Наши партнеры

оборудование для конференц зала
Выгодно стоимость аренды автомобиля в ростове в компании РексРент.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 272)


РЕПЕРТУАР МАЛОГО ТЕАТРА С ОКТЯБРЯ 1917

(в скобках указаны фамилии режиссеров и художников)

1917. "Завтрак у предводителя" Тургенева (Фохт), "Шутники" Островского (Н. К. Яковлев, худ. Симов), "Саломея" Уайльда (Платон, худ. Петров и Дьячков), "Бешеные деньги" (Лепковскг.й, худ. Петров); "Флорентийская трагедия" Уайльда (Айдаров, худ. Петров и Дьячков).

1918. "Удобства жизни" Вильде (Фохт), "Декабрист" Гнедича (Платон, худ. Петров и Дьячков), "Посадник" А. К. Толстого (Санин, худ. Арапов), "Проделки Скапена" (Айдаров, худ. Ульянов), "Скупой" (Айдаров, худ. Ульянов).

4919. "Старик" Горького (Платон, худ. Юон), "Собака садовника" Лопе де Вега (Санин, худ. Юон и Дьячков), "Электра" Гофмансталя (Санин, худ. Петров и Дьячков), "Ревизор" (Платон, худ. Веснин).

1920. "Король Ричард III" Шекспира (Санин и Волконский, худ. Петров и Дьячков); "Женитьба Фигаро" (Платон, худ. Веснин).

1921. "Горе от ума" (Санин, худ. Петров), "Лес" (Санин, худ. Кардовский); "Холопы" Гнедича (Платон, худ. Дмитриев), "Оливер Кромвель" Луначарского (Платон, худ. Добужинский).

1922. "Пути к славе" Скриба (Волконский, худ. Веснин), "Как они хотели жениться" Моэма (Волконский, худ. Линдбладт), "Снегурочка" (П. М. Садовский, худ. Рождественский).

1923. "Его величество Трифон" Чижевского (Ермолов-Бороздин, худ. Михайлов), "Игроки" Гоголя (Волконский, худ. Мекк), "Недоросль" (Волконский, худ. Мекк), "На всякого мудреца довольно простоты" (Платон, худ. Соколов); "Железная стена" Рынды-Алексеева (Платон, худ. Соколов), "Нечаянная доблесть" Юрьина (Волконский,. худ. Мекк), "Сердце не камень" Островского (Платон, худ. Юон).

1924. "Завтрак у предводителя" Тургенева (Платон и Прозоровский, худ. Кардовский), "Дары волхвов" Юрьина (Волконский, худ. Егоров), "Дамская война" Скриба и Легуве (Волконский, худ. Егоров), "Плач Рахили" Кра-шенинникова (Ермолов-Бороздин, худ. Михайлов), "Юлий Цезарь" Шекспира (Платон и Прозоровский, худ. Лансере). "Медвежья свадьба" Луначарского (Эггерт, худ. Три-вас), "Бедность не порок" (Платон и Прозоровский, худ. Кардовский); "Псиша" Беляева (Прозоровский), "Ученик дьявола" Шоу (Платон), "Мораль пани Дульской" Заполь-ской (Ермолов-Бороздин, худ. Михайлов), "Уриэль Ако-ста" Гуцкова (Прозоровский, худ. Михайлов), "Волчьи души" Дж. Лондона (Волконский, худ. Симов), "Сто лет Малого театра" Платона (Платон, худ. Юон), "Матрос" Соважа и Делурье (Платон, худ. Юон), "Нахлебник" Тургенева (Платон, худ. Кардовский).

1925. "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва (Прозоровский, худ. Михайлов), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (Платон и Прозоровский, худ. Иванов), "Последний жемчуг" Персияниновой (Ланской), "Анна Кристи" О'Нила (Прозоровский, худ. Михайлов), "Серебряная коробка" Голсуорси (Платон, худ. Михайлов), "Заговор Фиеско" Шиллера (Волконский, худ. Федотов), "Обетованная земля" Моэма (Волконский, худ. Федотов), "За океаном" Гордина (Ланской), "Аракчеевщина" Платона (Платон, худ. Юон), "Семь ж„н Ивана Грозного" Смолина (Ланской, худ. Иванов), "Трактирщица" (Ланской, худ. Михайлов), "Загмук" Глебова (Волконский, худ. Федотов), "Женитьба Бальзаминова" Островского (Прозоровский, худ. Михайлов).

1926. "Брат наркома" Лернера (Прозоровский, худ. Михайлов), "Собор Парижской богоматери" Крашенин-никова по Гюго (Платон и Костромской, худ. Егоров), "Лево руля!" Билль-Белоцерковского (Прозоровский, худ. Иванов), "Доходное место" (Волконский, худ. Нивинский);

"Смерть Петра I" Шаповаленко (Прозоровский, худ. Михайлов), "Грех да беда на кого не жив„т" Островского (Нароков, худ. Михайлов), "Любовь Яровая" (Платон и Прозоровский, худ. Меныпутин).

1927. "Наследие врем„н" Платона (Платон, худ. Кардовский), "Бархат и лохмотья" Луначарского и Штуккена (Волконский, худ. Нивинский), "Амур в лапоточках" Сухотина по Лескову (Платон, худ. Крымов), "Пока они сражались" Вакса и Маттерна по Берже (Нароков, худ. Федотов), "1917 год" Суханова и Платона (Прозоровский, худ. Мень-шутин).

1928. "Сон в летнюю ночь" Шекспира (Костромской, худ. Михайлов), "Золото" О'Нила (Платон, худ. Федотов), "Гусары и голуби" Волькенштейна (Прозоровский, худ. Кустодиев), "Сигнал" Поливанова и Прозоровского (Прозоровский, худ. Комарденков), "Жена" Трен„ва (Владимиров, худ. Левин).

1929. "Огненный мост" Ромашова (Прозоровский, худ. Арапов), "Альбина Мегурская" Шаповаленко (Костромской, худ. Федотов), "Разбойники" (Платон, худ. Арапов); "Рас-теряева улица" Нарокова по Успенскому (Нароков, худ. Арапов), "Свои люди-сочт„мся" (Платон, худ. Кардовский).

1930. "Горе от ума" (Волконский, худ. Рабинович), "Мещанин во дворянстве" (Попов, худ. Айзенберг); "Ледолом" Чуркина (Попов, худ. Иванов), "Вьюга" Шимкевича (Платон и Прозоровский, худ. Кисел„в), "Горячие будни" Болотова (Попов, худ. Арапов), "Смена героев" Ромашова Нароков, худ. Арапов).

1931. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Платон, худ. Иванов), "Третья скорость" Финна и Волконского (Волконский, худ. Иванов), "Ясный лог" Трен„ва (Прозоровский, худ. Талдыкин и Михайлов).

1932. "В дальней фактории" Шаповаленко (Платон, худ. Талдыкин), "Плоды просвещения" (Хохлов, худ.Левин); "Интермедия 1 мая" Городецкого, "Цвета защиты" Зорич (Медведев и Никольский), "Разгром" Фадеева и Нарокова (Нароков, худ. Арапов), "Мстислав Удалой" Прута (Костромской и Никольский, худ. Меныпутин).

1933. "Бешеные деньги" (Платон, худ. Юон), "Дон Кар-лос" (Марджанов, худ. Арапов), "Враги" (Хохлов, худ. Левин); "Диплом" Бруштейн и Зона (Прозоровский, худ. Денисовский), "На бойком месте" (Садовский и Головин, худ. Иванов).

1934. "Бойцы" Ромашова (Прозоровский и Хохлов, худ. Либаков и Матрунин), "Скутаревский" Леонова (Волков, худ. Варпех), "Последняя бабушка из Семигорья" Евдокимова (Костромской и Никольский, худ. Меныпутин), "В чужом пиру похмелье" композицияНарокова по пьесам Островского "В чужом пиру похмелье", "Тяж„лые дни", "Семейная картина", "Трудовой хлеб" (Нароков, худ. Егоров).

1935. "Волки и овцы" (Хохлов, худ. Дмитриев); "Соло на флейте" Микитенко (Нароков, худ. Егоров), "На всякого мудреца довольно простоты" (Садовский, худ. Меныпутин), "Отелло" (Радлов, худ. Басов).

1936. "Семья Волковых" Давурина (Балабан), "Бронепоезд 14-69" Иванова (Волков, худ. Меныпутин), "Слава" Гусева (Хохлов, худ. Оцхели), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (Дикий, худ. Прусаков), "Салют, Испания!" Афиногенова (Пашенная, худ. Рындин).

1937. "Лес" (Прозоровский, худ. Герасимов), "Маленькие трагедии" (Нароков, худ. Сирвинт), "Борис Годунов" (Хохлов, худ. Щуко), "Коварство и любовь" (Абашидзе, худ. Оцхели); "На берегу Невы" Трен„ва (Хохлов, худ. Арапов).

1938. "Ревизор" (Волков, худ. Юон); "Дети Ванюшина" Найд„нова (Гладков и Иванов, худ. Меньшутин), "Дружба" Гусева (Хохлов, худ. Варпех), "Горе от ума" (Садовский, Судаков, С. Алексеев, худ. Лансере).

1939. "Евгения Гранде" по Бальзаку (Зубов, худ. Коз-линский), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (Волков, худ. Петрицкий), "Волк" Леонова (Судаков, худ. Рындин), "Жизнь" Панф„рова (Судаков, худ. Дмитриев).

1940. "Свадьба Кречинского" ' (Волков, худ. Варпех), "Без вины виноватые" (Пашенная п Алексеев, худ. Юон);

"Уриэль Акоста" Гуцкова (Судаков, худ. Рабинович).

1941. "Игра интересов" Бенавенте (Судаков, Цыганков и Лейн, худ. Рогач„в), "Варвары" (Судаков и Зубов, худ. Кноблок); "Волки и овцы" (Волков, худ. Васильев и Пименов), "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского (Никольский, худ. Кноблок), "В степях Украины" Корнейчука (Судаков, худ. Штоффер).

1942. "Отечественная война 1812" по Л. Н. Толстому (Судаков, худ. Вильяме), "Девушка-гусар" Кони (Зубов, худ. Кноблок), "Партизаны в степях Украины" Корнейчука (Цыганков, худ. Кноблок). "Осада мельницы" Золя (Велихов и Цар„в, худ. Кноблок), "Фронт" Корнейчука (Судаков, худ. Кноблок).

1943. "Нашествие" Леонова (Судаков, худ. Штоффер), "Пигмалион" Шоу (Зубов, худ. Козлинский).

1944. "Волки и овцы" (Садовский, худ. Юон).

1945. "Иван Грозный" А. Н. Толстого (Садовский, Зубов, худ. Соколов-Скаля), "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва (Цыганков и Бриллиантов), "Двенадцатая ночь" (Дудин.. худ. Рындин); "Самол„т опаздывает на сутки" Рыбака и Савченко (Цыганков, худ. Федотов), "Сотворение мира" Погодина (Зубов, худ. Соколов-Скаля).

1946. "Бедность не порок" (Никольский, худ. Кардовский и Пиотрович), "Мещане" (Дикий, худ. Егоров); "Слава" Гусева (Цыганков, худ. Пименов).

1947. "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (Зубов и Цыганков, худ. Пименов), "За Камой-рекой" Тихонова (Велихов, худ. Васильев), "Русский вопрос" (Зубов, худ. Каплуновский);

"Великая сила" Ромашова (Петров и Зубов, худ. Федотов), "На белом свете" Нилина (Прозоровский и Цыганков, худ. Пименов).

1948. "Минувшие годы" Погодина (Зубов, худ. Каплуновский), "Доходное место" (Зубов и Цыганков, худ. Каплуновский); "Южный узел" Первенцева (Юткевич, худ. Пименов), "Бесприданница" (Зубов, худ. Козлинский), "Коварство и любовь" (Цыганков, худ. Пиотрович); "Московский характер" Софронова (Дикий, худ. Шифрин), "Семья пилотов" Супонева (Кричко и Гладков, худ. Носов).

1949. "Рюи Блаз" Гюго (Бебутов и Велпхов, худ. Коэлин-ский), "Ревизор" (Цыганков, худ. Кардовский); "Молодость" Л. Зорина (Цыганков и Велихов, худ. Гранат), "Заговор обреч„нных" Вирты (Зубов, худ. Каплуновский), "Наш современник" Паустовского (Зубов и Цыганков, худ. Пименов), "Тайная война" Михайлова и Самойлова (Страдомская, худ. Козлинский), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Зубов и Цыганков, худ. Федотов).

1950. "Голос Америки" Лаврен„ва (Зубов, худ. Каплуновский), "Снегурочка" (Прозоровский, худ. Волков); "Калиновая роща" Корнейчука (Дикий, худ. Петрицкий), "Люди доброй воли" Мдивани (Дикий, худ. Кноблок).

1951. "Семья Лутониных" бр. Тур (Л. Волков, худ. Васильев), "Без вины виноватые" (Цыганков, худ. Б. Волков);

"Настя Колосова" Овечкина (Зубов, худ. Пластов), "Живой труп" (Л. Волков, худ. Васильев).

1952. "Дорога свободы" по Фасту (Равенских, худ. Волков); "Васса Железнова" (Зубов и Велихов, худ. Кноблок);

"Северные зори" Никитина (Зубов и Марков, худ. Волков), "Иначе жить нельзя" Софронова (Цыганков, худ. Каплуновский).

1953. "Когда ломаются копья" Погодина (Л. Волков, худ. Б. Волков), "Порт-Артур" Степанова и Попова (Зубов и Марков, худ. Волков), "Шакалы" Якобсона (Равенских, худ. Каплуновский), "Эмилия Галотти" Лессинга (Цыганков, худ, Кноблок).

1954. "Опасный спутник" Салынского (Гончаров, худ. Матвеев), "Сердце не камень" Островского (Волков, худ. Мешков),"Иван Рыбаков" Гусева (Равенских, худ. Курилко).

1955. "Крылья" Корнейчука (Зубов и Цыганков, худ. Волков), "Ванина Ванини" Юрьева по Стендалю (Гладков, худ. Эрдман), "Проданная колыбельная" Лакснесса (Марков, худ. Шифрин), "Макбет" (Зубов и Велихов, худ. Волков), "Такие времена" Юрандота (Волков, худ. Эрдман).

1956. "Воспитанница" Островского (Цыганков и Гладков, худ. Мешков), "Деньги" Софронова(Бабочкин, худ. Матвеев), "Д-р философии" Нушича (Зубов, худ. Рабинович), "Лето младшего брата" Приеде (Зубов, худ. Вилке), "Власть тьмы" (Равенских, худ. Волков); "Ночной переполох" Соважона (Кенигсон, худ. В. Р. Эрдман).

1957. "Село Степанчиково" Н. Эрдмана по Достоевскому (Л. Волков, худ. А. Васильев), "Одна ночь" Горбатова (Цыганков), "Когда горит сердце" Гольдфельда по В. Кину (Гончаров), "Каменное гнездо" Вуолпйоки (Гладков и Хох-ряков, худ. Э. Стенберг и Тарасов), "Вечный источник" Д. Зорина (Бабочкин, худ. Босулаев), "Привидения" Ибсена (Цыганков, худ. Волков).

1958. "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (Равенских, худ. Волков), "Вес„лка" Зарудного (Вурос), "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (инсц. Ильинского, реж. Ильинский и Цыганков, худ. Рындин).

1959. "Веер леди Уиндермиер" Уайльда (Комиссаржев-ский, худ. Дорер), "Завещание" Ермолинского (Л. Волков, худ. Б. Волков), "Карточный домик" Стукалова (Вурос, худ. Э. Стенберг), "Свои люди - сочт„мся" (Л. Волков, худ. Васильев).

1960. "Иванов" Чехова (Бабочкин, худ. Куманьков), "Осенние зори" Блинова (Равенских, худ. Волков), "Песня о ветре" Вейцлера и Мишарина (Коршунов и Монахов, худ. Волков и Клотц), "Неравный бой" Розова (Вурос, худ. Э. Стенберг), "Остров Афродиты" Парниса (Комиссар-жевский, худ. Волков), "Любовь Яровая" (Ильинский и Цыганков, худ. Рындин).

1961. "Взрыв" Дворецкого (Велихов, худ. Куманьков), -"Честность" Софронова (Ильинский и Цыганков), "Весенний гром" Д. Зорина (Бабочкин, худ. Волков), "Браконьеры" Раннета (Жаров, худ. Волков).

1962. "Гроза" (Пашенная и Гладков, худ. Волков);

"Коллеги" Акс„нова и Стабового (Бабочкин и Коршунов, худ. Белов), "Маскарад" (Варпаховский, худ. Стенберг);

"Палата" Ал„шина (Варпаховский, худ. Арндт и Попков).

1963. "Госпожа Бовари" Флобера (инсц. Битрих-Еремее-вой, реж. Ильинский и Шипов, худ. Рындин), "Перед ужином" Розова '(Монахов), "Горе от ума" (Е. Симонов, худ. Волков); "Нас где-то ждут" Арбузова (Е. Симонов, худ. Волков).

1964. "Дачники" (Бабочкин, худ. Босулаев), "Украли консула" Мдивани (Монахов, худ. Клотц).

Лит.: Белинский о драме и театре, М., 1948; Герцен А. И., Былое и думы, Л., 1947 (гл. М. С. Щепкин); Московский Малый театр. 1824-1924, М., 1924; Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М., 1924; Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны. Сб. статей, М., 1949; Современники о Малом театре.Сб. высказываний деятелей литературы и сцены, М., 1950; "Театр", 1949, ј 10; Д у-р ы л и н С. П., Московский академический Малый театр 1921-1929 гг.), в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств, М., 1953; Ромашов Б., Драматург и театр. М., 1953, с. 297-321; Ежегодник Малого т-ра. 1953-1954, М.. 1956; то же, 1955-1956, М., 1961; главы о Малом т-ре, в кн.:

Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954 (с. S5-101, 247-86, 519-76), т. 2, М., 1960 (с. 128-77, 566-91), т. 3, М., 1961 (с. 143-200); Ленский А. П., Статьи..., М., 19'50; Ю ж и н-С у м б а т о в А. И., Записки..., М., 1950; Яблочкина А. А., Жизнь в театре, М., 1953; Пашенная В., Искусство актрисы, М., 1954; Л у н а ч а р с к и и А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Зограф Н. Г., Малый театр второй доловины XIX в., М., 1960.

Ю. Д. (Дореволюц. раздел), Б. Рос. (Сов. раздел).

МАЛЫЙ ТЕАТР (KIeines Theater) - немецкий драматический театр. Возник в 1902 в Берлине на базе артистич. кабаре "Шум и Дым". В 1902-05 т-р возглавлял М. Рейнхардт, труппа состояла из артистов Нем. т-ра (Э. Рейхер, Р. Бертенс, Р. Валлентин, Ф. Кайслер, Л. Дюмон и др.). Выступая против натурализма, т-р черпал свой репертуар из символистич. декадент, драматургии. В первый сезон здесь были пост. "Вихрь" Стриндберга, "Саломея" Уайльда, "Дух земли" Ведекинда. Несмотря на увлечение модернист. драматургией и импрессионист, манерой игры Г. Эйзольд), мн. актеры т-ра следовали реалистич. традициям нем. актерского иск-ва. В 1903 здесь впервые в Германии были пост. "Плоды просвещения" и в 1905"Медведь" Чехова. Значит, событием стал спектакль "На дне", пост. реж. Р. Валлентином (под назв. "Ночлежка", 1903).

В 1905 большинство актеров М. т. перешли в Нем. т-р и т-р Каммершпиле. Т-р возглавил В. Барновский до 1912). При н„м репертуар т-ра заполнили бурж. салонные комедии и фарсы. Перед 1-й мировой войной т-р утратил художеств. значение и в нач. 20-х гг. превратился в коммерч. предприятие. Сцена М. т. служила гл. обр. гастрольной площадкой. В годы нацистского господства т-р был закрыт.

Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939. И. Н.

МАЛЫЙ ТЕАТР (в Петербурге) - см. Литературно-художественного общества театр.

МАЛЬКОВА, Вера Михайловна [р. 5(18).Ш. 1903] - белорус. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1927. В 1933 окончила Тбилисскую консерваторию по классу пения проф. О. А. Шульгиной-Бахуташвнли. В 1934- 1937 работала в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. С 1937 - солистка Белорус. т-ра оперы и балета.

Партии: Цира ("Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе), Марфочка ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Надейка , "Цветок счастья" Туренкова), Ольга ("Кастусь Калиновский" Лукаса); Татьяна, Марфа, Чпо-Чио-сан; Маргарита ("Фауст"), Микаэла и др.

В 1953-60 М. - худ. рук. Белорус. эстрады. Выступала в камерных концертах. А. Ив

МАЛЬМКВИСТ (Malmquist), Сандро (р. 5. IX. 1901) - шведский режиссер, театральный художник. Ученик П. Линдберга. В 1920-26 был ассистентом режиссера и художником в "Лоренсберг-театре" (Г„-теборг). В 1928 организовали возглавил эксперимент. "Т-р молодых" (Стокгольм). В 30-х гг. работал в Т-ре И. Экмана (Стокгольм), в Г„теборгском гор. т-ре. Затем основал и возглавлял до 1940 "Новый т-р" (Стокгольм), работал в разл. периферийных труппах. В 1947-59 - худ. рук. Гор. т-ра в Мальм„. Среди лучших спектаклей, пост. и оформленных М.,- "Тар-тюф" (1938); "Зимняя сказка" (1937), "Сон в летнюю ночь" (1944), "Гамлет" (1945) Шекспира, "Путешествие

Счастливчика-Пера" (1934), "Лето" (1946) Стриндберга, "Святая Иоанна" Шоу (1946), "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1955). Лучшие работы М. отличаются яркой праздничной театральностью. Но подчас увлечение оригинальными зрелищными формами мешает реалистич. воплощению идейного содержания пьесы.

Лит.: HillestromG., Theatre and ballet in Sweden, Stockh., 1953. Вл. М.

МАЛЬЦ (Maltz), Альберт (р. 28. X. 1908) - американский писатель и драматург. Будучи студентом Драматич. школы при Иельском ун-те, в 1932 написал совм. с Дж. Скларом пьесу "Карусель" - сатиру на продажных политиков. Следующие пьесы М.- антп-воен. драма "Мир на земле" (1934, совм. со Скларом) и "Т„мная шахта" (1935) о стачечной борьбе горняков Зап. Виргинии были пост. т-ром "Юнион". В одноактной пьесе "Рядовой Хикс" (1935) М. рассказывает о солдате, отказавшемся стрелять в забастовщиков. В годы войны М. работал в Голливуде, где писал сценарии. М.- активный участник движения сторонников мира. В 1947 был обвин„н в неуважении к конгрессу и в 1950-51 отбывал тюремное заключение. В 1953 написал одноактную пьесу "Дело Моррисона", обличающую маккартистов. С сер. 50-х гг. жив„т в Мексике.

Соч.: The citizen writer, N. Y., 1950; в рус. пер.-Избранное, М., 1951.

Лит.: Л е в и д о в а И. М., Альберт Мальц, М., 1954;

В г lining Е., Albert Maltz, Halle (Saale), 1957. Г. 3.

МАЛЮГИН, Леонид Антонович [р. 19. II (4. III). 1909] - русский советский драматург. Учился в Ле-нингр. техникуме печати и Ленингр. ин-те т-ра и музыки (аспирантура). Первая пьеса М.-"Старые друзья" (1945, Гос. пр. СССР, 1946, Т-р им. Ермоловой) широко шла в т-рах СССР, ставилась и за рубежом. Пьеса обнаружила склонность драматурга к разработке морально-этич. проблем, тонкой психологич. обрисовке характеров. Творчеству М. близка лирич. комедия, в этом жанре написаны и др. его пьесы: "Родные места" (1952, моек. Т-р им. Маяковского), "Путешествие в ближние страны" (1957, Казанский ТЮЗ), "Девочки-мальчики" (1959, Лен. ТЮЗ) и др. М. написал также пьесу о Н. Г. Чернышевском - "Молодая Россия" (1954, Моск. т-р им. Гоголя). Автор многочисл. статей о т-ре, монографии о творчестве Н. П. Хмел„ва ("Хмел„в", М.-Л., 1948).

По сценариям М. пост. фильмы "Поезд ид„т на Восток" (1948) и др. В 1945-46 преподавал в Ленингр. театр. ин-те им. Островского, в 1947-48-в ГИТИСе.

Соч.: Старые друзья, М.-Л., 1946; в сб.: Пьесы советских писателей, т. 8, М., 1955; Новые игрушки. Путешествие в ближние страны, М., 1957. f{ р

'МАЛЮТИН (наст. фам.- И т и н), Яков Осипович [р. 22. IV (4. V). 1886] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР. (1947). В 1907 учился в оперном классе Петерб. консерватории. С 1911 - сотрудник Александрийского т-ра. В 1915 окончил Петерб. театр. уч-ще (педагог Ю. М. Юрьев) и был принят в Александрийский т-р (ныне Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Первые крупные работы М.- Скалозуб ("Горе от ума", 1916) и Несчастливцев (1918) определили направление творчества актера, обладающего широким диапазоном. Хорошие внешние данные, музыкальность, пластичность способствовали успеху актера в романтич. ролях, в то же время актеру была свойственна комедийно-сатирич. острота в показе отрицат. персонажей, склонность к типизации.

Значит, место в творчестве М. занимают роли в пьесах сов. драматургов: Фауст ("Фауст и Город" Луначарского, 1920), Магара ("Виринея" Сейфуллиной, 1926), Бергман ("Конец Криворыльска" Ромашова, 1926), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1927), Скрыла ("Ярость" Яновского, 1930). С психологич. глубиной он раскрывал тему идейной перестройки старой интеллигенции, ставшей на путь служения сов. народу, - Бородин ("Страх", 1931), Ленчицкий-сын ("Бойцы" Ромашова, 1934). В образе Васина ("Русские люди", 1942) актер как бы продолжил биографию Ленчиц-кого. Сатирич. сторона дарования М. ярко проявилась в ролях - профессора Серебрякова (1946, "Дядя Ваня") и Генерала ("Игрок" по Достоевскому, 1956).

Роли: Де Сильва ("Уриель Акоста" Гуцкова), Петр I (о. п. А. Н. Толстого), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому), Тетерев ("Мещане"), Дудукин ("Без вины виноватые"), Дикой ("Гроза"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"). Галушка ("В степях Украины" Корнейчука), академик Моргунов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина) и др. Снимался в кино.

Соч.: Актеры моего поколения, Л.-М., 1959. АН. А.

МАЛЯВИН, Савелий Анатольевич [р. 5 (17). I. 1892] - русский актер и режиссер. Нар. арт. Кирг. ССР (1945). В 1911 окончил драм. курсы Лит.-художеств. об-ва в Петербурге. С этого же года актер Каменец-Подольского т-ра. Работал в т-рах Петрограда, Витебска, Петрозаводска, Вологды. Роли: Фигаро; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Порфи-рий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. С 1917 занимается режиссурой. В 1942- 1946 - худ. рук. Фрунзенского рус. т-ра. Пост. спектакли "Кремл„вские куранты" (1943), "Горе от ума", "Гроза" (1944); "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1946) и др. В 1947-49 - гл. реж. Новосибирского т-ра оперы и балета. Пост. "Бориса Годунова" в Т-ре оперы и балета Латв. ССР (Гос. пр. СССР, 1950). В 1951-60 возглавлял Ансамбль сов. оперы ВТО (Москва).

Пост.: "Хождение по мукам" Спадавеккиа (1951), "Укрощение строптивой" Шебалина, "Сем„н Котко" (обе в 1957), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1959) и др.

С 1962 занимается педагогич. деятельностью в Ин-те им. Гнесиных. Л. Ним., М. Лифш.

МАЛЯН,ДавидМелкумович[р.4 (17). IV. 1904]- армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1942). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 2-го созыва. Театр, образование-получил в Тбилиси в Арм. драм. студии под рук. А. Бур-джаляна. По окончании студии в 1923 поступил в труппу Ереванского гос. т-ра (ныне Т-р им. Г. Сундукяна). Играл также в Тбилисском арм. т-ре, Ленинаканском т-ре. Ереванском рабочем т-ре. актер большого внутр. драматизма, М. развивает в сво„м творчестве лучшие традиции реалистич. актерской школы. Благородная простота, мужественность, лаконизм, тщательный отбор выразительных средств сочетаются в творчестве М. с-реалистич. выразительностью, глубиной психологич. характеристик, яркостью красок.

Ведущее место в творчестве М. занимает сов. репертуар, он создал галерею образов сов. людей и героев революции.

Роли: Вааг ("На заре" Гулакяна, 1937), Арташес ("Под одной крышей" Боряна, 1957), Тигран ("Весенний дождь"-Тер-Григоряна, 1960), Арсен ("На мосту" Боряна), Потапов ("Московский характер" Софронова, 1949) и др. В армянской классич. драматургии: Рустам ("Намус" Ширван-заде), Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна, 1940), Тусян ("Убитый голубь" Нар-Доса, 1944), Смбат Алимян

("Хаос" Ширванзаде, 1959). В переводных классич. спектаклях - Яго, Клавдий ("Отелло", "Гамлет"), Жадов ("Доходное место", 1929), Паратов ("Бесприданница, 1946), Лопа-хин ("Вишн„вый сад", 1951), Каренин ("Живой труп", 1951), Чепурной ("Дети солнца", 1953). Выступает как режиссер. За спектакли "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Караге-зяна, "Дерзание" Овчинникова удост. Гос. пр. СССР (1950 и 1952). С 1925 снимается в кино. д

МАЛЯР‚ВСКИЙ, Павел Григорьевич [8 (21). I. 1904 -4. III. 1961] - русский советский писатель, драматург. В 1927 окончил юридич. ф-т Иркутского ун-та. Лит. деятельность начал в студенч. годы - писал пьесы, скетчи для самодеятельности, обозрения для "Синей блузы". С 1934 творч. жизнь М. связана с иркутскими т-рами. С 1937 М. зав. лит. частью Иркутского ТЮЗа, затем Драматического театра. Писал пьесы-сказки, к-рые шли в ТЮЗах: "Кот в сапогах" (1936), "Меч Китая" (1942), "Чудесный клад" (1947), "Не мо„, не тво„, а наше" (1950), "Репка" (1950), "Камень-птица" (1951) и др. Эти пьесы для детей и юношества, светлые, радостные, утверждали веру в человека труда. В Иркутском т-ре пост. его пьесы: "Доржи Банзаров" (1934) о первом бурятском уч„ном, "Кост„р" (1946) о послевоен. Сибири, "Канун грозы" (1950, Гос. пр. СССР, 1952) о Ленских событиях 1912, "Крутые перекаты" (1956) и "Поэма о хлебе" 1957). Пьесы М. шли на сценах многих сов. т-ров, переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Соч.: Костер. Сб. пьес, Иркутск, 1947; Очерк из истории театральной культуры Сибири. 1851-1951, Иркутск, 1957.

Лит.: Рясенцев Б., В поисках "чудесного клада", в сб.: "Писатели-сибиряки", вып. 2, Новосибирск, 1959, 6-100; Литвинцева Л., П. Г. Маляревский, Иркутск, 1954. М. Лифш.

МАМАЕВА, Нина Васильевна (р. 8. VIII. 1923) - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Ленингр. театр. ин-та (мастерская Л. Ф. Макарьева) в 1946 была принята в труппу Ленингр. ТЮЗа. Создала сценич. образы, проникнутые свежестью, душевной чистотой, грацией: Джульетта; Аня ("Вишн„вый сад"); играла роли советских девушек-подростков - Вика ("Аттестат зрелости" Гераскиной), Люся ("Е„ друзья" Розова), Наташа ("Дневник Наташи Соколовой" Зака и Кузнецова) и др. С 1954 - в труппе Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина. Обаянием ума, поэзией мысли проникнуто е„ исполнение ролей Офелии, Нины Заречной. Среди лучших ролей актрисы также - Лиза Кисельникова ("Пучина" Островского), Линда ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Маша ("Суровое счастье" Михайлова), Шен Те и Шуи Та ("Добрый человек из Сычуани" Брехта) и др. . С. Др.

МАМАТХАНОВ, Яхтяхон (р. 21. XII. 1914) - узбекский советский актер и театральный деятель. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1930 поступила Студию только что организованного К. Якубовым в Самарканде Муз.-драм. т-ра. С 1934 М.- актер, позднее .директор Ферганского т-ра. М. созда„т крупные сце-иич. образы волевых, сильных, деятельных людей.

Роли: Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы), Навои (о. п. Уйгуна и Султанова), Хамза (о. п. Яшена и Умари), Кочкар„в ("Женитьба"), Мукими (о. п. Сабира Абдуллы) и др. Снимается в кино. Автор ряда пьес. В. Д.

МАМБ‚ТОВ, Азербайжан (р. 1. IX. 1932) - казахский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1961). Окончил театр. уч-ще в Алма-Ате 1948-52) и режиссерский факультет ГИТИСа (1952- 4957). В 1957-63режиссер Казахского т-ра драмы.

Пост. спектакли: "Волчонок под шапкой" (1959), "Сватья приехала" (1961) Мухамеджанова, "Блудный сын" Раннета (1959), "Ox, девушки!" Байсеитова и Шангатбае-ва (1960), "Так начиналась эпоха" Шашкина (1960), "Ай-ман и Шолпан" Ауэзова (1960), "Мечтатели" Абишева 1961), "Абай" Ауэзова и Соболева (1962), "Собака на сене" 1962). Я. Л.

МАМЕДКУЛИЗАД‚, Джалил [псевд. - Молла Насреддин; 10(22. II). 1866, Нахичевань,- 4. I. 1932, Баку] - азербайджанский писатель, сатирик, драматург, публицист. В 1887 окончил Горийскую учительскую семинарию. Одновременно с педагогической деятельностью начал выступать в области драматургии - аллегорическая пьеса в стихах "Чаепитие" (1889) и одноактная пьеса "Игра в изюм" (1892). Принимал участие в организации спектаклей, выступал как актер. Развивая реалистич. традиции Ахундова, М. возглавил демократич.-революц. направление в азерб. лит-ре и т-ре. Основал в 1906 в Тбилиси и редактировал революц.-сатирич. журн. "Молла Насреддин".

М. вош„л в историю азерб. драматургии как страстный обличитель патриархально-феод. уклада до-революц. Азербайджана, неутомимый борец против фанатиков, вековой отсталости, невежества. Завоевал известность комедией "Мертвецы" (1909), направленной против невежества, лицемерия и ханжества. М. вводит в пьесу нового героя, восстающего против реакции, царившей в феод. Азербайджане, но бессильного искоренить зло. Пьеса впервые пост. 29 апр. 1916 в Баку (реж. Араблинский, шейх Насрулла - Алигули Гемкусар, Искандер - Мирза Ага Алиев). В 20-40-е гг. пьеса неоднократно ставилась в азерб. Т-ре им. Азизбекова, способствуя утверждению реалистич. тенденций, нац. своеобразия исполнительского иск-ва этого т-ра. В пьесе "Книга моей матери" (1922, Т-р им. Азизбекова) отражаются социальные противоречия дореволюц. Азербайджана. Последние пьесы М.- "Кеманча" (1920), "Школа селения Данабаш" (1921), "Сборище сумасшедших" (1927) разоблачают дикие нравы, фанатизм. Творчество М. способствовало развитию реалистич. направления в нац. драматургии и т-ре. Его пьесы (особенно "Мертвецы") отличаются социальной остротой, лаконизмом и ясностью изложения, народностью языка, скупого и выразительного. Характеры персонажей глубоко национальны, реалистически выразительны.

Соч.: Сечилмиш эсрлэри, ч. 1-2, Баку, 1951-54;

Бейук демократ. Молла Насрэддин, Баку, 1957; Избранное, пер. с азерб. [Вступ. ст. А. Шарифа], М., 1959.

Лит.: Искусство Азербайджана. Материалы по истории азерб. т-ра, [т. Ill], Баку, 1950, с. 93-103; "Театр", 1954, ј 1, с. 190. К. Кае.

МАМ‚ДОВ, Мехти Асадулла оглы (р. 22. V. 1918)- азербайджанский советский режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1956. Окончил актерское отделение Бакинского театр. техникума (1936), режиссерский ф-т ГИТИСа (по классу Н. М. Горчакова, 1941). В 1941-45 - реж. и художеств. руководитель Кировабадского т-ра, в 1945- 1956 -режиссер Т-ра им. Азпзбекова, в 1956-60 - гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Ахундова, в 1960-63 - гл. режиссер Т-ра им. Азизбекова. Работы М. отличаются лирич. мягкостью, изяществом и простотой. режиссер добивается создания жизненно-достоверной и поэтич. атмосферы спектакля.

Пост.: в Кировабадском т-ре - "Мадрид" Ибрагимова (1941), "Мнимый больной" (1942); "Вагиф" Вургуна (1942), "Собака на сене" (1943); в Т-ре им. Азизбекова -"Двенадцатая ночь" (1946); "Яшар" Джабарлы (1947), "Ревизор" (1952); "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли (1956); в Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Севиль" Амирова (1958), "Лакме" (1957);"Азад" Джангирова (1957), "К„р-оглы" Уз. Гаджибекова (1959), "Тоска" (1960) и др.

С 1945 вед„т педагогич. работу в театр. ин-те, перев„л на азерб. яз.: "Работа актера над собой" Станиславского, "Мещане", "Дачники" Горького, "Разбойники"; "Мария Тюдор" Гюго. Написал ряд театро-ведч. работ, в т. ч. уч. пособие по режиссуре, книги о МХТ и Малом т-ре, о нар. арт. СССР М. А. Алиеве, драматурге Сабите Рахмане и др. К. Кае.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница