Наши партнеры

система звукоусиления
Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
магазин женской одежды в Вологде

Театральная энциклопедия
(страница 275)


РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1928. "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Какабадзе), "Святая дева" Шоу (Марджанишвили, реж. В. Абашидзе, худ. Шарлемань), "Овечий источник" Лоне де Вега (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Сндамон-Эристави), "В самое сердце" Дадиани (Марджанишвили, реж. Гогоберидзе, худ. Оцхели).

1929. "Рельсы гудят" Киршона (Марджанишвили, ре/).. Сулиашвили, худ. Ахвледиани), "Уриэль Акоста" Гуцконн (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ. Оцхели), "Как это было" Каладзе (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Ахвледиани), "Кваркваре Тута бери" Какабадзе (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ. Какабадзе), "Баил" Чианели (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Какабадзе), "Белые" Шенге-лая (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ. Ахвледиани), "Полночь миновала" Кутатели, (Марджанишвили, худ. Какабадзе).

1930. "Да, однако" Бухникашвили (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ. Оцхели), "Беатриче Ченчи" Шелли (Марджанишвили, реж. Абашидзе, худ. Оцхели), "Хатндже" Каладзе (Марджанишвили, реж. Абашидзе, худ. Оцхели), "Хандзари" Вахвахишвили (Марджанишвили, хореограф Мачавариани, худ. Ахвледиани и Оцхели), "Коммуна в степи" Кулиша (Марджанишвили, реж. Гогоберидзе, худ. Абакелия).

1931. "Сказ об Арсене", народный сказ (Марджанишвили, реж. Сулиашвили, худ. Гудиашвили), "Три толстяка" Олеши (Марджанишвили, реж. Абашидзе, худ. Ахвледиани), "Поэма о топоре" Погодина (Марджанишвили, реж. Гогоберидзе и Сулиашвили, худ. Оцхели), "Хлеб" Киршона (Марджанишвили, реж: Абашидзе, худ. Оцхели), "Светите, зв„зды" Микитенко (Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Старый энтузиаст" Яшвили (пост. Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Дом на берегу Куры" Каладзе (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Ахвледиани).

1932. "Немые заговорили" Баазова (Антадзе, худ. Оцхели), "Страх" (Марджанишвили, реж. Челидзе, худ. Ахвледиани), "Отелло" (Марджанишвили, реж. Н. Годзиашвили, худ. Ахвледиани).

1933. "Затмение солнца в Грузии" Антонова (Марджанишвили, реж. Антадзе, худ. Ахвледиани), "Джой Стрит" Зархи (Накашидзе, реж. Вачнадзе, худ. Гудиашвили).

1934. "Гурия Ниношвили" Дадиани (Антадзе, худ. Какабадзе), "Мы - народ" Раиса (Кушиташвили, худ. Оцхели), "Апракуне Чимчимели" Вакели (В. и Н. Годзиашвили, худ. Оцхели), "Гибель эскадры" (Накашидзе, худ. Какабадзе).

1935. "Коварство и любовь" (Журули, худ. Иванов), "Не взирая на лица" Баазова (Годзиашвили, худ. Гоциридзе), "Сломанный мост" Дадиани (Кушиташвили, худ. Оцхели), "Шамиль" Вакели (Антадзе и Челидзе, худ. Абакелия).

1936. "Иные нынче времена" Цагарели (Журули, худ. Вирсаладзе), "Дал„кое" Афиногенова (Антадзе, худ. Какабадзе), "Лекарь поневоле" Мольера (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).

1937. "Ицка Рижинашвили" Баазова (Антадзе, худ. Какабадзе), "Каменный гость" Пушкина (Челидзе, худ. Какабадзе), "Моцарт и Сальери" Пушкина (Кушиташвили, худ. Какабадзе), "Мачеха Саманишвили" по Клдиашвили (Гамбашидзе, худ. Какабадзе), "Женитьба Фигаро" (Кушиташвили, худ. Ахвледиани и Казбеги), "Из искры" Дадиани (Журули" худ. Сидамон-Эристави).

1938. "Зависть" Вакели (Челидзе, худ. Химшиашвили), "Очная ставка" бр. Тур и Л. Шейнина (Челидзе, худ. Квес), "Свадьба колхозника" Какабадзе (Гамбашидзе, худ. Санад-зе), "Простая девушка" Шкваркина (Мравладзе, худ. Абжан-дадзе).

1939. "Повесть о них" Габескирия (Кушиташвили, худ. И. и Д. Габашвили), "Сестры Жерар" Деннери и Дюмануара (Анджапаридзе, худ. Ахвледиани).

1940. "Мадам Сан-Жен" Сарду (Гамрекели, худ. Ахвледиани), "Георгий Саакадзе" Чхеидзе (Кушиташвили, худ. Кобуладзе), "Счастье" Микава и Абашидзе (Кобахидзе, худ. Абжандадзе), "Анри Сеар" Самсония и Антадзе (Гамрекели, худ. Штенберг), "Соломон Исакич Меджгануашвили" по Ардазиани (Таблиашвили, худ. Чубабрия и Чав-чанидзе), "Маргарита Готье" Дюма-сына (Гамрекели, худ. Штенберг).

1941. "Кремл„вские куранты" (Таблиашвили, худ. Абжандадзе, Квливидзе, Чавчанидзе), "Рюи Блаз" Гюго (Кушиташвили, худ. Ахвледиани), "Строгие девушки" Буачидзе (Гамрекели, худ. Абжандадзе), "Ключи Берлина" Финна и Гуса (Кушиташвили, худ. Нагебашвили и Кушиташвили), "Гнев миллионов" Журули (Журули, худ. Вирсаладзе)

1942. "Ханума" Цагарели (Кушиташвили), "Царь Ираклий" Готуа (Таблиашвили, худ. Чубабрия и Дзнеладзе), "Ураган" Гамрекели (Гамбашидзе, худ. Ахвледиани), "Партизаны" Мдивани (Кушиташвили, худ. Чубабрия).

1943. "Мнимый больной" (Кушиташвили, худ. Тавадзе).

1944. "Укрощение строптивой" (Гамбашидзе, реж. Дона-ури, худ. Штенберг), "Жди меня" Симонова (Кушиташвили, худ. Шарлемань), "Дочь Жамтабера" Джапаридзе (Гамбашидзе, худ. Сумбаташвили и Лапиашвили), "Багратиони" Самсония (Кушиташвили, худ. Ахвледиани и Размадзе), "Бесприданница" (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили).

1945. "Гора дум" Шатберашвили (Кушиташвили, худ. Размадзе), "Непобедимые" Готуа (Таблиашвили, худ. Какабадзе), "Изгнанник" Важа-Пшавела (К. Андроникашвили, худ. О. Андроникашвили), "Достойная награда" Келбакиани (Кобахидзе, худ. Иакашвили).

1946. "Давид Строитель" Готуа (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили и Лапиашвили), "Маскарад" (Кушиташвили, худ. Размадзе), "Человек ли он?!" Дадиани по Чавчавадзе (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Одинокий" Габескирия (Андроникашвили, худ. Мирзашвили).

1947. "Кому подчиняется время" бр. Тур и Л. Шейнина (Алексишвили, худ. Штенберг), "Лали" Каладзе (Кушиташ-вили, худ. Абакелия), "Русский вопрос" (Кушиташвили, худ. Ахвледиани), "1917 год" Чиаурели и Асатиани (Кушиташвили, худ. Мирзашвили), "Простые люди" Антадзе, Дум-бадзе и Чиковани (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).

1948. "Учитель танцев" Лопе де Вега (Гвиниашвили, худ. Шухаев), "Гамахаре" ("Порадуй") Дарасели (Журули, худ. Аскурава), "Свадьба Кречинского" (Журули, худ. Аскурава), "Гулсунда" Гогиашвили (Кванталиани, худ. Квливидзе), "Пастырь" по Казбеги (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Железная кольчуга" Г. Шатберашвили (Л. Шатбе-рашвили, худ. Квливидзе).

1949. "Ромео и Джульетта" (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Заговор обреч„нных" Вирты (Гижимкрели, худ. Такайшвили), "Московский характер" Софронова (Сули-ашвили, худ. Такайшвили), "Кто виноват?" Мдивани (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили), "Приятные сельские вечера" Каладзе (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Очаг Ха-ратели" Мревлишвили (Чхартишвили, худ. Сумбаташви-.ли), "Счастье Ирины", "Несчастье", "Невзгоды" Дариспана Клдиашвили (Гамбашидзе, худ. Сумбаташвили), "Старый дом" Г. Шатберашвили (Л. Шатберашвили, худ. Квливидзе), "Кто виноват?" Накашидзе (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили).

1950. "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Л. Шатберашвили, худ. Сумбаташвили), "Новая основа" Шаншиаш-вили (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Далеко от Москвы" по Ажаеву (Р. Чиаурели, худ. Такайшвили), "На набережной" Патарая (Чхартишвили и Таблиашвили, худ. Ка-кабадзе), "Марине" Бараташвили (Чхартишвили и Л. Шатберашвили, худ. Ахвледиани), "Двенадцатая ночь" (Чиаурели);

"Наше личное дело" Келбакиани (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили).

1951. "Антоний и Клеопатра" Шекспира (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Его звезда"Мосашвили (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Ревизор" (А. Такайшвили, худ. Штенберг).

1952. "Красавец мужчина" Островского (Гижимкрели, худ. Сумбаташвили), "Столепестковая роза" Буачидзе (Шатберашвили, худ. Сумбаташвили), "Хозяйка гостиницы" (Лордкипанидзе, худ. Ахвледиани), "Возвращение" Клдиашвили (Лордкипанидзе, худ. Ахвледиани), "Весеннее утро" Габескирия (Иоселиани, худ. Чиковани).

1953. "Георгий Саакадзе" Чхеидзе (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Честь семьи" Мухтарова (Шатберашвили, худ. Штенберг), "Лали" Каладзе (Кушиташвили и Кобахид-че, худ. Абакелия), "Завтра будет нашим" Мюфке (Шатберашвили, худ. Штенберг), "Любовь на рассвете" Галана (Иоселиани, худ. Сумбаташвили), "У пропасти" Габескирия {Лордкипанидзе, худ. Гоциридзе).

1954. "Не называя фамилий" Минко (Р. Чиаурели, худ. Штенберг), "Секретарь райкома" Табукашвили (Иоселиани, худ. Сумбаташвили), "Легенда о любви" Хикмета (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Живой портрет" Морето (Лордкипанидзе, худ. Сумбаташвили).

1955. "Майя из Цхнети" Канделаки (Таблиашвили, худ. Гудиашвили), "Мария Стюарт" (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Нана" Эбралидзе (Церодзе, худ. Аскурава), "Судья в ловушке" Филдинга (Р. Чиаурели, худ. Квливидзе), "Пигмалион" Шоу (Иоселиани, худ. Ахвледиани), "Незнакомая женщина" Шатберашвили (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили).

1956. "Лавина" Мревлишвили (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Что скажут люди?" Табукашвили (Иоселиани, худ, Квливидзе), "В новогоднюю ночь" Габескирия (Церодзе, худ. Аскурава), "На перепутье" ("Царь Ираклий") Готуа (Таблиашвили, худ. Сумбаташвили), "Строгие девушки" Буачидзе (Кандинашвили, худ. Штенберг), "Изгнанник" Важа Пшавела (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Улица тр„х соловьев, ј 17" Добричанина (Кутателадзе и Мацхо-нашвили, худ. Штенберг).

1957. "Деревья умирают стоя" Касоны (Анджапаридзе и Кандинашвили, худ. Лапиашвили), "Ричард III" (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "На дне" (Иоселиани, худ. Штенберг), "Гибель эскадры" (Лордкипанидзе, худ. Казбеги), "Секретарь райкома" Табукашвили (Иоселиани, худ. Сумбаташвили), "Цицамури" Нахуцришвили (Журули, худ. Казбеги).

1958. "Нашествие" (Лордкипанидзе, худ. Донцова), "Тр„хликий рыцарь" Готуа (Лагидзе, худ. Сумбаташвили), "Марине" Бараташвили (Л. Шатберашвили, Лордкипанидзе, худ. Казбеги), "Раненый ор„л" Бердзенишвили (М. Чиаурели, худ.- Сумбаташвили).

1959. "Американская трагедия" по Драйзеру (Лордкипанидзе, худ. Сумбаташвили), "Мумли Мухаса" Абашидзе (Карухнишвили, худ. Мирзашвили), "Черноглазая девушка" Агладзе (Кутателадзе и Мацхонашвили), "Сто тысяч" Чав-чанидзе (Кушиташвили, худ. Ахвледиани).

1960. "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Лордкипанидзе (Лордкипанидзе, худ. Литанишвили), "Дамоклов меч" Хикмета (Какулия, худ. Такайшвили), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (Кушиташвили, худ. Сумбаташвили), "Заря Колхиды" по К. Лордкипанидзе (Г. Лордкипанидзе, худ. Самсо-надзе), "Мо„ Квавилети" Бараташвили (Сурмава,худ. Нодия),

"Иные нынче времена" Цагарели (Журули, Годэиашвили, худ. Квливидзе).

1961. "Остров Афродиты" Парниса (Лордкипанидзе, худ. Такайшвили), "Тревожные дни" Агладзе (Анджапаридзе, худ. Тактакишвили), "Футболисты" по Л. Зорину (Лордкипанидзе, худ. Тархан-Моурави), "Золотой человек на волоске" Буачидзе (Кандинашвили, худ. Яодия, Самсонадзе).

1962. "Медея"Еврипида (Чхартишвили, худ. Сумбаташвили), "Девушка с ленточкой" Периалиса (Кутателадзе, худ. Литанишвили), "Скованные цепью" по сценарию Дугласа и Смита (Магалашвили, худ. Литанишвили), "Ромео и Джульетта" (Таблиашвили, худ. Насидзе и Такайшвили), "Я вижу солнце" Думбадзе, Лордкипанидзе (Лордкипанидзе, худ. Литанишвили).

1963. "Идол" по роману Кронина "Замок Броуди" (В. Годзиашвили, худ. Церадзе), "Бугара" Джапаридзе (П. Кобахидзе, худ. Кикнадзе, Бочоришвили), "Безымянная звезда" Себастиана (Кутателадзе, худ. Горделадзе), "Любовь Яровая" (Чхартишвили, худ. Кочакидзе, Славин-ский, Чикваидзе).

Лит.: Гугушвили Э., Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им. Котэ Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958. Эт. Г., Д. Д.

МАРДЖАНОВ, Константин Александрович - см. Марджанишвили К. А.

"MAPE" (Theatre du Marais) - французские театры.

1) Открыт в 1634 в Париже (ул. Вьей-дю-Тампль, квартал Маре). Основу т-ра составила труппа Мондо-ри. Созданный при поддержке кардинала Ришель„, в нарушение монополии т-ра "Бургундский отель", "М." сыграл важную роль в борьбе за утверждение классицизма на франц. сцене. Здесь пост. большинство ранних пьес П. Корнеля, в т. ч. знаменитая трагедия "Сид" (1636, в роли Родриго - Мондори). Ставились также трагедии Т. л' Эрмита, Ф. Буаробера, Ж. Ротру. После ухода со сцены Мондори (1638) т-р стал приходить в упадок. В 1643 переш„л в "Бургундский отель" выдающийся трагедийный актер Флори-дор. С этого времени в репертуаре т-ра "М." утвер-ждаются буффонные комедии П. Скаррона ("Жодле, или Хозяин-слуга", "Дон Яфет из Армении"), А. Ме-теля д'Увиля ("Жодле-астролог"), написанные для фарсового актера Жодле. Во 2-й пол. 17 в. в "М." ставились гл. обр. мифологич. пьесы (т. н. "трагедии с машинами" - "Золотое руно" П. Корнеля и др.), поражавшие зрителей феерич. эффектами. В 1673 лучшие актеры во главе с К. Розимоном перешли в труппу Мольера и т-р "М." был закрыт.

2) Основан в 1791 в Париже (ул. Кюльтюр-Сент-Катрин) актерами Ланглуа, Валеруа,Раймоном и др., объединившимися вокруг группы актеров т-ра "Коме-ди Итальенн" во главе с Батистом. Организован на средства и при поддержке П. Бомарше. В 1792 здесь состоялись премьеры "Преступной матери" Бомарше и революц. мелодрамы "Робер, атаман разбойников" Ламартельера. Т-р ставил также др. пьесы Бомарше, произв. А. Пирона ("Метромания"), Л. Мерсье ("Жан Аннюй.е, епископ Лизье"). В 1793 т-р был закрыт. После франц. бурж. революции конца 18 в. в помещении т-ра "М." играли разные труппы. С 1807, после декрета Наполеона I об ограничении количества т-ров в Париже, театр. представления в здании т-ра "М." не давались.

Лит.: Brazier N.. Histoire des petits theatres de Paris..., t. 1, P., 1838. E. Ф.

МАРЕНИЧ, Анатолий Григорьевич [р. 17(30).!. 1905] - русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность начал в 1923, дебютировал в т-ре "Металлист" (Харьков), в 1924-32 играл в опереточных труппах Харькова, Ленинграда, Ташкента, Киева, Ростова-на-Дону и др. С 1933 - артист Свердловского театра музыкальной комедии. Сценические образы М. сочетают гротесковую остроту с реалистич. достоверностью, его игра отличается л„гкостью диалога, тонким чувством ритма.

Роли: Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Бурмак, Богдан Сусик ("Беспокойное счастье", "Трембита" Милютина), Митрусь ("Холопка" Стрельникова), Аполлинарий ("Огоньки" Свиридова), Кошкаров ("Марк Береговик" Кацмана), Филипп, Яшка-буксир ("Вольный ветер", "Белая акация" Дунаевского), Свиньин ("Табачный капитан" Щербач„ва), Бони, Наполеон ("Сильва", "Баядерка" Кальмана) и др. М. выступает также как режиссер.

Лит.: Риф И., Свердловский театр муз. комедии, Свердловск, 1959, с. 91-98. M. Лифш.

MAPEHKO (Магепсо), Карло (1.V.1800-20.IX. 1846) - итальянский поэт, драматург. Представитель романтич. направления. Писал трагедии на сюжеты из эпохи средневековья. Наибольшей популярностью пользовались "Буондельмонте и Амидеи" (1827), "Граф Уголино" (1834), "Пиа деи Толомеи" (1936), пост. т-ром "Реале Сарда" в Турине. Однако романтич. тенденции сочетаются в его драматургии с чертами классицизма (трагедия "Аделиса", 1836, "Реале Сарда").

Соч.: Tragedie, v. 1-4, Torino, 1837-44. Лит.: Orlandi E.,11 teatro di Carlo Marenco..., Firenze, 1900. И. С.

MAPEHKO (Marenco), Леопольде (8.XI.1831- 30.IV.1899) - итальянский драматург. Сын Карло M.; находился под влиянием творчества своего отца, а также Дж. Джакозы. Писал трагедии преим. на ср.-век. сюжеты: "Изабелла Орсини" (1851, труппа Дзоп-петти, Турин), "Пиккарда Донати" (1855, т-р "Реале Сарда", Турин) и др. В драматургии М. сказался упадок романтического направления в Италии. В дальнейшем он выступал как автор камерных пьес (по определению M.- "домашних"), затрагивающих темы семьи, морали: "Марчеллина" (1860, труппа К. Дондини, Турин), "Дурной пример в семье" (1868, т-р "Арена дель со-ле", Болонья), "Мой муж" (1883, труппа А. Маджи, Милан) и др. Писал также либретто опер.

Соч.: Teatro, v. 1-11, МП., 1864-89. Ц. С.

МАРЕЦКАЯ, Вера Петровна [р. 18(31).VII.1906]- русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1949). В 1924 окончила Школу-студию при Т-ре им. Вахтангова. Здесь произошла встреча

М. с Ю. А. Завадским под рук. к-рого актриса работает все последующие годы. В 1924-27 М. играла в студии под рук. Завадского, с 1927 - в его Театре-студии. Этот первый период творчества М. ознаменован острым интересом к характерным, гл. обр. комедийным, ролям, склонностью к внеш. перевоплощению. Здесь начали проявляться гл. черты творч. индивидуальности актрисы: использование разнообразных сценич. красок, широта диапазона - от гротескной характерности до тончайшей лирики, мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок. М. играла и старух - мадам Соковнина ("Простая вещь" Лаврен„ва), фрау Шнютхен ("Компас" Газенклевера). Но наибольший успех принесли актрисе роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры ("Волки и овцы"), экстравагантной Бетти Дорланж ("Школа неплательщиков" Верн„я).

Второй период творчества М.- 1936-40, когда Театр-студия под рук. Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса обращается к драматич. ролям (Любовь Яровая), к нар. характерам (Лиза - "Горе от ума"; Марина - "На берегу Невы" Трен„ва). Вершиной этого периода является исполнение М. роли колхозницы Соколовой в фильме "Член правительства"

(1939). С этого времени М. становится актрисой-три буном, надел„нной острым чувством современности. Актриса раскрывает поэтич. строй души женщины из народа. Дальнейшая судьба М. прочно связана с Т-ром им. Моссовета, куда вошла часть труппы т-ра под рук. Завадского после возвращения в Москву (1940). Здесь М. сыграла роли Мирандолины

(1940) и Машеньки (о. п., 1941), раскрывающие два основных направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям, исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли молодых девушек, стоящих на пороге жизни: Надежды Дуровой (о. п. Кочет -кова и Липскерова, 1941, Гос. пр. СССР, 1942), Вари ("Встреча в темноте" Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки ("Госпожа министерша" Нушича, 1946, Гос. пр. СССР, 1951), Катрин Леф„вр ("Катрин Леф„вр" Сарду и Моро, 1956) и др. В образах директора ткацкой фабрики Капитолины Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и партийного работника Ракитиной ("Дали неоглядные" Вирты, 1957) М. раскрывала характеры сов. женщин, современниц. В сценич. образах М. раскрывается многообразие женских судеб - русской актрисы Кручининой (1948), дочери дельца Маргарет Чалмерс ("Кража" Лондона, 1954), затравленной воинствующим мещанством американского города Леди ("Орфей спускается в ад" Уильямса). В 1962 М. сыграла роль Мюкелины-Лизистраты в пьесе Хикмета и Комиссаржевского "Бунт женщин".

В этой работе актрисы преобладает лиризм, но в то же время она сохраняет черты яркой характерности.

С 1925 M. снимается в кино - Прасковья Лукьянова (0на защищает Родину", Гос. пр. СССР, 1946), Варвара Васильевна (Сельская учительница", Гос. пр. СССР, 1948) и др.

Лит.: Бояджиев Г.,В. П. Марецкая, М., 1954.

3. Вл. МАРЕШАЛЬ (Marechal), Пьер Сильвен (15.VIII. 1750 - 18.1.1803) - французский писатель, поэт, драматург, политич. деятель. С 1770 писал поэмы, стихи, трактаты, статьи, направленные против религии, монархии, дворянства, богачей. В период подъ„ма франц. бурж. революции конца 18 в. участвовал в организации массовых зрелищ, сочинял для них гимны, написал либретто атеистич. спектакля "Празднество Разума" (1793, т-р "Опера насьональ"). В историю т-ра вош„л пьесой "Страшный суд над королями" (1793, "Т-р Республики", Париж), где созданы: возвышенный образ санкюлотов осн. стран Европы, положительные образы старца-руссоиста, сосланного корол„м, его учеников - свободолюбивых туземцев. Этим персонажам резко противопоставлены гротескные фигуры монархов (в т. ч. Екатерины II), обвиняемых в деспотизме и разл. преступлениях. Революц. патетика сочетается в пьесе с элементами фарса, историко-политич. и нац. конкретность - с нарочитой обобщ„нностью. В 1793-94 "Страшный суд над королями" с большим успехом ставился также в провинции, в 1936, во время борьбы Нар. фронта,- в парижском рабочем клубе, по радио.

Соч.: Le jugement dernier des rois, в кн.: Theatre de la Revolution..., P., 1877; в рус. пер,- Страшный суд над королями, в кн.: Избр. атеистич. произведения, М., 1958.

Лит.: Великовский С., Поэты франц. революций 1789-1848 гг., М., 1963; Державин К. Н., Театр франц. революции, Л.-М., 1937; D'E s t г e e P., Le theatre sous la terreur (Theatre de la peur), P., 1913; D o m m a n-get M., Sylvain Marechal..., P., 1950. f/, Щр.

МАРЖАК (Marak), Отакар (5.1.1872-2.VII.1939)- чешский артист оперы (тенор). Артистич. деятельность начал в 1899 в Нац. т-ре Брно. В 1901-03 пел в Венской опере под рук. Г. Малера. В 1903-34 - солист Нац. т-ра в Праге. Выступал в Вене, Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Чикаго. С успехом исполнял лирич. и драматич. партии.

Партии: Далибор, Еник, Ладислав ("Далибор", "Проданная невеста", "Две вдовы" Сметаны), Ленский, Вертер, Хозе, Канио, Альфред, Рудольф, Тангейзер и др.

Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery narodniho divadla, dl 1-2, Praha, 1949. Л.Ф. Л.

МАРИ НВАРД (1853-85) - армянская актриса. Род. в Константинополе. Театр, деятельность начала в труппе антрепрен„ра Т. Фасуладжяна, принимала участие в гастрольных спектаклях этой труппы в Новой Нахичевани (Ростов-на-До-ну). Возвратившись на родину, играла в сезоне 1872- 1873 в труппе антрепрен„ра П. Магакяна, после чего была принята в театр. труппу А. Вардовяна и стала одной из выдающихся актрис этого т-ра. После рус.-тур. войны, когда в Константинополе были запрещены спектакли на арм. яз., М. Н. вместе с др. актерами переехала в Россию. В сезоне 1881-82 играла в тифлисском арм. т-ре. Особым успехом пользовалась в драматич. ролях.

Роли: Маркрит ("Хатабала" Сундукяна), Софья ("Горе от ума"), Агафья Тихоновна ("Женитьба") и др. Коронной ролью М. Н., исполнением к-рой она приобрела славу ещ„ в Константинополе, была роль Маргариты Готье в пьесе А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Г. Т.-С.

МАРИАНИ (Mariani), Анджело (12.Х.1821- 13.VI.1873) - итальянский дириж„р. Учился в фи-лармонич. школе в Равенне и в Болонском муз. лицее у Дж. Россини. Как оперный дириж„р впервые выступил в 1843 в Баньякавалло и Мессине ("Сафо" Пачи-ни). Дирижировал в Милане, Копенгагене. Принимал участие в войне за независимость Италии. В 18521873 - дириж„р т-ра "Карло Феличе" в Генуе. Одновременно выступал в др. городах Италии.

М. был романтич. дириж„ром, его темпераментная интерпретация оперных произведений - эффектная, ярко индивидуальная, не всегда соответствовала авторским указаниям. Исполнял гл. обр. произв. Верди и Вагнера: "Луиза Миллер", "Бал-маскарад", "Дон Карлос" (1867, первая пост. в Италии - Болонья, т-р "Комунале"), "Эрнани", "Сила судьбы"; "Лоэн-грин" (1871, первая пост. в Италии, Болонья, т-р "Комунале"), "Тангейзер" (1872, первая пост. в Италии, там же), а также оперы Ш. Гуно, Ф. Галеви, Ф. Обера, А. Тома, Дж, Мейербера, Ф. Фаччо и др. Лит.: Mantovani Т., A. Mariani, Roma, 1921;

Zoppi U., Verdi, Mariani e la Stolz, Mil., 1947. Ce. Г.

МАРИВО (Marivaux), Карле де Шамблен (Carici de'Chamblain), Пьер (4.II.1688-12.II.1763) - французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1742). Род. в семье королевского чиновника. Изучал право. В творчестве М. сказалось воздействие идей англ. просветителей, стремление найти компромисс между дворянством и буржуазией. В романах М. отч„тливо проявились морализирующие тенденции.

Как драматург М. испытал влияние драматургии Мольера и его последователей, а также воздействие творчества Расина. В своих пьесах М. широко использовал при„мы итал. комедии дель арте. Ранняя пьеса М. "Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут" (1706, Лимож - 1708; написана в подражание Мольеру. С 1720 М. постоянно сотрудничал с итал. труппой Л. Риккобони, выступавшей в помещении парижского т-ра "Комеди Итальенн" и поставившей мн. комедии М. В 20-30-е гг. М. написал любовно-психологич. комедии о "нечаянностях" и "превратностях" любви: "Арлекин, воспитанный любовью" (1720), "Сюрприз любви" (1722), "Двойное непостоянство" (1723), "Мнимая служанка, или Наказанный плут" (1724), "Игра любви и случая" (1730) (все пост. в т-ре "Комеди Итальенн"). Сохраняя тра-диц. маски и сюжетные положения комедии дель арте, М. сосредоточивал внимание на любовных переживаниях тонко чувствующих аристократов. В комедиях "Остров рабов", "Крестьянин-наследник" (обе в 1725" "Комеди Итальенн"), "Триумф Плутона" (1728, там же) и др. нашли выражение просветительские идеи, интерес к социальной проблематике. В 30-е гг. М. написал пьесы, получившие наибольшую известность: психо-логич. комедии - "Торжество любви" (1732, "Комеди Франсез"), "Счастливая уловка" (1733, "Комеди Итальенн"), "Ложные признания" (1737, там же), "комедия нравов"-"Исправленный щеголь" (1734, "Комеди Франсез"), "комедия интриги"-"Ошибка" (1734, "Комеди Итальенн") и др. Пьесы "Школа матерел", "Мать-наперсница", "Нечаянная радость" (1732, 1735, 1738, "Комеди Итальенн") проникнуты моралистич. тенденциями. В 40-50-х гг. 18 в. М. написал ещ„ несколько пьес, но они значительно слабее его произв. 20-30-х гг.

M. способствовал освобождению франц. драматургии от классицистскпх канонов, он создал новый театр. жанр, близкий итал. нар. комедии и использующий нек-рые при„мы франц. ярмарочного т-ра, вн„с во франц. драматургию изящество, л„гкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность в трактовке любовной темы, создал особый стиль диалога (т. н. мариво-даж), выдержанный в духе салонной болтовни, исполненной тонкого остроумия, изысканности. В пьесах М. играли: Дж. Р. Ееноцци (Сильвия), А. Данже-виль, А. Лекувр„р, П. Л. Превиль, М. Ж. Фавар, Л. Конта, Марс, Ж. Арну-Плесси, Сара Бернар и др. Среди совр. пост. пьес М. выделяются: "Ложные признания" (1946, труппа М. Рено - Ж. Л. Барро), "Торжество любви", "Счастливая уловка" (1955, 1959, Нац. нар. т-р). В России произв. М. были популярны в конце 18 - 1-й пол. 19 вв. Их переводили В. И. Лу-кин, А. А. Корсаков, П. А. Катенин и др. В пьесах М. играли А. Е. Асенкова, И. И. Сосницкий, А. М. Каратыгина. В сов. т-ре ставилась комедия "Игра любви и случая" (1945, Белгород; 1961, Уфа).

Соч.: Theatre complet, t. 1-2, P., 1946; Theatre de Marivaux, t. 1-2, P., [1956]; Comedies. (Предисл. и ком-мент. Л. Пот„мкиной), Moscou, 1961; в рус. пер.- Комедии, М., 1961.

Лит.: Л е с с и н г Г., Гамбургская драматургия, M.- Л., 1936; История франц. литературы, т. 1, M.-Л., 1946;

История зап.-европ. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, М., 1957; D'A 1 е m b е г t .T., Eloge de Marivaux, в его кн.: Oeuvres, v. III, P., 1821, с. 577-601; L а г-г о u m е t G., Marivaux, sa vie et ses oeuvres, P., 1882;

Deschamps G., Marivaux. P., 1897; A r 1 a n d M., Marivaux, P., [1950]; D u r r y M. J., A propos de Marivaux, P., 1960. A. Mux.

МАРИЙНСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный академический театр оперы, и балета имени С. М. Кирова.

МАРИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции марийский народ не имел своего т-ра, хотя нек-рые нар. обряды (поминальные, свадебные) содержали зрелищные элементы, а в новогодний праздник "Васлий мочор" разыгрывались сатирич. представления, в к-рых высмеивались попы, колдуны, волостные власти. Существовал и кукольный т-р, сходный с рус. Петрушкой.

Драматич. произв. на марийском яз. появились в годы предреволюц. подъ„ма. Первый марийский драматург - сельский учитель, просветитель-демократ Микай (М. С. Герасимов). Поставленная учениками Микая в зимние каникулы 1910 его пьеса "Суд" - единственный известный дореволюц. спектакль на марийском яз. В 1912 написана пьеса С. Г. Чавайна "Дикая утка", высмеивавшая старшину и волостного писаря. Ни одна марийская пьеса, написанная до революции, не была напечатана.

В сов. время возникало множество самодеят. драм. кружков, на основе одного из них в 1919 решением Казанского губкома РКП(б) был создан "Первый советский передвижной т-р народа мари" (Краснокок-шайск, ныне Йошкар-Ола). Организаторами т-ра были учителя, сами писавшие пьесы: И. Т. Беляев (Йыван Ошламучаш), А. Д. Белков (Арпик) и др.

В 1918-21 на марийском яз. был написан ряд пьес:

"Жизнь наизнанку" И. Беляева и А. Белкова, "Из-за закона", "Пастушок Гриша" И. Борисова, "Кто виноват" В. Мухина, "Ворожея" К. Глезданова и др. Многие пьесы рассказывали о тяжелой жизни крестьян при царизме, о горькой доле женщины, вреде пьянства, религии и т. п. Спектакли были насыщены песенным фольклором, нар. танцами, они показывали деревенские обычаи и обряды, но большинство спектаклей отличалось мелодраматизмом, детальным изображением быта, характеры в них были обрисованы схематично.

Не имея пост. помещения, т-р круглый год разъезжал по районам, выступал в клубах, школах, сараях, иногда давал спектакли под открытым небом. На местах коллектив проводил агитмассовую работу. В 1920 обслуживал части Красной Армии, воевавшие с Колчаком. Первоначально труппа носила полулюбительский характер. Среди первых актеров мари - У. В. Бабушкина, А. Саскап, А. Н. Роди-нова, А. Г. Страусова, Т. И. Соколов, П. С. То:1де-мар. В 1921 в т-р пришли Н. А. Смирнов, А. В. Савинов (С. Эчай), активное участие в работе т-ра принимал А. А. Янаев.

В 20-х гг. большое место в репертуаре т-ра занимали пьесы С. Чавайна ("Автономия", "Солнце восходит"). Крупнейшими марийскими драматургами стали А. Ф. Конаков и М. Шкетан, творчество к-рых отразило влияние рус. классич. лит-ры. Лучшая драма Конакова "Буран" сходна с "Грозой" Островского. Произв. Шкетана созданы под непосредств. воздействием М. Горького. Эти драматурги затрагивали в своих пьесах значит, обществ, темы. Пьесы Кона-кога "Сиротка" и "Ику" рисуют тяж„лую жизнь народа мари под гн„том царизма, пьесы "Инспектор" и "Навстречу жизни" посв. современности. М. Шкетан в пьесах "Эх, родители!", "Лишний", "Бешеный" бичует старый деревенский уклад, мещанство. Шкетан непосредственно участвовал в формировании нац. т-ра как актер и режиссер. В лучшей своей пьесе - трагедии "Сардай", сходной по теме с пьесой "Егор Булычев и другие", он играл центр, роль.

Развитие молодого коллектива тормозилось отсутствием опытного руководства, постоянной сменой режиссеров. В 1927 передвижной коллектив был расформирован, часть состава направлена в организованную в том же году студию. В 1929 студия преобразована в Марийский гос. т-р (ныне Театр им. М. Шкетана). Большое значение в организации студии и т-ра имела деятельность Н. И. Календера, воспитавшего первое поколение мар. актеров. В 1930 в Йошкар-Оле создан театр. техникум. Группа молод„жи училась также в Москве в ЦЕТЕТИСе.

Первый режиссер мари - А. И. Егоров (Майук), окончил ЦЕТЕТИС в 1935. В 1934-38 в т-р пришли А. Т. Тихонова, Н. А. Конакова, С. И. Савельев, И. Т. Якаев. В конце 30-х гг. в труппу т-ра влились также б. воспитанники муз.-драм. уч-ща им. Палантая - В. Мазикова, М. Михайлова, И. Россыгин и др.

Т-р гастролировал по республике и в Казани, Чебоксарах, Горьком. Были пост. спектакли: "Гроза", "Женитьба", "Власть тьмы"; "Ярость" Яновского, "Любовь Яровая"; "Слава" Гусева, "Как закалялась сталь" и др. Из нац. драматургии большим успехом пользовались пьесы С. Г. Чавайна: драма "Пасека" и историч. трагедия "Акпатыр" об участии марийского народа в Крестьянской войне под рук. Пугач„ва (пост. Н. Д. Станиславского). В конце 30-х гг. начал свою творч. деятельность марийский драматург С. Н. Николаев. Его муз. комедия "Салика" выдержала сотни представлений и сохраняется в репертуаре до сих пор. Театр ставил пьесы Николаева ("Год 18-й" о прошлом народа мари, комедию "Новые плоды" о совр. марийской деревне), Шкетана ("Урожай"), классич. драматургию ("Коварство и любовь", "Мещане", "На дне"). В спектаклях широко использовался марийский муз. фольклор ("Воды текут" Николаева, муз. К. Смирнова и В. Миронова). В годы войны были пост. патриотич. спектакли ("Девушка в шинели" Николаева и др.). В 40-х ту, в репертуар вошли пьесы драматурга Н. М. Арбана - муз. комедии "Летняя ночь", "Новые песни". Этапными спектаклями в истории М. т. ид. стали спектакли "Янлык Пасэт" Арбана, историч. драма "Асан и Кансыл" И. Смирнова, совр. жизнь республики показал спектакль "В родном селе" А. Волкова. В нач. 50-х гг. пост. муз. драма Николаева "Айвика" (муз. К. Смирнова), разработку совр. тем продолжил спектакль "Ксения" Волкова. Т1? ставил классику - "Комедию ошибок" Шекспира,

"Бедность не порок" и др. В 1962 пост. "Семья" Попова (образ В. И. Ленина создал нар. арт. Мар. АССР С. И. Кузьминых), в 1963 - первая марийская опера "Акпатыр" на сюжет одноим„нной драмы С. Г. Чавайна (муз, Э. Сапаева). Ставятся пьесы молодых драматургов: "У ч„ртова оврага", "Два брата" Н. Рыбакова, "На жизненном пути" К. Коршунова и др.

Среди ведущих деятелей марийского т-ра: засл. деят. иск-в РСФСР С. Иванов (гл. реж. т-ра с 1957) : нар. арт. Мар. АССР Т. Г. Григорьев, С. И. Кузьминых, А. Т. Тихонова, И. Т. Якаев; засл. арт. РСФСР А. Г. Страусова; засл. арт. Мар. АССР В. К. Мазикова, М. М. Михайлова, Г. М. Пушкин, А. А. Кудрявцев, И. М. Матвеев.

Кроме Марийского гос. т-ра им. М. Шкетана, в республике работали нац. колх. передвижные т-ры в г. Козьмодемьянске (орг. 1933), Сернуре, Н. Торьяле, Морках и др. Работает рус. драм. т-р (Йошкар-Ола). В 1960-х гг. созданы нар. т-ры-в с. Морки и в Козьмодемьянске.

Лит.: Сергеев Л., Под одной крышей, "Театр", 1962, ј10; Гурьев Г., На спектаклях Марийского театра. "Театр", 1951, ј 10; К р ы ж и ц к и и Г., Устами Нила и Сатина, "Театральная жизнь", 1962, .ј2; КрыжицкийГ., Калашников М., Марий театр (1919-19 49), "Марий альманах", ј25, Йошкар-Ола, 1949(на мар. яз.); Разделы о театре в юбилейных сборниках к 20, 25, 30, 35, 40-летию Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1941, 1946, 1951, 1956, 1960. Г. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница