Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 294)


МОЛДАВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Молдавский государственный ордена Трудового Красного Знамени музыкально-драматический театр и м. А. С. Пушки на)- ведущий театр Молд. ССР. Создан в 1933 в Тирасполе под назв. Первый гос. молд. драм. т-р. В труппу вошли выпускники Молд. студии Одесского театр. ин-та. Первые спектакли: "Победа" Лехцера (1933) - о жизни рабочего класса Молдавии, "Межбурье" Кудрина (1933). В эти годы были пост. первые совр. молд. пьесы: "Два мира" Милева (1936), "Когда зреет виноград" группы авторов (1937), "Котовский" Доль-да (1939), "Штефан Быткэ" Барского (1941), а также "Стася" Россовского (1934), "Женитьба" (1934), "На дне" (1936), "Ревизор" (1937), "Любовь Яровая" (1938)" "Земля" Вирты (1939).

Спектакль "Гайдуки" (группа авторов, 1937), насыщенный музыкой, песнями и танцами, положил начало пост. муз.-драматич. спектаклей. В 1939т-р переименован в Молд. муз.-драм.[т-р, в 1940 перевед„н в Кишин„в. В 1947 при т-ре создана оперная студия, показавшая спектакли "Евгений Онегин" (1947), "Демон" (1949), "Фауст" (1948), и балетная труппа - спектакли "Барышня-крестьянка" Асафьева (1947), "Мирандолина" Василенко (1948). В 1955 т-р переименован в Молд. т-р оперы, балета и драмы (здесь пост. первая нац. опера "Грозован" Гершфельда). В 1957 произошло разделение т-ра на муз.-драм. и т-р оперы и балета. Муз.-драм. т-р ставит спектакли дра-матич. и музыкальные. Труппа т-ра пополнилась выпускниками Одесского театр. уч-ща (1937-39), Ле-нигр. театр. ин-та (1952) и хореографич. уч-ща (1954), Кишин„вской консерватории и муз. уч-ща.

Спектакли 50-х гг.: "Свет" Лупана (1949), "Татарбуналь-ское восстание" Рис и Кравцева (1949), "Волшебная булава" Деляну (1951), "Марийкино счастье" Корняну и Геркина (1951), "Ков„р Иляну" (1953), "Горечь любви" (1957) Корняну, "Песня о Лэпущнице" (1952), "Нелетающие птички" Портного (1959), "Бурлящий Дунай" Букова (1959), "Колесо времени" Лупан (1961), "Касе маре" Друцэ (1962), "Сынзяна и Пепеля" (1956), "Овидий" (1958) Александри, "Свекровь и три невестки" Крянгэ (1957).

Из переводной драматургии пост.: "Лес" (1935), "Бесприданница" (1946), "Доходное место" (1949), "Бедность не порок" (1954); "Назар Стодоля" Шевченко (1938), "Женитьба Фигаро" (1941); "Русские люди" (1944), "Под каштанами Праги" (1947) Симонова, "Кремл„вские куранты"

(1947), "Человек с ружь„м" (1953); "Закон чести" Штейна

(1948), "Свадьба в Малиновке" Александрова (1947), "Слуга двух господ" (1948); "Особняк в переулке" бр. Тур (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Девицы-красавицы" Симукова (1952), "Трембита" Милютина (1950), "Вольный ветер" Дунаевского (1949), "Потерянное письмо" Караджале (1952), "Враги" (1952), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1953), "Сергей Лазо" Бондаревой (1953), "Искатели счастья" Васильева (1955), "Девушка счастье искала" по Кобылянской (1955), "Тартюф" (1955); "Годы странствий" Арбузова (1955), "Человек и волк" Гиме-ры (1956), "Ради семейного очага" Франко (1956), "Разлом" (1957), "Гроза" (1958); "Барабанщица" Салынского (1959), "Власть тьмы" (1960), "Король Лир" (1961); "Фауст и смерть" Левады (1961), "Фараоны" Коломыйца (1962), "Швейк во второй мировой войне" Брехта (1962).

В труппе т-ра (1963): нар. арт. СССР К. А. Штирбу, нар. арт. Молд. ССР М. М. Апостолов, Т. И. Грузин, А. М. Плацында, К. Т. Константинов, Е. В. Уреке, Д. Т. Дариенко, Е. Г. Казимирова, засл. арт. Молд. ССР А. Г. Нагип, Т. К. Шаева, И. М. Левину, В. Н.Кокон, О. Ф. Руснак, Ф. Т. Торпан, В. А. Садовская, П. Н. Баракчи. Гл. реж.-нар. арт. Молд. ССР В. К. Герлак, режиссер - В. П. Купча, гл. художник - засл. деят. иск-в А. Е. Шубин, гл. балетмейстер - Н. П. Колокольников, дириж„р - Ф. Евто-диенко, хормейстер - Е. Богдановская.

В 1960 т-р принял участие в Декаде молд. иск-ва и лит-ры в Москве. Проводит большую гастрольную работу в др. республиках (в 1957 был в РНР). Д. П.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элементы театр. иск-ва и драматургии содержатся в старинных обрядах (колиндэ - коляда, хэитул - народное новогоднее приветствие, нунта цэрэняскэ - крестьянская свадьба и др.) и в нар. балладах ("Мио-рица", "Груя Новак" и др.). Широкой популярностью среди молд. народа пользовались представления - иро-зилор (ироды), пехливанилор (скоморохи), пэпушари-лор (кукольники) и самобытный т-р гайдуков. Нар. драмы о гайдуках (борцы против турок-поработителей и местных бояр в 18 в.), исполнявшиеся любителями из народа в костюмах гайдуков, были насыщены нар. песнями, танцами, социально-сатирич. элементами. Носителями основ актерского иск-ва были кукольники и бродячие музыканты - лэутары, имевшие особое значение для формирования молд. муз. т-ра.

В 1805-06 появились первые молд. пьесы, написанные К. Конаки,- "Суд женщин", "Комедия бана Константина Конта". К 1811 относится сатирич. комедия "Сэрдар из Оргеева" неизвестного автора. Эти пьесы были разыграны в кукольном т-ре. В 1809 импрессарио Г. Маджи построил в Яссах театр. здание, в к-ром выступала (1810-12) рус. труппа. Первый спектакль на молд. яз. был исполнен в 1816 (пьеса "Миртил и Хлоя" Флориана и Геснера, перевед„нная и переработанная Г. Асаки); эта дата считается дн„м рождения молд. проф. театр. иск-ва.

Дальнейшее развитие М. т. ид. тесно связано с ростом нац. самосознания. В нач. 19 в. полулюбительские спектакли ставились эпизодически в Яссах. В 1836 Г. Асаки и В. Александри (отец писателя Василе Александри) основали первое нац. муз.-драм. учебное заведениеФило-драматическую консерваторию, в к-рой ставили пьесы Асаки "Петру Рареш" (1837) и "Стефан Великий" (1839), оперу Беллини "Норма" (1838), но развитие т-ра тормозилось тем, что боярская знать бойкотировала молд. нац. спектакли.

В 1839 актер К. Караджале создал в Яссах "Общество дилетантов" (любителей), в к-рое вступили многие окончившие консерваторию. Это об-во стало ядром Нац. т-ра, к-рый был создан в помещении "Т-ра Варьете", где до этого работала франц. труппа (обе труппы молд. и франц. играли в одном здании).

В 1840-42 молд. т-ром руководили писатели В. Александри, М. Когэлничану и К. Негруцци. Они считали, что т-р должен стать школой воспитания общества, призывали к созданию оригинальной реалистич. драматургии, проф. подготовке актеров. Основоположник молд. драматургии В. Александри писал: "Ввиду того, что у нас отсутствует политическая свобода, а также свобода печати, я задумал сделать т-р орудием обличения порочных нравов, смешных и мерзких сторон нашего общества". Стихотворные пьесы Александри "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882), "Овидий" (1884) утвердили историч. драму в молд. т-ре. Гражданственность, реализм драматургии Александри способствовали развитию критич. реализма в молд. драматургии и т-ре. В 1846 пост. пьесы А. Руссо "Честолюбивая бакалейщица" и "Обидчивый Вадрэ", разоблачающие паразитизм господствующего класса, жестокую эксплуатацию крестьян. Руссо и группа актеров, исполнявших пьесу "Обидчивый Вадрэ", были отправлены господарем в ссылку. Первыми актерами нац. т-ра были: А. Прутяну, А. Пони, Е. Фа-биан, Е. и М. Коржеску, М. и Р. Чубуряну, С. Дэ-скэлеску, А. Гулер, Н. Мэкэреску, Г. Стихи, И. Ге-расе, Н. Вердяну, Д. Гергел, И. Димитриу, С. Мер-шеску, К. Караджале, Ф. Маче и др.

В 50-х гг. 19 в. молд. т-р становится трибуной для выражения революц. идей. Обогащению репертуара и развитию молд. т-ра 19 в. способствовали пьесы актера и драматурга К. Караджале ("Путаница желаний", 1847, "Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы", 1844, и др.); пьесы М. Когэлничану ("Две женщины против одного мужчины", 1841, "Счастливый слепой", 1841), К. Негруцци ("Два крестьянина и пять барашков", 1842, "Муза из Бурдуженьи" по Леклерку, 1842), К. Стамати-Чуря, написавшего 13 пьес, в т. ч. "Смерть Лермонтова" (запрещена царской цензурой); историч. драма Б. П. Хашдеу, "Рэзван и Видра" (в стихах). В репертуар молд. т-ра включались также произведения Вольтера, Гоголя ("Ревизор", 1874), Мольера, Шиллера, Гюго и др.

В труппе т-ра в 19 в. работали крупные актеры:

Н. Лукьян, Т. Теодорини, П. Николау, А. Еваль-ский, М. Галино и др. Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность актера, драматурга и театрального педагога М. Милло (1814-96), ставшего основоположником реалистич. нац. актерской школы. Создатель ярких сценических образов, Милло написал также пьесы "Жиану", "Вакарештские воды", "Тузу - калека, или Слепой нищий". Музыку к пьесам В. Александри, А. Руссо, К. Негруцци писал композитор А. Флехтенмахер, автор оперетты "Баба-Яга" (1848, текст Милло) и оперы "Девушка из Козий" (1880, не сохранилась). Музыкально сценические произведения создавал композитор Ч. Порум-беску (комедия-водевиль "Кандидат Линте", 1883, оперетта "Новолуние", 1882), Э. Кауделла (оперетта "Гетман Балтаг", 1882, опера "Девушка из Олтении", 1880, "Дочь рэзеша", 1881, "Петру Рареш", 1889). Но проф. муз. т-ра молд. народ до Сов. власти не имел; попытки создания такого т-ра (1919, 1921, 1925, 1927) заканчивались неудачей.

В нач. 20 в. в Кишин„ве, Вендорах, Сороках, Кагу-ле и в с„лах Яловены, Бэчойи др. организовывались любительские драм. коллективы из местной демокра-тич. интеллигенции. Репертуар их состоял из пьес В. Александри, К. Негруцци, М. Милло и др. Но королевское правительство Румынии и царское правительство России не были заинтересованы в развитии иск-ва молд. народа; молд. т-р, открытый в 20-х гг. в Кишин„ве, был скоро лиш„н субсидии и закрылся. В 1926 в Кишин„ве силами любителей была поставлена первая молдавская опера для детей "Жар-птица, или Принц Ионел и волшебный волк" Е. Коки.

После образования в 1924 Молд. АССР (часть Молдавии продолжала оставаться в составе боярской Румынии) наступил новый этап в развитии нац. театр. иск-ва. В 1928 в г. Балта (первая столица Молд. АССР) на базе самодеятельности была создана нац. драм. труппа, на основе к-рой в 1930 создана драм. студия, руководимая А. И. Адашевым.

В 1933 выпускники молд. отделения при Одесском муз. театр. ин-те создали в Тирасполе первый молд. сов. т-р, ныне Молд. муз.-драматич. театр им. А. С. Пушкина [после образования Молд.ССР (1940) т-р был перевед„н в Кишин„в]. Традиции нац. театр. иск-ва были обогащены опытом многонационального сов. т-ра. На сцене этого т-ра были поставлены пьесы о жизни молд. народа, его героич. прошлом, о гражданской и Отечеств, войнах: "Гайдуки" группы авторов (1937, 1944, 1949, 1954), "Сергей Лазо" Е. Бондаревой (1953), "Котовский" А. Лукьянова и П. Ананко (1950), "Штефан Быткэ"Л. Барского (1941), "Колесо времени" Анны Лупан (1961), "Бурлящий Дунай" Е. Букова (1959) и др. Борьба за коллективизацию, за формирование новых черт характера сов. людей нашла отражение в пьесах "Свет" Андр. Лупана (1949), "Горечь любви" Л. Корняну (1957), "Нелетающие птички" Р. Портного (1959), "Каса маре" И. Друцэ (1962), "Не делайте мне добра" Г. Маларчука (1963), "Две жизни и третья" Ф. Видрашку (1963). Театр систематически ставит произв. нац. классич. драматургии: "Овидий" (1958), "Сынзяна и Пепеля" (1956) В. Александри, а также переводную классич. ("Ревизор", 1937, 1956; "Враги", 1952; "Гроза", 1958; "Власть тьмы", 1960; "Король Лир", 1961) и сов. драматургию ("Любовь Яровая", 1938, "Русские люди, 1944, "Кремл„вские куранты", 1947; "В поисках радости" Розова, 1947, "Песнь Софии" Хубецовой и Хугаева, 1954, "Кто сме„тся последний" Крапивы, 1954, "Фауст и смерть" Левады, "Именем революции" Шатрова, 1964), пьесы стран нар. демократии ("Таке, Янке и Кадар" Попа, 1960, "Швейк во второй мировой войне" Брехта, 1962, "Далекабаты - грешная деревня" Дрды, 1963). В Молд. муз. драм. т-ре ставились и муз. спектакли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1951), "Вольный ветер" Дунаевского (1949), "Счастье мо„" Коки и Беназа (1962). Среди деятелей театр. иск-ва Молд. ССР - нар. арт. СССР К. А. Штирбу; нар. арт. Молд. ССР М. М. Апостолов, В. К. Герлак, Т. И. Грузин, Д. Т. Дариенко, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов, А. М. Плацында, Е. В. У реке; засл. арт. Молд. ССР П. Н. Баракчи, В. Н. Кокоц,

И. М. Левяну, А. Г. Нагиц, Т. К. Шаева, Л. Купча.

Отличительной особенностью театр. иск-ва Молдавии является его синтетичность: органич. связь с музыкой, пением, танцами. Молд. т-р, развивающийся как т-р муз.-драматич., поставил много муз. спектаклей, насыщенных хореографич. элементами. С 1952, когда коллектив пополнился выпускниками Молд. студии Ленингр. хореографич. уч-ща, в репертуар стали включаться и балетные спектакли. В 1957 коллектив разделился на два самостоятельных т-ра: Музыкально-драматический и Т-р оперы и балета. На сцене Т-ра оперы и балета были пост. первые сов. молдавские оперы: "Грозован" (1956), "Аурелия" (1959) Д. Гершфель-да, "Сердце Домники" А. Стырчи (1960), рус. классич. и сов. оперы - "Евгений Онегин" (1956), "Царская невеста" (1958); "В бурю" Хренникова (1962) и др. Молодое балетное искусство Молдавии представлено спектаклями: "Сестры" Л. Когана (1959), "Рассвет" В. Загорского (1960), "Сломанный меч" Э. Лазарева (1960). Т-р ставит также классич. и сов. балеты ("Лебединое озеро", 1958, "Бахчисарайский фонтан", 1957, "Тропою грома" Караева, 1961). Среди артистов оперы - засл. арт. Молд.ССР П. А. Ботезат, В. С. Савицкая, Ф. Д. Кузьминов, Л. В. Ерофеева, М. Л. Бие-шу и др.; среди артистов балета -засл. арт. Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Л. Леонарди, П. Н. Фесен-ко; артисты К, А. Осадчая, В. Г. Поклитару, Л. Г. Рудакова, В. IL Сэлкуцан и др.

В 1949 и 1960 состоялись Декады молд. иск-ва и лит-ры в Москве. На декаде 1960 выступал Муз.-драм. т-р им. Пушкина и Т-р оперы и балета. С 1940 в Кишин„ве работает Русский драм. т-р им. А. П. Чехова (создан в 1936 в Тирасполе), с 1945-Кукольный т-р "Ликурич" ("Светлячок", молд. и рус. труппы).

8 1957 при драм. т-ре в г. Бельцы создана молд. труппа. В 1960 на основе выпускников Театр, уч-ща им. Б. Щукина создан респ. молод„жный т-р "Лу-чафэрул" ("Утренняя заря"). Здесь пост. спектакли "Полевые цветы" (1960) и "Дети и яблоки" (1961) К. Кондри, "Вс„ в порядке" Анны Лупан.

Илл. см. на отдельном листе к стр. 561-562.

Лит.: История литературий молдовенешть, вол. 1, Ки-шинэу, 1958; К о р б у X., Драматуржия Луи Александри, Кишинэу, 1962 (Материалы госуд. архива МССР); Герлак В.К.,Прилепов Д. И., Молдавский государственный музыкально-драматический театр им. А. С. Пушкина, Кишинев, 1960; К и р т о к а А., Мануйлов М., Молдавский государственный театр оперы и балета, Кишинев, 1960; Primii nostri dramaturgi, Bucuresti, 1960; I oan M a s о f f, Teatrul rominesc, privire istorica, v. 1 (De la obirsie pina la 1860), [Bucuresti], 1961; Octavian L. С о s m a, Opera romineasca, [Bucuresti], 1962. Г. Чин.

МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(Молдавский государственный театр* оперы и балета) - крупнейший музыкальный театр Молд. ССР. В 1955 на основе Молд. муз.-драм. т-ра был создан Молд. т-р оперы, балета и драмы им. Пушкина (Кишин„в). В оперную труппу вошли артисты: Е. Уреке, П. Ботезат, Р. Есина, Ф. Кузьминов, А. Фоменко, Б. Попов, Б. Раисов, Д. Справцева, В. Савицкая, А. Шевченко; в балетную труппу: В. Скрягина, Э. Годова, В. Куку л, В.Тихонов, П. Леонарди, В. Сэлкуцан, К. Осадчая, Р. Потехина и др.

9 июня 1956 состоялась премьера первой молд. оперы "Грозован" Гершфельда (реж. Геловани, дириж„р Шеппер). 27 февр. 1957 свою первую постановку ("Барышня-крестьянка" Асафьева) показала балетная труппа. Совр. название т-р получил в 1957, когда произошло разделение т-ра на Муз.-драм. т-р и Т-р оперы и балета. В т-ре были пост. оперы "Аурелия" Гершфельда (1959), "Сердце Домники" Стырчи (1960), балеты "Сестры" Когана (1959), "Рассвет" Загорского (1960), "Сломанный меч" Лазарева. Т-р ставит также классич. произв. В т-ре в разные годы работали дириж„ры И. Альтерман, Б. Милютин, солисты Б. Кац, Н. Полякова, Е. Лика, С. Музыка, И. Гейль, В. Цейтлин и др.

? труппе т-ра (1963): артисты оперы - засл. артисты Молд. ССР П. Ботезат, Ф. Кузьминов, В. Савицкая; артисты Д. Паранюк, А. Погребной, А. Гром, А. Бойко, Э. Парники, В. Третьяк, М. Бие-шу; артисты балета - засл. артисты Молд. ССР Г. Мелентьева, П. Фесенко, П. Леонардо артисты Э. Годова, В. Поклитару, Л. Недремская, А. Иванов, Л. Рудакова и др.; и. о. гл. дириж„ра - М. В. Кафтанат; и. о. гл. реж. - Е. Г. Платон; гл. хормейстер - Г. С. Стрезев; и. о. гл. балетм. - В. В. Бойченко; гл. худ.- засл. деят. иск-в Молд. CGP К. И. Лодзейский. Директор т-ра - яар. арт. Молд. ССР Д. Г. Гершфельд.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1956. "Грозован" Гершфельда (Геловани), "Запорожец за Дунаем" (Уреке), "Евгений Онегин" (Геловани).

1957. "Бахчисарайский фонтан" (Проценко), "Грозован", 2-я ред. (Геловани), "Риголетто" (Геловани).

1958. "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (Уреке), "Лебединое озеро" (Бойченко), "Тщетная предосторожность" (Проценко), "Царская невеста" (Навроцкий).

1959. "Сестры" Когана (Бойченко), "Аурелия" Гершфельда (Навроцкий), "Грозован", 3-я ред. (Геловани).

1960. "Рассвет" Загорского (Варковицкий), "Сломанный меч" Лазарева (Дречин, Данилова), "Сердце Домники" Стыр-чи (Навроцкий), "Франческа да Ри'мини" на муз. Чайковского, "Сольвейг" на муз. Грига, "Болеро" Равеля (все - Геловани, Дречин).

1961. "Кармен" (Геловани), "Эсмеральда" (Лазарева), "Паяцы" (Геловани); "Тропою грома" Караева (Муллер), "Севильский цирюльник" (Геловани).

1962. "В бурю" Хренникова (Эфрос), "Тоска" (Геловани);

"Последний бал" Бирюкова (Муллер), "Лауренсия" (Лазарева).

1963. "Жизель" (Ф„дорова), "Травиата" (Геловани);

"Голубой Дунай" на муз. Штрауса (Дречин), "Чио-Чио-сан" (Платон).

Лит.: К и p т о к а А., Мануйлова М., Молдавский государственный театр оперы и балета, Кишин„в, 1960. А. Ив.

МОЛЕ (Mole), Франсуа Рене (24.XI.1734-11.XII. 1802) -французский актер. Начал играть в любительской труппе. В 1754 дебютировал в т-ре "Комеди Фран-сез", но не был принят; работал в т-рах Лиона, Тулузы, Марселя. В 1760 вновь дебютировал в "Комеди Фран-сез" и вскоре стал "сосьетером". М. играл в л„гких комедиях петиметров - изнеженно-женственных, жеманных, светских кавалеров (Линдор - "К счастью" Рошон де Шабанна; Маркиз - "Клуб, или Модный вечер" Пуансине; Дамис - "Обманутая любовью" Дора, и др.). Затем стал играть в мещанской драме (Сент-Альбен-"Отец семейства" Дидро; Вандерк-сын- "Философ, сам того не зная" Седена, и др.) и в "высокой комедии" (Альцест - "Мизантроп" Мольера, Альмавива -"Женитьба Фигаро", и др.). Живой и естественный в комедии, в драматич. ролях М. был напыщен, криклив. Лучшая роль М. в годы франц. революции- Альцест ("Филинт, или Продолжение "Мизантропа"" Фабра д'Эглантина, "Т-р Нации"). В период, когда реакц. часть труппы "Т-ра Нации" была арестована якобинскими властями, М. работал в разных т-рах, играя прежние роли и чуждый ему якобинский репертуар (Марат - "Современные Катилины" Ферю-сына). После падения якобинской диктатуры М. вернулся в восстановленный т-р "Комеди Франсез".

С о ч.: Memoires de Mole, precedes d'une notice sur cet acteur, par M. Etienne, P., 1825.

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.Л., 1939; [ A r n a u l t A. V.j, Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique, P., 1829. Е.Ф.

МОЛИНАРИ (Molinari), Никола (р. в конце 18 в. - год смерти неизв.) - итальянский артист балета и балетмейстер. В 1810 выступал в т-ре "Ла Скала", где работал в 1817-27, 1831, 1835-36. В

1811-17 и 1827-30 выступал в Падуе, Риме, Венеции, Флоренции, Генуе, Лисабоне и др. В 1837 М. окончил сценич. деятельность. М. был известен как танцовщик-мим, исполнял гл. партии - роли в хорео-д рамах С. Вигано: "Отелло"; "Минос в лабиринте". "Весталка" ("Ла Скала", 1818), "Титаны" (там же, 1819) и др. Пост. ряд балетов, в т. ч. "Смерть Пирра" (Триест, 1817).

Лит.: Monaldi G., Le regine della danza, Torino, 1910. Г. Ш.

"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"- инсценировка романа А. А. Фадеева. Ставилась гл. обр. в 1947-48. Впервые пост. 15 февр. 1947 в Москве, Т-р Драмы (ныне Т-р им. Маяковского, инсц. и пост. Охлопкова, худ. Рындин; Кошевой - Самойлов, Кошевая - Пол овикова,бабушка Вера - Раневская, Громова - Гедрих, Шевцова - Карпова, Тюленин - Толмазов, Земнухов - Мельников, Валько - Свердлин, Шульга - Ханов, Туркенич - А. Лукьянов Стахович - Кашкин, Гнатенко - Д. Орлов, Фомин --А. Плотников; Гос. пр. СССР, 1947); 20 OKT. 1947, Т-р им. Вахтангова (инсц. Гракова, реж. Захава, худ. Щуко и Бо-гаткин; Кошевой-Любимов, Громова - Коровина, Шевцова - Г. Пашкова, Тюленин - Дугин, Валько - С. Лукьянов, Шульга-Державин).

"М. г." (шла в инсц. Г. Гракова) пост. многие т-ры страны, среди них: в 1947 - Алма-Атинский ТЮЗ (реж. Сац), Архангельский драматич. т-р (реж. Теппер), Воронежский т-р (реж. Энгель - Крон), Горьковский т-р (реж. Асеев" худ. Герасименко), Днепропетровский рус. т-р, Арм. ТЮЗ (инсц. А. Тер-Ованяна и Р. Широяна, реж. Шамирха-нян), Т-р им. Сундукяна (реж. Аджемян), Златоустинский, Ивановский (инсц. Охлопкова), Ижевский рус. т-р; Каб.-Балк. т-р в Нальчике; Казанский рус. т-р (реж. Медведев), Калининский (реж. Георгиевский), Калужский (инсц. Охлопкова), Т-р им. Франко (инсц. Охлопкова, реж. Норд), Кировский (реж. Шейхе), Красноярский, Куйбышевский т-р (реж.Гершт, худ. Бабичев), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (инсц. и пост. Чежегова, худ. Вуско-вич), Майкопский т-р, Рус. т-р в Махачкале, Т-р им. Я. Ку-палы (реж. Литвинов), Моск. театр-студия киноактера (инсц. и пост. Герасимова), Николаевский ТЮЗ, Ногинский т-р, Одесский укр. Т-р им. Октябрьской революции (реж. Тягно), Омский (реж. Иловайский, худ. Меныпутин), Пензенский (реж. Белов), Псковский т-ры; Рижский, Саратовский (реж. Киселев, худ. Бриклин) и Архангельский ТЮЗы, Свердловский т-р (инсц. Охлопкова), Смоленский, Башк. т-р драмы (инсц. и пост. Галимова), Киргизский драм. т-р в Фрунзе; Т-р им. Шевченко в Харькове (реж. Крушельницкий), Якутский рус. т-р, Ярославский т-р (реж. Столбов, худ. Медовщиков) и мн. др.; в 1948 - Т-р им. Азизбекова (реж. Мамедов, худ. Ефименко), Брестский т-р им. Ленинского комсомола (реж. Решимов), Грозненский ТЮЗ, Запорожский муз. драм. т-р, Тамбовский ТЮЗ, Уральский рус. т-р; в последующие годы - Луганский муз. драм. т-р (1949), Чебоксарский т-р (1955), Иркутский ТЮЗ (1959) и др.

Издания: инсц. Г. Гракова, ВУОАП, М.,1947; тоже М., 1947; инсц. Н. Охлопкова, ВУОАП, М., 1947. А. Ши.

"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"- опера Ю. С. Мейтуса, либр. А. С. Малышко по роману А. А. Фадеева. Пост. 7 нояб.1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко (дириж„р Тольба, постановщик Стефанович, худ. Хвостов; Кошевой - Лаптев, Валько - Паторжинский, Громова - Руденко, Шевцова - Гайдай, Ковал„ва - Шафрановская, Тюленин -Платонов, Земнухов -"- Клякун, Стахович - Острощенко, Брюкнер - Пекарский, Кошевая - Гужова). Во 2-й ред. пост. 22 апр. 1950, Ленингр. Малый .оперный т-р (дириж„р Грикуров, пост. Охлопкова, реж. Киреев,худ. Рындин, хорм. Лебедев; Кошевой-Шапошников, Валько - Левандо, Громова - Ступаль-ская, Шевцова - Лаврова, Тюленин - Алмазов, Ковал„ва - Кудрявцева, Земнухов - Щавинский, Стахович - Ольшевский, Брюкнер - Модестов). В этой же ред. пост. в 1950 в Т-ре оперы и балета им. Шевченко (в том же составе исполнителей, что и в пост. 1947). Пост. оперными студия*ми Ленинградской (1951), Московской и Харьковской (1953) консерваторий. Пост. в дру городах Сов. Союза: Донецк (1950), Таллин (1951), Улан-Удэ (1952), Львов (1953), Минск (1954), Новосибирск (1954), Ереван (1954), Алма-Ата, (195 5, Уфа (1959). Пост. за рубежом: Прага и Брно (1952), Клуж (1952), Пхеньян (1952), Будапешт (1953), Пекин (1959).

Издания: "М. г.", клавир, перевод с укр. М, Исаковского, М., Музфонд СССР, 1951; М., Музгиз, 1956. Н. Гр,

"МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ" (Junges Deutschland) - немецкая литературная группа. Состояла из буржуазно-либеральных нем. писателей (К. Гуцков, Л. Вин-барг, Г. Лаубе, Т. Мундт, Г. Кюне и др.). Сложилась в Германии в нач. 30-х гг. 19 в. в условиях политич. подъ„ма, обусловленного влиянием Июльской революции 1830 во Франции. В деятельности "М. Г." выражалась оппозиция нем. буржуазии реакционному феодально-монархич. строю Германии. Эта не оформленная организационно группа была разнородной по своим политич. убеждениям. В декларациях "М. Г." выражались абстрактные призывы к "свободе" и "духовной революции", критика религии, мелкокняжеского абсолютизма и мещанской морали, проповедь эмансипации. В 1835 Союзный сейм запретил публикацию сочинений писателей "М. Г." и Г. Гейне "за атеизм и безнравственность" (запрет был снят в 1842). В результате преследований "М. Г." распалась, е„ члены дали подписку в лояльности и примирились с существующим политич. строем.

"М. Г." выдвинула двух крупных драматургов - К.Гуцкова и Г. Лаубе. Члены "М. Г." видели в т-ре трибуну для пропаганды своих идей, они считали, что т-p должен ставить политич. проблемы современности, быть актуальным и реалистическим, служить оружием в борьбе со старой Германией. Эта критич. направленность проявилась в драмах К. Гуцкова, особенно в трагедии "Уриэль Акоста" - единственном подлинно художеств. драм. произв. "М. Г.", а также в историч. драме Лаубе "Ученики школы Карла" (1859) - о юности Шиллера.

Лит.: К. Маркс и Ф, Энгельс об искусстве, т. 1-2, М.- Л., 1957; М е p и н г Ф., Литературно-критические работы, пер. с нем., т. 2, М.-Л., 1934; Троицкий 3. Л., Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; Б p а н д е с Г., Собр. соч., пер. с датск., т. 11-12, 2 изд., СПБ, [б. г.]; Dietze W., Junges Deutschland und deutsche Klassik, B., [1957]; H o u b en H. H., Jungdeutscher Sturm und Drang, Lpz., 1911; Martersteig M., Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, 2. Aufl., Lpz., 1924; W eh l F., "Das Junge Deutschland", Hamb., 1886. Harn. B.

"МОЛОДАЯ ТРАППА" - труппа из артистической молод„жи, организованная в Петербурге русским театральным деятелем, драматургом и режиссером А. А. Шаховским (1813-14). Спектакли "М. т." давались в помещении Нового театра на Дворцовой площади.

МОЛОДОЕ, Игнатий Осипович [р.2(15).ХЛ905] - чувашский советский актер. Нар. арт. Чуваш. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил (1932) Чуваш, муз.-театр. техникум. С 1932 - актер Чуваш, драм. т-ра (Чебоксары). В 1937-39 был худ. рук. колхозных т-ров Чуваш. АССР. Пост. там спектакли - "Земля" Вирты (1938), "Женитьба" (1939). С 1939 снова в Чуваш, т-ре.

Роли: Президент ("Коварство и любовь", 1933), Ванюк ("Ялта" Павлова, 1933-45), Берест (1936), Тохтман ("Нар-спи" по К. В. Иванову, 1941-61), Отелло (t42), Несчастливцев (1943), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор", 1948), Андрей ("Что такое счастье?" Терентьева, 1959) и др.

М. - автор ряда пьес, в т. ч. инсценировки поэмы К. В. Иванова "Нарспи". Ф. Р.

МОЛОДОЙ ТЕАТР - см. Театр-студия под руководством С. Н. Радлова.

"МОЛОДОЙ ТЕАТР" - один из первых украинских советских театров. Был организован в Киеве в ноябре 1916 и просуществовал до апреля 1919. Коллектив возглавил режиссер А. Курбас. В труппу входили: Г. Юра, В. Васильке, К. Кошевский, В. Чистякова, А. Ватуля, худ. А. Петрицкий. В декларации "М. т." (1918) было сказано, что он противостоит старым, отжившим традициям, но главенствующее значение в спектаклях т-ра получили режиссерские эксперименты. Репертуар "М. т." отличался эклектизмом. Наряду с "Тартюфом" (1918), "Цар„м Эдипом" Софокла (1918) здесь ставились пьесы украинских буржуазных националистов Винниченко и Пачовского.

После установления Сов. власти в Киеве "М. т." был слит с Первым гос. т-ром им. Шевченко (ныне Днепропетровский т-р) под рук. режиссера А. Л. За-гарова.

Лит.: Укранський драматичний театр. т. 2, КИ!Р,. 1959; Лггературно-критичний альманах, кн. l, KHIB, 1U1S. В. Ник.

МОЛОСТВОВ-АСТАФЬЕВ, Святослав Владимирович (р. 5. XI 1.1907) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1928-32 играл в ленингр. Театре-студии под рук. Е. И. Тиме. Затем работал в т-рах Ленинграда, Росто-ва-на-Дону, Алма-Аты и др. С 1946 - актер Костромского т-ра им. А. Н. Островского. В первый год работы в Костроме сыграл роль В. И. Ленина в "Кремл„вских курантах", а впоследствии - в спектаклях "На берегу Невы" Трен„ва, "Вечный источник" Зорина, "Финал" Строгова. Большое внимание уделяет М.-А. сценич. детали, жесту, интонации. Выразительностью, мастерством перевоплощения было отмечено исполнение М.-А. ролей в пьесах Островского: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Великатов ("Таланты и поклонники"), Телятев ("Бешеные деньги"). Среди значительных работ М.-А. - Нехлюдов ("Воскресенье" по Л. Толстому), Протасов ("Дети солнца"), Александр ("Последние"), Ока„мов ("Машенька"); Шварц ("Потерянный сын" Арбузова) и др. В 1951 в пьесе Лебедева "Александр Николаевич Островский" сыграл заглавную роль. С 1963 М.-А. работает в Рязанском т-ре. Е. Ж.

МОЛЧАНОВ, Анатолий Евграфович (1856-1921)- русский общественно-театральный деятель. Муж М. Г. Савиной. Окончил Школу правоведения. Крупный коммерсант (глава Русского об-ва пароходства и торговли), М. был страстным театралом и меценатом. С возникновением "Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям" (1883, с 1894 - Российское театральное об-во, сокращенно - РТО) М. стал его членом. С 1887 был чиновником особых поручений в Дирекции императорских т-ров, в 1897-1900- зав. монтировочной частью Александрийского т-ра. С 1900 - председатель Совета РТО, которое в 1904 было переименовано в И РТО (Императорское" российское театральное об-во); в том же году он был назначен вице-президентом этого общества. М. поддерживал реакционные тенденции, проводившиеся Советом И РТО, но в своей меценатской деятельности он имел ряд заслуг: активно помогал созданию убежища для престарелых артистов (1896, ныне - Дом ветеранов сцены в Ленинграде), был одним из инициаторов и организаторов, а также редактором "Ежегодника императорских театров" (1892-98), "Архива дирекции императорских т-ров" (1892). А. Шн.

МОЛЧАНОВ, Кирилл Владимирович (р.7.IX.1922)- русский советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу проф. А. Н. Александрова. Автор опер: "Каменный цветок" по мотивам. "Малахитовой шкатулки" Бажова (1950, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Заря" по пьесе "Разлом" Лаврен„ва (1956, 4 февр., Пермский т-р оперы и балета, 1956, 18 февр., Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Улица дель Корно" по роману Васко Пратолини "Повесть о бедных влюбл„нных" (1960, июнь, Куйбышевский т-р оперы и балета; 1960, август. Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Ромео, Джульетта и тьма" по повести Я. Отченашека (соч. 1962), камерно-инструмент. и др. соч. Написал музыку к спектаклям: "Грибоедов" Ермолинского (1951, Моск. драм. т-р им. Станиславского), "Последняя остановка" Ремарка (1957, ЦТСА), "Дворянское гнездо" поТурге-неву (1957), "Золотая карета" Леонова (1957), "Мария Стюарт" (1957); "Милый лжец" Килти (1962) (все в МХАТе) и др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница