Наши партнеры

Выгодно авто по подписке в казани в компании РексРент.
Купить недвижимость в Испании испанские новострои продажа новои недвижимости.

Театральная энциклопедия
(страница 261)


ЛИТВИНЕНКО-ВОЛЬГЕМУТ, Мария Ивановна [р. 25.1(6.II).1895]- украинская советская артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Брала уроки у М. П. Алексеевой-Юневич. В 1912 окончила муз. уч-ще в Киеве и в том же году была принята в труппу т-ра Н. К. Садовского. Дебютировала в роли Оксаны в опере "Запорожец за Дунаем". В 1914-16 выступала в Петерб. т-ре Муз. драмы, в 1920-22 - в Нар. укр. т-ре в Виннице. В 1923- 1935 Л.-В.-солистка Харьковского т-ра оперы и балета, в 1935-51-Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Голос Л.-В. отличался богатством тембровых красок. Лучшие партии: Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Терпелиха ("Наталка-Полтавка"), Наташа ("Русалка"), Лиза;

Купава ("Снегурочка"), Тоска, Аида и др. В 1951 Л.-В. оставила сцену. Занималась педагогич. деятельностью (с 1946 - проф. Киевской консерватории). Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся заслуги в области оперного искусства.

Лит.: Гозенпуд А., Мастера украинской оперной сцеды, "Советская музыка", 1951, ј6; Поляков А., М. ?. Литвиненко-Вольгемут, Кив, 1956. М. Гол., С. Г р.

ЛИТВИНОВ, Александр Александрович [10(22). VI. 1861 - 25. V. 1933) - русский режиссер оперы, дириж„р. Засл. арт. Республики (1926). В 1879 окончил Моск. консерваторию. В 1882-1902 - скрипач оркестра Большого т-ра. Как дириж„р выступил впервые в Москве в 1886. Здесь же в 1895 основал "Об-во любителей оркестровой, камерной и вок. музыки" и был дириж„ром об-ва до 1903. В 1903-04- дириж„р моек. "Товарищества оперных артистов". С 1904 работал как режиссер в разл. городах. С 1917- в Казани, пост. первую тат. оперу "Сания" Альму-хамедова, Виноградова, Габаши (1925) и оперу тех же авторов "Рабочий" (1930).

Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, [М.], 1957. А. Ив.

ЛИТВИНОВ (наст. фам.- Г у р е в и ч), Лев Маркович [28.111(9.IV).1899 - 21.III.1963] - советский режиссер. Засл. деят. иск-в БССР (1946) и Тат. АССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1919-20 руководил организованной им в Екатеринбурге драм. студией "Уралпрофсовета". В 1921, совм. с реж. Е. А. Мировичем, осуществил на гор. велотреке Минска пост. массового нар. зрелища: "Труд и капитал". В 1923-26 учился в белорус. театр. студии в Москве. После окончания студии стал актером и режиссером Госета БССР, где работал в 1926-32 и в 1942-43. Одна из значит, реж. работ Л. - "Овечий источник" (1927), получила премию моек. Всесоюзной олимпиады иск-в (1930). В 1932-34 и в 1943-50 Л.-гл. реж. 1-го белорусского т-ра (ныне Т-р им. Я. Купалы).

В 1950-63 Л. был режиссером Казанского рус. т-ра. Пост. спектакли: "Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Враги" (1952); "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К.Толстого (1955), "В лесах" по Мельникову-Печ„рскому (1958), "Высокое напряжение" Куприянова (1959), "Барабанщица" Салынского (1960), "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962) и др. Лучшие спектакли Л. отличались постановочной культурой, мастерством сценич. композиции. Неустанно экспериментируя, Л. стремился к новым формам сценич. выразительности.

Спектакли: "Отечество" Ч„рного (1932), "Беспокойная старость" (1938);"Павлинка" Купалы (1944),"Ромео и Джульетта" (1946); "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947), "Молодая гвардия" (1947); "День чудесных обманов" Шеридана (1948), "Таланты и поклонники" (1950) и др.

Лит.: Раманов?ч Е., Першы тэатр, М?нск, 1946;

Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. ff, ff

ЛИТВИНОВ, Николай Владимирович [р. 6(19).V. 1907] - русский советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1954;

Учился в Ц‚ТЕТИСе (курс А. П. Петровского). В 1926-30 был актером Т-ра им. МГСПС, затем Смоленского т-ра (роли: Жа-дов; Овод - по о. п. Войнич), в 1933-41- Театра Ленсовета (Ки-нола-"Гавань бурь" по Бальзаку), затем Студии Малого т-ра. Московского т-ра драмы, Моск. т-ра им. Ленинского комсомола. В 1932 Л. начал работать на радио (Москва) как актер вещания для детей. Его исполнит. манера отличается обаянием, мягкостью, точностью и выразительностью интонаций. Среди работ Л.:

"Как муравьишко домой спешил", "Хвосты" Бианки, "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Н. Толстого, "Стойкий оловянный солдатик" Андерсена, "Невероятная история об отце, мальчике и... пальчике" Октава Панку Яшь и др. С 1938 Л. выступает на радио и как режиссер (с 1946 - гл. режиссер радиовещания для детей и юношества). Пост.: "История о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Гоголя, "Судьба барабанщика". "Дальние страны" Гайдара и др.

Лит.: Б у л г а к Л., Искусство радиоактера, "Театр", 1958, JS%10, с. 156-57. С Г

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧАСТЬ ТЕАТРА - отдел в театре, занимающийся формированием репертуара, отбором пьес с точки зрения их идейно-художественного качества. В основе организации Л. ч. т. лежат принципы, проводившиеся ещ„ в 80-е гг. 19 в. А. Н. Островским в моек. Малом т-ре, а затем В. И. Немиро-вичем-Данченко в МХТ, М. Горьким и А. А. Блоком в ленингр. Большом драм. т-ре.

В сов. т-ре Л. ч. т. организует творч. связи с драматургами, редактирует совм. с режиссурой принятые к пост. произв., организует обсуждения пьес и спектаклей. В процессе подготовки новых пост. Л. ч. т. подбирает необходимый творч. коллективу истори-ко-литературный и иконографич. материал, организует беседы, доклады, консультации специалистов, редактирует программы, либретто, афиши, рекламные издания о работе т-ра. Л. ч. т. работает в тесном контакте с руководством т-ра, к-рому непосредственно подчинено. Ев. Б.

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ТЕАТР - русский театр. существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895-1917. Помещался в здании б. Апраксинского т-ра на Фонтанке (ныне здесь работает Ленингр. Большой драм. т-р). Был организован при Лит.-артистич. кружке П. П. Гне-дичем, П. Д. Ленским, А. С. Сувориным на паевых началах. Вскоре превратился в частное предприятие самого крупного пайщика - Суворина. Первоначально наз. Т-ром Лит.-артистич. кружка, с 1899- Т-ром Лит.-художеств. об-ва, с 1912 - Т-ром Лпт.-художеств. об-ва им. А. С. Суворина. В обиходе часто именовался Малым или Суворинским т-ром. Открытие т-ра состоялось 17 сент. 1895. Первый спектакль - "Гроза" (реж. Е. П. Карпов; КабанихаЧижевская, Тихон - Орленев). В том же сезоне были показаны спектакли (также в пост. Карпова):

"Кукольный дом" (Нора - Яворская, Гельмер - Анчаров-Эльстон, Ранк - Красов); "Трудовой хлеб" Островского (Корпелов - Красовский), "Нахлебник"

Тургенева (Кузовкин - Красовский), "Бедность не порок"; "Принцесса Гр„за" Ростана (в загл. роли - Яворская), "Тайна души" ("Там внутри") Метер-линка, затем "Преступление и наказание" по Достоевскому (1899; Раскольников - Орленев, Мар-меладов - Далматов, Соня - Яворская), "На всякого мудреца довольно простоты" (1899); "Ганнеле" Гауптмана (1897; Раутенделейн-Яворская, Генрих - Сарматов, Пастор - Бравич), "Юлий Цезарь" (1897), "Макбет" и "Укрощение строптивой" (1899); "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (под назв. "Вес„лые рас-плюевские дни", 1900) и др. Здесь состоялись первые пост. пьес "Власть тьмы" (1895; Матр„на - Стрепетова, Никита - Судьбинин, Аким - М. Михайлов), "Царь Ф„дор Иоаннович" (1898; в загл. роли - Орленев);

"Дети Вгнюшина" Найд„нова (1901). Значит, место в репертуаре т-ра занимали пьесы зап. классич. и совр. драматургии. Однако в дальнейшем в погоне за популярностью т-р начал ориентироваться на вкусы обывательских мещанских кругов. Основу его репертуара стали составлять мелодрамы, псевдопроблемные пьесы, пустые бездумно-развлекательные комедии (И. Н. Потапенко, В. А. Рышков, Ю. Д. Беляев и др.). Деятельность т-ра приняла бурж.-реакционный характер. Возмущение передовой рус. общественности (см. статьи большевистских газет "Искра" и "Заря" в сб. "Театральное наследство", М., 1956, с. 123-124) вызвала пост. черносотенной пьесы С. Литвина (Эфрона) и В. Крылова "Контрабандисты" ("Сыны Израиля", 1901).

Т-р Лит.-художеств. об-ва славился сильным актерским составом. Здесь в разные годы работали (помимо упоминавшихся): А. А. Агар„в, Б. С. Гла-голин, А. Я. Глама-Мещерская, М. М. Глебова, В. П. Далматов, М. П. Домашева, Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Миронова, Н. Н. Музиль-Бороздина, А. А. Немирова-Ральф, А. А. Иасхалова, Е. Н. РощинаИнсарова, Н. Н. Рыбников, П. А. Стрепетова, И. И. Судьбинин, 3. В. Холмская, Н. М. Шмитгоф, К. Н. Яковлев и др. Среди режиссеров т-ра (кроме Е. П. Карпова) - Н. Н. Арбатов, Г. В. Гловацкий, С. М. Надеждин, Н. А. Попов. В 1914 т-р отделился от Лит.-художеств. об-ва. Его владельцами стали наследники А. С. Суворина - М. А. и А. А. Суворины.

Лит.: Устав Литературно-художественного общества, СПБ, 1899-1908; Отч„ты дирекции Литературно-художественного общества, СПБ (по годам существования т-ра с 1900 и далее); "Журнал Театра Литературно-художественного об-ва", СПБ, 1907-1910, .ј 1-10; Очерк возникновения и деятельности театральной антрепризы Литературно-художественного общества, СПБ, 1904; "Театр и искусство". П., 1905, ј38, с. 611-613; 1915, ј 38, с. 712-718; К а р п о в Е. П., А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. "Исторический вестник", 1914, август, с. 449-470 и сентябрь, с. 373-902; Долгов Н. [сост.], Двадцатилетие театра им. А. С. Суворина, Пг., 1915.4. Щн.

ЛИТЙНСКИЙ, Генрих Ильич [р. 4(17). III. 1901]- советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957), Тат. АССР (1939), ЯАССР(1947), Чув. АССР (1963). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. Л. - один из основоположников якутского проф. муз. иск-ва. На основе нац. поэтич. и муз. фольклора написал (совм. с М. Н. Жирковым) оперы: "Олонхо" (1947, Якутский муз.-драм. т-р; 2-я ред."Ньюргун Боотур", 1957, там же), "Сыгый Кырынаастыыр" (1946, концертное исполн.- 1947, Якутск); балеты: "Полевой цветок" (1947; 2-я ред.-1960), "Алый платочек" (1949), "Счастье Алтана"-1963 (все-Якутский муз.-драм. т-р). Л. принадлежат также многочисл. соч. в др. жанрах. С 1924 Л. занимается педагогич. деятельностью. С 1933-проф. Моск. консерватории, с 1947 - Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных, одновременно (с 1949) препода„т в Казанской консерватории. Среди учеников Л.: А. А. Бабаджанян, Н. Г. Жиганов, А. П. Кереселидзе, Б. А. Мокроусов, Т. Н. Хренников, Ф. 3. Яруллин и др.

ЛЙТЛВУД (Littlewood), Джоан (р. 1916) - английский режиссер и театральный деятель. Театр. образование получила в Королевской академии драм. иск-ва. С 1934 работала на радио в Манчестере. Совм. с драматургом и собирателем фольклора Ю. Макко-лом организовала любительскую труппу "Т-р Юнион", в к-рой в 1935-39 пост. пьесы Брехта, Шекспира, Лопе де Вега (спектакли ставились на разл. площадках, часто под открытым небом, в сукнах). Война прервала деятельность труппы. В 1945 Л. создала проф. передвижную труппу "Уоркшоп", с которой гастролировала в городах Англии, Германии (1946), Чехословакии, Швеции, Норвегии (1948-51), Франции (1954, 1957). С 1953 труппа арендует помещение "Ройял тиэтр" в лондонском предместье Страт-форд. Материальные затруднения вынудили Л. в 1961 временно оставить т-р "Уоркшоп". Пер1ая пост. Л. после возвращения в т-р "Уоркшоп" (1963)- антимилитаристский спектакль "Ах, какая прелестная война!" Чилтона - расценивается прогрессивной зарубежной прессой как наиболее значит, работа Л. режиссер-новатор, Л. ориентируется на демокра-тич. зрителя, борется с рутиной англ. коммерч. т-ра, содействует популяризации новых драматургов ("Смертник" Биэна, 1956, "Вкус м„да" Дилэни, 1958, и др.), экспериментирует, ищет новых выразит, средств.

Пост.: "Уран 235" (1952) и "Путешественники" ("Поезд можно остановить", 1953) Маккола, "Арден из Февершама" Лилло и Хоадли (1954), "Жестокие дочери" (инсц. Л. по роману Бальзака "Отец Горио", 1954), "Ричард II" (1955), "Овечий источник" (1955); "Заложник" Биэна (1958), "У всякого своя причуда" Б. Джонсона (1960), "Лисистрата" по Аристофану (1961, т-р им. М. Горького, Берлин, совм. с X. Шо-неманом), "Макбет" (в совр. костюмах, показан в Москве во время Всемирного фестиваля молод„жи и студентов в 1957) и др.

Лит.: Путь к народному театру ("Говорят участники фестиваля"), "Театр", М., 1957, ј 10, с. 167-169, 173; PI a n-c о п С., О what a lovely war! Un evenement au Theatre des Nations, "Theatre", P., 1963, .ј 44; Т а у 1 о г J. R., British drama of the fifties, "Le theatre dans le monde", Brux., 1963, ј 3, v. XI, I. ф. Ii\

ЛИТОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение Л. д. связано с национально-освободительным движением в Литве в конце 19 в., а также с революи. подъ„мом 1905. В это время возникли первые любительские спектакли на литов. яз. Родоначальником Л. д. является А. Фромас-Гужутис, автор пьес: "Барин и мужики" (1894), "Страшное время" (1895), "Хитрая вдова" (1908), отображавших жизнь литов. народа в 19 в. В создании Л. д. и любительского т-ра важную роль сыграла комедия Кетуракиса (Ю. Вилкутайти-са) "Америка в бане" (1895). Первые драматич. произведения на литов. яз. написали также В. Пета рис, Л. Диджюлене-Жмона, И. Гринюс и др. В Л. д. уже в момент е„ формирования отч„тливо проявлялись реа-листич. тенденции. Эти тенденции усилились после прихода в Л. д. литов. писателей прогрессивного демократического направления (конец 19 - нач. 20 вв.). Сельский быт Литвы ярко показала Жемайте в комедиях "Пропитые балахоны" (1897), "Три возлюбленные" (1898), "Сватовство" (1898). Сатирич. пьесы Же-майте "Наш самый добрый" (1899) и "Волостной суд" (1900), были направлены против клерикализма и царского бюрократизма. Несколько пьес Жемайте написала совместно с Г. Пяткявичайте-Бите, к-рой принадлежит демократич. по направленности пьеса "Борьба" (1900), показавшая жестокость помещиков. Изображение острых социальных конфликтов в Л. д. усилилось в период революции 1905-07. В начале 20 в. появились драмы "Голодные люди" К. Ясюкайтиса (1907), "Последняя волна" (1906), "Первые шаги" (1909), "Люди" (1910), "Язвы времени" (1913) Б. Вартшо.со.-Лауцявичюса и др., отображающие жизнь трудящихся под игом буржуазии и революц. борьбу народа. В этих пьесах (в особенности в пьесе "Голодные люди") сказалось влияние творчества М. Горького. Пьесы К. Ясюкайтиса и Б. Варг-шаса-Лауцявичюса способствовали развитию критич. реализма, утверждению революционно-пролетарской тематики в Л. д. нач. 20 в. Прогрессивные демократия. тенденции также проявились в драме Г. Ландс-бергиса-Жемкалъниса "Блинда" (1908) и в нек-рых пьесах М. Шикшниса, Ю. Смальстиса, В. Диджюлите, П. Пянкайтиса, П. Пундзявичюса-Пятлюкаса, П. Ми-чюлиса и др. писателей реалистич. направлений.

Иной характер носило драматургич. творчество Д. Видунаса, М. Пячкаускайте-Шатри„с Рагана, К. Пуйды, Ю. Линде-Добиласа и др. писателей, выражавших модернистские тенденции, бурж. идеологию, националистич. идеи. В пьесах этих писателей проявилась склонность к абстрактным этич. и психо-логич. проблемам, к романтико-символистской форме.

Значительные произведения в начале 20 в. создал В. Креве-Мицкявичюс. В драматич. эпопее "Шарунас" (1910), изображающей прошлое Литвы, писатель показал трагич. судьбу сильного человека, восставшего против религиозных предрассудков и племенной раздробленности. Сходный конфликт лежит в основе историч. драмы "Скиргайла" (1922, пост. 1924), написанной на историч. материале конца 14 - нач. 15 вв. В драме "Зять" (1921, пост. 1931) показано столкновение феодальных и бурж. тенденций в литов. деревне. Несмотря на наличие в этих пьесах идеалистич. и бурж. концепций, они получили значение в Л. д. как первые художеств. драматич. произведения, изображающие большие историч., психологич. и моральные конфликты, в них созданы образы сильных людей, активно борющихся против реакц. тенденций. Психологич. и моральные конфликты стали основой и нек-рых др. произведений Л. д. нач. 20 в.: историч. трагедии Л. Гиры "Месть" (1910), "сценических картин" И. Ту-маса-Вайжгантаса и др.

В 1919-40 Л. д. развивалась вместе с уже сложившимся проф. литовским т-ром. Это способствовало развитию Л. д., но подчинение сценического иск-ва интересам господствующих классов, распространение в лит-ре и т-ре того времени бурж. идеологии и эстетики определило идейную ограниченность Л. д., препятствовало появлению прогрессивных произведений. В годы господства буржуазии создавались историч. пьесы о дал„ком прошлом Литвы. В 1922-30 поэт Майронис создал историч. драмы в стихах "Смерть Кястутиса", "Витаутас у крестоносцев", "Витаутас-король" и др. На историч. сюжеты написаны также мистерия В. Креве-Мицкяви-чюса "По путям судьбы" (1921-29) и драма "Смерть Миндаугаса" (1935), нек-рые произведения Д. Видунаса, Л. Гиры и др. писателей. Для повышения художественного уровня Л. д. большее значение имели историч. драмы в стихах Б. Сруоги "В тени великана" (1932), "Страшная ночь" (1935) и др., отличавшиеся лиризмом, тонким психологич. рисунком. В произв. В. Миколайтиса-Путинаса "Владыка" (1921, 1929), "Кольцо и женщина" (1926) и др. проявились романтич. и символистские тенденции.

В эти годы были написаны и реалистич. пьесы, показывающие моральные конфликты бурж. общества Литвы. В пьесах П. Вайчюнаса -"Напрасные усилия" (1926), "Патриоты" (1926), "Воскресенье" (1936) и др.,- несмотря на идеалистич. концепции автора, критически показаны нек-рые черты бурж. морали. Сати-рич. обличение получили принципы бурж. общества в комедиях С. Чюрл„нене-Кимантайте "Денежки" (1918), "Украшение виллы" (1932), "Большая ярмарка" (1939) и др.; пьесах К. Бинкиса "Поросль" (1938), "Генеральная репетиция" (1939), А. Венуолиса "В сумерках" (1936, пост. 1945) и др. Ряд пьес в этот период написали Б утку Юзе, М. Вайткус, С. Капнис, К. Ин-чюра, Ю. Пятрулис, А. Грицюс и др. Но все же Л. д. в 1919-40 развивалась изолированно от прогрессивного направления литов. лит-ры того времени, слабо откликалась на требования широких слоев народа.

В новый этап своего развития Л. д. вступила после восстановления Сов. власти и особенно в послевоенные годы. После изгнания гитлеровских оккупантов Б. Даугуветис в своих пьесах "Новая борозда" (1945), "Счастье" (1946), "Боевое задание" ("Задание") (1946), "Усадьба Жалдокаса" (1948) и др. ярко отобразил со-циалистич. преобразования в Литве, борьбу сов. людей против гитлеровских поработителей и бурж. националистов. В первые послевоенные годы появились и историч. пьесы - "Крепость" А. Венуолиса (1946), "Доля предрассветная" (1946), "Казимерас Сапега" (1947) Б. Сруоги и др., вк-рых, несмотря на идейную ограниченность концепций, на первый план выдвигается роль нар. масс в истории. В эти годы в Л. д. ведущее место стала занимать тема разоблачения бурж. прошлого. Значительное драматич. произведение на эту тему - драма Ю. Балтушиса "Поют петухи" (1947), обличающая буржуазию. Острота конфликта, яркость сценич. характеров, богатство языка этой пьесы определили новый художеств. уровень Л. д. События недавнего прошлого получили отражение в пьесах А. Грицюса "Осколки" (1949) и "Накануне" (1952), показывающих реакционность и моральное разложение сельской и городской буржуазии. В пьесах Ю. Балтушиса и А. Грицюса показана рево-люц. борьба литов. народа против буржуазии. Ещ„ шире эта тема разв„рнута в пьесе А. Гудайтиса-Гузявичуса "Правда кузнеца Игнотаса" (1950), созданной по мотивам одноим. романа о революц. событиях 1918-19 в Литве. Пьесы о бурж. прошлом и революц. движении написали Ю. Паукштялис, В. Сири„с Гира, Т. Гражулис и др. С пьесами о Великой Отечеств. войне выступил И. Марцинкявичюс - "Возвращение" (1947) и "Родина зов„т" (1953). Развитию Л. д., как и всей сов. драматургии, в конце 40-х гг. препятствовала "теория бесконфликтности", появившаяся вследствии культа личности И. В. Сталина. В первых пьесах о коллективизации сел. х-ва в Литве: "Яблони цветут" Ю. Хливицкаса и Ю. Гу-стайтиса (1948), "Ранним утром" Ю. Балтушиса (1953), "Белые ивы" И. Авижюса (1954), наряду с правдивыми картинами действительности проявился схематизм образов и конфликтов. Особенно интенсивно развитие Л. д. проходит после XX съезда КПСС. Важным событием театр. жизни стала пьеса А. Грицюса "Жаркое лето" (1955), о перевоспитании интеллигенции старого поколения, вовлечении е„ в строительство социализма. В то же время в Л. д. начали выступать И. Грушас - написавший историч. трагедию "Геркус Мантас" (1957) и ряд пьес о современной жизни; В. Милюнас - автор пьес и комедий о новом быте литов. колхозной деревни - "Полуденные тучи"

(1957), "Чайки провожают" (1960) и др. Большую популярность приобрели произведения молодого драматурга К. Саи - "Сильва-студент" (1957), "Первая драма" (1961), "Тревога" (1962) и др., посв. бытовым и моральным конфликтам. В. Римкявичюс написал пьесы о сов. молод„жи - "Водяная лилия"

(1958) и "Круг" (1963). Пьесы на совр. тематику создали В. Адоменас, А. Беляускас, И, Каволюнас, В. Лимантас, П. Чеснулявичюте, И. Склютаускас и др. Среди пьес о прошлом "Незримое оружие" А. Гудайтиса-Гузявичуса (1959), "Полюбил я неба синеву" Ю. Бутенаса и А. Кярнагиса (1957), "Беспокойные сердца" Ю. Хливицкаса (1958).

В 40-50-е гг. Л. д. достигла значит, роста по проблематике, художественному уровню. Овладевая методом социалистич. реализма, драматурги оптимистически отражают острые конфликты, раскрывают героич. моменты в жизни сов. людей, создают светлые образы нар. героев. Сов. Л. д. становится вс„ более разнообразной но форме; созданы героич. и бытовые драмы, сатирич. и лирич. комедии, историч. трагедии, водевили и пьесы др. жанров. В годы Сов. власти произведения Л. д. получили популярность в широких слоях народа и играют важную роль в коммунистич. воспитании общества.

Лит.: Советская литовская драматургия. [Сборник пьес, вступительная статья И. Ланкутиса], М., 1954; Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietuviu literatures istorija, t. 1-3 (1 d.), red. К. Korsakas, Vilnius, 1957-1961; Lankutis I, Lietuviu dramaturgija, Vilnius, 1958. И. Лан.

ЛИТОВСКИЙ, Осаф Сем„нович [р. 25. V (6. VI). 1892] - русский советский драматург и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Лит. деятельность начал в 1918 как журналист. Был редактором и театр. критиком первых сов. театр. газет и журналов:

"Театр и драматургия", "Советский т-р", "Рабочий и искусство". Работал в газетах "Правда", "Известия", "Советское искусство" и др. В 1930-37 был председателем Главреперткома (впоследствии Управление по контролю за репертуароми зрелищами). В 1937-41 работал в Моск. т-ре Ленсовета зав. лит. частью и режиссером.

В 1939 написал, совм. с Ш. Гергеем, антифашистскую пьесу "Мой сын" (Моск. т-р им. Ленинского комсомола), пост. мн. т-рами страны. Л. принадлежат также пьесы "Родина" (1940, Моск. т-р им. Ленсовета), "Сентиментальный вальс" (1941, Моск. Современный т-р), "Андрей Протасов" и "Гусев, жена и дети" (1947, Моск. т-р драмы и комедии) и инсценировка "Хождение по мукам" (по А. Н. Толстому, 1947, Ленингр. Новый т-р). Совм. с К. Осиновым написал пьесы "Александр Невский", "Русские орлы" (М., 1942).

Соч.: Театральные заметки, М.,1931; Вопросы репертуара, М.- Л., 1931; Задачи художественной самодеятельности в свете решений XVII партконференции, М., 1932; В поисках нового героя, М., 1933; Так и было. Очерки. Воспоминания. Встречи, М., 1958; "Глазами современника". Заметки прошлых лет, М., 1963. Вл. Я.

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР. Истоки литов. театр. искусства лежат в нар. празднествах, в нар. танцах, содержащих элементы театр. действия. Первые сведения о т-ре в Литве относятся к 16 в. В Вильнюсе и в др. городах Литвы в иезуитских школах давались религиозные представления на латинском и польском яз., в них делались вставки на литов. яз., носившие сатирич. характер. Духовенство и феодалы скоро запретили такие представления, и в школьном т-ре разыгрывались только религиозные или панегирические пьесы на лат. яз. Крупнейшие магнаты феодальной Литвы организовывали в своих поместьях т-ры, в к-рых играли на польском языке. В т-ре при королевском дворе в Вильнюсе выступали гл. обр. иностр. гастрол„ры (итал. опера, комедия масок, англ. актеры), здесь было построено первое спец. театр. здание (1639). В 16-18 вв. театр. иск-во было чуждо и недоступно народу, оно выражало интересы феодалов польско-литовского государства. Возникновение литов. нац. т-ра связано с эпохой капитализма, с революц. подъ„мом во 2-й пол. 19 в. и с новой фазой освободительной борьбы в Литве, к-рая приобрела характер нац.-освободительного движения. Растущая нац. интеллигенция развернула под воздействием прогрессивных идей рус. демократич. обществ, мысли борьбу против нац. гн„та царизма, за развитие культуры и иск-ва.

В период запрещения литов. школ и печати (после подавления восстания 1863-64) иск-во развивалось в условиях цензурного гн„та. Тайно организовывались т. н. "сарайные" спектакли, лит. вечера в деревнях. Первый публичный спектакль "Америка в бане" Кету-ракиса состоялся в 1899 в Паланге. До разрешения царской властью литов. печати (1904) литов. любит, т-р в основном развивался за пределами Литвы, в местах, где имелись литов. "колонии",в Петербурге, Риге, Восточной Пруссии, среди эмигрантов в США.

Подъ„м революц. и нац.-освободительного движения в период революции 1905 вызвал рост любительских спектаклей (в 1905-10-789 спектаклей). В крупных городах (Вильнюс, Каунас, Шяуляй, Рига, Петербург) создаются литов. театр. об-ва идраматич. кружки. режиссерами, рук. хоров, дириж„рами в них работали впоследствии известные литов. композиторы и деятели т-ра: Г. Ландсбергис-Жемкальнис, М. Петра-ускас, Ю. Таллат-Келпша, С. Шимкус, Ю. Науялис и др. Интенсивно развивался любит, т-р в 1910-14. В любит, кружки пришли первые проф. режиссеры, воспитанники петерб. . и моек. театр. школ - К. Глинские, А. Виткаускас, Ю. Вайчкус. Любит. спектакли заложили основы проф. театр. иск-ва. Ю. Вайчкус и А. Виткаускас создали полупроф. передвижные коллективы, к-рые гастролировали по Литве. Любит, т-р развивался как т-р широких нар. масс и это обусловило его реалистич. и демократич. направленность. В любит, т-ре отразилась острая классовая борьба того времени. Он усвоил традиции нар. т-ра, испытывал воздействие передовых идей рус. демократич. культуры и революц. освободительного движения. Развитию любит, т-ра содействовал рост литовской драматургии., творчество первых литов. драматургов: А. Фромас-Гужутис, Ю. Вилкутайтис-Ке-туракис, Ю. Жемайте, Б. Варгшас-Лауцявичюс, И. Ясюкайтис, Г. Ландсбергис-Жемкальнис.

1-я мировая война и немецкая оккупация приостановили развитие театр. иск-ва.

16 дек. 1918 в Литве была провозглашена Сов. власть. В марте"1919 Сов. правительство приняло решение о создании в Вильнюсе первого Гос. литов. т-ра. Для этой цели из Петербурга был приглаш„н К. Глинские, к-рый приступил к созданию нового коллектива, к подготовке первых спектаклей. Правительство предоставило пост. помещение и оказывало помощь театр. коллективу Ю. Вайчкуса, к-рый выступал в Вильнюсе в дни революц. событий.

Формирование первых гос. литов. проф. т-ров было прервано захватом Вильнюса бурж. Польшей (1919). Оба театр. коллектива переехали в Каунас. Летом 1919 Сов. власть в Литве была разгромлена, Вильнюс до 1939 находился под властью Польши и в дальнейшем развитие литов. т-ра протекало в основном в г. Каунас. Здесь продолжала работу, после переезда из Вильнюса, труппа Ю. Вайчкуса. В 1919 открылся т-р А. Суткуса. В 1920 при об-ве "Творцов искусства" был создан регулярно действующий т-р с двумя труппами - драматич. и оперной. В 1922 труппы были объединены бурж. правительством в один Гос. т-р. В 1925 при т-ре создана балетная труппа. Драматическая труппа т-ра, несмотря на воздействие бурж. властей, боролась против реакц. тенденции за сохранение и развитие традиций реалистич., прогрессивного иск-ва, освоение опыта рус. режиссеров, актеров. В нач. 20-х гг. прогрессивный характер носила деятельность импровизационного сатирич. т-ра, руководимого А. Суткусом, "Вилколакис". В 1931 в г. Шяуляй организован драматич. т-р - филиал Гос. т-ра в Каунасе (в 1935-39 работал в г. Клайпеда). Его руководитель режиссер и актер Ю. Ста-нулис в„л культурно-просветительную работу среди широких слоев населения, но идейно и художественно ограниченный репертуар мешал развитию т-ра.

В 30-е гг. усилилась революц. борьба рабочих и крестьян Литвы против фашистской диктатуры, установленной в 1926. Антифашистская борьба передовой литов. интеллигенции отразилась на развитии нац. т-ра. Положительное воздействие на Л. т. оказало освоение достижений сов. т-ра, системы К. С. Станиславского. (В 1938 А. Якшявичюс перев„л на литов. яз. "Работу актера над собой"). Протестуя против реакц. тенденций, рутины Каунасского т-ра, группа молодых прогрессивно настроенных актеров вышла в 1933 из труппы и создала "Т-р молодых". Один из организаторов этого т-ра Р. Юкнявичюс учился в 1934-36 в Москве. После возвращения он пост. спектакли: "Надежда" ("Гибель "Надежды"") Хейер-манса (1936) в Клайпедском т-ре, "Перед заходом солнца" Гауптмана (1939) и "Топаз" Паньоля (1940) в Каунасском т-ре. Реалистич., демократич. тенденции в конце 30-х гг. утверждал и режиссер Б. Даугу-ветис - спектакли "Доходное место", "Поросль" Бин-киса (1938), "Мещане" (1940).

Новый этап в развитии Л. т. начался после восстановления в Литве Сов. власти (1940). Этот период характеризуется бурным подъ„мом творч. деятельности широких масс, ростом духовных запросов трудящихся. В т-р приш„л новый зритель, к-рый хотел увидеть на сцене совр. героя, отражение актуальных проблем новой жизни. Были созданы т-ры: Вильнюсский гос. т-р (теперь Академич. т-р драмы Лит. ССР), Паневежисский драм. т-р, Т-р оперетты (ныне Каунасский муз. т-р), Детский т-р (ныне Театр юнего зрителя). На сценах литов. т-ров впервые пост. сов. пьесы - "Сын народа" Германа (Каунасский т-р), "Таня" (Т-р драмы Лит. ССР), "Платон Кречет" (Шяуляйский т-р). В 1941 на литов. сцене впервые осуществлены пост. историко-революц. пьес: "Бронепоезд 14-69" (Т-р драмы Лит. ССР, реж. Р. Юкнявичюс), "Разлом" (Каунасский т-р, реж. Б. Даугуветис), "Беспокойная старость" (Шяуляйский т-р, реж. А. Рад-зявичюс). В этих спектаклях, проникнутых революц. пафосом, по-новому раскрылось дарование актеров М. Хадаравичюса, В. Деркинтиса, П. Зулонаса, Ю. Сипариса, М. Миронайте, Ю. Рудзинскаса, Ю. Лауцюса, О. Курмите и др.

Война и гитлеровская оккупация приостановили бурный рост литов. сов. т-ра. После изгнания фашистских оккупантов работники литов. т-ра с новой энергией приступили к восстановлению разрушенных и разграбленных т-ров, к пост. пьес о современности, развитию литов. драматургии. Преодолеть идейно-художественные трудности, овладеть методом социали-стич. реализма помогли решения партии по идеологич. вопросам. В становлении нового иск-ва серьёзных успехов добился Академич. т-р драмы Лит. ССР (см. Литовский театр драмы). Сложнее был путь Каунасского гос. драм. т-ра, к-рый только после реорганизации (1952) и включения в его состав выпускников ГИТИСа преодолел идейно-художественные недостатки и добился больших успехов. Были созданы новые т-ры: Вильнюсский русский драм. т-р (ныне Русский гос. драм. т-р Лит. ССР), Клайпедский драм. т-р, Капсукский драм. театр. кукольные т-ры в Каунасе и Вильнюсе. Для пополнения актерских кадров при т-рах (Каунаса, Вильнюса и др.) открылись драм. студии, а при Гос. консерватории Лит. ССР - театр. ф-т (1952).

Творч. подъ„м Л. т. в первые послевоенные годы связан с именем реж. Б. Даугуветиса. Являясь худ. рук. Академич. т-ра драмы, он пост. этапные спектакли- "Враги" (1946), "Кремл„вские куранты" (1947), "Егор Булычев и другие" (1948). Значит, роль сыграли его пьесы о современности-"Новая борозда" (1945), "Боевое задание" (1946), "Усадьба Жалдокаса" (1948). Старую бурж. деревню разоблачала пьеса "Поют петухи" Балтушиса (Каунасский т-р-1948, Акад. т-р драмы- 1948). Спектакль "Сноха" ("Невестка" Милюнаса по Жемайте, реж. К. Кимантайте, 1945) явился первым подлинно реалистич. прочтением классич. литов. лит-ры на сцене. В Каунасском т-ре в эти годы были пост. значительные спектакли: "За тех, кто в море!", "Русский вопрос", "Молодая гвардия" (все 1947), в Паневежисском т-ре-"Гроза надвигается" Па-укштялиса, "Жизнь в цитадели" Якобсона.

Значительные пост. нач. 50-х гг. в Акад. т-ре драмы: "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузя-вичуса о революц. борьбе за Сов. власть (1950, реж. К. Кимантайте и А. Кярнагис), "У предела" Грицюса (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1951, обе реж. Ю. Рудзинскас). В Каунасском т-ре драмы - "Жаркое лето" Грицюса (1955, реж. Г. Ванцявичюс). В Шяуляйском т-ре "Макар Дубрава"; "Серебристые ивы" Авижюса. Школой мастерства для Л. т. была работа над произв. рус. классики: "Дядя Ваня" (1954), "Плоды просвещения" (1955, обе пост. Р. Юкнявичюс) в Акад. т-ре драмы.

Декада литов. иск-ва и лит-ры в Москве (1954) продемонстрировала мастерство и зрелость литов. сов. т-ра. Период после XX съезда КПСС отмечен смелыми поисками сценич. выразительности, созданием значительных спектаклей на совр. тему: в Академич. т-ре драмы-"Полюбил я неба синеву" Бутенаса и Кярнагиса- о пролетарском поэте Ю. Янонисе (1957, реж. А. Кярнагис), "Кровь и пепел" Марцинкявичюса - о подвиге народа в борьбе с фашистскими захватчиками (1961, реж. К. Кимантайте). Формированию совр. молод„жи посвящ„н спектакль "Я вижу солнце" Каво-люнаса (1960, реж. Ю. Рудзинскас). Актуальные проблемы коммунистич. морали решали спектакли "Тревога" Саи (1962, реж. К. Кимантайте), "Круг" В. Рим-кявичюса (1963, реж. В. Чибирас). Острый публи-цистич. характер носили спектакли "Всеми забытый" Хикмета (1960), "Четв„ртый" Симонова (1962, оба - реж. В. Чибирас) в Академич. т-ре драмы. К XXII съезду партии осуществл„н спектакль "Третья патетическая" (1961, реж. Р. Юкнявичюс). В Каунасском т-ре поставлены героич., монументальные, романтически-приподнятые спектакли: "Первая конная" Вишневского (1957), "Геркус Мантас" Груша са (1957), "Двадцатая весна" Марцинкявичюса (1958), "Океан" Штейна (1961). Новый этап воплощения литов. классики ознаменован спектаклями "Утопленница" по А. Ве-нуолису (инсц. А. Лиобите и К. Кимантайте, 1956, реж. Кимантайте) и "Доля предрассветная" Сруоги (1956, реж. Р. Юкнявичюс). Среди пост. заруб, и русской классики: в Академич. т-ре драмы-"Мария Стюарт" (1958, реж. Л. Лурье), "Гамлет" (1959, реж. Ю. Рудзинскас), "Месяц в деревне" Тургенева (1962, реж. Р. Юкнявичюс); в Каунасском т-ре -"Три сестры" (1960, реж. Г. Ванцявичюс); в Паневежисском т-ре -"Макбет" (1961, реж. Ю. Мильтинис).

Сре'ди деятелей театр. иск-ва Литвы - нар. арт. СССР Б. Даугуветис (ум. 1949), нар. художник Лит. ССР В. Палайма, нар. артисты Лит. ССР К. Кимантайте, Ю. Рудзинкас, М. Миронайте, В. Восилюте, Т. Якуявичюс и др.

В 1964 в Литве работают т-ры: Гос. академич. т-р оперы и балета Лит. ССР, Гос. академич. т-р драмы Лит. ССР, Русский гос. драм. т-р Лит. ССР, Каунасский гос. муз. т-р, Каунасский гос. драм. т-р, Шяуляйский драм. т-р, Клайпедский драм. т-р, Паневежисский драм. т-р, Каунасский т-р кукол, Вильнюсский т-р кукол. Вс„ шире развивается театр. самодеятельность. В республике работают 11 нар. т-ров, нар. опера, свыше 3000 драм. кружков.

Лит.: Sruoga В., Lietuviu teatras Peterburge, К., 1930; Butenas J., Lietuviu teatras Vilniuje, K.. 1940;

Valstybinis Dramos teatras. 1920-1940, К., 1940; Kauno Drama XXXV 1920-1955, К., 1955; Kauno Valst. Dramos teatras, K., 1960; LTSR Valst. Dramos teatras 1940-1955, V., 1955; LTSR Valst. Akademinis dramos teatras, V., 1961; S.V.T., 1931-X-1941, [Siauliai], 1941; Klaipedos Dramos teatras, V., 1962; Panevezio Dramos teatras 15 metu. 1940-1955, V., 1955; Kapsuko Dramos teatras 1957-1958, [V., 1958], Kapsuko Valst. Dramos teatras 1959-1960, [V., 1961]. В. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница