Наши партнеры

Выгодно прокат авто лично в компании РексРент.
https://vk.com/electrastyle35

Театральная энциклопедия
(страница 298)


МОРТЕЙРУ (Mortheiru), Педро (р. 1922) -- чилийский режиссер, театральный деятель. Один из крупных деятелей т-ра Лат. Америки, стремящийся к обновлению нац. театр. культуры. В 1943 основал Опытный т-р Католич. ун-та (Сантьяго), где начал режиссерскую деятельность. Пост. спектакли: "Пилигрим" Бальдивиесо, "Веер" Гольдони, "Севильский обольститель" Тирсо де Молины, "Пигмалион" Шоу и др. В 1955 пост. спектакль "Донья Росита" Гарсиа Лорки в Эксперимент, т-ре Чилийского ун-та, отмеченный высоким уровнем режиссерского мастерства.

Др. пост.: "Лекарь поневоле"; "Уже никто не зов„тся Дейдамией" Гарсиа (1957, Эксперимент, т-р), "Между полночью и криком петухов" Кариолы, "Пусть лают собаки" Во-дановика (1959, Опытный т-р). Л. X.

МОРУС, Евгений Иванович (р. 1911) - советский артист цирка; воздушный гимнаст. Засл. арт. РСФСР (1958). Руководитель и участник номера "Воздушный пол„т под куполом цирка". Начал выступать в цирке в 1918 в номере своего отчима, циркового артиста Донато, и вскоре стал одним из лучших "пол„тчиков", исполнял труднейшие трюки в этом жанре. В 1943 в Московском цирке М. впервые исполнил "пируэт - двойное сальто-мортале" с трапеции в руки к ловитору. В 1944 исполнил в Киевском цирке "тройное сальто-мортале" - выдающееся достижение в этом жанре. В 1947 в Куйбышевском цирке "пируэт - два с половиной сальто-мортале". 3. Г.

МОРФОВА, Христина [11(23).IV.1889-1.VI.1936] - болгарская артистка оперы (сопрано). Училась в Пражской консерватории. Сценическую деятельность начала в Брно. С 1915-артистка "Болгарского оперного товарищества" (в 1922 преобразовано в софийскую Народную оперу). Выступала в Москве, Париже, Милане, Лондоне и др. городах. С успехом исполняла партии в операх Сметаны: Маженка ("Проданная невеста"), Либуше (о. п.), Милада ("Да-либор").

Др. партии: Аида; Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Фиделио"), Маргарита ("Фауст"), Лакме.

Обладала голосом огромного диапазона (3 октавы), красивого тембра и артистич. одар„нностью. Вместе с К. И. Михайловым-Стояном и др. входила в число основоположников болг. проф. оперного т-ра. Выступала и как режиссер. Вела педагогич. работу.

Лит.: Камбуров И., Народна певица, "Изкуство", 1946, кн. 4-5; Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. А. Ив.

МОСАШВЙЛИ, Ило Онисимович (1896-1954)- грузинский советский поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1915. Автор пьес: "Начальник станции)) (1947)-о самоотверженной борьбе сов. народа против фашистских захватчиков, "Потопленные камни" (Гос. пр. СССР, 1951)-о борьбе за независимость жителей юж. районов Грузии, порабощ„нных турками, "Его звезда" (1950)-о новаторстве мичуринцев-овцеводов. Пост. пьес М. в Т-ре Руставели, Т-ре им. Марджанишвили и др. театрах Груз. ССР стали этапными спектаклями и способствовали творческому развитию грузинского театра. Э. Н.

МОСИН, Александр Григорьевич (16.X.1871-9. IX. 1929) - украинский советский артист оперы (тенор). Засл. арт. Укр. ССР (1928). В 1897 окончил Моск. консерваторию по классу пения проф. Е. А. Лав-ровской. Сценич. деятельность начал в оперном товариществе Н. В. Унковского. Пел в Тифлисе, Ростове, в оперной труппе Петроградского народного дома, в 1908-10-артист Большого театра (Москва). М. способствовал развитию оперного искусства на Украине (выступал на сценах Одессы, Харькова и др. городов). В 1926-29- артист Киевского оперного театра.

Партии: Герман; Юрий ("Чародейка" Чайковского), Собинин ("Иван Сусанин"), Лыков ("Царская невеста"), Левко, Берендей; Руальд ("Рогнеда" Серова), Бастрюков ("Сон на Волге" Аренского), Хлопуша ("Орлиный бунт" Пащенко), Микола ("Рождественская ночь" Лысенко), Ра-дамес, Канио; Калиф ("Турандот" Пуччини) и др.

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене,

А95' i А. Ив., Р. Рад.

МОСКВА - политический, культурный и промышленный центр страны, столица Союза Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Нас.- 6354 т. ч. (на 1963, в совр. границах).

В кон. 16 в. при дворе моек. царей существовала "потешная палата", к-рая подготовила появление придворного т-ра. 17 (27) окт. 1672 труппа пастора Грегори показала первое представление при царском дворе, и до 1676 труппа выступала в Кремле и с. Преображенском (см. Комедийная хоромина). В 1702 приглаш„нный Петром I Я. Кунст набрал рус. учеников и открыл т-р в нем. слободе, в доме Лефорта, здесь давались представления, перенес„нные затем в "коме-диальную храмину", выстроенную по приказу Петра I на Красной площади (т-р закрылся в 1706). Придворный театр существовал также p селе Преображенском в палатах царевны Натальи Алексеевны. В 1-й четв. 18 в. значит, распространение получили т-ры, создававшиеся при учебных заведениях Москвы (см. Школьный театр). В 1742 в царствование Елизаветы Петровны в М. был построен Оперный дом на р. Яузе (см. Головинский оперный дом) и Немецкий театр у Красных ворот. К 1749 относятся первые сведения о труппах любителей-разночинцев ("охочих комедиантах"), игравших на святках любит, спектакли. В 1757 при Моск. ун-те был организован Университетский театр. к-рый объединился с итал. оперной труппой. 29 янв. 1759 состоялось офиц. открытие нового т-ра в Оперном доме (у Красного пруда). Рус. драм. труппа получила назв. "Российского театра" и с 1769 показывала спектакли в доме Воронцова. В 1772-76 антрепризу в М. держали М. Гроти, кн. П. В. Урусов, М. Медокс. В 1780 Медокс выстроил на углу Петровки гор. публичный т-р на 1500 мест - Петровский т-р (сгорел в 1805), где давались оперные и драм. спектакли. Со 2-й пол. 18 в. большое распространение получил крепостной театр (т-ры Шереметевых, Юсуповых, Столыпиных, Апраксиных и др.). В сер. 80-х гг. 18 в. впервые в России была введена цензура, чинившая препятствия работе т-ра. Опасаясь влияния прогрессивного театр. иск-ва, царское пр-во в 1806 учреждает в Москве императорские (каз„нные) т-ры, находившиеся под строгим контролем чиновников. В 1806 в каз„нную труппу вошли актеры крепостных т-ров, часть актеров труппы Медокса, в т. ч. В. П. Померанцев,. П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы и др. Эта труппа играла в доме Пашкова на углу Никитской и Моховой и в Арбатском т-ре. В 1824 драм. труппа переходит в дом купца Варгина на Театр, площади, где 14 (26) октября состоялось офиц. открытие Малого театра. 6 (18) янв..

1825 на месте Петровского т-ра состоялось открытие Большого театра (см. Большой театр Союза ССР), построенного в 1824 по проекту А. А. Михайлова архитектором О. И. Бове.

В 1827 введена монополия имп. т-ров, уничтожившая возможность организации частных т-ров. Вследствие эконо-мич. оскудения дворянства прекратили сво„ существование и крепостные т-ры.

Оживление обществ, жизни в нач. 60-х гг. особенно сказалось на Малом т-ре. Т-р ставил Островского, Сухово-Кобылина и др. В труппу в разные годы входили: П. С. Мо-чалов, М. С. Щепкин, Л. П. Никулина-Косицкая, Н.М.Медведева, Н. В. Рыкалова, Г. Н. Федотова, П. М., М. П. и О. О. Садовские, В. И. Живокини, С. В. Васильев, С. В. Шумский, И. В. Самарин, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, А. П. Ленский и др.

С сер. 19 в., особенно после пост. опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1842) и "Руслан и Людмила" (1846), начался наиболее значит, период истории Большого т-ра (в 1856 заново построен после пожара по проекту архитектора А" Кавоса). В репертуар т-ра входили оперы Чайковского, Серова. Рубинштейна. В начале 20 в. утвердилась нац. рус. исполнительская школа, представленная Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, А. В. Неждановой. Конец 19 - нач. 20 вв. ознаменованы сдвигами в развитии моек. балета. Появление в репертуаре "Спящей красавицы", "Раймонды", "Лебединого озера" обогатили балетное иск-во психологич. реализмом. Но монополия императорских т-ров тормозила развитие театр. иск-ва. Еще в сер. 1860 возникают попытки нарушить эту монополию (спектакли "Артистич. кружка"). В 1872 на Варварской площади (ныне площадь Ногина) организуется Нар. т-р на моек. Политехнич. выставке. В его репертуаре были произв. рус. классики. В труппу входили М. И. Писарев, П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков. После закрытия выставки здание т-ра и его имущество были приобретены вновь открывшимся Общедоступным т-ром; в его труппу вошли и нек-рые актеры Нар. т-ра. В 1865 по инициативе Островского, Н. Г. Рубинштейна и др. в М. возник "Артистический кружок". Артистка А. А. Бренко, обойдя закон о монополии, в 1880-82 организовала т-р на Тверской ул., близ памятника Пушкину-"Пушкинский т-р". В сер. 60-х и в 70-е гг. в рус. т-ре большое значение приобретает оперетта (т-ры М. В. Лентовского в садах "Эрмитаж" и др.). В 1882 была отменена монополия императорских т-ров в обеих столицах. С осени вМ. возникают частные т-ры, самым крупным из к-рых был Т-р Ф. А. Корша (см. Корта театр). В 80-90-е гг. делались попытки создать ещ„ несколько драм. т-ров (Т-р Е. Н. Горевой, Т-р М.М. Абрамовой и др.). Существовали любительские т-ры. В 1877 возник Алексеевский кружок, из к-рого по инициативе К. С. Алексеева (Станиславского) выросло Общество искусства и литературы, просуществовавшее до 1898. В 1885 С. И. Мамонтов открыл первую частную оперу (см. Московская частная русская опера) в помещении, к-рое в 1902 было переоборудовано для МХТ; в 1896 спектакли оперы шли в здании Т-ра Солодовникова. Вступив в борьбу с рутиной каз„нной -оперы, Т-р Мамонтова произв„л реформу оперного театра. Театр просуществовал до 1904. На смену ему приш„л оперный Т-р Зимина, работавший до 1924 под разными названиями.

В М. проходили гастроли крупнейших пстерб. и про-винц. актеров. Приезжали виднейшие актеры зап. т-ра (Дузе, Сара Бернар, Режан, Сальвини, Барнай, Росси, Поссарт, Б. К. и Э. Коклен, Мейнингенский т-р и др.); для гастролей на Б. Никитской ул. был выстроен специальный т-р "Интернациональный т-р", или т-р "Парадиз" (ныне здесь играет Т-р им. Маяковского). В 1898 каз„нной дирекцией был осн. 3-й имп. т-р - Новый театр. просуществовавший до 1907. С нач. 20 в. в М. организуются общедоступные оперные и драм. т-ры в Нар. домах.

В 1898 К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Дан-ченко создан МХТ (см. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького), открывший новую эру в истории рус. и мирового театр. иск-ва. Здесь работали В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина и др. В годы реакции появляются т-ры миниатюр и кабаре, насаждавшие развлекательное безыдейное иск-во ("Максим" и др.). В 1913 открылась 1-я Студия МХТ, в 1916 - 2-я. В 1913 К. А. Марджанов создал Свободный т-р. В 1914 возник Камерный театр. в 1914 создан Т-р имени В. Ф. Комиссаржевской. В 1909-21 в М. играл Т-р Незлобина.

После победы Вел. Окт. социалистич. революции театр. жизнь М. достигла бурного расцвета, в т-ры приш„л новый массовый зритель. Большой, Малый, МХАТ и др. т-ры бесплатно распределяли билеты на спектакли среди рабочих, в воинских частях. В М. созда„тся много новых т-ров: в 1918 - т-р-студия ХПСРО (в 1919-20 - Новый т-р ХПСРО), в 1919 возникла студия Пролеткульта (с 1922- Первый рабочий т-р Пролеткульта), в 1920 - Т-р РСФСР 1-й (с 1926 -Гос. т-р им. Мейерхольда; закрыт в 1938, см. Мейерхольда имени театр), Т-р революционной сатиры (Теревсат; работал до 1922), Т-р импровизации "Семперантэ" (существовал до 1935), в 1922 - Театр Революции, в 1923 - т-р 'МГСПС (в дальнейшем т-р МОСПС, ныне Московский театр имени Моссовета). Большое распространение получили агит. т-ры "Синяя блуза" (нач. 20-х гг. 20 в.) и ТРАМ (Т-р рабочей молод„жи).

В нач. 20-х гг., с введением нэпа, в М. возродились т-ры миниатюр и кабаре (эстрадный т-р "Палас", "Кривой Джимми", "Нерыдай" и др.). В годы первого революц. 10-летия в М. возникло много студийных т-ров. Среди них студии, организованные МХТ: вслед за 1-й (с 1924 - МХАТ 2-й) и 2-й Студиями, организованными до революции, в 1921 была создана 3-я Студия (с 1926.- Гос. т-р им. Вахтангова) и 4-я (в 1927 - 37 - Реалистический т-р). В 1918 была создана Оперная студия Большого т-ра под рук. Станиславского, в 1919-Музыкальная студия МХТ В. И. Немировича-Данченко, в 1921-Студия импровизации им. Мчеделова и др. Большинство студий к концу 20-х гг. закрылось. С сер. 20-х гг. студии начали объединяться с т-рами или становились самостоят, т-рами. В 1924 был создан Московский театр Сатиры. Оперная студия Станиславского и Муз. студия Немировича-Данченко, став в 1926 т-рами в 1941 объединились в Муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Были созданы нац. т-ры:

Московский еврейский театр. цыганский театр "Ролгэн" латышский театр "Скатувэ", Татарский т-р рабочей молодежи и др. Создаются детские т-ры. В 1920 в М. открылся Первый гос. театр для детей, в 1922 - опытная мастерская Педаго-гич. т-ра. В 1925 произошло их слияние и новый театр получил назв. - Первый гос. педагогич. т-р для детей. В 1921 создан Московский театр для детей (с 1936 - Центральный детский театр). В 1924 организован Московский театр юного зрителя (МТЮЗ). В 1927 создан Московский театр оперетты. В 1930 был организован Центр, т-р Красной Армии (ныне Центральный театр Советской Армии - ЦТСА), положивший начало созданию театров этого типа. В 1932 открылся Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в 1930 - Московский театр кукол, в 1938 - Т-р Транспорта (ныне Т-р им. Гоголя) и др. К концу 30-х гг. общее число театров в столице приближалось к 40. В этот период произошло укрупнение художественных коллективов, многие театры объединились в один коллектив. Театр-студия под рук. Хмел„ва объединилась со Студией им. Ермоловой (ныне Т-р им. Ермоловой).

Периодически проводились декады иск-в республик, театр. смотры. В годы Отечеств, войны моек. т-ры принимали активное участие в обслуживании фронта. В 1943 в вернувшийся в М. Т-р Революции, рук. Охлопковым, вливается Моск. т-р драмы (б. Т-р Ленсовета). Новый коллектив получил название Моск. т-ра Драмы (с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского). В 1950 на основе Камерного т-ра был создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. В 1957 в М. возник театр-студия "Современник". В М. сосредоточены старейшие театр. учебные заведения: ГИТИС, Театр, уч-ще им. Щукина, Школа-студия им. Немировича-Данченко, Моск. хореографии. уч-ще и др. В М. находится Центр, театр. музей им. Бахрушина (см. Бахрушина музей), имеются музеи при т-рах (Музей Большого т-ра, Музей МХАТа, Музей Малого т-ра и др.). С 1944 работает Институт истории искусств. В 1964 в М. работает ок. 30 т-ров, цирк, более 10 концертных залов, 250 клубов (Центральный дом работников искусств - ЦДРИ, Дом актера, Дворец культуры им. Лихач„ва, Центр. дом Сов. Армии, Центр, дом культуры железнодорожников, Дом уч„ных и мн. др.). Науч. и организаторскую работу проводит Всеросс. театральное об-во.

В М. выходят два театр. журнала "Театр" (с 1937) и "Театральная жизнь" (с 1958), газета "Советская культура". В ведущих т-рах М. выпускаются многотиражные газеты:

"Малый т-р", "Советский артист" (Большой т-р), "Горьковец" (МХАТ) и др. В М. функционируют специальные театр. библиотеки (Центр, театр. библиотека, Центр, науч. библиотека ВТО).

Лит.: БогоявленскийС.К., Московский театр при царях Алексее и Петре I, М., 1914; Рихтер И., Моск. театры в XVIII ст., "ЕИТ". Сезон 1915, с. 12-20;

Асеев Б. Н., . Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В., Русский театр от истоков до сер. XVIII в., М., 1957; его же, Рус. театр второй половины XVIII в., М., 1960; его же. История театрального образования в России, т. I, СПБ, 1913; его же, Театральные здания в Москве в XVII и XVIII ст., "ЕИТ", СПБ, 1910, вып. VII, с. 1-26, вып. VIII, с. 1-30; История Москвы, т. 1-6, М., 1952-59; т. 1 - с. 677-704, т. 2 - с. 589-609, т. 3 - с. 595-647 т. 4 - с. 719-94, т. 5 - с. 543-90, т. 6, кн. 2. с. 342-445;

История частных театров в Москве, газ. "Новости сезона", М., 1897, 3 сент. ј 313, с. 3-4; Теляковский В. А., Воспоминания. 1898-1917, П., 1924; Все театры. Сезон 1910-1911, М., 1910; Дорошевич В. М., Старая театральная Москва, П., 1923; У истоков, М., 1960;

Гиляровский В. А., Люди театра, М.-Л., 1941;

МогилевскийА.И., Филиппов Вл., Род ионов А. М., Театры Москвы. 1917-1927, М., 1928; Очерки истории русского советского драматич. т-ра, т. 1--3 М., 1954-61. С. Г'.

"МОСКВА, ЧЕР‚МУШКИ" - оперетта Д. Д. Шостаковича, либр. В. Масса и М. Червинского, пост. 24 янв. 1959, Моск. т-р оперетты (дириж„р Столяров, пост. Канделаки, режиссер Закс, худ. Кигель, Вейсенберг, балетм. Шаховская, хорм. Родэ,Внукова; Бубенцов - Чекалов, МашаКуралесина, Бабуров - Качалов, Лидочка - Шмыга, Ко-рецкий - Рубан, Глушков - Степутенко, Люся - Котова, Дребеднев - Ткаченко, Вава - Крылова, Барабашкин-Аникеев).

Пост. в др. городах: Одесса, Краснодар, Свердловск (1959). За рубежом: Братислава (1959), Прага (1959, пост. Канделаки), Росток (1960, нов. ред. либретто поэта Куба, под назв.-"Мой древний, юный город"). Загреб (1961).

Издания: "М., Ч.", клавир, М., 1959. Н. Гр.

МОСКВИН, Иван Михайлович [6(18).VI.1874, Москва,- 16. II.1946, там же] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1936). Депутат Верх. Совета СССР 1-го созыва. Род. в семье часовщика. С 14 лет участвовал в домашних спектаклях. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филрмонич. об-ва (драм. класс В. И. Немировича-Данченко). На выпускных экзаменах играл роли доктора Ранка ("Нора") и Елеси ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), уже тогда нарушая правила амплуа. После окончания уч-ща М. был приглаш„н играть небольшие роли в гастрольной поездке с Г. Н. Федотовой; в сент. 1896 вступил в антрепризу 3. А. Малиновской в Ярославле, где за один сезон сыграл 77 ролей (б. ч. водевильных и комических, а также драматич.), среди них - учитель Медве-денко в "Чайке". В сезоне 1897-98 М. работал в Т-ре Корша; исполнял роли в фарсах, водевилях, совр. комедиях, а также в классич. репертуаре - Бобчинский ("Ревизор"), Загорецкий ("Горе от ума"), Милонов ("Лес") и др. С 1898 - актер Московского Художеств, т-ра. По предложению Неми-ровича-Данченко ему была поручена роль царя

Ф„дора (вначале вместе с др. претендентами) в первом спектакле МХТ "Царь Ф„дор Иоанно-вич". Немиро вич-Данченко работал с М. над этой ролью, подсказав ему осн. задачу: "всех согласить, вс„ сгладить". После показа К. С. Станиславский безоговорочно утвердил М. в роли царя Ф„дора. Премьера трагедии А. К. Толстого в день открытия МХТ сделала М. знаменитым, и роль Ф„дора он играл в течение всей своей жизни.

С наибольшей полнотой талант М. раскрылся в произв. рус. авторов, в воплощении рус. типов. Лучшие роли: странник Лука ("На дне", 1902), Епи-ходов ("Вишн„вый сад", 1904), Снегир„в ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910), Протасов ("Живой труп", 1911). Проникновенно играя людей, униженных и оскорбл„нных обществом, М. с той же мерой психологич. достоверности создавал образы людей, порожд„нных этим обществом: таковы соглядатай и любезник Загорецкий ("Горе от ума", 1906), шантажист Голутвин ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского, 1910). униженный, мстительный, жадный Прокофий Пазу-хин ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1914), паясничающий и елейный Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому, 1917). Для М. большое значение имел внешний рисунок роли, к-рый служил артисту ключом к раскрытию внутренней жизни разнородных и резко очерченных индивидуальностей. Этот острый и необычный рисунок был продиктован не только безошибочной внешней наблюдательностью, но и проникновенной психологич. зоркостью М. Артист великолепно знал быт, нравы старой Москвы, е„ сочный говор, е„ типы. Он был знаком с жизненными прототипами и своего царя Ф„дора, с его бессильной добротой, хлопотливостью, простонародной религиозностью, и своего странника Луки, и своего "Мочалки" -спившегося капитана Снегир„ва, с его растоптанным и воспал„нным самолюбием, и своего фантастич. безобразника, пьяницы Хлынова, и жалкого конторщика Епи-ходова. М. обладал даром сгущать быт, сообщать ему масштабность; конкретность наблюдений сочеталась в его творчестве с многозначительностью. Точность в определении "зерна" роли, действенность "сверхзадачи", возбудимость эмоциональной памяти, щедрость фантазии, богатство жизненных впечатлений и свобода в их сценич. претворении сделали М. одним из лучших рус. актеров. М. с наибольшей полнотой выразил взаимосвязь новой творч. школы МХТ с нац. традицией рус. сцены. Извечный для демо-кратич. рус. т-ра интерес к нравственным проблемам, точность социальной трактовки и ярко выраженный нац. характер творчества сочетались в иск-ве М. с яркостью, смелостью, своеобразным удальством актерских при„мов, склонностью к импровизации. В сов. т-ре М. создал такие выдающиеся образы, как Хлынов ("Горячее сердце", 1926), провинциальный "демон", обуреваемый страстями морильщик клопов Черваков ("Унтиловск" Леонова, 1928), упо„нный своей безответственностью Ноздр„в ("М„ртвые души", 1932). В сов. время определился интерес М. к нар.-героическим темам (Пугач„в - "Пугач„вщина" Трен„ва, 1925, Горностаев - "Любовь Яровая", 1936), к воплощению образов современников (Горлов - "Фронт" Корнейчука. 1942,' адмирал Белобров-"Офицер флота" Крона, 1945). Совершенным мастерством, своеобразным, скрытым лиризмом отмечена одна из позднейших работ М.- роль Флора Федулыча Прибыткова ("Последняя жертва", 1944).

М. участвовал как режиссер в пост. спектаклей МХАТа: "Синяя птица" (1908), "Ревизор" (1908), "Месяц в деревне" (1909), "Смерть Пазухина" (1914). "Три толстяка" (1930). Пользовался большой известностью как чтец, прежде всего как исполнитель чеховских рассказов ("Злоумышленник" и др.). С 1943 был директором МХАТа.

Снимался в кино. Его выступления в картинах "Поликушка" (1919) и "Коллежский регистратор"

(1925) имели большое Значение для становления реалистич., углубл„нно психологич. актерского иск-ва в кино.

Др. роли: Подьячий ("Самоуправцы" Писемского, 1898), Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена), Ф„дор ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Повар ("Чайка"), все в 1899, Бобыль ("Снегурочка", 1900), Родэ ("Три сестры", 1901), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901), Гай Лигарий ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903), Львов ("Иванов"), Дьячок ("Хирургия" по Чехову, обе в 1904), Освальд (1905), Самозванец ("Борис Годунов", 1907), Бобчинский (1908) Кот ("Синяя птица" Метерлинка, 1908), Шпигельский ("Месяц в деревне" Тургенева, 1912), Городничий (1921).

Лит.: Виленкин В. Я., И. М. Москвин на сцене Московского Художественного театра, М., 1946- И М Москвин. Статьи и материалы, М., 1948 (имеется библиография);

Марков П., Москвин, в кн.: Театральные портреты, М.- Л., 1939; Соболев Ю., И. М. Москвин, в сб Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; Ежегодник МХАТ, 1946, М., 1948, разд. 1; Ростоцкий Б., Чушкин Н., Царь Ф„дор Иоаннович на сцене МХАТ, М.-- Л., 1940. И Сол

МОСКВИЧ‚В, Дмитрий (гг. рожд. и смерти неизв.)-русский актер. В 80-х гг. 18 в., будучи сержантом Орловской губернской роты, был участником, а затем и руководителем распростран„нных в солдатской среде представлений нар. драмы ("Лодка", "Царь Максимилиан"; пост. также лит. пьесу "Димитрий Самозванец" Сумарокова и др.). В 1791 М., узнав об открытии проф. наместнического т-ра в Харькове, бежал из Орла и, скрыв сво„ звание, поступил на Харьковскую сцену. Во время дебюта (гл. роль в комич. опере "Князь-трубочист, трубочист-князь") М. был узнан орловским губернатором. Однако, ввиду большого сценич. успеха, избежал расправы и был перевед„н в харьковскую губернскую роту. Стал признанным премьером и руководителем Харьковского т-ра. Исполнение М. было подч„ркнуто буффонным, ярко эмоциональным, нередко актер прибегал к импровизации. Его лучшая роль - Мельник ("Мельник - колдун, обманщики сват" Аблесимова, муз. Соколовского). Вместе с М. играла и его жена - даровитая актриса Елизавета Гавриловна Москвич„ва (первая актриса-женщина на харьковской сцене). Демократизм обществ, позиций М. проявился прежде всего в выборе репертуара т-ра. При н„м ставились гл. обр. сатирич. комедии, мещанские драмы и комич. оперы рус. авторов: "Вздорщица" и "Скупой" Сумарокова, "Так и должно" Вер„вкина, "Добрые солдаты" Хераскова, "Сбитенщик", "Несчастье от кареты" Княжнина, "Розана и Любим" Николева, "Недоросль" Фонвизина. Направление репертуара харьковского т-ра, а также демократизм и "природность" игры самого М. вызывали неудовольствие дворянской верхушки харьковского общества. В 1793 М. был отстран„н от руководства Харьковским т-ром и, видимо, вообще перестал выступать на его сцене. Его сменил петерб. актер Т. В. Константинов.

Лит.: К в'? тка-Основ'яненко Г. Ф., История театра в Харькове, Твори, т. 6, Кив, 1957. А. Кл.

МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРАоперный т-р в Москве. Др. назв.: "Т-р Кроткова" (1885- 1888), "Т-р Винтера" (1896-99) (по имени директоров), "Товарищество частной оперы" (1900-04). Был организован и существовал на средства мецената и театр. деятеля С. И. Мамонтова, к-рый объединил в сво„м т-ре передовых деятелей рус. иск-ва. В труппе т-ра были певцы: Н. И. Забела-В рубель, П. А. Лодий, В. А. Лосский, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевел„в, В. П. Шкафер, Е. Я. Цветкова и др. С т-ром была связана деятельность композиторов С. Н. Василенко, М. М. Ипполи-това-Иванова, Вас. С. Калинникова, С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, художников В. М. и А. М. Васнецовых, М. А. Врубеля, К. А. и С. А. Коровиных, И. И. Левитана, С. В. Малютина, В. Д. Поленова, В. А. Серова, В. А. Симова, Н. П. Чехова, А. С. Янова. Т-р пропагандировал творчество рус. композиторов и лучшие произв. зарубежной классики.

На сцене М. ч. р. о. получили своеобразную трактовку оперы: "Иван Сусанин" (1885), "Руслан и Людмила" (1902);

"Русалка" (1885), "Каменный гость" (1886) Даргомыжского, "Рогнеда" (1896), "Юдифь" (1898) Серова, "Князь Игорь" (1896), "Демон" (1896), "Хованщина" (1897), "Борис Годунов" (1898); "Снегурочка" (1885), "Моцарт и Сальери" (1898) Римского-Корсакова, "Орлеанская дева" (1899), "Мазепа" (1900) Чайковского, "Купец Калашников" Рубинштейна (1901), "Ася" Ипполитова -Иванова (1900), "Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" Василенко (1903) и др.

Особое значение руководители т-ра придавали постановочной и режиссерской работе. В М. ч. р. о. впервые в практике рус. оперного т-ра появился новый тип режиссера-мыслителя, режиссера-воспитателя:

С. И. Мамонтов, П. И. Мельников, В. А. Лосский, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. В иск-ве исполнителей вокальное мастерство сочеталось с большой дра-матич. выразительностью. Эстетич. направленность М. ч. р. о. наиболее ярко выражена в творчестве Шаляпина. Осенью 1904 т-р закрылся из-за финансовых трудностей.

Литп./Ф. И. Шаляпин. [Сборник], т. 1-2,М., 1957-58;

Рахманинов С. В., Письма. [1890-1943 гг.], М., 1955; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы, Л., 1936; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, М.-Л., 1948; Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1950; Россихина Н., Московская частная опера Мамонтова, М., 1954 (Авто-Реф.). В. Р.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - наименование различных театров Москвы: 1) М. д. т. П. В. Суходольского (см. Суходольских драматический театр. 1914-19); 2) М. д. т. (на Большой Дмитровке, 1921-22). Гл. режиссер В. Г. Сахнов-ский. В труппе - Н. Н. Волохова, В. Н. Попова,

В. Ф. Грибунин, И. В. Ильинский, А. Г. Крамов, А. П. Кторов; 3) М. д. т. б. Корш (1925-33; см. Корша театр); 4) М. д. т. под руководством В. С. Смышляева (1933-36); 5) М. д. т. под руководством Ф. Н. Каверина (1936-43; создан на основе Нового театра, организованного на базе Студии Малого театра); 6) М. д. т. имени Баумана (1938-41; с 1924 - Первый рабочий т-р). Художеств, рук. Э. Б. Краснянский. В труппе - П. А. Орлова, Е. 3. Сперанская, И. М. Дуванин, Н. К. Колосов, К. И. Македонский, И. В. Орлов, С. А. Танеев, Н. П. Черкасов.

В 1964 работают: 1) М. д. т. им. Моссовета (см. Московский театр имени Моссовета), 2) Московский драматический театр имени К. С. Станиславского, 3) Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, 4) Московский драматический театр имени А. С. Пушкина, 5) Московский драматический театр. А. Шн.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - русский советский театр. Открылся в 1946 спектаклем "Золотой обруч" Казакова и Мариенгофа. В т-ре продолжительное время работали режиссеры: II. Я. Судаков, Ф. Н. Каверин. Худ. рук. т-ра в 1946-57 С. А. Майоров. Т-р уделяет большое внимание совр. сов. и зарубежной драматургии. Лучшие работы т-ра отличаются темпераментом, напряж„нностью, страстностью, остротой конфликта.

Спектакли: "За Камой-рекой" Тихонова (1946), "Вокруг ринга" Билль-Белоцерковского, "Девушка с кувшином" Лоне де Бега, "Двадцать лет" Рагозинской (все в 1949), "Сильные духом" Медведева и Гребн„ва, "Братья" Салынского, "Канун грозы" Маляревского (все в 1951), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Поддубенские частушки" Антонова, "М„ртвая хватка" Голсуорси (1954), "Коварство и любовь" Шиллера, "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956), "Пути-дороги" Ф„дорова, "Начало жизни" Финна (1958), "Вид с моста" Миллера (1959), "Закон зимовки" Горбатова (1960), "Волнолом" Эдлиса (1962), "Мать" К. Чапека (1963) и др.

В труппе т-ра (1964): нар. арт. РСФСР Б. М. Тенин, засл. арт. РСФСР: Л. П. Богданова, И. Я. Каст-рель, Л. П. Сухаревская, С. Г. Соколовский, А. Г. Ширшов, артисты: Е. А. Дмитриева, Н. П. Медведева, Л. А. Переп„лкина. Гл. реж. т-ра (с 1958) засл. деят. иск-в РСФСР А. А. Гончаров. В т-ре 717 мест. С. Г.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА - русский советский театр. Создан в 1950 на основе Моск. Камерного т-ра (осн. в 1914); впоследствии в труппу т-ра вошли актеры др. т-ров Москвы и Ленинграда. Художеств, руководителем т-ра в 1950-51 был нар. арт. СССР В. В. Ванин. В т-ре работали актеры и режиссеры: Б. А. Бабочкин (был гл. режиссером в 1952-53), И. М. Туманов (был гл. реж.. т-ра в 1953-60), Ф. Г. Раневская, А. Д. Дикий, Б. А. Смирнов, Н. В. Петров, М. О. Кнебель, А. П. Шатов, М. Н. Названов, В. В. Беленькая, Н. М. Новлянский и др.

Среди работ 50-х гг. "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953, реж. Дикий; Клаверов-Бабочкин) - социально острый и психологически глубокий спектакль, и "Иванов" Чехова (1955, реж. Кнебель; Иванов - Смирнов, Шабельский-Шатов), отмеченный своеобразием трактовки, тонкой разработкой характеров. С 1960 т-р возглавляет пар. арт. РСФСР Б. И. Равенских, стремящийся развивать публицистич. общественную направленность творчества т-ра, создавать спектакли открытого гражданского звучания, насыщенные музыкой, динамичные. В спектакле "День рождения Терезы" Мдивани (1961) и "Романьола" Скуарцины (1963), посв. борьбе народов против фашизма, усилено трагедийно-патетич. звучание событий. В духе яркой нар. комедии-фарса пост. пьеса "Свиные хвостики" Дитла (1961).

Спектакли: "Украденное счастье" Франко (1950), "Свадьба Кречинского" (1951), "На бойком месте" (1952); "Д-р"

("Доктор философии") Нушича (19"56), "Белый лотос" Вин-никова и Осноса (1956), "Трасса" Дворецкого (1958), "Дневник женщины" Финна (1962) и др. Я. Вел.

В труппе т-ра (1964): худ. руководитель нар. арт. РСФСР Б. И. Равенских, нар. арт. СССР Б. П. Чирков, нар. арт. РСФСР Л. С. Антонюк, О. А. Викланд, Л. А. Скопина, Л. О. Гриценко, засл. арт. РСФСР С. В. Бобров, Е. А. Головина, М. М. Кузнецова, И. М. Колин, Г. А. Яниковский и др. В зрит. зале т-ра 959 мест.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница