Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Магазин женской одежды Electra Style.
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 260)


ЛЙНДАУ (урожд„нная - Л и и з е), Лизл Яанов-на (р. 20.IX.1907) - эстонская советская актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1955). Училась в хореографич. студии. Сценич. путь начала в 1927 как танцовщица в т-ре "Эндла" (Пярну), но вскоре стала драм. актрисой. Работала в т-ре "Драма-студио", в Таллинском Рабочем т-ре. С 1940 в Т-ре им. В. Кингисеппа (Таллин). Играет драматич. и комедийные роли.

Роли: Мари ("Молочник из Мяэкюла" Вильде), Карин ("Брак и любовь" по Таммсааре), Тереза Ракэн (по Золя), Ийге ("Железный дом" Таммлаане), Таня (о. п. Арбузова),

Татьяна ("Разлом"), Мирандолина; Лиза ("Горе от ума"), Панова ("Любовь Яровая"), Мария Ряни ("Старый дуб" Якобсона), Филумена Мартурано (о. п. Эдуардо де Филип-по), Кураж ("Матушка Кураж и е„ дети" Брехта). Э. Л.

ЛИНД БЕРГ (Lindberg) - семья шведских театральных деятелей.

Юхан Аугуст Л. (1848-1916) - актер и режиссер. По окончании школы при Королевском драм. т-ре (Стокгольм) в 1866-71 работал актером в Новом т-ре (Стокгольм) и в провинц. антрепризах. Затем возглавлял ряд гастрольных трупп. В 1903-06- режиссер Королевского драм. т-ра. Л. был широко образованным человеком, верящим в высокую просветит, миссию иск-ва. Его творчество способствовало развитию швед. провинц. т-ра.

Роли: Гамлет, Отелло, король Лир, Макбет; Мефистофель ("Фауст" Г„те), Бранд, Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Освальд;

Эрик XIV (о. п. Стриндберга), Людман ("Гертруд" С„дербер-га) и др.

Пер Аугуст Л. (1890-1944) - режиссер, сын Юхана Аугуста Л. Окончил филологич. ф-т Стокгольмского ун-та. В 1912-16 работал актером в труппе отца, в 1917-18 - в т-ре М. Рейнхардта (Берлин). В 1918-23 руководил "Лоренсберг-т-ром" (Г„теборг), где пост. спектакли: "Как вам это понравится" (1920), "Отелло", "Король Лир" (оба в 1921), "Ромео и Джульетта" (1922) Шекспира, "Эрик XIV" (1919), "Народная сказка", "Мастер Олоф" Стриндберга (оба в 1920). На творчество Л. оказали большое влияние режиссура Рейнхардта, принципы актерского иск-ва, разработанные К. С. Станиславским, идеи Р. Роллана о нар. т-ре. Он стремился создать т-р, близкий демократич. зрителю, ставить классич. репертуар. режиссерское иск-во Л. характеризовалось монумент, лаконизмом, выразит, зрелищностью, пла-стич. и живописной образностью, внутр. ритмом. Работая в 1927-30 в Драм. т-ре (Стокгольм), Л. организовал т. н. "Театральный клуб" - серию воскресных дневных спектаклей по деш„вым абонементам, к-рые распространялись среди рабочих. В этот период он пост. спектакли "Жизнь есть сон" Каль-дерона, "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, "Человек, вновь проживший свою жизнь" Лагерквиста, "Све-денхьельмы", "Доллар" И. Бергмана. В 1930-34, 1936-38 возглавлял в Стокгольме "Т-р И. Экмана", в 1935-36 - "Васа-театр". Крупнейшим событием культурной жизни страны стала его постановка антифашистской драмы Лагерквиста "Палач" (1936). В числе лучших работ Л.: "Живой труп" (1932), "Венецианский купец" (1935); "Победа во тьме" Лагерквиста (1938). Идейно-эстетич. принципы Л. во многом определили творчество швед. режиссеров У. Муландера, А. Шеберга, С. Милиандера, И. Бергмана.

С о ч.': Lindberg Р., August Lindberg, Stockh., 1943. Лит.: En bok om Per Lindberg, Stockh., 1944. Вл. М.

ЛЙНДГРЕН (Lindgreen), Фердинанд (1770-1842)- датский актер и режиссер. С 1787 был хористом в Королевском т-ре (Копенгаген), с 1790 - драматич. акте ром. Творчество Л. неразрывно связано с комедиями Хольберга. Его лучшие роли: Йеппе ("Йеппе с горы"), Хенрик ("Маскарад", "Хенрик и Пернилла", "Счастливое кораблекрушение", "Краткое девичество Перниллы"), Герт Вестфалец (о. п.), Эразмус Мон-танус (о. п.). Игра Л. отличалась обаятельной непринужд„нностью, искренностью, меткостью и жизненностью сатирич. наблюдений. Л. первый исполнил роли крестьянина Йеппе и слуги Хенрика на сьелландском диалекте, что впоследствии стало традицией. Став в 1817 режиссером, Л. осн. внимание уделял воспитанию молодых актеров (Л. Фистер и др.), оказал значит, влияние на развитие реалистич. традиций дат. сценич. иск-ва в жанре комедии.

Лит.: С о 1 l i n E., Holbergske skuespillere, Kbh., ts- d-]- Вл. M.

ЛЙНДСТЕД - БРУНИУС

(Lindstedt-Brunius), Пау-лина (10.II.1881-14.V. 1954) - шведская актриса. В 1892-1902 училась в хо-реографич. уч-ще при Королевском оперном т-ре (Стокгольм). В 1902 дебютировала как драм. актриса. Работала в разл. т-рах Стокгольма; в 1938-48 руководила Драм. т-ром. Исполнит, манера Л.-Б. отличалась глубоким, хотя и несколько рационалистичным драматизмом, непринужд„нным благородством внешнего рисунка. Вела преподават. деятельность в школе при Драматич. т-ре.

Роли: Беатриче ("Много шума из ничего"), Йордис и Гедда Габлер ("Воители в Хельгелан-де" и о. п. Ибсена), Тура Парсберг ("Пауль Ланге и Тура Парсберг" Бь„рнсона), Кристина ("Мастер Улоф" Стриндберга), Гертруд (о. п. С„дер-берга), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др.

Лит.: Boken om Pauline Brunius, Stockh., 1941.. M.

ЛЙНДТБЕРГ (Lindtberg), Леопольд (р. 1902) - австрийский актер и режиссер. Окончил Венский ун-т по германистике и истории иск-в. Впервые выступил в Драматич. т-ре Берлийа в пьесе "Жиль и Жан" Г. Кайзера. В 1926 пост. "Любовный напиток" Ведекинда в т-ре Билефельда. С этого же года работал режиссером в т-рах Дюссельдорфа, затем в т-ре Пискатора в Берлине (1927-29), в Бреславле, Цюрихе, с 1947 - в "Бургтеатре". Лучшие пост. Л.:

"Гамлет" (1948); "Пер Гюнт" Ибсена (1952), "Мария Стюарт" (1956); "Горе тому, кто лж„т" Грильпарцера (1958), "Генрих IV" Шекспира (1960), "Ифигения" Г„те (1948, Зальцбург). Л. стремится к драматургии обобщ„нных проблем, к раскрытию идей пьесы средствами актерского мастерства. Умная и тонкая режиссерская мысль Л. находит сво„ выражение в спектаклях, лиш„нных внешних эффектов. В 1958 награжд„н медалью Кайнца. Л. Лоб.

ЛЙНДУЛИС (наст. имя и фам. - Янис Линде) (21.VIII.1870-11.XI.1942) - латышский писатель. Участвовал в революции 1905, потом жил в эмиграции в Зап. Европе. После 1918 вернулся на родину. Автор пьес "Дижудрская Мале" (Новый Рижский т-р, 1912), "На полпути" (1909), "Дети счастья" (1914), "Труд и хлеб" (1915), "Старый Гайгал" (1926). Пьесы Л. посв. разоблачению латыш. сельской буржуазии. Ставились в кружках самодеятельности. Соч.: Lugu izlase, Riga, 1945. Лит.: Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957. А В

ЛЙНДФОРС (Lindfors), Адольф (18.V.1857' -20. V.I 929) - финский актер и театральный деятель. В 1872 окончил театр. школу и был принят в труппу Шведского т-ра в Хельсинки. В 1882 - актер Финского т-ра,в1892-94-директор театр. уч-ща Драматич. об-ва (Хельсинки), затем вновь в Финском т-ре, в 1907-14-директор Финского Нац. т-ра, позднее актер этого т-ра. Л. был одним из лучших комич. актеров Финляндии. Обладал большим сценич. темпераментом. Лучшая роль Л.-Тартюф. Среди др. ролей: Арган ("Мнимый больной"), Йеппе ("Йеппе с горы" Хольберга), Фигаро; Фальстаф ("Виндзорские проказницы") и др. Творчество Л. способствовало утверждению на сцене фин. т-ра классич. комедии.

Лит.: Kivijarvi E., Adolf Lindfors. Naytteli jakuva, Hels.. 1923. С. Л.

ЛИНДХОЛЬМ, Фред Александрович (р. 28.IX. 1902) - советский театральный художник. Заслуженный деятель искусств Карельской АССР. В 1940 окончил студию изобразительных иск-в в Петрозаводске. С 1944 - гл. художник Финского драм. т-ра.

Спектакли: "Кража со взломом" Кант, "На сплавной реке" Паккела, "Огни Марикоски" Ругоева, "Новые друзья" Викстрема, "Семеро братьев" Киви, "Чужая тень" Симонова, "Любовь на рассвете" Галана, "Сын рыбака" Лациса и ДР. С. Кол.

ЛИНЕ, Велта Мартыновна (р. 28.VIII.1923)- латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Латв. ССР (1951, 1955). Училась в драм. студии Нар. т-ра в Риге. После освобождения Латвии от гитлеровской оккупации продолжала уч„бу в драматической студии Т-ра драмы Латв. ССР. Ещ„ будучи студенткой, участвовала в спектаклях этого т-ра. В 1945 принята в труппу и вскоре стала одной из ведущих актрис театра.

Роли: Маша ("Кремл„вские куранты"), Кайва ("Глина и фарфор" Григулиса, Гос. пр., 1948), Негина ("Таланты и поклонники"), Зента ("Сын рыбака" Лациса), Нора (о. п. Ибсена), Лиена ("Земля зел„ная" Упита, Гос. пр., 1951), Танн (о. п. Арбузова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Лариса, Дездемона, Офелия, Мирандолина; Нина Заречная ("Чайка"), Жанна Д"арк (о. п, Упита). Снимается в кино.

Лит.: Балюнас В., Войткевич Н., Велта Лине, М., 1955. К. К.

ЛИЙЙЦКАЯ (по мужу -Загорская), Любовь Павловна (27.XII.1866, слобода Преображенская Купянского уезда, - 5.II.1924, Киев) - украинская актриса. Принимала участие в любительских спектаклях. Сценич. деятельность начала в 1887 в рус. провинциальной труппе Муравь„ва-Михайлова. В 1889 дебютировала в роли Наталки ("Наталка-Полтавка" Котляревского) в труппе М. Л. Кропивницкого, под рук. к-рого развивалось сценич. мастерство Л. Талант Л. наиболее полно раскрылся в труппе П. К. Саксаган-ского, в к-рой она работала с небольшими перерывами в 1892-1909. Работала в т-ре Н. К. Садовского (1909-15), в товариществе под рук.

И. О. Марьяненко (1915-18) и в др. т-рах. Творческой индивидуальности Л. были близки роман-тич., вольнолюбивые образы: Маруся Богуславка (о. п. Старицкого), Татьяна, Варька ("Бондарив-на", "Бесталанная" Карпенко-Карого), Наталья ("Лымеривна" Мирного). Приподнятость, героический пафос сочетались в игре Л. с психологической глубиной, социальным раскрытием образа. Мастер слова, Л. достигла высокого совершенства в искусстве монолога. Разоблачительной остротой было отмечено исполнение комедийных ролей - Про-ня Прокоповна ("За двумя зайцами" Старицкого) и др.

Лит.: Меженко Ю.О., Життя артистки, в кн.:

Любов Павл?вна Л?ницька. Нариси, Кив, 1957, с. З-105;

Василько В. С., Спогади про Л. Л?ницьку, там же, с. 109-176. Е. Хл.

"ЛЙНКОЛЬНС ИНН ФИЛДС" (Lincoln's Inn Fields) -английский театр. Построен в 1656 в Лондоне и вначале использовался как теннисный корт. У. Давенант, получив от Карла II патент на создание т-ра, организовал здесь в 1661 представления и возглавлял т-р до 1668; пост.: первую часть своей "Осады Родоса" (первая англ. опера), "Гамлет" (1661) с Т. Беттертоном в загл. роли, "Ромео и Джульетта", "Король Лир" (1662), "Генрих VIII", "Двенадцатая ночь" (1663) Шекспира, "Мартин Мэролл" Драйдена (1667). В спектаклях участвовали Э. Кай-нестон, Дж. Нокс, М. Сондерсон, Г. Харрис и др. После смерти Давенанта т-ром руководили его жена, Харрис и Беттертон. В 1671 их труппа перешла в т-р "Дорсет-Гарден". В 1672 - 74 в помещении "Л. И. Ф." играла труппа Т. Киллигру. В 1695-1705 здесь вновь обосновался Беттертон, перешедший сюда из т-ра "Друри-Лейн" вместе с Э. Барри и Э. Брейсгердл. В труппу входил Т. Доггетт. Были пост. спектакли: "Любовь за любовь" Конгрива (1695), "Рассерженная жена" Ванбру (1697), "Генрих IV" (1700), "Венецианский купец" (1701) Шекспира, "Светские обычаи" Конгрива (1700), "Алхимик" Б. Джонсона (1702), "Вс„ для любви" Драйдена (1704).

В 1714-32 во главе т-ра стоял Дж. Рич. Среди его пост.: "Юлий Цезарь" (1718), "Тит Андроник" (1720), "Много шума из ничего" (1721) Шекспира, "Спас„нная Венеция" (1721) и "Счастье солдата" (1722) Отуэя; наибольший успех выпал на долю "Оперы нищих" Гея и Пепуша (1728). В труппе были Дж. Куин, Л. Райан. Сам Дж. Рич пользовался большим успехом в роли Арлекина в пантомиме "Наказанный Арлекин" (1717). В 1733-34 в "Л. И. Ф." выступала итал. опера. Позже здесь устраивались преим. балы и концерты. В 1848 здание "Л. И. Ф." было разрушено. Ф. К.

ЛЙНСКАЯ, Юлия Николаевна [урожд„нная - Коробьина; 31.V(12.VI).1820-25.IV(7.V).1871]- русская актриса. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Служила в Александринском т-ре (1841-50 и 1853-1871). Первоначально исполняла роли молодых героинь; дебютировала в роли Параши-сибирячки (о. п. Полевого), затем играла Веронику ("Уголино" Полевого), Елену ("Велизарий" Шенка) и др. Известность получила с переходом в сер. 40-х гг. на бытовые роли пожилых женщин в комедиях и водевилях. Играла торговок, чиновниц, мещанок. "У г-жи Линской, - писал Некрасов в отзыве на спектакль "Холостяк" И. С. Тургенева (1849),-талант самобытный и оригинальный, особенно поражающий естественностью, по которой она не может быть сравнена ни с кем, кроме г. Мартынова; на сцене она как будто дома, и в голосе е„ часто звучат ноты, которые вдруг переносят вас в действительную жизнь". Л. с успехом играла в водевилях - Матр„на Марковна ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловь„ва), Марья Сем„новна ("Бархатная шляпка" Ф„дорова) и др. Наиболее полно талант Л., актрисы чисто русской, знавшей рус. жизнь до мельчайших подробностей, раскрылся в пьесах Островского: Кабаниха ("Гроза", 1859), Кукушкина ("Доходное место", 1863), Василиса Пери-гриновна ("Воспитанница", 1863), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Матр„на ("Горячее сердце", 1869) и др. Островский высоко ценил талант Л., специально предназначая ей нек-рые роли в своих пьесах (напр., роль Кукушкиной). Творчество Л. способствовало утверждению реализма в Александринском т-ре.

Лит.: Селиванов Н., Ю. Н. Линская, "ЕИТ". Сезон 1895-1896. Приложения, кн. 1, с. 1-25; Г н е-дич П., Линская, "Культура театра", 1921, .ј5, с. 23- 26. АН. А.

ЛЙНСКАЯ-НЕМ‚ТТИ (наст. фам. - К о л ы ш-к о). Вера Александровна [1857-14(27).XI.1910] - русская актриса и антрепрен„р. В 1876 начала сце-нич. деятельность в Николаевском драм. т-ре. Играла роли молодых героинь в драме, затем выступала как опереточная актриса. С 1885 в Петербурге открывает антрепризу. Содержала дачный т-р в "Озерках", затем Малый драм. т-р в Петербурге. В 1887 основала т-р "Сад Неметти", где ставился комедийный и фарсовый репертуар, затем в 1903 организовала собственный т-р. Первоначально в руководимых ею т-рах оперетта чередовалась с драматич. спектаклями, но с 1891 Л.-Н. занимается исключительно опереттой, и е„ т-р становится наиболее популярным в этом жанре. Для спектаклей Л.-Н. было характерно привлечение актерской молод„жи, она всегда стремилась к крепкому ансамблю. Талантливый организатор, Л.-Н* Сыграла большую роль в развитии рус. опереточного т-ра.

Лит.; "Театр и искусство", 1910, .?" 47, с. 893 (Некролог);

Янковский M. Я., Оперетта. Л.- М., 1937. ?. ?.

ЛИНХОВОИН, Лхаса ран Лодонович (р. 1.1.1924)- бурятский советский артист оперы (бас). Нар. арт.СССР

(1959). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. В 1954 окончил Ленингр. консерваторию. С 1942 - артист

Бурятского музыкально-драматического театра, с 1954-солист Бурятского театра оперы и балета.

Партии: Бумал-хан ("Энхе -. Булат батор" Фролова), Андрей ("На Байкале" Книппера), Булган-Табит ("Побратимы" Аюшеева), дед Бумба ("У подножья Саян" Ряузова), Мельник; Кончак ("Князь Игорь"), Собакин ("Царская невеста"), Гремин ("Евгений Онегин"), Борис Годунов, Сусанин; Олоферн ("Юдифь" Серова), Монта-нелли ("Овод" Спадавеккиа), Дон Базилио и др.

Л. обладает голосом красивого тембра. Созда„т выразит, образы, отмеченные острой характерностью. С 1962 Л.- худ. рук. Бурят, т-ра оперы и балета.

Лит.: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959; ? ?-дорковская Л., Театральная Бурятия, "Дружба народов", 1959, ј 11, с. 187-193. M. Лифш.

ЛИОБЙТЕ, Алдона (р. 11. II. 1915) - литовская советская актриса и драматург. Участвовала в работе Вильнюсского литовского т-ра (1932-36). Училась в Каунасском ун-те. Играла в Вильнюсском т-ре "Вайдила" (1941-44), в Т-ре драмы Лит. ССР, Вильнюс (1944-49). Автор пьес: "Горбунок-музыкант" по мотивам литов. сказок (1955, Т-р драмы Лит. ССР), "Медвежья избушка" (1956 - Клайпедский, 1957 - Каунасский т-ры), либретто оперы "Повстанцы" по роману В. Миколайтиса-Путинаса (комп. Ю. Юзелю-нас, 1958), инсценировок (вместе с К. Кимантайте) романа П. Цвирки "Земля-кормилица" (1950), повести Венуолиса "Утопленница" (1956) - пост. в Т-ре драмы Лит. ССР. В. М.

ЛИПКОВСКАЯ (M a ? ш н е р), Лидия Яковлевна [25.V(6.VI).1882 - 22.III.1958] - русская артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1901-05 обучалась в Петерб. консерватории по классу проф. Н. А. Ирецкой. В 1906-08 и в 1911-13 Л.-солистка Мариинского т-ра. В 1909-11 выступала в Париже, Милане, Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и др. городах. В 1914-15 - солистка т-ра Муз. драмы в Петрограде. Гастролировала в др. городах. С 1918 жила за границей. В 1927-29 гастролировала в СССР.

Партии: Марфа, Снегурочка; Ольга ("Псковитянка"), Татьяна, Виолетта, Джильда, Лакме, Микаэла, Розина;

Офелия ("Гамлет" Тома), Лейла ("Искатели жемчуга" Биэе), Манон (о. п. Массне), Недда ("Паяцы"), Маргарита ("Фауст") и др. Выступала также в оперетте (Валентина -"Вес„лая вдова" Лсгара) и в драме (Псиша - о. п. Беляева).

Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862- 1962, Л., 1962; Станиславский К. С., Материалы, письма, исследования, М., 1955. А Ш

ЛЙПСКЕРОВ, Константин Абрамович (1889--29. X.I 954) - русский советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1916. С 1923 выступает как драматург. Автор либретто оперы "Карменсита и солдат" (по Мериме, муэ. Визе, 1924, Муз. студия МХАТа). Его драма "Карменсита" была пост. в 1927 в Т-ре им. Руставели. В 1928 во МХАТе 2-м пост. пьеса Л. "Митькино царство"." Л.- один из авторов (совм. с Кочетковым) историч. пьесы "Надежда Дурова" (1941, Т-р им. Моссовета).

Соч.: Морская горошина. Драм. поэма, М., 1925; Карменсита, М., 1927; Надежда Дурова, М.- Л., 1942 (совм. с А. Кочетковым).

Лит.: Бояджиев Г., В. П. Марецкая, М., 1954;

Марков П. А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данчсн-ко в музыкальном театре, М., 1960, с. 85, 99, 106-07.

Л. Ним.

"ЛИРИКИ СКИНЙ" (греч. ?????? ???? - "Музыкальная сцена") - первый государственный музыкальный театр Греции. Осн. в 1940 в Афинах. Труппа выступает в здании т-ра "Олимпия" (после реконструкции 1957-58 зал т-ра вмещает 1100 мест). В летний период и во время ежегодных Афинских фестивалей представления даются также в т-ре Ирода Аттика (Одеон, см. Ирода Аттика театр). В репертуаре "Л. с." греч. муз.-сценич. произв.-оперы "Кольцо матери", "Протомасторас", "Константин Палеолог" М. Каломириса, "Касия" Г. Склавоса, одноактная муз. драма "Полдень любви" М. Варвоглиса, оперетты Т. Сакелларидиса и др. В "Л. с." ставятся также произв. Глюка, Моцарта, Беллини, Верди, Пуччинп, Масканьи, Гуно, Бизе, Оффенбаха, Легара, Кальмана, И. Штрауса и др. В 50-60-е гг. т-р часто обращается к произв. рус. композиторов. В 1959-63 были пост. "Борис Годунов", "Хованщина", "Князь Игорь", "Пиковая дама" и др. В 1961-62 ставились "вечера балета". В т-ре работали или продолжают работать (1963): 3. Влахопулу, Н. В у тир а, Ф. Аида-ли, А. Захарату, Е. Гага-Спиропулу, А. Морфониу, В. Георгиу, Р. Фокьяну, К. Дамасиоти, Д. Евстратиу, Н. Захариу, П. Епитропакис, Л. Иоаннидис, М. Ко-ронис, А. Пандазинос, Г. Коколиос, Дж. Модинос, К. Пасхалис, Н. Хадзиниколау и др. Дириж„ры:

А. Евангелатос, Л. Зорас, А. Паридис, В. Пфефер и др. Пост. в разные годы осуществляли реж. Т. Му-зенидис, П. Кацелис, А. Минотис, Д. Рондирис, Ф. Теологидис; оперетты ставил Н. Синодинос. Балетмейстеры - Е. Цукала, А. Гриманис. "Л. с." часто приглашает зарубежных артистов, а также греч. вокалистов, работающих за границей (М. Каллас Н. Мосхонас и др.). Д. С.

ЛИРИЧЕСКАЯ ДРАМА (устар.) - то же, что и опера. Слово "лирическая" употреблено здесь в значении "поющаяся". Ср. Лирическая трагедия.

ЛИРИЧЕСКАЯ ????? - см. Опера.

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (tragedie lyrique, также tragedie en musique) - принятое во Франции 17-18 вв. обозначение большой оперы на мифоло-гич. или историч. сюжет. Слово "лирическая" означает в данном случае "поющаяся". Классич. тип Л. т. был установлен Люлли и в дальнейшем подвергся видоизменениям в творчестве Рамо, Глюка и др. См. также Опера.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер., под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934.

ЛИСАРРАГА (Lizarraga), Андрее (р. 18.VI.1919)- аргентинский драматург. До 1954 работал в области живописи. Написал пьесы: "С восьмидесяти" (совм. с О. Драгуном, 1958, т-р "Фрай Мочо"), "Повозка вечности" (1960, там же) о возникновении т-ра в Евпо-пе, "Санта Хуана де Америка" (1960, там же, 1-я up. на конкурсе правительства Кубы). В 1960 к 150-летию независимости Аргентины Л. создал пьесу "Трое, осудившие на долгое безмолвие" (т-р "ОЛАТ") об одном из деятелей майской революции 1810 в В.

Перу (ныне Боливия). В том же году пост. "Верхнее Перу" (т-р "ИФТ") об участии народа в освободит. борьбе стран Лат. Америки против испанского ига.

Лит.: Santa Juana de America. Teatro..., La Habana, 1960. Л. Гер.

ЛИСБОНН (Lisbonne), Максим (р. между 1828 и 1839-25. V.I 905) - французский актер и режиссер. Начал сценич. деятельность в 1864. Играл роли:

Буридан ("Нельская башня" Дюма-отца), д' Артаньян ("Три мушкет„ра") и др. В конце 60-х гг. был директором парижского т-ра "Фоли-Сент-Антуан". Участник революц. движения, бланкист, Л. стал полковником войск Парижской Коммуны 1871. За легендарную храбрость прозван "д' Артаньяном Коммуны". После пребывания на каторге (в 1872-80) руководил в 1881-83 парижским демократич. т-ром "Буфф-дю-Нор", в к-ром наряду с романтич. драмами Гюго "Мария Тюдор", "Лукреция Борджа" ставил пьесы молодых драматургов на острые социальные темы:

"Свободная женщина" Лапорта, "Проститутка" Ла-вижери, а также пьесы, героизировавшие революц. борьбу,- "Надина" Мишель, "Гош" Ж. Ришара, А. Ришара и Лоне. Консервативно-реакц. круги относились к т-ру Л. враждебно.

Лит.: Данилин Ю., Максим Лисбонн, "Октябрь", 1941, ј 3; e г о же, Парижская Коммуна и французский театр. М., 1963. Ю. Дан.

"ЛИСЕО" (Liceo) - испанский оперный театр. Построен в Барселоне архитектором М. Гаррига Рока. Был открыт 4 апр. 1847 драмой В. де ла Веги "Дон Фернандо де Антекера". В т-ре первоначально гастролировали исп. драм. и итал. оперная (дириж„р М. Обиолс) труппы. В 1861 здание.т-ра сгорело. Новое здание для "Л." было построено X. О. Местресом в 1862. С этого времени здесь выступает оперная труппа. В "Л." ставились оперы Гуно, Мейербера, Бойто, Понкьелли, Визе, Массне, Пуччини и др. В последней четверти 19 в. в репертуаре т-ра преобладали оперы Вагнера ("Валькирия", "Тристан и Изольда", 1899, "Зигфрид", 1900), в 20 в. пост. оперы В. д' Энди, Э. Гумпердинка, Р. Штрауса, У. Джордано, Э. д' Аль-бера, Р. Леонкавалло, Дж. Менотти и др. В "Л." ставились оперы исп. композиторов Ф. Педреля ("Последний из Абенсерагов", 1874, "Квазимодо", 1875), Т. Бретона ("Теруэльские любовники", 1889, "Гарин", 1892, написана специально для "Л."), И. Альбениса ("Генри Клиффорд", 1895, "Пепита Хименес", 1896), М. Обиольса, М. Хиро и др.; в 20 в.оперы Э. Гра-надоса, X. де Манена, Э. Морера, X. X. Паисы, X. Ганга и др. Произв. рус. композиторов впервые появляются на сцене "Л." в 1922. Были пост. оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Стравинского. В 20 в. "Л." превращается в большой театральный центр; на его сцене выступают артисты, завоевавшие мировую славу. При т-ре создана консерватория и балетная школа.

Лит.- Bertran М. J., El gran teatro del Liceo de Barcelona. 1837-1930, Barcelona, 1931; Chase G., The music of Spain, N. Y., [1941 ]. M. Лиц.

ЛИСИН И СИНЬКОВСКАЯ - советские цирковые артисты; воздушные гимнасты. 1) Лисин, Виктор Матвеевич (р. 1913). Засл. арт. РСФСР (1948). В цирк приш„л в 1930 из физкультурно-спортивного кружка. Работал как гимнаст с артисткой Е. Синьковской с 1932. Создал ряд номеров воздушной гимнастики ("Лопинг", "В елок руг").

2) Синьковская, Елена Леонидовна (р. 1911). Засл. арт. РСФСР (1948). Начала работать в цирке с 1922 как воздушная гимнастка. С 1932 выступает с В. М. Лисиным.

Номер Л. и С.- гимнастика на воздушной торпеде, летающей под куполом цирка,- сочетает рекордные трюки с большой актерской выразительностью, отличается динамичностью. Л. и С.-участники гастролей сов. цирка во Франции, Англии, Бельгии (1956), Монголии (1955), Польше (1957). 3. Г.

ЛИСЙНСКИЙ (Lisinski), Ватрослав (наст. имя и фам. - Игнац Фукс; Fuchs) (8.VII. 1819- 31. V.I 854) - хорватский композитор. Основоположник хорват, нац. муз. иск-ва. Автор первых нац. хорват, опер (на либр. Д. Деметера) "Любовь и злоба" (1846, Загреб) и "Порин" (соч. 1851, пост. 1897, там же). В операх Л., как и во вс„м его творчестве, впервые в проф. музыке были использованы хорват. нар. мелодии, характерные ритмы хорват, народных танцев.

Лит.: К lai с Vj., V. Lisinski (1819-1854) i prve dvije hrvatske opere, Zagreb, 1919. 77. M.

ЛИСИЦИАН, Павел Герасимович [Погос Карапето-вич; р.24.Х(6.Х1). 1911 ]-сов. артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Пению обучался в Ленингр. консерватории. В 1935-37артист Ленингр. Малого оперного т-ра; с 1937 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиарова, на сцене к-poro пел партии Товмаса ("Тапар-никос" Айвазяна), Татула ("Алмаст" Спендиарова), Ар-шака II (о. п. Чухаджяна). С 1940 Л.- солист Большого т-ра.

Партии: Онегин, Елецкий, Мазепа; Сильвио ("Паяцы"),

Валентин ("Фауст"), Жермон, Амонасро ("Травиата", "Аида"), Форд ("Фальстаф" Верди), Януш ("Галька" Монюшко), Эска-мильо; Наполеон ("Война и мир"), Рылеев ("Декабристы" Шапорина), Андре ("Муса Джалиль" Жиганова) и др.

Густой, мягкий голос красивого тембра, тонкая нюансировка, проникновенность и благородство исполнения - отличительные черты иск-ва Л., одного из выдающихся сов. оперных певцов. А. Ив.

ЛИСИЦИАН, Србуи Степановна [р. 15(27). VI. 1893] - армянский советский искусствовед. Доктор историч. наук (1961). В 1911-17 училась в Москве, в студиях выразительного слова под рук. О. Э.Оза-ровской и танца под рук. И. С. Чернецкой. В 1917 организовала в Тифлисе студию танца, пластики и ритма. С 1930 вед„т преподавательскую работу в Ереване. С 1945- доцент Ереванского художеств. театрального ин-та. Ставила танцы в спектаклях ц ансамблях. Л. - основоположник художеств. гимнастики в Закавказье. С 1923 занимается изучением арм. нар. танцев. Была одним из авторов (совм. с комп. С. Бархударяном) балета "Наринэ" (1936). Основала и была директором (до 1938) хореографич. уч-ща в Ереване. Выступает как режиссер-балетмейстер. Перевела ряд пьес.

Соч.: Запись движения (кинетография), М., 1940; Старинные пляски и театральные представления армянского народа, т. 1, Ереван, 1958. ?. A.

ЛИСТ (Liszt), Ференц [22.X.1811, д. Доборьян, близ Шопрона (Венгрия), - 31.VII.1886, Байр„йт (Германия) ] - венгерский композитор, пианист, дириж„р, муз. писатель и муз. деятель. Отец Л., смотритель овчарни кн. Эстергази, был разносторонним музыкантом-любителем. С 6-летнего возраста Л. учился музыке у своего отца, девяти лет начал публичные выступления. В 1821- 1822 в Вене брал уроки у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция). С 1823 длит. время жил в Париже, где продолжал заниматься композицией у Ф. Паэра и А. Рейха. Концертировал во мн. странах (в России-1842, 1843, 1847). Оставив в 1847 пианистич. деятельность, работал придворным капельмейстером в Веймаре (1848- 1861). Почти ежегодно по неск. месяцев проводил в Венгрии (с 1875 Л. - президент Муз. академии, осн. - им в Будапеште). Л.-глава т. н. "новонемецкой школы" романтизма. Тесная связь с образами литературы, конкретно-сюжетная программность, тяготение к фи-лос. обобщениям - характерные черты его творчества. Л. расширил выразит, средства муз. иск-ва (в области мелодии, гармонии, инструментовки, ис-полнительства), вв„л принцип монотематизма и т. д. Л. принадлежат оперы "Дон Санчо, или Замок любви" (1825, т-р "Гранд-Опера"), "Сарданапал" (не оконч.), увертюры к спектаклям Веймарского т-ра "Освобожд„нный Прометей" Гердера (1850) и "Тассо" Г„те (1849, 2-я ред. 1854), оратория "Легенда о св. Елизавете" (исполнялась на сцене в Будапеште, 1866),

In. фантазии на темы опер Моцарта, Вебера, Верди, еллини, Доницетти, Мейербера и др. соч. Во время работы в Веймарском придворном т-ре Л. стремился к реформе оперного иск-ва, боролся с консерватизмом, рутиной, пропагандировал творчество Вагнера. Пост. оперу "Лоэнгрин" (1850), пров„л в 1853 вагне-ровскую неделю, во время к-рой были исполнены "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин". Л. дирижировал также операми Берлиоза ("Бенвенуто Челлини", 1852, "Лелио", 1855). Впервые осуществил пост. произв. нем. композиторов - опер "Альфон-со и Эстрелла" Шуберта (1854), "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (1858) и др.; драмы "Манфред" Байрона с муз. Шумана (1852). Из рус. опер в Веймарском т-ре Л. пост. "Сибирские охотники" Рубинштейна (1854). Л. дирижировал также произв. X. Глюка (частично в своих редакциях), В. Моцарта, Л. Бетховена, К. Вебера, Л. Шпора, Р. Шумана, Дж. Россини, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Мейербера и др. композиторов. Работа Л. для т-ра не ограничивалась только его дириж„рской деятельностью. Ему принадлежат статьи об "Орфее и Эвридике" Глюка, "Эврианте" Вебера, "Фиделио" Бетховена, операх Вагнера и др., в к-рых Л. отстаивал принципы высокоидейного иск-ва. Л. вдохновил Вагнера на создание опер "Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга".

Соч.: Gesammelte Schriften. Hrsg. v. L. Ramann, Bd 1-6, Lpz., 1880-83.

Лит.: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, Избр. соч., т. 3, М., 1952 и отд. изд. 1954;М ильштейн Я.,

Лист, [т.] 1-2, M 1956; R a a b е Р., Franz Liszt, Bd l -2, Stuttg,В., 1931; Ramann L., Liszt.., Bd 1-3, Lpz., 1880-94.

ЛИСТОВ, Константин Яковлевич [р. 7(20). IX. 1900] - русский советский композитор, дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950). В 1922 окончил Саратовскую консерваторию по кл. фп. и композиции. В 1919-22 работал пианистом и дириж„ром Саратовского т-ра миниатюр. В 1934-38 - дириж„р Моск. т-ра обозрения (написал музыку к неск. спектаклям), в 1938-40 - дириж„р Моск. т-ра муз. комедии. Автор оперетт "Королева ошиблась" (1928, т-р "Синяя блуза", Москва), "Ледяной дом", либр. по о. п. Лажечникова (1938, Моск. т-р муз. комедии), "Копилка" по Лабишу и Делакуру (1939, Саратов) и др. Широкое распространение получили оперетты Л. "Кораллина" (1948, Свердловский т-р муз. комедии), "Мечтатели" (1950, Моск. т-р оперетты) и особенно "Севастопольский вальс" (1962, Волгоградский т-р муз. комедии). В 1961 Л. написал оперу "Дочь Кубы" о героич. борьбе кубинского народа (1962, Воронежский муз. т-р). Л. принадлежат также опера "Олеся" по о. п. А. Куприна (1959, Саратовский т-р оперы и балета), оперетта "Сердце балтийца" (1964, Ивановский т-р муз. комедии), музыка к спектаклям, мн. популярных песен и др. соч.

Лит.: Тищенко А., Константин Листов, М., 1962.

А. Ив. ЛИТВИН (наст. фам. - Литвинова), Фелия (Ф„кла) Васильевна (1861, Петербург,-12.X.1936, Париж) - русская артистка оперы (драматич. сопрано). Муз. образование получила в Париже, где училась у П. Виардо-Гарсиа и др. педагогов. В 1883 дебютировала в Итал. опере в Париже. Пела в крупнейших оперных т-рах мира (Милан, Нью-Йорк, Лондон и др.) на разл. яз. С 90-х гг. выступала в России (Петербург, Москва и др.). Была неутомимым пропагандистом музыки Вагнера, в операх к-рого имела особый успех благодаря редкому голосу ("героическое" сопрано) большой силы и широкого диапазона.

Партии: Юдифь (о. п. Серова), Брунгильда, Эльза, Кунд-ри, Изольда ("Зигфрид", "Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда" Вагнера), Альцеста (о. п. Глюка), Маргарита ("Фауст"), Валентина ("Гугеноты"), Аида и др. Выступала также как камерная певица.

Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940; Левик С. Ю-, Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, 2 изд., М., 1962; Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница