Наши партнеры

Выгодно прокат машины уфа без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 280)


МАСХАРАБЙЗ (тадж.- шут, скоморох; комик; от масхара - насмешка, шутка и бози - игра) - актер таджикского народного театра, площадной комедиант. Выходцы из бедных семей, М. были любителями, полупрофессионалами и профессионалами. Они разыгрывали комич., сатирич. сценки, исполняли сказки, рассказы, пантомимы, танцы, песни. Несмотря на условность костюма, декорации и бутафории, игра М. отличалась реализмом, ч„ткой типизацией. Импровизируя текст на основе сюжетной схемы, М. легко, непринужд„нно, с темпераментом и непосредственностью воссоздавали образы, исполненные оптимизма и жизнерадостной стихии нар. иск-ва. Насыщенное едким сарказмом и гротеском иск-во М. отмечено яркостью, социальной остротой. Костюм М. состоял из старой бытовой одежды, грим заменяли сажа, краски, употреблялись маски из тыквы. Декорацию изображали сами участники представления (мост, забор и т. д.), использовались предметы быта. Наиболее крупные М. конца 19 - нач. 20 вв.- Хакберди (б. Бальджуанский р-н), Холик(б. Мумина-бадский р-н), Джума (Пенджикентский р-н), Эргаш, Туда (г. Бухара) и др. С 20-х гг. количество М. сокращается, их иск-во заменяют проф. т-ры. Сохранившиеся М. насыщают свои представления новым содержанием (критикуют лодырей, прогульщиков и т. д.).

Лит.: Нурджанов Н., Таджикский народный театр. М., 1956, с. 105-72. Ц ff

МАСЧЯН, Анаит Акоповна [р. 9 (22). XI. 1900] - р-мянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Училась в Моск. драм. студии (1919-24). В 1928 поступила в Ленинаканский т-р им. Мравяна. С А. М. Матвеев в ро-1930 работала в Армянском ли Нерона (о. п. рубин-ТЮЗе, с 1945 - в Т-ре им. штейна). Сундукяна. Характерная и драматич. актриса. Роли в ТЮЗе - Кукушкина ("Доходное место"), Нато ("Ги-кор" по Туманяну), Устиан ("Храбрый Назар" Демирчя-на); в Т-ре им. Сундукяна - Анна ("На заре" Гулакяна), Мария Александровна ("Семья" Попова), Каренина ("Живой труп") и др. Б. А.

МАТВЕЕВ (псевд. -Васильев), Александр Матвеевич [25.VIII(6.IX).18763.XII.1961] - русский артист оперы (драматич. тенор). Сце-нич. деятельность начал в 1902 в Тифлисе, затем пел в оперном Т-ре Зимина (Москва) и в опере при Петерб. консерватории. В 1906 дебютировал в Мариинском т-ре (Радамес) и работал там до 1918. Позднее выступал в Париже, в т-ре "Гранд-Опера". Обладая голосом редкой силы, М. особенно успешно пел в операх Вагнера: "Зигфрид", "Гибель богов", "Тристан и Изольда" и др. Романтич. приподнятостью, яркостью сценич. рисунка отличались его образы: Ахиор ("Юдифь" Серова), Хозе. Исполнению М. партий Садко и Левко высокую оценку дал Н. А. Римский-Корсаков. М. в„л также концертную деятельность. М. Р.

МАТВЕЕВ, Артамон Сергеевич (1625-82) - русский государственный деятель. Один из образованнейших людей своего времени, большой любитель т-ра и музыки, М. был инициатором создания и идейным руководителем первого придворного т-ра в России (организацией т-ра, пост. спектаклей, обучением актеров занимался пастор И. Грегори). Труппа состояла гл. обр. из детей "иноземцев", живших в Москве, оркестр - из нем. музыкантов и дворовых людей М. 17 окт. 1672 состоялось первое представление т-ра "Комедия об Эсфири, или Арта-ксерксово действо" (соч. Грегори совм. с Рингубером). Спектакль имел большой успех. В 1673 была создана рус. труппа (26 человек); представления шли (попеременно) на нем. и рус. яз. После смерти царя Алексея Михайловича (1676) т-р был закрыт, а М. попал в немилость и был сослан в Пустоз„рский острог. В 1682 М., вернувшись в Москву, пал жертвой стрелецкого бунта.

Лит.: МорозовП. О., История русского театра до половины XVIII столетия, т. 1, СПБ, 1889, с. 124-36.

В. Вир.

МАТЕСИС (???????), Антониос (1794-1875) - греческий поэт и драматург. Творчество М. формировалось в нач. 19 в., в годы подъ„ма нац.-освободит. движения, под влиянием просветительских идей. М.- автор пьесы "Базилик" (1832, Любит, т-р, Закинф), первой новогреч. реалистич. социальной драмы. В этой пьесе М., написанной под влиянием драматургии Шиллера, сталкиваются два мира - мир бесчеловечной феодальной морали и мир новых просветительских идеалов. М. использовал также и традиции закинфского нар. т-ра - сочный диалект, яркие бытовые детали, создал живые образы простых людей из народа, в острой сатирич. манере показал "блюстителей порядка". На сцене проф. т-ра пьеса "Базилик" пост. в 1927 в Афинах, в труппе "Профессиональной школы т-ра", затем в 1935 в афинском Нац. т-ре. Д. С.

МАТЙНСКИЙ, Михаил Алексеевич (1750- ок. 1820) - русский драматург и композитор. Род. в семье крепостного крестьянина. Учился в гимназии для разночинцев при Моск. ун-те. М.- автор либретто (по нек-рым сведениям - и музыки) оперы "Как пожив„шь, так и прослыв„шь, или Санктпетербургский Гостиный двор" (пост. 1782 в Петербурге, 1783 в Москве) - одного из первых развитых образцов рус. комич. оперы. Для новой пост. (1792, Петербург) М. переделал либретто, музыка была переработана В. А. Пашкевичем. В опере показан городской (гл. обр. купеческий) быт, есть характерные массовые сцены (Гостиный двор, девичник). М. приписываются также комедия "Горбатые" и либретто оперы "Тунисский паша" (музыка Пашкевича).

Лит.: Прокофьев В. А., Михаил Матинский и его опера "Санктпетербургский Гостиный двор", в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. текста и вступ. ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, [М. ], 1948; История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л. - М., 1940; БокщанинаЕ. А., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Ма-тинского "Санкт-Петербургский Гостиный двор". ."Тр. Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных", 1959, вып. 1, с. 134.

МАТКОВЯЧ (Matkovic), Мариям (21.??.1915) - югославский (хорватский) писатель и драматург. Первая пьеса М. "Приключение выпускника Вагнера", показанная в 1935 в Хорватском Нац. т-ре в За-гребе, была вскоре запрещена. Драматич. цикл "Игра со смертью" (1955) посвящ„н жизни загребской интеллигенции перед началом 2-й мировой войны и во время фашистской оккупации. О событиях, связанных со 2-й мировой войной, рассказывает пьеса "В конце пути" (1955, Нац. т-р, Белград); пьесы "Прометей" (1952), "Геракл" и "Ахиллово наследство" на мифологич. сюжеты посв. проблемам современности. Пьеса "Ярмарка гр„з" (1958, Загреб-ский драм. т-р), развенчивающая мещанские иллюзии, написана в форме гротеска. На творчестве М. сказалось влияние модернизма. М.- один из популярных драматургов Югославии. Автор статей по вопросам драматургии. М. Ник.

МАТКОВСКИЙ (Matkowsky), Адальберт (1857 или 1858-16.III.1909) - немецкий актер. В 1877 М. работал в Дрезденском, в 1886 - в Гамбургском т-рах, с 1889 - в Королевском т-ре в Берлине. Драматич, актер романтич. школы, М. играл гл. обр. в классич. репертуаре. В ролях Отелло, Ромео, Гамлета, Макбета актер стремился к глубокому внутреннему раскрытию образа, пси-хологич. оправданности поступков героев. В любовные сцены шекспировских трагедий вносил лирич. мягкость. Обладал могучим трагич. темпераментом, заразительной эмоциональностью, насыщал действием монологи, делал их ударными местами драмы - рассказ Эдипа об убийстве на дороге и др.

Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Царь Эдип (о. п. Софокла,", Кориолан (о. п. Шекспира), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), Карл Моор; Орест ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Фауст (о. п. Г„те) и др.

Лит.: Stein Ph., A. Matkowsky, В. - Lpz. 1904;

Grube M., A. Matkowsky, B., 1909; B a b J., Kainz und Matkowsky, B., 1912.

МАТКОВСКИЙ, Григорий Игнатьевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский актер, режиссер и антрепрен„р. Артистич. деятельность начал в 1879 в антрспризе О. П. Лавровского в Кременчуге. Затем был актером, а с 1885 и режиссером в частных т-рах Смоленска, Екатеринослава, Москвы (Т-р Корша, 1897-98), Киева (Т-р Соловцова, 1902-05), Вильны (Т-р Незло-бина) и др. городов. Лучшие роли: Гамлет; Президент ("Коварство и любовь"), Курганов ("Самородок" Ге), Чардын ("Счастливец" Немировича-Данченко). М. обладал импозантной наружностью, большим сценич. опытом. Его исполнение было отмечено непринужд„нностью. Однако лирич. сцены актер играл с оттенком сентиментальности, героические - с нек-рой сухостью и монотонностью. М. имел собственные антрепризы в Житомире (1886), Риге (1899), Киеве (1905).

Лит.: газ. "Театр и жизнь", 1885, 16 ноября, .ј 215; "Театр 'и искусство", 1898, ј 49, 1900, .ј 18, 21, 22, 1902, ј 41.

А. Кл.

МАТОВА, Александра Константиновна [р. 4 (16). V. 1888] - русская советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано), вокальный педагог. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1912 окончила Петерб. консерваторию. Сценич. деятельность начала в 1913 в Одессе. В 1916-41- солистка Большого т-ра. М. обладала звучным голосом серебристого тембра. Исполнение М. отличалось искренностью и тонкой музыкальностью.

Партии: Наташа ("Русалка"), Ярославна; Купава, Фев-рония ("Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Лиза, Тамара; Горислава ("Руслан и Людмила"), Аида; Эльза ("Лоэнгрин"), Ал„на Прекрасная ("Иван-солдат" Корчма р„ва) и др.

С 1938 вела педагогич. работу с солистами т-ра. МАТРУНИН, Борис Александрович (16.VI.1895- 12.Х.1959) - русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Окончил Высший строительно-архитектурный ин-т в Москве. В т-ре начал работать с 1916. Оформлял спектакли в т-рах Москвы и др. городов (Шаляпинская студия, 2-я Студия МХАТ, МХАТ 2-й, Студия под рук. Р. Н. Симонова и др.). Был гл. художником Гос. ансамбля нар. танца СССР (под рук. И. А. Моисеева). С 1944 работал в Т-ре оперы и балета в Перми (гл. художник). Оформил спектакли: "Евгений Онегин" (1922, Студия Большого т-ра), "Дети солнца" (Театр-студия под рук. Симонова), "Евгений Онегин" (1940) и "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко (1938) в Свердловском т-ре оперы и балета, "Князь Игорь" (1944), "Кармен" (1945), "Черт и Кача" Дворжака (1955), "Овод" Спадавеккиа (1957), "Руслан и Людмила" (1958); "Красный цветок" Глиэра (1959) в Пермском т-ре оперы и балета. АН. Ш.

MATTE30H (Mattheson), Иоганн (28.1Х.1681- 17. IV. 1764) - немецкий композитор. С 1696 М. выступал в Гамбургской опере как певец (сначала в хоре, затем исполнял гл. партии), в 1699-1705 как капельмейстер. Автор опер: "Плеяды" (1699), "Благородный Порсенна" (1702), "Виктор, герцог норманнов" (с др. авторами, 1702), "Несчастная Клеопатра" (1704), "Возвращение золотого века" (1705), "Тайные приключения Энрико IV, короля Кастилии" (1711), "Зенобия" (1722- все пост. в Гамбургской опере), "Борис Годунов, или Хитростью захваченный трон" (соч. 1710) и др. Оперы М. оказали воздействие на Генделя; при сочинении "Аль-миры" (1704) Гендель пользовался советами М. М. был одним из первых нем. проф. муз. критиков и журналистов. В своих статьях отстаивал принципы итал. оперы, муз. воззрения англ. и франц. просветителей. Перев„л на немецкий язык многие оперные либретто.

Соч.: Critica musica..., Bd l-2, Hamb., 1722-25;

Der vollkommene Kapellmeister..., Hamb., 1739; Die neueste Untersuchung der Singspiele.,., Hamb., 1744.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Т u г-п о w H., J. Mattheson, в кн.: Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 8, [s. 1.1, 1960; W о 1 f f H. Gh., Die Barockoper in Hamburg (1678-1738), Bd 2, Wolfenbuttel, 1957. Ал М

МАТУРОВА * (Maturova), Ружена (2.IX.1869-25. 11.1938) - чешская артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась в Праге у М. Л„ве-Де-стинн и др. В 1889 впервые выступила на сцене т-ра в Теплице. В 1892-1909 М.- примадонна Нац. т-ра в Праге. Вместе с Б. Бенони и В. Климентом была ведущей представительницей чеш. оперной школы. Создала образы, полные трагич. силы и глубины. Была непревзойд„нной исполнительницей партии Либуше в о. п. Сметаны. Выступала с концертами в России (1901), Польше, США и др. странах. В 1909 оставила сцену.

Партии: Анежка, Маженка, Милада, Вендулка ("Две вдовы", "Проданная невеста", "Далибор", "Поцелуй" Сметаны), Эва (о. п. Ф„рстера), Шарка (о. п. Фибиха), Княжна ("На старой белильне"Коваржовица), Ортруда ("Лоэнгрин") Леонора ("Фиделио"), Маша ("Дубровский" Направника)

Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadlo' dl 1-2, Praha, 1949 (Spisy, sv. 28 u 29); Rektorys A' Ruzena Maturova, Praha, 1936. Л. Ф. JI.

МАТХУР, Джагдишчандра (р. 16.VII.1917) - m-дийский драматург. Окончил Аллахабадский ун-т. Пишет на хинди. Автор многоактных и одноактных пьес. История, пьесы -"Конарк" (1950), "Меч Кун-вара Сингха" (1955) - о героях инд. нац. восстания 1857-59. Изданы сборники одноактных пьесМ., написанных на совр. темы,-"Утренняя звезда" (изд. 1946) п "О, мои мечты!" (изд. 1952). Творчество М. оказало большое влияние на развитие драматургии хинди. Пьесы его сценичны, пронизаны тонким юмором. Автор сборника "Воспоминания очевидца", часть к-рых посвящена т-ру. M.-член Индийской академии музыки и драмы. Б. Ш. У п.

МАТЦЕНАУЭР (Matzenauer), Маргарете (р. 1.VL 1881) - венгерская артистка оперы. Училась пению в Берлине. В 1901 дебютировала в т-ре Страсбурга в партии Фатимы ("Оберон" Вебера). В 1904-11 пела в Мюнхенской придворной опере. М. как певица обладала двумя разными голосами с особыми регистрами, тембрами и выразит, возможностями. Выступала в партиях контральто, меццо-сопрано и сопрано.

Партии (контральто и сопрано): Фрика и Брунгиль-да ("Кольцо Нибелунга"), Донна Анна и Графиня ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро") и т. д. В 1914 на сцене т-ра "Ковент-Гарден" пела Ортруду ("Лоэнгрин") и Кундри ("Парсифаль"), в 1915 в Париже ("Т-р Елисейских полей")- Изольду ("Тристан и Изольда"). В 1911-30 выступала в т-ре "Метрополитен-опера", где исполняла в премьерах партии Амнерис (1911, вместе с Э. Карузо, дириж„р А. Тосканини), пела Ату, Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), Кормилицу ("Ариана и Синяя Борода" Дюка, 1912), Эболи ("Дон-Карлос" Верди, 1920) и др. Ок. 1930 оставила сцену. Лит.: E w en D., Living musicians, N. У., 1940.

"МАТЬ"-l) опера В. В. Желобинского, либр. А.Г.Прей-са, Б. Е. Гусмана по одноим. роману Горького. Пост. 4янв. 1939, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин пост. Бирман, худ. Варпех, хорм. Нахутин, Лебедев, ба-летм. Чесноков; Ниловна - Овчаренко, Павел - Коробей-ченко, Андрей Находка - Орлов,Саша - Ратнер Гусев - Аббакумов, Горбов - Бараев). 25 марта 1939, Москва, Филиал Большого т-ра (дириж„р Небольсин, реж. Шара-шидзе, худ. Волков, балетм. Глан; Ниловна - Давыдова, Павел - Енакиев, Андрей Находка- Волков, Саша- Леонтьева, Гусев - Лубенцов, Горбов - Шевцов). Пост. также в др. городах СССР.

Издания: "М.", клавир (стеклогр.), изд. ГАТОБ им. С. М. Кирова, Л., 1938. fi pp

2) Опера Т. Н. Хренникова, либр. А. М. Файко по одноим. роману Горького. Пост. 26 окт. 1957, Большой т-р (дириж„р Хайкин, пост. Охлопкова, худ. Рындин; Ниловна - Бори-сенко, Павел - Кисел„в. Андрей Находка - Щегольков, Саша - Л. Масленникова, Самойлов - Соколов, Ма-зин - Масленников, Букин - Галкин, Фабричный - Эйзен, Весовщиков-Нечипайло); там же возобн. в 1960. 4 нояб. 1957, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Грикуров, пост. Варпаховского, худ, Ахвледиани, хорм. Михайлов и Мурина; Ниловна - Баринова, Павел - Журавленке, Андрей Находка - Ярошенко, Саша - Баскова, Весовщиков- Яшугин, Сизов - Ефимов). В 1957 пост. в Горьковском т-ре оперы и балета.

Издания: "М.", клавир, М., Музфонд СССР, 1956 Я. Гр.

МАТЬЯШ (Matyas), Мария (р. 13.IX. 1924)-венгерская артистка оперы (сопрано). Засл. арт. ВНР (1959).

Окончила муз. школу в Дебрецене. С 1945-артистка Будапештского оперного т-ра. Гастролировала в Италии, Румынии, в СССР (1956). Исполняет партии лирического и колоратурного сопрано.

Партии: Мелинда ("Банк-бан" Эркеля), Эрже, Девушка ("Хари Янош", "Секейская прядильня" Кодая), Маргарита ("Фауст"), Царица Ночи ("Волшебная флейта"), Дездемона ("Отелло" Верди), Виолетта, Микаэла. Пр. Ко-шута (1953).

Лит.: Ш о м о д и Н., Солистка будапештской оперы, "Огон„к", 1956, ј 18.

МАУРСТАД (Maurstad), Альфред (р. 26. VII. 1896) - норвежский актер. В 1920 дебютировал и до 1931 выступал на сцене Норвежского т-ра (Осло). С 1931- актер Нац. т-ра (Осло). В 1949-50 руководил т-ром в г. Тронхейме. Крупнейшее творч. достижение М.- образ Пер Гюнта (о. п. Ибсена). В этой роли М. неоднократно выступал в т-рах Копенгагена, Парижа, Вены, Стокгольма. M.- один из виднейших представителей сценич. реализма в совр. норв. т-ре. Его творчество проникнуто жизне-утверждением, требовательной любовью к человеку. М. присущи озорная, бьющая ключом энергия, нар. юмор, актер блестяще владеет мн. областными диалектами.

Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Хен-рик, Эразмус ("Невидимка", "Эразмус Монтанус" Хольберга), Осип ("Ревизор"), Линд ("Комедия любви" Ибсена), Ульфсен ("Агнета" Скрам), Гудлейк ("Учитель" Гарборга), Кетиль ("Порыв" К рога), Генри ("Наша честь, наше могущество" Грига) и др.

Лит.: Det Norske teatret. Der fyrste femogtjuge ara 1913- 1938, Oslo, 1938; Ronneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1949. Вл. M.

МАУРСТАД (Maurstad), Турдис (p. 24. XI. 1902) - норвежская актриса. С 1923 выступает в Норвежском т-ре (Осло).

Роли: Антигона (о. п. Софокла), Наташа ("Месяц в деревне" Тургенева), Соня, Маша, Раневская ("Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишн„вый сад"), фрекен Юлия (о. п. Стринд-берга), Тура Парсберг ("Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рнсона), фру Рагнфрид ("Кристин, дочь Лавранса" по одноим. роману Унсет), Петрина ("Юность" Бротена), Хельга ("Учитель" Гарборга), Эстер ("На солнечной стороне" Крога), Йерма (о. п. Лорки) и др.

М. наделяет своих героинь большой нравств. силой, гордостью, стремлением к поискам смысла жизни, острой непримиримостью к пошлости и несправедливости. Благородная простота внешнего рисунка роли, непринужд„нная естественность, пластичность сочетаются в игре М. с проникновенным психологич. анализом.

Лит.: Det Norske teatret. Dei fyrste femogtjuge ara. 1913-1938, Oslo, 1938; Dalgard D., Det Norske teatret. 1913-1953, Oslo, 1953. Вл. М.

МАФФЕИ (Maffei), Шипионе (l.VI.1675-11.11. 1755) - итальянский драматург, историк. Прославился своей трагедией "Меропа" (1713, труппа Л. Рик-кобони, Верона), ставившейся почти во всех городах Италии и в значит, мере подготовившей появление трагедий В. Альфьери (переведена на мн. европ. яз.). "Меропа" побудила Вольтера, увидевшего в ней образец просветит, трагеции, написать одноим. пьесу. М. написал также комедии "Церемониал" (1728, т-р "Сан-Лука") и "Рагуэт" (1747, т-р "Сан-Самуэле"), осмеивавшие галломанию. Лит.-эстстич. взгляды

М. были близки классицистам. Утверждая мысль о необходимости реформы итал. т-ра, М. противопоставлял комедии дель арте и итало-исп. драматургии классич. трагедию 16-17 вв. По его инициативе Л. Риккобони ставил "Софонисбу" Триссино, "Ореста" Ручеллаи я др. Театрально-эстетич. воззрения М. изложены в сочинении "О древних и современных театрах" (1753, Верона).

С о ч.: Teatro italiano, v. 2, Mil., 1955.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Capelli Т., Il teatro de S. Maffei, Parma, 1907. P. X.

МАХАРАДЖ - семья индийских танцовщиков. А х а н М. [наст. имя и фам.Джаганатх П p а-с а д; 1895 (98?) -1947]. Род. в семье известного инд. танцовщика К. Прасада. Иск-ву танца обучался у своего отца. Один из лучших исполнителей танца школы катхакали.

Л а к чх у М. (наст. имя и фам. - Банджа-натх П p а с а д; р. 1901). Учился танцу у своего отца К. Прасада и старшего брата Ахана М. Начал выступать с десятилетнего возраста. Руководит организованной им в 40-х гг. школой "Путан Нритья Ник-латх" (Бомбей), ставит хореографич. представления в стиле школы катхак на сюжеты др.-ипд. мифологии.

Ш а м б х у М. [наст. имя и фам.- Мишра П p а с а д; р. 1905 (6?)]. Младший сын К. Прасада. Иск-ву танца учился у Бирджу Дина и у Ахана М. Один из выдающихся исполнителей танца школы катхак. Восстановил многие ранее забытые танцы. С 1955 препода„т в "Бхарат Кала Кендре" (Дели), руководит ф-том танца. Воспитал много талантливых танцовщиков.

Бирджу М. (наст. имя-Бирджмахан П p а-сад; р. 1936). Сын Ахана М. Танц. искусству обучился у своего отца, позднее у Лакчху и Шам-бху М. В совершенстве владеет ударными инструментами, созда„т новые танцевальные ритмы. Пост. ряд балетов школы танца катхак. В 1957-60 преподавал танец в школе "Бхарат Кала Кендре" (Дели). В 1961 в составе индийской балетной труппы был на гастролях в СССР.

Лит.: "Marg", Bombay, 1959, v. 12, ј 4 (разд. Biogra-Pbies). Д. Г р. МАХВАЛ (Л у в с а н ц э p э н г ш и и н) (р. 1927)- монгольский театральный художник. В 1952-56 учился в Ленингр. ин-те им. Репина. Затем работал в ТЮЗе в Улан-Баторе, где оформил спектакли: "Воробь„вы горы" Симукова, "Среди печальных гор" Дамдинсурэ-на, "Я хочу домой" Михалкова и др. В муз.-драм. т-ре оформил: "Калиновая роща" Корнейчука, "Кто сильнее", "Кремл„вские куранты", "Страсть к наживе", "Лекарь поневоле" и др. Г. У., Э. О.

ПАХМУТОВА, Марьям (Михри) (р. 1920) - киргизская советская оперная актриса (меццо-сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). В 1938 начала работать в Кирг. филармонии, с 1940 - в Кирг. муз.-драм. т-ре. Занималась на BOK. ф-те Моск. консерватории (1949-50). Создала муз.-сценич. образы властных, активных, уверенных в своей силе женщин.

Партии: Чачикей, Оронгу, Айша, мать Токтогула ("Айчу-рек", "Манас", "На берегах Иссык-куля", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Кончаковна ("Князь Игорь");

Солоха, боярыня Морозова ("Черевички", "Опричник" Чайковского), Кармен и др.

Лит.: Волгин Ю. Г. и Васильев В. Я., Марьям Махмутова, Фрунзе, 1958. //. Л.

МАХОВ (Machov), Саша (паст. имя и фам.-Франтишек M а т х a; 16.VII.1903-1951) - чехословацкий артист балета, балетмейстер. Начал творч. деятельность в 20-е гг. В годы второй мировой войны работал в труппе "Сэдлерс-Уэллс" (Англия). После освобождения Чехословакии от немецко-фашистской оккупации возглавил балетную труппу пражского Нац. т-ра. За время руководства т-ром М. вв„л в репертуар лучшие произв. классич. хореографии и создал нац. балеты: "Философская история" (по А. Ира-секу, 1949) и "Викторка" (по Б. Немцовой, 1950) Востршака, "Красный цветок" (1947), "Золушка" (1948), "Ромео и Джульетта" (1950) и др.

Пост. М. отличаются разнообразием хореографич. композиции, вниманием к разработке характеров действующих лиц, лиричностью.

Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962J. H. Ulep.

МАЦИЕВСКАЯ (по мужу -Моринец), Лидия Владимировна (20.XII.1889 - 24.XII.1955) - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета УССР 2-го созыва. Род. в семье укр. актеров труппы М. Л. Кропивницкого. Училась на историч. ф-те Высших женских курсов в Одессе (1906-09). Работая в нар. школе и гимназии учительницей (до 1916), участвовала в любительских спектаклях, выступала в укр. труппе об-ва "Народная трезвость" (1908-18). В 1921-24 была в составе агитгруппы Одесского отдела политпросвещения, обслуживавшего с„ла Одесской обл., с 1925- актриса Одесского укр. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Октябрьской революции). Наиболее полно талант М. раскрылся в ролях характерных и комедийных. Иск-во е„ отличалось народностью, полнокровным реализмом. Сочная бытовая характерность, нац. своеобразие придавали образам М. яркую самобытность. Играла в психологич. драмах и острых комедиях.

Роли: Лимериха ("За двумя зайцами" Старицкого), Дуль-ская ("Мораль пани Дульской" Запольской), Дунька ("Любовь Яровая"), Бочкар„ва ("Платон Кречет"), Ганна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Фетиния ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Старицкого по Гоголю), Наталия Ковшик, Горицвет ("Калиновая роща", "Крылья" Корнейчука).

В 1934-52 вела педагогич. работу, преподавала художеств. слово в Одесском театр. уч-ще. ‚. Хл.

МАЦКИН, Александр Петрович [р. 12 (25).VII. 1906 J - русский советский театровед и литературный критик. Лит. деятельность начал в 1923. Начиная с 30-х гг. активно сотрудничает в театральной печати. Статьи М. посв. гл. об р. проблемам драматургии, режиссуры, совр. сов. т-ру.

Соч.: Образы времени, М., 1959; У истоков творчества, в сб.: Ежегодник МХАТ. 1951-1952, М., 1956, в кн.: Научно-творческая конференция о наследии Вл. И. Немиро-вича-Данченко, М., 1960 (Стенографич. материалы ВТО, с. 124-136); Станиславский, его искания и революция, "Театр", 1960, .ј 6, с. 123-30; Нравственная идея Станиславского, там же, 1962, .ј 12; Шаг к Станиславскому, там же, 1963, Ni i. с. Г.

МАЦУИ, С„„* (1870-1933) - японский драматург, журналист. В 1899 написал для актера Итикава Садапдзи I пьесу "Акугэнда". Позднее написал для него ещ„ неск. пьес. После его смерти писал для Садандзи II. В 1906-07 вместе с ним посетил Англию, Германию, Францию и др. страны. В 1913 принимал участие в организации труппы (новой школы симпа) "Коею гэкидан", был инициатором подготовки актрис для япон. т-ра. В 1913 опубликовал книгу "Об актрисах". М. участвовал в реорганизации популярного в Японии т-ра "Мэйдзидза", в его европеизации. С 1918художеств. советник крупнейшей японской театр. компании С„тику. Л. Г.

МАЦУИ, Сумако (1886-1919) - японская актриса. Выступает в т-ре нового направления сингэки. В 1909 поступила в актерскую студию ассоциации "Бунгэй к„кай", в 1911 окончила с„ и в том же году дебютировала в роли Офелии в т-ре "Тэйкоку гэкидз„". После исполнения ролей Норы и Магды ("Родина" Зудермана) была признана лучшей актрисой сингэки. В 1914 вышла из ассоциации "Бунгэй к„кай" и совм. с режиссером и театр. деятелем Симамура Хогэцу организовала труппу "Гэйдзюцудза", где играла роли:

Монны Ванны (о. п. Метерлинка), Анны Карениной;

Катюши Масловой ("Воскресение" по Толстому), Маши ("Живой труп"), Кармен (о. п. Мериме) и др. М. обладала яркой артистич. индивидуальностью, заразительным темпераментом. Е„ творчество способствовало признанию и утверждению сингэки в япон. т-ре.

Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960; на япон. яз.- Акита Удзяку, Накаги Такуити, Сумако-но иссэй, Токио, 1919; К а в а т а-кэ Сигэтоси, Сингэки ундо-но рэймэйки, Токио, 1947. Л. Г.

МАЦУМОТО КОСИРО - актерская династия т-ра Кабуки. Насчитывает восемь поколений. Наиболее известные представители этой династии:

М. К о с и р о IV (1737-27. VI.1802) - ученик Сэгава Кикунодз„ I и Итикава Дандзюро IV. актер хороших внешних данных, с успехом играл в реали-стич. бытовых пьесах - вагото и дзицугото, а также в танцевальных пъесах-с„сагото. Исполнял роли амплуа героя-любовника (иро-татияку), в т. ч. Сога Дзюро ("Еути Сога" Кватакэ Мокуами), Сигэтада ("Кагэки„" Дзэами).

М. К о сир о V (1764-10.V.1838) - сын и ученик М. Косиро IV. Выступал в ролях "злодеев" (дзицуаку) в историч. пьесах-дзидаймоно и в бытовых пьесах-сэвамоно. Известен как постановщик реалистич. бытовых драм, создал т. н. кидзэвамоно (живые бытовые драмы). Лучшие роли: Никки Дандз„ ("Мэйбоку сэндайхаги" Мацу Канси и др.), Бандзуйин Т„бэй (о. п. Окамото Кидо).

М. К о с и p о VII (12.1.1870-27.1.1949) - ученик Итикава Дандзюро IX. Выступая в традиции своего учителя, с успехом играл роли в историч. драмах дзидаймоно и в танцевальных пьесах-с„сагото. Был одним из ведущих деятелей япон. т-ра 20-30-х гг. Выступал в новых пьесах синкабуки. Лучшие роли:

Бэнкэй ("Кандзинт„" Намики Гохэя), Сибараку (о. п. Итикава Дандзюро I) и Омори Хикосити (о. п. Фукути Оти).

Лит. (на япон. яз.): Ихара Тосиро, Кинъ„ нихон унгэкиси, Токио, 1931; Мац у MOTO Косиро, Мацу-но мидори, Токио, 1937. Л. 1\

МАЧАВАРИАНИ, Алексей Давидович [р. 10 (23). IX.1913] - грузинский советский композитор, педагог, нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. П. Б. Рязанова, в 1940 - аспирантуру у него же.

В 1934-37 заведовал муз. частью в Тбилисском т-ре муз. комедии. В 1957 написал балет "Отелло" по Шекспиру (1957, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Ленинская пр., 1958). Эмоционально богатая, романтически взволнованная музыка балета претворяет интонации и ритмы груз. нар. музыки. М.-автор оперы "Мать и сын" по поэме И. Г. Чавчавадзе (1945, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям груз. драм. т-ров и мн. соч. в др. жанрах. С 1939 вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории (с 1960 - проф.).

Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957; X у ч у а П., Балет "Отелло", Тбилиси, 1958. Э. М.

МА ЧЖИ-ЮАНЬ (второе имя - Д у н - л и; 2-я пол. 13 в.) - китайский поэт и драматург. Один из выдающихся мастеров жанра цза-цзюй эпохи Юань. Автор 15 драм (из к-рых сохранилось 7), в т. ч. "Осень в Ханьских дворцах"-о трагич. судьбе Ван Чжао-цзюнь, фаворитки императора Юань-ди, пожертвовавшей своей жизнью ради интересов кит. народа; "Синяя рубашка", "Благовестная стела" - о поэтах Бо Цзюй-и и Фань Чжун-яне. Пьесы "Чэнь Туань отказывается от карьеры", "Башня Юэян" проповедуют идеи даосизма, отказ от активной деятельности, веру в перевоплощение. Хотя пьесы М. Ч.-ю. не отличались мастерством интриги, он, по отзывам совр. ему критиков, "превосходил весь сонм талантов" юаньской драмы поэтич. достоинствами стихотворных арий.

Лит.: Тань Чжэн-би, Юань цюй лю да цзя люэ чжуань, Пекин, 1957 ("Краткие биографии шести классиков юаньской драмы") (на кит. яз.). Вл. С.

МАШАДУ (Machado), Аугусту ди Оливейра (27. XII.1845-26.III.1924) - португальский композитор и педагог. Музыке обучался в Лисабоне и Париже.

Автор опер: "Лауреана" на сюжет Жорж Санд (1883, "Гран т-р". Марсель), "Марио Веттер" (1898, т-р "Сан-Кар-луш", Лисабон), "Боргезина" (1909, там же) и др., оперетт:

"Солнце Наварры" (1870), "Золотой крест" (1873), "Гитара" (1878), "Пикколино" (1889), "Похищение Елены" (1902) (все пост. в т-ре "Триндади", Лисабон), "Мария да Фонте" (1879, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон) и др.

На творчество М. оказали влияние итал. и франц. (Ж. Массне, К. Сен-Санс) композиторы. В последних своих произв. М. использовал элементы португ. нац. музыки. В 1892-1908 был инспектором т-ра "Сан-Карлуш" в Лисабоне. В„л педагогич. деятельность

(с 1893 - профессор, в 1901-10 - директор Лпса-бонскрй консерватории). М. Лиц.

"МАШЕНЬКА" (первонач. назв. "А п p e л ь") - пьеса в 3 д., 7 к. А. Н. Афиногенова. Соч. 1940. Пост. 4 марта 1941 Т-р им. Моссовета (реж. Завадски, худ. Виноградов; Ока„-мов - Любимов-Ланской, Машенька-Марецкая, Туман-ский-Курский, Леонид Борисович - Ванин). 20 марта 1941 Центр, т-р транспорта, Москва (реж. Н. В. Петров). В том же году "М." показали: Архангельский, Воронежский, Калининский т-ры, Т-р им. Леси Украинки, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, Т-р им. Я. Купалы, Одеский т-р. Омский, Финский, Симферопольский т-ры, Челябинский, Харьковский рус. т-р (1941, 1944) и мн. др. Широко ставилась "М." и в последующие годы: Тбилисский т-р им. Грибоедова (1942), Одесский рус. т-р (1945), Днепропетровский рус. т-р (1946), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1947), Саратовский (1948), Петрозаводский (1948), Псковский( 1951) т-ры,Т-р им. Сундукяна (1951), Бакинский рус. т-р (1952), Костромской т-р (1952), Ашхабадский рус. т-р (1957), Душанбинский т-р (1958), Ленингр. Большой драм. т-р. (1959) Моск. Драм. т-р им. Станиславского и мн. др. "М." ставили ТЮЗы Куйбышевский и Львовский (1950), Алма-Атинский (1954), Горьков-ский. Новосибирский, Рижский, Хабаровский (1955), Омский, Свердловский, тбилисские груз. и рус. (1956), Иркутский (1958) и др.

"М." шла за рубежом: студенческие труппы Гарвардского и Ретклифского колледжей, нью-йоркский т-р Форрест" (1943), софийский Нар. т-р (1947), Вроцлавский т-р (1950) и др.

Издания: Первая публикация "М.", М., 1941, ВУОАП, М.-Л., 1941. Из послед, изд.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1956.

Лит.: Б о я д ж ие в Г., В. П. Марецкая, М., 1954;

Ежегодник ин-та истории искусств. 1955. Театр, М., 1955, с. 133-40. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница