Наши партнеры

Выгодно аренда автомобилей воронеж посуточно в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 279)


МАСКЕРОНИ (Mascheroni), Эдоардо (4. IX. 1859 - 4. III. 1941) - итальянский дириж„р. Дебютировал в 1880 на сцене т-ра "Гранде" в Брешии, затем дирижировал в Ливорно, Болонье и др. итал. городах. В 1884 был приглаш„н в римский т-р "Аполло", где пост. "Фиделио" Бетховена (впервые в Италии). По рекомендации Дж. Верди и А. Бойто был назначен руководителем т-ра "Ла Скала"; в 1891 с триумфом дирижировал операми "Валли" Каталани и "Тангей-зер". В 1893 здесь же осуществил первую итал. пост. "Фауста" и в том же году - первую пост. "Фальстафа" (Верди назвал М. третьим автором своей оперы). Выступал в Барселоне, Мадриде и др. городах Европы. М. был одним из лучших итальянских оперных дириж„ров.

В его репертуаре были оперы Дж. Верди, Г. Спонтини, Г. Доницетти, А. Понкьелли, П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Бойто, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1921, Неаполь) и др. композиторов.

Автор опер- "Лоренца" (1901, т-р "Костанци", Рим), "Пе-руджинка" (1909, т-р "Сан-Карло", Неаполь).

Лит.: Labronio A., E. Mascheroni, "La Nazione", Firenze, 1941, 4 apr. Ce. Г.

МАСКИ - увеселительное придворное представление в Англии 16-17 вв., приуроченное к торжественному пиршеству (гл. обр. свадебному). В истоках своих связано с феодально-рыцарскими празднествами - междуяствиями. Основу М. составляли танцы и шествия в маскарадных костюмах под музыку, чередующиеся с выступлениями певцов и поэта, читающего пояснительный текст. Исполнителями М. были как любители, так и актеры-профессионалы. Сюжеты М. носили обычно мифологич. или пасто-ралыю-аллегорич. характер. Лит. текст М. получил самостоятельное художеств. значение у Б. Джонсона. Для жанра М. писал поэт Ф. Сидней, позднее драматурги Ф. Бомонт, Дж. Чапмен, У. Давенант и др. Наибольшую содержательность жанру М. придал Дж. Милътон, привн„сший в него элементы пуританской морали и эстетики ("Комус"), Однако в целом этот жанр характеризовался преобладанием зрелищной стороны. М. всегда отличались сложностью деко-рац. оформления, тщательной разработкой сценич. эффектов, богатыми костюмами и декорациями (художники-декораторы И. Джонс, К. де Серви, Дж. Уэбб). Постановочные принципы М. были позднее использованы в англ. оперно-балетных спектаклях и пантомимах. Как муз. форма М. получили разработку в творчестве композиторов Т. Кампиона, Г. Лоуэса ("Триумф мира", 1634) и др. Одна из масок Кампиона (1613) написана как мелодрама (декламация под музыку). Переход к использованию речитативного стиля был сделан Н. Ланьиром в музыке к М. "Влюбл„нные в человеческом облике" Б. Джонсона (1617). К сер. 18 в. М. подготовили рождение англ. оперы.

Лит.: Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1960, с. 447-454; Б о я н у с С. К., Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы, "Ежегодник Петрогр. гос. театров". Сезон 1918-1919, П., 1920;

D e n t E. J , Foundations of English opera. A study of musical drama in England during the 17 century, Camb., 1928;

R e у h e r P., Les masques anglais, P., 1909; H a a s R., Die Musik des Barocks, Potsdam, 1932; Brotanek R., Die englischen Maskenspiele, W. - Lpz., 1902; С a m p i o n Th., Masque in honour of the marriage of Lord Hayes ed G E. P. Arkwright, L., 1889.

"МАСКИ" - русский ежемесячный журнал. Выходил в Москве посезонно в 1912-15. Всего вышло 17 номеров (из них два сдвоенных). Ред. Ал. Н. Вознесенский и М. В. Орлов, издатель - М. В. Орлов, с 4-го номера 1912-13- редактор-издатель Ал. Н. Вознесенский. Подзаголовок журнала менялся: первоначально - ежемесячник иск-в и т-ра, с 7-8 номера 1912-13 - ежемесячный журн., посвящ„нный иск-ву т-ра, с 1-го номера 1914-15 - "Альманах", посвящ„нный иск-ву т-ра и музыки. В 1913- 1914 журн. имел приложение: "Театральный альманах журнала Маски".

В "М." публиковались статьи по вопросам драматургии, т-ра, музыки, танца, критич. статьи и рецензии; информационные обзоры наиболее примечат событий иск-ва в Москве, Петербурге, провинции России и за границей; театр. летопись. Д fJJ

МАСЛЕННИКОВА, Ирина Ивановна (р. 3.VI 1918)-' русская советская артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано). Народная арт. РСФСР (1957). В 1943 окончила Киевскую консерваторию. В 1943-60- в Большом театре (дебют-в партии Джиль-ды). Голос М. красивого и мягкого тембра, е„ пение отличается л„гкостью, безупречной чистотой интонации. Партии: Снегурочка;

Волхова ("Садко"), Ан-тонида ("Иван Сусанин"), Людмила, Марфа, Виолетта, Розина; Манон, (о. п. Массне), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лакме; Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Марселина ("Фиделио" Бетховена), Зофья ("Галька" Моню-шко), Кланя ("От всего сердца" Жуковского), Дуня ("Морозко" Кра-сева) и др.

С 1956 М. вед„т педаго-гич. работу в ГИТИСе.

Лит.: Полякова Л., Жизнерадостный талант, "Советское искусство", 1951, 27 февраля; Большой театр СССР, М., 1958.

МАСЛЕННИКОВА, Леокадия Игнатьевна (род. 8. III. 1918) - русская советская артистка оперы (лирико-драмати-ческое сопрано). Нар. арт. РСФСР (1961). В 1944 -дебют в Т-ре оперы и балета им. Шевченко в партии Оксаны ("Запорожец за Дунаем"). В 1945 окончила Киев. консерваторию. С 1946- солистка Большого т-ра. М. обладает красивым и сильным голосом, пренесходной дикцией, тонко владеет иск-вом фразировки.

Партии: Татьяна; Иоланта (о. п. Чайковского), Панночка ("Майская ночь"), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Ма-женка ("Проданная невеста"; Гос. пр. СССР, 1949), Маргарита ("Фауст"), Сашенька ("Мать" Хренникова) и др. Вед„т концертную деятельность.

Лит.: Большой театр СССР, М., 1958. МАСЛбВСЕАЯ, Софья Дмитриевна (1883-1953) - русский советский режиссер оперы и педагог. Засл. арт. РСФСР (1931). В 1912 окончила драм. отделение Петерб. театр. уч-ща. Пению обучалась в Петерб. консерватории. Там же в 1914 возглавила оперный класс. Была одним из организаторов оперной студии при Ленингр. консерватории (1923). В 1935-38 реж., в 1938-41 гл. реж. Харьковского т-ра оперы и балета. ' В 1939 основала оперную студию при Харьковской консерватории (рук. до 1941). В 1943-49 вновь работала в оперной студии Ленингр. консерватории. Среди учеников М.: С. П. Преображенская, Л. А. Яро-шенко, А. Ю. Модестов, А. Ф. Маньковская, Б. Р. Гмыря, В. Н. Давыдова, А. Б. Даниэлян, реж. Э. И. Каплан, Н. И. Васильев и др.

Пост.: Ленингр. т-р оперы и балета - "Фенелла" ("Немая из Портичи") Обера (1918, совм. с Мейерхольдом); Ленингр. Малый оперный т-р - "Кащей бессмертный" Рим-ского-Корсакова (1919, совм. с Ершовым); Харьковский т-р оперы и балета - "Пиковая дама" (1937), "Князь Игорь" (1939), "Травиата" (1937); "Броненосец Пот„мкин" Чишко (1938), "В бурю" Хренникова (1939); Свердловский т-р оперы и балета - "Евгений Онегин" (1934); Горьковский т-р оперы и балета -"Царская невеста" (1936), и др.

Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962. . Л. Ив.

МАСЛЮКОВЫ - советские артисты цирка; акробаты, прыгуны, муз. эксцентрики.

Сем„н Иванович - один из выдающихся представителей рус. дореволюц. цирка; акробат, прыгун, буффонадный клоун. Его сыновья:

Александр Сем„нович (р. 1911) - акробат и муз. эксцентрик (исполнитель на концертино). С 1941 выступает на эстраде (Ленгосэстрада); Леонид Сем„нович (р. 1913). Засл. арт. РСФСР (1961) - акробат, педагог, режиссер цирковых и эстрадных номеров. В 1941 создал с Г. Птициной номер партерных акробатов, с к-рым выступает на эстраде; Дмитрий Сем„нович (1916-40)- акробат, эксцентрик, впервые в сов. цирке исполнил двойное сальто-мортале - замечательное достижение в области прыжковой акробатики. Б р. Маслю-ковы Леонид и Александр начали работать вдво„м (акробатич. номер) в 1919. В 1926-40 работали втро„м с Дмитрием в номере акробаты-прыгуны. 3. Г.

МАСС, Владимир Захарович [р. 6(18). II'. 1896] - русский советский драматург, поэт. В 1915-18 учился в Моск. ун-те на филологич. ф-те. Совм. с Н. М. Форег-гером участвовал в организации т-ра-студии "Маст-фор) (1920), где были пост. первые пьесы М. "Хорошее отношение к лошадям" (1921), "Гарантия Гента" (1922) - буффонады на злободневные темы. В последующие годы написал ряд пьес для т-ра Сатиры, "Синей блузы". В 1939-41 был художеств. руководителем Горьковского т-ра, пост. "На дне", свой водевиль "Сады цветут" и др. С 1944 в творч. содружестве с М. Червинским писал комедии "Где-то в Москве" (1944, Моск. т-р Миниатюр), "О друзьях, товарищах" (1947, Ленингр. т-р Комедии), либретто к опереттам "Трембита", "Самое заветное", "Белая акация", "Москва, Чер„мушки", большое количество скетчей, конферансов для эстрады. Совм. с Н. Р. Эрд-манем был автором сценария фильма "Вес„лые ребята" и др.

Соч.: Добрый вечер!, М., 1959 (совм. с М. Червинским).

Лит.: Александров П., Фореггер и Масс, "Эрмитаж", 19 22,.ј5; ФроловВ., Авторы маленьких комедий, Искусство эстрады, 1962, ј 4; М а л ю г и н Л., О смешном и серьезном, "Театр", 1946, .ј 3-4; БродскийЯ., Драматург-живописец,"Театральная жизнь", 1960, .ј17. М.Лифш.

МАССАЛИТИНОВ, Николай Осипович (24. II. 1880-22. III. 1961) - русский и болгарский театральный деятель, актер, режиссер, педагог. Нар. арт. НРБ (1948). Брат В. О. Массалитиновой. В 1907 окончил школу Малого т-ра по классу А. А. Федотова. В 1907-19 - актер МХТ. Роли: Скалозуб ("Горе от ума"), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты"), Ислаев, Станицын ("Месяц в деревне", "Где тонко, там и рв„тся" Тургенева), Лопахин, Сол„ный, Войницкий ("Вишн„вый сад", "Три сестры", "Дядя Ваня") и др. В 1913-16 руководил (совм. с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным) частной школой драм. иск-ва, послужившей основанием 2-й Студии МХТ. С 1925 жил и работал в Болгарии. На болг. сцене играл роли:

Тартюфа, Фамусова; Маттиаса Клаузена ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Леона ("Борьба продолжается" Кюлявкова). В 1926 возглавил школу-студию при Нар. т-ре в Софии (с 1954 - Высш. ин-т театр. иск-ва). М. воспитал неск. поколений мастеров болгарской сцены: В. Трандафилов, Я. Димов, М. Попова, П. Герганова, 3. Йорданова, Н. Буюклиева, Б. Ганчев, К. Кисимов, О. Кирчева, С. Савов, Б. Борозанов и др. В 1925-44 был гл. реж., затем режиссером софийского Нар. театра. Одним из первых М. начал ставить в Болгарии пьесы сов. драматургов:

"Квадратура круга" Катаева (1931), "Платон Кречет" (1940), "Макар Дубрава" (1949) Корнейчука, "Чужая тень" Симонова (1952). Школой мастерства для болг. актеров явились осуществл„нные М. пост. рус. классич. драматургии: "Горе от ума" (1930), "Бедность не порок" (1932), "На дне" (1932), "Бесприданница" (1937), "Враги" (1944), "Три сестры" (1953), "Таланты и поклонники" (1955), произв. зап. классики. Восприняв традиции болг. т-ра, М. осуществил пост. пьес: "Над пропастью", "Престол" (1934), "Под игом" (1952, совм. с Б. Дановским) Вазова, "Борьба продолжается" Кюлявкова (1945), "Иванко" Друмева (1936), "Албена"

(1928), "Боряна" (1928), "Миллионер" (1930), "Обыкновенный человек" (1936) Исакова, "Золотая копь" (1926), "Големанов" (1928), "Колдун" (1933) Костова, "Мастера" Стоянова (1927), "Колокол св. Климента" Оярова

(1929), "Узел" Немирова (1936), "Татарский хан" (1940), "Калин Орел" (1941) Икономова (все в софийском Нар. т-ре), ставил спектакли и в др. т-рах Софии (Т-р им. Киркова, Т-р молод„жи), в т-ре г. Димитрове и др.

М. помог болг. т-ру найти выход из творч. кризиса, преодолеть формалистич. и модернистские влияния. Его деятельность способствовала утверждению реализма на болг. сцене, освоению болг. актерами творч. принципов М ХАТ, системы Станиславского. Димитр. пр. (1950, за пост. спектаклей "Враги", 1944;

"Московский характер" Софронова, "Царская милость" К. Зидарова, 1948).

Дочь М.-Таня М. (р. 2. IX. 1922) - болгарская актриса. С 1946 - актриса софийского Нар. т-ра. Роли: Елизавета ("У подножья Витоши" Яворова), Ольга ("Годы странствий" Арбузова), Людмила ("Васса Железнова"), Ирина ("Три сестры") и др. Димитр. пр. (1950).

Лит.: Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950, с. 299-302; Гочев Г., Николай Осипович Масалитинов като режисьор, педагог и артист, "Септември", 1948, .ј4, с. 144-47; Темелков А., Н. 0. Масалитинов и българският театър, "Театър", 1955, ј 3, с. З-7; Тихова И., Николай Осипович Масалитинов, там же, с. 12-22. Цд

МАССАЛИТИНОВА, Варвара Осиповна [17(29).*VIL 1878 - 20. Х. 1945] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1933). Творч. деятельность начала в любит, кружке в Томске, где определилась е„ склонность к исполнению характерных ролей пожилых женщин. В 1901 М. окончила драм. курсы при Моск. театр. уч-ще (педагог А. П. Ленский) и была принята в Малый т-р. Основу е„ репертуара составила рус. классика, в ней наиболее полно раскрылось дарование актрисы. Первые роли сыграла на сцене Нового т-ра (организованного Ленским как филиал Малого т-ра). Роль Коробочки ("М„ртвые души" по Гоголю, 1902) принесла актрисе большой успех. На основной сцене Малого т-ра М. сыграла унтер-офицерскую вдову ("Ревизор", 1903), Мерчут-кину ("Юбилей" . Чехова, 1904). Играла во мн. пьесах Островского, шедших в Малом т-ре: Ульяна, Жигулина, Сумасшедшая барыня, Фелицата ("Воевода", 1904, "Грех да беда на кого не. жив„т", 1910, "Гроза", 1911, "Правда хорошо, а счастье лучше", 1913). К своим лучшим ролям Мане-фы ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905.) и Кукушкиной ("Доходное место", 1911) возвращалась в течение всей творч. жизни. Талант М. особенно раскрылся в сов. время. В 1919-21 М. работала в Гос. показательном т-ре, где сыграла Марту ("Разбитый кувшин" Клейста) и др. В 1922 М. вернулась в Малый т-р, где работала до 1945. Характерная актриса, М. выделялась яркостью индивидуальности, бурным темпераментом, сочностью и колоритностью красок, остротой сатиры, искусством типизации. М. умела социально ч„тко истолковать образ, сделать его крупным, значительным. Актриса прежде всего искала психологич. основу роли - пластич. рисунок рождался у не„ чаще всего непроизвольно. В ролях Простаковой ("Недоросль", 1923), Кукушкиной (1926), Манефы (1935), Звездинцевой ("Плоды просвещения", 1932), Ненилы Сидоров ны ("В чужом пиру похмелье" по Островскому, 1934), Брандахлыстовои ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, 1936), Хл„сто-вой ("Горе от ума", 1938) М. поражала силой са-тирич. дарования, глубиной социального раскрытия образов, их масштабностью. Так, первоначально играя Кукушкину, М. подч„ркивала е„ ловкость и пронырливость, впоследствии этот образ вырос в олицетворение мрачной силы мещанства, в образе Манефы главным стало зловещее мракобесие. В ролях Гур-мыжской (1922), Звездинцевой и Хл„стовой М. выражала сущность помещиц-крепостниц. При всей остроте рисунка игра М., основанная на жизненных наблюдениях, оставалась всегда реалистической, мощное дарование М. было глубоко народным. М. тонко чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, М. искала (по е„ выражению) для каждого образа "иную музыкальную речевую структуру". М. владела безукоризненно рус. речью и знанием быта. Положит, образы М. насыщены жизнеутверждающей силой, радостным восприятием жизни проникнут был образ Остаевой ("Волк" Леонова, 1939). Последняя работа актрисы - вдохновенный образ рус. патриотки Демидьевны ("Нашествие", 1943).

M. снималась в кино - Кабаниха ("Гроза"), мать Василия Буслая ("Александр Невский"), бабушка Акулина Ивановна ("Детство Горького", "В людях";

Гос. пр. СССР, 1941) и др.

Др. роли: Шумилова ("Просители" Салтыкова-Щедрина, 1908), графиня Хрюмина ("Горе от ума", 1911), кухарка ("Плоды просвещения", 1918), Бобылиха ("Снегурочка", 1922), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по Гл. Успенскому, 1929), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1941) и др.

Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928 (автобиография); Афанасьев В., В. О. Массали-"тинова, М., 1951; Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947; Нароков М. С., Биография моего поколения, М., 1956; Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, М., 1962. E. Фил.

МАССАЛЬСКИЙ, Павел Владимирович [р. 22. VIII (4. IX). 1904] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1963). В 1922-24 учился в студии под рук. Ю. А. Завадского. В 1925 был принят в труппу МХАТа (первая роль - князь Дмитрий Шуйский - "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого). Артистич. индивидуальность М. характеризуется органич. обаянием, богатством красок и значительной широтой диапазона творчества. Наряду с драм. ролями Вронского ("Анна Каренина", 1938), Тузенбаха ("Три сестры", 1941), Гарри Смита ("Русский вопрос", 1947), Лейстера ("Мария Стюарт", 1957) М. с юмором и выразительной характерностью играет роли Джингля ("Пиквикский клуб" по Диккенсу, 1934), Молчалина (1938), Барона (1939);

Вово ("Плоды просвещения", 1951) и др. Тонко передавая стиль эпохи и автора, М. с особым успехом исполняет роли героев классич. и совр. зарубежной драматургии. Комедийной л„гкостью отмечен его граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1938), блестящей законченностью формы - лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда, 1945) и Чарльз Сэрфес ("Школа злословия" Шеридана, 1940), социальной остротой - Николае

Динери ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Вокэн ("Убийца" И. Шоу, 1962). С 1947 М. вед„т педагогич. работу в Школе-студии МХАТа. С 1961профессор.

Др. роли: Канадский солдат ("Бронепоезд 14-69", 1927)" Дантес ("Последние дни" Булгакова, 1943), Панин ("Русские люди", 1943), Николай ("Поздняя любовь" Островского, 1949), Гаев ("Вишн„вый сад", 1958), Вершинин ("Три сестры", 1958), Муров ("Без вины виноватые", 1963).

Лит.: Залесский В., Грибоедов и МХАТ, "Театр", 1939, ј 1, с. 100-16; его же, Утверждение мастерства. "Плоды просвещения" на сцене МХАТ, там же, М., 1951, ј 7, с. 26-37; Заславский Д. О., "Идеальный муж" Оскара Уайльда на сцене МХАТ, в сб.: Ежегодник МХАТ. 1946, М., 1948, с. 559-82. О. Р.

МАССАРИ (Massary), Фрици (наст. имя и фам.- Фридерика Массарик; Massaryk) (p. 21.1 II. 1882) - австрийская артистка оперетты. В 1899 выступала в т-ре г. Линца. В 1900 дебютировала в роли Молли ("Гейша" Джонса) в "Карл-Шульце-т-ре" в Гамбурге. В 1904-12- артистка т-ра "Метрополь" в Берлине. Особый успех имела в опереттах Л. Фалля: "Милый Августин" (1912, "Новый т-р", Берлин), "Императрица" (1915), "Роза Стамбула" (1917), "Мадам Помпадур" (1923) (все в т-ре "Метрополь"). В Берлине участвовала в пост. оперетт О. Штрауса "Последний вальс" (1920), "Жемчуга королевы" (1923), "Терезина" (1925) и "Женщина, которая знает, чего хочет" (1932). М. с успехом выступала во многих крупных т-рах мира. С 1938 жив„т в США.

Лит.: Bie О., Fritzi Massary, В., [1920].

МАССЕ (Masse), Виктор (7.III.1822-5.VII.1884) -французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1871). В 1834-44 учился в Парижской консерватории (по композиции у Ф. Галеви). М. принадлежат лирич. муз. комедии: "Готическая комната" (1849, т-р "Фоли-драматик", Париж), "Загадочная певица" (1850), "Замужество Жанетты" (1853), "Галатея" (1852) (все пост. в т-ре "Опера комик") и др. В сво„м творчестве испытал влияние Гуно и Обера. Популярностью пользовались мелодич. оркестровые эпизоды и отрывки из его опер. В 1860-76 М. работал хормейстером в т-ре "Гранд-Опера", с 1866 преподавал композицию в Париж, консерватории. Рим. пр. (1844).

Оперы: "Невеста дьявола" (1854 т-р "Опера комик"), "Мисс Фоветта", "Времена года" (обе 1855, там же), "Фаворитка и рабыня" (1855, Венеция), "Царица топазов" (1856, т-р "Лирик", Париж), "Кузен Мариво" (1857, Баден-Баден), "Фея Карабос"(1859,т-р "Лирик", Париж), "Мариетта-невеста" (1862, Петербург), "Цветок Алисы" (1866, т-р "Опера комик"), "Сын бригадира" (1867, там же) и др.

Лит.: P e l i b e s L., Notice sur Victor Masse, P., 1885;

R o p a r t J. G., Victor Masse, P., 1887; D e l a b o r-d e H., Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Masse, P., 1888.

MACCHE (Massenet), Жюль (12. V. 1842, Монто, близ Сент-Этьенна, -13.VIII.1912, Париж) - французский композитор, педагог. Член Института Франции (1878). Один из виднейших мастеров французской лирической оперы. В 1863 окончил Парижскую консерваторию (ученик А. Тома и др.), получив Рим. пр. за кантату "Давид Риццио". Ранние произв. М. - опера "Король Лагор-ский" (1877, театр "Гранд-Опера") и оратория "Мария Магдалина" (исполнена в 1873, театр "Одеон", Париж; оперный вариант, 1903, Ницца) - получили одобрение Чайковского.

М. написал оперы: "Дон Сезар де Базан" по "Рюи

Блазу" Гюго (1872, т-р "Опера комик"), "Иродиада" по Флоберу (1881, т-р "Де ла Монне", Брюссель),

"Сид" по Корнелю (1885, т-р "Гранд-Опера"), "Таис" по одноим. повести А. Франса (1894, там же), "Навар-рьянка" (1894, т-р "Ковент-Гарден"), "Сафо" по о. п. А. Доде (1897, т-р "Опера комик"), "Гризелида" (1901, там же), "Дон Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф.И. Шаляпиным в гл. роли), балет "Куранты" (1892, Придв. опера, Вена) и др., музыку к спектаклям: Леконта де Лиля ("Эриннии", 1873, т-р "Одеон", Париж; отсюда знаменитая "Элегия"), В. Гюго, В. Сарду и др., соч. в разл. жанрах.

Тонкий лиризм музыки М., выразительная мелодика, умение сосредоточить действие на осн. линии развития драмы, мастерство оркестровки и изящество фактуры обеспечили его лучшим операм, особенно Манон" по А. Прево (1884, т-р "Опера комик") и "Вертеру" (1892, Придворная опера, Вена), длительную популярность. Сюжеты для своих опер М. заимствовал б. ч. из произв. классиков мировой лит-ры и совр. ему франц. авторов, но нередко обезличивал их пассивно-лирич. трактовкой. С конца 80-х гг. в творчестве М., вс„ более поддававшегося влиянию буржуазно-обывательских вкусов публики, обнаруживаются черты упадка, натуралистические тенденции.

С 1878- проф. Париж, консерватории, с 1910- президент Академии изящных иск-в. Среди учеников М.: А. Брюно, П. Видаль, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантъе, Дж. Энеску и др.

Соч.: Mes souvenirs (1848-1912)" P., [1912].

Лит.: В. О. [О с с о в с к и и А. В. ?], Жюль Масснэ, "Русская муз. газ.", 1912, .ј35; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; 50 опер. [Ред.-сост. М. Друс-кин], Л., 1959; Pougin A., Massenet, P., 1914; W i-d о г Ch. M., Notice sur la vie et travaux de Massenet, P., 1915; Bruneau A., Massenet, P., 1935.

МАССОВАЯ СЦЕНА (народная сцена)- сцена с большим количеством участников, изображающих по ходу пьесы "толпу", "народ", "массу". В старом т-ре работа над М. с. ограничивалась вводом на сцену группы статистов, к-рые и создавали в нужный момент "народный фон". Лишь в сер. 19 в. в связи с усилением роли режиссера в спектакле, требованием ансамбля повысилось значение и М. с. Англ. актер и режиссер Ч. Кин (пост. историч. хроник Шекспира в Лондонском т-ре "Принсесс", 1850-е гг.), затем Г. Лаубе (венский "Бургтеатр"), Ф. Дингелыптедт (Веймарский т-р), Ф. Гаазе (Лейп-цигский т-р), ставя М. с., стремились к их историко-археологич. точности, зрелищной эффектности. Больших успехов в пост. М. с. добился во 2-й пол. 19 в. Мейнингенский театр. В спектаклях мейнингенцев "народ", "толпа" были исторически достоверны, являлись действующим лицом представления. Опыт мейнингенцев получил вскоре большое распространение в Германии и др. странах. Тщательной разработкой М. с. были отмечены пост. нем. режиссера М. Рейнхардта ("На дне", берлинский Малый т-р, 1902; "Заговор Фиеско" и "Смерть Валленштейна" Шиллера, берлинский Немецкий т-р, 1908, 1914, "Царь Эдип", цирк, Берлин, 1910, и др.).

Подлинным родоначальником режиссерского иск-ва нар. сцены стал Моск. Художеств, т-р с его стремлением к более глубокому и широкому охвату жизни, к решению проблемы ансамбля. Для спектаклей МХТ было характерно раскрытие жизни человеческих масс, одухотвор„нных мыслью, чувством. Через М. с. т-р раскрывал идею спектакля, создавал атмосферу, в к-рой живут и действуют герои пьесы. Характер решения М. с. органически стал связываться с режиссерским замыслом всей постановки, стилем, композицией, ритмом, оформлением спектакля ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, реж. В. И. Немирович-Данченко, Г. С. Бурджалов, "На дне", 1902, реж. К. С Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, "Горе от ума", 1906, реж. Станиславский и Немирович-Данченко).

В первых спектаклях сов. т-ра толпа на сцене часто выглядела обезличенной. "Единый революционный темперамент, направленный к единой цели социального переустройства жизни, часто приводил драматурга и театр к показу обезличенной массы. На сцене выступал "человек-масса", то есть масса, лиш„нная индивидуального многообразия характеров" (Попов А., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 172-73). Первыми спектаклями, в к-рых нар. сцена получила реалистич. сценич. воплощение, были: "Бронепоезд 14-69" (1927, МХАТ, худ. рук. Станиславский, реж. И. Я. Судаков, Н. Н. Литов-цева), "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина и "Разлом" Лаврен„ва (1925 и 1927, Т-р им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов), "Любовь Яровая" (1926, Малый т-р, реж. И. С. Платон, Л. М. Прозоровский), "Шторм" Билль-Белоцерковского и "Мятеж" по Фурманову (1925 и 1927, Т-р им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), "Первая конная" Вишневского (1930, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Дикий) и др. В этих спектаклях нар. сцены сочетали принцип монолитности массы с многообразием человеческих характеристик. В последующие годы эта тенденция была продолжена и развита в спектаклях: "Оптимистическая трагедия" (1933, Камерный т-р, реж. А. Я. Таиров), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934, Центр. т-р Красной Армии, реж. Ю. А. Завадский и Е. А. Брилль), "Аристократы" Погодина (1935, Реалистич. т-р, реж. Н. П. Охлопков), "Земля" Вирты (1937, МХАТ, реж. Л. М. Леонидов и Н. М. Горчаков), "Сталинградцы" Чепурина (1944, ЦТКА, реж. А. Д. Попов), "Степь широкая" Н. Винникова (1949, там же, реж. Попов и А. 3. Окунчиков), "Победители" Чир-скова (1947, МХАТ, реж. В. Я. Станицын и Г. Г. Конский), "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. Большой драм. т-р, реж. Г. А. Товстоногов) и др. См.также ст. режиссерское искусство.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939, с. 181-184; Горчаков Н., Беседы о режиссуре, М.-Л., 1941, с. 221-237;

Попов А., Художественная целостность спектакля, М.. 1959, с. 167-206.

МАССОВОЕ ДЕЙСТВО - театрализованные зрелища, в к-рых принимают участие большие массы народа (исполнители и зрители). М. д. проводятся обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах; связаны, как правило, с историч. событиями.

Элементы М. д. присутствовали ещ„ в театрализованных играх и обрядах первобытных народов (напр., "Медвежья мистерия" у народов Севера, воспроизводившая миф об умирающем и воскресающем звере). Яркие образцы нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры - олимпийские, пи-фийские и др.). Истоками М. д. были в средние века мистерии. В Англии в 17 в. широкое распространение получил весенний майский праздник, основой к-рого стала нар. игра о легендарном герое Робин Гуде. В Германии устраивались массовые масленичные игры и ярмарочные празднества.

В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. впервые появились .агитационные, проникнутые революц. пафосом представления и празднества, ставшие частью обществ, жизни народа. Политич. аллегории, пантомимы, оратории воспевали подвиги республиканских героев; сатирич. песенки и фарсы обличали врагов революции. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом поле участвовали представители 83 департаментов. В годы якобинской диктатуры проводились всенародные празднества - "Взятие Бастилии". Традиции революц. площадного т-ра вновь возродились в дни Парижской Коммуны 1871.

В России М. д. вначале были связаны с сельскими праздниками и нар. творчеством. В 15-16 вв. М. д. стали частью церковного богослужения (напр., "Пещ-ное действо"). В 18 в. Петром I были введены маскарады.

Новые монументальные формы нар. массового празднества возникли после Октябрьской революции. 7 ноября 1918 Театрально-драматургич. мастерская Красной Армии показала на площади в Петрограде "Действо о III Интернационале". 1 мая 1920 в Петрограде была разыграна инсценировка "Мистерия освобожд„нного труда" (реж. Ю. П. Анненков, А. Р. Кугель, С. Д. Масловский). В 1920 были осуществлены масштабные, эффектные представления в Петрограде: "К мировой коммуне" (реж. Н. В. Петров, С. Э. Радлов, А. И. Пиотровский, начальник пост. К. А. Марджанов), в октябрьскую годовщину пост. "Взятие Зимнего дворца" (реж. А. Р. Кугель, Н. В. Петров, гл. реж. Н. Н. Евреинов). В 1921 в Иркутске пост. М. д. "Борьба труда и капитала" (реж. Н. П. Охлопков). В последующие годы большое распространение получили тематич. массовые представления на стадионах (на злободневные политич. и историч. сюжеты). В 1961 в Севастополе было показано массовое представление "Пролог" (реж. И. Я. Рахлин) об обороне Севастополя в 1854-55, воссозданы важнейшие эпизоды бо„в города-героя во время Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1962 на смоленском стадионе к 150-летию Отечеств, войны 1812 было пост. театрализованное представление "У древних смоленских стен", прославляющее рус. оружие (реж. Рахлин). В дни 6-го Междунар. фестиваля молод„жи и студентов в Москве проводились торжественная церемония открытия фестиваля на стадионе и заключительное представление-митинг на Манежной площади (реж. И. М. Туманов).

Лит.: Р о л л а н Р., Народный театр. М., 1919; Луначарский А. В., О народных празднествах, в его кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 63-67; История советского театра, т. 1, М., 1933, с. 264-290; Режиссура массовых зрелищ, сб. ст., М., 1963. А. Д.

МАССОДРАМ (Мастерская социалистической драматургии) - один из первых сов. т-ров, созданных после установления Сов. власти на Украине (Одесса, 1920). Т-р стремился популяризировать новую сов. драматургию. Открылся 19 июля 1921 спектаклем "Власть" Тверского. В 1921 директор т-ра-М. Л. Курс. В М. работали: режиссеры и актеры А. И. Аркадьев, Е. А. Брилль, П. П. Сазонов, Г. К. Крыжицкий, С. С. Вольский, Ю. П. Гельдер, Т. Г. Геров, Р. Г. Корф и др., художники И. Н. Вускович, В. Н. Мюллер, композиторы Г. А. Поляновский, Г. А. Столяров и др. В 1926 М. слился с Райдрамтеатром, преобразованным впоследствии в Одесский рус. драм. т-р им. А. В. Иванова.

Спектакли: 1921-"Ученик дьявола" Шоу; 1922-"Вечер памяти Александра Блока"; 1923 - "Рюи Блаз" Гюго, "Волки" Роллана, "Разрушители машин" Толлера, "Казнь Сальвы" Прокофьева; 1924-"Газ" Кайзера, "Слышишь, Москва" Третьякова, "Праздник крови" Прокофьева (по "Оводу" Войнич); 1925 - "Учитель Бубус" Файко; 1926- "Заговор равных" Касьянова. В. Мюл.

"МАСТЕР- ИЗ КЛАМСЙ" - см. "Кола Брюнъон". МАСТЕРСКАЯ бПЫТНО-ГЕРОЙЧЕСКОГО ТЕАТРА - см. Опытно-героический театр (ОГТ). МАСТФОР (Мастерская Форегге-р а) - русский советский театр-студия. Организован в 1920 в Москве по инициативе реж. Н. М. Фореггера. В 1922 М. входил в состав Гос. ин-та театр. иск-ва под назв. "Мастерская ј 2 ГИТИС". В работе М. принимали участие писатель В. 3. Масс (зав. лит. частью), композиторы М. И. Блантер, Б. Бер, как художники там работали С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич, В. П. Комарденков. Фореггер стремился к созданию спектаклей, отличающихся зре-лищностью, энергичными ритмами, резкими красками контрастами; для пост. М. были характерны гротеск, эксцентрика, использование при„мов кинематографа. Здесь ставились театр. пародии на спектакли Большого т-ра, МХАТ, Камерного т-ра, т-ра Мейерхольда; буффонады "Хорошее отношение к лошадям" (1921) и "Гарантии Гента" (1922) Масса, мелодрама "Воровка детей" Деннери, комедия-буффонада "Сверхъестественный сын" Г. Данкура и М. Вокара, пародия "Спектакль шарлатанов" Г. С. Геллета, а также оперетта "Тайна Канарских островов" Лекока, "Вечера танцев", куда входили эксцентрич., урбани стич. "Танцы машин".

В сезоне 1922-23 из т-ра ушли Эйзенштейн, Масс и Юткевич. В 1924 помещение т-ра было уничтожено пожаром. Летом 1924 состоялись гастроли т-ра по югу России, а осенью того же года т-р прекратил сво„ существование. М. Люб.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница