Наши партнеры

проектирование актового зала
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 296)


МОНДОРЙ (Mondory, Montdory; наст. имя-Гийом Дежильбер;Ое80ЛЬеП8) (1594-10.XI.1651)-французский актер. Крупнейший представитель сценич. классицизма в 17 в. Ок. 1610 вступил в труппу, разъезжавшую по провинции. В нач. 20-х гг. 17 в. возглавил эту труппу. Успешная постановка комедии "Мелита" П. Корнеля (1629) помогла М. и его товарищам обосноваться в Париже. Образованный ими т-р "Маре" (1634) стал центром нарождающегося классицизма. Отстаивая принципы новой сценич. эстетики, М. пост. первую классицистскую трагедию "Софонис-ба" Мере (1634). В истории франц. т-ра М. принадлежит заслуга открытия и сценич. воплощения драма- i тургии П. Корнеля. Премьера трагедии "Сид" Кор-неля (1636), в к-рой М. исполнял роль Родриго, явилась важным моментом в развитии франц. нац. т-ра. Лучшими ролями М. были также Ясон, Клиндор ("Медея", "Комическая иллюзия" Корнеля), Б рут ("Смерть Цезаря" Скюдери), Ирод ("Мариамна" л'Эрмита). М. обладал бурным сценич. темпераментом. Игра его, несмотря на склонность к эффектной декламации, отличалась искренностью чувств, отсутствием жеманности, присущей актерам придворно-аристократич. направления (Бельроз и др.). М. боролся за повышение культуры сценич. речи, утверждал значение декламации как основного выразит, средства классицист-ского т-ра. В 1638 оставил сцену.

- Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle. P., 1927; С о t t i e г Е., Le comedien auvergnat Montdory, Clermont - Ferrand, 1937; Dictionnaire biographique des comediens francais du XVII siecle... (1590-1710) d'apres des documents inedits par G. Mongredien, P., 1961, с. 131-32. ?. ?.

МОНКРЕТЬЕН (Montchretien), Антуан де (ок. 1575-8. X. 1621)французский драматург, поэт. Написал трагедии на античные темы -"Софонисба" (1595), "Лакедемонянки, или Постоянство" (1599), "Гектор" (1603), и на библейские сюжеты -"Давид" (1600), "Аман, или Тщеславие" (1601), трагедию "Шотландка, или Бедствия" (1601) о Марии Стюарт. Трагедии М., написанные под сильным влиянием Сенеки и итал. драматургии эпохи Возрождения, несценичны, они приближаются к диалогизированным элегиям. Для драматургии М. характерно преобладание мрачного колорита, восприятие мира как скопления бед и страданий, призыв к стоич. отношению к действительности. Но в его пьесах есть мастерски построенные сцены, ч„тко очерченные характеры. Поэтому творчество М. явилось важным этапом в становлении классицизма. Произв. М. ставились в Париже, Орлеане.

С о ч.: Les tragedies, P., 1891.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Le begue R., La tragedie francaise de la Renaissance, Brux., 1944. A, Mux.

MOHHE (Monnet), Жан (ок. 1710-85)-французский антрепрен„р. Деятель ярмарочного т-ра. Выходец из низов, умный и ловкий делец, М. в 1743 стал директором т-ра "Опера комик" (Париж). По его инициативе было перестроено здание т-ра, привлечены для работы худ. Ф. Буше, комп. Ж. Ф. Рамо, поэт и драматург Ш. С. Фавар, балетмейстер Ж. Ж. Новер и др. После пост. лирич. сказочной оперы "Акажу", пользовавшейся огромным успехом, т-р "Опера комик" стал опасным конкурентом "Королевской академии музыки", с М. был расторгнут контракт. Он побывал в Лондоне, ознакомился с организацией театр. дела, с деятельностью актера Д. Гаррика-директора т-ра "Друри-Лейн". Возвратившись на родину, М. возглавил вновь открывшийся т-р "Опера комик" в Сен-Лоранском предместье. Он вв„л в репертуар своего т-ра пьесы Ж. Ж. Ваде, создателя т. н. пуассардского жанра (отличит, черта - использование грубого, "простонародного" жаргона), и Фавара, "открыл" для франц. т-ра драматурга М. Ж. Седена. В 1757 М. передал антрепризу Фавару.

Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939. А, Я.

МОНОДИЯ (греч. ??????? - песня одного певца, от ????? - один и ???? - певец)- одноголосное пение (сольное, а также групповое в унисон или октаву). М. с аккомпанементом - одноголосное пение, сопровождаемое игрой на муз. инструменте. Является основой сольных номеров в опере, оперетте, а также нек-рых хоров, поющихся в унисон или октаву (хор гребцов в "Иване Сусанине", хор "Лель таинственный" в "Руслане и Людмиле" и др.). Р. Л.

МОНОДРАМА (от греч. ????? - один и драма)- драматическое произведение, исполняемое одним актером. М. являлась, по существу, архаич. доэсхилов-ская греч. трагедия (Феспис, Фриних), в к-рой один актер изображал разл. персонажи, меняя костюм и маску. М. называют также пьесы, строящиеся в виде монолога одного действующего лица (напр., "О вреде табака" Чехова).

МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он оста„тся один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера (напр., монологи Гамлета, Бориса Годунова). Часто в М. находит выражение кульминация действия (монолог Лаурен-сии-"Фуэнтеовехуна"Лопеде Вега). Порою в форме М. раскрывается борьба разнородных сил, принципов, характеров (монологи Брута, Антония -"Юлии Цезарь" Шекспира).

В античной трагедии М. присутствовал лишь в виде лирич. отступлений хора и рассказов вестников. Аристофан вв„л в античную комедию т. н. парабасы - беседы на общественно-моральные темы. Большое значение приобрел М. в драматургии Шекспира, где он применялся для выявления внутр. сущности героя (монолог Гамлета "Быть или не быть"), иногда носил характер рассказа героя о своей жизни (монолог Отелло в сенате) и т. д. В классицистской драме (17 в., Корнель, Расин и др.) М. использовался для логич. связи сцен (герой рассказывал наперснику о происшедших событиях). Значит, место занял М. в бурж. драме 18 в. (напр., у Бомарше) и особенно в романтич. драме 1-й пол. 19 в. (напр., "Манфред" Байрона). Напротив, во 2-й пол. 19 в. представители натурализма принципиально отрицали М. В рус. классич. реалистич. драматургии в М. часто подч„ркивались наиболее характерные черты героев (монологи Скупого рыцаря, Бориса Годунова - в одноим. трагедиях Пушкина; Осипа в "Ревизоре", Катерины в "Грозе" и др.). В драматургии Горького М. выражает осн. идею пьесы (монолог Сатина). Образцом насыщенного М. в сов. драматургии может служить монолог Клары в пьесе "Страх" Афиногенова. В совр. т-ре М. все более вытесняются диалогами ?. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, исходя из требования непрерывности сценич. действия и жизни актера в образе, выдвигали, кроме того, понятие т. н. внутреннего М. (см. Станиславского система).

На. эстраде М. наз. само стоят." номер разговорного жанра, исполняемый одним актером (см. Фельетон).

МОНОМАНЭ - см. Но.

МОНОПОЛИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ (от греч. ????? - один и ????? - продаю)-законоположение, действовавшее в 19 в. в России. Согласно М. и. т., организация спектаклей и др. зрелищных мероприятий в Петербурге и Москве принадлежала исключительно каз„нным (императорским) т-рам. М.и.т. была вызвана не только экономич. соображениями (стремлением оградить имп. т-ры от конкуренции частного предпринимательства), но и причинами политич. характера (желанием сосредоточить в своих руках контроль над зрелищами в Петербурге и Москве). Начало М.и.т. было положено в 1803, когда дирекции имп. т-ров было предоставлено исключит. право на устройство публичных маскарадов. В 1827 появилось "Положение об управлении императорскими санкт-петербургскими театрами", согласно к-рому руководство "каз„нных" т-ров могло по своему усмотрению регулировать распорядок театр. жизни в столицах. Официально M.и.т. была узаконена в 1856 после резолюции Александра II по докладу министра двора Адлерберга -"частных русских театров в столицах не заводить", и опубликованного позднее (1862) напоминания министра двора, что "публичные сценические представления составляют исключительное право императорских театров". Тем не менее частные предприниматели иногда изыскивали пути к обходу установленной монополии: спектакли давались под назв. "семейных вечеров", "домашних спектаклей" и и т. п. Зрелищные мероприятия удавалось проводить зачастую разл. сословным клубам, благотворительным об-вам, любительским кружкам. Так возникли спектакли любительского кружка в доме Н. И. Давыдова в Москве у Красных ворот, спектакли Артистич. кружка, Нар. т-ра на политехнич. выставке (1872) и т. н. Пушкинского т-ра (т-ра Бренко) в Москве (1880- 1882), опереточные спектакли Берга в Петербурге и др. М. и. т. "принесла значительный вред развитию сценического и драматического искусства в России", она, по словам А. Н. Островского, "не дозволяла частных театров, а дозволенные или губила, или стесняла так, что они не могли принести почти никакой пользы развитию драматического искусства". Уступая требованиям прогрессивных кругов, правительство вынуждено было в 1882 (24 марта) отменить М. и. т.

Лит.: Танеев С. В., Из прошлого императорских театров, вып. 1, СПБ, 1885, с. 9, 44; О с т р о в с к и и А. Н., Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли. Записка о положении драматического, искусства в России в настоящее время. О причинах упадка драматического театра в Москве, Собр. соч., т. 10, М., 1960; Юрьев Ю. М., Записки, М.-Л., 1939, с. 69-71; Данилов С. С., Материалы по истории русского законодательства о театре, в сб.: О театре, Л.-М., 1940, с. 178-183. А. Шн.

МОНСИНЬЙ (Monsigny), Пьер Александр (17.Х.1729- 14.1.1817) - французский композитор. Член Ин-та Франции (с 1813). В детстве учился играть на скрипке. Опера "Нескромные признания" (1759, ярмарочный т-рвСен-Жермене, Париж) прославила М. Написал для ярмарочных т-ров Парижа оперы "Правовед" (1760, т-р в Сен-Жермене), "Одураченный Кади" (1761, там же), "Всего не предусмотришь" (1762, т-р в Сен-Лоране, Париж). После их закрытия сочинял оперы (гл.обр. на либр. М. Ж. Седена) для т-ра "Комеди Итальенн" и для т-ра герцога Орлеанского в Баньоле. Наибольшую известность получили оперы "Король и фермер" (1762), "Роза и Кола" (1764), "Дезертир" (1769, все в т-ре "Комеди Итальенн", Париж), "Феликс, или Найд„ныш" (1777, Фонтенбло). Музыка М. отличается мелодичностью, непосредственностью, простотой. Сценичность произведений М. определила его значение в истории франц. комич. оперы. Отказавшись от т. н. "комедии с ариеттами" (А. Р. Лесаж), М. сделал музыку определяющей частью музыкально-сценического жанра. Произведения М. приблизили оперу к бурж. сентимент. драме, подготовили творчество А. Гретри и Н. Далейрака.

Др. оперы: "Букет Талии" (1764, Баньоле), "Алина, королева Голконды" (1766, т-р "Опера"), "Филемон и Бавкида" (1766), "Звучащий остров" (1767) (обе в Баньоле), "Сокол" (1771), "Прекрасная Арсена" (1773) (обе в Фонтенбло).

Лит.: Ла Лоранси Л.де, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Pou-gin A., Monsigny et son temps. P., 1908; D г u i 1 h e P., Monsigny, P., 1955; S с h m i d E. F., Mozart und Monsigny, в кн.: Mozart-Jahrbuch. 1957, Salzb., 1958. Ал.М.

МОНТАЛЬВАН, Перес де Монтальван (Perez de Montalban), Хуан (1602-25.VI.1638) -испанский драматург. Ученик Лопе де Вега и его первый биограф. В 1619 пост. первая пьеса М. "Смерть, или Притворство". Известно 58 комедий и ауто М., написанных в манере Лопе де Вега. Наиболее популярны героич. пьесы: "Теруэльские любовники" (1633), "Нет жизни без чести", "Второй Сенека Испании" (1-2 чч.)-о жизни короля Филиппа II. "комедии плаща и шпаги"- "Монашенка-поручик"- о монахине К. де Эраусо, переодевшейся мужчиной и сражавшейся в колониях Испании, "Презирать достойное любви" (1633), "Служанка-девица" и др. Оригинальная интрига, энергично развивающееся действие, звучные стихи определили успех пьес М. у современников. Следуя за своим учителем в отношении формы, М. менее решительно придерживался его гуманистич. идеалов, отступая нередко на позиции ортодоксальной феодально-дворянской идеологии.

Соч.: Comedias, в изд.: Biblioteca de autores espanoles, v. XLV. Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega v 2 Madrid, 1858, с. 477-604.

Лит.: Bacon G. W., The life and dramatic Works of doctor Juan Perez de Montalban, "Revue Hispanique" v 26 Toulouse, 1912; S a i n z de Robles F. C., El teatro espanol. Historia y antologia, v. 2-4, Madrid, 1943. 5. /7.

MOHTAH (Montana), Ив (наст. имя ифам.-ИвоЛи-ви; Livi) (р.13.X.1921)французский актер и эстрадный певец. Был рабочим. Впервые выступил с исполнением песен Ш. Трене и М. Шевалье в 1940 в Марселе. С 1944 жив„т в Париже. В 1954 дебютировал в Т-ре Сары Бернар в роли Джона Проктора ("Сейлемские колдуньи" Миллера). М. известен как исполнитель песен, к-рые он превращает в своеобразные драматич. сценки. В репертуаре М. - песни Ф. Лемарка, Ж. Косма и др. Снимается в кино. В 1957 выступал в СССР.

Соч.: Солнцем полна голова, пер. с франц., М., 1956. Лит.: M e g т e t С., Yves Montand, P., 1953. Г Л

МОНТИ (Monteux), Пьер (р.4.VIII.1875)- француз ский дириж„р. Учился в Парижской консерватории, затем работал в оркестрах "Колонн" и в т-ре "Опера комик" как ассистент дириж„ра и дириж„р. В 1911-13 был дириж„ром "Рус. балета С. П. Дягилева" в Париже; гастролировал с ним во мн. городах Европы и Америки. М. был первым исполнителем балетов "Дафнис и Хлоя" Равеля (1912), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" Стравинского (1913). Дирижировал балетами "Игры" Дебюсси (1913), "Песнь соловья" Стравинского (1914). М. в 1913-14 был одним из дириж„ров т-ра "Гранд-Опера", в 1914 организовал в Париже "Популярные концерты". В 1917-19 и с 1953 дирижировал в т-ре "Метрополитен-опера", затем разл. симф. оркестрами. В оперном репертуаре М. - произв. Ж. Б. Люлли, X. В. Глюка, Л. Бетховена, Ш. Гуно, Ж. Массне, Дж. Верди и др. композиторов. Выступал в разл. странах мира, в т. ч. в СССР. С 1962 руководит Лондонским симф. оркестром. Ал. М.

МОНТЕВЕРДИ (Monte7erdi), Клаудио [15 (?). V. 1567, Кремона,-29. XI. 1643, Венеция] - итальянский композитор. Первый классик оперы. Музыке обучался в Кремоне. В 1590 был приглаш„н как музыкант и капельмейстер на службу герцогом В. Гонзага в Ман-тую, где оставался до 1612. Здесь были пост. первая опера М. "Орфей" (1607), опера "Ариадна" (на текст О. Ри-нуччини, 1608, муз. не сохранилась, за исключением "Плача Ариадны"), балет "Тирсис и Хлорис" (1616), интермедии "Свадьба Фетиды и Пелея" (1617) и "Андромеда" (1617) и др. произв. В 1613 М. переехал в Венецию, где руководил капеллой при соборе Св. Марка. При участии М. здесь в 1637 был осн. первый в истории публичный оперный т-р. В Венеции были пост.: драматич. мадригал "Сражение Танкреда и Клоринды" (1624), оперы "Похищенная Прозерпина" (1630, Палаццо Мочениго), "Адонис" (1639, т-р "Сан-Джован- i ни"), "Возвращение Улисса" по "Одиссее" Гомера (1641, т-р "Сан-Кассиано"), "Коронация Поппеи" (по анналам Тацита, 1642, т-р "Сан-Джованни"; первая опера на историч. сюжет).

Др. сценич. произв.: "Притворная сумасшедшая Ли-кори" (1627, Мантуя), "Армида" (по Т. Tacco, 1627, Парма), "Меркурий и Марс" (1628, на открытии т-ра "Фарнсзе", Парма), "Свадьба Энея и Лавинии" (1641, Болонья), балет "Победа любви" (1641, Пьяченца).

М. открыл новые пути для развития оперного иск-ва, стал создателем реалистич. муз. драмы, сочетающей музыку и текст, впервые заставил оркестр выражать действие ("Орфей"). Оперы М., созданные в новом, т. н. "взволнованном" (concitato) стиле, показывали сильные драматич. характеры, ярко передавали страсти героев, в них свободно использовались разнообразные средства вокальной (М. применял разл. вок. формы - арию, ариозо, дуэты, напевную декламацию, наряду с "разговорным" речитативом, и др.) и оркестровой выразительности (один из первых употребил эффект тремоло у скрипок - в "Сражении Танкреда и Клоринды"). М. смело использовал диссонанс ("Плач Ариадны"), тяготел к широкому муз. развитию образов, находил гибкие, соответствующие действию и характеру героев интонации, обновлял оркестровые при„мы.

Оперы М. продолжают ставиться в муз. т-рах; в 1928 "Орфей" был пост. в Ленинграде. Существует ряд редакций опер М.- К. Орфа, Э. Кшенека, Дж. Малипьеро, О. Респиги. Они исполняются и в оригинальном виде.

Лит.: Кузнецов К. А., Музыкально-исторические портреты, серия 1, М., 1937; Schneider L., С. Mon-teverdi, Р., 1921; Prunieres A., La vie et l'oeuvre de C. Monteverdi, P., 1926; M a 1 i p i e r o G., C. Montever-di. Mil., 1930; P a n n a i n G., Le opere di C. Monteverdi, Firenze, 19 43; Abert A., C. Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954. Св. Г.

МОНТЕМЕЦЦИ (Montemezzi), Итало (31.V.1875 - 15.V.1952)- итальянский композитор. Музыке учился в Миланской консерватории, где соч. первую оперу -"Бьянка". В 1905 в Турине была пост. его опера "Джованни Галлурезе". За ней последовали: "Геллера" (1909, т-р "Реджо", Турин), "Любовь тр„х королей" (1913, т-р "Ла Скала"), "Корабль" по Д'Аннун-цио (1918, там же), "Ночь Зораимы" (1931, там же), "Волшебство" (1951, т-р "Арена", Верона). В 1939 эмигрировал в Калифорнию, возвратился в Италию в 1949. Один из крупнейших итал. композиторов 20 в., М. был глубоко нац. художником. Певучесть музыки М. сближает его с веристами (особенно Пуч-чини), он созда„т драматич. характеры. Вместе с тем на него оказало известное влияние творчество Вагнера (в области гармонии и оркестровки). Популярностью пользуется опера "Любовь тр„х королей". М. написал музыку к пьесе Ростана "Принцесса Гр„за" и др. соч.

Лит.: Omaggio а I. Montemezzi, a cura di L. Tretti e L. Fiumi, Verona, 1952. Св. Г.

МОНТЕРЛАН (Montherlant), Анри (p.21.IV.1896)-- французский писатель, драматург. Первую пьесу написал в 1914, но его основная драматургич. деятельность относится ко времени 2-й мировой войны и после е„ окончания. Поражение Франции в войне против гитлеровской Германии М. использовал для резкой критики буржуазно-демократич. строя, преим. с крайне правых, реакционно-аристократич. позиций. В пьесах М., написанных на совр. материале и по историч. хроникам, содержатся открытые выпады против демократии, гуманизма, утверждается культ силы. Тема "сильной личности" проходит через все его пьесы. Положит, герои M.- кровавый монарх ср.-век. Португалии в пьесе "М„ртвая королева" (1942, т-р "Коме-ди Франсез"), итал. кондотьер эпохи Возрождения, вероломный убийца Малатеста в одноим. пьесе (1944, т-р "Мариньи" - 1950), испанский гранд эпохи Реконкисты, мракобес и изувер в пьесе "Магистр ордена Сантьяго" (1945, т-р "Эберто" -1948), совр. франц. интеллигент-"сверхчеловек" в пьесе "Ничей сын" (1943, т-р "Сен-Жорж"). Пьесы "Магистр ордена Сантьяго", "Город, где принц - реб„нок" (1951, т-р "Жи-невра"), "Пор-Рояль" (1954, т-р "Комеди Франсез") составляют католич. цикл, в к-ром прославляются католич. прелаты-аскеты, фанатики и человеконенавистники. М. выступает против обществ, прогресса. Он принципиальный "традиционалист", безуспешно пытающийся возродить традиции героич. драмы. Пьесы М., написанные блестящим языком, часто ставятся на франц. сцене.

Соч.: Theatre, Pret. de J. de Laprade, P., 1954. ?, Г.

МОНТИ (Monti), Винченцо (19.II.1754-13. X.1828)- итальянский поэт, драматург. Творчество М. явилось важным этапом в развитии трагедии классицист, направления. Свою первую трагедию "Аристодем" (1786, пост. любителями) М. написал в подражание политич. трагедиям В. Альфьери. В следующей трагедии "Га-леотто Манфреди" (1788, т-р "Валле", Рим) М. в значит. степени отходит от традиций Альфьери и пытается подражать Шекспиру. В 1800 М. закончил работу над своей лучшей пьесой - трагедией "Кай Гракх" (1802, "Т-р патриоттико", Милан). В этой пьесе, занявшей видное место в репертуаре мн. актеров итал. т-ра, звучал призыв к борьбе за политич. единство страны. В 1905-07 "Кая Гракха" пост. и играл загл. роль В. Алекси-Месхишвили в Кутаисском т-ре.

Соч.: Opere, Mil,- Napoli, 1953; в рус. пер.-"Кай Гракх", пер. В. Крестовского, "Отечеств, записки", 1882, ј 7, с. 5-68.

Лит.: Bevilacqua E., V. Monti, Firenze, 1928. И. С.

МОНТИРОВОЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (от франц. monter-поднимать)-предварительная проверка всех элементов декорационного оформления спектакля, постановки. Во время М. р. производится сборка декораций пьесы по актам в соответствии с авторским эскизом и технич. макетом; разрабатываются способы и средства для быстрой смены декораций; уточняется размещение предметов оформления спектакля, проверяются механизмы для получения сценич. эффектов, художественного освещения декораций. Последние М. р. проводятся с участием актеров в костюмах и гриме.

МОНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ ТЕАТРА - группа цехов театра, осуществляющих технич. обслуживание сцены во время репетиций и спектаклей. М.ч.т. устанавливает и переставляет декорации, мебель, бутафорию и реквизит, освещает сцену, производит все световые, технич. и звуко-шумовые эффекты.

МОНФЛ‚РЙ (Montfleury; наст. имя и фам.- Закари Ж а ко б; Jacob) (ок. 1610 - 11. XII. 1667)- французский актер. Сценич. деятельность начал в провинции; исполнял роли слуг в бурлесках, изысканных пастухов в пасторалях, особенно успешно играл героич. роли. По приглашению Бельроза, директора "Бургундского отеля", М. вступил в труппу этого т-ра и работал здесь до конца жизни. Выступал преим. в трагедиях П. Корнеля ("Родогуна", "Теодора", "Геракл", "Перта рит", "Эдип", "Софонисба" и др.). Создавал образы людей, одержимых сильными страстями, властных, порывистых, часто это были носители злого начала (Прузус -"Никомед", Сифакс -"Софонисба"). Исполнительская манера М. характеризовалась, особенно в последние годы жизни, повышенной эмоциональностью, патетикой. М. часто нарушал строгую форму классицистской сценич. системы, избыточный напор страстей приводил его к неоправданной аффектации исполнения. М. был высмеян в "Версальском экспромте" Мольера и "Письме против толстяка" Си-рано де Бержерака. Однако мн. современники (напр.,

Т. де Рео, Сент-Эвремон, М. Баров) высоко ценили его иск-во.

Умер во время исполнения своей лучшей роли - Ореста в "Андромахе" Расина.

Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927. Гр. Б.

МОНЬЕ (Monnier), Анри (6.VI.1799-3.1.1877)- французский драматург, актер, художник, литератор. В 20-40-х гг. 19 в. выступал как карикатурист и автор социально-обличит. очерков в демократич. республиканских журналах "Шаривари", "Карикатура". В 1831 дебютировал как актер, сыграв 4 роли в пьесе "Импровизированная семья" Бразье (по написанным самам М. "Народным сценам"). Иск-ву М. присущи выразительность социальной характеристики, точность реалистич. детали, лаконичность при„мов шаржа. С репертуаром из жанровых "сценок" М. гастролировал по провинции и за границей, иногда выступал в Париже (в т-рах "Водевиль", "Варьете"), Крупнейшая работа М.- образ мелкого рантье Жозефа Прю-дома ("Величие и падение господина Жозефа Прюдо-ма", пьеса М. совм. с Г. Ваэзом, 1852, т-р "Одеон"), ставший символом мещанской ограниченности и тупого самодовольства. Антибурж. сатира М. вызвала высокую оценку его творчества передовыми деятелями культуры (О. Бальзак, А. И. Герцен и др.).

Соч.: Grandeur et decadence de M-r Joseph Prudhomme, P., 1853; Scenes populaires.... P., 1864.

Лит.: Champfleury J.-F., Henri Monnier, sa vie, son oeuvre, P., 1879. JC'. ф,

МОНЮШКО (Moniuszko), Станислав (5.V.1819, имение Убеле, близ Минска,-4. VI. 1872, Варшава)- польский композитор, дириж„р, педагог и музыкально-общественный деятель. Муз. образование получил в Варшаве, затем в Минске и в Берлине (занятия теорией композиции). В 1840-58 жил в Вильно, где служил органистом в кост„ле, давал уроки музыки и занимался композиторской деятельностью. 1 янв. 1848 в Вильно под управлением М. силами местных любителей была впервые показана в концертном исполнении его опера "Галька" (либр. В. Вольского по новелле "Горянка" К. В. Вуйцицкого) в первой (2-актной) редакции. Большое значение для творч. развития М. имели его личные связи с крупнейшими рус. музыкантами. В 1842, 1849 и 1856 М. приезжал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, к-рые содействовали изданию и исполнению его произв. в России. Признанию М. способствовали статьи А. Н. Серова о его произведениях. М. сблизился также с Ц. А. Кюи, к-рый занимался у него в Вильно теорией композиции и познакомил впоследствии М. с М. П. Мусоргским. 1 янв. 1858 в Варшаве под упр. М. состоялась премьера "Гальки" в окончательной (4-актной) редакции (в 1870 "Галька" пост. в Мари-инском т-ре; дирижировал Э. Ф. Направник). Вскоре после этого М. был назначен дириж„ром Варшавского оперного т-ра. М. был выдающимся знатоком оркестра, сольного и хорового пения. Дириж„рская деятельность М. сыграла значит, роль в развитии польск. муз.-сценич. иск-ва. В последние годы жиз-аи М. был также профессором Варшавского муз. ин-та (консерватории). К числу учеников и продолжателей М. принадлежал композитор 3. Носковский.

Основоположник польск. нац. оперы, М. развивал в сво„м творчестве своеобразные черты польск. нар. песни и танц. музыки. Он стремился к правдивости чувства, ясности и выразительности муз.-сценич. образов. В борьбе за нац. самобытность, народность и реализм М. опирался на творч. опыт Ф. Шопена и рус. муз. классику. Во мн. произв: М. ярко проявилась демократич. направленность его творчества. Опера "Галька" была написана под непосредств. впечатлением восстания польск. и укр. крестьянства в 1846; в опере "Сплавщик леса" (1858, Варшава) М. создал образы польск. крестьян-тружеников; оперы "Графиня" (1860) и "Вербум нобиле" ("Честное слово", 1861) сатирически изображают польскую аристократию; в основу одной из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865) - положена идея патриотизма; в опере "Парий" (1869) прозвучал протест против социального неравенства. М. принадлежат св. 15 опер, неск. водевилей и оперетт, три кантаты по поэме "Витольрауда" Крашевского и 3 кантаты на тексты А. Мицкевича (1867). Большое место в творческом наследии М. занимает и камерная вок. лирика.

Творчество М.- вершина нац. муз. классики - получило широкое признание в Польше, СССР и др. странах.

Лит.: Станислав Монюшко. Сб. статей, под ред. И. Бэл-за, М.- Л., 1952; Б э л з а И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952, ,ј6;Рудзинский В., Монюшко, пер. с польского, М., 1960; Карасиньская И., Мицкевич и Монюшко, в сб.: Избранные статьи польских музыковедов, М., 1959; W a l i с k i A., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1873; Jachimecki Zd., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1923; Almanach Moniuszkowski. 1872-1952, [Warsz., 1952] (имеется список произведений M.); "Muzyka", Warszawa, 1952, .ј 9-10 (имеется библиография о М.). Иг. Б.

MOOP (Моог), Анна (1774--1842) - венгерская актриса. Одна из первых проф. актрис Венгрии. Принимала активное участие в создании первой проф. венг. труппы (руководитель - Л. Келемен) и была одной из осн. актрис этой труппы (дебютировала в 1790 в роли Клементины - о. п. Хатвана). М. играла в переводной мещанской мелодраме. В 1793 исполнила роль Джульетты. Актриса реалистич. направления, М. стремилась к естественности, правдивости в театр. иск-ве. Обладала красивой внешностью, звучным голосом.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 815. А. Гер.

МОПАССАН (Maupassant), Ги де (5.VIII.1850, Турвиль,- 6. VI 1.1893, Париж) - французский писатель, драматург. Выдающийся представитель кри-тич. реализма в европ. лит-ре 19 в. Ещ„ в период лит. ученичества написал фарс "На лепестке розы, турецкий дом" (1875, пост. любителями с участием самого М.) о комич. приключениях новобрачных, одноактные стихотворные комедии "Репетиция" (1876, 1904 - "Нормандский т-р", Руан) и "В старые годы" (1879, Т-р Дежазе, Париж), историко-романтич. драму "Измена графини де Рюи" (1878) на сюжет из истории франц. средневековья. В 1890 М. написал (совм. с Ж. Норманом) по своей новелле "Реб„нок" драму "Мюзотта" (1891, т-р "Жимназ"). Лучшее произв. М. для т-ра - комедия "Семейный мир" (по его же новелле "У постели", 1886; 1893 - т-р "Комеди Франсез"). Пьесы М. значительно уступают по художеств. достоинствам его прозе, хотя они не лишены элементов социальной сатиры, выразительности обрисовки персонажей, тонкого психологизма. Рассказы и новеллы М. были инсценированы и пост. в парижских т-рах:

"Мадемуазель Фифи" (1896, Свободный т-р), "Иветта" (1901, т-р "Водевиль"), "Пышка" (1902, Т-р Антуана), "Встреча" (1905, т-р "Нувель комеди"), "Эта свинья Морен" (1905, т-р "Гран Гиньоль"), "Наследство" (1922, "Нуво театр") и др. На рус. дореволюц. сцене пост.: "Мир семейного очага" (1894, Михайловский т-р), "Иветта" (под назв. "Вава", 1897, Александринский и Малый т-ры), "Мадемуазель Фифи" (1914, Т-р Корша). На текст "Мадемуазель Фифи" комп. В. Кюи написал одноим. оперу (1904, Моск. частная опера); в сов. время пост. "Мюзотта" (1922, Большой драм. т-р, Петроград), "Гавань" (1924, 2-я студия МХАТ), "Милый друг" (под назв. "Господин Дюруа", 1951, Моск. т-р Сатиры).

Соч.: в рус. пер. - Полное собр. соч., т. 1-12. Под общ. ред. и с предисл. Ю. И. Данилина, М., 1958. А. Я.

МОРАВСКАЯ, Мария Александровна (1879 - г. смерти неизв.)- русская актриса. В 1897 окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1897-1903 - актриса Александрийского т-ра. В последующие годы работала в провинции (в т-рах Вильно, Воронежа, Казани, Саратова, Уфы и др.), в моек. Т-ре Струйского. М. обладала прекрасными внешними данными, изяществом. Была преим. комедийной актрисой, ей особенно удавались роли молодых, кокетливых женщин, образы к-рых она окрашивала тонким лиризмом.

Лучшие роли: Купавина ("Волки и овцы"). Баронесса ("Плоды просвещения"), Мария Петровна ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Оленина ("Татьяна Репина" Суворина), Августа ("Честь" Зудермана), Ланская ("Волшебная сказка" Потапенко) и др. М. играла и драматич. роли, лучшей из к-рых была Маша ("Три сестры").

Лит. .-"Театр и искусство", 1904, .ј51; 1910, .ј 10; Б ру-шт ей н А. Я., Страницы прошлого, М., 1952. А. Шн.

МОРАЛИТЕ (франц. moralite, от лат. moralis - нравственный) - назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16 вв. Осн. действующими лицами М. были персонажи, олицетворявшие разл. добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека. В М. сохранялся принцип христианского нравоучения, но в н„м не было религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и конфликтов реальной жизни. Образы М. были лишены индивидуальных характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть держала в руке лисий хвост и гладила им Глупость, украшенную ослиными ушами, Наслаждение ходило с апельсином). Рационально созданные персонажи вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а по велению догмата о вечной борьбе добра и зла, духа и тела. Борьба интересов в М. часто была представлена холодными дискуссиями, а изображение страстей по существу было словесно выраженным мнением о страстях. Осн. дидактич. мысль M.- разумные люди идут по пути добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал сво„ развитие с франц. пьесы "Благоразумный и Неразумный" (1436). Большой популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому приходила Смерть; не находя поддержки у Дружбы, Родства и Богатства, человек обращался к своим Добрым делам, и они вели его к вратам рая (англ. и голл. М. конца

15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек" итал. М. "Священное представление о душе"). Связан ное с бюргерской идеологией, М. содержало элементы антифеод, критики, к-рая носила, однако, религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в М. проникали мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух" (1442) и др. В сво„м развитии жанр М. подчинился общей тенденции т-ра 15 в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла стали заменяться столкновением добрых и злых наклонностей, а аллегорич. персонажи получали обличие живых людей. Относительно большая конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром - мираклем (М. "О Злом богаче и Прокаж„нном"). Усиление бытового начала в М. приводило к снижению роли аллегорич. персонажей и постепенному формированию жанра нравоучит. бюргерской драмы (франц. М. "Нынешние братья"). Жанр М., наглядно изображая идеи в виде отвлеч„нных аллегорий, получал в определ„нных историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание. Так, напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп. интервенцией, широко использовала М. для пропаганды идей нац. независимости (деятельность камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М. также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы с реакц. католицизмом (англ. М. "Четыре стихии" Растелла, ок. 1517, "Забавная сатира о тр„х сословиях" Линд сея, 1540). Мотивы жизнелюбия, характерные для эпохи Возрождения, заметны во франц. М. ("Осуждение пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла, пост. 1539). Отд. аллегорич. фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса ("Ну-мансия") и Шекспира ("Зимняя сказка"). Со 2-й пол. 16 в. гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М. К концу 16 в. М. почти полностью прекратило существование. Историч. значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением М. были и элементы композиционной целостности драмы.

Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв. встречается иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья тр„х рек" Гусева, 1944), но подобный художеств. при„м архаичен.

Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского театра, М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1943; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Fournier E.,Le theatre francais avant la Renaissance 1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley R., Select old English plays, L., 1874;

Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley 'R., Select collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des weltlichen Dramas in England vor Shakespeare. Ein Erganzungsbd zu Dodsley's Old English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage, v. 1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France au moyen age, I. Le theatre religieux, P., 1928. Гр. Б.

MOPAHTE (Morante), Луис Амбросио (гг. рожд. и смерти неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы "Тупак-Амару", являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе индейцев за свою свободу. М. писал также оригинальные пьесы "Сын Юга", "Тукуманская битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно", пост. 1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв. нац. и мировой драматургии, в т. ч. "Сирипо" Лавардена (1813), "Гамлет" (1821). И. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница