Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avtomobilej-hendaj-v-moskve/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 265)


ЛУКИНА, Павла Мартыновна [р. 27. VI (9. VII). 1899] - русская советская актриса. Нар. арт. Североосетинской АССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1918 поступила в труппу гор. т-ра Алек-сеевки. Играла роли инженю в мелодрамах: Слепая ("Две сиротки" Деннери и Кормона), Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" по Гюго), Бенгали ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу). Затем Л. работала в т-рах Воронежа, Чебоксар и др. городов РСФСР. С 1938 - актриса в Орджоникидзе.

В 40-е гг. стала исполнять лирико-драматич. роли:

Нина ("Маскарад"), Луиза ("Коварство и любовь"), Джемма ("Овод" по Войнич), Софья Ковалевская ("Цель жизни" бр. Тур), в к-рых ярко проявился живой темперамент актрисы, умение тонко воспроизвести одухотвор„нность внутренней жизни своих героинь. Е. Ж.

ЛУКИЯ (??????) [наст. имя и фам.- Лукия К о к и-ноти (????????)] (р. 21.11.1915)-греческая артистка балета и балетмейстер. В детстве обучалась танцу у частных педагогов в Афинах, затем в 1933-37-в Германии. С 1937 - балетмейстер в Нац. т-ре, с 1940- балетмейстер и ведущая танцовщица Афинской оперы (исполняла партию Нимфы - "Разносчик" Петридеса, и др.). Л.- одна из первых греч. танцовщиц, пытавшихся придать нац. танцу театр. форму. Во время оккупации Греции нем. фашистами Л. уехала из Греции. В 1947-50 выступала преим. в США. В 1951, вернувшись в Грецию, возглавила балетную школу при Афинской опере, а в 1953 открыла свою школу. С 1957 работает балетмейстером в Пирейском т-ре греч. трагедии, с к-рым в 1963 приезжала в СССР. Е. С.

ЛУККА (Lucca), Паолина (25. IV. 1841-28. II. 1908) - австрийская артистка оперы (драматич. сопрано). По национальности итальянка. Пению обучалась в Вене, пела в хоре Венской оперы. В 1859 дебютировала в Оло-моуце в партии Эльвиры ("Эрнани" Верди) и сразу завоевала известность. В 1861 по приглашению Мей-ербера выступила в Берлинской придворной опере, где оставалась до 1872. Под рук. Мейербера Л. исполняла партии в его операх, в т. ч. Селика в "Африканке" (одна из лучших партий Л.). Выступала в России (1868-69, 1877), Англии, США и др. странах. В 1874-89 пела в Венской придворной опере, после чего оставила сцену. Обладала голосом редкой красоты, большого диапазона (две с половиной октавы), выдающимся драм. талантом.

Партии: Церлина ("Дон Жуан"), Керубино ("Свадьба Фигаро"), Кармен; Норма (о. п. Беллини), Церлина ("Фра Дьяволо" Обера), Валентина ("Гугеноты"), Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Маргарита ("Фауст") и др.

Лит.: J a n s e n-M ara A. und Weisse-Zeh-rcr D., Die Wiener Nachtigall, В., [1935].

ЛУКО КРУЧАГА (Luco Cruchaga), Херман (1894- 2. VI. 1936) - чилийский писатель, драматург, журналист, художник. Лит. деятельность начал как автор рассказов. Первая пьеса Л. "Хозяин и господин" (1926, труппа Э. Лильо) направлена против продажности, моральной развращ„нности бурж. общества. Подлинное признание получила психологич. драма "Вдова Апабласы" (1928, труппа А. Харкеса - Э. Лильо) о судьбе волевой, мужественной женщины, пожертвовавшей своим счастьем для пасынка. Эта пьеса, отличающаяся глубиной и силой разработки характеров, нац. колоритом, богатством нар. языка,- одно из лучших произв. чилийской драматургии. В 1956 е„ пост. Эксперимент, т-р ун-та Чили и с этого времени пьеса ставится мн. т-рами страны. Среди др. пьес- "Ставок больше нет", "Плясун".

Лит.: Duran Cerda J., Panorama del teatro chileno 1842-1959, Santiago, 1959. Л. Х.

ЛУКОВСКИЙ, Игорь Владимирович [р. 26. IV (9. V). 1909] - русский советский драматург. В 1925-28 учился в Одесском кинотехникуме. Лит. деятельность начал в 1925. В 1937 дебютировал в драматургии историч. пьесой "Емельян Пугач„в" (ЛенТЮЗ). ?дальнейшем Л. продолжил работу в жанре историч. драмы - "Адмирал Нахимов" (1941, моек. Камерный т-р), "Битва при Грюнвальде" (1944) и др. Л. принадлежит также св. 50 одноактных пьес, либретто оперы "Три встречи" (1942), оперетты "Роза ветров" (1946), а также киносценарии - "Зигмунд Колосов-ский" (1946), "Адмирал Нахимов" (1947, Гос. пр. СССР, 1947) и др.

Др. пьесы: "Закон звезды" (1946), "Тайна вечной ночи" (1949, Центр, детский т-р), "Верность", (1954, т-р "Ромэн"), "Была ли Атлантида?" (1962) и др. Дм. Д.

ЛУКЬЯНОВ, Александр Павлович [р. 26. VII (8. VIII). 1901] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1954). Родился в семье сельского учителя. В 1924 поступил в театр. школу при Моск. т-ре Революции (педагог А. Л. Грипич). С того же года работает в Т-ре Революции (ныне Т-р им. Маяковского).

Первонач. Л. играл лирич., романтич. роли молодых героев, был одним из партн„ров М. И. Баба-новой. Роли: Жадов; Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега), Герман ("Таня" Арбузова). В 50-60-е гг. играет гл. обр. характерные роли: Глухов ("Победители ночи" Штока), Антипа ("Зыковы"), Тихон ("Гроза"), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Пыляев ("Садовник и тень" Леонова), Подрезов ("Человек в отставке" Софронова), Монах ("Фауст и смерть" Левады), адмирал Часовников ("Океан" Штейна), поэт Бен Александер ("В горах мо„ сердце" Сарояна). Л. выступает на радио как чтец. Бал.

ЛУКЬЯНОВ, Сергей Владимирович [р. 14 (27). IX. 19101 - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1952). Вырос в шахт„рской семье, учился в горнорудном уч-ще. 9 лет работал на шахте, одновременно занимаясь в кружке театр. самодеятельности. После исполнения роли Годуна в спектакле "Разлом" был приглаш„н в труппу проф. т-ра ("Донбасский т-р", 1929). В 1929-31 был артистом Харьковского Краснозаводского т-ра. Затем играл в Архангельске и др. периферийных т-рах. В 1956-63-актер МХАТ. В 1942-55 и с 1963-в Т-ре им. Вахтангова.

Л. - актер совр. гражданской темы. Его герои - борцы за справедливость: коммунист Прокоп, шахт„р

Кондрат ("Приезжайте в Звонковое" и "Макар Дубрава" Корнейчука), редактор-демократ Макс Вента ("Заговор обреч„нных" Вирты), Робби ("Миссурий-ский вальс" Погодина) (все в т-ре им. Вахтангова). Образы, созданные Л., народны, отмечены лиризмом, юмором, большой сценической искренностью и обаянием. В произв. классич. драматургии Л. сыграл Кудряша ("Гроза", Т-р им. Вахтангова), Лопахина ("Вишн„вый сад", МХАТ) и др. Лучшая роль Л. в т-ре - Егор Булычев ("Егор Булычев и другие", 1951, Т-р им. Вахтангова; Гос. пр. СССР, 1952). Творчески следуя традициям Б. В. Щукина, Л. в то же время оттенял в Булычеве черты человека из народа, отец к-рого "плоты гонял".

Л. много снимается в кино: Гордей Ворон ("Кубанские казаки"), полковник милиции Афанасьев ("Дело Румянцева"), старый рабочий Матвей Журбин ("Большая семья") и др.

Лит.: Ясколько Е., Дорогой современника, "Театральная жизнь", 1962, ј 10, с. 12-14; АйзенштатО.. Человек из народа, "Театр", 1950, ј 11, с. 41-47; М а ц-к и НА., "Егор Булычев" в театре им. Евг. Вахтангова, "Театр", 1952, .ј 4, с. 45-57. О. Р.

ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич [23 .XI (5. XII). 1875, Полтава,26. XII. 1933, Ментона, Франция] - русский советский государственный и общественный деятель, драматург, литературный и театральный критик. Чл. Коммунистич. партии с 1897. Академик (1930). Род. в семье чиновника. Окончил два курса естественно-философского ф-та в Цюрихе. С юности был связан с марксистскими кружками, 17 лет вступил в с.-д. организацию и вскоре стал профессиональным революционером. Активный участник революции 1905-07.

Лит.-критич. деятельность Л. началась в 1900-х гг. Он сотрудничал в ряде периодич. изданий, выступал по вопросам лит-ры, т-ра. Находясь за границей (был в эмиграции в 1906-17), систематически знакомил рус. читателя с зарубежным иск-вом ("Парижские письма" в журнале "Театр и Искусство"). Вопросами эстетики Л. занимался с начала своей лит. деятельности ("Основы позитивной эстетики", 1904). Критикуя упадочную культуру Запада, Л. последовательно защищал реализм, идейность, демократич. тенденции рус. иск-ва от модных веяний модернизма и декаданса" Однако в те годы его взгляды ещ„ не были свободны от субъективного идеализма, биологизма, а определение прекрасного носило надклассовый характер. Идеологии, ошибки Л., особенно резко проявившиеся в годы реакции (богостроительство), были раскритикованы В. И. Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм".

После революции Л. целиком посвятил себя культурному строительству в СССР, активно проводил ленинскую политику в области иск-ва, участвовал в создании ряда партийных документов ("Декрет об объединении театрального дела в России", подписанный Лениным и Л. 26 авг. 1919, и др.). Первый нарком просвещения РСФСР (1917-29), Л. осуществлял гос. руководство сов. т-ром, разрабатывал и утверждал его идейно-политич. и организационные принципы; привлекал лучших представителей художеств. интеллигенции к строительству нового т-ра. В своих статьях и выступлениях Л. требовал охраны культурных ценностей прошлого от нигилистич. посягательств, призывал бережно относиться к академич. т-рам, к художникам старшего поколения. В обстановке ожесточ„нных споров о возможности использования реализма для нужд революц. иск-ва Л. выдвинул лозунг "Назад к Островскому!" (1923), резко протестуя против сценич. искажения классики; неустанно пропагандировал творчество выдающихся актеров и режиссеров-реалистов (статьи о Мочалове, Федотовой, Южине, "Для чего мы сохраняем Большой театр?", "Очерк истории Художественного театра", "К столетию Малого театра", "Станиславский, театр и революция" и др.).

Не менее активно способствовал Л. росту новых явлений в иск-ве, он поддерживал художественные коллективы, сложившиеся после революции, поощрял искания, внимательно следил за жизнью молодых театров, пропагандировал сов. драматургию (статьи о т-рах - Большом драматич. т-ре в Ленинграде, о Т-ре им. Вахтангова, о т-ре Революции, Траме, детском т-ре, цирках, статья "Достижения театра к девятой годовщине Октября", и о спектаклях - "Барсуки". 1 "Бронепоезд 14-69" во МХАТе и др.). j

Л. в„л неустанную борьбу с формализмом, лженова- ; торством. Критикуя формалистич. и идеалистич. за- блуждения таких художников, как В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Л. выделял в их творчестве жизнеспособное, реалистич. начало. Но, проявляя терпимость, чуткость, педагогич. такт в оценке сложных явлений иск-ва, Л. порой допускал излишний либерализм. Так, не встретили у него должного отпора выступления футуристов, он соглашался с требованием автономии для Пролеткульта. Эти ошибки Л. были осуждены В. И. Лениным. Один из самых эрудированных людей своего времени в области лит-ры и иск-ва, Л. был прекрасным оратором, блистательным полемистом, обладал острым критич. темпераментом.

Драматургия Л. близка традициям "укрупн„нного реализма" Малого т-ра, ей свойственна романтич. приподнятость, масштабность, обобщ„нность формы: "Королевский брадобрей" (1906), "Фауст и Город" (1918), "Оливер Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла", "Освобожд„нный Дон-Кихот" (1921). Обращаясь к легендарным фигурам прошлого, переосмысляя их с позиций современности, в свете задач освободительной борьбы народов, Л. стремился создать т-р сильных героев, пламенных страстей. Л. принадлежат также драмы "Бархат и лохмотья", "Медвежья свадьба", "Канцлер и слесарь", "Яд". Пьесы Л. ставились на сцене Малого т-ра - "Оливер Кромвель" (1921), "Медвежья свадьба" (1924), "Бархат и лохмотья" (1927); т-ра б. Корш - "Канцлер и слесарь" (1921), "Яд" (1925); Ленингр. т-ра драмы - "Фауст и Город" (1920),

"Канцлер и слесарь" (1923), "Бархат и лохмотья" (1927) и мн. др. Пьесы Л. ставятся и в наст. время, они были пост. и за рубежом (в Германии, Японии и др.). Имя А. В. Луначарского присвоено ряду сов. т-ров, а также Гос. ин-ту театр. иск-ва в Москве (ГИТИС).

Соч.: Драматические соч., т.-1-2, М., [1923]; Искусство и революция. Сб. ст., [М.], 1924; О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958 (вступит, ст. А. Дейча, имеется библиография); О Вахтангове и вахтанговцах, М-, 1959; Пьесы, М., 1963; Собр. соч. в 8 тт., т. 1, М., 1962.

Лит.: E л к и н А., А. В. Луначарский, М., 1961;

Самойлова Н., А. В. Луначарский - борец за советское искусство, М., 1961. J5.1.

ЛУНД, О. И. -- см. Геррец-Лунд, О, И. ЛУСАН (полная фам.- Лусан Кларамунт де Суэльве с-и-Г у р р e a; Luzan Claramunt de Suelves y Gurrea), Игнасио (28.III.1702-19.IV. 1754) - испанский теоретик искусства и литературы. Гл. труд Л.- теоретич. трактат "Поэтика, или Правила поэзии в е„ целом и важнейших е„ родов" ("Poetica e reglas de la poesia en general y de sus principales especies, Madrid, 1747). В суждениях о драматич. поэзии (кн. 3) Л. не выходит за пределы эстетич. теории классицизма: иск-во, по утверждению Л., должно основываться на принципах разума и подчиняться правилу "тр„х единств", жанры должны строго разграничиваться на "высокие" (трагедия) и "низкие" (комедия) и т. д. "Поэтика" Л. оказывала большое влияние на развитие драмы вплоть до утверждения романтич. эстетики (19 в.).

Соч.: Poetica, [v. 1-2], Barcelona, 1956. Лит.: Cano J., La poetica de Luzan, Toronto, 1928;

Menendez y Pelayo М., Historia de las ideas esteticas en Espana, v. 3, Madrid, 1940. 3. //.

ЛУСИНЯН, Артем Гайкович [5 (18).VII.1910-26.VII.1963] -- армянский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Ком-мунистич. партии с 1954. Окончил Драм. студию при Доме арм. иск-ва в Тбилиси (1928) и вступил в труппу Арм. т-ра в Тбилиси. Играл драматич., комедийные и характерные роли. Обладал прекрасными внешними данными, звучным голосом, выразительной дикцией, большим сценич. обаянием.

Роли: Пэпо, Осеп ("Пэпо", "Разорений очаг" Сундукяна), Смбат, Сейран ("Хаос", "На-мус" Ширванзаде), Александр ("Ут„с" Папазяна), Тусян ("Убитый голубь" Нар-Доса), Отелло, Уриэль Акоста, Арбенин, Незнамов, Жадов; Сам-вел (по одноим. роману Раффи), Георг Марзпетуни (по од-ноим. роману Мурацана), Арсен, Хевисбери Гоча (о. п. Шан-шиашвили), Камо (о. п. Барсегяна), Вааг ("На заре" Гула-кяна), Ф„дор ("Нашествие" Леонова), Сергей ("Парень из нашего города" Симонова), Эзоп ("Лиса и виноград" Фи-гейреду) и др. Б. А.

ЛУСИНЯН, Мартын Христофорович [р. 8 (20). II. 1896]- русский советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность начал в 1911. Играл в т-рах драмы и оперетты Ростова-на-Дону, Свердловска, Еревана и др. городов. С 1948 Л.- артист Краснодарского т-ра муз. комедии.

Роли: Попандопуло ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Богдан Сусик, Тюфякин, Лососиноостровский ("Трембита", "Девичий переполох", "Цирк зажигает огни" Милютина), Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Эстер" гази. Воляпюк, Пеликан ("Марица", "Сильва", "Принцесса цирка" Кальмана), Зупан, Дежурный ("Цыганский барон", "Летучая мышь" И. Штрауса).

ЛУ СУ (р. 1917) - китайский композитор, музыкальный деятель и критик. Окончил Художеств. академию им. Лу Синя в Яньане. Принимал деятельное участие в создании Пекинского нар. художеств. т-ра и Центр, эксперимент, оперного т-ра Китая. Автор либретто опер "Лю Ху-лань", "Под тенью акаций" и др. и мы. массовых песен. Л. С. занимается теоретич. проблемами оперного иск-ва в КНР. И. Г.

ЛУСЦИЙ ЛАНУВЙН (Luscius Lanuvinus; 2 в. до н. э.) - древнеримский комедиограф. Представитель т. н. комедии плаща (паллиаты). Известен полемикой со своим лит. соперником драматургом Теренпием по вопросу о допустимости контаминации при переработке греч. образцов (Л. Л. был противником контаминации). Сохранились лишь названия комедий Л. Л.-"Призрак" и "Сокровище". План его комедии "Клад" излагает Элий Донат (4 в.). Т. Вас.

ЛТЕРБУР (Loutherbourg, Lutherburg), Филипп Жак де (31.X. 1740-11. II 1.1812)- английский художник и декоратор. В 1773 был приглаш„н Д. Гарриком в качестве театр. художника в т-р "Друри-Лейн". Первый же спектакль, оформленный Л.,-"Рождественская сказка" Гаррика с музыкой Ч. Дибдина

(1773), изумил зрителей пышностью декораций, изобретательностью машинерии. Л. утверждал в т-ре романтич. живописность и фантастич. зрелищность в противовес принципам классицистского т-ра. Работая с Гарриком, а после его ухода из т-ра (1776) с Дж. Кемблом (до 1794), Л. обогатил рядом новшеств декорационную (объ„мные декорации, сценич. транспаранты) и осветительную (разноцветные ст„кла в лампах) технику, усовершенствовал театр. костюмы. Современники называли Л. "корол„м декораторов". Традиции Л. сохранялись в "Друри-Лейн" ив 19 в.

Лит.: W h i t 1 е у W. Т., Artists and their friends in England. 1790-1799, v. 2, L.- Boston, [1928].

ЛУТС, Мета Андресовна [23.VIII (5.IX).1905- 1. VI 1.1958] - эстонская советская актриса. Засл. ярт. Эст. ССР (1955). В 1925 была принята в труппу т-ра "Эстония" и вскоре стала одной из ведущих штрис этого т-ра. В 1949 перешла в таллинский Гос. драм. т-р (ныне Т-р им. В. Кингисеппа). Актриса широкого творческого диапазона, Л. создала галерею сценических образов, вошедших в историю эстонского театра. Находила для каждой роли особую характерность, острый, выразительный пластический рисунок.

Роли: Сандра ("Женщины из Нискавуори" Вуолийоки), госпожа Вярихейн ("Жизнь в цитадели" Якобсона), Паула Кабрал ("На задворках" Лутса). Л. была тонким мастером психологич. драмы - Маша ("Три сестры"), Рита, г-жа Корчен ("Два лагеря", "Потерянный рай" Якобсона), Хулда из Юураку (о. п. Вуолийоки) и др. С успехом играла также трагедийные роли: королева Елизавета ("Мария Стюарт"), Гертруда ("Гамлет") и др. С. Лев.

ЛУТС, Оскар [26.XII.1886(7.1.1887)-23.III.1953]- эстонский писатель, драматург. Написал комедию из деревенской жизни "Паунвере" (1913), одноактные бытовые комедии "Кочан капусты" (1913), "Дельцы" (1913), "Наследники" (1915) (все пост. в т-ре "Ванемуй-не"), а также лирич. детские пьесы "Старичок из Юле-мисте" (1919) и "Голубой родник" (1919) по мотивам сказок. Пьесы Л. имели большое значение для развития эст. драматургии. Они показывали социальные отношения в эст. деревне, высмеивали мещанское самодовольство, жадность.

В репертуар т-ров вошли инсценировки повестей Л. ("Весна", "Лето", "Свадьба Тоотса", "На задворках"), осуществл„нные А. Сярева. Нек-рые пьесы Л. переведены на латыш. и фин. яз., ставятся в Латвии.

Соч.: Teosed, kd [4-6], Tallinn, 1954-56. Я. А.

"ЛУЧАФЭРУЛ" (Республиканский молод„жный молдавский театр "Лучафэрул"). Создан в 1960 в Кишин„ве. Т-р получил название "Лучафэрул"- утренняя заря. Основной состав труппы - выпускники молдавской студии Моск. театр. уч-ща им. Б. Щукина. Труппа пополнилась за сч„т выпускников театр. ф-та Кишин„вской консерватории и учащихся студии, созданной при т-ре.

Лучшие спектакли: "Два цвета" Зака и Кузнецова (1960), "Вс„ в порядке" Лупана (1962), "Звезда Севильи" Лопе де Вега (1963), "Ноль по поведению" Стоянеску и Саввы. Во время декады молд. иск-ва и лит-ры в 1960 т-р показал лирич. комедию молд. драматурга К. Кондри "Полевые цветы", водевиль Варена и Буайе "Свадебный костюм".

В 1963 т-р выступал в Кремл„вском т-ре со спектаклями: "Дети и яблоки" Кондри, "Проделки Ска-пена"; "Автор умр„т сегодня" Миродан. Гл" реж. т-ра Н. С. Аронецкая, гл. худ. засл. деятель искусств Н. А. Алентьев. Молодой коллектив занят поисками новых сценич. решений. Спектакли т-ра отличаются естественностью и жизненной правдой. Т-р играет на небольшой сценич. площадке, оформление спектаклей лаконичное. Д. П.

ЛУЧЙЦКИЙ, Борис Болеславович (р.7.II.1906) - украинский советский актер и режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Род. в актерской семье, начал выступать с 6 лет в укр. труппе А. Л. Суходольского (1912). После Октябрьской революции играл в т-ре при дивизии Г. И. Котовского (Киев. обл., 1921-22), затем работал в разл. т-рах Украины. С 1933 - актер и гл. режиссер нежинского укр. Т-ра им. М. Коцюбинского. С 1960 - актер и режиссер черниговского Т-ра им. Шевченко. Играет героико-характерные роли.

Роли: Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Годун ("Разлом"), Платон, Романюк ("Платон Кречет", "Калиновая роща" Корнейчука), Коломийцев ("Последние"), Микола ("Украденное счастье" Франко) и ДР.

Пост.: "Украденное счастье" Франко (1934), "Платон Кречет" (1935); "Щорс" Дольда-Михайлика (1939). "Любовь Яровая" (1938), "Бронепоезд 14-69" (1957), "Власть тьмы" (1954) и др. С. 3.

ЛУШИН, Александр Ф„дорович [р.3 (16). III. 1902]- русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Учился в Моск. ун-те (1923-28, биологич. ф-т). Художеств, образование получил во ВХУТЕИНЕ (1928-30, декоративное отделение, класс П. П. Кончаловского, С. В. Герасимова, И. М. Рабиновича), Ленингр. ин-те живописи, архитектуры и скульптуры (1930-33). Первая работа Л.- оформление спектакля "Хорошая жизнь" Амагло-бели в Т-ре под рук. Смышляева (1933). Осн. творческие интересы Л. связаны с муз. т-ром. С 1950- гл. художник Муз. т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко.

Спектакли: "Снегурочка" (1939); "Алеко" Рахманинова (1940) - в Оперной студии Моск. консерватории; "Эсме-ральда" Пуни (1950), "Лебединое озеро" (1953); "Так поступают все женщины" Моцарта (1962) - в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1940-44 Л. работал в Туркм. ССР, оформил: "Зохре и Тахир" Шапошникова, "Девушки моря" Корчмар„ва в Т-ре оперы и балета; "Ревизор" в Туркм. драм. т-ре. В 1959 Л. создал оформление балета "Эсмеральда" для ежегодного фестиваля в г. Сегеде (Венгрия). В. Бер.

ЛЫСЕНКО, Дмитрий Григорьевич (р. 1880) - рус. и укр. советский актер. Нар. арт. Молд. ССР (1943). Сценич. деятельность начал в 1897 как артист хора в укр. т-ре под рук. М. Л. Кропивницкого. В 1901-15 играл в т-рах Киева, Харькова, Одессы, в 1917-21- в укр. труппе под рук. Д. Г. Гайдамаки (Ставрополь, Харьков), в 1924-27-в рус. т-рах Астрахани, Воронежа, Волгограда. В 1931-41-в укр. т-ре Тирасполя. После войны был одним из активных участников восстановления т-ров Молд. ССР. В 1944- 57актер Кишин„вского рус. т-ра.

Роли: Кучумов, Лыняев, Нароков ("Бешеные деньги", "Волки и овцы", "Таланты и поклонники" Островского), Серебряков ("Дядя Ваня"), Городничий; Ока„мов ("Машенька"), Дурново ("Семья" Попова). Д. /7.

ЛЫСЕНКО, Николай Витальевич [10 (22).III.1842, с. Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губ.,- 24.Х (6.XI).1912, Киев] - украинский композитор, хоровой дириж„р, пианист, фольклорист, музыкально-общественный деятель и педагог. Основоположник укр. нац. муз. школы. Музыке обучался первонач. у своей матери и у харьковского педагога Н.Д.Дмитриева, в 1867 поступил в Лейп-цигскую консерваторию, которую окончил в 1869 по классам фп. и композиции. До 1859 учился в Харькове, в 1860-64- в Киевском ун-те, где сблизился с кружком передовой студенч. молод„жи, участвовал в тайных студенч. сходках. В 1874-76 совершенствовался как композитор у Римского-Корсакова в Петербурге, где познакомился с Мусоргским, Бородиным, Кюи, Стасовым. Творч. общение с рус. муз. деятелями сыграло большую роль в становлении идейно-художеств. взглядов Л. Восприняв реалистич. принципы "Могучей кучки", Л. претворил их в сво„м творчестве на основе укр. нар. муз. иск-ва. С 1876 Л. поселился в Киеве, где началась его композиторская деятельность. Л. создал вок. цикл "Музыка к "Кобзарю" Т. Г. Шевченко", охватывающий разнообразные вок. жанры - от песен и романсов до кантат и разв„рнутых муз.-драм. сцен ("Гайдамаки", "Иван Подкова", "Иван Гус" и др.). Оперное творчество Л. сочетает традиции укр. нар. драмы с достижениями рус. оперной классики, оно заложило основы укр. нац. оперного т-ра. В нежной и мечтательно-поэтич. музыке лирико-фантастич. оперы "Утопленница" на сюжет "Майской ночи" Гоголя (1885, труппа М. П. Старицкого, Харьков) ярко раскрылся лирич. талант композитора. Лирико-комич. опера "Наталка-Полтавка" по И. П. Котля-ревскому (1889) - популярнейшее произв. Л.- построена на крестьянских и гор. укр. песнях. Вершина оперного творчества Л.монумент, героико-романтич. опера "Тарас Бульба" по одноим. повести Гоголя (1890, пост. 1925, Харьковский т-р оперы и балета), воссоздавшая образ народа-борца. Беспощадной сатирой на царское самодержавие явилась опера "Энеида" по И. П. Котляревскому (1911, труппа Н. К. Садовского, Киев).

Л. написал также оперы "Черноморцы" (1872), "Рождественская ночь" по повести Гоголя (1874, Киев; 2-я ред. 1883, Харьков), детские оперы "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891), "Зима п Весна, или Снежная красавица" (1892), музыку к пьесе М. П. Старицкого "Последняя ночь", к "Гамлету" и др., также ряд камерно-инструмент., вок. соч. Л. создал классич. образцы обработок нар. песен, написал исследования, посв. укр. нар. музыке. В 1904 Л. основал в Киеве муз.-драм. школу (ныне Муз.-драм. школа им. Н. Лысенко), где учились мн. видные деятели укр. муз. иск-ва. Творч. принципы Л. получили развитие в муз. деятельности его учеников и последователей - К. Г. Стеценко, Я. С. Степового, Н. Д. Леонтовича, С. Ф. Людкевича, Л. Н. Ре-вуцкого, М. И. Вериковского и др. Имя Л. присвоено Харьковскому т-ру оперы и балета, Львовской консерватории, Киевской музыкальной школе-десятилетке.

Лит.: Старицкий М. П.,К биографии Н. В. Лысенко (Воспоминания), Киев, 1904; Арх?мович Л., Горд?йчук М., М. В. Лисенко, Кив, 1952; Л и с е н-к о О. М., Про Миколу Лисенка, Кив, 1957; его же, М. В. Лисенко (Спогади сина), Кив, 1959; Г о з е н-п у д А. А., Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура, М., 1954. . Гол.

ЛЬВОВ, Николай Иванович [р. 23.VII (4.VIII). 1893] - русский советский театровед, педагог. Окончил Моск. ун-т (1917), Высш. театр. мастерские (1922). Автор работ по истории т-ров нар. Ср. Азии и Казахстана и методич. пособий для художеств. самодеятельности. Канд. искусствоведения.

С о.ч.: Построение агит-зрелища, М., 1930; Материалы к истории тадж. театра, в сб.: Труды Гос. театр. музея им. А. А. Бахрушина, М.- Л., 1941; Киргизский театр. М.у 1953; Казахский академия, театр драмы, Алма-Ата, 1957, Казахский театр. М., 1961. А. Ив.

ЛЬВОВ, Николай Михайлович [19.11 (З.???). 1821-12 (24). IV. 1872] - русский драматург. Образование получил в Казанском ун-те. Наиболее известна комедия Л.-"Свет не без добрых людей", в к-рой обличаются т„мные стороны чиновничьего быта (1857,. Александрийский т-р; в роли Иванчикова - Мартынов). Монологи о взятках, подкупе, произволе чиновников послужили причиной снятия комедии с репертуара. Следующая комедия Л.-"Предубеждение, или Не место красит человека, а человек место" (1858, Александрийский т-р)-побудила Н.А.Добролюбова писать о Л. как о "благонамеренно бестолковом фраз„ре". Третья комедия Л.-"Компания на акциях" (1859, Александрийский т-р) не имела успеха. Дм. Д.

ЛЬВОВ - город, областной центр УССР (469 тыс. жит. на 1963), основан в 1256. С 1340 Л. шесть столетий находился под властью польских, венгерских, австр. оккупантов, к-рые тормозили развитие нац. культуры этого старинного укр. города. Наиболее ранние сведения о школьном т-ре в Л. (на церковно-слав, яз.) относятся к концу 16 в. Со 2-й пол. 17 в. культурная жизнь Л. пришла в упадок в связи с войнами, разгулом католич, реакции, усилением нац.. гн„та. В конце 18 в. возобновились школьные спектакли на польск. яз. В 1848 в Л. состоялся первый любительский спектакль на укр. яз.- "Наталка-Полтавка" Котляревского в переработк-е Озаркевича. Реакция, последовавшая после революц. событий 1848, приостановила развитие т-ра.

В 1794 в Л. была создана польск. труппа В. Богуславского. В 1842 по проекту арх. Зальцмана граф С. Скарбек построил т-р на 900 мест (ныне Т-р им. Заньковецкой). Здесь выступали польск., нем., иногда укр. труппы, дебютировали А. Фредро, Ю. Кожен„вский и др. видные польск. драматурги.

В 1864 об-во "Руська бес?да" основало первую проф. укр. труппу, к-рую возглавил актер Е. Бачинский. Т-р открылся 29 марта мелодрамой А. Голембиовского "Маруся" по повести Г. Квитки-Основьяненко. Передовая общественность возлагала на эту труппу большие надежды. Но из-за отсутствия помещения т-р вынужден был 75 лет странствовать по Галиции, лишь изредка показывая спектакли в Л. И все же, вопреки противодействиям австро-венг. и польск колонизаторов, укр. бурж. националистов, зап.-укр. театр развивался, ставя произв. И. Котляревского, Т. Шевченко, М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Ка-рого, И. Франко, Леси Украинки, используя творч. опыт М. Заньковецкой, Н. Садовского, П. Саксаганского, достижения прогрессивного рус. иск-ва. В труппе "Русько бес?ди" в разное время работали актеры и режиссеры: И. Витошин-ский, Т. и Е. Бачинские, И. Гриневецкий, И. Ляновская-Бнберович, К. Подвысоцкий, В. Плошевский, С. Янович,

А. Стечинский, Т. Гембицкий, А. Осшювичева, В. Юрчак, И. и Е. Рубчаки, И. и С. Стадники, Н. Бенцаль, Л. Кри-вицкая, А. Загаров, А. Борисоглебская и др. В Л. начинали свою актерскую деятельность А. Курбас, А. Ьучма и М. Крушельницкий. Здесь гастролировали М. Кропивниц-кий (1875), Н. Садовский и М. Заньковецкая (1905-06).

В 1900 открылся новый польский т-р ("Т-р мейский"), здание к-рого было построено арх. 3. Горголевским (ныне Т-р оперы и балета им. И. Франко). Фасад украшен скульптурами работы А. Попеля и П. Войтовича, занавес расписан Г. Семирадским. В 1900-06 т-ром руководил Т. Пав-ликовский, в 30-х гг.- Л. Шиллер. Здесь играли выдающиеся польск. актеры: А. Ашпергерова, X. Моджеевская, Р. Желязовский, Г. Фишер, В. Роман, К. Адвентович, Ф. Фельдман, Л. Сельский, В. Семашко, К. Каминьский и др. Здесь ставились пьесы Мицкевича, Словацкого, Вы-спянского, Запольской, Шекспира, Мольера, Шиллера, в 1900-х гг.Горького, Чехова, Островского, Л. Толстого.

В 1927 в Л. был создан укр. "Рабочий т-р" (худ. рук. А. Матуливна), связанный с Коммунистич. партией Зап. Украины. Он вош„л в Междунар. объединение рабочих т-ров, издавал журн. "Живая сцена" и "Массовый т-р", ставил пьесы М. Ирчана, Я. Галана, инсценировки М. Коцюбинского, И. Франко, О. Маковея, Э. Золя, создавал массовые спектакли. В 1934 т-р был распущен.

Подъ„м в театр. жизни Л. начался после воссоединения Зап. Укр. с УССР (1939), но фаш. оккупация прервала развитие нар. культуры. С 1944 началось возрождение театр. иск-ва. В Л. на постоянную работу были переведены укр. Запорожский т-р им. М. Заньковец-кой и укр; Харьковский ТЮЗ, создан т-р кукол, музкоме-дия, а в 1953 перевед„н из Одессы б. Киевский т-р Сов. Армии.

В Л. работают (1963) 5 т-ров: Львовский театр оперы и балета имени И. Франко, Т-р им. М. Заньковецкой (см. Занъ-ковецкой имени театр), Львовский театр юного зрителя имени М. Горького, Т-р Советской Армии (см. Львовский русский драматический театр Советской Армии), т-р кукол. Имеются цирк, филармония (в составе к-рой симф. оркестр, хоровая капелла "Трембита", эстрадные коллективы), консерватория с оперной студией, муз. уч-ща, хореографич. школа, драм. студия при Т-ре им. Заньковецкой, 3 нар. т-ра. Б. Кор.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница