Наши партнеры

Electra Style Одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 292)


МИЦКЕВИЧ (Mickiewicz), Адам [24.XII.1798, Зао-се (Белоруссия),-26.XI.1855, Константинополь] - польский поэт, драматург, публицист и политический деятель. Родоначальник рево-люц. романтизма в польск. литературе. М. род. в обедневшей шляхетской семье. В 1815-19 учился в Виленском ун-те. Окончив в 1819 исто-рико-филологич. ф-т, был до 1823 учителем в Ковно (Каунас). Принимал активное участие в конспиративной деятельности "Об-ва филоматов", стремившихся к политич. возрождению Польши; в 1823 был арестован и выслан в

Россию, где сблизился с прогрессивными кругами рус. общества, с декабристами. К 1826 относится знакомство и начало дружбы М. с Пушкиным.

Вслед за первым томом поэтических произведений М., изданным в 1822 в Вильно (Вильнюс), в 1823 вышел второй том, куда вошли II и IV части драматич. поэмы "Дзяды". Фрагменты неза-конч. I части "Дзядов" (названной в подзаголовке "Зрелищем") впервые были опубл. в 1860. III часть "Дзядов", созданная под впечатлением польск. нац.-освободит, восстания 1830-31, была напечатана в 1832 в Париже.

В ст. "О критиках и рецензентах варшавских" (изд. 1829) М. выступил против сторонников классицизма с позиций революц. романтизма, утверждая, что драма должна быть посвящена изображению нар. судеб. Мысли о связи драмы с нар. жизнью и с нар. творчеством М. развивал и в статьях "О польской драматургии", "О поэме "Дзяды41", в лекциях о славянских лит-рах, читанных им в парижском Коллеж де Франс в нач. 40-х гг. (наиболее полное отражение театр.-эстетич. взгляды М. получили в лекции, посв. слав. драме, прочитанной 4 апр. 1843). Драма, по мысли М., "должна соединять все стихии истинно национальной поэзии", сочетая в себе разл. виды нар. творчества - от песни до эпопеи. Т-р, в к-ром такая драма может найти достойное воплощение,- т-р синтетический и монументальный. Выступая новатором, прокладывающим пути к монументальному т-ру будущего, т-ру больших социально-философских обобщений, М. подч„ркивал, что во Франции только Олимпийский цирк "мог бы быть использован для представления подлинно значительной пьесы", потому что там "можно было бы показать на сцене героические дела и народные массы, которые ныне имеют решающее значение в общественной жизни". Идеи М., нашедшие выражение и в его драматургич. творчестве, оказали большое влияние на современников М. (прежде всего на Ю. Словацкого) и на драматургов и театр. деятелей позднейшего времени (С. Выс-пянский, Л. Шиллер). Примером драмы, раскрывающей в эпич. образах судьбу народа, явились "Дзяды", в особенности их III часть. В основу этого произв. М. положил действительные историч. события, связанные с расправой сенатора Новосильцева с участниками тайных патриотич. организаций в Вильне в 1823. Изображение этих событий М. превратил в широкую историч. картину и в своеобразный отклик на только что отгремевшие события 1830-31 гг. Композиция "Дзядов" необычна. Народный обряд "дзядов"- праздника почитания м„ртвых, как подч„ркивал сам М., "связывает действие в единый узел", помогая ощутить единую трагич. первооснову действия. Гневная страстность взволнованных поэтич. монологов органически спаяна здесь с сатирич. остротой политич. памфлета. Патетичность отдельных сцен соседствует с почти буффонной резкостью нек-рых эпизодов, историч. документированность сочетается с самыми смелыми пол„тами фантазии. В нек-рой степени в III части "Дзядов" сказались влияния зарождавшегося в пору е„ создания мессианизма - мис-тич. учения о жертвенно-искупительном предназначении Польши. А. И. Герцен отмечал, что в "Дзядах" "дух отрицанья сильный, истинно-байроновский, борется с католическим воззрением". Но определяющим началом оказывается здесь именно революционный дух отрицания, непримиримого, бунтарского протеста против деспотизма,

Фрагмент III части "Дзядов" был пост. в Кракове в 1848. В 1865 II часть, скомпонованная в виде кантаты под назв. "Призраки", с муз. С. Монюшко,была исполнена на концертной эстраде в Варшаве. Впервые все части "Дзядов" были пост. С. Выспянским на сцене Краковского т-ра в 1901 (Густав-Конрад - Мелевский, Девушка - Высоцкая, Призрак и Сенатор - Котарбиньский, Кс„ндз и Байков - Зель-верович, Томаш - Брыдзиньский). Среди наиболее значит, пост.- спектакли реж. Шиллера во Львове (1932), Вильно (1933), Варшаве (1934) и Софии (1937). В содружестве с худ. А. Пронашко Шиллер трактовал "Дзяды" как своеобразную нар. мистерию. В нар. Польше "Дзяды" были пост. т-ром "Польски" в Варшаве (1955, реж. А. Бардини; 1964, реж. К. Скушанка и Е. Красовский), т-ром "Людовы" в Новой Гуте (1962, реж. Скушанка и Красовский), Краковским т-ром им. Ю. Словацкого (1963, реж. Б. Коженевский) и др.

М.- автор драмы на сюжеты из истории Польши "Барские конфедераты" (сохранились лишь два акта, пост. в Кракове, 1872) и неоконч. трагедии "Якуб Ясинский, или Две Польши" (на франц. яз.).

С о 4.:Dziela, wyd. narod., t.l-10,Kr.- Warsz.,1949-52; в рус. пер. - Собрание соч., т. 1-5, M., 1948-54.

Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955;

С о в e т о в С. С., Адам Мицкевич, Л., 1956; С а н д Ж.,Этюд о фантастич. драме. Г„те - Байрон - Мицкевич , "Интернациональная лит-ра", 1941, ј 1, с. 132-35; СтахеевБ. Ф., Третья часть "Дзядов" А. Мицкевича..., "Уч„ные записки Ин-та славяноведения АН СССР", М., 1954, т. VIII, с. 234- 320; Б э л з а И. Ф., Мицкевич и музыка, в кн.: Литература славянских народов, вып. l. M., 1956, с. 144-62; Слободская Е. А., Проблема реализма в творчестве Адама Мицкевича,[Волгоград], 1960; Живов М., Адам Мицкевич и драматургия, "Театр", 1940, .ј 12, с. 104-113; Ростоцкий Б., Театр Адама Мицкевича, там же, 1955, ;ј 11, с. 147-150; Адам Мицкевич в русской печати 1825-1955. Библиографические материалы, М.- Л., 1957; Ku back i W., Arcydramat Mickiewicza. Studia nad III czescia "Dziadow", Kr., 1951; S i ver t T., Mickiewicz na scenie, [Warsz.], 1957; Mickiewicz na scenach polskich, oprac. Tadeusz Pace-wicz, Wr., 1959; Adam Mickiewicz. Zarys bibliograficzny, Warsz., 1955. Б. Рос.

МИЦКЕВИЧ, Николай Антонович [3(16).1.1901- 23.11.1954]- белорусский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в БССР (1949). Окончил Белорус. студию в Москве. В 1926-34- актер и режиссер 2-го Белгосдрамтеатра в Витебске (ныне - Т-р им. Я. Коласа). В 1935-41 работал режиссером в в т-pax Украины (Донбасс, Харьков, Полтава). С 1941 - вновь режиссер Т-ра им. Я. Коласа. Спектакли, пост. М., отличаются остротой сценич. формы, яркой передачей нар. характеров. Ставил преим. совр. репертуар.

Пост.: "Кочегары" Гурского (1931), "Нашествие" (1943);

"Площадь цветов" Ильенкова (1944), "Кремл„вские куранты" (1945); "Великая сила" Ромашова (1948), "Алазанская долина" Губаревича и Дорского (1949), "Песня наших сердец" Полесского (1949), "Поют жаворонки" Крапивы (1950), "Васса Железнова" (1953).

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959.

В. Я.

МЙЧА (Mica), Франтишек Вацлав (5.IX.1694- 15.11.1744)- чешский композитор, капельмейстер, певец (тенор). Муз. образование получил у отца, органиста М. О. Мичи, затем учился в Вене. С 1723 постоянно жил в Яромержице. М. - один из первых нац. чеш. композиторов. Основоположник нац. муз. культуры. В 1729-37 написал и пост. оперы, музыка к-рых не сохранилась. Известна его опера на чеш. сюжет "О происхождении Яромержице наМораве"(1730). М.- автор ораторий, увертюр, арий для итал. опер, балетной музыки. Оперы М., связанные с традициями неаполитанской школы, предвосхищают муз. классицизм конца 18 в.

Лит.: H e l f e г t V., Hudba na Jaromerickem zamku, [Praha], 1924. Д. Ф. Л.

МИЧУРИН, Геннадий Михайлович [p.22.VIII(3.IX). 1897]-русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1939). Учился в петрогр. Школе театр. мастерства у Л.С. Вивьена(1917-18). Исполнил роль Банко в спектакле "Макбет", пост. Ю. М. Юрьевым на арене цирка. В 1918--31,1939-45-актер Ленингр. Большого драм. т-ра. M. - актер преим. классич. трагедии, романтич. драмы и высокой комедии, мастер историко-биог-рафич. портретных характеристик; исполняет также роли совр. репертуара.

Роли: маркиз Поза ("Дон Карлос"), Эгчик ("Двенадцатая ночь"), Франц Моор; в пьесах сов. драматургов-Штубе ("Разлом");Квасов ("Хлеб" Киршона). В 1931-37 М. работал в Т-ре им. Мейерхольда; роли: Несчастливцев, Кречинский, Мол-чалин; Жорж Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Сезон 1937-38-в Т-ре им. Моссовета (роль Командарма-"Апшеронская ночь" Никитина). В 1939-45-снова в Ленингр. Большом драм. т-ре. С большой трагедийной силой исполнил роли Меррисона ("Корнелиус" Пристли), Глостера и Лира ("Король Лир"). С 1945 - в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина; роли: Скалозуб; Веррина ("Заговор Фиеско" Шиллера), Бен ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Николай! ("Лермонтов" Лаврен„ва). С 1923 снимался в кино (Хирт - "Константин Заслонов". Гос. пр. СССР, 1950).

МИЧУРИНА-САМОЙЛОВА, Вера Аркадьевна [5(17). V.1866- 2. XI. 1948]русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1939). Представительница актерской семьи Самойловых. Выступала под фам. Мичурина. После юбилейного бенефиса (1923) присоединила и фамилию матери- В. В. Самойловой.

В 1886 дебютировала в роли Веры (пролог к "Псковитянке" Мея) на сцене Александрийского т-ра (ныне Т-р драмы им. Пушкина). Последующие удачные выступления актрисы в амплуа красивых, холодных, расч„тливых интриганок надолго определили круг е„ ролей дерево-люц. периода. М.-С. играла Телегину ("Вторая молодость"

Невежина), Графиню О рсино ("Эмилия Галотти" Лес-синга, 1896), Сидони ("Фромон младший и Рислер старший" Доде и Бело) и др. Особенно ярко черты хищницы, бездушной, легкомысленной женщины были воплощены актрисой в образе Рен„вой ("Светит, да не греет" Островского, 1893).

Игра М.-С. отличалась изяществом, точным воплощением стиля автора" филигранной отделкой деталей; острая мысль пронизывала созданные ею образы. Волевое начало, интеллектуальность, глубина психологич. анализа характеризовали исполнение ролей: Веры ("Старый закал" Сумбатова-Южина), леди Мильфорд (1900); Порции ("Венецианский купец", 1897); Софьи ("Горе от ума"); Дарьи Ивановны ("Провинциалка") и Натальи Петровны ("Месяц в деревне" Тургенева, 1916). Тонкая ирония проявилась в трактовке роли Раневской ("Вишн„вый сад").

После Окт. революции М.-С. приняла горячее учягс-тие в развитии сов. т-ра, вошла в состав Временного комитета, помогла работе Школы рус. драмы (Петроград). В 20-30-е гг. раскрылись новые черты таланта М.-С. Ирония, характеризующая отрицат. героинь актрисы, сменилась остротой социальной сатиры. М.-С. ярче подч„ркивала нравств. опустош„нность, беспринципность, цинизм изображаемых персонажей. Так играла она роли Миссис Чивлей ("Идеальный муж" Уайльда, 1923), Звездинцевой ("Плоды просвещения", 1928);

Ксении Михайловны и Ленчицкой ("Огненный мост", 1929, и "Бойцы", 1934, Ромашова), Хл„стовой ("Горе от ума", 1928,1941); Полины Бардиной ("Враги", 1933);

Огудаловой ("Бесприданница"); Гурмыжской (1936).

В период Отечеств, войны М.-С. оставалась в Ленинграде во время блокады, вела активную обществ. и творч. деятельность - выступала в спектаклях "Театр у микрофона", концертах и др.

С о ч.: Полвека на сцене Александринского театра, [Л.], 1935; Шестьдесят лет в искусстве, Л.- М., 1946.

Лит.: Мичурина-Самойлова В. А., Пятьдесят лет артистической деятельности. 1886-1936 [Сборник], Л., 1936; Державин К., В. А. Мичурина-Самойлова, М.- Л., 1948. К. С.

МИЧУРИН-САМОЙЛОВ, Николай Аркадьевич (1866-98)- русский актер. Сын актрисы и театр. педагога В. В. Самойловой. Рано начал выступать в любительских спектаклях. Проф. актерскую работу начал в Москве; служил в т-рах Корша, Горевой Абрамовой. Играл в провинции (Н. Новгород, Харьков, Ростов, Тифлис, в 1891-киевский Т-р Соловцова). актер на роли героев-любовников, М.-С. обладал красивой внешностью, прекрасными манерами, приятным голосом, игра его отличалась мастерством декламации.

Роли: Хлестаков, Чацкий, Арбенин, Паратов; Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына). С. К.

МЙШРАЛАКШМИНАРАЯН (р. 1903)- индийский писатель и драматург. Пишет на хинди. Лит. деятельность начал в 1925. Убежд„нный сторонник санскритской драмы, М. Л. выстунает против драматургии, в к-рой конфликт разрешается трагически. Автор пьес: "Саньяси", "Ракшаска", "Мандир", "Мукти ка рахасья", "Радшпог" (все написаны в 1930-34), "Кави Бхара-генду" (1945). Драмы "Га руда дхвадж" и "Вате Радж Удаян" связаны с героич. прошлым страны. Ь\ Ш. У п.

МИШУГА (псевдоним - Ф и л и п-п и-М и ш у г а), Александр Филиппович [7 (19). VI. 1853- 9. III. 1922 j - украинский артист оперы (лирико-драматич. тенор) и вокальный педагог. Пению учился во Львове, затем в Милане и Ницце. В 1883 дебютировал в г. Форли (Италия) в опере Ф. Флотова "Марта". Выступал в Варшаве, Вене, Петербурге, Киеве, Стокгольме и др. городах, завоевав славу первоклассного оперного певца. Исполнение М. отличалось высокой муз. культурой, задушевностью; М. обладал драматич. дарованием.

Партии: Ионтек, Стефан ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Ленский, Фауст, Альфред, Вертер; де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фернанд ("Фаворитка" Доницетти) и др.

В 1904-11 (с перерывами) преподавал в Муз--драматич. школе Н. В. Лысенко в Киеве (в числе учеников: М. В. Микиша, С. М. Мирович, А. Д. Кильчев-ская, Л. А. Улуханова), в 1912-13- в Муз. ин-те им. Монюшко в Варшаве, после 1918-в Стокгольме.

Лит .'Авдеев В., Олександр Мишуга, "Мистецтво", 1956, .ј5. М. Заг.

МКРТУМЯН, Анаит Агабековна [p.l8.IV(l,V). 1904]- армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Театр. образование получила в Москве в ГЭКТЕМАСе (Гос. эксперимент, театр. мастерские им. Мейерхольда) и в Арм. драм. студии (1925-28). Одна из основательниц Ленинаканского драм. т-ра им, Мравяна (1928), где работала до 1934. С этого года - актриса Т-ра им. Сундукяна. Играла драматич, и характерные ро-роли.

Роли: Татьяна ("Разлом"), Аксюша ("Лес"), Василиса ("На дне") - в Т-ре им. Мравяна; Хампери и Саломе ("Ха-табала" и "Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Парандзем ("Страна родная" Демирчяна), Гертруда ("Гамлет"), Эмилия ("Отел-ло"), леди Мильфорд; Анна Андреевна ("Ревизор"), Васса Железнова; Мелания ("Егор Булычев и другие"), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина), Мария Александровна ("Семья" Попова) - в Т-ре им. Сундукяна. Б. А.

МЛАКАР (Miakar)- семья югославских артистов балета и балетмейстеров.

П и н о М. (р.1907). Иск-ву танца обучался в Берлине у Р. Лабана и К. Йосса и в Белграде у Е. Поляковой. В 1929-32 работал в нем. т-рах в Дармштадте и Дессау.Там же начал балетмейстерскую деятельность. В последующие годы был первым танцовщиком и балетмейстером оперных т-ров в Белграде (1932-34), Цюрихе (1935-38), Мюнхене (1939-43 и 1952-54), Любляне (1945-51 и с 1954).

С 1945 руководит созданной им балетной школой при Люблянском оперном т-ре.

Среди пост. (совм. с Пиа М.): "Тиль Уленшпигель" и "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1932, Белград), "Ч„рт в деревне" Лотка, 1935, Цюрих); "Маленькая балерина" Прека (1947), "Охридская легенда" Христича (1951), "Коппелия" (1951) (все три - в Любляне) и др.

Пиа М. (р. 1908) - жена Пино М. Обучалась танцу совм. с Пино М. С 1930- прима-балерина и со-постановщик балетов, пост. Пино М. Самостоятельно пост балет "Скованный танцовщик" (без муз. сопровождения, 1956. Любляна).

Вероника М. (р.1935)- дочь Пино и Пиа М. Начала обучаться иск-ву танца у своих родителей. Совершенствовалась в балетной школе "Сэдлэрс-Уэллс" в Лондоне (1952-53) и в Париже (1955-56). Начала выступать с 7-летнего возраста. В 1947 дебютировала в Люблинском оперном т-ре. В 1952-53 выступала в Мюнхенском оперном т-ре в балетах "Коппелия";

"Игра в карты" Стравинского и в гл. партии в балете "Женщина и единорог" Шайи. В 1954 - прима-балерина Люблинской оперы, в 1955 и в 1958- в балетной труппе Р. Пти (Париж). Затем работала в балетной труппе М. Мисковича и Л. Лидовой "Балле 1956". С 1960- ведущая танцовщица балетной труппы Чикагской оперы.

Лит.: Ballet Yougoslave, Beograd, 1958. Г. Ш.

МЛбДЕК, Рита Вениаминовна [р.14(27).П.1906]- белорусская советская артистка оперы (лирико-дра-матич. сопрано). Нар. арт. БССР (1940). В 1926-28 училась в Витебском муз. техникуме. В 1932-60 - солистка Белорус. т-ра оперы и балета.

Партии: Надейка ("Цветок счастья" Туренкова), Марыся ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Татьяна, Лиза; Мария, Оксана ("Мазепа", "Черевички" Чайковского), Маша ("Дубровский" Направника), Тамара, Ярославна; Маженка ("Проданная невеста"), Антония ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Трильби (о. п. Юрасовского) и др.

Лит.: Тамашова Н., Рыта Вен?ям?нана Млодэк, в сб.: Мастацтва Совецкай Беларус?, М?нск, 1955; ее же, Майстар вакальнага мастацтва (Р. В. Млодак), в сб.: Май-стры беларускай сцэны, М?нск, 1960. А. Ив.

МЛОТКОВСКАЯ, Любовь Ивановна (урожд„нная- Колосова, по первому мужу - Острякова) [1804 или 1805, Курск,-19(31).Х.1866, Ки„в]-русская и украинская актриса. Дочь про-винц. актрисы. Дебютировала около 1823. В 1829 под фам. Острякова выступала в Воронеже, у антрепрен„ра П. А. Соколова; играла роли героинь. В нач. 30-х гг. М. служила в Курске (у антрепрен„ра И. Ф. Штейна), затем в Киеве, Харькове - в антрепризе своего второго мужа Л. Ю. Млотковского. Слава большого мастера, крупнейшей актрисы театр. провинции пришла к М., когда она, вместе с т-ром, обосновалась в Харькове (1836-50). Творч. воздействие на М. имела е„ многолетняя совместная работа с Н. X. Рыбаковым и К. Т. Солеником и особенно участие в гастрольных спектаклях П. С. Мочалова и М. С. Щепкина (к-рые, в свою очередь, высоко ценили актрису).

М. исполняла роли молодых героинь. Много выступала в водевилях. Играла также в мелодрамах. Ярко и точно очерченные жизненно-типич. характеры создала в водевилях П. И. Григорьева - "Дочь русского актера" (Верочка), "Сиротка Сусанна" (гл. роль); в пьесах "Отец, каких мало" Коровкина (Ка-тенька), "Мирандолина" (переделка "Хозяйки гостиницы" Гольдони, гл. роль). Реалистич. направленность иск-ва М. особенно проявилась в бытовой укр. комедии: Наталка и Татьяна ("Наталка Полтавка" и "Москаль-чаровник" Котляревского), Настя и Ульяна ("Бой-жинка" и "Сватанье на Гончаровке" Квитки-Основьяненко; первая исполнительница этих ролей). В образах украинских крестьянок М. воплощала черты женщин из народа - их трудолюбие, чистоту и преданность в любви, ясный ум, жизнерадостность, юмор.

Вершина творчества М.- роли Луизы ("Коварство и любовь"), Дездемоны, Корделии; большую известность принесла М. роль Офелии.

По словам поэта Н. В. Беклемишева, отличительное свойство игры М. заключалось "в простоте и естественности, первых условиях всякой красоты, всякого изящества... Вся игра ее, полная обдуманности и самосознания, течет спокойно и ровно, ощутительно передавая зрителям то, что хотел 'передать писатель... но в тех местах, где чувство вырывается наружу, где не рассудок, а увлечение страсти характеризует роль... там - вся одушевленная - она преображается...".

В 1850-56 М. служила в Одессе, в 1856-66 в Киеве. Здесь она перешла на характерные роли пожилых женщин: Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Анна Андреевна и Слесарша ("Ревизор"), Коробочка ("М„ртвые души"), Атуева ("Свадьба Кречин-ского"), Старая барыня ("Гроза"),

Вместе с Н. X. Рыбаковым, К. Т. Солеником М. способствовала реалистич. реформе провинц. сцены, утверждению на ней щепкинских и мочаловских традиций.

Лит.: Беклемишев Н. В., Харьковский театр. "Репертуар и Пантеон", 1843, кн. 8; Харьковский театр и Мочалов на харьковской сцене, "Литературные прибавления" к "Русскому инвалиду или Литературная газета", СПБ, 1839, т. 2, ј 25, 26; В е и н б е р г П. И., Русский театр в Одессе, "Пантеон", 1853, кн. 9; КлинчинА.П., Николай Хрисанфович Рыбаков, М., 1952; его же, Л. I. Млотковська, Кй?'в, 1958; Плетн„в А., У истоков Харьковского театра, Харьков, 1960. 7f

МЛОТКОВСКИЙ (Млатковский, Моло т к о в с к и и), Людвиг Юрьевич (ок.1795-27.III. 1855)- русский антрепрен„р и актер. В 1816 с польской бродячей труппой антрепрен„ра Змиевского выступал в Киеве. В 1820-х гг. переш„л в т-р И. Ф. Штейна. В сезоне 1833-34, во время гастролей труппы Штейна в Курске, М. возглавил группу молодых драматич. актеров, оставивших т-р Штейна (в числе их - Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И. Острякова, впоследствии жена М., игравшая под фамилией Млотковская Л. И.). С этого сезона начинается самостоят. антрепрен„рская деятельность М., не оставлявшего до конца жизни и актерской работы.

Обладая ярким темпераментом, прекрасными внеш. данными, М. исполнял роли в трагедиях (Эдип и Старн - "Эдип в Афинах" и "Фингал" Озерова), мелодрамах. Хорошие вокальные данные (бас) позволяли М. с успехом выступать также и в комич. операх, в т. ч. и украинских (Чупрун - "Москаль-чаровник" Котляревского).

После Курска М. арендовал в 1836 Харьковский т-р, а с 1837- и Киевский (2 сезона). В 1842 М. построил в Харькове новое театр. здание (в 1893 оно было перестроено, ныне в н„м играет харьковский укр. Т-р им. Т. Г. Шевченко). В период антрепризы М. Харьковский т-р стал лучшим в провинции. М. предназначал свой т-р не только для дворянского, но и для разночинного зрителя. С т-ром М. была связана группировавшаяся вокруг ун-та передовая харьковская интеллигенция (профессор Харьковского ун-та И. Я. Кронеберг, его сын переводчик А. И. Кро-неберг, критик и писатель А. Я. Кульчицкий, часто приезжавший в то время в Харьков В. П. Боткин и др.). В репертуар т-ра М. входили пьесы Шекспира, Шиллера, лучшие произв. рус. классич. драматургии. Несмотря на запрещение цензуры (для провинции), здесь ставилось "Горе от ума", специально для этого т-ра писали свои комич. оперы и комедии И. П. Кот-ляревский и Г. Ф. Квитка-Основьяненко. Большое внимание уделялось постановочной культуре спектаклей. В труппе т-ра работали лучшие актеры театр. провинции - Н. X. Рыбаков, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, И. X. Дрейсиг, П. П. Микульский, Д. Д. Жураховский, К. М. Зелинский, И. И. Лавров (Барсуков) и др. М. первым из театр. антрепрен„ров организовал при сво„м т-ре спец. школу, где дети бесплатно обучались драм. иск-ву и балету.

Строительство т-ра в Харькове и связанные с ним долги, к-рые М. выплачивал до конца жизни, подорвали его денежные дела и заставили в 1843 сдать здание в аренду образовавшейся в Харькове театр. дирекции. Сам М. возглавил т-р в Орле. Неприспособленное и тесное здание т-ра, малочисленность интеллигенции в этом городе, отсутствие поддержки со стороны властей явились причиной крайне плохих сборов. В последующие годы М. играл и периодически держал антрепризы в Воронеже, Саратове, Астрахани, Воз-несенске, Николаеве.

За несколько месяцев до смерти М. его имущество было описано полицией за долги.

Лит. см. при ст. Млотповская Л. И. А. Кл.

МЛЫНАРСКИЙ (Mlynarski), Эмиль (18.VII.1870- 5.IV.1935)- польский дириж„р и композитор. В 1889 окончил Петерб. консерваторию, где учился у Л.Ауэра (скрипка) и композиции у Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. В 1897 начал работу в Варшавской опере; в 1898-1902- гл. дириж„р. В дальнейшем был директором (1919-29) и режиссером этого т-ра. Впервые пост. оперы Р. Статковского, К. Шиманов-ского, 3. Носковского, Л. Ружицкого, Т. Йотейко, впервые на польской сцене - оперы Л. Яначека, Р. Вагнера, Р. Штрауса и др. Выступал в Англии, Париже, Вене, в 1929-31 дирижировал оркестром оперного т-ра в Филадельфии (США). Был директором и профессором Варшавской консерватории. Автор опер "Лигия" по роману Г. Сенкевича "Камо гряде-ши?" (1908), "Летняя ночь" (1924, Варшава).

МНАКЯН, Мартирос (1837-1919)- армянский актер, режиссер. Род. в Константинополе. С конца 1850-х гг. принимал участие в эпизодич. арм. спектаклях. Когда в 1861 была основана первая арм. проф. театр. труппа "Аревелян татрон", М. стал одним из основных деятелей этого т-ра. В дальнейшем играл в труппах П. Магакяна, А. Вардовяна и др., одновременно работал и как режиссер. После русско-турецкой войны, когда арм. т-ры в Константинополе закрылись, в числе др. актеров переехал на Кавказ, играл в Тифлисе.

Роли: Клавдий ("Гамлет"), Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Дон Жуан (о. п. Мольера), Арбенин ("Маскарад"), Шейлок и др.

Возвратившись в Константинополь, М. в 1883-85 выступал в опереточной труппе С. Пенкляна, гастролировавшей в балканских странах, в Египте и др. Имел большой успех в ролях Ор-Ор ara ("Леблебиджи Ор-Ор ara" Чухаджяна), Ариф (о. п. Чухаджяна). Затем создал театр. коллектив "Османие" ("Турецкий"), к-рый существовал до 1908. В состав этого т-ра входили арм. актеры, а спектакли ставились на турецком яз. ввиду запрета арм. спектаклей в Константинополе. М. работал здесь как режиссер. После опубликования турецкой конституции (1908) арм. т-ры были разрешены и М. снова играл и ставил спектакли на родном яз. М. считался лучшим исполнителем характерных ролей и виднейшим режиссером арм. сцены конца 19- нач. 20 вв.

Лит.: Ш а р а с а н, Западно-армянская сцена и ее деятели (1850-1908), Константинополь, 1914 (на арм. яз.);

М а д а т А., Знаменитости нашей сцены, Стамбул, 1943 (на турец. яз.). Г. Т .-С.

МНЕМОТЕХНИКА (от греч. ????? - память) - цирковой номер. В дореволюц. цирке назывался:

"угадывание мыслей на расстоянии". Исполняется обычно двумя артистами - один зада„т вопросы (от имени зрителей), другой отвечает. Номер строится на заранее обусловленном между исполнителями порядке фраз. Требует наличия у исполнителей хорошей памяти. Ал. Ш.

МНЕСТЕР (Mnester) (г. рожд. неизв.-ум. 47)- древнеримский актер-пантомим. Пользовался большим успехом, выступал в придворных кругах. Император Гай Калигула [37-41] расправлялся со зрителями. к-рые недостаточно тихо вели себя на выступлениях М. Был казн„н по обвинению в связи с женой императора Клавдия [41-54] Мессалиной. С. Л.

"МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО" ("Much ado about nothing")-комедия в 5 д. Шекспира. Соч. 1598-99, пост. в том же сезоне в т-ре "Глобус", Лондон (Кизил, в рус. пер. Клюква - Кемп, Булава, в рус. пер. Кисель - Коули, Беатриче - предположительно актер Филд). В 60-х гг. 17 в. пьеса шла в лондонском т-ре "Дьюкс хаусе". Из последующих пост.: т-р "Друри-Лейн" (1748, Бенедикт -Гаррик, Беатриче - Притчард), т-р "Ковент-Гарден" (1774, Бенедикт - Ли), т-р "Лицеум" (1882, Бенедикт - Ирвинг, Беатриче - Терри) и мн. др.

Из пост. 20 в.: гастроли Моджеевской (Беатриче) в Нью-Йорке и др. городах Сев. Америки (1900,1904),Немецкий т-р (1912,реж. Рейнхардт, Бенедикт-Бассерман), "Т-р Польски" Варшава (1921), "Вь„ коломбье", Париж (реж. ????, 1936). т-р в Бреслау (1936), Шекспировский Мемориальный т-р ? Стратфорде-он-Эйвон (1955, Бенедикт - Гилгуд, Беатриче - Эшкрофт), К„льнский, Штутгартский т-ры (1937), "Эмбесси-тиэтр" (1947), т-р "Романо", Верона (1950), труппа Мальтальяти, Болонья (1950), "Олд Вик", Бристоль (1954), Т-р молод„жи, Бухарест (1957), Палермский т-р (1958), Бостонский театр. центр (1960) и др.

В России комедия пост.: в Малом т-ре - 1865 (Бенедикт - Самарин, Беатриче - Федотова), 1877 (Бенедикт ?. Ленский, Геро - Ермолова, Клюква -Живокини), в 1888 (Беатриче - Яблочкина); Александрийский т-р, на сцене Мариинского т-ра (1888, Бенедикт - Нильский. Беатриче - Савина, Клавдио - Петипа, Клюква - Варламов, Кжсель-Арди, 1882), т-р Корша (1896), Об-во иск-ва и лит., Москва (1897, Бенедикт - Станиславский, Маргарита -Лилина), Александрийский т-р (1901, Бенедикт - Далматов, Клюква - Варламов, Беатриче - Потоцкая), Малый т-р (1907, Бенедикт - Остужев, Леонато - А. Ленский, Беатриче - Гзовская), Самарский т-р (1896, Беатриче - Стрепетова) и др.

На сов. сцене: б. Т-р Корша (1919, Бенедикт - Радин), петрогр. Большой драм. т-р (1919, Дон Педро - Юрьев, Дон Жуан - Мичурин, Клавдио - Максимов, Бенедикт - Монахов, Клюква - Софронов; 1946, реж. Шлепянов), ле-нингр. т-р "Комедия" (1932, Бенедикт - Максимов, Беатриче - Грановская), Т-р им. Вахтангова (1936, реж. Рапопорт, Синельникова, худ. Рындин, комп. Хренников; Клавдио - Дорлиак, Абрикосов, Бенедикт - Симонов, Горюнов, Леонато - Державин, Беатриче-Мансурова, Кисель-В. Кольцов), Калининский т-р (1937), Краснодарский т-р (1939), Куйбышевский т-р (1939, Бенедикт - Бурэ, Беатриче - Чекмасова), Омский т-р (1940), Т-р им. Франко (1941, 1945, Бенедикт - Шумский, Добровольский, Клюква - Милютенко, Беатриче - Ужвий), ленингр. Новый т-р (1943), Ярославский т-р (1945, Бенедикт - Ромоданов, Беатриче - Чудинова), Художеств, т-р Латв. ССР (1946, реж. Смильгис, Бенедикт - Зиле, Беатриче - Берзинь), Свердловский т-р (1946), Сев.-Осет. т-р (1948), Лиепайский т-р (1950), Воронежский т-р (1953), Т-р Коми АССР (1954), Днепропетровский Т-р им. Шевченко, Одесский т-р. Харьковский рус. т-р (все в 1955), Тамбовский (1956), Казанский рус. т-ры (1959) и мн. др.

Издания: Первая публикация-"М.ш.из н."- кварто, 1600; Первый рус. пер. А. Кронберга, "Современник", СПБ 1847, т. 9; Из позднейших переводов - Н. Кетчер - Шекспир В., Драматические сочинения, часть 8, М." 1877; Сов. пер. Т. Щепкиной-Куперник -Шекспир У." Полн. собр. соч., т. 4, М., 1959.

Лит.: Станиславский К. С-, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, M., 1954, с. 171-74; Шекспировский сборник, M., 1958, с. 314-63, 575-77; H е ль с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960, с. 440-48; В а н ?-н а ?., Шексп?р на укрансько сцен?, Кив, 1958; 0 d е 1 1 G. С. D., Shakespeare from Betterton to Irving, v. 2, L., 1921, с. 428-43. Д. Шн.

МО - название мужского амплуа Б традиционном китайском театре сицзюй. Впервые это амплуа утвердилось в Сунский период (960-1279); в раннем т-ре это амплуа называлось мони. актер амплуа М. пользовался большим уважением и обычно возглавлял труппу, состоявшую из 4-5 чел., выполняя наряду с актерскими и административные функции. Дальнейшее развитие амплуа М. получает в Юаньский период (1280-1367) в драмах цзацзюй, где происходит деление на главного М.-чжэнмо (гл. положит. герой пьесы) и фумо (второй мужской персонаж пьесы). Муж. амплуа М. (наряду с амплуа женщины героини - дань) сохраняется и в более позднем т-ре Минского периода (1368-1644). Впоследствии, особенно в 19- нач. 20 вв., оно теряет сво„ прежнее значение. Более дробное деление этого амплуа приводит к появлению новых наименований; термин "М." закрепл„н в наст. время за ролями второстепенных муж. персонажей (часто стариков). И. Г.

МОБЕЛЬ (Maubel), Анри [наст. имя и фам.- Морис Бельваль (Belval) (10.VII.1862-1917)]- бельгийский писатель, драматург, театральный и музыкальный критик. В 1889-94 - руководитель лит. объединения "Молодая Бельгия". В 1888 дебютировал в драматургии одноактной пьесой "Мера за ничто" (Т-р Мольера). Успехом пользовалась пьеса М. "Этюд о молодой девушке" (1891, там же), в к-рой создан правдивый образ шаловливой и чувствительной девочки-подростка. Пьеса "Корни" (1902, пост. в 1919), прославляющая привязанность к родине, написана под влиянием символизма; она статична, персонажи олицетворяют разд. абстрактные понятия. Проповеди христианства посв. пьеса "Вода и вино" (1893, не пост. в т-ре). Сторонник идеалистич. философии, М. стремился примирить религию с жизнью. Произв. его носят характер психологич. исследований. В центре их - моральный конфликт, проблема совести, столкновение добра и зла. В 1898 М. возглавлял т-р "Дю Парк" (Брюссель). Автор мн. статей о т-ре и музыке.

Лит.: L е г о у-Т h ? b a u t L., Henry Maubel et son temps, Brux., [1957 ]. И. П.

MOB3OH, Аркадий (наст. имя и фам.- Арон Иосифович Мовшензон) (р.23.IX.1918)- белорусский советский драматург. Чл. Коммунистич, партии. Лит. деятельность начал в сер. 40-х гг. Автор пьесы "Константин Заслонов" (1947, Т-р им. Я. Купа-лы) о герое Отечеств, войны. М. принадлежат также пьесы "В тихом переулке" (1955, Т-р им. Я. Купалы), "В битве великой" (1958, Гомельский т-р) о борьбе-болыпевиков за установление Сов. власти в Белоруссии, "Твой светлый путь" ("Если ты человек") (1961, Т-р им. Я. Купалы) о преобразовании колх. села, "Под одним небом" ("Осторожно, Мякишевы") (1963, Минский рус. т-р) о нетерпимости к эгоизму, поискам л„гких путей в жизни. Пьесы М. ставились в т-рах РСФСР и др. республик. Переводились и издавались на рус., укр., болг., рум. яз.

Соч.: Константин Заслонов, Минск, 1961; У б?тве вял?-кай, М?нск, 1958. В. Н.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница