Наши партнеры

Выгодно аренда машины сочи по россии в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 293)


МОВЛЯВЙ, Самед Мамед оглы (20.II.1900-3.1. 1962)- азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Ещ„ в 1916, будучи учеником гимназии (в Тавризе), выступил в роли Гюльчахана ("Надир Шах" Нариманова) под рук. трагика Г. Араблинского. В 1921 начал творч. деятельность как проф. актер в Нахичеванском драм. т-ре. В 1926-28 работал в Тбилисском азерб. т-ре, затем снова в Нахичевани.

Роли: Надир Шах (о. п. Нариманова), шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Гаджи Кара (о. п. Ахундова), "Айдын" (о. п. Дж. Джабарлы), шейх Санан (о. п. Джавида), Карл Моор, Отелло. С успехом играл характерные роли:

Мирза Самандар ("Алмас" Джабарлы), Мирза Салман ("Невеста" Рахмана). 7\ Кае.

"МОГУЧАЯ КУЧКА"- творческое содружество выдающихся русских композиторов, отразившее в своей деятельности идеи демократич. движения 60-х гг. 19 в.; известно также под назв. Балакиревский кружок, или "Новая русская музыкальная школа". Кружок начал формироваться в 1857 и окончательно сложился в 1862 (в Петербурге). В него входили: М.А.Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Образное наименование "М.к." дал кружку его идеолог В. В. Стасов в статье "Славянский концерт г. Балакирева" (1867):

"... сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов" (Избр. соч., т. 1, 1952, с. 173). К кружку примыкали композиторы Н. Н. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербач„в.

В творч. жизни балакиревского кружка принимали участие сестры Пургольд (Александра Николаевна, в замужестве Молас, талантливая камерная певица, и Надежда Николаевна, впоследствии жена Н. А. Римского-Корсакова). Друзьями "кучкистов" и активными пропагандистами их музыки были выдающиеся рус. певцы О. А. Петров, А. Я. Петрова (Воробь„ва), Ю. Ф. Платонова, Д. М. Леонова. Близкие отношения с членами "М.к." поддерживали П. И. Чайковский и мн. рус. уч„ные, писатели, художники, артисты.

Идейно-художеств. устремления "М.к." сложились под воздействием взглядов В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. По своим принципам и характеру деятельности "М.к." была родственна передовым творч. содружествам, возникавшим в 50-70-х гг. в разных областях рус. художеств. культуры (лит. кружок журн. "Современник", Артель художников, "Товарищество передвижных художественных выставок"), Творчество композиторов "М.к.", основывавшееся на принципах демократич. идейности, реализма, народности, носило ярко выраженный новаторский характер. Центром муз.-просветительской конце ртно-про-пагандистской деятельности "М.к." являлась основанная в 1862 в Петербурге "Бесплатная музыкальная школа", руководимая М. А. Балакиревым совм. с хоровым дириж„ром Г. Я. Ломакиным. Руководящая роль в "М.к." принадлежала Балакиреву и Стасову.

В сво„м творчестве композиторы "М. к." опирались на наследие М. И. Глинки, считая себя прямыми продолжателями его дела. Высоким авторитетом у деятелей "М. к." пользовался их старший современник А. С. Даргомыжский, "великий учитель музыкальной правды", по выражению Мусоргского. Особенно сблизились "кучкисты" с Даргомыжским в последние годы его жизни, когда он работал над оперой "Каменный гость". Развивая творч. наследие Глинки и Даргомыжского, композиторы "М. к." обогатили рус. музыку новыми замечат. достижениями в разл. областях муз. иск-ва. Ими были созданы монументальные оперные произв., проникнутые высоким патриотич. духом, отличающиеся яркой реалистичностью образов, на сюжеты народно-историч., эпич., сказочно-фантастич. и бытовые. Богатство и разносторонность содержания оперного творчества "кучкистов" обусловили создание ими новых оперных форм и расширение средств муз.-драматургич. выразительности. Оперы Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка", "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста" и др.) принадлежат к величайшим образцам мировой муз. классики. Значит, вклад был внес„н "М. к." в развитие рус. симфонизма, камерной инструментальной и вокальной музыки. Мусоргский и Бородин придавали мн. своим вок. сочинениям характер разв„рнутых сцен драматич., сатирич. или сказочно-эпич. характера. В сольных вокальных, хоровых и оперных произв. "кучкистов" показаны яркие картины жизни угнет„нного трудового крестьянства.

Одной из важнейших основ стиля "М. к." является рус. нар. песня. Художники-патриоты, горячо и страстно любившие свою родину, участники "М. к." были чужды нац. ограниченности. Подобно Глинке и Даргомыжскому, они проявляли живой интерес к культуре и быту др. народов, обращались своих произв. к разнообразным нац. сюжетам, разрабатывали мелодии и ритмы народов Кавказа, Ср. и Передней Азии, Испании и т. д. Большое внимание они уделяли муз. культуре слав. народов (украинской, польской, чешской).

"М.к." вела непримиримую борьбу с реакц. течениями в музыке, с идеалистич. теорией "искусства для искусства", разоблачала космополитич. тенденции правящих классов и чиновничье-бюрократич. кругов царской России, преклонявшихся перед поверхностным, салонным зарубежным иск-вом. Деятельность передовых рус. музыкантов встречала враждебное отношение со стороны придворно-аристократич. кругов и подвергалась нападкам консервативной критики.

Осн. выразителями взглядов "М. к." в печати являлись Стасов и Кюи, выступавший в качестве муз. критика с 1864. Нек-рое время муз.-критич. деятельностью занимались также Бородин и Римский-Корсаков. Наиболее полное и систе-матич. изложение творч. взглядов "М. к." дано в статье Стасова "Двадцать пять лет русского искусства" (1883; см. Избр. соч., т. 2, М., 1952).

Деятельность "М. к." как сплоч„нной группы была наиболее интенсивной в 60-х и нач. 70-х гг. К сер. 70-х гг. личная и творч. близость членов "М. к." начала ослабевать; глава кружка Балакирев, под влиянием пережитого им глубокого душевного кризиса, на время отош„л от муз. деятельности. Однако осн. эстетич. принципы "М. к." продолжали развиваться в творчестве виднейших е„ представителей. "М.к." наряду с Чайковским оказала большое положит. влияние на развитие рус. музыки. Мн. традиции "кучкизма" нашли непосредств. продолжение в деятельности т. н. Беляевского кружка (группировался в Петербурге вокруг мецената M. IL Беляева в сер. 80-х гг. 19 - нач. 20 вв.), в к-ром творч. главой был Римский-Корсаков. Воздействие "кучкистов" благотворно сказалось на творчестве А. К. Глазунова, А. К. Лядова, В. С. Калинникова, А. С. Аренского, М. М. Ипполи-това-Иванова, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова и и др. Деятельность "М. к.", е„ идеи и творч. опыт имели огромное значение для формирования нац. композиторских школ у народов России. В непосредств. общении с композиторами "М. к." развивалось творчество классиков музыки: украинской - Н. В. Лысенко, армянской - А. А. Спендиарова, грузинской- М. А. Баланчивадзе, латышской - Я. Я, Витола, и др. Прогрессивное влияние "М. к." проявилось и в творчестве мн. зарубежных музыкантов.

В сов. муз. культуре творчество композиторов "М. к." занимает поч„тное место. Их произв. горячо любимы народом, постоянно исполняются в т-рах, концертах, помогают росту молодых композиторских кадров. Лит.: Стасов В. В., Избр. соч., т. 1-3, М., 1952;

Римский-Корсаков Н. А., Летопись моей музыкальной жизни, [7 изд.], М., 1955; Кюи Ц. А., Избранные статьи. Л., 195.2; Ипполитов-Иванов М. М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934;

А с а ф ь e в Б. В., Избранные труды, т. 3, М., 1954;

К елдыш Ю., История русской музыки, т. 2, M.-Л., 1948; Гиппиус Е.М., Балакирев - собиратель русских народных песен, "Советская музыка", 1953, JV? 4-5; Композиторы "Могучей кучки" об опере, М., 1955; Г о p д е-ева Е. М., "Могучая кучка". М., 1960. М. Ков.

МОДЕ (Mode), Рейнхольд Густав (1698-1752)- шведский драматург. По профессии юрист. Один из основоположников швед. комедиографии. Его комедии "Фру Рангшюк" (1738, букв. -"Госпожа, пометанная на чинах"), "Хокан Скряга" (1738) и "Сумасшедший дом" (1741) живо, остроумно высмеивают нравы чиновничьей и купеч. среды, манию накопления, погоню за чинами и "т„плыми" местечками, космополи тизм. В сюжетном построении комедий, в нек-рых ха-рактерах героев заметно сильное влияние Мольера и особенно Хольберга. Произв. М. послужили образцом для творчества швед. драматургов 18 в. (И. Стан-гнелль, К. Кнеппель).

Лит.: Warburg К. J., Det svenske lustspelet, Stockh., б. Вл. М.

МОДЕНА(Моаепа).Густаво (13.II.1803, Венеция,- 20.II.1861, Турин)-итальянский актер, театральный педагог. Род. в актерской семье. Получил юридич. образование в Падуанском ун-те. В 1824 начал заниматься адвокатской практикой в Болонье. С ранней юности увлекался т-ром, участвовал в любительских спектаклях. В 1824 дебютировал в проф. т-ре в Венеции (роль Давида - "Саул" Аль-фьери), затем выступал в труппах разл. антрепрен„ров, в т. ч. у своего отца Дж. Модены. Крупнейшими его работами в начале сце-нич. деятельности были: По-линик и Орест (о. п. Альфьери), Лейстер ("Мария Стюарт"), Оросман ("Заира" Вольтера), Паоло ("Франческа да Римини" Пелли-ко), Бонфиль ("Памела" Гольдони).

Уже в ранний период своего творчества М. находился под влиянием идей деятелей Рисорджименто (итал. Risorgimento, букв.-возрождение), боровшихся за освобождение Италии от австр. гн„та, за объединение страны, установление республиканского строя. Принимал участие в революц. движении 30-40-х гг. 19 в., в т. ч. в Болонском восстании. К этому времени относится знакомство и тесное сотрудничество с Дж. Мадзини, основателем тайного респуб ликанского общества "Молодая Италия". В 184 после разгрома карбонариев М. был вынужден эмигрировать. Жил в Швейцарии, Франции, затем в Бельгии и Англии. В Лондоне выступал с чтением отрывков из "Божественной комедии" Данте. В 1839 после получения амнистии от австр. правительства вернулся на родину.

В 1843 М. организовал собств. труппу, в к-рую входили Дж. и Т. Сальвини, Ф. Садовская, Л. Вестри, Л. Бонацци. Здесь он создал образы Брута, Филиппа Саула (в о. п. Альфьери), Людовика XI (о. п. Дела' виня), Магомета (о. п. Вольтера), Валленштейна ("Ла- герь Валленштейна" Шиллера) и др. М. видел необ ходимость преобразования нац. театр. иск-ва, стремился его сделать орудием борьбы за свободу и независимость Италии. Его героическое, романтически приподнятое иск-во было проникнуто патриотйч. устремлениями, обличит, пафосом, прославляло торжество свободы и справедливости. М. отош„л от декламац. манеры, приблизил драм. иск-во к жизни. Его выразительная игра отличалась правдой чувств, эмоциональностью. М. способствовал утверждению нац. драматургии, в т. ч. героич. трагедии, пронизанной протестом против тирании. Творчество М. заложило основы для создания реалистич. школы актерского иск-ва; он воспитал таких актеров, как А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини, выявил комедийное дарование Л. Беллотти-Бона.

Политич. борьба в канун революции 1848 вновь оторвала М. от т-ра. Он участвовал в восстаниях в Милане и Венеции, писал памфлеты. После поражения революции поселился в Пьемонте. -В 1858-59 состоялось последнее артистич. турне М. по городам Италии (Милан, Модена, Болонья, Флоренция).

Соч.: L'epistolario, 1827-1861, Torino, 1955; Scritti e discorsi (1831-1860), Roma, 1957.

Лит.: 50 лет артистической деятельности Эрнеста Росси. Сост. (по мемуарам Э. Росси) С. И. Лаврентьева, СПБ, 1896;

М. К., актер Модена и его труппа, "Репертуар и Пантеон театров", 1847, т. 2, с. 43-51; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.- Л., 1940;

В о n a z z i L., G. Modena e l'arte sua, Perugia, 1865, 2 ed., Citta di Castello, 1884; S a 1 v i n i Т., Ricordi, aneddoti ed impressioni. Mil., 1895; Amicis de E., Speranze e glorie; discorsi, Catania, 1900; B o u t e t Ed., Nel centenario della nascita di Gustavo Modena, Roma, 1903; Rasi L., I comici italiani, biografia, bibliografia, iconografia, v. 1-2, Firenze-te, a.], 1897-1905. M. Мол.

МОДЕСТОВ, Александр Юльевич [р.10(23).1.1905]- русский советский артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1939). В 1925-30 учился в Ленингр. консер-сдтории (класс пения проф. И. С. Томарса). В 1929 после дебюта в партии Шакловитого ("Хованщина") был принят в труппу Ленингр. акад. т-ра оперы и балета, затем работал в Ленингр. Малом оперном т-ре.

Партии: Эскамильо ("Кармен"), Скарпиа ("Тоска"), Форд, Филипп II, Монфор ("Фальстаф", "Дон Карл ос", "Сицилийская вечерня" Верди), Тонио ("Паяцы"), Нилаканта ("Лакме"), Риголетто, Грязной, Борис Годунов; Роберт ("Ио-ланта"), Бес ("Черевички"), Кола Брюньон (о. п. Кабалевского), Удар-Ерыгин, Кречинский ("Помпадуры", "Свадьба Кречинсго" Пащенко), Наполеон ("Война и мир") и др.

Лит.: Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра. 1918-38, Л., 1939; Ленинградский Государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр. Л., 1961. Л. Ив.

МОДЖЕЕВСКАЯ (Modrzejewska), Хелена (Елена) (12.X.1840, Краков,-8.IV.1909, Ньюпорт, Калифорния)- польская актриса. Впервые выступила на сцене в 1861 в любительском спектакле в Бохне (роль Гортензии в переводной франц. пьесе "Белая камелия"). В 1861 играла в провинциальных городах Га-лиции (труппа К. Лобойки), в 1862-63- во Львове, затем в Черновицком т-ре. В 1865-69 выступала на сцене Краковского т-ра, а в 1869-76- на варшавской сцене (т-ры "Вельки" и "Розмаитости"); в 1876- в США (в 1877 исполнила на английском языке роль Адриенны Лекувгр в Слн-Франциско). С этого времени играла в амер. и англ. т-рах и получила всемирную известность. М. неоднократно гастролиро вала в Польше (последний раз - в 1903). Свою работу в США и Англии она рассматривала как средство привлечения общественного внимания к судьбе Польши, борющейся за нац. освобождение.

В сво„м творчестве М. воплотила лучшие принципы краковской школы актерской игры. Она считала, что главное в т-ре "художественная ценность ставящихся пьес и воспитательное, культурное ьоздепст-вие, оказываемое на людей искусством". М. утверждала, что артист "должен обладать способностью наблюдать, хорошо развитым воображением и должен прилежно его использовать". Йск-во М. отличалось органичностью, близостью к жизненной правде и романтич. одухотвор„нностью. В начале творч. деятельности М. созда„т обаятельные лирич. образы юных героинь: Клара ("Девичьи обеты" Фредро,

1861), Пракседа ("Карпатские горцы" Кожен„вского,

1862), Софья ("Дамы и гусары" Фредро, 1863), Мария ("Савоярка, или Благословение матери" Деннери и Лемуана, 1866), Цецилия ("Отец Герен" Ожье, 1867). Лучшие образы М. поднимались до высот проникновенного трагизма: Амелия ("Мазепа" Словацкого,

1863), Мария Стюарт (о. п. Словацкого, 1863), Донья Соль ("Эрнани" Гюго, 1864), Мария Стюарт (1864);

Амалия ("Разбойники", 1866), Клерхен ("Эгмонт" Г„те, 1867), Маргарита ("Фауст" Г„те, 1869), Беатриче Ченчи (о. п. Словацкого, 1872), Федра (о. п. Расина, 1880). Всеобщим признанием в Польше, Англии и в США пользовалось исполнение М. ролей в трагедиях и комедиях Шекспира: Офелия (1867); Анна ("Ричард III", 1868), Джульетта "Ромео и Джульетта" (1868); Корделия ("Король Лир", 1869), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра", 1880), леди Макбет (1889);

Геро (1867) и Беатриче ("Много шума из ничего", 1876), Виола ("Двенадцатая ночь", 1882). Поэтичская обобщ„нность и покоряющая правда искусства М. помогли ей стать одной из лучших исполнительниц ролей в пьесах С. Выспянского: Мария ("Варшавянка", 1901), Лаодамия ("Протесилай и Лаода-мия", 1903).

Соч.: Memoriesand impressions. An autobiography, N. Y., 1910; Wspomnienia i wrazenia, Krakow, 1957.

Лит.: С о 1 l i n s M., The story of Helena Modjeska (Madame Cklapowska), L., 1883; Helena Modrzejewska, na scenie Krakowskiej. 1865-1869, Krakow, [1956]; G o t J., Szczublewski J., Helena Modrzejewska, Warsz., [1958 ]. Б. Рос.

МОДЖОРЯН, Мариам Петросовна[р.6(19).У.1904]- армянская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Сценич. деятельность начала в Александро-поле в 1917. С 1923-одна из ведущих актрис Арм. т-ра драмы в Тбилиси.

Роли: Маргарит, Сона и Сусан ("Из-за чести". "Злой дух" и "Намус" Ширванзаде), Рузан (о. п. Мурацана), Седа ("Старые боги" Шанта), Дездемона, Офелия, леди Макбет; Луиза ("Коварство и любовь"), Катерина, Кручинина, Любовь Яровая; Татьяна ("Враги" Горького), Монна Ванна (о. п. Ме-терлинка), Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина). Б.А.

МОДПИК (Московское общество драматических писателей и оперных композиторов). Существовало в 1904-30. Занималось преим. охраной авторских прав членов об-ва и сбором установленных авторских отчислений со спектаклей и др. публичных представлений. Для этой цели об-во располагало сетью агентов (уполномоченных) по всей стране. Наряду о ним существовало аналогичное об-во - Драмсоюз (до 1904 вместо этих двух раздельных обществ было единое Общество русских драматических писателей и оперных композиторов). В 1930 М. и Драмсоюз слились в единую новую организацию Всероскомдрам. АШн.

МОЗЖУХИН, Александр Ильич (р. 1879) - русский артист оперы (бас). До 1912 пел в Москве. В 1912-15 - солист Т-ра муз. драмы в Петрограде. Гастролировал в разл. городах России. В 1920-х гг. уехал за границу.

Партии: Борис Годунов, Сусанин; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей ("Мазепа"), Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Лотарио ("Миньон" Тема), Миракль ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и др. Выступал как камерный певец.

Лит.: "Искусство", 1916, ј 4-5; Левик С. Ю., Записки оперного певца, (Из истории русской оперной сцены), М., 1962. А. Ив.

МОЗОЛ‚ВСКАЯ, Любовь Ивановна (р.12.1.1903)- белорусский советский режиссер, педагог. Засл. деят. иск-в БССР (1957). В 1922 поступила в Белорус. драм. студию в Москве. С 1926 - актриса 2-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа), где начала также и режиссерскую деятельность. В 1952-55 работала в Т-ре им. Я. Купалы. С 1955 возглавляет Белорус. ТЮЗ (Минск).

Спектакли: "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Доходное место" (1953), "Чайка" (1954), "Ревизор" (1960). Пост. ряд пьес белорус. драматургов: "Аркадий Жигалкин" Па-сова, "Юные мстители" Гутковича и Хазанского, "Папоротник-цветок" Козела.

С. 1953 вед„т педагогич. работу в Белорус. театр. ин-те.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959;

Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 141-47.

МОИСЕЕВ, Игорь Александрович [род. 8(21).!. 1906] - русский советский артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1953). В 1924 окончил Моск. хореографич. уч-ще и был зачислен в балетную труппу Большого т-ра (ученик А. А. Горского и Л. А. Жукова). До 1939 - танцовщик и балетмейстер Большого т-ра.

Партии: Рауль ("Теолинда" на муз. Шуберта), Иосиф ("Иосиф Прекрасный" Василенко), Раб ("Корсар" Адана), Мато ("Саламбо" Арендса).

Впервые выступил как балетмейстер в 1930, поставив на сцене Большого т-ра балет "Футболист" Оранского (совм. с Л. А. Лащилиным), затем поставил балеты "Саламбо" Арендса (19Э2), "Три толстяка" Оранского (1935, либр. М. по сказке Ю. Олеши), "Спартак" Хачатуряна (1958).

В своих пост. М. утверждал новые принципы решения балетного спектакля - отход от дивертисментного построения, раскрытие сюжетного начала средствами выразит, действенного танца и пантомимы. В этих спектаклях сказалось глубокое знание М. нар. танца, истории античного иск-ва. Его пост. отличаются яркой театр. формой, выразительной танцевальной лексикой, рельефными хореографич. образами, мастерски построенными массовыми сценами. Для балетмейстерского творчества М. характерны юмор, острая сатира. В 1936 М. руководил хореографич. отделением Т-ра народного творчества (Москва) и участвовал в организации и проведении Всесоюзного фестиваля нар. танца, наиболее талантливые участники к-рого вошли в созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР. В репертуаре ансамбля сценич. варианты танцев народов СССР и др. стран, хореографич. сюиты и жанровые сцены. В своих пост. М. сохраняет и развивает народные танцевальные традиции, раскрывает богатство, многокрасочность, образность и самобытность танцевального иск-ва разных народов. Лучшие из них: "Полянка", "Молдовеняска", "Хору-ми", "Лявониха" (1937), "Подмосковная лирика" (1938), "Полька-красотка с фигурами и комплиментами", "Калмыцкий танец", "Бульба", "Колхозная улица", "Юрочка" (1941), "Сюита из старинных русских танцев", "Воскресенье", "День на корабле" (1943), "Русский перепляс", "Веснянки", "Городская кадриль" (1945), "Два первомая", "Футбол" (1948), "Партизаны" (1950), "Китайский танец с лентами" (1953), "Вензеля" (1956), "Метелица" (1959), "Вива, Куба!" (1962) и др. М. постоянно вместе с ансамблем гастролирует по республикам СССР и за рубежом. С 1937 М.- бессменный худ. рук. этого ансамбля.

По пути ансамбля, возглавляемого М., идут многочисленные коллективы нар. танца в Сов. Союзе и за рубежом. За заслуги в развитии сов. хореографии и нар. танца М. трижды присуждена Гос. пр. СССР (1942, 1947, 1952). М.- автор ряда теоретич. работ и критич. статей по вопросам хореографич. иск-ва и иск-ва народного танца.

Лит.: "Советская музыка", 1955, .ј 6, с. 156; "Театр", 1957, ј 10, с. 188-192; "Музыкальная жизнь", 1958, ј 1, с. 1-2; "Советская музыка", 1953, .ј 8, с. 49-52; "Музыкальная жизнь", 1958, .ј 19-20, с. 3; т а м же, 1959, ј 8, с. 8-9; "Театральная жизнь", 1960, .ј 7, с. 30; "Москва", 1961, .ј 5, с. 188-89; "Музыкальная жизнь", 1962, ј 3, с. 5-7. М. Кл.

МОИСЕЕВ, Михаил Федорович [12(24).1.1882- 29.VI.1955] - русский советский артист балета и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1948) и Лит. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1892-99 учился в Московском театр. уч-ще (педагоги Н. П. Дома-ш„в и В. Д, Тихомиров). В 1903-10 - солист Оперного т-ра Зимина. В 1910 гастролировал в Америке в труппе А. П. Павловой. Балетмейстерскую деятельность' начал в 1918 в Воронеже, где пост. "Коппелию" (1918), "Лебединое озеро" (1919) (одновременно выступал в ведупщх партиях). Позднее работал в крупнейших т-рах оперы и балета страны (Харьков, Одесса, Свердловск, Новосибирск, Алма-Ата, Вильнюс и др.).

Среди пост.: "Жизель" (1920), "Кон„к-Горбунок" Пуни (1922); "Корсар" (1925), "Раймонда" (1934), "Спящая красавица" (1938) и др. Пост. спектакли на муз. сов. композиторов:

"Красный мак" (1924, Харьков), "Карманьола" Фемилиди (1930, Одесса), "Ференджи" Яновского (1935, там же), "Анаид" Тер-Гевондяна (1941, Ереван), "Доктор Айболит" Морозова (1947, Новосибирск, Гос. пр. СССР), "Камбар и Назым" Великанова (1950, Алма-Ата).

Большое внимание уделял воспитанию молодых балетмейстеров (был руководителем и педагогом балетных студий при т-рах и хореографии, -школ). Среди его учеников: В. А. Кононович, С. Н. Сергеев, Ю. П. Ковал„в, Г. И. Язвинский и др. Ст. М.

МОИСЕЕВА, Ольга Николаевна (р. 1928) - русская советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1947 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой) и была зачислена в балетную труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. M.- эмоциональная танцовщица, выразительно раскрывающая муз. драматургию спектакля.

Партии: Никия ("Баядерка" Минкуса), Одетта-Одиллия;

Девушка-Птица ("Шурале"), Зарема, Лауренсия; Китри ("Дон Кихот"), Гаянэ и Эгина (о. п., "Спартак" Хачатуряна), Сари ("Тропою грома" Караева) и др.

Лит.: Ольга Моисеева, в сб.: Молодые артисты Ленинграда, [Л.], 1954, стр. 55-57. Г. Ш.

МОИССИ (Moissi), Александр (Сандро) (2.IV.1880, Триест,- 23. II 1.1935, Вена) - немецкий актер. По национальности албанец. Учился в Венской консерватории по классу пения (баритон), одновременно работал статистом в "Бургтеатре". Уже в эти годы проявилась огромная трудоспособность актера, скоро М. овладел не только языком, но и мелодикой нем. речи. В "Бургтеатре" на него обратили внимание И. Кайнц и П. Шлентер, предсказавшие М. большое будущее. Затем играл в пражском Нац. т-ре (1902-04) Мортимера ("Мария Стюарт"); Карлоса ("Клавиго" Г„те), Сирано де Бержерака (о. п. Ростана). С 1904 актер работал с М. Рейнхардтом. В 1905 - в берлинском Нем. т-ре. Одновременно выступал в т-ре "Каммер-шпиле" и др. Под рук. Рейнхардта М. стал одним из известнейших актеров 1-й пол. 20 в. М. в совершенстве владел иск-вом перевоплощения, был очень эмоционален, у него был нервный, вибрирующий, муз. голос, редкая по выразительности мимика. Это придавало часто исполняемым им ролям одиноких, надломленных жизнью людей, мучительно страдающих от окружающей действительности, неповторимое своеобразие, меланхолическое изящество. Творчество М. основывалось на непосредственном чувстве, вдохновении, огромной фантазии, стихийном темпераменте. Герои М. выражали чувства и сомнения, демократические устремления современной ему интеллигенции. Первая значит, роль М. у Рейнхардта - Анри ("Зел„ный попугай" Шницлера, 1904, Новый т-р). Среди лучших ролей М. были Орест ("Орестея" Эсхила), Мориц ("Пробуждение весны" Ведекпнда, 1906), Освальд (1906); Ромео ("Ромео и Джульеттам Шекспира, 1907), Протасов ("Живой труп"), Никита ("Власть тьмы"), Гамлет (1909); маркиз Поза ("Дон Карлос", 1909), Иванов (о. п. Чехова, 1919). Вместе с тем М. был ярким, характерным актером, создава!;-шим красочные образы, насыщенные острым умом, внутренней энергией - честолюбец Клавиго (о. п. Г„те, 1908), блестящий циник Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1909), вкрадчивый негодяй Франц Моор, пламенный, вдохновенный Прометей (о. п. Эсхила) и др. В репертуаре М. было много декадентских пьес. В пьесе Гофмансталя "Эдип и сфинкс" он играл Эдипа (1910), изображая его "...меньше всего героем" (Соболев Ю., Актеры, 1926, с. 60), подч„ркивая в этом образе мотивы беспомощности человека перед властью рока. М. участвовал в войне 1914 как л„тчик. Затем был взят в плен французами. В 1917 вернулся в Германию. Много гастролировал, дважды приезжал в Сов. Союз (1924 и 1925). После .захвата власти фашистами М. эмигрировал из Германии. Последние годы своей жизни работал в "Бургтеатре" (Вена).

М. писал статьи о т-ре, подвергал резкой критике упадок зап. бурж. культуры, совр. ему т-р. Он с большой симпатией относился к Сов. Союзу, утверждал, что только рус. т-р ид„т по пути идейного и художеств. обновления ("Проблемы современного театра"" ж. "Жизнь искусства", 1924, ј 5).

Др. роли: Шут ("Король Лир"), Король Альфонс ("Еврейка из Толедо" Грильпарце-ра), Фиеско ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера), Дюбеда ("Враг на распутье" Шоу), Сын ("Пепелище" Стриндберга) и др.

Лит.: P е и х Б., Из воспоминаний о Сандро Моисси, в кн.: Сообщения ин-та истории искусств, 10-11. Театр, М., 1957, с. 172-88; Клюев В., Моисси, в сб.: Труд актера, вып. IV, М., 1959, с. 51-72;

В о h m H., Moissi. Der Mensch und der Kunstler in Worten und Bildern, B., 1927.

"МОЙ ДРУГ" - представление в 3 д. с эпилогом Н. Ф. Погодина, соч. 1932. Пост. 11 ноября 1932 в Моск. т-рс Революции (реж. А. Попов, худ. Шлепянов. комп.

Половинкин; Гай - Астангов, Руководящее лицо - Штраух, ‚лкин - Кисел„в, Белковский - Т. Соловь„в, Пеппер - Страхова, Андрон - Белокуров, Софья - Богданова, Граммофонов - Ключарев, Зуб - Васюков); 15 ноября 1932 в Ленингр. Большом драматич. т-ре (реж. Тверской, худ. Левин; Гай - Лаврентьев, Руководящее лицо - Сафронов, ‚лкин - Полицеймако, Белковский - Скоробогатов).

В 30-х гг. "М. д." пост. мн. т-ры страны: Архангельский, Астраханский, Бакинский рус. т-р. Брянский, Волгоградский, Воронежский, Горьковский, Ивановский, Иркутский, Казанский, Кировский, Куйбышевский, Новосибирский, Рязанский, Свердловский, Смоленский, Ульяновский, Ярославский,Т-р им. Хамзы,Тбилисский т-р им. Грибоедова и др.

В 50-х гг. пьесу Погодина ставили: Одесский т-р (1956, реж. В. Лебедев; Гай - П. Михайлов), ЦТСА (1957, реж. Тункель, худ. Шестаков и Демидов; Гай - Андрей Попов), Т-р им. Шевченко (1958, реж. Оглоблин; Гай - Сердюк), Т-р-им. Ермоловой (1961, реж. Шатрин; Гай - И. Соловь„в) и др.

И з дан и я: Первая публикация "М. д."-М., 1933 (на правах рукописи); Погодин Н., Собр. драматических произведений, т. 1, М., 1960. "'

Лит.: Зайцев Н., Николай Ф„дорович Погодин, Л.- М., 1958. А. Шн.

МОКАНУ, Спиридон Спиридонович (р.18.IV.1932)-молдавский советский артист балета. Нар. арт. Молд. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1949 в ансамбле нар. танца "Жок". Иск-во М. демонстрирует многообразие молд. нар. танца; он обладает комедийным дарованием, живым, обаятельным юмором, виртуозной танцевальной техникой. Лучшие сольные партии М., к-рые он исполняет в концертных программах,- "По дороге в Кишин„в", "Наковальня", "Баба мя", "Вес„лый Пэкалэ" и др. (М. одновременно является и сопостановщиком ряда номеров). Ст. М.

МОКР‚ЕВ, Юрий Алексеевич [p.l(14).IV.1901 ] - украинский советский писатель-драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1962. Лит. деятельность начал в 1930. Первые пьесы: "Отдай партбилет", "Рейд" (1930, Киевский т-р Красной Армии). Автор пьесы "Два мира" (1932, Т-р им. Леси Украинки), комедии "Союз отважных" (1935, Черниговский т-р), пьес "Скрипка гуцула" (1940, Киевский ТЮЗ) - о воссоединении Зап. Украины, "Зв„зды над копрами" (1947, Полтавский т-р, респ. пр.) - о жизни рабочих и технич. интеллигенции, "Творец песни" (1955) -о композиторе Н. В. Лысенко, "Ридна маты моя" (1960, Сумской т-р). Пьесы М. ставились в разл. т-рах УССР. Автор одноактных пьес ("Сигналы с моря", "Журавли летят"), сценариев. С. Б.

МОКРОУСОВ, Борис Андреевич [р.14(27).П.1909]- русский советский композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. Н. Я. Мясковского. М. принадлежит опера "Чапаев" ("Чапай") по Фурманову (1-я ред.-1941, Саратовский т-р оперы и балета;

2-я ред.-1942, Муз. т-р им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко, Москва; 3-я ред.-1961, Чувашский т-р оперы и балета). Музыка е„ мелодична, песенна, важное значение в опере имеют хоровые сцены. М. написал также оперетту "Роза ветров" (1947, Ленингр. т-р муз. комедии) из жизни рус. моряков 18 в.

С 1935 писал музыку к спектаклям драм. т-ров:

"Аристократы" Погодина и "Поднятая целина" по Шолохову (оба - 1935; Первый рабочий т-р, Москва), "Ал„нушка" Шестакова (1940, МТЮЗ), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1950, Моск. т-р Сатиры; совм. с Н. П. Будашкиным), "Опасный спутник" Салынского (1954, Малый т-р), "Стряпуха" (1960) и "Стряпуха замужем" (1961) Софронова (Т-р им. Вахтангова) и др.

Автор популярных лирич. песен (Гос. пр. СССР,1948), музыки к радиокомпозициям и ряда соч. в др.жанрах.

Лит.: Степанов Л., "Чапаев" - опера Б. Мок-роусова. "Сов. музыка", 1938, ј10-11; Г радов П., Чапай - герой новой оперы, "Огонек", 1961, ј 47; Жукова Л., Чапай, "Театр", 1962, J\ 5. А. Ив.

МОКУЛЬСКИЙ, Стефан Стефанович (7.VIII.1896- 25.1.1960) - русский советский литературовед, театровед. Д-р филологич. наук (1937). В 1918 окончил филологич. ф-т Киевского ун-та. В 1916-17 опубликовал свои первые работы по лингвистике. С 1918 началась деятельность М. - театр. критика и педагога. М. отличался необычайной широтой научных интересов. Его лит. наследие охватывает вопросы истории и совр. этапа развития лит-ры, кино, т-ра, зарубежной и сов. культуры. М. - один из основоположников сов. науки о театре, принесший в не„ опыт рус. филологии. Наряду с драматургией он исследовал иск-во актера, режиссуру, технику сцены, театр. здание, музыку, костюм, декорацию, организационные принципы т-ра. Его "История западноевропейского театра" была первым в Сов. Союзе трудом, прослеживающим развитие зап.-европ. т-ра от античности до 19 в. в тесной связи с политич. жизнью, развитием философской и эстетич. мысли. Позднее, по инициативе и под ред. М. начал выходить 3-томный труд по истории зап.-европ. т-ра (1 т.-1956, 2т. - 1957, Зт. - 1963). В 1937 в дополнение к ним М. выпустил два тома "Хрестоматии" (М., 1937-39, 2 изд., 1 т.-1953, 2 т.-1955)-собрание историко-театр. документов.

Основные научные интересы М. были связаны с итал. и франц. иск-вом эпохи Возрождения, 17-18 вв. Он перев„л мемуары К. Гольдони, был автором работы о лит-ре итал. Возрождения, о К. Гольдони, К. Гоцци, П. Корнеле, Н. Буало, Вольтере, А. Р. Лесаже, о сценич. иск-ве Франции и Италии, монографии о творчестве Мольера, Расина, П. Бомарше. Своеобразие исследовательского стиля М.- в сочетании огромной эрудиции с ясностью и доступностью изложения, интереса к сложным теоретич. вопросам с живым и непосредственным восприятием иск-ва.

М. выступил инициатором и редактором мн. изданий, обогативших сов. театроведч. лит-ру (сб. пьес Б. Брехта, К. Гоцци, Э. Ростана, Г. Гауптмана, К. Гуц-кова, Л. Пиранделло, французской драматургии 18 в., Г. Филдинга и др.). М. направлял работу сов. театроведов, изучающих зарубежный т-р.

М. в„л большую педагогич. работу (с 1937 - профессор). В 1923-42 в Ленинграде читал курсы зарубежной лит-ры в ун-те, Пед. ин-те им. Герцена; курсы истории зарубежного т-ра на Высших курсах искусствознания при Ин-те истории искусств и в Театр. ин-те; с 1943 в Москве преподавал в ГИТИСе (в 1943-48 был директором ин-та, в 1952-57 - рук. кафедры зарубежного т-ра), в Школе-студии МХАТа, в Академии обществ, наук.

Руководил сектором теории и истории т-ра в Ин-те истории иск-в АН СССР, был гл. редактором Театр. энциклопедии (1 т., М., 1961).

С о ч.: Мольер. Проблемы творчества, Л., 1935; Пьер Бомарше. Жизнь и творчество, М., 1957; История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1-2, М., 1956-57 (главы о франц.,итал., нем. т-рах); Карло Гольдони, в кн.: О театре, вып. 1, Л., 1926; Основные принципы построения истории французского театра, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств ЛН СССР, т. 2, М., 1948; Всемирная история,т. 6, М., 1959 (главы о франц., итал., нем., англ.т-рах); перевод и примеч., в кн.: Гольдони К., Мемуары, т. 1, М.- Л., 1930; Вступ. статьи: Карло Гольдони и его мемуары, в кн.: Гольдони К., Мемуары, т. 1-2, 2 изд., Л., 1933; Мольер и его творчество, в кн.: Мольер Ж.-Б., Собр. соч., т. 1, М.- Л., 1935, 2 изд., М.- Л., 1936; Гюго и романтическая драма во Франции, в кн.: Гюго В., Избранные драмы, т. 1-2, Л., 1937; Творчество Мольера, в кн.: Мольер Ж.-Б., Комедии, М., 1953; Карло Гоцци и его сказки для театра, в кн.: Гоцци К., Сказки для театра, М., 1956; Французская драматургия эпохи Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения" т. 1, М., 1957; О театре. Сборник, М., 1963 (Имеется полный список трудов М. с 1916 по 1960 г.). Е. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница