мрака и вражды. В чарующей музыке М. воплощены возвышенность и простодушие, нежность и комизм, символика и наивный натурализм. М. осуществила "Волшебной флейте" свою мечту - создать муз. т-р на родном языке. Все предшествовавшие крупные сценич. произв. М. (кроме зингшпиля "Похищение из сераля") написаны на итал. языке и в формах, связанных с итал. муз. т-ром, господствовавшим в те годы на европ. сцене. Но по своим художеств. принципам драматургии, муз. складу зрелые о'перы M.-"Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" - детища австро-нем, культуры, создания венской классич. муз. школы. В этом смысле особое значение приобрела "Волшебная флейта", в основе к-рой лежит нем. пьеса. При всей отвлеч„нности и экзотичности е„ сказочного сюжета она наиболее близка к нар. характеру, нац. песен-ности и полифонии, формам отечеств, т-ра. В обстановке засилья иностр. оперы "Волшебная флейта" явилась для Австрии и Германии провозвестником нац. иск-ва.

Прогрессивные принципы реалистич. оперного творчества М. сыграли огромную роль в развитии муз.-сценич. иск-ва.

С о ч.: П и с ь м а и документы.- Mozart. Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe. Gesammelt und erlautert von W. A. Bauer und 0. E. Deutsch, Bd I-IV, Kassel, i 962-63; Die Dokumente seines Lebens. Gesammelt und erlautert von 0. E. Deutsch, Lpz., 1961.

Лит.: Черная E. С., Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963; Штейнпресс Б. С., "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше как источник оперы Моцарта,* в кн.: Вопросы музыкознания. Сб. статей, т. III, М., 1960; ХохловкинаА., Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века Очерки, М., 1962 (гл. II - Моцарт); AbertH., W. A. Mozart Bd 1-2, 7. Aufl., Lpz., 1955-56; Schenk E., Wolfgang Amadeus Mozart. Eine Biographie, Z.- Lpz.- W., 1955 D e n t E. J., Mozart's opcras, 3 ed., L., 1960; L e r t E., Mozart auf dem Theater, 2. Aufl., B., 1921; DellaCorte A., Tutto il teatro di Mozart, Torino, 1957. См. также соч. при статьях: Т. Н. Ливанова, Б. Паумгартнер, А. Н. Серов (Избр. статьи, т. 1), И. И. Сол-лертинский, Стендаль, А. Д. Улыбышев. ? fjj

"МОЦАРТ И САЛЬЕРИ", "драматические сцены по А. Пушкину" - опера Н. А. Римского-Корсакова Пост. 25 нояб. 1898, Московская частная русская опера (дириж„р Труффи, худ. Врубель; Моцарт - Шкафер, Сальери -Шаляпин); 1899, Петербург, Частное оперное товарищество, Большой зал консерватории (Сальери-Шаляпин); 1905, Мариинский т-р (дириж„р Направник, худ. Головин; Моцарт - Давыдов, Сальери - Шаляпин).

На сов. сцене пост. впервые 30 марта 1919, Академич. т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Похитоноп. пост. Шаляпина, худ. Головин; Моцарт - Пиотровский. Сальери - Шаляпин); 1923. Большой т-р (дириж„р Небольсин, режиссер Нардов. худ. Сапегин; Моцарт-Юдин, СальериЖдановский); 1941. концертное исполнение - Ансамбль оперы под упр. И. С. Козловского, Москва (реж. Лосский; Моцарт - Козловский, Сальери-Савранский);

1944, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данчен-ко (дириж„р Акулов, пост. Маркова, худ. Волков; Моцарт - Тимченко, Сальери - Панчехин); 1962, концертное исполнение. Зал им. Чайковского, Москва (дириж„р Светланов, пост. и режиссура Козловского; Моцарт-Козловский, Сальери - Гмыря).

Издан и я: "М. и С.", партитура и клавир, Лейпциг, Беляев, 1898; Римскнй-Корсаков Н., Полное собр. соч., т. 7, партитура, т. 35, клавир, М.- Л., Музгиз. 1950. Я. Гр. МОЧАЛОВ, Павел Степанович [3(15). XI.1800, Москва,-16(28). 111.1848, там же] - русский актер, представитель революционного романтизма в русском театре 1-й пол. 19 в. Род. в Москве в семье крепостных актеров - Степана Ф„доровича и Авдотьи Ивановны Мочаловых. В 1816 окончил пансион. Занимался драм. иск-вом под руководством отца. 4 сент. 1817 с большим успехом дебютировал на моек. сцене (с 1824-Малый т-р) в роли Полиника в трагедии "Эдип в Афинах" Озерова. В первые годы М. выступал в самом разнообразном репертуаре: в трагедиях Вольтера ("Танк-ред", 1818, гл. роль), В. А. Озерова ("Фингал", 1822, гл. роль), комедиях А. А. Шаховского (князь Ра-дугин - "Пустодомы", 1819) и др. Уже в этих пьесах он восхищал зрителей естественностью, свободой выражения чувств, независимостью от канонич. правил классици стекой школы игры. Расцвет таланта М. приходится на 1830-40-е гг. С его деятельностью было связано утверждение прогрессивного, демократич. направления в рус. т-ре. В творчестве М. ярко отразился процесс "нравственного освобождения человека", о к-ром А. И. Герцен писал как о существеннейшем явлении рус. обществ, жизни 30-х гг. 19 в., как об одной из действенных форм борьбы с николаевской реакцией. М. создавал образы страстных бунтарей, людей, вступающих в борьбу с окружающим их миром бесправия, пошлости, рабской приниженности. Современники отмечали вдохновенность, "пламенность" его игры, писали об огромной силе, с к-рой великий трагик раскрывал образ человека, защищающего высокие идеалы гуманизма и справедливости. Примером своих героев М. призывал к подвигу, к преодолению гн„та реакции, внушал веру в будущее, в победу добра над злом.

Вокруг творчества М. велась ожесточ„нная идейно-эстетич. борьба. Консервативная критика не приняла иск-ва М., противопоставив ему петерб. трагика В. А. Каратыгина. Горячим защитником и пропагандистом иск-ва М., подлинного художника-демократа, был В. Г. Белинский. В круг друзей М. входили А. В. Кольцов, Т. Н. Грановский, Н. В. Беклемишев, актер И. В. Самарин и др.

Со 2-й пол. 20-х гг. в репертуаре М. значит. место заняла романтич. драма: Кин ("Кпн, пли Гений и беспутство" Дюма-отца, 1835) и др.; он выступал в переделках для сцены романтич. поэм Пушкина ("Керим-Гирей, крымский хан" по мотивам "Бахчисарайского фонтана", 1827, гл. роль). Особенно много М. приходилось играть в мелодраме, часто шедшей в то время на рус. сцене. Большой успех имел он в ролях Жоржа де Жермани ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1829), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу, 1826) и др. Однако в целом мелодрама с е„ схематизмом характеров, морализацией не могла дать артисту нужного материала для его творчества. Свои лучшие роли М. создал в произведениях Шекспира и Шиллера: Отелло (1837), Гамлет (1837), Король Лир (1839), Ричард III (1839), Ромео (1841), Карл Моор (1828) и Франц Моор (1844), Фердинанд (1829), Миллер (1842, "Коварство и любовь"), Дон Карлос (1829); Мортимер (1835, "Мария Стюарт"), М. настойчиво добивался возможности сыграть увлекавшую его роль Арбенина в "Маскараде" Лермонтова, но цензура не разрешила пост. этой пьесы. Значительным созданием М. была роль Чацкого в "Горе от ума", сыгранная им в первой постановке комедии в Москве 27 нояб. 1831; в игре М. звучали гневный сарказм, негодование против фамусовской Москвы, он ярко раскрывал трагичность судьбы передового, мыслящего человека в условиях крепостнической России.

22 янв. 1837 М. сыграл в свой бенефис роль Гамлету, Выражая идеи революц. романтизма, М. активизировал образ Гамлета, придал ему, по словам Белинского, "...гораздо более силы и энергии, нежели сколько может быть у человека, находящегося в борьбе с самим собою и подавленного тяжестию невыносимого для него бедствия, и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели сколько должен ее иметь шекспировский Гамлет" (Полн. собр. соч., т. 2, 1958, с. 328). Эта интерпретация образа Гамлета, героически отстаивающего человеческое достоинство против сил зла, эгоизма, пошлого практицизма, приобретала в обстановке тех лет глубоко прогрессивное значение. Исполнение М. роли Гамлета встретило резко недоброжелательную оценку со стороны реакц. кругов и горячее признание всей прогрессивной общественности, в первую очередь Белинского, описавшего игру М. в своей знаменитой статье ""Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). Выступая в роли Отелло, М. глубоко раскрывал гуманистич. содержание пьесы Шекспира. В сво„м понимании образа Отелло М. был близок к Пушкину, утверждавшему, что Отелло "не ревнив, а доверчив", подч„ркивал тра-гич. смысл крушения веры в человека. В "Ричарде III" М. создал титанич. фигуру злодея-властолюбца, попирающего все нормы человечности и потому обреч„нного на одиночество и гибель.

М. было свойственно стремление к романтически обобщ„нному раскрытию характера. Выдвигая на первый план гуманистич. идею произведения, сосредоточивая все силы на раскрытии внутр. мира героя, его конфликта с действительностью, М. отвлекался от бытовой и историч. конкретности (отсюда его пренебрежение к внешней отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). М. был актером богатой интуиции, обладал яркой творч. фантазией. Ценнейшим качеством М. было умение внутренне слиться с изображаемым образом, полностью жить на сцене его чувствами. Он показывал людей в моменты подъ„ма, в состоянии напряж„нной внутр. деятельности. Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит, переходов от спокойствия к возбуждению. Однако в тех случаях, когда роль была внутренне чужда М. или какие-либо посторонние обстоятельства мешали артисту достигнуть на сцене полной творч. сосредоточенности, игра его была неровна. Подобное явление критика особенно часто отмечала в последние годы жизни артиста.

М. является автором романтич. драмы "Черкешенка", шедшей с его участием на сцене Малого т-ра

(1840, роль Джембулата),и ряда лирич. стихотворений. Опубликованы также теоретич. высказывания М. по вопросам актерского творчества (см. сб. П. С. Моча-лов, М., 1953).

В 1863 А. И. Герцен, подводя итог творч. пути М., писал: "Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжение тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России" (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268-69). Высокую оценку таланта М. и обществ, значения его творчества дали Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Островский, Салтыков-Щедрин и др. Лучшие традиции М. были развиты последующими поколениями рус. актеров и в первую очередь артистами моек. Малого т-ра. Станиславский считал М. гениальным художником, оставившим неизгладимый след в развитии мирового иск-ва.

Др. роли: 1818 - Сеид, Орас ["Фанатизм, или Пророк Магомет" и "Семирамида" (1819?) Вольтера], Князь ("Роман на один час", пер. с франц. Кокошкина), Эраст ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения" Ф„дорова), Альнаска-ров ["Воздушные замки" Хмельницкого (1819?)]; 1819 - Генрих ("Молодость Генриха IV" Дюваля), Ролла ("Испанцы в Перу, или Смерть Роллы" Коцебу); 1820-Адольф ("Адольф и Клара" Марсолье); 1821 - Орест ("Электра и Орест" Гру-зпнцева), Кассио ("Отелло"), Оросман ("Заира" Вольтера), Ксури ("Попугай" Коцебу); 1822 - Фингал ("Фингал и Роксана" Шаховского), Эдуард ("Эдуард в Шотландии, или Ночь изгнанника" Коцебу); 1823- Отелло; Лукавин (о. п. А. Писарева), Лидин ("Поездка в Кронштадт" А. Писарева), Рославлев ("Добрый малый" Загоскина), Вадим ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев". Шевыр„ва по Жуковскому), Горчаков ("Смольяне" Загоскина), Роберт ("Роберт - атаман разбойников" Иванова по "Разбойникам" Шиллера), Шекспир ("Влюбл„нный Шекспир" Дюваля), Князь ("Урок женатым" Шаховского); 1824 - Ромео;

Неджиль ("Судьба Неджиля..." Шаховского), Рональд ("Лилия Нарбонская..."Верстовского и Шаховского), Стрельский-старший ("Два брата"), Генрих IV ("Одно утро из жизни Генриха IV" Пикара), генерал Шлейнсгейм (о. п. Шписа), Славин ("Воспитание, или Вот приданое" Кокошкина), Ломоносов, Зарницкий ("Ломоносов, или Рекрут-стихотворец", "Не любо, не слушай, а лгать не мешай" Шаховского);

1825-Леар ("Леар", пер. Гнедича-"Лира" Шекспира), Людовик ("Серебряная свадьба" Коцебу), Чтец ("Торжество муз" Дмитриева); 1826 - Юлий ("Железная маска" перевод-переделка Краснопольского); 1827 - Пламенев ("Писатели между собой" Головина), Усов ("Двумужница" Шаховского); 1828 - Ф„дор Волков (о. п. Шаховского), Фриц ("Сын любви" Коцебу); 1829 - Гамлет; Клеант ("Скупой"), Альмавива ("Севильский цирюльник" Бомарше), Капсали ("День паденья Миссалонги", пер. Кокошкина), Польдер ("Польдер - амстердамский палач" Пиксерекура п Дюканжа); 1830 - Фердинанд ("Король и пастух", пер. Шаховского), Юрий Милославский (о. п. Шаховского по Загоскину), Аристофан (о. п. Шаховского); 1831- Роберт ("Прародительница" Грильпарцера), Пабло (о. п. Дюминга и Сент-Аллена), Эрик XIV ("Иоанн, герцог Финляндский" Вейсентурна); 1832 - Иоанн Фауст (о. п. Клингельмана);

1833 - Тассо ("Торквато Тассо" Кукольника); 1835- Роберт Дудлей, граф Лейчестерский ("Мария Стюарт"), Ляпунов ("Князь Михаиле Васильевич Ск опий-Шуйский" Кукольника); 1836 - Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова); 1837 - Пожарский ("Рука всевышнего отечество спасла" Кукольника); 1838 - Нино ("Уголино" Полевого); 1839- Игол-кин, Бидерман ("Иголкин, купец новгородский", "Смерть или честь" Полевого), Иван Рябов (о. п. Кукольника), Пы-лаев ("Сцены в Москве в 1812 году" Скобелева), Кремн„в ("Кремн„в - русский солдат" Скобелева), Клермон-Артур ("Жена артиста" Скриба), Алеко ("Цыганы" Пушкина), Лей-форт ("Дедушка русского флота" Полевого), Ильменев ("Кузьма Рощин..." Вахту рина), Ролла ("Ролла во Флоренции" Лафона); 1840 - Генрих де Миньероль ("Луиза де Миньероль" Дино и Легуве), Неизвестный ("Параша-сибирячка" Полевого); 1841 - Пронский ("Боярское слово..." Ободовского), Мочалов ("Мочалов в провинции" Д. Ленского); 1842 - Вахтанг ("Майко" Беклемишева); 1843 - Доверстон ("Отец и дочь", пер. Ободовского), Стефан Фостер, Эвертт-Горн ("Братья-купцы", "Русская боярыня XVII столетия" Ободовского), Рогдаев ("Батюшкины дочки" Шаховского), Оболенский ("Елена Глинская" Полевого), Кратин ("Наука и женщина" Зотова), Василий Иванович Шуйский (о. п. Ободовского); 1844-Сордель ("Жизнь за жизнь" Беклемишева), Балтазар ("Мономан, или Помешанный", пер. с франц. В. А. Каратыгина); 1846 - Басенок ("Боярин Ф„дор Басенок" Кукольника), Жорж Мориц ("Графиня Клара д'0бервиль" Анисе-Буржуа и Деннери). Роли, сыгранные М. в неизвестные годы, - Рудольф ("Невеста разбойника" Кернера), Нейвиль ("Екатерина Медичи" Ансело), Арвсд Дюбрель ("Мальвина, или Урок богатым невестам" Д. Ленского), Алексей Любо-славский ("Наталья, боярская дочь" С. Глинки), Бела IV ("Нашествие Батыя на Венгрию..." Шелехова), Пожарский (о. п. Крюковского), Прямиков ("Ябеда" Капниста).

Лит.: Белинский о драме и театре, М.-Л.,1948;Гер-ц е н А. И., Былое и думы, Л., 1947; Аксаков С. Т., 1. Семейная хроника. 2. Воспоминания. 3. Литературные и театральные воспоминания (1812-1832), в его кн.: Избр. соч., М.- Л., 1949; Кольцов А. В., Письма к В. Г. Белинскому, Полное собр. соч., СПБ, 1909; М а р к о в П. А., Малый театр тридцатых и сороковых годов. Период: Щепкин - Мочалов, в кн.: Московский Малый театр. 1824- 1924, М., [19243; Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Дмитриев Ю., Павел Степанович Мочалов, М.- Л.,1949; Павел Степанович Мочалов. Сб. сост. Ю. Дмитриевым и А. Клинчиным, М., 1953; Южин А. И., П. С. Мочалов в жизни и на сцене, в кн.: Ю ж и н - С у м б а-тов А. И., Записи. Статьи. Письма, М., 1951; Ярцев А. А., Павел Степанович Мочалов, "ЕИТ". Сезон 1898, Приложение 3, СПБ, 1899; Дмитриев Ю., Мочалов актер-романтик, М.,1961. Ю. Д.

МОЧАЛОВЫ - семья русских актеров: 1) Степан Ф„дорович (1775-1823) - отец П. С. Мо-чалова. Был крепостным помещика Н. Н. Демидова, играл в его домашнем т-ре. В 1803 вступил в труппу моек. Петровского т-ра. В 1806 вош„л в труппу учрежд„нного в том же году моек. имп. т-ра и вместе с семь„й получил вольную. В иск-ве М., стремившегося отойти от классицистской манеры игры, преобладало эмоциональное начало. По словам С. Т. Аксакова, "в душе у него было много чувства и огня". Исполнял гл. роли в произв. Шекспира (Гамлет, Отелло), Мольера (Альцест-"Мизантроп"), Озерова (Эдип- "Эдип в Афинах"), Коцебу (Мейнау - "Ненависть к людям и раскаяние") и др. М. был первым учителем своего сына П. С. Мочалова и дочери, впоследствии известной актрисы М. С. Мочаловой (Францпе-вой).

2) Авдотья Ивановна - мать П. С. Мочалова. Крепостная актриса помещика Н. Н. Демидова. Играла роли служанок, субреток.

3) Мария Степановна (по мужу - Франциева, 1799-1862) - сестра П. С. Мочалова. Выступала сначала в Москве, затем в провинции. Исполняла роли драм. героинь (Ксения, Антигона - "Димитрий Донской" и "Эдип в Афинах" Озерова), позднее - комич. старух. Нек-рое время держала антрепризу в Воронеже (в е„ т-ре гастролировал П. С. Мочалов).

4) И в а н Л у к и ч (г. рожд. неизв.- ум. 16.11. 1846; наст. фам.Бушуйкин) - актер и антрепрен„р. Родственник П. С. Мочалова. Дебютировал в 1837 (г. Скопин Рязанской губ.). Работал в Туле, Воронеже. Большим успехом пользовался в водевильных ролях: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Ленского), Дармоедов ("За„мные ж„ны" Каратыгина), Куроч-кин ("Титулярные советники" Ф. Кони) и др. Наиболее полно дарование М.- выдающегося комедийного актера - раскрылось в классич. репертуаре: Жак ("Скупой"), Осип ("Ревизор"), фон Кальб ("Коварство и любовь"). В 1843 М., обладавший большими административными и организаторскими способностями, создал в Одессе, где не было постоянного рус. т-ра, сильную драм. труппу. В этой труппе гастролировали в 1843 М. С. Щепкин и П. С. Мочалов.

Лит.: "Репертуар и Пантеон", изд. В. Межевича, 1846, [т. 14], с. 111-17; [Вейнберг П. И.], Из моих театральных воспоминаний, "ЕИТ". Сезон 1894-1895, Прилож. кн. 1, СПБ, 1895.

5) Настасья Никитична (урожд„нная- Данилов а, по мужу-Б у ш у и к и н а; гг. рожд. и смерти неизв.) - актриса (1-я пол. 19 в.). Выступала сначала на московской, затем на провинц. сцене. В 1840 служила в труппе П. П. Микульского в Воронеже. Выйдя замуж за актера И. Л. Мочалова, играла в одесской труппе. Исполняла роли "с переодеванием" в водевилях и драмах: Барабанщик ("Дебютантка"), молодой пастух Педро ("Король и пастух" Шаховского; в спектакле участвовали гастролировавшие в Одессе П. С. Мочалов и М. С. Щепкин) и др. Среди лучших ролей М.: Мирандолина; горничная Саша (водевиль "Хлопотун" Писарева; в роли Репейкина - Щепкин), Жанетта (водевиль "Матрос" Соважа и Делурье; в роли Матроса - Щепкин). Актриса разностороннего дарования, М., исполняя драматич. роли - Луизы ("Коварство и любовь") и особенно Дездемоны, Офелии, достигала подлинного трагизма. После смерти мужа (1846) оставила одесскую сцену. В 50-х гг. работала в Нижегородском т-ре; играла роли пожилых героинь и грандам.

актерами были также братья П. С. Мочалова - Василий Степанович и Платон Степанович (1801-29), его дочь Екатерина Павловна. А. Г.

Лит. см. при статье П. С.Мочалов.

' МОШНА (Mosna), Йиндржих (l.VIII.1837-9.VIII. 1911) - чешский актер. Один из основателей нац. реалистич. актерской школы. Род. в семье ремесленника. Работая в Вене на фабрике, увл„кся т-ром, выступал в эпизодич. ролях в "Йозефштадттеатре". В 1856-59 гастролировал по Австрии в составе передвижной нем. труппы. В 1860 вступил в труппу И. А. Прокопа, с к-рой выступал в чеш. провинц. городах, в 1861 - в труппу Штандеры. Здесь М. впервые с успехом исполнил комич. роли в пьесах И. Тыла. С 1864 -актер Временного т-ра в Праге. Играл в драме, опере, оперетте. Исполнением ролей Шванды, Исидора Словички

("Волынщик из Стракониц", "Лесная панна" Тыла), Могильщика ("Гамлет") утвердил себя преемником Я. Кашки на чеш. сцене. Играл Бобчинского в первой чеш. пост. "Ревизора" (1865), Расплюева ("Свадьба Кречинского", 1867). После открытия пражского Нац. т-ра (1883) М. принял активное участие в борьбе за реалистич. репертуар, выступил популяризатором на чеш. сцене пьес Гоголя (впервые пост. в Нац. т-ре "Женитьбу", 1882, "Игроки", 1885), а также чеш. драматургии - "Наши гордецы" Строупежницкого, "Мариша" бр. Мрштиков, "Отец" Ирасека. Нек-рые драматурги писали роли специально для М.: Лизал ("Мариша"), Дивишек, Грушка и Михаил ("Отец", "Война рка" и "Фонарь" Ирасека и др.).

М. владел иск-вом переживания, глубоко раскрывал внутр. мир простого 'человека, показывал его высокие моральные качества: Дробечек ("Слуга своего господина" E ржа бака), Петр Дубский ("Наши гордецы" Строупежницкого), Канифоль ("Волынщик из Стракониц" Тыла) и др. В образах Акима ("Власть тьмы") и Перчихина ("Мещане") выразил протест против социальной несправедливости.

На рубеже 20 в. иск-во М. достигло большой обобщающей силы, критич. остроты. Играя роли Гарпагона, Лизала, Дввишека, артист воплощал типич. черты капиталистич. хищника, страстно осуждал мир собственничества, разлагающее влияние денег. Бурж. критика презрительно называла М. носителем "сермяжной правды", снижала художеств. значение и замалчивала социальную направленность его творчества; но демократич. публика видела в М. своего актера, глубоко чувствовала правду его иск-ва.

Соч.: Jak jsem se mel na svete, dl 1-2, Praha, 1954. Лит.: Шерл А., Памяти великого артиста, "Чехословакия", Прага, 1957, Na 8, с. 22-23; Ежегодник института истории искусств, М., 195 9, с. 250; Subert F. A., J. Mosna, Praha, 1902; Palenioek L.,J. Mosna herec realisticky, Praha, 1951: его ж е, J. Mosna, Praha, 1954. Л. Сол.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница