Наши партнеры

Система мониторинга транспорта в Нижнем Новгороде kontrol-glonass.ru

Театральная энциклопедия
(страница 286)


МЕССАЛЬ, Мессаль-Штуковская (Mes-sal-Sztukowska), Люцина (Люцина Ивановна) (l 6. X. 1886-1953) - польская артистка оперетты. Сценич. деятельность начала в 1909 в Варшавской балетной труппе. Затем была актрисой т-ра оперетты "Новости" (Варшава). Гастролировала в Париже, Москве (1911), Петрограде (1913, 1915, 1917), в крупных городах рус. провинции. После окончания 1-й мировой войны играла в Варшаве. Исполнение М. отличалось тонким артистизмом, пластичностью, высокой техникой, она играла изящно, весело. По выражению критика Ю. Беляева, М. была "опереточной Савиной". М. выступала на польском и рус. яз.

Роли: Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Люси ("Ярмарка невест" Якоби), Ева (о. п. Легара), Розалия ("Девочка с куклой" Фалля), Примадонна ("Летучая мышь" И. Штрауса) и др.

Лит.: Я р о н Г., О любимом жанре, 2 изд. М 1963

МЕС.СЕНИУС (Messenius), Юханнес (1579-1636) - шведский драматург, историк. Проф. Упсальского ун-та (с 1609). М. стремился "описать всю историю государства Шведского в 50 комедиях и трагедиях" (цит. по кн.: Nielsen K., Hillestrom, "Teaterhi-storia", Malmo, 1951, s. 49). Сохранились 4 пьесы M., опубликованные отд. изданиями и ставившиеся студентами под рук. М.: "Диса" (1611), "Сигнилль" (1612), "Лебединая песнь" (1613), "Блистательные рыцари" (1614). Это первые образцы светской нац. драматургии, рационалистические идеи эпохи Реформации сочетаются в них с религиозными мотивами, они не свободны от условности и схематизма школьной драмы.

Лит.: L i d e l l H., Studier i Johannes Messenius's dramer Uppsala, 1935. Вл. М.

MECCEPEP, Асаф Михайлович [р.6(19).Х1.1903] - русский советский артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1921 окончил (в течение 2 лет) Моск. хореографич. уч-ще (класс А. А. Горского) и был принят солистом в труппу Большого т-ра. Позднее занимался у В. Д. Тихомирова. Исполнительское иск-во М. отличается строгой, благородной формой, виртуозным блеском. М. обогатил технику мужского классич. танца, вв„л новые движения, усложнил ранее существовавшие (перекидное жете с фуэтте, двойные-тройные туры в воздухе и др.).

Лучшие партии: Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Петрушка (о. п. Стравинского), Филипп ("Пламя Парижа", Гос. пр. СССР, 1947); Акробат и Жонгл„р ("Красный мак"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), концертный номер "Футболист" на муз. Цфасмана и др.

В 1926 М. впервые выступил как балетмейстер, пост. выпускной спектакль Моск. хореографич. уч-ща ("Фея кукол" Байера).

Др. постановки: "Тщетная предосторожность" (Экспериментальный т-р, 1930, совм. с И. Моисеевым), "Лебединое озеро" (4-й акт, 1937, Большой т-р; 1952, Будапештский т-р оперы), "На берегу моря" Юзелюнаса (1953, Литовский т-р оперы и балета, совм. с В. Гривицкасом), танцы в операх.

М. ставил также танцы в спектаклях драм. т-ров, в хореографич. ансамблях и др. Принципы сов. хореографич. школы классич. танца М. выразил в хореографич. композициях одноактного балета "Класс-концерт" (1962, Большой т-р). С 1921 М. занимается педагогич. деятельностью, в 1923-60 - в Моск. хореографич. училище. С 1946 вед„т класс усовершенствования артистов Большого т-ра. М.- лауреат Гос. пр. СССР (1941).

Лит.: Асаф Михайлович Мессерер, М., 1954 (буклет);

Большой театр СССР, М., 1958, с. 398-401. Ел. Б,

М‚ССИНДЖЕР, Массинджер (Massinger), Филип [24(?).Х1. 1583 - 18(?). III. 1640] - английский драматург. Написал ок. 40 пьес, нек-рые совм. с Дж. Флетчером, Т. Деккером и др. Сохранилось ок. 15 самостоят, произв. М., наиболее значит, из них - комедия "Новый способ платить старые долги" (пост. 1625), написанная в реалистич. сатирич. традициях драматургии Возрождения. В образе сэра Оверрича М. остро критикует стяжательство буржуазии, продолжая тему "Мальтийского еврея" Марло, "Венецианского купца", комедий Б. Джонсона. Возобновл„нная в 18 в., пьеса с успехом ид„т в т-рах до наст. времени. Трагедии М. "Великий герцог Флорентийский" (пост. 1627 труппой "Слуги королевы"), "Герцог Миланский" (пост. 1623 труппой "Слуги леди Елизаветы") и "Роковое приданое" (пост. 1627, там же) изображают безнравственность, жестокость придворной среды. В них отразился рост антимонархич. настроений в канун англ. бурж. революции 17 в.

М. принадлежат также комедия "Страж" (пост. 1655), трагикомедии "Раб" (пост. 1623 труппой "Слуги леди Елизаветы"), "Картина" (пост. 1630 труппой "Слуги королевы"), "Император Востока" (пост. 1630, там же) и др. соч.

Лит.: Cruickshank A. H., Ph. Massinger, Oxf., 1920; Ball R. H., The amazing career of Sir Giles Overreach, L., 1939; D u n n T. A., Ph. Massinger: the man and the playwright, EdinB., 1957.

МЕСТЕЧКИН, Марк Соломонович (р. 1900) - режиссер советского цирка. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). По окончании театр. студии киевского Т-ра Соловцова, в 1920 занимался режиссурой в Театре РСФСР 1-м. С 1919 работал как актер в киевском Т-ре Соловцова, в Т-ре РСФСР 1-м в Москве, в Т-ре Революции. С 1930 занимается режиссурой. С 1947 - режиссер-постановщик Моск. цирка (с 1956-гл. режиссер). Пост. в этом и в др. цирках страны разл. тематич. представления, пантомимы, клоунады, аттракционы; в Моск. цирке - водяные феерии "Юность празднует" (1957) и "Счастливого плавания" (1959), водяную пантомиму "Карнавал на Кубе", "Трубка мира" (1962), "Праздник цирка" (стадион "Динамо", 1959). В„л педагогич. работу в Гос. уч-ще циркового иск-ва. Организовал студию клоунады при Моск. цирке. 3. Г.

М‚СТНИКОВ, Василий Васильевич [р. 1 (14). I. 1908-18. X. 1958 ]-якутский советский режиссер и актер. Нар. артист СССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончил Якутский педтехникум (1925). С юношеских лет участвовал в любительских спектаклях. С момента создания Якутского т-ра (1925) вступил в труппу этого т-ра (ныне Якутск. муз.-драм. т-р им. Ойунско-го). В 1931-34 учился в ГИТИСе. Режиссурой стал заниматься с 1934. Был худ. рук. и гл. реж. т-ра им. Ой-унского (1935-38 и 1942- 1943). М. вн„с значит, вклад в развитие нац. театр. иск-ва. Его режиссерские работы отмечены ясностью и простотой замысла, романтич. приподнятостью, выразительностью и живописностью массовых сцен.

Среди лучших работ - пост. пьес якутск. авторов: "Партизан Морозов" Севостьянова, "Да здравствует человек" и "От колонии к коммуне" Мординова, "Тина жизни" Софро-нова. В 50-х гг. М. пост. "Макар Дубрава" Корнейчука (1951), "Таланты и поклонники" (1952); "Семья Аллана" Мухтарова (1953), "Под золотым орлом" Галана (1954), "Отец и сын" Ты-рина (1956), "Кузнец Кюкюр" Сивцева (1957).

Особое значение в развитии якутск. т-ра имела работа М. с драматургом Д. Сивцевым и композиторами М. Жирковым и Г. Литинским над первой якутск. муз. драмой "Ныоргун Боотур" (1940), переделанной впоследствии в оперу (1945, пост. 1948, 1952, 1957). Созданный М. спектакль передал патриотич. смысл якутск. эпоса олонхо, его глубокую народность, оптимизм, героику и поэтичность образов. В„л педагогическую работу по актерскому мастерству. Перев„л на якутский яз. "Под золотым орлом" Галана (совместно с Поговицыным), "Макар Дубрава" и др. пьесы.

Лит.: Якутский гос. муз.-драм. театр им. П. А. Ойун-ского, Якутск, 1957, с. 9, 23, 25, 28, 38. M. Лифш.

МЕСТНИКОВ, Тарас Павлович [9(22). II'. 1904 - 7. Х.1957] -якутский советский актер и театральный деятель. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммуни-стич. партии СССР с 1931. Один из первых якут. актеров. Вош„л в состав якут. труппы с момента е„ организации (1925). В 1930-38 и 1956-57 - директор Якутского т-ра. Играл характерные роли.

Роли: Бубнов ("На дне"), Багрынь ("Большевик Василий" Ойунского), Бедный Яков (о. п. Софронова), Бырдахов ("Злой дух" Неустроева), Бывший ("От колонии к коммуне" Морди-нова) и др. Обладал хорошим голосом, был исполнителем партий Ньюргун Боотура и Юрюн-Уолана ("Ньюргун Боотур" Жиркова и Литинского).

Перев„л на якутск. яз. пьесы "Мать своих детей" Афиногенова, "Хитрый Будамшу" Шагшина.

Лит.: Якутский гос. муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957, с. 9, 15, 23, 26. M. Лифш.

МЕСХИ,. Ефемия Сем„новна [11(23).VII.1862 - 28. 11. 1941] -грузинская актриса. Заслуженная арт. Груз. ССР (1922). Впервые выступила на сцене в 1882 в Тифлисе. В 1885-94-ведущая актриса Кутаисского т-ра; с 1896 -Тифлисского т-ра. Работала также в Батумском и Бакинском груз. т-рах. Исполняла героико-драматич. роли.

Роли: Кетеван ("Мученица Кетеван" Казбеги), Кетеван ("Родина" Д. Эристави), Марине ("Брат и сестра" Гуния), Полина ("Доходное место"), Шушан ("Пэпо" Сундукяна), Офелия ("Гамлет") и др.

Лит. (на груз. яз.): Ефемия Месхи. [Сборник], Тбилиси, 1922; Цхомария М., Ефемия Месхи. Воспоминания. Статьи и письма. Сборник, Тбилиси, 1957. ' Г. Б.

МЕСХИ, Котэ [Яков Сем„нович; 19(31).IV.1857- 15(28). V.1914] - грузинский актер и режиссер. С 1874 выступал в любительских спектаклях. В 1879 принял активное участие в воссоздании проф. грузинского т-ра в Тифлисе. В 1880-81 жил во Франции, изучая театр. иск-во. В 1885-94 руководил Кутаисским т-ром. С 1896 - ведущий актер и режиссер Тифлисского груз. т-ра. М. обладал большой сценич. культурой, мастерством. Он считал, что гл. назначение сцены - изображение общественной жизни, "действительные картины жизни" и требовал от актеров реалистического исполнения ролей. Играл разнохарактерные роли.

Роли: Леван Химшиашвили ("Родина" Д. Эристави), Гоча ("Коварная Тамара" Церетели), Отия ("Брат и сестра" Гуния), Ломин ("Тяжба" Г. Эристави), Арбенин ("Маскарад"), Чацкий; Осип ("Ревизор"), Анания ("Измена" Сумбатова), Отел-ло; Петруччио ("Укрощение строптивой"), Тартюф; Наполеон ("Мадам Сан Жен" Сарду и Моро). М. познакомил груз. зрителя с рядом классических и современных драматич. произведений.

8 Кутаисском т-ре пост. "Горе от ума", "Отелло", "Гамлет", "Проделки Скапена". Автор историч. пьесы "Руставели", в к-рой играл гл. роль, и др. Переводчик пьес Гоголя, Шекспира, Гюго, А. Дюма и др. Перев„л и читал на эстраде "Записки сумасшедшего" Н. Гоголя.

Лит. на груз. яз.: Андроникашвили К., К. Месхи, Тбилиси, 1810; Герсамия С., Кутаисский театр. Тбилиси, 1947; БуртикашвилиА., Мастера сцены, Тбилиси, 1951; Котэ Месхи. Сборник, под ред. Д. Джанелидзе, Тбилиси, 1953 (Деятели грузинского театра о сценическом искусстве, кн. 3). /\

МЕСХИШВЙЛИЛ.-см. Алекси-Месхишвили В. С*. "МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ" (первонач. назв. - "Студент", "Две женщины")-комедия в 5 д. И. С.Тургенева. Соч. 1850; до 1854 находилась под цензурным запретом. Пост. 13 янв. 1872 в Малом т-ре (бенефис Е. Васильевой, Наталья Петровна - Е. Васильева, Ислаев - Самарин, Верочка - Н. Васильева, Анна Сем„новна - Рыкал ова, Лизавета Богдановна - Акимова, Шааф - Петров, Ракитин - Вильде, Беляев - Решимов, Болыпинцов - П. Садовский, Шпи-гельский - Шумский), 1881 (бенефис Федотовой, Наталья Петровна - Федотова, Ислаев - Правдин, Верочка - Ильинская, Анна Сем„новна - Медведева, Лизавета Богдановна - Никулина, Ракитин - А. Ленский, Беляев- Рыбаков, Болыпинцов - Макшеев, Шпигельский - Самарин), 1900 (бенефис Ермоловой, Наталья Петровна - Ермолова, Ислаев - Рыбаков, Верочка - Алексеева, Анна Сем„новна - Федотова, Лизавета Богдановна - Садовская, Шааф - Правдин, Ракитин - Южин, Беляев - Рыжов, Шпигельский - Ленский). 17 янв. 1879 "М. в д." пост. Александрин-ский т-р (бенефис Савиной, Верочка - Савина, Ислаев - Сазонов, Наталья Петровна - Абаринова, Анна Сем„новна - Сабурова, Лизавета Богдановна - В. Стрельская, Ракитин - Полонский, Горев, Беляев - Петипа, Аполлон-ский, Болыпинцов - Варламов, Шпигельский - Новиков), 1903 (реж. Санин; Наталья Петровна - Савина, Ракитин - Далматов, Верочка - Селиванова, Беляев - Ходотов, Боль-шинцов - Варламов, А. Петровский, Шпигельский - Давыдов, Пашковский), 1916. Из др. пост. "М. в д." - Пушкинский т-р (1880), Т-р Корша (1893).

9 дек. 1909 пьесу показал МХТ (реж. Станиславский, Москвин, худ. Добужинский; Ислаев - Массалитинов, Наталья Петровна - Книппер, Верочка - Коренева, Коонсн, Ракитин - Станиславский, Качалов, Беляев - Болеслав-ский, Н. Подгорный, Болыпинцов - Лужский, Шпигельский - Грибунин, Москвин; 1915). В 1914 "М. в д." ш„л во Введенском нар. доме, Москва. Изредка ставился в провинции.

На сов. сцене "М. в д." ставили: Тамбовский (1933), Орловский (1939, 1952, 1960) т-ры, Ленингр. т-р драмы и комедии (1940), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1944, реж. и исполнительница роли Натальи Петровны - Гиацинтова), Тульский (1944), Волгоградский (1945), Ногинский (1947), Костромской (1948). Челябинский (1948), Воронежский (1950) т-ры, Т-р драмы Латв. ССР (1951), Ленингр. т-р Комедии (1953), Т-р им. Леси Украинки (1954; реж. К. Хохлов), Новгородский т-р (1956), Т-р драмы Лит. ССР (1962).

За рубежом: "Бургтеатр" (1884; пер. Цабеля под назв. "Натали"; Наталья Петровна - Вольтер, Ракитин - Зон-ненталь, Беляев - Гартман), берлинский Королевский т-р (1889, 1895, 1901, Ракитин - Матковский), берлинский "Шиллер-театр" (1896), Гамбургский, Дрезденский, т-р Франкфурта-на-Майне, копенгагенский Королевский т-р (1953), венский "Йозефштадттеатр" (1957), нью-йоркский т-р "Феникс" (1956).

Издания: Первая публикация "М. в д. "- ж. "Современник", 1855, кн. 1 (в искаж„нной цензурой редакции) в первонач. авторской ред.- Тургенев И. С., Соч., ч. VII, M., 1869; Сов. изд.: ТургеневИ. С., Собр. соч., т. 9 - Сцены и комедии, М., 1956.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ, с. 33-44 и 1909, д\дб-7, с. 109-114; Шнейдерман И., Мария Гавриловна Савина, Л.-М., 1956, с. 225-260; Станиславский K.C., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 326-332; Туровская М., О. Л. Книппер-Чехо-ва, М., 1959; 3 о г р а ф Н. Г., Малый т-р второй половины XIX в., М., 1960, с. 333-341. Л. Шн.

МЕТАСТАЗИО (Metastasio), Пьетро [наст. имя и фам.-Пьетро Трапасси (Trapassi)] (3.I.1698, Рим,-12.IV.1782, Вена) - итальянский поэт и либреттист. Получил классич. образование. В 1712 начал творч. деятельность, написав трагедию "Юстин". В 1718 переехал в Неаполь, где занимался музыкой у Н. Порпора. Певица М. Бульгарелли (Романина) ввела М. в муз. мир. Для не„ М. написал либретто оперы "Покинутая Дидона" (1724, муз. Сарро), на этот текст написано ок. 40 опер, в т. ч Л. Винчи, А. Скарлатти и др. М.-основоположник героич. опе-ры-сериа. В первый период творчества М. написал либретто опер: "Кир" (1726, муз. Сарро), "Катон Ути-ческий" (1727), "Эцио" (1728), "Александр в Индии" (1729), "Артаксеркс" (1730 - все на муз. Винчи) и др. В 1730 был приглаш„н в Вену, где занял место придворного либреттиста. Здесь он написал либретто оперы "Олимпиада" (на это либретто написано 32 оперы)- сентиментальной оперы-сериа, в к-рой сочетаются традиции греч. трагедии и итал. пасторальной драмы. Вершина творчества M.- героич. оперы "Титове милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), обе на муз. Кальдара, "Аттилий Регул" (1740, муз. Гассе).

Др. либретто этого периода: "Адриан в Сирии" (1731), "Деметрий" (1731), "Демофонт" (1733), "Ахилл на Скиросе" * (1736) - все на муз. Кальдара; "Гипермнестра" (1744), "Ромул и Эрсилия" (1765), "Руджеро" (1771)-все на муз. Гассе, и др.

М. был крупнейшим оперным либреттистом, реформатором итал. оперы-сериа. Он стремился раскрыть внутр. переживания героев, сводя до минимума внешнее действие, добивался гармонич. сочетания музыки и поэзии, установил правильное соотношение между арией и речитативом, превратив арию в мелодич. выражение драматич. ситуации, придал опере-сериа пропорции классицистской трагедии. Оперы М. композиционно симметричны, в них действует небольшое количество персонажей, завязка близка к катастрофе. Особое внимание М. обращал на декорац. сторону оперного спектакля, давая в ремарках точные указания.

На тексты М. писали оперы мн. композиторы, в т. ч.:

Л. Винчи, И. А. Гассе, X. В. Глюк, Н. Йоммелли, Л. Лео, Н. Порпора и др. Его оперы пользовались огромной популярностью, он был избран членом академий разных стран. Современники сравнивали его с Софоклом, Корнелем, Расином. Г. Р. Державин перев„л "Титове милосердие" и "Фемистокла" на рус. яз.

Лит.: Стендаль, Жизнеописания Моцарта и Метаста-зио, Собр. соч., пер. с франц., т. 8, М., 1959; Calzabigi R. de. Dissertazione sulle poesie drammatiche del sig". abate P. Metastasio, Livorno, 1774, в кн.: Р. Metastasi o, Poesie, t. 1, P., 1755; Russo L., Metastasio, 2 ed., Bari, 1945. Св. Г.

МЕТЕРЛИНК (Maeterlinck), Морис (29.VIII.1862--5. V. 1949) - бельгийский писатель, драматург, философ. Писал на франц. яз. Род. в Генте. Учился в иезуитском коллеже, а затем в католич. ун-те. Лит. деятельность начал как поэт (1887). Первая пьеса М. "Принцесса Мален" (изд. 1889) была восторженно принята модернистской критикой (О. Мирбо, И. Жилькен), провозгласившей М. "новым Шекспиром".

М. игнорировал обществ. жизнь, создавая отвлеч„нно-философские сказочные произв. драматургии. В центре его первых драм - судьба человека, существа беззащитного и слепого, безмолвной жертвы непонятных, безжалостных сил. М. сталкивает человека лицом к лицу с природой, с е„ непознанными и поэтому странными законами, с роковыми, по мнению М., силами - любовью и смертью. Декадентская концепция таинственного рока, играющего людьми, как марионетками, пронизывает драматургию М. Он считал, что созданию поэтич. атмосферы в спектакле мешает личность исполнителя и поэтому необходимо обезличивание актера ("depersonnalisation de l'acteur"), замена его марионеткой. Для такого т-ра написаны маленькие пьесы "Непрошенная" (1890, 1891, "Т-р д'ар"), "Там, внутри" (1895, т-р "Эвр"), "Смерть Тентажиля" (1894,

1905-т-р "Матюрен"). Символически изображает человеческую жизнь драма "Слепые" (1890, 1891 - "Т-р д'ар"), где группа слепых не знает, что священник - поводырь, приведший их в лес, умер, и они обречены на гибель. Умирающий поводырь - символ религии, утратив к-рую, люди погружаются в безнад„жный мрак.

Эстетика раннего М. отражена в книге "Сокровище смиренных" (1896, в статьях "Трагизм повседневной жизни" и "Молчание"), в к-рой изложена теория астатического театра" и "молчания". М. считал, что в драме нужно показывать не события действительности, а внутр. жизнь человека, его устремл„нность к духовной сфере, составляющей сущность бытия, что для общения людей с "высшей сферой" духа, для истинного общения людей между собой обычный язык недостаточен, он слишком материален. Настоящее общение осуществляется при помощи молчания. Требование М. раскрыть перед зрителем "общение душ" без помощи слов порождает принцип "второго диалога", к-рый становится у М. основным. Однако, несмотря на то, что ранний М. находился в лагере декадентского иск-ва, его творчество даже в этот период было исполнено сочувствия человеку, не свойственного декадентству. Это ярко проявилось в пьесах-сказках о могуществе любви: "Пелеас и Мелисанда" (1892, 1893 - т-р "Буфф-Паризьен"), "Алладина и Паломид" (1894), "Аглавена и Селизетта" (1896, т-р "Одеон"). Пессимистич. взгляд на бессилие человека перед лицом рока М. преодолевает в сказке "Ариана и Синяя Борода" (1896) об одной из ж„н Синей Бороды, поднявшей бунт против своего мужа - тирана, убийцы, и освободившей из плена себя и других ж„н, томившихся в подземелье.

Взгляды М. на т-р, его драматургию пропагандировали организатор эстетско-символистского "Т-ра д'ар" П. Фор, а затем М. О. Люнье-Поэ, основатель т-ра "Эвр", выступавшие против натуралистич. направления в театр. иск-ве.

Под влиянием роста революц. движения в Бельгии и тяготения М. к социалистич. кругам в его творчестве произош„л сдвиг. Книга "Сокровенный храм" (1902), в к-рой М. утверждает активное отношение к жизни, отказывается от пессимистич. размышлений о судьбе и смерти, стала манифестом нового направления творчества М. Уже в драме "Сестра Беатриса" (1900) он утверждал ценность полнокровной земной жизни, противостоящей ханжескому католич. аскетизму. Но наиболее ярко его "приближение к реальности" проявилось в драмах "Монна Ванна" (1902, "Нуво т-р"), "Жуазель" (1903, т-р "Жимназ"), "Чудо святого Антония" (1903, 1921 - "Т-р Монси"). В первых двух пьесах М. прославляет активность, самопожертвование, гражданственность, осуждает эгоизм. Третья пьеса исполнена ненависти к бурж. хищничеству. В 1908 М. создал сво„ лучшее драматургич. произв.- философскую пьесу-сказку "Синяя птица" (право первой пост. автор предоставил Моск. Художеств, т-ру), выразившую в обобщ„нной форме новую систему взглядов М. на природу и общество: счастье человечества - в познании тайн природы, для всемогущего человеческого разума нет непознаваемого, есть лишь непознанное, к-рым рано или поздно человек овладеет. "Синяя птица" насыщена мотивами фольклора; она была пост. в т-рах Нью-Йорка, Лондона, Парижа.

В 1911 М. был удостоен Нобелевской пр. В 1919 написал трагедии "Бургомистр Стильмонда" (1921, "Т-р Монси"), "Соль жизни", в к-рых воспевает героизм патриотов, защищающих честь белы. народа, порабощ„нного империалистич. Германией. Пьесы, написанные позднее, развивали темы и мотивы, уже разрабатывавшиеся М. до 20-х гг.,-"Беда проходит", "Мария Виктория" (обе в 1925), "Могущество м„ртвых" (1926), "Иуда Искариот", "Берникель" (обе в 1929).

"Принцесса Изабелла" (1935) и др. Во время 2-й мировой войны М. жил в США, откуда вернулся лишь в 1947, написав 8 новых пьес, из к-рых издана лишь "Жанна д'Арк" (1948).

Пьесы М. стали основой опер: "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси (1902), "Ариана и Синяя Борода" Дюка (1907), пост. т-ром "Опера комик" (Париж).

В России драматургия М. получила известность с нач. 20 в. в период распространения упадочного декадентского иск-ва. Были пост.: "Монна Ванна" - гастроли В. Ф. Комисса ржевской (1902-04), Новый т-р Л. Б. Яворской (1902, Петербург), "Непрошенная", "Слепые", "Там, внутри" (все в 1904), "Синяя птица" (1908) - в Моск. Художеств, т-ре, "Смерть Тентажиля" (1905) - в Студии на Поварской (Москва), "Сестра Беатриса" (1906), "Пелеас и Мелисанда" (1907), "Чудо святого Антония" (1906) - в Т-ре Ко-миссаржевской (Петербург) и др. В сов. время пост. "Ариана и Синяя Борода" - в Гос. Показат. т-ре (1919, Москва), сатирич. комедия "Чудо святого Антония" - в Студии Евг. Вахтангова (1921), "Синяя птица" до наст. времени входит в репертуар MX AT a и др. сов. т-ров.

Соч.: Theatre, [v.] 1-3, Brux.-P., 1903-1908;

Theatre, P., 1902-35; Essais, P., 1896-1942; Bulles bleues. Souvenirs heureux, Monaco, 1948; в рус. пер.- Полное собр. соч., т. 1-6,М., 1903-1909; Полное собр. соч., т. 1-4, Пг., [1915]; Пьесы, М., 1958 (Вступ. статья Е. Эткинда "Театр М. Метерлинка", с. 5-32); Пьесы, М., 1962 (Вступ. статья Е. Эткинда "Военные трагедии М. Метерлинка", с. 3-12).

Лит.: Станиславский К., Собр. соч., т. 1. Моя жизнь в искусстве, М., 1954, см. именной указатель;

Блок А., Собр. соч., т. XII, Л., 1936; Луначарский А. В., Морис Метерлинк. Опыт литературной характеристики, в его кн.: Этюды критические и полемические, М., 1905; Эткинд Е., Морис Метерлинк, "Иностранная лит-ра", 1962, .ј 8, с. 248-49; Е se h M., L'oeuvre de Maurice Maeterlinck, P., 1912; Timmermans В., L'evolution de Maeterlinck, Brux., 1912; В a i 1 1 y A., Maeterlinck, [P., 1931 ]; H a г г у G., La vie et l'oeuvre de M. Maeterlinck, P., [1932]; Halflants P., Maurice Maeterlinck, 2 ed., Brux., 1938; Pasquier A., Maurice Maeterlinck, Brux.,[1950];

Ackere J. van, Pelleas et Melisande, ou la rencontre miraculeuse d'une poesie et d'une musique, Brux., 1952. Е Э

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ - в творче ской системе К. С. Станиславского метод работы режиссера над спектаклем и актера над ролью. М. ф. д. помогает установить органическое единство между жизненной природой актера и его поведением на сцене в качестве персонажа пьесы. См. Станиславского система, Физические действия.

"МЕТРОПбЛИТЕН-бПЕРА" (Metropolitan Opera) - ведущий американский оперный т-р. Находится в Нью-Йорке. Является единственным в США постоянным оперным т-ром (работает 5 мес. в году). Сооруж„н в 1883 архитектором К. Кэди (3600 мест). Открыт 22 окт. 1883 спектаклем "Фауст" с участием

К. Нильсон, И.* Кампанини, Д. Дель Пуэнте, С. Скаль-ки. Через два дня после открытия на сцене "М.-о." состоялся триумфальный дебют в США М. Зембрих ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти). В 1884 художеств. руководителем т-ра стал Л. Дамрош, затем А. Сейдл.

В "М.-о." впервые в США были пост. оперы Вагнера:

"Нюрнбергские мейстерзингеры" (1886), "Тристан и Изольда" (1886, в гл. ролях Лилли Леман и А. Ниман), "Зигфрид" (1887), "Гибель богов" (1888), "Золото Рей-на" (1889). Спектаклями дирижировали Ф. Мотль, Г. Малер. "М.-о." широко ставит также оперы франц. и итал. композиторов. Уже с первых сезонов "М.-о." стал т-ром гастрол„ров-премьеров. На его сцене дебютировали Э. Карузо и О. Фремстад (1903), Ф. И. Шаляпин (1907), состоялась первая (после Байр„йта) спе-нич. пост. оперы "Парсифаль" Вагнера (1903). В труппе т-ра на рубеже 19 и 20 вв. были артисты: Я. и Э. Решке, Э. Альбани, Э. Имс, П. Плансон, С. Арнольд-сон, Э. Кальве, Л. Нордика, Н. Мелба, В. Морель и др.

В 1908-15 т-ром руководил А. Тосканини. Это был один из самых блистательных периодов существования "М.-о.". Тосканини повысил художеств. уровень спектаклей и создал в "М.-о." исполнительский ансамбль. В это время в т-ре регулярно выступали Э. Карузо, Э. Дестинова, Л. Хомер, Ф. Альда, Дж. Фаррар, Л. Тетраццини, Л. Бори, Л. Слезак, М. Матценауэр и мн. др. В 1909-11 спектаклями т-ра дирижировал Г. Малер, к-рый пост. в 1910 "Пиковую даму" - первую рус. оперу на сцене "М.-о." (Лиза - Дестинова, Герман -Слезак). Среди наиболее выдающихся пост., осуществл„нных Тосканини: пост. опер "Девушка с Запада" Пуччини (1910, с Карузо и Дестиновой), "Борис Годунов" (1913, с А. Дидуром в гл. роли).

Первой оперой амер. композитора, исполненной в "М.-о.", была "Трубка страсти" Конверса (1910). Среди др. пост. амер. композиторов: "Питер Иббетсош Тейлора (1931), "Император Джонс" Грюнберга (1933), "Вес„лая гора" Хансона (1934), "Ванесса" Барбера (1958). Однако произв. амер. авторов никогда не занимали значит, места в репертуаре "М.-о.". В 1918 в "М.-о." был впервые исполнен "Триптих" Пуччини ("Плащ", "Сестра Анжелика" и "Джанни Скикки"), В 1910-е гг. окончательно утверждается обычай ставить оперы на яз. оригинала. В последующие годы "М.-о." оста„тся средоточием лучших представителей мировой вок. культуры, в т-ре выступали замечат. интерпретаторы итал. и франц. оперной лит-ры: Б. Джильи (дебютировал здесь в 1920), А. Галяи-Курчи, Дж. Де Лука, Титта Руффо, Дж. Мартинелли, Р. Понсель (дебютировала здесь в 1918); М. Ерица, Л. Тиббетт, Э. Пинца, Г. Мур, Э. Джонсон (1920-30-е гг.); 3. Ми-ланова, Л. Альбанези, Л. Понс. М. Сингер, Ю. Бь„р-линг, Л. Уоррен, Д. Джаннини, Б. Кастанья (конец 30-40-е гг.); М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, Ф. Барбьери, Ф. Тальявини, Э. Бастьянини, Ч. Сьепи (50-е гг.). В 1930-40-х гг. в "М.-о." складывается замечательный коллектив вагнеровских певцов: К. Флаг-стад (дебютировала в 1935), Л. Мельхиор, Ф. Шорр. М. Лоуренс, Лотта Леман, Э. Траубель, Э. Лист, Г. Янсен. В течение неск. десятилетий путь амер. певцов на сцену "М.-о." был затрудн„н; лишь немногим из них, часто после признания в др. странах мира, удавалось стать ведущими солистами т-ра. С нач. 40-х гг. 20 в. труппа т-ра систематически пополняется молодыми амер. вокалистами, имена к-рых впоследствии приобретают широкую известность: Л. Уоррен, Ж. Пирс, Р. Такер, Э. Стебер, Р. Стивене, А. Варнай, Ж. Мадейра, Р. Питере и др.

Репертуар т-ра в 20-50-е гг. состоит из популярных итал., франц. и нем. опер.

Лучшие спектакли 5 0-6 0-х гг.: "Хованщина" (1950);

"Дон Карлос" Верди (1950), "Борис Годунов" (1956, под упр. Д. Митроиулоса), "Волшебная флейта" Моцарта (1956, под унр. Б. Вальтера), "Евгений Онегин" (1957), тетралогия "Кольцо Нибелунга" Вагнера (1956-57), "Турандот" Пуччи-ни (1961, под упр. Л. Стоковского). В т-ре состоялись выступления лучших амер. джаз-оркестров - под упр. Д. Эллингтона (1951), Л. Армстронга (1960) и др.

Крупнейшими событиями были дебюты на сцене "М.-о." певцов: В. де Лос Анхелес (1951), Р. Тебальди (1955), Т. Гобби (1956), M. Каллас (1956), Л. Риза-нек (1959), Б. Нильсон (1959), Л. Прайс (1961), Дж. Сатерленд (1961). Первым сов. певцом, выступившим в "М.-о.", был П. Г. Лисициан ("Аида", 1950). В 1961 с успехом прошли гастроли Г. П. Вишневской ("Аида", "Мадам Баттерфляй").

' Среди солистов т-ра (1963): певцы Ф. Корелли, К. Бергонци, А. Кольцани, Дж. Лондон, Ф. Гуаррера, Ф. Корена; певицы А. Моффо, Д. Кирстен, И. Борк, К. Мейер, Э. С„дерстрем, Л. Амара.

Лит.: Metropolitan opera annals, сотр. by W. H. Seltsam, N. Y., [1949]; The magic of the opera. A picture memoir of the Metropolitan, N. Y., [I960]. Be. T.

МЕТСАНУРК, Майт (наст. имя и фам.- Эдуард Х у б e л ь) [7(19).XI.1879-24.VIII.1957] - эстонский писатель, драматург. Написал пьесы: "Жизнь кротких" (1923), "Сын генерала" (1925), "Сын крестьянина" (1929), "Корни сорняка" (1933). В этих пьесах показаны представители разл. слоев общества - крестьяне, городские мещане, интеллигенция, верхушка буржуазии. М. утверждал прогрессивные обществ. идеи. Пьеса "Сын генерала" (1926, Таллинский рабочий т-р) рисует кризис бурж. власти, бурж. идеологии. В пьесе "Корни сорняка" показал борющегося за свободу батрака. В 1910-16 M. выступал как театр. критик в газете "Таллинские известия" ("Tallinna Teataja"), защищая в своих статьях реализм, прогрессивную идейность.

Лит.: Raudsepp H., Mait Metsanurk ja tema aeg, Tartu, 1929. H. A.

"МЕФИСТОФЕЛЬ" ("Mefistofele") - опера А. Бой-то, либр. композитора по поэме "Фауст" Г„те. Пост. 5 марта 1868, Милан; 2-я ред. пост. 4 OKT. 1875, Болонья (Мефистофель - Наннетти, Фауст - Кампанини, Маргарита и Елена - Борги-Мамо, Марта и Панталис - Маппукко, Вагнер - Казарини).

В России впервые пост. на сцене Итал. оперы в Петербурге. 15 дек. 1886 пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Направник, декорации Бочарова, Андреева, Левота и Шишкова;

Фауст - Михайлов, Мефистофель - Стравинский, Маргарита - Павловская, Марта - Долина, Елена - Дейша-Сио-ницкая, Панталис - Пильц, Вагнер - Васильев 2-й, Не-рео - Кондараки). Среди выдающихся рус. исполнителей:

Н. Фигнер, Ершов, Собинов (Фауст), М. Фигнер, Мравина (Маргарита, Елена), Серебряков, Шаляпин (Мефистофель), На сов. сцене пост. 27 дек. 1918, Мариинский т-р, пер. И. Сло-нова (дириж„р Похитонов, реж. Шаляпин, худ. Ламбин и Ле-вот; Мефистофель - Шаляпин, Фауст - Пиотровский, Маргарита - Ермоленко-Южина).

Издания: "М.", клавир. Milano, Ricordi, [s. d. i; рус. изд., пер. Е. Клетновой, М., Юргенсон, [1902]. Н. Гр.

МЕХИКО (Mejico, Мех1со)-столица Мексики (4,6 млн.ж. на 1960). В 16 в.в М. устраивались представления литургич. драмы. В 1597 выстроены специальные "Дома Комедии". В 17 в. во дворце вице-короля был создан придворный т-р. В 1671-72 выстроен первый публичный т-р, сгоревший в 1722. В 1725 построен другой, большего размера, получивший назв."Коли-сео". В 1753 открылся 4-ярусный т-р "Колисео нуэво" (в 18261831 наз. т-р "Принсипаль"). В 19 в.основаны: нар. "Театро дель паленке де лос гальос" (в 1823), "Театро де нуэво Мехико" (в 1841), "Гран театро насьональ" (в 1844; наз. также в разное время "Театро де санта-ана", "Гран театро империаль"), т-р "Итурбиде" (в 1856). Работали также т-ры: "Идальго" (с 1859; наз.также "Де ла эсмеральда", "Де ла фама"), "Арбеу" (с 1874), "Де ла уньон", "Дель прогресо" и др. В 1865 учреждена Консерватория и вскоре при ней был создан небольшой т-р. В 1900 открыт т-р "Ренасимьенто", в 1917 -т-р "Виргиния Фабрегас". В нач. 20 в. работали т-ры "Касино Геррера", "Аполо" (закрыт в 1915), "Гильермо Прието" (осн. в 1902), "Лирико" (осн. в 1907), "Театро-сирко Хиконтекатль" (осн. в 1912, позднее наз. "Эсперанса Ирис"), т-р "Рива Паласио" (осн. 1901), "Идеаль" (осн. в 1914), в к-рых ставились преим. муз. спектакли - оперетты, ревю и т. п. В 1909 основан оперный т-р "Колон". В 1923 открыт "Муниципальный т-р", в 1934 начал работать крупный т-р "Паласио де бельяс артес" (на 2 тыс. мест). Во время кризиса мекс. т-ра (1938-42) часть театр. зданий была отдана под кинотеатры. Крупнейшие т-ры М. в 50-60-х гг.- "Театро де лос инсурхентес" (осн. в 1953), открыты т-ры: "Виргиния Фабрегас" (осн. в 1954), "Идеаль" (осн. в 1955), "Театро дель боскуэ" (осн. в 1957).

Лит.: Nunez y Dominguez R., Descorriendo el telon. Cuarenta anos de teatro en Mexico, Madrid, 1956. Ал. С

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница