Наши партнеры

https://dragonmoney101.online
Застройщики в Торревьехе. Купить апартаменты в Торревьехе.

Театральная энциклопедия
(страница 281)


МАШИНИСТ СЦЕНЫ - заведующий машинно-декорационным цехом. Руководит работниками машинно-декорац. цеха во время репетиций или спектакля. М. с. отвечает: за состояние, хранение и своевременный ремонт декорационного имущества; за состояние, правильное функционирование и наиболее целесообразное использование всего механич. оборудования сцены. М. с. возглавляет весь процесс изготовления, подгонки и монтировки декораций от разработки по макету технич. решения оформления до выпуска спектакля. В дореволюц. т-ре М. с. являлся одновременно и художником-декоратором, конструктором сложнейших сценич. эффектов (см. К.Ф.Валъц). В. Л/.

МАШИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - часть верхней сцены, используемая для управления подъ„мно-опускными устройствами. М. г. расположена по боковым и задней стенам сцены. 1-я (нижняя) М. г. находится на уровне верхней линии опущенной кулисы. Количество М. г. зависит от высоты сцены. Подъ„м и спуск декораций производится верховыми рабочими с помощью пеньковых канатов, проходящих вплотную около барьера М. г. и связанных с системой противовесов. В т-рах с механизированным верховым хозяйством на М.' г. размещаются леб„дки, электродвигатели, пульты управления с устройствами, позволяющими регулировать скорость подъ„ма и опускания и т. д. На М. г. устанавливается также и осветительная аппаратура. В. Бер.

МАШКОВ, Александр Иванович [р. 4(17).II.1909] - русский советский драматический актер. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1928 окончил театр. студию при крымском гос. драматич. т-ре и в том же году вступил в труппу этого т-ра. Затем работал в т-рах Ташкента, Ашхабада, Тбилиси, Баку, Николаева, Махачкалы, Рязани. С 1947-артист Волгоградского т-ра им. М.Горького. М. в начале сценич. деятельности играл роли молодых героев и простаков: Михалка ("Темп" Погодина), Мотыльков ("Слава" Гусева), Петька ("Чапаев"). Впоследствии проявил себя как характерный актер широкого диапазона. Исполнил роль В. И. Ленина в "Кремл„вских курантах" и "Третьей патетической" Погодина.

Роли: Швандя, Хлестаков, Сергей Луконин ("Парень из нашего города"), царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстог о), Мудзимура ("На той стороне" Барянова), Курочкин ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Кудров ("Совесть" Чепурина, Гос. пр. СССР, 1951), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Корзухин ("Бег" Булгакова), Мальво-лио ("Двенадцатая ночь"), Полоний ("Гамлет"), Цыганов ("Варвары"). Е. Ж.

МАЭЛО (Mahelot), Лоран (гг. рожд. и смерти неизв.) -французский декоратор. Работал в т-ре "Бургундский отель" (Париж). Участвовал в составлении "Записи многих декораций, служащих для пьес, содержащихся в данной книге, начатой Лораном Маэло и продолженной Мишелем Лораном в 1673 году". В "Записи" содержатся заметки о декорациях, бутафории и машинерии, необходимых для пост. 71 спектакля (47 заметок сопровождаются карандашными зарисовками декораций). Записи и рисунки М. свидетельствуют о сочетании в декорац. иск-ве 17 в. элементов мистериального т-ра (симультанные декорации) с постановочными принципами итал. т-ра эпохи Возрождения (сцена-коробка).

Соч.: Le memoire de Mahelot Laurent et d'autres decorateurs de l'Hotel de Bourgogne et de la Comedie-Francaise au XVII s., pubi. par H. C. Lancaster, P., 1920.

Лит.: Мокульский С. С., Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма, в кн.:

О театре, сб.З, Л., 1929; его же. Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1,2 изд., М., 1953, отд. IV, гл. 3. В. Мюл.

МАЭСТРО (итал. maestro, от лат. magister - на чальник, учитель) - наименование деятелей разл. областей иск-ва (композиторов, дириж„ров, живописцев и др.).

МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович [7(19). VII.1893, село Багдади (ныне Маяковски), Грузия,- 14.IV.1930, Москва] - русский советский поэт и драматург. Род. в семье лесничего. В 1908 вступил в РСДРП (большевиков), но в 1910 прервал партийную работу. В 1911 поступил в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где сблизился с художником и поэтом Д .Д. Бурлюком. Вместе с ним и поэтом В. В. Хлебниковым опубл. манифест рус. футуристов (сб. "Пощ„чина общественному вкусу", 1912). Здесь же были впервые напечатаны его стихи. M.- не только великий поэт пролетарской революции, но и наряду с М. Горьким один из основоположников сов. драматургии. К поэтич. деятельности М. приш„л с ч„тким социальным осмыслением поставленной задачи: "Хочу делать социалистическое искусство" ("Я сам", в кн.:

Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 18). Его связь с футуризмом на первонач. этапе творч. развития объяснялась бунтом против "эстетики старья" (там же). Выступая с футуристами против симво-листско-акмеистич. поэтики, М. вместе с тем по осн. направленности своего творчества уже в ту пору противостоял формалистич. нигилизму футуристов. Это нашло выражение в статьях о т-ре и кинематографе и в первом драматургич. опыте M. - трагедии "Владимир Маяковский" (1913, Петербург, т-р "Луна-парк", пост. автора, он же исполнял гл. роль). Гневный антибуржуазный пафос пронизывал это произведение. В гротескных образах искалеченных "адищем города" людей, поднятых на бунт поэтом, звучал, пробиваясь через отвлеч„нную условность действия и усложн„нность формы, гуманистич. революц. протест против ка пита листич. ми ра.

Созданная уже после победы Окт. социалистич. революции и посв. ей пьеса М. "Мистерия-Буфф" знаменовала новую ступень в творч. становлении поэта-драматурга. "Мистерия-Буфф" была пост. 7 нояб. 1918 на сцене Петрогр. коммунального т-ра муз. драмы Мейерхольдом совм. с автором (М. исполнял ряд ролей - Человека просто и др.). Пьеса проникнута ге-роич. пафосом утверждения победоносных идей коммунизма, прославлением революц. народа. Драматург соединил в "Мистерии-Буфф" монументальную эпичность с сатирич. обличением угнетателей, изобретательную метафоричность с отточенностью публицистики, использовал при„мы нар. площадного т-ра, буффон-ность и эксцентрику. "Мистерия-Буфф" близка по своему стилю и духу формам боевой агитац. работы, проводившейся среди масс в годы гражд. войны.

Второй вариант пьесы, также пост. Вс. Мейерхольдом в Т-ре РСФСР Первом (1921), тесно связан с работой М. в РОСТА, как и написанные им в 1920 агит-пьесы: "А что, если? Первомайские гр„зы в буржуазном кресле" (Студия т-ра Сатиры, Москва, 1920), "Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое" (Театр революц. сатиры, Москва, 1921) и др. Своеобразным сценич. агитплакатом был и написанный совм. с О. М. Бриком революц. гротеск "Радио - Октябрь" (1926, коллективы "Синей блузы"). Свою следующую пьесу феерич. комедию "Клоп" (1929, Театр им. Мейерхольда) М. характеризует как комедию публицистическую, тенденциозную, ставящую себе целью разоблачение сов р. мещанства (см. там же, т. 12, 1959, с. 185-90). Добиваясь глубокой типизации, М. показал враждебный политич. смысл мещанства.

В 1929 М. написал пьесу "Баня" (1930, драматич. т-р Гос. нар. дома, Ленинград; Театр им. Мейерхольда, Москва), направленную против бюрократизма. М. говорил, что "..."Баня" ...агитирует за горизонт, за изобретательскую инициативу" (там же, с. 199). Изобличение бюрократизма в "Бане" непосредственно связано с той направленностью сатиры М., которая нашла сво„ выражение в стихотв. "Прозасе давшиеся", высоко оцен„нном В. И. Лениным (см. речь "О международном и внутреннем положении Советской республики", 1922, в кн.: Соч., т. 33, с. 197).

Новаторская театр. поэтика М. утверждала силу и художеств. богатство метода социалистич. реализма и в то же время развивала передовые традиции рус. драматургии критич. реализма, в первую очередь традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобыли-на. Стремясь к созданию образов масштабных, резко обозначенных, раскрывающих сущность явления, показывающих подлинно партийную позицию автора, М. боролся за театр действенной публицистич. мысли, яркой сценич. формы. "Попытка вернуть театру зре-лищность, попытка сделать подмостки трибуной - в этом суть моей театральной работы",- утверждал поэт (Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 12, с. 200). Драматургия М., как и вс„ его творчество, является могучим орудием воспитания масс в духе коммунизма.

Интерес к драматургии М. с новой силой вспыхнул с сер. 50-х гг. Это было связано с борьбой за расширение средств и возможностей иск-ва социалистич. реализма. В эти годы пьесы М. были пост. на сцене мн. сов. и зарубежных т-ров (см. "Баня", "Клоп", "Мисте-рия-Буфф").

М. писал также для цирка: цирковое антре "Чемпионат всемирной классовой борьбы" (1920, 2-й Моск. госцирк), пантомима-феерия (названная М." героической меломимой") "Москва горит (1905 год)" (1930, 1-й Моск. госцирк), вторую ред. этой пантомимы М. предназначал для пост. на открытом воздухе как массовое действие с песнями и словами.

М. был автором киносценариев и участвовал как актер в фильмах "Не для денег родившийся" (по роману Лондона "Мартин Иден"; М.- Иван Нов), "Барышня и хулиган" (по повести' Д 'Амичиса "Учительница рабочих"; М.-Хулиган), "Закованная фильмой" (М.- Художник). По сценариям М. пост. фильмы "Трое" ("Дети"), "Октябрюхов и Декабрюхов" (оба в 1928).

С о ч.: Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1955-61; Театр и кино, т. 1-2, М., 1954 (см. также вступ. ст. Б. И. Ростоцкого "Маяковский - драматург театра и кино", т.1, с.5-112). Лит.: Февральский А. В., Маяковский - драматург, М.-Л., 1940; его ж е, "Мистерия-Буфф", в кн.:

Маяковский, М., 1940; его ж е, "Баня", в кн.: Владимир Маяковский, сб. 1 М -Л 1940; Наумов Е. И., В. В. Маяковский. Семинарий, 4 изд.. Л., 1963; его ж е, Маяковский в первые годы Советской власти, 2 изд., М., 1955; Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952; его ж е. Второе рождение. Заметки о постановках "Бани" В. В. Маяковского, "Сообщения Ин-та истории искусств", 1955, вып. 6; его ж е, На сцене - Маяковский, в сб.: В творческом соревновании, М., 1958; К а -л и т и н Н., Вместе с Маяковским ("Баня" и "Клоп" В. Маяковского в Московском театре Сатиры), в сб.: Спектакли этих лет.1953-1956 гг., М., 1957; Милявский Б. Л., К истории созревания замысла сатирич. комедий . В. В. Маяковского, "Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та", 1957, т. 26; его же, Положительный идеал в сатирич. драматургии В. Маяковского и средства его художеств. воплощения, в кн.: XIV отчетно-научная сессия, Харьковский нед. ин-т физич. воспитания. Секция рус. лит-ры и рус. языка, Харьков, 1958; П л у-ч е к В., На сцене-Маяковский, М., 1962. Б. Рос.

МАЯМА, Сэйка (1878- 1948) - японский драматург и писатель. Первые пьесы, написанные под влиянием драматургии Ибсена,- "Первый человек" (1911) и "Если бы не родиться" - имели социальную направленность. М. работал в театр. компании С„тику, монополизировавшей труппы т-ра Кабуки и т-ра Симпа, и более десяти лет писал пьесы для т-ра Симпа. В 1924 опубликовал в журн. "Тюокорон" пьесу "Гэмбоку и Нагафуса" (1926), в 1933 - пьесу "Генерал Ноги". Большим успехом пользовались пьесы "Последний день Оиси", "Сокровищница преданности годов Гэнро-ку" (1934, труппа Итикава Садандзи II). В дальнейшем "Сокровищница преданности годов Гэнроку" стала одной из самых популярных пьес в репертуаре т-ра "Дзэнсиндза". М. известен своими исследованиями о творчестве япон. классика Ихара Сайкаку.

Лит.: Такаока Нобуюки, Маяма Сэйка рон, Токио, 1948 (на япон. яз.). Д /\

МАЯЦКИЙ, Петр Никифорович (р. 1905)- советский артист цирка. Засл. арт. РСФСР (1939). Будучи студентом Харьковского технологич. ин-та, занимался тяж„лой атлетикой, акробатикой. Затем стал инструктором этих видов спорта. В 1925 М. начал работать в цирке с акробатич. номером "Римские гладиаторы". Создал ряд физкультурно-спортивных номеров и аттракционов ("Римские кольца", "Эквилибристика на шестах", "Воздушный зубной акт"). В 1931 вместе с партн„ршей К. Барышниковой создал номер "Рен-ское колесо на перше", в 1945 вместе с Н. Сорокиной (Н. Маяцкой)-номер "Таинственные шары", в 1949- аттракцион "Шар смелости" (вместе с В. Маяцким и Н. Маяцкой; трюковая фигурная езда на мотоциклах внутри прозрачного металлич. шара, подвешенного под куполом цирка. Аппаратура аттракциона была сделана по проекту М.).

М. является также режиссером цирковых номеров. С 1956 - худ. рук. Укр. циркового коллектива. В 1960 создал номер "Гуцульские акробаты" и конный номер "Запорожские казаки". С 1961 выступает с Маяцкой в воздушном аттракционе "М„ртвая петля". 8. Г. МГЕБРОВ, Александр Авельевич [р. 2 (14).III. 1884] - русский советский актер и режиссер. В 1902 окончил кадетский корпус, в 1904 - Михайловское артиллерийское уч-ще. В 1907 учился на драм. курсах Рапгофа, с 1907-актер МХТ, в 1908-10 -Т-ра Комиссар-жевской, в 1910 руководил самодеят. крестьянским т-ром Орленева в Подмосковье, в 1910-12 работал в Старинном т-ре Евреинова (играл роль Патрика в "Чистилище св. Патрика" Кальдерона). В 1917 - 18 руководил рабочим т-ром Балтийского з-да. В 1918 организовал т-р "Художественная арена Петропро-леткульта" (впоследствии - Рабочий революц. героич. т-р). В этом т-ре М. ставил в

1918-20 инсценировки произв. поэтов-Га стева ("Песня рабочего удара", "Башня", "Гудки" и др.), Уитмена ("Песня о самом себе", "Европа", "Песня рассветного знамени" и др.), Верхарна ("Восстание" и др.). Пост. также "Взятие Бастилии" Роллана и "Легенду о коммунаре" Р;озлова. В 1920-21 работал в Т-ре РСФСР 1-м. В 1922-24,1930-31 и в 1939- 56 М.- актер Ленингр.т-ра драмы им. Пушкина. В 1924-35 М. совм. с В. Чекан руководил организованной ими "Мастерской по изучению Островского и Шекспира", спектакли к-рой показывались в рабочих клубах. Роли М.: Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Дункан ("Макбет"), Нароков ("Таланты и поклонники"), Иван Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова), Несчастливцев и др. С 1963 работает в нар. т-рах. Снимался в кино. Написал книгу "Жизнь в театре" (Л., т. 1-2, 1929-32, см. вступ. ст. Е. М. Кузнецова). Иг. Г. МГЕЛАДЗЕ, Акакий Диомидович [р. 15(28).VI. 1912] - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1957). В 1936 - актер Хулойского районного т-ра Адж. АССР. С 1937 - в Батумском т-ре им. И. Чавчавадзе.

Роли: Ломкаци ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Митрохин ("Арсен" Шаншиашвили), Бесия ("Кто виноват" На-кашидзе), Анзор (о. п. Шаншиашвили), Гоча ("Хевисбери Гоча" по Казбеги), Мудзимура ("На той стороне" Барянова), Макферсон ("Русский вопрос"). Г. Б.

МДИВАНИ, Георгий Давидович [р. 13(26).IX. 1905] - грузинский советский драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Лит. деятельность начал в 1922 как драматург. В 1936 написал трагедию "Алькасар" (моек. Камерный т-р, Т-р им. Руставели), посв. революц. событиям в Испании. Пьеса, отличавшаяся гражд. темпераментом и художеств. эмоциональностью, была пост. мн. т-рами страны. В годы войны написал пьесу "Батальон ид„т на Запад" (1941), открывавшую галерею пьес, посв. героич. подвигу сов. народа. М. принадлежат пьесы "Честь" (1937) о патриотизме сов. людей,

"Завещание" (1939), "Приказ по фронту" (1941) о Серго Орджоникидзе, "Багратион" (1944), "Кто виноват" (1949), "Новые времена" (1952), "Люди доброй воли" (1950), "Тревожная ночь" (1956), "Сердце матери" (1959), "Украли консула" (1963). Широко вошла в репертуар пьеса М. "День рождения Терезы" (1961), посв. людям героич. Кубы. Лучшие пьесы М. отличаются остротой конфликтов, сильной эмоциональностью, романтич. приподнятостью, стремлением воплотить революц. героику. С 1925 пишет сценарии для кино: "Рядовой Александр Матросов" (1947), "Наш двор" (1954). Особой популярностью пользуются фильмы по сценариям М. "Солдат Иван Бровкин" (1954) и "Иван Бровкин на целине" (1958).

'Соч.: Пьесы, М., 1955; Пьесы, Тбилиси, 1959 (на груз. я3-)- Вл. П.

МДИВАНИ, Ираклий Давидович [р. 17(30).IX. 1907] -грузинский советский художник. Засл. художник Груз. ССР (1961). В 1930 окончил Тбилисскую академию художеств (класс Е. Лансере). С 1931 работал в драм. т-рах Груз. ССР, с 1930 - в Груз. т-ре кукол (гл. художник). Здесь М. оформил спектакли: "Волшебная лампа Аладина" Гернет, "Нукри" по Важа Пшавела, "Кот в сапогах" Браусевича, "Приключения Буратино" по А. Толстому и др.

МЕГВИНЕТ-УХУЦЕСИ, Константин (Котэ) Васильевич [р. 15(27).XI.1891 ] - грузинский советский композитор, педагог, музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1946). В 1913 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции А. К. Лядова). Автор опер:

"Амирани" (1927), "Партизаны" ("1905 год") (1931, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), "Давид Гура-мишвили", "Свадьба Бекины" (1955, Т-р оперы и балета им. Палиашвили); балетов: "Девушка из Чани" (1947), "Элвара". М.-У. написал музыку ко мн. спектаклям груз. драм. т-ров и др. произв. Автор ряда науч. трудов по истории рус. и зап.-европ. муз. т-ра. В 1928-37 преподавал муз.-теоретич. предметы в Тбилисской консерватории (с 1932-проф.). С 1943 вед„т педагогич. работу в Груз. театр. ин-те.

Лит.: Чхиквадзе Г., Советские композиторы Грузии, Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Грузинская муз. культура. [Сб. статей], М., 1957. Э. М., Л. Ц.

МЕГЙШЬ (правильнее- Меюль; Mehui), Этьенн Никола (22.VI.1763 - 18.X. 1817) - французский композитор. Член Института Франции (с 1795). Уже в возрасте 10 лет играл на органе в монастыре в Живе; учился музыке в аббатстве Лаваль-Дь„. В 1779 переехал в Париж, где близко познакомился с Глюком, который дал ему ценные советы по драматургии оперы. В 1790 была пост. опера М. "Евфросина и Корадин" (Итал. т-р, Париж). Эта опера следует глюковскому направлению в муз. т-ре; в ней сказалось стремление М. к драматич. правде. Опера была восторженно встречена публикой и музыкантами. М. принадлежат оперы: "Стратоника" (1792; т-р "Опера комик", Париж), "Гораций Коклес" (1794, т-р "Опера"), "Пещера" (1795, т-р "Опера комик"), "Арио-дант" (1799, там же), "Два слепца из Толедо" (1806, там же) и мн. др. Вершина творчества M.- опера "Иосиф" (1807, т-р "Опера комик"), обошедшая сцены всего мира. На сцене т-ра "Опера" ставились 4 балета М.: "Суд Париса" (1793), "Страсть к танцам" (1800), "Дафнис и Пандроза" (1803), "Персей и Андромеда" (1811). М. написал увертюру и хоры к трагедии М. Ж. Шенье "Тимолеон" (1794). Произв. М. написаны б. ч. в жанре комич. оперы, но в их музыке звучат патетика и драматизм, свойственные его эпохе - эпохе франц. бурж. революции конца 18 в. М. обогатил музыку гар-монич. и тембровыми находками. Он использовал в своих операх развитую систему лейтмотивов ("Арио-дант"), М. писал музыку для хоров, массовых революц. празднеств ("Гимн Разуму", 1793, и др.). С 1795 был одним из инспекторов Парижской консерватории.

Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой франц. революции, пер. с франц., М., 1934; Б ю-к е н Э., Героический стиль в опере, пер. с нем., М., 1936;

Poupin A" Mehui, P., 1893; Вгапсоиг R., Mehul. Biographie critique. P., 1912. Ал. М.

"МЕДАНСКАЯ ГРУППА" (Le groupe de Medan)- группа французских писателей и драматургов, возглавлявшаяся Э. Золя. В "М. г." входили Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис. Сво„ назв. получила от сб. новелл "Меданские вечера", выпущенного ими в 1880. Являясь последователями теории натурализма Золя в области прозы, члены "М. г." развивали взгляды Золя на драматургию и т-р, высказанные им в работе "Натурализм в театре". Участников "М. г." объединяло требование подлинности описываемых событий, точности их воспроизведения, стремление к детальному, иногда излишне кропотливому анализу характера человека, к перенесению на сцену мельчайших подробностей жизни. Творч. устремления "М. г." были близки реж. А. Антуану в первые годы деятельности Свободного т-ра.

Лит.: Deffoux L.,Zavie E.,Le groupe de Medan, P., 1920, nouv. ed., [1924]; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P., 1921. Я. Рж.

МЕДВЕДЕВ (наст. фам. -Бернштейн), Михаил Ефимович [8(20).VII.1852-8.VIII.1925] - русский артист оперы (тенор), педагог. В 1881 окончил Моск. консерваторию. С того же года - солист оперного т-ра в Киеве. Пел также в Харькове, Одессе,

Казани, Тифлисе и др. городах. Сезон 1891-92 M. выступал в Большом т-ре: Синодал; Собинин ("Иван Сусанин"), Герман; Отелло (о. п. Верди), Васко да Гама ("Африканка" Мейербера). Осенью 1892 переш„л в Мариинский т-р; партии: Финн ("Руслан и Людмила"), Хозе; Иоанн ("Пророк" Мейербера) и др. Вскоре М. оставил каз„нную сцену. Гастролировал в провинции. Возглавлял оперные труппы, выступавшие в приволжских городах, на Украине и юге России. В 1898-1900 с успехом выступал в США. У М. был красивый голос несколько горлового тембра, он обладал большим драма тич. дарованием. Первый исполнитель партии Ленского (в спектакле учащихся Моск. консерватории в Малом т-ре, 1879), впервые пел партию Германа в Киеве и Москве.

М. в„л педагогич. работу: в 1901-05 - педагог (с 1903 - проф.) Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, с 1915 - проф. Саратовской консерватории. В числе учеников M. - Г. С. Пирогов.

Лит.: Михаил Ефимович Медведев. Очерк двадцатилетней артистич. деятельности. 1881-1901, Киев, 1901; Щ е п-кина-Куперник Т.Л., Театр в моей жизни, M.-Л., 1948, с. 47-48; Я р о н С., Воспоминания о театре, Киев, 1898, с. 328-30, 353, 357 и др.; Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, М., 1962, с. 92--110 и др.

МЕДВЕДЕВ, Николай Александрович [р. 14(26). Х.1898] - русский советский режиссер, актер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Творч. деятельность начал в 1915 в Екатеринбурге как актер. С 1918 вед„т режиссерскую работу. В 1931-39 возглавлял т-ры в Ульяновске, Пензе,. Ярославле, Оренбурге, Волгограде, в 1939-45 - Иркутске, в 1945-49 - Казани, 1949-55 - Челябинске. В 1955-59 - режиссер Челябинского т-ра. С 1961 - гл. режиссер Челябинской студии телевидения. Вед„т педагогич. работу (с 1934). Спектакли, пост. М., отличаются ясностью мысли, сценич. культурой; большое внимание уделяет М. слову.

Спектакли: "Мой друг" Погодина (1933, Пензенский т-р), "Гибель эскадры" (1935, Ярославский т-р), "Борис Годунов" (1937, Оренбургский т-р), "Последняя жертва" (1943, Иркутский т-р); в Челябинском т-ре-"Любовь Яровая" (1951;

Гос. пр. СССР, 1952), "Кремл„вские куранты" (1955), "Собака на сене" (1958), "Битва в пути" по Николаевой (1959) и др.

Роли: Франц Моор ("Разбойники"), Борис Годунов, Чацкий; Забелин ("Кремл„вские куранты") и др. М. Лифш.

МЕДВЕДЕВ, Петр Михайлович [15(27).!. 1837- 30.1(12.II).1906] - русский антрепрен„р, актер, режиссер, театральный, общественный деятель. Учился в Моск. театр. уч-ще. В 1853 поступил в труппу тульского антрепрен„ра И. М. Никулина. Служил в Костроме, Твери, Двинске. В 1858-60. 1861-62 - в Саратове. В 1862 стал во главе саратовской труппы, сначала как руководитель Товарищества актеров, затем как антрепрен„р. Держал антрепризы в Казани (с 1866 - драматическую, с 1874 и оперную) и др. городах. В своих антрепризах М. стремился решать серьёзные художеств. задачи: содействовал распространению на провинц. сцене произв. рус. классич. драматургии и рус. классич. оперы, уделял большое внимание постановочной части, созданию художеств. ансамбля. Особенно велика заслуга М. в выявлении и воспитании актерских талантов. М. широко привлекал в свои труппы талантливых актеров, увеличивая по сравнению с др. антрепрен„рами оплату их работы. В антрепризах М. работали П. А. Стрепетова. М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. И. Шуберт, М. И. Писарев, А. П. Ленский. Потерпев материальные неудачи, М. в 1889 оставил антрепрен„рскую деятельность. В 1890-93 был гл. режиссером, а в дальнейшем (до конца жизни) - актером Александрийского т-ра. Начав с водевильных ролей (амплуа простака), М. вскоре переш„л на роли в бытовой комедии. Игра М., считавшего для себя образцом иск-во П. М. Садовского, характеризовалась сдержанностью, простотой; комизм артиста неизменно сохранял благородство и правдивость. В рус. классич. репертуаре М. сыграл Городничего, Фамусова, Шмагу; Градобое-ва ("Горячее сердце"), Расплюева ("Свадьба Кречин-ского; Сухово-Кобылина), Подкол„сина ("Женитьба"). С тонким юмором и наивной убежд„нностью в истинности событий и чувств, переживаемых героями, играл М. роли в комедиях Мольера: Оргон ("Тартюф"), Ска-пен; Арган ("Мнимый больной"), Сганарель ("Брак поневоле").

М. принимал активное участие в актерских съездах, в работе Российского театр. об-ва.

Соч.: Автобиография, Казань, 1886; Воспоминания (со вступ. ст. А. Р. Кугеля), Л., 1929.

Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, M.-Л. 1962; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене Харьков, 1935; К у г ел ь А., "Театр и искусство", 1906 ј 6, с. 93; Стрепетова П. А., Воспоминания и письма М.-Л., 1934; Ю р ь е в Ю. М., Записки. 1872-1948, Л.-М. 1963; Пальм Г. А., Театр в провинции, "Исторический вестник", 1912, ноябрь. К л.

МЕДВЕДЕВ, Петр Петрович (р. 1859 - г. смерти неизв.) - русский актер и антрепрен„р. Сын П. М. Медведева. Сценич. деятельность начал в конце 70-х гг., играл в труппе отца. В 1885-1918 держал антрепризы в Омске, Ирбите, Екатеринбурге, Перми, Саратове, Самаре, Астрахани, Н.-Новгороде,

Ярославле, Царицыне, Николаеве, Херсоне, Таганроге. Продолжая традиции отца, М. добивался повышения проф. уровня руководимых им т-ров, широко включал в их репертуар произв. рус. и зап.-европ. классич. драматургии. С 1918 М. был актером разл. провинц. т-ров (в 1922-26 играл в Самаре). Исполнял преим. характерные и бытовые роли: Рас-плюев ("Свадьба Кречинского"), Оргон ("Тартюф"), Чечков ("Джентльмен" Сумбатова-Южина) и др. А. К л. МЕДВЕДЕВА (по мужу -Гайдукова), Надежда Михайловна [6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция] - русская актриса. Принадлежала к актерской семье, начавшей деятельность в 18 в. Дочь актрисы моек. т-ров Акулины Дмитриевны Медведевой (17961895; оставила сцену в 1822). По отцу-сестра П. М. Медведева. Воспитанница Моск. театр. уч-ща; занималась у балетм. Ф. Н. Манохина и реж. С. П. Соловь„ва, убедившего М. посвятить себя драме. В 1847 с успехом сыграла в Малом т-ре роль Агнессы ("Школа женщин" Мольера). В 1849, по окончании уч-ща, М. была принята в труппу Малого т-ра

(числилась на службе с 1848; с 1899 - засл. арт. имп. т-ров). Вначале выступала в. водевилях и комедиях, обратив на себя внимание миловидной наружностью, звучным голосом, осмысленностью игры, комедийным дарованием. В 1851 для практики была отпущена на Одесскую сцену. По возвращении (1853) М., несмотря на е„ данные характерной актрисы, стали поручать драматич. роли во франц. мелодрамах:

Маритана ("Испанский дворянин" Дюмануара и Ден-нери, 1856), Луиза и Люсиль (роли матери и дочери; играла в один вечер - "Детский доктор" Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина ("Серафина Лафайль" Анисе-Буржуа и Лемуана, 1859). Мелодраматич. при„мы мешали простоте и естественности, присущим дарованию актрисы. В рус. репертуаре в этот период М. играла: Дашу ("Не так живи, как хочется" Островского, 1854, первая исполнительница этой роли в Малом т-ре), Софью ("Горе от ума", 1858); в зап. классике - Корделию ("Король Лир", 1859), Елизавету Ва-луа ("Дон Карлос", 1859), Порцию ("Венецианский купец", 1862).

Огромное влияние на формирование М. как художника и человека оказал е„ учитель и друг - М. С. Щепкин. Талант М. проявился в полную силу лишь с переходом е„ в 1866 на характерные роли пожилых светских женщин (амплуа грандам), преим. в рус. репертуаре. Разнообразие и жизненная правдивость, яркая индивидуализация образов, их цельность, глубина чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей - осн. черты иск-ва М. В первых пост. пьес Островского в Малом т-ре М. играла: Туруси-ну ("На всякого мудреца ...", 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову ("Бесприданница", 1878); Сосипатру Сем„новну ("Красавец-мужчина", 1882), Снафидину ("Не от мира сего", 1885). Среди лучших ролей М. также: Хл„стова ("Горе от ума", 1882), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1896), Эльмира ("Тартюф", 1867)" графиня Орсини ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1870), Эсфирь ("Уриэль Акоста", 1879). Доверив в свой бенефис роль Эмилии Галотти воспитаннице М. Н. Ермоловой, М. открыла талант будущей великой актрисы, стала е„ руководителем и другом. К. С. Станиславский считал М. одной из своих учительниц.

Лит.: Надежда Михайловна Медведева, "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18, ч. 1, СПБ, с. 302-11; Кара -My p-з а С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкин а-К уперник Т. Л., Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69. Е. Фил.

МЕДДАХИ (тур., ед. ч. meddah, слово араб. происхождения) - турецкие профессиональные рассказчики-импровизаторы. М. исполняют сказания из богатырского эпоса, многочисл. рассказы на религ. и бытовые темы. В 17-1-й пол. 19 вв. в Стамбуле существовала цеховая организация М."эснаф". Во время разл. религ. праздников, офиц. торжеств М. выступали в кофейнях и др. обществ, местах. Их приглашали на свадьбы и др. праздники. Иногда наиболее известные М. выступали при дворе султана. Султанское правительство и мусульм. духовенство устанавливали цензуру за деятельностью М., к-рые должны были иметь спец. разрешение властей на выступления и платили особый налог. Во 2-й пол. 19 в. цеховая организация М. распалась. Однако до наст. времени в Ускюдаре (р-н Стамбула) можно услышать выступления М., теперь мало популярные у населения.

Лит.: Гордлевский В. А., Из настоящего и прошлого меддахов в Турции, в кн.: Избр. соч., т. II, М., 1961" с. 300-13; его же, Стамбульские меддахи, там же с.332-38. А. Т.

М‚ДЕБАК (Medebach) - семья итальянских актеров.

Джироламо М. (1706-1781 или 1790)- актер и антрепрен„р. С 13 лет работал в труппе бродячих комедиантов, затем организовал собств. труппу, выступавшую в т-ре "Сан-Мойзе" (Венеция), а летом разъезжавшую по городам Италии. В 1746 в Ливорно М. познакомился с К. Гольдони и пригласил его писать пьесы для своего т-ра. С труппой М., обосновавшейся в помещении т-ра "Сант-Анджело" (Венеция), связан период расцвета творчества Гольдони, к-рый в 1748- 1753 написал для этой труппы 43 пьесы. Став капоко-мико, М. не прекратил актерской работы и играл (под именем Оттавио) в комедиях Гольдони специально для него написанные роли: Ансельми ("Семья антиквария"), Дон Марцио ("Кофейня"), Рипафратта ("Трактирщица") и др. Поссорившись с Гольдони, М. пригласил в качестве автора его соперника - аббата П. Кьяри. Постепенно (отчасти из-за успеха фьяб К. Гоцци) материальное положение труппы М. стало ухудшаться. В 1780 он был вынужден покинуть Венецию и вступить в бродячую труппу.

Анджела Теодора Джованна (по сцене -Розаура) (1723-61). Жена Джироламо М. и примадонна его труппы. Играла роли первых любовниц. Обладала превосходными сценич. данными - прекрасной внешностью, звучным, нежным голосом. Мн. роли в комедиях Гольдони были им написаны для этой актрисы. С особым успехом играла гл. роли в "Памеле", "Послушной дочери", "Разумной жене". Н. Мок.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница