Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 262)


ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (Государственный академический театр драмы Литовской С С Р)- ведущий драматический театр Лит. ССР. Создан в 1940, в первый год восстановления Сов. власти в Литве, под названием Вильнюсский гос. т-р. В 1947 получил наименование Гос. драматич. т-р Лит. ССР, а в 1955 - Гос. ака-демнч. т-р драмы Лит. ССР. Первым директором и худ. рук. т-ра был засл. деятель иск-в Лит. ССР Р. Юкня-вичюс. Ядро творч. коллектива составили актеры Каунасского драматич. т-ра: Р. Юкнявичюс, М. Ха-даравичюс, А. Якшявичюс, К. Кимантайте, О. Юо-дите, А. Кярнагис, Б. Лукошюс, Н. Накас, П. Зуло-нас, Е. Грикявичюте, Т. Вайчюнене, М. Миронайте, 'А. Леймонтайте, Ю. Сипа рис, С. Юкна и др., а также ряд актеров Шяуляйского т-ра - Г. Яцкявичюте, В. Дерлинтис, Ю. Рудзинскас, А. Радзявичюс.

Коллектив усвоил опыт литов. сценич. иск-ва, к-рый ещ„ в период бурж. господства в Литве развивала группа актеров, объединившаяся в "Т-р молодых". Спектакли т-ра сочетали реалистич. нац. традиции с опытом рус. и сов. т-ра, коллектив направил свои усилия на создание нового, социалистич. иск-ва, призванного служить широким народным массам. В сезоне 1940-41 наряду с пьесами "Надежда" ("Гибель "Надежды"") Хейерманса, "Топаз" Паньоля, "Поросль" Бинкиса, "Хижина дяди Тома" по Г. Бичер-Стоу и др. произведениями, разоблачающими бурж. действительность, б-ыли пост. пьесы сов. авторов - "Таня" (1940), "Бронепоезд 14-69" (1941).

Новый этап развития т-ра начался после освобождения Сов. Литвы от фашистских захватчиков (1945). Коллекти'3 в эти годы возглавлял нар. арт. СССР Б. Даугуветис. Т-р начал работу по повышению идейно-художеств. уровня спектаклей, воспитанию новых актерских кадров. В 1945 в состав т-ра влилась труппа Вильнюсского передвижного т-ра "Вайдила". При т-ре создана драм. студия (1948-53). С 1949 т-р возглавил Ю. Рудзинскас. В 1946 пост. спект. "Враги" (Гос. пр. СССР, 1947), работа над к-рым явилась школой сценич. мастерства. Поставлены значит, спектакли: "Вишн„вый сад" (1945), "Тар-тюф" (1945), "Егор Булычев и другие" (1948), "Лес" (1948), "Кремл„вские куранты" (1947), в к-ром нар. арт. СССР Ю. Сипа рис впервые на литов. сцене создал сценический образ В. И. Ленина.

Начав работу по созданию нац. сов. драматургии на актуальные темы современности, т-р осуществил спектакли: "Новая борозда" (1945), "Боевое задание" (1946) Даугуветиса, первую литов. сов. комедию "Усадьба Жалдокаса" (1948). Тяж„лое прошлое литов. народа показано в спектакле "Сноха" по Жемайте (1945), разоблачению кулачества посв. пьеса "Поют петухи" Ю. Балтушиса (1948), разложение литов. буржуазии показал спектакль "У предела" Грицюса. В спектакле "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса (1950) воссоздана картина революц. борьбы литов. народа за Сов. власть в 1918-19.

В 1954 т-р принял участие в декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве со спектаклями "Враги", "Правда кузнеца Игнотаса" и "Сноха". В репертуаре 50-х годов большое место занимают пьесы А. Е. Корнейчука, Б. С. Ромашова, В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, Ю. П. Чепурина, М. Бараташвили, А. Е. Мака-„нка, Э. Раннета и др. сов. авторов. Многие пост. литов. нац. драматургии осуществлены нар. арт. Лит. ССР К. Кимантайте. Значительным событием в жизни т-ра стала пост. "Утопленницы" по А. Венуолису. Т-р поставил историч. драму "Доля предрассветная" Сруоги (1956), революц. героикой пронизаны спектакли "Водяная лилия" Римкявичюса (1958), "Невидимое оружие" Гудайтиса-Гузявичуса (1958), "Кровь и пепел" Марцин-кявичюса (1961), "Полюбил я неба синеву" Бутенаса и Кярнагиса* (1957), в к-ром создан образ поэта Ю. Янониса. Среди"пост. классич. драматургии: "Дядя Ваня" (1954), "Плоды просвещения" (1955), "Гамлет" (1959), "Мария Стюарт" (1958), "Маскарад" (1960); "Ме сяц в деревне" Тургенева (1962), "На дне" (1964) и др.

Образ положительного героя наших дней создан в спектаклях: "Тревога" Саи (1962), "Круг" Римкявичюса (1963), "Иркутская история" (1960); "Друзья и годы" Зорина (1962), "Левониха на орбите" Мака„н-ка (1961), "Совесть" по Павловой (1964).

В коллективе т-ра (1963): засл. арт. Лит. ССР Л. Куп-стайте, И. Каваляускас, О. Кнапките, Г. Кураускас, В. Юркунас, режиссер В. Чибирас, гл. художник засл. деятель иск-в Лит. ССР И. Суркявичюс, арт. Я. Берукштите, М. Растейкайте, художник М. Перцев.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1940. "С восточной стороны солнышко всходило" Сруоги (Юкнявичюс), "Гибель "Надежды"" Хейерманса (Юкнявичюс) "Топаз" Паньоля (Юкнявичюс), "Винцас Кудирка" Инчюры (Суткус, реж. Юкнявичюс), "Поросль" Бинкиса (Даугуветис, реж. Юрашунас), "Юные огородники" Зонберга (пост. Даугуветис, реж. Якшявичюс), "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (Лукошюс), "Перед заходом солнца" Гауптмана (Юкнявичюс), "Таня" Арбузова (Монкявичюс).

1941. "Против течения" Петрулиса (пост. Даугуветис, реж. Монкявичюс), "Мишура большого города" Генекен и Коолюс (Монкявичюс), "Бронепоезд 14-69" (Юкнявичюс);

"Солнышко" Венцлаускаса (Юрашунас).

1945. "Русские люди" (Грибаускас); "Новая борозда" Даугуветиса (Даугуветис), "Предложение", "Медведь", "Юбилей" Чехова (Юкнявичюс), "Вишн„вый сад" (Даугуветис), "Тартюф" (Даугуветис); "Сноха" Милюнаса по Жемайте (Кимантайте).

1946. "Боевое задание" Даугуветиса (Юкнявичюс), "Беспокойная старость" (Радзявичюс), "Враги" (Даугуветис).

1947. "Под каштанами Праги" Симонова (Грибаускас), "Платон Кречет" (Берне), "Кремл„вские куранты" (пост. Даугуветис, реж. Хадаравичюс и Кимантайте).

1948. "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Рудзинскас), "Усадьба Жалдокаса" Даугуветиса (Кимантайте), "Лес (Даугуветис), "Великая сила" Ромашова (Лукошюс), "Поют петухи" Балтушиса (Кярнагис), "Старые друзья" Малюгина (пост. Хадаравичюс, реж. Сипарис), "Егор Булычев и другие" (Даугуветис); "Юность отцов" Горбатова (Кимантайте).

1949. "Коварство и любовь" (Даугуветис); "Заговор обреч„нных" Вирты (Даугуветис), "Кошкин дом" Маршака (Миронайте), "Яблони цветут" Хливицкаса и Густайтиса (Кимантайте), "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (Кимантайте, Даугуветис), "Слуга двух господ" Голь-дони (Кярнагис), "Голуби мира" Берга (Рудзинскас).

1950. "Новогодняя „лка"Носевичюте по Бинкису (Носе-вичюте), "Роковое наследство" Шейнина (Лиозин), "Земля-кормилица" Лиобите и Кимантайте по Цвирке (Кимантайте), "Бесприданница" (Кярнагис), "У предела" Грицюса (Рудзинскас), "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса (Кимантайте и Кярнагис), "Гроза" (Малявин); "Красная шапочка" Шварца (Груодис).

1951. "Карточный домик" Ленча (Рудзинскас), "Потерянный дом" Михалкова (Радзявичюс), "Совершенно секретно" Исаева и Маклярского (Рудзинскас), "Калиновая роща" Корнейчука (Рудзинскас), "С любовью не шутят" Кальдерона (Кимантайте), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Грибаускас и Цыганков).

1952. "Студент третьего курса" Борозиной и Давидсона (Носевичюте), "Зайка-зазнайка" Михалкова (Груодис), "Поздняя любовь" Островского (Сипарис и Миронайте), "Апрель" ("Машенька") Афиногенова (Лимантас), "Земля-кормилица" по Цвирке (Кярнагис).

1953. "Девушки красавицы" Симукова (Кимантайте и Юркунас), "Цветочница" ("Памела Жиро") Бальзака (Радзявичюс), "Ранним утром" Балтушиса (Кимантайте и Лесли), "Нищий и принц" ("Том Кенти") Михалкова по Твену (Груодис).

1954. "Стрекоза" Бараташвили (Кярнагис), "Камни в печени" Мака„нка (Юкнявичюс), "Дядя Ваня" (Юкнявичюс);

"Их превосходительство" Вайчюнаса (Лукошюс), "Огненный мост" Ромашова (Рудзинскас).

1955."Горбунок-музыкант" Лиобите (Носевичюте), "Плоды просвещения" (Юкнявичюс); "Обвинени-е" Лютовского (Радзявичюс), "Вот тебе и на!" Милюнаса (Юкнявичюс), "Кража" ("Волчьи души") Лондона (Рудзинскас).

1956. "Экзамен" Беляускаса (Кярнагис), "Димка-невидимка" Коростыл„ва и Львовского (Носевичюте), "Сейлемские колдуньи" Миллера (Юркунас), "Утопленница" Лиобите и Кимантайте по Венуолису (Кимантайте), "Весенний поток" Чепурина (Рудзинскас), "Доля предрассветная" Сруоги (Юкнявичюс).

1957. "Серебряное копытце" Пермяка (Жалинскявичайте), "Сильва-студент" Саи (Кимантайте), "Дни портных в Силмачах" Блаумана (Рудзинскас), "Не сотвори себе кумира" Файко (Юкнявичюс), "Полюбил я неба синеву" Бутенаса и Кярнагиса (Кярнагис), "Гибель эскадры" (Юкнявичюс).

1958. "Мальчик с пальчик" Бригадере (Носевичюте), "Мария Стюарт" (Лурье); "Блинда" Ландсбергиса-Жемкаль-ниса (Кимантайте), "Такая любовь" Когоута (Рудзинскас), "Блудный сын" Раннета (Радзявичюс), "Ложь -на длинных ногах" Де Филиппе (Юкнявичюс), "Водяная лилия" Римкяви-чюса (Лукошюс), "Невидимое оружие" Гудайтиса-Гузявичу-са (Рудзинскас).

195. "Соловей" Лукошюс по Цвирке (Носевичюте), "Мы тоже не ангелы" Фегер (Юкнявичюс), "Гамлет" (Рудзинскас); "Дал„кое" Афиногенова (Юкнявичюс), "Свадебный марш" Лимантаса (Кимантайте), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (Рудзинскас).

1960. "Маскарад" (Юкнявичюс); "Иркутская история" Арбузова (Рудзинскас), "Всеми забытый" Хикмета (Чибирас), "Я вижу солнце" Каволюнаса (Рудзинскас).

1961. "Первая драма" Саи (Юкнявичюс), "Снежная короле-" ва" Шварца (Юкнявичюс), "Кровь и пепел" Марцинкявичюса (Кимантайте), "Привидения" (Рудзинскас); "Левониха на орбите" Мака„нка (Рудзинскас), "Третья патетическая" Погодина (Юкнявичюс), "Много шум,а из ничего" (Кярнагис).

1962. "Четв„ртый" Симонова (Чибирас), "Орфей спускает' ся в ад" Уильямса (Юкнявичюс), "Друзья и годы" Зорина (Рудзинскас), "Месяц в деревне" Тургенева (Юкнявичюс), "Тревога" Саи (Кимантайте), "Король Пиф-Паф, но не в этом дело" Коростыл„ва (Рагаускайте).

1963. "Топаз" Паньоля (Рудзинскас), "Круг" Римкявичю-са (Чиб-ирас), "Владельцы ключей" Кундеры (Чибирас), "Похищение луковиц" Машаду (Перцов), "Было, было - спору нету..." Грицюса (Кимантайте).

П. Т.; В. М. (репертуар).

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

(Государственный академический театр оперы и балета Литовской С С Р)-крупнейший музыкальный театр Литвы. Осн. в 1919 в Каунасе литов. композиторами А. Качанаус-касом, Ю. Таллат-Келпшой, М. Петраускасом, певцом К. Петраускасом. Первый спектакль т-ра - литов. опера "Бируте" М. Петраускаса. Официально т-р был открыт 31 дек. 1920 премьерой "Травиаты", в к-рой осн. партии пели К. Петраускас (Альфред), А. Галаунене (Виолетта), А. Содейка (Жермон). На сцене т-ра в 1922-40 были пост.: "Демон", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Лоэнгрин", "Аида", "Борис Годунов", "Сказка о царе Салтане" и литов. нац. оперы "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Карнавичюса, "Эгле, королева ужей" Петраускаса и Дамбраускаса (1939). В т-ре работали дириж„ры Ю. Таллат-Келпша, Ю. Груодис, М. Букша; режиссеры Ф. Павловский, А. Олека-Жилинскас, П. Олека; художники В. Диджиокас, М. В. Добу-жинский, О. И. Дубенецкене, В. И. Дубенецкий, Л. Труйкис; артисты оперы К. Петраускас, А. Содейка, Ю. Белюнас, В. Ионушкайте-Заунене, В. Григайтене, А. Кучингис, Ю. Мажейка, А. Ста-шкевичюте, В. Дагелите, П. Занаускайте, К. Гутаус-кас и др. Гастролировали дириж„ры Э. А. Купер, Н. А. Малько, артисты Ф. И. Шаляпин, В. В. Барсова, М. П. Максакова и др. Первым балетным педагогом и постановщиком танцев в операх была О. И. Дубенецкене. В 1925 в т-ре создана балетная труппа. Е„ первый спектакль - балет "Коппелия" (4 дек. 1925), пост. П. Петровым. До 1940 пост. балеты:

"Лебединое озеро", "Спящая красавица"; "Сильвия" Делиба, "Раймонда"; "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" Асафьева, нац. балеты "Литовская рапсодия" Карнавичюса (1928), "Юрате и Касти-тис" Груодиса, "Сватовство" Дварионаса (оба- в 1933). В балетной труппе работали балетмейстеры И. Кякштас, Н. Зверев, первый литов. классич. танцовщик Б. Келбаускас, солисты балета: Я. Иовай-шайте, О. Малеинайте, М. Иозапайтите, Э. Жаленке-вичайте, П. Баравикас, Г. Ягминас, В. Аукщюнас, Г. Сабаляускайте, Т. Свентицкайте.

С воссоединением Литвы с СССР (1940) были созданы все условия для развития нац. муз. театр. иск-ва. Этапными спектаклями явились пост. в 1940 опера "Тихий Дон" (дириж„р М. Букша, реж. С. Даутартас) и балет "Красный мак" (дириж„р

Ю. Пакальнис; балетм. Б. Кедбаускас). После освобождения Литвы от нем.-фаш. оккупации т-р был перевед„н в Вильнюс (1948) и стал одним из центров литов. муз. культуры (с 1955 носит совр. название). В т-р пришли молодые исполнители: В. Чясас, Ю. Индра, Р. Тумалевичюте, И. Илене, Р. Сипарис, Я. Петрашкевичюте. Были восстановлены классич. оперы, в т. ч. "Русалка", "Мазепа", "Борис Годунов", "Князь Игорь". На декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве (1954) показаны первая литов. сов. опера "Марите" Рачюнаса о борьбе литов. народа с фашистами и первый литов. сов. балет "На берегу моря" Юзелюнаса о послевоенной жизни, о классовой борьбе в Литве, о новых сов. людях. На сцене т-ра были пост. оперы: "В бурю" Хренникова, "В низинах" ("Долина") д'Альбера, "Дон Карлос" Верди. В тесном сотрудничестве коллектива т-ра с композиторами рождались и нац. оперы: историч. опера "Пиленай" о борьбе литовцев с крестоносцами, опера-легенда "Вайва", "Дочь" о борьбе литов. партизан против фашистов (все - Кловы), опера "Даля" Дварионаса (все пост. И. Густайтис). Балетная труппа т-ра после Великой Отечеств, войны была сформирована из молод„жи, учеников балетной студии. Их росту помогали балетм. нар. арт. Литов. ССР Б. Келбаускас, педагог К. Сальникова и балетм М. Моисеев. В 1960 в театр пришла группа артистов окончивших хореографич. школу в Ленинграде. Среди балетов, пост. на сцене т-ра: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда", "Лауренсия";

"Пер Гюнт" на музыку Грига, "Жизель"; "Мнимый жених" Чулаки, "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова, а также литов. нац. балеты "На берегу моря" Юзелюнаса, историч. балет "Аудроне" Индры о борьбе литовцев с крестоносцами, балет-сказка "Эгле, королева ужей" Бальсиса. В т-ре работали дириж„ры: И. Альтерман, А. Калинаускас, А. Жюрай-тис.

В труппе т-ра (1963): дириж„ры - засл. деятели иск-в Лит. ССР Ю. Генюшас, X. Поташинскас, В. Виржонис; режиссеры - нар. артист Лит. ССР И. Густайтис, засл. деятели иск-в Лит. ССР А. Заука и И. Грибаускас; художники-нар. художник Лит. ССР Ю. Янкус, засл. художник Лит. ССР Р. Сонгайлайте; хормейстер - нар. арт. Лит. ССР И. Даутартас; солисты оперы: нар. артисты Лит. ССР - Ю. Стасюнас, К. Гутаускас, засл. артисты Лит. ССР - М. Алешкевичюте, В. Чясас, Э. Чудакова, И. Илене, А. Летувнинкас, Р. Сипарис, К. Шилгалис, Г. Забуленас, В. Адамкявичюс, Р. Ма-риошюс, Л. Мурашко, В. Рубацкис, Э. Саулевичюте и др.; балетмейстерынар. арт. Лит. ССР Б. Келбаускас, засл. деят. иск-в Лит. ССР В. Гривицкас; солисты балета - нар. артисты Лит. ССР Г. Сабаляускайте, Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, засл. арт. РСФСР Ч. Жебраускас, засл. артисты Лит. ССР Г. Банис, Г. Ягминас, Р. Янавичюте, артисты С. Билида, А. Рузгайте, Р. Тумалевичюте, И. Кал-вайтите, Р. Григоровайте, Л. Швейкаускайте, Л. Ашкеловичюте, Р. Баранаускайте, Г. Самайтите, Р. Миндерис, В. Никулаев и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(новые постановки) 1940. "Тихий Дон", "Красный мак".

1947. "Аида", "Отелло" Верди.

1948. "Ромео и Джульетта" Гуно, "Пиковая дама", "Демон", "Риголетто", "Чио-Чио-сан", "Лебединое озеро".

1949. "Русалка", "Красный мак".

1950. "Борис Годунов", "Тоска", "Проданная невеста", "Лауренсия", "Бахчисарайский фонтан".

1951. "Мазепа"; "Галька" Монюшко, "Богема"; "Светланах Клебанова, "Раймонда".

1952. "Травиата", "Князь Игорь", "Царская невеста".

1953. "Марите" Рачюнаса, "На берегу моря" Юзелюнаса.

1954. "В бурю" Хренникова, "Евгений Онегин"; "Доктор Айболит" Морозова, "Дон Кихот".

1955. "Запорожец за Дунаем"; "Отелло" Верди, "Лакме", Спящая красавица".

1956. "Пиленай" Кловы, "Севильский цирюльник", "В низинах" д'Альбера, "Жизель"; "Пер Гюнт" на муз. Грига.

1957. "Похищение из Сераля" Моцарта, "Аудроне" Индры.

1958. "Вайва" Кловы, "Двенадцать месяцев" Битова, "Голубой Дунай" на муз. Штрауса.

1959. "Дон Карлос" Верди, "Даля" Дварионаса, "Красная шапочка" Гокиели, "Тийна" Аустер, "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова,"Приглашение к танцу" на муз. Вебера, "Болеро" Равеля.

1960. "Дочь" Кловы, "Фра-Дьяволо" Обера, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Эгле, королева ужей" Бальсиса, "Ригон-да" Гринблата.

1961. "Ромео и Джульетта" Гуно, "Сицилийская вечерня" Верди, "Шурале"; "Северный сон" Аустер, "Сильвия" Делиба.

1962. "Иоланта"; "Все они таковы" Моцарта, "Франческа да Римини" на муз. Чайковского, "Мнимый жених" Чулаки, "Эсмеральда".

1963. "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова, "Пери-"кола" Оффенбаха, "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева, "Аида", "Щелкунчик". А. Руз.

ЛИТОВСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ -см. Цирковые коллективы.

ЛИТОВЦЕВА (наст. фам. -Л„вестамм, по мужу -Качалова), Нина Николаевна (12.1. 1878-8. IV. 1956) - русская советская актриса и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1948). По окончании драм. отделения Моск. филар-монич. уч-ща (класс В л. И. Немировича-Данченко) служила в провинции. С труппой M. M. Бородая работала в Казани, Саратове, Астрахани. Роли: Роксана ("Си-рано де Бержерак" Роста-на), Сюзанна ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Нора и др. С 1901- в труппе МХТ. Исполнила роль трепетной, тянущейся к радости Веры Павловны в "Иване Мироныче" Чирикова (1905), в острохарактерной манере играла горничную Фиму в "Детях солнца" (1905). Среди др. ролей: Ирина ("Три сестры"), Наташа и Анна ("На дне"), Варя ("Вишн„вый сад"), Сарра ("Иванов"), Наталья Дмитриевна ("Горе от ума") и др. В 1908-16 Л. не работала в т-ре из-за болезни; вела педагогич. работу в театр. школах. В 1916-19 была режиссером-педагогом во 2-й Студии МХТ; исполнила роль матери Финочки ("Зел„ное кольцо" Гиппиус). Пост. "Младость" Андреева (1919). С 1922 - режиссер и актриса МХАТ. Пост.: "Николай I и декабристы" Кугеля (1926, худ. рук. Станиславский), "Наша молодость" Карташева (1930); участвовала в пост. спектаклей "Бронепоезд 14-69" (1927), "Таланты и поклонники" (1933), "Три сестры" (1940), "Дядя Ваня" (1947), "Плоды просвещения" (1951). Последние актерские работы Л.-Кар-тасова и графиня Вронская ("Анна Каренина"), Войницкая ("Дядя Ваня") - отмечены графич. сухостью, точностью и язвительностью характеристик.

Соч.: Из прошлого Московского Художественного театра, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, M., 1945, с. 383- 400; [Воспоминания], в сб.: О Станиславском, M., 1948, с. 300-304.

ЛЙТТОН, Э. Дж. -см. Булвер-Литтон.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА -вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления (9-13 вв.). Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии) и представляла собой инсценировку отдельных евангельских эпизодов. Истоком Л. д. были т. н. антифоны (певческий диалог двух полухорий) или респонсории (ответ хора на слова священика), из к-рых в 9-10 вв. возникли тропы (диалогизированный пересказ евангельского текста). Первые Л. д., писавшиеся по-латынп, отличались краткостью диалога, ритуально-символич. характером исполнения. Постепенно Л. д. стала более действенна, в не„ начали проникать бытовые черты, нар. язык (напр., Л. д. "Жених, или Девы мудрые и неразумные", Франция, 11 в.), комич. элементы. Усилилась зрелищная сторона представления, появились технич. приспособления (блоки для "вознесения", люки и пр.). На этой стадии развития Л. д. вступила в противоречие с общим характером литургии. Указом папы римского Иннокентия III (1210) представления в церквах были запрещены, и Л. д. стала разыгрываться на паперти, перед храмом (т. н. полулитургическая драма). Реалистич. бытовые элементы в ней постепенно усиливались; это сказывалось в тематике, стиле исполнения, организации представления. В Л. д. утвердился принцип симультанного оформления. Церковные драмы стали исполняться преим. на нар. языке. Помимо духовенства, в представлениях принимали участие миряне и даже проф. нар. актеры - жонгл„ры, к-рым обычно поручались комич. роли чертей. Наиболее значит. Л. д. этого периода-"Действо об Адаме" (12 в.). Л. д. была одним из источников формирования площадного мистериального т-ра (см. Мистерия).

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; CoussemakerE. de, Drames liturgiques du Moyen age (Texte et musique),. Rennes, 1860; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans. le theatre religieux francais du Moyen age, nouv. ed., P., 1926

Гр. Б.

ЛИФАРЬ (Lifar), Серж (наст. имя - Сергей Михайлович) (р. 2. IV.. 1905)-французский артист балета и балетмейстер. По национальности русский. В 1921 поступил в киевскую студию Б. Ф. Нижинской. В 1923 эмигрировал в Париж и поступил в труппу С. П. Дягилева. В антрепризе Дягилева выступал до 1929, пройдя путь от артиста кордебалета до первого танцовщика и балетмейстера труппы.

Среди партий: Борей ("Зефир и Флора" Дукельского), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Иван-Царевич ("Жар-птица" Стравинского), Фавн ("Послеполуденный отдых фавна" на муз. Дебюсси), Аполлон ("Аполлон Мусагет" Стравинского), Арап ("Петрушка" Стравинского), Блудный сын (о. п. Прокофьева) и др.

В 1929 впервые выступил как балетмейстер, поставив балет "Байка о лисе..." Стравинского. Позднее работал как балетмейстер в т-ре "Гранд-Опера".

Пост.: "Прометен" на муз. Бетховена (1929), "Вакх и Ариадна" Русселя (1931), "На Днепре" на муз. Прокофьева (1932), "Давид торжествующий" на муз. Дебюсси и Мусоргского (1936), "Сюита в белом" Лало (1943), "Видения" Core (1947), "Наутеос" Леле (1954), "Белоснежка" Ивена (1951), "Жар-птица" Стравинского (1954), "Ромео и Джульетта" (2 акта, 1955) и др. Исполнял в этих балетах гл. партии. Позднее Л. ограничил репертуар балетной труппы "Гранд-Опера" пост. собственных балетов, изломанных и жеманных по стилю. В 1958 уш„л из "Гранд-Опера". В„л педагогич. деятельность. В 1947 Л. основал в Париже Институт хореографии, с 1955 препода„т основы хореографии в Сорбонне. Л. пытался создать собственную танцевальную систему, теоре-тич. положения к-рой высказал в ряде своих книг.

Соч.: Le Manifeste du choregraphe, P., 1935; La danse, P., [1938]; Traite de choregraphie, [P.], 1952; Auguste Vestris..., P.,[1950]; CariottaGrisi, P., 1941; Giselle. Apotheose du ballet romantique, P., 1942; Les trois graces du XX siecle. Legende et verite [Anna Pavlova, Tamara Karsavina, Olga Spessivtzeva], P., 1957; Pensees sur la danse, P., 1946;

Au service de la danse. P., 1958.

Лит.: Плещеев А., Сергей Лифарь, Paris, 1938. Ham. P.

ЛИФТОВАЯ СЦЕНА, лифтовая двухэтажная сцена (от англ. lift - поднимать),- одна из разновидностей подъ„мно-опускной сцены. Представляет собой ж„сткую конструкцию (из ме-таллич. ферм или балок), верхняя и нижняя части к-рой являются самостоятельными сценич. планшетами. Вся конструкция, подвешенная на стальных канатах и уравновешенная противовесами, может подниматься на высоту портальной арки и настолько же опускаться вниз. В то время как на нижнем планшете, расположенном на уровне игровой площадки, происходит сценич. действие, на верхнем планшете, связанном с верхними декорац. сараями и подсобными помещениями, устанавливаются следующие картины (включая бутафорию, свет и др. аттрибуты). После окончания действия сцена-лифт опускается до совмещения верхнего планшета с игровой площадкой и на нижнем планшете (к к-рому примыкает нижнее подсобное помещение) начинается разборка прошедшей картины и установка следующей.

Л. с. впервые была построена в 1879 в Нью-Йорке, в т-ре на Мэдисон-сквере. Л. с. оснащены: драм. т-р в г. Хемнице (ныне г. Карл-Маркс-Штадт), оперный т-р в Гамбурге, т-р "Пигаль" в Париже и др. Ген. Ш.

ЛИФШИЦАЙТЕ, Нехама (р.7.Х.1927) - еврейская сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. Окончила Вильнюсскую консерваторию (1951). С 1956 исполняет евр. нар. песни. В иск-ве Л. высокая муз. культура сочетается с артистизмом актерского мастерства. Лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1958).

Лит.-'"Музыкальная жизнь", 1959, ј 13, с. 17. А. Шн.

ЛИ ХАМ ДЕК [р. 13(26). III. 1914] - корейская советская актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1952. С 1925 принимала участие в спектаклях драматич. кружка Корейского клуба во Владивостоке. С 1934 - актриса Корейского т-ра (во Владивостоке, с 1937 - в Казахстане). Играла роли основных героинь: Чун Хян ("Сказание о девушке Чун Хян" Лим Ден Нима и Ен Сен Нена), Сим Чен ("Сим Чен Ден" Цай Ена), Жена Хын Бу ("Хын Бу и Нор Бу" Тхай Дян Чуна), Сун Тхан ("До Ри и Сун Тхан" Цай Ена), Енлик ("Енлик и Кебек" Ауэзова), Катерина ("Гроза"), Панова ("Любовь Яровая"), Маша ("Кремл„вские куранты"), Дездемона; Беатриче ("Слуга двух господ"). Н. Л.

ЛИХОВИЧ-ШАМШЕВА, Евгения Михайловна [р. 8(20). I. 1887] - советская артистка оперы (сопрано), оперетты и драмы. Нар. арт. Узб. ССР (1949). Пению училась в Петерб. консерватории. Творч. путь начала в Ташкенте в 1906 как драматич. актриса, выступала в спектаклях драм. об-ва "Волна" и Нар. т-ра. Роли: Катерина, Лариса; Лпзавета ("Горькая судьбина" Писемского), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Луиза ("Коварство и любовь") и др. Работала в труппе П. Н. Орленева, с к-рой разъезжала по городам России.

В 1918 стала солисткой оперного т-ра в Узбекистане. Партии: Татьяна, Лиза, Тамара, Ярославна;

Наташа ("Русалка"), Маргарита ("Фауст") и др. В 1923-35 Л.-Ш. играла в оперетте. С 1939- актриса ТЮЗа и т-ра Советской Армии в Ташкенте. Роли:

Мурзавецкая, Шаблова ("Волки и овцы", "Поздняя любовь" Островского), Мария Николаевна ("Русские люди"), Констанция ("Обыкновенный человек" Леонова) и др. В 1951 оставила сцену. В. Д.

ЛИХУ ТИНА (по мужу - Л ю с т и х), Анастасия Андреевна (1802-10. IV. 1875) - русская артистка балета. В 1819 окончила Петерб. театр. школу (класс К. Дидло). Будучи ученицей выступила в балете "Ацис и Галатея" Кавоса. Партии: Муска ("Венгерская хижина" Венюа), Маргарита ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса), Зелия ("Приключения на охоте" Кавоса), Зетюльба ("Калиф Багдадский" Антонолини) и др. Л.- лирико-коме-дийная танцовщица. Е„ танец отличался воздушностью, изяществом, высокой техникой. Л. успешно выступала и в пантомимич. партиях, обладала сценич. обаянием и тонким артистизмом. С 1826 преподавала танцы в Петерб. театр. школе, продолжая традиции К. Дидло. В числе е„ учениц-M. Д. Новиц-кая-Дюр, Т. П. Смирнова и др. В 1841 оставила сцену.

Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Слонимский Ю., Дидло, Л.-М., 1958; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.М., 1958. Г. Д.

ЛИЦЕДЕЙ (устар.) - древнерусское название актера. Отсюда лицедейство - театр. представление.

"ЛИЦЕУМ" ("Lyceum") - английский театр. Здание было построено в Лондоне в 1765 арх. Дж. Пейном как зал для об-ва художников. В 1794 композитор Арнолд перестроил его под т-р. В 1809- 1812 здесь обосновалась (после пожара) труппа т-ра "Друри-Лейн". С. Арнолд (сын) получил лицензию на показ в летние месяцы спектаклей англ. оперы. С 1810 т-р назывался "Инглиш Опера Хаус". Здесь ставились оперы, фарсы, мелодрамы. Среди актеров были Ф. Келли, Э. Кин, Т. Кук, Дж. Гловер и др. В 1830 т-р сгорел. В 1834 построено новое здание. Регулярные спектакли на сцене "Л." давались с 1844. До 1847 здесь играла труппа под рук. М. и Р. Кили. Затем т-р возглавляли Э. Вестрис, Ч. Диллон, К. А. Фехтер и др. С 1871 -X. Л. Бейт-мен, в труппе к-рого ведущими актерами были его дочь Нейт и Г. Ирвинг; пост.: "Колокольчики" Льюиса, "Гамлет". После смерти Бейтмана (1875) т-ром руководила его жена С. Ф. Бейтман. В 1878-98 "Л." возглавлял Ирвинг, пригласивший в труппу Э. Тер pu. В эти годы "Л." стал одним из ведущих лондонских т-ров. Все пост. осуществлял Ирвинг" утверждавший вслед за У. Ч. Макреди и Ч. Кином пышные зрелищные спектакли. В т-ре работали художники Л. Алма-Тадема и Берн-Джонс. Среди спектаклей этого периода: "Венецианский купец" (1879);

"Кубок" Теннисона (1881), "Много шума из ничего", "Ромео и Джульетта" (1882); "Пигмалион и Галатея" Гилберта (1883), "Оливия" Уилса по Голдсмиту (1885), "Зимняя сказка" Шекспира (1887), "Макбет" (1888); "Беккет" Теннисона (1893), "Ричард III" (1896). С уходом Ирвинга "Л." утратил сво„ значение. Нек-рое время был мюзик-холлом. В 1909-34 Ф. и У. Мелвилл ставили здесь пантомимы. Последние спектакли на сцене "Л." были осуществлены в 1939 театр. компанией X. М. Теннента ("Гамлет" с Дж. Гилгудом в заглавной роли и др.). С 40-х гг. здание т-ра используется как танц. зал. Ф. А\

"ЛИЦ‚УМ" ("Lyceum") - американский театр. Открылся 11 сент. 1873 в Нью-Йорке. Первоначально был известен под назв. "Французский т-р". Его директор - актер Ч. Фехтер, стремился создать нац. драм. т-р США (по образцу лондонского т-ра "Лицеум"), но в т-ре ставились гл. обр. л„гкие муз. спектакли. 6 апр. 1885 открылся новый т-р под этим названием, построенный антрепрен„ром С. Маккеем. В 1902 здание было снесено. 2 ноября 1903 открылся т-р "Л.", построенный антрепрен„ром Д. Ф романом. Этот т-р славился спектаклями, отличавшимися высоким исполнительским и постановочным мастерством. В т-ре работал режиссер Д. Беласко, выступали актеры Д. Уорфилд, Э. Барримор. Среди пост. т-ра были "Школа злословия" Шеридана, "Антоний 'и Клеопатра" Шекспира и др. произв. классич. драматургии. Я. Б.

ЛИЧЙУ (Liciu), Петре (19. III. 1871-1912)-румынский актер. В 1893 окончил Бухарестскую консерваторию драм. иск-ва (у Ш. Веллеску). Совершенствовался в Париже. В 1909 дебютировал в Нац. т-ре (Бухарест). Играл драматические и комедийные роли. Л. создавал яркие реалистические портреты, раскрывая социальную сущность образа. Считался одним из крупнейших румынских актеров начала 20 в.

Роли: Рикэ Вентуриано ("Бурная ночь" Караджале), Стефэницэ ("Ураган" Делавранчи), Хлестаков, Шейлок;

Исидор Легат ("Деньги" Мирбо) и др.

ЛИ ШАО-ЧУНЬ (р. 1920) - китайский актер. Чл. Коммунистич. партии Китая с 1958. В 6-летнем возрасте начал учиться иск-ву т-ра цзинъси. В 1932 становится актером-профессионалом, выступает в амплуа ушэн. С 1951-директор и актер 1-й труппы т-ра цзиньцзю. Роли: царь обезьян Сунь У кун ("Скандал в небесном дворце"), Ли Сян-жу ("Примирение генерала с канцлером"), Линь Чун ("Кабаний лес") и др. Виртуозное владение традиц. при„мами соединяется в творчестве Л. Ш.-ч. с художеств. новаторством. Гастролировал в странах Азии, Зап. Европы, Лат. Америки и др. И. Г.

ЛЙШИН (псевд.-Н и в л я н с к и и), Григорий Андреевич [11 (23). IV. 1854 - 3 (15). VI. 1888]-русский композитор, дириж„р, пианист, либреттист. Был антрепрен„ром и дириж„ром оперной труппы, гастролировавшей в провинц. рус. городах. Л. принадлежат оперы "Дон Сезар де Базан" ("Испанский дворянин", либр. Л. по о. п. Деннери и Дюмануара;

1888, Городской т-р, Киев), "Граф Нулин" (1882) по Пушкину, и др. Был автором ряда мелодекламаций, с к-рыми выступал на эстраде. Большой популярностью пользовались романсы Л. ("Она хохотала" и др.). Перев„л ряд либретто опер ("Африканка" Мейер-бера, "Кармен"; "Тангейзер" Вагнера, и др.-всего св. 10) и оперетт.

Лит.: Памяти Г. А. Лишина, Самара, 1892; Памяти Г. А. Лишина, "ЕИТ". Сезон 1907-08, вып. 18. Ю. Быч.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница