Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Недвижимость в Испании купить квартиру в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 300)


МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М. Н. ЕРМОЛОВОЙ - русский советский драматический театр. Создан в 1937 в результате слияния актерских трупп студии им. М. Н. Ермоловой (рук. А. М. Азарин и М. О. К небель) и студии под рук. Н. П. Хмел„ва. Т-р возглавил Н. П. Хмел„в. Первые спектакли т-ра "Дети солнца" (1937); "Бедная невеста" Островского (1938), "Шторм" (1939). В процессе их подготовки формировалась и сплачивалась объедин„нная труппа двух бывших студий, развивались дарования актеров, складывались общие творч. принципы. Программным спектаклем, знаменовавшим рождение нового т-ра, явилась пост. шекспировской комедии "Как вам это понравится" (1940, реж. Хмел„в и Кнебель, худ. Шифрин). Лаконизм оформления, простота и естественность мизансценич. рисунка, реалистич. образность и психологич. тонкость актерского исполнения, лиризм определили творч. своеобразие этого спектакля. Эти принципы утверждались и в др. спектаклях т-ра. Острое, иронич. звучание придал реж. А. М. Лобанов спектаклю "Время и семья Конвей" Пристли (1940). Основной группой актеров были: Г. М. Вицин, Л. П. Галлис, Э. С. Кириллова, Ф. Г. Корчагин, В. П. (Лекарев, О. В. Николаева, Л. Р. Орданская, И. И. Соловь„в, Д. П. Фивейский, В. С. Якут. В 1942-43 т-р находился в эвакуации в Махач-Кала и в Черемхово. Здесь пост. "Парень из нашего города" и "Русские люди". После возвращения в Москву т-р пост. спектакль "Укрощение укротителя" Флет-чера (1945). Значит, творч. удачей явилась пост. комедии "Бешеные деньги" (1945, реж. А. М. Лобанов), к-рая отличалась характерной для творчества коллектива остротой соц. обличений, тонкой иронией, саркастичностью. После смерти Н. П. Хмел„ва (1945) т-р возглавил А. М. Лобанов (1945-56), создавший ряд значит, совр. спектаклей, получивших широкий обществ, резонанс. Творч. устремления Лобанова были близки принципам основателя т-ра Хмел„ва. Первый крупный успех в области воплощения образов современности прин„с т-ру спектакль "Старые друзья" Малюгина (1946, реж. Лобанов; Тоня - Орданская, Шура - Якут; Гос. пр. СССР, 1946). В послевоен. период т-р обратился к инсценировкам сов. прозы: "Спутники" Пановой, "Люди с чистой совестью" Вершигоры (обе в 1947), "Счастье" Павленко (1948) и др. В этих спектаклях было много актерских удач, режиссерских находок, правдивых и метких зарисовок с натуры, сближавших т-р с совр. жизнью; но обращение к инсценировкам повлекло за собой ослабление драматизма спектаклей. Большое значение для творч. развития коллектива имели горьковские спектакли "Дачники" (1949, реж. Лобанов) и "Достигаев и другие" (1952, реж. Лобанов и Комиссаржевский), точно и остро вскрывавшие философский и соц. смысл его произведений. Большой успех имел спектакль "Пушкин" Глобы (1949, реж. Комиссаржевский; Пушкин - Якут).

Художеств, принципы, выработанные Хмел„вым и Лобановым, прочно усвоенные коллективом т-ра, проявились и в спектаклях, пост. др. режиссерами:

"Европейская хроника" Арбузова (1953, реж. Гончаров), "Чудак" Назыма Хикмета (1956, реж. Комиссаржевский), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Васильев), "Обоз второго разряда" Давурина (1957, реж. Варпаховский), "Два упрямца" Хикмета и Туляновой (1959, реж. Эрин); "Мой друг" Погодина (1961), "Суббота, воскресенье, понедельник" Де Филиппе (1962), "Сотворившая чудо" Гибсона (1963) (все три - реж. Шатрин).

В труппе т-ра (1964): нар. артисты РСФСР - Л. П. Галлис, В. П. Лекарев, И. И. Соловь„в, В. С. Якут; засл. артисты РСФСР - В. А. Андреев, Г. М. Вицин, С. X. Гушанский, Э. С. Кириллова, И. Г. Кисел„ва, И. М. Кондратьева, Ф. Г. Корчагин, О. В. Николаева, Л. Р. Орданская, Д. П. Фивейский; актеры- Р. С. Губина, Е. Г. Корол„ва, Л. В. Маркелия, Ю. Н. Медведев, Э. Ю. Урусова и др. Гл. режиссер т-ра (с 1962) - засл. арт. РСФСР А. Б. Шатрин.

В зрительном зале т-ра 918 мест.

Лит.: Лобанов А., Работа над современным спектаклем, в сб.: Работа режиссера над советской пьесой,

М., 1950; Комиссаржевский В., Хмелев за режиссерским столом, М., 1956. / р

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА (Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Моссовета) - русский советский драматический театр. Создан при культотделе МГСПС (Моск. гор. совета профессиональных союзов) как т-р для обслуживания рабочего зрителя под назв. Т-р им. МГСПС. С 1930 назывался Т-р им. МОСПС, с 1938 - Т-р им. Моссовета. Датой рождения г-ра принято считать март 1923. Однако ещ„ в конце 1922 были пост. первые спектакли - "Савва" Л. Андреева и инсценировки С. И. Прокофьева - "Праздник крови" по роману Войнич "Овод" и "Париж" по роману Э. Золя, исполнявшиеся в рабочих клубах Москвы. В течение всей своей деятельности т-р был последо-ват. пропагандистом сов. драматургии, своего рода лабораторией сов. спектакля. В 20 - нач. 30-х гг. именно этот т-р выдвинул новые жизненные темы. Многие пьесы, получившие здесь сценич. рождение, шли затем широко по т-рам страны ("Шторм", "Чапаев", "Ярость" и др.).

В 1925-40 т-р возглавлял Е. О. Любимов-Ланской, утвердивший в его репертуаре совр. драму. В репертуар т-ра вошли героич. революц. произведения о гражд. войне, первых успехах строительства социализма: "Шторм" (1925). "Штиль" (1927), "Луна слева" (1927), "Голос недр" (1929) и "Жизнь зов„т" (1934) Билль-Белоцерковского; "Константин Тер„хин"(1927), "Рельсы гудят" (1928), "Город ветров" (1929) Киршо-на; "Ярость" Яновского (1929); инсценировки: "Цемент" Гладкова (1926), "Чапаев" (1930).

Первый период работы т-ра связан с расцветом творчества актеров, активных строителей сов. т-ра - В. В. Ванина, А. Н. Андреева, С. С. Годзи, К. А. Да-видовского, Н. В. Княгининской, А. Г. Крамова, Г. И. Коврова, Е. А. Лепковского, М. Н. Розен-Сани-на, Н. П. Темякова, Т. С. Оганезовой и др. В т-ре выработался свой стиль сценич. воплощения жизни - острый социальный анализ событий, документально точное, почти натуралистич. изображение фактов и людей, открытый и яркий пафос передачи революц. героики. Т-р увлекал эпич. показом нар. борьбы, агитационностью и правдой в трактовке массовых сцен и отдельных характеров. Художник Б. И. Волков воздвигал на сцене выразит, конструкции, стремясь передать гигантский масштаб нар. строек, воссоздать достоверную обстановку производственной жизни. В т-ре складывался новый тип актера - агитатора, пропагандиста, не отделяющего своего творчества от разносторонней, общественной работы. В 30-е гг. перед коллективом т-ра встала задача овладения высоким реалистич. мастерством. (Т-р, шедший в 20-е гг. в авангарде, стал отставать от развития сов. театр. иск-ва 30-х гг.). Плодотворным оказался режиссерский и актерский опыт И. Н; Берсенева, С. В. Гиацинтовой, С. Г. Бирман, работавших в т-ре в 1936- 1938. Они приняли участие в создании спектаклей:

"Салют, Испания!" Афиногенова, "Васса Железно-ва" (оба в 1936), "Пушкинский спектакль" (1937);

"Порт-Артур" Никулина (1938).

Большую работу с актерами по овладению сценич. мастерством начал Ю. А. Завадский, вставший во главе т-ра в 1940. С этого времени меняется художеств. стиль т-ра, в н„м появляются новые качества - пси-хологич. тонкость, особая чуткость к жанровому своеобразию драматич. произведений, изящная поэтичность, комедийная л„гкость. Вместе с Завадским в т-р вступили его ученики - актеры В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, О. Н. Абдулов, режиссеры И. С. Анисимова-Вульф, А. Л. Шапс, позднее актеры Б. Ю. Оленин, П. И. Герагаидр. Черты нового бтиля т-ра наиболее полно выявились в спектаклях, пост. Завадским,-лирической "Машеньке" (1941, Машенька - Марецкая, Ока„мов - Любимов-Ланской, Кареев- Ванин); искром„тной, бравурной "Трактирщице" (1940, Мирандолина - Марецкая, Кавалер - Мордвинов); героико-комедийной пост. "Надежды Дуровой" А. Кочеткова и К. Липскерова (1941, Надежда Дурова - Марецкая). Важное место в истории сов. т-ра занял спектакль "Нашествие" (1943, реж. Завадский, Пыжова и Бибиков; Ф„дор - Астангов, Фаюнин - Ванин, Таланов - Герага), трагические, героич. события военных лет выражены в н„м через проникновенный анализ духовного мира человека. Спектакль патетически изображал духовную непокор„нность народа, поднявшегося на борьбу с врагом. Современная тема продолжала оставаться главной в дни войны и в послевоенные годы. В т-ре шли "Русские люди" (1942), "Фронт" (1942); "Встреча в темноте" Кнорре (1944, Варя -Марецкая, Шульга-Абдулов), "Бранденбургские ворота" Светлова (1946). Изобретательное, театрально-острое оформление мн. спектаклей т-ра принадлежит М. А. Виноградову. Т-р поставил первую пьесу Софронова "В одном городе" (1947), затем его же "Московский характер" (1948) и "Миллион за улыбку" (1959); пьесы современных сов. драматургов: "Ленинградский проспект" Штока (1962, Забродин - Мордвинов), "Василий Т„ркин" по поэме А. Твардовского (1961).

Среди пост. рус. и зарубежной классики: "Маскарад" (1952, Арбенин - Мордвинов, Неизвестный-Оленин, 1963); "Сомов и другие" Горького (1954), "Забавный случай" Гольд они (1942, Филиберт - Оленин), "Отелло" (1944, Отелло - Мордвинов, Яго - Оленин), "Виндзорские насмешницы" (1957), "Король Лир" (1958, Лир - Мордвинов).

В 50-60-е гг. т-ром созданы спектакли на совр. тему, образующие единое эпическое, художеств. повествование о наших днях: "Дали неоглядные" Вирты (1957, Ракитина - Марецкая, Хижняков - Дубов), взволнованный сценич. рассказ о сдвигах в жизни, психологии людей колхозной деревни, "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959), изображение борьбы за восстановление ленинских норм в нашей жизни, "битвы сердец и умов", "Совесть" Павловой (1963), в к-ром критич. острота неотрывно связана с горячим пафосом утверждения новой жизни. В художеств. поисках коллектива преобладает стремление сочетать условную форму постановочного решения, театральность, с психологич. углубл„нностью внутр. рисунка ролей. Режиссура т-ра и художник А. П. Васильев ищут лирич. форму совр. спектакля. В пост. классики т-р уделяет преимущественное внимание раскрытию гуманистич. светлого романтич. начала. В т-ре сложились свои принципы сценич. трактовки драм Шекспира - красочное, живописное, романтическое решение трагедий, театрально-праздничное - комедий. Т-р выезжал на гастроли в Болгарию, Румынию, Польшу.

В труппе т-ра (1964): нар. артисты СССР - В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Л. П. Орлова, Р. Я. Плятт, Ф. Г. Раневская, нар. арт. РСФСР С. Г. Бирман, П. И. Герага, Т. С. Оганезова, засл. арт. РСФСР С. С. Годзи, А. М. Дубов, Б. А. Лавров, Э. Г. Марголина, К. К. Михайлов, Г. А. Слабиняк, В. В. Сошальская, С. С. Цейс, Л. В. Шапошникова, засл. арт. БССР Г. Н. Некрасов, актеры: О. А. Анофриев, Н. И. Дробышева, И. С. Саввина и др. Гл. режиссер т-ра - нар. арт. СССР Ю. А. Завадский, режиссеры: засл. деят. иск-в РСФСР И. С. Аннси-мова-Вульф, А. Л. Шапс. Гл. худ. т-ра засл. худ. РСФСР А. П. Васильев.

В зрит. зале т-ра 1179 мест.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1922. "Савва" Андреева (Прокофьев).

1923. "Париж" по Золя (Прокофьев), "Нора" (Любимов-Ланской); "Севильский цирюльник" Бомарше (Прокофьев), "Сиволапинская комедия" Чижевского (Карцев), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Крамов), "Праздник крови" ("Овод") по Войнич (Прокофьев), "Калигула" Дюма-отца (Донатов), "Борьба" Голсуорси (Гурьев), "Доходное место" (Донатов), "Живой труп" (Донатов).

1924. "Кин" Дюма-отца (Блюменталь-Тамарин), "Театр Клары Газуль" Мериме (Бебутов и Угрюмов), "Герцог" Луначарского (Любимов-Ланской), "Праздник св. Йоргена" Бергстеда (Татищев), "1881 год" Шаповаленко (Любимов-Ланской), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Ревизор" (Бебутов).

1925. "Георгий Гапон" Шаповаленко (Любимов-Ланской), "Предательство Дегаева" Шкваркина (Лепковский), "Шторм" (Любимов-Ланской).

1926. "В наши дни" Шаповаленко (Ильин), "Саранча" Любимова-Ланского (Любимов-Ланской), "Цемент" Гладкова (Любимов-Ланской).

1927. "Штиль" Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской), "Чернь" Шаповаленко (Любимов-Ланской), "Константин Тер„хин" ("Ржавчина") Киршона и Успенского (Любимов-Ланской), "Мятеж" (Любимов-Ланской); "Луна слева", Билль-Белоцерковского (Винер).

1*928. "Ненависть" Яльцева (Треплев), "Рельсы гудят" Киршона (Любимов-Ланской).

1929. "Голос недр" Билль-Белоцерковского (Винер), "Город ветров" Киршона (Любимов-Ланской), "Ярость" Яновского (Любимов-Ланской).

1930. "Чапаев" (Винер); "1905 год" Гандурина (Любимов-Ланской).

1931. "Запад нервничает" Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской), "Мгла" Прозоровского (Лукацкий), "Солнечная сторона" Давидовского (Винер).

1932. "Рабан" Вандурского (Любимов-Ланской), "Снег" Погодина (Любимов-Ланской).

1933. "Враги" (Рубин); "Вздор" Финна (Винер).

1934. "Гордость" Гладкова (Любимов-Ланской), "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской).

1935. "Профессор Мамлок" Вольфа (Давидовский и Мар-голин).

1936. "Дело рядового Шибунина" Никулина (Ванин и Давидовский), "Хлопчик" Даниэля (Марголин и Минаев), "Васса Железнова" (Бирман); "Салют, Испания!" Афиногенова (Берсенев).

1937. "Моцарт и Сальери" Пушкина (Ванин), "Каменный гость" Пушкина (Бирман), "Апшеронская ночь" Никитина (Любимов-Ланской), "Сыновья" Финна (Бирман).

1938. "Порт-Артур" Никулина (Берсенев), "Последняя жертва" (Ванин и Марголина).

1939. "Профессор Полежаев" Рахманова (Марголин) "Путь к победе" Ал. Толстого (Любимов-Ланской).

1940. "Начистоту" Глебова (Ванин), "Лгун" Гольдони (Марголин), "Богатые невесты" Островского (Ф„доров), "Трактирщица" (Завадский); "Фландрия" Сарду (Любимов-Ланской).

1941. "Машень.ка" (Завадский); "Надежда Дурова" Кочеткова и Липскерова (Завадский).

1942. "Не вс„ коту масленица" Островского (Темяков и Коршун), "Каннибалы" ("Шпик" Брехта, "Пещера" и "Честь" Галицкого) (Шмыткин); "Вечер памяти Пушкина" (Завадский), "Накануне" Афиногенова (Завадский), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (Завадский), "Вечер памяти Маяковского" (Шмыткин и Коршун),"Русские люди" (Завадский), "Фронт" (Завадский); "Забавный случай" Гольдони (Завадский).

1943. "Нашествие" (Завадский, реж. Пыжова и Бибиков);

"Женитьба Бальзаминова" Островского (Ванин).

1944. "Отелло" (Завадский); "Встреча в темноте" Кнорре (Завадский), "Чеховский спектакль" (Шмыткин).

1945. "Стакан воды" Скриба (Чистяков), "Чайка" (Завадский); "Святая ложь" Аграненко и Штейна (Павленко), "Убийство мистера Паркера" Моррисона (Турчанович), "Красавец-мужчина" Островского (Шмыткин).

1946. "Госпожа министерша" Нушича (Завадский), "Бранденбургские ворота" Светлова (Завадский и Чистяков), "Недоросль" (Бенкендорф).

1947. "Русский вопрос" (Завадский); "В одном городе" Софронова (Шмыткин), "Жизнь в цвету" Довженко (Завадский), "Мужество" Бер„зко (Завадский и Шапс).

1948. "Без вины виноватые" (Завадский); "Обида" Сурова (Ванин), "Московский характер" Софронова (Завадский), "Закон чести" Штейна (Завадский и Анисимова-Вульф).

1949. "Девочки" Пановой (Анисимова-Вульф), "Преступление директора Риггса" Чодорофф (Завадский и Чистяков), "Свадьба Кречинского" (Ванин); "Роковое наследство" Шейнина (Ванин и Шапс), "Мадлен Годар" Спешнева (Завадский и Анисимова-Вульф), "Опасный перекр„сток" Маклярского и Спешнева (Завадский и Шапс), "Модная лавка" Крылова (Шмыткин).

1950. "Чаша радости" Винникова (Колесаев), "Особое мнение" Марьямова и Клебанова (Завадский и Шапс), "Студент III курса" Давидсона и Борозина (Анисимова-Вульф), "Рассвет над Москвой" Сурова (Завадский и Шапс), "Товарищи-москвичи" Кашкадамова и Королькова (Шмыткин).

1951. "Младший партн„р" Первенцева (Завадский и Стра-домская), "Хитроумная влюбл„нная" Лопе де Вега (Шапс и Турчанович), "Шторм" (Завадский и Страдомская); "Честь семьи" Мухтарова (Шмыткин).

1952. "Маскарад" (Завадский и Анисимова-Вульф); "Гражданин Франции" Храбровицкого (Завадский и Страдомская), "Трудовой хлеб" Островского (Петрова), "Ш„лковое сюзане" Каххара (Шмыткин).

1953. "Рассказ о Турции" Хикмета (Завадский), "Большие хлопоты" Ленча (Шапс), "Беспокойная должность" Кожемякина (Завадский), "Варвара Волкова" Софронова (Анисимова-Вульф).

1954. "Тайна Ч„рного озера" Борисовой (Данкман), "Любовь на рассвете" Галана (Страдомская), "Сомов и другие" Горького (Анисимова-Вульф), "История одной любви" Симонова (Кандинашвили), "Кража" Лондона (Завадский и Шмыткин), "Кто сме„тся последним" Крапивы (Шапс).

1955. "Наша дочь" Кулиджанова и Сегеля (Анисимова-Вульф и Михайлов), "Первая весна" Николаевой и Рад-зинского (Завадский и Страдомская), "Лиззи Мак-Кей" Сартра (Анисимова-Вульф), "В тихом переулке" Мовзо-на (Шапс).

1956. "Второе дыхание" Крона (Шапс), "Алпатов" Зорина (Завадский и Михайлов), "Катрин Лефевр" Сарду и Моро (Анисимова-Вульф), "Трое" по Горькому (Си-доркин).

1957. "Чужой паспорт" Зорина (Анисимова-Вульф), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (Завадский), "Запутанный узел" Маклярского и Шейнина (Шапс), "Дали неоглядные" Вирты (Завадский).

1958. "Король Лир" (Анисимова-Вульф), "Корнелия" Чорчолини (Завадский и Докутович), "Опасная профессия" Соловь„ва (Шапс), "На краю России" Рубинштейна (Докутович), "Стальное колечко" Паустовского (Данкман).

1959. "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (Завадский и Шапс), "Нора" (Анисимова-Вульф), "Тревожная ночь" Мдивани (Ремез), "Выгодный жених" бр. Тур (Шапс), "Миллион за улыбку" Софронова (Анисимова-Вульф).

1960. "Леший" Чехова (Завадский), "Первое свидание" Сытиной (Ремез), "Три камня веры" Вирты (Шапс), "Последние гвоздики" Тер-Григоряна (Завадский и Саркисян), "Летом небо высокое" Вирты (Завадский).

1961. "Третье желание" Блажека (Иржина Мартинкова), "Василий Т„ркин" по о. п. Твардовского, композиция Во-ронкова (Шапс), "Орфей спускается в ад" Уильямса (Анисимова-Вульф), "Осторожно, листопад" Михалкова (Ремез), "Антей" Зарудного (Завадский), "Когда часы пробили полночь" Борисовой (Данкман).

1962. "Ленинградский проспект" Штока (Анисимова-Вульф), "Он жив„т рядом" Бражнина (Е. Завадский),

"Бунт женщин" Хикмета и Комиссаржевского (Завадский), "Пора любви" Катаева (Шапс), "Ночной разговор" Соснина (Данкман).

1963. "В дороге" Розова (Анисимова-Вульф), "Совесть" Павловой (Завадский и Шапс), "Милый лжец" Килти (Завадский и Шапс).

1964. "Обручальное кольцо" Софронова (Шапс), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (Е. Ю. Завадский) и др.

Лит.: Театр московского пролетариата. Десять лет театра им. МОСПС, М., 1934; Образцова А., Театр им. Моссовета, [М.], 1959; Театьрьт на Моссьвета в България, София, 1955. А. О.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЛЕНСОВЕТА - русский советский драматический театр. Создан в 1922 как районный драм. т-р Замоскворецкого совета (в 1925 получил постоянное помещение на Б. Ордынке). В 1926 в труппу влились молодые актеры, выпускники ЦЕТЕТИСА под рук. А. П. Петровского. В 19321941 назывался Т-ром Ленсовета, в 1941 часть труппы т-ра вошла во вновь организованный Московский театр драмы.

В т-ре были пост. спектакли: "Интермедии" Сервантеса (1926), "Плоды просвещения", "Ревизор" (оба в 1927), "Разлом"; "Золотой мозг" Глебова (оба в 1928), "Чудак" (1931) и "Страх" (1932) Афиногенова, "Разгром" по Фадееву (1932, реж. Зубов), "Гавань бурь" Бальзака (1933), "Платон Кречет" (1935, реж. Зубов); "Герман" по "Пиковой даме" Пушкина (1936), "Последние"; "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины, реж. Плотников (оба в 1938), "Чекисты" Козакова, "Падь Серебряная" Погодина (оба в 1939), "Дворянское гнездо" (по Тургеневу), "Мария Стюарт", реж. Страдомская (оба в 1940); "Севиль-ский цирюльник" Бомарше (1941) и др. В т-ре работали. актеры: В. В. Алексеева-Месхиева, Н. Н. Ар-ский, А. М. Белоусова, А. Г. Вовси, О. Г. Левы-кина, Н. В. Литвинов, В. А. Любимов, С. Мей, А. К. Плотников, Н. Н. Каминова, А. А. Треплев, К. М. Половикова, С. С. Цейс, Н. М. Евстигнеев, О. П. Матисова и др. режиссерами т-ра были: А. П. Петровский, Б. М. Сушкевич, И. А. Донатов, А. Л. Грипич, К. А. Зубов, В. С. Канцель, А. К. Плотников, В. А. Нелли, Е. И. Страдомская, И. Ю. Шлепя-нов, И. С. Вульф и др.

Лит.: Луначарский А., Успех на периферии, "Известия", 1929, 23.X, .ј 245 (3781); М а н у х и н В., По ту сторону занавеса, "Современный т-р", 1928, ј 50;

Березарк И., Молодежь побеждает, "Пламя", 1930, ј 1, с. 53-55; М л е ч и н В., Два разгрома - две победы, "Труд", 1932, 28.XI, ј 275 (3621); Львов С., Театр вырос на окраине, "Рабочий и театр", 1933, ј 35; У з и н В., "Благочестивая Марта"..., "Театр", 1938, ј8, с. 115-23;

Блюм В., На спектакле, "Мария Стюарт", там же, 1940, Яя 6, с. 48-52; Дальцев 3. Г., Москва. 1917-1923, в сб.: У истоков, М., 1960, с. 178-241. С. Г.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (М о - сковский государственный театр о п е р е'т т ы) - первый государственный театр оперетты в СССР. Создан на базе опереточной труппы, работавшей в Москве в 1922-27. Открылся 24 ноября 1927 (в помещении т-ра "Аквариум") пост. оперетты "Игра с Джокером" Багриновского (пост. Р. Симонова и Ярона). В труппу т-ра вошли артисты - Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, Клара Милич, К. М. Новикова, М. А. Руджиери, 3. А. Смирнова, Д. Л. Сокольская, М. П. Юдина, В. С. Володин, М. Л. Волховской, В. Н. Даминский, М. И. Днепров, Т. К.Дунаев, С. В. Каминский, В.А.Катун, А. Г.Ровный, И. В. Стравинский, И. В. Торский, Е. Н. Чу-гаев, В. М. Эльтон, Г. М. Ярон (он же - зав. худ. частью); дириж„ры - С. Я. Орланский, Ф. Ф. Эк-керт; балетмейстер - Б. В. Орлов; худ. - Е. Г. Соколов.

Важнейшая задача, стоявшая перед т-ром,- создание жанра сов. оперетты. Т-р впервые поставил оперетты (в скобках указаны фамилии постановщиков): "Женихи" (первая сов. оперетта; 1927, Гутман), "Миллион терзаний" (1932, Донатов), "Золотая долина" (1938, Феона) Дунаевского, "Ч„рный амулет" (1928, Лапицкий), "Холопка" (1932, Смолич), "Сердце поэта" (1934, Баратов) Стрельникова, "Людовик ...надцатый" Сахновского (1928, Алексеев), "Взаимная любовь" Каца (1940, Алексеев) и др. Правдивые, насыщенные бытовой характерностью спектакли пост. Г. М. Ярон: "Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "На берегу Амура" Блантера (1939) и спектакль "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (1937), воплотивший революц. романтику в жанре нар. муз. комедии. Новое решение получили оперетты зарубежных авторов:

"Роз-Мари" Фримля и Стодгардта (1928, Феона), "Летучая мышь" Штрауса (1933, Марджанов), "Фиалка

Монмартра'" (1933), "Сильва" (1941) Кальмана (обе в пост. Ярона).

В годы Великой Отечеств, войны одна часть труппы работала в Кузбассе; другая - в Москве. Были пост.:

"Девушка из Барселоны" Б. Александрова (1942), "Табачный капитан" Щербач„ва (1942), "Украденная невеста" (по "Аскольдовой могиле" Верстовского, 1944). В 1947-53 гл. режиссером т-ра был И. М. Туманов, к-рый привл„к в т-р артистич. молод„жь, стремился в пост. к единству актерского ансамбля. Пост.:

"Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Акулина" Ков-нера (1949), "Трембита" (1949), "Первая любовь" (1953) Милютина, "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1952) и др. В М. т. о. в разное время работали артисты:

С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, Е. Ф. Савицкая, Стефания Петрова, А. Г. Цензор, С. М. Аникеев, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, Г. А. Заичкин, В. Т. Карпов, Н. Н. Радошанский, В. В. Ротмаковский, Н. О. Рубан, В. Я. Хенкин, С. Я. Хмельницкий и др.; дириж„ры - М. Н. Жуков, А. А. Залевский, Д. Д. Пекарский, Г. С. Фукс-Мартин; реж. - А. Г. Алексеев, В. М. Бебутов, И. А. Донатов. К оформлению спектаклей привлекались худ. - Н. П. Акимов, Б. И.Волков, Б. Г. Кноблок, И. С. Федотов, Н. А. Шифрин и др.

В 1954 гл. режиссером стал В. А. Канделаки, гл. дириж„ром - Г. А. Столяров. В т-р были привлечены видные сов. композиторы, выдвинулись новые молодые артисты. Лучшие спектакли т-ра отличаются тщательной разработкой характеров действующих лиц, яркой театральностью: "Белая акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики" (1958), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Весна по„т" Кабалевского (1957), "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1959), "Ромео, мой сосед" (1960), "Куба, любовь моя" (1963) Гаджиева, "Граф Люксембург" Легара (1960), "Севастопольский вальс" Листова (1961), "Седьмое небо" Певзнера (1962), "100 чертей и одна девушка" Хренникова (1963), "Марина" Кальмана (1963) и др.

В труппе т-ра (1964): нар. артисты РСФСР О. Н.Власова, В. И. Алчевский; засл. артисты РСФСР Н. В. Куралесина, Е. Я. Лебедева, Т. Л. Санина, Т. И. Шмыга, Ю. Н. Богданов, А. 3: Горелик, В. Г. Зарубеев, М. А. Качалов, Н. К. Каширский, Ю. А. Савельев, А. А. Феона и др.; гл. реж. - нар. арт. РСФСР В. А. Канделаки, реж. - А. Р. Закс; дириж„ры - А. Г. Михайлов (гл. хорм.), Л. М. Оссов-ский, Е. А. Синицын; гл. балетм. - засл. деят. иск-в РСФСР Г. А. Шаховская; гл. худ. - Г. Л. Кигель; зав. лит. частью - Я. А. Гринберг.

Лит.: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, газ" "Вечерняя Москва", 1928, 16 мая, ј 112; Янковский М., Советский театр оперетты, Л.- М., 1962;

Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963. М. Лифш.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ - один из первых советских театров. Открылся 29 окт. 1922. См. Московский театр имени В л. Маяковского.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР САТИРЫ - русский советский театр. Открылся 1 окт. 1924 спектаклем "Москва с точки зрения" В. Я. Типота я Н. Р. Эрдмана. Первое пятилетие в репертуаре т-ра преобладали обозрения- политические, бытовые, иногда пародийные: "Спокойно - снимаю", "Европа, что надо" (1925), "А не хулиган ли Вы, гражданин?" (1927), "Довольно, бросьте" (1929), "Извините за резкость" (1930), к-рые создавались гл. обр. коллективом авторов - А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Н. Вольпиным, Л. В. Никулиным. В. 3. Массом, В. Я. Типотом, Н. Р. Эрдманом и др. Наряду с обозрениями ставились пьесы разных комедийных жанров - в этот период началась длительная борьба за сов. комедию. Были пост. комедии: "114-я статья" (1924) и "Склока" (1927) Ардова и Никулина;

"Вредный элемент" (1927) и "Лира напрокат" (1928) Шкваркина, "Квадратура круга" Катаева (1928). Шли также сатирич. комедии В. Газенклевера, Л. Верн„я и др.

С нач. 30-х гг. основой репертуара т-ра становится бытовая комедия. Этот период связан с расцветом драматургии В. В. Шкваркина и приходом в т-р в качестве художественного руководителя Н. М. Горчакова

(1933). Наиболее значит, спектакли 30-х гг.: "Чужой реб„нок" (1933) и "Простая девушка" (1937) Шкваркина, "Большая семья" (1936), "Таланты" (1938) и "Сашка" (1940) Финна, "Дорога цветов" Катаева

(1934), "Мелкие козыри" Ардова (1937) и др. В спектаклях этих лет рассказ о комич. происшествии преобладал над сатирич. обобщением. Их отличали метко схваченные жанровые наблюдения, отклики на злобу дня, хл„сткий юмор. Т-р интересовала и классич. комедия - шли также спектакли "Город Глупов" по Салтыкову-Щедрину (1932), "Господин де Пур-соньяк" Мольера (1938).

В 40-50-е гг. наиболее значит, спектаклями т-ра были: героич. комедия Кочеткова и Липскерова "Надежда Дурова" (1942), бытовые комедии-шутки "Факир на час" Дыховичного и Слободского (1945) и "День отдыха" Катаева (1946), пьесы-памфлеты "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" Корнейчука (1944), "Остров мира" Петрова (1947), водевиль Галича и Исаева "Вас вызывает Таймыр" (1948). Т-р пост. поэтич. пьесу-легенду кит. классика Ван Ши-фу "Пролитая чаша" (1952), большим успехом пользовалась лирич. комедия драматурга коми Дьяконова "Свадьба с приданым" (1950, реж. Равен-ских. Гос. пр. СССР, 1951), шла сатирич. комедия рум., классика И. Л. Караджале "Потерянное письмо" (1952).

Этапными спектаклями для т-ра стали пост. пьес В. Маяковского "Баня" (1953, реж. Петров, Плучек, Юткевич), "Клоп" (1955, реж. Плучек, Юткевич), "Ми-стерия-Буфф" (1957, реж. Плучек). Остро сатирические, отмеченные глубиной социальной типизации, новаторские по театр. форме, они определили публицистич. направленность искусства театра, яркую зрелищность, театральность его спектаклей.

Спектакли конца 50-60-х гг. свидетельствуют о жанровом разнообразии. Т-р пост.: комедию Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (1958), драматич. сатиру Назыма Хикмета "Дамоклов меч" (1959), бытовую комедию Бирюкова "Яблоко раздора" (1961), инсц. памфлета М. Ларни "Четв„ртый позвонок" (1961), инсценировки - "Золотой тел„нок" (1958) и "12 стульев" (1960) Ильфа и Петрова; впервые на рус. сцене пост. комедию Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1962) и др.

Т-р привлекал актеров, владеющих иск-вом комич. диалога, пения, танца, способных сочетать психоло-гич. правду характеров с сатирич. остротой. В т-ре работали крупнейшие сов. комедийные актеры:

Я. М. Волков, В. Д. Доронин, О. П. Зверева, И. И. Зе-нин, Д. Л. Кара-Дмитриев, Р. Г. Корф, Ф. Н. Ку-рихин, И. А. Любезнов, Е. Я. Милютина, Е. Н. Неверова, П. Н. Поль, К. В. Пугач„ва, Н. И. Слонова, Я. М. Рудин, В. Я. Хенкин, Р. М. Холодов и др. Художественными руководителями т-ра были: Д. Г. Гутман (1926-29), Н. М. Горчаков (1933-41 и в 1943-48), Н. В. Петров (1948-53), П. П. Васильев (1953-56).

В труппе т-ра (1964); нар. арт. РСФСР Т. И. Пельтцер, Г. П. Менглет; засл. артисты РСФСР В. К. Васильева, В. А. Дорофеев, Ф. А. Димант, Г. И. Доре, О. П. Зверева, А. Д. Папанов, Г. Б. Тусузов; засл. арт. Тадж. ССР О. П. Солюс; актеры: О. А. Аросева, Н. Н. Архип ова, 3. Н. Зелинская, Б. В. Рунге, В. Г. Токарская и др. Гл. режиссер т-ра (с 1957) - засл. арт. РСФСР В. Н. Плучек.

Лит.: Дмитриев Ю. А., Театры комедии и сатиры, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954; Фролов В., Общественное назначение театра сатиры, "Театр", 1950, .ј 1. 3. Вл.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ (МТЮЗ) - русский советский театр для детей. Возник в 1924 как передвижной коллектив (под рук. О. В. Рудаковой) для обслуживания детей моек. окраин. В 1927-41 т-р возглавлял Г. И. Шагаев. В 1927 т-р вош„л в сеть .моек. т-ров. С 1932 стал стационарным. В 1941 слит с Гос. центральным т-ром юного зрителя. Коллектив т-ра с первых дней возникновения тесно .связан со своим зрителем, школой, пионерской организацией (педагогич. актив, актив школьников, диспуты, конференции, театр. лекторий "Театр приходит в школу").

Важными вехами в творч. жизни т-ра стали спектакли: "Путь дал„кий" Шестакова (1929), "Мнимый больной" Мольера, "Брат героя" Кассиля (оба в 1939), "Первая любовь" Фраермана (1940), "Двенадцать месяцев" Маршака (1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов" Губарева (1952), "Гимназисты" Трен„ва (1953), "Именем Революции" Шатрова, "О ч„м рассказали волшебники" Коростыл„ва (оба в 1957), "Вс„ это не так просто", "Самая счастливая" Исаровой (оба в 1961). "Мальчишки из Гаваны" Чичкова (1962), "Парень из нашего города" (1962); "Любовь к тр„м апельсинам" Светлова (по мотивам сказки Гоцци), "Иди и не бойся" Сем„нова, "Вовка на планете Ялмез" Коростыл„ва (все в 1963). Т-р стремится к герои" ко-романтич. репертуару, созданию ярких, интересных спектаклей ("Именем Революции", "Парень из нашего городам). В то же время для т-ра характерны публицистич. спектакли-диспуты ("Аттестат зрелости", "Вс„ это не так просто").

В т-ре в разное время играли актеры: Г. В. Бурцева, Е. А. Варенцова, П. Н. Гарин, М. Н. Дагмаров, Н. А. Деревицкий, Л. В. Невская, В. И. Стручкова, А. Р. Фуксина, В. А. Яковлев и др. В 1946-57 гл. режиссером т-ра был П. В. Цетнерович.

В труппе т-ра (1964): засл. артисты РСФСР - П. А. Гаврилов, В. К. Горелов, М. Н. Зорина, Л. Н. Князева, М. П. Колесников, И. Г. Паппе, Н. И. Сем„нов, актеры - О. А. Андрианова, М. С. Архипова, Е. Н. Васильев, С. А. Горохова, Г. В. Зиновьев, Ю. П. Кротенке, А. П. Марченко, Л. С. Любимова, В. Б. Носик, И. Г. Рейноян, И. Е. Реаль, В. А. Рождественский, В. И. Шугаев, В. В. Мельникова и др. Гл. режиссер т-ра (с 1957)- Б. Г. Голубовский. В зрит. зале т-ра 874 места.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница