Наши партнеры

Выгодно взять авто в аренду в хабаровске в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 285)


МЕНАНДР (?????????) (ок. 343-ок. 291 до н. э.)- древнегреческий драматург. Крупнейший представитель новой аттической комедии. Был учеником философа Теофраста. Близость к правителю

Афин Деметрию Фалерскому, свергнутому в 307, чуть не стоила М. жизни. М. написал 105 (по др. данным- 108) комедий; первая из них-"Гнев"-была пост. в 321. Одержал 8 побед на состязаниях комедийных поэтов на Великих Дионисиях (впервые в 315) и Ленеях в Афинах (см. Древнегреческий театр}. В комедиях М. преобладают гуманно-филантропич. настроения в духе совр. ему философских учений, в частности эпикуреизма; в своих комедиях, написанных на бытовые темы, М. развивает передовые для его времени взгляды на любовь, семью и брак, на положение женщин и рабов, но кругозор его героев ограничен семейными горестями и радостями, источником к-рых являются игра случая, характер человека. Господство случая отражается в стереотипной интриге: обольщение девушки, подкинутый реб„нок, обязательное "узнавание", благополучный финал. Драматургия М. характеризуется тонкой психологич. разработкой традиц. типов новой аттич. комедии ("старик", "юноша", "гетера", "раб"), он часто созда„т в одной и той же комедии парные образы различных по характеру стариков, юношей, рабов и т. п., вводит необычные для новой аттич. комедии персонажи - благородная гетера, честный, прямодушный раб. Интерес к внутр. миру героев, к разработке интриги сближает комедию М. с трагедией Еврипида. Через посредство римской драматургии (Плавт, Теренций) М. оказал большое влияние на новую зап.-европ. комедию 16-17 вв., на теорию и практику мещанской драмы.

Комедии М. были популярны до начала ср. веков, но в 8-9 вв. списки его произв. были утеряны. До конца 19 в. творчество М. было известно только по цитатам из позднеантич. авторов и по римским обработкам. За последние 60 лет найдено значит, число папирусных текстов М., вт. ч. первая целиком сохранившаяся комедия "Угрюмец" (опубликована в 1958), отрывки комедий "Третейский суд", "Отрезанная коса", "Самиянка", "Земледелец", "Герой".

Соч.: Комедии. Пер. с греч., статьи и комм. Г. Ф. Церетели, М. -Л., 1936; Вщлюдник, пер. з CTaporpeuiiH Льв1в, 1962.

Лит.: Церетели Г.Ф., Новые комедии Менандра, Юрьев, 1914; История греческой литературы. Под ред С. И. Соболевского [и др.], т. III, М., 1960, гл. 1, 3; Т p о н-с к и и И. М., Новонайденная комедия Менандра "Угрюмец" ("Человеконенавистник"), "Вестник древней истории", 1960, ј 4; Korte A., Menandros, в кн.: Paulys - Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, Hlbbd 29, Stuttg., 1931; Webster Th. B. L., Studies in Menan-der, [2 ed.], [Manchester, I960], ? \

МЕНГЛ‚Т, Георгий Павлович [p.4(17).IX.1912] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1956) и Тадж. ССР (1943). Театр, образование получил в ЦЕТЕТИСе (1930-33, ныне-ГИТИС) и в т-ре-студии под рук. Дикого (1933-35). В 1936-37 работал в Ленингр. Большом драм. т-ре, в 1937-42 - в Душанбинском рус. т-ре. С 1945 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. Решающее влияние на формирование таланта М. оказал А. Д. Дикий. М.- актер острой и точной формы, меткой и часто злой характерности; обладает ярким импровизац. даром. Уже первая роль М.- приказчик Сергей ("Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову, 1935), выявила характерные черты его артистической индивидуальности. М. особенно удаются роли наглых проходимцев, расч„тливых циников:

Паратов ("Бесприданница", 1939), Жорж Дюруа ("Господин Дюруа" по Мопассану, 1951), Жорж де Валера (о. п. Сартра), Глумов ("На всякого мудреца..."). Сатирическая направленность искусства М. наиболее полно проявилась в пьесах Маяковского: Победо-носиков ("Баня", 1953), Олег Баян ("Клоп", 1955).

Среди ролей М.: Незнамов, Барон; Антифол Эфесский и Сиракузский ("Комедия ошибок" Шекспира), Лев Гурыч Синичкин (о. п. Ленского), Гектор ("Дом, где разбиваются сердца" Шоу) и др. Пост. "Лржь для узкого круга" Салынского (1964). 3. Вл.

МЕНДЕЛ‚ВИЧ, Александр Абрамович [10(22). II. 1886-20. II. 1958] - русский советский артист эстрады; конферансье. Был актером Введенского нар. дома (1909), т-ра "Летучая мышь", Т-ра Корша; работал в оперетте Потопчиной. С 1920 выступал в эстрадных т-рах - "Аквариум", "Вес„лые маски", "Эрмитаж", "Алькасар" и др. С 1927 - в Моск. и Ленингр. мюзик-холлах. С 1931 был артистом Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Конферанс М. строился преим. на небольших эстрадных юмористич. рассказах на бытовые темы (гл. обр. собственного сочинения). Периодически М. выступал с самостоятельными "вечерами рассказа", исполняя произв. И. Ф. Горбунова, А. П. Чехова и др. А. Шн.

М‚НДЕЛЕ-МОЙХЕР-СФОРИМ (псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Яков Абрамович; 2.1. 1836-8.XII.1917) - еврейский писатель, драматург. Проф. лит. деятельность начал в 1858; писал на др.-евр. яз., с 1864 - на яз. идиш. М.-М.-С. - автор сатирич. комедии "Коробочный сбор, или Клика городских благодетелей" ("Ди таксе", 1869) и драмы

"Призыв" (1884). В первой пьесе писатель разоблачал мракобесов и фанатиков, обманывавших и обиравших бедноту, во второй - протестовал против незаконной сдачи в солдаты евр. детей. Обе пьесы (обычно в различных лит.-сценич. обработках) ставились на проф. и любительских сценах Лодзи, Варшавы, Нью-Йорка, Манчестера и др. городов. В сезон 1927-28 в Харьковском евр. т-ре была осуществлена композиция из этих двух пьес - "Благодетели" ("Ба-летейвес", инсц. и реж. 3. Лойтер). Из беллетристич. произв. М.-М.-С. неоднократно инсценировались и ставились в России и за рубежом "Фишке-хромой" ("Фишке дер крумер"), "Путешествие Вениамина III" (1927, Моск. евр. т-р; инсц. И. Добрушина, реж. А. Грановский; Вениамин- Мпхоэлс, Сендерл-Зускин).

С о ч. на яз. идиш-Полное собр. соч., в 12 книгах, Нью-Йорк, 1907-08; Полное собр. соч., юбилейное в 17 томах, т. 5 и 9 (пьесы), Варшава, 1911; на рус. яз.- [Абрамовиче. М., лит.-сценич. обработка J, Такса, т. е. коробочный сбор, пер. И. М. Петриковского, Белая церковь, 1884.

Лит.: Добрушин И., Драматургия классиков, М., 1948, с. 53-86. А. Шн.

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelsohn), Альфред [р.4(17).II. 1910] - рум. композитор, дириж„р и педагог. Засл. деят. иск-в РНР (1952). Музыке учился в Бухаресте. С 1945 - дириж„р Бухарестского т-ра оперы и балета. Написал балеты: "Белый слуга" ("Белый арап") по сказке И. Крянгэ (1957, Бухарестский т-р оперы и балета) и "Кэлин" по мотивам поэмы М. Эминеску (1957, там же), оперу "Гимн любви" по Тургеневу (соч. 1947). С 1948-проф. Бухарестской консерватории. Пр. им. Энеску (1948). Гос. пр/. (1952, 1954).

Лит.: M a p т ы н о в И., Музыка нового мира, М., 1955.

МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ, Мендельсон (M endeissohn Bartholdy), Феликс (3.1 I.I 809, Гамбург,- 4.XI.1847, Лейпциг) - немецкий композитор и дириж„р. Рано проявил муз. дарование. Музыке учился у разл. педагогов (композиции у К. Ф. Цельтера); слушал лекции в Берлинском ун-те. Уже в детские годы написал неск. симфоний и зингшпилей ("Два племянника, или Дядя из Бостона", пост. 1824, и др.). Широкое признание М. принесла увертюра к комедии "С он в летнюю ночь" (1826, остальные муз. номера соч. в 1842, пост. 1843, Потсдам). М.-Б.- автор 5 симфоний, ораторий, неск. увертюр (в т. ч. "Рюи Блаз", увертюра к о. п. Гюго, 1838), камерных и фп. соч. (в т. ч. популярные "Песни без слов"). Оперы М.-Б.- "Свадьба Камачо" (1827, Берлин), "Возвращение на родину" (1829, там же), "Лорелея" (не оконч.) не получили известности. М.-Б. принадлежит музыка к трагедиям "Антигона" (1841, Потсдам) и "Эдип в Колоне" (1845, там же) Софокла, "Аталия" Расина (1845, там же). Сценич. музыка М.-Б., особенно к пьесе Шекспира, отличается мелодич. богатством, гармонич. ясностью, оркестровым блеском, яркой романтич. фантазией при классич. единстве осн. муз. мысли. С 1835 М.-Б. дирижировал концертами "Гевандхауза" в Лейпциге. В 1843 осн. Лейпцигскую консерваторию, первую в Германии. М.-Б.- поч„тный доктор философии Лейпцигского ун-та (1836). Памяти М.-Б. посв. зингшпиль М. И. Штерна "Любовь поэта" (1920, Вена).

Соч.: Briefe aus Jahren 1830 bis 1847, 8. Aufl., Lpz., 1915.

Лит.: Даме В., Ф. Мендельсон-Бартольди, М., 1930;

ШтейнпрессБ., Феликс Мендельсон, "Сов. музыка", 1959, ј2; Schumann R., Erinnerungen an Mendels-sohn-Bartholdy ..., Zwickau, [1947]; D e v r i e n t Е., Meine Erinnerungen an F. Mendelssohn-Bartholdy und seine Briefe an mich, Lpz., 1869; W o l f f E., F. Mendelssohn-Bartholdy, B., 1906. Ал. М.

МЕНЕСТРЕЛЬ (старофранц. menestrel, от поздне-лат. ministerialis, букв.- состоящий на службе) - средневековый певец, музыкант, потешник, декламатор и поэт. В отличие от творчества жонгл„ров, поэзия М. меньше зависела от нар. традиций и приспосабливалась к вкусам верхушки феод. общества.

МЕНЗЕЛЙНСКИЯ ТЕАТР - см. Татарский Мен-зелинский колхозно-совхозный театр.

М‚ННИНГ, Карл (11.V.1874-5.111. 1941)-эстонский режиссер. В 1893-1901 учился в Тартуском ун-те на теологич. ф-те.. В 1904-06 знакомился с деятельностью т-ров Франции, Германии, Австрии, учился у М. Рейнхардта. В 1906-14 - директор и режиссер т-ра "Ванемуйне".

В своей режиссерской деятельности М. основывался на художеств. принципах М. Рейнхардта, А. Антуана и К. С. Станиславского. Задачей т-ра М. считал эти ч. и эстетич. воспитание зрителя в духе прогрессивных идей. Он исходил из требования правдивого отражения жизни, выдвинул принцип художеств. цельности спектакля, требовал от актеров искренности переживаний, ансам-блевости исполнения. М. способствовал развитию нац. драматургии. Лучшие постановки: "В вихре ветров"

(1906), "Оборотень" (1911), "Бог мошны" (1912) Кпт-цберга, "Столпы общества" (1907), "Враг народа" (1908) Ибсена, "Возчик Геншель" Гауптмана (1907), "Власть тьмы" (1908), "На дне" (1909); "Паунвере" Лут-са(1912), "Неуловимое чудо" (1913), "Домовой" (1914) Вильде. Работая в т-ре "Ванемуйне", М. воспитал плеяду актеров, ставших выразителями реалистич. традиций в нац. иск-ве, способствовал развитию нац. драматургии.

В 1914 М. уш„л из т-ра "Ванемуйне" вследствие конфликта с реакц. кругами тартуской буржуазии, не принимавшими его реалистич., художеств. принципов. В 1914-18 был театр. рецензентом таллинской газ. "Пяэвалехт", излагал принципы и перспективы развития эст. театр. иск-ва. Затем отош„л от театр. работы и посвятил себя дипломатич. деятельности.

Лит.: Poldroos Р., Tahtsamaid etappe eesti teatri arenguloos, "Eesti Noukogude Teater", II, Almanahh, 1956;

Hansen L., "Vanemuise" radadelt, Tallin, 1960; Karl Mcn-ning-meie teatri suurkujusid, "Eesti NSV teatrid", 1960, ј3. /f. Каск.

МЕНОВЩИКОВА, Нина Ивановна (p.8.VIIL1934)- русская советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1953 окончила Пермское хореографич. уч-ще и была приглашена в Пермский т-р оперы и балета. Дебютировала в партии принцессы Флорины ("Спящая красавица"). В 1956-63-солистка Свердловского т-ра оперы и балета им. Луначарского. М. первая исполнила партии Маши ("Сердце Марики" Мошникова) и Марыси ("Янко-музыкант" Юровского). В 1963 - в Куйбышевском т-ре оперы и балета, с 1964-в Свердловском т-ре оперы и балета.

Партии: Маша ("Щелкунчик"), Аврора; Паскуала ("Ла-уренсия"), Никия ("Баядерка" Минкуса), Одетта-Одиллия;

Сольвейг ("Пер Гюнт" на муз. Грига). Ст. М.

МЕНбТТИ (Menotti), Джан Карло (p.7.VII.1911) -американский композитор. По национальности итальянец. В возрасте 10 лет написал первую оперу "Смерть Пьерро". В 1923-27 учился в Миланской консерватории. С 1928 жив„т в США. Совершенствовался в ин-те К„ртиса в Филадельфии, к-рый окончил в 1933, после чего преподавал здесь до 1955. Большой успех имела его опера "Медиум" (1946, "Брандер Мэть-юс т-р", Нью-Йорк), пост. во мн. амер. т-рах. Последующие оперы М.: "Телефон" (1947, "Хекшер т-р", Нью-Йорк), "Консул" (1950, "Шуберт т-р", Филадельфия;

1951, т-р "Ла Скала"), "Святая с Бликерстрит" (1954, "Бродвей т-р", Нью-Йорк), "Мария Головина" (1958, Всемирная выставка в Брюсселе); "Последний дикарь"

(1963, т-р "Опера комик", Париж) - сатира на амер. модернистов, и др. Сюжеты для своих опер М. черпает гл. обр. из повседневной амер. действительности; его герои - простые люди, задавленные тисками амер. образа жизни. В муз. трактовке своих сюжетов М. стоит на позициях веризма, однако ему недоста„т глубины, лирич. теплоты и искренности. Муз. язык М. эклектичен. В 1958 М. организовал в итал. городе Спо-лето "Фестиваль двух миров", на к-ром ежегодно выступают молодые итал. и амер. певцы и музыканты.

Лит.- Kirstein L., Menotti's The Consul, "Opera", 1951, Mar. Bc. Т.

МЕНЦЙНСКИЙ, Модест Емельянович (28.IV.1876- 11.XII.1935) - украинский артист оперы (драматич. тенор). Род. в с. Новосилки (ныне ПНР). Музы-, ке и пению обучался во Львове, затем во Франкфурте-на-Майне, где в 1900 дебютировал на оперной сцене. Выступал в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Вене и др. городах. В 1908-10 пел в Львовской опере. В 1910-26- солист оперного т-ра в К„льне, в 1926-35 - в Стокгольме. Обладая редким по красоте и звучности голосом и сценич. мастерством, М. с большим успехом исполнял гл. теноровые партии в операх Вагнера (Лоэнгрин, Тангейзер, Зигфрид, Риенци - в о. п.). Др. партии: Радамес; Отелло (о. п. Верди), Канио. Выступал также как камерный певец, пропагандируя за рубежом произв. Н. В. Лысенко, С. Ф. Люд-кевича, Д. В. Сичинского и др. укр. композиторов.

Лит.: Гуркевич I., М. Менц?нський, "?люстрована Украна", Льв?в, 1913, ч. 2, 14 июня, с. З-4; Музичн? с?львети. Модест Менц?нський, "Музика", 1927, .ј З, с. 29-33. М. Заг.

МЕНШИКОВ, Павел Никитич (1809-79) - русский драматург. Пьесы: "Благородные люди" (1840, пост. 1864, Александрийский и Малый т-ры), "Очерки из канцелярской жизни, или Торжество добродетели" (1840), "Богатая невеста" (1845), "Шутка" (1847), "Выгодное предприятие" (1849), "Хороший человек" (1855), "Диэта души" (1861) и др.

Соч.: Сочинения, т. 1, СПБ, 1858. Ел. С.

МЕНЬШИКОВА, Александра Григорьевна [1846- 12(25).X.1902] -русская артистка оперы (сопрано), вокальный педагог. Училась в Петербурге и Париже. В 1869-75 и в 1876-80- солистка Мариинского т-ра. В 1875-76 выступала в собств. оперной антрепризе в Одессе, Харькове, Киеве. В 1874 пела Антониду на первом представлении "Ивана Сусанина" в Италии (миланский т-р "Даль Верме"). В том же году гастролировала в Швейцарии. В 1880-90 пела в частных рус. оперных труппах (Москва, Петербург, Рига, Ярославль, Томск и др.).

Партии: Наташа ("Русалка"), Людмила; Юдифь (о. п. Серова), Клеопатра ("Маккавеи" Рубинштейна), Галька (о. п. Монюшко), Изабелла, Валентина, Берта ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты", "Пророк" Мейербера), Ирена ("Риенци" Вагнера), Донна Анна ("Дон Жуан"), Леонора ("Трубадур"), Аида (о. п. Верди), Маргарита ("Фауст") и др. С 1890 занималась педагогич. деятельностью. Лит.: Кругликов С., Памяти А. Г. Меншиковой, /"Новости дня", 1902, 28 октября; Чайк овский П., "Иван Сусанин" на Миланской сцене, в сб.: П. И, Чайковский, Музыкально-критические статьи, М., 1953, e. 374-79; К а ш к и н П., Воспоминания о П. И. Чайковском, "Русское обозрение", 1895, январь, т. 31, с. 99-101;

Баженов А., Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869, ,с. 709-10. Д. Ив.

МЕНЫПУТИН, Николай Александрович (1899- 1951) - русский советский театральный художник. Выдающаяся работа М.- декорации к спектаклю "Любовь Яровая" в Малом т-ре (1926). Оформил также спектакли: "Мстислав Удалой" Прута (1932), "Дети Ванюшина" Найд„нова (1938, Малый т-р), "Кремл„вские куранты" (1940, Казанский т-р), "Бесприданница" (1947, Омский т-р). АН. Ш.

МЕРАНТ (Merante), Луи (27.VII.1828-17.VII. 1887) - французский артист балета и балетмейстер. Дебютировал в Льеже в 1834 в возрасте шести лет в дивертисменте, оперы Обера "Густав III". В 1846 стал первым танцовщиком Большого т-ра в Марселе. В 1848 дебютировал на сцене Парижской Оперы в партии Бенедикта ("Прекрасная голландка" Адана). Был первым исполнителем во мн. спектаклях этого т-ра. Джианни ("Звезда Мессины" Габриелли), граф Молдер ("Немея" Минкуса), Джемил ("Ручей" Делиба) и др. Одна из лучших партий М.- капитан Папи-нелли в балете Обера "Марко Спада". М. пост. на сцене Парижской Оперы балеты: "Сильвия" Делиба (1876), "Иедда" Метра (1879), "Два голубя" Мессаже (1886) и др. Пост. М. отличаются изобретательностью, тщательной разработкой кордебалетных танцев.

Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд. СПБ, 1899; ХудековС. Н., История танцев, ч. 3, СПБ, 1915; G u e s t I., The ballet of the Second Empire,v.l-2, L., 1953-55; BeaumontC. W., Complete book of ballets L., 1951, c. 599-627; J o l l i v e t G., Souvenirs de la vie de plaisir sous le Second Empire, P., 1927. Hara. Р.

МЕРЕ (Mairet), Жан де (1604-86) - французский драматург. Драматургич. деятельность начал с создания пасторалей: "Пастораль" (1625), "Сильвия" (1626). В предисловии к пасторальной трагикомедии "Силь-ванира" (1630, т-р "Бургундский отель") М. писал о необходимости ч„ткого построения пьесы, соблюдении тр„х единств. Трагедию "Софонисба" (1634) М. построил на конфликте между личным чувством и долгом, заложив, т. о., основу франц. классицистской трагедии. Пьеса отличалась строгой, чеканной формой, живостью, изяществом языка. Она была враждебно принята актерами "Бургундского отеля", приверженцами старых принципов ср.-век. спектакля.

Соч.: La Sophonisbe, P., 1945.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 382. И. Под.

МЕРЕЛЛИ (Merelli), Бартоломео (1793-10.IV. 1879) -итальянский импресарио и либреттист. Учился в муз. школе Майра в Бергамо. В 1818 начал антрепрен„рскую деятельность. Имел антрепризу в крупных городах Италии и др. стран Европы (Париж, Лондон, Вена, Берлин, Петербург). Деятельность М. была связана с т-ром "Ла Скала", антрепрен„ром к-рого он был в 1836-50, 1861, 1863. М. способствовал пост. на сцене "Ла Скала" первых опер Верди ("Оберто", "Король на час"), подсказал Верди сюжет для оперы "Набукко". Для т-ров, к-рыми руководил М., писали оперы Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, С. Меркаданте, Дж. Пачини и др. композиторы. В антрепризах М. работали: Дж. Паста, Дж. Гризи, Т. Де Джули Бореи, Дж. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, М. Брамбилла, Д. Донцелли.Дж. Рон-кони, М. Альбони и др. вокалисты.

Лит.: М о n a l d ? G., Impresari celebri del secolo XIX, Rocca S. Casciano, 1918. Св. Г.

МЕРИКАНТО (Merikanto), Оскар (5. Vili. 1868 - 17.11.1924)-финский композитор, дириж„р. Учился музыке в Хельсинки, Лейпциге и Берлине. В 1911-22 был дириж„ром "Финской оперы" в Хельсинки. Творчество М. способствовало развитию фин. нац. муз.-сценич. иск-ва. Написал оперы: "Дочь Похьелы" (1908, Виипури) - первая опера на оригинальный фин. текст по эпосу "Калевала", "См-ерть Элины" (1910, фин. Нац. т-р, Хельсинки), "Регина Эммериц" (1920, там же), а также ряд соч. в др. жанрах. Его сын A p p e M. (p. 29. VII. 1893) - известный фин. композитор, автор оперы "Юха" (1958, радио), балета "Отъезд Киллики" (на сюжет из "Калевалы" ) и др. соч.

Лит.- Suomalainen Irjo, Oskar Merikanto. Suomen kotien saveltaja, [Hels., 1950 ].

МЕРИМЕ (Merimee), Проспер (28.IX.1803-23.IX. 1870) - французский писатель, драматург. Окончил юридич. ф-т Сорбонны. В 1824 напечатал ряд статей по исп. драматургии и т-ру. В 1825 опубл. сборник антимонархич. и антиклерикальных пьес под назв.

"Театр Клары Гасуль", приписав авторство вымышленному лицу - исп. актрисе Кларе Гасуль. В сборник входят пьесы: "Женщина-дьявол", "Инее Мендо, или Посрамление предрассудка", "Инее Мендо, или Торжество предрассудка", "Случайность", "Испанцы в Дании", "Карета святых даров". Действие этих пьес происходит гл. обр. в Испании или в исп. владениях;

М. с большой художеств. убедительностью воссозда„т местный колорит, характерные черты быта и нравов. "Театр Клары Гасуль", насыщенный полемикой со сторонниками классицизма и реакц. романтизма, имел важное значение в борьбе за освобождение франц. иск-ва от классицистской рутины, за утверждение реалистич. драматургии. Большинство комедий М. отличается остроумием, занимательностью сюжета, в них проявились тонкая наблюдательность писателя, мастерство обрисовки характера.

М. принадлежит также историч. драма "Жакерия" (1828) о восстании франц. крестьян в 14 в. против феодалов. В ней воссоздан один из трагич. эпизодов в истории франц. народа, утверждается закономерность нар. протеста. По своей композиции пьеса близка историч. хроникам Шекспира. В числе др. пьес М.: романтич. драма "Семейство Карвахаль" (1828), комедия "Недовольные" (1830), антиклерикальная пьеса "Два наследства, или Дон Кихот" (1850), "Первые шаги авантюриста" - драма о Лжедимитрии.

Новелла М. "Кармен" явилась основой одноим„нной оперы Ж. Визе (1875, т-р "Опера комик" и 1885, Ма-риинский т-р; 1924, под назв. "Карменсита и солдат", Муз. студия МХАТа).

На сов. сцене пост.: "Благочестие" и "Заговорщики" (1922, б. Т-р Корша), "Комедии Мериме" ("Рай и ад", "Карета святых даров", "Африканская любовь", "Женщина-дьявол", 1924, Т-р им. Вахтангова), "Жакерия", (1926, т-р "Березшь"), "Кармен" (1934, т-р "Ромэн", там же под назв. "Кармен из Трианы", 1961) и др.

Соч.: Oeuvres completes, v. l-12, Р., 1927-33; в рус. пер.- Избр. драматические произведения. [Вступ. статья В. Дынник "Драматургия П. Мериме"], М., 1954.

Лит.: Фаге Э., Девятнадцатый век, пер. с франц., М., 1901; Данилин Ю., Проспер Мериме, Избр. соч., т. 1, М., 1957. А. Я.

МЕРИНГ (Mehrmg), Франц (27.II.1846-28.1.1919)- немецкий деятель рабочего движения, публицист, историк, критик. В 60-70-х гг. сотрудничал в либеральной прессе. Сыграл значит, роль в основании Ком-мунистич. партии Германии. С конца 80-х гг.-марксист, сотрудничал в с.-д. прессе (журн. "Н„йе цейт" и "Лейпцигер фольксцейтунг"). В 1892-95 М. совм. с К. Шмидтом руководил т-ром "Фрейе фольксбюне" (Берлин); вокруг деятельности этого т-ра развернулась полемика М. с О. Брамом, стремившимся увести т-р от политич. борьбы. В эти же годы М. издавал журн. "Фольксбюне", в к-ром стремился утвердить принципы пролетарского иск-ва. В лит.-критич. работах М. содержится марксистский (хотя и не всегда последовательный) анализ творчества отдельных писателей и драматургов нового времени - Г. Ибсена, М. Горького, Г. Га-уптмана, Г. Зудермана, Б. Бь„рнсона, даются сведения о пост. нек-рых драматич. произведений. М. рассматривал лит-ру и т-р как орудие классовой борьбы, разоблачал бурж. фальсификацию творчества крупнейших нем. драматургов (Лессинга, Шиллера, Клей-ста), восстанавливал истинное значение классич. наследия. Ф. Энгельс назвал работу M. o Лессинге ("Легенда о Лессинге") "превосходной" и "великолепной" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, 1957, с. 103-09). В работах нач. 20 в. М. резко осуждал символизм и неоромантизм, расценивал их как проявление упадка иск-ва.

Соч.: Литературно-критические работы, т. 1-2, М.- Л., 1934; Мировая литература и пролетариат. (Сб. статей), пер. с нем., М., 1924 [1925]; Gesammelte Schriften und Aufsatze in Einzelausgaben, hrsg. von E. Fuchs, Bd 1-6, В.,

Г1929-31]; Aufsatze zur deutschen Literaturgeschichte, hrsg. von H. Koch, Lpz., [196l].

Лит.; К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M.-Л., 1957; Чаги н Б. А., Философские и социологические воззрения Ф. Меринга, М.-Л., 1934;Koch H.,F. Mehrings Beitrag zur marxistischen Literaturtheorie, B., 1959; Schleifstein J., F. Mehring. Sein marxistisches Schaffen 18911919, В., 1959. Harn. B.

МЕРКАДАНТЕ (Mercadante), Саверио [17(?).1Х. 1795-17.XII.1870] - итальянский композитор. Музыке учился в Неаполе. Совершенствовался в композиции у Н. Цингарелли. Первая опера - "Апофеозы Геракла", пост. в 1819 в неаполитанском т-ре "Сан-Карло". Широкую известность принесла М. комич. опера "Элиза и Клаудио" (1821, т-р "Ла Скала"). С тех пор оперы М. шли во мн. т-рах мира. М. выступал как соперник Россини и Доницетти. В своих произв. М. стремился к логичности драматич. действия, обновлению инструментовки, муз. языка, прежде всего мелодики. Лучшая опера М."Весталка" (1840, т-р "Сан-Карло", Неаполь). Последние оперы М. оказали влияние на Верди. С 1840 М. работал директором консерватории в Неаполе.

Др. оперы: "Габриэла ди Вержи" (1828, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон), "Разбойники" по Шиллеру (1836, Итал. т-р, Париж), "Клятва" (1837, т-р "Ла Скала"), "Элена да Фельтре" (1838, т-р "Сан-Карло"), "Леонора" (1844, т-р "Нуово", Неаполь), "Горации и Куриации" (1846, т-р "Сан-Карло"). Соч. в разл. жанрах (в т.ч. гимн в честь Гарибальди, 1861). Лит.: С о l u с с i R., Biografia di S. Mercadante, Venezia, 1867; Saverio Mercadante. Note e documenti.... Bari, 1945;

Notarnicola В., S. Mercadante, Roma, 1949.

МЕРКУРЬЕВ, Василий Васильевич [р.24. III (6. IV).1904] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммуни-стич. партии с 1948. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сце-нич. иск-в (педагог-Л. С. Ви-вьен). Сценическую деятельность начал в 1920 в гор. т-ре Острова. В 1928-37 - актер Ленингр. т-ра актерского мастерства под рук. Вивье-на. С 1937 - актер Ленинградского т-ра драмы им. Пушкина. M. - яркий реалистический характерный актер, ему свойственны сочная манера исполнения, заразительный юмор.

Роли: Грознов, Николай ("Правда хорошо, а счастье лучше", "Поздняя любовь" Островского), Фамусов; Меншиков ("Петр I" А. Н. Толстого), Максимов ("За тех, кто в мор ! Лаврен„ва), Василий Бортников ("Высокая волна" Николаевой), Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Погодина), Прокофьев ("Сын века" Куприянова), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др. Выступает как режиссер ("Мещане", "Три сестры", "Чапаев" и др.).

Занимается педагогия, деятельностью с 1920; в 4932-41 и в 1946-48 и с 1960 руководил актерской мастерской в Ленингр. ин-те театра, музыки и кино (окончившие вошли в состав казахского т-ра в Чимкенте, т-ра в Выборге и др.). С 1926 снимается в кино. За участие в фильмах "Глинка", "Повесть о настоящем человеке" и "Донецкие шахт„ры" получил Гос. пр. СССР (1947, 1949, 1952).

МЕРЛЙНСКИЙ, Григорий Маркович (р. 1908) - русский советский актер. В 1932 окончил театр. школу при Т-ре им. Вахтангова и с того же года в труппе этого т-ра. Остро характерный актер, мастер небольших эпизодич. ролей.

Роли: Конферансье ("Интервенция" Славина), Пуаре ("Человеческая комедия" по Бальзаку), Боне ("Соломенная шляп-"ка" Лабиша), Толстый свинопас ("Дон Кихот" по Сервантесу), Страж ("Много шума из ничего"); Тихий ("Фронт");

Меньшевик ("Человек с ружь„м"); завхоз Прибейголова ("Стряпуха", "Стряпуха замужем" Софронова), Монах ("Каменный гость" Пушкина) и др.

МЕРСЬЕ (Mercier), Луи Себастьен (6.VI.1740 - 25.IV.1814) - французский писатель, драматург. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. принимал активное участие в обществ, жизни (был членом Законодат. собрания, Конвента). Лит. деятельность начал в 1763. С конца 60-х гг. выступал как теоретик и драматург. Гл. труд- "О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве" (1773). Теоретич. взгляды М. отмечены политич. оппозиционностью, стремлением к борьбе против сословных предрассудков, за реалистическое отражение действительности, правдивость актерского исполнения. М. написал св. 30 пьес. Мн. из них построены на остродраматич. ситуациях, подмеченных в окружающей действительности, в т. ч.: "Дезертир" (1771), "Неимущий" (1772), "Судья" (1774), "Тачка уксусника" (1776), "Провинциальный дворянин" (1781). Эти пьесы проникнуты антифеод, обличит, пафосом, сочувственно изображают людей из народа, моральные проблемы не отделены в них от социальных, политических. Те же черты характеризуют историч. драмы М. "Жан Аннюйе, епископ Лизье" (1772), "Смерть Людовика XI, короля Франции" (1783), "Портрет Филиппа II, короля Испании" (1785) и др. Социальная проблематика драматургии М., обличение неравенства, феод. монархии, церк. фанатизма препятствовали пост. его пьес на парижской сцене, они шли гл. обр. в провинции.

Драматургия М. была популярна в ряде европ. стран, оказала влияние на творчество представителей "Бури и натиска" (Шиллер и др.), на франц. романтиков (В. Гюго, Ш. Ремюза, Л. Вите, К. Делавинь и др.). Пьесы М. переводились на англ., нем., голл., рус. и др. яз.

Соч.: Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique, Amst., 1773; Theatre complet, v. 1-4, nouv. ed., Amst. - Leiden, 1878-84; в рус. пер. - Французский театр эпохи Просвещения. Сб. пьес, т. 2, М., 1957.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1958; Л e в б а р г Л., Луи Себастьян Мерсье. 1740-1814, М., 1960; Z ollinge r O., Louis - Sebastien Mercier als Dramatiker und Dramaturg, Strassb., 1899; B e c lar d L., S. Mercier. Sa vie, son oeuvre, son temps. D'apres des documents inedits, P.,1903. A.Mux.

"МЕРТВЕЦЫ" ("О л ю л а р") - комедия в 4 д. Мамед-кулизаде (на азерб. яз.). Соч. 1907-08. Пост. 29 апр. 1916 коллективом артистов в Баку (реж. Араблинский, под рук. автора; Искендер-Алиев, шейх Насрулла-поэт Гемкусар). Спектакль с успехом показывался во мн. др. городах (Ганджа, Нуха, Ашхабад, Самарканд, Ташкент, Казань, Астрахань и др.); не сходил с репертуара азерб. коллективов и в последующие годы.

Из пост. сов. времени: узбекская "Образцовая краевая драматич. труппа" (позднее - Т-р им. К. Маркса), Ташкент, (1920), Тбилисский азерб. т-р (1923), Т-р им. Азизбекова 1920-е гг.; новая пост.- 1940, реж. Ш. Бадалбейли) и др.

Издания: Первая публикация- "М.", Баку, 1929 (на азерб. яз.); Маме д-К у л и-з аде (Молла-Насреддин), Избр. произведения, пер. с азерб., вступ. ст. и коммент. А. Шарифа, М., 1940.

Лит.: Материалы по истории азербайджанского театра Искусство Азербайджана, т. 3, Баку, 1950, с. 96-103 117; Джафаров Дж., Театр им. Азизбекова, М., 1951' с. 92-99, 156-158, 222-24. Д[

МЕСАРОШ (Meszaros), Аги (р.1918) - венгерская актриса. С 1947 до наст. времени выступает в Нац. т-ре в Будапеште. Играет драматич. и комедийно-гротесковые роли. Выступает в классич. и совр. пьесах. Среди лучших ролей: Пук ("Сон в летнюю ночь"), Шура ("Егор Булычев и другие"). Соня ("Дядя Ваня"), Элиза ("Пигмалион" Шоу) и др. В 40-50-х гг. снималась в кино.

Лит.: Гершкович А., Современный венгерский театр. М., 1963. Гер

МЕССАЖЕ (Messager), Андре (30. XII. 1853-24.11'. 1929) - французский дириж„р, композитор. Музыке учился в Париже; брал уроки у К. Сен-Санса. В 1880 дебютировал как дириж„р в Брюсселе. Возглавлял т-ры "Опера комик" в Париже (1898-1903), "Ковент-Гарден" (1901-07), "Гранд-Опера" (1907-14). В 1902 дирижировал премьерой опер "Пелеас и Мелисанда" Дебюсси (посв. композитором М.) и "Луиза" Шарпан-тье. Также впервые дирижировал на сцене т-ра "Гранд-Опера" тетралогией "Кольцо Нибелунга" Вагнера и оперой "Парсифаль". В 1924 был дириж„ром "Русского балета С. П. Дягилева" (балеты "Голубой экспресс" Мийо, "Сердитые" Орика, "Лани" Пуленка).

Автор популярных комич. опер - "Девушка из Беарна" (1885, т-р "Фоли драматик",Париж),"Базоши" (1890,т-р"0пера комик"), "Мадам Хризантема" (1893, т-р "Ренессанс", Париж), "Миретта" (1894, т-р "Савой", Лондон), "Вероника" (1898, т-р "Буфф-Паризьен") и др.; балетов -"Два голубя" (1886' т-р "Гранд-Опера"), "Кавалер цветов" (1896, т-р "Мариньи", Париж) (все пост. автором) и др.

Лит.: Debussy С., Lettres... a Andre Messager P., 1938; Fevrier H., Andre Messager, mon maitre, mon ami. P., 1948; Auge-Laribe M., A. Messager musicien de theatre. P., 1951.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница